Приватизация земель общего пользования в снт инструкция. Права на земли общего пользования в снт

Земельных участков и проведение процедуры межевания может применяться к землям различного назначения, в том числе и к участкам, входящим в состав садоводческого некоммерческого товарищества.

Под СНТ понимается некоммерческое объединение граждан, осуществляющих пользование наделами , при этом эксплуатация такого рода земель осуществляется с учетом установленных рамок гражданских взаимоотношений.

Параллельно с таким понятием широко применяется аббревиатура ЗОП – земли общего пользования, которые не являются собственностью отдельных лиц и непосредственно используются владельцами или пользователями прилегающих к ним участков.

К таким землям относят дороги, проходы, детские площадки – фактически, все территории, что входят в состав СНТ, но не определены в качестве отдельного участка.

Необходимость установления границ такого рода земель может быть вызвана рядом причин, среди которых содержится определение межи собственности, оформление документов, защита своих прав и т.д.

Основными целями проведения земель общего пользования, входящих в состав территории СНТ, являются следующие :

  • Уточнение границ участков, их площади, а также конфигурации участков;
  • Снижение риска возможности возникновения споров относительно смежных с соседями границ или обвинений в проведении самозахвата территории;
  • Обеспечение возможности получения документов, подтверждающих право собственности;
  • Защита прав владельца в случае, когда относительно земли замечены неправомерные действия в плане посягательства на его собственность;
  • Возможность законного путем прирезки дополнительных территорий, не имеющих своего владельца;
  • Получение разрешения на строительство по упрощенной схеме.

Порядок проведения

Порядок проведения процедуры , несколько отличается от того, который используется по отношению к участкам, находящихся в собственности одного лица или организации.

Данный факт связан с тем, что участки не имеют единоличного владельца и все организационные процессы могут осуществляться только при наличии согласия пользователей наделами.

Общее собрание и заключение договора

Поскольку процедура межевания будет применяться к землям, входящим в состав СНТ и оплата за оказание такой услуги будет взыматься с каждого из пользователей участка, решение о необходимости установить границы участков и земель общего пользования также принимается всеми лицами, имеющими право голоса .

Для принятия такого решения необходимо инициировать проведение общего собрания, на котором путем общего голосования выносится решение как о возможности инициирования процедуры установления границ, так и о том, в какую организацию потребуется обратиться для того, чтобы провести межевание.

На собрании озвучиваются цели межевания, условия работы с определенной геодезической организацией, а также цена процедуры как в общем, так и разделенная на каждого из пользователей земли.

Решение в такой ситуации принимается на основании положения о кворуме и принятия решений (необходимого перевеса для возможности утверждения того или иного действия).

Необходимые документы

Для возможности обращения в геодезическую организацию и инициированию определения границ участка необходимо будет заранее подготовить пакет документации, положенный в таких случаев.

Так, в частности, потребуются :

  • Документы, которые свидетельствуют о праве на пользование участком или получении его в собственность;
  • Документальное подтверждение факта возникновения права собственности. В качестве него может выступать свидетельство о получении участка, выданное местной администрацией, а также договор купли-продажи или другой документ, который может служить основанием для эксплуатации земли любым лицом;
  • Общая схема товарищества, которая будет заверена правлением. Данные материалы могут быть использованы при непосредственном межевании, в частности, инженер будет руководствоваться сведениями при определении границ земли, которую потребуется включить в ;
  • Протокол общего собрания товарищества, на котором был назначен действующий на данный момент председатель.

Проведение геодезических работ

Геодезические работы являются основной частью осуществления определения границ участков , входящих в состав СНТ, а также межей прохождения земли общего пользования.

Предварительно инженер должен ознакомиться с имеющимися документальными данными относительно таких территорий и принять во внимание всю информацию о координатах границ, которая имеется в наличии. Имеющиеся данные специалист может взять за основу для проведения дальнейших расчетов.

После того, как этап вычислений закончен, кадастровый инженер выезжает на территорию расположения участков, занятых под СНТ, и проводит работу на местности . Такая работа заключается в непосредственном и определении правильности вычисленных им координат.

При установлении фактических границ землепользования в первую очередь принимаются во внимание особенности характера территории и расположения на них природных объектов , в связи с чем потребуется несколько изменить расположение земельных участков.

