Закон 44 фз оказания преподавательских услуг. Преподавательские услуги

Представим, что вам нужно закупить услуги преподавателя по английскому языку для подготовки старшеклассников к ЕГЭ у физических и юридических лиц. Возможно ли заключение контракта с единственным поставщиком? Является ли допустимым заключение контракта с юридическим лицом?

Из этой статьи вы узнаете:

Когда вы приступаете к процедуре закупки услуг педагога (преподавателя), вы имеете право выбирать способ определения исполнителя по контракту самостоятельно, учитывая при этом все требования Закона № 44-ФЗ. То есть, у вас есть право осуществлять закупку преподавательских услуг с физическими лицами у единственного поставщика. Так прописано в . По такой статье вы вправе заключать контракт лишь с физическими лицами.

Однако, если вам требуется заключить контракт с юридическим лицом, то стоит воспользоваться формулировкой, которая дана в . Она позволяет должностному лицу провести заключение контракта на оказание образовательных услуг с исполнителем, представляющим собой обучающую организацию.

Как заключить контракт на преподавательские услуги

Для заключения контракта с юридическим лицом по ст.93 Закона № 44-ФЗ нужно вписать необходимую закупку в план-график. При этом, не стоит забывать о соблюдении требований Особенностей, которые утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства № 182/7н.

Важно запомнить, что при проведении такого рода закупок вам не .

На наш взгляд, под понятием «оказание преподавательских услуг» в 44-ФЗ понималось получение учреждением услуг физического лица в области преподавания. Обучение специалистов здравоохранения не может проходить по данному подпункту. Здесь необходимым является работа по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Размещение информации о таких контрактах в ЕИС не требуется, но необходимым является расчет и обоснование начальной цены контракта. В случае проведения закупок у единственного поставщика данную процедуру закупок нельзя применять в размере более пяти процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком.

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух.

1. статья 93 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями на 2 июля 2013 года)»

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений;
<…>

2. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - , - , - , -19 части 1 настоящей статьи , заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1 , , 4 статьи 42 настоящего Федерального закона , а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6 , и 34 части 1 настоящей статьи , заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ . - См. предыдущую редакцию)

3. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

4. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

2. Ситуация: Должно ли казенное (бюджетное) учреждение при заключении гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданами руководствоваться положениями Закона о контрактной системе

Да, должно, исключение возможно только для бюджетных учреждений (при соблюдении определенных условий).

Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с проведением закупок товаров (работ, услуг) для государственных (муниципальных) нужд и нужд бюджетных учреждений. Договоры с гражданами учреждения заключают именно для этих нужд. Поэтому они обязаны руководствоваться положениями данного закона. Подтверждает такой вывод и

Прежде всего отметим, что первоначальная редакция Федерального закона N 44-ФЗ предполагала проводить запрос предложений для целей заключения контрактов с преподавателями и экскурсоводами – физическими лицами.

Представляется, что это парализовало бы работу указанных категорий физических лиц по гражданско-правовым договорам (контрактам). Согласитесь, физическому лицу сложно внести обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта – намного проще найти себе работу по трудовому договору.

Законодатель вовремя понял всю сложность ситуации – Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ часть 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ была дополнена пунктом 33, который фактически стал аналогом ранее действовавшей нормы пункта 22 части 2 статьи 55 Федерального закона N 94-ФЗ “О размещении заказов…”.

Остановимся на преподавательских услугах, точнее, на проблеме привлечения учебными заведениями преподавателей по гражданско-правовым контрактам.

Рассматривая вопрос оказания преподавательских услуг физическими лицами, прежде всего необходимо отметить, что такие договоры (в том числе с преподавателями-почасовиками) можно заключать в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Но учебные заведения не всегда охотно заключают трудовые договоры с преподавателями, поскольку ТК РФ предполагает более высокий уровень гарантий работникам (по сравнению с ситуацией, когда заключен гражданско-правовой договор). Кроме того, в ряде случаев нужно привлекать высококвалифицированных специалистов для проведения разовых семинаров, для работы в ГАК и тому подобной работы, которая носит не систематический, а эпизодический характер. Для такой работы больше подходят именно гражданско-правовые контракты.

