Сп 4.13130 требования к автомобильным стоянкам. Краткая характеристика полученных замечаний

Примечания.

1. Расстояния, указанные в таблице, следует принимать: для городов и других населенных пунктов - от проектной городской черты на расчетный срок 20-25 лет; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов, артезианских скважин - от границ отведенных им территорий с учетом их развития; для железных дорог - от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог - от подошвы насыпи земляного полотна; для всех мостов - от подошвы конусов; для отдельно стоящих зданий - от ближайших выступающих их частей.

2. Под отдельно стоящим зданием следует понимать здание, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений.

3. Минимальные расстояния от мостов железных и автомобильных дорог с пролетом 20 м и менее следует принимать такие же, как от соответствующих дорог.

4. При соответствующем обосновании допускается сокращать указанные в гр.3-9 таблицы (за исключением позиций 5, 8, 10, 13-16) и в графе 2 только для позиций 1-6 расстояния от газопроводов не более чем на 30% при условии отнесения участков трубопроводов ко II категории со 100%-ным контролем монтажных сварных соединений рентгеновскими или гамма-лучами и не более чем на 50% при отнесении их к категории В, при этом указанные в позиции 3 расстояния допускается сокращать не более чем на 30% при условии отнесения участков трубопроводов к категории В.

Указанные в позиции 1, 4 и 10 расстояния для нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается сокращать не более чем на 30% при условии увеличения номинальной (расчетной) толщины стенки труб на такую величину в процентах, на которую сокращается расстояние.

5. Минимальные расстояния от оси газопроводов до зданий и сооружений при надземной прокладке, предусмотренные в позиции 1, следует принимать увеличенными в 2 раза, в позициях 2-6, 8-10 и 13 - в 1,5 раза. Данное требование относится к участкам надземной прокладки протяженностью свыше 150 м.

6. При расположении зданий и сооружений на отметках выше отметок нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается уменьшение указанных в позициях 1, 2, 4 и 10 расстояний до 25% при условии, что принятые расстояния должны быть не менее 50 м.

7. При надземной прокладке нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускаемые минимальные расстояния от населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений до оси трубопроводов следует принимать как для подземных нефтепроводов, но не менее 50 м.

8. Для газопроводов, прокладываемых в лесных районах, минимальные расстояния от железных и автомобильных дорог допускается сокращать на 30%.

9. Указанные в позиции 7 минимальные расстояния от подводных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускается уменьшать до 50% при укладке этих трубопроводов в стальных футлярах.

10. Газопроводы и другие объекты, из которых возможен выброс или утечка газа в атмосферу, должны располагаться за пределами полос воздушных подходов к аэродромам и вертодромам.

11. Знак "-" в таблице означает, что расстояние не регламентируется.

Данный документ вводится в действие с 24.06.2013. Предлагаем вам ознакомиться с пояснительной запиской разработчика СП 4.13130.2013 - ФГУП ВНИИПО МЧС России.

1. Основание пересмотра предыдущей и разработки новой редакции

В настоящее время минуло уже более трёх лет с момента выхода Свода правил СП 4.13130.2009 «Предотвращение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям».

Следует отметить, что изначально, с выходом в 2009 году Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» , руководством МЧС была поставлена задача по сокращению количества действующих нормативных документов и интеграции требований пожарной безопасности в объёме Сводов правил и национальных стандартов. Исходя из этого, было принято решение о создании отдельного документа - Свода правил СП 4, реализующего требования статьи 59 указанного Федерального закона, в части ограничения распространения пожара на объектах различных классов функциональной опасности, и объединяющего требования к пассивным системам противопожарной защиты при проектировании объёмно-планировочных решений зданий и сооружений, а также устройству противопожарных расстояний и преград.

Предстояла весьма непростая работа, так как на момент создания документа, указанные требования пожарной безопасности были распределены по множеству различных документов – норм пожарной безопасности НПБ, общегосударственных строительных норм и правил СНиП, территориальных МГСН, ТСН, отраслевых, ведомственных и т.п., часть из которых на тот момент уже существенно устарела, а в ряде случаев требования этих документов дублировались и противоречили друг другу.

К сожалению, установленные тогда, весьма сжатые сроки разработки первой редакции СП 4 не позволили в полном объёме выявить, отработать и актуализировать все существующие на тот момент, несоответствия и противоречия в действующих нормативных документах. Помимо этого, уже после выхода указанного документа началась активная деятельность по пересмотру и совершенствованию нормативно-правовых документов в строительной области, продолжалась работа по разделению строительных и пожарных требований норм. Изменились правила прохождения и утверждения проектной документации.

