Специальным способом приобретения права муниципальной собственности является. Специальные способы приобретения права государственной собственности

  • Обычаи делового оборота
  • Подзаконные нормативные акты
  • 6.Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве, по кругу лиц.
  • 7. Гражданские правоотношения: понятие, структура,основания возникновения, изменение и прекращение. Классификация правоотношений.
  • 8. Правосубъектность: понятие и элементы. Общая характеристика правосубъектности гражданских лиц, юридических лиц и публичных образований. Средства индивидуализации гражданина и юр. Лица.
  • 9. Правоспособность и дееспособность граждан. Неполная дееспособность. Основания и порядок ограничения правоспособности и дееспособности. Признание лица недееспособным.
  • 12.Специальный гражданско-правовой статус гражданина-потребителя и гражданина-предпринимателя
  • 14.Образование юридического лица: понятие, способы, процедура. Значение лицензирования деятельности юридических лиц.
  • 15.Прекращение юридических лиц: понятие, основания, способы, процедура
  • 16. Банкротство юридических лиц.
  • 17.Классификация юридических лиц в гражданском праве
  • 18.Гражданско-правовой статус хозяйственного товарищества.
  • 19. Гражданско-правовой статус акционерного общества.
  • 20. Гражданско-Правовой статус общества с ограниченной ответственностью.
  • 21. Гражданско-правовой статус производственного кооператива.
  • 22. Гражданско-правовой статус унитарных предприятий
  • 23. Правовой статус некоммерческих организаций
  • 24. Гражданско-Правовой статус учреждений
  • 25. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как участники гражданских правоотношений
  • 26. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений
  • 27.Вещи: понятие и классификация
  • 28. Имущественные права и действия бездействия как объекты гражданских прав.
  • 29. Деньги и валютные ценности. Особенности их правового режима.
  • 30. Понятие и виды ценных бумаг.
  • 31.Нематериальные блага: понятие и классификация
  • 32. Юридический факт и юридический состав: понятие и виды
  • 33. Понятие признаки, условия действительности и формы сделок. Виды сделок.
  • 1. В зависимости от количества лиц, выражения воли которых необходимо и достаточно для совершения сделки
  • 2. В зависимости от момента, когда сделка считается совершенной
  • 34. Недействительность сделки: понятие и виды. Признаки и виды недействительности сделки. Последствия заключения и исполнения недействительных сделок. Санкция недейсвительной сделки.
  • 35. Осуществление субъективного гражданского права и исполнение субъективной гражданской обязанности: понятие способы и пределы.
  • 36. Представительство: понятие, значение и виды.
  • 37. Гражданско-правовая защита: формы и способы
  • 38. Гражданско- правовая ответственность: понятие виды и их соотношение.
  • 39. Сроки: понятие и способы
  • 40. Исковая давность: понятие, виды, применение, исчисление приостановление, перерыв, восстановление
  • 41. Понятие, признаки и виды вещных прав
  • 42. Понятие права собственности в объективном и субъективном смысле и его содержание. Ограничение прав собственника.
  • 43. Основания возникновения права собственности и способы приобретения права собственности
  • 44. Основания прекращения права собственности и перехода права собственности
  • 45. Право собственности физ лиц
  • 46. Право собственности юридических лиц
  • 47. Право государственной собственности
  • 48. Право муниципальной собственности
  • 49. Приватизация государственного и муниципального имущества
  • 50. Право общей долевой собственности.
  • 51. Право общей совместной собственности
  • 52. Вещные права на земельный участок и жилое помещение
  • 53. Право хозяйственного ведения
  • 54. Право оперативного управления
  • 55. Защита права собственности. Понятие и способы. Владельческая защита.
  • 56. Понятие и основные категории наследственного права.
  • 57. Наследование по завещанию
  • 58. Наследование по закону.
  • 59. Принятие наследства. Отказ от принятия наследства.
  • 48. Право муниципальной собственности

    Муниципальная собственность (наряду с государственной) – публичная собственность (ее субъекты – публично-правовые образования). Преимущество муниципальной собственности перед государственной (владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления в соответствии с волей и интересами населения). в качестве субъекта муниципальной собственности ученые называют: 1) население, проживающее на территории муниципального образования 2) муниципальное образование От имени субъекта муниципальной собственности управление имуществом осуществляется органом местного самоуправления общей компетенции (представительные, исполнительные органы – Дума г. Кирова, администрация г. Кирова) и органы специальной компетенции (комитет (управление) по управлению муниципальной имуществом г. Кирова). Муниципальная собственность – экономическая основа местного самоуправления (право и действительная способность самостоятельного решение населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций). Управление муниципальной собственностью (осуществляется через представительные (выборные) органы) (не исключено участие в управлении муниципальной собственностью иных органов местного самоуправления). Объекты права муниципальной собственности: основы выделения муниципального имущества заложены в Постановлении Верховного Совета РСФСР №3020-1. Муниципальная собственность на 2 группы: 1) имущество распределенное – имущество, переданное муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения и имущество, переданное в оперативное управление муниципальным учреждениям. 2) имущество нераспределенное или средства муниципальной казны. Наличие объектов, составляющих исключительную муниципальную собственность (муниципальные учреждения образования, культуры, спорта). Специфика муниципальной собственности (ее объекты носят целевой характер (предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения)). Возникновение права муниципальной собственности: 1) уплата налогов и штрафов. 2) денежные средства, поступающие при приватизации. 3) поступление от пользователей природными ресурсами, природными объектами. 4) передача имущества из собственности РФ, субъектов РФ в муниципальную собственность. 5) финансовые средства, переданные РФ муниципальным образованиям для реализации отдельных государственных полномочий. 6) создание новой вещи 7) переработка 8) самовольная постройка 9) приобретение права собственности на движимое и недвижимое бесхозяйное имущество 10) приобретение права собственности на движимое и недвижимое имущество в порядке приобретательной давности + клад 11) по сделкам, связанных с отчуждением имущества 12) в порядке наследования по завещанию, либо по закону вымороченное имущество, в частности жилые помещения 13) обращение взыскания на имущество в интересах муниципального образования 14) выкуп земельных участков для муниципальных нужд 15) получение части прибыли муниципального унитарного предприятия 16) в результате использования имущества по договорам аренды, доверительного управления имуществом Муниципальное имущество подлежит пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности (ведут комитеты по управлению муниципальным имуществом). Органы местного самоуправления: 1) Имеют право (осуществляя права собственника в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности) (передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам; сдавать в аренду; отчуждать в установленном порядке; совершать иные сделки). 2) Вправе создавать предприятия, учреждения для хозяйственной и иной деятельности (определять их цели, условия, порядок деятельности; координировать их участие в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; не могут ограничивать их хозяйственную деятельность). 3) Самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов (органы государственной власти гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов и самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов). Прекращение права муниципальной собственности: Прекращается право муниципальной собственности в порядке приватизации. (порядок и условия определяются населением непосредственно или органами местного управления самостоятельно) (доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет).

    > Первоначальные и производные, общие и специальные основания приобретения права собственности

    Первоначальные основания приобретения права собственности.

