Обеспечение безопасности в зале судебного заседания. Обеспечение безопасности в судебном заседании

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ


В последнее время участились случаи нападения посетителей судов на судей, участников судебного процесса и иных чрезвычайных происшествий в зданиях судов.

Так, 14 апреля 2012 года в Москве в здании Тверского районного суда гражданин Душутин В.И. предпринял попытку самосожжения, облив себя в туалетной комнате горючей жидкостью, которую пронес в здание суда.

23 апреля 2012 года в Москве в здании Таганского районного суда гражданином Бородиным А.Г. предпринята попытка нападения на судью с использованием топора.

6 июня 2012 года в Тамбове в здании Октябрьского районного суда подсудимый Ляшков А.В., находясь в зале судебного заседания, причинил вред здоровью двух судей, нанеся им удары ножом, который пронес в здание суда в сложенном зонте.

В целях предотвращения подобных чрезвычайных происшествий в зданиях судов территориальными органами ФССП России осуществлены некоторые мероприятия по улучшению охраны зданий судов.

Вместе с тем необходимое повышение уровня охраны зданий судов и обеспечения безопасности судей требует комплекса мер по повышению эффективности пропускного режима в зданиях судов.

В целях устранения причин, связанных с проносом в здания запрещенных предметов, необходимо провести совещания с представителями территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации для рассмотрения вопроса о поэтапном оборудовании мест первичного досмотра посетителей судов и их ручной клади камерами видеонаблюдения, фиксирующими действия судебных приставов по ОУПДС.

Видеонаблюдение обеспечит дополнительный контроль за несением ими службы.

На совещаниях с представителями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации необходимо обсудить также возможность установки в местах осуществления контроля прохода посетителей в здания судов металлических ячеек для хранения предметов обихода и ручной клади посетителей (примерные размеры 1005050 см), запирающихся на ключ.

При наличии в зданиях судов такого оборудования судебные приставы по ОУПДС, обеспечивающие пропускной режим, могут предложить посетителям судов добровольно оставить имеющиеся при них различные предметы и громоздкую ручную кладь на временное хранение в запирающихся на ключ металлических ячейках. Данная мера позволит также сократить необходимость досмотра вещей посетителей судов и, как следствие, уменьшить недовольство граждан.

Кроме того, данная мера упростит процедуру досмотра посетителей судов и ограничит доступ в здания судов посетителей, имеющих при себе предметы и вещества, представляющие потенциальную угрозу для жизни и здоровья судей, работников аппаратов судов и иных лиц, находящихся в суде.

На совещаниях с представителями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации необходимо обсудить вопрос об оборудовании в зданиях судов гардеробных комнат для посетителей, так как присутствие граждан в суде без верхней одежды значительно уменьшит возможность проноса запрещенных предметов в зал судебного заседания.

Также полагал бы целесообразным предложить должностным лицам территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации рассмотреть вопрос об оснащении постов судебных приставов по ОУПДС, осуществляющих контроль прохода посетителей в здания судов, специальным оборудованием для оптического сканирования документов, удостоверяющих личность посетителей, их поточной автоматизированной проверки по контрольно-пропускным спискам с ведением архивов проверенных лиц.

Оснащение постов судебных приставов по ОУПДС данным оборудованием позволит оперативно (в течение трех - шести секунд) проверять посетителей судов на предмет их нахождения в розыске и, следовательно, принимать экстренные меры по их задержанию.

Подобное оборудование также можно будет использовать для создания базы данных лиц, имеющих психические отклонения, а также лиц, часто посещающих суды и нарушающих установленные в судах правила поведения, должников по исполнительным производствам, находящихся в розыске, и др. Данный информационный ресурс позволит судебным приставам по ОУПДС оперативно принимать меры по предотвращению нарушений правил поведения в суде.

Поскольку работа по осуществлению в зданиях судов пропускного режима в настоящее время не имеет теоретической поддержки, полагал бы целесообразным инициировать совещания с должностными лицами учебных баз, на которых обучают навыкам осуществления пропускного режима сотрудников ФСИН России, ФТС России, на которых обсудить возможность проведения таких занятий с судебными приставами по ОУПДС.

В целях повышения уровня безопасности участников судебного процесса, а также устранения причин и условий, способствующих совершению нападений на судей и иным чрезвычайным происшествиям, связанным с проносом в здания судов запрещенных предметов, также необходимо:

организовать, независимо от наличия обращения судьи, проверки в судах работоспособности кнопок тревожной сигнализации в залах (кабинетах) судебных заседаний перед каждым судебным заседанием, с обязательным производством записи в Журнале учета состояния охранной пожарной сигнализации и средств связи;

обеспечить 100%-ное исполнение заявок председателей судов, судей, председательствующих в судебных заседаниях, на обеспечение безопасности при рассмотрении дел. При рассмотрении судьями уголовных дел, возбужденных по особо тяжким и тяжким преступлениям, при наличии в зале судебного заседания большого количества участников судебного процесса, а также в случаях участия в судебных заседаниях посетителей, прошедших в здания судов с предметами, которые необходимы им для передвижения (трости, костыли), либо в иных случаях при отсутствии вышеуказанной заявки решение о необходимости присутствия судебных приставов по ОУПДС в зале судебного заседания при рассмотрении дела принимает старший судебный пристав. При необходимости привлекать для обеспечения безопасности судебных заседаний судебных приставов по ОУПДС группы быстрого реагирования специализированного отдела оперативного дежурства;

организовать взаимозаменяемость судебных приставов по ОУПДС, обеспечивающих пропускной режим в зданиях судов и судебных участков мировых судей, на время их убытия с поста в течение рабочего дня;

внести изменения в планы специальной подготовки на 2012 год. Провести дополнительные занятия по тактико-специальной подготовке, а именно раздельные тренировки по темам: "Организация пропускного режима в зданиях судов" с использованием муляжей предметов, запрещенных к проносу в суд (проводить указанные тренировки не реже одного раза в месяц);

усилить контроль за осуществлением старшими судебными приставами проверок несения службы судебными приставами по ОУПДС в зданиях судов и судебных участков мировых судей, руководствуясь формуляром, направленным 14.02.2012 в территориальные органы ФССП России за N 12/03-2949-ВВ;

организовать контроль за проведением старшими судебными приставами инструктажей судебных приставов по ОУПДС перед заступлением на службу в строгом соответствии с методическими рекомендациями от 27.02.2012 N 12/03-3832-ВМ;

обеспечить надлежащий контроль за проведением внезапных проверок качества исполнения судебными приставами по ОУПДС мероприятий по пресечению проноса в здания, помещения судов запрещенных предметов с использованием имитационных групп из числа работников аппарата управления и руководителей территориальных органов ФССП России.

Данный перечень мероприятий не является исчерпывающим. К вопросу исполнения функции охраны судов и обеспечения безопасности проведения судебных заседаний необходимо подойти творчески, вследствие чего предлагается разработать и применять на практике новые формы и методы работы.

О применении новаций в работе докладывать в Федеральную службу судебных приставов для последующего их внедрения на всей территории Российской Федерации.

В связи с изложенным необходимо организовать изучение настоящего письма в аппаратах управлений ФССП России, довести указанную информацию до сведения всех старших судебных приставов, а также обеспечить контроль за неукоснительным исполнением указанных поручений.

Ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, начиная с подведения итогов за 9 месяцев 2012 года, докладывать в Управление организации обеспечения установленного порядка деятельности судов о проделанной работе, принятых мерах и их результатах по адресу электронной почты [email protected] (направление информации на бумажном носителе не требуется).

Директор Федеральной службы
судебных приставов - главный
судебный пристав Российской Федерации
А.О.Парфенчиков



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Бюллетень Федеральной
службы судебных приставов,
N 8, 2012 год

размер шрифта

ПРИКАЗ Минюста РФ от 27-12-2006 384 (ред от 08-07-2008) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ... Актуально в 2018 году

Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей

Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей (далее - защищаемые лица) состоит в осуществлении судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье, связанных со служебной деятельностью.

Поводом для применения мер безопасности в отношении защищаемых лиц является непосредственное их обращение к старшему судебному приставу или судебному приставу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также председателю суда или председательствующему в суде.

Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц, а также непосредственные действия, посягающие на их жизнь и здоровье.

