Порядок оформления аренды земельного участка. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного на территории воскресенского муниципального района московской области

Муниципальная собственность на землю, то есть право владения, использования, распоряжения участками земли – ведение муниципального образования. Территория Российской федерации разделена почти на 14,5 тысяч таких образований. Полномочными представителями собственника согласно статье 125, 215 ГК РФ являются органы местного самоуправления. Именно они могут передавать землю во временное и постоянное пользование, аренду, собственность физическим лицам и организациям.
Возможность распоряжения землей относится к объектам, переданным муниципальным органам на основании законодательства РФ в процессе разграничения государственной собственности на землю (п. 2 статьи 18 ЗК РФ, отдельно п. 2 ст. 17 и ст. 19 ЗК РФ).

При совершении изъятия, конфискации, признания недвижимости бесхозяйной возможно возникновение муниципальной собственности на землю (ст.53 ЗК, ст. 225 ГК).

Частная собственность на землю в пределах муниципальных образований присутствует, но редко. Допускается передача муниципальных земель в аренду. Статья 5 ЗК РФ определяет арендаторам и лиц, использующих земельные участки по праву аренды или субаренды.

Договорные отношения

Статьи 260 и 608 ГК РФ утверждает право передачи земельного участка в аренду за собственником земли.

Чтобы взять в аренду муниципальную землю, необходимо пройти определенную процедуру.

Определение права аренды

Чтобы заключить договор аренды земли РФ в отдельных регионах необходимо выкупить право на это действие. Предметом сделки является возможность заключения договора аренды. Обычно этот процесс бывает узаконен постановлением местных властей. Статьей 38 ЗК РФ исполнительные органы местного самоуправления назначают оплату за возможность вступить в арендные отношения на участок. В процессе торгов определяется победитель, претендующий на участок. С ним заключается договор купли-продажи. Основными положениями договора определяется возможность и условия вступления в арендные отношения арендатором и муниципалитетом.

Необходимый набор документов, предоставляемый соискателем права аренды:

  • заявление на имя главы местного самоуправления, в котором указывается: назначение объекта, возможное размещение, примерных размеров участка;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • свидетельство о регистрации предприятия;
  • паспорт заявителя;
  • подтверждение полномочий руководителя предприятия;
  • топографическая съемка участка, давностью не более одного года.

Последний документ запрашивается в организации, которая имеет прямое направление деятельности по выполнению топографической съемки. На ней должны быть указаны все земельные участки в данной местности по кадастру, изображены все инженерные коммуникации, границы строений. На съемке необходимо указать местоположение земельного участка, планируемого в аренду.

Органы местного самоуправления принимают соответствующее решение. Многим субъектам РФ эта практика незнакома, поскольку инвестиционная активность в них оставляет желать лучшего. Там, где местные власти устанавливают данный порядок, они руководствуются положениями Это вполне легитимно.

Все вопросы относительно того, как осуществляется аренда земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом, Гражданским кодексом и некоторыми другими правовыми актами, как федерального, так и муниципального уровня. Процедура заключения договора зависит от разных составляющих.

Особенности аренды

Российскому государству принадлежит огромная площадь земли. Следить за ней в централизованном порядке не представляется возможным. Поэтому имеется порядка 14,5 тысячи образований муниципального уровня, представляющих власть в конкретных местах. Чтобы получить землю в аренду, обычно, обращаются именно к ним. Право распоряжения землей за местными властями закреплено в Земельном кодексе.

Аренда, находящейся в муниципальной собственности, земли, в основном, производится за плату. Но возможна и бесплатная передача участков, что также прописано в ЗК РФ. Обычно такой порядок реализуется для государственных учреждений и зданий религиозного назначения.

Если земля арендуется, не с целью строительства, то обращаются с заявлением на имя главы административного органа. После получения участка, его самостоятельно ставят на учет по кадастру. Затем в муниципалитете решают вопрос об аренде. При положительном исходе, заключают соответствующий договор аренды.

Для получения земли под строительство предусмотрена более сложная процедура. Скорее всего, нужно будет принимать участие в торгах, которые организовывает муниципальный орган. Выиграв торги, заключают договор и вносят арендную плату. Происходит это все в следующем порядке.

  1. Местные власти извещают население о проведении аукциона, его месте и времени, а также лотов, которые выставлены до мероприятия.
  2. Всех заинтересованных лиц регистрируют в качестве участников, и назначают день торгов. Выигрывает их тот, кто предложит большую сумму. Остальным лицам возвращаются внесенные задатки.
  3. Победитель вносит плату и заключает договор аренды. Если срок превышает один год, то документ регистрируют надлежащим образом.
  4. В случаях, когда других желающих на участок не было, договор аренды заключают с заявителем без торгов.

Аренда участка в муниципальной собственности

Землю вправе арендовать граждане, иностранные граждане, предприниматели и организации. В одном и другом случае предусмотрены свои особенности предоставления муниципальной земли.

Физические лица

Для получения участка любой гражданин может обратиться в администрацию и выяснить, является ли он свободным. Если земля необходима под индивидуальное строительство, то в муниципалитете предлагают различные варианты, которые могут быть использованы для этих целей. Тогда участок регистрируют и заключают договор аренды.

Чтобы стать арендатором земли под застройку, обычно, нужно пройти тап торгов. Перед этим выясняют характеристики участка и предпринимают шаги, чтобы ему был присвоен кадастровый номер. После этого администрация публикует данную информацию, и если конкурентов не найдется, муниципальная земля будет сдана в аренду. В противном случае, нужно выиграть торги. Для участия, предоставляют следующие бумаги:

  • заявление об участии, где указывают реквизиты счета, чтобы вернуть вносимый задаток;
  • удостоверение личности;
  • квитанцию об оплате задатка.

Юридические лица

Если арендовать земельный участок собирается организация, также предстоит проходить торги. Для этого заполняют заявление с реквизитами и вносят квитанцию о платеже. Если же организация не оформлена соответствующим образом, то она считается не существующей юридически и принимать участие в торгах не может.

Миновать этап торгов смогут предприниматели, которые согласовали размещение на определенном участке объектов со всеми инстанциями, необходимыми для этого. Государство может предоставить землю в аренду тем организациям, которые будут развивать территорию.

НДС

Немаловажным моментом при аренде являются особенности применения НДС. Если муниципальная земля сдается в аренду напрямую, то плата в виде НДС не взимается. Но при субаренде, начисляется и налог на добавленную стоимость, так как субарендатор получает земли не от муниципалитета, а от частного лица.

Сложности возникают, когда участок арендуется предпринимателями или организациями. Они не обязаны платить налог за землю, находящуюся в муниципальной собственности. Однако они, как налоговые агенты, несут ответственность за то, чтобы соответствующая плата взималась с арендодателя. Поэтому при расчете считается, как непосредственно арендная плата, так и начисляемый НДС.

