Регистрация в единой системе координации информатизации. Информационное обеспечение для реализации процесса координации

Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1235
"О федеральной государственной информационной системе координации информатизации"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о федеральной государственной информационной системе координации информатизации;

изменения , которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации;

перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации.

2. Установить, что финансирование создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации федеральной государственной информационной системы координации информатизации и дальнейшего хранения содержащейся в ее базах данных информации осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".

Финансирование хранения реестра федеральных государственных информационных систем (далее - реестр) осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

3. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в 3-месячный срок утвердить правила размещения информации в федеральной государственной информационной системе координации информатизации.

4. Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

а) обеспечить вывод из эксплуатации реестра, содержащего сведения о федеральных государственных информационных системах, предназначенных для использования при осуществлении государственных функций и (или) предоставлении государственных услуг, до 1 декабря 2015 г.;

в) передать Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации копию базы данных реестра до 1 декабря 2015 г.

Положение
о федеральной государственной информационной системе координации информатизации
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет назначение, цель, задачи и принципы создания и развития федеральной государственной информационной системы координации информатизации (далее - система координации), ее структуру, основные функции и участников, порядок обеспечения доступа к системе координации, правовой режим информации и программно-технических средств системы координации, требования к ее технологическим, программным и лингвистическим средствам, правила информационного взаимодействия с иными информационными системами, а также порядок защиты информации, содержащейся в системе координации.

2. Система координации обеспечивает формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления информационно-коммуникационными технологиями, создаваемыми или используемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями (далее - субъекты системы координации).

3. Целью создания системы координации является повышение эффективности и результативности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности субъектов системы координации.

4. Система координации предназначена для решения следующих задач:

а) учет мероприятий по созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами (далее - мероприятия по информатизации), и мониторинг хода реализации мероприятий по информатизации;

б) планирование и обеспечение проектного управления реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами мероприятий по информатизации;

в) информационно-аналитическое и методическое обеспечение субъектов системы координации, в том числе в части мониторинга соблюдения требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации";

г) обеспечение проведения Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации оценки мероприятий по информатизации и планов информатизации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов";

д) осуществление контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к размещению технических средств информационных систем, используемых субъектами системы координации, и требований, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

е) планирование и реализация мероприятий по информатизации в отношении информационных систем и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры, информация о которых размещена в системе координации, а также обеспечение согласованного взаимодействия участников планирования;

ж) мониторинг и анализ эффективности и результативности создания, развития и эксплуатации федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами информационных систем и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры на всех этапах их существования;

з) сбор, обработка и хранение разработанных государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и органами местного самоуправления в результате создания и развития информационных систем алгоритмов и (или) программ для электронных вычислительных машин в национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин;

и) обеспечение предоставления субъектам системы координации содержащихся в национальном фонде алгоритмов и (или) программ для электронных вычислительных машин для использования при внедрении информационных технологий в их деятельность;

к) обработка и анализ сведений об уровне информатизации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

л) осуществление контроля за выполнением субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации, а также за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления указанных субсидий;

м) мониторинг выполнения проектов в сфере информатизации в субъектах Российской Федерации;

н) распространение общедоступной информации, содержащейся в системе координации, в том числе в форме открытых данных.

5. Создание, развитие и эксплуатация системы координации осуществляются на основе следующих принципов:

а) исключение дублирования информации посредством соблюдения правил ее однократного ввода и многократного использования;

б) использование результатов, полученных в ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", в том числе при создании и развитии государственной информационной системы управления ведомственной и региональной информатизацией, информационной системы "Электронный регион", федеральной государственной информационной системы национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, государственной информационной системы учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

в) использование элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

г) преимущественное хранение в базах данных системы координации только уникальных (эталонных) сведений;

д) обеспечение полноты, достоверности, актуальности и целостности информации, размещаемой в системе координации, в том числе за счет применения электронной подписи;

е) размещение сведений в системе координации только уполномоченными должностными лицами;

ж) централизация сбора и безвозмездность предоставления информации, размещенной в системе координации, для всех заинтересованных лиц, имеющих право доступа;

з) открытость для интеграции с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единых форматов информационного взаимодействия;

и) адаптируемость системы координации к изменениям законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере координации информатизации субъектов системы координации;

к) методическое сопровождение субъектов системы координации на всех этапах использования системы координации, включая предоставление модельных актов, шаблонов документов, графических и табличных схем, описывающих алгоритм действий.

II. Участники системы координации и их полномочия

6. Участниками системы координации являются:

а) Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

б) субъекты системы координации;

в) физические лица и организации, не являющиеся субъектами системы координации.

7. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

а) является заказчиком системы координации и осуществляет функции оператора системы координации;

б) формирует государственное задание на выполнение работ и оказание услуг по созданию, развитию и эксплуатации системы координации;

в) определяет состав и правила размещения информации в системе координации участниками системы координации;

г) разрабатывает и утверждает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты и иные документы, необходимые для функционирования системы координации;

д) обеспечивает доступ к системе координации уполномоченных должностных лиц участников системы координации и их информационную поддержку по техническим вопросам;

е) обеспечивает фиксирование сведений о фактах доступа к системе координации;

ж) обеспечивает соблюдение требований информационной безопасности, в том числе защиту системы координации от несанкционированного доступа.

8. Работы и услуги по созданию, развитию и эксплуатации системы координации, включая отдельные функции оператора системы координации, могут выполняться по государственному заданию Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственными учреждениями в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, а также иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

9. В системе координации подлежат размещению:

а) сведения о мероприятиях по информатизации и планах информатизации, заключения о целесообразности проведения мероприятий по информатизации, заключения на планы информатизации, документы (проекты документов) по информатизации и отчеты о выполнении планов информатизации;

б) сведения и документы по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации;

в) сведения об информационных системах, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

г) сведения об алгоритмах и программах для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации к программам для электронных вычислительных машин, созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов;

д) сведения, необходимые для проведения конкурсного отбора на право получения субсидий на реализацию проектов информатизации в субъектах Российской Федерации на основе софинансирования, а также показатели эффективности региональной информатизации и иные показатели и сведения, необходимые для оценки эффективности региональной информатизации и реализации Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2769-р;

е) сведения, предусмотренные Правилами осуществления контроля за размещением технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением

ж) сведения, предусмотренные Правилами осуществления контроля за соблюдением требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

з) иные сведения, определяемые Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в методических документах, необходимых для обеспечения эксплуатации системы координации.

10. Для обеспечения функционирования системы координации субъекты системы координации в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами, в том числе утверждены Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:

а) принимают необходимые ведомственные акты;

б) определяют уполномоченных должностных лиц, ответственных за подготовку информации для размещения в системе координации и размещение указанной информации в системе координации;

в) организуют получение уполномоченными должностными лицами квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и средств электронной подписи в аккредитованных удостоверяющих центрах;

г) организуют размещение информации в системе координации.

