Российское законодательство устанавливает исчерпывающий перечень. Защита и гарантии прав собственников земельных участков, пользователей, арендаторов

3. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в течение 3 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предложения о включении в перечень процедур, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

4. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

в месячный срок со дня получения предложений, указанных в пункте 3 настоящего постановления, представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке предложения по внесению изменений в перечень;

обеспечить ведение реестра описаний процедур, включенных в перечень , в соответствии с Правилами ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства, утвержденными настоящим постановлением, и разместить указанный реестр на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления.

Исчерпывающий перечень
процедур в сфере жилищного строительства
(утв. постановлением

I. Процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации

1. Процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство

1. Организация и проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

3. Заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

4. Принятие решения о подготовке документации по планировке территории (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

5. Утверждение документации по планировке территории (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

6. Заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка, предназначенного для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования в границах земельного участка, ранее предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета такого земельного участка (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

7. Организация и проведение аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

9. Заключение договора о развитии застроенной территории (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

12. Принятие решения о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

13. Заключение договора аренды земельного участка в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, который находится в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

14. Организация и проведение аукциона по продаже земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

16. Заключение договора купли-продажи или аренды земельного участка по результатам аукциона по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

17. Принятие решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду гражданину (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

18. Заключение договора аренды земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства гражданину (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

19. Заключение договора безвозмездного пользования в отношении земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

20. Предоставление межевого плана (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

20.1. Принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

21. Кадастровый учет объекта недвижимости - земельного участка (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

22. Государственная регистрация права собственности на земельный участок или договора аренды земельного участка (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

23. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

24. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

25. Предоставление согласования проектирования и строительства объектов в пределах приаэродромной территории (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

26. Предоставление согласования строительства и размещения объектов вне района аэродрома (вертодрома) (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

27. Предоставление градостроительного плана земельного участка.

2. Процедуры, связанные с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием

28. Предоставление топографической карты земельного участка в масштабе 1:500 с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

29. Предоставление топографической карты земельного участка в масштабе 1:2000 с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

30. Заключение договора о технологическом присоединении к электрическим сетям (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

31. Предоставление технических условий подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения в сфере теплоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

32. Заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

34. Предоставление технических условий на подключение (присоединение) к централизованным системам горячего водоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

35. Заключение договора о подключении (присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

36. Предоставление технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

37. Заключение договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

38. Предоставление технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

39. Заключение договора подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоотведения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

43. Предоставление технических условий на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

44. Заключение договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

48. Предоставление согласования специальных технических условий для подготовки проектной документации (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

49. Предоставление результатов инженерных изысканий (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 94 Исчерпывающий перечень дополнен пунктом 49.1

49.1. Предоставление согласования специальных технических условий с МЧС России (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

50. Предоставление согласования отступления от условий подключения к системе теплоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

53. Предоставление положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

54. Предоставление положительного заключения экспертизы проектной документации (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

55. Предоставление положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

56. Предоставление заключения историко-культурной экспертизы (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

3. Процедуры, связанные с осуществлением строительства, реконструкции

59. Предоставление разрешения на строительство.

60. Продление срока действия разрешения на строительство (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

61. Внесение изменений в разрешение на строительство (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

62. Передача материалов для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

69. Заключение договора об осуществлении временного технологического присоединения к электрическим сетям (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

70. Заключение договора горячего водоснабжения строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта на период строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

71. Заключение договора холодного водоснабжения в отношении строящегося объекта на период строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

72. Заключение договора водоотведения в отношении строящегося объекта на период строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

73. Направление извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 94 Исчерпывающий перечень дополнен пунктом 73.1

73.1. Направление извещения о возникновении аварийной ситуации на объекте капитального строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

74. Направление извещения об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

75. Направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

76. Проведение проверок государственного строительного надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

77. Предоставление результатов экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, назначенных органом государственного строительного надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

78. Направление извещения об устранении нарушений (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

79. Предоставление акта итоговой проверки государственного строительного надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

4. Процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения

81. Проведение проверки выполнения технических условий (подписание акта о выполнении технических условий и акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию).

83. Уведомление о проведении сетевой организацией осмотра (обследования) электроустановок (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

84. Предоставление разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию энергопринимающих устройств (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

87. Подписание акта технологического присоединения к электрическим сетям (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

88. Заключение договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и договора об оказании услуг по передаче электрической энергии (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

90. Подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

93. Подписание акта о подключении объекта к системе теплоснабжения, содержащего информацию о разграничении балансовой принадлежности тепловых сетей и разграничении эксплуатационной ответственности сторон (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

95. Заключение договора теплоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

100. Подписание акта о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе горячего водоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

101. Заключение договора горячего водоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

105. Подписание акта о подключении (присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

107. Заключение договора холодного водоснабжения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

111. Подписание акта о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе водоотведения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

112. Заключение договора водоотведения в централизованную систему водоотведения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

116. Подписание акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению) (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

119. Подписание акта о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

122. Подписание акта о приемке газового оборудования и средств автоматики для проведения пусконаладочных работ (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 94 Исчерпывающий перечень дополнен пунктом 122.1

122.1. Подписание акта комиссии о приемке газоиспользующего оборудования для проведения пусконаладочных работ (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

123. Заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

124. Заключение договора поставки газа (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

125. Предоставление технического плана здания, сооружения.

126. Предоставление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).

127. Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

128. Кадастровый учет объекта недвижимости - здания, помещения.

129. Государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества - здание, помещение.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 94 Исчерпывающий перечень дополнен пунктом 129.1

129.1. Присвоение адреса объекту капитального строительства.

II. Процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (применяются в случае, если такие процедуры и порядок их проведения установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления)

130. Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта.

131. Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников.

132. Предоставление разрешения на осуществление земляных работ.

133. Согласование схемы движения транспорта и пешеходов на период проведения работ на проезжей части.

134. Проведение контрольно-геодезической съемки и передача исполнительной документации в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 94 Исчерпывающий перечень дополнен пунктом 135

135. Принятие решения о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим 3 и более детей.

136. Принятие решения о бесплатном предоставлении гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случаях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 94 Исчерпывающий перечень дополнен пунктом 137

137. Предоставление заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 94 Исчерпывающий перечень дополнен пунктом 138

138. Согласование проведения работ в технических и охранных зонах.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 94 Исчерпывающий перечень дополнен пунктом 139

139. Выдача разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов.

Правила
внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (далее - перечень процедур).

2. В случае подготовки проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающих изменение количества процедур в сфере жилищного строительства, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с установленными сферами деятельности при подготовке проектов указанных федеральных законов и нормативных правовых актов подготавливают предложения о внесении изменений в перечень процедур и направляют указанные предложения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. В случае подготовки проектов законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предусматривающих изменение количества процедур в сфере жилищного строительства, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) подготавливают и представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предложения о внесении изменений в перечень процедур с приложением проекта (проектов) актов субъектов Российской Федерации.

4. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение месяца обеспечивает рассмотрение поступивших предложений, указанных в пунктах 2 и настоящих Правил, и представляет в Правительство Российской Федерации в установленном порядке согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о внесении изменений в перечень процедур с проектом нормативного правового акта Правительства Российской Федерации.

5. Проекты нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, предусматривающие увеличение количества процедур, указанных в перечне процедур, подлежат оценке регулирующего воздействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила
ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. N 403)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ведения реестра описаний процедур , указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 403 "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства" (далее соответственно - перечень процедур, реестр описаний процедур).

2. Ведение реестра описаний процедур обеспечивает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Раздел I перечня процедур), нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или муниципального правового акта, которыми установлена процедура в сфере жилищного строительства (для процедур, включенных в раздел II перечня процедур);

в) наименование и реквизиты (с указанием структурной единицы) федерального закона, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, которыми установлен порядок проведения процедуры в сфере жилищного строительства (для процедур, включенных в раздел I перечня процедур), нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или муниципального правового акта, которыми установлен порядок проведения процедуры в сфере жилищного строительства (для процедур, включенных в раздел II перечня процедур);

г) установленные федеральным законом, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти (для процедур, включенных в раздел I перечня процедур) или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом (для процедур, включенных в раздел II перечня процедур):

случаи, в которых требуется проведение процедуры;

перечень документов, которые заявитель обязан представить для проведения процедуры;

перечень документов, получаемых заявителем в результате проведения процедуры;

основания для отказа в принятии заявления и требуемых документов для проведения процедуры;

основания для приостановления проведения процедуры;

основания для отказа в выдаче заключения, в том числе в выдаче отрицательного заключения, основание для непредоставления разрешения или отказа в иной установленной форме заявителю по итогам проведения процедуры;

срок проведения процедуры;

предельный срок представления заявителем документов, необходимых для проведения процедуры;

стоимость проведения процедуры для заявителя или порядок определения такой стоимости;

форма подачи заявителем документов, необходимых для проведения процедуры (на бумажном носителе или в электронной форме);

орган (организация), осуществляющий проведение процедуры.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 94 Правила дополнены пунктом 3.1

3.1. Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по форме, установленной указанным министерством, сведения, предусмотренные пунктом 3 раздел II перечня процедур:

не позднее 10 рабочих дней со дня принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации о внесении изменений в раздел II перечня процедур;

не позднее 10 рабочих дней со дня принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или муниципального правового акта, предусматривающего установление на территории такого субъекта или муниципального образования процедур, ранее включенных в раздел II перечня процедур.

4. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вносит изменения в реестр описаний процедур:

раздел I перечня процедур, - не позднее 10 рабочих дней со дня внесения изменений в перечень процедур в связи с принятием федерального закона, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, предусматривающих изменение сведений, указанных в пункте 3 настоящих Правил;

в отношении процедур, включенных в раздел II перечня процедур, - не позднее 10 рабочих дней со дня получения от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации сведений, представленных в соответствии с пунктом 3.1 настоящих Правил.

5. Реестр описаний процедур подлежит размещению на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 94 Правила дополнены пунктом 5.1

5.1. Сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил, в отношении процедур, включенных в раздел II перечня процедур и предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, размещаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 5 рабочих дней со дня внесения Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации изменений в реестр описаний процедур.