Обеспечение безопасности защищаемых лиц осуществляется судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание, в течение всего судебного заседания, в том числе в случае необходимости по указанию старшего судебного пристава в вечернее время, выходные и праздничные дни.

а) установлением старшим судебным приставом мест несения службы для судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в помещении суда, в том числе в зале судебного заседания, а также при входе в совещательную комнату во время нахождения в ней судей, принимающих решение по делу;

в) осуществлением личного досмотра граждан, находящихся в судебных помещениях, досмотра находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. В случаях необходимости судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право задерживать указанных граждан и передавать в последующем в органы внутренних дел, куда также сообщают об обнаружении перечисленных вещей и предметов;

г) проверкой судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов исправности работы средств связи и оповещения, в том числе экстренных;

д) удалением из зала судебного заседания по распоряжению председательствующего и судьи лиц, допустивших нарушения установленного порядка во время судебного заседания;

е) использованием физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом "О судебных приставах".

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей.

При применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

Предупредить о намерении применить их, предоставив при этом лицам, в отношении которых предполагается применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью судебного пристава либо других граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся обстановке такое предупреждение является невозможным;

Применять указанные силу, средства и оружие соразмерно с характером и степенью опасности правонарушения, силой оказываемого противодействия, стремясь к тому, чтобы любой причиненный при этом ущерб был минимальным;

Обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения, и уведомить об этом в возможно короткий срок их родственников.

О всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщает старшему судебному приставу и председателю соответствующего суда, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомляет прокурора.

Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия не должно создавать угрозу жизни и здоровью присутствующих в суде лиц. Превышение полномочий при применении указанных силы, средств и оружия влечет ответственность, установленную законом.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять специальные средства, имеющиеся на их вооружении, для:

Отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;

Пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

Задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

Доставления в милицию задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

Исполнения принудительного привода в суд или к судебному приставу-исполнителю лиц, которые уклоняются от выполнения законных требований судебного пристава по явке в суд или к судебному приставу-исполнителю.

Запрещается применять специальные средства в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, - за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут применять огнестрельное оружие для:

Отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов - когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности;

Пресечения попытки завладения оружием или специальными средствами;

Отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

Пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей.

До применения огнестрельного оружия на поражение оно может быть использовано для предупредительного выстрела.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или вооруженного нападения, угрожающего жизни граждан.


В соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»:
Судебный департамент принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
орган Судебного департамента в субъекте Российской Федерации принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
администратор суда организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время.

Обеспечение надлежащего уровня безопасности судебной деятельности осуществляется в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты (одобрена постановлениями Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 № 98 и от 23.05.2011 № 262).

Меры по обеспечению в зданиях (помещениях) судов условий безопасности при отправлении правосудия осуществляются по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ:

Обеспечение зданий федеральных судов общей юрисдикции техническими средствами безопасности:
оборудование судов турникетами; залов судебных заседаний и кабинетов судей кнопками тревожной сигнализации для экстренного вызова судебных приставов и сотрудников органов внутренних дел;
оснащение судов стационарными и переносными металлообнаружителями; устройствами контроля ручной клади (интроскопами); средствами обнаружения взрывчатых и отравляющих веществ; системами контроля доступа для разграничения зон служебного и общего доступа в здание суда; средствами видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения;
приобретение для судов бронированных автомобилей оборудование служебной территории судов противотаранными устройствами для принудительной остановки транспортных средств (в регионах с повышенной криминогенной обстановкой).
Мероприятия осуществляются в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты (одобрена постановлениями Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 № 98 и от 23.05.2011 № 262), в том числе в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406). Принятые меры отражаются в Паспорте безопасности суда (утв. приказом Судебного департамента от 25 июля 2005 г. № 81).

Организация (в том числе на основе взаимодействия с правоохранительными органами) охраны зданий судов в соответствии с Перечнем объектов, подлежащих государственной охране (утв. постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587). Охрана зданий судов осуществляется:
в рабочее время – судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов ФССП;
в нерабочее время – в регионах со сложной криминогенной обстановкой - подразделениями полицейской охраны МВД России и ФГУП «Охрана» МВД России;
в остальных случаях – сторожами, состоящими в штате судов, в том числе с применением технических средств охраны с выводом на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел.
Верховные суды республик и равные им суды, а также суды, расположенные в регионах с повышенной криминогенной обстановкой, охраняются сотрудниками Федеральной службы судебных приставов либо МВД России.

Организация (на основе взаимодействия с Федеральной службы судебных приставов) исполнения судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов функций по обеспечению безопасности защищаемых лиц в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (согласована с Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ; утверждена приказом Минюста РФ от 3 августа 1999 г. № 226).

4. Тактика действий судебного пристава в ходе заседания суда.

Проведение на должном уровне мероприятий по подготовке к судебному заседанию позволяет свести к минимуму риск возникновения конфликтов в суде, если не полностью, то частично исключить вероятность нарушений установленного порядка деятельности суда. В ходе судебного заседания пристав осуществляет контроль за входом и выходом граждан, контролирует перемещение различных лиц поблизости от зала судебного заседания, поддерживает порядок в коридоре.

Необходимость присутствия судебного пристава в зале судебного заседания определяет судья, по согласованию со старшим судебным приставом. Служба судебных приставов информируется за 3-5 дней о времени и месте судебного заседания, количестве участников судебного процесса, социальной опасности подсудимых, а также о требующемся количестве судебных приставов.

Перед началом судебного заседания пристав докладывает судье о своем прибытии и до окончания судебного заседания выполняет все его распоряжения, связанные с соблюдением порядка в суде, обеспечением безопасности защищаемых лиц и иные связанные с функциональными обязанностями судебного пристава.

Во время судебного заседания пристав постоянно находится в зале суда. Покидать зал судебного заседания пристав может по разрешению судьи, в случае, когда складывающаяся обстановка, например в коридоре, диктует необходимость его немедленного вмешательства, а также в тех случаях, когда в зале суда его подменяет другой судебный пристав.

В случае возникновения фактов нарушения установленного порядка деятельности суда, судебный пристав действует самостоятельно, в пределах предоставленных ему полномочий на пресечение противоправных действий. С тактической точки зрения очень важно, чтобы распоряжение приставу было отдано судьей, который в подобных ситуациях должен взять на себя инициативу и не занимать выжидательной позиции. В случаях, не терпящих отлагательства (угроза жизни и здоровью присутствующих в зале суда, угроза побега подсудимого и т.п.), судебный пристав должен действовать самостоятельно и инициативно.

По окончании судебного заседания пристав докладывает старшему судебному приставу рапортом о проделанной работе. В рапорте указываются все обращения, которые поступили от судьи в ходе процесса, а также фиксируются все происшествия в зале суда с указанием принятых мер.

Судебный пристав должен располагаться в зале суда таким образом, чтобы иметь возможность контролировать обстановку в зале и видеть все происходящее, а также иметь постоянный визуальный контакт с судьей.

Судебный пристав в зале судебного заседания может по своему усмотрению, располагаться в следующих местах:

У выхода из зала судебного заседания;

Возле одного из конвойных, которые охраняют подсудимых;

Справа или слева, на расстоянии 1,5 - 2 м от стола судьи;

В промежутке между столом прокурора (или адвоката) и первым рядом мест в зале суда;

У задней стены в зале судебного заседания.

В целях поддержания должного порядка в суде не рекомендуется пропускать в суд и зал судебного заседания тех, кто находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Кроме того, судебным приставам в ходе подготовки и осуществления безопасности судебного процесса следует задерживать и удалять из помещения суда лиц с явными признаками психического заболевания и малолетних.

Любое нарушение порядка в судебном заседании недопустимо и должно пресекаться судьей или приставом. В то же время не все отклонения от существующих процедур должны рассматриваться приставом как нарушение. Например, неоднократное заявление ходатайств по одним и тем же основаниям, освещение в судебной речи вопросов, не относящихся к делу, повторная постановка вопросов, которые были отклонены судьей, не должны рассматриваться приставом как нарушение установленного порядка. Если подобные действия совершаются вопреки четким распоряжениям судьи и имеют целью затруднить разбирательство дела, применение приставом, по распоряжению судьи, предусмотренных процессуальных санкций признается обоснованным.

