Контрольные вопросы (тесты) для проверки знаний требований охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда Акты содержащие государственные нормативные требования охраны труда

1. Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

2. Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих

3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

1.Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда – важнейшее для современной практики понятие, ибо в соответствие с ними должны быть приведены условия труда, ибо в соответствии с ними работодатель должен проводить работы по охране труда, ибо соответствие с ними оценивает государственная экспертиза труда, ибо государственный надзор и контроль осуществляется над их соблюдением и т.п. Это не так давно появившееся понятие стало столь важным, что законодатель в новой редакции Трудового кодекса РФ счел нужным выделить их из требований охраны труда и отличить от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда .

Законодатель не дал детальное и всеобъемлющее определение понятию «государственные нормативные требования охраны труда», но определил, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Обратим внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому (ст.10 ТК РФ), если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Это означает, что государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться и в них.

2.Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

Ниже приводится государственные требования по охране труда, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда


п/п

Нормативные правовые акты

Федеральный орган
исполнительной власти,
утверждающий документ

Минтруда России

Федеральные органы

Исполнительной власти

Госгортехнадзор России

Госатомнадзор России

Госстандарт России

Госстрой России

Госстрой России

Минздрав России

Правительством РФ утверждено Постановление от 23 мая 2000 года № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" . Им устанавливается, что на территории РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования и включает:

Межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда,

Строительные и санитарные нормы и правила,

Правила и инструкции по безопасности,

Правила устройства и безопасной эксплуатации,

Свод правил по проектированию и строительству,

Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

Тем же Постановлением утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Указанный Перечень включает в себя следующие виды нормативных правовых актов:

1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ - Министерство труда и социального развития РФ.

2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО). Утверждаются соответствующими органами федеральной исполнительной власти.

3. Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ). Утверждаются Госгортехнадзором РФ и Госатомнадзором РФ.

4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Утверждаются Госстандартом РФ и Госстроем РФ.

5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП). Утверждаются Госстроем РФ.

6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила - СП, гигиенические нормативы - ГН, санитарные правила и нормы - СанПиН, санитарные нормы - СН). Утверждаются Минздравом РФ.

Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, указанных в приведенном выше Перечне, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:

1) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ;

2) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ;

3) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила. Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству, в части государственных нормативных требований охраны труда, разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, должны направляться в соответствующие профсоюзные органы для своевременного рассмотрения и согласования.

Разработка и пересмотр государственных нормативных требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин произведенного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний. А также изучения передового отечественного и мирового опыта работ по улучшению условий и совершенствованию охраны труда, а также с учетом анализа результатов сертификации работ по охране труда, возлагается на федеральные органы исполнительной власти РФ. Разработка и утверждение методических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при оформлении государственных нормативных требований по охране труда, поручается Министерству труда и социального развития РФ.

На федеральные органы исполнительной власти также возлагается обязанность направлять в месячный срок утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда. А также обязанность по изданию указанных нормативных актов и обеспечению данной документацией все заинтересованные организации в установленном порядке.

В соответствии с положениями п. 5 Постановления государственные нормативные требования охраны труда могут утверждаться сроком на пять лет, а их действие сверх указанного срока может быть продлено не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований по охране труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за девять месяцев до окончания срока их действия.

В тех случаях, когда в содержание законодательных актов РФ об охране труда вносятся необходимые изменения, соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат обязательному пересмотру независимо от ранее установленного для них срока действия. Аналогичные требования распространяются на межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда при внедрении новой техники и технологии, а также по результатам анализа состояния производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф на территории РФ.

В тех случаях, когда нормативные акты по охране труда разрабатываются, в установленном порядке утверждаются и внедряются органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, содержащиеся в таких нормативных актах, не должны быть ниже государственных нормативных требований.

Общей задачей системы стандартов безопасности (ССТБ) является стандартизация требований безопасности труда и включение этих требований в стандарты, и технические условия. Порядок разработки и согласования требований безопасности труда в стандартах и технических условиях устанавливаются соответствующими нормативными актами.

Система ССТБ непосредственно состоит из пяти составляющих стандартов. При этом структуру, задачи, цели и сферы действия ССТБ, а также применяемые термины, классификацию опасных и вредных факторов, сопутствующих осуществлению работниками своих трудовых обязанностей, и методы оценки безопасности труда, устанавливаются организационно-методическими стандартами основ построения охраны труда.

Помимо перечисленных выше нормативных правовых актов, обязательными к исполнению являются нормы и/или правила пожарной безопасности.

3.Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

Статья 211 Трудового кодекса «Государственные нормативные требования охраны труда» гласит, что порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Кроме того, порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда определяется документами соответствующих федеральных органов государственной власти, включая Правительство РФ, которое отвечает за подготовку и утверждение соответствующего подзаконного нормативного акта.

Федеральный закон «О техническом регулировании» потребовал кардинального изменения всего сложившегося порядка, ввел новый вид нормативных документов «технический регламент», только в которых можно излагать ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ в сфере технического регулирования, и разрешил принятие технических регламентов федеральными законами, международными договорами и двумя подзаконными актами: указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Однако, поскольку устанавливаемый этим законом порядок окончательно наступит только с 1 июля 2010 года, в настоящий (переходный) период все ранее принятые (до 1 июля 2003 года) нормативные документы продолжают действовать.