1) Принятие решения о подготовке документации по планировке территории в границах земельного участка, в отношении которого заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (процедура N 4 Исчерпывающего перечня);

2) Принятие решения об утверждении документации по планировке территории в границах земельного участка, в отношении которого заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (процедура N 5 Исчерпывающего перечня);

3) Допуск заявителя к участию в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории (процедура N 7 Исчерпывающего перечня);

4) Подписание протокола о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (процедура N 8 Исчерпывающего перечня);

5) Заключение договора о развитии застроенной территории (процедура N 9 Исчерпывающего перечня);

6) Принятие решения о подготовке документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (процедура N 10 Исчерпывающего перечня);

7) Принятие решения об утверждении документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (процедура N 11 Исчерпывающего перечня);

8) Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (процедура N 23 Исчерпывающего перечня);

9) Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (процедура N 24 Исчерпывающего перечня);

10) Предоставление градостроительных планов земельных участков по обращениям физических и юридических лиц (процедура N 27 Исчерпывающего перечня);

11) Предоставление разрешения на строительство (процедура N 59 Исчерпывающего перечня);

12) Продление срока действия разрешения на строительство (процедура N 60 Исчерпывающего перечня);

13) Внесение изменений в разрешение на строительство (процедура N 61 Исчерпывающего перечня);

14) Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (процедура N 127 Исчерпывающего перечня).

Кроме того, в сферу контроля органов государственной власти субъектов Российской Федерации за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности могут быть включены муниципальные правовые акты, устанавливающие процедуры N 130 - Исчерпывающего перечня, а также порядок их прохождения. К таким процедурам относятся следующие:

Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта (процедура N 130 Исчерпывающего перечня);

Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников (процедура N 131 Исчерпывающего перечня);

Предоставление разрешения на осуществление земляных работ (процедура N 132 Исчерпывающего перечня);

Согласование проекта организации строительства (в части перемещения отходов строительства и сноса, грунтов, схемы движения транспорта и пешеходов на период производства работ) (процедура N 133 Исчерпывающего перечня);

Проведение контрольно-геодезической съемки и передача исполнительной документации в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления (процедура N 134 Исчерпывающего перечня).

При проверке муниципальных правовых актов, устанавливающих процедуры N 130 - Исчерпывающего перечня и (или) порядок их проведения, следует отмечать наличие точного соответствия наименований процедур, указанных в муниципальных правовых актах, с наименованиями, указанными в Исчерпывающем перечне . Также следует учитывать, что указанные процедуры могут быть установлены только муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

При этом необходимо учитывать, что в случае, если нормативными правовыми актами не предусмотрены процедуры, включенные в Исчерпывающий перечень , дополнительно их вводить не рекомендуется.

Порядок проведения проверок при осуществлении государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При проведении проверок с целью всестороннего исследования соответствия муниципальных правовых актов, устанавливающих процедуры, включенные в Исчерпывающий перечень , и порядок их проведения, рекомендуется использовать форму контрольного листа, указанную в приложении к настоящим Методическим указаниям (далее - Контрольный лист). При заполнении Контрольного листа необходимо использовать информацию, содержащуюся в Реестре описаний процедур, который размещен на официальном сайте Минстроя России, а также сведения, содержащиеся в административных регламентах предоставления муниципальных услуг, утверждение которых является обязательным в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Следует учитывать, что в соответствии с административными регламентами осуществляется предоставление процедур, являющихся муниципальными услугами.

При проведении проверок особое внимание необходимо уделять:

Исследованию перечня документов, который заявитель обязан предоставить для проведения процедуры;

Установленных требований к таким документам (по форме, обязательности подачи, количеству экземпляров, необходимости предоставления оригиналов или нотариальных копий).

Установление в муниципальном правовом акте требования предоставления дополнительных документов, по сравнению с указанными в Реестре описаний процедур, является установлением обязанности осуществления процедур, не предусмотренных Исчерпывающим перечнем , что запрещено частью 3 статьи 6 Кодекса.

При определении сферы проверки необходимо учитывать наличие перераспределения полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, установленное законом субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (при наличии такого закона субъекта Российской Федерации). Если полномочие по осуществлению процедуры таким законом передано органу государственной власти субъекта Российской Федерации, то муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок проведения такой процедуры, подлежит признанию утративших силу.



Способы защиты права.

Земельные права защищаются в административном и судебном порядке. Способы защиты перечислены в главе 9 ЗК. Эти способы аналогичны, указанным в ст. 12 ГК, но при этом они раскрываются применительно к правам собственников, пользователей и землевладельцев. Способы:

1. Признание права (ст. 59 ГК) осуществляется в судебном порядке и судебное решение – это основание для регистрации данного права.

2. Восстановление положения, которое существовало до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения права (ст. 60).

3. Принуждение к исполнению обязанности в натуре (принуждает суд) лица виновного в нарушении земельных прав собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца (п. 2 ст. 62).

4. Возмещение убытков, взыскание неустойки (п. 2 ст. 61, п. 1 ст. 62). Это может быть компенсация морального вреда в случаях установленных законом,

5. Прекращение или изменение земельных правоотношений (прекращение сервитутов в судебном порядке).

6. Признание судом актов государственных органов, противоречащими закону (п. 1 ст. 61).

7. Запрет на вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов кроме случаев, указанных в законе.

8. Установление исчерпывающего перечня прекращения или ограничения земельных прав.

9. Установление в законе гарантий

10. Иные способы.

Гарантии земельных прав.

Сам процесс установления гарантий является способом защиты земельных прав.