5. Тактика действий судебного пристава в особых условиях.

В ходе выполнения судебным приставом своих функциональных обязанностей, а также в связи с особыми обстоятельствами может возникнуть необходимость экстренного реагирования на складывающуюся ситуацию. В случае возникновения особых обстоятельств судебные приставы действуют в соответствии с инструкцией, регламентирующей план обороны офиса судебных приставов или суда. Инструкция и план составляются заблаговременно и хранятся у старшего судебного пристава. Выписки из плана, должны иметься на постах по охране объектов.

План действий, регламентированный данными документами, вступает в действие в следующих случаях:

При нападении на офис судебных приставов или суд;

При срабатывании тревожной или охранной сигнализации;

При возникновении в указанных помещениях пожара, при угрозе причинения вреда имуществу и документам вследствие аварии на газовых, отопительных и водопроводных коммуникациях, а также в электрических сетях;

При стихийных бедствиях;

В случае побега из суда арестованного, при нападении в суде на коновой, при захвате в суде заложника и тому подобных обстоятельствах.

Планы действия в экстремальной ситуации предусматривают:

Количество судебных приставов, постоянно находящихся на объекте, а также состав резерва, который направляется на объект при получении сигнала тревоги;

Вооружение и обеспечение основных и резервных сил судебных приставов специальными средствами;

Перечень основных и запасных маршрутов, по которым прибывают к объекту резервные силы судебных приставов и наряды милиции;

Порядок управления задействованными силами, сигналы взаимного опознания визуально и по радиоканалу;

Перечень мест и способов возможного проникновения преступников на объект, а также пути отхода и места наиболее безопасного задержания;

Порядок действий судебных приставов, находящихся на объекте в чрезвычайной ситуации и, порядок действия резервных групп судебных приставов и пребывающих нарядов милиции;

Схемы задержания преступников и предупреждения негативного развития ситуации на объекте.


Глава 3. Психология деятельности судебного пристава. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. Данное обстоятельство определяет его профессиональную деятельность как одну из разновидностей государственной службы с присущими ей специфическими (в том числе психологическими) особенностями. Основные характеристики профессиональной деятельности судебного пристава:

Правовая регламентация.

Деятельность судебных приставов довольно четко регламентирована. Ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, превышение судебным приставом своих полномочий рассматривается как нарушение закона, свидетельствует прежде всего о низком уровне его профессиональной компетентности.

Нормативные рамки, в которых судебный пристав осуществляет свою профессиональную деятельность, способствуют формированию стремления строго придерживаться правовых норм, определяют соответствующие стереотипы поведения. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на правосознание. Все это определяет высокий уровень социализации личности, ее ответственности перед обществом, нормативности поведения. Надо заметить, что правовая регламентация выступает не только как фактор позитивно развивающий, дисциплинирующий личность, но и как фактор, осложняющий выполнение профессиональных обязанностей. Очевидно, что выполнение деятельности, жестко регламентированной правовыми нормами, требует от судебного пристава постоянного контроля за своими действиями, что предполагает наличие определенного набора личностных характеристик (эмоционально-волевых, интеллектуальных и др.).

Властный характер профессиональных полномочий.

В соответствии с действующим законодательством судебный пристав имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие; удалять из зала суда лиц, находящихся в состоянии наркотического, алкогольного или токсического опьянения, а также лиц, нарушающих порядок судебного заседания; задерживать лиц, допустивших нарушение общественного порядка в здании суда, и передавать их в органы внутренних дел. Кроме того, судебные приставы осуществляют приводы лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, и участвуют в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов. Предоставление перечисленных полномочий предполагает их разумное использование с учетом характера содеянного правонарушителем, сложившейся ситуации, личности субъекта, в отношении которого применяются те или иные меры правового характера.

Реализация властных полномочий нередко может приобретать конфликтный характер. Принятие решений в ситуациях конфликтного взаимодействия требует от судебного пристава способности анализировать и прогнозировать последствия своих действий; эмоциональной уравновешенности и, в то же время, решительности; при необходимости жесткости в действиях, в то же время, уважительного отношения к людям.

Повышенная стрессогенность.

Профессиональная деятельность судебного пристава в ряде случаев носит весьма напряженный, ответственный характер. Главным образом, это может быть связано с противодействием заинтересованных лиц. Формы такого противодействия могут выражаться в неправомерном воздействии на защищаемых лиц, создании угрозы безопасности в местах судебного заседания, попытках завладения или уничтожения уголовного дела и вещественных доказательств и т.п. Самостоятельный стрессовый фон создает и конфликтный характер деятельности судебного пристава, необходимость постоянной готовности к пресечению возможных нарушений, что связано с физическим и психическим напряжением.

Нередко нервно-психические перегрузки приводят к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, к появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве.
В связи с этим судебные приставы должны отличаться хорошим физическим здоровьем, устойчивостью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, нервно-психической и эмоциональной стабильностью.

Высокий уровень личной ответственности.

Уровень личной ответственности судебного пристава определяется характером, решаемых им задач. Выполняя свои профессиональные функции, судебный исполнитель должен осознавать, что он несет персональную ответственность за безопасность защищаемых лиц и остальных граждан, находящихся в судебных помещениях. От его добросовестности и профессионализма зависит очень многое. От сохранности материалов уголовного дела и вещественных доказательств зависит, будет ли вынесен справедливый приговор, а от надежности мероприятий по обеспечению безопасности защищаемых лиц и охраны судебных помещений зависит не только объективность рассмотрения дела, но, возможно, жизнь и здоровье конкретных людей.
Ответственное отношение к своей работе предполагает высокий уровень профессионализма, социальной зрелости, смелости, уверенности в себе, способности брать на себя инициативу в критических ситуациях.
Приведенные выше особенности профессиональной деятельности судебных приставов являются наиболее общими, базовыми для представителей большинства правоохранительных органов. Выделение полного перечня профессионально важных качеств судебного пристава, разработка его психограммы (совокупности психологических качеств и характеристик, важных с точки зрения профессиональной эффективности) предполагает проведение научного исследования и анализа практической деятельности. В связи с тем, что должности судебных приставов введены недавно и по этой проблеме пока не проводилось исследований, мы обратимся к характеристикам, разработанным для сотрудников правоохранительных органов, выполняющих сходные функции.
По своим параметрам и целям деятельность судебных приставов наиболее сходна с характеристиками административно-надзорной и охранной деятельности органов внутренних дел. Основным содержанием административно-надзорной деятельности является наблюдение и пресечение нарушений правопорядка в общественных местах. Охранная деятельность заключается в тщательном наблюдении за охраняемыми объектами и пресечении посягательств на охраняемое имущество. Анализ психограмм представителей соответствующих служб органов внутренних дел и нормативных документов, определяющих требования к профессиональной деятельности и личности судебных приставов, позволил определить психологические характеристики, способные в дальнейшем стать основой психограммы судебного пристава.
Психологические качества судебного пристава, обеспечивающие эффективность его профессиональной деятельности:

1. Особенности внимания и наблюдательности. Эти характеристики имеют особенно важное значение при осуществлении охраны зданий, помещений судов и совещательных комнат, в частности, в процессе их обследования. Немаловажными они являются и в процессе наблюдения за обстановкой в зале суда, при обеспечении безопасности защищаемых лиц.
2. Профессионально важные эмоциональные и волевые качества. Они наиболее важны для судебного пристава в ситуациях осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, а также в процессе предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений, при задержании лиц, их совершивших, удалении из зала суда нарушителей и т.п.

3. Интеллектуальные характеристики. В данном случае речь идет не обо всех возможных характеристиках интеллектуальной сферы судебного пристава, а лишь о тех, которые являются наиболее важными для принятия адекватных решений в различных ситуациях профессиональной деятельности. В первую очередь, речь идет о способности быстрой ориентировки и принятия решения в сложных, конфликтных ситуациях межличностного взаимодействия, а также о ситуациях, в которых от быстроты и правильности выбора действий зависит безопасность защищаемых лиц.

4. Коммуникативные способности. Специфика профессионального общения судебного пристава состоит в том, что для него крайне важным является знание характеристик невербального общения. Это обусловлено необходимостью определять по внешним проявлениям, поведенческим признакам внутренние (в первую очередь, эмоциональные) состояния и возможные намерения граждан, находящихся в судебных помещениях. Такие знания помогут своевременно предупреждать, а при необходимости и пресекать нарушения и даже возможные преступления в зале суда.

