Перечень медицинских услуг для лицензирования. Когда необходима лицензия на медицинскую деятельность? Особенности разрешения на врачебную практику

В статье будут высветлены основные вопросы, которые качаются лицензирования медицинской деятельности. Что представляет собой процесс, для чего необходим и как получить лицензию – об этом далее.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Деятельность любого характера должна иметь лицензию. Медицина не стала исключением. Здоровье людей зависит именно от качественного обслуживания.

Наличие документа – обязательное условие для осуществления медицинских услуг. Не зависит его получение от типа учреждения.

Лицензирование осуществляется в случаях, когда медицинское учреждение соответствует требованиям. Как же получить лицензию?

Что нужно знать

Бизнес в сфере медицины – непростой. В руках учреждений жизнь и здоровье населения, поэтому держава осуществляет жесткий контроль над медицинской деятельностью.

Главное в этом вопросе – оформление лицензии. Каждый вид практики врачевания получает отдельный документ. Список типов медицинской деятельности определяет Законодательство.

При наличии у медицинского учреждения лицензии оно имеет право предоставлять услуги в любом субъекте Российской Федерации.

Оформить лицензию обязаны организации, которые оказывают услуги в таких сферах:

  • скорая помощь;
  • медико-санитарная (как первичная, так и специализированная);
  • лечение в санаториях и курортах;
  • осуществление экспертизы, медицинских осмотров;
  • ведение деятельности с донорами.

Документ выдается на неограниченный срок. Тип деятельности, для которой оформлялась лицензия, вправе осуществлять только то лицо, которое ее получило. Передавать другим лицам запрещено.

Если организация ликвидируется, меняется ее руководитель или лицензия теряется, то в продолжение 15-ти дней лицензиат обязан об этом сообщить. В этих случаях документ придется переоформлять.

Срок лицензии – 3 года. Если юридическое лицо захочет изменить срок, то об этом необходимо уведомить уполномоченные органы. В данной услуге могут отказать, если у лицензиата имеются правонарушения.

В лицензии обязательно указываются:

  • типы деятельности;
  • проверки плановые и внеплановые;
  • контроль ведения деятельности – имеется ли лицензия, не просрочена ли она.

Во время проверок лицензирующий орган устанавливает факты нарушения, побуждает к его исправлению, выносит решение по аннулированию лицензии.

Основные понятия

Чтобы знать весь процесс оформления и получения документа, необходимо иметь представление об основных понятиях.

Лицензия Разрешение, необходимое для осуществления деятельности в конкретной области. Выдается лицензирующим органом лицам юридического и физического типа
Лицензируемый тип деятельности Определенный род деятельности, который осуществляется на территории Российской Федерации и подлежит обязательному получению лицензии
Лицензирование Процесс, связанный с получением лицензии, переоформлением документации, ограничением или аннулированием документа и прочих действий
Требования и условия к лицензии Совокупность условий, которые поставлены перед лицензиатом для обязательного выполнения
Лицензирующие органы Органы исполнительной власти государства, проводящие процесс лицензирования согласно Федеральному Закону
Лицензиат Юридическое, физическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые имеют лицензию для осуществления деятельности конкретного типа
Соискатель Лицо юридического типа или ИП, обратившиеся в лицензирующие органы с целью получения лицензии
Реестр лицензий Совокупность сведений о процессах, связанных с оформлением данного документа
Лицензия на использование техники Документ, дающий право учреждению проводить обслуживание оборудования согласно требованиям. Без подобного документа могут привлечь к ответственности
Лицензия фармацевтики Разрешение на наличие аптечного пункта в медицинском учреждении и продажа им лекарств

С какой целью осуществляется

Основная цель – предоставление права медицинским учреждениям осуществлять деятельность, соблюдая санитарные нормы, гигиенические, стандарты государства.

Не менее важная цель – предотвращение нанесения ущерба населению в сфере прав, жизни и здоровья.

Законные основания

Конституция Российской Федерации дает гарантию защиты здоровья населения и оказания им помощи медицинского характера.

Для этого медицинским учреждениям необходима лицензия, которая регулируется множеством нормативных актов.

Содержит информацию о том, что документ не нужен тем страховым организациям, которые контролируют процесс оказания доврачебной помощи.

При осуществлении деятельности без лицензии предусмотрена ответственность административного характера ( административных нарушений права) – 50 тысяч рублей и конфискация имущества.