При этом следует помнить, что согласно статье 15 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Поэтому, формируя проекты гражданско-правовых контрактов на оказание преподавательских услуг по пункту 33 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, ни в коем случае нельзя упоминать термины, характерные исключительно для трудового права: не может быть упоминания ни о штатном расписании, ни о правилах внутреннего трудового распорядка, ни о заработной плате. Наоборот, следует ввести термины, характерные именно для гражданско-правового договора возмездного оказания услуг: стороны называть не работником и работодателем, а исполнителем и заказчиком, оплату – вознаграждением за оказанные услуги и т.д., и т.п.

Заключение гражданско-правовых контрактов на преподавательские услуги с исполнителями – физическими лицами возможно тогда, когда отношения заказчика (образовательной организации) и исполнителя (преподавателя) не носят постоянного характера, а преподаватель привлекается, например, для проведения дополнительных занятий или занятий по “внебюджетным” формам обучения.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 41 “Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры” <33> установлено, что для педагогических работников не считается совместительством и не требует заключения (оформления) трудового договора педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год.

——————————–

<33> Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры: Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 (зарегистрировано в Минюсте РФ 07.08.2003 N 4963) // Российская газета. N 162. 2003. 16 августа.

Иногда эту норму толкуют как рекомендацию работы преподавателя-почасовика по гражданско-правовому договору в объеме, не превышающем 300 часов в год (до 300 часов – гражданско-правовой договор, более 300 часов в год – трудовой договор по совместительству).

С такой трактовкой согласиться нельзя, поскольку то, какой договор заключать – трудовой или гражданско-правовой, выбирают преподаватель и соответствующее учебное заведение.

Приведенное Постановление Министерства труда и социального развития РФ как источник трудового права не может регулировать гражданско-правовые отношения, что не исключает работу преподавателей-почасовиков по гражданско-правовым договорам и в объеме, превышающем 300 часов в год (если, конечно, ни одна из сторон не настаивает на заключении трудового договора в этом случае).

С учетом того, что Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 года N 41 – это источник трудового (а вовсе не гражданского) права, автор настоящей работы полагает, что процитированную норму следует толковать как отсутствие необходимости заключать трудовой договор по совместительству с преподавателем-почасовиком при дополнительной нагрузке до 300 часов в год – видимо, при увеличении нагрузки преподавателя не более чем на 300 часов в год с педагогом, работающим по трудовому договору, работодателю следует заключать соглашение об увеличении объема работ/о расширении зоны обслуживания в порядке статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации <34>.

——————————–

<34> Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Российская газета. N 256. 2001. 31 декабря; Российская газета. N 296. 2013. 31 декабря.

Таким образом, если нормы трудового права ограничивают продолжительность рабочего времени преподавателя (например, согласно ст. 333 ТК РФ порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), то гражданское законодательство каких-либо временных ограничений при оказании исполнителем услуг не содержит.

И зачастую в ситуации, когда, например, преподаватель вуза “выработал” максимально возможную учебную нагрузку по трудовому договору, но хочет дополнительно поработать и получить за это хорошее вознаграждение, то такому физическому лицу – преподавателю весьма выгодно заключить гражданско-правовой контракт на оказание преподавательских услуг по пункту 33 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Нельзя согласиться и с мнением некоторых юристов о том, что при заключении гражданско-правового договора (контракта) преподаватель должен обязательно приобрести статус индивидуального предпринимателя.

Дело в том, что работа преподавателей по пункту 33 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ не может относиться к индивидуальной трудовой деятельности преподавателей, поскольку не является самостоятельной (преподаватель работает не напрямую со студентом, как это делает репетитор – индивидуальный предприниматель, а через учебное заведение, реализует не свои собственные программы, а те, которые разработаны учебным заведением – заказчиком, действует не самостоятельно, индивидуально, а с учетом лицензии организации-заказчика) .