    Универсальной первоначальной основанием приобретения права собственности можно назвать завладения, поскольку право собственности на вещь приобретается тем лицом, у которого фактически находится вещь, если ее владения не оспорено другим лицом, которой приходится ее право на вещь. Для приобретения права собственности факт завладения лицом определенной вещью может быть достаточным сам по себе (безусловное овладение), например, вследствие присвоение общедоступных даров природы или обретение права собственности на подвижную вещь, от которой собственник отказался. В других случаях необходимо соблюдение определенных условий {условное завладение), определенных законом, например, при нахождении вещи, отыскании клада, выявлении бесхозяйной вещи и тому подобное.

    Завладение может осуществляться через присвоение общедоступных даров природы (ст. 333 ГК), движимых вещей, от которых собственник отказался (ст. 336 ГК), имущества по приобретательной давности (ст. 344 ГК) и тому подобное. Похожими способами, когда определенные вещи попадают в фактическое владение лица с возможностью их дальнейшего присвоения, является приобретение права собственности на находку (статьи 337, 338 ГК), безнадзорное домашнее животное (статьи 340-342 ГК), на клад (ст. 343 ГК). Характерным для этих случаев завладения является то, что имущество попало к лицу случайно и поэтому она знает, что не имеет права собственности на него. Если это лицо действует правомерно с соблюдением определенных условий, предусмотренных законом, владения при наличии определенных юридических фактов превращается в право собственности.

    Право собственности может приобретаться путем присвоение общедоступных даров природы. Речь идет именно о общедоступные дары природы, право на присвоение которых имеют, по общему правилу, все или только определенные субъекты. Например, лов рыбы или сбор растений может происходить в соответствии с законом, местного обычая или общего разрешения собственника земельного участка. Указанное вытекает из права граждан для удовлетворения своих потребностей, пользоваться объектами права государственной и коммунальной собственности в соответствии с законом, что предусмотрено ст. 41 Конституции. При этом следует руководствоваться нормами законов "Об охране окружающей природной среды", "О природно-заповедном фонде Украины"1, "Об охотничьем хозяйстве и охоте"2, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и животного мира и другим специальным законодательством. Согласно статьям 8-10 Закона "О растительном мире"3 физические лица могут собирать лекарственное и техническое сырье, цветы, ягоды, плоды, грибы и другие пищевые продукты для удовлетворения собственных потребностей. В случае нахождения земельного участка в частной собственности осуществление лова рыбы, охоты и т. п требует разрешения собственника соответствующего земельного участка.

    Обретение права собственности на подвижную вещь, от которой собственник отказался, осуществляется в соответствии с ст. 336 ГК.

    Согласно указанной нормы лицо, которое завладело подвижной вещью, от которой собственник отказался, приобретает право собственности на эту вещь с момента завладения ею. Исходя из этих положений, таким образом право собственности можно приобрести только на движимую вещь. Состояние, в котором найдено это дело, должен доказывать тот факт, что от нее отказались, в чем не должно быть сомнений. При этом следует исходить из положений ст. 347 ГК, согласно которой отказ от права собственности происходит путем заявления об этом или совершения других действий, свидетельствующих об отказе. При таких обстоятельствах право собственности заинтересованного лица на вещь возникает автоматически с завладением ею (когда вещь попала в непосредственное владение лица).

    Приобретение права собственности на находку у лица, нашедшего чужую вещь, может иметь место при определенных условиях.

    Это, в частности, осуществление немедленного оповещения о находке лицу, которое ЕЕ потеряло, или собственника вещи, и возврата найденной вещи лицу или лицу, которое представляет владельца помещения или транспортного средства, если вещь найдена в помещении или транспортном средстве. В последнем случае лицо, которому передана находка, приобретает права и обязанности лица, которое нашло утерянную вещь. Если собственник вещи или лицо, которому следует передать вещь, неизвестны, необходимо заявить о находке милиции или соответствующему органу местного самоуправления. Для возможности приобретения в дальнейшем права собственности на утерянную вещь учитываются определенные правила, а личность, которая ее нашла, должна придерживаться определенных требований. Ими, в частности, являются: а) открытое удержания вещи; б) истечение шестимесячного срока с момента заявленным о находке; в) неустановление собственника или другого лица, которое имеет право требовать возвращения утерянной вещи; г) собственник или другое лицо, которое имеет право требовать возвращения утерянной вещи, не заявили о своем праве на вещь лицу, которое нашло утерянную вещь, или органа милиции или соответствующему органу местного самоуправления.

    Приобретение права собственности на безнадзорное домашнее животное (ст. 340 ГК) осуществляется при таких условиях:

    а) задержания лицом домашнего безнадзорного животного; б) немедленное уведомление об этом владельца и возврата ему животного. Если владелец неизвестен - в трехдневный срок заявить об этом в милицию или орган местного самоуправления, принимает меры для розыска владельца; в) истечение шестимесячного срока (для рабочего или крупного рогатого скота) или двух месяцев (для других животных). Учету подлежат и такие обстоятельства, как невозможность установить личность владельца или другого лица, которое имеет право требовать возврата животных, а также то, что собственник или другое лицо, которое имеет право требовать возврата животных, не заявили о своем праве на них.

    Право собственности на безнадзорное домашнее животное могут приобрести следующие субъекты: лицо, которая ее задержала (при условии соблюдения вышеуказанных требований); лицо, у которого она была на содержании и в пользовании и которому животное было передано лицом, которое задержало безнадзорное животное; территориальная община, на территории которой задержаны животное, в случае отказа лица, у которого безнадзорное домашнее животное было на иждивении и в пользовании, от приобретения права собственности на нее.

    Приобретение права собственности на клад

    Предусмотрено ст. 343 ГК. Согласно положениям этой статьи сокровищем является закопанные в земле или скрытые иным способом деньги, ценные вещи, собственник которых неизвестен или по закону утратил на них право. Приобрести право собственности на клад может: лицо, обнаружившее клад; она и собственник имущества, в котором клад был скрыт, как совладельцы (при наличии согласия на розыск клада или пользования соответствующим имуществом); собственник имущества, в котором был сокрыт клад, - при отсутствии его согласия на использование этого имущества другим лицом для раскопок или поиска ценностей; государство - на вещи, являющиеся памятниками истории и культуры, и в случае, если сокровище обнаружено лицами во время выполнения ими своих трудовых (договорных) обязанностей (например, археологами).

    При обнаружении клада, который составляют вещи, являющиеся памятниками истории и культуры, лицо имеет право на получение от государства вознаграждения в размере до 20 процентов от его стоимости на момент выявления, если она немедленно сообщила в милицию или органы местного самоуправления о сокровище и передала его соответствующему государственному органу или органу местного самоуправления. Если памятник истории и культуры была обнаружена в имуществе, принадлежащем другому лицу, это лицо, а также лицо, обнаружившее клад, имеют право на вознаграждение в размере до 10 процентов от стоимости клада каждая.

    Приобретение права собственности по напувальною давностью осуществляется в соответствии со ст. 344 ЦК.

    Основания завладения вещью при этом ГК не определяются. Следовательно, вещь может попасть к владельца как на основании договора, так и без такового (в отличие от ст. 330, которым предусматривается возможность приобретения добросовестным приобретателем права собственности на имущество, попавшее к нему по договору). То есть это может быть любое завладение - захват вещи, оставить у себя вещи, срок пользования которой по договору истек (а потому у владельца уже нет договорных оснований владения) и др.

    Условиями приобретения права собственности в данном случае являются: а) добросовестность завладения; б) открытость и непрерывность владения; в) истечение определенного законом срока, а также решение суда (для приобретения права собственности на недвижимое имущество, транспортные средства, ценные бумаги).

