Сокращения в федеральных органах год. В стране начинается очередная попытка сокращения числа чиновников

В правительстве готовятся к очередным сокращениям зарплат. В 2017 году доходы госслужащих могут сократиться на 6%. Зарплата госслужащих была заморожена и начала сокращаться с 2015 года, после кризиса 2014 года, на 10% в год. В ведомствах последнее сокращение в 2016 году обосновывали поручением премьер-министра от 25 декабря 2015 года №ДМ-П13-8741, рассказали на условиях анонимности «Газете.Ru» несколько чиновников. В министерствах это поручение считается секретным. Но в отчетах об исполнении бюджета в 2016 году и в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017-2019 годы со ссылкой на этот документ указано, что 10-процентное сокращение зарплат — это средняя величина секвестра бюджетных расходов, который проводился в текущем году.

В материалах к проекту бюджета на следующий год средней величиной сокращения бюджетных расходов на 2017 год указано 6%. На 2018-2019 годы такое сокращение определено на уровне 9 и 11%. В министерствах ждут повторения указания премьер-министра по зарплатам в конце этого года, рассказал один из собеседников «Газеты.Ru».

Надежды чиновников на скорый официальный рост своих доходов во вторник окончательно были опровергнуты в Кремле и Белом доме. «Я вообще не располагаю информацией о том, что такое планировалось увеличение. Вы знаете, что сейчас пауза с увеличением есть, мне неизвестно о каких-то сроках, когда эта пауза будет прервана», — сказал пресс-секретарь президента . При этом пресс-секретарь опроверг сообщение о возможном росте зарплат чиновников с 1 января 2019 года.

В Белом доме опровергали информацию о возможном повышении зарплат по-другому. «В бюджетах 2015-го, 2016-го, а теперь и в проекте бюджета на 2017-2019 годы отменена норма об индексации заработных плат госслужащих по инфляции; увеличения заработных плат госслужащих в проекте трехлетнего бюджета также не предусмотрено», — заявили в кабмине.

«Прозвучавшая в ряде источников цифра 38% носила плановый, теоретический характер», — отметили в аппарате.

«В силу сложившейся экономической ситуации этот показатель — даже с учетом того, что речь идет о накопленном итоге — в 2019 году, скорее всего, достигнут не будет», — отметили в правительстве.

План, или «дорожная карта», реформирования госслужбы появился в сентябре.

Но реформа заработной платы госслужащих по этому документу теперь отодвинулась на четвертый квартал 2018 года, т.е. после выборов президента.

Как и в 2012 году, по плану предполагается установить оплату чиновнику на «конкурентном на рынке труда уровне».

Основная проблема системы оплаты труда госслужащего — в ее структуре: меньшая ее доля составляет гарантированную часть в виде оклада. Большая часть доходов чиновника по закону приходится на дополнительные выплаты, которых в законе о государственной гражданской службе перечислено более десяти видов.

Наиболее значимыми для чиновника являются ежемесячная и квартальная премии и премия по итогам года. Однако премии можно лишиться по воле начальника, который на свое усмотрение может перераспределить эти средства между другими госслужащими. Оклада сотрудника лишить нельзя. Увеличить гарантированную часть денежного содержания и было обещано после президентских выборов.

Кроме премий к дополнительным выплатам относится ежемесячная надбавка за выслугу лет, которая составляет 10% от оклада в течение первых пяти лет службы и увеличивается до 30% при стаже свыше 15 лет.

Также чиновники получают премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячную надбавку за особые условия гражданской службы в размере до 200% от оклада и ежемесячную процентную надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну.

Реформирование контрольной и надзорной деятельности в октябре 2016 года правительство также отодвинуло до лучших времен. С 19 октября протоколом совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева прежняя работа по подготовке предложений реформирования контрольно-надзорных функций переименована в «реформу» и будет готовиться теперь в рамках «Приоритетной программы». Официально о всей реформе известно только то, что премьер-министр поддержал принцип перехода на риск-ориентированный подход к контролю и надзору. Результаты появятся не раньше 2018 года. Реформа по-прежнему включает тезис об «исключении устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований». Но их перечень по-прежнему согласуется. Программу должен разработать министр «открытого правительства» . Текст пока не подготовлен.