Обратимся к новому ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” <35>, который вступил в силу в сентябре 2013 года. Там в ст. 32 раскрывается суть индивидуального предпринимательства в образовательной сфере: “Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы”. То есть видно, что логика законодателя такова, что ИП, осуществляющий индивидуальную педагогическую деятельность, работает с обучающимся (его родителями, законными представителями) напрямую, а в нашем случае (при привлечении образовательным учреждением – заказчиком преподавателя по гражданско-правовому договору (контракту)) нет признака индивидуальности и самостоятельности в такой работе по гражданско-правовому контракту.

——————————–

<35> Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) // Российская газета. N 303. 2012. 31 декабря; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 25.11.2013.

Следует согласиться с аргументами, приведенными на портале ФГБУ “Федеральный центр образовательного законодательства” (http://www.lexed.ru/pravo/notes/?smirnova09.html), где содержатся убедительные доказательства, почему работа почасового преподавателя государственного университета не является индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, не требует регистрации преподавателя в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Деятельность преподавателя по обучению студентов образовательного учреждения носит некоммерческий характер, так же как и деятельность самого образовательного учреждения, поскольку она направлена не на извлечение прибыли, а на выполнение социально значимых задач. Оплата работы преподавателя имеет характер справедливого вознаграждения, а не прибыли от реализации товаров, работ или услуг. Таким образом, деятельность преподавателя вуза не может рассматриваться в качестве предпринимательской в силу особенностей образовательных правоотношений.

В литературе справедливо отмечается, что “кроме трудовых договоров, все чаще заключаются гражданско-правовые договоры, связанные с трудовой деятельностью: договор подряда (ст. 702 ГК РФ <36>), договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) и др. В настоящее время все большее количество преподавателей-почасовиков в вузах работают по договору возмездного оказания услуг. Такая форма договора получила широкое распространение особенно при проведении занятий по платным (внебюджетным) формам обучения” <37>.

——————————–

<36> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

<37> Завгородний А.В. Особенности и проблемы правового регулирования почасовой оплаты труда преподавателей в вузе // Российский ежегодник трудового права. 2007. N 3 / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Юридическая книга, 2008. С. 328 – 337.

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что поскольку оказание услуг преподавателем – физическим лицом по пункту 33 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ не носит самостоятельного характера, осуществляется в некоммерческих целях, а не для систематического получения прибыли, то такое оказание услуг не подпадает под определение предпринимательской деятельности, данное в ст. 2 ГК РФ. Следовательно, регистрация преподавателя – физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не требуется.

Приведем в настоящем параграфе пример формы гражданско-правового контракта об оказании преподавательских услуг.

Обратим внимание на то, что Федеральным законом N 396-ФЗ от 28 декабря 2013 года хотя и внесены изменения в Федеральный закон N 44-ФЗ в части возможности заключения соответствующего контракта “с единственным исполнителем”, но обязанность проведения экспертизы при приемке услуг не отменена.

Так, согласно части 4 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ) заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 – 6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом.

Как видим, пункт 33 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ (о преподавательских услугах) в перечень исключений, когда можно не привлекать экспертов, экспертные организации, не попал.

Значит, для приемки преподавательских услуг придется привлекать экспертов, а за труд экспертов нужно платить.

Практический совет: если раньше заказчики – образовательные учреждения прописывали в контракте на оказание преподавательских услуг промежуточные сроки оказания услуг (как правило, по итогам месяцев), то в целях минимизации расходов по привлечению экспертов в условиях Федерального закона N 44-ФЗ автор советует (естественно, по согласованию с преподавателями и только при наличии согласия исполнителей-преподавателей) минимизировать количество промежуточных этапов при оказании преподавательских услуг.