    Срок приобретения права собственности по приобретательной давности составляет: при бездоговорном завладении десять лет (для недвижимого имущества) и пять (для подвижного) непрерывного владения. При исчислении этого срока предусматривается возможность присоединения к своего владения срока владения лица, правопреемником которой является владелец; при владении вещью на основании договора - пятнадцать лет (для недвижимого имущества) и пять (для подвижного).

    Началом исчисления срока при бездоговорном завладении есть момент завладения, при договорном - истечение срока исковой давности.

    Определяя основания приобретения права собственности па бесхозную вещь (ст. 335 ГК), законодательство учитывает наличие вещи, собственник которой неизвестен или его нет вообще. Это основание схожа с предыдущими способами приобретения права собственности, в частности, на вещь, от которой собственник отказался, находку и клад. Вместе с тем данное основание возникновения права собственности имеет существенные отличия от предыдущих в порядке приобретения права собственности и в определении субъектов, которые могут стать собственниками в этом случае. Для приобретения права собственности на бесхозную вещь она должна быть взята на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится (ч. 2 ст. 335 ГК). Право собственности на бесхозную недвижимую вещь может возникнуть при условии истечения одного года со дня взятия ее на учет, обращение органа, уполномоченного управлять имуществом соответствующей территориальной общины, в суд с заявлением и вынесения судом решения об этом. Субъектом приобретения права собственности на бесхозную вещь является соответствующая территориальная община, на территории которой оно было выявлено. Основанием приобретения права собственности на имущество, которое имеет владельца, может быть и відумерлість наследства (ст. 1277 ГК). Такое имущество также переходит к территориальной общине по месту открытия наследства, приобретает на него право собственности по решению суда.

    Приобретение добросовестным приобретателем права собственности на имущество, отчужденное лицом, не имевшим на это права, является отдельным основанием приобретения права собственности.

    Эта основание является логическим следствием прекращения неопределенного положения добросовестного приобретателя вещи, когда он не является ее владельцем (потому что приобрел ее у лица, которое собственником вещи не было, или с другими нарушениями прав владельца вещи), но вправе не возвращать вещь ее собственнику, за исключением случаев, предусмотренных ст. 388 ГК. В частности, в случаях, когда имущество было утеряно собственником или лицом, которому он передал его во владение; похищено у собственника или у его владельца; выбыло из их владения иным путем вопреки их воле. Итак, за исключением указанных выше оснований для удовлетворения требований собственника истребовать свою вещь от добросовестного приобретателя, последний имеет право оставить эту вещь себе.

    Зато, если до предъявления добросовестному приобретателю требований об истребовании он не знал и не мог знать, что вещь он не вступил в собственность, и вел себя с ней как собственник, то после этого он наверняка знает о том, что он не является ее владельцем. Конечно, такое положение, когда лицо является хотя и добросовестным, но незаконным владельцем, но в нее собственник не может истребовать вещь, не может продолжаться. За добросовестным приобретателем следует признать право на такую вещь. Однако для признания за ним права собственности возникает непобедимая преграда - право собственности может переходить от предыдущего владельца. Добросовестный же приобретатель приобрел вещь от несобственника. Следовательно несобственных не может передать право собственности, которого у него нет. И поэтому единственным, что позволяет обосновать ст. 330 ГК, является вывод, что у добросовестного приобретателя право собственности на вещь возникает не из договора, который он составил и который был основанием для передачи ему вещи, а из закона.

    Приобретение права собственности на вновь созданное имущество (ст. 331 ГК).

    Создание вещей (путем индивидуального изготовления или в производстве) является одним из важнейших первоначальных способов приобретения права собственности. При предоставлении материала или вещи другой формы меняется ее экономическое значение. Появляется новая вещь или существенно улучшаются свойства существующей вещи. Законодательство, нормы которого регулируют отношения в сфере предпринимательства в Украине, содержит нормативно определены меры по поощрению развития именно такого способа приобретения права собственности.

    Субъектом права собственности на изготовленную вещь является лицо, изготовившее новую вещь (в частности, при условиях, если она является собственником материалов); иные лица, определенные договором (например, подряда) или законом. Особенности регулирования приобретения права собственности на имущество, созданное на основании договора строительного подряда, содержит в. 876 ГК, которой предусматривается, что собственником объекта строительства или результата других строительных работ является заказчик, если иное не предусмотрено договором.

    При характеристике данного основания приобретения права собственности следует отметить некоторые правила, которые обусловлены необходимостью учета того, что владелец материалов и их переработчик не всегда сочетаются в одном лице. По общему правилу, при определении права собственности на изготовленную вещь, преимущество отдается ее изготовителю. Норма абз. 1 ч. И ст. 331 ГК относительно его прав является диспозитивной, а в отношении изготовителей, которые являются владельцами материала, - императивной (абз. 2 ч. 1 ст. 331 ГК). Кроме этого, права других лиц на вновь созданную вещь (прежде всего имеются в виду владельцы материала) могут предполагаться как договором, так и законом.

    Отдельные правила приобретения права собственности устанавливаются для самовольного строительства (ст. 376 ГК). Условиями приобретения права собственности на самочинно построенное имущество является положительное решение вопросов о праве собственности на земельный участок, на котором оно находится, или получения согласия собственника земельного участка (при отсутствии первого условия), а также вынесение судом решения об установлении права собственности. Субъектами права собственности на самочинно построенное имущество могут быть: лицо, осуществившее самовольное строительство, если она имеет или приобрело право на земельный участок; или владелец земельного участка; государство или территориальная община, если самовольное строительство осуществлено на земельном участке, который является государственной или коммунальной собственностью.

    Приобретение права собственности на переработанные вещи (ст. 332 ГК).

    Схожей с созданием вещи является ее переработка как использование одной вещи (материала), в результате чего создается новая вещь. Субъектом права собственности на переработанную вещь может быть владелец материала или лицо, которая переработала эту вещь, при условии согласования своих действий с переработки вещи. Самоуважение переработки чужой вещи не влечет приобретение лицом, которое ее осуществило, права собственности на новую вещь. По общему правилу, лицом, которое становится собственником переработанной вещи является владелец материала, при условии, если его стоимость превышает стоимость переработки (иное может предусматриваться договором или законом). Отдельно регулируется случай, когда стоимость переработки и созданной новой вещи существенно превышает стоимость материала, право собственности на новую вещь приобретает лицо, осуществившее такую переработку.

    Приобретение права собственности на плоды и доходы (ч. 2 ст. 189 ГК).

    в Соответствии с указанной нормой, право на плоды и доходы принадлежит собственнику вещи, если иное не предусмотрено договором или законом. Отделение плодов, как правило, является следствием права пользования собственностью-сбор урожая, приплод животных и др. Плоды и доходы, приносимые вещью в процессе ее использования, по общему правилу, принадлежат собственнику вещи, исходя из того, что право на плоды, приносимые вещью, следует за правом собственности на вещь. Вместе с тем оно может принадлежать и пользователю вещи, при условии, что вещь предоставлена ему собственником на законных основаниях (например, по договору) с определением владельцем права такого лица на получение плодов и доходов от ее использования. Так, ст. 23 Закона Украины "Об аренде государственного и коммунального имущества" предполагается, что арендатор является собственником продукции, произведенной на арендованном имуществе, и доходов, полученных от ее реализации.