Либо уголовная ответственность согласно Российской Федерации.

Согласно данным статьям размеры штрафов составляют:

Основные положения («О лицензировании медицинской деятельности»):

  1. Любая деятельность медицинского характера подлежит лицензированию, независимо от своей организационно-правовой формы.
  2. Процесс осуществляет Орган исполнительной власти государства.
  3. Лицензия – официальный документ.
  4. Рассмотрение заявки на получение документа платное.
  5. Решение принимается в течение месяца.

Который был принят 11 марта 2013 года, содержит требования к оказанию услуг медицинского характера.

Чтобы получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, необходимо пройти ряд этапов – подать заявление и документы, выполняя при этом все требования Законодательства.

Основные шаги:

  1. Подача лицензиатом заявления и документации.
  2. Проверка соответствий документов требованиям и условиям.
  3. Принятие органом, проводящим лицензирование, решения – отказать в выдаче или нет. Оформить решение необходимо приказом. Сделать это нужно в течение месяца с момента подачи документов.
  4. Уведомление заявителя о решении. Сообщить необходимо в продолжение 3 – дней. Оформляется оно в письменном виде, при этом обязательно указать номер счета, на который необходимо перечислить средства за лицензионный сбор.
  5. Проведение экспертизы (в случае отказа в выдаче документа). Требовать провести данный процесс может сам лицензиат, если не согласен с решением.
  6. Разбирательство в судебном порядке. Также проводится в случае отказа. 5 и 6 этапы отсутствуют, если в выдаче лицензии не отказали.
  7. Оплата сбора, который идет в бюджет. Размер его – 1 тысяча рублей. При неоплате лицензию могут аннулировать.
  8. Выдача лицензии.

Видео: лицензирование предпринимательской деятельности

Соответствующий отдел по данным вопросам

Лицензированием медицинских учреждений занимается Федеральная Служба по надзору в области здравоохранения и развития социального характера , то есть лицензирующий орган.

Принимает комитет по лицензированию. Перед тем как выдать лицензию, проводится проверка.

Цель ее – определить, соответствует ли лицензиат и документы всем требованиям. Проверяется все – данные учредителя, документы, оборудование и прочее.

Требования к медицинскому кабинету

Законодательство не устанавливает четких требований к типу помещения. Это может быть как съемное, так и собственное.

Перед лицензиату необходимо учесть требования к условиям в этом кабинете. Иначе лицензию могут не выдать.

Общие:

  • освещение должно быть естественным;
  • окна иметь форточки и защиты от солнечных лучей – козырьки, жалюзи;
  • светильники должны быть как настенными, так и переносными;
  • в наличии холодная и горячая вода;
  • на умывальнике обязательно жидкое мыло;
  • санузел содержать бумажные полотенца и педальные спуски для смывания воды;
  • помещение и все приборы должны быть чистыми;
  • инвентарь для уборки содержать маркировку – для какого помещения и типа работы;
  • генеральную уборку проводить раз в месяц;
  • каждый год проводить косметический ремонт.

Отделка помещения:

  • стены окрашивать силикатной краской, потолок – побелкой;
  • пол из материалов, не пропускающих воду и обладающих теплоизоляцией;
  • подвесные потолки разрешено устанавливать только в процедурной, коридоре.

Иные лицензионные требования:

  • наличие помещения для оказания качественной медицинской помощи;
  • в области оказания услуг – специальное оборудование, инструменты и приборы, разрешение на использование технологий;
  • медицинское образование;
  • раз в 5 лет сотрудники обязаны проходить переподготовку с целью повысить квалификацию;
  • строгое соблюдение этапов оказания помощи;
  • контроль за качеством обслуживания;
  • наличие документов.

Соблюдая вышеперечисленные требования, можно рассчитывать на положительное решение лицензирующих органов.

Перечень документов

Чтобы получить лицензию, необходимо предоставить следующие документы:

  • письменное заявление, в котором указываются виды предполагаемых работ;
  • учредительные документы;
  • выписка из реестра о том, что лицо зарегистрировано как юридическое;
  • документы на помещение – арендный договор или свидетельство о праве собственности;
  • об уплате ;
  • свидетельство об образовании и стаже работы в данной сфере (лицензиата и сотрудников);
  • удостоверение регистрации и сертификата на использование оборудования;
  • заключение от санитарно-эпидемиологической комиссии и его Акт.