Например, если контракт об оказании преподавательских услуг заключен на учебный год, то можно в качестве промежуточных этапов, по результатам которых осуществляется приемка услуг, оплата и размещение в ЕИС отчета об исполнении соответствующего этапа контракта (см. части 9, 10 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ), указать не месяцы, а окончание семестра. Тогда вознаграждение за оказанные услуги преподаватель будет получать не каждый месяц, а в конце семестра (за услуги, оказанные в истекшем семестре в целом).

Нельзя забывать, что до заключения контракта заказчик должен составить отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения исполнителя, об обосновании цены контракта и иных существенных условий контракта об оказании преподавательских услуг (ч. 3 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ).

Пример такого отчета (правда, не для преподавательских услуг) содержится в главе 1 настоящей работы.

Для целей обоснования цены контракта можно использовать не коммерческие предложения, в сведения из реестра контрактов (по соответствующим услугам, в том числе и по ранее заключенным контрактам на аналогичные услуги самого заказчика с применением при необходимости определенного коэффициента, учитывающего инфляционные процессы).

Извещение об осуществлении закупки в отношении преподавательских услуг не составляется (ч. 2 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ).

КОНТРАКТ N _____

о возмездном оказании преподавательских услуг

город __________ “___” ___________ 2014 года

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования “____________________________” в лице проректора __________________________________, действующего на основании доверенности б/н от “___” ______ 201__ г., выданной сроком на три года, в дальнейшем именуется “Заказчик”, с одной стороны, и _______________________ (ФИО преподавателя – физического лица), в дальнейшем именуемый(ая) “Исполнитель” , с другой стороны, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации и пунктом 33 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, заключили настоящий контракт о нижеследующем:

1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика лично оказывать Заказчику преподавательские услуги, а именно _____________________________________________________________ (указать, что должен делать Исполнитель: проводить лекции, практические, семинарские, лабораторные занятия, принимать экзамены, зачеты, защиту курсовых работ, курсовых проектов, рецензировать контрольные работы, проводить консультации, осуществлять руководство курсовым, дипломным проектированием, осуществлять руководство практиками, работу в ГАК, работать в приемной комиссии и т.п.)

по следующим дисциплинам:

____________________________________________________________ (указать название дисциплин, общее количество отведенных на них часов, количество часов, отводимое на прием экзаменов, зачетов (включая объем услуг по повторному приему экзаменов и зачетов, защиты курсовых работ во время дополнительной сессии)).

Преподавательские услуги оказываются (кому и где, место оказания услуг) ___________________________________________________________________________.

Общий объем преподавательских услуг, оказываемых в рамках настоящего контракта, – __________________________ академических часов.

Требования к преподавательским услугам определяются федеральными государственными образовательными стандартами (образовательными стандартами), федеральными государственными требованиями, примерными и рабочими учебными программами по дисциплинам. При оказании преподавательских услуг Исполнитель предоставляет необходимое учебно-методическое обеспечение.

Другие требования к преподавательским услугам (если есть) ___________________________________________________.

Заказчик предоставляет необходимое для оказания преподавательских услуг, предусмотренных в п. 1 контракта, материально-техническое обеспечение.

2. Срок начала оказания услуг – “_____” ________________ 2014 года.

3. Срок окончания оказания услуг – “______” _____________ 201__ года.

4. Промежуточные сроки оказания услуг определяются Графиком оказания услуг, содержащим конкретные даты и время оказания преподавательских услуг, который в соответствии с настоящим контрактом составляет Заказчик (работник учебного подразделения Заказчика) по согласованию с Исполнителем и передает Исполнителю под роспись.

5. В случае болезни и невозможности проведения занятия, невозможности оказания преподавательских услуг по уважительным причинам Исполнитель обязан проинформировать Заказчика для своевременного переноса Заказчиком занятий.

6. Оплата преподавательских услуг Исполнителя осуществляется Заказчиком на условиях почасовой оплаты. Стоимость одного академического часа (1 академический час составляет 45 мин.) оказания услуг составляет ____________________________________________________________________ рублей.

