Меры по обеспечению исполнения федерального бюджета. Исполнение федерального бюджета в рф Исполнение федерального бюджета организуют

Правительство РФ постановлением от 09.12.2017 № 1496 (далее – Постановление № 1496) определило меры по обеспечению исполнения федерального бюджета начиная с 2018 года и планового периода 2019 и 2020 годов.

Обзор постановления

Федеральный бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утвержден Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ . Для его реализации Минфин России подготовил текст Постановления № 1496 . Так, в части доходов федерального бюджета главным администраторам доходов федерального бюджета поручено принимать меры по обеспечению поступления налогов и сборов, а также других обязательных платежей.
Кроме того, главным администраторам доходов федерального бюджета предписано принимать меры:

Помимо этого, Постановление № 1496 содержит перечень поручений участниками бюджетного процесса по исполнению федерального закона о федеральном бюджете.
Положение по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением № 1496 (далее – Положение № 1496), имеет в отличие от постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Постановление № 1551), четкую структуру из шести разделов:

- общие положения;
- требования к срокам и порядку утверждения, распределения, изменения, доведения ЛБО и принятия бюджетных обязательств;
- предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов;
- предоставление из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, исполнителям работ, услуг бюджетных инвестиций юридическим лицам;
-

Положение об Управлении обеспечения исполнения федерального бюджета Федерального казначейства

I. Общие положения

1. Управление обеспечения исполнения федерального бюджета Федерального казначейства (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федерального казначейства, созданным в целях обеспечения осуществления Федеральным казначейством в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительной функции по обеспечению исполнения федерального бюджета в части прогнозирования, кассового планирования средств федерального бюджета и управления операциями на едином счете федерального бюджета и координации работы территориальных органов Федерального казначейства в части выполнения ими бюджетных полномочий по обеспечению исполнения федерального бюджета.

2. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Федерального казначейства и его территориальными органами.

3. Управление руководствуется в своей деятельности международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, регулирующими вопросы деятельности Федерального казначейства, Положением о Федеральном казначействе, приказами Федерального казначейства, а также настоящим Положением.

4. Работа Управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника Управления за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

II. Полномочия

5. Управление осуществляет следующие полномочия:

5.1. обеспечивает проведение операций со средствами на едином счете федерального бюджета;

5.2. обеспечивает проведение операций со средствами федерального бюджета в части подкрепления счетов территориальных органов Федерального казначейства;

5.3. составляет и ведет кассовый план исполнения федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации;

5.4. прогнозирует объем доходов и объем поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета в федеральный бюджет, прогнозирует объем расходов и платежей по источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

5.5. прогнозирует объем средств, необходимых для обеспечения расходов и платежей федерального бюджета в иностранных валютах и представляет в установленном порядке предложения руководству Федерального казначейства;

5.6. выполняет мониторинг состояния единого счета федерального бюджета в целях определения недостаточности (избыточности) средств федерального бюджета для исполнения расходных обязательств;

5.7. участвует в подготовке предложений по повышению эффективности управления средствами на едином счете федерального бюджета и по управлению ликвидностью единого казначейского счета;

5.8. подготавливает оперативную информацию о кассовом исполнении федерального бюджета, справочные и аналитические материалы для представления руководству Федерального казначейства и Министерства финансов Российской Федерации, а также другим внешним пользователям в пределах компетенции Управления;

5.9. подготавливает материалы для Интернет - сайта Федерального казначейства в пределах компетенции Управления;

5.10. участвует в разработке совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства предложений по совершенствованию практики применения нормативных правовых актов в пределах компетенции Управления;

5.11. изучает международный опыт работы казначейского исполнения бюджета в пределах компетенции Управления;

5.12 участвует в рассмотрении заключений и актов проверок Счетной палаты Российской Федерации в пределах компетенции Управления;

5.13. подготавливает и представляет в установленном порядке предложения по профессиональной подготовке работников Управления, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке;