1. Гарантии при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд:

  • перечень государственных и муниципальных нужд устанавливается законодательством (п. 1 ст. 49 ЗК), например, для выполнения международных обязательств, для строительства автодорог и т.д.,
  • государственные и муниципальные нужды устанавливаются как на федеральном уровне, так и на региональном (касаются только земель субъекта и органов местного самоуправления);
  • земля может быть изъята у собственника землевладельца землепользователя, если он предупрежден за 1 год (п. 2 ст. 63 ЗК), ранее можно изъять только с согласия лица;
  • изъятие земельных участков возможно только после: 1) предоставления равноценного земельного участка (по желанию лица); 2) возмещения стоимости жилых и иных строений; 3) возмещения убытков в полном объеме (реальный ущерб + упущенная выгода), правила возмещения убытков утв. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года №262, принято в соответствии со ст. 57 ЗК;
  • В отличие от не собственников земли наряду со всеми теми гарантиями, которые уже указаны, собственник может рассчитывать на рыночную стоимость земельного участка (когда бесплатно не предоставлен равноценный);

В ГК выкуп земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд ст. 279 – 283. Если не достигнуто соглашение об изъятии земельного участка, то орган, принявший такое решение (исполнительный орган РФ, субъекта РФ, местного самоуправления) может обратиться в суд, в течение 3-х лет с момента, когда лицо было уведомлено письменно о принятом решении. С этого же момента, если собственник (землепользователь, землевладелец) будут производить действия, повышающие стоимость земли (постройка этажа дома, теплицы) эти расходы возмещаться не будут.

2. Гарантии изъятия земельных участков в случае нарушения земельного законодательства (ст. 285, 286). Суть этих гарантий заключается в том, что:

  • в законодательстве перечислены основания, когда может быть изъят земельный участок, т. е. установлены соответствующие перечни (п. 2 ст. 45 ЗК, 284, 285 ГК);
  • должен быть обязательно соблюдена процедура изъятия, т. е. порядок (ст. 286 и 287 ГК отсылает к ст. 54 ЗК).

В случае нарушения земельного законодательства, лицо привлекается к административной ответственности. При этом лицо должно устранить данные правонарушения в установленные законом сроки. В законе может быть указано, что в случае неустранения данных правонарушений земельный участок может быть изъят (по истечению срока производится проверка контрольными органами).

3. Гарантии установлены ст. 39 ЗК в случаях, когда не земельном участке в результате пожара, стихийных бедствий, ветхости разрушен объект недвижимости, т. е. строение сооружение. На восстановление строения лицу дается 3 года, если по каким-то объективным причинам, лицо не преступило к восстановлению в течение указанного срока, то органы общей компетенции могут продлить этот срок по заявлению лиц, иначе будет изъятие земли за использование не по целевому назначению. На арендаторов, эта гарантия не распространяется, так как форс-мажорные обстоятельства прописываются в договоре аренды.

4. Гарантии в случае установления сервитута. Если это частный сервитут, то лицо, чьи права ограничены, имеет право на соразмерную плату (п. 6 ст. 23 ЗК). Когда речь идет о публичном сервитуте см. п. 7 ст. 23. Если речь идет о землепользователе, то в случае невозможности использования земельного участка лицо может требовать изъятия данного участка, он может рассчитывать на равноценный земельный участок или возмещение убытков. Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании земли, то собственник может требовать соразмерную плату от органа, который установил данный сервитут.

УДК 327.24
DOI: 10.17072/1995-4190-2015-4-52-59

Принцип закрытого перечня (numerus clause)
вещных прав и его реализация в современном законодательстве и правоприменительной деятельности

Е.А. Махиня

Преподаватель кафедры гражданского права

Омская юридическая академия

644010, г. Омск, ул. Короленко, 12

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Введение: в настоящее время одним из актуальных направлений развития науки гражданского права является исследование подотраслевых принципов и принципов отдельных правовых институтов. Возможные изменения в ГК РФ в части правового регулирования вещных прав обусловливают необходимость доктринального изучения и осмысления основ данного правового института. Цель: исследовать содержание принципа закрытого перечня (numerusclausus ) вещных прав, проанализировать его реализацию в современном гражданском законодательстве и правоприменительной деятельности. Методы: методологическую основу работы составили общенаучные и частнонаучные методы исследования. Ведущими для целей настоящего исследования стали догматический (формально – логический), исторический и сравнительно-правовой методы. Также использованы описание, анализ, системный метод. Результаты: автор полагает, что существование анализируемого принципа предопределяется абсолютным характером вещных прав. В настоящее же время в гражданском законодательстве реализован противоположный принцип, а именно numerusapertus вещных прав, вследствие чего, по мнению автора, возникла проблема «размножения» вещных прав в судебной практике.
Выводы:
законодателю необходимо реализовать рассматриваемый принцип в ГК РФ путем закрепления исчерпывающего перечня видов вещных прав и их содержания. При этом в данный перечень вещных прав не должны быть включены те, которые по своей природе таковыми не являются. В частности, автор полагает, что законодателю стоит усомниться в вещной природе права вещных выдач и права приобретения чужой недвижимой.