7. С учетом общего количества часов преподавательских услуг цена настоящего контракта составляет ____________________________________ рублей (сумма цифрами и прописью). Аванс не предусмотрен. Цена контракта является твердой.

8. Обоснование и расчет цены настоящего контракта представлены в приложении N 1 к настоящему контракту (согласно части 4 статьи 93, статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”).

9. Стороны выделяют два этапа исполнения контракта, по итогам которых осуществляется приемка услуг с привлечением эксперта либо экспертной организации в соответствии с частью 4 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и оплата услуг (при условии надлежащего оказания услуг и положительном заключении эксперта):

– с даты заключения контракта до “____” __________ 2014 года,

– с “___” ________ 2014 г. до даты окончания оказания преподавательских услуг, определенной в соответствии с п. 3 настоящего контракта.

10. Для целей приемки фактически оказанных преподавательских услуг за период соответствующего этапа Исполнитель заполняет Листок учета учебной (преподавательской) работы, который Стороны договорились считать Актом об оказании услуг (после приемки услуг Заказчиком). Форма Листка учета учебной (преподавательской) работы сообщается (предоставляется) Заказчиком Исполнителю не позднее даты окончания первого этапа оказания услуг. Листок учета учебной (преподавательской) работы, подписанный Исполнителем и утвержденный (подписанный) после приемки преподавательских услуг Заказчиком, является документом о приемке преподавательских услуг.

11. Исполнитель обязан сдать Заказчику Листок учета учебной (преподавательской) работы в день окончания соответствующего этапа оказания услуг, а также в день окончания оказания услуг в целом. Приемка услуг осуществляется Заказчиком путем проверки сведений, изложенных в Листках учета учебной (преподавательской) работы.

12. Заказчик обязан организовать приемку оказанных услуг (каждого этапа и по окончании оказания услуг) с привлечением эксперта (или экспертной организации) в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующего этапа/днем окончания оказания услуг, в частности, путем анализа информации о фактически проведенных Исполнителем занятиях, фактически оказанных преподавательских услугах, анализа соответствия сведений Листка учета учебной (преподавательской) работы условиям настоящего контракта, образовательным программам, на которые сделана ссылка в настоящем контракте. В случае надлежащего оказания услуг приемка услуг оформляется путем подписания (утверждения) Заказчиком Листка учета учебной (преподавательской) работы в срок не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующего этапа.

13. В случае, если выявляется несоответствие фактически оказанных услуг условиям контракта, что подтверждается заключением эксперта (жалобами обучающихся на пропуск занятий Исполнителем, Актами Заказчика о непроведении занятий Исполнителем, иными доказательствами), Заказчик в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующего этапа/днем окончания оказания услуг, составляет мотивированный отказ от приемки услуг в соответствующей части, о чем делается отметка в Листке учета учебной (преподавательской) работы. Оплате подлежат лишь фактически оказанные услуги. Заказчик вправе в случае выявления неоказания (ненадлежащего оказания) услуг требовать оказания услуг в дополнительно установленные Заказчиком сроки. Это не освобождает Исполнителя от уплаты пеней (неустойки) за просрочку оказания преподавательских услуг.

14. Оплата Исполнителю услуг за истекший этап, а также по окончании срока оказания преподавательских услуг осуществляется Заказчиком не позднее месяца с даты подписания (утверждения Заказчиком) представленного Исполнителем Листка учета учебной (преподавательской) работы. Форма оплаты – безналичный расчет.

15. Заказчик выполняет в отношении Исполнителя обязанности налогового агента в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оплата Исполнителю осуществляется за вычетом сумм НДФЛ согласно главе 23 НК РФ.

16. Ответственность сторон за нарушение (ненадлежащее исполнение, неисполнение) обязательств по настоящему контракту установлена в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 “Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом”.

17. За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф (штрафную неустойку), размер штрафа устанавливается в размере 10 процентов цены контракта <38>. Так, штраф уплачивается Исполнителем за нарушение п. 5 настоящего контракта.

