Кадровое делопроизводство: правила хранения и уничтожения кадровой документации. Сроки хранения кадровых документов Что значит дмн

Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ
от 31 июля 2007 г. № 1182
"Об утверждении Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения"

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 и частью 3 статьи 6 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 43, ст. 4169; 2006, № 50, ст. 5280), а также подпунктом 5.2.10. Положения о Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 289 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2571; 2005, № 5, ст. 390; 2006, № 45, ст. 4715), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения.

2. Признать не действующей на территории Российской Федерации часть II Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденного Главархивом СССР 15 августа 1988 г.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Е. Бусыгина.

Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения

Указания по применению Перечня

1. Общие положения

1.1. Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень) подготовлен в соответствии с Федеральным законом "Об архивном деле в Российской Федерации" от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 43, ст. 4169), с учетом положений нормативных правовых актов, регламентирующих создание, состав и обращение документов на различных носителях информации о научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности.

1.2. Перечень применяется:

При определении состава и сроков хранения типовых архивных документов о названных выше видах деятельности в архивах и службах технической документации (далее - СТД) организаций;

При отборе и передаче архивных документов, имеющих научно-историческое, историко-техническое и экономическое значение, на постоянное хранение в федеральные государственные архивы, государственные архивы субъектов Российской Федерации и муниципальные архивы;

При разработке перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также стандартов организаций по управлению документацией.

1.3. Перечень включает типовые архивные документы о научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, применяемые в различных отраслях экономики. Архивные документы, отражающие специфические функции организаций в сфере научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности и не имеющие типового (межотраслевого) характера, предусматриваются в перечнях документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения и стандартах организаций.

На архивные документы, обеспечивающие типовые управленческие функции в названных сферах деятельности, распространяются требования "Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения " (Утв. Руководителем Росархива 06.10.2000).

1.4. Сроки хранения типовых архивных документов дифференцированы в Перечне по 4-м звеньям (группам) организаций, исходя из установившегося порядка документирования научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности.

В первом звене (графа 3) - представлены организации, утверждающие/согласовывающие документы. При этом для организаций, согласовывающих документы, в разделах 1-3, 5-8, 10-13 (звено 1/графа 3), установлен в основном срок хранения типовых архивных документов "До минования надобности"; сроки хранения типовых архивных документов для согласовывающих организаций по разделам 4 и 9 (звено 1/графа 3) установлены в постатейных примечаниях.

Во втором звене (графа 4) - представлены организации-разработчики/авторы документов, функциями которых является проведение научно-исследовательских, научно-технических, геолого-геодезических, производственно-технических, учетно-технических и учетно-регистрационных работ, разработка программных комплексов, проектов строительства объектов недвижимости, автоматизированных систем, земле- и лесоустроительных работ, выполнение экспертных, надзорных и контрольных функций в научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности.

В третьем звене (графа 5) - представлены организации-заказчики.

В четвертом звене (графа 6) - представлены эксплуатационные и иные хозяйствующие организации (управления по эксплуатации зданий и сооружений, предприятий, путей сообщения, пунктов/станций контроля, наблюдений/измерений и т.п.), изначально не являвшиеся заказчиками документации.

При подготовке перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, сроки хранения типовых архивных документов в примененных в них звеньях устанавливаются, исходя из функциональной специализации организаций, отнесенных к этим звеньям, согласно срокам хранения архивных документов, установленным в звеньях настоящего Перечня.

В случае совпадения функций организаций (организация, утверждающая либо согласовывающая документы, может быть одновременно "организацией-заказчиком" или "эксплуатационной организацией" - при применении ею в своей деятельности автоматизированных систем, созданных для нее другими организациями; организация может совмещать функции заказчика и утверждающей организации; эксплуатационная организация может стать организацией-заказчиком и т.п.) - сроки хранения типовых архивных документов устанавливаются по звену с большими сроками хранения документов. В перечнях документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, через "а", "б", "в", " ... " применяются все сроки хранения, указанные в звеньях настоящего Перечня.

1.5. Сроки хранения типовых архивных документов "по звеньям" установлены в Перечне на основе законодательства Российской Федерации, ранее изданных перечней типовых архивных документов, ведомственных (отраслевых) перечней документов 1950 - 2000-х гг., с учетом практики работы с документами в организациях, а также исходя из степени значимости документов для развития экономики и истории России, длительности жизненных циклов отраженных в них "объектов", жизненных циклов соответствующей документации, из прав собственности на объекты недвижимости и результаты научно-технической и интеллектуальной деятельности (РНТД).

1.6. Сроки хранения типовых архивных документов, не вошедших в данный Перечень или вновь возникших после его издания, устанавливаются специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела по представлению заинтересованных организаций.

2. Структура Перечня

2.1. Перечень составлен по видовому принципу, с учетом исторически сложившихся в стране направлений в сферах научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности, теории и практики их документирования, форм взаимосвязи между названными видами деятельности.

2.2. Перечень состоит из 13 разделов. В разделах 1 - 5 сгруппированы в основном типовые архивные документы о научно-исследовательской, научно-технической, научно-производственной и проектной деятельности; в разделах 6 - 12 - типовые архивные документы об учете, мониторинге природных ресурсов страны, производственно-технической, строительной и контрольно-надзорной деятельности; в разделе 13 - типовые архивные документы по автоматизированным системам различного назначения.

Первый раздел содержит типовые архивные документы о научно-исследовательской и научно-технической деятельности.

Второй - содержит типовые архивные документы о разработке и внедрении технологических процессов в разных отраслях экономики.

Третий - содержит типовые архивные документы о конструировании опытных и промышленных образцов изделий и внедрении их в производство.

Четвертый - содержит типовые архивные документы о градостроительном планировании развития территорий и поселений, проектировании объектов недвижимости, проектно-реставрационной деятельности и разработке проектов малых архитектурных форм.

Пятый - содержит типовые архивные документы о разработке, учете и охране объектов интеллектуальной собственности.

Шестой - содержит типовые архивные документы об учете и мониторинге природных ресурсов.

Седьмой - содержит типовые архивные документы о государственном учете, технической инвентаризации, строительстве, реконструкции, реставрации и ремонте объектов недвижимости.

Восьмой - содержит типовые архивные документы о комплексе вопросов, связанных с производством продукции (организацией, технологической подготовкой производства, изготовлением и контролем качества продукции), развитием производственной инфраструктуры, эксплуатацией, модернизацией, ремонтом изделий и оборудования, техническом контроле за оборудованием и экологическом контроле за производственными объектами.

Девятый - содержит типовые архивные документы о техническом надзоре за промышленной безопасностью производственных объектов и установок.

Десятый - содержит типовые архивные документы об аттестации, послепроизводственном контроле уровня, качества и безопасности продукции, выявлении, противодействии производству и реализации фальсифицированной продукции.

Одиннадцатый - содержит типовые архивные документы о технической регламентации, сертификации и метрологическом обеспечении производства.

Двенадцатый - содержит типовые архивные документы об организации мониторинга и экологического контроля за состоянием окружающей среды, охране окружающей среды, предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций и стихийных бедствий.

Тринадцатый - содержит типовые архивные документы об организации работ по проектированию, созданию, эксплуатации и модернизации автоматизированных систем (АС) и баз данных (БД).

2.3. Перечень снабжен алфавитно-предметным указателем.

3. Порядок применения Перечня

3.1. Перечень применяется в практической работе экспертных органов организаций (экспертные комиссии - ЭК, центральные экспертные комиссии - ЦЭК), уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела (экспертно-проверочные и методические комиссии), федеральных государственных архивов (экспертно-проверочные комиссии - ЭПК), специально уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области архивного дела (Центральная экспертно-проверочная комиссия - ЦЭПК). Перечень определяет состав, сроки хранения типовых архивных документов в организациях и предназначен для отбора и передачи их на постоянное хранение в федеральные государственные архивы, государственные архивы субъектов Российской Федерации и муниципальные архивы.

3.2. На постоянное хранение в федеральные государственные архивы, государственные архивы субъектов Российской Федерации и муниципальные архивы архивные документы отбираются на основании действующих нормативных правовых актов в области архивного дела (правил, перечней типовых архивных документов с указанием сроков хранения, перечней документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения), а также стандартов организаций.

Для отбора научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной документации, созданной после 1969 г., применяется поэтапный порядок отбора результатов научно-исследовательской, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности организаций и предприятий.

3.2.1. На первом этапе выбирается проблематика/тематика исследований, проекты изделий промышленного производства, технологических процессов, градостроительные, землеустроительные и лесоустроительные проекты, проекты капитального строительства и AC/БД, программные комплексы и т.д., документация по которым, включая НТД, подлежит передаче на постоянное хранение. Конечным результатом работы на первом этапе является "Перечень проектов/объектов, проблем/тем, документация (НТД) по которым подлежит передаче на постоянное хранение", утвержденный ЭПК федерального государственного архива, ЭПК уполномоченного органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела.

3.2.2. На втором этапе подвергаются экспертизе комплексы документов по "объектам", включенным в "Перечень проектов/объектов, проблем/тем..", подлежащие приему на постоянное хранение. Итогом этапа являются описи дел, документов, передаваемых в федеральные государственные архивы, государственные архивы субъектов Российской Федерации и муниципальные архивы, утвержденные ЭПК федерального государственного архива, ЭПК уполномоченного органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела.

3.2.3. НТД по проектам/объектам и проблемам, не включенным в "Перечень проектов/объектов, проблем/тем...", хранится в организациях до минования в ней практической надобности либо до ликвидации организации, в соответствии с п. 3.3.3. и п. 3.3.4. данного "Перечня".

3.3. В Перечне применена система цифровых и буквенных обозначений сроков хранения типовых архивных документов.

3.3.1. Отметка "Пост." (Постоянно), проставленная в Перечне, к конкретным видам архивных документов, означает, что эти документы подлежат передаче на постоянное хранение в федеральные государственные архивы, государственные архивы субъектов Российской Федерации и муниципальные архивы в установленном порядке.

Организации, являющиеся источниками комплектования федеральных государственных архивов, государственных архивов субъектов Российской Федерации и муниципальных архивов передают архивные документы с отметкой "Пост." в соответствующие архивы по истечении сроков их хранения в организациях, установленных законодательством Российской Федерации.

Организации, не являющиеся источниками комплектования федеральных государственных архивов, государственных архивов субъектов Российской Федерации и муниципальных архивов хранят архивные документы, имеющие отметку "Пост.", до ликвидации организации, после чего эти документы подлежат экспертизе ценности, отбору и передаче на постоянное хранение в установленном порядке.

3.3.2. Отметка "ЭПК", проставленная в Перечне к конкретным видам архивных документов означает, что часть таких документов, после истечения установленного срока временного хранения в организациях, подлежит экспертизе ценности и отбору на постоянное хранение. Данная отметка предназначена для применения организациями всех форм собственности, являющимися источниками комплектования федеральных государственных архивов, государственных архивов субъектов Российской Федерации и муниципальных архивов, а также может быть использована негосударственными организациями, не являющимися источниками комплектования государственных и муниципальных архивов.

3.3.3. Отметка "до минования надобности" означает, что архивные документы хранятся в организациях не менее 5-х лет.

3.3.4. Отметка "до ликвидации организации", проставленная в Перечне к конкретным видам архивных документов, означает, что эти документы хранятся в организации до ее ликвидации независимо от того, является или не является эта организация источником комплектования федеральных государственных архивов, государственных архивов субъектов Российской Федерации и муниципальных архивов. После ликвидации организации эти архивные документы подлежат экспертизе ценности, отбору и передаче на постоянное хранение в установленном порядке.

3.4. Сроки хранения НТД исчисляются с момента передачи ее на хранение в архив (СТД) организации. Сроки хранения других документов - с 1 января года, следующего за годом передачи их на хранение в архив (СТД) организации.

3.5. С утверждением данного Перечня действие 2-й части "Перечня типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения", утвержденного Главархивом СССР 15 августа 1988 года, с изменениями на 6 октября 2000 года прекращается. Наряду с настоящим Перечнем в необходимых случаях применяется "Перечень научно-технической документации, подлежащей приему в государственные архивы России", утвержденный Росархивом 25 февраля 1997 года. При отборе на постоянное хранение НТД, созданной до 1968 г., применяется "Перечень научно-технической документации, подлежащей приему в государственные архивы СССР", утвержденный Главархивом СССР 28 марта 1969 года.

СОГЛАСОВАНО

Решение Центральной

экспертно-проверочной комиссии

Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения

Согласно законодательству Российской Федерации, коммерческие организации, как и государственные учреждения, должны обеспечивать сохранность архивных документов. Это особенно актуально для документов по личному составу, которые зачастую необходимы для подтверждения социальных прав граждан.

Существуют строгие предписания со стороны законодательства, которые предусматривают определение сроков хранения кадровых документов . Это требования заставляют кадровую службу любой компании преодолевать соблазн сохранения только самых важных и интересных документов. Но это лишь одна из крайностей. Существует обратное поведение, когда сотрудники кадрового отдела в страхе штрафных санкций со стороны проверяющих органов начинают складировать кадровые документы с истекшим сроком хранения.

Закон о сроках хранения кадровых документов

1. Закон «Об архивном деле в Российской Федерации»

Вопросы, связанные с организацией хранения кадровых документов, их комплектования, учета и использования, регулирует Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» . В п. 1 ст. 17 Закона установлена обязанность по обеспечению сохранности архивных документов организациями.

Архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанного носителя и информации для граждан, общества и государства (п. 2 ст. 3 Закона об архивном деле).

2. Специальные законы

Для разъяснения специфики хранения кадровых документов, не обозначенных в общем Перечне, необходимо ознакомиться с перечнями ведомственных структур и примерных номенклатур дел.

3. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения

Данный Перечень , утвержденный Минкультуры России 25.08.2010, является основным нормативным документом, который используется для определения сроков хранения, включая сроки хранения кадровых документов. Он также необходим при отборе на уничтожение.

Документ состоит из 12 разделов, которые отражают основные направления деятельности организаций и включают документы, образующиеся при документировании типовых (одинаковых для большинства организаций) управленческих функций – вне зависимости от функциональной специфики компании, ее размера и формы собственности.

Наиболее общие наименования видов документов располагаются в Перечне по степени значимости вопросов. Статьи имеют единую сквозную нумерацию. В конце документа приводятся указания по применению Перечня.

Сроки хранения кадровых документов

Сроки хранения документов, указанные в Перечне, применимы ко всем организациям, независимо от того, поступают ли документы на хранение в государственные, муниципальные архивы или нет. Но существует ряд различий.

Временные сроки хранения кадровых документов являются общими для всех организаций.

Постоянные сроки хранения используются теми государственными и муниципальными организациями, которые признаны . Документы таких компаний поступают на хранение в архивы в установленном порядке.

Организации, не являющиеся источниками комплектования, хранят документы постоянного срока у себя, вплоть до момента ликвидации организации.

Некоторые документы (нормативно-правового и имущественно-хозяйственного характера, об итогах деятельности и перспективах развития организации) постоянного срока хранения необходимо хранить в организациях независимо от формы собственности, если их документы не поступают в государственные или муниципальные архивы. Это обусловлено законодательством и пролонгированной практической значимостью этих документов.

Что значит пометка до минования надобности?

Эта отметка означает, что документ имеет только практическое значение. Поэтому срок его хранения определяется организацией самостоятельно. Однако он не может быть меньше одного года.

Что значит пометка ЭПК?

ЭПК – экспертно-проверочная комиссия – в Перечне появляется у некоторых видов документов. Это значит, что часть такой документации может иметь научно-историческое значение и в предписанном порядке должна быть передана в государственные, муниципальные архивы или храниться в организации. Эта отметка применяется в организациях всех форм собственности, которые являются источниками комплектования государственных и муниципальных архивов. Кроме того, негосударственные организации сами могут осуществлять постоянное хранение своих документов.

Снятие отметки «ЭПК» разрешается только при условии конкретизации видов документов и сроков их хранения, обобщенных в статьях Перечня.

В соответствии с п. 3.1 Указаний по применению Перечня для организации и проведения работы по определению сроков хранения и отбору документов на хранение и уничтожение необходимо создание экспертной комиссии. В ее состав обычно входят наиболее квалифицированные специалисты из основных структурных отделов во главе с одним из руководящих работников компании. Членом экспертной комиссии также становится представитель архивного учреждения (для организаций, являющиеся источниками комплектования) по предварительному согласованию с ним.

Совместно с архивной и делопроизводственной службой экспертные комиссии определяют порядок отбора документов на хранение и уничтожение, а также организуют экспертизу ценности документов и осуществляют контроль за ее проведением. Экспертиза ценности – понимается изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения и отбора их для включения в состав Архивного фонда РФ (п. 16 ст. 3 Закона об архивном деле).

Можно ли сократить или увеличить сроки хранения?

Согласно п. 2.11 Указаний по применению Перечня, снижение установленных Перечнем сроков хранения запрещается. Увеличение сроков хранения кадровых документов возможно в тех случаях, когда это обусловлено специфическими особенностями деятельности организаций.

Можно ли в отдельных случаях уничтожать документы раньше истечения сроков хранения?

Уничтожение документов без предварительного утверждения архивным органом описей документов постоянного хранения (для организаций, передающих документы в государственные и муниципальные архивы), а также нарушение установленных сроков хранения документов является незаконным и влечет ответственность в установленном законом порядке (п. 3.11 Указаний по применению Перечня).

Какая ответственность предусмотрена за нарушение правил сроков хранения кадровых документов?

В соответствие со ст. 27 Закона об архивном деле, юридические лица, а также уполномоченные лица и граждане, которые были признаны виновными в нарушении законодательства об архивном деле, несут административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В ст. 13.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов следует предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 руб. на граждан и от 300 до 500 руб. на должностных лиц.

Существует исключение, предусмотренное ст. 13.25 КоАП РФ, согласно которой неисполнение акционерным обществом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда обязанности по хранению документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами и хранение которых является обязательным, а также нарушение установленных порядка и сроков хранения таких документов влечет наложение административного штрафа в размере от 2500 до 5000 руб. на должностных лиц и от 200 тыс. до 300 тыс. руб на юридических лиц.

Статья была опубликована в журнале «Секретарь-референт» № 6 (138) июнь 2014 .
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Документы, образующиеся в деятельности организаций, по срокам хранения подразделяются на документы временного срока хранения (до 10 лет включительно) (приказы по административно-хозяйственным вопросам, первичные учетные документы и соглашения к ним, путевые листы и т.д.); документы долговременного срока хранения (свыше 10 лет) (личные дела, техническая документация и т.д.); документы постоянного (вечного) хранения (планы, отчеты, постановления, решения и др.).

Систематизация документов, быстрый поиск и использование информации, изложенной в них, возможны лишь при четкой классификации документов.

Данная статья посвящена организации работы по временному хранению документов.

Для чего нужна номенклатура дел?

Специальным классификационным справочником, определяющим правильное распределение и хранение документов в делах, является номенклатура дел. Номенклатура дел - это многоцелевой документ: организатор документов, классификатор документов и справочник по документам. Она поможет распределить исполненные документы в дела, систематизировать и учесть дела, закрепить индексы и установить сроки хранения дел.

Номенклатура дел предназначена для группировки исполненных документов в дела, систематизации и учета дел, определения сроков хранения и является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, а также для учета дел временного (до 10 лет включительно) хранения.

Кстати

Документы временного хранения составляют самую весомую часть всего документооборота каждой организации.

Прежде чем приступить к составлению номенклатуры дел, необходимо изучить нормативные и методические документы, функции структурного подразделения, особенности его делопроизводства, состава и содержания документов, порядок определения сроков их хранения, составления и систематизации заголовков дел. Особое внимание необходимо уделить изучению документов прошлых лет, если они имеются.

Важно

Если объем документов в организации достиг пяти тысяч дел (подсчет производится на основании итоговых записей в номенклатурах дел организации прошлых лет с учетом дел, заведенных в текущем году), то необходимо ввести в штатное расписание должность архивиста.

Типовая, примерная, индивидуальная номенклатура дел

Порядок разработки и утверждения номенклатуры дел регулируется Основными правилами работы архивов организации, одобренными решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 (далее - Основные правила работы архивов организаций).

В соответствии с п. 3.4.4 Основных правил работы архивов организаций различают три вида номенклатур дел: типовая, примерная и индивидуальная номенклатуры дел конкретной организации.

Типовая номенклатура дел устанавливает состав дел, заводимых в делопроизводстве однотипных организаций, и является нормативным документом.

Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, с указанием их индексов, и носит рекомендательный характер.

Индивидуальная номенклатура дел конкретной организации - это систематизированный перечень конкретных заголовков дел, предполагаемых к заведению в делопроизводстве организации (или ее структурного подразделения) в определенном календарном году с указанием сроков хранения, оформленный в установленном порядке.

Обратите внимание

Типовые и примерные номенклатуры дел используются для составления индивидуальной номенклатуры дел. Номенклатура дел нескольких структурных подразделений, сведенных в единый документ, составляет сводную номенклатуру дел организации.

Номенклатура дел, как правило, составляется секретарем или работником, ответственным за делопроизводство в организации, согласовывается с архивом/архивариусом и службой ДОУ / документоведом, подписывается руководителем подразделения и представляется в службу ДОУ / документоведу. Контроль за правильностью формирования дел конкретного структурного подразделения остается за указанным сотрудником.

Номенклатура дел организации (сводная номенклатура) оформляется на общем бланке организации.

Обратите внимание

Согласно абз. 2 п. 3.4.6 Основных правил работы архивов организаций вновь созданная организация или структурное подразделение обязаны разработать номенклатуру дел в месячный срок.

Новый год - новая номенклатура дел

Номенклатура дел организации на предстоящий календарный год составляется в последнем квартале текущего года (абз. 5 п. 3.4.6 Основных правил работы архивов организаций).

После утверждения руководителем организации номенклатура дел вводится в действие с 1 января следующего календарного года, а выписки из номенклатуры дел или ее копии рассылаются всем структурным подразделениям организации для использования в работе. Фрагмент номенклатуры дел приведен в Примере 1.

Архивисты-практики предлагают разделить графу 4 на две самостоятельные: «Срок хранения дела (тома, части)» и «Номер статей по перечню» (Пример 2).

Перечни документов с указанием сроков хранения

Ведущая роль в установлении сроков хранения документов и подготовке документов к плановому уничтожению принадлежит перечням документов с указанием сроков хранения.

Наш словарик

Перечень документов со сроками хранения - систематизированный список видов и категорий документов с указанием сроков их хранения (п. 141 ГОСТ Р 7.0.8-2013).

Перечни документов могут быть:

  • типовыми (для всех организаций);
  • ведомственными (для отдельных отраслей деятельности);
  • примерными (для однородных организаций).

Создание типовых перечней обусловлено тем, что во всех организациях формируются дела с распорядительными документами, планами, отчетами, документами по личному составу, бухгалтерской документацией. Все эти документы выполняют одинаковые для всех организаций функции и должны иметь одинаковые сроки хранения.

Однако типовой перечень не содержит сведений о документах, отражающих отраслевую специфику различных организаций (медицинские, судебные, военные документы и т.п.). Поэтому министерства и ведомства на основании типового перечня разрабатывают ведомственные перечни , содержащие полную информацию о составе и содержании документов одного ведомства, одной отраслевой системы и включающие типовые документы.

Примерные перечни документов разрабатывают для однотипных организаций (например, акционерных обществ). Данные перечни имеют рекомендательный характер.

Чаще всего перечни начинаются с указаний по применению при определении сроков хранения дел. Далее идет список категорий документов по статьям.

Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения был утвержден Главархивом СССР 15.08.1988 (в ред. от 31.07.2007). Но этот перечень не отражал наличие в стране организаций разных форм собственности и возникновение новых видов и разновидностей документов, т.к. был ориентирован на систему государственных учреждений, существовавшую в то время.

Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Росархивом 06.10.2000, документоведы страны пользовались до 2010 г. (далее - Перечень 2000). Данный перечень имел рекомендательный характер, поскольку не был зарегистрирован в Минюсте России.

Первым перечнем, обязательным для исполнения специалистами организаций любых форм собственности, стал Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182 (в ред. от 28.04.2011). Данный перечень включает типовые архивные документы о научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности организаций с указанием сроков хранения, применяемые в различных отраслях экономики.

Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее - Перечень 2010), как и все предшествующие, состоит из 12 разделов. По сравнению с Перечнем 2000 в нем значительно расширен список документов по нормированию, тарификации и оплате труда, охране труда, кадровым вопросам. В разделе 7 «Охрана труда» большое внимание уделено документам, касающимся вредных и опасных условий труда, а также травматизма. Впервые установлен срок хранения книг учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), - постоянно (ст. 401). В отличие от Перечня 2000 в Перечне 2010 подробно расписаны сроки хранения аудиторских документов, а также более полно представлен перечень видов договоров. Кроме того, в Перечне 2010 учтены документы, появившиеся в деятельности организаций в последнее время.

Описательная статья Перечня 2010 содержит: порядковый номер, наименование видов и разновидностей документов, сроки хранения, примечания (Пример 3).


Перечень 2010 не содержит конкретных заголовков дел, а дает только обобщенное наименование каждого вида документа с указанием сроков хранения и сферы деятельности организаций (графа 2).

Обратите внимание

Срок хранения дел исчисляется с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.

Отметка «до минования надобности» в Перечне 2010 означает, что документы имеют только практическое значение. Их срок хранения - не менее одного года.

Отметка «ЭПК» («ЦЭК», «ЭК») говорит о том, что часть документов организации может быть отнесена к сроку хранения «Постоянно». Для отдельных видов документов существует список пояснений и уточнений, касающихся сроков хранения документов:

  • до минования надобности;
  • после истечения срока действия договора;
  • до востребования;
  • после замены новыми;
  • после утверждения;
  • при условии проведения проверки (ревизии);
  • до снятия с учета;
  • до списания транспортных средств;
  • до окончания эксплуатации;
  • в течение срока полномочий и др.

Документы с перечисленными сроками хранения относятся к документам временного хранения.

Примечания, используемые в Перечне 2010, комментируют и уточняют сроки хранения документов.

Для удобства пользования к данному Перечню составлен указатель видов документов, в котором в алфавитном порядке перечислены виды документов и вопросы их содержания со ссылками на номера соответствующих статей Перечня 2010.

Обратите внимание

Перечень 2010 является типовым, однако указанные в нем сроки хранения документов организации применяют по-разному. Так, организации, документы которых поступают на хранение в государственные архивы, используют сроки хранения, указанные в графе «Срок хранения документов» (графа 3). Организации, не являющиеся источниками комплектования, вместо срока «Постоянно» используют срок хранения «10 лет», т.е. самостоятельно преобразуют указанный срок хранения. Но это правило распространяется не на все документы.
Есть комплексы документов, которые необходимо хранить во всех организациях до их ликвидации. Это приказы по основной деятельности, уставы, положения и другие учредительные документы. Их список дан в п. 2.4.2 указаний по применению Перечня 2000.
Временные сроки хранения (1 год; 2 года; 3 года; 4 года и др.) применяются всеми организациями.