Предоставить необходимо ксерокопии указанной документации, обязательно заверенные у нотариуса.

Список необходимого оборудования

Медицинское учреждение обязано иметь необходимое оборудование для качественного обслуживания пациентов.

Министерство Здравоохранения () устанавливает перечень инвентаря.

Особенности при лицензировании меддеятельности в Москве

Для медицинских учреждений обязательными являются такие условия:

  1. Соблюдение Законов Российской Федерации.
  2. Соблюдение санитарных ном.
  3. Сотрудники должны обладать квалификацией и соответствующим образованием.

Лицензия для предприятий коммерческого типа выдается Департаментом Здравоохранения в Москве и Министерством Здравоохранения в области.

Наличие документа позволяет осуществлять медицинскую деятельность легально. Чтобы получить лицензию быстро и без проблем, можно обратиться к опытным профессионалам.

Деятельность в сфере медицины – процесс нелегкий и подлежит получению лицензии. Регулируется он Законодательством.

От качества обслуживания и соблюдения норм зависит жизнь людей. Поэтому наличие лицензии обязательно. Понадобится лицензирование не только деятельности, но и на пользование оборудованием.

В Москве получить лицензию легче индивидуальным предпринимателям, так как от них требуют меньшей документации.

Медицинская лицензия необходима, если вы планируете деятельность, связанную с оказанием медицинских услуг: стоматологии, для частной клиники, массажного кабинета, салона красоты, косметологии и многих других видов деятельности. Лицензия действует бессрочно.
Ключевыми этапами в оформлении медицинской лицензии является наличие оборудованного помещения, наличие лицензии на медицинскую технику, наличие квалифицированного персонала с медицинским образованием и всех необходимых документов.
В компании "АП Капитал" лицензированием занимаются профессиональные юристы с 15 летним стажем. Мы знаем, какие моменты требуют повышенного внимания, и как с легкостью пройти проверки и получить медицинскую лицензию.
Срок оформления медицинских лицензий от 21 (ускоренно) до 45 рабочих дней. Мы поможем оформить лицензию за короткое время.
Стоимость медицинской лицензии от 45000р. Скидки возможны, в зависимости от состояния ваших документов, помещения, мед. персонала и многих других значимых моментов. Наш телефон (495) 980-23-23 (многоканальный).

Комплекс услуг по получению медицинской лицензии

  • Консультация эксперта - БЕСПЛАТНО!
  • Сбор и проверка документов для сдачи в лицензирующий орган - 3 дня
  • Подача заявления в Департамент Здравоохранения г. Москвы. (Министерство Здравоохранения РФ для Московской обл.) - 1 день
  • Сопровождение выездной проверки лицензирующего органа.
  • Устранение возможных замечаний проверяющих экспертов, по результатам проверки лицензирующего органа.
  • Получение медицинской лицензии и передача заказчику сразу в день выдачи

Образцы медицинских лицензий

* Нажмите на картинку для увеличения

Юридическая компания "АП Капитал" настоятельно рекомендует выполнять все требования законодательства РФ по лицензированию и предоставлять в лицензирующие органы только официальные документы с работающими сотрудниками.

Юридическое лицо, оказывающее различные медицинские услуги, обязано пройти обязательное лицензирование медицинской деятельности. Получение медицинской лицензии или ее продление проводится в Росздравнадзоре.

Все виды деятельности, на которые необходима медицинская лицензия, перечислены в Перечне работ и услуг по оказанию медицинской помощи. К примеру, лицензия на медицинскую деятельность должна быть у всех предприятий, проводящих медицинские работы, оказывающих скорую и доврачебную помощь. Обязана быть лицензия на медицинскую деятельность и у предприятий, применяющих методы нетрадиционной медицины.

Обратите внимание на то, что оказание косметологических услуг не является отдельно лицензируемым видом деятельности, поэтому такого понятия как "лицензия на косметологию" не существует и косметологическая деятельность осуществляется на основании медицинской лицензии .

