По оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

ЖКХ / Тарифы на ЖКХ

Квартплата в Москве растет с каждым годом, оплата коммунальных услуг ложится тяжелым бременем на жителей столицы. Можно ли получить коммунальную субсидию? Можно. Городские власти пытаются смягчить финансовую нагрузку на семейный бюджет малообеспеченных москвичей. Субсидии частично покрывает коммунальные расходы. Кто может рассчитывать на такую помощь, куда обращаться и как оформить субсидию? Мы собрали ответы на эти вопросы.

Коммунальные субсидии: какими документами регулируется предоставление

Выплата субсидии регулируется статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации. А также Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 « О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Жителям города Москвы предоставляется субсидия в соответствии с постановлением правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. № 710-ПП.

Согласно постановлению правительства Москвы от 07.10.2003г. № 835 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются москвичам Государственным казенным учреждением города Москвы « Городской центр жилищных субсидий» (ГКУ « ГЦЖС») строго в соответствии с действующим законодательством.

Коммунальные субсидии: кому положены?

Субсидия предоставляется:

  • пользователям жилого помещения в государственном жилищном фонде;
  • нанимателям жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
  • членам жилищного или жилищно-строительного кооператива;
  • собственникам жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Коммунальные субсидии: кто является пользователем жилого помещения?

К пользователям жилого помещения в государственном жилищном фонде относятся:

  • наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма (коммерческого) или договору найма специализированного жилого помещения и/или члены его семьи;
  • ссудополучатель по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан и члены его семьи;
  • бывший член семьи нанимателя или ссудополучателя по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан, если он продолжает проживать в данном помещении.

Коммунальные субсидии для семей военнослужащих

Если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством РФ, либо осуждены к лишению свободы, признаны безвестно отсутствующими, умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что они продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.

Если такой член семьи заявителя, зарегистрированный по месту постоянного жительства, временно не проживает, возможно назначение субсидии с его учетом.

Коммунальные субсидии: размер платы

Размер платы за услуги ЖКХ в разных регионах составляет от 10% до 22% от совокупного ежемесячного дохода семьи, но не должен превышать порог в 22%. Власти Москвы предоставляют субсидию на оплату услуг ЖКХ тем семьям, у которых расходы на коммунальные платежи составляют более 10% от совокупного дохода семьи.

Коммунальные субсидии: как получить?

Обращаться за госпомощью надо в отдел жилищных субсидий своего района.

Заявителем может быть любой из членов семьи, соответствующий требованиям Правил предоставления субсидии.

Субсидия предоставляется только по месту постоянного жительства (регистрации).

Если человек пользуется несколькими жилыми помещениями по указанным основаниям, тогда он может претендовать на субсидию для оплаты того жилья, в котором зарегистрирован по месту постоянного жительства. Никаких справок о том, что жилье, на которое оформляется субсидия, является единственным, предоставлять не надо.

Для получения субсидии нужно представить в районный отдел центра жилищных субсидий заявление с приложением полного комплекта необходимых документов. В их числе должны быть документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии, а также документ, подтверждающий правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

Коммунальные субсидии в Москве: полный список документов

1. Для семей, состоящих только из неработающих пенсионеров

1.1. При оплате по единому платежному документу (ЕПД) через ГКУ ИС (ЕИРЦ):

1.2. При оплате по квитанции ТСЖ, ЖСК:

  • паспорт (а);
  • реквизиты банка и номер банковского счета (или социальной карты москвича) для перечисления субсидии.

В случае непредставления ТСЖ, ЖСК необходимых сведений о заявителе, кроме вышеперечисленных, дополнительно представляются:

  • документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
  • документ, подтверждающий совместное проживание с заявителем членов его семьи (единый жилищный документ).

2. При оплате по единому платежному документу (ЕПД) через ГУ ИС (ЕИРЦ) (кроме семей, состоящих из неработающих пенсионеров):

  • справки о доходах членов семьи за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за субсидией.