Наша справка

Документы/дела принято хранить:

  • 1 год (например, ст. 314 Перечня 2010);
  • 2 года (например, ст. 259 Перечня 2010);
  • 3 года (например, ст. 651 Перечня 2010);
  • 4 года (например, ст. 368 Перечня 2010);
  • 5 лет (например, ст. 650 Перечня 2010) и 5 лет ЭПК (например, ст. 661 Перечня 2010);
  • 10 лет (например, ст. 927 Перечня 2010) и 10 лет ЭПК (например, ст. 69 Перечня 2010).

Заполняем графы номенклатуры дел

В графе 1 номенклатуры дел проставляются индексы каждого дела, включенного в номенклатуру. Индекс дела состоит из установленного в организации цифрового обозначения структурного подразделения (например, 01 - общий отдел; 02 - плановый отдел и т.д.) и порядкового номера заголовка дела по номенклатуре дел в пределах структурного подразделения. Индексы дел обозначаются арабскими цифрами и отделяются один от другого дефисом.

Наименования и расположение разделов в номенклатуре дел должны соответствовать утвержденной структуре организации или конкретным направлениям ее деятельности. Если номенклатура дел составляется по функционально-отраслевому принципу, то первым разделом может быть «Организация системы управления», вторым - «Планирование деятельности», третьим - «Финансирование деятельности» и т.д.

Внутри разделов номенклатуры дел заголовки дел систематизируются по степени важности содержащихся в них документов с учетом их взаимосвязи по конкретным направлениям деятельности. В первую очередь располагается организационно-распорядительная и протокольная документация, затем плановые и отчетные документы, справки, аналитические и служебные записки, переписка и т.д.

В графе 2 номенклатуры дел отражаются заголовки дел с конкретными формулировками. Заголовки могут уточняться в процессе формирования и оформления дел.

Формирование заголовка следует начинать с указания вида (видов) документов, например: протоколы ; приказы ; акты ; переписка и т.п. Если в деле присутствует несколько видов документов, можно начать заголовок со слова «документы», например: Документы профсоюзной организации (протоколы, выписки, списки, заявления и др.) .

Обратите внимание

Не допускается использование в заголовке дела неконкретных формулировок («Разные материалы», «Общая переписка» и т.п.), а также вводных слов и сложных синтаксических оборотов (абз. 10 п. 3.4.9 Основных правил работы архивов организаций).

В графе 3 по окончании календарного года проставляется запись о количестве заведенных дел (томов, частей).

В графе 4 указывается срок хранения дел, который определяется Перечнем 2010.

Обратите внимание

Срок хранения документов, отсутствующих в Перечне 2010 и иных нормативных документах, устанавливается на основании экспертной оценки ведущих сотрудников организации.

В графе 5 проставляется ссылка на номер статьи Перечня 2010. Если невозможно сослаться на статью данного Перечня, то дается ссылка на статью того документа, в котором наиболее полно отражается содержание данного дела, с пометкой «применительно».

В графе 6 указывается любая значимая информация, например, «дело является переходящим», т.е. срок его формирования определяется не одним, а несколькими календарными годами. Если в конкретной позиции номенклатуры дел указываются документы, которые формируются в электронном виде, то в данной графе отражается форма их хранения (например, «на внешних отчуждаемых носителях» и т.п.).

Обратите внимание

Дела по вопросам, которые решаются в течение двух и более лет (переходящие дела), вносятся в номенклатуру дел каждого года с тем же делопроизводственным индексом в течение всего срока, необходимого для разрешения вопроса.

По окончании календарного года в номенклатуре оформляется итоговая запись о категориях и количестве дел, заведенных в организации, с учетом томов и частей из графы 3 (Пример 4), подсчитывается количество всех заведенных за год дел, в т.ч. переходящих с отметкой «ЭПК». Итоговая запись удостоверяется подписью ответственного за подготовку номенклатуры дел сотрудника организации.

Формирование дел

Для текущего исполнения и хранения дел в организации используются папки с соответствующими названиями, например: «На исполнении»; «На согласование»; «Для комиссии по тендеру»; «На подпись»; «В канцелярию» и т.п. На каждой папке нужно указать фамилию исполнителя и его телефон. При получении документов и работе над ними сотрудник размещает документы по папкам, что гарантирует их оперативный поиск не только исполнителем, но и другими сотрудниками компании. По окончании работы документ передается секретарю/делопроизводителю, который помещает его в соответствующее дело.

Распределение документов в дела должно производиться в строгом соответствии с номенклатурой дел. Для каждого дела нужно приготовить папку-скоросшиватель.

Порядок формирования, хранения и оформления дел регламентируется п. 3.5.3 Основных правил работы архивов организаций.

Извлечение
из Основных правил работы архивов организаций

[…] 3.5.3. При формировании дел необходимо соблюдать следующие основные требования:
документы постоянного и временного хранения необходимо группировать в отдельные дела;
включать в дело по одному экземпляру каждого документа;
группировать в дело документы одного календарного года; исключение составляют: переходящие дела; судебные дела; личные дела, которые формируются в течение всего периода работы данного лица в организации; документы выборных органов и их постоянных комиссий, депутатских групп, которые группируются за период их созыва; документы учебных заведений, которые формируются за учебный год; документы театров, характеризующие сценическую деятельность за театральный сезон; дела фильмов, рукописей, истории болезней и др.;
дело должно содержать не более 250 листов, при толщине не более 4 см.
3.5.4. Внутри дела документы должны быть расположены так, чтобы они по своему содержанию последовательно освещали определенные вопросы. При этом документы располагаются в хронологическом порядке (входящие - по датам поступления, исходящие - по датам отправления) или по алфавиту авторов и корреспондентов.
Приложения к документам, независимо от даты их утверждения или составления, присоединяются к документам, к которым они относятся.
Приложения объемом свыше 250 листов составляют отдельный том, о чем в документе делается отметка.
[…]

В соответствии с п. 3.5.5 Основных правил работы архивов организаций распорядительные документы группируются в дела по видам и хронологии с относящимися к ним приложениями:

  • уставы, положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и группируются вместе с указанными документами. Если же они утверждены в качестве самостоятельного документа, то их группируют в отдельные дела;
  • приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу;
  • приказы по личному составу группируются в дела в соответствии с установленными сроками их хранения. Целесообразно при больших объемах документов приказы по личному составу, касающиеся различных сторон деятельности организации (прием на работу, увольнение и перемещение, командировки и т.д.), группировать в отдельные дела;
  • поручения вышестоящих организаций и документы по их исполнению группируются в дела по направлениям деятельности организации;
  • утвержденные планы, отчеты, сметы, лимиты, титульные списки и другие документы группируются отдельно от их проектов;
  • документы в личных делах располагаются в хронологическом порядке по мере их поступления;
  • лицевые счета рабочих и служащих по заработной плате группируются в отдельные дела и располагаются в них по алфавиту фамилий;
  • предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам работы организации и все документы по их рассмотрению и исполнению группируются отдельно от заявлений граждан по личным вопросам;
  • переписка группируется, как правило, за календарный год и систематизируется в хронологической последовательности, документ-ответ помещается за документом-запросом. При возобновлении переписки по определенному вопросу, начавшейся в предыдущем году, документы включаются в дело текущего года с указанием индекса дела предыдущего года. В зависимости от специфики деятельности организации переписка может группироваться также за учебный год, срок созыва выборных органов и т.д.