    Производные основания приобретения права собственности - это такие, при которых право собственности определенного лица основывается на праве предыдущего собственника. Как правило, производными способами приобретается собственность в ходе обращения, а в процессе производства право собственности возникает первоначальным способом. При переходе права собственности имеет место правопреемство, поскольку права на приобретенную производным способом вещь по сути такие, какими они были у предыдущего владельца, и никак не более того.

    Производным образом приобретается право собственности на основании: а) договоров (купли-продажи, мены, дарения и пр.); б) односторонних сделок (завещание); в) закона; г) акты органов государственной власти, органов власти АРК и органов местного самоуправления (передача государственных предприятий из государственной к коммунальной собственности) и тому подобное.

    Правопреемство при этом оговаривается положениями, которые вытекают из: а) сделок, в т. ч. договоров; б) слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования юридических лиц, процедуры которых имеют отдельные особенности по сравнению с общим пониманием сделок; в) наследования.

    Как правило, переход права собственности производными способами осуществляется по воле собственника, но существуют исключения: прекращение права собственности на имущество, которое по закону не может принадлежать данному лицу; выкуп бесхозяйственно содержащихся памятников истории и культуры; выкупа земельного участка с целью общественной необходимости; выкуп недвижимого имущества в связи с выкупом с целью общественной необходимости земельного участка, на котором оно размещено; обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника (ч. 1 ст. 348 ГК). В этих случаях собственник принудительно лишается своих прав.

    По общему правилу, приобретение права собственности производным способом возможно при его переходе от одного владельца к другому. Однако законодательством предусматриваются случаи, когда можно вступить в право собственности и от лица, которое не является владельцем. Это: приобретение права собственности добросовестным приобретателем; приобретение права собственности на имущество, отчужденное лицом, которое не является владельцем, -государственным (казенным) или коммунальным предприятием.

    Лица, которые не являются собственниками, в некоторых случаях, имеют право отчуждать чужие вещи. Это, например, продажа заложенных вещей; не истребованных железнодорожных грузов; продажа органом милиции транспортного средства через шесть месяцев после его обнаружения (ст. 338 ГК); продажа вещи, что быстро портится, или вещь, издержки на хранение которой являются непропорционально большими сравнительно с ее стоимостью, лицом, которая ее нашла (ч. Ст. 337 ГК), и некоторые другие. В этих случаях право собственности у приобретателя возникает первоначальным способом.

    Такое положение свидетельствует о несоответствии национального законодательства древнеримскому постулату "никто не может передать больше прав, чем имеет сам" (nemo plus juris transferre ad al"ium potest guam bononiae habet), соблюдение которого приводит к необходимости проверки прав всех прежних собственников, что отмечал еще в свое время Г. Ф. Шершеневич1. Отечественное же право больше склоняется к древненемецкого принципа ("hendmub hend wahren" - "рука за руку отвечает"), который обеспечивает добросовестному приобретателю право собственности.

    Определенную специфику имеют и производные основания приобретения права собственности публичными лицами. Прежде всего это касается перехода права собственности от государства к коммунальной собственности, что опосредуется не обычным договором, а с помощью механизма, предусмотренного Законом "О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности". В нем даже используется термин "передача", который обычно употребляется только при переходе права собственности. Передача объектов из государственной в коммунальную собственность осуществляется по решению: а) Кабинета Министров Украины - в отношении предприятий, недвижимого имущества, акций (долей, паев), которые принадлежат государству в имуществе хозяйственных обществ; б) органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, самоуправляющихся организаций по согласованию Министерства финансов Украины и ФГИУ - в отношении индивидуально определенного государственного имущества (кроме недвижимого).

    Передача объектов из государственной в коммунальную собственность осуществляется при наличии согласия соответствующих сельских, поселковых, городских советов, если иное не предусмотрено законом, а к совместной собственности территориальных общин сел, поселков, городов - при наличии согласия районных и областных советов, если иное не установлено законодательством.

    Общие и специальные способы приобретения права собственности.

    Приобретение имущества в собственность любым лицом возможно общими способами. Специальные способы применяются лишь для приобретения права собственности отдельными субъектами.

    Государство может приобретать право собственности на основаниях, не характерных для его возникновения у физических или юридических лиц. В таких специальных оснований возникновения права государственной собственности относятся: национализация, конфискация (ст. 354 ГК); реквизиция (ст. 353

    ГК); передача имущества, которое по закону не может принадлежать отдельному лицу (ст. 348 ГК), если это лицо не совершит отчуждение этого имущества в установленные сроки; выкупе памятников истории и культуры, которые содержатся бесхозяйственно (ст. 352 ГК); клад, содержащий памятники истории и культуры (ст. 343 ГК).

    Специальным способом приобретения исключительно права коммунальной собственности является возможность приобретения права собственности на бесхозную вещь (ст. 335 ГК).

    специальных способов возникновения государственной и коммунальной собственности относятся: выкуп земельного участка в связи с общественной необходимостью (ст. 350 ГК); выкуп недвижимого имущества в связи с выкупом земельного участка, на котором оно находится (ст. 351 ГК); взимание налогов и других сборов.

    Национализация начиная с 1917 г. применялась как основной источник формирования собственности Советского государства. В то время национализация представляла собой принудительное изъятие имущества у его владельца в пользу государства. Путем национализации имущество изымалось безвозмездно на основании специальных законодательных актов. В наше время примером применения национализации является возникновение права государственной собственности на имущество Коммунистической партии Украины и КПСС в соответствии с Законом Украины "О обращение имущества Компартии Украины и КПСС в государственную собственность". Сейчас национализация практически не применяется, хотя и время от времени появляются законопроекты, целью которых является урегулирование национализации как принудительного, но оплатного изъятия у собственников имущества, которое целесообразно было бы передавать в государственную собственность. То есть предлагается нормативно определить возможность национализации на компенсационных началах - с выплатой собственникам национализируемого имущества, его полной стоимости.

    УДК 347.23
    ББК 67.404.1

    В статье исследуются специфические основания приобретения права государственной собственности на культурные ценности: выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей; передача в государственную собственность памятников истории и культуры, обнаруженных в составе клада, и выкуп культурных ценностей, заявленных физическими и юридическими лицами к вывозу за границу, входящих в такой первоначальный способ возникновения права государственной собственности, как экспроприация.

    Ключевые слова: культурные ценности , право собственности , публично-правовые образования – Россия, субъекты РФ, муниципальные образования , экспроприация .

    Действующее гражданское право предусматривает три специфических основания приобретения права государственной собственности на культурные ценности: 1) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК РФ); 2) передачу в государственную собственность памятников истории и культуры, обнаруженных в составе клада (п. 2 ст. 233 ГК РФ); 3) выкуп культурных ценностей, заявленных физическими и юридическими лицами к вывозу за границу (ст. 38 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» ).

