Технические работы нотариуса. Вс рф запретил нотариусам требовать оплаты услуг правового и технического характера, если документы подготовлены заявителем самостоятельно

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

[О правомерности взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера]

Федеральная нотариальная палата, учитывая актуальность вопроса о правомерности взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера при совершении любого нотариального действия, экономической обоснованности действующих размеров платы за их оказание, а также о составе услуг правового и технического характера, полагает необходимым разъяснить следующее.

Важно отметить, что нотариальная деятельность в Российской Федерации является особым видом юридической деятельности - осуществляется от имени государства, носит публично-правовой характер и связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц ( ; далее - Основы), нотариально оформленные документы обладают особой доказательственной силой (), что предопределяет публично-правовой статус нотариуса.

Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации () каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Правовая помощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, поскольку основная задача нотариуса при совершении нотариальных действий это обеспечение бесспорности соответствующего факта или права. При наличии оснований, предусмотренных статьей 48 Основ , в частности, если сделка не соответствует требованиям законодательства или совершение нотариального действия противоречит закону, нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия или же отложить его совершение в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

Согласно статье 1 (абзац шестой) Основ нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Вопросы оплаты нотариальных действий регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 25.3) и Основами (статьи 22 и 22.1).

Нотариусы осуществляют свою деятельность на принципе самофинансирования. Как следует из статьи 23 Основ , источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Следует учитывать, что нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых является невозможным осуществление нотариальной деятельности, в частности, расходы на аренду (приобретение) помещения под нотариальную контору, заработную плату работникам нотариальной конторы, отчисления во внебюджетные фонды, страхование своей профессиональной деятельности, на приобретение и обслуживание оргтехники, приобретение и обновление лицензионного программного обеспечения, членские взносы, канцелярские принадлежности и прочее.

Основами нотариусам предоставлена возможность взимания помимо нотариального тарифа платы за оказание услуг правового и технического характера, которая является одним из источников, позволяющих финансировать нотариусам свою профессиональную деятельность самостоятельно (статьи 15 , ).

Из содержания статьи 15 Основ можно сделать вывод, что к услугам правового и технического характера относятся, в частности, составление нотариусом проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. При этом следует отметить, что составление проектов документов в нотариальной практике является сложным, трудоемким, интеллектуальным процессом, для достижения положительных результатов которого нотариусу требуется применить свои юридические знания и затратить значительное количество времени.

Помимо подготовки нотариусом проектов документов (договоров) к услугам, составляющим правовую и техническую работу, относятся такие действия нотариуса, как редактирование проектов документов, представленных лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, розыск документов, составление соответствующих запросов, выполнение набора текста нотариального документа, перевод его в машиночитаемый вид, если это необходимо для совершения нотариального действия, а также другая работа, не входящая в состав какого-либо нотариального действия.

Перечисленные действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют определенных временных и финансовых затрат. При этом без осуществления таких услуг невозможно совершение нотариального действия.

Данный вывод подтверждается существующей судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 мая 2017 г. по делу N 33-14785/2017; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11 ноября 2016 г. по делу N 33-19702/2016; от 8 ноября 2016 г. по делу N 33-19386/2016; Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 15 августа 2017 г. по делу N 33-2922/2017 и ряд других судебных постановлений).

Представляется, что размер платы за услуги правового и технического характера складывается не из конкретных действий нотариуса по оказанию таких услуг, а из совокупности указанных факторов, оказывающих значительное влияние на формирование системы расчета платы за услуги правовой и технической работы, и в том числе, затрат на осуществление нотариальной деятельности, обусловленных хозяйственной деятельностью нотариальной конторы.

Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 26 мая 2011 г. N 03-05-06-03/39 обратило внимание на то, что за выполнение таких действий, как оказание услуг правового и технического характера, должна взиматься плата с учетом себестоимости затрат на составление данных документов.

Кроме того, при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера нотариус руководствуется не только требованиями статей 15 , , , , 30 Основ , но и Порядком определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера (утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 24 октября 2016 г., протокол N 10/16; далее - Порядок), решениями уполномоченного органа нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата), а также положениями иных правовых актов, регулирующих указанные отношения.

Изменениями, внесенными в Основы Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 332-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (далее - Федеральный закон N 332-ФЗ), ежегодное установление обязательных для применения нотариусами размеров платы за оказание услуг правового и технического характера отнесено к полномочиям нотариальных палат.

Однако утверждаемые нотариальными палатами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, согласно Основам , не должны превышать экономически обоснованных размеров платы за оказание таких услуг, установленных Федеральной нотариальной палатой для каждого субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком, который предусматривает взимание платы за оказание услуг правового и технического характера по видам нотариальных действий.

Следует учитывать, что приведенные изменения в Основы приняты в целях урегулирования размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий в зависимости от конкретного субъекта Российской Федерации и имеют своей целью, в частности, установление единообразной практики их взимания.

Принимая это во внимание, нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять размер данной платы (пункт 3.1.11 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации , принятого Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 16 ноября 2015 г. и утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2016 г. (далее - Кодекс профессиональной этики нотариусов); пункт 2.11 Порядка).

Несоблюдение решений нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера является дисциплинарным проступком, за виновное совершение которого следует дисциплинарная ответственность нотариуса (пункт 9.2.13 Кодекса профессиональной этики нотариусов).

Следовательно, освобождение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты, по мнению Федеральной нотариальной палаты, может являться основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов .

Кроме того, необходимо иметь в виду, что ситуация, при которой отдельные нотариусы субъекта Российской Федерации при совершении нотариальных действий систематически не взимают плату за оказание услуг правового и технического характера, ставит их в неравное положение с другими нотариусами региона, что является недопустимым, учитывая правовой статус института нотариата, обязанного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем организации их доступа к нотариальным услугам на равных условиях.

В отношении позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 1 марта 2011 г. N 272-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чераневой Антонины Афанасьевны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой статьи 15 и частью первой статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" разъясняющей, что предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством, необходимо отметить следующее.

Следует учитывать, что с момента принятия указанного определения законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, претерпело существенные изменения, в частности, приняты вышеозначенные Федеральный закон N 332-ФЗ , организовывающий плату за оказание услуг правового и технического характера, Кодекс профессиональной этики нотариусов , предопределяющий обязательность исполнения нотариусами решений нотариальных палат по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера. При этом значительно расширены полномочия нотариусов, на которых возложен целый ряд дополнительных важнейших действий правового и технического характера, которые стали неотъемлемым элементом при совершении нотариального действия и могут совершаться непосредственно только нотариусом и его работниками, в числе прочих внесение сведений в единую информационную систему нотариата, запрос сведений, предусмотренных статьей 47.1 Основ и другие.

Таким образом, нотариусы при осуществлении своей профессиональной деятельности должны ориентироваться на положения действующего законодательства Российской Федерации.

Вице-президент Федеральной

нотариальной палаты

Ю.В.Иутин

Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по.

Утверждено
Правлением
Московской городской
нотариальной палаты
04 декабря 2018 года.

