Общая характеристика системы исполнительных органов государственной власти. Общая характеристика органов исполнительной власти рф

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом.

1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство внутренних дел РФ и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ и подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства; Министерство юстиции РФ и подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Государственная фельдъегерская служба (федеральная служба); Служба внешней разведки (федеральная служба); Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство); Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).


2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи; Министерство информационных технологий и связи РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи и др.

3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ: Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики, и др.

Единая государственная власть делится на три ветви : законодательная, исполнительная, судебная. Все эти ветви власти самостоятельны , но они самостоятельны только в пределах тех функций и полномочий, которыми эти ветви власти наделены. Вернее надо было бы говорить об относительной самостоятельности , т.к. "они произрастают из единого древа государственной власти". Эти ветви государственной власти взаимосвязаны. Законодательная власть активно воздействует на исполнительную власть, в свою очередь исполнительная власть взаимодействует с законодательной. Судебная власть активно воздействует на исполнительную, отменяя в соответствующих случаях нормативные акты. Таким образом, вывод: абсолютной самостоятельности ветвей власти (исполнительной власти, в том числе) не может быть и эти власти активно взаимодействуют, не подменяя друг друга.

Исполнительная власть как ветвь власти.

Исполнительная власть имеет свое субъектное выражение, т.е для реализации в жизнь этой исполнительной власти, государство образует специальные органы исполнительной власти .

Эти органы исполнительной власти наделены юридически властными полномочиями, потому что они выражают государственно-правовой интерес. Если нет полномочий, то органы не смогли бы руководить различными сферами жизни человека и общества.

Исполнительная деятельность это подзаконная деятельность, т.е. они действуют во исполнении закона, претворять их в жизнь.

Исполнительная власть - политико-правовая категория. Нужно, чтоб бы была организована исполнительная власть, нужна форма. А государственная власть есть организационно-правовая категория.

Государственная власть понятие более широкое, чем исполнительная власть. Именно в рамках государственной власти функционирует исполнительная власть, в лице органов исполнительной власти.

Характеристика исполнительной власти:

1) Исполнительная власть в Российской Федерации представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны;

2) Исполнительная власть самостоятельна , но только в функциональнокомпетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе (исполнительство), для чего используется определенная часть государственновластных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или ее механизма;

3) исполнительная власть - это непременный атрибут государственновластного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственноправовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований;

4) как и любое другое проявление властных полномочий, у исполнительной власти в Российской Федерации есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение ; право и возможность подчинять других своей воле. Ее отличительным признаком является то, что исполнительная власть реализуется в отношении к различным (коллективным или индивидуальным) элементам государственноорганизованного общества, т.е. в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера;

5) исполнительная власть в РФ, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности . Соответствующий вид такой деятельности не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Власть сущностное выражение таковой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности, т.е. категория базового характера. В силу этого исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственновластной деятельности;

6) исполнительная власть выражается в особом виде государственной деятельности и по своей сути правоприменительна. Это ее принципиальное качество и назначение. Для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, т.е. прямое исполнение требований законодательства прежде всего в целях организации нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов экономики, культуры и т.п.;

7) исполнительная власть имеет определенное субъектное выражение . Это значит, что она олицетворяется в деятельности специальных субъектов , наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственновластном механизме органами исполнительной власти. Естественно, что ими не могут быть ни законодательные, ни судебные органы государственной власти. Следовательно, исполнительная власть приобретает динамические качества через деятельность таких государственных органов, которые могут характеризоваться в качестве субъектов исполнительной власти. Вместе с тем, имея субъектное выражение, исполнительная власть не может пониматься как система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность. Из ст. 77 Конституции РФ вовсе не вытекает вывод о том, что единая система органов исполнительной власти и есть сама исполнительная власть. Она получает свое выражение в практической деятельности органов исполнительной власти;

8) исполнительная власть в Российской Федерации характеризуется тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти : финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования (например, внутренние войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, уголовноисполнительные учреждения и др. (спорный вопрос , т.к. армия и милиция, фсб и др. подведомственны Президенту; которого, в свою очередь, к исполнительной власти относить некорректно);

9) в процессе реализации исполнительная власть выступает как организованный институт . Это естественно, так как организация есть не что иное, как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей целого (например, субъектов управления, управляемых и др.), т.е. то, что составляет сущность управления. Организация означает, что, вопервых, весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов; вовторых, этот механизм должен быть сам необходимым образом организован. Организация, следовательно, обеспечивает упорядоченность управленческой работы.

Изложенные положения дают необходимую основу для решения вопроса о соотношении исполнительной власти и государственного управления.

Единая основа исполнение. Она в равной мере характеризует как исполнительнораспорядительную деятельность (т.е. государственное управление в его "старом" понимании), так и деятельность по реализации исполнительной власти. При этом надо учитывать, что исполнительная власть в значительной степени категория политикоправовая, в то время как государственное управление организационноправовая.

Следует иметь в виду, что понятие "государственное управление" более широкое, нежели понятие "исполнительная власть". Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственновластных полномочий, реализуемых в процессе государственноуправленческой деятельности. В то же время государственное управление это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Последняя, по существу, составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле. В противном случае придется признать в качестве таковых, например, администрацию государственной организации либо концерна и т.п., таких звеньев системы государственного управления, которые находятся за пределами действия принципа разделения властей.

  • 11. Виды и структура органов исполнительной власти в рф.
  • 12. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти.
  • 13. Компетенция Правительства рф.
  • 14. Центральные федеральные органы исполнительной власти.
  • 16. Компетенция органов исполнительной власти субъектов рф.
  • 17Административно-правовой статус юридических лиц.
  • 18Общественные объединения как субъекты административного права
  • Характерные черты общественных объединений:
  • Виды общественных объединений.
  • Административно-правовой статус общественных объединений.
  • Права общественных объединений:
  • Обязанности общественных объединений.
  • Случаи ликвидации общественных объединений.
  • 19Понятие и административно-правой статус должностного лица.
  • 20. Административно-правовой статус граждан рф.
  • 21. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Специальные административно-правовые статусы.
  • 22 Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • § 2. Основные административные права и обязанности граждан
  • 24Формы и методы защиты нарушенных прав и свобод человека от неправомерных действий должностных лиц.
  • 25. Понятие, задачи и принципы государственной службы.
  • 26. Понятие государственной должности и способов зяменения
  • 27. Понятие и виды федеральных государственных служащих.
  • 28 Обязанности и права государственного служащего.
  • 29Прохождение государственной службы: поступление на службу, аттестация, перемещение по службе, классные чины, прекращение служебных отношений.
  • 31Понятие административно-правовых форм и методов деятельности органов исполнительной власти. § 2. Виды административно-правовых форм
  • 32Формы осуществления исполнительной власти. § 2. Виды административно-правовых форм
  • 33Понятие и виды актов исполнительной власти. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
  • 34. Требования, предъявляемые к актам государственного управления, и последствия их несоблюдения. Акты государственного управления
  • 35Методы осуществления исполнительной власти.
  • 36Процессуальная деятельность органов исполнительной власти § 1. Административный процесс: сущность, виды
  • 37. Понятие и сущность убеждений в государственном управлении
  • 38Понятие, признаки и виды административно-правовых режимов Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
  • 39Виды специальных административно-правовых режимов.
  • 3. Виды специальных административно-правовых режимов
  • 40 Чрезвычайное положение. Военное и особое положение. Чрезвычайное положение
  • Военное положение
  • 41 Режим закрытого территориального образования. Режим закрытых административно-территориальных образований
  • 43. Понятие и виды административно-правового принуждения. Административное принуждение и его виды
  • 44. Дисциплинарное принуждение по административному праву.
  • 1. Понятие и признаки дисциплинарно-правового принуждения
  • 45. Понятие, основание и виды юридической ответственности по административному праву. Ее отличие от других видов юридической ответственности. Понятие и признаки административной ответственности
  • 46. Понятие и юридический состав административного правонарушения. Административное правонарушение
  • 47. Субъекты административного правонарушения.
  • 48. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
  • Административные наказания и правила их назначения
  • 50. Виды административных наказаний.
  • 52. Общий порядок (общие правила) наложения административных наказаний.
  • 53. Задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях.
  • 54. Освобождение от административной ответственности, его основания и условия.
  • Освобождение от административной ответственности
  • 55. Категории дел об административных правонарушениях подведомственные рассмотрению судьям.
  • Подведомственность дел об административных правонарушениях
  • 56. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
  • 57. Предмет доказывания и доказательства.
  • 59. Порядок возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 65. Составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан, их квалификация.
  • 66. Составы административных правонарушений, посягающих на социально-экономические права граждан, их квалификация.
  • 67. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
  • 68. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)
  • 70. Составы административных правонарушений в сфере регистрационного режима.
  • 71. Общая характеристика административных правонарушений, посягающих на общественный порядок.
  • 72. Составы административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность, их квалификация
  • 73. Сущность и система способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
  • 74. Государственный контроль и его виды.
  • § 2. Государственный контроль
  • 75. Судебный контроль в сфере исполнительной власти.
  • § 4. Роль судов в обеспечении законности в управлении
  • 76. Надзор прокуратуры за исполнением законов и соответствием актов управления действующему законодательству.
  • 77. Понятие, содержание и виды административного надзора за деятельностью организаций и граждан.
  • 79. Система органов и организация государственного управления в области безопасности.
  • 80. Государственное управление в области обороны. Оборона как отрасль государственного управления
  • 81. Система органов и организация государственного управления в области внутренних дел.
  • 82. Государственное управление в области юстиции.
  • 83. Государственное управление в области иностранных дел
  • 85. Государственное управление в сфере экономики, финансов и банковско-кредитного дела.
  • 86. Система органов и организация деятельности государственной таможенной службы.
  • 87. Система органов и организация государственного управления образованием.
  • Организация управления в области образования и науки
  • 89. Система органов и организация государственного управления культурой.
  • 90. Система органов и организация государственного управления в области здравоохранения.
  • 11. Виды и структура органов исполнительной власти в рф.

    Виды органов исполнительной власти

    Данная классификация закреплена Конституцией РФ и действующим административным законодательством. В совокупности они формируют иерархическую структуру, действующую в рамках всей страны. В ее состав входят:

    федеральные органы исполнительной власти;

    территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

    органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с Конституцией РФ возглавляет систему органов исполнительной власти Правительство РФ, являющееся центральным федеральным органом исполнительной власти и осуществляющее исполнительную власть в Российской Федерации.

    Наряду с законодательной классификацией органов исполнительной власти существуют и несколько научных классификаций:

    1. Прежде всего, органы исполнительной власти различают по характеру компетенции. С этих позиций выделяются органы исполнительной власти:

    общей компетенции;

    отраслевой компетенции;

    межотраслевой компетенции;

    специальной компетенции.

    Первые из них осуществляют свою деятельность в отношении наиболее полного круга субъектов и объектов государственного управления по всем основным вопросам административно-правового характера на определенной территории. К такого рода органам относятся Правительство РФ, а также правительства (администрации) субъектов Российской Федерации и, в некоторых случаях, губернаторы (президенты) субъектов Российской Федерации, названные в региональном конституционном законодательстве главами исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

    Отраслевая компетенция органа исполнительной власти показывает на то, что круг предметов ведения такого органа лежит в четко определенной сфере государственно-управленческой деятельности. во многих субъектах России министерства, по-прежнему, обладают отраслевой компетенцией, реализуя государственную политику в строго определенной сфере деятельности.

    Органы межотраслевой компетенции, призваны осуществлять координацию деятельности отраслевых органов исполнительной власти по отдельным вопросам. Сейчас функции координации деятельности на федеральном уровне возложены в основном на федеральные министерства.

    В современной системе органов исполнительной власти органами специальной компетенции являются и федеральные службы, и федеральные агентства.

    2. По порядку принятия решений в рамках осуществления управленческой деятельности органы исполнительной власти подразделяются на:

    коллегиальные;

    единоначальные.

    Коллегиальными, по общему правилу, являются Правительство РФ и соответствующие правительства, администрации и другие подобные органы субъектов Российской Федерации. Кроме того, априори коллегиальный характер носят органы, именуемые комиссиями (ранее - федеральные комиссии). Сущность коллегиального органа, как это следует из названия, состоит в совместном принятии решения всеми членами указанного органа. Так, Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Все постановления и распоряжения Правительства РФ принимаются на заседаниях Правительства РФ на основе общего принципа большинства голосов и подписываются Председателем Правительства РФ. В соответствии с положениями о конкретных органах исполнительной власти федеральная служба и федеральное агентство могут иметь статус коллегиального органа исполнительной власти.

    Абсолютное большинство органов исполнительной власти построено на принципе единоначалия. Принятие решения в таком органе осуществляется единолично его руководителем (министром, директором). Это не означает, что решения в таких органах принимаются без учета мнения ведущих специалистов - практически каждое федеральное министерство имеет в своей структуре специальный совещательный орган - коллегию министерства, который и обсуждает насущные вопросы деятельности министерства, давая министру квалифицированные заключения.

    4. По признаку значимости в системе органов и территории действия компетенции органа различают:

    а) центральные органы исполнительной власти;

    б) территориальные органы органов исполнительной власти.