Три ведомства, отстоявшие рост зарплат

Пока нет административных реформ, не будет и роста зарплат — следует из пояснительной записки Минфина к федеральному бюджету на 2017-2019 годы.

В реальных цифрах отсутствие реформ Минфин описал так. Расходы на совершенствование системы оплаты труда федеральных госслужащих в соответствии с указом президента №601 предусмотрены в 2017 году в объеме 95,85 млрд руб., а в 2018-2019 годах — по 96,93 млрд руб. ежегодно. Это больше уровня 2016 года — тогда эти расходы были сокращены до 93,24 млрд руб. В 2016 году сокращение этой статьи на 9,01 млрд руб. объяснялось 10-процентным сокращением расходов на содержание госаппарата в 2015 году и «протяжкой» этого решения на 2016 год.

Но рост расходов в реальном выражении на 2017 год означает рост фонда оплаты труда для ограниченного круга ведомств.

По бюджетным документам рост расходов предполагает прежде всего «материальное стимулирование работников , численность которых увеличивается в связи с наделением службы новыми полномочиями по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в , ФСС и ФОМС», говорится в бюджетных материалах.

Кроме того, с 2017 года открыты 30 новых штатных единиц в аппарате правительства. На содержание «дополнительной численности федеральных государственных гражданских служащих аппарата правительства РФ» запланировано дополнительно 110,9 млн руб. Новые задачи для этих 30 сотрудников в правительстве не разъяснили.

Увеличился и фонд оплаты труда Минфина — в 2017 году на 162,4 млн руб. Дополнительные штатные единицы Минфину одобрены в связи с объединением в апреле этого года функций контроля над доходами и созданием на его базе фискального суперведомства.

То есть рост фонда оплаты труда в 2017 году произойдет только в тех ведомствах, которые заранее побеспокоились о расширении своих полномочий.

Иными словами, эту прибавку фонда оплаты труда ведомства могут и перераспределить в виде премий действующим сотрудникам, если их руководители сочтут, что они справляются с дополнительными полномочиями, а новые сотрудники не будут набраны. В Минфине не стали обсуждать зарплаты.

Новости о сокращениях рабочих мест в тех или иных государственных ведомствах сегодня встречается все чаще и чаще. Неудивительно, что информация, касающаяся того, в 2017 году, последние новости о котором встречаются все чаще и чаще, волнует многих, а значит обсудить эту тему стоит очень подробно.

Люди, следящие за состоянием финансово-экономической системы, знают, что финансовых средств в бюджете катастрофически нахватает, а уровень жизни в государстве при этом остается прежним, и для увеличение заработных плат властям приходится использовать достаточно непопулярные меры. И именно к «непопулярным» мерам и относится уменьшение числа рабочих мест и делегирование освободившихся полномочий между оставшимися сотрудниками, а преимуществом проведения данного мероприятия является то, что оставшимся сотрудникам будут повышать заработные платы.

Надо сказать, что когда-то власти уже прибегали к данным методам экономии бюджетных средств, ведь в 2010 году им пришлось сократить примерно десять процентов от всего количества государственных служащих (ошибкой стало только то, что под увольнение попали представители в основном низшей власти). В свете вышеописанных данных вопрос о том, насколько сократят сегодня , становится все более актуальным, ведь похожая ситуация (правда не в таком объеме) также было проведена незадолго до начала кризиса, а уж теперь избежать ее проведения просто не получится.

Каким будет процент увольнений?

2017 году будет невероятно тяжелым и богатым на события для государственных служащих, потому что части из них придется оставить свою работу, однако в преддверии данного события ожидается проведение всевозможных мероприятий, направленных на определение квалификации каждого из государственных служащих. Занимать государственную должность может только тот человек, у которого есть определенное образование, наличие стажа и еще некоторых критериев, которые дадут право человеку на продолжение работы.