После того, как все вехи были установлены, потребуется провести .

При этом в случае наличия по поводу любой из границ специалисты советуют решать такие вопросы путем мирной договоренности , поскольку в противном случае единственным вариантом решения проблемы станет обращение в судебный орган, где на основании предоставленной документации будет принято решение о том, каким именно образом будет проходить граница.

Судебные решения

В процессе установления границ земельных участков СНТ нередко приходится прибегать к обращению в судебный орган.

Необходимость этого может возникать в связи с наличием споров относительно проходящих границ .

Такие споры могут заключаться в том, что владельцы смежных участков имеют различное мнение относительно того, как проходит граница между их участками или же один из пользователей не согласен с тем, как установлена межа.

В процессе рассмотрения таких дел могут приниматься следующие решения :

  • Отказ в рассмотрении дела по причине отсутствия у пользователя участка законных полномочий на опротестование прохождения границ таким образом;
  • Отказ в инициировании разбирательства по причине отсутствия доказательной базы для опротестования границ. Фактически это означает, что лицо имеет возможность протестовать против именно такого расположения участка, имея какие-либо документы или данные (в том числе и свидетельские показания) относительно того, что координаты поворотных точек должны быть установлены в другом месте;
  • Принятие обращения и вынесение решения в пользу истца. В такой ситуации суд рассматривает все предоставленные документы, проводит анализ данных, которые могут свидетельствовать о правоте истца и выносит решение в его пользу;
  • Принятие обращения и при этом на основании рассмотренных данных вынесение решение частично в пользу истца или же в пользу ответчика.

В такой ситуации возможно повторное обращение в суд , если истец все равно не согласен с вынесенным решением или считает его несправедливым.

Полезное видео

Смотрите интересный видеоматериал, в котором рассказывается об особенностях межевания земель общего пользования в пределах СНТ.

Заключение

Итак, межевание земельных участков, что входят в состав СНТ, осуществляется путем привлечения геодезической организации, который производит анализ предоставленного плана территории товарищества и прочие документальные сведения, проводит геодезические работы на местности и составляет межевой план.

Решение о проведении процедуры установления границ должно осуществляться на основании голосования на общем собрании членов товарищества, как того требует установленный порядок.

Вконтакте


Меняется форма управления товариществом, которое будет осуществляться следующими органами:

Наравне с понятием жилого помещения водится категория дачного дома, который предназначен для временного нахождения и проживания граждан, а термин «жилое строение» исключается. Вводится новая система взносов по принципу направленности:

  • вступительные;
  • членские;
  • целевые.

Закон подробно регламентирует цели, на которые могут быть потрачены средства каждой категории. Для удобства подключения к коммунальным сетям вводится понятие общего имущества. Это изменение схоже с общим имуществом многоквартирного жилого дома. Теперь все коммуникации и инженерные сети могут принадлежать всем садоводам на общем праве, а их обслуживание будет осуществлять СНТ.

Порядок оформления в собственность земли общего пользования в снт

ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ: МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ: РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР: Какие налоги платит СНТ в 2018 году? Садовое некоммерческое товарищество (СНТ) — это специальное некоммерческое объединение, которое может создаваться гражданами РФ на добровольных началах для того, чтобы члены этой организации могли вместе решать определенные хозяйственные задачи в садоводстве. Следует понимать, что фактически любое СНТ является юридическим лицом, которое обязано платить налоги на общих основаниях, а для уплаты этих налогов обычно используются членские взносы участников СНТ. Но какие налоги платит СНТ в 2018 году? Любое садовое некоммерческое товарищество обязано платить 4 видов налогов:

  • Платит ли СНТ налог на имущество? Да, СНТ обязано уплачивать налог на все имущество, которым оно владеет.

Закон о снт с 2018 года

Новый закон о СНТ, который вступает в действие с 2018 года, позволит существенно упростить жизнь рядовым дачникам и садоводам, уверены чиновники. Нововведения приведут к изменению базовых принципов объединения владельцев участков. Эксперты подчеркивают потенциальные риски нового закона, которые станут неприятным сюрпризом для граждан.
Содержание

  • 1 Закон о СНТ: нововведения с 2018 года
  • 2 Новый закон – новые проблемы
  • 3 Плюсы и минусы нововведений

Закон о СНТ: нововведения с 2018 года Госдума одобрила закон о СНТ, который вступит в действие в следующем году. Новая инициатива правительства направлена на коренные преобразования действующих норм объединения собственников садоводческих и дачных участков, которые не соответствуют нынешним реалиям.