Перечень документов для получения медицинской лицензии

  1. Учредительные документы (устав, учредительный договор, приказ о назначении руководителя);
  2. Свидетельство о государственной регистрации организации;
  3. Свидетельство о постановке на налоговый учет;
  4. Свидетельство о внесении изменений (в случае смены директора и/или внесения изменений в учредительные документы);
  5. Выписка и ЕГРЮЛ;
  6. Коды Госкомстата;
  7. Документы на нежилое помещение: договор аренды, свидетельство о праве собственности на помещение (если договор аренды заключен на срок менее одного года);
  8. Поэтажный план нежилого помещения;
  9. Экспликация к поэтажному плану нежилого помещения;
  10. Документы, подтверждающие право собственности на оборудование или иные основания пользования оборудованием;
  11. Трудовые договоры, трудовые книжки сотрудников (трудовая книжка сотрудника, назначенного ответственным за медицинскую часть, подтверждающая наличие стажа работы по специальности не менее 5-ти лет);
  12. Документы, подтверждающие медицинское образование старшего и среднего мед. персонала (дипломы, удостоверения и свидетельства о повышении квалификации, сертификаты работников, осуществляющих медицинскую деятельность);
  13. Приказ о назначении главного врача или ответственного за работу медицинскую часть. У сотрудника, назначенного ответственным за медицинскую часть должно быть высшее образование и стаж работы не менее 5-ти лет;
  14. Штатное расписание, утвержденное организацией;
  15. Сертификаты качества медицинской техники (свидетельства о поверке, сертификаты о калибровке оборудования);
  16. Регистрационные удостоверения на медицинскую технику произведенную позднее 2000 г.;
  17. Договор на техническое обслуживание медицинской техники;
  18. Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (6000 рублей);
  19. Договор с соответствующими ЛПУ (для стоматологии – договор с зуботехнической лабораторией и т.п.);
  20. Метрологический контроль оборудования.
  21. Доверенность.

Оформление лицензий на медицинскую деятельность

Наши специалисты оказывают услуги по оформлению медицинской лицензии для компаний, зарегистрированных в г. Москве и Московской области.

Стоимость услуги:

от 150 000 рублей и зависит от количества выбранных вами видов медицинских услуг - виды услуг можно выбрать из приложенного классификатора . Гарантируется получение лицензии для организаций, осуществляющих деятельность на территории г. Москвы и МО. Для региональных компаний возможна помощь в подготовке документов для подачи пакета самостоятельно клиентом с дополнительно подготовленным комплектом документов для выездной проверки. Стоимость услуг при этом составляет от 50 000 руб. и зависит от количества выбранных видов.

Порядок работы:

  1. получение от заказчика пакета документов (перечень см. ниже);
  2. заключение договора на оказание услуг – договор направляется по электронной почте на подписание;
  3. правовая экспертиза собранного заказчиком пакета документов юристами, исправление ошибок и неточностей;
  4. выставление счета – при положительном заключении экспертизы. Заказчик производит 100% безналичную предоплату и 100% оплату дополнительных расходов;
  5. оформление лицензии (оформление лицензионной документации, сдача папки в лицензирующий орган, оформление документации для выездной проверки, получение лицензии) – по окончанию работ выдается бланк лицензии.

Лицензия выдается на бессрочный период

Срок оформления лицензии:

  • 45 рабочих дней (до получения уведомления о предоставлении лицензии (дает право официальной работы).
  • Срок оформления заключения СЭС составляет около 30 дней и в срок оформления лицензии не входит.

Прочая необходимая информация:

Услуга может быть оказана лишь при условии, что ваша компания зарегистрирована на территории города Москвы или Московской области. Или при получении лицензии на раздел «высокотехнологичная помощь» или лицензии федеральным медицинским учреждениям – не зависимо от места регистрации компаний. Лицензия выдается на бессрочный период.

В услугу по оформлению лицензии входит:

  • правовая экспертиза предоставленной лицензиатом документации
  • дача замечаний по представленной документации и рекомендаций по ее исправлению
  • оформление необходимой лицензионной документации
  • сдача папки в лицензирующий орган
  • оформление необходимой документации для выездной проверки
  • получение лицензии в соответствующем органе

Форма работы:

официальный договор с безналичной формой оплаты. Для начала работы клиент производит 100 % предоплату стоимости услуги. Лицензиат обязан подготовить определенный пакет документов и соответствовать определенным требованиям.

