Источники бюджетного права. Механизм бюджетно-правового регулирования

Бюджетное право – это основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые норма, устанавливающие:

· структуру бюджетной системы РФ (статья 10 БК РФ);

· перечень бюджетных доходов и расходов;

· порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов;

· бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц;

· регламент бюджетного процесса;

· порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов в целях обеспечения финансово-экономического развития.

Виды бюджетных правоотношений:

1) установление бюджетного устройства и бюджетной системы в РФ;

2) установление структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ, а также распределение их между бюджетами разного уровня;

3) разграничение бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

4) организация бюджетного процесса;

5) организация бюджетного контроля за исполнением бюджетов.

Субъекты бюджетных правоотношений:

1) государство, а также государственные и административно-территориальные образования;

2) представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;

3) государственные и муниципальные организации и учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета.

Круг субъектов бюджетных правоотношений является более узким по сравнению с субъектным составом других финансовых правоотношений. Эти субъекты вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.

Основным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998. БК РФ впервые закрепил общие правовые основы, на которых строиться бюджетное законодательство РФ. БК РФ расширил рамки бюджетной системы, включив в нее помимо бюджетов и внебюджетные государственные социальные фонды. В БК РФ определяются понятия бюджетного устройства, бюджетные регулирования. Он закрепил основные принципы бюджетной деятельности, основы бюджетного процесса. Подробно регламентирует порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Также источником финансового права является ФЗ №115-ФЗ от 15.08.1996 «О бюджетной классификации РФ», в соответствии с которым устанавливаются принципы бюджетной классификации в РФ.

Специальным источником бюджетного права является также ФЗ от 15.07.1992 «О субвенциях». Он устанавливает правовые основы оказания централизованной финансовой помощи субъектам России из федерального бюджета и других денежных фондов.

Нормы бюджетного права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в нормативных актах более общего характера. На основе этих нормативных актов разрабатываются и принимаются нормативные акты субъектов, посвященные бюджетным правоотношениям.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

Заказать написание уникльной работы

;color:#1f497d">Теоретические основы бюджетного права РФ

;color:#c00000">1.Понятие и виды бюджетов;

;color:#c00000">2.Бюджетное устройство РФ;

;color:#c00000">

;color:#c00000">

;color:#c00000">

  1. ;color:#c00000">Понятие и виды бюджетов

">Бюджет "> (в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

">С экономической точки зрения, бюджет "> – это общественные отношения, связанные с аккумулирование м, распределением и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня.

">С материальной точки зрения, бюджет "> – это централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для финансового обеспечения функций соответствующих органов власти. Имеет две характеристики: качественная и количественная (объем средств).

">С юридической точки зрения, "> бюджет – это правовой акт, устанавливающий финансовый план государства и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных правоотношений.

">Функции бюджета:

  1. ">Распределительная функция "> – проявляется непосредственно через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного самоуправления;
  2. ">Перераспределительная функция "> – заключается в том, что бюджетная деятельность связана с осуществлением следующих процессов: образование доходов бюджета; использование бюджетных средств;
  3. ">Регулирующая функция "> – реализуется в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для проведения эффективной экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной системе денежные ресурсы посредством налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов и граждан перераспределяются как в сферу материального производства, так и социальную инфраструктуру;
  4. ">Стимулирующая функция "> заключается в том, что бюджетные доходы и расходы выступают в качестве инструмента стимулирования развития различных экономических процессов, повышая эффективность производства в наиболее важных отраслей народного хозяйства;;
  5. ">Функция планирования связана с разработкой комплекса мероприятий по поводу определения потребности в денежных средствах для целей финансового обеспечения функций, возложенных на органы власти, и решение задач, стоящих перед обществом и государством. Разработки и обоснования оптимальных путей развития бюджетов посредством
  6. ">Функция организация ">предполагает: определение бюджетного устройства и бюджетной классификации, определение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, разграничении полномочий законодательных и исполнительных органов власти всех звеньев бюджетной системы;
  7. ">Контрольная функция ">предполагает возможность и обязательность проведения государственного контроля за процессом поступления и использования бюджетных средств.