11. Размещение информации в системе координации организуют:

б) высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации - в части информации, указанной в подпунктах "д" - "ж" пункта 9 настоящего Положения;

в) иные государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения - в части информации, указанной в подпункте "е" пункта 9 настоящего Положения;

г) органы управления государственными внебюджетными фондами - в части информации, указанной в подпунктах "а" - "г" пункта 9 настоящего Положения.

12. Руководители и уполномоченные должностные лица субъектов системы координации несут ответственность за полноту, достоверность и актуальность информации, размещаемой в системе координации, а также за соблюдение порядка и сроков ее размещения.

13. Физические лица и организации являются пользователями подсистемы "Портал" системы координации.

III. Структура и основные функции системы координации

14. В состав системы координации в качестве ее подсистем включаются следующие информационные системы:

а) интеграционные подсистемы - информационные системы, реализующие функции управления базами данных системы координации и формирования единого хранилища данных, обеспечения защиты информации, информационно-технологического взаимодействия подсистем системы координации между собой и с иными информационными системами, а также функции общесистемных технологических сервисов;

б) сервисные подсистемы - информационные системы, реализующие прикладные функции информационно-технологической поддержки решения задач, указанных в пункте 4 настоящего Положения, включая информационную систему управления ведомственной и региональной информатизацией, информационную систему "Электронный регион", федеральную государственную информационную систему национального фонда алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, федеральную государственную информационную систему учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

в) подсистема "Портал".

15. Основными функциями интеграционных подсистем являются:

а) ведение единой базы данных (хранилища данных) системы координации;

б) обеспечение информационного взаимодействия сервисных подсистем системы координации;

в) формирование, ведение и актуализация централизованных справочников и классификаторов;

г) подтверждение подлинности сертификатов ключей проверки электронной подписи;

д) обеспечение защиты информации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и методических документов в области информационной безопасности и защиты информации;

е) обеспечение регламентированного доступа участников системы координации к системе координации;

ж) обеспечение информационного взаимодействия системы координации и иных информационных систем.

16. Основными функциями сервисных подсистем являются:

а) информационно-аналитическое обеспечение управления информатизацией на этапах принятия решения о создании информационных систем, планирования мероприятий по созданию, развитию и эксплуатации информационно-коммуникационных технологий, информационных систем (включая информационные технологии, технические средства и информационно-телекоммуникационные сети, необходимые для их функционирования), осуществляемых субъектами системы координации, а также учета результатов проводимых мероприятий по информатизации, оценки их результативности и эффективности, использования результатов проведенных мероприятий по информатизации;

б) обеспечение формирования и ведения реестра территориального размещения технических средств информационных систем в соответствии с Правилами, указанными в подпункте "е" пункта 9 настоящего Положения, а также взаимодействия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с органами и организациями в процессе формирования и ведения указанного реестра;

в) обеспечение формирования и ведения реестра объектов контроля в соответствии с Правилами, указанными в подпункте "ж" пункта 9 настоящего Положения, а также взаимодействия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе формирования и ведения указанного реестра;

г) мониторинг соблюдения требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к размещению информационных систем, и требований, указанных в подпункте "в" пункта 4 настоящего Положения;

д) проведение анализа и визуализации данных, содержащихся в системе координации;

е) методическое сопровождение участников системы координации на всех этапах использования системы координации, включая предоставление модельных актов, шаблонов документов, графических и табличных схем, описывающих алгоритм действий;

ж) предоставление информации в форме открытых данных;

з) сбор, обработка и хранение созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета либо бюджета государственных внебюджетных фондов программ для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и (или) методической документации к таким программам, а также обеспечение доступа государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления к этим программам и (или) документам;

и) мониторинг и анализ данных для расчета значений показателей, используемых для определения уровня развития субъектов Российской Федерации в сфере становления информационного общества;

к) сбор и обработка подаваемых субъектами Российской Федерации на конкурсный отбор заявок на право получения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов (мероприятий), направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации, и показателей результативности предоставления субсидий;

л) сбор, экспертиза и хранение отчетных материалов, представляемых субъектами Российской Федерации в рамках отчетности, предусмотренной соглашениями между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставление# субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов (мероприятий), направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации.

17. Основными функциями подсистемы "Портал" являются:

а) обеспечение публичного доступа к сведениям, содержащимся в системе координации, в том числе в формате открытых данных, включая доступ к аналитической отчетности, содержащей информацию о ходе выполнения мероприятий по информатизации субъектов системы координации в виде отчетов, в табличном и графическом видах;

б) предоставление субъектам системы координации единой точки доступа к сервисным подсистемам системы координации;

в) предоставление коммуникативной площадки (форумы, электронные приемные и иные сервисы и информационные каналы, обеспечивающие коммуникацию) для обмена мнениями между заинтересованными участниками системы координации.

IV. Порядок обеспечения доступа к системе координации

18. Доступ к системе координации предоставляется:

а) уполномоченным должностным лицам субъектов системы координации, предварительно прошедшим регистрацию в системе координации, посредством прохождения процедур идентификации и аутентификации - в части сервисных подсистем;

б) всем участникам системы координации посредством свободного доступа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - в части подсистемы "Портал".

19. Идентификация и аутентификация участников системы координации осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

V. Правовой режим информации, содержащейся в системе координации, и программно-технических средств системы координации

20. Информация, содержащаяся в системе координации, является общедоступной, за исключением информации , доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21. Правомочия обладателя информации, содержащейся в системе координации, от имени Российской Федерации осуществляет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

22. Субъекты системы координации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, размещаемой в системе координации, а также ее соответствие требованиям к структуре и форматам такой информации, утверждаемым Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

23. Имущество, входящее в состав программно-технических средств системы координации, созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является федеральной собственностью.

VI. Требования к техническим и программным средствам системы координации

24. Технические и программные средства системы координации должны отвечать следующим требованиям:

а) располагаются на территории Российской Федерации;

б) обеспечивают размещение информации на государственном языке Российской Федерации;

в) имеют действующие сертификаты, выданные Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в отношении входящих в их состав средств защиты информации, включающих программно-аппаратные средства, средства антивирусной и криптографической защиты информации и средства защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

г) обеспечивают автоматизированное ведение электронных журналов учета операций, осуществляемых в системе координации, с фиксацией размещения, изменения и удаления информации, точного времени совершения таких операций, содержания изменений и информации об участниках системы координации, осуществивших указанные действия;

д) обеспечивают доступ участников системы координации к системе координации, бесперебойное ведение баз данных и защиту содержащейся в системе координации информации от несанкционированного доступа;

е) обеспечивают возможность информационного взаимодействия системы координации с другими информационными системами, в том числе посредством использования элементов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

ж) обеспечивают прохождение участниками системы координации идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

з) обеспечивают возможность получения информации из системы координации в виде файлов, электронных сообщений или на бумажных носителях;

и) обеспечивают сохранность всех версий создаваемых документов и истории их изменений.

25. В системе координации обеспечивается единство нормативно-справочной информации, включая словари, справочники, реестры и классификаторы.

