Ст 39.17 зк рф в новой редакции. Как получить земельный участок в аренду без проведения торгов? Могут возникнуть проблемы и в том случае когда

получен
гонорар 30%

Здравствуйте, Людмила.

Какой вид разрешенного использования земельного участка, под что он Вам предоставлялся? Разрешение на строительство выдавалось, срок не истек?

Если земля предоставлялась под строительство и строительство не завершено то есть возможность продлить договор без торгов!

Если указанный Вами объект содержит признаки капитального строительства и стоит на кадастровом учете как объект незавершенного строительства, то можно ссылаться на п.10 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Если не под строительство и создан не объект капитального строительства, то необходимо подбирать другие основания в статье 39.6. ЗК РФ.

Земельный кодекс РФ
Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
1) земельного участка юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента Российской Федерации;
2) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным Правительством Российской Федерации;
3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации;
4) земельного участка для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
5) земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта;
6) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, данной некоммерческой организации;
7) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации;
8) земельного участка, образованного в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации;
9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;
10) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;
11) земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
12) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
13) земельного участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
13.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса юридическому лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;
14) земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
15) земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
16) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
17) земельного участка религиозным организациям, казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;
18) земельного участка лицу, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
19) земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
20) земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю;
21) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, резиденту особой экономической зоны или управляющей компании в случае привлечения ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости в границах особой экономической зоны и на прилегающей к ней территории и по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости;
22) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для строительства объектов инфраструктуры этой зоны лицу, с которым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны. Примерная форма соглашения о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
23) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве, лицу, с которым заключены указанные соглашения;
23.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;
24) земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, лицу, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;
25) земельного участка для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения;
26) земельного участка для осуществления деятельности Государственной компании «Российские автомобильные дороги» в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;
27) земельного участка для осуществления деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
28) земельного участка резиденту зоны территориального развития, включенному в реестр резидентов зоны территориального развития, в границах указанной зоны для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией;
29) земельного участка лицу, обладающему правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;
30) земельного участка юридическому лицу для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов, решения о сооружении и о месте размещения которых приняты Правительством Российской Федерации;
31) земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка;
32) земельного участка арендатору (за исключением арендаторов земельных участков, указанных в подпункте 31 настоящего пункта), если этот арендатор имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи;
33) земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
3. Граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
4. Гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
5. Предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
6. Если единственная заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, договор аренды такого земельного участка заключается с указанным лицом.

С уважением! Г.А. Кураев

Общаться в чате

юрист, г. Новосибирск

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Новосибирск

Общаться в чате

Судебная практика по предост Судебная практика по предост авлени-.docx авлени-.docx

Судебная практика по предост Судебная практика по предост авлени 2.rtf авлени 2.rtf

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Новосибирск

Общаться в чате

0 0

Статья 621 ГК РФ. Преимущественное право арендатора на заключение
договора аренды на новый срок
1. Если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор,
надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока
договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими
лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор
обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой
договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой
срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть
изменены по соглашению сторон.
Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый
срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил
договор аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору
потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному
договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним
договор аренды, либо только возмещения таких убытков.
2. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения
срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя,
договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный
срок (стать

Приложение. Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»
(далее - Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды,
договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного
управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав
владения и (или) пользования в отношении государственного или
муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам
проведения торгов за исключением установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции случаев.

Согласно части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции
в порядке, предусмотренном частью 1 указанной статьи, осуществляется
заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных
договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1)государственного или муниципального недвижимого имущества, которое
принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления
государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2)государственного или муниципального недвижимого имущества,
закрепленного на праве оперативного управления за государственными или
муниципальными автономными учреждениями;

3)государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на
праве оперативного управления государственным или муниципальным
бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам
местного самоуправления.

Таким образом, заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или
муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном
статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Случаи заключения договоров, предусматривающие в соответствии с положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции
переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного
или муниципального имущества без проведения торгов, не устанавливают
безусловного права требовать от правообладателя заключение такого
договора и не являются соответствующей обязанностью последнего.

При наличии двух и более претендентов на заключение договора в отношении
одних и тех же объектов государственного или муниципального имущества
без проведения торгов на основании исключений, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции,
отказ таким заявителям в заключении договоров без конкурентных процедур
и последующая передача указанного имущества на торгах не будет являться
нарушением законных прав и интересов таких заявителей.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Общаться в чате

0 0

получен
гонорар 50%

Закончился договор аренды на земельный участок. На ЗУ построен вспомогательный объект, который ФРС отказались регистрировать как объект кап.строительства. Есть ли какая возможность продлить аренду этого ЗУ без торгов по новому ЗК РФ? У нас юр.лицо.
Людмила

Добрый день.