Кроме того, как известно, год назад, вышла новая редакция Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона № 117-ФЗ от 10.07.2012 ), из которой, в соответствии с концепцией развития гибкого нормирования, ряд Статей с обязательными противопожарными требованиями был исключен, с целью их переноса в нормативные документы по пожарной безопасности, в том числе и в СП 4.

Вышеуказанные обстоятельства в основном и определяли возникавшие при применении документа вопросы, замечания, а также пожелания по дальнейшему совершенствованию документа, поступавшие в адрес института от надзорных, проектных, строительных организаций и компаний.

2. Краткая характеристика полученных замечаний

В рамках практики применения документа было рассмотрено более двухсот замечаний и предложений от более чем 20-ти организаций.

Ряд положений вошедших в текст первой редакции СП 4 требовал актуализации современным реалиям. Так, в связи с повсеместно наблюдающимся уплотнением жилой застройки, активному давлению подверглись пункты СП, содержащие требования о строительстве детских садов и школ – как отдельно стоящие здания, без возможности блокирования с другими объектами.

Много вопросов вызывали и относительно большие значения величин противопожарных разрывов от автостоянок легковых автомобилей до других объектов, перенесённые в СП 4 из ранее действующего СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и включающего в себя, помимо противопожарных, также и санитарные требования.

Также выяснилось, что в действующих нормативных документах отсутствуют противопожарные требования по размещению в жилых и общественных зданиях дизельгенераторов и других генераторных установок.

Эти, а также множество других моментов свидетельствовали о необходимости пересмотра и актуализации положений СП 4 в новой редакции документа, работа над которой позволила отработать заложенные в документ основные принципы ограничения распространения пожара и провести всестороннее совершенствование документа.

Работа над новой редакцией велась сотрудниками нескольких подразделений ФГБУ ВНИИПО МЧС России, исходя из специфики основных смысловых частей документа.

В новом документе можно выделить нескольких основных частей.

1. В 1-3 разделах указана Область применения, Нормативные ссылки, Термины и определения.

2. 4 и 5 разделы, содержат общие требования пожарной безопасности к объёмно-планировочным решениям по предотвращению распространения пожара на объектах защиты, а также нормативные требования к зданиям и сооружениям жилого и общественного назначения.

3. В 6 разделе приведены противопожарные требованиями к производственным и складским объектам, объектам нефтегазовой индустрии, стоянкам автотранспорта и т.д.

4. В 7 и 8 разделы вошли противопожарные требования из Федерального закона №123-ФЗ - Статьи 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям и Статьи 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений.

3. Характеристика объекта вносимых изменений

В ходе работы над новой редакцией были скорректированы, уточнены и дополнены положения практически всех существующих разделов.

В разделах 1 - 3 проведена корректировка текста, а также ряда терминов и определений, введены новые термины.

После исключения из Федерального закона №123-ФЗ 69, 72 и 75-й статей, соответствующие требования к противопожарным разрывам между жилыми и общественными зданиями, стоянками легковых автомобилей, а также противопожарным расстояниям на территориях садовых, дачных и приусадебных участков были внесены в раздел 4 новой редакции СП 4, при этом часть указанных положений были переработаны и скорректированы.

Теперь в соответствии с новой редакцией СП 4 (п. 4.11) противопожарные расстояния допускается не нормировать между жилыми и общественными зданиями I, II и III степеней огнестойкости, если стена более высокого или широкого объекта защиты, обращенная к соседнему объекту защиты, является противопожарной 1-го типа.

Также не нормируются (п. 4.12) расстояния между общественными зданиями и сооружениями, если суммарная площадь в пределах периметра застройки, не превышает допустимую площадь этажа в пределах пожарного отсека, принимаемую по СП 2.13130 для здания или сооружения с минимальными значениями допустимой площади, и худшими показателями степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности.

Конкретизированы и дополнены требования по устройству в зданиях открытых лестниц 2-го типа.

В текст документа добавлен принципиально новый раздел 5.3 по нормированию противопожарных расстояний на территориях организованной малоэтажной застройки, так называемых таунхаусов, с учетом возможности наличия на этих объектах современных систем противопожарной защиты, а также размещения на их территориях подразделений добровольной пожарной охраны.

С учётом поступивших замечаний и предложений был существенно переработан и актуализирован раздел 5 «Требования к объектам жилого и общественного назначения»:

Добавлен перечень общественных помещений допускаемых к размещению на нижних этажах и подвалах жилых зданий,

Уточнены требования по выделению противопожарными преградами в общественных зданиях вспомогательных помещений производственного, складского и технического назначения исходя из их категории по пожарной опасности;

Исключены противоречия, дублирования, а также избыточные требования, в том числе по применению противопожарных преград 1-го типа.

Существенные изменения и дополнения внесены и в раздел 6 «Требования к объектам производственного и складского назначения», а именно проведена корректировка текста, исправлены опечатки и несоответствия, добавлены противопожарные требования, исключенные из строительных норм, введены два новых раздела – «Требования к магистральным трубопроводам» и «Требования к зданиям промышленных холодильников» и т.п. Добавлены требования к местам хранения автотранспорта, в том числе и для перевозки ГСМ на территориях промышленных предприятий, скорректированы и актуализированы современным реалиям положения ряда пунктов по хранению легковых автомобилей.

И как уже упоминалось, в документе появилось два новых раздела – 7. «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям, и 8 «Обеспечение деятельности пожарных подразделений», в которые включены актуализированные требования, ранее содержащиеся в Статьях 67 и 90 Федерального закона №123-ФЗ .

Новая редакция СП 4.13130.2013 была утверждена Приказом МЧС Рос-сии № 288 от 24 апреля 2013 года. В настоящее время текст документа размещён на официальном сайте ФГБУ ВНИИПО МЧС России. Также он имеется в ИПС NormaCS .

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

СВОД ПРАВИЛ

СП 4.13130.2013

СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

ОГРАНИЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЖАРА НА ОБЪЕКТАХ ЗАЩИТЫ

ТРЕБОВАНИЯ

К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ И КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ

Systems of fire protection.

Restriction of fire spread at object of defense.

Requirements to special layout and structural decisions

Дата введения - 2013-06-24

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Сведения о своде правил

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)


2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 24 апреля 2013 г. N 288

3. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 18 июня 2013 г.

4. ВЗАМЕН СП 4.13130.2009

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется разработчиком в его официальных печатных изданиях и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация и уведомления размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения МЧС России

1. Область применения

1.1. Настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.

1.2. Настоящий свод правил не распространяется на здания и сооружения класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м и здания и сооружения других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м, а также на объекты специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горных выработок), за исключением атомных электростанций и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие национальные стандарты и своды правил:

ГОСТ Р 51115-97 Техника пожарная. Стволы пожарные лафетные комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53279-2009 Головки соединительные пожарные. Общие технические требования. Методы исследований

ГОСТ Р 53324-2009 Ограждение резервуаров. Требования пожарной безопасности

ГОСТ 9544-2005 Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности затворов

СП 2.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 7.13130.2009 Отопление, вентиляция, кондиционирование. Требования пожарной безопасности

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

СП 11.13130.2009 Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

  • СВОД ПРАВИЛ СП 4.13130.2013
  • 1. Область применения
  • 2. Нормативные ссылки
  • 3. Термины и определения
  • 4. Общие требования пожарной безопасности
  • 5. Требования к объектам жилого и общественного назначения классов функциональной пожарной опасности Ф1 - Ф4
  • 6. Требования к объектам производственного и складского назначения класса функциональной пожарной опасности Ф5
  • 6. Требования к объектам производственного и складского назначения класса функциональной пожарной опасности Ф5
  • МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

    ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

    ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

    СВОД ПРАВИЛ

    СП 4.13130.2013

    СИСТЕМЫ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

    ОГРАНИЧЕНИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОЖАРА НА ОБЪЕКТАХ ЗАЩИТЫ

    ТРЕБОВАНИЯ

    К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ И КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ

    Systems of fire protection.

    Restriction of fire spread at object of defense.

    Requirements to special layout and structural decisions

    Дата введения - 2013-06-24

    Предисловие

    Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

    Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

    Сведения о своде правил

    1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

    2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 24 апреля 2013 г. N 288

    3. ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 18 июня 2013 г.

    4. ВЗАМЕН СП 4.13130.2009

    Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется разработчиком в его официальных печатных изданиях и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация и уведомления размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

    Весь текст документов, характеристики материалов и механизмов предоставляются при наличии полного доступа к сервисам системы.
    Полный доступ к системе платный.

    Вверх
    Название СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
    Вид документа Приказ МЧС России
    Номер 288
    Дата принятия 2013-04-24
    Вид документа СП (Свод правил)
    Номер 4.13130.2013
    Дата принятия 2013-04-24
    Принимающий орган МЧС России
    Дата начала действия 2013-06-24
    Действие Действующий
    Тип документа Нормативно-технический документ
    Дата внесения в БД 2013-07-16
    Дата актулизации БД 2016-08-22
    Примечание













    Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2014 г. N 13АП-12582/14



    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

    в составе:

    председательствующего Л.В.Зотеевой

    судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас

    при ведении протокола судебного заседания: В.В.Медведевой

    при участии:

    от истца (заявителя): предст. Кучеренко А.В. - доверенность N 10 от 25.01.2014

    от заинтересованных лиц: 1) Ватагина В.В. - доверенность от 17.02.2014;

    2) не явился (извещен).

    рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12582/2014) товарищества собственников жилья "Пискаревский 37-2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2014 по делу N А56-3223/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое

    по иску (заявлению) товарищества собственников жилья "Пискаревский 37-2"

    к 1) Отделу надзорной деятельности Красногвардейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу,

    2) Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу

    об оспаривании предписания от 28.10.2013 N 2-14-838/1/1 (в части)

    установил:

    Товарищество собственников жилья "Пискаревский 37-2" (ОГРН 1077800020858; далее - заявитель, ТСЖ "Пискаревский 37-2") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 5-21 предписания Отдела надзорной деятельности Красногвардейского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (далее - ОНД Красногвардейского района, административный орган) от 28.10.2013 N 2-14-838/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

    Определением суда от 29.01.2014 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу.

    Решением суда от 11.04.2014 в удовлетворении заявленных ТСЖ "Пискаревский 37-2" требований отказано.

    В апелляционной жалобе ТСЖ "Пискаревский 37-2", ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда от 11.04.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что пунктом 2 оспариваемого предписания заявителю вменено нарушение пункта 7.7 СП 4.13160.2009, утратившего силу с 29.07.2013 в соответствии с приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288. Также податель жалобы ссылается на то, что спорный многоквартирный дом был построен и введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и принятых на его основе СП 4.13130.2009, СП 4.13130.2013, СП 5.13130.2009, и административным органом не представлено доказательств проведения капитального ремонта и реконструкции указанного здания. Кроме того, СП 4.13130.2009, СП 4.13130.2013, СП 5.13130.2009 являются нормативными документами добровольного применения. Податель жалобы также указывает на то, что заявителем были предприняты все необходимые меры для устранения самовольно построенных жильцами перегородок, вплоть до обращения в суд, жильцы также были извещены о недопустимости размещения имущества на площадках. Таким образом, заявителем были предприняты все меры для устранения перечисленных в пунктах 5-16 оспариваемого предписания нарушений требований пожарной безопасности, предписание в указанной части предъявлено к ненадлежащему лицу и не может быть реально исполнено заявителем.

    В судебном заседании представитель ТСЖ "Пискаревский 37-2" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ОНД Красногвардейского района возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда от 11.04.2014 без изменения.

    Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

    Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.09.2013 N 2-14-838 ОНД Красногвардейского района проведена плановая выездная проверка объекта защиты - здания многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 37, корп. 2, в ходе которой были выявлены и зафиксированы в акте проверки от 28.10.2013 N 2-14-758 следующие нарушения требований пожарной безопасности:

    1) не представлены акты испытаний о проведении эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц (нарушение пункта 24 в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; далее - ППР);

    2) выход из лестничной клетки на кровлю выполнен не через противопожарную дверь второго типа, парадная N 4 (нарушение пункта 1 части 2 статьи 1 , пункта 2 части 1 статьи 6 , части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.7 СП 4.13130.2009);

    3)-4) эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкциями светильников (нарушение пункта 42 ППР);

    5)-12) при эксплуатации эвакуационных путей не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности по объемно-планировочным решениям (установлены дополнительные перегородки и двери) - парадная N 4 поэтажные коридоры 4 и 5 этажей, парадная N 5 поэтажные коридоры 7, 12, 13, 15, 16 и 17 этажей (нарушение пункта 33 ППР);

    13)-16) эвакуационные выходы и пути загромождены различными горючими материалами (мебель, доски, автомобильная резина, велосипеды и т.д.) - парадная N 5 поэтажные коридоры 5, 8, 18 этажа, лифтовой холл 5 этажа (нарушение пункта 36 "б" ППР);

    17)-21) здание жилого дома не в полном объеме оборудовано автоматической пожарной сигнализацией - помещения лифтового холла и вестибюля парадных N N 1-5 (нарушение требований пункта 6.2, приложения А.4, А.10, табл. А.1 СП 5.13130.2009).

    По результатам проверки ОНД Красногвардейского района выдано предписание от 28.10.2013 N 2-14-838/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которым ТСЖ "Пискаревский 37-2" было предписано в срок до 03.11.2014 устранить вышеуказанные нарушения.

    Не согласившись с предписанием в части пунктов 2, 5-21, ТСЖ "Пискаревский 37-2" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого заявителю отказано.

    Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 11.04.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы заявителя в связи со следующим.

    Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).

    Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности.

    Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

    Как установлено административным органом и судом и не оспаривается заявителем, ТСЖ "Пискаревский 37-2" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 37, корп. 2.

    Таким образом, в силу положений статьи 38 Закона N 69-ФЗ, статьи 161 (части 1, 1.1, 2.2) Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006), именно заявитель является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества указанного многоквартирного дома, в том числе, в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

    Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

    Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

    Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

    Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

    При этом в силу части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

    Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), которые определяют требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

    В соответствии с подпунктом "б" пункта 36 ППР при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.

    В силу пункта 33 ППР при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

    Своды правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" являются нормативными документами по пожарной безопасности (содержат требования пожарной безопасности), применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, и применяются на всех этапах создания и эксплуатации зданий и сооружений.

    В соответствии с пунктами 7.6 и 7.7. СП 4.13130.2013 выходы с лестничных клеток на кровлю или чердак предусматриваются по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 x 1,5 метра. В зданиях и сооружениях классов Ф1, Ф2, ФЗ и Ф4 высотой не более 15 метров допускается устройство выходов на чердак или кровлю с лестничных клеток через противопожарные люки 2-го типа размером 0,6 x 0,8 метра по закрепленным стальным стремянкам (ошибочное указание в оспариваемом предписании на нарушение требований СП 4.13130.2009 является технической опечаткой, на существо вменяемого нарушения и исполнимость предписания не влияет; определением от 11.11.2013 указанная опечатка была исправлена в постановлении о назначении административного наказания N 2-14-2324, вынесенного по результатам спорной проверки).

    В силу пункта 6.2 таблицы А1 и пункта А4 приложения А к СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" лестничные клетки жилых зданий высотой более 28 метров здания должны быть оснащены автоматическими установками пожарной сигнализации.

    Факт нарушения вышеуказанных требований пунктов 33, 36 "б" ППР, пункта 7.6 СП 4.13130.2013, пункта 6.2 таблицы А1 и пункта А4 приложения А к СП 5.13130.2009 установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела (в том числе актом проверки от 28.10.2013 N 2-14-758 с фотоматериалами) и заявителем не оспаривается.

    То обстоятельство, что спорный жилой дом был построен в 2006 году до введения в действие Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, СП 4.13130.2013 и СП 5.13130.2009 не освобождает заявителя от обязанности по соблюдению действующих требований пожарной безопасности и принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности, учитывая, что требования пожарной безопасности, нарушение которых вменено заявителю оспариваемым предписанием, не являются вновь установленными (аналогичные требования были установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", действовавших на момент строительства жилого дома). Кроме того, перечисленные в предписании нарушения не носят капитального характера, т.е. для их устранения не требуется капитального ремонта здания, в то время как несоблюдение перечисленных в акте проверки требований пожарной безопасности (в том числе, требований к эвакуационным путям и выходам, системам автоматической пожарной сигнализации) создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей вследствие возможного возникновения пожара.

    Доводы подателя жалобы о неисполнимости оспариваемого предписания получили надлежащую оценку суда первой инстанции. Ссылки заявителя на то, что непроектные перегородки были установлены собственниками и нанимателями жилых помещений, а у заявителя отсутствует право и возможность привести самовольно переустроенные помещения в прежнее состояние и убрать имущество собственников, а также указание на предпринятые заявителем меры, направленные на устранение выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности (вплоть до обращения в суд с требованием о понуждении жильцов снести внепроектные перегородки и двери), не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания и его неисполнимости, а являются основанием для обращения в уполномоченный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, а также имеют значение для решения вопроса о виновности лица в неисполнении предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

    Предписание от 28.10.2013 N 2-14-838/1/1 вынесено уполномоченным должностным лицом ОНД Красногвардейского района в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

    При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание от 28.10.2013 N 2-14-838/1/1 в оспариваемой части является законным, не возлагает на заявителя дополнительных (помимо установленных законом) обязанностей, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных ТСЖ "Пискаревский 37-2" требований.

    Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 11.04.2014 не имеется.

    Расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат оставлению на подателе жалобы.

    Государственная пошлина в размере 1000 рублей, излишне уплаченная ТСЖ "Пискаревский 37-2" при обращении в суд с апелляционной жалобой платежным поручением N 2088 от 07.05.2014 (подпункт 3 во взаимосвязи с подпунктом 12 пункта первого статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

    На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 , статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

    ПОСТАНОВИЛ:

    Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 апреля 2014 года по делу N А56-3223/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Пискаревский 37-2" - без удовлетворения.

    Возвратить товариществу собственников жилья "Пискаревский 37-2" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.

    Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.



    О.И. Есипова
    Н.И. Протас