Подзаконные нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается

Подчеркнем, что структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты.

Подзаконный нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда


п/п

Нормативные правовые акты

Федеральный орган
исполнительной власти,
утверждающий документ

Межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М)

Минтруда России

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)

Федеральные органы

Исполнительной власти

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор России

Госатомнадзор России

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

Госстандарт России

Госстрой России

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)

В результате изучения этого раздела Вы будете знать:
  • Государственные нормативные требования по охране труда. Порядок разработки, принятия, внедрения нормативных требований.
  • Технические регламенты и изменение всей системы нормативных актов по безопасности в Российской Федерации. Международные и европейские стандарты и нормы. Проблемы гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского Союза.
  • Национальные и государственные (ГОСТ) стандарты, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 2001 г. 197-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании».
3. ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160. Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
5. Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА


Понятие о государственных нормативных требованиях охраны труда дается в ст. 210 Трудового кодекса РФ

«Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)»


Регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений осуществляется на основе законов и подзаконных актов.

Законы

  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • иные федеральные законы.

Подзаконные акты

Указы Президента Российской Федерации;
. постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
. конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
. акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащими нормы трудового права.

Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ являются федеральными конституционными законами . Среди федеральных законов о труде основополагающим является ТК, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

Нормы трудового права содержатся и в иных федеральных законах и подзаконных актах

К иным (подзаконным) актам, содержащим нормы трудового права, относятся другие нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, включая условия охраны труда. Они делятся на подгруппы.

К первой подгруппе подзаконных относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает под законность его правотворческой деятельности.

Другую подгруппу подзаконных актов, регулирующих вопро-сы охраны труда, составляют нормативные правовые акты, при-нимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации.

Следующую подгруппу подзаконных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих нормы в области охраны труда, со-ставляют нормативные правовые акты Министерства труда и со- циальной защиты РФ (Минтруд РФ). К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применеприменении дейст-вующего законодательства по охране труда, положения, прави-ла, инструкции и т.д. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Наряду с перечисленными подзаконными нормативными правовыми актами на территории России действуют также подзаконные нормативные правовые акты , регулирующие условия охраны труда, принятые министерствами, ведомствами и госу дарственными комитетами России, которые принимаются после согласования с Минтрудом РФ . Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда. Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ.

Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня.


Законодательные и подзаконные акты, регули- рующие условия охраны труда субъектов России , принятые региональными органами власти, действуют только на территории данного региона. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда , содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для сполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:
. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
. конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
. разработке технологических процессов;
. организации производства и труда.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении я о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» отнесены к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда:

  • стандарты безопасности труда;
  • правила и типовые инструкции по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

(санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:
  • при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
  • по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного
травматизма и профессиональных заболеваний;
  • по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению
условий труда;результатов внедрения новой техники и технологий;
  • по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или)
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.
Локальные нормативные правовые акты охраны труда

Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников. Такой порядок устанавливается для принятия локальных нормативных актов, прямо названных в Трудовом кодексе, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах или в соглашениях, коллективном договоре.

Локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права, принимаются в следующих целях:

  • Исполнение требований федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
  • Детализация и конкретизация норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов с учетом особенностей организации труда конкретного юридического лица.
  • Регулирование вопросов, не регламентированных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Локальный нормативный акт , содержащий нормы трудового права - нормативный акт, принятый работодателем , за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:
. с трудовым законодательством;
. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
. коллективными договорами;
. соглашениями.
Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.

Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

  • введение, а также отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной

рабочей недели ранее срока, на который они были установлены (ст. 74 ТК РФ);

с пп. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профсоюза (ст. 373 ТК РФ);

квалификации работников (ст. 196 ТК РФ);

  • в некоторых случаях привлечения к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ);
  • в некоторых случаях привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни

творческих работников средств массовой информации (ст. 113 ТК РФ);

  • утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);
  • утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);
  • утверждение графиков сменности (ст.103 ТК РФ);
  • принятие актов, регулирующих системы оплаты труда работников государственных и

муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ);

  • принятие локального акта в области повышения оплаты труда работников, занятых на

тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ), за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

  • принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и

пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);

  • принятие правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ).

Установленный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта .
1. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
2. Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.
3. Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:
· не содержит согласия с проектом, либо
· содержит предложения по его совершенствованию,
работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.
4. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.
5. Государственная инспекция, труда обязана провести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТКРФ).
В случае если в организации не создан постоянно действующий представительный орган, к обсуждению проекта акта привлекаются представители работников, избранные в соответствии со ст. 31 ТК РФ.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И НОРМЫ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Международные правовые нормы , акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения).

МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ .
Рекомендации не ратифицируют . Государство может использовать их в национальном законодательстве.
50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией.
Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:
· Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;
· Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др.
Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества (ЕС). Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:
· организацию охраны труда;
· требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;
· соответствующее использование установок, оборудования и веществ;
· определение уязвимых категорий рабочих и т.д.
Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства - члены ЕС должны учитывать в своих национальных законодательствах.

Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам - членам Сообщества.

Технические регламенты

Кардинальные изменения в порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных актов вносит федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к

продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме).
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда.

Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения , связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда.

В статьях 6 и 7 говорится что:

Статья 6. Цели принятия технических регламентов

1. Технические регламенты принимаются в целях:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
безопасность излучений;
биологическую безопасность;
взрывобезопасность;
механическую безопасность;
пожарную безопасность;
безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
термическую безопасность;
химическую безопасность;
электрическую безопасность;
радиационную безопасность населения;
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
единство измерений;
другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В настоящее время не разработаны технические регламенты в области охраны труда .

Федеральным законом «О техническом регулировании» регламентируется - (ст. 46, п. 1) «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан...»,

На этом основании применяются нормативно - правовые акты национальных и государственных (ГОСТ) стандартов, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
СОДЕРЖАЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Наименование вида нормативного правового акта
Полное Сокращенное
Межотраслевые правила по охране труда
Межотраслевые типовые инструкции по охране труда
ПОТ Р М
ТИ Р М
Отраслевые правила по охране труда
Типовые инструкции по охране труда
ПОТ Р О
ТИ Р О
Правила безопасности
Правила устройства и безопасной эксплуатации
Инструкции по безопасности
ПБ
ПУБЭ
ИБ
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ Р ССБТ
Строительные нормы и правила
Своды правил по проектированию и строительству
СНиП
СП
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
санитарные правила,
гигиенические нормативы,
санитарные правила и нормы,
санитарные нормы

СП
ГН
СанПин
СН

Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания.
В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов , которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.

Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.

Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документов по охране труда до всех предприятий и организаций на базе сайта Минтруда eisot . ru создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности - ЕИСОТ .

Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных.

Система стандартов безопасности труда

Стандарты безопасности труда определяют терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов.

ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
Устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации.

Структура Системы и обозначение стандартов ССБТ
ССБТ включает в себя группы, приведенные в таблице 1

Таблица 1

Шифр группы Наименование группы
0 Организационно-методические стандарты
1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов
2 Стандарты требований безопасности к производственным машинам и оборудованию
3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам
4 Стандарты требований безопасности к средствам защиты

Стандарты группы "0" устанавливают:

  • организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);
  • требования (правила) к организации работ, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).

Стандарты группы "1" устанавливают:

  • требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
  • методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
  • методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты группы "2" устанавливают:

  • общие требования безопасности к производственным машинам и оборудованию;
  • требования безопасности к отдельным группам (видам) машин и производственного оборудования;

Стандарты группы "3" устанавливают:

  • общие требования безопасности к производственным процессам;
  • требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
  • методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы "4" устанавливают:

  • требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;
  • методы контроля и оценки средств защиты;
  • классификацию средств защиты.

Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ Р -государственный стандарт российский)), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры - порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

Примеры - ГОСТ Р 12.1.025-2012; ГОСТ Р 12.3.036-2012.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что устанавливается государственными нормативными требованиями охраны труда.
а) Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
б) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются законы, постановления, мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
в) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на создание безопасных условий труда.

2. Для кого обязательны для исполнения государственные нормативные требования охраны труда?
а) Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности;
б) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения государственными и муниципальными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;
в) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими государственными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;

3. Что является основой государственных нормативных требований охраны труда?
а) Конституция РФ, Трудовой кодекс;
б) Трудовой кодекс федеральные законы;
в) законы и подзаконные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

4. К какой группе государственных нормативных требований охраны труда относятся Указы Президента?
а) К федеральным законам;
б) к законодательным актам;
в) к подзаконным актам.

5. Что относится к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда?
а) Стандарты безопасности труда; правила и типовые инструкции по охране труда;
б) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и пункт а);
в) законы, постановления Правительства РФ, законы и постановления региональных органов власти.

6. В каких случаях в нормативные государственные требования охраны труда вносятся изменения?
а) При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
б) на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;
в) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в случаях, указанных в ответе а) и б).

7. Что такое локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права?
а) Нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке после проведения коллективных переговоров;
б) нормативный акт (договор), в котором устанавливаются условия труда конкретного работника с учетом его профессии и индивидуальных особенностей.
в) нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

8. Всегда ли локальные нормативные акты надо согласовывать с представительным органом работников?
а) Согласование требуется при принятии локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, в случаях предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором или соглашениями;
б) да, все локальные нормативные акты должны приниматься только с учетом мнения представительного органа работников;
в) нет, работодатель принимает локальные акты в пределах своих полномочий без согласований, если установленные нормы не ухудшают положение работников.

9. Требуется ли согласовывать с представительным органом работников должностные инструкции?
а) Да;
б) нет;
в) да при изменении должностной инструкции.

10. Действия выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем локального нормативного акта, подлежащего согласованию, без согласования.
а) Подать жалобу в государственную инспекцию труда;
б) обратиться в суд;
в) действия по пунктам а) и б).