Размер платы за Услуги правового и технического характера на 2019 год
Название нотариального действия Плата УПТХ с 01.01.2019г. Примечание
СДЕЛКИ с НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТОМ За представление заявления о государственной регистрации прав в орган регистрации прав плата за УПТХ НЕ ВЗИМАЕТСЯ
1 Сделки по отчуждению недвижимого имущества: а) Подлежащие обязательному нотариальному удостоверению 6 000,00 Н/летние освобождаются от взимания платы за УПТХ по договорам об отчуждении ими недвижимого им-ва, а также при заключении Договора (соглашения) указ. в п.3 настоящей таблицы. Освобождение производится пропорционально их участию в договоре. В случае отчуждения более 1 объекта в одном договоре, стоимость УПТХ составит 7 000,00 руб. и далее увеличению не подлежит.
2 б) Не подлежащие обязательному нотариальному удостоверению 8 000,00 В случае отчуждения нескольких объектов недвижимого имущ-ва в одном договоре — за каждый последующий объект, начиная с 2-го плюс 1000,00 р. При этом общий размер УПТХ по договору не может превышать 13 000,00 руб.
3 Договор по оформлению в долевую собственность родителей и детей жилого помещения, приобретенного с исп.средств материнского капитала 5 000,00 Н/летние освобождаются от взимания платы за УПТХ при заключении Договора (Соглашения) об определении размера долей в жилом помещении приобретенном за счет средств материнского капитала. Освобождение производится пропорционально их участию в Договоре (Соглашении)
4 Договор ренты, пожизненного содержания с иждивением 8 000,00
5. Договор ипотеки, требующий обязательной нотариальной формы а) долей в праве общей собственности на жилое помещение, дом с земельным участком, в обеспечение возврата целевого кредита (займа) на приобретение или строительство дома, квартиры или в обеспечение кредита (займа), на реструктуризацию кредита предоставленного на приобретение или стр-во жилого дома, квартиры 8000,00
6. б) долей в праве общей долевой собственности на иное недвижимое имущество(в т.ч. нежилое) 11 600,00
СДЕЛКИ ПО СЕМЕЙНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
7. Брачный договор 10 000,00 Плюс 1000,00 руб. за каждый объект недвижимости, начиная со 2-го. При этом общий размер УПТХ не должен превышать 15 000,00 руб.
8 Соглашение о разделе общего имущества нажитого супругами в период брака 8 000,00 Плюс 1000,00 руб. за каждый объект недвижимости, начиная со 2-го (с 3-го). При этом общий размер УПТХ не должен превышать 11 000,00. руб.
9 Соглашение об уплате алиментов 8000,00
10 К О Р П О Р А Т И В Н Ы Е СДЕЛКИ В стоимость УПТХ включено заполнение заявления, сканирование и передача его в ИФНС
Договор отчуждения доли в УК ООО, (в том числе передача доли УК в УК другого Общества,Опционный д-р) сторонами которого являются: а) только физические лица а) 13 500,00
11 б) 18 500,00
12 в) 28 000,00
13 Договор ЗАЛОГА доли в УК ООО, сторонами которого являются: а) только физические лица а) 14 000,00
14 б) российские юридические лица б) 19 000,00
15 в) хотя бы одной из сторон является иностранное юридическое лицо в) 28 500,00
16 Соглашение о предоставлении опциона на заключение договора 30 000,00
17 Договор инвестиционного товарищества 30 000,00
18 Соглашение об управлении хозяйственным партнерством 30 000,00
19 Удостоверение безотзывной оферты во исполнение опциона на заключение договора (ст.429.2 ГК) 4 500,00
20 Удостоверение акцепта безотзывной оферты 4 500,00 В размер платы входит в т.ч. передача в ИФНС
21 Удостоверение: а) требования о выкупе доли в УК; б) заявления о выходе участника из общества 2 000,00
22 Согласие супруга на заключение сделки по распоряжению имуществом 1 000,00 Плюс 100,00 руб.за каждый последующий предмет сделки,начиная с 3-го. При этом общий размер УПТХ не должен превышать 1 800,00 руб.
23 Удостоверение иной односторонней сделки, предмет которой не подлежит оценке (в т.ч, обязательства, отказы от реализации прав по ст. 250 ГК РФ, и пр.) 1000,00
24 Соглашение об изменении или расторжении нотариального договора 7 000,00 Если по удостоверенному соглашению требуется направить заявление в ИФНС от имени нотариуса — дополнительно взимается 2 500,00 руб.
25 ИНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ не указанные выше (в т.ч.Договоры займа, Предварительные договоры, Договоры ипотеки, не требующие обязательной нотариальной формы и пр.), за исключением договоров в рамках наследственного дела. 11 000,00
26 З А В Е Щ А Н И Я 2 400,00 За отметку на завещании УПТХ не взимается.
27 Завещание, условия которого предусматривают создание наследственного фонда 17 000,00
28 Совместное завещание супругов 3 900,00
29 Распоряжение об отмене завещания 500,00
30 Принятие закрытого завещания 2 600,00
31 Вскрытие конверта с закрытым завещанием, оглашение завещания 2 600,00
32 Наследственный договор 11 000,00
ДОВЕРЕННОСТИ
33 Доверенность на получение пенсии и социальных выплат 1 000,00
34 Иные ДОВЕРЕННОСТИ а) от имени физических лиц а) 1 300,00 а). При удостоверении доверенности на нескольких представителей, стоимость УПТХ увеличивается на 200 руб. за каждого представителя начиная с 3-го. При этом общий размер УПТХ не должен превышать 1900, 00 руб.
35 б) от имени юридических лиц б) 2 100,00 б). При удостоверении доверенности на нескольких представителей, стоимость УПТХ увеличивается на 200 руб за каждого представителя начиная с 3-го. При этом общий размер УПТХ не должен превышать 2 900,00 руб.
36 В порядке передоверия в) от имени физических лиц в) 1 600,00 в). При удостоверении доверенности на нескольких представителей, стоимость УПТХ увеличивается на 200 руб за каждого представителя начиная с 3-го. При этом общий размер УПТХ не должен превышать 2 400,00 руб.
37 г) от имени юридических лиц г) 2 200, 00 г). При удостоверении доверенности на нескольких представителей, стоимость УПТХ увеличивается на 200 руб. за каждого представителя начиная с 3-го. При этом общий размер УПТХ не должна превышать сумму 2 800,00 руб.
38 Распоряжение об отмене доверенности 500,00
ИНЫЕ НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
39 СОГЛАСИЕ на выезд н/л за границу 1 100,00 Не зависит от количества несовершеннолетних в согласии и от количества сопровождающих
40 Удостоверение факта принятия общим собранием участников ООО решения об увеличении УК (Обязательная нотариальная форма) Если в Повестку дня собрания наряду с вопросом об увеличении УК внесены иные вопросы, не требующие обязательного присутствия нотариуса на собрании, нотариальный тариф взыскивается как за обязательное нотариальное действие (100 руб.)
41 Удостоверение прочих решений органов управления юридического лица (НЕобязательное нотариальное действие) 3000,00 за 1 час присутствия на заседании,плюс 5000,00 (фиксированный размер) -подготовка к собранию и выдача свидетельства
42 Удостоверение факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности 1 500,00
43 Свидетельство о тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи не взимается Только нотариальный тариф, с учетом ст. 333.38 п.1 пп.2 НК РФ
44 Выдача прочих нотариальных свидетельств 2 000,00