Перечень словарей, справочников, реестров и классификаторов, используемых в системе координации, устанавливается Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

VII. Информационное взаимодействие системы координации с иными информационными системами

26. В настоящем Положении под информационным взаимодействием системы координации с иными информационными системами понимается получение, размещение и использование в системе координации информации, содержащейся в иных информационных системах, а также предоставление в иные информационные системы информации, содержащейся в системе координации.

27. Система координации взаимодействует со следующими информационными системами:

а) федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" - в целях обеспечения идентификации и аутентификации участников системы координации;

б) государственная автоматизированная информационная система "Управление" - в целях обмена сведениями, необходимыми для стратегического планирования региональной информатизации, координации расходов на региональную информатизацию, управления проектами в сфере региональной информатизации;

в) единая информационная система в сфере закупок - в целях передачи из указанной системы в систему координации сведений об объявленных торгах (запросах котировок) и о заключенных государственных контрактах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, необходимых для создания и (или) развития и (или) эксплуатации информационных систем и (или) компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также об актах сдачи-приемки поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг по указанным контрактам;

г) государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами "Электронный бюджет" - в целях информационного обмена сведениями об объемах бюджетных ассигнований федеральным органам исполнительной власти и органам управления государственными внебюджетными фондами и о показателях их кассового исполнения, а также о плановых и фактических показателях реализации планов информатизации федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами и необходимой в указанных целях нормативной справочной информации;

д) федеральная государственная информационная система "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и аналитическая информационная система обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.programs.gov.ru), в целях получения сведений о государственных и муниципальных услугах и функциях, а также о государственных программах Российской Федерации;

е) инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, - в целях организации взаимодействия системы координации;

ж) иные информационные системы, содержащие информацию, необходимую для реализации полномочий участников системы координации и требований настоящего Положения (далее - иные информационные системы).

28. Операторы иных информационных систем обеспечивают доступ к содержащейся в иных информационных системах информации, используемой для осуществления функций и полномочий субъектов системы координации, реализуемых посредством системы координации.

29. Организация информационного взаимодействия системы координации с иными информационными системами осуществляется оператором системы координации и операторами иных информационных систем самостоятельно или с привлечением организаций, находящихся в их ведении, или иных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в области контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

30. Организация информационного взаимодействия системы координации с иными информационными системами реализуется посредством приоритетного использования:

а) инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

б) региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, создаваемых в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения предоставления в электронной форме государственных услуг и исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций органами местного самоуправления.

31. Правила информационного взаимодействия системы координации с информационными системами, указанными в пункте 27 настоящего Положения, устанавливаются соглашениями, заключаемыми между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и заказчиками (операторами) этих информационных систем.

32. Информационное взаимодействие системы координации с иными информационными системами осуществляется с соблюдением следующих требований:

а) обеспечение полноты и достоверности предоставляемой информации, соблюдение установленных сроков ее предоставления, а также обеспечение конфиденциальности информации , доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации;

б) подписание информации, передаваемой из иных информационных систем в систему координации и из системы координации в иные информационные системы, усиленной квалифицированной электронной подписью;

в) обеспечение операторами иных информационных систем защиты передаваемой ими информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и до момента ее поступления в систему координации;

г) фиксация даты, времени, содержания и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;

д) незамедлительное информирование участниками информационного взаимодействия друг друга о сбоях и нарушениях в функционировании системы координации и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушениях требований к обеспечению информационной безопасности, определенных настоящим Положением;

е) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования системы координации и иных информационных систем, а также случаев нарушения требований к обеспечению информационной безопасности, определенных настоящим Положением;

ж) подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой и принимаемой из иных информационных систем в систему координации, а в случае установления недостоверности информации - обеспечение ее актуализации, а также информирование заинтересованных участников информационного взаимодействия о случаях выявления недостоверности информации и об изменениях, произведенных в процессе ее актуализации.

VIII. Защита информации, содержащейся в системе координации

33. Информация, содержащаяся в системе координации, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательством о персональных данных.

34. Защита информации, содержащейся в системе координации, обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты информации, а также осуществления контроля за эксплуатацией системы координации.

35. Для обеспечения защиты информации в ходе создания, эксплуатации и развития системы координации осуществляются:

а) формирование требований к защите информации, содержащейся в системе координации;

б) разработка и внедрение подсистемы защиты информации системы координации;

в) применение сертифицированных средств защиты информации, а также аттестация системы координации на соответствие требованиям к защите информации;

г) защита информации при ее передаче по информационно-телекоммуникационным сетям;

д) обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации системы координации.

36. В целях защиты информации, содержащейся в системе координации, оператор системы координации обеспечивает:

а) предотвращение несанкционированного доступа к информации, содержащейся в системе координации, и (или) передачи такой информации лицам, не имеющим права на доступ к этой информации;

б) незамедлительное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации, содержащейся в системе координации;

в) недопущение несанкционированного воздействия на входящие в состав системы координации технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

г) возможность незамедлительного выявления фактов модификации, уничтожения или блокирования информации, содержащейся в системе координации, вследствие несанкционированного доступа и восстановления такой информации;

д) обеспечение осуществления непрерывного контроля за уровнем защищенности информации, содержащейся в системе координации.

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1235)

1. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4240) изложить в следующей редакции:

"2. Государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям не позднее 1 марта 2016 г. внести в реестр территориального размещения технических средств информационных систем, предусмотренный Правилами осуществления контроля за размещением технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на территории Российской Федерации, утвержденными настоящим постановлением, сведения об используемых ими технических средствах информационных систем и обеспечивать в дальнейшем внесение и актуализацию этих сведений в соответствии с порядком, установленным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.".

2. Пункт 15 требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4241), изложить в следующей редакции:

"15. Ввод системы в эксплуатацию не допускается в случаях:

а) отсутствия в реестре территориального размещения объектов контроля, предусмотренном Правилами осуществления контроля за размещением технических средств информационных систем, используемых государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", сведений о размещении технических средств информационной системы на территории Российской Федерации;

б) невыполнения требований настоящего раздела, выявленных в ходе осуществления контроля в соответствии с Правилами осуществления контроля за соблюдением требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации, указанным в подпункте "а" настоящего пункта.".

Перечень
утративших силу актов Правительства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2015 г. N 1235)

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 723 "О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 37, ст. 4416).

2. Абзац третий пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. N 644 "О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст. 3753).

3. Пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1404 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7958).

4. Пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4108).

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минкомсвязь России)

ПРИКАЗ

11.02.2016 №44

Об утверждении правил размещения информации в федеральной государственной информационной системе координации информатизации

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. №1235 «О федеральной государственной информационной системе координации информатизации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, №47, ст. 6599), а также подпунктами «г» - «д» пункта 7 и пунктом 17 Положения о федеральной государственной информационной системе координации информатизации, утвержденного указанным постановлением Правительства Российской Федерации,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемые правила размещения информации в федеральной государственной информационной системе координации информатизации.
  2. Направить настоящий приказ на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр Н.А. Никифоров

Утверждены
приказом Министерства связи
и массовых коммуникаций Российской Федерации
от 11.02.2016 №44

ПРАВИЛА

размещения информации в федеральной государственной информационной системе координации информатизации

1. Настоящие правила устанавливают требования к размещению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями (далее - субъекты системы координации) в федеральной государственной информационной системе координации (далее - система координации) общедоступной информации, предусмотренной пунктом 9 Положения о федеральной государственной информационной системе координации информатизации (далее - Положение о системе координации), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. №1235 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, №47, ст. 6599).

2. Размещение в системе координации информации осуществляется посредством заполнения полей экранных форм веб-интерфейса системы координации субъектами системы координации:

а) федеральными органами исполнительной власти - в части информации, указанной в подпунктах «а» - «г», «е» и «ж» пункта 9 Положения о системе координации;

б) высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительными органы государственной власти субъектов Российской Федерации - в части информации, указанной в подпунктах «д» - «ж» пункта 9 Положения о системе координации;

в) иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями государственными и муниципальными учреждениями - в части информации, указанной в подпункте «е» пункта 9 Положения о системе координации;

г) органами управления государственными внебюджетными фондами - в части информации, указанной в подпунктах «а» - «г» пункта 9 Положения о системе координации.

3. Информация, указанная в подпунктах «а», «б» пункта 2 настоящих Правил, может размещаться субъектами системы координации посредством информационного взаимодействия информационных систем субъектов системы координации с системой координации при обеспечении соблюдения настоящих Правил.

Правила информационного взаимодействия системы координации с информационными системами субъектов системы координации устанавливаются соглашениями, заключаемыми между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и заказчиками (операторами) этих информационных систем.

4. Информационное взаимодействие системы координации с иными информационными системами осуществляется посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

5. Для размещения информации субъектами системы координации применяются справочники и классификаторы системы координации.

6. Субъекты системы координации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, размещаемой в системе координации, а также ее соответствие требованиям к структуре и форматам информации.

Субъекты системы координации обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о персональных данных.

7. Субъектами системы координации в системе координации могут размещаться также иные сведения, не указанные в пункте 2 настоящих Правил, определяемые Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в методических документах, необходимых для обеспечения эксплуатации системы координации.

8. Размещение субъектами системы координации информации в системе координации осуществляется в порядке, сроки и в составе, установленные:

а) постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. №365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №22, ст. 2778; 2012, №19, ст. 2419; №37, ст. 5002; №43, ст. 5883; 2013, №15, ст. 1799; №48, ст. 6259);

б) постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2012 г. № 644 «О федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №27, ст. 3753; 2013, №5, ст. 402; №48, ст. 6259; 2015, №47, ст. 6599);

в) постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. №62 «О национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 5, ст. 402; 2014, №43, ст. 5917);

г) постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. №675 «О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, №28, ст. 4240; №47, ст. 6599);

д) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ведомственными правовыми актами, утверждёнными в том числе во исполнение положений нормативных правовых актов, указанных в пунктах «а» - «г» настоящего пункта Правил.

9. Документированная информация в системе координации размещается:

а) в виде электронной копии бумажного документа, созданной посредством его сканирования и надлежащим образом заверенная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного на это должностного лица, или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица, уполномоченного подписать этот документ;

б) электронные документы должны иметь распространенные открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.

10. В целях организации размещения информации в системе координации субъекты системы координации:

а) определяют в соответствии с инструкцией, размещенной на «Портале» системы координации, уполномоченных должностных лиц, ответственных за размещение информации в системе координации в должности не ниже заместителя руководителя субъекта системы координации, а также уполномоченных должностных лиц, ответственных за подготовку информации для размещения в системе координации (далее совместно - уполномоченные должностные лица);

б) организуют получение уполномоченными должностными лицами квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи и средств электронной подписи в аккредитованных Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации удостоверяющих центрах, а также регистрацию указанных лиц и присоединение их к профилю субъекта системы координации в федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - ЕСИА);

в) направляют заявку для обеспечения доступа к системе координации уполномоченных должностных лиц в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по форме, размещенной на «Портале» системы координации;

г) принимают ведомственные правовые акты, содержащие:

  • мероприятия по подготовке субъекта системы координации к эксплуатации системы координации, в том числе предусматривающие внесение необходимых изменений и дополнений в должностные регламенты уполномоченных должностных лиц и структурных подразделений, задействованных в предоставлении требуемых для размещения указанными лицами в системе координации информации и документов;
  • мероприятия по подготовке уполномоченных должностных лиц субъекта системы координации к эксплуатации системы;
  • порядок формирования и предоставления структурными подразделениями необходимых для размещения в системе координации информации и документов уполномоченным должностным лицам, ответственным за подготовку информации к размещению в системе координации.

11. Заявка на получение доступа к системе координации, указанная в подпункте «в» пункта 10 настоящих Правил, формируется субъектами системы координации посредством заполнения соответствующей формы веб-интерфейса системы координации и подписывается для направления в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя субъекта системы координации или должностным лицом субъекта системы координации им уполномоченным.

В заявке на получение доступа к системе координации субъектом системы координации указываются следующие сведения:

а) наименование субъекта системы координации - указываются полное и сокращенное (при наличии) наименования субъекта системы координации в соответствии документами об образовании юридического лица;

б) идентификационный номер налогоплательщика - указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе субъекта системы координации.

в) место нахождения субъекта системы координации - указывается адрес постоянно действующего исполнительного органа субъекта системы координации в соответствии с документами об образовании юридического лица.

Адрес приводится в соответствии с государственным адресным реестром.

г) фактический адрес субъекта системы координации (при наличии) - указывается адрес фактического места нахождения субъекта системы координации;

д) дата государственной регистрации субъекта системы координации - указывается дата государственной регистрации субъекта контроля в качестве юридического лица.

е) фамилия, имя, отчество руководителя субъекта системы координации - указывается фамилия, имя, отчество руководителя субъекта системы координации;

ж) информация об уполномоченных должностных лицах, ответственных за подготовку информации для размещения в системе координации и размещение указанной информации в системе координации, в составе:

  • фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица субъекта системы координации, его должность, телефон, адрес электронной почты;
  • функциональная роль в системе координации (уполномоченное должностное лицо, ответственное за подготовку информации для размещения в системе координации или уполномоченное должностное лицо, ответственное за размещение информации в системе координации);
  • предметная область системы координации (определяется в соответствии с инструкцией, размещенной на «Портале» системы координации и представляет собой набор сведений, подлежащих размещению в системе координации в соответствии с нормативным правовым актом, содержащими положения, определяющие порядок внесения информации в систему координации), в рамках которой уполномоченное должностное лицо субъекта системы координации может соответственно осуществлять подготовку к размещению информации или осуществлять ее размещение в системе координации;

з) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и методическими документами, содержащими положения, определяющие порядок и состав вносимой информации в систему координации.

К заявке также прилагаются копии правовых актов субъекта системы координации о назначении уполномоченных должностных лиц, указанных в заявке.

12. Допускается передавать полномочия, установленные настоящими Правилами для уполномоченных должностных лиц, ответственных за размещение информации в системе координации, иным должностным лицам субъекта системы координации по доверенности.

Для организации доступа и обеспечения подписания размещаемой в системе координации информации субъект системы координации в отношении указанных должностных лиц:

а) совершает действия, предусмотренные подпунктом «б» пункта 10 настоящих Правил;

б) обеспечивает получение доверенности на право совершать действия в системе координации, предусмотренные настоящими Правилами;

в) дополнительно в заявке на получение доступа к системе координации указывает сведения аналогично сведениям, приведенным в подпункте «ж» пункта 11 настоящих Правил;

г) направляет в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации копию доверенности в составе заявки на получение доступа к системе координации.

13. Размещение в системе координации субъектом системы координации информации, указанной в пункте 2 настоящих Правил, может также осуществляться с участием территориальных органов субъекта системы координации в отношении информации, формируемой в рамках, осуществляемых полномочий и (или) от лица субъекта системы координации подведомственными ему государственными (муниципальными) учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.

В этом случае в заявке на получение доступа к системе координации субъектом системы координации дополнительно указываются сведения о территориальных органах субъекта системы координации или о государственных (муниципальных) учреждениях, а также о назначенных ими уполномоченных должностных лицах, ответственных за подготовку информации для размещения в системе координации, аналогично сведениям, указанным в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил. Также указывается уполномоченное должностное лицо субъекта системы координации, ответственное за подготовку информации для размещения в системе координации, которое обеспечивает утверждение внесенной территориальными органами субъекта системы координации или бюджетными учреждениями информации.

14. Регистрация уполномоченных должностных лиц, а также лиц, действующих в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил на основании доверенности, и предоставление им доступа для работы в системе координации осуществляются Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации не позднее 2-х рабочих дней с даты направления в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации заявки на получение доступа к системе координации.

15. Размещение в системе координации информации начинается с внесения уполномоченными должностными лицами, ответственными за подготовку соответствующей информации для размещения в системе координации информации, указанной в пункте 2 настоящих Правил и завершается ее подписанием усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных должностных лиц, ответственных за размещение информации в системе координации.

16. Доступ к системе координации для размещения информации предоставляется уполномоченным должностным лицам субъектов системы координации, предварительно прошедшим регистрацию в системе координации, посредством прохождения процедур идентификации и аутентификации с использованием ЕСИА и осуществляется через подсистему «Портал» системы координации по доменному имени в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

17. Перед размещением в системе координации информации при помощи технологических средств указанной системы проводится автоматическая форматно-логическая проверка информации на соответствие установленным требованиям к структуре и форматам такой информации.

18. При внесении изменений в информацию, размещенную в системе координации новая редакция указанной информации размещается в системе координации в соответствии с настоящими Правилами. При этом сохраняются и остаются доступными для ознакомления предыдущие редакции измененных сведений и документов.

19. В целях исключения несанкционированного доступа к системе координации субъекты системы координации в случае изменения сведений, указанных в заявке (заявках) на получение доступа к системе координации, в том числе сведений и (или) статуса уполномоченных должностных лиц, незамедлительно посредством «Портала» системы координации направляют об этом в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя субъекта системы координации или должностным лицом субъекта системы координации им уполномоченным, а также обеспечивают внесение соответствующих изменений в регистр должностных лиц органов и организаций ЕСИА.

11 сентября 2016 года вступил в силу приказ Минкомсвязи , устанавливающий для госорганов правила формирования и изменения реестровых записей о государственных информационных системах. В частности, об их создании, развитии, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации, а также дальнейшем хранении содержащейся в их базах данных информации. Требования к порядку этих процессов были утверждены постановлением правительства от 6 июля 2015 г. N 676.

Приказ Минкомсвязи был выпущен в августе 2016 года, зарегистрирован в Минюсте 1 сентября 2016 года. Речь в нем идет о записях в реестр, котрый будет вестись в рамках ФГИС координации информатизации. Положение об этой ФГИС утвердил Дмитрий Медведев в ноябре 2015 года. Данная система должна обеспечить формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере госуправления ИКТ, создаваемыми или используемыми госорганами различного уровня – от федеральных до муниципальных (см. подраздел ниже о создании и задачах системы).

Сентябрьский приказ Минкомсвязи устанавливает обширный список сведений, о которых госорганы должны будут вносить сведения в реестр:

  • информация о субъекте контроля;
  • наименование государственной информационной системы;
  • номер записи в реестре территориального размещения технических средств информационных систем;
  • тип мероприятия по информатизации;
  • номер мероприятия по информатизации;
  • правовое основание мероприятия по информатизации;
  • реквизиты заключения Минкомсвязи, предусмотренного положением о координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности госорганов;
  • ТЗ на создание (развитие) государственной информационной системы;
  • этап мероприятия по информатизации;
  • перечень документации на государственную информационную систему;
  • требования к приемке работ;
  • проектная документация;
  • рабочая документация;
  • документация на ПО государственной информационной системы;
  • пусконаладочные работы;
  • предварительные испытания государственной информационной системы;
  • опытная эксплуатация государственной информационной системы;
  • приемочные испытания государственной информационной системы;
  • решения по организационной структуре;
  • подготовка должностных лиц субъекта контроля;
  • срок эксплуатации государственной информационной системы;
  • регламентные работы;
  • правовые акты, связанные с выводом государственной информационной системы из эксплуатации;
  • срок вывода государственной информационной системы из эксплуатации;
  • срок хранения информации;
  • основание для вывода государственной информационной системы из эксплуатации.

Приказ Минкомсвязи также утверждает правила формирования и изменения сведений для включения в реестр и общие правила оценки сведений, размещенных в реестре. Проводить оценку сведений будет Минкомсвязи. Оно же должно определить сроки оценки со дня внесения в реестр сведений. Согласно приказу, этот срок не может превышать 10 рабочих дней.

Отдельно приказом определяются особенности внесения сведений в реестр и их оценки для государственных информационных систем, находящихся на разных этапах своего жизненного цикла по состоянию на момент вступления в силу постановления правительства от 6 июля 2015 г. N 676 (О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации).

Новый реестр должен стать гораздо масштабней, чем реестр государственных информационных систем Роскомнадзора , который с 1 декабря 2015 года вывели из эксплуатации в связи с созданием ФГИС координации информатизации. В нем будут накапливаться сведения и документация по всем государственным информационным системам не только федеральных госорганов, но и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Источник TAdviser, близкий к Минкомсвязи, отметил, что состав и глубина сведений, предполагаемых к сбору и хранению в новом реестре, беспрецедентны: «Приказ предусматривает, фактически, создание нового «супер-реестра» государственной информатизации, равного которому по объему сведений и документов, предполагаемых к накоплению в реестре, еще не было».

Реакцию органов государственной власти на этот приказ собеседник TAdviser затруднился предсказать, но заявил, что предвидит «серьезное сопротивление и попытки саботажа с их стороны».