5. Особенности памяти. Профессиональная память, необходимая судебному приставу, эффективно "работает" в процессе осуществления наблюдения. Судебный пристав должен фиксировать и запоминать присутствующих в судебном помещении и их поведение, отслеживать происходящие изменения.

6. Моторные качества. Учитывая конфликтный характер деятельности судебного пристава, ему необходимы хорошо развитые моторные качества, четкие стереотипы поведения для деятельности в экстремальных, быстротекущих ситуациях:

Способность к быстродействию в условиях дефицита времени;

Быстрая реакция на возникновение неожиданных раздражителей

Устойчивые стереотипы поведенческих реакций на различные экстремальные ситуации, включая силовое противоборство.

Существенную часть функций судебного пристава обеспечивает административно-надзорная деятельность, т.е. деятельность, связанная с контролем общественного порядка. В этой связи, для корректировки психограммы судебного пристава может быть использована психодиагностическая модель, определяющая профессионально важные для административно-надзорной деятельности качества личности. Наиболее успешные субъекты этой деятельности обладали следующими характеристиками:

Наличие определенного жизненного и профессионального опыта;

Интерес к человеку, его переживаниям, способность к эмпатии;

Уверенность в себе, настойчивость, раскованность, способность к противодействию, стремление к личным впечатлениям;

Спортивные качества;

Способность к усвоению новых знаний, обучению;

Склонность к соперничеству, противоборству;

Активная личностная позиция, мотивация достижений, быстрота принятия решений;

Контроль над агрессивностью, требовательность, социальная направленность интересов.

При составлении психограммы для субъекта любой профессиональной деятельности следует помнить, что это идеальный вариант. Не все декларируемые качества в равной мере должны быть выражены у каждого конкретного судебного пристава. Здесь необходимо учитывать компенсаторный характер профессионально важных качеств личности, т.е. недостаточный уровень одних может быть компенсирован повышенным уровнем других.


Глава 4. Оружие, технические и специальные средства Службы судебных приставов.

Современная научная концепция применения технических средств в правоохранительной сфере исходит из системно-деятельностного подхода и рассматривает технику как инструментальные средства деятельности. Это предполагает при определении системы технических средств, применимых в деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исходить из системы задач, поставленных перед этой службой. К таким задачам Федеральный закон РФ "О судебных приставах" относит ряд обязанностей по обеспечению общественного порядка в судебных помещениях и безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, а также взаимодействие с другими правоохранительными органами. Приведенный комплекс задач определяет применяемую при этом систему технических средств. Обеспечение порядка во время судебного процесса и безопасности его участников невозможно без применения специальных средств. Охрану помещений наиболее рационально можно организовать только при помощи технических средств охраны, а эффективная система связи позволяет значительно повысить оперативность выполнения возложенных законом обязанностей.

Применение технических средств должно быть научно обоснованным, безвредным для здоровья человека и окружающей среды, соответствовать нравственным принципам. Важнейшим требованием является строгое соблюдение законности, в частности, оружие и специальные средства должны использоваться только в случаях, предусмотренных ст.17 Закона "О судебных приставах".

Средства связи.

Средства связи являются основным техническим средством, которое обеспечивает постоянное непрерывное оперативное управление всеми силами при проведении различных мероприятий.

В служебной деятельности судебных приставов средства связи используются в следующих целях:

Для оперативного руководства силами по поддержанию порядка в суде и охране помещений;

Для оперативного взаимодействия с подразделениями МВД, ВС и другими силами при проведении совместных мероприятий.

Система связи должна обеспечивать высокую надежность и достоверность передачи информации в сроки, обусловленные складывающейся обстановкой.

Для организации и обеспечения связи применяются проводные, радио- и комбинированные средства связи. При помощи этих средств организуется телефонная, телеграфная, факсимильная и сигнально-кодовая виды связи.

Телефонная связь используется для ведения устных переговоров; телеграфная - для передачи текстовой информации; факсимильная - для передачи (приема) изображений документов, предметов и других объектов; сигнально-кодовая - для передачи (приема) сигналов, команд, распоряжений.

Проводные средства обеспечивают высокое качество и удобство установления связи, но обладают меньшей оперативностью. Они используются для передачи (приема) информации только между стационарными объектами. По проводным каналам связи организуется низкочастотная и высокочастотная (ВЧ) телефония, телеграфная и факсимильная связь.

Высокочастотная телефония обеспечивает защиту от прослушивания переговоров посторонними лицами за счет преобразования низкочастотного речевого сигнала в высокочастотный и его последующего кодирования. Прослушать передаваемую информацию можно только с помощью специальной декодирующей аппаратуры ВЧ-связи. Низкочастотные телефонные каналы связи от прослушивания посторонними лицами не защищены.

Телеграфный и факсимильный виды связи обеспечивают документальность при передаче информации. Станции абонентского телеграфа используют собственные каналы телеграфной сети и позволяют устанавливать соединения с любым абонентом, автоматически (при отсутствии оператора) принимать информацию. Факсимильная связь организуется либо по телефонной сети с использованием специальных средств (факсимильных аппаратов), либо по сетям фототелеграфа.

Местная и междугородняя телефонная связь организуется при использовании коммуникаций и аппаратуры Министерства связи, включаемых в городскую телефонную сеть. Для организации связи на одном или нескольких компактно расположенных объектах дополнительно используются собственные мини-АТС и линии связи. Они рассчитаны на установление связи между внутренними абонентами и подключение их через небольшое количество линий к городской телефонной сети. Каждый абонент мини-АТС имеет свой внутренний номер. При выходе внутреннего абонента в городскую сеть мини-АТС автоматически выбирает свободную линию, тем самым обеспечивается необходимая пропускная способность линий связи.

Станции оперативной телефонной связи применяются для повышения оперативности установления связи между подразделениями и службами с руководителем или дежурной частью. Оперативность достигается за счет использования прямых телефонных линий, исключающих "занятость" абонента, и быстроты управления связи (абоненту без набора номера достаточно поднять трубку, а со стороны станции нужно только нажать одну кнопку).

К средствам проводной связи относятся станции и концентраторы оперативной связи, мини-АТС, телефонные аппараты, факсимильные аппараты, телеграфные и фототелеграфные аппараты.

Одним из основных средств связи, способным обеспечить непрерывное управление подразделениями и отдельными сотрудниками в самых сложных условиях, является радиосвязь. Основным преимуществом радиосвязи является ее высокая мобильность, позволяющая в минимальные сроки сконцентрировать в нужном месте необходимое количество сил и средств для проведения мероприятий, согласовать по месту и времени их действия и осуществлять ими единое руководство.

Радиосвязь бывает односторонняя и двухсторонняя. При односторонней связи у одного корреспондента осуществляется только передача, у другого - только прием. При двухсторонней связи у обоих корреспондентов осуществляется как передача, так и прием.

Односторонняя радиосвязь используется для передачи команд и распоряжений, в том числе для сбора по тревоге. Она обеспечивает связь от центрального пульта, имеющего одночастотный мощный передатчик, с расположенными у абонентов приемниками. Преимущество такого способа организации связи заключается в простоте использования, большом радиусе действия аппаратуры, малых габаритах приемника и низкой стоимости как приемника, так и системы в целом. В простейшем случае при подаче сигнала с центрального пульта во всех приемниках одновременно раздается сигнал тревоги. В настоящее время получают распространение системы персонального радиовызова, позволяющие за счет передачи персонального кода оповещать не всех абонентов одновременно, а индивидуально каждого из них.

Одним из видов систем персонального радиовызова является пейджинговая связь, отличительная особенность которой состоит в способе организации оповещений через городскую телефонную сеть. Абонент телефонной сети набирает один из номеров центральной станции пейджинговой сети и передает сообщение оператору. Оператор вводит поступившее сообщение в компьютер, где оно кодируется, снабжается персональным кодом абонента и с помощью центрального передатчика передается в эфир. Передатчик центральной радиостанции может обслуживать территорию с радиусом в несколько десятков километров. Пейджеры представляют собой индивидуальные мобильные радиоприемники с устройством регистрации сообщений в буквенном, цифровом или смешанном представлении. Пейджер декодирует сообщение и, если оно обращено к нему, запоминает его и подает звуковой сигнал.