Текущее хранение дел

Дело считается заведенным с даты подшивки в него первого исполненного сотрудником документа. Дела с исполненными документами хранятся в структурных подразделениях и в службе документационного обеспечения организации до передачи в архив организации.

Папки располагаются на полках в вертикальном положении в запираемых шкафах, сейфах. На корешках обложек дел указываются их индексы по номенклатуре дел. Для обеспечения быстрого поиска на внутренней дверце шкафа прикрепляют номенклатуру дел.

Наш совет

Желательно, чтобы последовательность расположения дел на полках соответствовала последовательности расположения дел в номенклатуре дел. Тогда при поиске документа сначала находят нужный индекс дела по номенклатуре, а затем по номеру дела - нужную папку с документами.

Если необходимо изъять документ, уже включенный в дело, вместо документа оставляют лист-заместитель (Пример 5). Некоторые архивисты-практики во избежание потери выдаваемого документа помимо листа-заместителя изготавливают копию выдаваемого документа и хранят ее до возврата подлинника.

Если требуется выдать дело целиком, заполняется карта-заместитель , в которой указываются номер выданного дела, дата выдачи, кому выдано дело, на какой срок, проставляются подписи в получении и приеме после возвращения документов (Пример 6). Практикующие архивисты при подготовке дела к выдаче предварительно нумеруют в нем все листы (мягким карандашом в правом верхнем углу каждого листа дела), чтобы избежать возможного несанкционированного изъятия отдельного документа из выданного дела. Данные действия позволяют организации исключить потерю производственной или служебной информации.

Карта-заместитель помещается на место выданного дела. При такой системе сразу видно, какие дела выданы и у кого они находятся. После возврата дела карта-заместитель изымается, дело ставят на место.

Обратите внимание

После завершения делопроизводственного года выдача сотрудникам отдельных документов из дела не допускается, чтобы исключить риск утери документов из уже сформированного, пронумерованного и учтенного в делопроизводстве дела (итоговая запись в номенклатуре дел). При необходимости во временное пользование может быть выдано дело целиком. Выдача дел в другие организации разрешается только руководителем организации.

С момента создания документа, формирования дел в соответствии с действующей в организации номенклатурой дел и до передачи документов/дел в архив организации или до отбора документов/дел к уничтожению по истечении установленных сроков хранения дела должны храниться по месту их формирования, т.е. в структурных подразделениях организации. Руководители структурных подразделений и сотрудники, отвечающие за ведение дел юридического лица, несут ответственность за их сохранность .

Документы с временными (до 10 лет включительно) сроками хранения, которые, как правило, не передаются в архив организации и остаются в структурных подразделениях, по истечении сроков их хранения в установленном порядке отбираются к уничтожению.

Отбор документов для хранения и уничтожения

Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к передаче их на постоянное хранение в организации создается экспертная комиссия (ЭК). В министерствах, ведомствах, а также других организациях, имеющих подведомственную сеть, создаются центральные экспертные комиссии (ЦЭК).

ЦЭК (ЭК) создается из числа наиболее квалифицированных работников в количестве не менее трех человек. Председателем ЦЭК (ЭК) назначается один из руководящих работников организации, курирующий вопросы делопроизводства и архива. Секретарем ЦЭК (ЭК) назначается работник, ответственный за архив организации. Он же ведет протоколы всех заседаний комиссии.

В организации разрабатывается положение об ЭК, которое должно быть утверждено руководителем организации.

ЦЭК (ЭК) возглавляет работу по отбору документов, подлежащих передаче на архивное хранение, и к уничтожению и документов с истекшими сроками хранения. Указанные работы проводятся ежегодно на основании перечней документов с указанием сроков хранения и номенклатуры дел организации, предусматривающей сроки хранения соответствующих видов документов с учетом примечаний.

В соответствии с п. 2.4.1 Основных правил работы архивов организаций по результатам экспертизы ценности документов в организации составляются описи дел постоянного, временного (свыше 10 лет) хранения и по личному составу, а также акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению. Форма данного акта приведена в Приложении 4 к п. 2.4.1 упомянутых Основных правил.

Важно

Дела с истекшими сроками хранения могут быть уничтожены только после того, как будут полностью отобраны на постоянное и временное хранение документы за соответствующий хронологический период.

Дела и документы с истекшими сроками хранения по утвержденным актам сдаются в организации по переработке вторсырья на основании заключенного двустороннего договора об оказании услуг. В зависимости от условий действующего договора организация получает доход от сдачи вторсырья по безналичному или наличному расчету. Передача документов на уничтожение оформляется приемо-сдаточными накладными, в которых обязательно должны быть указаны количество сданных дел и их общий вес. Акты, договоры и накладные подшиваются в дело и хранятся в организации в установленном порядке.

Об ответственности за сохранность дел см. статью Ланиной И.Б. Порядок хранения документов в бухгалтерии // Секретарь-референт. 2014. № 3. С. 65-72.

М.М. Бахарева, документовед

По какой из статей Перечня типовых управленческих архивных документов правильно определить срок хранения таких документов, как: договоры коллективной материальной ответственности с приложенными листами ознакомления сотрудников, договоры о материальной ответственности материально ответственного лица, коллективные договоры, приказы руководства о наложении штрафов на сотрудников за те или иные недочеты в работе?

Ответ

Вы правы, для того чтобы определить сроки хранения указанных документов следует руководствоваться Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 (далее - Перечень) (приказ зарегистрирован Минюстом России 08.09.2010 № 18380).

Эксперт делится важной информацией о экспертизе ценности документов в материале по ссылке.

Говоря о сроках хранения договоров коллективной материальной ответственности, договоров о материальной ответственности материально-ответственных лиц, следует учитывать, что трудовое и гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает полную или частичную материальную ответственность работников за ущерб работодателю, причиненный их неквалифицированными или предумышленными действиями во время исполнения служебных обязанностей. Материальная ответственность может быть как персональной, так и коллективной. В первом случае между работодателем и конкретным работником заключается договор о материальной ответственности, во втором случае - между работодателем и группой работников (например, бригадой) заключается договор о коллективной материальной ответственности. Перечень не содержит отдельных статей на договоры коллективной и индивидуальной материальной ответственности. Поэтому, говоря о сроках хранения вышеуказанных договоров, можно руководствоваться ст. 457 Перечня, определяющей сроки хранения договоров о материальной ответственности материально-ответственного лица.

Как видим, срок хранения указанных договоров будет индивидуальным для каждого сотрудника и будет зависеть от даты увольнения конкретного сотрудника. Поэтому при хранении указанных договоров очень важным становится учет уволенных сотрудников, которые являлись материально-ответственными лицами.

