Что такое реестр недобросовестных поставщиков, для чего он нужен, какая информация в нем содержится и как в него не попасть? Выписка из реестра недобросовестных поставщиков Неблагоприятные последствия для включенного в РНП хозяйствующего субъекта.

Впервые такой механизм защиты интересов заказчиков как Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) был введен ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и довольно быстро доказал свою эффективность. Действенность такого способа защиты обусловлена тем, что РНП фактически на 2 года лишает предпринимателя доступа к государственным и муниципальным заказам. Для лиц, чей рынок сбыта охватывается бюджетной сферой (медицинское оборудование, лекарственные препараты, строительство автомобильных дорог и т.п.) такой запрет приравнен к «выкидыванию» с рынка.

При принятии ФЗ от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон 223-ФЗ) был учтен имеющийся опыт ведения РНП и в Закон 223-ФЗ были включены соответствующие положения.

Как и РНП в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) ведение РНП в сфере действия Закона 223-ФЗ осуществляется органами Федеральной антимонопольной службы (пп. 5.3.4. постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331). Общий срок нахождения сведений в РНП по Закону 223-ФЗ составляет 2 года, по истечении которых информация из него исключается.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона 223-ФЗ в РНП включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Особенностью ведения РНП согласно Закону 223-ФЗ является то, что сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, включаются в РНП только в том случае, если заключение договора по итогам закупки являлось обязательным. Поэтому при решении вопроса о возможности включения лица в РНП необходимо проанализировать соответствующее Положение о закупках и закупочную документацию. Как правило, к случаям обязательного заключения договора относятся торговые процедуры (конкурс, аукцион, электронный аукцион и т.п.) и не относятся иные способы закупок (запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т.п.).

При включении в РНП сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты судом в связи с существенным нарушением необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ;

2) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, в том числе, в порядке ст. 310 ГК РФ сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в РНП не включаются;

3) действующим законодательством не предусмотрено обязательное вступление в силу соответствующего судебного решения. Поэтому, с формальной точки зрения для включения в РНП сведений о поставщиках (исполнителях, подрядчиках) достаточно решения суда первой инстанции, однако, на практике органы ФАС не осуществляют включение сведений в РНП до момента вступления решения суда в силу.

Перечень сведений, включаемых в РНП, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в ФАС РФ, порядок ведения РНП, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения РНП установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Необходимо отметить, что вопреки расхожему мнению направление информации о недобросовестных участниках закупки в ФАС является обязанностью Заказчика, а не его правом. Указанный вывод следует из п.п. 2, 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 г. N 1211. За ненаправление такой информации предусмотрена административная ответственность в размере от 10 000 до 15 000 рублей (для должностных лиц) или от 30 000 до 50 000 рублей (для юридических лиц) согласно ст. 19.7.2-1 КоАП РФ.

Для отказа в допуске участнику закупки, сведения о котором включены в РНП, заказчику необходимо обязательно устанавливать соответствующее требование в закупочной документации, при этом заказчик вправе также включить требование об отсутствии сведений об участнике в РНП, ведение которого осуществлялось в порядке, действовавшем до 01.01.2014 г. (по Закону 94-ФЗ).

Для получения более подробной консультации рекомендуем обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, д. 20 В, офис 414, тел. 8-912-351-26-42.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

За невыполнение условий контракта или их нарушение грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ. Внесению в РНП в Законе о закупках отдельными видами юрлиц посвящена статья 5. Далее расскажем, за что можно угодить в этот список и как внести в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ.

Реестр недобросовестных поставщиков по ФЗ 223

Оба реестра - по 44-ФЗ и по 223-ФЗ - ведет Федеральная антимонопольная служба. В этот перечень вносятся сведения о компаниях, с которыми договор расторгли по суду из-за серьезных нарушений, а также о тех, кто уклонился от заключения соглашения.

Чтобы найти РНП по 223-ФЗ, зайдите на главную страницу портала ЕИС и в боковом меню слева выберите вкладку «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок». Далее нажмите на появившуюся ссылку «Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ».