Для обмена информацией между двумя пунктами используется двухсторонняя связь.

В этом случае возможны две формы организации передачи сообщений:

а) поочередный обмен информацией, когда один корреспондент только передает информацию, а второй ее принимает - симплексная связь; б) непрерывная передача и прием сообщений каждым из корреспондентов - дуплексная связь.

Симплексная связь используется, как правило, между подвижными объектами при относительно небольших информационных потоках. Для стационарных объектов с большой нагрузкой характерна дуплексная связь. С помощью радиостанций, в основном, организуется симплексная связь.

Основным способом организации радиосвязи является радиосеть. Все радиостанции радиосети работают на одной частоте, сообщение любого абонента прослушивают и все остальные. При данном способе организации связи используется простой голосовой вызов. Всем абонентам радиосети присваиваются свои позывные. Для лучшей организации работы в сети назначается главная радиостанция. Она осуществляет контроль за поддержанием дисциплины в эфире, правильным применением позывных, регулирует порядок радиообмена, дает разрешение на установление связи между подчиненными радиостанциями радиосети и оказывает помощь в установлении связи между этими радиостанциями. Все требования главной радиостанции должны точно и немедленно выполняться.

К средствам радиосвязи относятся УКВ радиостанции, которые используются для организации беспоисковой, бесподстроечной двухсторонней симплексной связи. По конструктивному исполнению и назначению все радиостанции подразделяются на стационарные, мобильные, носимые (портативные) и скрытноносимые.

Стационарные радиостанции предназначены для стационарной установки на объектах. Они отличаются высокой мощностью передатчика и, соответственно, большой дальностью установления связи, работой на большом количестве радиоканалов и широкими функциональными возможностями. Дальность связи между такими радиостанциями может быть до 50 км.

Мобильные радиостанции предназначены для установки на автомобилях.

Скрытноносимые радиостанции предназначены для ношения под одеждой и имеют конструкцию, предусматривающую их использование незаметно для окружающих. Передатчик обеспечивает дальность связи до нескольких километров.

Более совершенным видом радиотелефонной связи является сотовая радиотелефонная связь. Ее отличительной особенностью является наличие нескольких приемопередатчиков (базовых станций), каждый из которых обслуживает не отдельную группу абонентов, а определенную территорию.

Мобильный телефон имеет большую дальность действия, которую обеспечивает сотовая структура зон связи. Подобная организация системы связи позволяет также уменьшить мощность передатчика, а значит и габариты абонентского радиотелефона. При работе с радиостанцией не следует располагаться в непосредственной близости от крупных препятствий, особенно металлических или железобетонных зданий и сооружений. Поперечно идущие линии электропередач создают помехи распространению ультракоротких волн. Дальность связи увеличивается, если антенну расположить на возвышенности. Ведя передачу из каменного здания, следует располагаться в помещении с окнами, выходящими в сторону корреспондента.

При пониженной температуре окружающего воздуха нужно принять меры, чтобы предохранить источник питания от замерзания.

Построение системы связи определяется структурой подразделений, местом их нахождения и характером выполняемых задач.Система связи должна обеспечивать непрерывное управление подразделений и служб в любых условиях оперативной обстановки, а это возможно лишь при комплексном использовании проводных, радио и комбинированных средств связи.

Технические средства охраны.

Одной из задач судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов является охрана зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время.

В настоящее время для охраны объектов очень широко используются технические средства. Под техническими средствам охраны объекта понимают аппаратуру, устройства, приспособления и конструкции, предназначенные для обнаружения, нейтрализации и ликвидации различных видов угроз охраняемым объектам.

В зависимости от вида они подразделяются на технические средства:

Инженерной защиты;

Контроля доступа;

Телевизионного наблюдения;

Сигнализации.

Средства инженерной защиты обеспечивают защиту от физического проникновения на объект за счет дополнительной укрепленности конструкции зданий и помещений, построения дополнительных защитных сооружений и хранилищ материальных ценностей или информации. В качестве таких средств выступают металлические двери, решетки различной конфигурации на дверях, окнах, между стекол или по слабоукрепленным стенам, специализированные высокопрочные стекла и пленки, сейфы и т.д. Средства инженерной защиты в соответствии с государственными стандартами делятся на категории или классы по устойчивости от воздействия разрушающих несанкционированных действий: взлома, в том числе с применением инструментов, применения огнестрельного оружия и взрыва.

Системы контроля доступа предназначены для ограничения допуска на объект или его отдельные помещения в рабочее время. В состав системы входят устройства идентификации (считыватель), электронная управляющая система, исполнительное устройство (электронные замки, турникеты, кабины).

Функции системы контроля доступа во многом зависят от возможностей устройства управления. Наиболее простые системы имеют одну пару считыватель - исполнительное устройство и осуществляют допуск всех имеющих пропуск сотрудников на охраняемый объект. Более сложные имеют компьютерное управление и создают иерархическую структуру с регулированием прохода сотрудников в строго определенные помещения, документированием места нахождения сотрудников в любой момент времени и в течение рабочего дня в целом.

Все большее распространение получают технические средства телевизионного наблюдения, с помощью которых осуществляется визуальный контроль за соблюдением безопасности на охраняемом объекте. Система теленаблюдения включает видеокамеры, установленные в помещениях охраняемого объекта, видеокоммутатора и видеомониторов, располагающихся в помещении охраны.

В настоящее время используются как цветные, так и черно-белые видеокамеры. Для наблюдения в темное время суток применяются специальные высокочувствительные камеры, которые дополняются инфракрасной подсветкой. Уличные видеокамеры устанавливаются в специальные герметичные корпуса для поддержания оптимального температурного режима. Использование поворотных кронштейнов позволяет из помещения охраны изменить направление просмотра и тем самым значительно расширить зону наблюдения.

Видеокоммутаторы осуществляют переключение видеокамер для просмотра на мониторе. Выбор просматриваемой камеры осуществляется или вручную, или автоматически, с последовательным перебором всех подключенных камер. Существует режим одновременного просмотра нескольких камер, когда экран монитора делится на несколько частей, в каждой из которых просматривается своя видеокамера. В наиболее простых системах коммутатор может конструктивно совмещаться с монитором.

Часто системы телевизионного наблюдения оборудуются аппаратурой видеозаписи, что позволяет производить документирование происходящих событий.

Система телевизионного наблюдения может быть дополнена детекторами движения, которые вырабатывают сигнал тревоги при обнаружении движения на наблюдаемой территории. В этом случае средства телевизионного наблюдения исполняют роль охранной сигнализации.

Важнейшим элементом технических средств охраны объектов являются средства сигнализации, которые, в свою очередь, можно поделить на технические средства охранной сигнализации, технические средства пожарной сигнализации и технические средства тревожной сигнализации. Современное оборудование позволяет все эти виды сигнализации объединить в одну систему, получившую название охранно-пожарной сигнализации.

Тревожная сигнализация предназначена для подачи сигналов тревоги в экстренных ситуациях (например, при нападениях на охраняемый объект) и приводится в действие персоналом путем нажатия на скрытно установленные кнопки или педали. В результате этого в помещении охраны подается звуковой и световой сигнал тревоги, что позволит быстро устранить возникшую угрозу.

Охранно-пожарная сигнализация предназначена для выдачи сигналов тревоги при попытках проникновения в охраняемые помещения при отсутствии там людей или возникновении пожаров в любое время. Наиболее ценные участки объекта (сейфы, отдельные помещения) могут находиться под охраной постоянно, а допуск на них осуществляться на короткое время и только после предварительного согласования.

Таким образом, охранная сигнализация представляет собой комплекс специальных технических средств, устанавливаемых в помещении, на местности и на транспортных средствах с целью обнаружения нарушения установленного режима охраны на объекте и автоматически обеспечивающих передачу информации об этом нарушении.

В состав системы охранной сигнализации входят:

Средства обнаружения - извещатели;

Средства передачи информации - линии связи;

Средства контроля и регистрации информации;

Средства оповещения.