45 ПОДЛИННОСТЬ ПОДПИСИ а) физического лица и ИП в т.ч. Подлинность подписи родителей на заявлении о сопровождении н/л по территории РФ; на Заявлении о принятии наследства, Отказ от преимущественного права покупки доли Уставного капитала ООО, на б/к;на заявлениях в ИФНС и пр.) 1 000,00 Плата за УПТХ взимается за документ и не зависит от количества подписей на документе.
46 б) представителя юридического лица 1 500,00
47 в) переводчика 200,00
48 Свидетельствование верности перевода сделанного нотариусом 1 100,00 За документ в целом.
49 Подлинность подписи на Решении единственного участника 1 200 ,00
50 ПЕРЕДАЧА ЗАЯВЛЕНИЙ ИЛИ ДОКУМЕНТОВ ст.86 Основ: а) лично нотариусом; а) 2 300,00 Отдельно возмещается недополученный доход при совершении данного нот.действия вне помещения нотариальной конторы см. Примечание внизу таблицы
51 б) почтовым отправлением б) 2 000,00
52 в) по электронной почте в) 1 500,00 Если документ содержит более 10 листов-плюс 50,00 руб. за каждый лист начиная с 11-го. При этом сумма УПТХ не должна превышать 2 600,00 руб.
53 Внесение сведений в реестр списков участников ООО ЕИС нотариата. Ст.103.11 Основ 1 000,00
54 Выдача выписки из реестра списков участников ООО ЕИС нотариата ст.103.12 Основ 50,00 за 1 стр.
55 Передача в ЕФР сведений о банкротстве и сведений о фактах деятельности юр.лиц ст. 86 Основ 1000,00 плюс 50,00 за каждую стр. отсканированного документа,передаваемого в реестр,но не более 1700,00
56 Представление документов на гос.регистрацию юридического лица и ИП (ст. 86.3 Основ) 100,00 за 1 стр. сканирования, но не более 1300,00 руб.
57 Удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу и наоборот. (за каждую страницу) 100,00 за 1 страницу документа
58 КОПИИ, копии с копий документов, выписки из них, в т.ч. копии учредительных документов 50,00 за 1 стр
59 ПРОТЕСТ ВЕКСЕЛЯ 20 000,00 Дополнительно возмещается недополученный доход за выезд для предъявления требования. См. Примечание внизу таблицы.
60 Предъявление ЧЕКА к платежу 5 000,00
61 Морской протест 10 000,00
62 ПРИНЯТИЕ на ДЕПОНИРОВАНИЕ нотариусом, денежных средств, в целях исполнения обязательств по сделке (ст.88.1 Основ) 1 000,00
63 Принятие на депонирование движимых вещей 17 000,00
64 Принятие в депозит нотариуса, выявленных при описи наследственного имущества, входящих в состав наследства наличных денежных средств 7 000,00 Нотариального тарифа нет. Указанное действие выполняется в рамках нотариального действия по принятию мер по охране наследственного имущества (см.п.88)
65 Принятие в депозит: а) по алиментным соглашениям, по договорам ренты, по коммунальным платежам (ст. 327 ГК) 2 000,00
66 б) по иным обязательствам предусмотренным ст. 327 ГК РФ 7 000,00 Начиная с 6-го и за каждого последующего кредитора по 1 000,00 руб.
67 в) Принятие в депозит денежных средств для расчетов с кредиторами ликвидируемых негосударственных ПФ (обязательное нотариальное действие) 4 900,00 (70% от размера УПТХ в п.66) Начиная с 6-го и за каждого последующего кредитора по 700,00 руб.
68 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 3 000,00 за 1 стр. протокола и 100,00 за каждую страницу приложения
69 Регистрация УВЕДОМЛЕНИЙ О ЗАЛОГЕ движимого имущества:
70 а) в электронной форме не взимается
71 б) в бумажном виде 200,00 за 1 стр.
72 Выдача выписки из реестра уведомлений о залоге а) в электронном виде не взимается
73 б) на бумажном носителем 50,00 за 1 стр. .
74 ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ 90,00 За каждый день хранения каждых полных или неполных 250 листов
75 ВЫДАЧА ДУБЛИКАТОВ 3 500,00
76 Исполнительная надпись об обращении взыскания на заложенное имущество 5 000,00
77 ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ НАДПИСЬ о взыскании задолженности или истребовании заложенного имущества 3 000,00
78 Уведомление залогодателя (должника) об исполнении обязательства,обеспеченного залогом 1 700,00
Н А С Л Е Д С Т В О УПТХ взимается за каждый объект в случае, если одно свидетельство выдается на несколько объектов. (Объект-имущество в целом или доля в праве). За представление заявления о государственной регистрации прав в орган регистрации прав плата за УПТХ НЕ ВЗИМАЕТСЯ
79 Свидетельство о праве на наследство а) на неполученные пенсии и пособия б) денежные вклады, средства на счетах в банках,права по закрытым счетам При сумме вклада, до 10000,00 УПТХ не взимается а) 500,00 руб. б) При сумме вклада до 100 000,00 р. — 1 000,00 руб.; св. 100 000,00 — 2 500,00р. УПТХ включают подготовку и направление запросов в банки и ПИФы. (За выдачу свидетельств о праве на наследство на пенсии, вклады и ден.средства на счетах, нотариальный тариф не взимается). Если кол-во запросов направленных в банки и/или ПИФы превышает 3, то за каждый последующий запрос -100,00 руб. При этом сумма за все запросы не должна превышать 1000,00 руб.
80 в) на недвижимое имущество (за 1 объект) 6 000,00 Плата за УПТХ взимается за каждый объект указанный в свидетельстве. Если в одном свидетельстве на недвижимое имущество указано несколько наследников, то начиная со 2-го наследника плата за УПТХ увеличивается на 1000,00 руб. за каждого наследника. За представление Свидетельства на регистрацию прав плата за УПТХ не взимается.
81 г) на иное имущество, (в т.ч. на обезличенные металлические счета, суммы по открытым брокерским счетам, на домены, на наследство, открывшееся за границей и т.п.) 3 000,00 за каждый объект Плата за УПТХ взимается за каждый объект (предмет). Количество наследников в свидетельстве значения не имеет.
82 Свидетельство на долю в общем имуществе пережившему супругу а) на недвижимое имущество 6 000,00 Плата за УПТХ взимается однократно. Количество объектов в Свидетельстве значения не имеет. Отдельно за представление заявления на регистрацию прав плата за услуги ПТХ не взимается.
83 б) на иное имущество 4 000,00 Плата за УПТХ взимается однократно, независимо от количества объектов в Свидетельстве.
84 Свидетельство о праве на наследство по завещанию, предусматривающему создание наследственного фонда 11 800, 00
85 Соглашение об определении размера долей в рамках НД. 5 000,00 Если количество участников соглашения превышает 2, то начиная с 3-го плата за УПТХ увеличивается на 500,00 руб.
86 Договор раздела наследственного имущества. 7 000,00 За каждый последующий, начиная с 3-го предмет договора — плюс 1 000 руб. При этом общий размер УПТХ не должен превышать 13 000,00 руб. Отдельно плата за УПТХ за представление заявления о регистрации прав не взимается.
87 Учреждение доверительного управления наследственным имуществом. 20 000,00 Не нотариальное действие. Взыскается только УПТХ
88 Составление описи наследственного имущества. 3 000,00 за 1 час Выезд к месту составления описи оплачивается отдельно. См. Примечания к таблице.
89 Передача входящих в состав наследства валютных ценностей, драгоценных металлов и камней, изделий из них и не требующих управления, ценных бумаг, банку на хранение. 10 000,00
90 Передача нотариусом на хранение входящего в состав наследства имущества, не требующего управления, наследникам или иным лицам. 5 000,00
91 СОВЕРШЕНИЕ ПРОЧИХ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, не указанных выше. 1 000,00
92 Выдача ВЫПИСКИ из реестра регистрации нотариальных действий. 500,00
93 Выдача копий документов из АРХИВА нотариуса, в т.ч. переданных нотариусу на хранение. 2 300,00 Нотариальный тариф и плата за УПТХ за выдачу дубликатов установлены отдельно (см.п.75)