Федеральная государственная информационная система координации информатизации (ФГИС КИ) несколько месяцев назад была запущена в опытную эксплуатацию, рассказали TAdviser в Минкомсвязи в сентябре 2016 года. Госорганы в ней уже работают. Промышленная эксплуатация системы должна начаться к 2018 году.

В рамках первого этапа создания системы были введены в эксплуатацию портал ФГИС КИ, фонд алгоритмов и программ (ФАП), подсистема учета, проведены работы по интеграции подсистемы управления ведомственной и региональной информатизации (УВИРИ) с ГИИС «Электронный бюджет» . Первый этап предполагает также доработку подсистемы УВиРИ ФГИС КИ с учетом постановления правительства РФ №392, выпущенного в мае 2016 года. В феврале 2016 года были утверждены правила размещения информации в ФГИС КИ, адресованные госорганам самых различных уровней – от федеральных до органов местного самоуправления и муниципальных унитарных предприятий.

2015

Постановление о федеральной ИТ-системе координации информатизации

14 ноября 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал о федеральной государственной информационной системе координации информатизации (система координации).

Система координации обеспечивает формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления информационно-коммуникационными технологиями, создаваемыми или используемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, говорится в документе.

В распоряжении Минкомсвязи уже есть АИС "Управление ведомственной и региональной информатизацией", предназначенная для координации информатизации федеральных органов. Функционал новой системы будет шире.

Как следует из постановления, в единой системе будут объединены функции координации информатизации федеральных органов, функции мониторинга информатизации субъектов РФ, фонд алгоритмов и программ, а также реестр федеральных государственных информационных систем (который до подписания постановления находился в ведении Роскомнадзора).

Принятое решение направлено на усиление координации в сфере управления информационными системами, которые госорганы применяют в своей деятельности, за счёт формирования единого информационного пространства и обеспечения согласованного взаимодействия при планировании и реализации проектов по информатизации, говорится в заявлении Правительства.

Задачи системы

  • учет мероприятий по созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и компонентов ИКТ-инфраструктуры, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами, и мониторинг хода реализации мероприятий по информатизации;
  • планирование и обеспечение проектного управления мероприятий по информатизации;
  • информационно-аналитическое и методическое обеспечение субъектов системы координации;
  • обеспечение проведения Минкомсвязью оценки мероприятий по информатизации и планов информатизации;
  • осуществление контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 21 статьи 13 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к размещению технических средств информационных систем, используемых субъектами системы координации;
  • планирование и реализация мероприятий по информатизации в отношении информационных систем и компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры, информация о которых размещена в системе координации, а также обеспечение согласованного взаимодействия участников планирования;
  • мониторинг и анализ эффективности и результативности создания, развития и эксплуатации информационных систем и компонентов инфраструктуры на всех этапах их существования;
  • сбор, обработка и хранение разработанных госорганами алгоритмов и программ;
  • обеспечение предоставления субъектам системы координации содержащихся в национальном фонде алгоритмов и программ для использования при внедрении информационных технологий в их деятельность;
  • обработка и анализ сведений об уровне информатизации госорганов (включая региональные и местные);
  • осуществление контроля за выполнением субъектами Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий на реализацию проектов, направленных на становление информационного общества;
  • мониторинг выполнения проектов в сфере информатизации в субъектах Российской Федерации;
  • распространение общедоступной информации, содержащейся в системе координации, в том числе в форме открытых данных.

Портал системы

На портале системы координации планируется обеспечить публичный доступ к открытым данным и аналитической отчетности о ходе выполнения мероприятий по информатизации в табличном и графическом видах. Кроме того, на портале будет создана коммуникационная площадка для обмена мнениями по теме информатизации ("форумы, электронные приемные и иные сервисы и информационные каналы, обеспечивающие коммуникацию").

В качестве примера по ссылке можно ознакомиться с возможностями аналогичного портала в США.

Тот прообраз портала, который есть в России по состоянию на 2015 год (http://www.365.minsvyaz.ru/prt/), выглядит удручающе, писал журнал CNews в начале 2013 года. В Минкомсвязи еще тогда говорили изданию, что намерены "перезапустить" портал, существенно его модернизировав, а также повысить качество и объем информации. "Сделать это планируем до конца первого полугодия 2013 года, - обещал замглавы Минкомсвязи Олег Пак . - Повышение открытости, доступости и прозрачности данных по средствам ведомств на информатизацию - одна из приоритетных задач Минкомсвязи".

Включило мероприятие по созданию национального фонда алгоритмов и программ (НФАП) в новую госпрограмму «Информационное общество». Но проект так и остался только строчкой в госпрограмме – появиться в «железе» при министре Щеголеву национальному репозиторию ПО было не суждено. НФАП был создан только в 2014 году, с третьей попытки и при следующем министре – Николае Никифорове . Казалось бы, за несколько лет фонд должен был стать одним из активно работающих инструментов государственной информатизации. Но и в мае 2018 года НФАП пребывает в удручающем состоянии и практически не используется. Почему так произошло? Ожидают ли репозиторий перемены к лучшему во вновь формирующейся цифровой экономике России ? TAdviser .

2016

Минкомсвязи создает «супер-реестр» государственной информатизации

11 сентября 2016 года вступил в силу приказ Минкомсвязи , устанавливающий для госорганов правила формирования и изменения реестровых записей о государственных информационных системах. В частности, об их создании, развитии, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации, а также дальнейшем хранении содержащейся в их базах данных информации. Требования к порядку этих процессов были утверждены постановлением правительства от 6 июля 2015 г. N 676.

Приказ Минкомсвязи был выпущен в августе 2016 года, зарегистрирован в Минюсте 1 сентября 2016 года. Речь в нем идет о записях в реестр, котрый будет вестись в рамках ФГИС координации информатизации. Положение об этой ФГИС утвердил Дмитрий Медведев в ноябре 2015 года. Данная система должна обеспечить формирование единого информационного пространства для поддержки принятия управленческих решений в сфере госуправления ИКТ, создаваемыми или используемыми госорганами различного уровня – от федеральных до муниципальных (см. подраздел ниже о создании и задачах системы).

Минкомсвязи получит возможность блокировать ИТ-расходы федеральных ведомств

Как стало известно TAdviser, одним из итогов состоявшегося 5 апреля 2016 года заседания правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности стало поручение премьер-министра Дмитрия Медведева Министерству связи проработать механизм блокировки средств федеральных ведомств на информатизацию .

Такой механизм может использоваться в отношении ведомств, которые осуществляют ИТ-закупки без согласования планов с Минкомсвязью, сообщил TAdviser источник, знакомый с результатами заседания правкомиссии.

Механизм блокировки, по его словам, Минкомсвязи должно разработать до осени 2016 года. В самом министерстве на момент публикации материала от комментариев отказались.

О проблемах с согласованием ИТ-планов неоднократно заявляли в Счетной палате и в самом Минкомсвязи (см. ниже).

Ведомства пытаются соблюдать процедуры согласования планов, но зачастую этот процесс затягивается, т.к. подготовкой планов со стороны ведомств далеко не всегда занимаются ИТ-специалисты, говорит один из собеседников TAdviser. В результате закупки объявляются до согласования планов и рычагов борьбы с этой практикой у Минкомсвязи не существует.

Помимо механизма блокировки, по словам источника TAdviser, для налаживания процесса координации планируется привлечь Счетную палату. Ее роль будет прописана в обновленном постановлении о координации информатизации, которое готовит Минкомсвязи.

Счетная палата заявила о новых претензиях к процессу координации информатизации

2 февраля 2016 года в Счетной палате РФ сообщили о результатах проверки реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365 «О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов» в 2013-2014 годах и за истекший период 2015 года.

Чиновники 19 министерств и ведомств будут наказаны за закупки ИТ без согласования с Минкомсвязью

Как стало известно TAdviser, в конце октября 2015 года премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение подготовить список должностных лиц ряда федеральных министерств и ведомств, которые несут ответственность за срыв процесса согласования планов информатизации, и которые допустили финансирование мероприятий по информатизации без согласования с Минкомсвязи .

О подписании такого поручения TAdviser рассказали два источника в федеральных ведомствах. В отношении чиновников планируется принять меры дисциплинарного воздействия, говорят собеседники TAdviser, ознакомившиеся с поручением.

Наказанию могут быть подвергнуты сотрудники 19 министерств и ведомств, перечисленных в поручении:

  • Минкавказа,
  • Роструда,

Список должностных лиц должен быть подготовлен самими ведомствами, передать его в Правительство необходимо в ноябре 2015 года.

В этом же документе Медведев поручил ФОМС в двухнедельный срок согласовать план информатизации с Минкомсвязью.

По словам одного из собеседников TAdviser, Минкомсвязь неоднократно напоминала министерствам и ведомствам о необходимости согласования планов информатизации в рамках заседаний подкомиссии по информационным технологиям (согласовывать планы ведомства должны по 365 постановлению Правительства - см подробнее ниже).

Другой собеседник говорит, что список ведомств, проводящих закупки ИТ без согласования планов, министр связи Николай Никифоров подготовил и передал курирующему вице-премьеру Аркадию Дворковичу , а тот, в свою очередь, эскалировал проблему на премьер-министра.

Столь массовое наказание за несогласование планов информатизации будет применено впервые, утверждают собеседники TAdviser.

Процесс формирования, согласования и утверждения планов информатизации довольно трудоемкий, - говорит TAdviser помощник министра экономического развития Елена Лашкина . - Это доказывает то, что на пятый год действия 365 постановления только чуть больше половины ФОИВов к концу планируемого периода (на 2014 год) имели утвержденные планы. Механизм координации, похоже, требует совершенствования

Источник TAdviser, ранее работавший в одном из ведомств, попавшем в "расстрельный список", говорит, что проблема согласования может быть связана с подрядчиком Минкомсвязи по экспертизе планов информатизации - Центром экспертизы и координации информатизации (ранее ВНИИПВТИ) .

Согласование планов одного ведомства в ЦЭКИ, по его словам, может занимать несколько месяцев. При этом Правительство требует от ведомств исполнять бюджет и наказывает за его неисполнение.

У "Ростелекома" забрали функции координации информатизации

С февраля 2015 года экспертной оценкой планов информатизации федеральных госорганов по контракту с Минкомсвязью занимается Центр экспертизы и координации информатизации .

Центр победил в тендере с заявкой на сумму 18,9 млн рублей (при начальной цене 19 млн). Контракт был заключен на срок до 30 июня 2015 г. На июль-декабрь 2015 года между Минкомсвязью и ЦЭКИ был заключен новый контракт на 21 млн рублей.

Цель работы состоит в повышении эффективности планирования использования ИКТ в деятельности госорганов и расходования средств на информатизацию. Эффективность должна быть достигнута за счет внедрения принципов проектного управления, обеспечения совместимости информационных систем и ИТ-инфраструктуры , используемых в различных ведомствах, говорится в тендерных документах.

ЦЭКИ анализирует, насколько планируемые госорганами ИТ-мероприятия соответствуют целям, определенным в программах социально- экономического развития России , отраслевых доктринах, концепциях и стратегиях развития, а также соответствуют ли они приоритетным направлениям развития ИТ, которые определяет правительственная комиссия.

Кроме того, центр оценивает обоснованность привлечения бюджетных средств для реализации мероприятий по информатизации, а также проводит экспертизу законопроектов и других нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы ИТ.

Всего в России по состоянию на 2015 год 86 федеральных ведомств (без учета трех внебюджетных фондов), их ИТ-бюджет превышает 86 млрд рублей.

В 2012-2014 годах координацией занимался "Ростелеком " - по соответствующим контрактам оператор получил от Минкомсвязи около 300 млн рублей (помимо экспертизы планов оператор разрабатывал информационную систему координации и выполнял НИРы).

В 2014 г. привлечение "Ростелекома" к оценке планов информатизации госорганов раскритиковала Счетная палата. Оператор является коммерческой организацией и участником рынка информационных технологий, в связи с чем экспертиза проектов по информатизации, подготовленная им, могла быть необъективной, говорили аудиторы.

Координация мероприятий по информатизации, по мнению Счетной палаты, "не позволяет в полной мере обеспечить эффективность расходования средств", направляемых на ИТ. Ассигнования, предусмотренные ведомствам в федеральном бюджете на 2015-2017 годы по 242 виду расходов (закупки в сфере ИКТ), "в подавляющем большинстве сформированы без экспертной оценки Минкомсвязи", говорилось в отчете Счетной палаты.

По состоянию на конец сентября 2014 года Минкомсвязи согласовало планируемые затраты только 11 ведомствам, тогда как всего их около 90. Проекты планов информатизации на 2015-2017 годы согласовали 17 ведомств. И хотя постановление Правительства №365 предписывает финансировать из бюджета только согласованные с Минкомсвязи мероприятия по информатизации, по факту информационная система Минфина не предусматривает согласование с Минкомсвязи объемов бюджетных ассигнований по виду расходов 242, выяснили в Счетной палате.

2010: Постановление Правительства о координации информатизации

Постановление Правительства РФ N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" было принято 24 мая 2010 года .

Согласно документу, Министерство связи и массовых коммуникаций было определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по проведению экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования, создания и использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов.

Минфину и Минздраву (в части государственных внебюджетных фондов) было поручено учитывать заключения экспертной оценки документов, проводимой Минкомсвязи , в части, касающейся бюджетных ассигнований, выделяемых на проведение мероприятий по использованию ИКТ.

3 сентября 2019 , Технологическое развитие. Инновации О подписании Соглашения о намерениях между Правительством России и Управляющей компанией Российского Фонда Прямых Инвестиций в целях развития высокотехнологичной области «Искусственный интеллект» в России Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1964-р. Подписание Соглашения направлено на привлечение взаимовыгодного сотрудничества производственных, научных, образовательных и иных организаций, объединение усилий которых необходимо для достижения целевых показателей технологического развития России.

3 сентября 2019 , Автомобилестроение и спецтехника Об обновлении парка автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов в субъектах Федерации Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1963-р. Предусматривается дополнительная поставка в субъекты Федерации более 1,55 тыс. автомобилей скорой медицинской помощи и более 2,45 тыс. школьных автобусов.

3 сентября 2019 , Мониторинг правоприменения Утверждён план мониторинга правоприменения на 2020 год Распоряжение от 31 августа 2019 года №1951-р. Мониторинг правоприменения предусматривает сбор, обобщение, анализ и оценку информации для принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Федерации и муниципальных правовых актов.

31 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Утверждена новая редакция Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года Распоряжение от 30 августа 2019 года №1930-р. В новой редакции Стратегии с учётом современной политической и социально-экономической ситуации в стране и мире определены приоритеты, цели и задачи морской деятельности России на долгосрочный период, уточнены прогнозные значения целевых показателей II этапа Стратегии и определены прогнозные значения целевых показателей её III этапапредыдущей редакции целевых показателей не было – только перспективные пути развития).

31 августа 2019 , Литература и книгоиздание. Библиотеки Утверждён план развития федеральной государственной информационной системы «Национальная электронная библиотека» Распоряжение от 28 августа 2019 года №1904-р. Планом, в частности, предусматривается нормативно-правовое регулирование работы НЭБ, совершенствование применяемых в ней информационных технологий, отбор и энциклопедическая систематизация знаний из книжных, архивных, музейных и вузовских фондов, обеспечение включения в НЭБ электронных копий 100% российских изданий на правах обязательного экземпляра.

30 августа 2019 Образован организационный комитет по подготовке и проведению в 2021 году в Астрахани Второго Каспийского экономического форума Распоряжение от 30 августа 2019 года №1929-р

29 августа 2019 , Государственная программа «Развитие культуры» на 2013–2020 годы О бюджетных ассигнованиях на реконструкцию объектов культуры в субъектах Федерации Распоряжение от 29 августа 2019 года №1924-р. Утверждено адресное (пообъектное) распределение субсидий, предоставляемых в 2019–2021 годах бюджетам республик Бурятия, Северная Осетия – Алания, Хакасия, Тыва, Удмуртской Республики, Забайкальского края, Астраханской, Мурманской, Омской и Псковской областей на софинансирование капитальных вложений в реконструкцию объектов культуры.

29 августа 2019 , Железнодорожный транспорт Увеличен уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» Распоряжение от 27 августа 2019 года №1872-р, постановление от 27 августа 2019 года №1094. Уставный капитал ОАО «РЖД» увеличен на 44,07 млрд рублей в целях повышения уровня экономической связанности территории России и комплексного развития участка Междуреченск - Тайшет Красноярской железной дороги. Соответствующие средства в федеральном бюджете предусмотрены.

29 августа 2019 Утверждено Положение о Наблюдательном совете государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Постановление от 29 августа 2019 года №1117

29 августа 2019 , Рыболовство, аквакультура, рыбопереработка Определён порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора о предоставлении квот добычи крабов в инвестиционных целях Распоряжения от 28 августа 2019 года №1917-р и №1918-р, постановления от 28 августа 2019 года №1112 и №1113. Установлены перечни видов крабов в определённых районах их добычи (вылова) и объектов строительства, количество и размеры предметов аукциона, требования к проектам по строительству рыбопромысловых судов, а также правила проведения аукционов и примерная форма, порядок подготовки и заключения договора о закреплении долей квот добычи крабов в инвестиционных целях. Это позволит обеспечить прозрачную конкурентную среду в наиболее рентабельном и востребованном с инвестиционной стороны для бизнеса сегменте добычи. Кроме того, будут обеспечены дополнительные доходы федерального бюджета, а также построен новый, современный краболовный флот.

28 августа 2019 , Санитарно-эпидемиологическая безопасность Утверждён план реализации Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Распоряжение от 28 августа 2019 года №1906-р. Планом предусматривается совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения химической и биологической безопасности, разработка государственной программы «Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации».

27 августа 2019 , Космическая отрасль Установлен порядок создания и ведения федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса Постановления от 24 августа 2019 года №1086, №1087, №1088. В целях повышения эффективности и расширения возможностей использования данных дистанционного зондирования Земли из космоса создаётся федеральный фонд данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Подписанными постановлениями регламентируются вопросы создания и ведения федерального фонда, определяются сроки передачи данных и метаданных в федеральный фонд, их состав и способы передачи.

27 августа 2019 , Экологическая безопасность. Обращение с отходами Введено временное ограничение на ввоз в Россию озоноразрушающих веществ в 2019 году Постановление от 24 августа 2019 года №1089. Цель введённых ограничений – обеспечить охрану озонового слоя атмосферы и выполнение обязательств России по Венской конвенции об охране озонового слоя и по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.

23 августа 2019 , Государственная политика в сфере научных исследований и разработок Установлены показатели реализации Стратегии научно-технологического развития, динамика которых подлежит мониторингу Распоряжение от 15 августа 2019 года №1824-р. Определены 11 показателей, отражающих ход реализации Стратегии по направлениям: влияние науки и технологий на социально-экономическое развитие России, в том числе обусловленное переходом к модели больших вызовов; состояние и результативность сферы науки, технологий и инноваций; качество государственного регулирования и сервисного обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности.

23 августа 2019 , Социальные инновации. Некоммерческие организации. Добровольчество и волонтёрство. Благотворительность Утверждены правила функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества Постановление от 17 августа 2019 года №1067. Принятые решения направлены на обеспечение информационно-аналитического сопровождения волонтёрской деятельности, позволят сформировать единую площадку по взаимодействию институтов добровольческой деятельности.

22 августа 2019 , Общие вопросы агропромышленного комплекса Утверждена новая редакция перечня продукции для оказания господдержки организациям, занимающимся первичной и промышленной переработкой сельскохозяйственной продукции Распоряжение от 21 августа 2019 года №1856-р. Принятые решения будут способствовать стимулированию производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, развитию экспорта российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

19 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Утверждены Правила реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата» Постановление от 10 августа 2019 года №1042, распоряжение от 10 августа 2019 года №1795-р. Принятые решения позволят создать комплексную систему по формированию, мониторингу и контролю реализации плана мероприятий «Трансформация делового климата», установить полномочия экспертных групп и повысить ответственность за результаты их деятельности, а также вовлечь субъекты предпринимательской деятельности в процесс нормативного улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.

15 августа 2019 , Растениеводство Утверждена Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса России до 2035 года Распоряжение от 10 августа 2019 года №1796-р. Цель Стратегии – формирование высокоэффективной, научно и инновационно ориентированной, конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной сбалансированной системы производства, переработки, хранения и реализации основных зерновых и зернобобовых культур, продуктов их переработки, гарантирующей продовольственную безопасность России, полностью обеспечивающей внутренние потребности страны и создающей значительный экспортный потенциал.

1