">Основания для классификации бюджетов:

  1. ">В зависимости от времени, на которое применяется бюджеты выделяется:

">- ">годовой ">– принимаются сроком на один финансовый год (календарный год);

">- ">многолетние (скользящие) "> – формируются на срок свыше одного года, но как правило, до пяти лет. При этом ежегодно пересматриваются и передвигаются на 12 месяцев вперед;

">- ">дробные "> – составляются на период до 1 года (на месяц, на квартал, на полугодие).

">2. В зависимости от содержания и цели принятия бюджеты подразделяются на:

">- ">бюджет развития "> – составная часть бюджета, обеспечивающая целевое инвестиционное бюджетное финансирование и предусматривающая механизм выделения бюджетных средств ассигнования на инвестиционные цели;

">- ">военный бюджет "> – часть государственного бюджета, расходуемая на военные нужды, например, ВОВ;

">- ">чрезвычайный бюджет "> – дополнение к принятому, утвержденному ранее бюджету. Расходы, предусмотренные указанным видом бюджета принято называть чрезвычайными расходами, например когда чрезвычайная ситуация;

">3. В зависимости от места в бюджетной системе бюджеты делятся на:

">- ">бюджеты союзных государств и национальных образований "> – например, бюджет СССР;

">- ">федеральные бюджеты "> – бюджеты предназначенные для исполнения расходных обязательств РФ;

">- ">региональные бюджеты "> – предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

">- ">местные бюджеты "> – предназначены для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

">4. В зависимости от экономических характеристик бюджеты можно разделить на:

">- консолидированные "> – свод бюджета бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учетов межбюджетных трансфертов между этими бюджетами;

">- дефицитные (профицитные) ">– данного вида бюджета характерно отсутствие сбалансированности между доходной и расходной частями "> (">способы – внутренний и внешний долг, эмиссионный способ).

  1. ;color:#c00000">Бюджетное устройство РФ.

">Бюджетное устройство "> представляет собой внутреннюю совокупность бюджетов, виды и принципы взаимной связи которых определяется национально-государственным и административно-территориальным устройством страны.

">Бюджетное устройство РФ следует рассматривать как совокупность элементов:

  1. ">Бюджетная система ">– основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. ">Бюджетная классификация "> – ">группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета бюджетной системы РФ, "> используемой для составления для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, ">с присвоением им классификационных кодов;
  3. ">Принцип построения бюджетной системы – основополагающие положения, на которых базируется процесс построения бюджетной системы государства.

">Классификация доходов бюджета состоит из: ">

">- Кода главного администратора доходов бюджета;

">- Кода вида доходов (в соответствии с БК РФ выделяют 2 группы доходов: 1) налоговые и неналоговые доходы; 2) безвозмездные перечисления);

">- Кода подвида доходов;

">- Кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета.

">Классификация расходов "> бюджета в соответствии с ГК РФ:

">- Кода главного распорядителя бюджетных средств ">(Ведомственная классификация расходов);

">- Кода раздела, подраздела целевой статьи и вида расходов ">(Функциональная классификация расходов);

">- Кода классификаций операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджета.

">Ведомственная классификация расходов "> – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств.

">Функциональная классификация расходов ">– группировка бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства в определенных сферах (общегосударственная, национальная оборонная и т.д.)

">Принципы построения бюджетной системы:

  1. ">Единство бюджетной системы РФ – единое законодательство, единая документация, единая система бюджетной классификация;
  2. ">Разграничение доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета между бюджетами бюджетной системы РФ – налоговые доходы,;
  3. ">Самостоятельность бюджета;
  4. ">Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;
  5. ">Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета
  6. ">Принцип сбалансированности бюджета, когда величина объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета;
  7. ">прозрачности (открытости)
  8. ">достоверности бюджета
  9. ">общего (совокупного) покрытия расходов бюджета
  10. ">подведомственности расходов бюджета;
  11. ">адресности и целевого характера бюджетных средств
  12. ">единства кассы
  13. ">экономности и эффективности использования бюджетных средств

;color:#c00000">3.Понятие предмет и метод бюджетного права;

">Бюджетное право "> – подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность установленных государством общеобязательных однородных правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные общественные отношения, складывающиеся в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

">Предмет бюджетного права "> представляет собой совокупность возникающих вследствие государственного учреждения, закрепления или регулирования общественных отношений в сфере бюджетной деятельности государства и муниципальных образований

">Метод бюджетного права "> – средства и способы регулирования бюджетных отношений.