Список необходимых документов для оформления лицензии на медицинскую деятельность:

  1. Нотариально заверенная копия Устава фирмы со всеми изменениями и дополнениями (изменения и дополнения в форме отдельных документов так же нотариально заверить).
  2. Нотариально заверенные копии всех свидетельств о регистрации изменений.
  3. Нотариально заверенная копия Свидетельства о государственной регистрации фирмы.
  4. Нотариально заверенная копия Свидетельства о постановке на налоговый учет.
  5. Нотариально заверенная копия Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (если фирма была создана до 01.07.2002 г.).
  6. Нотариально заверенная копия информационного письма статистики с кодами ОКВЭД.
  7. Подлинник или нотариально заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ сроком давности не более 2-х месяцев.
  8. Копия решения № 1 (протокола) о создании фирмы (в виде нотариально заверенной копии или оригинала + копии, заверенной руководителем).
  9. Копии решения о внесении изменений и дополнений, заверенная руководителем фирмы (в виде нотариально заверенной копии или оригинала + копии, заверенной руководителем).
  10. Копия последнего решения и Приказа о вступлении в должность руководителя, заверенная руководителем фирмы (в виде нотариально заверенной копии или оригинала + копии, заверенной руководителем).
  11. Подлинник платежного поручения об уплате гос. пошлины за предоставление лицензии в размере 2600 рублей (с синей печатью или штампом банка об исполнении платежа).
  12. Нотариально заверенные копии документов на используемые помещения (медицинские) по одному из следующих случаев:
    • договора аренды + акта приема-передачи + свидетельства о праве собственности Арендодателя (в случае, если фирма арендует помещение).
    • свидетельства о праве собственности фирмы (в случае, если фирма владеет помещением на праве собственности).
    • договора субаренды + акта приема-передачи + договора аренды + акта приема-передачи + свидетельства о праве собственности Арендодателя (в случае, если помещение находится в субаренде у фирмы).
    • договор аренды + акта приема-передачи + выписка из реестра муниципальной (государственной) собственности (в случае, если фирма арендует муниципальное (государственное) помещение).
  13. Подлинник или нотариально заверенная копия санитарно-эпидемиологического заключения на заявляемый вид деятельности.
  14. Документы, подтверждающие образование, сертификацию специалистов по заявляемым видам медицинской деятельности:
    • на средний мед. персонал: диплом об образовании, сертификат специалиста, свидетельство о повышении квалификации, свидетельство о браке (если менялась фамилия) – всё в виде нотариально заверенной копии или оригинала + копии, заверенной руководителем.
    • на высший мед. персонал (врачей): диплом об образовании, удостоверение об окончании ординатуры (интернатуры), сертификат специалиста, свидетельство о повышении квалификации, свидетельство о браке (если менялась фамилия) – всё в виде нотариально заверенной копии или оригинала + копии, заверенной руководителем.
    • на главного врача или заведующего мед. отделением: диплом об образовании, удостоверение об окончании ординатуры (интернатуры), сертификат специалиста по специальности, свидетельство о повышении квалификации по специальности, а также свидетельство об окончании дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», свидетельство о браке (если менялась фамилия), копия трудовой книжки (все страницы, заверяется по месту основной работы), подтверждающей не менее чем пятилетний стаж работы по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» – всё в виде нотариально заверенной копии или оригинала + копии, заверенной руководителем.
  15. Заверенная руководителем копия штатного расписания.
  16. Заверенные руководителем копии Приказов о приеме на работу сотрудников + трудовых договоров.
  17. Документы по используемой мед. технике:
    • заверенные руководителем копии регистрационных удостоверений;
    • договор на обслуживание медицинской техники (в виде нотариально заверенной копии или оригинала + копии, заверенной руководителем) с приложением заверенной руководителем копии лицензии, обслуживающей организации + акт осмотра мед. техники от обслуживающей организации (в виде нотариально заверенной копии или оригинала + копии, заверенной руководителем) + гарантийные талоны на медицинское оборудование, если их срок действия еще не истек (в виде оригинала + копии, заверенной руководителем, или нотариально заверенной копии)
    • документы о приобретении медицинской техники (товарные накладные, договоры купли-продажи (если покупка ими сопровождалась) или товарный чек с приложением кассового чека (при расчете за покупку наличными) – в виде нотариально заверенной копии или оригинала + копии, заверенной руководителем.
  18. Банковские реквизиты, телефоны и факсы, электронные адреса компании.
  19. Клиент обязан надлежащим образом подготовить свои помещения, документы, персонал в соответствии с нашими письменными рекомендациями и требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Стоимость оформления лицензии на медицинскую деятельность

