Какие унифицированные формы остались обязательными. Формы первичных учетных документов: унифицированные или самостоятельно разработанные? Последствия широкого толкования

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее - Постановление N 1).
Действительно, в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) изменились требования к составлению первичных учетных документов. Обязанность применять в бухгалтерском учете унифицированные формы первичных документов упразднена. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Соответственно, организации должны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике на 2013 год формы первичных учетных документов.
Однако ныне действующее законодательство не позволяет однозначно ответить на вопрос, необходимо ли теперь утверждать формы всех кадровых документов, применяемых организацией в кадровом учете. Объясним почему.
С одной стороны, в ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ указано, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом согласно п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ фактом хозяйственной жизни являются: сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Прием и увольнение работников, а также иные действия работников и работодателей, способные повлиять на финансовое положение работодателя (перевод на другую работу, направление в командировку, предоставление отпуска и другое), можно отнести к фактам хозяйственной жизни организации-работодателя.
С такой точки зрения, положения Закона N 402-ФЗ о порядке применения и оформления первичных учетных документов должны учитываться и применительно к ведению организацией кадрового учета. Иными словами, начиная с 1 января 2013 года надлежит руководствоваться положениями ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, согласно которым формы первичных учетных документов, в том числе документов по учету труда и его оплаты, утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При таком подходе организации следует утвердить формы всех документов, используемых ею при учете труда независимо от того, предусмотрена ли унифицированная форма соответствующего документа Постановлением N 1 или нет.
Утвержденная таким образом форма должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Остальные реквизиты формы, а также размеры, количество строк (граф) и иные параметры определяются организацией самостоятельно.
С другой стороны, как следует из преамбулы Постановления N 1, Госкомстат РФ утвердил соответствующие формы документов в целях реализации требований конкретного законодательного акта - Трудового кодекса РФ. При этом Постановление N 1 не содержит ни одного упоминания законодательства о бухгалтерском учете либо иного положения, из которого можно было бы сделать вывод о том, что утвержденные Постановлением N 1 унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты относятся к первичным учетным документам, оформление которых регулируется ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Тем более что Закон N 402-ФЗ имеет своей целью установление единых требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 1 Закона N 402-ФЗ), а под последней в п. 1 ст. 3 Закона N 402-ФЗ понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными данным законом. Однако большая часть унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением N 1, не содержит сведений о финансовом положении экономического субъекта, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств.
Из всех форм Постановления N 1 непосредственно бухгалтером составляются: расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49), расчетная ведомость (форма N Т-51), платежная ведомость (форма N Т-53), журнал регистрации платежных ведомостей (форма N Т-53а), лицевой счет (форма N Т-54) и лицевой счет (свт) (форма N Т-54а). При этом лицевые счета не являются первичными финансовыми документами, поскольку отражают суммы уже выплаченных денежных средств, т.е. заполняются на основании вышеуказанных ведомостей. Журнал регистрации платежных ведомостей в принципе не может быть отнесен к финансовым документам. Первичными документами, содержащими сведения о финансовом положении экономического субъекта, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств, из поименованных в Постановлении N 1 могут признаваться лишь расчетно-платежная, расчетная и платежная ведомости.
Остальные формы Постановления N 1 составляются сотрудниками кадровой службы, в полномочия которых не входит составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По этим основаниям мы придерживаемся той позиции, что Закон N 402-ФЗ не изменил порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением N 1. Под действие ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ могут попасть лишь те формы, утвержденные Постановлением N 1, которые являются первичными документами, содержащими сведения о финансовом положении экономического субъекта, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств, а именно: расчетно-платежная ведомость (форма N Т-49), расчетная ведомость (форма N Т-51), платежная ведомость (форма N Т-53). При таком подходе формы остальных документов кадрового учета утверждать не требуется, они будут применяться в прежнем порядке.
Однако, к сожалению, материалов правоприменительной (в том числе судебной) практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось. В такой ситуации рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) по почте (109012, Москва, Биржевая площадь, дом 1) или посредством заполнения специальной формы обращения на официальном сайте ведомства (http://www.rostrud.ru/reception/55.shtml) на основании ст. 356 ТК РФ, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324, а также приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.05.2012 N 581н.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). В нем не содержатся требования о необходимости составления первичных учетных документов по унифицированным формам. Означает ли это, что абсолютно все ранее применявшиеся унифицированные формы не обязательны к использованию?

Вопрос оформления первичных учетных документов чрезвычайно важен для хозяйствующих субъектов. Ведь документы, оформленные в соответствии с законодательством, в частности, подтверждают для целей исчисления налога на прибыль произведенные налогоплательщиком расходы, а также доказывают обоснованность применения вычетов по НДС. Поэтому использование документов, формы которых не соответствуют установленным требованиям, может повлечь неблагоприятные для хозяйствующих субъектов последствия.

