Критерии оценки качества амбулаторной помощи. Критерии качества оказания медицинской помощи
Критерии качества медицинской помощи утвердил приказ 203н.
Документ пересмотрел методики оценки и существенно расширил перечень.
Как применять критерии, в чем их основная цель, и в чем заключаются недостатки приказа – расскажем в статье.
↯ Больше статей в журнале
Из статьи вы узнаете
Критерии качества медицинской помощи
Критерии качества медицинской помощи утверждены приказом 203н, который расширил сферу оценки качества медпомощи.
В новой версии документа критерии разделены на группы, увеличилось их количество – с 50 до двух тысяч.
Рассмотрим на примерах некоторые критерии для оценки.
1. Ведение медицинской документации.
Критерии качества оказания медицинской помощи в 2019 году включают в себя критерии их оценки.
К таким документам относят амбулаторная карта пациента, карта развития ребенка, карта беременной и родильницы и т.д.
Правильность заполнения документов оценивается по следующим показателям:
- врачом заполнены все обязательные пункты карты;
- в карте присутствует информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.
☆ Как организовать . Готовые шаблоны и комментарии инспекторов в журнале «Управление качеством в здравоохранении»
Напомним, что наличие ИДС в карте – обязательное требование закона. На практике многие медработники игнорируют это требование и не получают от пациента согласие на каждую услугу, ограничиваясь одним документом или забывают его оформить.
Приказ 203 Минздрава допускает отсутствие ИДС только в двух случаях:
- в соответствии с положениями ФЗ «Об охране здоровья», когда в экстренных случаях получение согласия невозможно;
- если в результате форс-мажорных обстоятельств документ оказался уничтоженным.
2. Первичный осмотр пациента и сроки оказания медпомощи.
Эти критерии качества оказания медицинской помощи в 2019 году направлены на оценку качества осмотра исходя из оформленной врачом документации. Показателем является также отражение анамнеза болезни, правильность записи в карте пациента и т.д.
3. Постановка врачом предварительного диагноза на первичном приеме.
4. Составление плана обследования больного на первичном осмотре с учетом предварительного диагноза.
5. Назначение лекарств с учетом инструкции по их применению, а также с учетом осложнений пациента, других его заболеваний, его возраста, пола и т.д.
Если врач не будет подходить к назначению каждого препарата индивидуально, это может привести к дефектам медпомощи.
6. Постановка клинического диагноза на основании комплекса данных, полученных в ходе обследования, осмотров, сбора анамнеза, инструментальной и лабораторной диагностики, а также мнения врачей-специалистов.
При этом врач руководствуется действующими порядками, протоколами лечения и стандартами.
203н приказ МЗ РФ требует при этом учитывать клинические рекомендации и стандарты медпомощи, которые часто противоречат друг другу в плане требований к одному и тому же заболеванию.
Выполнение данного критерия обеспечивается за счет:
- постановки итогового диагноза в течение 10 дней с момента обращения в медучреждение;
- оформления подробного обоснования в амбулаторной карте пациента;
- при затруднении определения диагноза – назначением консилиума врачей-специалистов.
Таким образом, по данному критерию диагноз пациенту должен быть оформлен в течение 10 дней, в сложных случаях – после принятия соответствующего решения консилиумом.
Более суровые условия критерии качества медицинской помощи устанавливают для стационарной медпомощи.
Так, поскольку многие пациенты направляются в стационар с обострениями в тяжелом состоянии, сроки постановки диагноза значительно сокращены:
- 72 часа – в профильном отделении;
- 24 часа – по экстренным показаниям;
- 2 часа – в отделениях реанимации.
Приказ Минздрава 203н
Приказ МЗ РФ 203 н отменил критерии качества медпомощи, которые действовали ранее и в целом изменил подход к процедуре оценки.
Теперь критерии сгруппированы по отдельным состояниям и заболеваниям, разделены по условиям оказания услуг – в стационаре, амбулаторных условиях и дневном стационаре.