Сегодня занимать должность государственного служащего может только тот человек, которые имеет диплом специалиста или магистра (оконченный бакалаврат такого права не дает). Более того, обсуждая сокращение госслужащих в 2017 году в России, свежие новости о чем появляются в прессе с завидной регулярностью, стоит сказать, что люди с соответствующим образованием будут подвержены определенным проверкам, в ходе которых будут проверяться их знания конституциональных законов, гражданских актов и антикоррупционных мероприятий (последняя позиция в ходе борьбе с коррупцией считается наиболее важной).

Необходимо особое внимание уделить тому, что специалисты Минтруда отмечают, что даже в том случае, если профильное образование отсутствует, сокращения получится избежать, в результате наличия:

Новости по теме:

Противники данного подхода имеются, потому что они считают, что сохранять должность человека только при наличии трудового стажа – бесполезная идея, ведь большинство государственных служащих годами занимают (нередко, очень высокие) должности, хотя компетентности это им точно не добавляет. Согласно их мнению, правила должны быть едиными для любого служащего, независимо от наличия или отсутствия тех или иных «смягчающих» факторов.

Согласно официальным данным правительства, ожидается сокращение госслужащих в 2017 году на 10 процентов , причем большинство чиновник считают, что обойтись без данной меры не получится, причем виновным в данном случае нельзя назвать исключительно кризис. Дело в том, что государственный аппарат сегодня ожидается слишком большим, причем некоторые его ведомства просто дублируют функции других, выполняя одну и ту же работу дважды. Оптимизировать деятельность аппарата можно только путем ликвидации некоторых ведомств вообще или увольнения некоторых сотрудников предприятий.

Один решительный план на 2017 год у российской власти есть, хотя он вовсе не позиционируется в качестве ознаменования 100-летия революции. А мог бы, ведь подход воистину революционный. Ещё в канун прошлого года президент Владимир Путин подписал указ о сокращении численности сотрудников госаппарата.

Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев также подписывал постановление о сокращении на 10% численности чиновников федеральных агентств и ведомств с 2016 года. На тот момент, по статистике Росстата, на бюрократической ниве трудились более 1,55 млн человек, или 108 чиновников на 10 тыс. населения.

О том, что армия управленцев стала тормозом для российской экономики, Владимир Путин тревожился ещё в ходе своей первой избирательной кампании 2000 года. Однако с тех пор число чиновников выросло в полтора раза. В 2011 году Дмитрий Медведев пошёл ещё дальше, издав указ, по которому к 2013 году количество «слуг народа» надлежало секвестрировать на 20%, однако наступил 2014 год, а с ним и новое поручение Дмитрия Медведева – «предусмотреть возможность» десятипроцентного сокращения численности госслужащих. Одновременно премьер объявил о том, что госаппарат имеет «свойство эластичности» и «расширяется по вполне объективным причинам». «Нам необходим компактный аппарат, мы всё время об этом говорим, даже вне контекста кризисных явлений», – без устали объяснял задачу глава правительства.

Но в этой схватке правая рука постоянно проигрывала левой: бюрократический аппарат рос, а вместе с тем росли и зарплаты чиновников. По данным Росстата, размер средней зарплаты федерального госслужащего в 2015 году достиг показателя в 111,3 тыс. рублей. С тех пор, правда, чиновничий кошт стали сокращать – зарплата госслужащих была заморожена вместе с повелением урезать её на… 10% в год. Но данные Росстата показали, что зарплата многих ведомств, наоборот, выросла более чем на 10%: базу зарезали, а премии подняли. И вот планы на 2017 год скорректированы: доходы госслужащего могут сократиться на 6%. Зато в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017–2019 годы опять появилась средняя величина секвестра бюджетных расходов – 10%.

С прошлого года наступление правой руки на левую приобрело характер реалистичности. Решено было сокращать не людей, а вакансии, однако в наступившем году уже запланировано урезание штатов примерно на 4 тыс. человек. Теперь чистки коснутся уже не дублирующих и вакантных мест, а сотрудников, чьи квалификации и уровень образования не соответствуют занимаемым должностям.