Название услуги Стоимость
Оформление медицинской лицензии 150 000 руб.
Доплата за каждый дополнительный вид работ, начиная со второго 4 000 руб.
Дополнительные услуги Стоимость
Государственная пошлина 7 500 руб.
Помощь в оформлении заключения СЭС (Роспотребнадзора) на используемое помещение (г. Москва) 50 000 руб.
Счет от СЭС за экспертизу (г. Москва) 18 000 руб. - 30 000 руб.
Помощь в оформлении заключении СЭС (Роспотребнадзора) на используемое помещение (Московская область) 60 000 руб.
Счет от СЭС за экспертизу (Московская область) 10 000 руб. - 20 000 руб.
Привлечение отсутствующих специалистов (в зависимости от уровня образования и редкости специалиста) 10 000 руб. - 15 000 руб.
Прохождение выездной лицензионной комиссии для предприятий г. Москвы (присутствие и ведение проверки на выезде нашим специалистом) 15 000 руб.
Помощь в аренде отсутствующего оборудования определятся индивидуально

конодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года №5487-1 и пунктом 96 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон №128-ФЗ).

Порядок и условия выдачи лицензий на осуществление медицинской деятельности определены Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года №499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (далее Положение №499).

Официальное определение лицензирования дается в статье 2 Закона №128-ФЗ:

«лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании».

Сразу возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет? Согласно статье 4 Закона №128-ФЗ существует ряд критериев. В соответствии с законодательством к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Следует отметить, что специальные нормативные акты (регулирующие лицензирование конкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственные объекты лицензирования.

Таким образом, деятельность, подлежащая лицензированию - прежде всего такая деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического гражданам или угрожает безопасности государства.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации (статья 7 Закона №128-ФЗ).

Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность, по общему правилу, может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Ответственность лицензиата за осуществление деятельности без упомянутого уведомления Законом №128-ФЗ не установлена.

При изменении перечня территориально обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Положением №499.

Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем 5 лет (статья 8 закона №128-ФЗ). Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности, в соответствии с пунктом 9 Положения №499, выдается сроком на пять лет.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений;

б) наличие соответствующих организационно - технических условий и материально - технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;

Порядок выдачи разрешений на применение медицинских технологий утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №346 «Об организации выдачи разрешений на применение медицинских технологий».

в) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и средств пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;

г) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно - технических работников и других), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет - для юридического лица;

д) наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет - для индивидуального предпринимателя;

е) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя.

Лицензия выдается соответствующими государственными органами. Например, лицензирование медицинской деятельности, в соответствии с пунктом 2 Положения №499, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития передала по соглашениям с ними свои полномочия по лицензированию указанной деятельности (далее - лицензирующий орган).

Пунктом 5 Положения №499 установлен порядок получения лицензии. Соискатель лицензии предоставляет в соответствующий лицензирующий орган:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

Наименования, организационно - правовой формы и места нахождения юридического лица, а также мест нахождения его территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, - для юридического лица;

Фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, а также места осуществления лицензируемой деятельности - для индивидуального предпринимателя;

Лицензируемой деятельности, которую или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять (с перечислением работ и услуг, в соответствии с пунктом 3 Положения №499, которые будут выполняться лицензиатом);

Форма заявления о предоставлении лицензий на медицинскую деятельность приведена в Письме Росздравнадзора от 27 июля 2005 года №01И-374/05.

Формы заявлений о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приведена в Письме Росздравнадзора от 4 августа 2005 года №02И-395/05 «В дополнение к письму от 27 июля 2005 года №01И-374/05».

б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ), с указанием его кода по Общероссийскому классификатору организаций;

копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копию санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам выполняемых работ и предоставляемых услуг, составляющих медицинскую деятельность;

г) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

е) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица.

Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением №499, не допускается.

При лицензировании соискатель лицензии уплачивает государственную пошлину. Статьей 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) предусмотрено, что размер государственной пошлины составляет:

За рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 рублей,

За предоставление лицензии - 1 000 рублей,

За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 рублей.