Новые критерии оценки качества медицинской помощи нацелены на то, чтобы охватить как можно больше заболеваний и их особенностей.
Минздрав стремится к созданию единой классификации методов лечения, которые объединяют отдельные положения медицинских стандартов, порядков и протоколов лечения.
Однако, специалисты отмечают, что текущая редакция критериев все еще нуждаются в доработке и не являются универсальным инструментом оценки.
Например, среди недостатков новых критериев отмечаются следующие:
- Методики лабораторной диагностики, описанные в приказе, являются устаревшими и неактуальными.
- Некоторые методы лечения, применяемые на практике, в приказе не отражены, из-за этого могут пострадать пациенты.
- Некоторые критерии качества медицинской помощи содержат те указания, с которыми не согласны сами врачи.
- В критериях не отражены некоторые разделы медицины, например, лучевая диагностика и стоматология.
- Критерии сфокусированы на индивидуальном подходе к каждому пациенту - в постановке диагноза, в лечении. Из-за этого возникают трудности в разрешении споров с пациентами, которые не удовлетворены результатами лечения.
Кроме того, действующие критерии качества медицинской помощи основаны на таком принципе оказания медпомощи, как отсутствие у пациента прогнозируемых осложнений в ходе лечения. Поэтому если такое осложнение возникает, это рассматривается, как признак ненадлежащего качества медпомощи.
В связи с этим, врач должен до начала лечения сформировать перечень возможных осложнений и его задача – не допустить их появления.
Экспертиза качества: новое
Также ожидаются изменения в порядке проведения экспертизы качества медпомощи. Это касается применения и толкования медицинских порядков, стандартов, рекомендаций, которые будут объединять критерии качества медицинской помощи.
Само понятие «качество медпомощи» не будет изменено, но предлагается сформировать новые подходы к стандартам медпомощи и клиническим рекомендациям.
На основании этого формируются единые стандарты медпомощи, но в них следует включать только те препараты, которые гарантированы государством.
Порядок принятия новых стандартов и порядков не изменится – их утверждает Минздрав в виде принятия отдельных приказов.
Критерии оценки качества медицинской помощи формируются из порядков и клинических рекомендаций. Они не содержат указание на назначение конкретных препаратов, а описывают необходимый алгоритм действий медработников.
Критерии оценки качества медицинской помощи, которые были анонсированные ФЗ-323 обрели медикоюридическую реальность с утверждением приказа МЗ РФ от 07.07.2015 №422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
Затем, через год, 15.07.2016 были утверждены новые Критерии качества - Приказ МЗ РФ №520н. Критерии впервые были представлены по группам заболеваний (состояний). Из 21 класса МКБ-10 были представлены заболевания из 13 классов. Они перечисляют медицинские услуги с оценкой выполнения «да»/«нет», т.е. с использованием двоичной системы оценки. Предполагалось введение критериев с 1 июля 2017г.
Однако, 10 мая 2017 г. был утвержден новый Приказ МЗ РФ №203н, в котором конкретизированы критерии оценки качества медицинской помощи по 18 группам заболеваний (состояний) и условиям оказания медицинской помощи
(в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).
Структура Приказов №520н и №203н - 3 раздела:
I. Общие положения.
II. Критерии качества по условиям оказания медицинской помощи.
III. Критерии качества по группам заболеваний (состояний).
В этих приказах:
Введены общие критерии оценки своевременности мед. помощи.
Введены критерии оценки качества лекарственной терапии.
Осуществлено введение критериев оценки качества мед. помощи, связанных с обязательностью оценки индивидуальности пациента, которое является основанием для возникновения ответственности при игнорировании или не выявлении врачом особенностей организма пациента.
Введение критериев оценки качества лечения, в т.ч. по критерию степени достижения запланированного результата.
Введение указанных критериев однозначно устанавливает обязанности мед. работников и МО.