Общих цифр достижений на фронте борьбы с вакансиями пока нет, но несколько регионов порадовали. На первом месте – Подмосковье. Здесь удалось сократить численность государственных и муниципальных служащих на 50%, что означает экономию около 2 млрд рублей бюджетных средств в год – в том числе за счёт сокращения числа служебных автомобилей и высвобождения офисных площадей.

Дмитрий ОРЕШКИН, политолог:

– И Медведев, и Путин неоднократно говорили о проблеме, связанной с большим числом чиновников, но на самом деле президенту важнее контроль. И хотя власть понимает, что это неправильно, остановиться она уже не может, ведь для этого ей потребуется наступить на ногу властному сословию страны.

Согласно экспертным данным, уровень финансирования Министерства внутренних дел Российской Федерации за последние несколько лет серьёзно упал, что привело к значительному сокращению сотрудников организации – в целом на 35%. В связи с ухудшающейся экономической ситуацией в стране, в 2017 году в России пройдут новые сокращения , которые в первую очередь затронут сотрудников МВД РФ.

Сколько работников МВД уволили в прошлом

В начале 2010 года предыдущим президентом Российской Федерации Д. Медведевым была проведена кардинальная реформа МВД, спровоцированная рядом громких дел, в которых представители данной структуры серьёзно подорвали доверие населения к органам правоохранительной власти. Именно в период 2010-2011 года МВД РФ претерпело первое внушительное сокращение кадров – около 20%, произошло переименование милиции в полицию и изменился уровень выплат и заработной платы, который должен был уменьшить коррупцию в рядах МВД. Однако в ситуации нестабильной экономической обстановки в стране было решено провести следующую волну сокращений в данной сфере.

Благодаря уже произведённым изменениям в составе правоохранительных органов, за последние годы страна сэкономила уже более 1 миллиарда рублей. На столь же ободряющие показатели рассчитывают и сейчас идейные представители новой волны сокращений МВД.

Однако данный вопрос не нашёл положительного отклика в рядах причастных лиц. В связи всё с той же финансовой нестабильностью уровень уличной преступности в стране заметно увеличивается. Поэтому многие противники новой реформы нелестно сказываются о прогнозах таких сокращений (см. , прогнозы).

Сколько сотрудников МВД попадет под сокращения в 2017 году

В 2017 году под сокращения (по предварительной информации) попадают более 110 тысяч человек. В их числе: ГУВО – главное управление вневедомственной охраны, пресс-службы МВД, ГУЭБиПК – главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, ГУУР – главное управление уголовного розыска, некоторые главы определённых подразделений и т.д. Основываясь на последние новости о сокращениях , можно сделать вывод о том, что реформа не коснётся некоторых областей: Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий и Чукотский округа. Так же сокращения 2017, меньше всего затронут ту часть правоохранительных органов, которая работает непосредственно с — только около 2-3% сокращений от всех 10%, которые ожидаются.

Ожидания и последствия сокращений 2017 года

Не следует сильно опасаться за негативные последствия в РФ в ходе данных сокращений. Такого мнения придерживаются многие инициаторы законопроекта. Их уверенность в правоте доказывается тем, что благодаря предыдущим сокращениям, в России появилась возможность поднять степень квалификации уже имеющихся работников и вывести на новый уровень общественное доверительное отношение к работе правоохранительных органов.

Чиновники РФ также попадут по сокращение

В 2017 году ожидает сокращения ещё одна структура – работники государственных гражданских служб, иначе – чиновники.

Отныне при приёме на работу от них будут требоваться повышенные квалификационные требования: образование, стаж, профессиональные качества, знание Конституции РФ, родного языка, законодательной базы и т. д. Таким же требованиям должны отвечать и те чиновники, которые уже ведут посредственную трудовую деятельность. После проведения ряда проверок часть представителей государственных служб будет сокращена по причине профнепригодности.

Также смотрите: , последние новости.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв