Регистрация опасных производственных объектов: правила и требования, порядок регистрации, необходимые документы. Порядок оформления ОПО с нуля Регистрационный номер опо в государственном реестре

Процедура внесения Ростехнадзором объекта имеющего признаки опасности согласно приложений №1 и №2 Федерального закона №116-ФЗ .в реестр опасных производственных объектов.

Результатом процедуры регистрации и внесения в Росреестр, является свидетельство, в котором содержится информация о юридическом лице, эксплуатирующем объект, его наименование и регистрационный номер. Срок действия свидетельства не ограничен. Регистрация ОПО осуществляется в срок, не превышающем 20 рабочих дней со дня регистрации заявления от заявителя в системе делопроизводства регистрирующего органа.

Признаки опасности, по которым объект подлежит идентификации по классам опасности, приведены в Приложении № 1 и Приложении № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

После ввода объекта в эксплуатацию не позднее 10 рабочих дней эксплуатирующая организация должна подать в Ростехнадзор документы для регистрации объекта в государственном реестре ОПО. Документы подаются в территориальный орган Ростехнадзора по месту регистрации юридического лица.

После регистрации опасного производственного объекта можно приступать к разработке плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА), положения о производственном контроле (ППК), положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов (ПТР), а также получать лицензию на эксплуатацию.

Что изменилось в законодательстве о регистрации ОПО?

9 мая 2018 вступил в силу приказ Ростехнадзора от 09.04.2018 № 165 "О внесении изменений в Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. N 495", которым изменен перечень типовых наименований (именных кодов) опасных производственных объектов (Приложение № 1 к приказу Ростехнадзора № 495).

Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" (вступил в силу с 14.02.2017 г.) в регистрации ОПО 2017 произошли следующие изменения: отменены карты учета ОПО, изменена форма документа "Сведения, характеризующие ОПО", приведен исчерпывающий перечень документов, представляемых заявителем для регистрации ОПО. По новому регламенту сведения, характеризующие ОПО включают в себя информацию о технических устройствах, применяемых на ОПО в табличном виде, а также информацию, которая ранее содержалась в карте учета ОПО.

С 9 мая 2018 г. приказом Ростехнадзора от 09.04.2018 № 165 "О внесении изменений в Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. N 495".
В соответствии с п.11 эксплуатирующая организация самостоятельно проводит идентификацию своего объекта согласно Требованиям и присваивает наименование (именной код объекта) в соответствии с Приложением № 1 к приказу.
Перерегистрировать действующее ОПО (приводить в соответствие) в связи с введением именных кодов объектов не нужно. Однако при первом внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов, необходимо привести в соответствие Требованиям.

В каких случая нужно перерегистрировать ОПО?

Изменения в государственный реестр (перерегистрация) вносятся в случаях, указанных в п.24 Приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 № 494:

1 Изменение класса опасности (изменение состава ОПО, в том числе при изменении количественного и качественного состава технического устройства (замена оборудования или реконструкция, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, эксплуатация которых дает признак опасности в соответствии с Приложением № 1 к 116-ФЗ); технологического процесса; признаков или класса опасности опасного производственного объекта);

2 Изменение адреса места нахождения опасного производственного объекта;

3 Изменение сведений об эксплуатирующей организации, собственнике опасного производственного объекта и/или сведений, указанных эксплуатирующей организацией в заявлении о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре;

4 Изменение сведений, связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации.

При смене этих сведений необходимо перерегистрировать ОПО. При смене только той информации, которая содержится в сведениях, характеризующих ОПО необходимо без перерегистрации внести изменения в сведения в установленном порядке.

Почему нужно нам доверить регистрацию ОПО?

Регистрация ОПО - процесс очень сложный и трудоемкий, поскольку одно неверно заполненное поле может привести к отказу в регистрации, либо, как это чаще бывает, к обнаружению уже на предлицензионной проверке неверно оформленных сведений, адресов, технических характеристик ОПО, что заканчивается как минимум отказом в предоставлении (переоформлении) лицензии. В связи с этим, наши специалисты очень внимательно и ответственно походят к решению этого вопроса, уделяя максимальное внимание деталям, которые впоследствии будут иметь большую роль. Именно огромный опыт решения подобных вопросов указывает на то, какие это именно детали.

Срок подготовки пакета документов для регистрации ОПО - от 10 рабочих дней. При условии предоставления следующей информации:

Перечень для подготовки пакета документов для регистрации (перерегистрации) ОПО:

  • Карты учета, сведения, характеризующие ОПО, свидетельство о регистрации ОПО (при наличии).
  • Паспорта на все технические устройства входящие в состав ОПО, с указанием  каждого технического устройства (при наличии) и отметками о проведенных технических освидетельствованиях
  • Акты приемки оборудования в эксплуатацию.
  • Уставные документы организации.
  • Документы, подтверждающие права собственности и владения ОПО на земельный участок, здание (помещение), газопроводы.
  • Генеральный план, экспликация зданий и сооружений.
  • Текстовая часть подраздела «Технологические решения» проектной документации на объекты капитального строительства и реквизиты документа об экспертизе проекта.

Вопрос : Прошу разъяснить вступил ли в силу приказ Ростехнадзора № 495 от 25.11.2016, а также необходимо ли приводить типовые наименования всех опасных производственных объектов эксплуатируемых организацией в соответствии с приложением 1 приказа Ростехнадзора № 495 от 25.11.2016 при внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов в отношении одного опасного производственного объекта или всех опасных производственных объектов эксплуатируемых организацией?

Ответ: Приказ Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» (далее — приказ Ростехнадзора № 495) с 1 января 2018 года вступил в силу в полном объеме.

В частности, с 1 января 2018 года вступили в силу пункт 11 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора № 495 (далее – Требования), и Приложение № 1 к Требованиям.

Пунктом 11 Требований установлено, что приведение в соответствие наименований опасных производственных объектов, зарегистрированных до вступления в силу данных Требований, осуществляется при первом внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов.