5.14. проводит мониторинг счетов Федерального казначейства и его территориальных органов, включая счета по учету средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, а также, счетов для учета средств федеральных бюджетных (автономных) учреждений и государственных компаний;

5.15. обеспечивает подготовку оперативной информации о состоянии счетов по учету средств федерального бюджета (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния);

5.16. обеспечивает доведение в установленном порядке соответствующим органам Федерального казначейства Уведомлений о поступлениях в иностранной валюте;

5.17. обеспечивает формирование раздела II отчетов об исполнении Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозной таможенной пошлины (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года, Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года в части, относящейся к полномочиям Управления;

5.18. осуществляет совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства мероприятий по:

  • открытию (закрытию) в Банке России и кредитных организациях счетов Федерального казначейства по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния);
  • установлению режимов счетов;
  • установлению условий обслуживания счетов;
  • заключению с Банком России и другими кредитными организациями договоров и дополнительных соглашений к ним по обмену электронными документами (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния),
  • заключению соглашений по обмену информацией в электронном виде с Центральным банком Российской Федерации,
  • организации вступления и работы территориальных органов Федерального казначейства в системе банковских электронных срочных платежей Банка России;

5.19. участвует в проведении мероприятий по минимизации наличного денежного оборота в секторе государственного управления;

5.20. осуществляет координацию работы территориальных органов Федерального казначейства в части выполнения ими бюджетных полномочий по:

  • открытию в учреждениях Банка России и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлению режимов этих счетов;
  • направлению в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представлений о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым участникам бюджетного процесса и бюджетным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

5.21. осуществляет подготовку справочных и аналитических материалов для представления руководству Федерального казначейства и внешним пользователям по вопросам, относящимся к полномочиям Управления;

5.22. осуществляет разработку необходимых предложений по совершенствованию нормативно - методологической базы для реализации полномочий Управления;

5.23. участвует в подготовке предложений по повышению эффективности управления средствами на счетах федерального бюджета (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния);

5.24. проводит совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства и Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства мероприятия по приемке прикладного программного обеспечения и технологических регламентов работы центрального аппарата, Межрегионального операционного управления и территориальных органов Федерального казначейства в рамках полномочий Управления;

5.25. участвует в организации и проведении всероссийских (межрегиональных) совещаний с территориальными органами Федерального казначейства в установленной сфере деятельности;

5.26. координирует работу территориальных органов Федерального казначейства в части выполнения ими полномочий по:

  • открытию, закрытию, переоформлению и ведению лицевых счетов участников бюджетного процесса федерального уровня, лицевых счетов, открываемых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателем средств федерального бюджета;
  • кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета;
  • осуществлению кассовых выплат из бюджета Союзного государства от имени и по поручению получателей средств бюджета Союзного государства, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;
  • осуществлению кассовых выплат за счет средств бюджетных (автономных) учреждений федерального уровня;
  • санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также бюджетных (автономных) учреждений федерального уровня, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;
  • осуществлению учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета;
  • осуществлению приостановления в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства;
  • выполнению ими бюджетных полномочий по осуществлению управления операциями на едином счете федерального бюджета;

5.27. обеспечивает в пределах компетенции Управления доведение в установленном порядке до территориальных органов Федерального казначейства данных об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, включаемых в федеральную адресную инвестиционную программу на соответствующий финансовый год и на плановый период;

5.28. формирует и представляет на рассмотрение руководству Федерального казначейства, управлениям центрального аппарата Федерального казначейства оперативную и иную информацию, относящуюся к компетенции Управления;

5.29. осуществляет в установленном порядке документооборот и делопроизводство, работу по комплектованию, хранению и сдаче в архив документов и иных материалов Управления;

5.30. обеспечивает организацию проведения на постоянной основе мониторинга бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета;

5.31. обеспечивает в пределах компетенции Управления проведение мониторинга и анализа данных информационных систем Федерального казначейства, а также данных иных систем, ведение и обеспечение функционирования которых осуществляется Федеральным казначейством;