И наконец, введение критериев оценки качества мед. помощи, основанных на принципах и обязательствах надлежащего ведения мед, документации.
В общем виде список критериев оценки качества медицинской помощи включает в себя:
Ведение медицинской документации;
Первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи;
Установление предварительного диагноза лечащим врачом в ходе первичного приема пациента;
Формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;
Формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания и состояния пациента;
Назначение лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом инструкций по применению лекарственных препаратом, возраста и пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;
Установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных, инструментальных и иных методов исследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи; Внесение соответствующей записи в амбулаторную карту при наличии заболевания (состояния), требующего оказания медицинской помощи в стационарных условиях, с указанием перечня рекомендуемых лабораторных и инструментальных методов исследований, а также оформление направления с указанием клинического диагноза при необходимости оказания медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме;
Проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций
Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с установленным порядком
Проведение экспертизы временной нетрудоспособности в установленном порядке;
Осуществление диспансерного наблюдения в установленном порядке с соблюдением периодичности осмотров и длительности диспансерного наблюдения;
И проведение медицинских осмотров и диспансеризации в установленном порядке, назначение по их результатам, в случае необходимости, дополнительных медицинских мероприятий, в том числе установление диспансерного наблюдения.
Сравнение I и II разделов Приказов МЗ РФ №422ан, №520н и №203н
В Приказ №520 (сохранен в №203) введен раздел I «Общие положения», в котором указано, что:
1. Настоящие критерии оценки качества медицинской помощи (далее - критерии качества) применяются при оказании мед. помощи в мед. и иных организациях, осуществляющих мед. деятельность, имеющих лицензию на мед. деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством РФ.
2. Критерии качества применяются в целях оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
3. Критерии качества применяются по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания мед. помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).
Исключено по сравнению с Приказом №422ан:
Настоящие критерии оценки качества сформированы на основе порядков оказания медпомощи и стандартов мед. помощи, утвержденных МЗ РФ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания мед. помощи, разработанных и утвержденных мед. профессиональными некоммерческими организациями.
1. Общие критерии оценки своевременности медицинском помощи:
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: проведение осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующих оказания мед. помощи в неотложной форме не позднее 2 час. с момента обращения в регистратуру МО (амб.);
■ установление предварительного диагноза лечащим врачом уже в ходе первичного приема пациента;
■ формирование плана обследования пациента уже при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;
■ И установление клинического диагноза в течение 10 дней с момента обращения при оказании мед. помощи в амбулаторных условиях.
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: проведение первичного осмотра пациента в стационаре при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, требующих оказания мед. помощи в экстренной форме, безотлагательно;
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: проведение первичного осмотра пациента в стационаре при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующих оказания мед. помощи в неотложной форме, не позднее 2 час. с момента поступления пациента в приемное отделение (дневной стационар) МО;
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: проведение первичного осмотра в стационаре врачом профильного отд. МО не позднее 3 час. с момента поступления пациента в профильное отд. (дневной стационар).
Сравнение I и II разделов Приказов МЗ РФ №422ан, №520н и_№203н
■ Установление предварительного диагноза врачом приемного отд. или врачом профильного отд. (дневного стационара) или врачом отд. (центра) анестезиологии-реанимации МО не позднее 2 час. с момента поступления пациента в МО;
■ установление клинического диагноза в стационаре в течение 72 час. с момента поступления пациента в профильное отд. (дневной стационар) МО;
■ установление клинического диагноза в стационаре при поступлении пациента по экстренным показаниям не позднее 24 час. с момента поступления пациента в профильное отд.;
■ проведение в обязательном порядке осмотра заведующим профильным отд. (дневным стационаром) в течение 48 час. (рабочие дни) с момента поступления пациента в профильное отд. (дневной стационар) МО, далее по необходимости, но не реже 1 раза в неделю с внесением в стационарную карту соответствующей записи, подписанной заведующим профильным отд. (дневным стационаром)..
2. Введены важнейшие критерии оценки качества лекарственной терапии:
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: включение в план обследования и план лечения в амб. условиях перечня лекарственных препаратов для мед. применения с учетом лекарственных препаратов, включенных в стандарты мед. помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинических рекомендаций (протоколов лечения);
■ назначение лекарственных препаратов в амб. условиях для мед. применения с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: включение в план обследования и план лечения в условиях стационара перечня лекарственных препаратов для мед. применения с учетом лекарственных препаратов, включенных в стандарты мед. помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинических рекомендаций (протоколов лечения); Также как в амб. условиях, назначение лекарственных препаратов в условиях стационара с учетом инструкции по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;
■ назначать и применять лекарственные средства в строгом соответствии с требованием инструкций по их применению (показания, противопоказания, дозирование, перечни осложнений применения и т.д.) и Государственного реестра лекарственных средств (ст. 33 Закона
РФ от 12.04.2010 №61«Об обращении лекарственных средств»);
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: назначать и применять лекарственные средства, включенные в стандарты мед. помощи, имеющие частоту применения 1,0 в обязательном порядке (исключая противопоказания и отказ пациента от риска побочных эффектов и возможных осложнений)..
3. Обязательность оценки индивидуальности пациента:
■ внесение в стационарную карту в случае особенностей течения заболевания, требующих дополнительных сложных и длительно проводимых методов исследований, соответствующей записи, заверенной подписью заведующего профильным отд. (дневным стационаром);
■ А также принятие решения о необходимости проведения дополнительных исследований вне данной МО врачебной комиссией МО с оформлением протокола и внесением в стационарную карту;
При этом, в Приказе №203 сохранены 3 пункта:
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520: принятие при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения консилиумом врачей с оформлением протокола и внесением
в стационарную карту;
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520: оформление обоснования клинического диагноза соответствующей записью в стационарной карте, подписанного лечащим врачом и заведующим профильным отд. (дневным стационаром);
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520: осуществление при наличии мед. показаний перевода пациента в др. профильное отд. внутри МО с принятием решения о переводе заведующими соответствующими структурными подразделениями (из которого переводится пациент и в которое переводится пациент) с внесением соответствующей записи в стационарную карту;
■ проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения;
■ проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра леч. врача профильного отд. (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отд. (дневным стационаром) после установления клинического диагноза;
■ И проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра леч. врача профильного отд. (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отд. (дневным стационаром) при изменении степени тяжести состояния пациента..
4. Критерии оценки качества лечения, в т. ч. по критерию степени достижения запланированного результата:
■ формулирование прогнозируемых осложнении, связанных с проводимой терапией, т. е. фактически формулирование планируемого результата оказания мед. помощи;
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: отсутствие прогнозируемых осложнений, связанных с проводимой терапией;
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: отсутствие осложнений, связанных с дефектами обследования, лечения, выбора метода хирургического вмешательства или ошибок в процессе его выполнения;
■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: отсутствие внутрибольничной инфекции;
■ отсутствие расхождения клинического и патолого-анатомического диагнозов.
Расхождение клинического и патолого-анатомического диагнозов любой категории является признаком отсутствия надлежащего качества оказанной мед. помощи, т.е. является дефектом мед. помощи.
Ранее руководствовались более мягким принципом оценки качества лечения:
1) к дефектам мед. помощи относили расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов II и III категорий;
2) А расхождения клинического и патолого-анатомического диагнозов I категории относили к дефектам только в ряде случаев:
■ если вообще не было начато оказание мед. помощи в период кратковременного пребывания умирающего пациента в МО, хотя время на ее начало в соответствии с требованиями порядков оказания помощи имелось;
■ И если умирающий пациент в период его кратковременного пребывания в МО находился не в том подразделении, в котором порядками предписано оказание ему мед. помощи (к примеру, отказ от практически немедленного перевода из приемного отделения в отделение реанимации пациента с острым коронарным синдром).