В этой связи приведение наименования конкретного опасного производственного объекта в соответствие с перечнем типовых наименований (именных кодов) опасных производственных объектов, присваиваемых по итогам проведения идентификации, вступившим в силу 1 января 2018 г., осуществляется в случаях, указанных в пункте 24 Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. № 494.

Необходимость приведения в соответствие с Приложением № 1 к Требованиям типовых наименований (именных кодов) всех опасных производственных объектов, эксплуатируемых организацией-заявителем при оказании государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, Требованиями не установлена.

Вопрос. Что указывается в сведениях, характеризующих ОПО?

Ответ. Опасными производственными объектами в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ (далее — приложение 1). Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов исходя из классификации опасных производственных объектов, установленной приложением 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ. Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ, руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495, при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

Согласно ссылке 3 пункта 8 приложения № 4 к Административному регламенту по предоставлению Ростехнадзором государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утверждённого приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 494, в сведениях, характеризующих опасный производственный объект, указывается наименование (марка), количество технических устройств, зданий и сооружений, эксплуатируемых на этих площадках, их заводской номер (при наличии), регистрационный или учетный номер (для подъемных сооружений и оборудования, работающего под давлением, подлежащего учету в регистрирующем органе), а также наименование опасного вещества, взрывоопасные пылевоздушные смеси.

Вопрос. Прошу разъяснить как с 2018 года осуществляется регистрация ОПО при геологоразведочных работах?

Ответ. В связи с тем, что вступившие в силу с 1 января 2018 года Требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утверждены приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495) не содержат типового наименования для объектов геологоразведочных работ, как это было предусмотрено ранее приказом от 07.04.2011 № 168, в котором данные объекты именовались «участками геологоразведочных (геофизических работ)», при идентификации таких объектов для целей регистрации в государственном реестре ОПО рекомендовать присваивать им типовые наименования, содержащиеся в разделе 2 Приложения № 1 к Требованиям, а именно:

«карьер» — для опасных производственных объектов геологоразведочных работ, осуществляемых открытым способом (разведочные и магистральные канавы, траншеи, опытные полигоны). Данное наименование объекта геологоразведочных работ полностью совпадает с понятийным определением «карьера», так как в обоих случаях речь идет об открытых горных выработках, отличающихся друг от друга линейными параметрами (длиной, шириной, глубиной);

«рудник подземный» — для опасных производственных объектов геологоразведочных работ с подземным способом ведения горных работ. К данной категории объектов относятся геологоразведочные штольни, шахты, шурфы свыше 20 м глубиной, иные горизонтальные и вертикальные подземные горные выработки, проходимые в целях реализации проектных решений при ведении геологоразведочных работ.

Вопрос: Какой класс опасности присваивается участкам транспортирования?

Ответ: В соответствии со статьей 2 и Приложениями 1, 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых, в том числе, транспортируются опасные вещества, в количествах, указанных, в Приложениях. При этом классы опасности объектов устанавливаются исходя из количеств опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с Таблицами 1 и 2 Приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ.

При идентификации следует учитывать, что транспортные средства (железнодорожный подвижной состав, автотранспортные средства, ёмкостное транспортное оборудование) не могут быть категорированы и зарегистрированы в качестве опасных производственных объектов, так как относятся к техническим устройствам, предназначенным для перевозки опасных грузов, и соответственно, количество опасных веществ, одновременно (суммарно) находящихся в таких устройствах, не учитывается.

Для опасных производственных объектов (технологических комплексов), на которых участки транспортирования входят в состав объектов, технологически связанных с основным производством, процессы транспортирования относятся к признакам, характеризующим основные объекты. При этом, участки транспортирования самостоятельно (отдельно), не идентифицируются, информация о составе объекта, связанного с транспортированием опасных веществ, приводится в сведениях, характеризующих опасный производственный объект. Присвоение класса опасности основному объекту, в который составной частью входит объект (участок) транспортирования опасных веществ, устанавливается в соответствии с Приложением 2 Федерального закона № 116-ФЗ.

Для участков транспортирования опасных веществ, в состав которых включены собственные или арендованные железнодорожные пути (дороги) необщего пользования и на которых выполняются работы по погрузке (разгрузке) опасных веществ (имеются в наличии сливо-наливные эстакады, площадки перевалки (перелива) грузов, оборудованные площадки отстоя транспортных средств), устанавливается III или IV класс опасности в зависимости от количества опасных веществ, которые могут одновременно находиться на объекте согласно проектной документации, определяемого по таблицам 1, 2 Приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ.

Для участков ремонта, обслуживания, промывки, пропарки, дегазации и отстоя транспортных средств, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 МПа и более, или при температуре рабочей среды более 250 градусов Цельсия и более, устанавливается III класс опасности. Для таких же объектов, но на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением ниже 1,6 МПа, но выше 0,07 МПа, или при температуре рабочей среды выше 115 градусов Цельсия, устанавливается IV класс опасности.

Для участков транспортирования опасных веществ, в состав которых входят собственные или арендованные железнодорожные пути (дороги) необщего пользования, предназначенные только для перемещения, подачи (уборки) транспортных средств с опасными грузами, и на которых погрузочно-разгрузочные (перевалочные) операции и (или) иные технологические операции не производятся, класс опасности объектов не устанавливается. Надзорно-контрольные функции за состоянием безопасности таких объектов осуществляются в рамках контрольно-надзорных мероприятий за состоянием технологических объектов, к которым эти участки примыкают, в соответствии с проектной документацией, определяющей границы застройки и эксплуатации объектов.

Вопрос. Необходимо ли перерегистрировать ОПО добычи нефти и газа с присвоением III класса опасности при проведении прострелочно-взрывных работ на данном объекте подрядной организацией?