11. В каком случае обязательны для соблюдения конвенции МОТ?
а) Если государство является членом Международной организации труда (МОТ);
б) если конвенция, принятая МОТ, ратифицирована государством;
в) при выполнении пунктов а) и б).

12. Действие федерального закона от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании» распространяется или не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда?
а) Распространяется;
б) не распространяется;
в) распространяется за исключение социально-экономических и организационных мер.

13. Технические регламенты принимаются в целях:
а) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
б) оценки соответствия (проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме);
в) разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в
том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

!4. Назовите технические регламенты в области охраны труда.
а) Технические регламенты в области охраны труда не приняты, Федеральный закон «О техническом регулировании» разрешает использовать действующие нормативные акты только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан;
б) ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
в) СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".

15. Что устанавливает система стандартов безопасности труда?
а) Терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов;
б) устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации;
в) организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.).

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процесс трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально – экономические, организационно – технические, санитарно – профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой. Место, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействие на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат соответствия) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность – совокупность действия людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию.

Работодатель – организация (юридическое лицо), представляемая её руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.

Работник – физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора.

2 Сфера применения законодательства о труде.

Действие законодательства распространяется на:

Работодателей;

Работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях;

Членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

Студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального и среднего профобразования, проходящих производственную практику;

Военнослужащих, направляемых на работу в организации;

Граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации – законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором.

3 Государственные нормативные требования охраны труда.

Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее – требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Постановление правительства Российской Федерации «О нормативно – правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» № 399 от 25. 05. 2000 определяет порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов. Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого и отраслевого назначения. Межотраслевые правила по охране труда разрабатывает Министерство труда и социального развития, отраслевые правила - соответствующие органы исполнительной власти.

Виды нормативных правовых актов по охране труда

Наименование нормативного правового акта

Органы, утверждающие нормативные правовые акты

сокращенное

Правила по охране труда межотраслевые Межотраслевые типовые инструкции по охране труда

Минтруд России

Отраслевые правила по охране труда

Типовые инструкции по охране труда

Федеральные органы исполнительной власти

Правила безопасности

Правила устройства и безопасной эксплуатации

Инструкции по безопасности

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности

Гос. энергетический надзор

Гос. надзор за ядерной и радиационной безопасностью

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда

Госстандарт России

Госстрой России

Строительные нормы и правила

Своды правил по проектированию и строительству

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы (санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы)

Руководителю каждого предприятия необходимо помнить, что обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, является обязанностью работодателя.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (ст.211 ТК РФ).

Пунктом 3 статьи 37 Конституции РФ установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статья 219 Трудового кодекса устанавливает право работника:

1. На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

2. На получение достоверной информации от работодателя:

  • об условиях и охране труда на рабочем месте,
  • о существующем риске повреждения здоровья,
  • о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса, под охраной труда подразумевается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:
  • правовые,
  • социально - экономические,
  • организационно - технические,
  • санитарно - гигиенические,
  • лечебно - профилактические,
  • реабилитационные,
  • иные мероприятия.
Соблюдение требований охраны труда и контроль за их выполнением осуществляется работодателями в следующем порядке (ст.217 Трудового кодекса):

1. В компаниях, занимающихся производством, с численностью сотрудников свыше 50 человек, необходимо:

  • либо создать службу охраны труда,
  • либо ввести должность специалиста по охране труда (с соответствующей подготовкой или опытом работы в данной сфере).
2. В компаниях, занимающихся производством, с численностью сотрудников, не превышающей 50 человек, решение:
  • о создании службы по охране труда,
  • о введении должности специалиста по охране труда,
принимается с учетом специфики производственной деятельности такой компании.

3. При отсутствии:

  • службы охраны труда,
  • штатного специалиста по охране труда,
осуществляют их функции и несут ответственность:
  • работодатель - ИП (лично),
  • руководитель организации,
  • другой уполномоченный работодателем работник, организация, специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые по договору ГПХ.
В целях обеспечения:
  • правильной организации системы охраны труда,
  • безопасных условий труда, организации необходимо разработать локальные правовые акты по охране труда.
В соответствии со ст.8 Трудового кодекса, работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Эти локальные акты представляют собой правовую основу системы охраны труда в компании.

Так же эти нормативные акты могут помочь компании предотвратить несчастные случаи на производстве и значительно упростят процедуру рассмотрения таких случаев, если, не смотря на усилия работодателя, они будут иметь место.

Выполнение правил по охране труда обязательно как для работодателя, так и для работников организации.

В статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к организации системы охраны труда на предприятиях, обязанности работодателей и работников в сфере охраны труда, а так же методология составления правил и инструкций по охране труда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии со ст.211 Трудового кодекса, порядок:

  • разработки,
  • утверждения,
  • изменения
подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда , в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г. №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся (п.2 Постановления №1160):

1. Стандарты безопасности труда (ГОСТы).

2. Правила и типовые инструкции по охране труда.

3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

  • санитарные правила и нормы,
  • санитарные нормы,
  • санитарные правила,
  • гигиенические нормативы,
устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса.

При разработке правил по охране труда необходимо учитывать положения системы ГОСТов по безопасности труда.

В частности, требования ГОСТа 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда», целью которого является:

  • содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов,
  • исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом,
  • профессиональных заболеваний на производстве.
ГОСТ 12.0.230-2007 содержит описание системы управления охраной труда в организации.

Согласно п.4 ГОСТ 12.0.230-2007, обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами, входит в обязанности работодателей.

В связи с этим работодатель должен продемонстрировать руководство и заинтересованность в деятельности по обеспечению охраны труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда.

Основные элементы управления охраной труда:

  • политика,
  • организация,
  • планирование и применение,
  • оценка,
  • действия по совершенствованию.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

При организации службы охраны труда, производственная компания должна руководствоваться Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000г. №14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

В соответствии с п.1 Постановления №14, управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель.

Для организации работы по охране труда руководитель создает службу охраны труда.

Работники Службы в своей деятельности руководствуются (п.5 Постановления №14):

  • законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ,
  • соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым),
  • коллективным договором,
  • соглашением по охране труда,
  • другими локальными нормативными правовыми актами компании.
РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

В качестве базы, при разработке правил по охране труда в компании, можно использовать порядок разработки:

  • межотраслевых,
  • отраслевых
правил по охране труда, утвержденный Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ от 17. 12.2002г. №80).

1. составление перспективного плана разработки новых, пересмотра или отмены действующих правил;

2. утверждение технического задания на разработку правил;

3. разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям;

4. составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил;

5. подготовка проекта окончательной редакции правил.

Изложение требований правил по охране труда рекомендуется делать кратким и четким, исключающим возможность различного толкования.

В правилах следует закреплять новые требования по охране труда и стремиться к минимуму отсылок к другим документам (СНиПам, СанПиНам, ГОСТам и др.).

При необходимости, для полноты изложения вопроса, в правилах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства РФ.

В виде приложений к правилам могут оформляться:

  • таблицы,
  • графики,
  • карты,
  • схемы,
  • и т.п.
В межотраслевые и отраслевые правила по охране труда рекомендуется включать следующие главы:

1. Общие требования.

В данном разделе указывается:

  • сфера действия правил;
  • описание опасных и вредных производственных факторов, характерных для данных производственных процессов;
  • допускаемые действующими нормативными правовыми актами параметры опасных и вредных производственных факторов.
2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.

Этот раздел содержит:

  • требования охраны труда, предъявляемые к организации производственных процессов;
  • меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие;
  • меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны, а также меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;
  • способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников и аварийное отключение оборудования, а также указания по применению средств индивидуальной защиты работников;
  • способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов на отдельных технологических операциях;
  • меры по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных случаях;
  • рациональную организацию труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а также ограничение тяжести труда.
3. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников.

В главе приводятся допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях (на площадках - для процессов, выполняемых вне производственных помещений) и на рабочих местах, а также параметры освещенности, температурного режима, влажности и других факторов.

4. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников.

В данном разделе приводятся общие требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению, обеспечивающие охрану труда работников.

5. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.

В данной главе отражаются особенности:

  • исходных материалов,
  • заготовок,
  • полуфабрикатов,
  • готовой продукции,
  • отходов производства,
рациональные способы их хранения, требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющих на обеспечение охраны труда работников.

При необходимости в правила по охране труда могут быть включены и другие главы.

Проект окончательной редакции правил по охране труда до его подписания проверяется на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и визируется руководителем юридической службы, при его наличии.

РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ

Инструкции по охране труда являются одним из основных документов, регламентирующих технику безопасности труда в компании.

Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002г. №80 утверждены «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда», которые регламентируют:

  • порядок разработки инструкций по охране труда,
  • порядок утверждения инструкций по охране труда,
  • требования к содержанию инструкций по охране труда.
Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из:
  • должности сотрудника,
  • профессии или вида выполняемой работы.
В соответствии с п.5.2. Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

5.2. Постановления №80, разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом ст.212 Трудового кодекса РФ.

Положениями ст.212 ТК РФ установлено, что на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В связи с этим работодатель обязан обеспечить в числе прочих мер безопасности:

  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
5.3. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе:

  • межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда),
  • требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства.
Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Примерный вид титульного листа инструкций по охране труда для работников при их издании рекомендуется оформлять в соответствии с приложением №8, содержащемся в Постановлении №80.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.

Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают:

  • безопасное ведение технологических процессов (работ),
  • безопасную эксплуатацию оборудования.
Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

В соответствии с п.5.6 Постановления №80, проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель.

Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

Так же инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

  • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • изменении условий труда работников;
  • внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.
Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок.

У руководителя каждого подразделения должны храниться:

  • действующие в подразделении инструкции по охране труда,
  • перечень этих инструкций.
Инструкции по охране труда для работников могут быть:
  • либо выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже,
  • либо вывешены на рабочих местах или участках,
  • либо хранятся в ином месте, доступном для работников.
Рекомендуемые формы журналов учета:
  • инструкций по охране труда для работников,
  • учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации,
приведены в приложениях №9 и №10 в Постановлении №80.
  • межотраслевых,
  • отраслевых
типовых инструкций по охране труда.