3. При оплате по квитанции ТСЖ, ЖСК и другим управляющим компаниям (кроме семей, состоящих из неработающих пенсионеров):

  • паспорта членов семьи (для детей в возрасте до 14 лет – свидетельство о рождении со специальной отметкой (штампом) или вкладышем, подтверждающим гражданство Российской Федерации);
  • реквизиты банка и номер банковского счета (или социальной карты москвича) для перечисления субсидии;
  • документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (свидетельство о праве собственности на жилое помещение, договор найма жилого помещения, акт о приватизации жилого помещения и др.);
  • справки о доходах членов семьи за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за субсидией;
  • документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Есть задолженность по коммунальным платежам? Субсидия не предоставляется

Субсидия предоставляется гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при наличии оформленных соглашений по ее погашению.

Коммунальные субсидии: в каких случаях выплаты приостанавливаются?

В случае неоплаты получателем субсидии текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги в течение 2-х месяцев предоставление субсидии может быть приостановлено. На погашение долга дается месяц. Если в течение этого срока задолженность не погашена или не согласованы сроки ее погашения с управляющей организацией (или с ГКУ Инженерная служба района), предоставление субсидии прекращается.

Выплата субсидии прекращается также, если:

  • субсидент поменял место постоянного жительства;
  • в семье произошли изменение ее состава или основания проживания, или увеличение доходов, не дающее право на получение субсидии;
  • получатель субсидии сообщил недостоверные данные о себе;

Коммунальные субсидии – расчет количества проживающих

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих (зарегистрированных) членов их семей. Расчет субсидии производится раздельно для граждан, проживающих в коммунальной квартире и являющихся членами разных семей по самостоятельным основаниям.

Коммунальные субсидии: как подтвердить свою долю?

Граждане могут представлять в районный отдел субсидий любой документ, подтверждающий величину их доли расходов на оплату жилого помещения. Это могут быть:

  • справка о выделении платежей за жилищно-коммунальные услуги;
  • судебное решение;
  • соглашение граждан, если эта оплата вносится по одному платежному документу.

Коммунальные субсидии. С доставкой на дом и без

Субсидия предоставляется на 6 месяцев при наличии всех необходимых документов:

  • с 1-го числа текущего месяца при обращении заявителя до 15-го числа месяца;
  • с 1-го числа следующего месяца при обращении с 16-го числа месяца.

Денежные средства перечисляются непосредственно гражданам на счета, открытые ими в любых банках Москвы.

Денежная помощь может быть с доставкой на дом через организации связи гражданам, которые по состоянию здоровья не имеют возможности открывать банковские счета и пользоваться ими. К ним относятся:

– инвалиды первой группы, престарелые, нуждающиеся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения, а также лица, достигшие 80 лет.

По истечении шести месяцев после того, как предоставлена субсидия, необходимо снова подтвердить свое право на социальную помощь.

Единственные, кому не требуется переоформлять субсидию каждые полгода, – это одиноко проживающие пенсионеры, а также семьи пенсионеров, у которых нет других доходов, кроме пенсии. ГЦЖС пересчитает субсидию в автоматическом режиме.

Граждане могут самостоятельно распоряжаться перечисленными на их счета денежными средст-вами, оплачивая при этом жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме. Информация о размере субсидии ежемесячно указывается в расчетном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Коммунальные субсидии в Москве: три стандарта расчета

Право москвичей на субсидию определяется в соответствии со стандартами Москвы. Размер субсидии высчитывается по специальной формуле, в которой учитываются: количество проживающих, прожиточный минимум семьи, стандарт стоимости услуг и совокупный доход заявителя, но в упрощенном виде он должен покрыть разницу между предельно допустимой долей расходов граждан и итоговым счетом в платежной квитанции.

Коммунальные субсидии. Стандарт 1. Метраж

1. Для расчета субсидии используется стандарт нормативной площади жилого помещения (утвержден Законом города Москвы от 1 ноября 2006г. № 54 « О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»).

Субсидию дадут только на оплату жилья, площадь которого не больше принятой в Москве социальной нормы.

Размер стандарта нормативной площади жилого помещения

1 чел. – 33 кв. м общей площади

2 чел. – 42 кв. м общей площади

3 и более чел. – 18 кв. м общей площади на каждого члена семьи

Например, если одинокая пенсионерка проживает на 60 « квадратах», то субсидию получит только на 33 метра, а за « излишки» жилплощади ей придется платить полностью – 100 процентов.

Коммунальные субсидии. Стандарт 2. Стоимость жилищно-коммунальных услуг

Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (размер стандарта утвержден постановлением правительства Москвы от 28 декабря 2011 г. № 645-ПП « Об утверждении размеров стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2012 год»).

  • для одиноко проживающих граждан – 2 403,94 руб.
  • на одного члена семьи, состоящей из 2-х человек – 1 945,27 руб.
  • на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек – 1 835,62 руб.

Коммунальные субсидии. Стандарт 3. Максимум расходов на квартплату

При расчете субсидии используется так называемый стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (утвержден Законом города Москвы от 1 ноября 2006г. № 54 « О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг)

Среднедушевой доход в месяц Размер стандарта
до 800 руб. 0%
800–2000 руб. 3%
2000–2500 руб. 6%
свыше 2500 руб. 10%

Из этих цифр следует: полностью освободят вас от квартплаты или частично. Например, если ежемесячный среднедушевой доход семьи меньше 800 руб., то семья ничего не платит (в пределах нормативов жилплощади). При доходе от 800 руб. до 2000 руб. – не более 3% и т.д.

Напомним: в Москве предельной планкой является 10% от совокупного дохода семьи. Если вы принесли счет за квартиру, где сумма платежей, рассчитанная в пределах нормативов, превышает десятую часть всех доходов, то может претендовать на субсидию ЖКХ.

Например, одинокая пенсионерка, получающая пенсию 13 тыс. руб. и проживающая в стандартной однокомнатной квартире, должна заплатить больше 2 тыс. руб. Чтобы вычислить положенную ей субсидию, надо от 2403,94 руб. (нынешний стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг для одинокого человека) отнять 1300 руб. (10 % от совокупного дохода), субсидия – 1103 руб. 94 коп.

Определить, положена ли вам помощь города на оплату коммунальных услуг или нет, можно также с помощью простых расчетов. Если после сложения всех источников дохода семьи (зарплата, стипендия, пенсия, пособие по безработице и т. д. за последние полгода) ежемесячный совокупный доход окажется ниже указанного в таблице для семьи вашего состава, тогда вы вправе претендовать на субсидию.

С 1 сентября 2012 года « потолок» максимального дохода, дающий право на получение субсидии повысился. Теперь он составляет:

Состав семьи (чел.) Максимальный совокупный (ежемесячный) доход семьи в руб. не выше:
1 24 039,40
2 38 905,40
3 55 068,60
4 73 424,80
5 91 781,00
6 110 137,20
7 128 493,40
8 146 849,60
9 165 205,80
10 183 562,00

Коммунальные субсидии: как рассчитывается совокупный доход

При исчислении совокупного дохода семьи учитываются доходы граждан, которые являются по отношению к заявителю или членам его семьи супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Основным юридическим фактом, порождающим взаимные права и обязанности супругов, является государственная регистрация заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (пункт 2 статьи 10 Семейного кодекса Российской Федерации), а не факт их совместного проживания.

В соответствии с пунктом 4 Правил, субсидия предоставляется гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. В случае, если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документ, подтверждающий их затраты по оплате за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги. Таким может быть документ, выданный управляющей организацией, заверенный печатью и подписью ответственного лица, или соглашение об участии в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, заключенное между членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со ст.69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма необходимо относить проживающих совместно с ним его супруга (супругу), а также детей и родителей данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Коммунальные субсидии. Как доказать, что нет доходов?

Если кто-либо из совершеннолетних членов семьи не может представить документ о доходах, то необходимо представить документ, подтверждающий их отсутствие. Это могут быть:

1) справка об отсутствии стипендии – для граждан, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения;

2) справка об обучении в общеобразовательных учебных учреждениях начального и среднего образования для граждан от 16-ти до 18-ти лет;

3) для граждан, имеющих статус безработных, – документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других видов выплат безработным;

4) документ, подтверждающий принадлежность граждан к следующим категориям лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства:

  • дети дошкольного и школьного возраста до 16 лет (свидетельство о рождении/паспорт);
  • лица, содержащиеся под стражей на период предварительного следствия или судебного разбирательства;
  • лица, находящиеся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения);
  • лица, находящиеся в розыске на период до признания их в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими;
  • один из родителей, который осуществляет уход за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. При этом не получает ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет и ежемесячной компенсационной выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;
  • неработающие женщины, состоящие на учете в медицинских учреждениях по беременности;
  • один из родителей, осуществляющий уход, который необходим по заключению лечебных учреждений его несовершеннолетнему ребенку;
  • один из родителей в семье с 3-мя и более детьми в возрасте до 16 лет, а также старше 16 лет, если они являются учащимися общеобразовательных школ (учащиеся образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, – 18 лет);
  • студенты заочных и вечерних отделений учебных заведений при дневной форме обучения, не представившие справки о доходах.

Коммунальная субсидия – величина непостоянная

Размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не может быть постоянным по ряду причин. Со временем эта сумма может как увеличиваться, так и уменьшаться, так как размер субсидии напрямую зависит от совокупного дохода семьи, ее количественного состава и других условий.

Зависимость эта прямо пропорциональна: чем выше совокупный доход семьи, тем меньше субсидия, и наоборот – чем ниже доход, тем больше субсидия.

Например, при изменении страховой или базовой части трудовой пенсии в сторону повышения увеличивается и совокупный доход семьи, а это приводит к уменьшению размера субсидии при переоформлении.

Коммунальные субсидии: полезная информация

По вопросам предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг обращайтесь по телефону « горячей линии» ГЦЖС Москвы: (495 ) 530-20-81 (круглосуточный многоканальный).

Отделы жилищных субсидий в районах работают по такому графику:

  • пн., вт., чт.: 9.00 – 18.00 (прием граждан: 9.30 – 17.30),
  • ср.: 9.00 – 20.00 (прием граждан: 9.30 – 19.30),
  • пт.: 9.00 – 16.45 (прием граждан: 9.30 – 16.00).
  • Перерыв: 13.00 – 13.45.
  • Суббота, воскресенье – выходные.

Первый рабочий день после 15 числа каждого месяца – не приемный день (проводится технологическая обработка информации).

Кроме того, обратиться за предоставлением субсидии можно и через интернет-портал госуслуг города Москвы: www.pgu.mos.ru .

Материалы предоставлены пресс-службой Городского центра жилищных субсидий.

Право на получение данной субсидии предусмотрено Жилищным кодексом (ст. 159 ЖК РФ). Основания и порядок получения содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг».

Почему законодатель предоставил такое право? Граждане с низким заработком являются финансово уязвимыми. Их финансовая уязвимость напрямую влияет на финансовое состояние поставщиков коммунальных услуг. А финансовое состояние поставщиков коммунальных услуг может привести к остановке их деятельности или вовсе ликвидации, что в свою очередь приведет к невозможности поставлять электричество, воду и газ большому кругу лиц. Именно во избежание такой ситуации законодатель предоставил право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Таким образом, законодатель минимизировал риски банкротства коммерческих структур – поставщиков коммунальных услуг. А граждане получили возможность получать субсидирование.

Кто имеет право на получение субсидии? (субъект)

Субсидия предоставляется всем гражданам с учетом проживающих с ними в одном жилом помещении членов семьи.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также субсидия на оплату ЖКУ или субсидия на оплату услуг ЖКХ) имеют все граждане Российской Федерации (как безработные, так и работающие, пенсионеры, инвалиды, малоимущие, матери одиночки, многодетные), а также некоторые граждане зарубежных государств, проживающих в России (Белоруссии и Киргизии).

Однако есть исключения. В начале статьи целесообразно определить круг граждан, которым субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляется в силу определенных условий и обстоятельств.

Субсидия не предоставляется

  • ссудополучателям по договору безвозмездного пользования жилым помещением частного жилищного фонда. Ссудополучатель – это лицо, которое получает вещь (в данном случае квартиру или дом) в безвозмездное пользование;
  • отказополучателям, которым право пользования жилым помещением частного жилищного фонда предоставлено по завещательному отказу. Отказополучатель – лицо в чью пользу составлен завещательный отказ. Завещательный отказ – это возложение наследодателем на своих наследников по закону или по завещанию обязательства имущественного характера в пользу третьих лиц (таким образом, наследодатель может обязать наследника передать наследуемое имущество в пользу другого лица);
  • получателям ренты, проживающие в жилом помещении частного жилищного фонда на основании договора пожизненного содержания с иждивением;
  • поднанимателям жилого помещения государственного, муниципального или частного жилищного фонда, проживающие по договору поднайма. По договору поднайма наниматель жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, вправе передать часть занимаемого им жилого помещения, а в случае временного выезда все жилое помещение в поднаем (аналогичным действием является субаренда). (ст. 76 ЖК РФ);
  • временным жильцам в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда. (ст. 80 ЖК РФ);
  • иностранным гражданам, за исключением тех государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры;
  • лицам без гражданства, в том числе имеющие вид на жительство;
  • лицам, имеющим задолженность по оплате ЖКУ и отказавшимся заключить соглашение о погашении задолженности по оплате ЖКУ;
  • не работающим гражданам трудоспособного возраста, не состоящим в Центре занятости населения, за исключением лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами.

см. приказ Минрегиона России № 58, Минздравсоцразвития России № 403 от 26.05.2006 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Если гражданин не подпадает под вышеуказанные категории, то у него возникает право на получение субсидии по коммунальным платежам. Следующим главным критерием будет являться размер заработка, о чем расскажем ниже.

Состав семьи получателя субсидии

В связи с тем, что субсидия предоставляется с учетом членов семьи заявителя, то стоит определить круг лиц.

В состав семьи входят:

  • сам заявитель
  • его супруг(а)
  • его родители (усыновители)
  • дети (усыновленные)
  • другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане (подробнее ст. 31, ст. 69 ЖК РФ, ст. 2 СК РФ).

Жилые помещения, расходы на коммунальные услуги которых субсидируются (объект)

Пользование коммунальными услугами неразрывно связано с жилым помещением. Поэтому целесообразно определиться с объектом, на который предоставляются субсидии. Граждане, претендующие на получение субсидии, должны иметь правовые основания владения (пользования жилым помещением), а также в обязательном порядке быть зарегистрированными в жилом помещении:

  • государственного или муниципального жилищного фонда (проживающие по договору социального найма);
  • частного жилищного фонда (проживающие по договору найма (аренды) с физическим лицом);
  • ЖК или ЖСК (проживающие в домах и являющиеся членами жилищного или жилищно-строительного кооператива);
  • принадлежащем на праве собственности (квартира, дом либо доля квартиры, дома).

Субсидия не предоставляется

  • по месту временного пребывания (при проживании в жилом помещении, не являющемся местом жительства. Под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно проживает и зарегистрирован);
  • на оплату услуг ЖКХ нежилых (коммерческих) помещений.

Субсидия на оплату услуг ЖКХ предоставляется всем гражданам в зависимости от размера индивидуального заработка гражданина или общего дохода семьи. Именно доход является главным критерием при принятии решения уполномоченными органами о предоставлении субсидии, а также при ее расчете.

Условия для получения субсидии

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется при наличии следующих условий:

  1. Лица, претендующие на получение субсидии имеют право на ее получение (см. раздел «Кто имеет право на получение субсидии?»).
  2. Граждане в установленном порядке зарегистрированы и постоянно проживают в жилых помещениях (см. раздел «Жилые помещения, расходы на коммунальные услуги которых субсидируются»).
  3. Отсутствует задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, или имеется соглашение с управляющей компанией по ее погашению.
  4. Расходы на оплату ЖКУ, рассчитанные в соответствии с региональными стандартами, должны превышать установленную долю от общего дохода семьи или гражданина.

Забегая вперед оговоримся, что доля расходов от совокупного дохода на оплату ЖКУ устанавливается региональным законодательством, но не может превышать 22 %. (например, в Москве – 10 %, в Санкт-Петербурге – 14 %).

Расчет размера субсидии

Размер субсидии зависит от:

  • размера заработка гражданина или совокупного дохода семьи
  • количества проживающих в качестве членов семьи заявителя
  • отнесения к той или иной социально-демографической группе (трудоспособные, пенсионеры, дети)
  • регионального размера прожиточного минимума
  • региональных стандартов нормативной площади жилого помещения
  • региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг
  • региональных стандартов максимально допустимой доли расходов на оплату услуг ЖКХ

Определение размера заработка гражданина или совокупного дохода семьи

При определении размера субсидии используются разные показатели дохода семьи:

  • совокупный заработок
  • среднемесячный заработок каждого члена
  • среднемесячный совокупный заработок
  • среднедушевой заработок

Совокупный доход семьи – сумма заработка всех членов или одиноко проживающего гражданина за последние 6 месяцев.

Например, если супруг получал прибыль за 6 месяцев: январь – 14000, февраль – 15000, март – 14000, апрель – 17000, май – 11000, июнь – 12000, а супруга: январь – 9000, февраль – 8000, март – 4000, апрель – 7000, май – 6000, июнь – 2000, то совокупный заработок семьи составит (14000+15000+14000+17000+11000+13000)+(9000+8000+4000+7000+6000+2000)= 84000+36000=120000.

В совокупный заработок семьи входят следующие доходы:

  • заработная плата,
  • различные компенсации,
  • выходные пособия,
  • социальные выплаты,
  • компенсационный выплаты,
  • пенсии,
  • стипендии,
  • пособия по безработице,
  • по временной нетрудоспособности,
  • по беременностям и родам,
  • ежемесячное пособие не ребенка,
  • страховые выплаты и другое

Полный перечень приведен в пункте 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512; пункт 34 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761.

Используется при расчете размера субсидии во всех случаях:

  • Среднемесячный доход каждого члена семьи . Определяется как сумма заработка, полученная в течение расчетного периода деленная на количество месяцев этого расчетного периода. Например, для супруга (14000+15000+14000 +17000+11000+13000)/6=84000/6=14000, для супруги (9000+8000+4000+7000+ 6000+2000)/6= 36000/6=6000.
  • Среднемесячный совокупный доход семьи определяется как сумма среднемесячных заработков всех членов. Например, 14000+6000=20000.
  • Среднедушевой доход семьи определяется как деления среднемесячного совокупного заработка семьи на количество членов. Например, 20000/2=10000.

Данный показатель нужен для отнесения семьи к категории малообеспеченной. Если среднедушевой заработок семьи меньше прожиточного минимума, то при расчете используется дополнительный коэффициент, повышающий размер субсидии.

Количество проживающих в качестве членов семьи заявителя

Количество проживающих ни Правилами, ни другим законодательством не ограничено. Однако не стоит забывать об ответственности за фиктивную регистрацию (ст. 322.2 УК РФ).

Как указывалось выше, в состав семейства входят: сам заявитель, его супруг(а), родители (усыновители), дети (усыновленные). Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане, признанные судом членами семьи заявителя (подробнее ст. 31, ст. 69 ЖК РФ, ст. 2 СК РФ).

При расчете размера субсидии в качестве члена семейства не учитываются следующие категории граждан:

  • военнослужащие, не заключившие контракт о прохождении военной службы (военнослужащие срочной военной службы, учащиеся в военных образовательных учреждениях)
  • лица, изолированные от общества решением уполномоченных органов (осужденные к лишению свободы, заключенные под стражу на период следствия, находящиеся на принудительном излечении)
  • лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (дети-сироты, престарелые)

Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчетов среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

Социально-демографические группы проживающих и региональный размер прожиточного минимума

Для разных социально-демографических групп (трудоспособные, пенсионеры и дети) устанавливается разная величина прожиточного минимума. Социально-демографические группы учитываются в случае отнесения семьи к категории малообеспеченной. Поэтому коэффициент, используемый при расчете размера субсидии для малообеспеченных семей (в том случае, когда среднедушевой заработок семейства меньше прожиточного минимума), может меняться в зависимости от отнесения к той или иной социально-демографической группе.

Например, в Москве величина прожиточного минимума установлена в следующих размерах:

  • трудоспособные 18453
  • дети 13938
  • пенсионеры 11420

Данные показатели постоянно индексируются и проверять их актуальность следует в официальных источниках.

Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения

Размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения устанавливается региональными властями. Во всех регионах он одинаковый и составляет:

  • на 1 человека – 33 кв.м.
  • на 2 человек – 42 кв.м.
  • на 3-х и более – 18 кв.м. на каждого члена (на семью из трех человек – 54 кв.м.).

Есть и еще один момент, на который следует обратить внимание, если вы претендуете на получение субсидии: помощь вам будет оказана только в том случае, если площадь вашего жилья не превышает стандарт нормативной площади. К примеру, если одинокая пенсионерка проживает в квартире площадью 60 кв. м, то субсидию она может получить только в расчете на 33 кв.м, а за остальную жилплощадь ей придется платить полностью.

Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг

Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг также устанавливаются региональными властями. Однако, размер отличается не только в зависимости от региона, но и от населенных пунктов, входящих в состав одного субъекта. Например, в Москве стандарт стоимости ЖКУ установлен Постановление Правительства Москвы от 13 декабря 2016 г. № 849-ПП и в зависимости от категории проживающих (пользователи государственного жилищного фонда, собственники жилых помещений и другие) составляет:

Указанные размеры постоянно индексируются. Актуальную информацию следует уточнять в официальных источниках.

Региональных стандартов максимально допустимой доли расходов на оплату услуг ЖКХ

На федеральном уровне доля расходов установлена в размере 22 % от совокупного дохода семейства (постановление Правительства от 29 августа 2005 г. № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»)

Региональным законодательством указанный размер может изменяться, но только в сторону уменьшения. Например, в Москве доля расходов для всех составляет 10%. При заработке до 2500 – 6%, до 2000 – 3%, а при доходе до 800 рублей – заявитель вовсе освобождается от платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги (Закон г. Москвы от 1 ноября 2006 г. № 54 «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»).

Другими словами – размер расходов на оплату коммунальных платежей не должен превышать 22 % (10 % для Москвы) от заработка гражданина или совокупного дохода семейства. Например, при заработке 30 000 рублей оплата коммунальных услуг должна составить не более 6 600 рублей (3000 для Москвы).

Актуальную информацию следует уточнять в официальных источниках.

Математический расчет размера субсидии

Формула расчета достаточно сложная. Приведем наглядный пример для среднестатистической семьи, проживающей в Москве:

  • двое взрослых трудоспособных – муж и жена
  • один пенсионер
  • один несовершеннолетний ребенок
  • заработок мужа – 45 000 ежемесячно (270 000 за 6 месяцев)
  • пенсия пенсионера – 15 000 ежемесячно (90 000 за 6 месяцев)
  • жена получает пособие по уходу за ребенком – 3 000 ежемесячно (18 000 за 6 месяцев)
  • зарегистрированы в Москве.

Размер субсидии составит около 4 300.

Стоит сделать акцент на том, что при предоставлении субсидий принимаются во внимание не фактические расходы гражданина на оплату ЖКУ, а расчетная сумма, зависящая от нормативной площади жилого помещения и стандарта стоимости ЖКУ. Размер субсидии не может превышать фактических расходов на оплату услуг ЖКХ.

Например, если по региональным стандартам размер расходов на оплату ЖКУ составляет 4000, а фактические расходы составляют 3000, то субсидия не может превышать 3000 рублей.

Обращаем внимание, что в случае предоставления получателю субсидии и членам его семейства иных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать сумму оплаты по квитанции, уменьшенную на размер предоставленных мер социальной поддержки.

Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

ЖК РФ):

  • плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом (далее — МКД), за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД;
  • плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодную и горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В плату за жилое помещение для нанимателя дополнительно включается плата за пользование жилым помещением (плата за наем). При этом капитальный ремонт общего имущества в МКД проводится за счет собственника жилищного фонда (п. п. 1 , 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Примечание. Несоблюдение письменной формы договора социального найма жилого помещения не освобождает нанимателя от обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).

В плату за жилое помещение для собственника помещения дополнительно включается взнос на капитальный ремонт. При этом следует учитывать, что для ряда категорий граждан предусматривается компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт (п. 2 ч. 2 ст. 154 , ч. 2.1 ст. 169 ЖК РФ; ч. 14 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

В плату за жилое помещение также может включаться абонентская плата за услуги связи для целей телевещания, установленная на основании письменного договора на оказание услуг связи, заключаемого с абонентом (владельцем помещения в МКД). Если абонентская плата за услуги связи включена в единый платежный документ в отсутствие такого договора, собственник (наниматель) помещения вправе требовать ее исключения из единого платежного документа и не оплачивать услуги, которыми он не пользуется (п. п. 12 , Правил оказания услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 N 785; Письмо Минстроя России от 13.07.2016 N 21928-АЧ/04).

Примечание. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя плату за наем жилого помещения и плату за коммунальные услуги (ч. 1.1 ст. 154 , ст. 156.1 ЖК РФ).

Размер платы за содержание жилого помещения и коммунальные услуги

Размер платы за содержание жилого помещения в МКД, в котором не созданы ТСЖ, жилищный кооператив или иной специализированный кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Исключение составляет определение размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, для которого применяется особый порядок, в том числе и путем принятия решения на общем собрании (ч. 7 , 9.2 ст. 156 ЖК РФ).

Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления МКД либо об установлении размера такой платы, устанавливается органами местного самоуправления (в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — как правило, органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) (ч. 3 ст. 156 , ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).

При этом перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, утвержденный собственниками помещений либо органом местного самоуправления, не может быть меньше Минимального перечня (Письмо Минстроя России от 17.03.2016 N 7513-ОЛ/04).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии — исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг), и по тарифам для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов) (ч. 1 , 2 ст. 157 ЖК РФ; п. 38 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Сроки внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца включительно, следующего за истекшим месяцем. При этом договором управления МКД либо решением общего собрания членов ТСЖ (жилищного кооператива) может быть установлен иной срок внесения платы (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ; п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).

За несвоевременную и (или) неполную оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрена обязанность должников уплатить кредитору пени в установленных размере и порядке (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).

За несвоевременную и (или) неполную уплату взносов на капитальный ремонт предусмотрена обязанность собственников помещений уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты (ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ).

Справка. Ставка рефинансирования

С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России и с 30.10.2017 составляет 8,25% (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У; Информация Банка России от 27.10.2017).

Предоставление информации о порядке и форме оплаты коммунальных услуг

Организации или индивидуальные предприниматели, предоставляющие коммунальные услуги (исполнители), обязаны предоставить потребителю информацию о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, сведения о последствиях несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги, отсутствия прибора учета, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также недопуска исполнителя в помещение для проверки состояния приборов учета и достоверности переданных сведений о показаниях таких приборов учета.

Информация предоставляется путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении таких услуг, и размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом или комплекс жилых домов, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей (пп. «п» п. 31 Правил N 354).

Если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не установлен порядок оплаты, потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов, при этом уведомлять поставщика услуг или управляющую компанию не требуется (Письмо Минстроя России от 04.09.2015 N 28485-ОЛ/04).

Примечание. В определенных случаях органы госвласти субъектов РФ могут принять решение об оплате коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года (пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857; п. 1 Постановления Правительства Москвы от 29.09.2016 N 629-ПП).

Основания внесения платы за коммунальные услуги

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься следующим образом (п. п. 1 , 2 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ):

  • на основании платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг. При этом платежные документы могут представляться в том числе в электронной форме либо размещаться в информационной системе;
  • на основании информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в информационной системе. Такой информацией являются сведения о начислениях, размещенные в системе, а также содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенная в информационной системе, должна соответствовать сведениям, содержащимся в платежном документе, представленном потребителю. При несоответствии этих сведений достоверной считается информация, размещенная в информационной системе (ч. 2.3 ст. 155 ЖК РФ).

Способы внесения платы за коммунальные услуги

В настоящее время существует множество способов оплаты потребителем жилого помещения и коммунальных услуг. Так, в частности, потребитель по своему выбору вправе (п. 65 Правил N 354):

1) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в выбранных им банках, или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет, через информационно-платежные терминалы, банкоматы, депозиторы, с помощью мобильного телефона, с использованием систем электронных платежей, долгосрочных поручений о списании денежных средств, в соответствии с которыми банк ежемесячно перечисляет со счета клиента оговоренные платежи, и в иных формах, не противоречащих законодательству РФ. Подтверждающие оплату документы должны храниться в течение не менее трех лет со дня оплаты;

2) поручать внесение платы за коммунальные услуги другим лицам;

3) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период (месяц) частями, не нарушая при этом установленный срок внесения такой платы;

4) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Кроме того, потребитель вправе воспользоваться рассрочкой, которую исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить ему, если размер платы за коммунальную услугу в каком-либо месяце превысит более чем на 25% размер платы, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года.

Рассрочка предоставляется на условиях внесения платы равными долями в течение 12 месяцев и взимания за это процентов в размере не выше, чем увеличенный на 3% размер ставки рефинансирования Банка России, действующей на день предоставления рассрочки.

При этом проценты за предоставляемую рассрочку не начисляются или начисляются в меньшем размере, если за счет средств бюджета (бюджетов) различных уровней бюджетной системы РФ исполнителю коммунальных услуг предоставляется компенсация средств, недополученных в виде процентов за предоставление рассрочки (п. п. 72 — Правил N 354).

Подготовлено на основе материала

ООО «Институт Управления ЖКХ»