5.32. обеспечивает в пределах компетенции Управления координацию работы структурных подразделений Федерального казначейства и его территориальных органов по проведению мониторинга данных информационных систем;

5.33. обеспечивает подготовку необходимых материалов руководству Федерального казначейства по результатам мониторинга и анализа данных информационных систем;

5.34. обеспечивает организацию информационного взаимодействия с контрольно-надзорными органами;

5.35. участвует в разработке нормативных актов в пределах компетенции Управления, в том числе:

5.35.1. участвует в подготовке предложений по законодательному и нормативному регулированию сферы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд;

5.35.2. участвует в подготовке нормативных правовых актов Федерального казначейства;

5.36. участвует в подготовке предложений по развитию официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

5.37. обеспечивает подготовку и представление в установленном порядке предложений по повышению квалификации сотрудников Управления в пределах компетенции Управления;

5.38. участвует в изучении опыта зарубежных стран в пределах компетенции Управления, вырабатывает предложения по его практическому использованию;

5.39. участвует в установленном порядке в совещаниях по вопросам, относящимся к компетенции Управления, инициирует в случае необходимости привлечение для участия в них сотрудников структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов;

5.40. осуществляет подготовку предложений, принимает участие в постановке задач, внедрении и приемке информационных систем, необходимых для реализации полномочий Управления;

5.41. обеспечивает подготовку в установленном порядке заключений и разъяснений в пределах компетенции Управления;

5.42. обеспечивает подготовку проектов запросов и получение в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства, должностных лиц сведений, необходимых для принятия решений в пределах компетенции Управления;

5.43. направляет предложения руководству Федерального казначейства о привлечении в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов;

5.44. обеспечивает проведение операций по покупке/продаже иностранной валюты за валюту Российской Федерации, а также за иностранную валюту и операций по переводу средств в иностранной валюте со счетов Федерального казначейства;

5.45. осуществляет эксплуатацию абонентского пункта Автоматизированной системы Учетно-операционной системы Московского региона Федерального казначейства;

5.46. участвует в подготовке предложений по повышению эффективности управления средствами на счетах федерального бюджета (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния);

5.47. обеспечивает в пределах компетенции Управления своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, подготовку ответов на указанные обращения в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.48. участвует в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению режима секретности и защите сведений, составляющих государственную тайну, в Управлении;

5.49. выполняет иные полномочия, установленные приказами Федерального казначейства.

III. Организация деятельности Управления

6. Управление подчиняется заместителю руководителя Федерального казначейства, курирующему и контролирующему деятельность Управления.

Структура и штатная численность сотрудников Управления утверждаются руководителем Федерального казначейства.

7. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федерального казначейства.

8. Начальник Управления:

8.1. руководит деятельностью Управления и организует его работу в рамках возложенных на Управление задач и функций;

8.2. распределяет обязанности между заместителями начальника Управления и отделами Управления;

8.3. представляет заместителю руководителя Федерального казначейства, курирующему и контролирующему деятельность Управления, предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в Управлении;

8.4. вносит заместителю руководителя Федерального казначейства, курирующему и контролирующему деятельность Управления, предложения о поощрении сотрудников Управления, а также о применении к ним дисциплинарных взысканий;

8.5. участвует в установленном порядке в совещаниях, проводимых руководством Федерального казначейства;

8.6. формирует текущие и стратегические планы работ и показатели деятельности Управления;

8.7. организует рассмотрение в Управлении запросов организаций и обращений граждан по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает меры по своевременному и правильному их разрешению.

9. Начальник и другие сотрудники Управления несут персональную ответственность за визируемые и подписываемые документы.

10. Начальник Управления и каждый сотрудник Управления несут ответственность за разглашение государственной тайны и сведений конфиденциального характера, ставших им известными в порядке исполнения служебного задания.

11. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на Управление полномочий несет начальник Управления.

12. Ответственность сотрудников Управления устанавливается должностными регламентами.

Каждый сотрудник Управления несет ответственность за качество и своевременное выполнение задач, возложенных лично на него.

13. Возложение на Управление функций, не относящихся к его компетенции, не допускается.

14. Начальник Управления по мере необходимости вносит предложения заместителю руководителя Федерального казначейства, курирующему и контролирующему деятельность Управления, об изменении и дополнении настоящего Положения.

Приложенные документы


Налоговые доходы, в том числе: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, лицензионные сборы, платежи за пользование ресурсами, имущественные налоги, платежи пошлинного характера, налоги с физических лиц, местные налоги и др.;

Структура расходов федерального бюджета характеризуется направлением денежных средств на финансирование выполнения государством функций: экономической, социальной, оборонной и др.

Бесплатная библиотека — учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

За исполнение федерального бюджета отвечает

у ТБУРБДПН ууут Й РПСЧМЕОЙЕН ЛПННЕТЮЕУЛЙИ ВБОЛПЧ, ДМС ЛПФПТЩИ ЙУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ ОЕ ОПУЙМП РТЙПТЙФЕФОПЗП ИБТБЛФЕТБ, нЙОЙУФЕТУФЧП ЖЙОБОУПЧ РПФЕТСМП ЛПОФТПМШ ЪБ ВАДЦЕФОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ. ЮФП ИБТБЛФЕТЙЪПЧБМПУШ ЪБДЕТЦЛБНЙ Ч РЕТЕЮЙУМЕОЙЙ ОБМПЗПЧ Ч ВАДЦЕФ, Б ФБЛЦЕ ОЕУЧПЕЧТЕНЕООЩН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕН ВАДЦЕФОЩИ ТБУИПДПЧ ЙМЙ ОЕГЕМЕЧЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ. чУЕ ЬФП ПВХУМПЧЙМЙ РЕТЕИПД Л ЛБЪОБЮЕКУЛПК УЙУФЕНЕ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФПЧ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ.

Исполнение федерального бюджета

Этот принцип означает зачисление всех доходов на единый счет бюджета и осуществление всех расходов с этого единого счета.

1. , как и бюджетов других уровней, обеспечивается на основе бюджетной росписи. Она подготавливается главным распорядителем бюджетных средств с разбивкой по получателям средств на основе функциональной и экономической классификаций расходов.

Основы исполнения бюджетов

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2006 г. N 10-П части четвертая, пятая и шестая статьи 215.1 настоящего Кодекса признаны не противоречащими Конституции РФ

Часть четвертая статьи 215.

Основы организации бюджетов бюджетной системы РФ

Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Основы российского права

Оперативное исполнение бюджета заключается в принятии мер к поступлению запланированных доходов, в предоставлении финансовых средств на мероприятия, предусмотренные бюджетной росписью, контроле за правильным их использованием.

В исполнении бюджета в какой-то мере участвуют все государственные органы, бюджетные предприятия, учреждения и другие организации. Однако наиболее существенная роль в этой области принадлежит органам налоговой службы, ответственным за собирание денежных средств, финансовым органам и кредитным учреждениям.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

» » Исполнение федерального бюджета

Исполнение федерального бюджета


Вернуться назад на

В РФ в настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Казначейское исполнение бюджетов основывается на принципе единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих , привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ. На основе принципа единства кассы исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Последняя составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет.

Одновременно сводная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

Составление и утверждение бюджетной росписи;
утверждение и доведение уведомлений об ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств;
принятие денежных обязательств получателями средств;
подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей.

Доведение показателей сводной росписи осуществляется в форме уведомлений об ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

Уведомление об ассигнованиях не предоставляет права принятия обязательств по осуществлению и платежей.

Изменение объемов ассигнований, доведенных в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, возможно лишь в случаях и пределах, которые установлены Бюджетным кодексом. Уполномоченный исполнительный орган и распорядители средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.

В течение 10 дней со дня получения уведомления об ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель утверждает эту смету.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем, утверждается руководителем главного распорядителя.

В связи с исполнением бюджета возникают бюджетные обязательства – признанные органом, исполняющим бюджет, обязанности совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока.

Бюджетные обязательства имеют некоторые размеры, т.е. лимит бюджетных обязательств – объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Эти лимиты для распорядителей и получателей средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями.

Лимит бюджетных обязательств не может отличаться от объема ассигнований в расчете на квартал. Но изменение лимитов возможно в случае изменения бюджетных ассигнований, а также в случае блокировки расходов.

Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно и без изменения ассигнований, если орган, исполняющий бюджет, отсрочил исполнение предоставленных лимитов. Орган, исполняющий бюджет, вправе отсрочить предоставление лимита распорядителям и получателям средств на период до трех месяцев. При этом отсроченные бюджетные обязательства не могут превышать 10% ассигнований, установленных на квартал, в котором производится отсрочка бюджетных обязательств.

Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Формы платежных документов утверждаются Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Перечень и формы документов, представляемых в орган, исполняющий бюджет, для подтверждения денежных обязательств, утверждаются правовым актом органа исполнительной власти.

Орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Подтвержденные денежные обязательства могут отличаться от принятых денежных обязательств только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить принятые денежные обязательства.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:

При несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного кодекса;
при несоответствии принятых денежных обязательств закону о бюджете, доведенным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
при блокировке расходов.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении об ассигнованиях для каждого получателя бюджетных средств может быть произведено вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных законом о бюджете либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем.

Бюджетный кодекс предусматривает порядок сокращения расходов бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.

Распорядители и получатели бюджетных средств уведомляются о введении режима сокращения расходов не позднее чем за 15 дней до его введения.

На основании решения о введении этого режима производится сокращение неиспользованных лимитов бюджетных обязательств. Отмена режима сокращения расходов, изменение размеров сокращения расходов производятся органом, принявшим решение о его введении.

Бюджетный кодекс предусматривает особый порядок действий при сокращении расходов бюджета более чем на 10%. Если при исполнении бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10% годовых назначений, орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в течение 15 дней, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному.

Законодательство содержит положения об основаниях для блокировки расходов бюджета. Под блокировкой расходов бюджета понимается сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект РФ, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления указанных лимитов либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов осуществляется по решению руководите ля финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.

Блокировке могут быть подвергнуты:

Расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными Бюджетным кодексом либо законом о бюджете. Блокировка расходов, финансирование которых не было связано условиями, определенными Кодексом либо законом о бюджете, является нарушением бюджетного законодательства, если не было фактов нецелевого использования средств;
расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.

Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

В случае если при исполнении бюджета получены доходы сверх утвержденных законом о бюджете, они направляются на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

Если такие доходы получены бюджетными учреждениями отплатных услуг и иной , они направляются на финансирование расходов данных учреждений.

В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх утвержденных ассигнований, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Внесение этих изменений и дополнений принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в связи с получением дополнительных доходов должен быть рассмотрен во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения. Если законопроект не принимается в срок, орган исполнительной власти имеет право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями в объеме не более 5% ассигнований, доведенных до получателя.

Объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на год могут отличаться от утвержденных объемов ассигнований по всем обстоятельствам не более чем на 10% утвержденных ассигнований, а для получателя бюджетных средств – не более чем на 15%.

Орган, исполняющий бюджет, вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов в пределах 10% выделенных ему ассигнований. Уведомление об этих перемещениях производится одновременно с доведением уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.

В случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет). Этот порядок не распространяется на зачет налогов и сборов.

В Бюджетном кодексе особо отмечается недопустимость размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в с целью получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Если бюджетному учреждению, финансируемому на основе сметы, задерживают финансирование более чем на два месяца или финансируют не более чем на 75% от объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, оно вправе самостоятельно определять направление кассового расхода в пределах доведенных вышестоящим распорядителем средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Получатели бюджетных средств наделены определенными правами в случаях их недофинансирования. Так, если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, получатель имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Компенсация осуществляется по судебному акту.

При этом недофинансирование означает разницу между доведенным лимитом бюджетных обязательств и объемом средств, зачисленных на получателя либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита.

Бюджетное законодательство устанавливает особый правовой режим иммунитета бюджетов, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего:

Возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином . Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый бюджетного учета устанавливается федеральным правительством.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности осуществляются уполномоченным исполнительным органом. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

Для организации бюджетного процесса важным является дата завершения бюджетного года и связанные с этим бюджетные процедуры. Финансовый год завершается 31 декабря. Тогда же прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств.

Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного года.

Основы казначейского исполнения федерального бюджета.

Казначейское исполнение федерального бюджета означает, что Федеральное казначейство осуществляет:

Регистрацию поступлений;
регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;
совершение разрешительной надписи на право расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
платежи от имени получателей средств федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета осуществляется путем отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов Казначейства. При исполнении бюджета запрещается осуществление операций минуя систему названных счетов.

Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в ЦБ РФ.

Казначейское исполнение доходов федерального бюджета предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов бюджета на единый счет федерального бюджета;
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
возврат излишне уплаченных сумм доходов;
учет доходов бюджета и отчетность о его доходах в соответствии с .

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином РФ и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия закона о бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись передается на исполнение Казначейству и направляется для сведения в и Счетную палату.

Для того чтобы исключить финансирование расходов и платежи, не предусмотренные законом о бюджете или не обеспеченные поступлениями доходов и средствами заимствований бюджета, предусмотрены процедуры санкционирования расходов федерального бюджета.

Это санкционирование включает:

Утверждение и доведение ассигнований до распорядителей и получателей средств бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств бюджета лимитов бюджетных обязательств;
принятие денежных обязательств получателями средств бюджета;
подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.

На основании сводной бюджетной росписи бюджета и ассигнований из бюджета, сообщенных Казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной росписи доводит объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и получателей средств через органы Федерального казначейства.

Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется министром финансов РФ, главными распорядителями.

При утверждении и доведении лимитов бюджетных обязательств устанавливается определенный объем распорядительных прав получателей средств бюджета на принятие денежных обязательств бюджета.

Лимиты бюджетных обязательств формируются на период до трех месяцев на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

Лимиты для главных распорядителей утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств бюджета утверждается главными распорядителями.

Лимиты доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей через Казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Лимиты должны быть доведены до получателей не позднее, чем за пять дней до начала срока их действия. Казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям на период до трех месяцев.

Принятие обязательств осуществляется путем заключения получателем и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов). Объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета в текущем году, не должен превышать лимиты обязательств в структуре показателей бюджетной классификации РФ.

Казначейство совершает расходование средств бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись. Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных обязательств только в случае отказа Казначейства подтвердить принятые денежные обязательства.

Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета.

Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством и представляет собой последователь но совершаемые действия:

Разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
осуществление платежа.

Совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.

На основании представленных получателем средств платежных документов Казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лице вом счете.

Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ в рамках межбюджетных отношений должно быть завершено 20 декабря.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета.

Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Казначейства.

Бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на счете.

При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.

При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя) средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов.

Предусмотрена следующая календарная очередность:

В первую очередь – списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц;
во вторую очередь – списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
в третью очередь – списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;
в четвертую очередь – списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;
в пятую очередь – списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

Все операции, связанные с поступлением в Федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджета, регистрируются в Главной книге Федерального казначейства.

Казначейство ведет сводный реестр получателей средств бюджета.

Бюджетный кодекс регламентирует изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Изменение ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств бюджета может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета либо произведено главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах своих полномочий.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.

В решении о введении такого режима должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение ассигнований не должно составлять более 10% годовых назначений по каждому главному распорядителю, а также по каждому объекту, включенному в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы.

На основании решения о введении режима сокращения расходов производится сокращение лимитов бюджетных обязательств.

Отмена режима сокращения расходов бюджета производится Правительством РФ.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений в него, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ представляет в Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия закона по данному вопросу.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете, направляются Минфином РФ на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. При этом Минфин РФ подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

В случае необходимости направить дополнительные доходы на другие цели либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон. Внесение изменений и дополнений в закон принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в связи с получением дополнительных доходов вносится Правительством РФ в Думу не позднее чем через 10 дней после рассмотрения на заседании Думы отчета об исполнении бюджета за квартал (полугодие), в котором превышение доходов было получено.

Если законопроект не принимается в срок, Правительство РФ имеет право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств. м
Министр финансов может разрешить перераспределение средств бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю, в размере не более 10% ассигнований.

Министр имеет право сократить лимиты бюджетных обязательств по сравнению с ассигнованиями, если ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем (субъектом РФ или другим получателем) определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти требования оказались невыполненными.

Министр имеет право отменить решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку.

Министр имеет право на блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования средств.

Министр финансов не может сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям более чем на 5% ассигнований, утвержденных законом о бюджете, за исключением решений о блокировке расходов.

Правительство РФ представляет ежеквартальные и

Исполнение бюджета представляет собой процесс непосредственного формирования доходов и конкретное целевое использование денежных средств в соответствии с законодательством. Основным документом является бюджет, а оперативное исполнение его осуществляется в соответствии с росписью доходов и расходов.
Роспись доходов и расходов (бюджетная роспись) - это документ
опоквартальном распределении доходов и расходов соответствующего бюджета, устанавливающий использование бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств всех уровней по бюджетной классификации.
Структура доходов федерального бюджета включает в себя:
налоговые доходы, в том числе: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, лицензионные сборы, платежи за пользование ресурсами, имущественные налоги, платежи пошлинного характера, налоги с физических лиц, местные налоги и др.;
неналоговые доходы, в том числе:
-доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
-дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
-доходы от сдачи в аренду имущества, земли;
-проценты от размещения в банках временно свободных средств бюджета;
-доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
-часть прибыли Центрального банка Российской Федерации;
-платежи от государственных и муниципальных организаций и предприятий;
-плата за выделение квот;
-доходы от продажи имущества, земли и нематериальных активов;
-доходы от реализации государственных запасов;
-административные платежи и сборы, штрафы, санкции и возмещение ущерба;
-доходы от внешнеэкономической деятельности;
прочие поступления;
доходы целевых бюджетных фондов, в которые входят следующие фонды:
-Федеральный и территориальные дорожные фонды;
-Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
-Федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы;
-Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
-Государственный фонд борьбы с преступностью;
-Федеральный и территориальные экологические фонды;
-некоторые другие фонды.
Структура расходов федерального бюджета характеризуется направлением денежных средств на финансирование выполнения государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. В частности, основные средства бюджета направляются на:
государственное управление;
международную деятельность;
оборону;
правоохранительную деятельность и обеспечение государственной безопасности;
содержание судебной системы;
финансирование отраслей хозяйствования: промышленности, . сельского хозяйства, строительства и др.;
¦развитие инфраструктуры;
образование;
культуру и искусство;
социальную политику;
здравоохранение и физическую культуру;
¦другие цели, включая предоставление ссуд;
прочие расходы, в том числе: резервные фонды, финансовая помощь, государственная поддержка;
расходы целевых бюджетных фондов;
всего расходов.
Кроме того, все расходы подразделяются на расходы капитального характера и текущие расходы. Расходы капитального характера предназначены, например, на новое строительство, реконструкцию, развитие государственной и муниципальной собственности и др. В состав текущих расходов включаются, например, расходы на содержание органов государственной власти, на оборону, науку, социальную сферу, компенсационные выплаты и др.
Средства бюджета могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объемы финансирования целевых программ утверждаются на очередной финансовый год в качестве приложения к бюджету.
Для реализации государственных проектов, имеющих государственное значение, может использоваться потенциал Бюджета развития Российской Федерации. Он является источником важных государственных инвестиций.
Ответственными государственными органами, отвечающими за исполнение федерального бюджета, являются:
Министерство по налогам и сборам и его подразделения, которые контролируют полноту исчисления и уплаты налогов и сборов во всех уровнях экономики;
Государственный таможенный комитет Российской Федерации, осуществляющий сбор доходов от внешнеэкономической деятельности всех хозяйствующих субъектов;
Федеральный комитет по управлению государственным имуществом и Федеральный фонд государственного имущества, которые осуществляют сбор средств от использования и продажи имущества;
Главное управление федерального казначейства и его подразделения, в функциональные обязанности которых входит:
-организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами при помощи счетов казначейства в банках;
-регулирование взаимоотношений между федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетами различных уровней, государственными внебюджетными фондами и контроль;
-управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
-разработка методологии и инструкций по порядку ведения учетных операций, ведение операций по учету государственной казны;
-распределение мобилизованных денежных средств через налоги, сборы, другие платежи по уровням бюджетной системы производится методами и формами бюджетного регулирования.
Кассовое исполнение бюджета производится учреждениями банков, где открыты счета соответствующих бюджетов или учреждениями казначейства.
Формирование доходов федерального бюджета предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение регулирующих доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности, контроль за формированием доходной части бюджета.
В процессе исполнения бюджета денежные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств (бюджетные ассигнования), направляются по их целевому назначению в соответствии со статьями, разделами и подразделами бюджета. Распорядители бюджетных средств подразделяются на:
главных распорядителей средств федерального бюджета - органы государственной власти Российской Федерации (в лице руководителей), имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов;
главных распорядителей средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение (в лице руководителя), наделенные правом распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям.
В целях реализации бюджетной политики и эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании и усиления контроля, целевым использованием денежных средств образована единая система органов федерального казначейства. Эта система состоит из Главного управления федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов. Казначейство и его подразделения подчиняются Министерству финансов Российской Федерации, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков.
Исполнение бюджета осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных процедур санкционирования и финансирования.
Санкционирование включает в себя:
утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
уточнение смет доходов и расходов по распорядителям средств федерального бюджета;
¦утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов объемов бюджетных ассигнований;
¦принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета и их подтверждение.
Процедура финансирования состоит именно в расходовании бюджетных средств. Неиспользованные средства, оставшиеся на едином счете федерального бюджета, подлежат учету в качестве остатка на начало следующего года. Бюджетное финансирование - это процесс предоставления денежных средств хозяйствующим субъектам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Оно базируется на определенных принципах и характеризуется специфическими формами предоставления средств. К принципам бюджетного финансирования можно отнести:
получение максимального эффекта от использования бюджетных средств. Эффект может выражаться в увеличении ресурсов государства или в решении социально-экономических задач;
¦строго целевой характер использования бюджетных средств;
предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей деятельности с учетом использования ранее отпущенных средств;
безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований. К бюджетному финансированию можно отнести и предоставление бюджетных кредитов.
На практике государство использует следующие разновидности предоставления бюджетных средств: финансирование по системе «нетто- бюджет» и по системе «брутто-бюджет». Первая характеризуется тем, что бюджетные средства предусматриваются и направляются на ограниченный круг расходов, при второй - бюджетные средства используются для организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании, на все виды текущих и капитальных расходов.
Контрольные вопросы
1.Что такое роспись доходов и расходов федерального бюджета?
2.Дайте характеристику и раскройте содержание доходов федерального бюджета.
3.Охарактеризуйте структуру расходов федерального бюджета.
4.Какие органы ответственны за исполнение федерального бюджета?
5.Какова роль казначейства в исполнении федерального бюджета?