В реестр РНП по 223-ФЗ включают сведения, определенные в постановлении Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211. Там же содержится порядок направления данных в ФАС.

Постановление по РНП 223-ФЗ

Нужно направить следующие данные о поставщике и закупке:

  • наименование юрлица;
  • адрес;
  • дату подведения итогов закупки или заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора;
  • информацию о договоре (наименование объекта закупки, код классификатора, валюта, цена договора, срок его исполнения).

Если договор расторгнут по суду из-за существенных нарушений поставщика, отправить указанные сведения заказчик должен в течение 10 дней со дня расторжения соглашения. Помимо информации о поставщике понадобится только копия решения суда.

В ФАС также нужно предоставить сопроводительное письмо, подписанное руководителем компании-заказчика. Это может быть электронный документ или обычное письмо, направленное по почте. В нем следует указать, какие бумаги направляются в ФАС, а также приложить документ, которая подтверждает полномочия должностного лица на представление интересов заказчика (например, приказ о назначении руководителя).

Обратите внимание, что за предоставление в антимонопольный орган заведомо ложных данных заказчики несут ответственность.

Последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ происходит сроком на 2 года. Это значит, что в течение 2 лет поставщик фактически лишен возможности заключать выгодные договора, поскольку с ненадежными исполнителями, как правило, не хочет иметь дело ни один заказчик. Можно оспорить включение в РНП по 223-ФЗ, если участник закупки уверен, что оно было принято безосновательно. Для этого он должен подать заявление в суд.

Мы собрали примеры из судебной практики о том,

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Наверняка вы уже слышали о реестре недобросовестных поставщиков или же встречали такую аббревиатуру, как РНП. В настоящей статье я подробно расскажу вам о том, что собой представляет данный реестр, для чего он нужен, какая информация в нем содержится и как в него не попасть. Информации будет много, поэтому на изучение статьи вам потребуется минут 10 свободного времени. И так, давайте начнем…

Что такое реестр недобросовестных поставщиков?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) — это ресурс в сети интернет с открытым доступом, в который включаются сведения об неблагонадежных участниках закупок, так называемый черный список поставщиков.

Согласно части 8 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе (ЕИС) и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

До 01.01.2014 года данный реестр располагался по адресу — //rnp.fas.gov.ru/ .

В настоящее время и до ввода в эксплуатацию единой информационной системы РНП по 44-ФЗ располагается на официальном сайте по адресу — //zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/dishonestSuppliersQuickSearch/search.html

Вы можете перейти по указанной выше ссылке и сразу попасть в данный реестр, либо зайти на главную страницу сайта — www.zakupki.gov.ru .

Затем в данном разделе нажать по пункту “Реестр недобросовестных поставщиков”. После чего перед вами откроется сам реестр с находящейся в нем информацией о недобросовестных поставщиках.

Кто занимается ведением РНП?

Согласно части 1 статьи 104 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок - Федеральной антимонопольной службой (в соответствии с п. 2 постановления правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации»). Сайт ФАС — //www.fas.gov.ru/ .

Что является основанием для включения сведений об участнике в реестр недобросовестных поставщиков?

Согласно части 2 статьи 104 44-ФЗ основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  1. Уклонение участника закупки от заключения контракта;
  2. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением им условий контракта;
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Какая информация включается в РНП?

Согласно части 3 статьи 104 44-ФЗ в реестр включается следующая информация:

  1. Наименование организации (для юридического лица), Ф.И.О. (для физического лица);
  2. Место нахождения организации (для юридического лица), место жительства (для физического лица);
  3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  4. Наименование, ИНН юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН, являющегося учредителем юридического лица, сведения о котором вносятся в РНП;
  5. Ф.И.О. (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, сведения о которых вносятся в РНП;
  6. Даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  7. Объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  8. Идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года);
  9. Основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;
  10. Дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

На какой срок информация об участнике закупки (поставщике) вносится в РНП и чем это чревато?

Согласно части 9 статьи 104 44-ФЗ информация по истечении 2-х лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из указанного реестра.

Т.е. в течение 2-х лет участники закупок (поставщики), попавшие в «черный список», практически полностью ограничены в участии в государственных (муниципальных) торгах.

Согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Но, как показывает практика, данное требование включается практически в каждую тендерную документацию. Даже многие коммерческие компании прописывают данное требование в своих Положениях о закупках. Таким образом, становится очевидно, что включение сведений об участнике закупки (поставщике и т.д.) в РНП накладывает серьёзные ограничения и может негативно сказаться на имидже и деловой репутации организации.

Как подтвердить отсутствие сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП?

Еще раз повторюсь, что согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки (поставщике). Т.е. как вы понимаете, заказчик может и не устанавливать данное требование в своей документации, что на практике встречается очень и очень редко.

И так, заказчик установил требование об отсутствии сведений в РНП в своей документации, как быть в данной ситуации участнику, какой подтверждающий документ необходимо предоставить?

В части 8 статьи 31 говорится о том, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Т.е. заказчик должен самостоятельно проверить наличие или отсутствие сведений об участнике (поставщике) в данном реестре. Однако участник может по собственной инициативе подготовить справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.

Раньше такую справку можно было сформировать в самом реестре. В видеоролике расположенном ниже показано, как это можно было сделать на практике.

Теперь же вместо такой справки можно предоставить заказчику обычное письмо на бланке организации за подписью руководителя, где в произвольной форме указывается, что информация об участнике закупки, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки отсутствуют в РНП.

Или же можно подготовить декларацию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, как отдельно, так и в составе декларации о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Образец такой декларации вы можете скачать на моем сайте в разделе — пункт 24.

Процедура внесения информации об участнике закупки (поставщике) в РНП

В том случае, если контракт заключен с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, при уклонении победителя от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником (второй номер) направляет в ФАС информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В том случае, если единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5-и рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в ФАС, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

В течение 10-ти рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов и информации от заказчика, ФАС осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов ФАС включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.

Для того чтобы упростить вам понимание данного вопроса ниже разместил интеллект-карту к статье 104 44-ФЗ из . Узнать подробнее о данном сборнике вы сможете .

Картинка кликабельна. Если вы щелкните по ней левой кнопкой мыши, она откроется на весь экран.

Административная ответственность заказчика за непредставление или несвоевременное представление информации и документов в ФАС

Согласно ст. 19.7.2 КоАП непредставление или несвоевременное представление в ФАС информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с 44-ФЗ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 рублей ; на юридических лиц – в размере 100 000 рублей .

Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

Ведение РНП в рамках Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) регламентируется статьей 5 настоящего закона.

РНП по 223-ФЗ также располагается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru по следующему адресу — //zakupki.gov.ru/223/dishonest/public/supplier-search.html .

Ведением реестра также занимается Федеральная антимонопольная служба. Срок включения информации об участнике (поставщике) в реестр по 223-ФЗ составляет — 2 года. Основания для включения информации в данный реестр аналогичны основаниям по 44-ФЗ.

Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены:

  • перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков;
  • правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков;
  • правила ведения реестра недобросовестных поставщиков;
  • требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Вот мы с вами и рассмотрели основные вопросы, касающиеся реестра недобросовестных поставщиков, если у вас возникли вопросы, то задавайте их ниже в комментариях, буду рад ответить. Желаю вам удачи и чтобы сведения о вас или о вашей организации никогда не попали в РНП!


Заказчик, подавая сведения для включения участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков, руководствуется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. №1211, в котором описан порядок подачи сведений в контролирующий орган.

Случаи, сроки и порядок включения участников закупки в реестр недобросовестных поставщиков

В случае уклонения победителя от заключения договора, а такие случаи нередки на практике, заказчик обязан в течение 30 дней с момента истечения срока подписания договора направить сведения в контролирующий орган. Если же расторжение договора происходит по решению суда, то заказчик обязан направить сведения в контролирующий орган в течение 10 дней с момента расторжения договора.

Сведения передаются в письменной форме с сопроводительным письмом, документы подписываются уполномоченным лицом заказчика. В сопроводительном письме содержится перечень необходимых материалов и документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего эти материалы. Сведения также можно передать в электронном виде - электронные документы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченного лица.

Перечень сведений и документов, которые необходимы для отправки в контролирующий орган

Сведения:

Страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и офиса юридического лица ;

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона №223-ФЗ за ведение реестра недобросовестных поставщиков отвечает Федеральная антимонопольная служба либо ее территориальные органы.

Контролирующий орган рассматривает направленные заказчиком сведения в течение 10 дней, после этого они передаются на рассмотрение руководителю контролирующего органа, который в течение 2 рабочих дней выносит решение. После положительного решения (о включении победителя в реестр недобросовестных поставщиков) сведения публикуются в течение 3 рабочих дней.

1. Наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество физического лица, которые уклонились от заключения договоров или с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

2. Сведения о месте нахождения юридического лица или месте жительства физического лица:

Страна, почтовый индекс, наименования единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома (владения), корпуса (строения) и квартиры, где зарегистрировано по месту жительства физическое лицо .

3. Идентификационный номер налогоплательщика, присваиваемый налоговым органом Российской Федерации, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранных лиц).

4. Дата подведения итогов закупки (в случае, если победитель закупки уклонился от заключения договора), либо дата признания закупки несостоявшейся, в которой единственный участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, или участник закупки, признанный единственным участником закупки, или участник закупки, единственно участвовавший на всех этапах закупки, уклонились от заключения договора (в случае, если такое лицо в соответствии с документацией о закупке обязано заключить договор), дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного договора, а также реквизиты подтверждающего документа.

5. Сведения о договоре:

6. Дата расторжения договора с указанием основания расторжения договора (в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора) и документа, являющегося основанием расторжения договора (решения суда).

Документы:

1. копия протокола (иного документа, если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем закупки или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;

2. копия уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;

3. копия решения суда (при наличии) о понуждении к заключению договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора;

4. иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора.

Практика

Это все, что касается теории, на практике все немного сложнее. Заказчик при формировании извещения вправе не устанавливать требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, указанного в Законе №223-ФЗ, также он может руководствоваться требованиями Закона №44-ФЗ.

В реестр недобросовестных поставщиков включаются участники тех процедур, в которых заключение договора было обязательным. При отправке сведений в реестр, в случаях, когда были нарушены существенные условия договора, следует учитывать, что до обращения в суд с иском о расторжении договора заказчик обязан соблюсти досудебный порядок разрешения спора в соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ. Из данной статьи следует, что предварительно необходимо получить соглашение о расторжении контракта, либо дождаться срока, в течении которого сторона договорных отношений не отвечает на предложение, что является основанием для передачи материалов в суд. Если в договоре не указан срок, в течении которого сторона обязана ответить на предложение о расторжении договора, то заказчик руководствуется тридцатидневным сроком согласно ГК РФ. Сведения включаются в реестр только после вступления судебного решения в законную силу.

Если заказчик не отправляет сведения в контролирующий орган, это влечет за собой административную ответственность согласно ст. 19.7.2-1 КоАП РФ. Размер штрафа для должностного лица составляет от 10 000 до 15 000 рублей, для юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей.

Из вышеперечисленного следует, что законодатель не настаивает, чтобы субъекты 223-ФЗ ограничивали доступ к процедурам компаниям, попавшим в реестр, но строго относится к направлению сведений, что, по моему мнению, имеет противоречивый характер. И мера, по сути своей, носит декоративный характер, так как существует много способов обойти ее.

Дата: 21.11.2018

При закупках по 223-ФЗ, как и при закупках по 44-ФЗ, используется понятие «реестр недобросовестных поставщиков» 1 . В данный реестр, ведением которого занимается ФАС, включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров 2 . Обратим внимание, что по букве закона попасть в реестр можно исключительно по этим 2 основаниям, другие «грехи» (например, предоставление участником закупки в своей заявке заведомо ложных сведений) такими основаниями быть не могут 3 . Также сразу отметим, что по той же букве закона случаи, когда заключенные договоры расторгаются заказчиком в одностороннем порядке без отдельного судебного разбирательства, призванного установить существенное нарушение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) существенных условий договоров (см. выше), тоже не являются основанием для включения поставщиков в рассматриваемый реестр 4 .

Осуществляя закупку, заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки как в этом реестре, так и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном в 44-ФЗ 5 . Отметим, что на практике, как правило, заказчики по 223-ФЗ устанавливают требования об отсутствии сведений об участнике закупке в обоих реестрах. То есть даже если участник закупки по 223-ФЗ «засвечен» только в реестре по 44-ФЗ, то его заявка на участие в закупке по 223-ФЗ может быть автоматически отклонена.

Числиться как в том, так и в другом реестре участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) будет в течение 2 лет после включения сведений о нем в соответствующий реестр 6 . Решение о включении сведений об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в эти реестры принимает ФАС на основе данных, которые обязаны предоставить ему заказчики при наступлении случая недобросовестного поведения участника закупки или поставщика (подрядчика, исполнителя)7. Этот же орган исключает сведения из реестров по истечении 2 лет. Отметим, что исключение сведений из реестра может произойти и раньше, но только по решению суда 8 .

Примечательно, что если заказчик по 223-ФЗ не предоставит в ФАС сведения о недобросовестных лицах или предоставит о них недостоверные сведения, то это будет считаться административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб., а на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. 9 .

Таким образом, попадание в реестр недобросовестных поставщиков грозит юридическому лицу или физическому лицу (в т.ч. индивидуальному предпринимателю) «отлучением» от участия в закупках по 223-ФЗ на срок 2 года. Узнать, кто включен в данные реестры, можно в ЕИС (www.zakupki.gov.ru) - они размещены в открытом доступе (раздел «Мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок»). На 20.11.2018 в реестре по 223-ФЗ присутствовали сведения о 721 лице, в реестре по 44-ФЗ - о более 11 тысяч лиц.

Если участник закупки, который стал ее победителем или который был единственным допущенным до участия в закупке лицом, не подписал договор в установленный в документации о закупке срок, то заказчик обязан направить сведения об этом участнике в ФАС для включения в сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков в течение 30 календарных дней после заключения договора с участником закупки, занявшим второе место, или после истечения указанного срока (если документацией о закупке не было предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора) 10 . В случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора заказчик направляет в ФАС сведения об этом поставщике (исполнителе, подрядчике) не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договор 11 . Затем, в течение 10 дней ФАС проводит проверку предоставленных заказчиком сведений и документов и в течение 2 рабочих дней после завершения проверки принимает решение о включении сведений об участнике закупки в реестр или об отказе в таком включении, после чего не позднее 3 рабочих дней с даты принятия «решения о включении» сведения включаются в реестр 12 .

Справедливости ради укажем, что ФАС не всегда однозначно принимает решения о включении сведений о поставщике в реестр по представлению заказчиков. Встречаются примеры очень мягкого отношения, когда поставщик не попадает в реестр, так как ему удалось доказать ФАС, что задержка с заключением договора в срок была вызвана нахождением ответственного сотрудника в очередном отпуске 13 . «Уклонистам» могут прощаться задержки с получением банковских гарантий для обеспечения исполнения договоров 14 , долгая отправка договора заказным письмом вместо его быстрого заключения в электронной форме в соответствии с условиями документации о закупке 15 и т.д. Более того, есть примеры, скажем так, удивительно мягкого отношения, когда будущий подрядчик отказывается от подписания договора в связи с «сжатыми сроками работ», а ФАС считает его хоть и уклонившимся от заключения договора, но не находит в его действиях недобросовестности, а включение сведений об этом подрядчике в реестр называет «санкцией, несоразмерной допущенному нарушению» 16 .

Что касается практики судебного обжалования решений ФАС о включении сведений о поставщиках в реестр (такая возможность в 223-ФЗ предусматривается 17), то картина здесь несколько иная. В суды обращаются те участники закупки или поставщики (подрядчики, исполнители), которые не согласны с решением ФАС о включении сведений о них в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считают, что уклонение от заключения договора с их стороны или нарушение ими существенных условий договора, ставшее основанием для расторжения договора в судебном порядке, произошло по независящим от них причинам или даже вследствие неправомерных действий заказчика. Ссылка на «независящие причины» помогает слабо - например, если поставщик оборудования отказался от заключения договора из-за того, что производитель оборудования внезапно оказался неспособным произвести оборудование, заявленное в техническом предложении поставщика, то суды могут счесть, что поставщик допустил неосмотрительное поведение и не принял всех мер к надлежащему исполнению требований документации о закупке, а именно к поиску иного производителя оборудования 18 . В судах не выдерживают критики доводы участников закупки о том, что они не могут заключить договор из-за смены собственника 19 , или о том, что поставить необходимый заказчику товар не получится из-за праздничных дней 20 . Также может «не прокатить» вариант, когда участник закупки просто направляет заказчику подписанный со своей стороны договор, в который он внес изменения, противоречащие условиям, изложенным в документации о закупке (например, изменил указанный в проекте договора способ расчета объема фактически оказанных по договору услуг) 21 .

А вот если, например, заказчик направил в ФАС сведения об уклонившемся от заключения договора участнике закупки до истечения срока, отведенного для подписания договора участником закупки, то суд может отменить решение ФАС в включении сведений об этом участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков 22 .

Отдельно отметим, что если в документации о закупке заказчик установил требование об внесении обеспечения исполнения договора, а участник закупки, с которым должен был заключаться договор, не представил это обеспечение в установленный срок, то такой участник тоже может считаться судом уклонившимся от заключения договора - и даже предоставление им обеспечения после истечения установленного срока здесь не поможет 23 . Но вот если в похожем случае решение о включении сведений об участнике закупке в реестр недобросовестных поставщиков было вызвано тем, что участник предоставил в качестве требуемого обеспечения исполнения договора копию, а не оригинал банковской гарантии (на фоне того, что в документации о закупке оригинал гарантии не требуется), то такое решение может быть судом отменено 24 .

1 Ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2 Ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; п. 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331.

3 См. Письмо Минэкономразвития России от 03.06.2015 N Д28и-1580.

4 См., например, Решение Краснодарского УФАС России от 11.10.2018 по делу № 11-Р/2018, Решение Камчатского УФАС России от 11.12.2017 по делу № РНП41-02-2017.

5 Ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

6 Ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ч. 9 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7 Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

8 П. 11 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211; п. 16 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062.

9 Ст. 19.7.2-1 КоАП РФ.

10 П. 2 и 3 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

11 П. 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

12 Приказ ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

13 Решение Иркутского УФАС России № 1103/18.

14 Решение Мурманского УФАС России N 06-13/17-05.

15 Заключение Московского УФАС России от 11.07.2016 по делу № 2-19-6873/77-16.

16 Решение Ульяновского УФАС России от 13.12.2017 по делу N 14-596/03-2017.

17 Ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

18 См. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.03.2018 № Ф01-213/2018 по делу № А43-14650/2017; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2018 № Ф04-3990/2018 по делу № А70-16908/2017.

19 См. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.12.2017 № Ф02-6736/2017 по делу № А33-4972/2017.

20 Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.12.2017 N Ф10-5247/2017 по делу N А23-2132/2017.

21 См. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2018 по делу № А40-243599/17-17-2060.

22 См. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.12.2015 № Ф01-5487/2015 по делу № А17-1908/2015.