Оценка медицинской помощи по группам конкретных заболеваний
является принципиальным отличием Приказов №520н и №203н
от Приказа №422.
1. В Приказе МЗ РФ №203н приведены критерии оценки качества медицинской помощи по 18 группам заболеваний (состояний) и условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях), в то время как в приказе №520н - по 13 группам, с сохранением двоичной системы оценки. Двоичная система оценки удобна для экспертов, поскольку является более объективной. Оценивая тот или иной критерий, эксперт имеет лишь два варианта ответа - «да» или «нет», никаких промежуточных вариантов.
2. В Приказе №203н добавлены новые группы критериев (5):
1) это критерии качества при новообразованиях как взрослых, так и детей (данная группа включает 29 подгрупп)
Сравнение III разделов Приказов МЗ РФ №520н и №203н
2) критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при психических расстройствах и расстройствах поведения, куда вошли 8 подгрупп.
3) также новые критерии появились для лечения заболеваний нервной системы (7 подгрупп)
4) и костно-мышечной системы и соединительной ткани - 12 подгрупп.
5) Кроме этого Приказ содержит критерии качества при отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде, где предусмотрены 13 подгрупп.
3. Значительно расширены критерии оценки качества при:
Сравнение III разделов Приказов МЗ РФ №520н и №203н
2) болезнях глаза и его придаточного аппарата - 6 подгрупп;
3) болезнях уха и сосцевидного отростка - 8 подгрупп;
4) болезнях системы кровообращения - 11 состояний;
5) заболеваниях органов пищеварения - 10 состояний;
6) болезнях кожи и подкожной клетчатки - 15 подгрупп;
7) болезнях мочеполовой системы;
8) беременности, родах и послеродовом периоде;
9) травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин.
10) болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм -2 состояния.
11) и наконец, при болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ - 4 состояния.
Порядок оценки качества изменился. Почему приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи вызывает у специалистов затруднения? Расскажем подробно как новые критерии повлияли на методику оценки КМП специалистами? Какие критерии в первую очередь важны для поликлиники и стационара?
Порядок оценки качества изменился. Почему приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи вызывает у специалистов затруднения?
Расскажем подробно как новые критерии повлияли на методику оценки КМП специалистами. Какие критерии в первую очередь важны для поликлиники и стационара?
↯ Больше статей в журнале
Главное в статье
Как Приказ Минздрава 203 н изменил критерии качества оказания медицинской помощи
Приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи, вступивший в силу в этом году, внес значительные изменения в деятельность сотрудников медицинской сферы.
Рассмотрим главные направления, которые актуальны для любой медицинской организации:
- Новый приказ по контролю качества медицинской помощи вводит новые критерии оценки медпомощи:
- при лечении новообразований в ходе оказания медицинской помощи взрослым;
- при оказании специализированной медицинской помощи взрослым пациентам с расстройствами поведения и психических отклонениях;
- при лечении заболеваний и состояний пациентов в перинатальном периоде;
- при лечении некоторых болезней нервной системы;
- при лечении болезней соединительной ткани и костно-мышечного аппарата.
- Приказ 203 Минздрава критерии качества медицинской помощи по отдельным направлениям расширяет:
- при лечении болезней систем пищеварения;
- при лечении болезней глаза и уха;
- при лечении болезней мочеполовой системы;
- при лечении кожных болезней;
- при ведении пациентов в период беременности, родов и в послеродовом периоде;
- при оказании помощи пациентам, пострадавших в результате отравлений, травм и находящихся в других тяжелых состояниях.
Оценка качества медицинской помощи в 2018 году: методика
Предполагается, что новые критерии качества медицинской помощи 2018 года помогут любому эксперту , насколько правильно были оказаны услуги конкретному пациенту, насколько своевременными были действия врачей.