Подробнее о текущем хранении документов мы писали здесь.

Следует обратить внимание то, что в Перечне есть упоминание о сроке хранения такого документа, как Образцы подписей материально-ответственных лиц. Поэтому при заключении договоров с материально-ответственными лицами можно рекомендовать составлять этот документ, который, как правило, содержит следующие графы:

наименование должности материально-ответственного лица;

Ф.И.О. материально-ответственного лица;

основание (номер и дата договора):

образец подписи:

примечание (например, указывается дата увольнения материально-ответственного лица).

Срок хранения Образцов подписей материально-ответственных лиц определяется ст. 458 Перечня:

Читатель задает вопрос не только о сроках хранения договоров о коллективной материальной ответственности, но и о сроках хранения листов ознакомления сотрудников с указанными договорами. Еще раз поясним, что договор коллективной материальной ответственности заключается между работодателем и членами коллектива (в лице руководителя коллектива), а подписывается работодателем, руководителем коллектива, например, бригадиром, и членами коллектива. Поэтому подписи всех членов коллектива являются обязательными и входят в состав раздела договора «Подписи сторон». При подписании договора всеми членами коллектива необходимости в ознакомлении сотрудников с уже подписанным ими договором о коллективной материальной ответственности нет. Но если все-таки возникает необходимость определения сроков хранения каких-либо документов к договорам, то можно рекомендовать использовать ст. 455 Перечня.

Подробнее о сроках хранения документов мы написали в материале по ссылке.

Говоря о сроках хранения договоров коллективной материальной ответственности, следует учитывать, что Перечень определяет не только сроки хранения договоров коллективной материальной ответственности, но и сроки хранения переписки о ходе заключения коллективных договоров, документов и переписки о проверке выполнения условий коллективного договора [*] :

Коллективные договоры

Пост. <**> (1)

Переписка о ходе заключения коллективных договоров

Документы (протоколы, анализы,

справки, акты, отчеты) о проверке выполнения условий коллективного договора

Переписка о проверке выполнения условий коллективного договора

<**> Здесь и далее звездочки <**> означают, что при ликвидации организаций, не являющихся источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, документы принимаются на постоянное хранение по принципу выборки организаций и документов.

Срок хранения "до минования надобности" не может быть менее одного года.

Отметка "ЭПК" ("ЦЭК", "ЭК") означает, что часть документов может быть отнесена к сроку хранения "постоянно".

Читайте подробнее о основных видах документов организации по этой ссылке.

Говоря о сроках хранения приказов руководства о наложении штрафов на сотрудников за те или иные недочеты в работе, хотелось бы пояснить, что штраф (от нем. Strafe — «наказание») — вид наказания; денежное взыскание, как правило, в пользу государства, назначаемое за совершение проступка. В законодательстве разных государств наряду с термином «штраф» используется также термин «денежное взыскание».Штрафы на работе противоречат трудовому законодательству. Штрафование за дисциплинарные проступки (опоздание на работу и т. п.) законодательством запрещено. Привлечь работника к материальной ответственности можно, только если он своими действиями причинил работодателю прямой ущерб.

Вы узнаете больше о исходящих документах , если перейдете в материал.

Но поскольку понятия штрафа нет в Трудовом кодексе РФ, есть мотивированное лишение премии за тот или иной проступок. Мотивированное лишение премии должно быть обосновано и понятно как работодателю, так и работнику, оформляется приказом в соответствии с положением о премировании. При определении сроков хранения таких приказов можно руководствоваться п. б ст. 19 Перечня. Кроме того, следует обратить внимание читателей на 20, 21 статьи Перечня, которые определяют сроки хранения проектов приказов и документов к ним, а также документов об их выполнении:

Приказы, распоряжения; документы

(справки, сводки, информации,

доклады) к ним:

а) по основной (профильной)

деятельности

б) по личному составу (прием, перемещение, совмещение,

перевод, увольнение; аттестация,

повышение квалификации, присвоение званий (чинов);

изменение фамилии; поощрения,

награждения; оплата труда,

премирование, различные выплаты;

все виды отпусков работников с

тяжелыми, вредными и опасными

условиями труда, отпуска по

уходу за ребенком, отпуска без

сохранения содержания

(заработной платы); дежурства по

профилю основной деятельности;

длительные внутрироссийские и

зарубежные командировки,

командировки для работников с

с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда)

в) по административно-хозяйственным вопросам

Пост. <**> (1)

75 л. (2) ЭПК

(1) Присланные для сведения - до минования надобности

(2) О дисциплинарных взысканиях, ежегодных оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, дежурствах, краткосрочных внутрироссийских и зарубежных командировках - 5 л.

Проекты приказов, распоряжений;

документы к ним

Документы (справки, доклады,

отчеты, переписка) о выполнении

приказов, распоряжений

Подробнее о формировании дел мы писали здесь.

[*] Коллективный договор - «правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей» (ст. 40 ТК РФ).

Документооборот компании регламентируется статьями номенклатуры дел. Что такое статьи номенклатуры дел и как их применять на практике, расскажем в данной статье.

Из статьи вы узнаете:

Как заполняется статья "Сроки хранения документов"

Обязательная часть подготовки НД - определение сроков хранения (СХ) деловых бумаг. Под СХ понимают период, в течение которого необходимо хранить бумага в силу ее значимости. СХ бывают:

постоянными;

долговременными: свыше 10 лет;

кратковременными: до 10 лет включительно.

В каждой организации должны использоваться специальные перечни, по которым можно определить СХ деловых бумаг. Специальные правовые акты РФ также устанавливают СХ отдельных документов.

Когда перечни документов попадают в руки сотрудникам, которые составляют номенклатуру дел подразделения, они теряются и не знают, как с ними работать. И здесь важно делопроизводителям и секретарям грамотно объяснить коллегам, как работать с перечнями.

Делопроизводственное подразделение может оказать методическую помощь, проконсультировать коллег из других подразделений и проверить результаты работы

На практике часто возникает вопрос: почему устанавливать СХ должны именно сотрудники подразделений? Поясните коллегам, что даже самый квалифицированный сотрудник службы делопроизводства или секретарь не перечислит все деловые бумаги подразделения и не определит их ценность для компании.

Какие виды перечней помогут установить сроки

Выделяют типовые и ведомственные перечни документов.

Типовые перечни

Основной перечень при определении СХ - Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (далее - Перечень типовых управленческих документов № 558).

Он содержит список деловых бумаг, образующихся в ходе документирования основных управленческих функций предприятий.

Этот список применяют, когда составляют НД в компании, а также при отборе бумаг на хранение или уничтожение в ходе работы экспертной комиссии.

Список содержит стандартные архивные деловые бумаги о научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности предприятий, с указанием сроков хранения. Список используют для определения СХ научно-технической документации и составления НД.

Читайте также:

Ведомственные перечни

Ведомственные перечни организации используют как справочники межотраслевого значения при определении СХ деловых бумаг специальных систем документации - налоговых, финансовых, медицинских и т. п.