При этом на арендатора распространяются следующие обязанности:

  • предоставлять счет-фактуру, где ставить пометку «без налога» регистрировать ее надлежащим образом;
  • сдавать декларацию об НДС, где заполнять раздел об операциях, не подлежащих налогообложению (ее подают ежемесячно не позже 20 числа).

Если обязанности выполняться не будут, то на предпринимателя будут наложены штрафные санкции. Таким образом, перед тем, как заключать договор аренды, все нюансы должны быть изучены полностью. В противном случае, можно навлечь на себя неприятности.

Выкуп муниципальной земли

Арендованный муниципальный земельный участок может быть оформлен в частную собственность, если имеются соответствующие основания:

  • документы, которые подтверждают право собственности на объекты ИЖС, расположенные на данном участке;
  • распоряжение местных властей о передаче земельного участка в пользование на бессрочной основе или пожизненно.

Оформление участка в собственность является сложным процессом, где те или иные действия зависят от нахождения земли, разрешенного использования, региона, где он расположен. Но основными этапами в данном случае являются:

  • заключение соглашения с указанием срока и размера платежей;
  • оценка и сравнение цены кадастровой с рыночной;
  • решение о купле-продаже надела;
  • оформление соответствующего договора;
  • регистрация права собственности.

По договору купли-продажи участок переходит к арендатору. Договор заключается в соответствии с Гражданским кодексом (статьи 609 и 624). При оформлении соглашения обязательно должны присутствовать арендатор и арендодатель. Если же последний будет уклоняться, арендатор вправе обратиться с иском в судебную инстанцию. Тогда стоимость определяется по итогам экспертизы, которую проведет независимый оценщик.

Муниципальная земля может быть выкуплена в следующих случаях:

  • лицо имеет недвижимость на участке, взятом в аренду, при этом стоимость не может превышать ту, которая установлена по кадастру;
  • религиозные организации могут выкупать землю, на которой находятся здания религиозного назначения;
  • земли сельскохозяйственного назначения может выкупить арендатор через 3 года после того, как подписан договор аренды, и надел был использован надлежащим образом в течение всего времени аренды.

Порядок выкупа

Для осуществления выкупа лицо, которое арендует участок, направляет в местную администрацию следующие документы:

  • удостоверение личности;
  • заявление;
  • соглашение об аренде;
  • квитанцию с оплаченной госпошлиной.


1.1. Права аренды на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Основные правила и положения порядка оформления земельного участка в долгосрочную аренду дает Земельный кодекс Российской Федерации. Он декларирует право предоставления участков из земель государственной или муниципальной собственности в аренду для граждан и юридических лиц, причем, в отдельных случаях аренда на земельные участки может предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное пользование. Но для большинства моментов предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности физическим и юридическим лицам осуществляется за плату, хотя по закону не исключен вариант бесплатной аренды. Такие случаи бесплатной аренды должны быть предусмотрены Земельным Кодексом, федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.

Когда земельные участки государственной или муниципальной собственности предоставляются в аренду для их комплексного освоения в целях жилищного строительствам с подготовкой документации по планировке территории, выполнением работ по обустройству территории, строительством инженерных объектов и объектов жилищного строительства, если они предусмотрены видом разрешенного использования, земли, то такая аренда не требует предварительного согласования места размещения объекта. Вместе с тем права аренды на земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется посредством проведения аукционов в порядке, установленном Земельным Кодексом РФ. Здесь в полном объеме изложены также требования к арендаторам участков государственной или муниципальной собственности, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства. Арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, имеет исключительное право приобрести указанные участки в собственность. Естественно, что все случаи такого арендования земли предусматривают именно долгосрочную аренду.

Понятие долгосрочной аренды земельных участков государственной или муниципальной собственности определяется сроком в пять и более лет. При заключении такой аренды арендаторы их имеют право в пределах срока договора передавать свои права и обязанности на арендуемые земельные участки третьим лицам, в том числе такие права и обязанности, как арендные права передачи земельного участка в залог и внесения его в виде вклада в уставный капитал различных обществ. Такой участок может стать и паевым взносом в производственный кооператив в пределах срока договора без согласия его собственника, но с условием его уведомления, если договором аренды не предусматривает иной порядок. Ответственным по договору перед арендодателем становится новый арендатор, за исключением передачи арендных прав в залог, заключение нового договора аренды земельного участка не требуется независимо от срока договора аренды такого земельного участка. .

Также к новому арендатору переходят обязанности по выполнению требований, касающихся комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства. Невозможно изменение условий договора аренды земельного участка и ограничений прав его арендатора без согласия самого арендатора. Досрочное расторжение договора долгосрочной аренды земельного участка по требованию арендодателя возможно только при выявлении значительных нарушений договора арендатором и подтверждения этих фактов нарушения в судебном порядке.

1.2. Порядок оформления аренды земельного участка, принадлежащего государству.

Когда имеется возможность произвести аренду на земельные участки, возникает вопрос, как это осуществить практически, каков порядок оформления аренды земли. В подавляющем большинстве случаев на практике производится оформление земельного участка в долгосрочную аренду, который принадлежит государственным структурам. Потому в первую очередь людей интересует порядок оформления аренды земельного участка, принадлежащего государству.

Суть реализации прав аренды земельных участков предполагает в будущем возникновение новых объектов недвижимости. Когда арендатор получает на аукционе, право на аренду земельного участка, то вместе с ней они получают гарантированную законную возможность преобразования и застройки земельного участка. Участки могут предоставляться в долгосрочную аренду на платной основе, на основе бессрочной аренды и в безвозмездное срочное пользование. Существует два направления прав аренды на земельные участки для строительства на земле, находящейся в государственной собственности, по проведению строительных работ:
- возведение недвижимости без предварительного согласования мест размещения объектов;
- застройка земли с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Процедура предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов проводится исключительно на торгах или аукционах. Исключение составляют случаи, когда земельный участок, принадлежащий государству, находится в такой государственной собственности, которая предоставляется для строительства в границах застроенной территории и в отношении которой принято решение о развитии. Государственная земля может быть отдана в долгосрочную аренду без проведения торгов лицам, с которыми, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, заключен договор о развитии застроенной территории. Есть несколько вариантов приобретения возможности прав застройки земельного участка. Они определяются по выбору лиц, с которыми заключен договор о развитии застроенной территории, либо приобретение земли в собственность, либо сдача её в аренду. По законному порядку оформления аренды земельного участка, принадлежащего государству, размер арендной платы за его использование определяется в размере земельного налога, установленного законодательством РФ за земельный участок, соответственный по размерам и качеству.