Примечание к таблице по стоимости услуг правового и технического характера на 2019 год о предоставляемых льготах:

Ветераны и инвалиды Великой отечественной войны.
(при совершении любых нотариальных действий)
освобождены на 100% (по договорам — пропорционально их участию в договоре)
Инвалиды 1 группы, дети- инвалиды, несовершеннолетние наследники, находящиеся в стационарных учреждениях (детских домах) для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей осв. на 50% вне зависимости от того, на кого возложены расходы (по договорам- пропорционально их участию в договоре)
При удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.

на 100%

При удостоверении сделок, совершаемых при переселении граждан из аварийного жилого фонда в рамках реализации государственных, региональных и муниципальных программ. на 50% от размера УПТХ установленного за сделки, подлежащие обязательному нотариальному удостоверению.
При удостоверении протокола регистрации членов группы избирателей при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата и протокола собрания данной группы избирателей, а также при нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой кандидатом на должность Президента РФ уполномоченному представителю по финансовым вопросам, при свидетельствовании сведений, содержащихся в списке лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей (участников референдума), и подлинности подписи этих лиц.

на 100%

При передаче нотариусом по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, изготовленного данным нотариусом электронного документа, равнозначность которого документу на бумажном носителе удостоверена нотариально, другому нотариусу посредством электронных каналов связи в соответствии со ст.86 Основ.

не взимается

Если предметом одного договора является несколько самостоятельных объектов, а также если в одном договоре (документе) содержатся элементы различных договоров- сделок. Плата за оказание УПТХ по договору взимается однократно, исходя из большего размера.

Изменение установленного размера УПТХ

не допускается

При совершении нотариального действия вне помещения нотариальной конторы нотариус вправе взыскать недополученный доход
— при выезде к физическим лицам — в размере 5 000,00 рублей;
— при выезде к нетранспортабельным лицам и инвалидам 1 и 2 группы 2 000,00 рублей ;
— при выезде к юридическим лицам 10 000,00 рублей.

— при выезде в СИЗО 10 000,00 рублей
Льготы установленные пунктами 1 и 2 применяются также при взимании недополученного дохода.

При совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы по одному адресу для нескольких лиц недополученный доход взыскивается однократно в равных долях.
При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы, заинтересованные физические или юридические лица в соответствии со ст.22 Основ возмещают ему фактические транспортные расходы.

Нотариус вправе взыскать плату за оказание УПТХ в случае, если такие услуги были выполнены, а нотариальное действие не было совершено. Факт получения платы в этом случае подтверждается записью в реестре регистрации нотариальных действий без присвоения реестрового номера.

Размер платы, взысканной за оказание услуг правового и технического характера, указывается в нотариальном акте и реестре регистрации нотариальных действий.

В соответствии со ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы нотариата) источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера (далее - услуги ПТХ), другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При этом если размеры нотариального тарифа (государственной пошлины), взимаемого за совершение нотариальных действий, жестко регламентированы ст. 22.1 Основ нотариата и ст. 333.24 Налогового кодекса РФ, то размер платы за оказание нотариусом услуг ПТХ, равно как и порядок определения размера такой платы, длительное время установлены не были. Правовой вакуум в регулировании указанного вопроса предопределил его решение на "местечковом уровне", в том числе путем установления нотариусами размера платы за оказание ими услуг правового и технического характера по своему усмотрению.

Безусловно, отдельные нотариальные палаты субъектов РФ пытались посредством дачи нотариусам соответствующих рекомендаций установить единые правила определения платы за услуги ПТХ.

Так, в силу п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 19 апреля 2006 г. N 15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве" Московская городская нотариальная палата наделена полномочиями рекомендовать объем и стоимость правовой и технической работы нотариусов по составлению проектов сделок, заявлений и других документов, изготовлению копий документов и выписок из них, а также по разъяснению вопросов совершения нотариальных действий. Подобная практика, которая не имела повсеместного распространения, не привела к положительным результатам.

Согласно ч. 6 ст. 1 Основ нотариата нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Однако в силу ч. 2 ст. 23 Основ нотариата денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Данные обстоятельства обусловливают заинтересованность нотариусов в увеличении объемов финансирования своей деятельности, что могло быть достигнуто как ростом числа осуществляемых нотариальных действий (в связи с невозможностью изменения установленных нотариальных тарифов), так и повышением стоимости услуг ПТХ.

Учитывая, что плата за услуги ПТХ составляет от 2/3 до 4/5 всех финансовых поступлений нотариусов <3> и порядок ее установления нормативно не урегулирован, именно оказание услуг ПТХ явилось основным источником финансирования деятельности нотариусов. Этому способствовало и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ от 19 января 2012 г. N 03-05-06-03/01, согласно которому за оказание услуг ПТХ взимается плата с учетом себестоимости затрат . Подобное разъяснение позволило нотариусам самостоятельно определять стоимость оказываемых ими услуг ПТХ исходя лишь из неких оценочных показателей.

Наличие проблемы, связанной с отсутствием должного правового регулирования услуг ПТХ и в части установления платы за оказание нотариусами услуг ПТХ, неоднократно признавало и Министерство юстиции РФ: на практике самостийное определение размера платы "с учетом себестоимости затрат" привело к взиманию отдельными нотариусами завышенных тарифов. Попытки нотариальных палат субъектов РФ рекомендовать разумные пределы оценки услуг ПТХ с учетом экономических условий регионов в отдельных субъектах РФ не урегулировали должным образом данный вопрос.

В ряде нотариальных контор стала складываться практика, заключающаяся в использовании предоставленных законодателем возможностей в сугубо личных интересах. Это выражалось прежде всего в том, что отдельные нотариусы отказывались соблюдать рекомендации нотариальных палат по согласованному уровню размеров платы за услуги ПТХ, существенно завышали ее размеры, что приводило к значительному количеству жалоб на действия нотариусов. Также большое распространение получила практика, заключающаяся в "сотрудничестве" с индивидуальными предпринимателями или специализированными фирмами, на которые возлагались осуществление технической и правовой работы и взимание за это платы, причем такая плата могла отличаться в разы даже у нотариусов, работающих на одной улице.

Большие сложности в правоприменительной практике вызывало и отсутствие законодательно закрепленного понятия "услуги правового и технического характера". К таким услугам можно отнести ксерокопирование документов, изготовление выписок из них, подготовку проектов документов (составление, набор текста, печать), сшивание документов. Однако нередко понятие "услуги правового и технического характера" трактуются расширительно, в связи с чем в их содержание включают оказание консультационных услуг, разъяснения законодательства по вопросам совершения нотариальных действий, правовую экспертизу (Апелляционное определение судебной коллегии Нижегородского областного суда от 27 октября 2015 г. по делу N 33-10552/2015, Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 29 октября 2015 г. по делу N 33-5296/2015).

Такой подход представляется незаконным. Согласно ч. 1 ст. 16 Основ нотариата нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий (здесь и далее выделено нами. - Д.З.) с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

В силу ст. 54 Основ нотариата нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона . То есть фактически нотариус обязан провести правовую экспертизу проекта сделки.

Тем самым разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий, правовая экспертиза проектов документов входят в состав соответствующих нотариальных действий или представляют собой обязанность нотариуса, вытекающую из его правового статуса и осуществляемых им функций, что делает невозможным отнесение таких действий к услугам ПТХ и, соответственно, исключает основания для их оплаты.

Данная проблема была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ в Определении от 1 марта 2011 г. N 272-О-О: "Предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством. Так, в соответствии со статьями 9, 16, 48 и 50 Основ нотариата нотариус при совершении нотариальных действий обязан обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Реализация нотариусами этих публичных обязанностей в ходе совершения нотариальных действий не может одновременно рассматриваться в качестве оказания ими услуг правового и технического характера.

Между тем лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса - помимо нотариальных действий - дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия.

Таким образом, Основы нотариата не предполагают возможность взимания за совершение нотариальных действий нотариальных тарифов в больших размерах, чем это определено законодателем, и допускают финансирование деятельности нотариуса за счет оказания дополнительных услуг правового и технического характера, предоставляемых гражданам и юридическим лицам исключительно при наличии их согласия и вне рамок нотариальных действий".

Кроме того, законодательно не решен вопрос о том, в рамках какой правовой конструкции должны оказываться нотариусом услуги ПТХ. Как представляется, единственным решением рассматриваемой проблемы является договор возмездного оказания услуг. Однако данный вопрос также был оставлен законодателем без разрешения, что вполне отвечает меркантильным интересам нотариусов, поскольку не создает для них дополнительный объем работ по оформлению соответствующих гражданско-правовых отношений, и практически исключает предпосылки для их гражданско-правовой ответственности.

При этом распространилась практика навязывания услуг ПТХ, оказанием которых нотариусы обусловливали совершение нотариальных действий, а в противном случае просто отказывали в их совершении. Например, не принимали представленные гражданами копии документов для свидетельствования их верности, проекты договоров, доверенностей для их удостоверения (Определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 3 августа 2015 г. по делу N 33-6445/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 26 августа 2016 г. N 33-33615/16).

Так, Московский городской суд в Апелляционном определении от 2 августа 2016 г. N 33-29079/16 указал: "В., обратившись к нотариусу с подготовленной им самим доверенностью, напечатанной на бумаге, имел право на удостоверение данной доверенности по существующим тарифам без дополнительной перепечатки на бумаге Гознака. Постановка подписи, печати нотариуса, внесение соответствующих данных в реестр нотариуса не является технической или правовой работой, а собственно и есть само нотариальное действие, за которое законом установлена госпошлина (тариф), составляет существо данного нотариального действия и дополнительной услугой ПТХ считаться не может".

Отнесение переноса текста доверенности на установленный бланк единого образца, предназначенного для совершения нотариальных действий, к услугам ПТХ является неправомерным, поскольку законом или иным нормативным правовым актом данное действие не отнесено к технической услуге. Перенос текста доверенности на бланк единого образца, в том числе и с использованием технических средств нотариуса, является непосредственно документальным оформлением нотариального действия, не может рассматриваться как оказание дополнительной (факультативной) услуги по отношению к нотариальным действиям (Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 10 июля 2012 г. N 33-9692/2012).

Однако судебная практика по данному вопросу не однозначна. Так, Д. обратился к нотариусу с заявлением о свидетельствовании верности копии доверенности. При этом копию доверенности заявитель изготовил сам и просил нотариуса не взыскивать с него плату за услуги правового и технического характера, а взыскать лишь тариф (10 руб. за страницу), предусмотренный п. 9 ч. 1 ст. 22.1 Основ нотариата. Однако нотариус отказал в совершении нотариального действия.

В обоснование законности данного отказа нотариуса суд указал, что Методическими рекомендациями и решениями нотариальной палаты Свердловской области (далее - Рекомендации) императивно установлено, что за свидетельствование верности копий документов взимаемая нотариусом плата складывается из тарифа, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 22.1 Основ нотариата (10 руб. за страницу копии документов) и размера платы за оказание услуг правового и технического характера (80 руб. за страницу копии документов).

При этом в силу Рекомендаций нотариус не вправе самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой субъекта РФ размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера в сторону уменьшения либо увеличения.

Граждане и представители юридических лиц, обращающиеся за совершением нотариального действия со своим проектом документа, не могут освобождаться от услуг правового и технического характера , поскольку взимается стоимость за услуги правового и технического характера в целом, а не за проект и техническую работу. Освобождение граждан от уплаты услуг правового и технического характера будет являться неисполнением Рекомендаций, что повлечет применение мер дисциплинарного взыскания к нотариусу согласно Кодексу профессиональной этики нотариусов в РФ (Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 сентября 2016 г. по делу N 33-16636/2016).

Подобный подход суда вызывает удивление в силу своей явной необоснованности и незаконности.

В данной ситуации просматривается даже не навязывание нотариусом услуг ПТХ, а определение новых (повышенных) размеров нотариального тарифа: суд в нарушение требований Основ нотариата фактически легитимировал полномочия нотариальной палаты субъекта РФ по установлению размера нотариального тарифа за совершение нотариальных действий. Суд признал, что оказание услуг ПТХ входит в состав нотариального тарифа, увеличивая его размер. При этом сам факт оказания (неоказания) таких услуг никакого значения для определения размера денежных средств, подлежащих уплате нотариусу за совершение нотариального действия, не имеет. Кроме того, признание обязанности граждан оплачивать услуги ПТХ вне зависимости от их фактического оказания как основания, исключающего применение к нотариусу мер дисциплинарного взыскания, не выдерживает никакой критики.

Решить указанные проблемы, обеспечить выработку единых правил оказания нотариусами услуг ПТХ и установление порядка определения их обоснованной стоимости призван Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 332-ФЗ "О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (далее - Закон N 332-ФЗ).

В соответствии с названным Законом на Федеральную нотариальную палату возложены полномочия:

утверждать порядок определения обязательного для применения нотариусами экономически обоснованного предельного размера платы за оказание услуг ПТХ;

ежегодно устанавливать предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг ПТХ для каждого субъекта Российской Федерации;

размещать на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о предельных размерах платы за оказание нотариусами услуг ПТХ, а также о конкретных размерах такой платы в каждом субъекте Российской Федерации (ст. 30 Основ нотариата).

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Основ нотариата нотариальные палаты субъектов Российской Федерации ежегодно устанавливают обязательные для применения нотариусами размеры платы за оказание услуг ПТХ, не превышающие предельных размеров платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера, установленные Федеральной нотариальной палатой; размещают на своем официальном сайте в сети Интернет информацию об установленных размерах платы за оказание нотариусами услуг ПТХ.

К сожалению, Закон N 332-ФЗ не решил такие важнейшие вопросы, как определение содержания понятия "услуги правового и технического характера", введение запрета на навязывание нотариусами услуг ПТХ, регламентация права и оснований отказа граждан и юридических лиц от оказания им нотариусами таких услуг при совершении нотариальных действий, отграничение нотариального тарифа от платы за услуги ПТХ, определение правовой конструкции услуг ПТХ, оказываемых нотариусами.

Вызывает обеспокоенность и то обстоятельство, что законодатель полностью устранился от определения стоимости услуг ПТХ, передав все полномочия по их установлению самим нотариусам (подобными полномочиями целесообразно было бы наделить Правительство РФ), что может повлечь за собой злоупотребление ими в ущерб правам и законным интересам граждан и юридических лиц. Отсутствие в Основах нотариата положений о контроле за обоснованностью предельных размеров платы за оказание нотариусами услуг ПТХ со стороны государственных органов также не способствует прозрачности деятельности нотариусов и не повышает уровень доверия к ним со стороны общества.

Рассмотренные нововведения реализованы в Методических рекомендациях по определению предельного размера платы за оказание нотариусом услуг правового и технического характера, утвержденных решением Правления Федеральной нотариальной палаты (протокол от 28 марта 2016 г. N 03/16; далее - Методические рекомендации).

Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций предельные размеры платы за оказание услуг ПТХ учитывают социально-экономическую ситуацию в регионе (характеризуемую прожиточным минимумом в регионе) и среднее число нотариальных действий, приходящихся на 1 нотариуса в регионе ("серийность" нотариальных действий). При этом учитывается, что чем больше однотипных действий выполняет нотариус, тем меньше времени требуется на выполнение одного действия и тем меньше должен быть размер платы за оказание услуг ПТХ.

При определении предельного размера платы за оказание услуг ПТХ при совершении конкретных видов нотариальных действий устанавливается коэффициент сложности нотариального действия по их видам, пропорциональный трудозатратам на их совершение.

Так, например, за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из них за страницу копии (выписки) установлен коэффициент 0,008, а за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества, не подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, предусматривается коэффициент 1,0, за совершение морского протеста - коэффициент 5,0.

Предельный размер платы за оказание услуг ПТХ рассчитывается по следующей формуле, учитывающей социально-экономическую ситуацию в регионе и количество нотариальных действий, совершаемых нотариусом:

РП = ПМ x К x Ккнд,

где РП - предельный размер платы за оказание услуг ПТХ;

ПМ - величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации за II квартал года, предшествующего году взыскания нотариального тарифа;

К - коэффициент сложности нотариального действия;

Ккнд - коэффициент количества нотариальных действий.

участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от взимания платы за оказание услуг ПТХ на 100%;

инвалиды I группы освобождаются от взимания платы за оказание услуг ПТХ на 50%;

несовершеннолетние освобождаются от взимания платы за оказание услуг ПТХ при удостоверении договоров об отчуждении ими недвижимого имущества. Такое освобождение от взимания платы за оказание услуг ПТХ производится пропорционально их участию в договоре.

При этом нотариальным палатам субъектов РФ предоставлено право установить дополнительные льготы для отдельных категорий граждан при оказании услуг ПТХ.

Необходимо отметить, что взимание платы за оказание услуг ПТХ, не указанных в п. 2.4 Методических рекомендаций, не допускается, но при этом данный пункт содержит оговорку - "совершение прочих нотариальных действий", что фактически исключает возможность совершения нотариального действия без взыскания платы за оказание услуг ПТХ.

Кроме того, согласно п. 2.8 Методических рекомендаций при совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы плата за оказание услуг ПТХ взыскивается в полуторакратном размере (аналогично с правилом, установленным ч. 2 ст. 22.1 Основ нотариата в отношении нотариального тарифа). Сколько-нибудь обоснованных причин такой позиции, за исключением, конечно, искусственного завышения стоимости услуг ПТХ, из данного правила не усматривается.

Также Методические рекомендации запрещают нотариусу самостоятельно изменять установленный нотариальной палатой размер подлежащей взиманию платы за оказание услуг ПТХ в сторону уменьшения либо увеличения. Невозможность увеличения нотариусом указанной платы направлена на недопущение нарушения прав граждан и юридических лиц, а запрет уменьшать размер платы за услуги ПТХ - на исключение конкуренции между нотариусами, что, безусловно, целесообразно для нотариального сообщества, но не отвечает интересам потребителей нотариальных услуг.

На сайте Федеральной нотариальной палаты размещены предельные размеры платы за оказание нотариусами услуг ПТХ по субъектам Российской Федерации, а также размеры платы (тарифов) за оказание нотариусами услуг ПТХ в субъектах Российской Федерации. Их анализ приводит к интересным выводам.

Во-первых, отсутствует единый порядок определения платы за совершение отдельных нотариальных действий.

Так, например, тарифы за свидетельствование верности копий документов, а также выписок за страницу копии установлены в твердой сумме за 1 страницу (например, в Москве - 50 руб., в Чукотском автономном округе - 175,19 руб.), в пределах двух значений (например, в Мурманской области - от 90 до 140 руб., причем раскрытие информации о порядке определения конкретной стоимости отсутствует), и дифференцированно в зависимости от количества страниц (например, в Архангельской области: за копию 1 страницы - 90 руб., копии 2 и более страниц - 40 руб. за каждую; если копии делает нотариус, то указанные тарифы увеличиваются на 40 и 50 руб. соответственно).

Тарифы за удостоверение доверенности от имени физических лиц установлены в твердой сумме (например, в Московской области - 1 700 руб.), в пределах двух значений (например, в Камчатском крае - от 300 до 3 578 руб., причем раскрытие информации о порядке определения конкретной стоимости отсутствует), в зависимости от назначения доверенности (например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре - 500 руб. на получение пенсии, заработной платы, 2 000 руб. - на право пользования и (или) распоряжения имуществом, 2 500 руб. - генеральная доверенность).

Во-вторых, установлена плата за "совершение прочих нотариальных действий", содержание которых в большинстве субъектов РФ не раскрывается (например, в Москве - 1 000 руб., в Московской области - до 2 000 руб.), что создает предпосылки для злоупотребления нотариусами правом на определение подлежащего взысканию тарифа на оказание услуг ПТХ.

При этом, например, в Ямало-Ненецком автономном округе содержание "прочих" нотариальных действий частично "разъяснено": "1 500 рублей - согласие на сопровождение детей на территории РФ, согласие на сдачу экзамена в ГИБДД и т.д.; 3 000 рублей - остальные". Как видно, такое "уточнение" не очень помогает разобраться в хитросплетениях источников финансирования нотариата.

В-третьих, установлен такой тариф на оказание услуг ПТХ как "недополученный доход при совершении нотариальных действий вне помещения нотариальной конторы" (при выезде к физическим или юридическим лицам). В большинстве субъектов Российской Федерации не воспринят подход об увеличении стоимости услуг ПТХ при совершении нотариальных действий вне нотариальной конторы в полуторакратном размере (за исключением Алтайского края). В Ивановской области плата за совершение нотариальных действий вне нотариальной конторы установлена в размере 0,5 от суммы услуг ПТХ, но не более 6 000 руб.

Распространенным решением является установление твердой суммы (например, для юридических лиц в Москве - 10 000 руб., в Чукотском автономном округе - 24 148,8 руб.). Встречаются определение предельного размера (например, в Республике Коми - до 5 000 руб.) или минимального размера (например, в Кабардино-Балкарской республике - от 3 000 руб.), либо его установление в пределах двух значений (например, в Ярославской области - от 2 000 руб. до 5 200 руб.), а также градация тарифов в зависимости от различных обстоятельств для физических лиц:

В Республике Крым - 6 000 руб. при выезде в СИЗО, в психоневрологические учреждения;

В Республике Коми - при выезде нотариуса в пределах города - 1 000 руб., за пределы города в удаленные населенные пункты - 2 000 руб. в час, но не менее 2 000 рублей за выезд нотариуса;

В Ханты-Мансийском округе - Югре выезд нотариуса в больницу оценивается в диапазоне от 100 до 1 000 руб.

При этом в отдельных субъектах размер недополученного дохода нотариуса вообще не определен (например, в Республике Тыве, в Ульяновской области).

К сожалению, в рамках статьи невозможно проанализировать множество имеющихся нюансов установленных размеров платы за услуги ПТХ, наличие которых свидетельствует лишь о начале работы по приведению всей системы оказания нотариусами услуг ПТХ к регулированию на основании единых правил и необходимости продолжения соответствующего диалога Федеральной нотариальной палаты с региональными нотариальными палатами.

Полагаем возможным констатировать, что с 1 января 2017 г. в России фактически установлены новые размеры нотариальных тарифов, которые состоят из двух частей:

Непосредственно сам нотариальный тариф, установленный Основами нотариата (Налоговым кодексом РФ);

Плата за оказание нотариусами услуг ПТХ.

Действующее правовое регулирование не позволяет отграничить одну из указанных частей от другой, при этом обе суммы подлежат уплате вне зависимости от действительного оказания услуг ПТХ нотариусом, что никак не согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, выраженной им в Определении от 1 марта 2011 г. N 272-О-О. Иными словами, для определения оснований уплаты денежных средств за услуги ПТХ, например, за свидетельствование верности копии документа не будет иметь значения, представлена ли гражданином копия соответствующего документа или эту копию будет делать нотариус - в любом случае установленная плата за услуги ПТХ должна быть взыскана.

Попытка законодательного урегулирования отмеченных проблем оказалась малоэффективной, что обусловлено как просчетами законодателя, фактически исключившего государственное регулирование и контроль за установлением размеров платы за услуги ПТХ, так и самостийностью нотариальных палат субъектов Российской Федерации, поддерживаемой действиями Федеральной нотариальной палаты РФ и ее нежеланием (неспособностью) жестко регламентировать соответствующие отношения.

Изложенное свидетельствует, что поднятая в настоящей статье проблема еще длительное время останется актуальной и негативно влияющей на состояние, оценку и восприятие российского нотариата, а также на возможности и гарантии защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц при совершении нотариусами нотариальных действий.

Федеральная нотариальная палата, учитывая актуальность вопроса о правомерности взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера при совершении любого нотариального действия, экономической обоснованности действующих размеров платы за их оказание, а также о составе услуг правового и технического характера, полагает необходимым разъяснить следующее.

Важно отметить, что нотариальная деятельность в Российской Федерации является особым видом юридической деятельности - осуществляется от имени государства, носит публично-правовой характер и связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц (статья 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате; далее - Основы), нотариально оформленные документы обладают особой доказательственной силой (статья 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), что предопределяет публично-правовой статус нотариуса.

Нотариат является частью публично-правовой системы оказания квалифицированной юридической помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 48) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Правовая помощь, оказываемая нотариусом, не носит формализованного характера, поскольку основная задача нотариуса при совершении нотариальных действий это обеспечение бесспорности соответствующего факта или права. При наличии оснований, предусмотренных статьей 48 Основ, в частности, если сделка не соответствует требованиям законодательства или совершение нотариального действия противоречит закону, нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия или же отложить его совершение в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

Согласно статье 1 (абзац шестой) Основ нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Вопросы оплаты нотариальных действий регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 25.3) и Основами (статьи 22 и 22.1).

Нотариусы осуществляют свою деятельность на принципе самофинансирования. Как следует из статьи 23 Основ, источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Следует учитывать, что нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых является невозможным осуществление нотариальной деятельности, в частности, расходы на аренду (приобретение) помещения под нотариальную контору, заработную плату работникам нотариальной конторы, отчисления во внебюджетные фонды, страхование своей профессиональной деятельности, на приобретение и обслуживание оргтехники, приобретение и обновление лицензионного программного обеспечения, членские взносы, канцелярские принадлежности и прочее.

Основами нотариусам предоставлена возможность взимания помимо нотариального тарифа платы за оказание услуг правового и технического характера, которая является одним из источников, позволяющих финансировать нотариусам свою профессиональную деятельность самостоятельно (статьи 15, 23).

Из содержания статьи 15 Основ можно сделать вывод, что к услугам правового и технического характера относятся, в частности, составление нотариусом проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. При этом следует отметить, что составление проектов документов в нотариальной практике является сложным, трудоемким, интеллектуальным процессом, для достижения положительных результатов которого нотариусу требуется применить свои юридические знания и затратить значительное количество времени.

Помимо подготовки нотариусом проектов документов (договоров) к услугам, составляющим правовую и техническую работу, относятся такие действия нотариуса, как редактирование проектов документов, представленных лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, розыск документов, составление соответствующих запросов, выполнение набора текста нотариального документа, перевод его в машиночитаемый вид, если это необходимо для совершения нотариального действия, а также другая работа, не входящая в состав какого-либо нотариального действия.

Перечисленные действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют определенных временных и финансовых затрат. При этом без осуществления таких услуг невозможно совершение нотариального действия.

Данный вывод подтверждается существующей судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 мая 2017 г. по делу № 33-14785/2017; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 11 ноября 2016 г. по делу № 33-19702/2016; от 8 ноября 2016 г. по делу № 33-19386/2016; Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 15 августа 2017 г. по делу № 33-2922/2017 и ряд других судебных постановлений).

Представляется, что размер платы за услуги правового и технического характера складывается не из конкретных действий нотариуса по оказанию таких услуг, а из совокупности указанных факторов, оказывающих значительное влияние на формирование системы расчета платы за услуги правовой и технической работы, и в том числе, затрат на осуществление нотариальной деятельности, обусловленных хозяйственной деятельностью нотариальной конторы.

Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 26 мая 2011 г. № 03-05-06-03/39 обратило внимание на то, что за выполнение таких действий, как оказание услуг правового и технического характера, должна взиматься плата.с учетом себестоимости затрат на составление данных документов.

Кроме того, при взимании платы за оказание услуг правового и технического характера нотариус руководствуется не только требованиями статей 15, 22, 23, 25, 30 Основ, но и Порядком определения предельного размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера (утвержден решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 24 октября 2016 г., протокол № 10/16; далее - Порядок), решениями уполномоченного органа нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (далее - нотариальная палата), а также положениями иных правовых актов, регулирующих указанные отношения.

Изменениями, внесенными в Основы Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 332-ФЗ «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее - Федеральный закон № 332-ФЗ), ежегодное установление обязательных для применения нотариусами размеров платы за оказание услуг правового и технического характера отнесено к полномочиям нотариальных палат.

Однако утверждаемые нотариальными палатами размеры платы за оказание услуг правового и технического характера, согласно Основам, не должны превышать экономически обоснованных размеров платы за оказание таких услуг, установленных Федеральной нотариальной палатой для каждого субъекта Российской Федерации в соответствии с Порядком, который предусматривает взимание платы за оказание услуг правового и технического характера по видам нотариальных действий.

Следует учитывать, что приведенные изменения в Основы приняты в целях урегулирования размера платы за оказание нотариусами услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий в зависимости от конкретного субъекта Российской Федерации и имеют своей целью, в частности, установление единообразной практики их взимания.

Принимая это во внимание, нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять размер данной платы (пункт 3.1.11 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, принятого Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 16 ноября 2015 г. и утвержденного Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2016 г. (далее - Кодекс профессиональной этики нотариусов); пункт 2.11 Порядка).

Несоблюдение решений нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера является дисциплинарным проступком, за виновное совершение которого следует дисциплинарная ответственность нотариуса (пункт 9.2.13 Кодекса профессиональной этики нотариусов).

Следовательно, освобождение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты, по мнению Федеральной нотариальной палаты, может являться основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания в соответствии с Кодексом профессиональной этики нотариусов.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что ситуация, при которой отдельные нотариусы субъекта Российской Федерации при совершении нотариальных действий систематически не взимают плату за оказание услуг правового и технического характера, ставит их в неравное положение с другими нотариусами региона, что является недопустимым, учитывая правовой статус института нотариата, обязанного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем организации их доступа к нотариальным услугам на равных условиях.

В отношении позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 1 марта 2011 г. № 272-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чераневой Антонины Афанасьевны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой статьи 15 и частью первой статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» разъясняющей, что предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством, необходимо отметить следующее.

Следует учитывать, что с момента принятия указанного определения законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, претерпело существенные изменения, в частности, приняты вышеозначенные Федеральный закон № 322-ФЗ, организовывающий плату за оказание услуг правового и технического характера, Кодекс профессиональной этики нотариусов, предопределяющий обязательность исполнения нотариусами решений нотариальных палат по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера. При этом значительно расширены полномочия нотариусов, на которых возложен целый ряд дополнительных важнейших действий правового и технического характера, которые стали неотъемлемым элементом при совершении нотариального действия и могут совершаться непосредственно только нотариусом и его работниками, в числе прочих внесение сведений в единую информационную систему нотариата, запрос сведений, предусмотренных статьей 47.1 Основ и другие.

Таким образом, нотариусы при осуществлении своей профессиональной деятельности должны ориентироваться на положения действующего законодательства Российской Федерации.

Обзор документа

Помимо нотариального тарифа, нотариусы вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера.

Речь идет, в частности, о составлении проектов сделок, заявлений и других документов, об изготовлении копий документов и выписок из них, о разъяснениях по вопросам совершения нотариальных действий; о розыске документов; о формировании запросов.

Данные действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют определенных временных и финансовых затрат. При этом без оказания таких услуг невозможно совершение нотариального действия.

Минфин России отмечал, что плата должна складываться с учетом себестоимости затрат на оказание услуг.

Нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять размер данной платы.

Освобождение лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты может являться основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания.

Федеральная нотариальная палата указала на недопустимость освобождения лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты услуг правового и технического характера в нарушение соответствующего решения органа управления нотариальной палаты (письмо Федеральной нотариальной палаты от 20 ноября 2017 г. № 5083/03-16-3). Как указано в письме, несоблюдение решений нотариальной палаты по взиманию платы за оказание таких услуг является дисциплинарным проступком и может послужить основанием для применения к нотариусу мер дисциплинарного взыскания в соответствии с .

Также отмечено, что ситуация, при которой отдельные нотариусы субъекта РФ при совершении нотариальных действий систематически не взимают плату за оказание услуг правового и технического характера, ставит их в неравное положение с другими нотариусами региона, что недопустимо.

В письме ФНП напомнила, что нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых невозможно осуществление нотариальной деятельности: расходы на аренду (приобретение) помещения, заработную плату работникам, отчисления во внебюджетные фонды, на страхование своей профессиональной деятельности, членские взносы, на приобретение и обслуживание оргтехники, лицензионного программного обеспечения и т.д.

Одним из источников, позволяющих нотариусам самостоятельно финансировать свою профессиональную деятельность (помимо нотариального тарифа), является взимание платы за оказание услуг правового и технического характера.

Как указано в письме, к услугам правового и технического характера относятся, в частности, составление нотариусом проектов сделок, заявлений и других документов, изготовление копий документов и выписок из них, разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. Также к ним относятся такие действия нотариуса, как редактирование проектов документов, представленных лицами, обратившимися за совершением нотариальных действий, розыск документов, составление соответствующих запросов, выполнение набора текста нотариального документа, перевод его в машиночитаемый вид, если это необходимо для совершения нотариального действия, другая работа, не входящая в состав какого-либо нотариального действия.

Эти действия не относятся к нотариальным, но непосредственно связаны с их совершением и требуют определенных временных и финансовых затрат. При этом без осуществления таких услуг невозможно совершение нотариального действия.

Таким образом, по мнению ФНП, размер платы за услуги правового и технического характера складывается не из конкретных действий нотариуса по оказанию таких услуг, а из совокупности указанных факторов, из затрат на осуществление нотариальной деятельности, обусловленных хозяйственной деятельностью нотариальной конторы.

Нотариусы обязаны соблюдать решения нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера и не вправе самостоятельно изменять ее размер, в том числе не вправе в нарушение соответствующего решения нотариальной палаты освобождать лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, от оплаты таких услуг.

Несколько лет назад вопрос, связанный с оплатой услуг правового и технического характера, являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который разъяснил, что предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными по отношению к нотариальным действиям. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер. Если он не согласен с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями, такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо.

В отношении указанной позиции КС РФ в письме отмечено, что нотариусы при осуществлении своей профессиональной деятельности должны ориентироваться на положения действующего законодательства, поскольку с момента принятия указанного определения КС РФ законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, претерпело существенные изменения.