Служба охраны объекта должна иметь разработанный заранее четкий план действий по поступлению сигнала тревоги от системы охранной сигнализации, зависящий от вида поступившего сигнала и места срабатывания сигнализации. Должна быть установлена постоянная связь с вышестоящими инстанциями и органами милиции для принятия решения по поступившим сигналам тревоги и оказанию необходимой помощи в зависимости от конкретной ситуации.

Специальные средства.

Специальные средства применяются судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов в соответствии с Федеральным законом РФ "О судебных приставах" в случаях, когда иные меры не обеспечили исполнения служебных обязанностей..

Все стоящие на вооружении в Службе судебных приставов специальные средства делятся на две группы: средства индивидуальной безопасности и средства активной обороны.

Средства индивидуальной безопасности предназначены для обеспечения физической защиты сотрудников от вооруженного нападения. К таким средствам можно отнести бронежилеты (жилеты защитные и пулезащитные) и шлемы.

Основной характеристикой бронежилетов является пулестойкость - способность конструкции препятствовать нанесению проникающего ранения защищаемому человеку. Классификация и общие технические требования и основные характеристики, необходимые для изготовления и сертификации бронеодежды. Они распространяются на все типы выпускаемых в России средств индивидуальной бронезащиты и едины для всех ведомств.

Средства индивидуальной защиты применяются в сочетании друг с другом с учетом конкретной обстановки и вооруженности правонарушителей. При экипировке необходимо проверить наличие и целостность защитных броневых элементов, надежность крепления регулировочных ремней и застежек и с их помощью подогнать средства защиты под размер сотрудника.

К средствам активной обороны относятся палки резиновые, наручники, аэрозольные распылители с веществами раздражающего действия.

Палки резиновые предназначены для активного противодействия правонарушителям при нападениях или пресечения их неповиновения. Представляют собой стержень из эластичной резины, сохраняющие достаточную упругость, гибкость и эластичность. Сотрудник, применяя палку, должен избегать нанесения ударов по голове и шее нарушителя.

Наручники - предназначены для конвоирования правонарушителей и надеваются на запястье с тем, чтобы осуществить ограничение их физических возможностей. Они представляют собой два взаимосвязанных браслета с подвижно-замыкающимися полукольцами. Наручники запираются и открываются специальным ключом, при попытке самостоятельно открыть наручники полукольца сжимаются еще сильнее.

При применении наручников необходимо не реже чем один раз в два часа проверять состояние фиксации замков.

Газовые аэрозольные баллоны представляют собой алюминиевые контейнеры с легколетучей жидкостью, в состав которой входят активные вещества раздражающего действия (ВРД), природные соединения, обладающие слезоточивым эффектом, или их комбинации.

После применения спецсредств сотрудник письменно докладывает об этом старшему судебному приставу и председателю суда с указанием: когда, где, против кого и при каких обстоятельствах они были применены.


Оружие. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов применяют оружие в соответствии с Федеральным законом РФ "О судебных приставах". Согласно перечню разрешенных к применению специальных средств, разрешено к применению три вида оружия: пистолеты ТТ, ПМ, ПММ, ПСМ, ИЖ-71, револьвер "Наган"; пистолет-пулемет "Бизон-2"; автоматы АК-74У, АК-105. Пистолеты и револьверы предназначены для противодействия преступникам на расстояниях до 50 метров, имеют небольшую пробивную способность (возможность пробивать препятствия). Для ведения автоматического огня на небольших расстояниях предназначены пистолеты-пулеметы. Этот тип оружия использует наиболее мощные пистолетные патроны и, как правило, имеет более длинный ствол. По сравнению с пистолетами, они имеют большую начальную скорость полета пули и позволяют вести огонь на расстояниях до 100 - 150 метров. Это, пожалуй, наиболее оптимальное оружие для правоохранительных органов в городских условиях в связи с высокой кучностью стрельбы и относительно невысокой дальностью полета пули, что уменьшает возможность случайного поражения граждан. Автоматы являются наиболее мощным оружием, разрешенным к применению Службой судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Глава 5. Взаимодействие Службы судебных приставов.
Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при выполнении своих функций опираются на деловое сотрудничество с правоохранительными и иными государственными органами, которые реализуют свои полномочия в соответствии с законами и иными подзаконными нормативно-правовыми актами. Деятельность каждого из этих органов носит самостоятельный характер. Вместе с тем, сложность и многоаспектность решаемых вопросов, наличие общих задач и целей по обеспечению нормальной деятельности судов зачастую требуют единых, согласованных усилий, сочетания сил, средств, методов, присущих этим органам, иначе говоря, взаимодействия. Так, в отдельных ситуациях выполнение судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов конкретных мероприятий или видов работ (поддержание общественного порядка в судебных помещениях; обеспечение безопасности судей, заседателей, участников процесса, свидетелей; предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений и т.д.) может оказаться весьма затруднительным и потребует помощи других государственных органов, в частности органов милиции, полномочия, методы, средства, а главное, реальные силы, которых позволят решить возникшие проблемы.
Cовместными усилиями указанные органы создают целостную динамичную систему, состоящую из взаимосвязанных, постоянно взаимодействующих, согласованных элементов. Согласованность достигается взаимодействием, которое является необходимым и важнейшим условием сохранения целостности и устойчивости всего механизма обеспечения установленного порядка деятельности судов. Под взаимодействием необходимо понимать основанную на законах и других нормативно-правовых актах совместную и согласованную в пространстве, времени, по месту и целям деятельность Службы судебных приставов, судебных и других государственных органов по обеспечению установленного порядка деятельности судебных органов.
Взаимодействие можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле - это деловое сотрудничество Службы судебных приставов с другими государственными органами в обеспечении установленного порядка деятельности судов на территории всей России, либо на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Такое взаимодействие осуществляется путем разработки и принятия соответствующих документов (приказов, инструкций, комплексных и целевых программ, договоров, соглашений, планов), которыми определяются приоритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий; проведения межведомственных совещаний, семинаров; осуществления согласованных мер по повышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом работы; проведения совместных мероприятий и т.д. Под взаимодействием в узком смысле понимается координация действий судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с работниками органов внутренних дел, сотрудниками подразделений, осуществляющими конвоирование лиц, содержащихся под стражей, судьей, другими государственными органами при подготовке и рассмотрении конкретного уголовного дела, выполнении других задач, установленных законом. Основными задачами взаимодействия являются: 1. Обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; 2. Своевременное, быстрое и эффективное выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в зале суда; 3. Исполнение решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения; 4. Обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время; 5. Проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных документов и их сохранности; 6. Поддержание общественного порядка в судебных помещениях; 7. Согласование действий с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности; 8. Предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений; 9. Выявление и задержание нарушителей установленного порядка в зале суда и передача их в органы милиции; 10. Осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю; 11. Проведение досмотра граждан и их вещей при осуществлении правомочий в установленном законом порядке. Правильно организованное взаимодействие помогает Службе судебных приставов повысить качество и эффективность своей работы, позволяет решать поставленные задачи в короткие сроки и с меньшими затратами сил и средств. Оно может и должно осуществляться как по инициативе службы судебных приставов, так и иных государственных органов. Все зависит от обстоятельств дела, конкретной ситуации и решаемой задачи. Взаимодействие дает на практике положительный результат, если будут соблюдены определенные условия совместной работы взаимодействующих субъектов (правоохранительных, судебных и иных государственных органов). Прежде всего, при организации взаимодействия и координации деятельности стороны должны руководствоваться общими, исходными положениями (принципами). Под принципами взаимодействия понимаются основные начала, определяющие сущность, цель, содержание и формы делового партнерства и обеспечивающие достижение задач, определенных законом и подзаконными актами. В силу их значимости они выступают своего рода ориентиром при организации и осуществлении делового сотрудничества. Принципы взаимодействия отражают объективные закономерности делового сотрудничества и закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах. Их соблюдение является обязательным условием для всех предприятий, учреждений, организаций, граждан, должностных лиц, вовлеченных в сферу реализации полномочий взаимодействующих сторон. Исходя из нормативных положений и правоприменительной практики, которая сложилась в современных условиях в процессе реализации своих полномочий службой судебных приставов, следует выделить следующие принципы взаимодействия: 1) принцип законности; 2) принцип паритетности (равенства); 3) принцип возмездности; 4) принцип доверия; 5) принцип плановости. 1. Принцип законности - универсальный общеправовой принцип. Является исходным, руководящим для всех видов деятельности государственных органов и должностных лиц. Законность можно определить как строгое, неукоснительное, безусловное и точное исполнение требований законов и основанных на них подзаконных актов органами государственной власти и управления, органами самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Применительно к взаимодействию принцип законности означает, что их совместная деятельность должна соответствовать требованиям закона и подзаконных актов. Взаимодействующие стороны не могут планировать и осуществлять мероприятия, запрещенные соответствующими нормативными актами, выходить за пределы своей компетенции, использовать формы, средства и методы, не предусмотренные действующим законодательством, либо непосредственно вытекающие из него. Они не только сами должны выполнять требования нормативно-правовых актов в процессе делового сотрудничества, но и требовать, в пределах своей компетентности, соблюдения действующего законодательства гражданами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями. Решения, принятые в целях общих задач, не должны нарушать или каким-либо образом ущемлять права и свободы граждан. 2. Принцип паритетности (равенства) означает, что каждый из участников взаимодействия в ходе сотрудничества не теряет своей самостоятельности, не поступает в подчинение один другому, а имеет равные права при решении всех вопросов совместной деятельности. Субъекты взаимодействия в рамках полномочий самостоятельны в выборе наиболее эффективных приемов и методов решения конкретных проблем и несут ответственность за результаты своей деятельности. Стороны не могут перепоручать друг другу выполнение несвойственных им функций. Так, органы внутренних дел не имеют права поручить судебным приставам, а последние выполнять уголовно-процессуальные, следственные действия (обыски, допросы, выемки и т.д.) или оперативно-розыскные мероприятия. Попытки отдельных субъектов заимствовать конкретные приемы и методы работы, либо решать возникшие вопросы силами и средствами, выходящими за пределы компетентности, ведут к нарушению законности. Реализация принципа равноправия на практике не позволяет предъявлять повышенные требования или устанавливать какие-либо преимущества одной стороны над другой, исключает дублирование и помогает за счет рационального и комплексного использования различных по характеру мер добиваться решения поставленной задачи. 3. Принцип возмездности является объективным отражением реальной действительности, сложившимся в условиях перехода к рыночным отношениям. Если при оказании помощи в выполнении некоторых видов работ в процессе взаимодействия сторона несет материальные затраты, то другая сторона должна их компенсировать, возместить. При отсутствии договоренности между сторонами о компенсации материальных затрат, они производятся за счет собственных средств. Реализация данного принципа дает возможность взаимодействующим субъектам при решении поставленных задач экономить свои материальные средства (затраты), эффективно использовать свои силы и средства. 4. Принцип доверия содержит в себе два условия: а) строгое соблюдение взаимодействующими сторонами государственной и служебной тайны; б) обеспечение полноты и достоверности информации, которой взаимодействующие субъекты делятся между собой. Любое сотрудничество сторон невозможно без выполнения указанных условий. При этом добросовестное поведение сторон в процессе взаимодействия приобретает особо важное значение. Стороны должны располагать определенными знаниями о возможностях друг друга, целях и задачах совместных мероприятий и роли каждого при их проведении. Одновременно с этим стороны также должны обеспечить необходимую конфиденциальность, не допуская разглашения сведений о совместных мероприятиях, используемых силах и средствах. Сохранять и в установленном порядке реализовывать полученную информацию и материалы. Полнота и достоверность информации, которой стороны делятся между собой, в значительной степени зависят от их уверенности в том, что передаваемая ими информация не будет разглашена. 5. Принцип плановости подразумевает целесообразность согласования как перспективного, так и текущего планирования совместной деятельности по конкретным направлениям. Планирование совместных действий дает возможность сторонам обеспечить системность и целенаправленность совместных действий, провести концентрацию сил и средств на наиболее важных направлениях. Одновременно с этим реализация принципа плановости позволяет наладить контроль и учет проводимых мероприятий, обеспечить единство функционирования всех звеньев в целях достижения результата. Принцип плановости во взаимодействии должен сочетаться с развитием инициативы и самостоятельности, стимулировать деятельность субъектов правоотношений. Обладая различной компетенцией, используя специфические приемы и методы, Служба судебных приставов и правоохранительные органы, действуя в атмосфере делового сотрудничества, добиваются достижения главной цели - обеспечения установленного порядка деятельности судов. Интеграция усилий упомянутых ведомств по обеспечению безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса, свидетелей, судебных приставов-исполнителей позволяет объединить их силы, средства и технические возможности, защитить большее число объектов, лучше использовать возможности каждого из этих органов для выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений.

Заключение.

Институт обязанности судебных приставов - действовать в строгом соответствии с законом. Судебные приставы по обеспечению установленного правопорядка в зале судебных заседаний, городских и районных судах, по охране свидетелей и оказанию физической помощи при осуществлении судебными приставами-исполнителями своих служебных обязанностей действуют на основании закона «О судебных приставах». Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Строго регламентируются условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. И при осуществлении своих обязанностей судебные приставы должны строго придерживаться не только закона «О судебных приставах» но и всех действующих законов и нормативных актов на территории нашего государства.

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях судебный пристав вынужден решать поставленные перед ним задачи в условиях жесткого психологического конфликта, принимать ответственные решения и совершать действия в условиях психологического противоборства. Это требует от него знания основ психологии, владения специальными психологическими приемами по выходу из состояния конфликта. Сегодня, к сожалению, еще не накоплен достаточный опыт психологического воздействия судебных приставов на нарушителей порядка в судебном процессе, других лиц, с которыми им приходится общаться по долгу службы.

Многие из судебных приставов по ОУПДС имеют опыт службы в различных силовых структурах, немало тех, кто участвовал в локальных конфликтах. И профессиональная подготовка проводится постоянно. А как же иначе? Ведь при возникновении чрезвычайных ситуаций в здании суда (пожар, теракт, землетрясение, любые другие бедствия) первым на помощь согласно должностным инструкциями придёт судебный пристав по ОУПДС. Поэтому и подготовка регулярная. В том числе и медицинская, и физическая, и огневая. Ведь приставам по ОУПДС предоставлено право для ношения и применения оружия и спецсредств для защиты себя, а также жизни и здоровья граждан.

Поэтому, в виду растущего количества преступных посягательств на судебных приставов приходится принимать большой комплекс мер по защите жизни и здоровья сотрудников ФССП, в том числе, и посредством практической отработки действий в случае возникновения нештатных ситуаций.

Служба судебных приставов в современных условиях играет положительную роль в укреплении законодательства и выработке в обществе истинного ценностного отношения к праву как к социальному институту, без которого нельзя решать стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения.

Какие мы сможем сделать выводы: предоставив судебным приставам
полноту и широту власти, законодатель тем не менее сделал всё возможное для того, чтобы оградить и защитить человека от чиновничьего произвола, лишить госслужащих самоуправства, обязал судебных приставов действовать только в строгих рамках закона. Деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности.

Уверенность всех участников судебного процесса в собственной безопасности, которая обеспечивается качественной и беспрерывной работой судебных приставов, - это залог вынесения справедливого законного решения.

Поэтому, на основании всего вышеизложенного можно сказать, что профессия судебного пристава по ОУПДС - это достойная работа для настоящих мужчин.

Список использованной литературы. Нормативно правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации; 2. ФКЗ РФ "О судебной системе Российской Федерации";

Судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также при применении ими мер принуждения. Одной из первых в ряду организационных проблем деятельности Федеральной службы судебных приставов стоит проблема административно-правового статуса судебного пристава, и суть ее не только в достаточности или в нехватке...

В форме Генерального страхового полиса. Генеральный страховой полис распространяет действие на арестованное и изъятое имущество, на­ходящееся во временном хранении в соответствующих подразделени­ях Службы судебных приставов, должника, иных лиц и организаций (хранитель), на которых возложена обязанность по их хранению. В Инструкции, утвержденной Министерством юстиции России, определены: ...

Нотариата. Законодательство охраняло нотариальную деятельность от неправомерных действий, тем самым способствуя защите права собственности. 4.1 Понятие нотариата в РФ, его место в системе правоохранительных органов Нотариат в Российской Федерации – орган, призванный обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, ...