    Традиционно (и в соответствии с федеральным законодательством) территориальные органы вправе иметь только федеральные органы исполнительной власти, создавая их в различных субъектах Российской Федерации. Однако на практике во многих субъектах РФ, наряду с органами местного самоуправления на местах (в селах, поселках, городах действуют территориальные органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не совсем очевидна законность формирования таких органов, однако, их существование зачастую является насущной необходимостью и продиктовано потребностями оптимизации государственного управления в крупных субъектах Федерации.

    6. Наконец, органы исполнительной власти могут быть подразделены на виды в зависимости от организационно-правовой формы. В практике современной системы органов исполнительной власти существуют:

    а) на федеральном уровне: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства;

    б) на региональном уровне: правительства, администрации, советы министров, а также министерства, департаменты, управления, комитеты, комиссии, а также службы, агентства и т.п. разновидности органов.

    СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - создаваемая в порядке, определенном Конституцией РФ, совокупность государственных органов, осуществляющих под руководством Правительства РФ федеральную исполнительную власть. Основываясь на предложениях Председателя Правительства, Президент РФ своим указом утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.

    Ныне действующая в РФ С.ф.о.и.в. утверждена Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" с изм. и доп. и от 16 октября 2001 г. В нее входят: 1) Правительство; 2) федеральные министерства (всего 24); 3) государственные комитеты (10); 4) федеральные комиссии (3); 5) федеральные службы (15); 6) российские агентства (9); 7) иные федеральные органы исполнительной власти (3). Все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства. Исключение составляют ряд федеральных структур, непосредственное руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Это те федеральные органы, которые находятся в юрисдикции Президента (министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, Федеральная служба безопасности, Федеральное агентство правительственной связи и др.). Из общего числа федеральных органов исполнительной власти к ведению Президента отнесено 16: пять федеральных министерств; семь федеральных служб; одно российское агентство, а также федеральные ведомства, отнесенные к иным федеральным органам исполнительной власти: Главное управление специальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и Управление делами Президента РФ.

    Органы исполнительной власти – это создавае­мые в системе исполнительной власти государственные органы, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направ­ленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.

    В административно-правовой литературе применяются следующие критерии для классификации органов исполнительной власти.

    1. По территории деятельности:

    · федеральные органы исполнительной власти;

    · органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции.

    2. По основаниям образования:

    · органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ;

    · органы исполнительной власти, формирование которых осуществляется в соответствии с законодательством субъектов РФ.

    3. По способу образования:

    · избираемые органы исполнительной власти (председатели правительства ряда субъектов РФ, главы субъектов РФ);

    · органы исполнительной власти, создаваемые на основе законодательства и иных нормативных правовых актов.

    4. По характеру компетенции:

    · органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех отраслей и сфер государственного управления (правительства, администрации краев, об­ластей);

    · органы исполнительной власти отраслевой компетенции, ведающие какой-либо отраслью управления (министерства и иные от­раслевые органы исполнительной власти);

    · органы исполнительной власти межотраслевой компетенции,
    которые в своей сфере деятельности координируют деятельность
    иных органов исполнительной власти (федеральные министерства;
    федеральные службы);

    · органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах государственного управле­ния (федеральные службы).

    5. По порядку разрешения подведомственных вопросов:

    · коллегиальные органы исполнительной власти (правительства);

    · единоначальные органы исполнительной власти (министерства
    и другие органы исполнительной власти).

    6. По организационно-правовой форме:

    · министерства;

    · иные федеральные органы исполнительной власти (федераль­ные службы, федеральные агентства);

    · органы исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации.

    В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Рос­сийской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Россий­ской Федерации федеральные органы исполнительной власти и орга­ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации образу­ют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

    Система исполнительной власти в Российской Федерации состоит из следующих элементов:

    · федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;

    · органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

    Система органов исполнительной власти, их классификация.

    Система ОИВ - совокупность ОИВ и система их взаимоотношений, построенная на основе разграниче­ния компетенции между ними. Система ОИВ строится и функционирует на основе следующих принципов: федерализма, который отражается: а) на структуре системы ОИВ, состоящей из феде­ральных ОИВ и ОИВ субъектов Федерации. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по пред­метам совместного ведения РФ и субъектов РФ ФОИВ и ОИВ субъектов образуют единую систему исполни­тельной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ); 6) на юридическом положении ОИВ: - определение компетенции ОИВ основывается на ак­тах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации; - законные акты ФОИВ обязательны для соответст­вующих органов субъектов Федерации, а законные акты ОИВ субъектов Федерации подлежат соблю­дению ФОИВ;

    Формой регулирования взаимоотношений между ОИВ выступают административные соглашения, в результате которых ФОИВ могут передать осуще­ствление части своих полномочий ОИВ субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот; сочетания централизации и децентрализации, ко­торый действует на различных уровнях системы ОИВ, влияет на функционирование всей системы ИВ. Цен­трализация - сосредоточение большей доли предме­тов ведения и полномочий в ведении центральных ФОИВ (в основном по предметам ведения РФ). Децен­трализация - закрепление за органом предметов ве­дения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Формой децентрализации является делегирование федеральным ОИВ части полномочий территориаль­ным органам, в результате чего центр решения обще­федеральных, территориальных задач смещается из центра на места; законности, которая проявляется в обязанности всех органов гос. власти соблюдать К. РФ и законы. Кроме того, НПА субъектов Фе­дерации не могут противоречить ФЗ, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и СРФ. Систему ФОИВ, установление которой относится к ведению РФ, образуют: - Правительство РФ; - федеральные министерства (отраслевое управле­ние); - гос. комитеты, фед. комис­сии (межотраслевое управление); - фед. службы, российские агентства, фе­д. надзоры (осуществляют спец. функции в установленных сферах ведения); - иные ФОИВ (напр., Управление делами П. РФ). Систему ОИВ СРФ образуют: - высший орган ИВ СРФ; - иные органы ИВ, формы которых определяются самими СРФ. Классификация ФОИВ: 1. По характеру деятельности: - министерства: осуществляют различные виды деятельности, управление, регулирование и коор­динацию в соответствующей области (отраслевые и межотраслевые); - гос. комитет, федеральная комиссия -осуществляют межотраслевую координацию, функ­циональное регулирование по вопросам их ведения; - фед. служба, российское агентство, фе­д. надзор - осуществляют спец. (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие) функции. Т.о., можно выделить органы: осущ. руководство отраслями; занимающиеся меж­отраслевым регулированием, координацией; контроля и надзора; органы по определенным проблемам.



    2. По подчинению: - в ведении Правительства РФ (большинство), ко­торое утверждает положения об этих ФОИВ и на­значает руководителей; - подчиненные П. РФ (Министерство обо­роны, МВД, ФСБ и др.), который имеет аналогичные полномочия. 3. По способу решения подведомственных вопросов: - единоначальные (министерства, некоторые другие ФОИВ); - коллегиальные (гос. комитеты, фед. комиссии, службы, надзоры, российские агентства): образуются коллегии в составе руково­дителя органа, его замов.

    ОИВ - учреждение, созданное в соответствии с тре­бованиями законодательства для участия в осуществ­лении функций ИВ и наделенное для этих целей гос.-властными полномочиями. ОИВ обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетен­ция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функ­ции в определенной сфере жизни общества в соответ­ствии с его компетенцией) и юридически (компетенция не производна от компетенции иного органа).

    Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система ОИВ регулируются Конституци­ей РФ и рядом нормативно-правовых актов. ОИВ: - самостоятельны в осуществлении исполнитель­ной и распорядительной деятельности, в отноше­ниях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирова­ния государства ОИВ постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти; - обладают государственно-властными полномочия­ми строго в пределах установленной для них ком­петенции; - их деятельность носит подзаконный характер; - находятся на бюджетном финансировании. Виды ОИВ. ОИВ можно классифицировать по ряду признаков: 1. В зависимости от государственного устройства: - ФОИВ (правительство, министерства, государст­венные комитеты, федеральные комиссии, служ­бы и надзоры, российские агентства); - ОИВ субъектов Федерации.

    Особенности ФОИВ: - являются звеньями системы ОИВ; - выполняют функции гос. управления в рамках своей компетенции; - подчиняются требованиям К. РФ, ФЗ, актам П. и Правитель­ства РФ; - руководители несут персональную ответствен­ность за выполнение возложенных задач.

    Классификация ФОИВ 1. По характеру деятельности: - министерства: осуществляют различные виды деятельности, управление, регулирование и коор­динацию в соответствующей области (отраслевые и межотраслевые); - гос. комитет, федеральная комиссия - осуществляют межотраслевую координацию, функ­циональное регулирование по вопросам их ведения; - федеральная служба, российское агентство, фе­деральный надзор - осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие) функции.

    Таким образом, можно выделить органы: осуществ­ляющие руководство отраслями; занимающиеся меж­отраслевым регулированием, координацией; контроля и надзора; органы по определенным проблемам.