Ведомственные перечни документов с СХ, разработанные до 1991 г., применяют в настоящее время как справочники межотраслевого значения при подтверждении установленного экспертной комиссией организации срока хранения деловых бумаг.

Так, Примерный перечень документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием СХ отменили, но не ввели вместо него новый. Поэтому кредитные организации продолжают использовать этот список, но уже как справочное пособие. В таких случаях СХ берется как приблизительный, уточняется с юристами и только потом утверждается экспертной комиссией.

Перечни удобны в работе с документами. Они помогают:

  1. систематизировать деловые бумаги организации по направлениям деятельности при составлении номенклатуры дел;
  2. определить СХ деловых бумаг;
  3. выявить значение бумаги: юридическое или историческое;
  4. отобрать документы на хранение или уничтожение ;
  5. учесть особенности хранения деловых бумаг при формировании дел.

Какая структура у перечней документов

Рассмотрим структуру на примере Перечня типовых управленческих документов № 558 . Это основной список при определении СХ. Он включает четыре части:

Общие положения, в которых указывают нормативные документы, по которым составлен список, цели составления, разделы, графы и т. д.

Сам список документов.

Список сокращений.

Указатель видов бумаг по алфавитному принципу.

Список представлен в виде таблицы, которая разделена на тематические разделы - их 12. Благодаря разделам можно сразу понять, где искать тот или иной документ.

Бухгалтерия найдет необходимые деловые бумаги в разделе 4, который содержит сведения по учету и отчетности.

Один вид документа может присутствовать в разных статьях и разделах, и только ознакомившись со всеми вариантами, можно выбрать подходящий для вас.

Что касается СХ (графа 3), то в списке указан не жесткий, а минимально необходимый СХ. Организация может его увеличить

В перечне встречаются сокращения и формулировки: «Пост.», «До замены новым», «До минования надобности», «ЭПК», «5 л. ЭПК». Что они означают:

  1. сокращение «Пост.» означает, что деловые бумаги хранят постоянно. Но даже в этом сокращении есть исключение. Данное сокращение для организаций, которые не являются источниками комплектования государственных и муниципальных архивов, означает СХ не менее 10 лет;
  2. формулировки «До замены новым», «До минования надобности» позволяют организациям самостоятельно определять срок хранения деловой бумаги. СХ «До минования надобности» - не менее одного года;
  3. отметка «ЭПК» означает, что часть дел имеет научно-историческое значение. В таких случаях после установленного срока проводят дополнительную полистную экспертизу ценности дел. Такая экспертиза нужна для выделения бумаг, которые хранят постоянно;
  4. «5 л. ЭПК» означает, что минимум через 5 лет хранения проводят экспертизу ценности силами ЭПК, чтобы часть деловых бумаг хранить дальше, а часть уничтожить.

Графа «Примечание» содержит комментарии, уточняющие сроки и места хранения деловых бумаг, признаки выделения документов, СХ которых отличаются от сроков, закрепленных в графе 3. Если в скобках в графе 3 есть сноска, то она может корректировать СХ, как описано в ее расшифровке в графе 4 «Примечание».

Завершают перечень список сокращений и указатель, который построен по алфавитному принципу. В указателе в алфавитном порядке перечислены все деловые бумаги со ссылкой на статью.

В левой части указателя размещены виды и разновидности деловых бумаг, а в правой части - статьи перечня, в которых они фигурируют.

Как правильно работать с перечнем

Есть два способа работы с перечнем.

Способ № 1.

подразумевает использование предметного указателя. Мы открываем предметный указатель перечня и ищем в нем нужный документ. Выше упоминалось, что в указателе слева расположены виды деловых бумаг, а справа - статьи, в которых они расположены. Эти статьи нам помогут найти необходимый документ.

Таким образом, данный документ хранится постоянно. Если это акт об инвентаризации товарно-материальных ценностей, то его хранят 5 лет при условии проведения проверки.

Способ № 1.

заключается в поиске функции, направления деятельности.

Ознакомившись с «Общими положениями» и выбрав необходимое, мы открываем таблицу, ищем раздел и знакомимся с документами.

Пример. Ваша организация работает с международными компаниями. Определяем срок хранения переписки об экспортных и импортных поставках с зарубежными организациями. Сначала открываем «Общие положения» и ищем подходящий раздел. Наш раздел 5 «Экономические, научные, культурные и иные связи». Переходим в раздел 5 и знакомимся с документами. Находим статью 507. Она нам подходит:

Переписка об экспортных и импортных поставках:

а) с зарубежными организациями

Срок хранения переписки «15 л. ЭПК», то есть после 15 лет хранения в результате экспертизы ценности документы уничтожат или будут хранить дальше.

Что делать, если нужно изменить сроки хранения

Самостоятельно снижать СХ деловых бумаг, установленные нормативно, запрещено. ЯяыУвеличивать СХ согласно Перечню типовых управленческих документов № 558 можно в тех случаях, когда это вызвано специфическими особенностями работы организаций.

Пример. Бывают ситуации, когда у компании нет возможности взыскать долги с другой компании. Тогда возникает дебиторская задолженность, которая может длиться месяцы или годы. Логично, что при судебных разбирательствах и налоговых проверках данный вид документации может понадобиться для защиты интересов компании. Дебиторскую задолженность списывают только через 10 лет, а налоговую проверку проводят за 3 прошедших года. Получается, что СХ деловых бумаг вырастает до 13 лет. Суды считают обоснованным требование налоговой инспекции о предоставлении документов, подтверждающих дебиторскую задолженность, даже если срок хранения таких документов истек. Получается, что если фирма не предоставит соответствующие документы, ей придется доначислить налог на прибыль, оплатить задолженность, а вместе с ней штрафы и пени за несвоевременную уплату налога.

Совместная работа службы делопроизводства и сотрудников организации - идеальный вариант развития событий при подготовке сводной НД Кому как не специалисту, каждый день имеющему дело с конкретными документами, знать их состав, виды и разновидности в своей области. Чтобы сотрудники не отказывались взаимодействовать и не саботировали подготовку НД, организуйте семинары-совещания, во время которых вы разъясните коллегам, как пользоваться перечнями с указанием СХ. Задача службы делопроизводства - донести до сотрудников и подразделений значение такой работы.

В каких еще документах искать сроки хранения

В Федеральном законе «Об архивном деле» написано, что СХ деловых бумаг могут устанавливаться в законах, нормативными правовыми актами и перечнями. Если сроки взяты из нормативного правового акта, то тогда в НД указывается ссылка на используемый акт.

В России помимо перечней действуют правовые и подзаконные акты, которые регулируют сроки хранения деловых бумаг.

Таким образом, работа с перечнями несложная, но требует усидчивости и внимательности. Обязательно проверяйте сроки за сотрудниками подразделений. А чтобы сократить количество ошибок, перед тем как подразделения начнут составлять номенклатуру дел, проведите обучение и дайте общее понимание, как работать с перечнем, используя готовые примеры из статьи.