Ответ. В случае, если прострелочно-взрывные работы ведутся сервисной организацией на территории опасного производственного объекта (далее – ОПО) «фонд скважин», эксплуатируемого организацией-заказчиком работ, то регистрации подлежит ОПО «фонд скважин». При идентификации объекта учитываются все имеющиеся признаки опасности, включая признак «использование взрывчатых материалов» с присвоением соответствующего класса опасности.

В соответствии с приложениями 1 и 2 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются взрывчатые вещества, относятся к ОПО I, II, или III класса опасности. Присвоение IV класса опасности для таких объектов не предусматривается.

Вопрос. Как идентифицировать сети газораспределения и сети газопотребления в качестве ОПО?

Ответ Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» уточняет критерии идентификации сетей газораспределения и сетей газопотребления в качестве опасных производственных объектов. Согласно внесенным изменениям к опасным производственным объектам не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно.

В отношении сетей газораспределения и сетей газопотребления с давлением до 0,005 МПа включительно Ростехнадзором будет осуществляться контроль (надзор) за соблюдением эксплуатирующими организациями требований технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При этом сети газораспределения и сети газопотребления с давлением до 0,005 МПа включительно как опасные производственные объекты не рассматриваются и идентифицируются как объекты технического регулирования с учетом величины давления природного газа.

При идентификации объектов в качестве сети газораспределения и сети газопотребления необходимо учитывать, что каждая из указанных сетей является единым производственно-технологическим комплексом, включающим в себя соответствующие газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, газоиспользующее оборудование.

Объекты, включая межпоселковые газопроводы и сети газораспределения населенных пунктов с давлением свыше 0,005 МПа, находящиеся на балансе газораспределительной организации или иной организации, до точки разграничения балансовой принадлежности в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №1314, до границы давлений (0,005 МПа и ниже) в ГРП, ГРУ, ГРПШ и других редуцирующих устройствах, являются опасными производственными объектами независимо от количества единовременно находящегося в них газа и формы собственности (юридические лица и индивидуальные предприниматели).

Согласно подразделу 11.5 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора № 495 от 25 ноября 2016 г., в составе сети газопотребления учитываются наружные и внутренние газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, площадки газифицированных котельных и их оборудование, газораспределяющее оборудование, а также газовая часть газопотребляющего оборудования и установок, газовых турбин, технологических линий в зданиях и сооружениях на территории организации.

То есть сеть газопотребления представляет собой единый производственно-технологический объект.

Согласно пункту 5 приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, устанавливаются следующие классы опасности:

1) III класс опасности — для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;

2) IV класс опасности — для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 пункта 5 указанного приложения.

www.gosnadzor.ru

Государственный реестр опасных производственных объектов

Размер: 97.204 Кб

Приказом Ростехнадзора № 495 утверждены требования к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению госреестра.

Государственный реестр — это единая систематизированная база данных, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных из реестра объектах и архив.

Ведение реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.

Регистрация опасных производственных объектов в реестре осуществляется для их учета и присвоения им класса опасности.

При регистрации в реестр вносятся сведения об объектах и эксплуатирующих их организациях, им присваиваются регистрационные номера, после чего выдается свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в госреестре. Регистрация осуществляется по месту нахождения эксплуатирующей организации.

Предоставление информации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти производится на основании их заявления в виде выписок из реестра, которые содержат сведения о наименованиях опасных производственных объектов, их количестве, признаках и классе опасности.

В документе приводятся общие требования к идентификации опасных производственных объектов, требования к их регистрации, требования к формированию сведений и ведению государственного реестра.

С 1 января 2018 года признаются утратившим приказ N 168, которым утверждены применяющиеся в настоящее время требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов.

Перечень Типовых Наименований ОПО и Особенности Идентификации Отдельных ОПО!

Приветствую, уважаемые друзья! Руководителям и специалистам занятым на ОПО принять к сведению, что приложение № 1 к приказу Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» вступает в силу с 1 января 2018 года*.

Для тех, кто не в курсе, приложением № 1 утверждён Перечень типовых наименований (именных кодов) опасных производственных объектов, присваиваемых по итогам проведения идентификации. Также в приложении № 1 отражены особенности идентификации отдельных опасных производственных объектов.

* - Ранее сообщалось, что Ростехнадзор предлагает продлить срок приведения наименований ОПО в соответствии с новыми Требованиями по регистрации до 1 июня 2018 года. Более того, Ростехнадзором был подготовлен проект приказа «О внесении изменений в приказ Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495, публичные обсуждения по которому проходили до 18 октября 2017 года. В каком статусе данный проект не известно. Если проект преобразуется в НПА, то будет дополнительная заметка.

Теперь, с 1 января 2018 года, по результатам идентификации эксплуатирующая организация будет присваивать опасному производственному объекту наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением № 1 с учётом особенностей идентификации отдельных ОПО.

Присвоение наименования опасному производственному объекту будет осуществляться в соответствии с признаком опасности, наиболее полно характеризующим деятельность, осуществляемую на ОПО.

Приведение в соответствие наименований зарегистрированных опасных производственных объектов будет осуществляется при первом внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов.

Кроме того, с 01.01.2018 г. признаются утратившими силу следующие НПА:

  • Приказ Ростехнадзора от 7 апреля 2011 г. № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов»;
  • Приказ Ростехнадзора от 16 ноября 2011 г. № 641 «О внесении изменений в требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. № 168»;
  • Приказ Ростехнадзора от 17 октября 2012 г. № 586 «О внесении изменений в требования к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2011 г. № 168».
  • Поскольку по содержанию приложение № 1 к приказу Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 не маленькое, приведу для наглядности только основные разделы перечня.

    Перечень ОПО. Основные разделы

    1. Опасные производственные объекты угольной, сланцевой промышленности

    2. Опасные производственные объекты горнорудной и нерудной промышленности

    3. Опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, хранятся, уничтожаются (утилизируются) и транспортируются взрывчатые вещества и материалы, в том числе инициирующие и бризантные взрывчатые вещества, пороха, ракетные топлива и их компоненты, а также взрывчатые и пиротехнические составы и изделия, их содержащие, боеприпасы

    4. Опасные производственные объекты нефтегазодобывающего комплекса

    5. Опасные производственные объекты магистрального трубопроводного транспорта

    6. Опасные производственные объекты химических, а также других взрывопожароопасных и вредных производств

    7. Опасные производственные объекты нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих производств

    8. Опасные производственные объекты - склады нефти и нефтепродуктов

    9. Опасные производственные объекты систем водоподготовки

    10. Опасные производственные объекты пищевой и масложировой промышленности

    11. Опасные производственные объекты сетей газораспределения, сетей газопотребления и сжиженных углеводородных газов

    12. Опасные производственные объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением

    13. Опасные производственные объекты, где получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов

    14. Опасные производственные объекты, использующие стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и фуникулеры

    15. Опасные производственные объекты хранения или переработки растительного сырья

    Ознакомиться со всем содержимым приложения № 1, в т.ч. с особенностями идентификации отдельных ОПО, можно будет в самом документе, который можно скачать в формате MS Word чуть ниже.

    СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТ

    Приказ Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов»

    На этом всё. Если материал актуальный для вас, то не забывайте поставить рейтинговые звёздочки и отписаться в комментариях? Спасибо за участие!

    Получайте анонсы новых заметок сразу на свой E-MAIL

    xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai

    Реестр опасных производственных объектов в Ростехнадзоре

    Юридические лица или индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие опасные производственные объекты, должны эти объекты зарегистрировать в государственном реестре. Эти объекты необходимо регистрировать согласно Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор в недавнем прошлом Госгортехнадзор России) по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов.

    Зарегистрировав свой опасный производственный объект, ИП или юр лицо автоматически соглашается соблюдать правила промышленной безопасности на своем объекте. Правила промышленной безопасности разрабатывает Ростехнадзор для каждого отдельного опасного производственного объекта.

    Рассмотрим немного подробней, что такое опасные производственные объекты, и какое отношение к ним может иметь Госгортехнадзор России .

    Опасный производственный объект – это предприятие или его участок, цех, площадка, либо другие производственные объекты, на которых:

  • используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (воспламеняющиеся, горючие, окисляющие, токсичные, взрывчатые, высокотоксичные, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды);
  • используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, канатные дороги, эскалаторы, фуникулеры;
  • ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях (приложение 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов);
  • получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов.
  • Все эти объекты должны быть зарегистрированы в Ростехнадзоре. И на протяжении всей их деятельности Ростехнадзор следит за их работой, проверяет состояние промышленной безопасности, проводит экспертизу пром. безопасности, следит за своевременным проведением аттестации специалистов и т. д. Все мероприятия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору направлены на то, чтобы предотвратить возникновение аварийных ситуаций на таких объектах.

    В случае, когда на опасном производственном объекте не выполняются требования Госгортехнадзора России, то деятельность такого объекта может быть приостановлена на тот период времени, пока не будут ликвидированы все нарушения на производстве. При этом перед запуском производства, после его временного простоя должна быть проведена экспертиза пром. безопасности и аттестация специалистов.

    Регистрация ОПО в Ростехнадзоре с присвоением класса опасности

    Знаем на что обращает внимание Ростехнадзор и как зарегистрировать опасный производственный объект с минимальными временными и финансовыми затратами с первого раза.

    Мы в короткие сроки выполним для Вас:

    Проведем идентификацию и классифицируем ОПО

    Собирем и проанализируем документы по объекту. Выявим все признаки опасности, в соответствии со 116-ФЗ, определим класс опасности. Оптимизируем состав опасного объекта.

    Подготовим полный пакет необходимых документов

    Подготовим сведения характеризующие ОПО, а так же все другие необходимые документы для регистрации, в полном соответствии с требованиями Ростехнадзора.

    Вам останется в нужных местах поставить подпись и печать.

    Сопроводим регистрацию объекта в Ростехнадзоре

    Подадим документы в Ростехнадзор. Снимем возможные замечания. Сопроводим процесс регистрации опасного производственного объекта в полном объеме.

    Получим и передадим Вам на руки

    » Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта;

    » , с отметкой о согласовании Ростехнадзором.

    Регистрация опасного производственного объекта

    Порядок регистрации опасных производственных объектов

    Документы регламентирующие Регистрацию ОПО

    1. Приказ Ростехнадзора №494 от 25.11.2016 г. «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре ОПО» регламентирует:

    Скачать Приказ Ростехнадзора №494 от 25.11.2016 г.

    2. Приказ Ростехнадзора №495 от 25.11.2016 г. «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», регламентирует:

    Скачать Приказ Ростехнадзора №495 от 25.11.2016 г.

    Идентификация ОПО, идентификация опасного производственного объекта

    Идентификация опасного производственного объекта — это выявление всех опасных производственных объектов, которые эксплуатируются на предприятии.

    Отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с:

    «Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов».

    При осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте*, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов.

    В результате определения и анализа признаков опасности, типа опасного производственного объекта, по итогам идентификации объекту присваивается наименование в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов, утвержденным Приказом Ростехнадзора №494 от 25 ноября 2016г.

    Определение класса опасности ОПО

    Согласно № 116 ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются на четыре класса опасности:

    • I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
    • II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности;
    • III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности;
    • IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.
    • Класс опасности объекта определяется в соответствии с классификацией Приложения 2 к № 116-ФЗ и присваивается только при его регистрации в государственном реестре.

      Сведения, характеризующие ОПО

      На основании проведенной идентификации и классификации объектов, подготавливается документ — Сведения, характеризующие опасный производственный объект.

      Сведения оформляются на каждый ОПО, который хочет зарегистрировать заявитель.