Итак, после получения заявления от соискателя лицензии, лицензирующий орган Российской Федерации, согласно пункту 2 статьи 9 Закона №128-ФЗ, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

После принятия заявления и рассмотрения возможности выдачи лицензии соискателю, лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме. В уведомлении указываются причины отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий (пункт 2 статьи 9 Закона №128-ФЗ).

Лицензирующий орган в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, обязан бесплатно выдать лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Обратите внимание!

В Положении №499 не указаны причины для отказа в выдаче лицензии на медицинскую деятельность, однако в этом случае не стоит забывать, что эти основания изложены в Законе №128-ФЗ.

Основанием для отказа в выдаче лицензии является (пункт 3 статьи 9 Закона №128-ФЗ):

Недостоверная или искаженная информация в документах, представленных соискателем лицензии:

Несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.

При обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии, соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Законом №128-ФЗ и иными федеральными законами.

Все документы, предоставленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности лицензиат должен сообщить об этом в лицензирующий орган в срок не позднее чем через 15 со дня такого изменения (пункт 5 статьи 9 закона №128-ФЗ).

Осуществление контроля.

Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом для осуществления проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также для проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности (пункт 1 статьи 12 Закона №128-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона №128-ФЗ проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 статьи 12 Закона №128-ФЗ сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). Лицензирующий орган получает необходимую информацию в порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона №128-ФЗ:

«К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев (пункт 1 статьи 13 Закона №128-ФЗ). Если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, то лицензирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения, не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления, то есть иные государственные органы не имеют права проводить проверки по предметам своей компетенции в рамках лицензирования.

Обратите внимание!

За осуществление медицинской деятельности без наличия лицензии предусмотрена административная ответственность.

Причем, заметим, что в данном случае следует исходить из того, каким видом деятельности занят субъект в сфере медицины. Если он занимается частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью, то в этом случае при отсутствии лицензии на ведения таковой, ответственность предусмотрена пунктом 1 статьи 6.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ):

«Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда».

Если же субъект оказывает иные виды медицинских услуг, то в этом случае, при отсутствии лицензии, ответственность предусмотрена пунктом 2 статьи 14.1 КоАП РФ:

«Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой».

Для справки: на момент написания статьи, согласно статье 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», МРОТ для начисления штрафов равен 100 рублям.

Если же занятия медицинской деятельностью, осуществляемой без наличия лицензии, нанесло вред здоровью человека, то в этом случае, виновное лицо несет уже уголовную ответственность. Обратите внимание, что к уголовной ответственности привлекаются только физические лица.

В соответствии со статьей 235 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее –УК РФ).

«1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок».

В случае же причинения крупного ущерба или получения крупного дохода к физическому лицу, осуществляющему медицинскую деятельность без специального разрешения, применяется статья 171 УК РФ:

«1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

2. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового».

Поскольку, медицинская деятельность является в соответствии с законодательством России лицензируемым видом деятельности, то расходы организации, связанные с получением этой лицензии, являются экономически оправданными и относятся медицинской организацией в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании НК РФ.

Дата возникновения расходов по лицензированию зависит от применяемого налогоплательщиком в целях налогообложения метода признания доходов и расходов: начисления или кассового.

Порядок признания расходов при методе начисления установлен НК РФ, согласно пункту 1 которой расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Окончание примера.

Более подробно с особенностями оказания услуг в области здравоохранения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Услуги в области здравоохранения».

Вы можете в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.


Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

и действий (бездействия) Департамента и его должностных лиц

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента и его должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», настоящим Регламентом.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации запроса на предоставление государственной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи описи в получении запроса на предоставление государственной услуги и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих города Москвы, проходящих государственную гражданскую службу города Москвы в Департаменте, рассматриваются руководителем, уполномоченным заместителем руководителя указанного органа исполнительной власти города Москвы.

Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, направляются в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

5. Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с настоящим Регламентом (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. С использованием Портала (при наличии технической возможности).

5.4. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного служащего города Москвы, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

6.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер запроса на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования уклонения в приеме запроса на предоставление государственной услуги и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Уклонения в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

11.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

11.10(1). Информацию о действиях, осуществляемых органом исполнительной власти города Москвы, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

11.10(2). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации запроса на предоставление государственной услуги, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4. Наличия:

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.2. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.3. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.4. Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных настоящего Регламента, направляется в срок не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

19. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

20. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

20.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах в местах предоставления государственной услуги.

20.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

21. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).