——————————–

<38> Исходим из того, что цена контракта не превышает 3 млн. рублей.

18. Настоящий контракт предусматривает штраф в размере 2,5% от цены контракта для Заказчика за неисполнение обязательства по предоставлению Исполнителю Графика оказания услуг в соответствии с настоящим контрактом.

19. В случае просрочки оказания услуг Исполнителем (или в случае неоказания услуг) Исполнитель обязан уплатить Заказчику пеню (неустойку). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

П = (Ц – В) x С,

Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок Исполнителем обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ, оказания услуг;

С – размер ставки.

Размер ставки определяется по формуле:

C=Cцб х ДП,

Cцб – размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП – количество дней просрочки.

Коэффициент К определяется по формуле:

К=ДП/ДК х 100%,

ДП – количество дней просрочки;

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 – 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 50 – 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

20. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств по оплате, предусмотренных контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустойки (пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства по оплате, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы (за нарушение сроков оплаты) в соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.

21. Сторона (Заказчик, Исполнитель) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

22. В соответствии со ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке. Несмотря на то что ст. 782 ГК РФ не связывает возможность одностороннего отказа с нарушениями со стороны контрагента, в соответствии с условиями настоящего контракта, с учетом системного толкования норм ГК РФ и частей 9 – 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ односторонний отказ возможен лишь в случаях наличия какого-либо нарушения настоящего контракта со стороны контрагента.

23. Настоящий контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или по решению суда.

24. Настоящий контракт вступает в силу со дня подписания и действует до последнего календарного дня месяца, следующего за месяцем окончания оказания преподавательских услуг.

25. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

26. Обеспечение исполнения настоящего контракта в виде банковской гарантии либо внесения заказчику денежных средств не установлено.

27. Структурное подразделение Заказчика, ответственное за оказание соответствующих преподавательских услуг, – ______________________________.

28. Прочие условия (если есть) <39> ________________________________.

——————————–

<39> Если услуги уже фактически оказываются, то в графе “Срок начала оказания услуг” проставляется фактическая дата начала оказания услуг, контракт заключается текущим числом, а в “Прочих условиях” указывается, что согласно п. 2 ст. 425 ГК РФ условия настоящего контракта применяются к ранее возникшим отношениям – с даты фактического начала оказания преподавательских услуг.

29. Настоящий контракт составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу (один экземпляр – Исполнителю и два экземпляра – Заказчику).

Приложение N 1 “Обоснование и расчет цены контракта”.

Адреса и реквизиты сторон:

Заказчик Исполнитель
_________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, дата рождения)

Адрес регистрации, индекс _________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Образование ______________________________________

Данные диплома вуза ______________________________

_________________________________________________

Данные диплома лица, имеющего ученую степень, – ____

_________________________________________________

Паспорт серия _________ N _________

выдан____________________________________________

_________________________________________________

ИНН ____________________________________________

Номер страхового свидетельства ____________________

_________________________________________________

_________________________________________________

Оплата перечисляется на банковскую карту Исполнителя N

_________________________________________________

Наименование банка ______________________________

или _____________________________________________

Контактный телефон ______________________________

Дополнительная информация _______________________

_________________________________________________

__________________________________________________

Сведения о контракте, включая копию заключенного контракта, направляются заказчиком в казначейство для целей размещения в реестре контрактов в соответствии со ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта <40>. (Ранее действовавший порядок регистрации сведений о контрактах тоже предполагал направление информации в Федеральное казначейство, однако фактически такое “направление”, с учетом ответственности Казначейства за реестр контрактов на ООС, заключалось в том, что заказчик “регистрировал” сведения о контрактах на сайте www.zakupki.gov.ru.)

——————————–

<40> О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну: Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 02.12.2013.

Обращаем внимание на то, что по состоянию на 1 февраля 2014 года Приказ Минфина России от 30.12.2013 N 142н “О порядке и формах направления до 1 июля 2014 года заказчиками информации и документов в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и сведений в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну” еще не прошел регистрацию в Минюсте РФ и официально не опубликован (то есть на данном этапе за его неприменение не может наступить ответственность).

Документ о приемке (акт или в приведенном примере листок учета учебной (преподавательской) работы) направляется заказчиком (контрактной службой) для размещения в реестре контрактов в течение трех рабочих дней с даты приемки услуг заказчиком.

Актуальным продолжает оставаться вопрос охраны персональных данных преподавателей-исполнителей.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) “О персональных данных” <41> лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В данном случае иное, то есть необходимость размещения сведений об исполнителе в реестре контрактов в сети Интернет, как раз и предусмотрено федеральным законом – ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ.

——————————–

<41> О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // Российская газета. N 165. 2006. 29 июля; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 23.07.2013.

Однако законодателю в целях защиты персональных данных преподавателей и экскурсоводов при помещении в реестр контрактов сведений об исполнителях контрактов по п. 33 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ целесообразно предусмотреть деперсонификацию соответствующих данных.

Хотелось бы отметить, что работники контрактной службы заказчика обязаны составлять отчет об исполнении контракта, отдельных этапов контракта и размещать его в ЕИС (до введения в эксплуатацию ЕИС – на ООС www.zakupki.gov.ru) указанные отчеты в соответствии с частями 9 – 11 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 “О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения” в течение 7 рабочих дней со дня оплаты соответствующего этапа, а также в течение 7 рабочих дней со дня оплаты услуг по контракту в целом либо со дня расторжения контракта.

Согласно ст. 112 Федерального закона N 44-ФЗ контракты, заключенные до дня введения в действие указанного закона, сохраняют свое действие.

Поэтому, если контракт на оказание преподавательских услуг был заключен до 31 декабря 2013 года включительно по п. 22 ч. 2 ст. 55 Федерального закона N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, составлять отчеты об исполнении указанного контракта и привлекать экспертов для приемки преподавательских услуг по такому контракту в 2014 году не нужно.

Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.

Особенности размещения планов-графиков устанавливается Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н (далее – Приказ).

Планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете ( размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы).

Размещение плана-графика на официальном сайте осуществляется с учетом установленных требований, среди них:

  • в наименовании плана-графика указывается: "План-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на ____ год" с отражением года, на который формируется план-график;
  • в соответствующих столбцах, предусмотренных формой планов-графиков, указываются, необходимая информация. Так, в частности, в столбце 4 – порядковый номер закупки (лота), осуществляемой в пределах календарного года , присваиваемый заказчиком последовательно с начала года, вне зависимости от способа формирования плана-графика, в соответствии со сквозной нумерацией, начинающейся с единицы (п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы).

Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, договоры, заключенные в 2013 году, подлежат отражению в плане-графике 2013 года.

В связи с вступлением в силу 1 января 2014 года , Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " утратил свое действие.

Однако по мнению Минэкономразвития России и ФАС России, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года , осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " ", в том числе при:

  • принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов;
  • разъяснении положений документации о торгах;
  • осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок ;
  • заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся;
  • осуществлении контроля за соблюдением Законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Законодатель предусмотрел возможность осуществления закупки товаров, работ или услуг у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера , непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в неотложной форме и применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

Заказчик вправе заключить контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме ().

Отметим, что при осуществлении закупки у единственного поставщика в вышеуказанных случаях заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. К этому уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения ().

С целью централизации закупок, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков для заказчиков. Либо полномочия на определение поставщиков для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.

Такие уполномоченные органы, учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких органов, учреждений или о наделении их указанными полномочиями.

Не допускается возлагать на такие органы, учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители) ().

Местной администрацией могут быть возложены на муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько органов, учреждений полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение и приемку.

Таким образом, создание комиссии будет являться неправомерным, и для передачи полномочий по определению поставщиков для нескольких заказчиков необходимо создать отдельный орган или учреждение, либо передать такие полномочия уже существующему.

По нашему мнению, действие положений Закона № 44-ФЗ на такое юридическое лицо распространяться не будет, поскольку согласно речь идет о юридическом лице, которое непосредственно финансируе тся за счет бюджетных средств и напрямую осуществляет закупки за счет таких средств .

В Законе № 44-ФЗ содержатся требования к контрактному управляющему только в части его образования. В соответствии с ч. 6 ст. 38 закона контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Одновременно с этим предусматривает, что до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Запрета на совмещение функций конкурсного управляющего в разных организациях Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. Но при этом следует учитывать, что контрактным управляющим назначается должностное лицо заказчика , которое в свою очередь должно состоять в штате работников заказчика ().

Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика, заказчик создает комиссию по осуществлению закупок ().

Членами комиссии не могут быть:

  • физические лица, привлеченные в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации и заявок на участие в конкурсе;
  • физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе лица, состоящие в штате организаций, подавших данные заявки;
  • участники закупки, способные оказать влияние, в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки;
  • физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родители, дети, дедушки, бабушки, внуки, братья, сестры, усыновители, усыновленные);
  • должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок ().

Как мы видим, законодатель ограничивает возможность влияния заинтересованных лиц, каким-либо образом связанных с участником закупки на принятие решения заказчиком о выборе поставщика.

Из этого следует, что не будут нарушены положения , если в комиссии по осуществлению закупок будет родственник руководителя заказчика.

В тоже время, заказчику предоставлена возможность осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в следующих случаях:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
  • осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.

В связи с этим вопрос, может ли наше учреждение культуры осуществить закупку у единственного поставщика согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 на сумму до 400 тыс. руб. (и не более 50% от всех закупок по плану-графику) товара который содержится в перечне предусмотренном , например, бумагу?

Пользователь под ником kulturazxz

Ключи усиленной электронной подписи, а также сертификаты ключей проверки электронных подписей, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими соответствующую аккредитацию ().

Следует заметить, что следуя нормам Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ " ", можно сделать вывод, что аккредитованными удостоверяющими центрами выдаются только квалифицированные электронные подписи.

Учитывая вышеизложенное, пока отсутствуют разъяснения официальных органов, по нашему мнению, Вы можете продолжить использование прежней электронной подписи до истечения срока действия сертификата ключа подписи. А в случае окончания срока действия сертификата, руководствуясь , получить усиленную неквалифицированную подпись.

Контрактный управляющий назначается заказчиком в случае, если отсутствует контрактная служба и совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

Документы

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Во многих образовательных учреждениях распространена практика заключения гражданско-правового договора с физическими лицами на оказание преподавательских услуг. Заключение таких договоров возможно и целесообразно в отдельных случаях, однако процедура его заключения, документального оформления и отражения затрат в учете имеет свои особенности.

Возможность заключения договора

Учетом расчетов с преподавателями, с которыми заключаются договоры оказания преподавательских услуг, занимается расчетная группа бухгалтерии. Встречаются случаи, когда одному и тому же преподавателю вуза начисляется и заработная плата по трудовому договору, и почасовое вознаграждение по договору оказания услуг.
Практика заключения гражданско-правовых договоров с преподавателями применяется в том числе по причине имеющихся законодательных ограничений на трудовые договоры преподавателей по совместительству, а учебная нагрузка совместителей может быть весьма значительной.
Согласно постановлению Минтруда России от 30.06.2003 № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (далее - Постановление № 41) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:
- для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
- для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю;
- для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Для указанных категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора в том числе следующие виды работ:
- педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
- осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год.
Соответственно, в случае превышения количества часов, заключения подобных договоров на иных условиях, кроме почасовой оплаты, договор может быть переквалифицирован в трудовой. Основанием для этого является Трудового кодекса РФ, согласно которой в случае, если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, то к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.