Для второго случая, а именно, для предоставления земельных участков под строительство с предварительным согласованием мест размещения объектов, проводится сдача их в аренду различными способами для различных организаций. Так, для государственных и муниципальных учреждений и предприятий федерального уровня есть возможность получить права аренды на земельные участки в порядке постоянного (бессрочного) пользования, а для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения соответствующие общественные или религиозные организации получают землю в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Существует отдельный порядок оформления аренды земельного участка для лиц, имеющих на праве собственности недвижимость, расположенную на данном земельном участке. В этом случае такой земельный участок предоставляется в аренду вышеуказанным лицам без проведения торгов или аукциона, в размере, необходимом для обслуживания и нормального функционирования строений. Исчисление оплаты за использование земли, отданной в порядке оформления процедуры аренды на земельные участки, производится на основании ставок земельного налога. Существуют еще и единовременные, так называемые, стартовые земельные платежи, которые взимаются при продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В любом случае необходимо тщательно подходить ко всем аспектам оформления земельного участка в долгосрочную аренду, составить план проведения мероприятий по проведению процедуры аренды земли. Такую работу легко и быстро самому соискателю прав аренды выполнить довольно непросто, хотя бы это была и фирма со штатными юристами. Помощь специалистов, которые повседневно занимаются подобными вопросами оформления аренды на земельные участки, просто необходима. Эффект от их работы переоценить невозможно, солидные и уважаемые агентства недвижимости как нельзя лучше подойдут на эту роль.

1.3. Оформление земельного участка в аренду в Москве.

Для того, чтобы взять земельный участок в аренду в Москве, необходимо знать, что земли, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются в аренду физическим и юридическим лицам в соответствии с положениями Закона г. Москвы от “О землепользовании в городе Москве”. Процедура оформления земельного участка в аренду в Москве в общем случае может начаться с теми лицами, которые выиграли аукционные торги на право заключения договора аренды земельного участка. Победитель конкурса определяется в соответствии с условиями торгов, он получает право на заключение договора аренды земельного участка, который оформлен надлежащим образом и прошел в установленном порядке государственный кадастровый учет. Проведение аукционов на право заключения договора аренды земельных участков регламентировано соответствующим постановлением Правительства Москвы от “О дальнейшем развитии системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере капитального строительства на территории города Москвы”. Согласно этому документу, вся необходимая информация о проведении открытых земельных аукционов по долгосрочной аренде земли (в том числе и перечни земельных участков, по которым намечены торги) должна быть предоставлена участникам предварительно для ознакомления. Наиболее удобно ознакомиться с ней перед торгами за право оформления земельного участка в долгосрочную аренду по объектам аренды в Москве: городского уровня - на официальном сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике tender.mos.ru, окружного уровня – на сайтах префектур административных округов города Москвы. Соискателям долгосрочной аренды в Москве поможет в проработке возможности осуществления строительства объектов недвижимости предварительный адресный перечень земельных участков для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также предварительный адресный перечень земельных участков, по которым ведется разработка проектной документации на строительство объектов недвижимости для субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни приведены в Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 годы.

По длительности срока договора аренды земельного участка, он может быть самым различным. Фактически сроки устанавливаются по соглашению сторон в зависимости от желаемого использования земли, обременений и ограничений по использованию данного конкретного земельного участка, если данная процедура не противоречит выполнению Генерального плана развития города Москвы.

По умолчанию принимается, что использование земли в аренду в Москве разрешается арендаторам на платной основе. В денежной форме размер арендной платы, а также порядок оформления земельного участка в долгосрочную аренду по г. Москва, условия и сроки внесения арендных платежей за использование земельных участков государственной или муниципальной собственности устанавливаются по соответствующим постановлениям Правительства Москвы. Исчисляется размер ежегодной арендной платы за пользование землей в процентах от её кадастровой стоимости. Как и по всей Российской Федерации, при оформлении земельного участка в аренду в Москве размер арендной платы определяется с учетом разрешенного вида использования земельных участков, вида, осуществляемой на них, хозяйственной или иной деятельности. Особые условия аренды земельных участков в Москве предполагают установление дополнительных условий по оплате использования земельных участков, таковые условия установлены для решения социальных задач и задач развития города Москва.

На размер оплаты аренды в Москве влияют также положения Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”. В частности, в нем рассмотрены вопросы, касающиеся поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем предоставления им льгот по аренде земельных участков. В законе указано, что предоставление арендуемых земельных участков субъектам малого предпринимательства в аренду на новый срок (если не предусмотрено по условиям договора аренды право капитального строительства на земельном участке) производится без проведения аукционных торгов. В этом случае не берется даже оплата за право заключения договора аренды. Для таких субъектов предусмотрена максимально долгосрочная аренда, то есть при рассмотрении вопросов оформления земельных отношений с ними договоры аренды земельных участков должны заключаться городскими властями на максимально возможный срок пользования, исходя из долгосрочных планов развития и реконструкции города Москвы. Оформление земельного участка в аренду в Москве осуществляется Департаментом земельных ресурсов города Москвы, порядок его работы и перечень необходимой документации можно прочесть на сайте правительства Москвы, кроме того, такая информация всегда имеется в многочисленных агентствах недвижимости, которые помогут быстро и правильно оформить любой земельный участок в аренду в Москве.

1.4. На какой срок производится регистрация аренды земельного участка

Проведение процедуры регистрации аренды земельного участка проводится, если производится оформление земельного участка в аренду на срок более, чем 1 год. По закону договор аренды земельного участка имеет максимальный срок действия, этот срок не может превышать 49 лет. Если оформление земельного участка в долгосрочную аренду проведено на более длительный срок, то такой договор считается заключенным на срок 49 лет. Регистрация аренды земли, на которой расположен объект капитального строительства, имеет пределы по срокам от 25 до 49 лет. Уменьшить срок договора можно, но исключительно по обоюдному соглашению сторон. В случае оформления документов на землю для строений и сооружений, которые не являются объектами капитального строительства, допускается заключать договор аренды на срок не более 5 лет. Для земельных участков, расположенных в границах земель общего пользования аренда разрешена на срок не более одного года.

Если земельный участок передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения разного рода изыскательских работ, то срок такой передачи не может длиться более 1 года. До истечения срока аренды арендатор такого земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в прежнее состояние, пригодное для его использования. За основу берется первоначальное разрешенное использование земли. Если вследствие действий арендатора нанесен участку ущерб, то арендатор обязан возместить убытки, причиненные при проведении работ, далее выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить те обязанности, которые предписывает закон и договор аренды земельного участка. По своей длительности срок договора аренды земельного участка, он может быть самым разным, от минимального до максимально допустимого. Все сроки аренды устанавливаются по соглашению сторон в зависимости от пожеланий и возможностей использования земли с учетом обременений и ограничений по использованию данного конкретного земельного участка и планов развития данной местности. Закон об обороте земель предусматривает экономическое стимулирование арендаторов, если договор аренды земельного участка заключен на срок от 10 лет и более. Порядок стимулирования установлен бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Для таких субъектов предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса предусмотрено право заключения максимально долгосрочной аренды, то есть с ними договоры аренды земельных участков должны заключаться местными властями на максимально возможный срок аренды. Также в некоторых случаях закон предусматривает передачу земли в бессрочное и бесплатное пользование.

1.5. Плата за право на заключение договора аренды земельного участка.

До начала процедуры заключения договора аренды земельного участка необходимо произвести единовременные или стартовые земельные платежи, которые взимаются при продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Условия взимания такой платы определяются местными властями. Для таких случаев в договор аренды участка включается пункт, по которому арендатор приобретает право на совершение аренды только при условии внесения в полном объеме платы за право на заключение договора аренды. В большинстве случаев это касается юридических лиц, однако, и с них плата за право на заключение договора аренды земельного участка берется не во всех случаях. Так, не предусмотрена данная оплата при передаче в аренду земельных участков собственникам расположенных на них зданий и сооружений, не нужна она при продлении срока договора аренды земельного участка, если по окончании этого не предусмотрено проведение торгов по условиям договора. Также по решению государственного арендодателя возможно продление срока добросовестным арендаторам участков, находящихся в границах красных линий, если для него срок аренды установлен меньший, чем на соседние участки;

Расчет стоимости платы за право на заключение договора аренды земельного участка ведется по формуле расчета во всех случаях, как для участков, предоставляемых для целей осуществления строительства, так и для других. Сами составляющие формулы тоже могут рассчитываться отдельно, коэффициенты в них берутся самые разные в пределах расчетного максимума и минимума.

Итак, плата за право заключения договора аренды земельного участка рассчитывается в индивидуальном порядке по характеристикам каждого земельного участка и множества других составляющих. При заключении договора аренды земельного участка арендатору желательно участвовать в работе местных властей по её определению.

1.6. Необходимые документы для аренды земли частным лицом

Все документы для аренды земли частным лицом должны быть собраны и надлежаще оформлены. Их список включает само заявление на аренду земли на бланке установленного образца с указанием фамилии, имени и отчества, даты и места рождения, гражданства, пола, наименования и реквизитов личного паспорта, адреса постоянного места жительства или пребывания заявителя. К заявлению прилагаются: документ, по уплате государственной пошлины за оформление земли в аренду (копия и подлинник), квитанция об оплате пошлины за оформление прав на землю, подлинник паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Арендодатель представляет документ о государственной регистрации прав на земельные участки, кадастровый план земельного участка, удостоверенный органом по ведению государственного земельного кадастра. Сами документы на землю должны включать описание объекта, которое заверено организациями по учету земельных объектов. Договор аренды земельного участка предоставляется в 2-х подлинных экземплярах. Также необходим акт о выборе земельного участка с приложением его границ земельного участка и решение органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта. Оформление прав на землю по документам, принятым от заявителя в полном объеме, выполняется в течение от 2 до 4 недель.

1.7.Необходимые документы для аренды земли юридическими лицами

Документы для аренды земли юридическими лицами должны быть оформлены в соответствии с примерными перечнями документов, в которые входят:
- Заявление, составленное на бланке установленного образца, с указанием реквизитов заявителя, наименование предприятия, адреса постоянной регистрации юридического лица. Документы для оформления аренды земли подают все стороны договора.
- Документ об уплате государственной пошлины за оформление земли в виде платежного поручения с исполнением и его копии. Все юридические лица уплачивают государственную пошлину за оформление аренды земли только в безналичной форме со своих банковских счетов российских банков, по месту, где осуществляется оформление прав на землю.
- Копию свидетельства о государственной регистрации и копии учредительных документов, удостоверенные нотариусом.
- Доверенность представителя, которому поручена регистрация аренды земельного участка.
- Кадастровый план земельного участка, удостоверенный органом государственного земельного вместе с описанием объекта недвижимости.
- Договор аренды земельного участка в 2-х экземплярах-подлинниках.
- Предоставляются сведения об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка.
- Акт о выборе земельного участка с приложением границ.
- Решение органа исполнительной власти о предварительном согласовании места размещения объекта строительства на арендуемом земельном участке.
Для оформления документов аренды земли юридическими лицами возможно требование о предоставлении дополнительных документов, исходя из местных условий.

1.8.Плата и налоги за аренду земельного участка.

Плата за аренду земельного участка, её величина, условия и сроки внесения устанавливаются по договору аренды земельного участка. Для земельных участков государственной или муниципальной собственности порядок оплаты устанавливается Правительством РФ или органами местного самоуправления. Обычно порядок определения размера арендной платы для таких земель определяется в размере земельного налога, установленного федеральным законодательством за земельный участок, соответствующий по размерам и качеству.

Слагаемые платы за аренду земельного участка состоят из базовых ставок ежегодной арендной платы за государственные земли, но с учетом разделения ставок арендной оплаты в соответствии категориям земли и с учетом данных самих арендаторов. Еще берутся во внимание местные условия, исходя из приоритетных направлений развития экономики региона. По формуле базовая ставка арендной платы Бс для единицы площади по конкретной категории земель перемножается на зональный коэффициент Кт, учитывающий особенности и ценность зоны (определяется при проведении государственной кадастровой оценки земли), на поправочный коэффициент Кц по категориям арендаторов и видам целевого использования земельного участка и на площадь земельного участка S. Сумма годовой платы за аренду земельного участка

∑ = Бс x Кц x Кт x S

Если за три года от даты предоставления в аренду земельного участка государственной или муниципальной собственности для жилищного строительства (кроме земельных участков для индивидуального жилищного строительства) дом не введен в эксплуатацию, то арендная плата за такую землю устанавливается в двукратном размере. Для налогообложения, установления налога за аренду земельного участка используется в качестве базы кадастровая стоимость земельного участка.

1.9.Заключение договора долгосрочной аренды земельного участка.

Процедура заключения договора долгосрочной аренды земельного участка состоит по смыслу в том, что арендодатель обязуется предоставить арендатору землю в пределах установленных границ участка за плату во временное владение и пользование. Любой договор долгосрочной аренды земельного участка должен включать обязательные положения, которые гарантируют его правомочность и действенность. В качестве арендодателя может выступать только владелец земельного участка, никто другой не имеет право подписания такого договора аренды. Любой договор долгосрочной аренды земельного участка должен быть заключен в письменной форме, он также подлежит обязательной государственной регистрации. Бывают случаи, что в договоре аренды не указан срок, на который земельный участок передается во владение и пользование, тогда такой договор считается заключенным на неопределенное время и проведение его государственной регистрации не нужно. В случае, когда по договору аренды земельного участка предусматривается переход в будущем прав собственности на этот земельный участок к арендатору, договора долгосрочной аренды земельного участка пишутся в форме, предусмотренной для договора купли-продажи земельного участка. Тот арендатор, который заключил договор и оформил земельный участок в долгосрочную аренду, имеет право сдать землю в субаренду (поднаем) или передать свои права и обязанности по договору долгосрочной аренды земельного участка другому лицу, осуществить перенаем, без согласия арендодателя, но при условии, что последний будет об этом уведомлен. На этих же условиях арендатор может предоставить арендованное имущество в безвозмездное пользование, передать свои арендные права в залог или внести их в качестве вклада или паевого взноса в уставной капитал различных хозяйственных товариществ и обществ и производственных кооперативов.

Для физических лиц при заключении договора аренды земельного участка требуется нотариально удостоверенное согласие второго супруга на регистрацию сделки аренды, это условие действует как для потенциальных арендаторов, так и для арендодателей.

Размер оплаты за государственную регистрацию договора аренды земельного участка составляет 1 тыс. рублей для физических лиц и 15 тыс. рублей для юридического лица. Любая из сторон договора аренды земли может подать пакет документов на государственную регистрацию аренды земельного участка, но в большинстве случаев это делает сам арендатор. Если стороны обратятся к квалифицированным и проверенным специалистам по работе с земельной недвижимостью, то и заключение договора долгосрочной (или иной) аренды земельного участка пройдет очень быстро и правильно.

1.10. Регистрация договора аренды земельного участка

Для земельной недвижимости регистрация договора аренды земельного участка обязательна, если договор аренды земли заключен на срок более чем 1 года, только после регистрации такие договора вступают в законную силу, а именно, после внесения записи в Единый государственный реестр прав. Заявления на регистрацию договора аренды земельного участка подаются в территориальную приемную Управления Федеральной Регистрационной Службы (ФРС). Не требуется госрегистрация для бессрочных договоров аренды земельных участков. Особо следует отметить, что налоговые органы признают расходные суммы за аренду помещения только после государственной регистрации договора аренды. Государственная регистрация договора аренды земельного участка осуществляется на срок, указанный в договоре. Арендатор имеет право начать использование земли только после того, как завершится регистрация договора аренды. При расчете налоговых платежей учитывается только период с момента окончания процедуры регистрации договора аренды земельного участка. Размер оплаты за государственную регистрацию договора аренды земельного участка составляет 1000 рублей для физических лиц и 15000 рублей для юридического лица. Срок регистрации договора аренды земельного участка составляет 1 месяц со дня предоставления документов.

1.11. Каковы основания прекращения аренды земельного участка

Для досрочного расторжения договора долгосрочной аренды участка, который находится в государственной собственности или собственности муниципальных органов, если договор заключен на срок более 5-ти лет, по требованию арендодателя нужно решение суда. Проводиться такое прекращения аренды земельного участка может лишь при существенном нарушении пунктов договора аренды арендатором. В судебном порядке могут быть расторгнуты и договора аренды земельного участка других сроков действия, для которых законодательно возможно такое расторжение. Причинами прекращения аренды земельного участка по инициативе арендодателя могут быть нарушение целевого назначения участка по категории использования земли. Основаниями прекращения аренды земельного участка может также стать такое использование земли, которое приводит к существенному снижению её плодородия (для земель сельскохозяйственного назначения) или значительному ухудшению экологической обстановки. В этом случае закон делает лишь оговорку, что по вышеуказанному основанию прекращение аренды не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ и в некоторых других обстоятельствах, которые предусмотрены федеральным законом и постановлениями местных органов власти. Регистрация прекращения договора аренды занимает 1 месяц, пошлина за оказание услуги не взимается.

В целом оборот земельных участков по землям сельскохозяйственного назначения регулирует Закон об обороте земель. В нем установлены особенности аренды этих земельных участков. Так, например, иностранные граждане и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства, а также юридические лица, доля уставного капитала которых от иностранных граждан, юридических лиц, лиц без гражданства превышает 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве оформления земельного участка в аренду. Для них аренда земельного участка сельхозназначения является единственно возможным способом землепользования, поскольку возможности приобретения в собственность такого рода земли у них нет. Чтобы не было оснований прекращения аренды земельного участка арендаторам надо четко знать свои права и обязанности, следить за изменениями в законодательстве и, по возможности, чаще пользоваться квалифицированной юридической помощью специалистов по земельной недвижимости.

Определение договора аренды в российском законодательстве дано в ст. 606 ГК РФ . По данному договору арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (ст. 607 ГК РФ ).
Согласно Земельному кодексу аренда земли - это форма землевладения и землепользования, когда одна сторона предоставляет за определенную плату другой стороне земельный участок во временное пользование для ведения какого-либо хозяйства. Арендодателями земельных участков могут быть собственники участков (ст. 260 ГК РФ ), а при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, - уполномоченные государством органы.

Договор аренды земли

В Земельном кодексе аренде земельных участков посвящена ст. 22 , согласно которой земельные участки, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ (п. 2 ст. 22 ЗК РФ ). Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 11 ст. 22 ЗК РФ ).

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (п. 3 ст. 65 ЗК РФ ), размер которой является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков (п. 4 ст. 65 ЗК РФ ), а находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности - устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Земельный кодекс закрепил за арендатором земельного участка довольно широкие права по распоряжению им в период действия договора аренды (ст. 22 ЗК РФ ).

Арендатор земельного участка имеет право:

- передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу (в том числе отдать арендные права на земельный участок в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив) в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное). В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка (за исключением передачи арендных прав в залог). При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется (п. 5 ст. 22 ЗК РФ );

Передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное). На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ (п. 6 ст. 22 ЗК РФ ).

Особенности аренды земли, находящейся в госсобственности

Организация будет выступать арендатором земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в следующих случаях:

1. Если она имеет в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких участках.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона № 178-ФЗ собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо приобрести их, либо взять в аренду . По желанию собственника объекта недвижимости соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет. При этом договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Однако на практике многие предприятия не спешат с оформлением таких земельных участков и, обладая правом собственности на здания, земельные участки под ними имеющие на праве постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ юридические лица, имеющие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, обязаны переоформить это право на право аренды или приобрести их в собственность до 1 января 2010 года в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ . Кроме того, юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линейные объекты, на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2013 года.

2. Если организация берет в аренду землю для строительства.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию (п. 1 ст. 30 ЗК РФ ) без предварительного согласования мест размещения объектов (предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах - п. 2 ст. 30 ЗК РФ ) и с предварительным согласованием мест размещения объектов (предоставление земли осуществляется в аренду на срок строительства этих зданий, строений, сооружений - п. 3 ст. 30 ЗК РФ ).

Продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства в силу положений п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ осуществляется на аукционах. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства рассмотрены в ст. 38.1 , 38.2 ЗК РФ . Порядок проведения аукционов определен Правилами , утвержденными Постановлением Правительства РФ № 808 . По результатам торгов, на которые выставляется право на аренду земельного участка, составляется протокол, являющийся основанием для заключения договора аренды с победителем конкурса (аукциона). Договор подлежит оформлению в течение пяти дней после подписания протокола (п. 26 Правил ).

В соответствии с п. 9 ст. 22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право (если иное не установлено федеральными законами) передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу (в том числе права и обязанности, указанные в п. 5 и 6 ст. 22 ЗК РФ ):

В пределах срока договора аренды земельного участка;

Без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не допускаются: изменение условий договора аренды без согласия арендатора и ограничение установленных договором прав арендатора. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Расходы по аренде в налоговом учете

Арендная плата

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Это общее правило, и, например, при аренде земельных участков, на которых расположены здания, принадлежащие налогоплательщику на праве собственности, вопросов с отнесением арендной платы к прочим расходам не возникает.

Если же организация берет в аренду земельный участок под застройку , то для целей налогового учета арендная плата за землю относится к прочим расходам не в полной сумме. Расходы по арендной плате за земельный участок в части, используемой под строительство, формируют первоначальную стоимость основного средства пропорционально доле занимаемой площади участка. Такое мнение неоднократно высказывал Минфин в письмах от 11.08.2008 № 03-03-06/1/452 , от 04.07.2008 № 03-03-06/1/384 , от 29.03.2007 № 03-03-06/1/193 , аргументируя свою позицию тем, что согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, и поэтому арендная плата за участок во время его застройки должна включаться в первоначальную стоимость объекта основных средств и в дальнейшем списываться уже через амортизацию. Согласились с Минфином и судьи ФАС СЗО (постановления от 24.06.2008 № А56-26195/2007 , от 14.01.2008 № А56-4910/2007 ).

Теперь перейдем к налогу на добавленную стоимость. Если арендодателем земельного участка выступает организация - плательщик НДС, то арендатор в обычном порядке получит счет-фактуру, зарегистрирует ее в книге покупок и при соблюдении всех условий примет НДС к вычету.

Если арендуемый земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, то арендаторам нужно иметь в виду следующее. При предоставлении в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления арендаторы указанного имущества признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 161 НК РФ ). Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Вместе с тем следует учитывать, что на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами). Таким образом, арендная плата за право пользования земельным участком, взимаемая уполномоченными на это органами, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость на основании данной нормы НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 27.03.2007 № 19-11/28227 ). Ранее аналогичное мнение высказывал и Минфин (Письмо от 30.10.2006 № 03-04-15/198 ): оснований для обложения налогом на добавленную стоимость с 1 января 2006 года арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не имеется. При внесении арендной платы за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, счет-фактура выписывается налоговым агентом (арендатором) с пометкой «без налога» с соответствующей регистрацией в книге покупок и книге продаж.

Обратите внимание : освобождение от обложения НДС в соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ применяется только в отношении арендной платы за пользование земельными участками, взимаемой органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Если организация сдает земельный участок в субаренду, то это будет являться операцией по предоставлению платных услуг третьим лицам, которая облагается НДС в общеустановленном порядке, так как в данном случае организация не является уполномоченным органом.

Расходы на приобретение права на заключение договора аренды

Право на заключение договора аренды земельного участка, как правило, приобретается в результате торгов (конкурсов, аукционов). Расходы на приобретение такого права принимаются для целей налогообложения (п. 2 ст. 264.1 НК РФ ) при условии заключения договора аренды.

В отличие от расходов на приобретение земельных участков в собственность, данные расходы признаются при аренде земельных участков, находящихся не только в государственной и муниципальной, но и в частной собственности. Кроме того, нет ограничения по дате заключения договора, а также признание расходов не ставится в зависимость от вида строительства, которое будет осуществляться (капитальное или жилищное).

Для целей исчисления налога на прибыль порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки изложен в пп. 1 п. 3 ст. 264.1 НК РФ . Он аналогичен порядку учета расходов на их покупку. То есть предлагаются те же два варианта, один из которых следует закрепить в приказе об учетной политике.

Вариант 1. Сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет. Соответственно, конкретный срок должен быть закреплен в приказе об учетной политике.

Вариант 2. Сумма расходов на приобретение права на земельные участки признается расходами отчетного (налогового) периода в размере, не превышающем 30% налоговой базы предыдущего налогового периода, до полного признания всей суммы указанных расходов. Конкретный размер процентов, который будет применяться при расчете предельных размеров расходов, следует закрепить в приказе об учетной политике. При этом налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов указанного налогового периода на приобретение права на земельные участки.

Что касается налога на добавленную стоимость, то предоставление права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не подлежит налогообложению на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ (сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав).

Пример 1.

ООО «Союз» приобрело на аукционе право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, за 8 400 000 руб. Договор заключен 1 октября 2008 г. сроком на 7 лет. В этом же месяце поданы документы на регистрацию договора аренды.

Вариант 1. В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения расходы на приобретение права на земельные участки учитываются равномерно в течение пяти лет.

Вариант 2. В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения расходы на приобретение права на земельные участки учитываются в размере 30% налоговой базы предыдущего налогового периода. Налоговая база ООО «Союз» составила: за 2007 г. - 10 500 000 руб., за 2008 г. - 15 000 000 руб.

Вариант 1. Сумма расходов, ежемесячно учитываемых при расчете налога на прибыль, начиная с октября 2008 года составит 100 000 руб. (8 400 000 руб. / 7 лет / 12 мес.).

Вариант 2. Расходы, которые будут учтены при исчислении налога на прибыль:

В 2008 году:30% налоговой базы 2007 года составят 3 150 000 руб. (10 500 000 руб. х 30%), именно эта сумма и будет списана на «земельные» расходы в 2008 году;

В 2009 году: 30% налоговой базы 2008 года (без учета суммы расходов этого же периода на приобретение права на земельные участки) составят 5 445 000 руб. ((15 000 000 + 3 150 000) х 30%). То есть «земельные» расходы в 2009 году можно списать в размере 5 250 000 руб. (8 400 000 - 3 150 000).

Таким образом, ООО «Союз» расходы на приобретение земельного участка учтет полностью в течение двух налоговых периодов. При этом в ст. 264.1 НК РФ не установлено требование о равномерном признании земельных расходов при втором способе их списания, поэтому можно сделать вывод о том, что они могут быть учтены по итогам первого же отчетного периода, то есть в январе 2009 года.

В данном примере второй вариант списания расходов оказался для налогоплательщика более выгодным. Однако здесь мы взяли годовую прибыль, превышающую стоимость приобретаемого права на заключение договора аренды. Если бы у предприятия были другие исходные данные (годовая прибыль гораздо меньше стоимости приобретаемого права), то выгоднее был бы первый вариант.

В случае приобретения организацией двух земельных участков, одного на правах аренды, а другого - в собственность, предельный размер расходов, признаваемых в целях налогообложения в отчетном (налоговом) периоде, определяется отдельно в отношении суммы расходов на приобретение права на земельный участок и права на заключение договора аренды. При этом если организация выберет второй вариант списания расходов, то, как указано в Письме Минфина России от 27.06.2007 № 03-03-06/1/425 , для расчета предельных размеров расходов налоговая база предыдущего налогового периода определяется без учета суммы расходов на приобретение права на земельные участки и права на заключение договора аренды.

При учете данных расходов следует иметь в виду, что речь идет о праве на заключение договора , иными словами, покупается право на аренду земельного участка, которое не следует путать с арендной платой. Например, в вышеупомянутом Письме Минфина России от 11.08.2008 № 03-03-06/1/452 рассматривался вопрос о включении в первоначальную стоимость строящегося здания арендных платежей , уплаченных до момента завершения строительства. Что касается стоимости права на заключение договора аренды, то в минфиновском письме отмечается: в отношении сделки, заключенной до 1 января 2007 года, расходы по оплате стоимости права на заключение договора долгосрочной аренды земельного участка подлежат включению в первоначальную стоимость объекта основных средств. Начиная с 1 января 2007 года расходы на приобретение права на земельные участки учитываются в соответствии с положениями ст. 264.1 НК РФ .

Как отмечалось выше, право на заключение договора аренды земли приобретается в основном на торгах (конкурсах, аукционах). Однако такое право может приобретаться и в иных случаях, которые были рассмотрены, например, в недавних письмах Минфина (от 08.10.2008 № 03-03-06/1/568 , от 13.10.2008 № 03-03-06/2/142 ). Организации заключили договоры аренды до вступления в действие ст. 264.1 НК РФ , то есть до 1 января 2007 года. Основанием для их заключения являлось то, что на земельных участках располагались здания, принадлежащие организациям на правах собственности. В 2007 - 2008 годах были приняты решения о сносе зданий и строительстве на их месте новых. Таким образом, меняется назначение использования земельного участка, что ведет к необходимости внесения соответствующих изменений в действующий договор аренды или заключения нового договора. В связи с этим правительством субъекта РФ ставится условие оплаты права на заключение договора аренды.

Из вопроса, который рассматривался в Письме № 03-03-06/1/568 , следует, что в 2008 году к договору аренды составлено дополнительное соглашение с указанием, что право аренды земельного участка выкуплено, но еще не оформлено и подлежит государственной регистрации. На вопрос организации: с какого момента можно учитывать расходы на приобретение права на заключение договора аренды земли, если сам договор уже заключен в 2001 году на 49 лет, чиновники ограничились перечислением норм, изложенных в ст. 264.1 НК РФ .

Автора же в данном случае заинтересовал другой момент - будет ли считаться заключение дополнительного соглашения к договору аренды условием для признания данных расходов. Ведь договор и дополнительное соглашение - понятия не тождественные,о чем свидетельствует и арбитражная практика. Например, ФАС УО в Постановлении от 20.03.2006 № Ф09-963/06-С6 указал, что дополнительное соглашение к ранее зарегистрированному договору аренды недвижимого имущества, которое изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, является неотъемлемой частью договора аренды, оно изменяет содержание и условия обременения вещных прав арендодателя, но не влечет изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него. А ФАС СЗО отметил, что дополнительное соглашение не является самостоятельным основанием возникновения права аренды (Постановление от 09.06.2006 № А05-17873/2005-24 ). Поэтому, по мнению автора, налоговые инспекторы, буквально прочитав п. 2 данной статьи, где речь идет о заключении договора , а не дополнительного соглашения к нему, не примут в расходы приобретение права на заключение договора.

В Письме № 03-03-06/2/142 рассматривалась аналогичная ситуация (на арендованном ранее участке стояло здание, принадлежащее арендатору на праве собственности, которое он решил снести и построить новое). Однако отношения с собственником земли были переоформлены не путем составления дополнительного соглашения, а заключением нового договора аренды. Минфин в письме делает вывод, что предполагаемые работы по сносу старого здания и строительство нового административного здания не влияют на порядок учета расходов, связанных с приобретением права на заключение договора аренды земельного участка,важен факт обязательности в последующем заключения договора аренды .

На примере сравнения двух похожих, но по-разному оформленных ситуаций видно, как тщательно нужно продумывать все тонкости сделки, чтобы минимизировать налоговые риски.

Государственная регистрация договора аренды

В соответствии с п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом № 122-ФЗ .При этом договор аренды земельного участка считается заключенным с момента его государственной регистрации.

В соответствии с п. 2 ст. 264.1 НК РФ одним из оснований признания расходов на приобретение права на заключение договора аренды земельного участка является фактическое заключение договора аренды. При этом расходы относительно участка, подлежащего государственной регистрации, подлежат включению в состав прочих с момента документально подтвержденного факта подачи договора аренды на государственную регистрацию (пп. 2 п. 3 ип. 4 ст. 264.1 НК РФ ). В целях ст. 264.1 НК РФ под таким подтверждением понимается расписка в получении соответствующих документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обратите внимание : в случае отказа органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в государственной регистрации договора аренды и, соответственно, невозможности заключения договора аренды у налогоплательщика отсутствуют правовые основания для учета таких расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 29.04.2008 № 03-03-06/1/298 ). При этом может сложиться ситуация, когда отчетный период, в котором была получена расписка, и отчетный период, в котором организации было отказано в такой регистрации, не совпадают.В этом случае, по мнению чиновников, в соответствии со ст. 54 НК РФ налогоплательщик должен пересчитать налоговые обязательства за прошлый налоговый (отчетный) период и подать уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ .

Согласно п. 2 ст. 264.1 НК РФ если договор аренды земельного участка в соответствии с законодательством РФ не подлежит государственной регистрации (а это относится к договорам, заключенным на срок менее года, - п. 2 ст. 26 ЗК РФ ), то расходы на приобретение права на заключение такого договора аренды признаются равномерно в течение срока действия этого договора аренды.

Если по договорам аренды, подлежащим государственной регистрации, расходы включаются в состав прочих с момента подачи договора аренды на регистрацию, то возникает вопрос: с какого же момента в состав расходов включаются затраты по приобретению права на земельный участок, если соответствующее право не подлежит государственной регистрации? Очевидно, что такие затраты включаются в состав прочих с момента вступления в силу договора аренды.

Передача прав третьему лицу

Передача права на заключение договора аренды

Случается, что на практике организация, выиграв на аукционе право на заключение договора аренды, по каким-либо причинам передает его третьему лицу. Что здесь надо иметь в виду?

Во-первых, следует разграничивать «право на заключение договора аренды» и «арендные права». Термин «арендные права» встречается и в ЗК РФ (ст. 22 ), и в ГК РФ (ст. 615 , 631 ). Из содержания названных статей можно сделать вывод, что под арендными правами понимаются права арендатора, вытекающие из договора аренды. То есть передача арендных прав арендатором осуществляется в рамках уже заключенного договора, тогда как передача права на заключение договора аренды может происходить только до момента заключения договора с арендодателем.

Во-вторых, как уже отмечалось выше предоставление права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не подлежит налогообложению на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ .Указанное освобождениеот обложения НДС применяется только в случае, когда плата за приобретение данного права взимается органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Если организация передает права на заключение договора аренды земельного участка третьему лицу, то возникает объект обложения НДС. В соответствии с п. 5 ст. 155 НК РФ налоговая база по НДС определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 154 НК РФ , а именно исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ , без включения в них НДС.

В-третьих, в соответствии с п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ . Согласно данной норме в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине присутствия на нем менее двух участников, единственный участник аукциона не позднее чем через 10 дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене предмета аукциона. В таком случае организация-участник не может передать право на заключение договора аренды другому лицу, так как из-за признания аукциона несостоявшимся ввиду наличия одной заявки организации договор аренды земельного участка мог быть заключен только с ней. По данному вопросу высказался недавно Президиум ВАС (Постановление от 24.06.2008 № 3351/08 ): соглашение об уступке предприятием права на заключение договора аренды земельного участка третьему лицу направлено на получение последним этого права вне аукциона, что противоречит нормам земельного законодательства, поэтому в силу ст. 168 ГК РФ является ничтожным. Данное соглашение не порождает юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с его недействительностью (п. 1 ст. 167 ГК РФ ).

Передача арендных прав

Рассмотрим ситуацию, когда организация, выиграв торги и заключив договор аренды, через какое-то время захочет передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в соответствии с п. 5 , 6 , 9 ст. 22 ЗК РФ .

Пример 2.

ООО «Меркурий» приобрело на аукционе право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, за 16 800 000 руб. сроком на 7 лет с 1 июля 2007 г.

В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского и налогового учета эти расходы учитываются равномерно в течение 7 лет и сумма ежемесячно учитываемых расходов составит 200 000 руб. (16 800 000 руб. / 7 лет / 12 мес.).

В октябре 2008 г. организация передала свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу в пределах срока договора аренды земельного участка за 16 520 000 руб. (в том числе НДС 18% - 2 520 000 руб.).

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

Дебет

Кредит

Сумма,
руб.

Июль 2007 г.

Отражено приобретение права на заключение договора аренды
Перечислены денежные средства в оплату права на заключение договора аренды

Ежемесячно с июля 2007 г. по сентябрь 2008 г.

Списывается соответствующая часть расходов будущих периодов

Октябрь 2008 г.

Признан прочий доход по сделке перенайма
Начислен НДС
(16 520 000 руб. / 118 x 18)
Признан прочий расход по сделке перенайма
(16 800 000 руб. - 200 000 руб. x 15 мес.)
<*> Объектом налогообложения признается передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ ). Особенности определения налоговой базы по НДС при передаче арендных прав установлены в п. 5 ст. 155 НК РФ , который в свою очередь ссылается на ст. 154 НК РФ . Пункт 1 ст. 154 НК РФ гласит, что налоговая база определяется как стоимость товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ , без включения в них налога (НДС). Моментом определения налоговой базы является день передачи имущественных прав (п. 8 ст. 167 НК РФ ).

В соответствии с п. 1 ст. 248 , п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации имущественных прав (в том числе арендных прав) для целей исчисления налога на прибыль признается доходом от реализации. В нашем примере доход будет равен 14 000 000 руб. (16 520 000 - 2 520 000).

К моменту передачи имущественного права в расходах было учтено 3 000 000 руб. (200 000 руб. х 15 мес.). Таким образом, невозмещенные затраты составят 13 800 000 руб. (16 800 000 - 3 000 000).

В статье 264.1 НК РФ особенности реализации арендных прав на земельный участок, в отличие от реализации самих земельных участков, не установлены. Зато в п. 2.1 ст. 268 НК РФ говорится, что при реализации имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией. Поэтому в рассматриваемом примере стоимость права на заключение договора аренды можно рассматривать как расходы, связанные с приобретением арендных прав (соответственно, в части, оставшейся не учтенной в составе расходов на момент перенайма, - 13 800 000 руб.).

1] За исключением резидентов особых экономических зон - арендаторов земельных участков. Особенности предоставления земельных участков, расположенных в границах ОЭЗ, и порядок пользования такими земельными участками установлены гл. 7 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

Доведено до нижестоящих органов Письмом ФНС России от 30.11.2006 № ШТ-6-03/1157@.

Отсутствие счета-фактуры в данном случае может быть расценено контролерами как грубое нарушение правил учета в соответствии со ст. 120 НК РФ, что повлечет наложение штрафа от 5 000 до 15 000 руб. В то же время ни один нормативный документ напрямую не обязывает налоговых агентов самостоятельно выписывать себе какие-либо счета-фактуры (дополнительно см. статью С. Н. Зайцевой «Аренда госимущества: что нужно знать бухгалтеру?», № 17, 2008).

Аренда земли – обширный раздел Земельного кодекса (ЗК) РФ. Кроме того, особенности оформления сделок по сдаче/съему участков регулируются, также, Гражданским кодексом (ГК) и некоторыми федеральными законами. Имеет свои особенности этот процесс и в разных субъектах страны.

У >аренды земельного участка под ИЖС у администрации есть свои нюансы. Земли под индивидуальное жилое строительство, чаще всего, проходят через этап торгов. Чтобы инициировать конкурс, Вы должны выяснить все характеристики участка и позаботиться о присвоении ему кадастрового номера. Тогда администрация вынесет его на обозрение общественности. Если конкуренты не откликнуться, договор аренды муниципального земельного участка заключат с Вами. В противном случае, придется торговаться.

Чтобы принять участие в аукционе, физическое лицо должно представить такие документы:

  • Заявление на участие, составленное по предложенному образцу. В нем Вам придется указать реквизиты счета, на который, в случае проигрыша, вернется Ваш задаток;
  • Паспорт;
  • Квитанция как подтверждение внесения задатка.

Юрлица

Для участия в аукционе представители предприятия также пишут заявление с реквизитами и предъявляют квитанцию. Кроме того, они должны представить сведения о своей компании. Если лицо или предприятие не зарегистрировано в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, к торгам его не допустят.

Без торгов получить землю от муниципалитета могут предприниматели, согласовавшие размещение объектов на выбранной территории со всеми заинтересованными инстанциями. Государство может выдать право на аренду без торгов и согласования тем предприятиям, которые берутся за развитие этой территории.

Напоследок мы расскажем о НДС при аренде земельного участка в муниципальной собственности.

Налог на добавленную стоимость

Когда участок сдается в аренду муниципальной или государственной организацией, арендная плата за него не облагается НДС. Если же присутствует факт , то НДС начисляется, поскольку субарендатор снимает землю уже не у государства, а у частного лица.

Трудности возникают и при аренде участка индивидуальными предпринимателями (ИП) и организациями. Беря в аренду земельный участок, находящийся в государственной собственности, НДС они платить не должны, но в то же время, на них возлагаются обязанности налоговых агентов, то есть лиц, ответственных за взимание налогов с арендодателя. При расчетах этих налогов во внимание берется не только получаемая государством или муниципалитетом арендная плата, но и НДС на нее.

В силу такого положения, арендатор обязан выполнять два действия:

  • Оформлять счет-фактуру. Предприниматель выписывает этот счет в одном варианте, ставит пометку «без налога» и регистрирует этот документ в книгах продаж и покупок;
  • Сдавать вовремя декларации об НДС. В ней обязательно нужно заполнять раздел 7, посвященный операциям, не облагающимся налогом. Подается декларация не позже 20 числа каждого месяца.

За невыполнение этих условий на ИП налагается штраф.

Итак, процедура аренды земли требует внимания от начала и до конца. Соблюдая все предписания, и внимательно изучив договор, Вы сможете избежать казусов и неприятностей.