Ключевые слова: институциональные принципы; вещное право; принципы вещного права; закрытый перечень вещных прав; numerus clausus; ограниченные вещные права; непосредственное господство над вещью; абсолютный характер вещных прав

Исследование принципов подотраслей и отдельных правовых институтов в настоящее время является актуальным направлением цивилистики. В отличие от общеправовых, межотраслевых и отраслевых принципов подотраслевые и институциональные основные начала не получили должного внимания у ученых. За редким исключением данные основные идеи в науке гражданского права не исследуются вовсе либо в литературе только указывается на важность их разработки, но далее этого, как правило, дело не идет. Как справедливо замечено О.А. Кузнецовой, «вопросу о принципах гражданского права посчастливилось в науке по количеству и качеству посвященной ему литературы, но не посчастливилось по части его общепринятого разрешения, особенно по части определения понятия принципов гражданского права, их обоснования и перечня». Такая ситуация характерна и для принципов такого института гражданского права, как вещное право . Так, например, Е.Р. Сухарева указывает на «назревшую объективную потребность в формировании системы гражданско-право­вых принципов, включая принципы вещного права» . Также авторы Концепции развития законодательства о вещном праве выражают сожаление о том, что Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ – далее) «не содержит принципиальных положений, которые могли бы служить фундаментом для всей системы правового регулирования вещных прав» . В этой связи абсолютно обоснованным видится суждение профессора Н.Л. Бондаренко о том, что необходим «концептуально новый методологический подход к исследованию принципов гражданского права, в котором их изучение будет осуществляться на двух структурных уровнях: теоретическом и практическом. При этом первый уровень включает в себя разработку теоретической концепции принципов гражданского права, а второй в свою очередь содержать положения связанные с решением проблем касающихся реализации принципов».

Таким образом, система принципов вещного права нуждается в серьезной научной разработке. В настоящей статье будет предпринята попытка анализа одного из элементов данной системы институциональных принципов, а именно, принципа «закрытого перечня» вещных прав (numerusclausus) с позиции его доктринального содержания, а также реализации его в современном российском гражданском законодательстве и правоприменительной деятельности.

Правовая характеристика содержания
принципа «закрытого перечня» вещных прав и его реализации в законодательстве
и правоприменительной деятельности

Одно из первых упоминаний о принципе «закрытого перечня» вещных прав в отечественной цивилистической литературе содержится в работе М.М. Агаркова. «Обязательство по советскому гражданскому праву». Так, ученый пишет: «Мы имеем numerusclausus абсолютных прав. Субъекты гражданских правоотношений (граждане и юридические лица) не могут создавать новые виды абсолютных (в частности, вещных) прав сверх тех, которые установлены законом» .

В современной литературеуказание на данный принцип можно встретить у Е.А. Су­ханова, опирающегося при его характеристике на германскую цивилистическую доктрину: «из абсолютного характера вещных прав … вытекает необходимость исчерпывающего определения в законе как видов (перечня) вещных прав, так и их содержания. В связи с этим перечень (виды) и содержание вещных прав императивно, исчерпывающим образом (numerus clausus) определяются законом, исключающим какие-либо возможности появления новых, неизвестных ему видов вещных прав либо какого бы то ни было изменения их содержания. В договорных же (обязательственных) отношениях стороны могут создать права, не предусмотренные никаким законом (п. 1 ст. 8 ГК), а содержание обязательственных прав, возникающих из договоров, обычно определяется усмотрением сторон, которые могут варьировать его в конкретных ситуациях» .

А.Г. Резе, исследуя германский опыт в изучении и реализации данного принципа, указывает на то, что он в себе содержит две основные идеи: «Во-первых, в законе должно быть урегулировано окончательное число возможных вещно-правовых полномочий (Typenzwang). Во-вторых, содержание вещных прав как минимум в общих чертах должно быть также прописано в законе (Typenfixierung)» .

Аналогичное рассмотрение данного принципа можно встретить у И.А. Емелькиной, которая на основе опыта вещно-правового регулирования западноевропейских государств выделяет две части данного принципа: принуждение типа (Typengebundenheit) и принуждение содержания (Typenfixierung). Первая часть означает, что виды вещных прав определяются исключительно законом, вторая же часть означает, что содержание вещных прав определяется законом и стороны по своему усмотрению не могут его изменять .

Таким образом, исследователи, занимавшиеся изучением данного принципа вещного права, сходятся во мнении, что рассматриваемое основное начало предопределено абсолютным характером вещного права. Абсолютные права, как известно, противопоставляются всем третьим лицам или иначе «действуют против всех». В абсолютных правоотношениях мы имеем неограниченный круг обязанных субъектов, обязанных воздерживаться от посягательств на субъективное гражданское право управомоченного лица. Соответственно, идея закрытого перечня абсолютных прав означает установление законом исчерпывающего перечня видов абсолютных прав с той целью, чтобы неопределенный круг обязанных субъектов мог точно знать о том, на какие виды субъективных прав недопустимы посягательства. Но указание закона только лишь на конкретные виды абсолютных гражданских прав с терминологическим их перечислением без раскрытия содержания в полной мере не защитит оборот. Необходимо, чтобы всем третьим лицам было известно не только о разновидностях абсолютных прав, но и об их содержании, о том, на что имеет право управомоченный субъект. В противном случае участники гражданских правоотношений, выбрав право, названное законом вещным, могли бы устанавливать его содержание по своему усмотрению, что привело бы к размыванию категории вещного права и практически отождествлению его с обязательственным правом .

Рассмотрим, как данная идея реализована отечественным законодателем. Обратившись к тексту п.1 ст. 216 ГК РФ, можно сделать вывод, что данная статья отнюдь не закрепляет закрытый перечень вещных прав, так как содержит указание, на то, что «вещными правами наряду с правом собственности, в частности , являются…» То есть, помимо права собственности и вещных прав лиц, не являющихся собственниками (ограниченных вещных прав), существуют и другие вещные права. Но каким образом они определяются? В тексте ГК РФ и иных законов, содержащих нормы гражданского законодательства, мы не найдем прямого указание на то, что некое право является вещным. Более того, анализируемая норма не предусматривает, что иные вещные права могут быть установлены только лишь федеральным законом.