Земли общего пользования снт

С момента его принятие в 1998 году он претерпел немало изменений, в том числе с учетом решений судебных инстанций. Федеральный закон устанавливает:

  • способ объединения граждан в целях совместного осуществления садоводческой, дачной или огороднической деятельности;
  • способы предоставления земли;
  • форму управления юридическим лицом, а также права садоводов;
  • формы совместной работы с муниципальной властью;
  • порядок застройки территории.

Вносимые изменения в иные законодательные нормативные акты в ряде случаев оказывали влияние на объем прав членов товариществ. Примером служит введение в действие закона «о дачной амнистии», который существенно упростил процедуру регистрации права на строения, расположенные на участках для садоводства.

Пользование землей общего пользования в снт

При этом юридическое лицо имеет определенные обязанности в отношении содержания участков для общего пользования:

  • обязанность по уплате налогов за общую территорию лежит исключительно на СНТ, так как на членах товарищества возлагается такая обязанность только за свои участки;
  • садоводство обязано проводить работы по содержанию территории общего пользования;
  • занимается уборкой территории, сбором и вывозом мусора.

Управление садоводством осуществляется членами правления, председателем, а также общим собранием членов садоводческого или иного товарищества. Закон о садоводческих некоммерческих товариществах (СНТ) До января 2019 года деятельность садоводческих, огороднических и дачных товариществ регламентирует Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Вступление изменений в силу установлено с первого января 2019 года, но уже с начала 2018 года многим садоводствам придется перестроить свою деятельность. В первую очередь исключается форма объедения садоводов в кооперативы, так как они морально устарели и не применяются по факту в нашей стране. Также исключаются дачные объединения граждан. Переход к новым формам должен завершиться к концу 2023 года.

Теперь для создания СНТ нужно набрать более трех голосов учредителей на общем собрании. Дополнительно составляется список всех новообразованных членов садоводства с указанием кадастровых номеров принадлежащих им земельных участков. При этом минимальное число членов объединения граждан должно составлять семь человек.

Садоводческие некоммерческие товарищества (снт): изменения 2018

Следует понимать, что налог на имущество является региональным налогом, поэтому его размер устанавливается региональным законодательством. Также следует помнить, что налог не может быть выше 2,2%.

Оформление и использование земель общего пользования

Следствием этого может стать невозможность социального найма квартир и исключение из очереди на получение жилья.

  • Садоводы, которым принадлежат земельные участки на основании членской книжки без регистрации в Росреестре, могут встретить трудности с узаконением своей земли. Так как требования закона о регистрации позволяют исключать из кадастрового учета те участки, собственность на которые не зарегистрирована. Такая земля станет собственностью муниципальных образований и ее владельцам придется доказывать свое право через суд.
  • Не установлены конкретные регламенты для исполнения ряда функций СНТ.
    Сложности могут возникнуть, например, с принятием решения о покупке долей в общем имуществе садоводства, для которого необходимо обеспечить обязательную явку и желание всех членов садоводства.
  • Переходный период для внедрения изменений установлен до конца 2023 года.

Кому принадлежат земли общего пользования садоводческих товариществ (снт)?

Одним из плюсов такого взаимодействия стала упрощенная система медицинского обслуживания членов садоводства, а также обеспечение коммунальными услугами. Кроме того, теперь ремонт дорог, расположенных в пределах СНТ и прилегающей к нему территории, осуществляется с помощью средств муниципалитета.

  • Исключение некоторых форм объединения садоводов предполагает создание прозрачной системы налогообложения и защиты прав всех участников объединения.
  • Введение категории общего имущества садоводов должно упростить процедуру подключения к коммунальным службам.

Но у закона есть и свои недостатки, которые пока выделяются только в теории.

  • Внедрение понятия садового дома в качестве капитального жилого помещения влечет возможность прописки по адресу строения.