Разработка межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда осуществляется на основе:

  • действующих законов и иных нормативных правовых актов;
  • изучения вида работ, для которого инструкция разрабатывается;
  • изучения условий труда, характерных для соответствующей должности, профессии (вида работ);
  • определения опасных и вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализа типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определения наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ.
4.3. Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

В межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда рекомендуется включать разделы:

1. Общие требования охраны труда.

В разделе отражаются:

1.1. Указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка.

1.2. Требования по выполнению режимов труда и отдыха.

1.3. Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы.

1.4. Перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами.

1.5. Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента.

1.6. Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

В данный раздел включаются:

2.1. Порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты.

2.2. Порядок проверки исправности:

  • оборудования,
  • приспособлений и инструмента,
  • ограждений,
  • сигнализации,
  • блокировочных и других устройств,
  • защитного заземления,
  • вентиляции,
  • местного освещения
  • и т.п.
2.3. Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты).

2.4. Порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

3. Требования охраны труда во время работы.

Данный раздел может предусматривать:

3.1. Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов.

3.2. Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты).

3.3. Указания по безопасному содержанию рабочего места.

3.4. Действия, направленные на предотвращения аварийных ситуаций.

3.5. Требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. Перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие.

4.2. Действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций.

4.3. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.

5. Требования охраны труда по окончании работы.

5.1. Порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры.

5.2. Порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности.

5.3. Требования соблюдения личной гигиены.

5.4. Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

При необходимости в типовую инструкцию по охране труда можно включать и другие разделы.

В разделе "Требования охраны труда по окончании работ" рекомендуется отражать:

4.5. В тексте межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда делается минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны. В инструкциях не следует применять слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции выполняются работниками в равной степени.

В тексте инструкций по охране труда делается минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны.

В инструкциях не следует применять слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции выполняются работниками в равной степени.

Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) может быть допущена при условии его предшествующей полной расшифровки.
Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то их указывают в инструкции (величина зазоров, расстояния и т.п.).

Сроки действия межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда устанавливаются с учетом сроков действия соответствующих правил по охране труда.

Обратите внимание: После того, как в организации будут разработаны и утверждены правила и инструкции по охране труда, с ними необходимо ознакомить каждого сотрудника под роспись.

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

Руководитель любого предприятия должен помнить, что обеспечение требований охраны труда – его обязанность. Условия работы в организации должны соответствовать действующим стандартам. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения гражданами и юрлицами в процессе осуществления любого вида деятельности. Данное предписание содержится в ст. 211 ТК. Далее рассмотрим основные требования охраны труда.

Законодательная база

Общие требования охраны труда содержатся в Конституции. Так, в ст. 37, п. 3 установлено, что каждый имеет право работать в условиях, отвечающих правилам гигиены и безопасности. В ст. 219 ТК установлены основные права рабочего на:

  1. Условия труда в соответствии с действующими требованиями.
  2. Получение от нанимателя достоверных сведений о:
  • существующем риске вреда для здоровья;
  • условиях и безопасности на предприятии;
  • мерах по предупреждению воздействия опасных или вредных производственных факторов.

Основные мероприятия

Государственные нормативные требования охраны труда предполагают определенные меры для защиты здоровья и жизни сотрудников в ходе профессиональной деятельности на предприятии. Они включают в себя такие мероприятия:

  • Правовые.
  • Санитарно-гигиенические.
  • Организационно-технические.
  • Социально-экономические.
  • Реабилитационные.
  • Лечебно-профилактические и прочие.

Порядок осуществления мероприятий

Соблюдение требований охраны труда, а также контроль над их исполнением осуществляется по определенным правилам. Для производственных компаний, в штате которых насчитывается более 50 человек, необходимо введение соответствующего отдела или должности, согласно которой сотрудник будет отвечать за безопасность рабочих на предприятии. В последнем случае служащий обязан пройти обучение требованиям охраны труда. В организациях, где штат по численности не превышает 50 человек, решения о формировании соответствующего отдела или введении должности принимается с учетом специфики деятельности предприятий. В случае отсутствия службы или сотрудника, отвечающих за безопасность на производстве, их функции выполняют и несут ответственность наниматель лично, руководитель компании или иной уполномоченный работник. Решать данные задачи может также сторонние организация или специалист по охране труда. Требования по безопасности на производстве в этом случае выполняются в соответствии с договором и действующим законодательством.

Локальные акты

Их разрабатывает и утверждает работодатель. Локальные правовые акты устанавливают требования к организации охраны труда на предприятии, формированию безопасных условий на производстве. Право на их принятие предусмотрено ст. 8 ТК. Согласно положениям, наниматель может утверждать акты, в которых приводятся требования, инструкции по охране труда, в рамках своей компетенции и согласно отраслевому законодательству и прочим документам, содержащим соответствующие предписания. Приказы и распоряжения нанимателя формируют правовую основу системы производственной безопасности предприятия. Кроме этого, локальные акты способствуют предупреждению несчастных случаев и существенному упрощению рассмотрения таких ситуаций, если, несмотря на предпринятые меры, они произойдут. Нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения как нанимателем, так и работниками компании. Существует определенная методология разработки соответствующих стандартов. Рассмотрим ее далее.

Государственные требования охраны труда: юридический аспект

Согласно ст. 211 ТК, порядок разработки, принятия и изменения подзаконных актов, касающихся производственной безопасности, устанавливается Постановлением Правительства. В число документов, в которых изложены требования охраны труда, входят стандарты, положения, рекомендации, правила. При их разработке, принятии и утверждении должно учитываться мнение трехсторонней комиссии, осуществляющей регулирование сферы социально-производственных отношений в РФ. К документам, содержащим общие требования охраны труда, относят:

  1. ГОСТы (стандарты безопасности).
  2. Типовые инструкции и правила.
  3. Санитарно-эпидемиологические стандарты и предписания. В них устанавливаются требования к трудовому процессу и факторам производственной среды.

ГОСТы

В процессе разработки правил безопасности на предприятии учитываются положения системы Госстандартов. В частности, имеются в виду требования охраны труда ГОСТа, устанавливающей соответствующие стандарты, целью которых выступает:

  • Оказание содействия по защите работников от воздействия на них вредных или опасных производственных условий.
  • Исключение вероятности возникновения несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом.

В ГОСТе 12.0.230/2007 содержится описание системы, обеспечивающей управление охраной труда на предприятии. В соответствии с п. 4 указанных Стандартов, формирование этой структуры по безопасности на производстве, в том числе соответствия условий работы предписаниям, установленным федеральными законами и прочими подзаконными актами, включается в обязанности нанимателя. В этой связи работодатель должен продемонстрировать заинтересованность и грамотное руководство деятельностью, направленной на обеспечение охраны труда на предприятии, и создать систему регулирования и контроля. В качестве главных элементов управления выступают:

При создании подразделения, отвечающего за безопасность на производстве, предприятие должно следовать положениям Постановления Минтруда. В них утверждены рекомендации по формированию и последующей деятельности службы. Согласно п. 1 указанного Постановления, управление в сфере охраны труда на предприятии осуществляется руководителем. В своей деятельности сотрудники службы производственной безопасности должны руководствоваться:

  • Коллективным договором.
  • Законами и прочими отраслевыми актами по охране труда на территории РФ и конкретного субъекта.
  • Соглашениями (отраслевыми, региональными, генеральными).
  • Договором по охране труда.
  • Прочими локальными актами предприятия.

Разработка и принятие Правил

Требования охраны труда формируются в соответствии с порядком создания отраслевых и межотраслевых стандартов. Он утвержден Методическими рекомендациями по разработке и принятию Правил. Согласно п. 3.2, предписан следующий порядок:

  1. Формирование перспективного проекта разработки новых, проверки (пересмотра) или же отмены существующих правил.
  2. Утверждение техзадания по созданию требований.
  3. Разработка первой редакции плана правил, рассылка проекта для ознакомления и выражения мнения заинтересованным организациям.
  4. Формирование сводки отзывов и заключения о разногласиях.
  5. Создание окончательного проекта Правил.

Особенности разработки

Требования охраны труда следует излагать четко и по возможности кратко. Это позволит исключить вероятность их различного толкования. В правилах необходимо закреплять новые требования охраны труда, стремясь к минимальным отсылкам к иным документам (ГОСТам, СНиПам и прочим). Для полноты изложения темы в правилах допускается воспроизведение отдельных положений законодательства. В качестве приложений могут использоваться:

Отраслевые и межотраслевые правила

В них следует включать следующие разделы:


При разработке в Правила могут включаться и иные разделы. План окончательной редакции до его подписания должен пройти проверку на соответствие действующему законодательству, правилам русского языка и визирование руководителем юридического отдела (при его наличии).

Предписания для работников: разработка и утверждение

Инструкция по производственной безопасности выступает в качестве одного из главных документов, регламентирующих охрану труда на предприятии. При разработке правил для работников следует руководствоваться Методическими рекомендациями. Они утверждены Постановлением Минтруда и регламентируют:

  1. Порядок разработки и утверждения.
  2. Требования, предъявляемые к содержанию инструкции.

Предписания для работника составляются в соответствии с:

  • Должностью сотрудника.
  • Профессией либо видом работы, которую исполняет служащий.

Обязанности нанимателя

Разработка инструкции осуществляется с учетом положений ст. 212 ТК. В соответствии с ней, обязанности по обеспечению производственной безопасности лежат на работодателе. В связи с этим наниматель должен, в числе прочего, предпринимать меры по:

Правовая база предписаний для работников

Инструкции, устанавливающие требования по охране труда, разрабатываются в соответствии с:

  • Межотраслевыми и отраслевыми Рекомендациями по производственной безопасности (при их отсутствии – отраслевыми или межотраслевыми Правилами).
  • Требованиями по охране труда, приведенными в ремонтной и эксплуатационной документации предприятия-изготовителя оборудования, а также в технологических актах организации, в соответствии с конкретными условиями деятельности.

Данные предписания излагаются относительно профессии, должности или вида исполняемой работы. Титульную страницу при издании Инструкции по производственной безопасности рекомендовано оформлять согласно приложению № 8, которое содержится в Постановлении № 80.

Временные предписания

Правила данного типа разрабатываются при введении в действие новых и реконструированных производственных предприятий, цехов, площадок. Временными инструкциями по охране труда обеспечивается:

  • Безопасное выполнение технологических работ (процессов).
  • Использование оборудования в соответствии с ремонтной и технической документацией.

Временные инструкции разрабатываются на период до принятия данных производств в эксплуатацию.

Пересмотр предписаний

Проверка инструкций, согласно п. 5.6, содержащегося в Постановлении № 80, организуется работодателем. Пересмотр предписаний необходимо осуществлять не реже одного раза в пять лет. Досрочно данная процедура может выполняться в случаях:

  • Пересмотра отраслевых и межотраслевых типовых Инструкций и Правил безопасности на производствах.
  • Изменения условий работы на предприятии.
  • Внедрения новых технологий и оборудования.

Инструкции могут также пересматриваться в соответствии с результатами изучения и оценки материалов расследований несчастных случаев, аварий на производстве, а также исследования уровня заболеваемости сотрудников. Предписания должны быть проверены также по запросу представителей уполномоченных контрольных органов. В случае если за все время, в течение которого действовали положения Инструкции, условия работы сотрудника остались прежними, она продлевается на следующий период.

Хранение документации

Руководитель каждого подразделения предприятия должен иметь перечень инструкций и непосредственно сами предписания по охране труда. Документация для работников может быть:

  • Выдана на руки в ходе первичного ознакомления.
  • Вывешена на участках либо рабочих местах.

Инструкции также могут храниться в иных местах, доступных для сотрудников. В соответствующих журналах ведется учет документов, выдача бумаг для работников подразделений предприятия. Формы приводятся в Постановлении № 80 (приложения 9 и 10).

Отраслевые и межотраслевые инструкции

Их разработку и утверждение регламентируют Методические рекомендации, принятые в соответствии с Постановлением № 80. Создание предписаний осуществляется на основании:

  1. Действующего законодательства, нормативных актов в сфере труда.
  2. Исследования работ, для которых разрабатываются предписания.
  3. Изучения условий деятельности, которые характерны для соответствующей профессии, должности.
  4. Установления вредных и опасных факторов производства, имеющих место при проведении тех или иных видов работ.
  5. Анализа наиболее вероятных, типичных предпосылок возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
  6. Установления наиболее безопасных приемов и методов исполнения работ.

Структура предписаний

1. Общие требования. В данном разделе приводятся:

  • Указания о необходимости следовать правилам внутреннего распорядка.
  • Требования по соблюдению режимов отдыха и работы.
  • Список вредных и опасных факторов производства, способных влиять на сотрудника в ходе исполнения им своей деятельности.
  • Перечень спецодежды и обуви, а также иных средств личной защиты, которые выдаются работнику, согласно установленным нормам и правилам.
  • Порядок, в соответствии с которым осуществляется информирование администрации о несчастных случаях, неисправности оборудования, инструментов и приспособлений.
  • Правила индивидуальной гигиены.

2. Требования перед началом смены. В этой главе содержатся правила о подготовке рабочего места, а также средств личной защиты, порядок передачи и приема смены при непрерывном технологическом процессе и работе оборудования. В разделе приводится порядок проверки:

  • инструмента и приспособлений;
  • оборудования;
  • блокировок и прочих устройств;
  • сигнализаций;
  • местного освещения;
  • вентиляции;
  • защитного заземления;
  • проверки исходного сырья (полуфабрикатов, заготовок).

3. Требования в процессе работы. В этот раздел включаются методы безопасной работы, эксплуатации оборудования, грузоподъемных приспособлений, инструментов и механизмов, транспортных средств. Кроме того, должны присутствовать требования по безопасному обращению с исходным сырьем (материалами, полуфабрикатами, заготовками), указания по надлежащему содержанию рабочих мест. В разделе указываются действия, которые необходимо выполнять для предотвращения аварийной ситуации либо несчастного случая. В главе приводятся также требования, которые предъявляются к эксплуатации средств личной защиты.

4. Действия в аварийных случаях. В данном разделе приводится перечень вероятных ЧП и причины, по которым они могут возникнуть. Излагаются действия сотрудников при аварии на производстве, а также способы оказания помощи работникам, пострадавшим при катастрофе.

5. Требования безопасности при завершении смены. В данном разделе приводятся порядки:

  • отключения, разборки, остановки, смазки, очистки аппаратуры, механизмов, машин, оборудования, приспособлений;
  • уборки и утилизации отходов, полученных в ходе производства.

Дополнительно в документе формируется раздел, посвященный ответственности за нарушение требований охраны труда. Следует указать, что настоящие предписания обязательны для исполнения всеми сотрудниками. Нарушение требований охраны труда может повлечь административную либо дисциплинарную ответственность. На сотрудников, не исполняющих предписания, может быть наложено взыскание.