Такая ситуация в законодательстве закономерно порождает проблемы, связанные с квалификацией тех либо иных субъективных гражданских прав в качестве вещных. Не реализовав идею закрытого перечня вещных прав в ГК РФ, законодатель должен был или дать легальное определение вещному праву, или перечислить те признаки, по которым можно было бы квалифицировать право в качестве вещного. Однако ГК РФ не содержит определения понятия вещного права, а из признаков, пожалуй, можно выделить только два, да и то относящиеся по тексту только к ограниченным вещным правам. Так, п. 3 ст. 216 ГК РФ содержит указание на свойство следования: «Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество». Пункт 4 этой же статьи характеризует абсолютную защиту ограниченных вещных прав: «Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренномстатьей 305настоящего Кодекса». Таким образом, мы имеем два законодательно закрепленные признака, причем один из них не имеет универсального характера, так как отражает специфику только ограниченных вещных прав (свойство следования). Следовательно, в настоящее время в законодательстве закреплен лишь один универсальный признак вещного права – абсолютный характер защиты. Достаточно ли это для квалификации права как вещного? Думается, что нет.

Таким образом, установив, по сути, открытый перечень вещных прав, и не закрепив понятия и достаточного количества признаков вещного права, законодатель породил проблему квалификации субъективных гражданских прав в качестве вещных.

На данную проблему указано в Концепции развития законодательства о вещном праве: « … недостатком (действующего законодательства. – Е.М. ) является открытый характер перечня вещных прав, содержащегося в ГК РФ (статья 216), что в принципе допускает как введение новых вещных прав (причем не только федеральным законом), так и любые основания их возникновения» . Данной Концепцией, а также Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации, утвержденной 7 октября 2009 г. Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, предлагается закрепить исчерпывающий перечень вещных прав, т.е. реализовать в российском гражданского законодательстве принцип numerusclausus вещных прав .Данные положения указанных Концепций нашли свое отражение в проекте Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Проект изменений ГК РФ), предусматривающем кардинальные изменения, в том числе и в разделе ГК РФ, посвященном правовому регулированию права собственности и иных вещных прав.

Рассмотрим, каким же образом предлагается реализовать в законодательстве анализируемый принцип.

Во-первых, numerusclausus вещных прав отражен в пунктах 2 и 3 ст. 221 ГК РФ в редакции законопроекта, посвященной признакам (свойствам) вещного права: «Вещными являются права, признанные таковыми настоящим Кодексом. Субъекты, объекты и содержание вещных прав, основания их возникновения и прекращения, а также правила их защиты определяются настоящим Кодексом. Осуществление вещных прав регулируется настоящим Кодексом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, – также иными законами». Вместе с тем п. 4 ст. 224 ГК РФ в редакции законопроекта позволяет сторонам предусматривать дополнительные условия возникновения вещного права в договоре об установлении вещного права, что уже, на наш взгляд, противоречит правилу о том, что основания возникновения вещного права определяются только ГК РФ.

Во-вторых, статья 223 ГК РФ в редакции законопроекта перечисляет исчерпывающим образом виды вещных прав. К ним разработчики проекта относят право собственности и ограниченные вещные права. Ограниченными вещными правами названы права, которые «устанавливаются на вещь, находящуюся в собственности другого лица» и к ним причислены:

1) право постоянного землевладения;

2) право застройки;

3) сервитут;

4) право личного пользовладения;

5) ипотека;

6) право приобретения чужой недвижимой вещи;

7) право вещной выдачи;

8) право оперативного управления;

9) право ограниченного владения земельным участком.

Без сомнения, назвав исчерпывающим образом в ГК РФ права, которые являются вещными, законодатель позволит уйти от тех проблем, которые в настоящее время вызываются наличием открытого перечня вещных прав в ст. 216 ГК РФ. Однако, в реализации принципа «закрытого перечня» существует и «обратная сторона медали», а именно: нельзя отрицать того, что законодатель мог «забыть» упомянуть в перечне те права, вещная природа которых на сегодняшний день подтверждается доктриной и судебной практикой, а равно и наоборот, назвать в качестве вещных, такие, которые ими по своей природе вовсе не являются.

Относительно второй потенциально возможной проблемы можно отметить, что вещную природу, как минимум, двух разновидностей субъективных гражданских прав, названных Проектом изменений ГК РФ в качестве вещных, стоит поставить под сомнение. В их число входят – право вещных выдач и право приобретения чужой недвижимой вещи.

Так, в силу ст. 305 ГК РФ в редакции законопроекта «право вещной выдачи предоставляет его обладателю возможность периодически получать от собственника недвижимой вещи имущественное предоставление в форме товара, денег, работ или услуг в определенном размере (объеме), а в случае неполучения такого предоставления – правомочие распорядиться этой вещью путем обращения на нее взыскания в порядке, предусмотренном для ипотеки (статья 349)». Если можно так выразиться, «сердцевину» содержания данного права представляет собой требование от собственника недвижимой вещи имущественного предоставления. То есть интерес обладателя данного права удовлетворяется за счет действий конкретного обязанного лица. Обладателю права вещных выдач противостоит конкретное лицо – собственник недвижимой вещь. При таком положении дел абсолютно логичным будет вывод о том, что это право относительное (стороны правоотношения строго определены) и обязательственное (интерес управомоченного лица удовлетворяется за счет действий обязанного лица).

Если исходить из господствующего в отечественной цивилистике соображения о том, что вещное право предоставляет его обладателю непосредственное господство над вещью , то следует сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации ни о каком владении вещью (а владение это и есть непосредственное господство лица над вещью ), естественно, речь не идет. Но в случае неисполнения собственником недвижимой вещи у обладателя права вещных выдач появляется вещное право – а именно ипотечное право. Исходя из данных соображений право вещных выдач никоим образом нельзя причислять к вещным правам.

Следующей предполагаемой новеллой блока норм о вещных правах является появление права приобретения чужой недвижимой вещи.Анализируя п. 1 ст. 304 ГК РФ в редакции законопроекта можно сделать вывод о том, что в данных нормах идет речь скорее не о приобретении вещи как таковой, а о приобретении права на вещь.Об этом свидетельствуют положения абз.2 п.1 указанной статьи: «По правилам о праве приобретения чужой недвижимой вещи могут также быть приобретены ипотека или право застройки на чужую недвижимую вещь». То есть, по правилам о приобретении вещи, приобретаются некоторые иные вещные права. Кроме того, в главе 20.5 ГК РФ в редакции законопроекта мы не найдем ни малейшего намека на возможность обладателя права приобретения чужой недвижимой вещи фактически господствовать над таковой (владеть ею). Таким образом, стоит констатировать, что данное право по своим свойствам, а именно в связи с отсутствием в своем содержании правомочия владения вещью,также не может относится к вещным правам.

Можно предположить, что появление права вещных выдач и права приобретения чужой недвижимой вещи в числе вещных прав в Проекте изменений ГК РФ продиктовано тем, что в германском гражданском законодательстве нормы об аналогичных правах (преимущественном праве покупки земельного участка и вещных обременениях) находятся среди норм, посвященных вещному праву . А факт изменения раздела о вещных правах ГК РФ проектировались с учетом опыта немецкого законодательства и цивилистической доктрины не нуждается в доказывании. Кроме того, стоит отметить, чтотакие же новации предусматривались и в дореволюционном проекте книги 3 Гражданского уложения Российской империи (ст. 951–993, 1029–1039, 1040–1110 и др.) .

Интерес представляет и применение рассматриваемого принципа вещного права применяется в судебной практике. Установив, что по сути ст. 216 ГК РФ устанавливает не numerusclausus, а numerusapertus вещных прав, тем не менее Верховный суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) толкует данную статью ограничительно и делает вывод о существовании закрытого перечня вещных прав.

Так, ВС РФ, рассматривая спор, в рамках которого возник вопрос о том, может ли быть объектом права хозяйственного ведения земельный участок, указал, что «статьей 216 Гражданского кодекса установлен принцип закрытого перечня вещных прав, который заключается в том, что вещные права могут быть установлены только тех видов и в том содержании, как это предусмотрено законом… Право хозяйственного ведения установлено законом только на имущество, переданное публичным собственником в уставный капитал государственному или муниципальному унитарному предприятиюЗемельным кодексом также не предусмотрена возможность установления права хозяйственного ведения в отношении земельных участков» . Таким образом, ВС РФ, исходя из существования принципа numerusclausus вещных прав, сделал вывод о том, что, поскольку законодатель не предусмотрел возможность земельных участков быть объектами права хозяйственного ведения, соответственно являться таковыми они не могут.

Такой правильный подход высшего судебного органа к пониманию основ правового регулирования вещных прав разделяют не все суды. Так, например, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассматривая дело, в котором возник вопрос относительно правовой природы права застройки, сделал вывод о том, что таковое вещным правом не является не по причине существования принципа numerusclausus вещных права, а по причине отсутствия признаков вещного права. Такими признаками, по мнению суда, являются: непосредственное воздействие на вещь, обеспечивающее правообладателю хозяйственное господство, право следования, абсолютный характер защиты.

Таким образом, не все судебные органы трактуют ст. 216 ГК РФ ограничительно и делают вывод о наличии принципа закрытого перечня вещных прав. Следствием этого становится появление серьезной проблемы в судебной практике, которую можно назвать «размножение вещных прав», то есть признание судами вещной природы за правами, которые закон не называет в качестве вещных. Особенно ярко эта проблема себя показала в так называемом «деле Адама Богатырева», ставшем предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ . Суть спора заключалась в том, что в 2012 году гражданин Богатырев приобрел на публичных торгах трехкомнатную квартиру, расположенную в доме ЖСК в Санкт-Петербурге, и оформил право собственности на нее. Позже выяснилось, что в квартире зарегистрированы и постоянно проживают ее бывшие собственники с семьей, которые не исполнили договор займа, обеспеченного залогом жилья, вследствие чего квартира была выставлена на торги.В судебном порядке Богатыреву удалось выселить супругов-должников, однако их дочь с двумя несовершеннолетними детьми сохранила право проживания в квартире, так как она еще в 1993 году была включена в ордер на предоставление этой квартиры . Таким образом, суды, сохраняя право проживания названных лиц в спорном жилом помещении, применив по аналогии статью 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» о правах бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения к бывшим членам семьи собственника жилого помещения – члена жилищно-строительного кооператива создали новое ограниченное вещное право.

Правильная и весьма справедливая, по-нашему мнению, позиция по данному вопросу была изложена Г.А. Гаджиевым в мнении судьи Конституционного Суда РФ: «Суды не вправе ни признавать новые вещные права, ни определять их содержание, поскольку их перечень и содержание определены в законе исчерпывающим образом…» В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (М.: Статут, 2009.С. 76) установлено, что в Гражданском кодексе Российской Федерации следует закрепить исчерпывающий перечень вещных прав. И в проекте Концепции о вещном праве, и в проекте Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации» также предлагается исходить из исчерпывающего перечня вещных прав.

