Расторжение договора поставщиком по 223 фз. Изменение и расторжение договоров при закупках компаний с государственным участием

Время на чтение: 4 мин

Для осуществления государственных и муниципальных закупок на сегодняшний день используются два ключевых закона – Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», имеющий номер 44-ФЗ, и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», получивший номер 223-ФЗ. Контракты и договоры, заключаемые по этим двум законам, нередко проходят процедуру расторжения по различным причинам – если речь идет о расторжении по причине неисполнения контракта или полного досрочного исполнения, о нарушении сторонами взятых на себя обязательств и т. д.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Варианты расторжения контракта по 223-ФЗ

Если в Федеральном законе №44-ФЗ есть четкое описание того, каким образом может быть договор или контракт, заключенный в соответствии с нормами этого закона, то для Федерального закона за номером 223-ФЗ такой информации на сегодняшний день нет, в результате чего государственному или муниципальному заказчику, использующему указанный закон, приходится ориентироваться исключительно на Гражданский Кодекс Российской Федерации, а также на , которое было создано в рамках функционирования конкретного заказчика.

В соответствии с такими особенностями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на сегодняшний день можно сделать вывод о том, что для расторжения договора, заключенного на основаниях указанного нормативного акта, следует использовать положения Гражданского Кодекса РФ, который предусматривает следующие виды расторжения контракта или договора:

Расторжение по соглашению сторон

В соответствии с требованиями Федерального закона №223-ФЗ и Гражданского Кодекса Российской Федерации данный вариант расторжения существующих соглашений происходит только в том случае, если между сторонами отсутствуют какие бы то ни было спорные ситуации относительно соблюдения взятых на себя обязательств по контракту. Если есть хоть какие-то неурегулированные вопросы, от расторжения по соглашению придется отказаться.

Ни в одном из современных нормативных актов, которые функционируют в сфере закупочной деятельности, не содержится указаний на то, каким образом должно происходить расторжение контракта или договора с использованием принципа соглашения сторон.

Сложившаяся практика показывает, что для такого расторжения чаще всего используется алгоритм, основанный на предоставлении официального письма, в котором будет содержаться предложение о прекращении существующих договорных правоотношений. В таком письме необходимо указать причину, по которой должен быть расторгнут указанный контракт или договор.

На основании полученного письма вторая сторона договорных правоотношений готовит проект дополнительного соглашения, на основании которого может быть расторгнут договор или контракт. При этом на этапе подготовки такого соглашения стороны должны договориться между собой по поводу того, с какого момента контракт должен признаваться расторгнутым, так как здесь есть два варианта развития событий:

  • контракт может быть расторгнут с даты подписания соглашения о расторжении (об этом в тексте соглашения должны быть указаны дата, с которой будет расторгаться контракт, и дата, с которой вступает в силу подписанное соглашение о расторжении. В случае если это одна и та же дата, то дважды ее указывать не нужно);
  • контракт расторгается с конкретной даты данном случае в тексте соглашения следует указать только информацию о дате расторжения контракта. Дата вступления в силу в данном случае не нужна).

В случае если по итогам исполнения взятых на себя обязательств по контракту сумма меньше, чем была предусмотрена, то в тексте соглашения должна содержаться информация о том, на какую сумму данный контракт исполнен и что считать завершением исполнения.

В случае, если решение о расторжении контракта принято после того, как была проведена претензионная работа, обе стороны, участвующие в процедуре расторжения, должны провести проверку взаиморасчетов, чтобы избежать впоследствии возникновения каких-либо судебных тяжб.

В рамках такой проверки выясняется информация о том, были ли в полном объеме выплачены все виды , которые были установлены в рамках проведенной претензионной работы.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке на сегодняшний день имеет регламентацию только в Гражданском Кодексе Российской Федерации в части того, кто и по каким основаниям может выступать в качестве инициатора расторжения договора, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ.

Так, в качестве сторон, инициирующих расторжение, могут выступать как заказчик, так и исполнитель по .