1. Составление первичных учетных документов

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичным учетным документом оформляется каждый факт хозяйственной жизни. Отметим, что до 1 января 2013 г. согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) указанный документ составлялся по каждой хозяйственной операции. Однако понятия "хозяйственная операция" и "факт хозяйственной жизни" не идентичны.

Факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). В Законе N 129-ФЗ не было определено понятие "хозяйственные операции", но из п. 2 ст. 1 этого Закона следовало, что таковыми признавались все операции, осуществляемые организациями в процессе деятельности.

Таким образом, содержащееся в Законе N 402-ФЗ понятие "факт хозяйственной жизни" шире понятия "хозяйственная операция", которое использовалось в Законе N 129-ФЗ. И здесь возникает главный вопрос, волнующий специалистов: какие факты хозяйственной жизни могут оформляться первичными учетными документами, которые составлены по формам, самостоятельно разработанным организацией, а когда применение унифицированных форм остается обязательным? Ведь постановления Госкомстата РФ, которыми утверждались унифицированные формы первичной учетной документации, не отменены.

2. Собственные формы первичных учетных документов

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемых организацией (за исключением организаций государственного сектора), должен утверждать руководитель организации. При этом в указанном Законе нет требования об обязательном применении унифицированных форм. Напомним, до 1 января 2013 г. применять самостоятельно разработанные формы первичных документов можно было только в случае, если необходимая форма отсутствовала в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Однако заметим, что даже при составлении первичных документов не по унифицированным формам налогоплательщикам удавалось отстоять в суде правомерность признания расходов (подробнее см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль).

Разрабатывая собственные формы первичных учетных документов, можно взять за основу унифицированные формы, добавив или удалив часть реквизитов. Кроме того, целесообразно использовать ГОСТ Р 6.30-2003 "Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".

При разработке следует учитывать, что первичный учетный документ обязательно должен содержать реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ:

Наименование и дата составления документа;

Наименование экономического субъекта, составившего документ;

Величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

Подписи, фамилии (с инициалами), а также должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события.

Необходимо иметь в виду, что перечень реквизитов по отдельным первичным учетным документам может быть расширен другими нормативными актами. Например, требования к реквизитам путевого листа содержатся в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 N 152, принятом во исполнение ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

Как уже говорилось, руководителю организации необходимо утвердить применяемые формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Следует также обратить внимание на то, что первичный учетный документ может быть составлен в электронном виде (ч. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). А как известно, для обмена электронными документами нужно, чтобы у участников электронного документооборота были совместимыми форматы документов. Соответственно, при разработке собственных форм документов и их форматов возникнет сложность в осуществлении электронного документооборота. Отметим, что на основе унифицированных форм уже разработаны и Приказом ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@ утверждены рекомендуемые форматы широко применяемых документов: товарной накладной (ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ (услуг). В электронном виде эти документы можно передать в налоговый орган (для подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль и для иных целей по запросу инспекции) и контрагентам.

3. Унифицированные формы первичных учетных документов

С 1 января 2013 г. требование о применении унифицированных форм при составлении первичных учетных документов в Законе N 402-ФЗ отсутствует, но их использование привычно для многих хозяйствующих субъектов. Кроме того, самостоятельная разработка форм документов, отличных от унифицированных, требует времени, специальных знаний и дополнительных затрат на настройку программного обеспечения под новые бланки, а применение таких форм может вызвать затруднения в работе как внутри организации, так и с контрагентами.

Запрета на использование унифицированных форм в Законе N 402-ФЗ не содержится, поэтому их по-прежнему можно применять, утвердив такое решение в учетной политике или отдельным приказом руководителя.

Кроме того, отказываться от применения всех унифицированных форм довольно рискованно.

В Информации N ПЗ-10/2012 Минфин России отметил, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (например, формы кассовых документов).

Действительно, Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П) предусмотрено применение следующих унифицированных форм:

Приходные и расходные кассовые ордера (формы N КО-1 и КО-2);

- (форма N КО-4);

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5);

Расчетно-платежные и платежные ведомости (формы N Т-49 и Т-53).

Указанные формы утверждены Постановлениями Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, от 05.01.2004 N 1.

Отметим, что это не все унифицированные формы, которые и в 2013 г. обязательны к применению, несмотря на предоставленную свободу разработки собственных форм.

Кроме того, неприменение унифицированных форм документов при учете труда и его оплаты может повлечь нежелательные для организаций последствия. Вопросу применения этих форм посвящен следующий раздел настоящего спецвыпуска.

Есть и другие обязательные к применению формы первичных документов. Однако требование, содержащееся в ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, общее: формы должен утвердить руководитель экономического субъекта. Поэтому во избежание разногласий с контролирующими органами использование унифицированных форм лучше утвердить приказом руководителя либо предусмотреть в учетной политике.

4. Особенности применения унифицированных форм первичных учетных документов по учету труда и его оплаты

Отдельного внимания заслуживает вопрос применения унифицированных форм для оформления событий, которые происходят в сфере трудовых отношений (прием на работу, работника, предоставление ему отпуска и др.).

По мнению Роструда, после вступления в силу Закона N 402-ФЗ, то есть с 1 января 2013 г., негосударственные организации вправе использовать формы первичных учетных документов, разработанные ими самостоятельно (Письмо от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1).

В качестве примера Роструд упоминает личную карточку работника (форма N Т-2) и отмечает, что первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Форма личной карточки работника (форма N Т-2), как и иные унифицированные формы первичных учетных документов по учету труда и его оплаты, утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее - Постановление N 1).

В то же время необходимо принимать во внимание, что требования о применении этой унифицированной формы для ведения воинского учета установлены п. 27 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 в соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Рассматривая вопрос об оформлении первичных документов при направлении работника в служебную командировку, Минтруд России в Письме от 14.02.2013 N 14-2-291 отметил, что соответствующие документы (в частности, командировочное удостоверение) должны быть составлены по формам, утвержденным Постановлением N 1.

Минфин России в Информации N ПЗ-10/2012 указал, что с 1 января 2013 г. остаются обязательными к применению формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на основании таких законов.

Кроме того, необходимо отметить, что требования к первичным учетным документам, содержащиеся в ст. 9 Закона N 402-ФЗ, можно лишь частично применить к документам, используемым для оформления событий в сфере трудовых отношений. Так, в ч. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ предусмотрена возможность составления первичного учетного документа в электронном виде. В то же время Трудовой кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, такой возможности не допускают. Например, в абз. 3 п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, прямо установлено, что отчет работника о работе, выполненной в командировке, представляется работодателю в письменной форме. Унифицированные формы служебного задания, отчета о его выполнении и командировочного удостоверения также содержатся в Постановлении N 1.

С учетом изложенного можно прийти к выводу, что оформление документов с использованием самостоятельно разработанных форм для учета труда и его оплаты может вызвать претензии со стороны проверяющих органов, поскольку в новой форме могут быть не учтены (не полностью учтены) требования трудового законодательства, предъявляемые к конкретному документу.

Например, должна содержать графы, в которые необходимо вносить сведения о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225). В то же время данные сведения не входят в перечень, приведенный в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Таким образом, что касается составления документов по учету труда и его оплаты, то в настоящее время организациям целесообразнее использовать унифицированные формы, утвержденные Постановлением N 1. И, как уже отмечалось, применение данных унифицированных форм в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ необходимо утвердить либо отдельным приказом руководителя организации, либо приложением к учетной политике.

Статьи нового закона о бухучете освобождают организации от обязательного использования унифицированных форм первичных документов. Принимать решение о том, как будут оформляться первичные документы, теперь может лично руководитель компании.

Первого января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этот законопроект внес в учетную политику предприятий немало изменений, к которым бухгалтерам и их руководителям еще предстоит привыкнуть. Одним из таких нововведений является отмена обязательного использования унифицированных форм первичных документов.

Согласно новому закону, руководитель каждого предприятия получает право самостоятельно решать, как будут оформляться первичные документы. Организация может продолжить использование унифицированных бланков или разработать подходящие для деятельности формы документов самостоятельно. Новое законодательство предусматривает лишь некий перечень обязательных показателей, идентифицирующих деятельность организации. В случае если предприятие собирается и далее использовать унифицированные первичные документы, ее бухгалтер должен установить это в учетной политике и указать все используемые им формы.

Интересно, что согласно новому закону, печать на первичных документах не является обязательным реквизитом, хотя на унифицированных формах оттиск, как правило, предусмотрен. Если предприятие захочет использовать самостоятельно разработанные формы первички, но, при этом, получать от поставщиков документы, заверенные печатью, она обязана прописать это в договоре.

С одной стороны, отмена обязательного использования унифицированных форм документов увеличивает свободу деятельности организаций, с другой - является не слишком удобным новшеством как для бухгалтеров, так и для контролирующих органов. Первые вряд ли смогут убедить всех контрагентов в обоснованности использования разработанных именно ими форм первичных документов. А налоговики, естественно, могут принимать отчетность только в том формате, который предусмотрен их программными средствами. Это значит, что взаимодействие компаний с ответственными государственными структурами только усложнится.

ФНС делает первые шаги на пути к разрешению создавшейся сложной ситуации: сотрудники службы уже предложили предпринимателям форматы наиболее востребованных первичных документов – товарной накладной (ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ (услуг) (приказ от 21.03.12 № ММВ-7-6/172@) . Возможно, в будущем будет найден компромисс, который приведет к более продуктивному сотрудничеству организаций с органами налоговой службы.

Вести учет согласно новым законодательным нормам Вам помогут программы 1С. Звоните нам, наши специалисты подберут оптимальное решение Ваших задач.

Унифицированные формы отменены. Как быть кадровику?

С 1 января 2013 года любой документ компания вправе разработать самостоятельно, независимо от того, есть его форма в альбомах унифицированных форм или нет. Это установлено Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Шаг 1. Уточняем, что именно изменилось в кадровом делопроизводстве.

С 1 января 2013 года любой документ компания вправе разработать самостоятельно, независимо от того, есть его форма в альбомах унифицированных форм или нет. Это установлено Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Главное, чтобы в бланке присутствовали обязательные реквизиты1, среди которых: наименование документа и дата его составления; название организации; вид документа; описание кадрового действия и величина его измерения в натуральном и (или) денежном выражении, наименование должностей ответственных лиц и их подписи с расшифровкой фамилии и инициалов (п. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

По сравнению со старыми правилами оформления первичных документов перечень обязательных реквизитов в целом остался прежним. Только конкретизированы требования к подписи. Этот реквизит должен включать фамилию и инициалы уполномоченного лица или другие реквизиты, необходимые для его идентификации.

Новый закон не запрещает использовать унифицированные формы «Т»2 - ими можно пользоваться и дальше.

Только два бланка по учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда остаются обязательными в 2013 году: расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49) и платежная ведомость (форма № Т-53). Эти формы упоминаются в действующем Положении № 373-П, следовательно, вместо них нельзя использовать собственный документ.

Шаг 2. Выбираем, как будем вести кадровый учет - по унифицированным или собственным формам.

Прежде чем дать задание по разработке новых форм, работодатель должен оценить целесообразность нововведений (таблица на стр. 54). Придумывать свои бланки целесообразно, если типовые формы не выполняют свою учетную функцию, плохо соотносятся с бизнес-процессами организации. Это может быть актуально, допустим, для иностранной компании, у которой есть представительство или филиал в России. В таких случаях часто требуется вести двойной учет: по правилам, принятым в компании, и по российскому законодательству. Разработка новых форм документов поможет решить эту проблему.

Актуально, допустим, для иностранной компании, у которой есть представительство или филиал в России. В таких случаях часто требуется вести двойной учет: по правилам, принятым в компании, и по российскому законодательству. Разработка новых форм документов поможет решить эту проблему.

Общество с ограниченной ответственностью «Каравелла»

образец ООО «Каравелла»

ПРИКАЗЫВАЮ:

Приложение:

Мороз Н.П. Мороз 9.01.2013


ШагЗ. Разрабатываем первичные бланки документов или вносим изменения в прежние формы

Трафаретные тексты;

Если удобно использовать привычный пакет документов, то в формы «Т» достаточно внести минимальные корректировки:

[образец]

ООО «Каравелла»

Об утверждении альбома форм первичных документов

В связи с вступлением в действие Федерального закона от б декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в целях оптимизации работы с документацией:

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый альбом форм первичной учетной документации по учету кадров, рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда.

2. С 1 января 2013 года при оформлении фактов хозяйственной жизни использовать исключительно утвержденные данным приказом формы первичных учетных документов.

3. Начальнику отдела кадров Крыловой МА. ознакомить с утвержденным альбомом первичных учетных документов по учету кадров всех сотрудников, ответственных за подготовку документов, под роспись.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера Мороз Н.П.

Приложение:

1. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, на 22 листах, в 1 экз.

2. Инструкция по заполнению бланков документов по учету труда и его оплаты, на 17 листах, в 1 экз.

Генеральный директор Краснов Е.П. Краснов

С приказом ознакомлены: Крылова М.А. Крылова 9.01.2013

Мороз Н.П. Мороз 9.01.2013

Продолжайте использовать личную карточку по форме № Т-2. В ней Вы отмечаете сведения о воинском учете, который обязан вести каждый работодатель (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)

Добавить поле, предусматривающее расшифровку подписи.

ШагЗ. Разрабатываем первичные бланки документов или вносим изменения в прежние формы.

Ответственность по разработке документов возлагается на бухгалтерию (п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Работодатель должен организовать процедуру так, чтобы формы документов, затрагивающие кадровый учет, создавались в тесном сотрудничестве с отделом кадров. Чтобы оптимизировать делопроизводство, используйте в бланках:

Трафаретные тексты;

Наборы стандартных фраз и выражений.

Излагайте информацию максимально кратко и таким образом, чтобы исключить возможность двоякого толкования документа. Каждое слово в тексте формы должно нести смысловую нагрузку.

На практике часто возникают трудности с заполнением больших сводных форм: № Т-3 (штатное расписание), № Т-7 (график отпусков), № Т-12 (табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда), № Т-13 (табель учета рабочего времени) и т. п. Удалив из них ненужные графы и лишнюю информацию, Вы лучше структурируете документ, сделаете его более понятным (образец выше). Все скорректированные таким образом бланки можно представить в виде альбома унифицированных форм с приложением детальной инструкции по их заполнению.

Пример.

Начальник отдела кадров ООО «Каравелла» Марина Крылова совместно с главным бухгалтером подготовила проект изменений. Компания будет применять альбом унифицированных форм, модернизированных под свои нужды. Начальник отдела кадров предложила удалить из документов все реквизиты, которые не входят в перечень обязательных и не используются в организации. Это:

Коды ОКУД и ОКПО.

Затем во всех формах рядом с подписью предусмотрели место для расшифровки - указания фамилии и инициалов работника, подписавшего документ, так как это обязательный реквизит.

Шаг 4. Утверждаем формы приказом руководителя.

Новые формы первичных документов закрепите приказом руководителя (образец на стр. 55). С этим приказом необходимо ознакомить сотрудников, которые оформляют кадровые документы.

Запомните главное.

Перечень обязательных реквизитов первичных документов по учету труда и его оплаты в целом остался прежним. Небольшие отличия связаны с требованием указывать помимо подписей сотрудников, оформивших кадровое действие, их фамилии и инициалы.

Использовать или не использовать унифицированные формы с 1 января 2013 года каждый работодатель решает самостоятельно. С учетом того, что унифицированные формы приказов встроены во все компьютерные программы, которые используют бухгалтеры и кадровики, скорее всего, работодатель долго не будет отказываться от них.

Подготовьте образцы бланков по учету труда в виде альбома унифицированных форм с приложением детальной инструкции по их заполнению. Затем утвердите форматы документов приказом руководителя.

Татьяна Рогуленко
директор учебно-методического центра «БУХГАЛТЕР-АУДИТОР»
Государственного университета управления, д.э.н., профессор

Революция состоялась

Вступление в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» коренным образом меняет сложившиеся подходы к формированию первичных учетных документов и их использованию как в системе бухгалтерского учета, так и управления в целом.

Данный закон устанавливает, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, определяя лишь его обязательные реквизиты:

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  1. наименование документа;
  2. дата составления документа;
  3. наименование экономического субъекта, составившего документ;
  4. содержание факта хозяйственной жизни;
  5. величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  6. наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  7. подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. <...>

Революционным изменением в правилах документирования является отсутствие в Законе № 402-ФЗ требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом РФ. С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, используемые в организации, утверждает ее руководитель по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. И только для организаций государственного сектора формы первичных учетных документов устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Благие намерения

Изменения в порядке оформления фактов хозяйственной деятельности и бухгалтерских операций вызвано необходимостью внедрения у нас основополагающих подходов международных стандартов финансовой отчетности , согласно которым многие факты отражаются в учете в соответствии с профессиональным суждением работников бухгалтерской службы (квалификация фактов хозяйственной жизни, оценка объектов учета и т.п.).

Отказ от унифицированных форм связан с расширением в хозяйственной практике ситуаций, которые не могут быть задокументированы в стандартных рамках типовых форм первичных документов .

Широкое развитие компьютерных технологий определило и необходимость узаконивания электронных документов, которые не могли быть предусмотрены альбомом унифицированных форм первичных документов . В этой связи в законе устанавливается, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью (ч. 5, 6 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Это уравнивает в правах первичные учетные документы на бумажном носителе и электронные с электронной подписью.

В Законе № 402-ФЗ установлена необязательность бумажных копий электронного документа, которые изготавливаются только если законодательством РФ или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе.

Последствия широкого толкования

Каковы последствия широкого толкования необязательности унифицированных форм документов?

Во-первых, работники бухгалтерий могут понимать Закон № 402-ФЗ как возможность отказа от отдельных первичных документов как таковых . Такая «экономия» на ведении первичного учета приводит к потере части информации и необеспечению ее должного хранения. То есть некоторые бухгалтеры уже не считают обязательным ведение всех предусмотренных законодательством документов!

Причина: в Законе № 402-ФЗ (ч. 4 ст. 9) записано, что «формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета».

Объясним, как следует это понимать: состав первичных документов никто не отменял, они сохранились, как и их обязательность к применению, послабления касаются только формы , что связано с более широкими возможностями создания первичных документов. С 1 января 2013 г. обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных, если они установлены уполномоченными органами в соответствии с федеральными законами (например, кассовые документы либо те, что мы привыкли использовать для учета кадров:

  • приказ о приеме работника на работу (раньше применялась его унифицированная форма № Т-1, она была утверждена постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 вместе с остальными формами, перечисленными в этом списке ниже);
  • приказ о приеме работников на работу (форма № Т-1а);
  • личная карточка работника (форма № Т-2);
  • личная карточка государственного (муниципального) служащего (форма № Т-2ГС(МС));
  • штатное расписание (форма № Т-3);
  • учетная карточка научного, научно-педагогического работника (форма № Т-4);
  • приказ о переводе работника на другую работу (форма № Т-5);
  • приказ о переводе работников на другую работу (форма № Т-5а);
  • приказ о предоставлении отпуска работнику (форма № Т-6);
  • приказ о предоставлении отпуска работникам (форма № Т-6а);
  • график отпусков (форма № Т-7);
  • приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (форма № Т-8);
  • приказ о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении) (форма № Т-8а);
  • приказ о направлении работника в командировку (форма № Т-9);
  • приказ о направлении работников в командировку (форма № Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма № Т-10);
  • служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а);
  • приказ (распоряжение) о поощрении работника (форма № Т-11);
  • приказ (распоряжение) о поощрении работников (форма № Т-11а);
  • табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (форма № Т-12);
  • расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49);
  • лицевой счет (свт) (форма № Т-54а)).

Во-вторых, работники бухгалтерий могут понимать Закон № 402-ФЗ как отсутствие ответственности лиц, составивших и подписавших первичные документы, за достоверность содержащихся в них данных, а также необязательность составления сводных учетных документов .

Причина: в Законе № 402-ФЗ отсутствует запись об этом, хотя в прежнем Законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 29-ФЗ она была.

Объясним, как следует это понимать. В Законе № 402-ФЗ отсутствует запись о тех элементах, которые должны регламентироваться внутренними нормативными документами самой организации . Именно в них должен прописываться состав первичных документов, их движение, ответственные за их создание и обработку, а также перечень сводных учетных документов, составляемых на основе первичных, с целью контроля и упорядочения данных о хозяйственной жизни организации.

В-третьих, встречается еще такое заблуждение в толковании нового закона о бухгалтерском учете: якобы теперь отсутствует запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы .

Причина: в старом Законе № 129-ФЗ прямой запрет на это был, а из нового Закона № 402-ФЗ его «изъяли».

Как следует понимать: данное обстоятельство не означает, что с 1 января 2013 г. такие исправления разрешены, потому что подобный запрет остался в других нормативных документах:

  • п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) и
  • п. 2.4 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П).

Итак, исправления в кассовых и банковских документах по-прежнему недопустимы. А вот в иных документах они возможны , только для этого их нужно заверять. При этом подписи должны поставить все стороны, составившие такой документ (например, на двустороннем договоре между организацией и физлицом это могут быть подписи уполномоченного должностного лица организации и самого физлица). Если в документе есть пояснение относительно того, кем является Петров и Иванов (первый - гендиректором, уполномоченным уставом на подписание данного договора, второй - стороной по этому договору), то в заверительной надписи достаточно будет их личных росчерков и Ф.И.О. В противном случае стоит добавлять идентифицирующие сведения об этих лицах (например, должность).

Пример

Заверение внесения исправления в договор купли-продажи

Свернуть Показать

Александр Пшенко
зав. кафедрой документоведения и документационного обеспечения управления
Государственного университета управления,
член Гильдии Управляющих Документацией, к.и.н., доцент

Кадровая документация ушла в «самостоятельное плавание»

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ с начала 2013 года формы первичных документов по учету кадров утверждаются руководителем организации. Тем самым перестали быть обязательными унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные в 2004 году Государственным комитетом по статистике.

Таким образом, многострадальная кадровая документация вновь сменила «владельца», а по сути ушла в «самостоятельное плавание». Возникает закономерный вопрос, а не приведет ли новое законодательство к столь широкому толкованию, что через некоторое время выяснится - значительная часть граждан вообще не будет оформлена в качестве работников или оформлена в столь своеобразной форме, что ее юридическая сила будет вызывать серьезные сомнения? Вряд ли такие сомнения обоснованы. Ведь мы живем в правовом поле, созданном неким множеством законодательных и подзаконных правовых актов, традициями, корпоративным и личным опытом и т.д. Чтобы всесторонне рассмотреть эту проблему, придется «танцевать от печки».

Взгляд в прошлое

Во второй половине прошлого века до 1980 года не существовало единых, обязательных к применению унифицированных форм, в том числе и для оформления трудовых отношений. Но документного хаоса не было. Да, зачастую оформлялись так называемые «сводные» кадровые приказы, где в одном документе соединялись и вопросы приема, перевода, и увольнения, и предоставления льгот, и смены фамилий и так далее. Но наряду с трудовым законодательством действовала Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, Методические рекомендации «О порядке формирования личных дел». Кроме того, нормативными документами Архивной службы для кадровых документов, являющихся основанием для внесения записей в трудовые книжки и назначения пенсий и других социальных выплат, был установлен (до достижения гражданином 75 лет), а также соответствующие требования по формированию, оформлению и учету документов по личному составу.

Когда в связи с внедрением в народное хозяйство средств вычислительной техники под руководством Госстандарта были впервые созданы унифицированные системы документации (16 систем!), вполне естественно, что формы кадровых документов разрабатывала (и была их держателем) Архивная служба. Но и тогда далеко не все существовавшие в реальности документы были унифицированы, т.е. не вошли в УСОРД.

В 2001 году при уменьшении значения стандартов и Госстандарта в управлении и других сферах деятельности кадровые документы сменили владельца и были выпущены на правах авторской собственности Госкомстатом РФ. Из-за низкого качества разработки первоначальный шок быстро сменился разочарованием и неприятием из-за невозможности практического применения части из них. Надо отдать должное, унифицированные формы были грамотно переработаны ведомством, и в качестве нарекания можно было сказать только одно - состав этих форм был нацелен прежде всего на нужды бухгалтерского учета и от того был неполным. На практике все равно приходилось конструировать (придумывать) собственные бланки.

Это было вполне возможно, так как уже полстолетия существовали государственные стандарты на правила оформления управленческих документов как основа грамотного и единообразного документирования в сфере управления.

Взгляд в будущее

В настоящее время положение начинает радикально меняться. За последние 20 лет неоднократно были слышны призывы отменить трудовые книжки и упростить кадровое делопроизводство. Представляется, что такие идеи инициировались лицами, чья трудовая биография была далека от идеала. Поэтому, вероятно, и серьезных изменений в этой сфере не происходило.

И только возможность внедрения и использования крупных компьютерных баз данных, системы электронной связи сегодня вплотную подводит к этапу возможных кардинальных изменений в кадровом делопроизводстве . Конечно, это дело не одного дня, а учитывая неравномерность технического обеспечения в России, и не одного года.

Но уже сейчас вполне возможны ситуации, когда необходимая юридически значимая документная информация будет генерироваться в системе из имеющихся данных по мере надобности. Возможности современных комплексных систем автоматизации практически всегда включают в себя и модули по учету труда - втискивать их в формат унифицированных форм образца 2004 года может быть нецелесообразно.

Недалек уже тот день, когда для оформления пособий и пенсий в отделения Пенсионного фонда можно будет приходить без папки со справками, подлинниками и копиями документов, а только с электронным паспортом - всю остальную информацию сотрудники обязаны будут без проблем получать из федеральных баз данных. Вот тогда обязательно наступит закономерный этап пересмотра и состава кадровых документов, и сроков их хранения. Это наверняка будет приниматься достаточно скептически, как и сегодняшняя отмена обязательности форм по учету труда. А пока надо понимать, что отмена обязательности той или иной унифицированной формы (то есть бланка) не влечет за собой отмену обязательного составления (издания) самого документа. Более того, никто не отменяет успешно проверенные временем правила оформления самих реквизитов управленческих документов, из которых, как из конструктора, и собирается сама форма (бланк), конечно же, подлежащая утверждению руководителем организации и включению ее в Табель форм. Именно так и должно быть организовано документационное обеспечение в соответствии с .

Мария Колганова
доцент кафедры предпринимательского и трудового права
Государственного университета управления

Мы живем в период активных реформ в политической, правовой и экономической сферах нашей жизни. Изменяются идеология, социальная среда, образ мышления и правовые доктрины. Это не должно бы нас настораживать, потому что «все течет, все изменяется»: мы готовы к тому, чтобы эти изменения шли в лучшую сторону, для развития отношений в различных отраслях на благо обществу и производству. Однако за десятилетия реформ новации скорее настораживают и беспокоят, нежели решают сложные жизненные и производственные вопросы.

Так в очередной раз произошло и со вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Собственно, не сам закон обеспокоил. Озадачила о вступлении данного закона в силу. А именно: «С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов».

Специалисты (документоведы и бухгалтеры) понимают, что речь не идет об отмене этих форм, а говорится лишь о том, что они могут иметь любое содержание, любое количество данных, любую дополнительную информацию , которую экономический субъект посчитает необходимым включить в эти формы для своих нужд.

Но можно ли быть уверенными в том, что среди тех, кто работает с первичными учетными документами, все поймут эту фразу именно так, а не как повод или как возможность отказаться от ведения каких-либо документов или полностью игнорировать их обязательность?

Сомнения не лишены оснований.

«Из жизни» штатного расписания

Так, в 90-х годах при регистрации юридических лиц из пакета регистрационных документов вывели штатное расписание. После этого значительная часть юристов посчитала это сигналом к тому, что юридическое значение данного документа потеряло смысл, многие позволили кадровым службам отказаться от штатных расписаний вовсе . Однако истинный юридический смысл штатного расписания не в его значении для регистрации юридического лица. Тем не менее до сих пор при разрешении трудовых споров приходится сталкиваться с ситуациями, когда на запрос суда о необходимости предоставления штатного расписания ответчик начинает объяснять, что оно у них «виртуальное», что они не понимают, где четко написано о том, что оно обязательно в организации и т.п. Однако для суда таких вопросов не существует, и отвечать на них он не обязан. Вместо этого он обоснованно требует предоставления доказательственной базы.

Рукотворные сложности для квалификационных справочников

Еще одна ситуация, хорошо знакомая многим профессионалам. С принятием Трудового кодекса с февраля 2002 года авторитетные сотрудники и руководители Минтруда сообщили общественности о том, что и утратили актуальность, и впредь при проверках государственной инспекцией труда ответственности за наименования профессий и должностей, не предусмотренных этими справочниками, наступать не будет.

Однако позднее постановлением Правительства РФ № 787 от 31.10.2002 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» в пункте 2 было предписано: «Министерству труда и социального развития Российской Федерации организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, разработку Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и порядка их применения, а также утвердить указанные справочники и порядок их применения».

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Но до сих пор многие специалисты так и не могут понять, каков характер этих справочников? Чего ждать от проверок трудовой инспекции? Попадают ли их организации под штрафные санкции или нет в случае, если их сотрудники выполняют обязанности по профессиям и должностям, не предусмотренным в ЕТКС и ЕКС? Может ли оказаться так, что не предусмотренные в указанных документах профессии и должности не позволят работникам надеяться на зачет их стажа для пенсии? Нет единого мнения у юристов, размышляющих об этих проблемах в аналитических источниках и публикациях в периодических изданиях.

Понятийный хаос «бьет» по всем

Понятийный и терминологический хаос в законодательстве приводит к серьезным системным сбоям правоприменительной практики. Отсутствие единообразного терминологического межотраслевого единства, межведомственная несогласованность в использовании понятий, в принятии и отмене правовых актов порождает внутрикорпоративные проблемы взаимодействия специалистов ДОУ, бухгалтеров, менеджеров по персоналу, юристов и специалистов ОТиЗ.

Совершенно очевидно, что названные выше специалисты заинтересованы в решении своих профессиональных задач. Однако при всей важности учета экономической выгоды, налоговой оптимизации, управленческой эффективности все еще актуальной остается правовая безупречность и безопасность тех или иных решений. Определенными гарантами такой безупречности могли бы стать четкость, ясность и единообразие правовых понятий и определений.

Возвращаясь к обсуждаемой теме, следует подчеркнуть, что разработаны и утверждены Госкомстатом и имеют целью не только сбор и статистическое исследование достоверной информации о трудовых процессах в нашей стране, но и создание единого банка форм управленческих документов, имеющих огромное значение для деятельности государственных и ведомственных архивов, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, всех судов РФ . Однако, анализируя имеющийся опыт и сложившуюся практику, есть необходимость опасаться, что росчерком пера Минфин РФ своей Информацией № ПЗ-10/2012 все эти сложившиеся взаимосвязи может с легкостью разрушить, даже не подозревая о масштабах негативных последствий.

Можем ли мы быть уверенными, что это не нанесет вред участникам трудовых отношений, что у одних из них будет достаточно доказательств подтверждения своего трудового стажа, прав на пенсионные, социальные и корпоративные льготы, и у обеих сторон будет достаточно документов для отстаивания своих прав в суде, трудовой инспекции или в прокуратуре?

В медицине одно из великих правил врачевания звучит коротко - «Не навреди!» В современном управленческом мире, в правоприменительной практике этот принцип не менее актуален.

Сноски

Свернуть Показать