      Сведения опасного объекта должны содержать следующую информацию:

    • наименование и место нахождения ОПО;
    • признаки опасности ОПО;
    • класс опасности ОПО;
    • классификация ОПО по типам, указанным в приложении № 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. (п. 3-9 и п. 11);
    • виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации ОПО;
    • информация о заявителе (владельце ОПО);
    • реквизиты ОПО и регистрирующего органа;
    • сведения о составе ОПО - перечень площадок, технических устройств и т.д.

    Сведения заполняются по материалам проведенной идентификации, а также анализа документов, указанных в п. 8 требований, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 495.

    Подготовка документов для регистрации опасного объекта

    Для регистрации опасного производственного объекта в Государственном реестре ОПО необходимо подготовить, скомплектовать и направить в Ростехнадзор определенный пакет документов.

    Следует отметить, что необходимо отнестись к этой процедуре крайне внимательно, т.к. при нехватке хотя бы одного документа, Ростехнадзор откажет в регистрации объекта и Вам придется начинать всю процедуру заново.

    Заявление на регистрацию ОПО

    Шаблон этого документа также можно скачать на сайте Вашего территориального управления Ростехнадзора.

    Заявление на регистрацию ОПО включает в себя:

    • сведения о заявителе (подробные реквизиты);
    • краткую информацию об ОПО (согласно «2» п. 20 Административного регламента).
    • Заявление заполняется на фирменном бланке предприятия и подписывается руководителем.
    • Обратите внимание! В заявлении не допускается:

    • исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства;
    • двусторонняя печать на бумажном носителе;
    • скрепление листов, приводящее к порче бумажного носителя.
    • Карта учета ОПО

      Карта учета ОПО отменена, в следствии вступления в силу Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 г. № 494 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».

      Регистрация опасного производственного объекта

      Регистрация опасного производственного объекта (ОПО) — процесс постановки на учет опасных объектов в Ростехнадзоре и их внесения в Государственный реестр опасных производственных объектов эксплуатирующихся на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые имеют признаки опасности согласно Приложения №1 и №2 к Федеральному закону №116-ФЗ.

      Результаты регистрации ОПО

      Если вы правильно провели идентификацию ОПО, верно заполнили заявление и сведения, характеризующие ОПО, предоставили полный пакет документов, содержащий корректную и достоверную информацию, то через 20 рабочих дней вы получите:

      1. Свидетельство о регистрации ОПО.

      2. Сведения, характеризующие ОПО, с отметкой о согласовании Ростехнадзором.

      Свидетельство о регистрации ОПО

      Вашему объекту (объектам) будет присвоен класс опасности, а также регистрационный номер из трех групп знаков, разделенных тире (дефисом), в формате XXX-XXXXX-XXXX, который является идентификатором регистрирующего органа, эксплуатирующей организации и самого ОПО.

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок регистрации опасных производственных объектов (далее - объекты) в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - государственный реестр) и ведения государственного реестра.

    2. В государственном реестре на основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Информация об объектах классифицируется также по следующим разделам:

    а) признаки объектов, по которым они отнесены к опасным производственным объектам в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

    (см. текст в предыдущей редакции)

    а(1)) классы опасности объектов;

    б) виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии;

    в) ведомственная принадлежность объектов;

    г) территориальная принадлежность объектов.

    3. Регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также в части регистрации подведомственных объектов Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти) и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".

    (см. текст в предыдущей редакции)

    4. Деятельность по регистрации объектов в государственном реестре финансируется в пределах средств, выделяемых на содержание федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих указанную регистрацию.

    КонсультантПлюс: примечание.

    По вопросу предоставления в электронном виде сведений об опасных производственных объектах для целей регистрации (перерегистрации) в государственном реестре опасных производственных объектов см. Приказ Ростехнадзора от 06.08.2013 N 339.

    5. Для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в форме электронного документа направляются с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а при наличии технической возможности у Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов, или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" - с использованием своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления сведений.

    Организациям и индивидуальным предпринимателям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. В свидетельство о регистрации объекта в государственном реестре включаются сведения о его классе опасности.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    6. Объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации федеральными органами исполнительной власти и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в государственном реестре не позднее 20 рабочих дней со дня поступления сведений, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7. Исключение объекта из государственного реестра производится на основании заявления (за исключением случая, предусмотренного абзацем пятым настоящего пункта) эксплуатирующих его организации или индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в случаях:

    ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации;

    утраты объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

    предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.

    В случаях, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, исключение объекта из государственного реестра также производится федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" по результатам проведения мероприятий по контролю в отношении соответствующего объекта.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    7(1). Заявление в форме электронного документа направляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а при наличии технической возможности у федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов, или у Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" - с использованием своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления заявления.

    8. Ведение государственного реестра осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    Ведение отдельных ведомственных разделов государственного реестра в части подведомственных объектов осуществляют федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    9. Федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", осуществляющие ведение государственного реестра или его ведомственных разделов, обеспечивают:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    а) накопление, анализ и хранение в государственном реестре или в его ведомственных разделах систематизированной информации о зарегистрированных объектах и об организациях или индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    б) предоставление заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления соответствующей информации о зарегистрированных в государственном реестре объектах в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий;

    в) создание нормативно-методической базы, необходимой для ведения государственного реестра или его ведомственных разделов;

    г) стабильное функционирование автоматизированной системы ведения государственного реестра, при котором отказ какого-либо ее элемента не приводил бы к нарушению работы системы в целом;

    д) ограничительный порядок доступа к носителям информации об объектах, зарегистрированных в государственном реестре.

    10. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах своих полномочий обеспечивает:

    (см. текст в предыдущей редакции)

    а) разработку и утверждение единых методологических и программно-технологических принципов регистрации объектов в государственном реестре и ведения этого реестра;

    б) регистрацию, в том числе территориальными органами, объектов в государственном реестре (за исключением объектов, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов);

    (см. текст в предыдущей редакции)

    в) оформление и выдачу свидетельств о регистрации объектов в государственном реестре;

    г) ведение государственного реестра;

    Регистрация опасных производственных объектов - сложная, но необходимая для безопасности окружающих процедура. С 2017 года был обновлен порядок прохождения регистрации через государственный реестр.

    Законодательство, регулирующее вопросы о порядке внесения данных об ОПО

    Новыми актами, регулирующими порядок регистрации опасного производственного объекта в Ростехнадзоре, являются следующие документы:

    1. Приказ, изданный Ростехнадзором, № 494 от 25 ноября 2016 года, утверждающий Административный регламент предоставления услуг по регистрации посредством государственного реестра объектов, относящихся к группе производственных и опасных, Федеральной Службой экологического, технологического и атомного надзора в соответствующем реестре.
    2. Приказ, изданный Ростехнадзором, № 495 от 25 ноября 2016 года, утверждающий требования к регистрации опасных объектов производственного назначения и порядок занесения сведений о них в Государственный реестр производственных опасных объектов, а также определяющий порядок ведения соответствующего реестра.

    Идентификация производственных опасных объектов

    Перед регистрацией опасных производственных объектов в государственном реестре необходимо проводить их идентификацию, согласно первому приложению к 116 Федеральному закону от 21 июля 1997 года. Этим процессом занимается экспертная или эксплуатирующая организация, которая в ходе проверки объекта устанавливает следующие факты:

    • относится ли данный производственный объект к группе опасных;
    • какие у него есть признаки в отношении опасности и каковы их количественные и качественные характеристики;
    • учтены ли имеющие признаки опасности процессы технологического типа, которые осуществляются на объекте;
    • проверены ли все применяемые в производственном объекте технические приспособления, имеющие признаки опасности.

    Установив эти факты, собственник производственного опасного объекта, согласно восьмому пункту Требований к регистрации опасных производственных объектов в реестре, анализирует следующие документы:

    1. по объекту.
    2. Обоснование того, что объект является безопасным (если он находится в разработке).
    3. Декларацию безопасности в сфере промышленности (если есть).
    4. Регламенты технологического типа.
    5. Ключевой план по расположению сооружений и зданий.
    6. Сведения о том, какие технологии применяются при осуществлении основного и вспомогательного производства.
    7. Спецификации оборудования.
    8. Паспорта, эксплуатационные руководства и иную документацию на устройства технического типа, которые используются на объекте.
    9. Сведения о допустимом содержании находящихся на объекте веществ, представляющих опасность.

    После проведения идентификации собственник (или приглашенный эксперт) заполняет сведения, которые характеризуют данный объект, и направляет их вместе с остальными документами для государственной регистрации опасных производственных объектов. Ростехнадзор в ходе проверки документом проверяет, правильно ли проведена идентификация и указано наименование, верно ли определен класс опасности.

    Документы, необходимые для регистрации объекта

    В четырнадцатом пункте Требований из Приказа № 495 указано, что собственник в течение десяти дней (рабочих) с момента использования объекта, должен подать перечень документов для регистрации экологически опасного производственного объекта в Ростехнадзор. В этот перечень входят:

    • письменное заявление с просьбой о регистрации объекта (или объектов, если их несколько);
    • сведения о производственных опасных объектах (два экземпляра), форма сведений закреплена в четвертом приложении к Приказу № 494;
    • документы, которые подтверждают право владения производственными опасными объектами (копии), включая участки земли, строения, здания, сооружения, имеющие отношение к расположению объектов;
    • обоснование, касающееся безопасности объектов со ссылкой на реквизиты одобрительного заключения от ЭПБ (если это необходимо по четвертому пункту третьей статьи ФЗ № 1160);
    • текст, относящийся к разделу о технологических решениях в проектной документации по производственным объектам, относящимся к капитальному строительству (вместе с реквизитами соответствующего заключения экспертизы).

    Порядок прохождения регистрации

    С 2017 года регистрацию опасных производственных объектов осуществляет исключительно Ростехнадзор. Собственнику необходимо обращаться в управление данной организации по месту юридической регистрации объекта.

    Как осуществляется согласование сведений, которые характеризуют опасные производственные объекты? После внесения изменений в законодательство передавать документы в управление ФСЭТАН для согласования нет необходимости. Ростехнадзор занимается этим самостоятельно.

    Согласно новым нормам, Ростехнадзор обязан передать свое заключение в соответствующее надзирающее управление ФСЭТАН в течение десяти дней (рабочих). В заключении организация указывает, согласовывает или нет конкретный производственный опасный объект.

    Сведения, которые характеризуют производственные опасные объекты

    Если при проверке документов, поданных в отношении опасных производственных объектов, подлежащих регистрации, у Ростехнадзора есть сомнения (например, правильно ли проведена идентификация и полностью ли поданы сведения об объекте и прочее), он вправе затребовать от заявителя предоставить дополнительно следующие документы:

    1. Пакет уставных документов организации и данные о ее структуре.
    2. План генерального типа с расположением сооружений и зданий.
    3. Сведения о количестве веществ различных степеней опасности, потребность в этих веществах на год, закупочные объемы по бухгалтерским книгам и прочее; данные о мощности емкостей с веществами, отнесенными к группе опасных; сведения о количестве работников на каждом объекте.
    4. Данные о границах и размерах территории, охранных и санитарно-защитных зонах производственных опасных объектах.
    5. Данные о применяемых на объекте технологиях, как на основном, так и на вспомогательном производстве, которые эксплуатируют технические устройства.
    6. Документы, которые подтверждают ввод производственных опасных объектов в эксплуатацию (разрешение, акт и прочее).

    Эти документы будут соответствовать требованиям законодательства, Ростехнадзор занесет этот объект в реестр по регистрации опасных производственных объектов.

    Заявление

    Вследствие того, что форма заявления изменилась в связи с изданием Приказа № 494, нововведения в этой сфере стоит рассмотреть отдельно.

    В заявлении на регистрацию опасных производственных объектов обязательно должны быть включены следующие данные:

    • данные о заявителе (с указанием подробных реквизитов);
    • краткая информация о производственном опасном объекте, соответствующая второму подпункту двадцатого пункта Регламента.

    В письменном заявлении категорически запрещено исправлять ошибки при помощи корректора или другого подобного средства, осуществлять печать на бумаге с двух сторон, скреплять листы, приводя к порче бумажный носитель.

    Четвертое приложение к Регламенту определяет необходимый объем сведений и форму их предоставления, а также содержит рекомендации к заполнению.

    По регламенту о регистрации опасных производственных объектов, заявление с пакетом документов предоставляется на каждый объект, который подлежит внесению в реестр.

    В основном документе должны содержаться следующие сведения:

    1. Наименование, местонахождение опасного производственного объекта.
    2. Признаки, определяющие опасность объекта.
    3. К какому классу опасности относится объект.
    4. Как классифицирован объект согласно типам, которые указаны во втором приложении к ФЗ № 116.
    5. Какими видами деятельности занимается владелец из перечня требующих лицензирования для использования объекта.
    6. Сведения о владельце объекта.
    7. Реквизиты объекта и регистрирующего его органа.
    8. Сведения о полном составе объекта с указанием перечня устройств, площадок и прочего.

    Согласно нормативным изменениям, касающимся регистрации опасных производственных объектов, учетные карты объектов с 2017 года отменены.

    Вышеуказанные данные заполняются на основании материалов проведенной ранее идентификации и документарного анализа, проводимого на основании восьмого пункта Приказа № 495.

    Документы, которые подтверждают право собственности на объект

    Для регистрации производственных опасных объектов необходимо, чтобы предоставленные собственником документы подтверждали его право на владение объектом и его частями. К подтверждающим документам можно отнести:

    • договор купли-продажи или паспорт транспортного средства (если речь идет о мобильных подъемных сооружениях типа автокранов, манипуляторов, вышек или автоподъемников);
    • свидетельство, подтверждающее право собственности, или договор (аренда, оперативное управление, хозяйственное ведение и прочее) на участки земли (площадки производственного типа, здания, сооружения, строения), на которых размещен производственный опасный объект;
    • договор об эксплуатации объекта, который заключен с его владельцем и прочее.

    Вариантами документов, подтверждающих право владения, к примеру, сетями газопотребления, могут быть следующие бумаги:

    1. Свидетельство, подтверждающее право собственности, или договор (аренда, оперативное управление, хозяйственное ведение) на котельную и вспомогательные для нее сооружения и строения.
    2. Свидетельство, подтверждающее право собственности на внешний газопровод надземного или подземного типа, входящий в состав данного производственного опасного объекта, и документы на владение земельным участком под ним.

    Документы для грузоподъемных механизмов, установленных стационарно

    Для внесения в реестр и регистрации опасных производственных объектов такого типа необходимы следующие документы:

    • свидетельство, подтверждающее право собственности, или договор (аренда, оперативное управление, хозяйственное ведение) на площадку, на которой установлен грузоподъемный механизм. Это может быть цех, стройплощадка и прочее;
    • договор о купле-продаже грузоподъемного механизма;
    • договор на оказание услуг между собственником грузоподъемного механизма и собственником площадки, где с помощью него производятся работы.

    Если регистрация будет осуществляться в отношении грузоподъемных механизмов мобильного типа, помимо документов, подтверждающих право собственности, необходимо будет предоставить документы на владение базового центра, куда будет возвращаться объект после выполнения работы и где будет проводиться его ремонт.

    Отдельные разделы проектной документации

    Если речь идет о регистрации объекта производственного типа, в состав которого включен объект строительства капитального типа, необходимо предоставлять дополнительно текстовую часть документации на проект в виде технологических решений. Такими документами могут выступать газопотребительские сети со зданием котельной либо склады с опасными веществами.

    В этом случае необходимо будет подать дополнительно следующие документы:

    1. Проектную документацию на строительство, капитальный ремонт или реконструкцию объекта. В отношении данной документации должна быть проведена экспертиза по нормам Градостроительного кодекса РФ.
    2. Проектную документацию на перевооружение (техническое), на ликвидацию или консервацию. Эта документация также должна быть проверена.

    При подаче этих документов по окончании экспертизы в Роспотребнадзор необходимо указать реквизиты удовлетворительного заключения проводимой экспертизы.

    В случае, когда проектная документация на капитальный объект строительства утеряна, экспертное заключение промышленной безопасности может его заменить, если оно прошло регистрацию в Ростехнадзоре.

    Результаты регистрации объекта

    Если все требования, установленные законодательством для регистрации промышленных объектов, являющихся опасными, выполнены, все заключения получены и в документах нет ошибок, по истечении двадцати рабочих дней заявителю будут выданы два документа:

    • свидетельство о регистрации производственного опасного объекта;
    • сведения, которые его характеризуют, согласованные с Ростехнадзором.

    Также объекту присвоят класс опасности и номер (регистрационный), который состоит из двенадцати знаков, разделенных дефисом (три-пять-четыре). Этот номер будет идентификатором органа, который проводил регистрацию, организации-заявителя и самого объекта.

    Когда все необходимые процедуры пройдены, владелец объекта вправе разрабатывать нормативно-технические документы типа ПМЛА и тому подобных, а также получать лицензию от Ростехнадзора на использование объекта, если класс опасности у него не больше третьего.

    Под регистрацией ОПО подразумевается постановка на учет и внесение в реестр Ростехнадзора опасного производственного объекта, эксплуатируемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, который имеет признаки опасности. При этом признаки опасности определяются согласно Приложению №1 Приложению и №2 к ФЗ №116-ФЗ.

    Является ли регистрация ОПО обязательной?
    Согласно существующему законодательству, регистрация ОПО в Едином госреестре ОПО проводится в целях возможности учета тех или иных опасных производственных объектов и организаций, их эксплуатирующих, в Ростехнадзоре. Данная процедура регламентируется пунктом номер 2 статьи 2 ФЗ №116. Если же объект не прошел обязательную регистрацию, но при этом продолжает функционировать, Ростехнадзор в праве наложить на владельца предприятия крупный административный штраф.