    Их сравнительный анализ свидетельствует о наличии у них общих черт, что позволяет позиционировать их как допускаемые современным гражданским правом формы принудительного прекращения права частной собственности путем выкупа, входящих в такой способ возникновения права государственной собственности, как экспроприация . Правда, в ГК РФ данная категория не используется. Вместе с тем, анализ ст. 235 ГК дает основания рассматривать ее как обобщающее понятие допускаемых законом случаев принудительного возмездного прекращения права собственности физических и юридических лиц с последующим установлением на него права публичной собственности. В п. 2 ст. 235 ГК закреплен исчерпывающий перечень форм принудительного выкупа публично-правовыми образованиями имущества физических и юридических лиц, реализуемых при наличии предусмотренных в законе оснований. К ним относятся: выкуп имущества, которое в силу закона не может принадлежать лицу (ст. 238 ГК); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК); выкуп земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК); выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК); реквизиция (ст. 242 ГК); национализация (ст. 235 ГК).

    Наличие общих черт в различных формах принудительного выкупа имущества государством у физических и юридических лиц отмечалось многими исследователями. Отдельные советские цивилисты полагали, что выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей является видом реквизиции, усматривая сходные черты в целях реализации данных форм принудительного выкупа . Данную позицию критиковал А.П. Сергеев, который отмечал, что при внешнем сходстве эти способы приобретения права государственной собственности отличаются условиями своего применения и направленностью . В настоящее время И.В. Аксюк к экспроприации относит принудительный выкуп недвижимого имущества в общественных целях, не связанных с чрезвычайными обстоятельствами .

    О допустимости использования понятия экспроприации в отношении предусмотренных п. 2 ст. 235 ГК случаев принудительного выкупа публично-правовыми образованиями имущества у физических и юридических лиц говорит то, что всем им присущи общие признаки.

    Первым таким признаком является их цель. Указанный выкуп осуществляется с целью защиты того или иного публичного интереса. Так, принудительный выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей производится в целях обеспечения сохранности исторического и культурного наследия общества.

    Вторым общим признаком всех, предусмотренных в п. 2 ст. 235 ГК РФ, случаев выкупа имущества публично-правовыми образованиями является принудительность. Решение о выкупе того или иного имущества у конкретного собственника принимается уполномоченными органами публичной власти в одностороннем порядке. Поэтому частные собственники независимо от их воли вынуждены передать свое право собственности на соответствующее имущество публично-правовым образованиям.

    Третьим общим признаком, позволяющим относить предусмотренные п. 2 ст. 235 ГК РФ случаи принудительного выкупа у физических и юридических лиц принадлежащего им имущества к экспроприации, является условие об обязательной выплате компенсации первоначальному собственнику.

    Четвертым признаком, указывающим на то, что все перечисленные в п. 2 ст. 235 ГК РФ случаи принудительного выкупа имущества представляют собой экспроприацию, является то, что в результате их реализации выкупаемое имущество становится объектом права государственной либо муниципальной собственности.

    На основании изложенного можно сделать вывод о том, что все формы принудительного выкупа имущества, предусмотренные в п. 2 ст. 235 ГК РФ, в числе которых указан и принудительный выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, по своей правовой природе являются допускаемыми современным законодательством формами экспроприации как принудительного возмездного прекращения права частной собственности в пользу государства. Исходя из данной позиции рассмотрим юридический состав, составляющий правовое основание возникновения права государственной собственности на принудительно выкупаемые культурные ценности.

    Согласно ст. 240 ГК в случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. Аналогичное положение содержится в ФЗ от 22.10.2004 № 125 «Об архивном деле в Российской Федерации» , в ст. 11 которого установлено, что если собственник особо ценных документов и охраняемых государством документов не выполняет свои обязанности по хранению, учету и использованию этих документов, что может привести к утрате ими своего значения, то такие документы по решению суда могут быть изъяты у собственника в соответствии со ст. 240 ГК РФ.

    Норма ст. 240 ГК получила свое развитие в ст. 54 ФЗ от 25.06.2002 № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» . Согласно данной статье в случае, если собственник объекта культурного наследия либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, уполномоченные органы государственной власти или местного самоуправления обращаются в суд с иском об изъятии указанного имущества у собственника.

    Правда, между нормами ст. 240 ГК и ст. 54 указанного закона усматривается противоречие относительно того, что по ст. 240 ГК из числа публично-правовых образований право собственности на бесхозяйственно содержимые культурные ценности может приобрести только государство. Между тем, ст. 54 закона предоставляет право на обращение в суд с иском об изъятии объекта культурного наследия местного (муниципального) значения органам местного самоуправления. Возможность принадлежности права собственности на культурные ценности муниципальным образованиям предусмотрена в п. 1.1 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления. Следовательно, можно предположить, что приобретение права собственности муниципальными образованиями путем выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей не противоречит ст. 240 ГК. В этой связи предлагается уточнить формулировку абз. 1 ст. 240 ГК РФ путем указания на то, что бесхозяйственно содержимые культурные ценности в зависимости от их категории по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государственными органами либо органами местного самоуправления.

    Согласно п. 6.7 Положения о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 407, право обращаться в суд с иском об изъятии у собственника (пользователя) бесхозяйственно содержащегося объекта культурного наследия федерального значения либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, в случае, если собственник (пользователь) соответствующего объекта не выполняет требований к его сохранению или совершает действия, угрожающие его сохранности и влекущие утрату им своего значения, отнесено к полномочиям Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований такие полномочия закреплены за органами, осуществляющими функции по охране культурных ценностей, например, в Свердловской области - за Министерством культуры Свердловской области , а в г. Екатеринбург - за уполномоченной организацией «Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия» .

    Из содержания ст. 240 ГК РФ и ст. 54 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» следует, что объектом принудительного выкупа могут быть лишь культурные ценности, отнесенные в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством. Согласно п. 1 ст. 24 указанного закона, Правительство РФ может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, особо ценным объектом культурного наследия народов России. О признании особо ценными объектов культурного наследия регионального и местного значения в указанной норме не упомянуто. Следовательно, объектом приобретения права публичной собственности в порядке ст. 240 ГК РФ может быть только объект культурного наследия федерального значения. Напротив, согласно п. 1 ст. 54 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объектом принудительного выкупа может быть любой объект культурного наследия, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Право принудительного выкупа объектов культурного наследия, включенных в Реестр, предоставлено всем публично-правовым образованиям.

    Анализ приведенных положений свидетельствует о наличии пробела в правовом регулировании охраны культурных ценностей. Поэтому следует согласиться с предложением о необходимости внесения в ст. 240 ГК РФ изменений, согласно которым правила этой статьи распространятся на любые объекты культурного наследия , включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России .

    Основанием принудительного выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей выступает следующий юридико-фактический состав.

    Первым юридическим фактом является противоправное поведение собственника объектов культурных ценностей, выражающееся в их бесхозяйственном содержании, что грозит их гибели или утратой ими своего значения. Согласно п. 3 ст. 52 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под утратой назначения понимается не только физическая гибель вещи, но и угроза изменения облика и интерьера объекта в соответствии с его особенностями, послужившими основанием для включения культурного объекта в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте. Реальность угрозы наступления указанных последствий должны быть доказаны в судебном порядке, при этом бремя доказывания возлагается на истца.

    Вместе с тем современное законодательство не содержит каких-либо четких предписаний относительно того, каким образом собственник должен реализовывать свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению объектом культурного наследия, с тем чтобы обеспечить их сохранность. С другой стороны, критерии бесхозяйственного поведения собственника и реальность угрозы гибели или порчи объекта в настоящее время на законодательном уровне также не определены. Слово «бесхозяйственный» следует понимать как «неумеющий вести хозяйство» или «нарушающий интересы хозяйства» . С учетом этого полагаем, что бесхозяйственное содержание культурных ценностей представляет собой такое обращение с ними, которое влечет утрату их ценностных культурно или исторически значимых свойств. Следует отметить, что вещь может утратить свою культурно-историческую значимость и вследствие осознанного активного поведения собственника .

    В свою очередь отметим, что в Концепции развития законодательства о вещном праве предусмотрена возможность включения в содержание права частной собственности вообще и в содержание права частной собственности на культурные ценности в частности различного рода ограничений и обременений публично-правового и частноправового характера, так называемые «повинности вещи». Например, в тексте ст. 240 ГК РФ в качестве оснований для принудительного выкупа объекта культурного наследия следует указывать не только наличие угрозы его гибели, но также и неисполнение собственником обязанностей по его реставрации либо осуществление действий, направленных на утрату культурно-значимых свойств объекта.

    Вторым юридическим фактом, составляющим основание принудительного выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, выступает решение суда о принудительном выкупе. Из содержания ст. 240 ГК следует, что в исковом заявлении может содержаться требование либо о принуждении собственника передать соответствующее имущество государству путем выкупа, либо о передаче имущества уполномоченному органу для последующей реализации с публичных торгов. Согласно п. 1 ст. 54 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» судом принимается решение об изъятии бесхозяйственно содержимых объектов культурного наследия. После вынесения судебного решения орган по управлению государственным имуществом соответствующего уровня по представлению органа охраны объектов культурного наследия организует выкуп объекта культурного наследия или продажу его с публичных торгов. В данном случае, по словам М.А. Александровой, решение о выборе способа изъятия объекта культурного наследия принимает не суд, а орган по управлению государственным имуществом .

    Третьим юридическим фактом, составляющим основание принудительного выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, следует считать заключение договора о выкупе культурных ценностей. ГК не содержит специальных правил о форме сделки в отношении движимых культурных ценностей. Согласно ст. 45 Закона РФ от 15.04.1993 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» сделки в отношении движимых культурных ценностей должны заключаться в письменной форме. Сделки, заключенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными. В соответствии с абз. 4 ст. 10 ФЗ от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге Музейного фонда РФ.

    Существенным условием договора о выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей является определение суммы выкупа культурной ценности. При выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей в соответствии со ст. 240 ГК РФ первоначальному собственнику выплачивается только стоимость объекта, компенсация иных убытков не предусматривается. Подобная позиция законодателя обоснована тем, что в данном случае утрата права собственности обусловлена неправомерным поведением первоначального собственника. Следовательно, ответственность перед своими кредиторами в результате утраты права собственности на объект культурного наследия при его принудительном выкупе первоначальный собственник несет сам. В случаях, если сторонами не достигнуто соглашение о сумме выкупа, данный спор передается на рассмотрение суда.

    В целях совершенствования положений о выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей предлагается ст. 240 ГК изложить в следующей редакции: «В случаях, когда собственник культурных ценностей бесхозяйственно содержит эти ценности, использует их не по назначению, не проводит реставрационные работы либо не принимает меры к сохранению их культурно-значимых свойств, что грозит их гибелью или утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда, вынесенного по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, могут быть изъяты у собственника путем принудительного выкупа. Выкуп культурных ценностей производится на основании договора с первоначальным собственником, существенным условием которого является стоимость выкупаемых культурных ценностей. При недостижении соглашения сторон о стоимости выкупаемых культурных ценностей ее размер устанавливается судом».

    Сущность обязательной передачи в государственную собственность памятников истории и культуры, обнаруженных в составе клада, как способа возникновения права государственной собственности состоит в следующем. Согласно п. 2 ст. 233 ГК объекты, обнаруженные в составе клада, являющиеся памятниками истории и культуры, подлежат передаче государству с обязательной выплатой вознаграждения в размере пятидесяти процентов от их стоимости собственнику земельного участка или иного имущества, в котором клад был сокрыт, и лицу, обнаружившему клад. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

    В силу фактически полного отсутствия практики по данному вопросу, приведенная норма мало освещена в юридической литературе. Между тем ее анализ указывает на неполноту ее изложения.

    Во-первых, в тексте п. 2 ст. 233 ГК РФ законодатель использует категорию «памятники истории и культуры», которой охватывается только ограниченный круг культурных ценностей. Следовательно, можно предположить, что обнаруженный в составе клада объект может быть передан в государственную собственность только после того, как будет признан памятником истории и культуры. Представляется, что единственным основанием такого признания может служить заключение государственной историко-культурной экспертизы , на основании которого органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления могут принять решение о включении объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения в реестр и об определении категории его историко-культурного значения (п. 4 Положения о государственной историко-культурной экспертизе).

    Во-вторых, по результатам выше приведенного рассмотрения форм принудительного выкупа имущества можно предположить, что такой способ приобретения права государственной собственности на памятники истории и культуры является еще одной формой экспроприации, предусмотренной действующим гражданским законодательством. Подтверждается это следующим. В связи с тем, что в действующем ГК отсутствует норма, прямо указывающая, что государству принадлежит право собственности на все историко-культурные ценности, скрытые в качестве клада, возникает вопрос о том, кому принадлежат подобные вещи с момента их обнаружения и до момента передачи государству. Из содержания п. 1 ст. 233 ГК можно сделать вывод, что историко-культурные ценности, имеющиеся в составе клада, с момента их обнаружения поступают в собственность обнаружившего их лица и собственника объекта, на котором они обнаружены. Но поскольку в силу закона указанные лица обязаны передать историко-культурные ценности, скрытые в качестве клада, в собственность государству, постольку такую передачу имущества можно квалифицировать как принудительный выкуп, не названный в ст. 235 ГК РФ.

    Но если признать, что лицо, обнаружившее клад, и собственник земельного участка, на котором он обнаружен, являются его собственниками с момента обнаружения, то правило п. 2 ст. 233 ГК, согласно которому указанным лицам выплачивается вознаграждение в размер пятидесяти процентов стоимости обнаруженного клада (даже без учета понесенных ими расходов), противоречит п. 3 ст. 35 Конституции РФ о равноценном возмещении частным лицам в случае принудительного отчуждения их имущества в пользу государства. В этой связи предлагается в п. 2 ст. 233 ГК РФ размер вознаграждения лицам, передающим в государственную собственность обнаруженные в составе клада культурные ценности, установить равный рыночной стоимости передаваемого имущества. Вместе с тем в настоящее время лица, передавшие право собственности на клад государству, не лишены права доказывать размер убытков, возникших в связи с обнаружением клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры (например, расходы, возникшие в результате необходимости извлечь обнаруженные вещи из объекта, в котором они были сокрыты; на транспортировку обнаруженных вещей и обеспечение их сохранности до момента передачи представителям государства и др.).

    Третий специфический способ приобретения права государственной собственности на культурные ценности предусмотрен в ст. 38 Закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В указанной статье закреплено, что федеральная служба по сохранению культурных ценностей имеет право купить культурную ценность, заявленную к вывозу юридическим лицом, либо гражданином России, либо лицом без гражданства, выезжающими за границу временно, либо иностранным физическим лицом по цене, назначенной собственником этой ценности при подаче заявления на право ее вывоза. В этих случаях может устанавливаться отсрочка платежа сроком до одного года, в течение которого государство изыскивает средства для приобретения данной культурной ценности. В случае, если культурная ценность заявлена к вывозу гражданином России, выезжающим за ее пределы на постоянное жительство, вопрос о приобретении ее для государственных музейного, архивного, библиотечного фондов России решается без установления отсрочки. В случае вывоза культурной ценности непосредственно ее автором преимущественное право государства на приобретение данной культурной ценности не применяется. Следует помнить, что собственник, вывозящий принадлежащий ему объект культурного наследия за пределы России, не может быть принужден к его отчуждению в государственную собственность, так как данный случай не входит в предусмотренный в ст. 235 ГК РФ исчерпывающий перечень оснований принудительного прекращения права частной собственности.

    Порядок реализации Россией преимущественного права покупки вывозимых культурных ценностей регламентирован в Административном регламенте исполнения государственной функции от имени России преимущественного права покупки музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда РФ, а также заявленных к вывозу культурных ценностей, утвержденном приказом министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 28.11.2007 № 1330 . Договор купли-продажи культурной ценности от имени России заключает Министерство культуры России. Согласно п. 19.4 регламента юридическим фактом, служащим основанием для осуществления государственной функции, является поступление в Министерство культуры России извещения Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия о необходимости принятия решения о приобретении для государственных Музейного, Архивного и библиотечных фондов России культурных ценностей, заявленных к вывозу. При получении подобного извещения, должностное лицо: рассматривает поступившее извещение и в срок не более пяти дней с даты его поступления направляет собственнику предложение о предоставлении культурных ценностей, заявленных к вывозу, на экспертизу. При предоставлении собственником культурных ценностей для проведения экспертизы направляется извещение и документы, с ним связанные, в Государственную экспертную комиссию для получения заключения о художественной, историко-культурной ценности и музейной значимости музейных предметов и музейных коллекций, заявленных к вывозу, целесообразности их приобретения Россией и о цене приобретения. Заключение Государственной экспертной комиссии представляется в ответственное Управление в срок не более 10 дней с даты направления документов в Государственную экспертную комиссию. В случае заключения Государственной экспертной комиссии о необходимости проведения технико-технологической экспертизы культурной ценности может быть назначено проведение такой экспертизы в срок не более 30 дней. В срок, не превышающий 10 дней с даты получения заключения Государственной экспертной комиссии, должностное лицо Министерства культуры России представляет руководству министерства пакет документов, необходимых для принятия решения о применении (неприменении) преимущественного права покупки на основании рекомендаций, данных в заключении Государственной экспертной комиссии. В случае принятия решения о применении преимущественного права покупки собственник культурной ценности должен быть уведомлен об этом в срок не более пятнадцати дней с даты принятия решения, а также ознакомиться с условиями договора купли-продажи культурных ценностей. При согласии собственника культурных ценностей, заявленных к вывозу, с предложенными Министерства культуры России условиями договора купли-продажи культурных ценностей, должностное лицо Министерства культуры России в пятидневный срок со дня издания приказа Министерства культуры России о приобретении направляет собственнику заказным письмом с уведомлением проект договора купли-продажи и заверенную копию приказа. При отказе собственника культурных ценностей совершить сделку на предложенных условиях в десятидневный срок соответствующее уведомление направляется в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Еще раз подчеркнем, что какого-либо механизма, принуждающего собственника к отчуждению в пользу государства принадлежащего ему объекта культурного наследия, в приведенном документе, а также в иных нормативных актах не предусмотрено.

    Литература

    1. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 20. Ст. 718; 2004. № 45. Ст. 4377.
    2. Подробнее о цивилистической трактовке категории «экспроприация» и соответствующую литературу см.: Челышева Н.Ю. Основания и способы приобретения права публичной собственности. Екатеринбург: Изд-во УрЮИ МВД России, 2009. С. 78-103.
    3. Маслов В.Ф. Основные проблемы права личной собственности в период строительства коммунизма в СССР. Харьков, 1968. С. 248.
    4. Сергеев А.П. Гражданско-правовые меры борьбы с бесхозяйственным содержанием культурных ценностей // Советское государство и право. 1984. № 8. С. 133.
    5. Аксюк И.В. Изъятие недвижимости как основание принудительного прекращения права собственности // Право и экономика. 2006. № 7. С. 40.
    6. СЗ РФ. 2004. № 43. Ст. 4169.
    7. СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519; 2007. № 1 (ч. 1); Ст. 21.
    8. СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2584; 2009. № 6. Ст. 738.
    9. См.: п. 3.3.8 Положения о Министерстве культуры Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 12.10.1998 № 1046-П. Документ официально опубликован не был // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    10. Положение о сохранении, содержании и использовании объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, находящихся на территории муниципального образования город Екатеринбург, утвержденное постановлением Главы города от 13.11.2000 № 1184. Документ официально опубликован не был // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
    11. Головизнин А.В. Гражданско-правовое регулирование оборота культурных ценностей: Монография / Под ред. Е.П. Чорновола. Екатеринбург, 2006. С. 71.
    12. Положение о Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27.02.2009 № 37 // Российская газета. 2009. 22 мая.
    13. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. С.П. Обнорского. М., 1953. С. 38.
    14. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.2009 № Ф04-1958/2009 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
    15. Хозяйство и право. 2008. № 8.
    16. Александрова М.А. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей: некоторые проблемы правового регулирования // Российский судья. 2006. № 9. С. 38.
    17. СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591; 2007. № 27. Ст. 3213.
    18. Положение о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 30. Ст. 3812.
    19. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 29.

    Bibliography

    1. The RF PDA and SS Journal. 1993. № 20. p. 718; 2004. № 45. p. 4377.
    2. Details about civil interpretation of the “interpretation” category and the corresponding works see: Chelysheva N.Yu. Grounds and ways of acquiring the right to state ownership. Ekaterinburg: the publishing house of UrJI of the MIA of Russia 2009. p. 78-103.
    3. Maslov V.F. Main problems of the right of private ownership in the period of establishing communism in the USSR. Kharkov, 1968. p. 248.
    4. Sergeev A.P. Civil-legal measures of combating the mismanagement of cultural values // The Soviet state and right. 1984. № 8. p. 133.
    5. Aksyuk I.V. Ejectment as a basis of mandatory termination of right of ownership // Law and economics. 2006. № 7. p. 40.
    6. The RF CL. 2004. № 43. p. 4169.
    7. The RF CL. 2002. № 26. p. 2519; 2007. № 1 (p. 1); p. 21.
    8. The RF CL. 2008. № 22. p. 2584; 2009. № 6. p. 738.
    9. See: i. 3.3.8 of the Regulation on the Sverdlovsk regional Ministry of Culture, approved by the Provision of the Government of the Sverdlovsk region № 1046-P of 12.10.1998. The document wasn’t officially published. // Access from the “Consultant Plus” reference-legal system.
    10. The Regulation on saving and maintaining the objects of historic, scientific, artistic and other cultural value located on the territory of the municipal entity - Ekaterinburg city, approved by the Regulation of the Mayor № 1184 of 13.11.2000. The document wasn’t officially published. // Access from the “Garant” reference-legal system.
    11. Golovisnin A.V. Civil-legal regulation of the circulation of cultural values; Monograph / Edited by Chornovol E.P. Ekaterinburg, 2006. p. 71.
    12. The Regulation on the Unified State Register of objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the nations of Russia, approved by the Order of the Federal Agency for monitoring the compliance with legislation in the field of cultural heritage № 37 of 27.02.2009 // The Rossiiskaya Gazeta. 2009. May, 22.
    13. Ozhegov S.I. The Russian language dictionary / Edited by S.P. Obnorskyi. М., 1953. P. 38.
    14. The Regulation of the Federal Arbitrary Court of the North-Western region of 01.04.2009 N F04-1958/2009 // Access from the “Garant” reference-legal system.
    15. Economy and Law. 2008. № 8.
    16. Alexandrova М.А. Buying out of the mismanaged cultural values: certain problems of legal regulation // The Russian judge. 2006. № 9. p. 38.
    17. The RF CL. 1996. № 22. p. 2591; 2007. № 27. p. 3213.
    18. The Regulation on the state historical- cultural expert evaluation approved by the RF Government Regulation № 569 of July 15, 2009 // The RF collection of legislation 2009. № 30. p. 3812
    19. Bulletin of the normative acts of the Federal executive bodies 2008. № 29.