Расторжение в одностороннем порядке происходит в следующих случаях:

  • если одна из сторон договора нарушила взятые на себя обязательства по договору или контракту, не исполнив их или исполнив с грубыми нарушениями;
  • если какая-либо из сторон договора полностью отказалась от исполнения договора в силу наступления непредвиденных обстоятельств;
  • если в период исполнения контракта было установлено, что исполнитель предоставил заведомо ложные сведения либо утаил часть сведений, например, о своем пребывании в ;
  • если в процессе исполнения контракта возникла конфликтная ситуация, требующая разрешения в виде претензионного порядка , который не был соблюден, либо выставленные в рамках такого претензионного порядка не были удовлетворены.

Общий порядок действий по расторжению в одностороннем порядке договора или контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выглядит следующим образом:

  • принятие решения о расторжении на основании проведенного анализа сложившейся конфликтной ситуации;
  • формирование документа о принятии решения о расторжении с обязательной опорой на нормативно-правовые акты , на основании которых был заключен расторгаемый контракт, а также которые являются обоснованием права стороны уведомить другую сторону о расторжении такого контракта;
  • направление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта второй стороне договорных правоотношений с целью ее уведомления о принятом решении;
  • расторжение контракта и размещение в информации о том, что контракт расторгается с указанием оснований для такого действия.

В случае расторжения контракта в одностороннем порядке потребуется уведомить вторую сторону о принятом решении и обосновать такое решение путем составления специального решения.

Обоснование, направляемое второй стороне, должно быть составлено только в соответствии с действующими нормами федерального законодательства. В тексте обоснования следует указать:

  • сведения о контракте, в отношении которого принято решение о расторжении кратким описанием предмета контракта и сроков его исполнения);
  • какие обстоятельства послужили основанием для принятия стороной решения о расторжении контракта (в случае, если были зафиксированы нарушения в части исполнения взятых на себя обязательств, необходимо указать, в чем именно заключались такие нарушения);

В отличие от законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в законе о закупках отдельными юрлицами никак не регулируются вопросы расторжения подписанных по результатам торгов по 223-ФЗ.

Возможность расторжения договора по 223-ФЗ

Законодательство только указывает на возможность расторжения договоров, заключенных по 223-ФЗ, а также на право сторон на изменения контрактов. Косвенно указывает на возможность изменения договора обязанность заказчика передать сведения о внесенных изменениях в договор в . Также в 223-ФЗ есть упоминание о необходимости внесения в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщиках, договоры с которыми были расторгнуты в судебном порядке из-за существенных нарушений при исполнении контракта.

В 223-ФЗ указано, что, помимо самого закона о закупках отдельными юрлицами, заказчики должны руководствоваться в своей деятельности положениями гражданского законодательства (в частности, Гражданского кодекса) и локальным Положением о закупках.

Расторжение договора допускается по следующим основаниям:

  1. По соглашению сторон .
  2. В одностороннем порядке .
  3. По решению суда .

В Гражданском кодексе подчеркивается, что стороны могут договор по соглашению сторон. Но такая возможность должна быть предусмотрена договором. В некоторых соглашениях заказчики указывают на невозможность изменения договора по соглашению сторон.

Помимо Гражданского кодекса, заказчики должны учитывать нормы собственного Положения о закупке, которые он принимает в соответствии с ч. 2 ст. 2 223-ФЗ. Обычно в нем содержатся основания и порядок расторжения договора. Регламент расторжения контракта варьируется в разных закупочных Положениях заказчиков по 223-ФЗ. Так, в Положении о закупке допускается прописать, что договор может быть расторгнут по соглашению сторон (при существенном изменении условий исполнения контракта) или в одностороннем порядке (при существенном нарушении одной из сторон своих обязательств по контракту).

Расторжение по соглашению сторон

В отношении расторжения контракта в согласительном порядке никаких специальных норм в 223-ФЗ не содержится. Поэтому стороны могут ориентироваться на ст. 450 ГК, согласно которой, договор допускается расторгнуть по соглашению сторон.

Порядок действий

Порядок расторжения контракта по соглашению сторон следующий:

  1. Заказчик направляет поставщику предложение в письменном виде о расторжении контракта .
  2. При согласии поставщика стороны подписывают в установленные сроки дополнительное соглашение .
  3. Дата расторжения договора указывается в или совпадает с датой его подписания обеими сторонами.

В случае если поставщик забирает поставленные товары, по которым заказчик перечислил аванс, то поставщик обязан вернуть средства заказчику, согласно Постановлению Пленума ВАС от 2014 года №35.

Заказчик по результатам расторжения государственного контракта обязаны внести сведения в реестр контрактов по ч. 2 ст. 4.1 ФЗ-223. При нарушении сроков для размещения сведений в реестр договоров должностное лицо должно заплатить в размере 30000-50000 р., юрлицо – 100000-300000 р. Такие санкции предусмотрены в ст. 7.32.3 КоАП.

В реестр недобросовестных поставщиков при подписании дополнительного соглашения о расторжении контракта информация не передается.

При отказе второй стороны расторгнуть договор в согласительном порядке заказчик-инициатор может расторгнуть его по решению суда. Основанием для обращения в суд может стать только существенное нарушение договора второй стороной или изменение внешних обстоятельств реализации контракта, которые нельзя было предвидеть при его заключении.

Требование в суд может быть направлено только в следующем случае :

  1. От второй стороны был получен отказ на предложение изменить договор.
  2. От второй стороны не было получено ответа в 30-дневные сроки.

Оформление

В дополнительном соглашении о расторжении контракта необходимо прописать следующие сведения:

  1. Реквизиты договора, который расторгается (дата и номер).
  2. Наименование сторон : заказчика и поставщика.
  3. Наименование документа : «Дополнительное соглашение о расторжении контракта».
  4. Указание на то, что стороны достигли соглашение расторгнуть контракт .
  5. Ссылка на контракт, в котором указано право сторон на расторжение контракта в согласительном порядке.
  6. Дата вступления договора в силу (при необходимости отложить дату расторжения).
  7. Дополнительные обязательства : например, обязанность заказчика вернуть исполнение контракта в установленные сроки или оплатить оказанные подрядчиком услуги на текущую дату.
  8. Дата подписания документа .
  9. Подписи и печати сторон (при наличии).

Дополнительное соглашение обязательно имеет письменный формат и оформляется по числу сторон контракта.

Расторжение в одностороннем порядке

Расторжение договора в одностороннем порядке допускается только в строго ограниченных случаях, которые содержатся в договоре, в Положении о закупке или Гражданском кодексе.

Случаи расторжения

По пояснениям письма Минэкономразвития России от 2015 года №ОГ-Д28-2482, основания для одностороннего расторжения должны опираться на нормы Гражданского кодекса. Согласно ст. 310 Гражданского кодекса, у заказчика и поставщика по умолчанию отсутствует право на расторжение контракта в одностороннем порядке, кроме предусмотренных законодательством случаев.

Заказчик может отказаться от исполнения договора поставки, если поставщиком был поставлен товар , не соответствующий условиям закупки или с недостатками, которые не поставщик не смог устранить в приемлемые сроки. Также веской причиной станет то, что поставщиком неоднократно – два и более раз – нарушены сроки поставки товаров (обычно на период от 30 дней и более), а также если поставлен некомплектный товар, и поставщик в разумные сроки не устранил требование заказчика о доукомплектовании.

Поставщик вправе расторгнуть контракт, если заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты товаров или допускал неоднократно невыборку партии товаров, предусмотренной контрактом.

Основаниями для расторжения контракта по оказанию услуг могут стать:

  1. Ситуации, когда подрядчик не приступил в установленные сроки к исполнению контракта или выполняет работы так медленно, что закончить их в установленные сроки не представляется возможным.
  2. При неоднократном нарушении сроков .
  3. При нарушении условий выполнения работ и при неустранении недостатков в отведенные заказчиком сроки либо если недостатки работ являются неустранимыми и существенными.
  4. При существенных претензиях заказчика к качеству выполненных работ .
  5. При существенном контракта .

В отношении договора возмездного оказания услуг заказчик может отказаться от договора при условии оплаты фактически понесенных расходов, а исполнитель – если полностью возместит убытки учреждению. В отдельных федеральных законах предусмотрен особый порядок расторжения договора в одностороннем порядке. Например, если заказчиком были нарушены сроки оплаты услуг связи, и это нарушение не было устранено в течение 6 месяцев и более после получения уведомления о намерении приостановить оказание услуг, то оператор связи расторгает договор в одностороннем порядке.

Также основаниями для одностороннего расторжения договора могут стать несоответствие требованиям закупки, отсутствие членства в СРО или отсутствие лицензии, которые обязательны для исполнения контракта.

Заказчик вправе расторгнуть контракт, если им был выявлен факт фальсификации сведений победителем закупки в момент подачи заявки на участие. Стоит отметить, что в данном случае заказчик вправе расторгнуть контракт, а не обязан это сделать, как это сказано в 44-ФЗ.

Алгоритм действий

При расторжении контракта в одностороннем порядке порядок действий следующий:

  1. Заказчик передает в адрес исполнителя уведомление . Такое уведомление содержит сведения о расторгаемом контракте, причину для возможного расторжения договора со ссылками на пункт договора, Положение о закупках или Гражданский кодекс. Для соблюдения всех формальностей заказчик должен предоставить исполнителю возможность исправить допущенные недостатки: например, допоставить товары, устранить недостатки в оказанных услугах и пр. На это обычно отводится 10-30 дней. Отправку уведомления заказчику следует обеспечить несколькими способами, один из которых – почтовая отправка заказным письмом с уведомлением о вручении.
  2. После получения исполнителем уведомления и неустранения исполнителем недостатков в установленные сроки договор автоматически расторгается .
  3. При существенных нарушениях подрядчиком своих обязательств заказчик передает сведения о нем в РНП . Необходимость передачи сведений в реестр предусмотрена в ч. 2 ст. 5 223-ФЗ. Решение о включении сведений в реестр по результатам рассмотрения информации от заказчика принимает .

При расторжении договора вторая сторона может требовать возмещения убытков, которые были причинены при расторжении договора.

Заказчик вправе удержать обеспечение исполнения контракта, внесенное поставщиком, если такая возможность была предусмотрена условиями договора или получить выплаты в рамках предоставленной .

При расторжении договора из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком своих обязательств по контракту заказчик вправе направить предложение подписать контракт участнику, который стал вторым. Такой договор подписывается с согласия участника и на условиях, которые были указаны в поданной им заявке на участие в закупке.

Если перед расторжением контракта поставщик частично исполнил обязательства по контракту, то при подписании нового договора объем работ, услуг и поставляемого товара уменьшаются с учетом поставленной партии. Пропорционально уменьшается и стоимость контракта.

Таким образом, в 223-ФЗ нет императивных норм относительно порядка расторжения контракта. Но право на расторжение контракта в одностороннем порядке и по соглашению сторон предусмотрено в законодательстве о закупке отдельными юрлицами. При расторжении контракта подрядчикам и заказчикам по 223-ФЗ необходимо опираться на Гражданский кодекс, условия Положения о закупках и сам контракт.

(Пока оценок нет)

В начале года по 223-ФЗ был заключен договор с единственным поставщиком на вывоз мусора. В конце июля этот поставщик, никого не поставив в известность, не передав свои обязанности никакой другой организации, прекращает свою работу. Как мы можем расторгнуть договор в одностороннем порядке?

Ответ

Вы вправе расторгнуть договор следующими способами:

  1. в одностороннем порядке, если такое право Заказчика установлено в договоре;
  2. в судебном порядке.

При расторжении договора в одностороннем порядке Заказчик направляет в адрес исполнителя письмо, которое должно содержать сведения о договоре, который планируется расторгнуть, причину расторжения, соответствующие правовые нормы.

После направления такого уведомления договор автоматически расторгается.

Если контракт расторгается по инициативе заказчика в судебном порядке, то сведения о поставщике передаются в РНП.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Вправе ли заказчик по Закону № 223-ФЗ расторгнуть договор в одностороннем порядке?

Да, вправе.

Закон № 223-ФЗ основан на положениях гражданского законодательства. Согласно ст. 310 ГК РФ в одностороннем порядке отказываться от исполнения обязательств и менять условия нельзя, за исключением предусмотренных законом случаев.

Такие действия также можно предпринимать в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Однако Законом № 223-ФЗ не регламентирован порядок расторжения договоров. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе принять положение, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать в том числе порядок заключения и исполнения договоров.

Таким образом, заказчик вправе установить в положении о закупке условие и возможность одностороннего расторжения договора. Основания для одностороннего аннулирования должны обязательно иметь соотнесение с положениями Гражданского кодекса РФ (письмо Минэкономразвития России от 24.02.2015 № ОГ-Д28-2482).

Как включить участника в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ

В реестре недобросовестных поставщиков, или РНП, ФАС размещает сведения об участниках закупок, которые уклонились от заключения договора, а также о контрагентах, которые существенно нарушили условия сделки, и заказчик расторг договор по решению суда. Информацию в антимонопольный орган направляют заказчики. Такой порядок предусмотрен статьей 5Закона № 223-ФЗ.

Правительство РФ утвердило перечень сведений, которые включают в реестр, и Правила, по которым вносят информацию в РНП, в постановлении от 22 ноября 2012 года № 1211, далее – Постановление № 1211.

Какой поставщик недобросовестный

В РНП попадет:

  • участник, который уклонится от заключения контракта: своевременно не подпишет договор или не предоставит заказчику обеспечение исполнения договора;
  • контрагент, который грубо нарушит условия контракта, и заказчик через суд расторгнет договор.

Условия прописаны в части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ и в пункте 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1211.

Ситуация: поставщик нарушил срок поставки и готов заплатить неустойку. Включать ли его в реестр недобросовестных поставщиков

Нет. Документы о том, что включаете подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, отправляйте в ФАС, если через суд расторгнете договор. Такой вывод следует из части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ.

Какие сведения направлять в ФАС

Если победитель не подписал договор или контракт расторгли по решению суда, отправьте в ФАС обращение включить подрядчика в РНП. Об этом сказано в пунктах 2, 3, 4Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1211. Сроки, в которые отправите обращение, определяйте в зависимости от причины, по которой подрядчика включат в РНП. Кроме того, от причины зависит список документов и информации, которую заказчик направит в ФАС России.

Причина направления сведений в РНП Информация и документы для ФАС Срок подачи документов
Победитель закупки не заключил контракт
  • код по ОКПД2;
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • другие документы, которыми подтвердите, что победитель отказался заключать договор
30 календарных дней с даты, когда заказчик заключит договор со вторым участником

Второй участник закупки не заключил контракт

(если победитель отказался подписывать договор)

  • Наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
  • Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц;
  • дата, когда закупку признали несостоявшейся, так как участник уклонился от заключения договора;
  • наименование товаров, работ, услуг по договору;
  • код по ОКПД2;
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • копия протокола, на основании которого заключаете договор со вторым участником;
  • другие документы, которыми подтвердите, что второй участник отказался заключать договор
Единственный участник закупки не заключил контракт
  • Наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
  • Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц;
  • дата, когда подвели итоги закупки;
  • наименование товаров, работ, услуг по договору;
  • код по ОКПД2;
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • копия протокола, на основании которого заключаете договор с победителем закупки;
  • иные документы, которыми подтвердите отказ от заключения договора победителя закупок
30 календарных дней с даты, когда истечет срок подписания договора
Контракт расторгли по решению суда
  • Наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
  • Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц;
  • дата заключения договора, который подрядчик не исполнил или исполнил некачественно, реквизиты документа, которым это подтвердите;
  • наименование товаров, работ, услуг по договору;
  • код по ОКПД2;
  • валюта договора;
  • цена договора;
  • срок исполнения договора;
  • дата расторжения договора;
  • основания, на которых расторгли договор;
  • реквизиты решения суда;
  • копия решения суда
10 рабочих дней с даты, когда решение суда вступит в силу

Если закупка составляет государственную тайну либо Правительство РФ приняло решение не размещать сведения о закупке в ЕИС на основании частей 15 и 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, укажите только:

  • наименование, ИНН, аналог ИНН для иностранной организации, адрес – для юрлиц;
  • Ф. И. О., ИНН, аналог ИНН для иностранцев, местожительство – для физлиц.

Об этом сказано в подпункте «а» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением № 1211.

Документы направьте в ФАС в бумажном или электронном виде. Приложите сопроводительное письмо, которое подпишет уполномоченный сотрудник. Если отправляете документы по электронной почте, подпишите документ ЭЦП. В сопроводительном письме укажите перечень документов, который направляете в ФАС, и документ, которым подтвердите полномочия сотрудника действовать от имени заказчика. Такой порядок установлен в пункте 5 Правил, утвержденных Постановлением № 1211.

Внимание: контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы, который не направит сведения о недобросовестных поставщиках в ФАС России, заплатит штраф – 20 000 руб. Наказание предусмотрено частью 2 статьи 7.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В какие сроки ФАС включит информацию в РНП

ФАС проверит сведения, которые предоставил заказчик, и в течение трех рабочих дней включит информацию о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков. Через два года антимонопольная служба исключит сведения из реестра. РНП ведут в ЕИС в открытом доступе.

Если заказчик не представит какие-либо сведения о недобросовестном участнике закупки, ФАС приостановит рассмотрение обращения. В течение трех рабочих дней специалисты антимонопольной службы направят заказчику уведомление о том, что нет необходимых сведений, чтобы создать реестровую запись. Недостающие сведения направьте в ФАС в течение трех рабочих дней со дня, когда получите уведомление.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 7 Правил, утвержденных Постановлением № 1211.

Ситуация: вправе ли заказчик предусмотреть свой реестр недобросовестных поставщиков

Заказчик имеет право вести свой реестр недобросовестных поставщиков. Закон № 223-ФЗ этого не запрещает.

Этого Закона, показывает, что изменение и расторжение договора возможно в следующих случаях:

1) по соглашению сторон;

2) ввиду одностороннего внесудебного отказа одной из сторон от исполнения договора полностью или частично;

3) по решению суда по требованию одной из сторон.


По соглашению сторон изменение и расторжение договора согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ возможны, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Закон N 223-ФЗ не содержит норм, прямо исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, равно как и расторжения договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС). Кроме того, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что сведения об изменении и расторжении договора должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками, а ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ указывает, что сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует также учитывать, что согласно п. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры автономных учреждений, подлежащие оплате за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, включается - по смыслу данной нормы - обязательно - условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А второй абзац п. 5 ст. 78.1 БК РФ указывает на возможность расторжения указанных договоров в случае признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Как видим, закон прямо предусматривает возможность как изменения, так и расторжения договора, требуя от заказчика только размещения информации об изменении договора в ЕИС и в реестре договоров, заключенных заказчиками, а о расторжении договора - в реестре договоров, заключенных заказчиками, и в реестре недобросовестных поставщиков.


Вместе с тем, следует учитывать, что возможны различные варианты трактовки ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Так, в письме Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2349 высказано мнение, что изменены могут быть только условия, упомянутые в этой норме: условия об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора. Однако, на наш взгляд, это слишком расширительное толкование приведенной нормы. Во-первых, сама она не содержит никаких запретов на изменение условий договора, а только устанавливает обязанность сообщать об этих изменениях. Во-вторых, следует заметить, что она говорит об изменении конкретных условий - части тех условий, которые обязательно должны включаться и в извещение о закупке, и в документацию о закупке (п.п. 3 - 5 ч. 9 , п.п. 3 - 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а также вносятся в реестр договоров, заключенных заказчиками, отдельной строкой (пп. "д" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных на основании ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132). Соответственно, можно сделать вывод, что такие условия договора предполагаются наиболее значимыми, по причине чего об изменении некоторых из них необходимо уведомлять публично. Видимо, именно на таком подходе основаны разъяснения, данные в другом письме Минэкономразвития России - письме от 04.08.2015 N Д28и-2250, в котором со ссылкой на ту же норму говорится о невозможности изменения конкретно предмета договора, как раз относящегося к указанной выше категории условий.


Кроме того, по нашему мнению, в отдельных случаях изменение договора в виде увеличения количества товаров, объема работ или услуг по соглашению сторон по сути также может расцениваться как заключение нового договора и, следовательно, как новая закупка, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


Кроме того, в соответствии со ст. 451 ГК РФ возможно расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств . Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ.


Односторонний отказ от договора (исполнения договора) полностью или частично , как следует из п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, допускается в случаях, установленных самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).