Вот почему недопустимо в судебной практике признавать новые вещные бессрочные права пользования. Расширение круга лиц, обладающих вещными правами, всегда приводит к ограничению самого важного из вещных прав – права собственности, поскольку их соотношение схоже с сообщающимися сосудами с жидкостью…» .

Результаты

Проведенный анализ позволяет заключить, что по своей природе принцип numerusclausus вещных прав предопределен их абсолютным характером и состоит из двух основных идей: определение законом исчерпывающего перечня видов вещных прав и определение законом их содержания. Для современного гражданского законодательства характерен numerusapertus вещных прав. Это следует из формулировки ст. 216 ГК РФ, допускающей по своему содержанию возникновение и существование вещных прав, не названных прямо в данной статье. Проектом изменений ГК РФ предусмотрена реализация принципа «закрытого перечня» вещных прав в отечественном гражданском законодательстве путем нормативного закрепления закрытого перечня видов вещных прав и определения их содержания. ВС РФ трактует ст. 216 ГК РФ ограничительно, делая вывод о существовании numerusclausus вещных прав. Вместе с тем такого подхода придерживаются далеко не все судебные органы, следствием чего становится возникновение проблемы «размножения вещных прав», т.е. признание судебной практикой новых вещных прав, не закрепленных в законе.

Выводы

Принцип «закрытого перечня» вещных прав необходим гражданскому обороту в первую очередь в целях информирования субъектов пассивной юридической обязанности о том, на какие виды прав недопустимы посягательства, а также о том, на что имеет право управомоченный субъект. Для реализации данной основной идеи законодатель должен взвешенно подойти к решению вопроса о том, какие права назвать вещными в законе, так как его ошибка может привести к негативным последствиям в правоприменительной практике. Судебная практика до внесения соответствующих изменений в ГК РФ должна воспринять подход ВС РФ в части ограничительного толкования ст. 216 ГК РФ и не содействовать возникновению вещных прав, не предусмотренных законодательством.

Библиографический список

  1. Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву: в 2 т. М., 2002. Т. 1. 490 c.
  2. Ахметьянова З.А. Вещное право: учебник. М.:Статут, 2011. 360 с.
  3. Бадаева Н.В. Владение и владельческая защита в зарубежном и российском гражданском праве. М., 2012. 240 c.
  4. Белов В.А. Очерки вещного права. Научно-полемические заметки: учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2015. 332 с.
  5. Бондаренко Н.Л. Современный методологический подход к исследованию принципов гражданского права // Вестник Пермского университета.Юридические науки. 2013. № 4. С. 305–308.
  6. Гражданское право: учебник / под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. Т. 1. 720 с.
  7. Гражданское уложение Германии: Вводный закон к Гражданскому уложению :пер. с нем / сост., введ. В. Берг­манн; науч. ред. Т.Ф. Яковлева;. 4-е изд., перераб. М., 2015 г. 888 с.
  8. Емелькина И.А. Система ограниченных вещных прав на земельный участок: монография. М.: Волтерс Клувер, 2011. 368 с.
  9. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / вступ. ст. А.Л. Маковского. М., 2009. 160 с.
  10. Концепция развития законодательства о вещном праве: проект рек. Президиумом Совета при Президенте Рос. Федерации к опубл. в целях обсуждения (протокол № 3 от 18 марта 2009 г.). URL: http://www.kolasc.net.ru/russian/tradeunion/documents/52.pdf (дата обращения: 10.09.2015).
  11. Кузнецова О.А. Принципы гражданского права: вопросы теории и практики // Правоведение. 2005. № 2. С. 24–34.
  12. Махиня Е.А. Развитие института вещных прав// Вестник Омской юридической академии. 2014. № 4(25). С. 42–46.
  13. О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]:проект Федер. закона № 47538-6 (ред., принятая Гос.Думой в первом чтении 27 апр. 2012 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  14. Определение Верховного Суда РФ от 14 нояб. 2014 г. по делу №305-ЭС14-442, А40-17110/2013 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
  15. По делу о проверке конституционности статьи 19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Богатырева» [Электронный ресурс]: постановление Конституц. Суда РФ от 24 марта 2015 г. № 5-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  16. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 июня 2007 г. по делу № А60-34906 /2006-С09 17 АП-2728/2007-ГК [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  17. Резе А.Г. К вопросу об определении принципов вещного права //Актуальные проблемы гражд. права: сб. ст. / под ред. О.Ю. Шилохвоста. М.: Норма, 2005. Вып. 9.
  18. Сухарева Е.Р. Основы правового регулирования вещных прав // Вестник ВИ МВД России. 2010. №1. С. 56–59.
  19. Щенникова Л.В. Вещное право: учеб.пособие. М.: Юристъ, 2006. 190 c.
  20. URL: http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ ViewItem.aspx?ParamId=3216 (дата обращения: 10.09.2015).


Вещное право на данном этапе своего развития мы считаем целесообразным рассматривать именно как институт гражданского права, но не как подотрасль .

Господство лица над вещью в числе обязательных признаков вещного права отмечено, в частности, у следующих авторов: З.А. Ахметьянова ; Л.В. Щенникова ; Н.В. Бадаева .