    Specific grounds of acquiring the right of state ownership to cultural values

    The article examines specific grounds of acquiring the right of state ownership to cultural values: buying out of the mismanaged cultural values; transfer to state ownership of the monuments of history and culture found as part of a treasure trove and buying out of cultural values, registered by individuals or legal bodies to export abroad and considered initially to be under such right of state ownership as expropriation.

    Key words:

    Полнотекстовый поиск:

    Где искать:

    везде
    только в названии
    только в тексте

    Выводить:

    описание
    слова в тексте
    только заголовок

    Главная > Курсовая работа >Государство и право


    Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Уральский Юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

    Кафедра Гражданско-правовых дисциплин

    Курсовая работа по гражданскому праву

    Тема: Право государственной собственности

    Выполнил:

    Курсант 205 учебной группы

    2 курса ФПС КМ и МОБ

    Рядовой милиции

    Серебренников В.В.

    Научный руководитель:

    Старший преподаватель кафедры

    Гражданско-правовых дисциплин, к.ю.н.

    Майор милиции Свалова Н.А.

    Екатеринбург

    Введение 3

    1.Понятие и основания возникновения права государственной

    собственности 5

    1.1. Основания возникновения права государственной собственности 6

    2. Субъекты права государственной собственности 14

    3. Объекты права государственной собственности 18

    Заключение24

    Список литературы 26

    Введение

    Актуальность курсовой заключается в том, что на сегодняшний день очень часто изучается проблема развития государства и его форм собственности, в частности одной из таких форм является форма права государственной собственности.

    Согласно ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) под государственной собственностью в Российской Федерации понимается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

    Соответственно субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

    При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта Федерации), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

    Задачами курсовой работы является:

    Изучение понятия и признаков права государственной собственности;

    Ознакомление и изучение объектов права государственной собственности и порядок реализации их субъектами права государственной собственности.

    Изучение оснований возникновения права государственной

    собственности.

    Рассмотрение содержания права государственной собственности.

    Глава 1. Понятие права государственной собственности

    В нашей стране государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов. В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство 1 Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной виндикации государственного имущества, от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности (п. 4 статья 212 ГК РФ).

    В связи с переходом к обществу с рыночной экономикой субъекты РФ, как государственные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (п.1 статья 124 ГК РФ). Российская Федерация отказалась от иммунитета в качестве особого субъекта права в сфере гражданских правоотношений внутри страны.

    Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски 2 . Развитие частной собственности в разумных пределах под государственным контролем, как и приумножение государственной собственности, может и должно быть выгодно всему обществу. В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

    Право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ Российской Федерации и субъектам РФ, правомочия по использованию принадлежащего им имущества и обеспечивающих защиту прав собственников в случае их нарушения. В субъективном смысле право государственной собственности включает в себя правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, осуществляемые собственниками по своему усмотрению с учетом общенародных интересов.

    § 1.1 Основания возникновения права государственной

    собственности

    Среди различных оснований возникновения права государственной собственности необходимо выделить общегражданские и специальные способы приобретения государственной собственности. К первой группе способов относятся основания, по которым собственником может стать не только государство, но и любой другой субъект гражданского права. Вторую группу составляют основания, по которым только государство может стать собственником соответствующего имущества. Здесь рассматриваются только специальные способы приобретения права государственной собственности: национализация, реквизиция, конфискация, иные случаи принудительного изъятия государством имущества из частного владения; налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.д.), переход по наследству выморочного имущества. В свою очередь, каждый из названных способов в соответствии с общепринятой классификацией оснований возникновения права собственности может быть отнесен к первоначальным либо производным способам возникновения права собственности.

    Национализация представляет собой принудительное изъятие имущества из частной собственности в собственность государства на основании специальных законодательных актов. Она проводится с выплатой бывшим собственникам определенной компенсации. В период становления Советской власти в нашей стране в основном использовалась форма прямой экспроприации, т.е. безвозмездного изъятия имущества из частной собственности в собственность государства. В настоящее время принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допускается нашим законодательством при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ, ст. ст. 235, 306 ГК), что соответствует идее правового государства. Отступление от этого правила может быть предусмотрено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 306 ГК определяет общее правило о последствиях прекращения права собственности в силу закона. В ней установлено, что в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Сам закон о национализации не может быть оспорен в суде в порядке гражданского судопроизводства. Однако споры о возмещении убытков, причиненных в результате национализации, разрешаются судом. Иностранные инвестиции могут быть национализированы, а также подвергнуты конфискации и реквизиции в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. При осуществлении национализации и реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация, которая служит гарантией от принудительных изъятий и незаконных действий государственных органов и их должностных лиц.

    Реквизиция 3 является принудительным изъятием имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемым при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Реквизиции может быть подвергнуто имущество собственника в случаях, когда эта мера вызывается неотложными общественными нуждами и сопряжена со стихийными бедствиями, с авариями, эпидемиями, эпизоотиями, другими чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция проводится по решению органов государственной власти, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми проведена реквизиция, требовать по суду возврата сохранившегося имущества. Надо полагать, что требование о возврате сохранившегося имущества подлежит удовлетворению только в том случае, когда стоимость имущества не была возмещена собственнику. В противном случае бывший собственник может требовать предоставления ему права выкупить у государства имущество, перешедшее ему в результате реквизиции.

    Под конфискацией (статья 213 ГК РФ) понимается принудительное безвозмездное изъятие имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение 4 . Конфискация - карательная мера, применяемая в случаях, предусмотренных законом. Решение о конфискации выносится судом. Конфискация может проводиться в административном порядке (например, при нарушении таможенных правил - ст. 16.1 КоАП РФ). Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд 5 . При совершении административного правонарушения конфискация применяется в отношении физических и юридических лиц (например, при изъятии у промысловой артели незаконных орудий охоты и лова). Лицо, чье имущество было незаконно реквизировано или конфисковано, имеет право обратиться в суд с иском о возмещении имущественного ущерба. Иск предъявляется к тому государственному органу, должностным лицом которого проведена незаконная конфискация или реквизиция. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме при наличии вины должностных лиц (ст. 1069 ГК) либо при отсутствии их вины (ст. 1070 ГК). К иным случаям принудительного изъятия имущества из частной собственности относятся: выкуп (продажа с публичных торгов) недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится (ст. 239 ГК); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст. 240 ГК); приобретение в государственную собственность имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК).