Указание товарного знака по 223 фз. Энциклопедия решений

Описание объекта закупки по 44-ФЗ - пример внедрения новых требований есть в данной статье — производится по установленным правилам. О том, какие изменения произошли в последние годы в части описания объектов закупки (далее — ОЗ), и каков порядок оценки заявок (предложений) участников закупки, поговорим далее.

Что обязан использовать заказчик при описании объектов закупки?

Согласно положениям закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, описание ОЗ должно производиться по четко установленным правилам. Так, согласно статье 33, описывая ОЗ в конкурсной документации, заказчик обязан учесть, что:

Изменения в правилах описания ОЗ по статье 33 закона № 44-ФЗ, примеры изменений

После принятия закона «О стандартизации в Российской Федерации…» от 29.06.2015 № 162-ФЗ, устанавливающего условия применения национальных стандартов, потребовалось привести в соответствие его положениям действующее российское законодательство. С этой целью был принят закон «О внесении изменений…» от 05.04.2016 № 104-ФЗ, внесший коррективы в 27 нормативных актов, в число которых попали и законы о закупках: упомянутый выше 44-ФЗ и закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В результате с июля 2016 года правила описания объекта закупки по 44-ФЗ претерпели некоторые изменения, связанные с добавлением условий о соответствии стандартам.

Практическое внедрение новшеств

Вступившие в силу изменения были сформулированы не очень четко, и большинство заказчиков испытывает трудности при формировании описания ОЗ. Так, в пункте 2 части 1 статьи 33 закона № 44-ФЗ указывается, что при оформлении условий закупки заказчиком могут использоваться другие (нестандартизированные) показатели, условные обозначения или требования при условии обоснования необходимости в этом.

Законодательством о контрактных закупках не предусмотрено, что в описании ее предмета следует перечислять наименования документов, устанавливающих стандарты. В то же время с принятием закона № 162-ФЗ на территории РФ начала функционировать национальная система по стандартизации. Поэтому, описывая ОЗ, заказчик должен быть готов в любой момент предоставить подтверждение, что указанные им показатели характеристик ОЗ применяются согласно техрегламентам либо законодательства о национальных стандартах.

В том же случае, если заказчик не использует показатели (условные единицы и т. п.), утвержденные национальными стандартами (даже если он просто не указал в описании ОЗ на имеющиеся нормативы), тогда ему следует подготовить обоснование, почему он использует иные показатели. Более того, указание одних лишь ссылок на существующие стандарты без упоминания требуемых показателей будет свидетельствовать о нарушении норм, указанных в пункте 2 части 1 и части 2 статьи 33 закона № 44-ФЗ. Это означает, что заказчик при составлении описания ОЗ должен учитывать установленные законодательством правила и ограничения, т. е. ему необходимо выбрать соответствующие стандарты, ГОСТы или техрегламенты, в которых прописаны технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям к предмету и целям производимой закупки.

Приведем несколько примеров надлежащего обозначения показателей в описании. Так, при формировании заявки на поставку пылесосов заказчик может использовать следующие нормативы:

  • ГОСТ 10280-83;
  • ГОСТ Р 51318.14.1-99;
  • ТР ТС-010-2011.

Если же в качестве ОЗ выступают продукты питания, то при их описании, согласно рекомендациям, изложенным в письме Минэкономразвития от 04.09.2015 № ОГ-Д28-11718, нельзя указывать требования к оставшемуся сроку годности в процентах. Такое требование объясняется недопущением ограничения конкуренции. В описании ОЗ в этом случае надлежит представить обоснование по использованию нестандартизованных показателей и определить конкретный период (к примеру, в сутках), в течение которого продукты сохранят свою годность. Или как вариант можно указать точную дату, до которой продукты должны сохранять свою пригодность для употребления их по прямому назначению.

Что может содержать описание объекта закупки по закону 223-ФЗ?

В закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки, осуществляемые определенными категориями заказчиков — госкорпорациями, публичными компаниями, естественными монополистами и т. д. (в отличие от закона № 44-ФЗ, где заказчиками выступают лишь муниципальные или государственные органы и учреждения) — также были внесены изменения, связанные со стандартизацией. В связи с этим заказчики обязаны устанавливать при формировании описания ОЗ требования к его качеству, безопасности, различным характеристикам, размеру, упаковке.

Как и при проведении закупок по контрактной системе, при оформлении документации, согласно пункту 1 части 10 статьи 4 закона № 223-ФЗ, заказчик должен выписать требования по каждому упомянутому в условиях закупки параметру в соответствии с предусмотренными техрегламентами, принятыми в национальной системе стандартизации. Если используются другие показатели, то заказчик должен будет предоставить обоснование необходимости их применения.

Каков порядок оценки заявок и окончательных предложений участников в отношении объекта госзакупки?

Для оценки заявок и окончательных предложений участников, согласно части 1 статьи 32 закона № 44-ФЗ, заказчиком определяются следующие показатели:

  • контрактная цена;
  • эксплуатационные расходы;
  • различные характеристики ОЗ;
  • квалификационные требования к участникам.

Оценка заявок участников, предложения которых были допущены к конкурсу, производится по правилам, утвержденным правительственным постановлением от 28.11.2013 № 1085 (далее по тексту — Правила).

Согласно п. 8 Правил, в документации о закупке должны быть отражены критерии оценки и показатели значимости каждого из них. При этом их должно быть не менее двух, одним из которых является цена. Суммарно все показатели значимости оценочных критериев должны составлять 100% (пункт 9 Правил).

При оценке нестоимостных критериев предложения предусматриваются показатели, которые раскрывали бы каждый из них (пункт 10). Каждый критерий оценивается по 100-бальной системе (пункт 11). Для того чтобы оценить заявки по нестоимостным критериям, заказчик может установить предельное значение указанных им характеристик. Лучшее предложение получит 100 баллов.

Поданные участниками заявки оцениваются с учетом рейтинговой суммы по каждому оценочному критерию (пункт 14). Победителем признается тот участник, заявка которого набрала самый высокий рейтинг (пункт 15).

Таким образом, заказчик при описании ОЗ должен придерживаться установленных правил, чтобы не подавлять конкуренцию — ведь из-за этого результаты конкурсного отбора могут быть признаны недействительными. Кроме того, при формировании требований заказчик должен учесть изменения правил описания закупки, произошедшие в последние годы и связанные с внедрением условий, касающихся соответствия формата запрашиваемых показателей системе национальной стандартизации.

Вопрос по описанию предмета закупки по 223-ФЗ. Имеет ли право заказчик описывая в техническом задании предмет закупки указывать конкретные характеристики товара? Или необходимо указывать необходимые параметры с использованием значений "не более" или "не менее"?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

При описании предмета закупки Заказчик вправе устанавливать характеристики в "коридорах": "от__ и до __", "не более ___", "не менее ____", а так же и в конкретных характеристиках Закон № 223-ФЗ не запрещает так поступить.

При установлении конкретных характеристик в описание объекта закупки, ФАС России может истолковать подобные требования как создание участнику или нескольким участникам торгов преимущественных условий, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ.

При установлении характеристик в "коридорах": "от__ и до __", "не более ___", "не менее ____" в документации о закупке, Заказчику важно помнить, что необходимо затребовать от участников закупки заявки, содержащие сведения с точными значениями характеристик предложенной продукции. Иначе будет неясно, какая продукция конкретно будет являться предметом договора, заключаемого по итогам закупки.

Какие требования устанавливает Закон № 223-ФЗ к содержанию технического задания

Закон требует, чтобы заказчик установил свои требования:

  • к качеству;
  • к техническим характеристикам товара, работы, услуги;
  • к безопасности;
  • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
  • к размерам, упаковке, отгрузке товара;
  • к результатам работ;
  • иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Требования к качеству

Качество товара, работ, услуг должно отвечать требованиям, предусмотренным техническими регламентами и документами, которые разрабатывают и применяют в национальной системе стандартизации.

Важно помнить, товар, работа, услуга отвечают требованиям качества, если в течение гарантийного срока соответствуют техзаданию, ГОСТу, ТУ, СанПиНу.

Общие правила определения качества продукции установлены в статьях 469 и 721 Гражданского кодекса РФ.

  1. Поставщик (подрядчик) обязан передать заказчику товар (результат работ), качество которого соответствует договору поставки, договору подряда. Проще говоря - должен быть передан такой товар, который описан в техническом задании. Предположим, по техническому заданию ткань спецодежды должна соответствовать определенному ГОСТу. По факту поставленная спецодежда не соответствует ГОСТу. Строго юридически эта спецодежда не может быть принята заказчиком, даже если она лучше, чем по ГОСТу. Несоответствие техническому заданию означает, что товар некачественный.
  2. При отсутствии в договоре условий о качестве поставщик (подрядчик) обязан передать товар (результат работ), пригодный для целей, для которых товар (результат работ) такого рода обычно используется, причем, если поставщик (подрядчик) при заключении договора был поставлен заказчиком в известность о конкретных целях приобретения товара (целях использования), поставщик (подрядчик) обязан передать заказчику товар (результат работ), пригодный для использования именно в соответствии с этими целями.
  3. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству передаваемого товара (результатам работ), то поставщик обязан передать заказчику товар (результат работ), соответствующий этим обязательным требованиям.
  4. Качество товара может определяться образцом, который был предварительно предложен продавцом и отобран покупателем.

Требования к техническим, функциональным характеристикам, потребительским свойствам товара, работ, услуг

  • по товарам . Подробное техническое задание скрупулезного заказчика содержит массу технических характеристик. Например, можно указать: «стеллаж 1800 × 2000». А можно дать развернутое описание стеллажа на нескольких страницах с 10 цветными эскизами, включая не только эскизы общего вида стеллажа, но и отдельные эскизы фурнитуры, скользящих роликов и т. д.
    В случаях закупки типовых товаров с множеством позиций в закупке используются таблицы-спецификации.
  • по услугам . Как правило, техническое задание содержит перечень оказываемых услуг с их описанием (в календарной последовательности или без таковой) и указание на то, что каждая из перечисленных услуг должна быть оказана в такие-то сроки либо что услуги оказываются по мере необходимости по заявкам заказчика.
    В случаях закупки типовых услуг, связанных с непрерывным и постоянным обслуживанием зданий, оборудования и т. д., используется регламентный подход: заказчик разрабатывает регламент оказания услуг, где описаны ежедневные, еженедельные, ежемесячные обязанности исполнителя по совершению определенных обязанностей с занесением их в журналы оказания услуг или иные отчетные документы по усмотрению заказчика.
  • по работам . Как правило, техническое задание подготавливается в виде сметы, ведомости объемов работ, календарного плана и отдельного документа с описанием требования к применяемым материалам и оборудованию.
    Основное содержание технического задания при закупках в строительной сфере:

Некоторые заказчики, применяющие Закон № 223-ФЗ, задаются вопросом, можно ли указать в документации о закупке конкретный товарный знак: телефон Nokia, автомобиль Nissan, конкретизировав его требованиями к модели, комплектации, цвету и т. д. Закон № 223-ФЗ не запрещает так поступить.

Представляется, что нарушение закона будет иметь место только в той ситуации, когда на рынке определенной продукции имеется очень ограниченное количество участников (узкоспециальное оборудование, уникальные химикаты и т. д.), а заказчик в документации о закупке указал товарный знак только одного производителя без возможности поставки аналога.

Внимание: фАС России может истолковать подобные требования как создание участнику или нескольким участникам торгов преимущественных условий, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, а также как и нарушение принципа информационной открытости закупки и нарушение принципа равноправия, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции (п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Суды же считают, что даже если техническое задание заказчика сформулировано таким образом, что указывается товар конкретного производителя и конкретный товарный знак, то это не ограничивает конкуренцию, не создает никому преимущественных условий, так как в возможный круг участников торгов входят как производители конкретного товара, так и неограниченное количество его поставщиков (определение ВАС РФ от 7 апреля 2010 г. № ВАС-3470/10).

Обозначим некоторые дополнительные требования, которые традиционно включаются в техническое задание:

  • указание на то, что товар должен быть новым, ранее не использованным, не эксплуатировавшимся, произведенным не ранее указанного года;
  • требования по комплектации;
  • требования к техническому обслуживанию товара в течение срока гарантии (гарантийное обслуживание);
  • требования по количеству, периодичности, сроку и месту поставок;
  • требования к шефмонтажу (монтаж осуществляется самим поставщиком);
  • требование о том, что специалисты поставщика должны провести обучение, инструктаж персонала заказчика;
  • указание на то, какая должна быть передана вместе с товаром документация и необходимое количество расходных материалов;
  • требования к остаточному сроку годности (обычно 70-80%).

Перечисленные требования не обязательны, заказчики часто используют не все, а лишь какие-то отдельные позиции из вышеназванных в различных комбинациях. В любом случае техническое задание должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребности заказчика.

Требования к безопасности

Этот раздел традиционно вызывает вопросы у заказчика, подготавливающего техническое задание. На практике заказчик почти никогда сам не "изобретает" требования к безопасности. Как правило, он ссылается на технические регламенты, ГОСТ, СНиП или СанПин.

  • Закупая автотранспорт, заказчик ссылается на технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 877;
  • закупая строительные материалы, заказчик ссылается на технический регламент о требованиях пожарной безопасности;
  • закупая кефир, заказчик ссылается на технический регламент о безопасности молока и молочной продукции;
  • закупая строительные работы, заказчик ссылается на необходимость выполнения работ в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил, который утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521;
  • закупая обслуживание медицинской техники, заказчик ссылается на Методические рекомендации, которые утверждены в письме Минздрава России от 27 октября 2003 года № 293-22/233.

Требования к размерам, упаковке, отгрузке товара

Обычно при установлении таких требований заказчики не сталкиваются с затруднениями. Заказчик устанавливает интересующие его размеры товара в точных значениях или в "коридорах": "от__ и до __", "высота не более ___", "ширина не менее ____". При использовании подобных значений важно не забыть затребовать в заявках от участников закупки сведений о точных значениях предложенной продукции, иначе будет неясно, какая характеристика должна быть включена в текст технического задания, прилагаемого к договору, заключаемому по итогам закупки.

Устанавливая требования к упаковке, заказчики, как правило, сами детально описывают упаковку и ссылаются на нормативно-технические документы. Требования к упаковке часто содержатся также в технических регламентах и профильных ГОСТах. Так, например, если при закупке пищевой продукции заказчик сослался на обязательное применение ГОСТ Р 51074-2003, то упаковка должна будет соответствовать требованиям этого стандарта.

Понятие "эквивалент" по 223 ФЗ применять с 01.01.2018 или с 01.07.2018? Новый отчет по договорам размещать с 01.01.2018 или с 01.07.2018?

Ответ

Понятие «эквивалент» и новый ежемесячный отчет будет введен к исполнению в рамках Закона № 223-ФЗ с 1 июля 2018 года .

Обоснование
10 главных изменений в Законе № 223-ФЗ

4. Переняли нормы из контрактной системы

Документацию о закупке надо разрабатывать во всех конкурентных способах, кроме запроса котировок. Весь документооборот в электронных закупках, от подачи заявки до проектов протоколов, ведут на площадке. Для этого используют усиленную квалифицированную электронную подпись.

Описывать в документации объект закупки надо по аналогии с Законом № 44-ФЗ. Заказчики указывают функциональные, технические, качественные и, если необходимо, эксплуатационные характеристики закупаемого. Нельзя указывать на товарный знак, страну происхождения, фирменные наименования и требовать всего, что ограничит конкуренцию. Но при этом позволили поступать так, когда нет другого способа точно и четко описать предмет закупки.

Каждый случай, когда используют товарный знак, надо сопровождать словами «или эквивалент». Правило не действует, когда:

· закупают запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию;

· товар нужно совместить с другими, которые использует заказчик;

· закупкой исполняют контракт по Закону № 44-ФЗ;

· условие противоречит международным договорам или договорам, в которых заказчики выступают исполнителями.

Чтобы провести конкурентную закупку, необходимо создать комиссию. Отменить конкурентную закупку можно будет до того, как закончилась подача заявок. После этого — только если возникнут обстоятельства непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

Договор после конкурентной процедуры заключают не раньше 10 дней и не позже 20 дней после того, как разместили в ЕИС итоговый протокол.

5 дней дали, чтобы заключить договор после того, как ФАС вынесет решение по жалобе или орган управления одобрит договор.

Где искать: пункты 3 и 4 статьи 3 Закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ

5. Изменили перечень ежемесячных отчетов

До 10-го числа месяца, следующего за отчетным, надо размещать в ЕИС данные о количестве и стоимости договоров с единственными поставщиками после несостоявшейся конкурентной закупки. В отчете обо всех договорах нужно учесть и те договоры, сведения о которых в ЕИС не размещают.

Не надо будет отчитываться каждый месяц о договорах, которые заключили с малым и средним бизнесом.

Договоры с единственными поставщиками стоимостью выше 100 тыс. руб. (выше 500 тыс. — для тех, чья выручка за прошлый год больше 5 млрд руб.) размещают в реестре договоров.

Где искать: пункт 9 статьи 3 Закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ

Почему можно не спешить применять последний блок изменений

Самый масштабный пакет поправок — Закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ — в целом вступает в силу с 1 июля 2018 года. Но при этом оговорили, что свои положения о закупке заказчики должны привести в соответствие с его редакцией, утвердить и разместить в ЕИС до 1 января 2019 года. Заказчиков, которые этого не сделают, признают не разместившими положение.

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение , установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - настоящей части.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Заказчики, работающие по Закону №223-ФЗ, имеют право указывать в документации о закупке конкретный товарный знак, модель, место производства продукции, конкретного производителя.

Такое право возникает у Заказчика исходя из следующих положений Закона №223-ФЗ:

  • п.1 ч.10 ст.4 В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика » );
  • п.3 ч.1 ст.3 («При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: <…> 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика <…> ») .

Следует отметить, что в отличие от Закона №44-ФЗ (п.1 ч.1 ст.33 «Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев <…>»), Закон №223-ФЗ не содержит в себе какого-либо требования о том, что заказчику, в случае указания на конкретный товарный знак, следует указывать в описании закупаемой продукции слова «или эквивалент». Такой обязанности у Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ не существует.

Заказчику следует помнить об ограничениях этого права

Первое возможное ограничение может быть установлено в Положении о закупках самого Заказчика, т.к. в соответствии с ч.2 ст.2 Закона №223-ФЗ Положение о закупке - это документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Соответственно именно в Положении следует установить правила указания товарных знаков, страны производства, модели и т.д. В этом случае Заказчик будет «защищен». Это иллюстрирует решение Ростовского УФАС России от 17.07.12 по делу №1127/05: «Статья 2 Положения содержит понятия, в том числе предмет закупки - конкретные товары, работы или услуги, которые предполагается поставить (выполнить, оказать) Заказчику в объеме и на условиях, определенные в закупочной документации. Пунктом 7.4.5. Положения установлено, что в тексте запроса цен Заказчик указывает любые четкие требования к предмету закупки (кроме цены), условиям поставки, оплаты участникам, подтверждению соответствия Продукции и самих участников требованиям Заказчика и предоставляемым документам. Таким образом, Комиссия пришла к выводу о правомерности использования Заказчиком конкретного наименования необходимой к поставке продукции (сетевая видеокамера Axis P 1347- E (5 шт.) и сетевая видеокамера Axis P 1347)».

Второе ограничение возникает исходя из положений п.2 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, устанавливающее, что при осуществлении закупок Заказчику следует руководствоваться, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающего Заказчику при проведении, запроса котировок цен на товары, запроса предложений действия, ограничивающие конкуренцию, в том числе «создание участнику <…> или нескольким участникам <…> преимущественных условий участия <…>». Положения п.2 ч.1 ст.17 Закона №135-ФЗ распространяются на Заказчиков, работающих по Закону №223-ФЗ в силу ч.5 ст.17.

В ряде случаев ФАС понимает указание Заказчиком в документации о закупке на конкретную марку, конкретное место производства, конкретного производителя как ограничение конкуренции в соответствии со ст.17 Закона №135-ФЗ, также Заказчикам может вменяться нарушение Закона №223-ФЗ (ч.1 ст.3, ч.6 ст.3, ч.10 ст.4 и т.д.). Однако такая позиция может быть успешно оспорена Заказчиком в суде, что подтверждает административная практика, сложившаяся к настоящему моменту.

Неважно, что закупает Заказчик: определенную офисную бумагу, перчатки либо газоанализатор, суды признают право Заказчика в соответствии с Законом №223-ФЗ устанавливать в закупочной документации в рамках, определенным Положением о закупках, любые требования, которым должен отвечать закупаемый товар (п.1 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ).

В вопросе нарушения требований проведения тендеров по 223-ФЗ суд учитывает следующее:

  • Указание в закупочной документации конкретного товарного знака не нарушает запретов Закона №223-ФЗ (если такой запрет не установлен в Положении о закупке Заказчика), такие действия направлены на определение потребностей заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям заказчика, что Законом №223-ФЗ не запрещено.
  • Действия заказчика, установившего в техническом задании определенные требования, в том числе товарный знак, производитель, место происхождения, не противоречат положениям ч.10 ст.4 Закона № 223-ФЗ, откуда следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
  • Заказчик может пояснить, почему продукция конкретной торговой марки, конкретного производителя удовлетворяет потребностям Заказчика.
  • Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа и нарушении п.1 и п.4 ч.1 ст.3 Закона №223-ФЗ, поскольку в этом случае учитывается также количество участников, способных поставить данный товар (потенциально способных, либо подавших заявки на участие в закупочной процедуре).

Рассматривая дела, в которых Заказчик обвиняется в нарушении Закона №135-ФЗ, суд исходит из того, что «для целей применения ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольному органу недостаточно установить, что заказчиком, действующим в рамках закона № 223-ФЗ, выбран товар определенного производителя, необходимо также установить направленность его действий на ограничение конкуренции» (дело №А71-11453/2012). При этом суд учитывает следующие обстоятельства:

  • ограничительные требования предъявляются к участникам закупочной процедуры или к поставляемому товару;
  • есть ли для данной продукции действующий рынок;
  • может ли поставить данную продукцию неограниченный круг лиц;
  • чем обоснована потребность заказчика в конкретной продукции.

Например, в постановлении суда по делу №А71-11453/2012 содержится следующий вывод: «<…> заказчик обосновал, что указание конкретных производителей поставляемого товара являются для него принципиально важными и необходимыми для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности. При этом заказчиком предъявлено требование не к участникам закупки, подавшим заявку на участие, а к товарам определенных производителей, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, не ограничен в правах на заключение договора поставки. Возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. <…> Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар указанных производителей, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов».

Для более по вопросу указания товарных знаков в документации рекомендуется ознакомиться со следующими делами (картотека арбитражных дел доступна по ссылке http://kad.arbitr.ru/):

  • Дело № А71-11453/2012 о поставке проводов СИП,
  • Дело № А45-12358/2013 о поставке перчаток,
  • Дело № А14-10524/2013 о поставке мебели,
  • Дело № А71-11228/2012 о поставке муфт,
  • Дело № А40-60266/2013 о поставке газоанализатора,
  • Дело № А40-77378/2013 о поставке бумаги,
  • Дело № А24-1604/2013 о поставке угля.

Во всех рассмотренных случаях суд вставал на сторону Заказчика при условии, что тот мог обосновать, почему ему необходим данный товар. Как правило, в качестве обоснования предлагаются следующие доводы:

  • «Заявитель указал, что использует для осуществления свой деятельности линейную аппаратуру французской фирмы НИЛЕД, указанная аппаратура совмещается с СИП (самонесущие изолированные провода) только производства заводов ООО «Иркутсккабель» и ОАО «Кирсккабель», что подтверждается изготовителем аппаратуры ООО «НИЛЕД» гор. Подольск (л.д. 114), протоколами технических, научных совещаний сетевых компаний, используемых линейную аппаратуру НИЛЕД (л.д. 103-113). Кроме того, провода СИП производства ООО «Иркутсккабель» превосходят аналогичную продукцию других производителей по основным показателям - проводимости и прочности» (дело № А71-11453/2012).
  • «Ответчиком и третьим лицом представлено надлежащее обоснование того, что потребность заказчика состояла в поставке угля именно Талдинского угольного разреза, поскольку такие важные для каменного угля показатели как влажность, теплота сгорания, гранулометрический состав и прочие показатели имеют существенное значение для районов Крайнего Севера, а уголь Талдинского разреза соответствует своими качественными характеристиками потребностям указанного региона . Проведение закупки угля данного месторождения связано с техническими потребностями заявителя в целях надежного и бесперебойного снабжения тепловой энергией потребителей села Оссора Карагинского района Камчатского края» (дело № А24-1604/2013).
  • «Заявитель ссылается на то, что потребность заказчика в конкретных коллекциях обусловлена необходимостью доукомплектования мебели, закупленной Обществом ранее . Тем самым заказчик обосновал, что указание в данном случае требования о конкретной коллекции является для него принципиально важным и необходимым для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности» (дело № А14-10524/2013).

Таким образом, при аргументации своего выбора Заказчик, как правило, ссылается на следующие обстоятельства:

  • совместимость закупки с используемым оборудованием или технологиями,
  • наиболее полное соответствие технических характеристик потребностям предприятия,
  • положительный опыт использования данной продукции и негативный - аналогов, проведенные испытания,
  • и т.д.

Следует учитывать, что Заказчик должен иметь подтверждение своей позиции.

Если же в положении Заказчика есть требование указывать «или аналог» в закупочной документации, либо Заказчик решил это сделать исходя из сложившейся потребности, то в ТЗ следует однозначно определить, что Заказчик будет понимать под аналогом, каким характеристикам он соответствует. В противном случае Заказчику может быть сложно отклонить заявки участников, которые будут формально соответствовать установленным требованиям, но фактически не будут удовлетворять Заказчика, вследствие чего может появиться необходимость доказывать, что пряники «Цитрусовые» не являются аналогом пряникам «Клюквенным» (дело № А07-452/2013).

Таким образом, Заказчики имеют право указывать в закупочной документации марку товара, название производителя, наименование места происхождения товара исходя из своих потребностей, такое указание не будет являться нарушением Закона №223-ФЗ и Закона №135-ФЗ, но Заказчик должен быть готов в случае возникновения претензий со стороны Участника закупки в части ограничения конкуренции, обосновать свой выбор. Как видно из решений судов, нередко решение ФАС о неправомерности указания конкретной торговой марки оспаривается, и решение выносится в пользу Заказчика.