Инфо

Заметьте, чтобы создать СНТ или ОНТ, потребуется минимум 3 голоса граждан, выступающих в роли учредителей. Решение должно приниматься на общем собрании собственников. К органам товарищества относят:

  1. Председателя.
  2. Общее собрание.
  3. Ревизионную комиссию.

Изначально в товариществе формируется единоличный исполнительный орган – председатель.


Он является инициатором создания товарищества. Далее образуется постоянный действующий коллегиальный исполнительный орган – правление товарищества. Важно: в товарищество должно входить минимум 7 человек! Кроме того, на собрании следует оформить список членов, которые будут объединены в новой организации, с указанием ФИО, правоустанавливающих документов и кадастровых номеров всех участков.

(комментарии юриста)

В настоящее время правила пользования и распоряжения землями общего пользования (далее -- ЗОП ) садоводческих некоммерческих товариществ (далее -- СНТ ) установлены совокупностью федеральных законов России:

01. Федеральный закон РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединенияхграждан» №66-ФЗ от 01.01.2001г. («Закон об СНТ »)

02. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ )

03. Федеральный закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 01.01.2001г. («Закон о госрегистрации »)

04. Федеральный закон РФ «Земельный кодекс РФ» от 01.01.2001г. («Земельный кодекс »)

05. Федеральный закон РФ «О государственном кадастре недвижимости» 24 июля 2007 года N 221-ФЗ («Закон о кадастре »)

06. Федеральный закон РФ №93-ФЗ от 01.01.2001г. (это комплекс законов , именуемый в народе «Закон о дачной амнистии »)

Как стало известно, некая инициативная группа садоводов СНТ «Лесное» готовит почву для передачи части ЗОП в собственность отдельных членов СНТ.

Что в связи с эти важно понимать ВСЕМ САДОВОДАМ ?

Ответы – в нижеследующих комментариях, основанных на положениях перечисленных выше федеральных законов.

1. Какие существуют виды прав на ЗОП

1.1. ЗОП могут находиться в режиме:

а) права общей совместной (до 1998г. – называлась коллективной совместной) собственности членов СНТ .

б) или права собственности СНТ как юридического лица (Юрлицо ),

1.2. В случае а) решение о передаче ЗОП кому-нибудь должно быть принято письменно поименно единогласно ВСЕМИ членами СНТ (п.2. ст. 253 ГК РФ). А, например, решение об образовании земельных участков из ЗОП осуществляется по соглашению между всеми садоводами об образовании земельного участка (п. 5 ст. 11.2 Земельного кодекса).

В случае б) все решения о судьбе ЗОП принимает Общее собрание членов СНТ (а по уставу СНТ «Лесное» -- Общее собрание уполномоченных ) простым большинством голосов. Т. е. в случае, если это – Собрание уполномоченных, то решение в «минимально допустимом случае» могут принять всего 5,0% + один голос от общего списка садоводов!!!

1.3. У СНТ «Лесное» сейчас имеется Свидетельство о праве совместной (коллективной) собственности садоводов на ЗОП , выданное в 1995г. (Свидетельство № 000, выданное Постановлением главы администрации Выборгского района от 01.01.2001г.). Оно действует и в настоящее время.

1.4. В силу этого любые решения о распоряжении ЗОП, в том числе о разделе их на новые (мелкие) с последующей «прирезкой» их кому-нибудь, будут законны только в том случае, если будут приняты письменно поименно единогласно ВСЕМИ членами СНТ согласно списку!


2. Надо ли переоформлять существующее право на ЗОП

2.1 Закон не обязывает садоводов переоформлять ранее полученное Свидетельство.

Но при желании (мотивы непонятны!!) садоводы могут изменить правовой режим ЗОП: передать ЗОП из совместной собственности садоводов в собственность СНТ как Юрлица.

2.2. Какие от этого могут быть выгоды? Единственная -- что механизм принятия решений о судьбе ЗОП становится очень простым (см. выше п. 1.2.).

2.3. Какие опасности таит перевод права собственности на ЗОП к СНТ? Вот они.

2.3.1. Общее собрание уполномоченных по очень простой процедуре может принять решение с какой-нибудь расплывчатой формулировкой типа: «произвести оптимизацию пользования и распоряжения ЗОП с целью получения дополнительных финансовых средств».

2.3.2. В промежутках между Общими собраниями на основании этого решения Правление примет решение, напр., о передаче ЗОП в аренду какой-нибудь организации на непонятных условиях, а задним числом отчитается перед очередным Общим собранием (опять же уполномоченных!). Это будет выполнение «оптимизации пользования ЗОП ».

2.3.3. А могут принять решение и о продаже части ЗОП кому-нибудь на таких же непонятных условиях (как это сейчас пытаются проделать с ЛЭП). Это будет выполнение «оптимизации распоряжения ЗОП ».

Т. е., принимая решение о переоформлении земель общего пользования из совместной собственности садоводов в собственность юридического лица, каждый садовод отказывается от своей «доли» в общем имуществе Товарищества и передает ее в собственность СНТ навсегда!

3. Надо ли проводить кадастровые работы с ЗОП

3.1. Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса и п.5. ст.37 Закона о кадастре, кадастровые работы – это составление кадастрового паспорта земельного участка с проведением межевания (т. е. согласования границ земельного участка с собственниками всех смежных участков).

Т. е. для СНТ «Лесное» это очень дорогостоящие работы (из-за размера и сложности границ ЗОП, а также «непростых» внешних соседей – федерального лесничества и пр.).

3.2. Согласно Закону о госрегистрации , если с земельным участком совершает сделки Юрлицо, перед сделкой необходимо провести кадастровые работы.

Передача ЗОП из совместной собственности садоводов в собственность СНТ как Юрлица – это сделка , требующая госрегистрации, и следовательно, обязательного проведения кадастровых работ с ЗОП.

3.3. Если же ЗОП в собственность СНТ не переводится , проводить кадастровые работы не требуется , за исключением случая, когда у садоводов возникло желание (необъяснимое!) просто заменить Свидетельство старого образца на Свидетельство нового образца.

4. Опасности перехода права на ЗОП к СНТ (в деталях)

4.1. Если всё же решение Общего собрания (Собрания уполномоченных) о передаче ЗОП в собственность СНТ как юрлица принято , то дальше для недобросовестного Председателя правления открывается следующая схема неправомерных действий «в свою пользу» вопреки пользе СНТ:

4.2. Председатель организует вынесение Решения Правления (в худшем случае – фальсифицирует, пример – в конце данного материала!), на основании которого и не дожидаясь соответствующего Решения Общего собрания(Собрания уполномоченных ) совершает от имени СНТ сделку (в соответствии с подпунктом 4) пункта 2 ст. 23 Закона об СНТ), в результате которой отчуждает кому-нибудь кусок из состава ЗОП.

4.3. Сделка по п.4.2. проходит госрегистрацию.

4.4. Приобретатель земельного участка по п. п.4.2,4.3. становится «добросовестным приобретателем » и суд в случае спора вероятнее всего призна’ет (сохранит) его право на землю, а СНТ, следовательно, навсегда лишится этого проданного куска.

4.5. Если же (еще одна ситуация) по сделкам, совершенным Председателем от имени СНТ , у СНТ появятся долги, СНТ будет отвечать по ним всем своим имуществом (абзац третий ст.7 Закона об СНТ), в том числе взыскание может быть обращено и на ЗОП, которые теперь уже будут собственностью СНТ как Юрлица, а не совместной собственностью садоводов .

5. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

5.1. Передавая ЗОП из совместной (коллективной) собственности в собственность СНТ как юридического лица, каждый садовод отказывается от своей «доли» в общем имуществе Товарищества и практически передает возможность распоряжаться этими землями Правлению и Председателю .

При этом появляется возможность даже вообще лишиться права общей собственности на часть ЗОП, а возможно и на все ЗОП.Пример : СНТ «Заря» во Всеволожском районе лишилось права на часть ЗОП по сфальсифицированным Председателем протоколам Общего собрания и Правления.

5.2. При сохранении же совместной собственности садоводов на ЗОП Распоряжение этими землями осуществляется по согласию всех членов СНТ.

5.3. По действующему законодательству члены Товарищества вправе не осуществлять никакого переоформления существующих земель.

5.4. Если же будет принято решение переоформить существующее Свидетельство о праве совместной (коллективной ) собственности на ЗОП с любой из двух целей:

а) сохранение существующего права совместной собственности членов СНТ но с заменой существующего «старого» Свидетельства от 1995 года на Свидетельство новой формы , установленной действующим законодательством , чего закон сейчас не требует ;

б) перевод права совместной собственности членов СНТ на право собственности СНТ как Юрлица ,

то это в обоих случаях потребует проведения кадастровых работ, стоящих немалых денег.

Оперируют понятием «земельный участок общего пользования»;

ГК РФ Статья 262. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

  1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых «законом» и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
  2. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
  • градостроительный кодекс использует термин «территории общего пользования».
  • СПРАВКА: Хотя ГК и ЗК применяют одну и ту же формулировку, смысл, вкладываемый в нее, различен. Земельный кодекс перечисляет объекты улично-дорожной сети, а также пляжи и водные объекты. ГК говорит о любых не огороженных территориях, отнесенных к публичной собственности, причем к их числу стоит относить также леса, болота, луга, где разрешается сбор ягод и грибов.

    Больше информации о праве использования земель лесного и водного фонда, находящихся в собственности государства, найдете в .

    В Градостроительном кодексе приведено определение территорий общего пользования, а для пояснения включен неисчерпывающий перечень, перекликающийся с перечнем из ч. 12 ст. 85 ЗК.

    Резюмируя обзор понятий, нужно отметить, что правильнее говорить не о землях, а о земельных участках общего пользования.

    Они могут входить, как сказано в ст. 85 ЗК, в любые территориальные зоны, то есть в общественно-деловые, жилые, производственные и так далее.

    Это естественно, ведь во всех этих зонах должны быть улицы.

    Однако при обращении к ГрК всплывает еще одно противоречие в понятиях: территориальными зонами названы зоны, для которых устанавливаются градостроительные регламенты, а ч. 4 ст. 36 ГрК устанавливает, что на участки в рамках территорий общего пользования градостроительные регламенты не действуют. То есть по ГрК общественные земли не входят ни в какие территориальные зоны.

    Содержание права общего пользования землей

    ГК РФ указывает на две составляющих права пользования землями общего пользования:

    • возможность пребывания на таких участках;
    • возможность сбора имеющихся природных объектов.

    Однако эти правомочия могут ограничиваться нормативными актами или решением собственника, то есть публичного образования.

    СПРАВКА: Проход по улицам, проезд по автомобильным дорогам, отдых на лавочке в парке – это реализация рассматриваемого права общего пользования земельными участками. А платный вход в парк, платная автодорога, перекрытое движение по улицам и площадям – это возможные ограничения, которые устанавливает собственник.

    В теории все кажется понятным, но любое гражданское право проявляет себя в возможности его судебной защиты. А при попытке защитить рассматриваемое правомочие от посягательств других лиц человек может столкнуться с тем, что его не признают надлежащим истцом.

    Например, если на улице установлен торговый киоск, пешеход, которому этот киоск мешает, вряд ли сможет обратиться в суд с иском о демонтаже торгового павильона, так как не сможет представить доказательств наличия у него того субъективного права, которое нарушено.

    За незаконную торговлю привлекут только к административной ответственности из-за нарушения правил получения разрешения на торговлю и самовольного занятия земли.

    Прохожий же не сможет отстоять свои интересы в судебном порядке. Немаловажен и еще один юридический аспект. Некоторые специалисты приписывают конструкции общего пользования землями не гражданско-правовую, а эколого-правовую природу. То есть это правомочие признается разновидностью права природопользования, а не самостоятельным вещным правом.

    Объекты и субъекты использования земель общего пользования

    В отношении объектов права важно определиться, требуется ли их кадастровый учет или объектами могут выступать любые публичные земли. И ГК, и ЗК говорят об индивидуально-определенных вещах – участках, которые должны иметь границы, сформированные в ходе межевания.

    ВАЖНО! Закон о кадастровой деятельности отвечает утвердительно на вопрос о том, должна ли дорожная сеть и остальные подобные элементы городской планировки быть зарегистрированы в качестве публичной собственности. В ходе комплексных кадастровых работ проводится формирование участков, занятых этими объектами, их и постановка на .

    В то же время, если учитывать эколого-правовой характер общего пользования землей, то объектами могут выступать любые земли, не важно, зарегистрированы ли они. В этом есть своя логика, потому что при прогулках по городским территориям или сельским просторам мы не совершаем никакого распоряжения землями, поэтому регистрация не играет здесь никакой роли.

    Субъектами права вступают только граждане, а не другие участники гражданского оборота – юридическим лицам такая возможность не предоставляется, что связано с самим характером рассматриваемых правоотношений.

    Статья 262 ГК: сфера действия

    Комментарии к ч. 1 ст. 262 ГК сходятся в более широком толковании понятия земельных участков общего пользования, чем приведенное в статье 85 ЗК.

    ГК очевидно включает в число таких земель и лесные угодья, которые не регулируются ЗК.

    Комментаторы приводят ссылки на ст. 11 Лесного кодекса , которая позволяет свободно находиться в лесах и собирать там не древесные ресурсы.

    Особое внимание комментаторов уделяется пределам осуществления права. Публичное образование не может ограничивать доступ на участок произвольно. Различные законы содержат ограничения разной степени конкретики. Так, в Лесном кодексе запрещается сбор видов, включённых в Красные книги.

    СПРАВКА: Ч. 2 ст. 262 содержит норму, не связанную с правом общего пользования на землю. В ней говорится о праве прохода через чужой участок, если он не огорожен.

    Аренда: противоречивая практика

    Статья 85 ЗК содержит запрет на приватизацию земли общего пользования. Арбитражные суды трактуют эту норму по-разному:

    • одни пишут, что аренда таких земель недопустима в силу запрета приватизации (ФАС СЗО, СКО, Дальневосточного округа);
    • другие считают, что нельзя передавать их в частную собственность, а в аренду не запрещено (ФАС Центрального, Поволжского округа).

    Возможность законно поставить киоск на бульваре зависит от региона, в котором находится объект.

    Самозахват: куда обращаться

    В случае самовольного захвата земель можно жаловаться:

    Как мы видим, с общественными землями немало юридических проблем. В разных законах в это понятие вкладывается различный смысл. Неоднозначен запрет на приватизацию – суды по-разному трактуют возможность их передачи в аренду. В любом случае, понятно, что на эти участки должна быть зарегистрирована публичная собственность. Иначе дело обстоит с общим имуществом СНТ – там общая земля закрепляется за СНТ и право использования земель для садоводства бесплатно для членов садоводства и платно для тех, кто не входит в объединение.

    Если вам не нужна статья излагающая полный перечень аналитических материалов, вы можете посмотреть статью в упрощенном читательском варианте

    04.07.2016 О чем эта статья

    Полноценный аналитический материал о том, кому принадлежит земля в СНТ, нужна ли она в собственности, или лучше пусть она будет принадлежать администрации. Какие у садоводов права на эти земли и как ими воспользоваться?

    ЗОП - что это?

    Речь в этой статье пойдет о землях общего пользования (далее ЗОП), находящихся в коллективной совместной собственности граждан, земельном налоге на ЗОП с таким видом собственности о том, как он исчислялся и уплачивался ранее и как происходит это сейчас на практике и по закону согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ.

    Почему собственность коллективная

    Почему коллективная совместная, а не совместная собственность, которая предусмотрена ГК РФ.
    Для этого надо вернуться в недалекие 90-е годы, когда началась повальная приватизация. Большинство садовых объединений, которым были выделены земельные наделы на разных правах владения, воспользовались таким правом приватизировать земельные участки. Личные участки граждан закрепили за каждым гражданином с получением свидетельства о собственности индивидуально для каждого, ЗОП оформили в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РСФСР, который на то время имел юридическую силу, а именно ст. 8 указывала кому можно оформить в собственность земельные наделы с такой юридической формой содержания, включая и земли общего пользования садоводческих товариществ.

    Земли разделу не подлежат

    «Земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. В коллективную совместную собственность граждан могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.» (ст.8 ЗК РСФСР)

    Земельные участки, зарегистрированные в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР принадлежат гражданам, а ни в коей мере ни юридическому лицу. Свидетельство имеющиеся в наличии у садового товарищества, подтверждает наличие права на земельный участок у граждан. То что написано с аббревиатурой СТ, это юридическая ошибка или безграмотность чиновников (как ни назови), но тем не менее это накладывает свои определенные отпечатки а иногда и трудности, но не исключает право собственности граждан.