Явится к Вам когда ему заблагорассудится а вынужден будет соблюсти рамки закона. Анализ практики деятельности Службы судебных приставов позволил выявить факты несовершенства и пробельности действующего законодательства, регулирующее их деятельность, что приводит к ущемлению прав и законных интересов граждан и организаций. Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Не менее серьёзная...

В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» в 2010 году Судебный департамент во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами принимал меры по обеспечению
неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их
семей.

Судебным департаментом в пределах своих полномочий планомерно проводились мероприятия по оснащению зданий федеральных судов общей юрисдикции современными техническими системами охраны и обеспечению безопасности судей федеральных судов общей юрисдикции, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Эта работа проводилась в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты, одобренной постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 октября 2006 г. № 98, и другими нормативными документами.

Согласно федеральной целевой программе «Развитие судебной
системы России» на 2007 – 2012 годы на цели обеспечения безопасности и охраны зданий судов Судебному департаменту в отчетном году было выделено из федерального бюджета 158,1 млн. рублей. Это позволило
в 2010 году оснастить техническими системами защиты
213 зданий судов. В соответствии с постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.02.2010 № 211 приоритетом в оснащении техническими системами и средствами защиты в отчетном году пользовались федеральные суды общей юрисдикции в Северо-Кавказском федеральном округе и других регионах со сложной криминогенной обстановкой.

Для усиления охраны зданий судов в 2010 году в
централизованном порядке верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам, а также управлениям (отделам) Судебного департамента
в субъектах Российской Федерации для судов общей юрисдикции
было поставлено 152 комплекта стационарных и ручных
металлообнаружителей.



За счет дополнительно выделенных средств для
судов общей юрисдикции приобретено еще 53 стационарных
металлообнаружителя, в том числе для Белгородского, Ивановского и
Омского областных судов, районных судов города Москвы и
Ставропольского края.

По итогам отчетного года практически все здания судов оборудованы
стационарными и ручными металлообнаружителями, системами охранно-пожарной сигнализации, тревожной сигнализацией для экстренного вызова судебных приставов и сотрудников органов внутренних дел в залы
судебных заседаний и кабинеты судей. Системами видеонаблюдения
оснащено 1197 зданий судов.

Имеющиеся в наличии технические средства защиты в зданиях судов
находятся в рабочем состоянии и отвечают всем требованиям
безопасности, что позволяет создать необходимые условия для
отправления независимого правосудия и обеспечить безопасность судебной
деятельности, включая предупреждение несанкционированных
проникновений лиц в здания судов и пресечение противоправных
посягательств на судей и работников аппаратов судов.

На основании договоров, заключенных управлениями
(отделами) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации с
подразделениями вневедомственной охраны и филиалами ФГУП «Охрана»
МВД России, охраняется 757 зданий судов, из них сотрудниками органов внутренних дел – 384 здания и работниками ФГУП «Охрана» – 373 здания. С помощью технических средств охраны с выводом на пульт централизованного наблюдения органов внутренних дел охраняются 946 зданий. Сторожами, состоящими в штатах судов, осуществляется охрана 2018 зданий судов.

Судебным департаментом во взаимодействии с МВД России, МЧС России и Федеральной службой судебных приставов приняты дополнительные меры по повышению уровня безопасности судебной деятельности, усилению технической укрепленности зданий судов и оснащению их в пределах выделенных бюджетных ассигнований необходимыми техническими системами защиты. В первую очередь данные меры приняты в регионах со сложной криминогенной обстановкой, в том числе в Северо-Кавказском федеральном округе, с учетом постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 28 октября 2010 г. № 240 «Об обеспечении безопасности судебной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике».

В результате круглосуточной охраной МВД России и ФГУП «Охрана» МВД России обеспечены практически все здания верховных судов республик и Ставропольского краевого суда в Северо-Кавказском федеральном округе.

Федеральной службой судебных приставов обеспечена
круглосуточная охрана 21 здания верховных судов республик, областных и
равных им судов, в том числе зданий верховных судов Республики
Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской
Республики и Республики Северная Осетия – Алания, Северо-Кавказского
окружного военного суда, Ставропольского краевого суда.

Организация мероприятий по безопасности судебной деятельности
осуществляется в условиях тесного взаимодействия с Федеральной
службой судебных приставов. В 2010 году проведено 6 заседаний
межведомственной рабочей группы по вопросам взаимодействия
Федеральной службы судебных приставов с Высшим Арбитражным Судом
Российской Федерации и Судебным департаментом, на которых были
рассмотрены актуальные вопросы безопасности и охраны зданий
(помещений) судов, а также поддержания установленного порядка
деятельности судов.

Вместе с тем продолжают иметь место отдельные случаи ненадлежащего исполнения своих обязанностей судебными приставами по поддержанию правопорядка в залах судебных заседаний и других помещениях судов. По таким фактам Судебным департаментом направлялись письма главному судебному приставу Российской Федерации, который принимал меры в отношении виновных лиц этой службы, вплоть до увольнения.

Судебным департаментом поддержаны предложения Федеральной
службы судебных приставов об увеличении штатной численности
судебных приставов по обеспечению установленного порядка
деятельности судов, а также о разграничении полномочий между МВД России и ФССП России по организации охраны зданий и помещений
судов.

Убийства и другие преступления в отношении судей судов общей
юрисдикции, совершенные при их нахождении вне зданий судов,
продолжают вызывать обеспокоенность членов судейского сообщества
в Российской Федерации.

В связи с этим вопросы обеспечения безопасности судебной
деятельности и личной безопасности судей, в том числе при нахождении
вне административных зданий судов, по предложениям Судебного
департамента в 2010 году четыре раза рассматривались органами
судейского сообщества. Принятые Советом судей Российской Федерации и Президиумом Совета судей Российской Федерации решения направлены на совершенствование мер по обеспечению охраны зданий (помещений) судов, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей.

Судебный департамент во взаимодействии с правоохранительными органами уделяет особое внимание обеспечению мер государственной защиты судей на территории Северо-Кавказского федерального округа, предусмотренных Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

В суды Северо-Кавказского федерального округа в приоритетном
порядке направляются финансовые средства для приобретения систем
защиты. Так, в октябре 2010 г. Верховному Суду Кабардино-Балкарской
Республики и Управлению Судебного департамента в Кабардино-Балкарской Республике увеличены лимиты бюджетных обязательств на приобретение бронежилетов, а в ноябре 2010 г. – объемы финансирования на монтаж технических систем защиты в зданиях районных судов. Также в отчетном году в регионы со сложной криминогенной обстановкой были закуплены бронированные автомобили для перевозки судей.

МВД России для защиты жизни и здоровья обеспечивает судей служебным огнестрельным оружием. Судьи, не имеющие огнестрельного оружия, также могут получить его в установленном порядке. Органы внутренних дел располагают достаточным количеством служебного оружия для обеспечения судей во всех субъектах Российской Федерации.

В целях урегулирования порядка обеспечения судей военных судов служебным оружием Судебным департаментом направлено письмо в МВД России с предложением о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям». В настоящее время проект постановления проходит согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах.

Судебным департаментом изыскиваются различные формы работы,
направленные на укрепление безопасности судебной деятельности. Так, на базе Тюменского областного суда завершено проведение эксперимента по организации охраны здания с применением технических систем и средств защиты и введением в аппарате суда должности «оператор пульта технических средств охраны и пожарной сигнализации».

Охрана здания Тюменского областного суда
осуществляется операторами в тесном взаимодействии с судебными
приставами по обеспечению установленного порядка деятельности суда. Все перемещения в здании суда контролируются видеокамерами и
фиксируются на мониторе системы видеонаблюдения на центральном
посту охраны, что позволяет своевременно реагировать на нарушения установленного порядка. В здании суда в 2010 году не было допущено чрезвычайных происшествий.

Результаты проведения указанного эксперимента будут доложены Судебным департаментом на заседании Президиума Совета судей Российской Федерации в 2011 году.

Также Судебным департаментом прорабатывается возможность внедрения тревожных навигационных устройств с использованием спутниковых систем «ГЛОНАСС» и «GPS» для обеспечения безопасности судей при нахождении вне административных зданий судов; решаются вопросы по разграничению зон служебного и общего доступа в зданиях судов, имеющих для этого соответствующие условия.