Историк кареев. Николай иванович кареев

Кареев

I
(Николай Иванович) — историк, род. в 1850 г., учился в 5 московской гимназии и окончил курс по историко-филологическому факультету Моск. унив. в 1873 г. Оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию, он состоял, вместе с тем, учителем истории в 3 моск. гимназии. Выдержав в 1876 г. магистерский экзамен, получил заграничную командировку, которою воспользовался для написания магистерской диссертации ("Крестьяне и крестьянский вопрос в последней четверти XVIII в.", M., 1879), защищенной им в 1879 г. В 1878-79 г. он по приглашению ист.-фил. факультета Моск. унив. читал курс истории XIX в. в качестве стороннего преподавателя, а с осени 1879 по конец 1884 г. состоял экстраордин. проф. Варш. унив., откуда также получил заграничную командировку для приготовления доктор. диссертации ("Основные вопросы философии истории", М., 1883; защищена в Московском университете в 1884 г.). Сочинение это вызвало большую полемику, по поводу которой К. издал (Варшава, 1883) книгу "Моим критикам". В начале 1885 г. К. перешел в СПб., где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а потом и в университете и на Высших женских курсах. В 1889 г. участвовал в основании при СПб. университете Исторического общества, председателем которого состоит и в настоящее время, редактируя издаваемое обществом "Историческое обозрение". Первый печатный труд К. - "Фонетическая и графическая система древнего эллинского языка" - вышел в свет в 1868 г. В бытность свою студентом К. сотрудничал в воронежских "Филолог. записках" и в "Знании", после чего не переставал писать во многих журналах. Первые большие работы свои К. посвятил истории французского крестьянства (упомянутая магистерская диссертация и "Очерк истории франц. крестьянства", 1881). Во время пребывания в Варшаве он занялся польской историей, результатом чего было появление нескольких книг и статей по этому предмету ("Падение Польши в исторической литературе", 1889; "Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше", 1886; "Исторический очерк польского сейма", 1888; "Польские реформы XVIII в.", 1890; "Causes de la chute de la Pologne", 1893, и др.); некоторые из этих сочинений появились в польских переводах. Третью категорию работ К. составляют "Основные вопросы философии истории" (2-е изд. 1887), третий том которых вышел под заглавием "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1890), а также целый ряд историко-философских и социологических журнальных статей (часть их собрана в книге "Историко-философские и социологические этюды", 1895). Наконец, выпустив раньше, отдельными книжками, несколько "введений" в свои курсы по истории Востока, древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, К. предпринял в последние годы издание своих университетских курсов по новой истории, которою он преимущественно занимается ("История Зап. Европы в новое время", 1892-1894 г., четыре тома, и "Философия культурной и социальной истории нового времени", 1893). Вышедшие осенью 1894 г. "письма" К. к учащейся молодежи о самообразовании выдержали в короткое время два издания. В настоящем "Энциклопедическом словаре" К. редактирует исторический отдел. Он принимает деятельное участие в управлении делами Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым (литер. фонда) и Общества для пособия студентам СПб. унив.

II (дополнение к статье)
В сентябре 1899 г. был уволен без прошения от должности профессора в СПб. университете и на Высших женских курсах, но в Александровском лицее продолжает преподавать и в настоящее время. С 1902 г. читает лекции на экономическом отделении СПб. политехнического института. Вместе с Университетом К. покинул и комитет общества нуждающимся студентам. Деятельное участие принимал в союзе взаимопомощи русских писателей (1897-1901); в основавшемся в 1905 г. союзе деятелей высшей школы состоит председателем "академической комиссии", разрабатывающей основные вопросы строя и быта высших учебных заведений. Продолжает быть председателем исторического общества и работать в комитете литературного фонда, равно как в отделе для содействия самообразованию, где с самого начала состоит фактическим председателем. С 1904 г. состоит гласным СПб. городской думы. Главнейшие труды после 1895 г.: пятый том "Истории Западной Европы в новое время"; "Государство - город античного мира"; "Монархии древнего Востока и греко-римского мира"; "Введение в изучение социологии"; "Старые и новые этюды об экономическом материализме"; "Политическая история Франции в XIX в."; "Общий ход всемирной истории"; "Polonica" (сборник статей по польским делам). Продолжением "Писем к учащейся молодежи о самообразовании" служат: "Беседы о выработке миросозерцания", "Мысли об основах нравственности", "Мысли о сущности общественной деятельности", "Идеалы общего образования", "Выбор факультета и прохождение университетского курса". Эти книжки, специально предназначенные для молодежи, требуют постоянно новых изданий. По несколько изданий выдержали и составленные К. после 1899 г. "Учебные книги" древней, средней и новой истории, а также учебное пособие под заглавием: "Главные обобщения всемирной истории".

Заслуга Николая Ивановича Кареева (1850-1931) перед отечественной социологией состоит в том, что он первым в России начал читать систематический курс социологии, издал первое в России учебное пособие по социологии "Введение в изучение социологии" и признан как основоположник истории русской социологии. Развитию социологии в России им были посвящены специальные работы: "Основы русской социологии" (1996), "Прожитое и пережитое" (1990), в которых представил методологию, периодизацию и основные направления русской социологии второй половины XIX - начала XX в.

Как социолог Н. И. Кареев сформировался под воздействием философских учений Л. Фейербаха и Н. Г. Чернышевского, социологических идей П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, М. А Бакунина и П. А. Кропоткина, Е. В. Де Роберти и М. М. Ковалевского. Несмотря на личное знакомство с К. Марксом и Ф. Энгельсом и высокую оценку ими его магистерской диссертации "Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII века", русский социолог, отдавая должное марксистскому учению, критически относился к концепции "экономического материализма".

Научное наследие Н. И. Кареева насчитывает свыше 450 работ, значительное число которых еще не опубликовано. К работам, в которых изложены его социологические воззрения, относят: "Основные вопросы философии истории" (1883), "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1889), "Историко-философские и социологические этюды" (1895), "Введение в изучение социологии" (1897), "Общие основы социологии" (1919), "Основы русской социологии" (1919-1929).

Н. И. Кареев предлагая все науки об обществе разделить на две группы: науки о явлениях - феноменологические и науки о законах - номонологические. Так, к первой группе он отнес те науки, которые должны описывать явления и показывать их взаимную связь (например, историю и философию истории). К группе номонологических наук он причислял социологию, задача которой "открывать законы, управляющие общественными явлениями". Как считал сам Н. И. Кареев, он предвосхитил идеи В. Виндельбанда, Г. Риккерта и Г. Зиммеля, поскольку лишь "много времени спустя в немецкой философской литературе сделано было аналогичное различие между двумя категориями наук".

Социологию Н. И. Кареев определял как науку о природе и генезисе общества, об основных его элементах, факторах и силах, об их изменениях, о характере процессов, в нем совершающихся, "где бы, когда бы все это не существовало и не происходило". Так же как и О. Конт он считал, что социология изучает общество "интегрально", являя собой общую теорию социального. Интегральный характер социологии Н. И. Кареев объяснял следующим образом: социология не может быть простым механическим соединением общих теорий политики, юриспруденции и экономики, так как она изучает "не три различных предмета - государство, право и народное хозяйство, а один предмет - общество". С его точки зрения, социология как наука теоретическая лишена прикладного характера. Следуя идее, высказанной теоретиком анархизма М. А. Бакуниным о том, что социология не должна прогнозировать "формы будущей общественной жизни", Н. И. Кареев утверждал, что если социология желает быть наукой, то она не должна ставить вопросов о наилучшем устройстве общества. Чтобы оставаться положительной наукой социология должна быть "беспартийной и надклассовой".

Будучи профессиональным историком и политиком, И. И. Кареев видел различие социологии, истории и политики в том, что задача социологии интегрировать знания общественных наук, "открывать законы, управляющие общественными явлениями", задача истории - изучать конкретное прошлое, "без какого бы то ни было поползновения предсказывать будущее", а задача политики - "давать практические наставления". История, по его мнению, подготавливает для социологии "необходимый фактический материал", а дело социологии - "находить проявления эволюционной законообразности".

В целом, считая социологию позитивной наукой, Н. И. Кареев был не согласен с О. Контом по двум вопросам. Во-первых, основоположник социологии сразу перешел от биологии к социологии, минуя психологию. Русский социолог предлагал между биологией и социологией поставить психологию, причем не индивидуальную, а коллективную. Именно коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку общественные явления, в конечном счете, есть взаимодействие между людьми, посредством которых человек может передать человеку не только мысль, но и свое настроение, даже внушить ему известное стремление или действие. Во-вторых, Н. И. Кареев не был согласен с идей О. Конта о том, что стадии эволюции общества обусловлены сменой форм мышления.

Отмечая значимость марксизма за то, что он ввел в социологию экономический анализ социальных явлений, русский социолог считал, что теория марксизма аксиоматична, абсолютизирует значение только одного экономического фактора и фактически остается на доконтовском уровне.

Методологической основой социологии Н. И. Кареев признавал позитивистскую методологию. Вслед за О. Контом он предлагал рассматривать общество в двух измерениях - статике и динамике, определяя статику как анатомию, а динамику - как физиологию общественного организма. Первая изучает явления общественного строения и является теорией общественного равновесия, вторая - исследует совершающиеся в общественном организме процессы и является теорией общественного развития.

В качестве основных методов социологического познания И. И. Кареев выделял сравнительно-исторический, который позволяет представить статическую картину общества, и эволюционный, позволяющий рассмотреть динамику развития общества как смену фаз или культурных типов, а также причин их возникновения, оформления и смены. При этом он разделял основные положения методологии субъективной социологии П. Л. Лаврова и Н. Н. Михайловского в исследовании общественной жизни. Н. И. Кареев считал, что субъективный элемент при изучении общества необходим, так как любое общественное явление должно рассматриваться познающим субъектом сквозь призму определенного идеала.

Личность и общество, согласно воззрению Н. И. Кареева, находятся в непрерывном взаимодействии, обусловливая друг друга. Отправным пунктом социологии он считал признание "общественности человека" и отказ от "фикции естественного человека до общества и вне общества". Н. И. Кареев утверждал, что личность - "единственное реальное существо, с которым имеет дело социология". Народы или отдельные классы одного и того же народа - это суть собирательные единицы, состоящие из отдельных личностей, и лишь последние мыслят, чувствуют, желают, стремятся и действуют. В противоположность О. Конту, который признавал реальным только общество, русский социолог считал, что поскольку человеческие индивидуумы находятся в постоянном взаимодействии, именно изучение разных видов взаимодействий между отдельными людьми и составляет главную задачу коллективной психологии, которая и должна быть непосредственной основой социологии.

Личность в социологических воззрениях Н. И. Кареева предстает как микрокосмос, как субъект психических переживаний, чувств и мыслей, потребностей и интересов, желаний и стремлений. В личности социолог выделял два основных аспекта - психологический и этический. Особое внимание он уделял антропологическим, психологическим и социальным характеристикам личности как субъекта культуры. С его точки зрения, личность является не только носителем существующей культуры, но и ее творцом. Взаимодействие личности и социальной среды рассматривалось как противодействие "традиций и инноваций". Если социальная среда посредством традиций стремится подавить индивидуальность, то личность посредством инноваций борется за свою индивидуальность.

Н. И. Кареев разделял точку зрения П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского на роль выдающейся личности в истории, на ее отношения с народом. Он утверждал, что преимущественно двигают общество "личности, которые создают и распространяют новые идеи и комбинируют силы общества для движения", выражая назревшие потребности. По его мнению, предназначение выдающейся личности состоит в том, чтобы организовать движение народа в определенном направлении.

Н. И. Кареев определял общество как "совокупность множества отдельных человеческих существ, известным образом между собою связанных и потому образующих определенную систему". Общество, согласно представлению русского социолога, есть сложная система психологических взаимодействий личностей. Причем он отличал процессы психического взаимодействия между членами общества от продуктов этого взаимодействия.

Характеризуя вслед за Г. Спенсером и Е. В. Де Роберти общество как "надорганическую среду", Н. И. Кареев различал в ней две составляющие: социальную организацию и культурную группу. Социальная организация определяет место личности в обществе, а культурная группа - ее оригинальность, отличие от "личностей другой культурной группы". Духовная культура, являясь совокупностью идей, существующих в обществе, оказывает влияние на поведение отдельных его членов, а от этого поведения зависят и их практические отношения, лежащие в основе общественных форм.

Взаимодействие личности и общества П. И. Кареев характеризовал следующим образом: личность стремится к самоопределению в обществе, а социальная среда - к ассимиляции личности в себе. В обществе, как соединении множества отдельных психических жизней, взятых в пространстве и времени, действуют силы внушения и подражания, причем люди вступают в известный психический обмен и накапливают результаты коллективной психической работы. Пока влияние одного человека на другого или их взаимодействие ограничиваются изменениями во внутреннем мире каждого из них, т.е. отражаются на их понятиях, чувствовании и желаниях, эти лица находятся между собой в отношениях чисто психического характера. Другое дело, подчеркивал социолог, когда один оказывает влияние на поступки другого, на его поведение, и когда между двумя лицами устанавливаются практические отношения, имеющие двусторонний характер. Эти практические отношения, основой которых выступает также психологическое взаимодействие, и являются, по его мнению, самыми первичными элементами, из которых складываются все сложные системы практических отношений: экономических, юридических и политических.

Н.И. Кареев понимал социальную эволюцию как изменения социальной организации и культуры в процессе взаимодействия людей. С его точки зрения, социальная эволюция обусловлена тремя группами факторов: географическими, антропологическими и историческими. Общей тенденцией социальной эволюции социолог считал интернационализацию и всемирно-историческую преемственность. Социальная эволюция протекает неравномерно, включая в себя множество эволюционных рядов, и сопровождается кризисами, причина которых в нарушении "статического закона взаимного соответствия элементов культуры и социальных форм". Главным показателем кризисов выступают революции, избежать которые можно с помощью проводимых реформ.

Как и многие социальные мыслители конца XIX в. Н. И. Кареев большое внимание уделил рассмотрению проблеме общественного прогресса. Свое понимание этой проблемы он излагал, анализируя уже имеющиеся зарубежные концепции социального прогресса Г. Спенсера, Ч. Дарвина и К. Маркса. Критикуя эти концепции за биологизм и экономизм, предложил этико-психологический подход к осмыслению общественного прогресса.

С точки зрения Н. И. Кареева, социальный прогресс следует рассматривать не как единый процесс, а как состоящий из пяти основных направлений: умственный прогресс, нравственный прогресс, политический прогресс, юридический прогресс, экономический прогресс. Предложенная им "формула прогресса" включала в себя три компонента, которые подчинены главной цели прогресса - развитию личности:

  • - идеал, в качестве которого выступает развитая личность, существующая в условиях индивидуальной свободы и общественной солидарности;
  • - пути достижения идеала посредством переделки критической мыслью культуры, быта и социальной организации;
  • - выражение закона общественного прогресса, которое состоит в самоосвобождении личности и подчинении ей общества.

Исходя из критерия роли насилия в социальном взаимодействии, а также уровня свободы, равенства и солидарности, И. И. Кареев выделил пять этапов социального прогресса:

  • 1) первобытные общества, где господствует грубая сила и которым присущи антагонизм и анархия;
  • 2) общества, в которых сохраняются господство грубой силы и антагонизм, но уже имеются централизация и дифференциация в форме соединения деспотизма с анархией;
  • 3) общества, в которых ослаблены господство грубой силы, антагонизм и анархизм, свойственные предыдущему этапу;
  • 4) общества, где господство грубой силы уступает ведущую роль правовому регулированию, в которых устанавливается гражданское самосознание в форме сочетания свободы и порядка;
  • 5) идеальные общества, которым свойственны полная солидарность и где царит истина и справедливость.

Общая логика социального прогресса виделась Н. И. Карееву как процесс выхода человечества из естественного состояния посредством приспособления личности к общественной среде и последующим отрицанием власти этой среды.

Особенностью подхода И. И. Кареева к рассмотрению социологических проблем являлось неизменное обращение к тому, как эти проблемы ранее решались в истории зарубежной и отечественной социологии. Знание истории развития социологической мысли он считал необходимым условием научного познания прошлой и современной жизни общества, так как оно помогает исследователю "более исторически понимать культурное значение" социологических проблем. Его работы по истории зарубежной и отечественной социологии были написаны в историко-критическом жанре.

H. И. Кареев одним из первых в России предпринял попытку осмыслить процесс развития социологии как науки и посвятил этому несколько специальных работ. Особое внимание уделил вопросу зарождения научной социологии, исторической миссии О. Конта и влиянию его идей на последующее развитие социологии. В работе "Огюст Конт как основатель социологии" (1903) Н. И. Кареев отмечал, что основоположник социологии верно угадал исторический запрос своего времени, благодаря чему создал один "из грандиозных памятников человеческого ума". Н. И. Кареевым была предложена классификация основных направлений мировой социологии. В качестве критерия выделения он использовал противоположность теоретических подходов: позитивизм - антипозитивизм, марксизм - антимарксизм, объективизм - субъективизм, натурализм - психологизм.

Н. И. Кареев считал, что русская социология развивалась параллельно с западноевропейской. Он признавал "начинателем новой науки" в России Н. Г. Чернышевского. С появлением работ П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, отмечал он, в России "началось развитие социологической литературы". Проникновение в российскую общественную мысль позитивизма сопровождалось включением его теорий в различные философские, культурологические и политические направления и формированием на этой основе оригинальных социологических концепций.

В истории российской социологии Н. И. Кареевым были выделены следующие основные периоды ее развития:

  • - конец 1860-х - середина 1890-х гг.;
  • - с середины 1890-х гг. до 1917 г.;
  • - после 1917 г.

С его точки зрения, для первого периода характерно зарождение субъективного направления, противостоящего социологическому натурализму; второго - борьба марксистской социологии с противостоящими ему социологическими учениями; третьего - установление господства марксистской социологии и возможность сближения "экономизма" и "психологизма". Предложенная Н. И. Кареевым периодизация начального периода развития социологии в России до сих пор используется в учебной и научной литературе по истории русской социологии.

Аннотация

Статья посвящена исследованию влияния работ основателя позитивизма О. Конта на творчество Н.И. Кареева, как одного из популяризаторов идей позитивизма в России. В статье рассматриваются ключевые идеи позитивистского учения на основе наиболее известных и популярных работ Конта, а также изучено влияние идей позитивизма на воззрения Кареева. В статье также рассмотрена научная деятельность российского ученого как обществоведа.

Социологическая теория Кареева

В 50-60-е годы XIX в. в общественном сознании и мировоззрении прогрессивных российских интеллектуалов оригинальные идеи и творчество О. Конта произвели идеологический и научный переворот. Работы Конта и его последователей повлияли на воззрения многих русских позитивистов - Е. де Роберти, М. Филиппова, Н. Михайловского, Н.И. Кареева и других прогрессивных российских обществоведов.

Николай Иванович Кареев (1850-1931) преподавал в Варшавском, а затем в Петербургском университете, в 1910 г. стал членом-корреспондентом Российской Академии наук и в 1929 г., несмотря на негативное отношение к советской власти, был избран почетным академиком Академии наук СССР.

Социологическая теория Кареева сложилась в первой половине 1880-х гг. Основным идейным источником обществоведения в 1880-х и до середины 1890-х гг. российского ученого оставался позитивизм, в том числе французский позитивизм и особенно учение Конта. Н.И. Кареев признавал авторитет французского мыслителя как одного из основателей обществоведения в качестве научной дисциплины.

Однако следует отметить, что Кареев весьма критически относился к наследию великого французского мыслителя и отмечал свое принципиальное несогласие с некоторыми постулатами контовского учения еще в 1876 году. Так, по мнению российского ученого, Конт необоснованно рассматривал биологию и психологию как интегральные составляющие социологии. Кареев был убежден в том, что невозможно объяснить социальные процессы, учитывая только материальные факторы общественной жизни. Таким образом, по мнению русского мыслителя, коллективная психология обладала потенциалом превратиться в подлинную основу обществоведения, так как большинство общественных явлений представляют собой духовное взаимодействие между людьми.

К личности Конта многие из российских социологов, в том числе, и Кареев, относились критически. Н.И. Кареева, как и многих российских обществоведов второй половины XIX в., привлек к позитивистскому учению не личный авторитет французского философа, а типологическая методология позитивизма, представлявшаяся в то время российским интеллектуалам перспективной программой для дальнейших исследований в области социальных наук.

Социолог, по мнению Кареева, руководствуясь идеалами, конструирует формы общественного бытия, что «упрощает слишком сложные реальные отношения и облегчает изучение действительности» . Однако в данном случае абстрактный подход к изучению общественных процессов превращается в отказ от объективного анализа общественных отношений, а социология акцентирует внимание на феноменах и событиях в жизни общества как результатах воли и разума человека. Поэтому Кареев дополнял обществоведение субъективистской теорией исторического прогресса. Он полагал, что идея прогресса имеет и субъективный источник, хотя в своей объективной составляющей прогресс вполне основывается на историческом наблюдении и на позитивном историческом знании (например, перманентном увеличении власти человека над природой). Таким образом, Кареева можно рассматривать как последнего крупного исследователя в истории российского обществоведения, который использовал в своих работах субъективный метод.

Роль Кареева в развитии социологии в России

Изучая роль Н.И. Кареева в процессе институционализации социологии в России, необходимо отметить, что развитие обществоведения как новой области академического и научного знания в университетах сдерживали политические факторы.

Первый курс социологии был прочитан профессором Н.И. Кареевым в Петербурге в конце 90-х годов. Затем Кареев вскоре издал свои лекции по социологии отдельной книгой. В библиографии данной работы русским авторам принадлежало 260 источников из 880, однако указанный список оказался неполным - отечественных социологических исследований на тот период было гораздо больше.

Н.И. Кареев также известен как историограф российской дореволюционной социологии. В своих монографиях «Введение в изучение социологии» (1897), «Общие основы социологии» (1919) и статье «Основные направления социологии и ее современное состояние» (1903) он предлагал систематизированные обзоры состояния российского обществоведения, его истории и методологических проблем. Он объяснял важное значение систематических обзоров по социологии необходимостью интеграции в теории и методологии различных школ и подходов для создания общепризнанной теории общества, полагая, что именно таким способом можно обеспечить эффективное международное сотрудничество социологов. В указанных работах он не только систематизировал и периодизировал историю социологии, выявляя различия между социологическими практических задач обществоведения, но и описывал концептуальное многообразие обществоведческих подходов в России, полагая, что причиной тому стали различные интерпретации противоречий социологической теории Конта.

Кареев также ввел типологию российского обществоведения, в которой выделил марксистское и немарксистское направление. Рассматривая проблемы институционализации социологии в России, Кареев придавал значение национальную специфике ее развития. Кареев выделил три основных периода в развитии отечественной дореволюционной социологии: этап до 1890-х гг. он характеризовал борьбой субъективной школы с натуралистическим редукционизмом и появлением марксистской школы; период с середины 90-х гг. до 1917 г. он рассматривал как борьбу марксистского и немарксистского направлений в социологии; и господство марксистской социологии после 1917 г.

В конце XIX в. социологию преподавали как факультативный спецкурс в Санкт-Петербургском университете и в Политехническом институте, в Харькове и Варшаве, а социологические материалы преподавались Н.И. Кареевым и А.Лаппо-Данилевским в рамках курсов по методологии истории, а также М. Ковалевским и В. Хвостовым в программе курсов по истории политико-экономических учений.

Н.И. Кареев полагал, что главная задача социологии состоит в развитии человеческой личности, нравственного и общественного прогресса. Он также предлагал ввести в школьные программы основные элементы социологического знания для воспитания гражданских качеств у юного поколения. С 1895 года он разрабатывал и издавал программы для самообразования по обществознанию. Однако данные инициативы вызвали противодействие как царского, так и советского правительства. В результате чего в начале 1920-х гг. эксперимент преподавания основ обществоведения в школе был свернут. Также в начале 1920-х гг. был расформирован Социологический институт в Петрограде, под эгидой которого Н.И. Кареев, П.А. Сорокин и другие социологи организовывали лекции.

Трагическая судьба Кареева, в последние годы жизни вынужденного, в отличие от многих его коллег, высланных в начале 1920-х за рубеж, уйти во «внутреннюю эмиграцию» , семью которого коснулись репрессии советской власти, символизирует не только трагедию российского обществоведения в эпоху сталинизма, но и служит примером, к каким печальным последствия может привести монополия доктрины в области социальных наук.

Николай Иванович Кареев входит в число наиболее известных русских историков конца XIX – начала XX века. Он родился 24 ноября (старого стиля) 1850 г., в Москве. Родители Кареева были дворянами, но не отличались большим богатством. Дед будущего историка, Василий Елисеевич, получил на военной службе генеральское звание. Отец – Иван Васильевич – тоже начинал карьеру в армейских рядах, однако, получив ранение во время Крымской войны, был вынужден перейти на гражданское поприще и позже служил городничим в ряде городов Смоленской губернии. Мать Н. И. Кареева, Екатерина Осиповна, в девичестве носила фамилию Герасимова.

Родители очень заботились о сыне, дав ему уже дома первоначальное образование, которое состояло из чтения, письма основ математики, французского языка и азов географии. Для продолжения обучения Кареев был отдан в одну из московских гимназий. Чтобы устроить его туда, матери и отцу пришлось продать часть своего имущества. Юный Николай немедленно выделился дарованиями среди однокашников, стал первым учеником, а в конце курса получил золотую медаль.

В той же гимназии вместе с Кареевым учился Владимир Соловьёв, сын великого русского историка Сергея Соловьёва. Позже Владимир Соловьёв прославился как один из самых крупных и оригинальных русских философов. Завершив гимназический курс, Кареев поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал лекции отца Владимира Соловьёва, Сергея Михайловича, и других выдающихся учёных – например, М. Куторги и В. Герье. Уже в 1868 18-летний Кареев издал свой первый печатный труд «Фонетическая и графическая система древнего эллинского языка».

В университете Кареев поначалу поступил на славяно-русское отделение, однако, увлекшись лекциями Герье, спустя три года перешёл на историческое. Там Кареев особенно увлёкся темой великой французской революции. Одной из главных её причин было тяжкое положение французского крестьянства. Молодой историк стал собирать материалы по этому вопросу, надолго оставшемуся одной из центральных тем его научных изысканий. Будучи студентом Кареев сотрудничал в ряде журналов: в воронежских «Филологических записках», «Знании» и некоторых других.

Кареев завершил учёбу в университете в 1873 и был оставлен на кафедре для приготовления к профессорскому званию. Попутно он работал учителем истории в Третьей московской гимназии. В 1876 Кареев представил на магистерский экзамен работу о французских крестьянах XVIII столетия – и защитился с блеском. Этот его ранний труд удостоился высокой оценки даже во Франции. Кареев получил заграничную командировку с целью составления магистерской диссертации. Она получила название «Крестьяне и крестьянский вопрос в последней четверти ХVIII века» и была защищена автором в 1879. Материал для диссертации Кареев собирал в Национальной библиотеке и Национальном архиве Франции.

В 1878-79 Кареев как приглашённый, сторонний преподаватель читал на историко-филологическом факультете Московского университета курс истории XIX века. Осенью 1879 он перебрался в принадлежавшую тогда Российской империи Польшу и до конца 1884 числился экстраординарным профессором Варшавского университета. Оттуда Кареев вновь получил заграничную командировку – для написания теперь уже не магистерской, а докторской диссертации. Проявляя всё большую наклонность к социологическим исследованиям, Кареев дал ей название «Основные вопросы философии истории». Эта работа была защищена им в Московском университете в 1884, но по новизне высказанных идей ещё ранее вызвала целый ряд полемических замечаний. Парируя возражения, Кареев издал книгу «Моим критикам» (Варшава, 1883).

В начале 1885 Кареев вернулся в Петербург, где получил кафедру сначала в Александровском лицее, а чуть позже – в университете и на Высших женских курсах. В 1889 он выступил одним из основателей Исторического общества петербургского университета. Вскоре Кареев был избран его председателем и главным редактором учёного органа общества – «Исторического обозрения».

Пребывание в Варшаве возбудило у Кареева долголетний интерес к польской истории. Он посвятил ей немало работ: «Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше» (1886), «Исторический очерк польского сейма» (1888), «Падение Польши в исторической литературе» (1889), «Польские реформы XVIII века» (1890), «Причины падения Польши» (1893). Наряду с исследованиями по теме французской революции, польская история стала второй из основных тем научных изысканий Кареева.

Третьей темой стали историософские и социологические теории. Им посвящены работы Кареева «Основные вопросы философии истории», «Сущность исторического процесса и роль личности в истории» (1890), «Философия культурной и социальной истории нового времени» (1893), «Историко-философские и социологические этюды» 1895) и ряд других.

До революции Николай Иванович Кареев славился как автор образцовых гимназических и университетских курсов по истории. Его «Учебные книги» по истории древности, Средних веков и Нового времени опубликованы на нашем сайте. До революции «Учебная книга древней истории» Кареев издавалась девять раз, «Учебная книга истории Средних веков» – десять, а «Учебная книга Новой истории» – шестнадцать. Они были переведены на болгарский, польский, отчасти и на сербский языки. Учебники Кареева не устарели до сей поры, заметно превосходя качеством и количеством материала советские и современные российские школьные пособия.

Многотомные университетские лекции Кареева вышли в свет под названием «История Западной Европы в новое время». Это издание завоевало высокий научный авторитет. Часть его опубликована на нашем сайте – причём, впервые в формате распознанного текста с современной орфографией. Остальное предполагается опубликовать в самом скором времени.

Вышедшие осенью 1894 г. письма Кареева к учащейся молодежи о самообразовании выдержали несколько изданий. В известной дореволюционной энциклопедии Брокгауз-Ефрон Кареев выступал редактором исторического отдела. Помимо научной работы, он принимал активное участие и в общественной деятельности: являлся одним из руководителей Общества пособия нуждающимся литераторам и ученым и Общества пособия студентам Санкт-Петербургского университета.

Обложка книги Николая Ивановича Кареева "Письма к учащейся молодёжи о самообразовании"

Являясь профессором этого университета, Кареев во время студенческих волнений 1899 потребовал отставки его ректора. По этой причине в сентябре 1899 правительство отстранило его от преподавательской деятельности в университете и на Высших женских курсах. Однако Кареев продолжал читать лекции в Александровском лицее, а с 1902 – и в Петербургском политехническом институте. В 1904 он был избран в Петербургскую городскую думу.

С началом революции 1905-1907 Кареев, уже давно зарекомендовавший себя либералом, примкнул к интеллигентам-конституционалистам. 8 января 1905, за день до намеченной в столице гапоновской манифестации, депутация ряда известных общественных фигур (М. Горького, А. Пешехонова, В. Мякотина, И. Гессена и др.), просила приёма у виднейшего члена российского правительства П. Святополка-Мирского, пытаясь предотвратить возможную стычку народа с войсками. В эту депутацию входил и Н. И. Кареев. Святополк-Мирский её не принял, а другой известный министр, С. Ю. Витте, заявил, что дело его не касается. После Кровавого воскресенья 9 января 1905 Кареев подвергся 11-дневному аресту в Петропавловской крепости. Являясь сторонником либеральной конституции, он вступил в партию кадетов, одно время даже был председателем её городского комитета и депутатом Первой Государственной Думы. В Думе Кареев, по его собственным словам, надеялся «защищать права и достоинства попранной человеческой личности». Но от активной политики он вскоре отошёл, поняв, что «не рожден для политической карьеры». В 1906 Кареев вернулся в Петербургский университет и вновь целиком отдался научной работе.

В начале Первой Мировой войны, летом 1914, Кареев попал в немецкий плен, пробыв в нём пять недель.

Отношение Кареева к событиям 1917 было противоречивым. Русские либералы начала XX века, и в частности, многие кадеты, отличались большой левизной и ещё в думский период легко шли на сотрудничество с социалистами и радикалами. В Первой и Второй Думах кадеты часто поддерживали социалистические проекты обобществления земли и выступали с резкой оппозицией правому государственнику Столыпину. Подобно многим другим кадетам, Кареев не переменил своих чрезмерно либеральных взглядов даже перед лицом той страшной анархии, которая открылась в России после февральской революции 1917. Характерный эпизод в этом смысле ввёл в свой «Март Семнадцатого» А. И. Солженицын . Революционные впечатления одной из главных героинь эпопеи, Ольды Андозерской, передаются Солженицыным так (глава 619):

«…революционный ажиотаж охватил и ведущих профессоров. Профессор Гримм стал товарищем министра просвещения и ведал делами высшей школы. Теперь огулом – и в трёхдневный срок – увольнялись все профессора, занявшие пост назначением, а не выборами, – хотя бы были и талантливые специалисты. Так уволили известного глазника профессора Филатова… Профессор Булич уговаривал коллег искать новые формы общения со слушательницами, сам же с профессором Гревсом спешил отдать визит бывшему довольно вздорному, зато либеральному министру Игнатьеву. Карсавин и Бердяев уже записались составлять Историю Освобождения России – ещё и освобождения не видели, а уже составлять! Да бердяйствовали, скоропалительно, безответственно, едва не все светила кряду. По Достоевскому: «им сперва республика, а потом отечество». В библиотеке Академии Художеств открывалось общество памяти декабристов – и вместе с революционерами там заседали Репин, Беклемишев, Горький, начинали всенародную подписку на памятник и звали профессоров шире ознакомлять народные массы с идеями декабристов. До чего это всё было противно, и до чего не в ту сторону беспокойств кидались все!

Но что ещё отдельно проницала Андозерская в иных своих коллегах-демократах: они на самом деле несли только тонкий налёт эгалитарных идей, – а в тайниках сознания сохраняли девиз умственной гордости, интеллектуального аристократизма, и – на самом деле – презрение к черни. А вот – выслуживались.

В перерыве одного заседания Ольда Орестовна надеялась отвести душу с . Знала она, как он всегда терпеть не мог эти студенческие политические забастовки, отмены занятий, неперечислимые революционные годовщины… Заговорила – и сразу же не нашла языка: не революцию винил, а, якобы извечную, русскую праздность, изобилие религиозных праздников прежде, которые всегда и мешали нам накоплять культурные и материальные ценности. И вот эти навыки рабских времён России теперь мол механически переносятся в Россию новую.

Ольда Орестовна оледенела. И этот – был из лучших наших профессоров и лучших знатоков западных революций…»

После октября 1917 Кареев, в отличие от многих других видных русских ученых, не эмигрировал за границу, а остался в советском государстве. В середине сентября 1918 он вместе со всей семьёй подвергался большевицкому аресту в имении родственника, Зайцеве (Смоленская губерния), но через пять дней был освобождён.

В коммунистическую эпоху Кареев продолжал научную деятельность, хотя новая власть с годами всё сильнее препятствовала ей. В 1923 коммунисты прекратили переиздавать работы учёного. У Кареева отняли возможность читать лекции. Его положение ещё ухудшилось в преддверии сталинского «великого перелома» 1929–1932. Наряду с судами над «буржуазными» техническими специалистами («Шахтинское дело и др.»), была развернута травля живших в СССР старых учёных-гуманитариев. В это время пострадал крупнейший исследователь русской истории С. Ф. Платонов . В 1928 году был арестован и затем выслан из Ленинграда сын Н. И. Кареева, Константин. 18 октября 1930 сам Кареев подвергся надуманной «критике» на заседании методологической секции «Общества историков-марксистов». От более тяжких репрессий его спасла смерть. 18 февраля 1931 Кареев скончался в Ленинграде в возрасте 80 лет.

Обложка книги Николая Ивановича Кареева "История Западной Европы в Новое время. Том 2"

Вероисповедание

Православие

Социальное происхождение

Дворянство

Семейное положение

Женат, 1 дочь

Место рождения

Место смерти

Ленинград

Место захоронения

Смоленское православное кладбище

Образование

Историко-филологический факультет Московского университета (1873)

Учителя

  • Буслаев Ф.И.
  • Герье В.И.

Годы научной деятельности

Этапы научной карьеры

18781879Сторонний преподавательМосковский университет18791885ПрофессорВаршавский университет18851886приват-доцентПетербургский университеткафедра всеобщей историиИсторико-филологическийВ 1906 году допущен к чтению лекций в Петербургском университете в качестве приват-доцента, а спустя несколько месяцев был избран ординарным профессором Петербургского университета сверхштата. 18851907ПрофессорИмператорский Александровский Лицей18861899профессорПетербургский университеткафедра всеобщей историиИсторико-филологическийС 1886 года - экстраординарный профессор, с 1890 г. - ординарный профессор. 18991899ПрофессорВысшие Женские Бестужевские курсы19011906Русская высшая школа общественных наук в Париже19021914ПрофессорПолитехнический институт в Санкт-Петербурге19061906Приват-доцентПетербургский университетКафедра Всеобщей историиИсторико-филологический19061918ПрофессорПетербургский/Петроградский университетКафедра Всеобщей историиИсторико-филологический19061919ПрофессорВысшие Женские Бестужевские курсы19081914ПрофессорПсихоневрологический институт19191923ПрофессорПетроградский университетОбщественных наук19231929профессорПетербургский университеткафедра этнографииГеографическийСверх штата19291931АкадемикАкадемия наук СССР
Должность Учреждение

Основные вехи жизни

С 1878 по 1879 в качестве стороннего преподавателя читал лекции в Московском университете. С 1879 по 1885 К. - экстраординарный профессор Варшавского университета по кафедре всеобщей истории. С 1885 по 1907 преподавал историю в Императорском Александровском Лицее. В 1899 г. и с 1906 по 1919 г. являлся Высших Женских Бестужевских курсов. С 1899 по 1917 г. являлся сначала вице-президентом, а впоследствии президентом Международного института социологии, созданного в Париже в 1893 г. С 1901 по 1906 читал лекции в «Русской высшей школе общественных наук» в Париже. Профессор Политехнического института в Петербурге с 1902 по 1914 г. В 1903 г. был избран в члены-корреспонденты Краковской Академии наук. С 1908 по 1914 – Профессор частного Психоневрологического института, декан словесно-исторического факультета. С 1923 по 1929 г. – Профессор этнографического отделения первого в РСФСР высшего географического учреждения, Географического института, вошедшего в 1925 г. в состав Ленинградского университета. С 1910 г. член-корреспондент Петербургской АН. 31 января 1929 был избран в почетные члены Академии Наук СССР.

Общественная деятельность

Вел активную общественную деятельность. В юности испытал влияние идей революционных народников Д.И. Писарева, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, а также субъективистов и социологов П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского. Работал в Комитете общества нуждающимся студентам Петербургского университета, но покинул его после увольнения в 1899 г. Активно участвовал в работе Союза взаимопомощи русских писателей, а также в Союзе деятелей высшей школы. Являлся гласным Петербургской городской думы с 1904 г. 8 января 1905 г. участвовал в депутации из десяти человек, в которую также входили Максим Горький, А. В. Пешехонов, Н. Ф. Анненский и т.д., явившейся к П. Д. Святополк-Мирскому и С.Ю. Витте, требуя прекращения кровопролития - фронда К. стоила ему 11-дневного заключения в Петропавловской крепости. К. входил в ряды партии кадетов, был председателем ее Петербургского комитета, членом I Государственной думы. Сотрудничество с партией «народной свободы» обернулось для К. новыми репрессиями после октябрьского переворота: в середине сентября 1918 г., находясь в Зайцеве Смоленской губернии был арестован вместе со всей семьей и находился под домашним арестом в течение пяти дней.

Награды

В 1887 г. «За усердную службу» награжден орденом Св. Станислава 2-й степени. 1891 – награжден орденом Св. Анны 2-й степени. В 1894 награжден орденом Св. Владимира 4-й степени. В 1899 г. орденом Св. Владимира 3-й степени. В 1913 был награжден с правом ношения на груди светло-бронзовой медалью, утвержденной в честь 300-летия Дома Романовых.

Область научных интересов, значение в науке

Первые работы ученого были посвящены истории французского крестьянства. Впоследствии, особенно после 1917 г. К. возвращается к изучению истории Франции. На огромном источниковом материале К. исследовал историю французского крестьянства, впервые детально исследовал документы Парижской коммуны. Труды К. по французской истории оказали фундаментальное как на российскую и, будучи переведенными на иностранные языки, французскую и мировую историографию. К. – автор фундаментальных синтетических построений, связанных с историей Европы нового и новейшего времени, всеобщей истории в целом. В основе построений К. лежала своеобразная интерпретация позитивистской теории прогресса, с точки зрения которой он рассматривал ход всемирной истории. Теоретическим основанием синтетических построений К. было его понимание задач философии истории, в которой он выделял историологию (теорию исторического процесса – выявление его движущих сил, факторов и т.п.), историософию (искание смысла истории, оценка исторических событий, установление цели истории), историку (теория исторического знания – познание истории). Вместе с методологией истории, которая разрабатывает вопросы исторического построения и критики источников, философия истории вырабатывает научный инструментарий историка. Увлечение теорией исторического процесса – историологией предопределило то прочное место, которое К. занял в ряду первых русских социологов (кстати, К. одним предпринимал попытки осмыслить историю развития социологического знания в России). В то же время теоретический подход К. по отношению к историческому знанию поставил его в обособленное положение по отношению как к господствующему "эмпирическому" направлению петербургской школы (в области всеобщей истории В.Г.Васильевский, Ф.Ф. Соколов и их ученики; русской истории – традиция К.Н.Бестужева-Рюмина, С.Ф.Платонова), так и к теоретическому лагерю петербургской школы, который связан с именем А.С. Лаппо-Данилевского, приверженца неокантианской философии истории.

Диссертации

Основные курсы

18851886Историко-филологическийИстория Западной Европы в XVIII в.1885 188618861921Историко-филологическийНовая Западноевропейская история1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1909 1910 1911 1912 1913 1915 1916 1917 1921 18871921Историко-филологическийСпециальный курс по истории Польши во второй половине XVIII в.1887 1888 1921 18881889Историко-филологическийТеория исторического процесса (роль личности в историческом движении).1888 188918881910Историко-филологическийСеминарий по новой истории1888 1889 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1907 1908 1909 1910 18891897Историко-филологическийИсториография нового времени1889 1896 1897 18901897Историко-филологическийОбзор главнейших явлений средневековой истории.1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 18911900Историко-филологическийИсторическая энциклопедия1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 18991900Историко-филологическийПрактические занятия по истории реформации1899 190019071908Историко-филологическийЭпоха абсолютной монархии на Западе1907 190819091919Историко-филологическийСеминарий: по изучению наказов (cahiers) 1789 г.1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 19141915Историко-филологическийОбщий руководящий курс истории Англии в новое время1914 191519141915Историко-филологическийПросеминарий по истории английского парламента. 1914 191519151917Историко-филологическийОсновные вопросы методики преподавания истории1915 1916 1917 19181919Историко-филологическийГлавные этапы культурного развития Западной Европы в новое время (общий курс).1918 191919181919Историко-филологическийОбщий курс социологии (с точки зрения теории исторического прогресса). 1918 191919251929ГеографическийЭтнография1925 1926 1927 1928 1929
Факультет преподавания Наименование курса

Публикационная активность

Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 232

Основные труды

Крестьяне и крестьянский вопрос в последней четверти ХVIII в., M., 1879. http://gbooks.archeologia.ru/ Основные вопросы философии истории., М., 1883 http://gbooks.archeologia.ru/ Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше. М., 1886. История Западной Европы в Новое время (в 7 томах), СПб., 1892. http://www.runivers.ru/lib/book3089/9727/ Монархии Древнего Востока и греко-римского мира СПб., 1908. Западно-европейская монархия XVI, XVII и XVIII веков, СПб., 1908 http://www.runivers.ru/lib/book3199/10262/ Сущность исторического процесса и роль личности в истории. СПб., 1914. Общий курс истории XIX и XX века до начала мировой войны, М., 1919. http://www.runivers.ru/lib/book3120/9799/ Историки французской революции. Л.:, 1924. Прожитое и пережитое / Подг. текста В.П. Золотарева. Л., 1990.

Основная биобиблиография

Биобиблиография: Николай Иванович Кареев. Биобиблиографический указатель (1869-2007) / Сост. В. А. Филимонов. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. - 224 с. Лит.: Погодин С. Н. «Русская школа» историков: Н. И. Кареев, И. В. Лучицкий, М. М. Ковалевский. - СПб., 1997. - 377 с. Социология истории Николая Кареева: К 150-летию со дня рождения: Межвуз. сборник / Под ред. А. О. Бороноева, В. В. Козловского, И. Д. Осипова. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2000. - 420 с - (Российская социология; Вып. 2). Золотарев В. П. Историческая концепция Н. И. Кареева: Содержание и эволюция. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988; Мамонова Ю.В. Н.И. Кареев как историк отечественной социологии. Дисс. на соиск учен. степ. канд. соц. наук. Саратов, 2010; Долгова Е., Тихонова А. «Тяжёлое материальное положение должно будет отразиться и на ходе научных работ…». Профессор Н. И. Кареев при советской власти. Родина. 2012. № 7. С. 158-160.Авторский коллектив: А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819-1917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив: А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

База данных «Преподавательский корпус Петроградского-Ленинградского университета, 1914-1934 гг.». Отв. редакторы Е.А. Ростовцев, И.Л. Сидорчук

Сетевой ресурс "Историки Петрограда-Ленинграда" (1917-1934). Авторский коллектив: В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Д.В. Боднарчук, Т.Н. Жуковская (отв. ред.), И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов (отв. ред) и др.