">Совокупность методов бюджетного права делится на 2 группы:

">- общие методы (императивный и диспозитивный методы);

">- специальные методы:

">1) метод дотаций – заключается в плановой передаче средств из вышестоящих бюджетов в абсолютной сумме;

">2) метод финансирования целевых государственных программ – способствует концентрации финансовых ресурсов в распоряжении руководителей программы и достижению внутренней взаимосвязанности финансовых ресурсов с целями конкретных программ.

;color:#c00000">4.Система и источники бюджетного права;

">Система бюджетного права "> – определенная внутренняя его структура, которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в бюджетной сфере. Включает общую часть и особенную

">Источники аналогичные системе источников финансового прав. ">

;color:#c00000">5.Бюджетно-правовые нормы и бюджетно-правовые отношения.

">Нормы бюджетного права "> – санкционированное государством общеобязательное социально-определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, связанных с бюджетом и внебюджетными фондами, закрепляющие права и обязанности субъектов соответствующих бюджетных правоотношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.

">По своей структуре нормы бюджетного права включают следующие элементы

  1. ">гипотеза ">- часть нормы бюджетного права, в которой заключены: - содержание самого правила поведения;

">- фактические условия реализации нормы;

">- обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусмотренные гипотезой нормы права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими бюджетные правоотношения;

  1. ">диспозиция "> – центральная часть бюджетно-правовой нормы, в которой сформулировано содержание самого предписываемого, дозволяемого или рекомендуемого данной нормой правило поведения;
  2. ">санкции "> – часть нормы бюджетного права, в которой дается указание на правовые последствия (поощрительные или карательные), наступающие в случае ненадлежащего соблюдения либо нарушения установленного данной нормой правила поведения.

">Бюджетные правоотношения "> – вид общественных отношений, которых посредством специальных методов реализуется установленные или санкционированные государственной волей система правовых норм в конкретные правоотношения относительно взаимодействия РФ, субъектов РФ и МО в бюджетной деятельности

">Разновидностью бюджетных правоотношений является ">межбюджетное правоотношение ">, которое связано с предоставлением средств нижестоящего бюджетов в целях их сбалансирования

">Доходы бюджета "> – денежные средства поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

">Расходы бюджета "> – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.

">Дотации ">– денежные средства предоставляемые бюджету нижестоящего уровня бюджетного системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов

">Субвенция "> – бюджетные средства, предоставляемые бюджету нижестоящего уровня на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов

">Субсидия ">– бюджетные средства, предоставляемые бюджету нижестоящего уровня физическому или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на условиях долевого финансирования целевых расходов.

">Бюджетный кредит "> – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств юридическим лицам или нижестоящему бюджету на возвратной и возмездной основах.


Заказать написание уникльной работы

Источник бюджетного права - это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права.

Систематизировать источники бюджетного права можно в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, начиная с Конституции РФ как правового акта, обладающего высшей юридической силой в Российской Федерации.

Источники бюджетного права состоят из нормативных правовых актов, принятых на:

а) федеральном уровне (федеральная составляющая источников бюджетного права);

б) уровне субъектов РФ (региональная составляющая источников бюджетного права);

в) уровне муниципальных образований (муниципальная составляющая источников бюджетного права).

Рассмотрим их подробнее.

Федеральная составляющая источников бюджетного права.

Первая группа источников . В Конституции РФ содержится ряд положений, регулирующих отношения в бюджетной сфере. Во-первых, это положения, которые, разграничивая предметы ведения Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в бюджетной сфере, устанавливают основы бюджетного устройства и бюджетной системы в Российской Федерации. Согласно п. "з" ст. 71 Конституции РФ, в исключительном ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет. В соответствии со ст. 73 Конституции РФ, устанавливающей "презумпцию компетентности" субъектов РФ, региональные бюджеты - это исключительный предмет ведения субъектов РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ст. 132 Конституции РФ).

Во-вторых, это конституционные положения, закрепляющие полномочия государственных органов в бюджетной сфере. Так, для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату; Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя Счетной палаты и вторую половину состава ее аудиторов назначает Совет Федерации (ст. ст. 101 - 103 Конституции РФ).

В статье 114 Конституции РФ определяются основные полномочия Правительства РФ в бюджетной сфере. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Вторая группа источников - федеральные конституционные законы. Среди таких законов в качестве источника бюджетного права можно выделить только Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" , в котором кроме полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики называются следующие: Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает совершенствование бюджетной системы.


Третья группа источников - федеральные законы, являющиеся составной частью структуры бюджетного законодательства. Основным федеральным законом, регулирующим бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс РФ. Это прямо закреплено в ст. 2 БК РФ. Бюджетный кодекс возглавляет бюджетное законодательство РФ.

Бюджетный кодекс РФ(от 31.07.98г с изм от 26.12.14г). Закрепляет общие положения относительно бюджетных отношений: структуру и принципы бюджетной системы; особенности межбюджетных отношений; понятие бюджетной классификации; виды доходов и формы расходов бюджета; порядок осуществления отдельных стадий бюджетного процесса, полномочия участников бюджетного процесса, взаимодействие различных органов власти в ходе бюджетного планирования.

Основное место среди источников бюджетного права занимает БК, принятый впервые в истории финансовой деятельности России в 1998 г. Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовой статус участников бюджетного процесса, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Предметом регулирования БК являются отношения, возникающие между: субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.

Бюджетный кодекс состоит из пяти частей, включающих 32 главы. Впервые в российской правовой системе в структуру бюджетного законодательства включены нормы, регулирующие кредитные отношения с участием государства и муниципальных образований. Отдельные главы БК посвящены государственному и муниципальному долгу, государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией иностранным государствам, а также долгу иностранных государств перед Российской Федерацией.

Важное значение БК заключается в регулировании им межбюджетных отношений, положения о которых также выделены в самостоятельную главу.

Новые реалии государственного строительства и проводимой административной реформы обусловили включение в текст БК отдельной главы, посвященной осуществлению бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации.

Участие государства в гражданском обороте в качестве равноправного хозяйствующего субъекта, усиление ответственности, в том числе и финансовой, государства перед организациями и физическими лицами повлекло наличие в БК самостоятельной главы, регулирующей исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Несомненным достоинством БК является наличие части четвертой, которая дает определение понятия "нарушение бюджетного законодательства", устанавливает составы бюджетных правонарушений и регламентирует порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Особенностью БК является комплексное регулирование всех бюджетных отношений, складывающихся на территории РФ. В результате нормы БК устанавливают не только материальные права и обязанности участников бюджетных отношений, но и регламентируют бюджетный процесс относительно бюджетов всех уровней, определяют основы государственного и муниципального финансового контроля.

Нормы БК осуществляют детальную регламентацию бюджетной деятельности федерального уровня; для региональных и муниципальных бюджетных отношений определяются основы бюджетной компетенции соответствующего территориального уровня.

Бюджетный кодекс РФ состоит из пяти частей ("Общие положения", "Бюджетная система Российской Федерации", "Бюджетный процесс в Российской Федерации", "Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации", "Заключительные положения") и 28 глав.

Федеральные законы. Классический пример федерального закона, регулирующего бюджетные отношения - федеральный закон о федеральном бюджете, принимаемый на очередной финансовый год.

Закон о бюджете - это основной финансовый план аккумулирования, распределения и использования централизованного государственного денежного фонда определенного территориального уровня в форме нормативного правового акта первичного характера, ежегодно принимаемого соответствующим представительным органом власти посредством особой законотворческой процедуры и обладающего соответствующей юридической силой в иерархии законодательных актов.

Закон о бюджете как источник имеет следующие особенности:

Действует в рамках определенного временного периода: с 1 января по 31 декабря финансового года;

Носит специальный характер: в нем не могут устанавливаться нормы, не связанные с государственными (муниципальными) доходами и расходами;

В него не должны включаться нормы, регулирующие компетенцию того или иного органа государственной власти, что затрагивает конституционные права и свободы.