    Когда нужно регистрировать опасный производственный объект?

    Владелец опасного производственного объекта должен подать заявку на проведение регистрации в срок не превышающий 10 дней (согласно 14 пункту Приказа № 495 от 25.11.2016 года), с момента:
    • Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
    • Оформления акт ввода в эксплуатацию объекта.
    На основании существующих Положений, сроки, в течение которых Ростехнадзор должен выдать Свидетельство о регистрации ОПО, ограничиваются 20 рабочими днями . При этом не предусматривается приостановка рассмотрения заявления на регистрацию ОПО. Но нередко на сбор документации и предварительный сбор данных уходит немало сил и времени, не говоря уже о необходимости долгого хождения по кабинетам.
    Помните, что полученное Свидетельство о регистрации ОПО является БЕССРОЧНЫМ, а значит пройти эту процедуру достаточно один раз.

    Порядок регистрации ОПО в Ростехнадзоре

    Основополагающим документом регламентирующим порядок действий владельца опасного производственного объекта и Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору, является вступивший в силу в 2017 году административный регламент по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов №494.

    Процесс получения свидетельства о регистрации ОПО можно разделить на несколько этапов:
    • Идентификация ОПО. На данном этапе владелец предприятия определяет, можно ли отнести тот или иной объект производства, на основании 116-ФЗ, к опасным;
    • Определение класса опасности объекта. Данная процедура проводится на основании результатов предыдущего пункта;
    • Сбор необходимых данных и документов для осуществления регистрации ОПО. Важно на этом этапе осуществить сбор как можно более полного пакета документов;
    • Уже на его основании будет заполнен пункт «Сведения, характеризующие ОПО» и подано заявление;
    • Заполнение сведений, которые характеризуют ОПО и подача заявления на регистрацию;
    • Оформление пакета документов для подачи в органы Ростехнадзора;
    • Подача в органы Ростехнадзора полного пакета документов;
    • Получение Свидетельства о регистрации опасного производственного объекта.
    Отсутствие необходимых документов, подтверждающих регистрацию опасного производственного объекта, является серьезным административным правонарушением. Если слишком долго оттягивать с процедурой регистрации, то Ростехнадзор, как показывает практика, чаще всего передает дела в прокуратуру.

    С чего начать регистрацию ОПО?

    Первым делом, стоит определить, иначе говоря идентифицировать , опасные производственные объекты по выявленным в них признакам опасности и отнести их к той или иной категории опасных производственных объектов. Всего существует 4 класса опасности опасных производственных объектов, при этом независимо к какому классу относится объект, регистрации в органах Ростехнадзора подлежат объекты всех классов.
    • I класс опасности - объекты чрезвычайно высокой опасности;
    • II класс опасности - объекты высокой опасности;
    • III класс опасности - объекты средней опасности;
    • IV класс опасности - объекты низкой опасности.
    Естественно, говорить о регистрации опасных производственных объектов в Госреестре ОПО, стоит только после их верной идентификации. Стоит отметить, что владелец опасного объекта, не только обязан самостоятельно идентифицировать эксплуатируемые объекты, но и несет полную ответственность за их верную идентификацию и присвоенный класс опасности.

    Так же стоит отметить, что ряд технических устройств эксплуатируемых на опасных производственных объектах, может подлежать постановке на Учет в Ростехнадзоре, такие как:
    • Оборудование работающее под избыточным давлением;
    • Подъемные сооружения.
    Нужно отметить, что подъемные сооружения ставятся на учет еще до начала пуска устройства в работу,а оборудование работающее под избыточным давлением, ставится на учет только после принятия решения о их вводе в эксплуатацию.
    Не стоит путать эту процедуру с Регистрацией ОПО. Постановка на учет того или иного оборудования осуществляется соответствующими отделами подразделения Ростехнадзора, находящимися по месту нахождения самого оборудования, а ставить на учет в Ростехнадзоре технические устройства, необходимо либо до регистрации опасных объектов, либо одновременно с Регистрацией ОПО.

    Когда может возникнуть необходимость исключения из реестра ОПО?
    Для начала стоит определиться, попадает ли Ваш случай под требования законодательства, и действительно нуждается в исключении. Правительством Российской Федерации установлены лишь несколько причин, на основании которых исключать ОПО из реестра стоит в связи с:

    • Изменением критериев отнесения объекта к категории опасных или требований к их идентификации;
    • Утратой объектом признаков опасности;
    • Ликвидацией ОПО или выводом его из эксплуатации.
    Так же, Ростехнадзором может быть принято решение об исключении объекта из реестра опасных, основываясь на таких причинах, как:
    • Смена владельца объекта;
    • Сдача в аренду объекта;
    • Консервация объекта на срок от одного года.
    Хотя процедура исключения объекта из реестра ОПО не относится к сложной, к ней необходимо отнестись со всей ответственностью.
    Одним из важных аспектов, стоит отметить одну типичную ошибку которую совершают большинство эксплуатирующих компаний: они сначала разбирают объект и утилизируют оборудование и лишь после этого начинают обращаться в Ростехнадзор за исключением из реестра ОПО. Это неверный путь, который влечет за собой определенные проблемы административного характера, дополнительные бумажные проволочки и финансовые затраты.
    Что бы не запутаться во всевозможных нюансах в области промышленной безопасности, рекомендуем Вам, для решения таких вопросо обращаться только к профессионалам.
    Наша компания предлагает провести весь процесс регистрации опасного производственного объекта от начала и до конца в срок не превышающий 30 рабочих дней . Специалистами центра будет подготовлен полный пакет всех необходимых документов. Имея большой опыт работы в подобного рода делах, поможет вам быстро и без лишних усилий на любом этапе регистрации ОПО.