Такое право у Вас есть при соблюдении нескольких условий:

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 08.06.2015) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
Статья 3
21. В случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

Также условия есть в Законе о конкуренции:

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества
9. По истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательствомРоссийской Федерации;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
10. Арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны вчасти 9 настоящей статьи, за исключением следующих случаев:
1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;
2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.
(часть 10 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
11. В случае отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, по основаниям, не предусмотренным частью 10 настоящей статьи, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.

Добрый день!

Добрый день. Закончился договор аренды на земельный участок. На ЗУ построен вспомогательный объект, который ФРС отказались регистрировать как объект кап.строительства. Есть ли какая возможность продлить аренду этого ЗУ без торгов по новому ЗК РФ? У нас юр.лицо.
Людмила

Преимущественного права на заключение нового договора аренды у Вас нет - ст. 39,8 ЗК РФ: 15. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.

Так как здание у Вас не капитальное, то преимущественного права в связи с нахождением здания у Вас тоже нет. Моё мнение - должны быть торги опять. Кто выиграет, того и будет участок. Либо стройте капитальное здание, но предварительно получив соответствующее разрешение на строительство. С уважением, Урванцев Евгений.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Кемерово

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Кемерово

Общаться в чате

0 0

Здравствуйте. Уточните пожалуйста, первоначально Вы землю в аренду получили при проведении торгов или без них? Это важно, поскольку продление права аренды без торгов регламентируется также законодательными актами Иркутской области

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Иркутск

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Иркутск

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Государственное имущество можно получить при проведении аукциона уполномоченными на то властными структурами.

Аукцион по продаже земли представляет организационное мероприятие, на котором всем желающим дается возможность купить подготовленные участки, предлагаемые для конкретных целей.

Предлагаться на нем могут только сформированные объекты , имеющие установленные границы и регистрационный , тогда они признаются готовыми к использованию в соответствии с их предназначением: под , для возведения складов, комплексного развития.

На торгах можно купить земельные площади по минимальной стоимости , очень отличающейся от рыночных. Их стоимость предлагается организаторами мероприятия.

Подготовка и проведение аукциона по реализации земли, принадлежащей государству или муниципалитету, регламентированы положениями земельного законодательства. Статьями 39.3 – 39.17 ЗК РФ регулируется порядок его осуществления.

Нормативно-правовое регулирование осуществляется на основании Правил организации и проведения торгов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности , утвержденных Постановлением Правительства от 11.11.2002г. №808, ст. 10 ФЗ «Об обороте земель с\х назначения».

Требованиями ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливается образование участка в соответствии с или схемой его положения, на основании которых производится подготовка нужной документации, содержащей информацию, необходимую для проведения .

Договорные правоотношения заключаются на основании положений главы 7 Гражданского кодекса.

Организаторы

Организацией распродажи занимаются сотрудники управления муниципального имущества . Ими определяются место и время её проведения, а также организационный порядок. Уведомление о её проведении размещается за 30 дней в СМИ и на сайте администрации района.

Заявления об участии прекращают принимать за 5 дней до начала мероприятия. Инициатор вправе отказаться от его проведения, но не позже чем за две недели до установленного момента. Сообщение о таком факте размещается на сервисе муниципалитета и в местных газетных изданиях не позднее трех дней, при этом уведомляются заинтересованные лица, уже представившие заявку.

Участники

Участниками торгов может стать любой желающий, имеющий статус юридического или физического субъекта.

Ст. 38.1 ЗК РФ определены лица, которые не могут принимать участие . Это:

Для подачи заявки на участие необходимо предоставить :

  1. Заявление на установленном бланке с указанием сведений о расчетном счете для зачисления задатка.
  2. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРП.
  3. Удостоверение личности обратившегося.
  4. Платежная документация о перечислении суммы задатка.

Виды

По способу осуществления и виду сторон публичные торги делятся на две группы :

Наиболее предпочтительной формой при продаже госимущества является открытая, так как при её проведении максимально обеспечиваются равные правомочия всех сторон и ограничиваются способы злоупотребления властными полномочиями.

Правила прохождения

При проведении торгов обе стороны должны соблюдать необходимые условия :

  • Предметом может выступать только земля, прошедшая процедуру регистрации в кадастре недвижимости, для которой определен и подключены все нужные коммуникации;
  • Сторона, выступающая в роли продавца, определяет начальную цену объекта, величину вносимого задатка, существенные условия, на которых будет заключен договор продажи. Первоначальная цена земли определяется в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности;
  • Организатором устанавливается дата и место, регламент осуществления, период и форма предоставления заявок, процедура оплаты задатка и его возвращения, шаг аукциона, представляющий возможное увеличение цены предлагаемого объекта за один раз. Его величина может варьироваться от 1 до 5% начальной стоимости реализуемой площади.

Порядок проведения

Решение об осуществлении процедуры принимают органы, обладающие властными полномочиями, в чьем ведении находится конкретный участок.

Инициатива может исходить как от самого учреждения, так и на основании письменного обращения заинтересованных лиц.

Процедура проведения аукциона состоит из различных этапов , каждый из которых несет свое предназначение:

Особенности оформления правомочий на полученную землю

Чтобы стать полноценным приобретателем земли, необходимо произвести оформление своих прав в регистрационной службе . Для этого потребуется:

Кстати, аукциона можно избежать, если согласовать возможность размещения на конкретном участке определенного объекта с администрацией и иными службами. Но к земле, представляемой под индивидуальное строительство, такое правило не применимо. Не проводятся торги и по земле, на которой размещается недвижимое имущество, принадлежащее одному из претендентов на аренду. Также существуют ситуации, когда само государство заинтересовано в передаче территорий без проведения процедуры на условиях заключения соглашения о комплексном освоении территорий.

Пример проведения рассмотренного типа мероприятия смотрите в следующем видеосюжете:

Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.06.2019
  • вступила в силу 01.03.2015

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.03.2015

В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

  • 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
  • 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;
  • 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьёй 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
  • 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
  • 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • 7) цель использования земельного участка;
  • 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
  • 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
  • 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.


Новая редакция Ст. 39.17 ЗК РФ

1. В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные . Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

4. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

5. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

6. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.

7. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.

Могут быть предоставлены гражданам в аренду от государственных властей для различных целей: строительства, ведения хозяйства и т.д. После подачи заявления на получение земли в аренду или на продление уже действующего соглашения заявители нередко получают отказ. Для таких отказов существует множество причин и вариантов действий по обжалованию.

Земельные наделы могут быть предоставлены гражданам в аренду на платной или безвозмездной основе на основании решения комитета местного или областного самоуправления, в ведении которого находится земельный вопрос, согласно ст. 39.2 ЗК РФ. Обычно это земельный комитет , название которого может незначительно изменяться в зависимости от конкретного муниципалитета.

Принятие решения происходит на основании поданного заявления и норм федерального и местного законодательства. Основные вопросы, касающиеся предоставления наделов гражданам и организациям, изложены в Земельном кодексе РФ:

  • Основания для заключения с местными властями арендного перечислены в статьях 39.5 и 39.6;
  • Порядок получения участков в аренду описан статьёй 39.14;
  • Правила составления заявления в органы власти – в статье 39.17;
  • Основания для отказа – в статье 39.16.

В большинстве случаев участки предоставляются гражданам в аренду для индивидуального или строительства, а также для занятия садоводством или иной сельскохозяйственной деятельностью.

Форма подачи заявления

Заявление о предоставлении земли в аренду (или о продлении срока такой аренды) подаётся лицом, претендующим на участок, в земельный комитет местной администрации.

В заявлении, согласно п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ, должна быть отображена следующая информация:

  • ФИО, адрес регистрации и данные паспорта заявителя;
  • номер надела;
  • Основания, по которым надел может быть предоставлен без торгов;
  • Цель получения участка в аренду;
  • Номер решения о предварительном согласовании (при необходимости);
  • Контактные данные заявителя для связи с ним;
  • Номер решения об изъятии ранее предоставленного в аренду участка.

Последний пункт относится к случаям, когда участок в аренде изымается у не по их вине, а по необходимости, возникшей у государственного собственника предоставленного участка. Вместо изъятого надела арендаторам предоставляют аналогичный по площади и категории пользования.

Предварительное согласование аренды происходит в случаях, когда у надела, на который изначально претендовал заявитель, не было кадастрового номера и определённых границ. В таких случаях в заявлении указывается только категория земли и прикладывается схема расположения участка на местности. В дальнейшем участку присваивается кадастровый номер в ходе геодезических работ по установлению границ.

В качестве целей аренды участка допустимо указывать:

Ведение личного подсобного или дачного хозяйства отличается от занятия сельским хозяйством тем, что последнее предполагает своей целью извлечение прибыли с оформлением КФХ, ИП или иной формы организации бизнеса – в данном случае условия предоставления земли могут быть иными.

Как основания для предоставления участка в аренду в заявлении могут быть указаны:

  • Расположение на участке жилого дома (в т.ч. недостроенного), принадлежащего заявителю;
  • Наличие права на льготы;
  • Номер документа о предварительном согласовании предоставления земли;
  • Реквизиты договора о развитии местности;
  • Реквизиты трудового договора о работе по востребованной в селе профессии.

Имеющих право на получение участка в аренду без аукционных торгов, определяются федеральным и местным законодательством.

Причины отказа

Причинами отказа в первичном предоставлении земли в аренду могут выступать, согласно ст. 39.16 ЗК РФ:

  • Отсутствие у заявителя прав на аренду данного участка без аукциона;
  • Запрашиваемый надел уже предоставлен другому лицу;
  • Надел является частью товарищества или кооператива, членом которого заявитель не является;
  • На участке находится здание, принадлежащее третьим лицам;
  • Участок изъят из оборота или ограничен в нём;
  • Участок не подлежит предоставлению в аренду в силу закона;
  • Организован аукцион о продаже или аренде надела;
  • Категория земли надела не соответствует заявленным целям использования;
  • Площадь, указанная в заявлении, превышает максимальный размер площади участков, используемых для заявленных целей;
  • Участок нуждается в определении/уточнении границ.
Предоставление участков в аренду обычно осуществляется на срок 6-10 лет, по истечении которых арендаторы могут либо приватизировать используемее участки в собственность (бесплатно или за выкуп), либо продлить срок аренды.

Срок аренды обычно продлевается для участков, которые не могут быть предоставлены в собственность в силу особенности территории (например, участок расположен вблизи береговой линии), или по необходимости завершить строительство жилья. Отказ в продлении арендного соглашения может быть получен в следующих случаях:

  • Участок, находящийся в аренде, используется не по целевому назначению;
  • Участок используется безответственно;
  • Арендатор лишился права на льготы, являющиеся основанием для предоставления участка в аренду;
  • Арендатор не оформил необходимые документы на продление аренды вовремя.

За три месяца до истечения срока аренды уполномоченный комитет местной администрации направляет арендатору уведомление о необходимости продлить соглашение. Если землепользователь проигнорировал данное уведомление, он может лишиться права аренды.

Если участок был предоставлен в бесплатную аренду на основании льгот, имеющихся у заявителя, то при исчезновении таких оснований (например, лишение родительских прав многодетной матери или переосвидетельствование, изменившее группу инвалидности) можно лишиться права на бесплатную аренду земли.

Нецелевое использование относится к случаям, когда на участке для посевов начинается жилищное строительство или, наоборот, при получении участка для строительства оно не начинается в течение трёх лет или не завершается по истечении десяти лет.

Важно помнить, что продление договора аренды для завершения строительства дома может осуществляться однократно и максимум на три года (п. 21 ст. 3 закона «О введении в действие ЗК РФ»).

Сроки принятия решения и форма отказа

Решение о предоставлении участка принимается в течение тридцати дней, по истечении которых заявителю выдаётся либо разрешение, либо отказ. Если причиной отказа является неверно заполненное заявление или предоставление неполного пакета документов, то заявление возвращается подавшему его гражданину вместе с предоставленными бумагами в течение десяти дней после подачи, согласно п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ.

В случае отказа муниципальный орган, уполномоченный на принятие решений о предоставлении земли, должен предоставить отказ в письменной форме с указанием полного списка причин, его повлекших.

Важно помнить, что согласно пункту 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в качестве причин отказа могут выступать только причины, перечисленные в ст. 39.16 ЗК РФ.

Отказ должен быть подписан ответственным лицом, принявшим данное решение, с указанием его ФИО и должности в земельном комитете.

Что делать при отказе

При получении отказа, в первую очередь необходимо убедиться в его законности. Если причина – в неверном заполнении заявления, то следует исправить ошибки и подать его повторно.

Если заявитель получил отказ из-за отсутствия у него оснований на получение земли без торгов, то у него есть два варианта действий:

  • Арендовать землю за плату, участвуя в аукционе;
  • Доказать наличие оснований на право безвозмездной аренды в суде.

При получении отказа из-за нахождения на участке здания, принадлежащего третьим лицам, можно оспорить отказ через суд, если доказать, что эксплуатация участка в рамках заявленных целей не наносит ущерба недвижимому имуществу третьих лиц и не нарушает доступ к такому имуществу (п.п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ).

Если отказано по причине несоответствия категории запрашиваемого участка указанным целям, то необходимо требовать предоставления участка в другой местности. В таких случаях лучше подыскать участок самостоятельно на кадастровой карте территории, а при отсутствии установленных границ ориентироваться на вид разрешённого использования земель.

Когда отказ получен из-за превышения размера максимальной площади, то нужно скорректировать её, исходя из принятых в регионе нормативов площадей для участков под различные цели.

Получение отказа из-за необходимости образовать первичные границы участка обычно происходит, когда заявитель не проходил процедуру предварительного согласования аренды. В таком случае необходимо добиться предварительного согласования, после чего заказать геодезические работы по определению границ и обратиться с заявлением, приложив к нему изготовленный кадастровый паспорт.

Итак, органы местного самоуправления могут отказать гражданам в предоставлении участков в аренду либо из-за некорректно поданного заявления, либо по причинам, связанным с категорией заявителя или особенностей запрашиваемого участка. Чтобы избежать отказа, необходимо тщательно выбирать участок, соотнося его категорию запрашиваемым целям, и внимательно составлять заявление, при необходимости обратившись в юридическую фирму.