Четвертая группа источников - подзаконные акты . Это - одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение его, для конкретизации законодательных предписаний, их толкования или установления первичных норм. Подзаконные акты тоже имеют свою иерархию в соответствии с юридической силой. Так, возглавляют систему подзаконных актов федерального уровня - источников бюджетного права -Указы Президента РФ. Вообще, указов Президента РФ, издаваемых в бюджетной сфере, незначительное количество по сравнению с постановлениями Правительства или приказами Минфина России. Указами Президента РФ регулируется главным образом порядок финансирования государственной поддержки за счет средств федерального бюджета той или иной категории лиц. Например, Указом Президента РФ от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" установлено, что Правительство РФ должно обеспечить в 2006 г. выделение средств из федерального бюджета для выплаты премий талантливой молодежи, а также предусматривать при формировании проектов федерального бюджета на 2007 - 2010 гг. средства для выплаты премий.

Подзаконные акты. Принимаются Правительством РФ, Президентом РФ. В частности, Президент РФ наделен правом регулировать бюджетные отношения, за исключением тех, которые входят в исключительную компетенцию Федерального Собрания, относятся к ведению субъектов РФ и органов местного самоуправления. Особое место среди подзаконных актов занимают акты Министерства финансов РФ - органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере.

Законы субъектов РФ. Регулируют особенности бюджетных отношений на уровне субъектов РФ.

Акты органов местного самоуправления. К ним относятся ежегодные правовые акты о бюджете; акты по отдельным вопросам бюджетных отношений.

Статья 4 БК РФ определяет, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Международные договоры РФ применяются к бюджетным правоотношениям, указанным в БК РФ, непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

Для толкования и применения норм бюджетного права важное значение имеют судебные акты. В этой связи следует отметить постановления Конституционного суда Российской Федерации, которыми может быть отменено действие актов или отдельных норм бюджетного законодательства. Примером может служить постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17 июля 1998 г. № 23-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год».

До принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство рассматривалось как совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы бюджетного права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими бюджетные отношения, были Законы и Указы Президента РФ, принятые в период 1991-1996 гг.

Речь идет о Законе РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г.

Законе РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15 августа 1996 г., Указе Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. и др. Особое место в регулировании бюджетных отношений занимали нормативные правовые акты, издаваемые Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ, главами администраций других субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Значительную роль в регулировании бюджетных отношений играли нормативные правовые акты Министерства финансов РФ, министерств финансов субъектов РФ, финансовых органов других субъектов Федерации.

Все названные нормативные правовые акты составляли бюджетное законодательство. Бюджетный кодекс Российской Федерации* закрепил легальное определение бюджетного законодательства, которое по объему включаемых в него нормативных правовых актов значительно меньше того понятия бюджетного законодательства, о котором говорилось ранее. В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих соответствующие бюджетные отношения.

Указы Президента Российской Федерации, регулирующие бюджетные отношения, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения, в пределах общей компетенции, не входят в понятие «бюджетное законодательство» и, являясь источником бюджетного права, не должны противоречить нормам, содержащимся в бюджетном законодательстве. Итак, основные положения бюджетного законодательства заложены в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

Бюджетный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. и в тот же день одобрен Советом Федерации. 31 июля 1998 г. Бюджетный кодекс РФ был подписан Президентом РФ и 12 августа того же года был опубликован. Вводится он в действие с 1 января 2000 года*.

№ 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3492.

В преамбуле Бюджетного кодекса РФ указывается, что он служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. БК РФ состоит из пяти частей, 9 разделов, 28 глав и 307 статей.

Часть первая «Общие положения» включает две главы (ст. 1-9); часть вторая «Бюджетная система Российской Федерации» включает 4 раздела, 16 глав (ст. 10-150); часть третья «Бюджетный процесс в Российской Федерации» состоит из 5 разделов, 10 глав (ст. 151-280); часть четвертая «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» состоит из 1 главы (ст. 281-306); часть пятая «Заключительные положения» включает одну статью 307.

Бюджетный кодекс РФ содержит большое количество норм, неизвестных ранее действующему бюджетному законодательству, но и сохраняет преемственность в правовом регулировании бюджетных отношений, если это не противоречит новым социально-экономическим и политическим условиям современной России.

В ст. 4 БК РФ воспроизводится конституционная норма, закрепленная в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Поэтому, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджет-ным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

Акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют об-ратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.

Закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания. Финансовый год в России совпадает с календарным годом.

Нормы, содержащиеся в БК РФ, в федеральных законах и иных источниках бюджетного права, будут предметом рассмотрения в последующих параграфах настоящей главы, а также в других главах учебного пособия, поскольку бюджетное право, как отмечалось ранее, является важнейшей подотраслью финансово-го права, определяющей правовые основы других структурных подразделений данной отрасли российского права.

Источники бюджетного права включают в себя, помимо соответствующих статей Конституции РФ, бюджетное законодательство, в том числе Бюджетный кодекс РФ, а также подзаконные нормативные акты и международные договоры (статьи 2-44 БК РФ.

Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. и «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997 г. определяют основные положения о роли местных бюджетов, бюджетных правах муниципальных образований и органов местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти.

Установленные названными законодательными актами основы правового регулирования подлежат конкретизации в законодательстве субъектов Федерации и нормативных актах органов местного самоуправления, также относящихся к источникам бюджетного права в соответствующих территориальных пределах.

В сфере бюджетных отношений помимо законов действуют также указы акты Министерства финансов РФ, которым принадлежит важная роль в практической организации бюджетной деятельности государства.

Приведенные примеры федеральных законов и других нормативных актов далеко не исчерпывают всего их перечня, действующего в настоящее время. Принятый 31 июля 1998 г. (введен в действие с 1 января 2000 г.) Бюджетный кодекс РФ призван сыграть важную роль в обеспечении бюджетных отношений необходимой правовой основой. Он оказывает воздействие на формирование бюджетного законодательства субъектов РФ и системы нормативных бюджетно-правовых актов органов местного самоуправления.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Источники │

└───────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

┌─────────────────┬─────────┴──────┬──────────────────┐

┌───────┴──────┐ ┌────────┴───────┐ ┌──────┴─────┐ ┌──────────┴──────────┐

│Конституция РФ│ │ Бюджетное │ │Подзаконные │ │Международно-правовые│

│ │ │законодательство│ │ нормативные│ │ договоры │

│ │ │ │ │ акты │ │ │

└──────────────┘ └────────────────┘ └──────┬─────┘ └─────────────────────┘

┌────────────┬──────────┬────────┴──┬──────────────┐

│ │ │ │ │

┌─────────┴─────────┐ │ ┌───────┴────────┐ │ ┌───────────┴─────────┐

│Указы Президента РФ│ │ │ Постановления │ │ │Нормативно-правовые │

│ │ │ │Правительства РФ│ │ │акты органов местного│

│ │ │ │ │ │ │ самоуправления │

└───────────────────┘ │ └────────────────┘ │ └─────────────────────┘

┌─────────────┴──────────┐ ┌────┴───────────────────┐

Нормативно-правовые акты│ │Нормативно-правовые акты│

│ федеральных органов │ │органов государственной │

│ исполнительной власти │ │ власти субъектов РФ │

│ государственной │ │ │

Бюджетное законодательство имеет сложную структуру - ст. 2 БК РФ.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Бюджетное законодательство │

└──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────┘

┌──────────────┬──────────────────┼───────────────────┬────────────────────┐

┌────┴───┐┌─────────┴────────┐┌────────┴───────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌─────────┴─────────┐

│ ││ Федеральные ││Законы субъектов│ │ Нормативно- │ │ Иные федеральные │

│ ││ законы о бюджете ││ РФ о бюджетах │ │ правовые акты │ │ законы, законы │

│ ││на соответствующий││субъектов РФ на │ │представительских │ │субъектов РФ, акты │

│ БК РФ ││ год и иные ││соответствующий │ │органов местного │ │ представительских │

│ ││ федеральные ││ год │ │ самоуправления │ │ органов местного │

│ ││ законы ││ │ │о местных бюджетах│ │ самоуправления, │

│ ││ ││ │ │на соответствующий│ │ регулирующих │

│ ││ ││ │ │ год │ │бюджетные отношения│

└────────┘└──────────────────┘└────────────────┘ └──────────────────┘ └───────────────────┘

Виды бюджетов

Бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 года устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ. 1. Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса).

Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа.

Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов районов, республиканских городов республики.

Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.

Консолидированный бюджет области включает в себя областной бюджет области и бюджеты районов, "областных городов, расположенных на территории области.

Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.

Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

Региональный бюджет (бюджет субъекта Российской Федерации) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджетное законодательство вводит такие понятия, как «минимальные государственные социальные стандарты» и «минимальная бюджетная обеспеченность».

Минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уров­не на всей территории РФ.

Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Бюджетная система РФ.

Бюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты к которым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, городов и других административно-территориальных единиц, являющихся муниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Федерации) (ст. 10 БК РФ). Среди них следует выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым режимом - бюджеты закрытых административно-территориальных образований.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах, перечисленных в БК РФ (ст. 28-38)

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ БюджетнаясистемаРФ │

└───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌─────────────────────┴─────────────────────┐

┌─────────────────┴───────────────┐ ┌───────────────┴─────────────┐

│ Iуровень. Федеральныйбюджет ├────────── │ Бюджетыгосударственных │

└─────────────────┬───────────────┘ │ внебюджетныхфондов │

┌─────────────────┴───────────────┐ ┌─────────────────────────────┐

│ IIуровень. БюджетысубъектовРФ├────────── │ Бюджетытерриториальных │

└─────────────────┬───────────────┘ │государственныхвнебюджетных │

│ │ фондов │

│ └─────────────────────────────┘

┌─────────────────┴─────────────────────┐

│ IIIуровень. Местныебюджеты │

└─────────────────┬─────────────────────┘

┌───────┴─────────────────┐

┌─────────┴────────────┐ ┌─────────┴──────────┐

│ Бюджеты: │ │ Бюджетыгородских │

муниципальных районов,│ │и сельских поселений

городских округов, │ └────────────────────┘

│ внутригородских │

│ муниципальных │

│ образований городов │

федерального значения

│ Москвы и │

│ Санкт-Петербурга │

└──────────────────────┘

Бюджетный процесс

Бюджетное законодательство Российской Федерации закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование , представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Большое значение при регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.

Бюджетный период - это время, в течение которого длится бюджетный процесс.

Весь бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса : это стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую.

В основе бюджетного процесса лежат определенные, присущие только бюджетному процессу принципы , - соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. К ним относятся:

Единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;

Реальность бюджета;

Гласность и публичность его принятия;

Ежегодность бюджетного процесса;

Специализация показателей бюджета.

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются межбюджетные трансферты - глава 16 БК РФ.

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета │

└───────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┘

┌──────────────────────────────────┼────────────────────────────────┐

┌────────────┴────────────────────┐ ┌─────────┴────────┐ ┌───────────────────┴──────┐

│Субвенции бюджетам субъектов РФ │ │Финансовая помощь:│ │Бюджетные кредиты бюджетам│

│из федерального фонда компенсаций│ │ │ │ субъектов РФ │

└─────────────────────────────────┘ └─────────┬────────┘ └──────────────────────────┘

┌────────────────────────┬──────────┴──────────┬─────────────────────┐

┌───────────┴───────────┐┌───────────┴──────────┐┌─────────┴────────┐┌───────────┴──────┐

│дотации из Федерального││дотации и субвенции из││финансовая помощь ││иные безвозмездные│

│ фонда финансовой ││ федерального фонда ││бюджетам отдельных││ и безвозвратные │

│поддержки субъектов РФ ││регионального развития││ муниципальных ││ перечисления │

│ ││ и Федерального фонда ││ образований ││ │

│ ││ софинансирования ││ ││ │

│ ││ социальных расходов ││ ││ │

└───────────────────────┘└──────────────────────┘└──────────────────┘└──────────────────┘