В соответствии с новыми критериями была разработана методика, позволяющая достоверно оценить все данные о качестве медицинских услуг в каждом конкретном случае.
Процесс оказания медицинской помощи при этом рассматривается по каждому существующему критерию. Эксперт проводит базовую часть оценки в 4 этапа.
На 5 этапе задача эксперта – оценить объективно существующие причины допущенных нарушений.
Мнение эксперта отражается в локальной документации медучреждения – в журнале контроля, карте контроля, а также в собственном отчете эксперта.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
1-й этап оценки КМП в рамках нового приказа
Новый приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи предусматривает использовать как эффективный инструмент контроля. На первом этапе эксперт должен выявить, имели ли место нарушения предусмотренных критериями требований.
В зависимости от наличия или отсутствия нарушения, эксперт отмечает в своем отчете:
- если нарушений не было, в карте контроля ставится «0»;
- если нарушения присутствовали, в карте указывается их количество в единицах.
Выраженные в единицах нарушения позволяют впоследствии анализировать в динамической форме частоту и причины выявления этих нарушений.
Критерии качества оказания медицинской помощи 2018 позволяют эксперту составить шкалу соответствия параметров идеальным.
Например, за основу он может взять шкалу от 0 до 1, каждый шаг в которой будет равняться 0,1.
Таким образом, если последствия процедуры действительно были серьезными для пациента, эксперт оценит ее качество на минимальном уровне.
3-й этап оценки качества оказания медпомощи
Это значит, что полученные им на 2-м этапе отклонения будут сравнены с пороговыми значениями критериев.
Например, оценивая последствия от приема тех или иных лекарственных препаратов эксперт оценил это отклонение в значении 0,9. Такое значение не может быть признано дефектом, поскольку они в принципе не могли негативным образом повлиять на состояние здоровья пациента.
Однако, эксперт трактует критерии качества оказания медицинской помощи и полученные показатели также следующим образом:
- если один и тот же врач регулярно допускает незначительные отклонения в процессе оказания медуслуг, это может повлиять на качество процесса в целом;
- незначительные отклонения следует фиксировать в рамках внутреннего контроля для того, чтобы своевременно и в плановом порядке их устранять.
Существенные отклонения экспертом в любом случае должны оцениваться при оказании медпомощи.
Показатели качества медицинской помощи равные 0,8 и более следует расценивать как отсутствие дефекта, менее – фиксируется наличие дефекта.
4-й этап оценки качества медицинской помощи
В частности, полученные на предыдущих этапах значения он соотносит со следующей шкалой класса тяжести дефекта:
- если значение составляет 0-0,1 – присваивается 4 класс опасности;
- если значение составляет 0,2-0,3 – присваивается 3 класс опасности;
- если значение составляет 0,4-0,5 – присваивается 2 класс опасности;
- при значениях от 0,6 и более – присваивается 1 класс опасности.
Новые критерии качества медицинской помощи для стационаров и амбулаторий
Рассмотрим их подробнее.
Основные критерии качества в амбулаторных условиях
Критерии качества медицинской помощи в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений распределяются по нескольким подгруппам.
- Приказ 203 (критерии оценки качества медицинской помощи) особое внимание уделяет ведению медицинских документов. Напомним, что к ним относятся: медкарта амбулаторного пациента, индивидуальная амбулаторная карта беременной или родившей женщины, или история развития ребенка.
Что оценивает эксперт:
- все ли разделы документа заполнены в нужном объеме;
- содержится ли в карте амбулаторного больного его согласие на медицинской вмешательство.
Качества медицинской помощи не зря делают акцент на наличии согласия пациента – медработники часто нарушают это правило и не берут согласие. Также нарушается и другое правило – согласие берется от пациента не на каждую услугу, как это должно быть, а на комплекс услуг в одном документе.
Информированное согласие может отсутствовать в медкарте только в двух случаях, что учитывается в ходе оценки качества медпомощи:
- документ был уничтожен в результате непредвиденных обстоятельств (наводнение, пожар и т.д.);
- случай относится к тем, когда медработники имеют право оказывать медпомощь без получения информированного согласия (например, при поступлении в медучреждение пациента, который находится без сознания).
- Следующие критерии качества оказания медицинской помощи 2018 года, относящиеся к амбулаторным услугам – это соблюдение сроков оказания медпомощи и проведение первичного осмотра больного.
Фиксация первичного осмотра в карте пациента в дальнейшем позволяет установить сроки оказания медпомощи. Кроме того, состояния больного на момент обращения в медучреждение позволяет оценить его здоровье в динамике.
Врач, оценивший тяжесть состояния здоровья пациента при первом посещении может незамедлительно назначить подробную диагностику.
- Приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи включает также пункт о назначении лекарственных препаратов пациентам.
Важно, чтобы врач в своих назначениях учитывал, в каком состоянии находится больной, и подобрал лекарство, соответствующее его полу, возрасту и диагнозу, учел возможные осложнения.
Этот критерий очень важен – если экспертом будет доказано, что индивидуальных особенностей пациента при назначении лекарства и наступили осложнения, это будет признано дефектом медпомощи.
- Определение окончательного клинического диагноза. Новые критерии качества медицинской помощи 2018 года предусматривают, что решение врача должно быть основано на медицинских стандартах, клинических рекомендациях, а также данных анамнеза и осмотра пациента.
Критерии качества оказания медицинской помощи в стационаре более сложны для применения. Это связано с тем, что на госпитализацию часто попадают пациенты в тяжелом состоянии, с многочисленными осложнениями и т.д.
Поэтому специалисты действуют всегда в ограниченном времени, принимают решения очень быстро.
Поэтому новый приказ по контролю качества медицинской помощи устанавливает жесткие сроки для установления диагноза пациенту, поступившему в стационар:
- в течение 2-х часов должны поставить предварительный диагноз пациенту в реанимации и приемном отделении;
- в течение 24 часов окончательный диагноз должен быть постановлен госпитализированному по экстренным показаниям;
- в течение 72 часов клинический диагноз устанавливается всем пациентам профильного отделения.
Кроме того, для стационарной медпомощи актуальны следующие медицинской помощи:
- Внесение в медкарту больного полной информации о его пребывании в стационаре, с указанием рекомендаций специалистов относительно его дальнейшего наблюдения в амбулаторных условиях.
- Соблюдение порядка назначения медикаментов пациентам. Назначения должны быть внесены в медкарту, если решение о назначении принималось комиссией врачей – оформляется протокол такого решения.
- Новые критерии качества медицинской помощи 2018 года дают экспертам возможность оценивать наличие плана обследования и лечения пациента.
В плане должен быть учтен диагноз пациента и его текущее состояние, наличие у него осложнений и сопутствующих болезней. План лечения всегда базируется на медицинском стандарте соответствующего профиля.
1. Я (Клиент), настоящим выражаю свое согласие на обработку моих персональных данных, полученных от меня в ходе приема на обучение по предложенным образовательным программам «Межрегиональным центром обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ» (далее - Центр) или при подписке на новости сайта.
2. Я подтверждаю, что указанный мною номер мобильного телефона, является моим личным номером телефона, выделенным мне оператором сотовой связи, и готов нести ответственность за негативные последствия, вызванные указанием мной номера мобильного телефона, принадлежащего другому лицу.
3. В рамках настоящего соглашения под «персональными данными» понимаются:
Персональные данные, которые Клиент предоставляет о себе осознанно и самостоятельно при оформлении Заявки на обучение на Сайте и при подписке на новости сайта на любой странице
(а именно: фамилия, имя, отчество (если есть), номер мобильного телефона, адрес электронной почты, регион, город проживания, дата рождения, уровень образования Клиента, выбранная программа обучения, адрес проживания, данные паспорта, диплома о профессиональном образовании, сертификатов о переквалификации или о повышении квалификации и др.).
4. Клиент - физическое лицо (лицо, являющееся законным представителем физического лица в соответствии с законодательством РФ), заполнившее Заявку на обучение на Сайте, выразившее таким образом своё намерение воспользоваться образовательными услугами, предлагаемыми Центром.
5. Центр в общем случае не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Клиентом, и не осуществляет контроль за его дееспособностью. Однако Центр исходит из того, что Клиент предоставляет достоверную и достаточную персональную информацию по вопросам, предлагаемым в форме регистрации (форма Заявки, форма Подписки), и поддерживает эту информацию в актуальном состоянии.
6. Центр собирает и хранит только те персональные данные, которые необходимы для проведения приема на обучение и организации оказания образовательных услуг (исполнения соглашений и договоров с Клиентом), а также информирования о новостях в области дистанционного образования для специалистов здравоохранения.
7. Собираемая информация позволяет отправлять на адрес электронной почты и номер мобильного телефона, указанные Клиентом, информацию в виде электронных писем и СМС-сообщений по каналам связи (СМС-рассылка) в целях проведения приема в Образовательные учреждения, организации образовательного процесса, отправки важных уведомлений, таких как изменение положений, условий и политики Центра. Так же, такая информация необходима для оперативного информирования Клиента обо всех изменениях условий и организации образовательного и процесса приема в Образовательные учреждения, информирования Клиента о предстоящих акциях, ближайших событиях и других мероприятиях Центра, путем направления ему рассылок и информационных сообщений, а также в целях идентификации стороны в рамках соглашений и договоров с Центром, связи с Клиентом, в том числе направления уведомлений, запросов и информации, касающихся оказания услуг, а также обработки запросов и заявок от Клиента.
8. Наш сайт использует идентификационные файлы - cookies. Cookies - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя. Веб-клиент (обычно веб-браузер) всякий раз при попытке открыть страницу соответствующего сайта, пересылает этот фрагмент данных веб-серверу в виде HTTP-запроса . Применяется для сохранения данных на стороне пользователя, на практике обычно используется для: аутентификации пользователя; хранения персональных предпочтений и настроек пользователя; отслеживания состояния сеанса доступа пользователя; ведения статистики о пользователях . Вы можете отключить использование cookies в параметрах настройки браузера. Следует учитывать, однако, что в этом случае некоторые функции будут недоступны или могут работать некорректно.
9. При работе с персональными данными Клиента, Центр руководствуется Федеральным законом РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006г. «О персональных данных».
10. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на адрес электронной почты информации путем направления электронного письма на адрес: . Отказаться от получения на адрес электронной почты информации также возможно в любое время, кликнув по ссылке «Отписаться» в конце письма.
11. Я проинформирован, что в любое время могу отказаться от получения на указанный мной номер мобильного телефона СМС-рассылки путем направления электронного письма на адрес:
12. Центр принимает необходимые и достаточные организационные и технические меры для защиты персональных данных Клиента от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий с ней третьих лиц.
13. К настоящему соглашению и отношениям между Клиентом и Центром, возникающим в связи с применением соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
14. Настоящим соглашением подтверждаю, что я старше 18 лет и принимаю условия, обозначенные текстом настоящего соглашения, а также даю свое полное добровольное согласие на обработку своих персональных данных.
15. Настоящее соглашение, регулирующее отношения Клиента и Центра, действует на протяжении всего периода предоставления Услуг и доступа Клиента к персонализированным сервисам Сайта Центра.
«Межрегиональный центр обслуживания по дополнительному профессиональному медицинскому и фармацевтическому образованию в ФГБОУ ПИМУ и ПГМУ»
Юридический адрес: 299009, РФ, Крым, г. Севастополь, переулок Перекомский, д. 19
ИП Михеда А.И. ИНН 920350703600