    Подробно о документах

    С введением нового Земельного Кодекса РФ, какие документы сегодня имеют юридическую силу равную с регистрацией в ЕГРП.

    В федеральном законе 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» который принят 25 октября 2001 года есть п. 9 ст. 3. В котором говорится
    "Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едино государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении правил введения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

    Форма документа, удостоверяющего право на землю, менялась несколько раз, но всегда выданные ранее документы признавались действительными и сохраняли свою юридическую силу. Действует или нет ранее выданный документ нужно определять по 2-м критериям
    а) форма документа должна быть утверждена нормативным актом;
    б) документ должен быть выдан в период, когда его разрешалось выдавать.

    Посмотрим, что из выше перечисленных документов имеют юридическую силу

    1. Свидетельство на право собственности на землю, утвержденное постановлением правительства РФ от 19 марта 1992 года за номером 177, выдавалось до 27 октября 1993 года.
    Новая форма свидетельства на право собственности на землю утверждена указом президента РФ № 1767 от 27 октября 1993 года и выдавалась до вступления в действие в регионах России федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В некоторых субъектах РФ этот закон вступил в действие 1 января 2000 года, так как процесс создания учреждений юстиции (регистрационных палат) для регистрации прав затянулся на два года.

    2. Свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей; свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей; договор аренды земельного участка
    утверждены постановлением правительства РФ от 19 марта 1992 года за номером 177 и выдавались до вступления в действие в конкретном регионе федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
    В соответствии с этим федеральным законом права на землю удостоверяются

    3. Свидетельством о государственной регистрации прав, выдаваемые учреждениями юстиции (регистрационными палатами)

    Ниже приведены ссылки на законодательство, которое указано выше и из которых следует, согласно каких документов закреплялось право на землю за гражданином или юридическим лицом, и которые имеют равную юридическую силу с гос. регистрацией в ЕГРП.
    http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117;fld=134;dst=4294967295
    http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=399;fld=134;dst=100014
    http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=21758;fld=134;dst=100066
    Из Федерального закона № 122-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» (п.1 ст. 6.) так же видим, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Именно по желанию самих граждан, а не по воле ФНС, ФРС и прочих.

    Это касается не только участков, которые в собственности, но и находящиеся на другом вещном праве.

    Исходя из выше изложенного, следует, что земля принадлежит гражданам на праве коллективной совместной собственности, свидетельства о регистрации права собственности, которых сегодня имеют равные права с регистрацией в ЕГРП.

    Хотя Гражданский и Земельный кодексы, не предусматривают наличие такой собственности, а только совместную и долевую это не значит, что ваши земельные наделы вне закона. См. выше ФЗ № 137-ФЗ.

    Нужно ли менять старое свидетельство с формой собственности коллективная совместная.
    Нет, не стоит и даже опасно, принимая решение о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый гражданин-садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юридического лица. Объединение граждан -коллектив это одни права, а организация – юр. лицо другие.

    Именно юридическое лицо легкая добыча рейдеров.

    Почему нельзя зарегистрировать ЗОП или получить новое свидетельство взамен старого образца, как указано в ГК РФ - совместную или долевую собственность.

    Потому, что нормы ФЗ №66-ФЗ после принятия закона N 93-ФЗ от 30.06.2006, предусматривают оформление ЗОП только на юридическое лицо в соответствии со ст. 14 указанного закона, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

    Поэтому если вы захотите переоформить сегодня надел получите, только собственность юр. лица, т. е. то, что я писала выше самолично отдадите ЗОП организации юридическому лицу, а не объединению граждан.

    Земля в собственности Юридического лица СНТ

    Что плохого, если граждане собственники ЗОП решили передать свои земли в частную собственность юридического лица. Передавая земли в собственность юридического лица, вы навсегда привязываете себя к членству, тем самым лишаясь собственности.

    Если вы выходите из членов по своему желанию или вас исключают по решению ОС, то вы уже не будете иметь свое влияние на судьбу ЗОП, так как вы уже не являетесь членами объединения. Если же ЗОП остаются в совместной собственности граждан, то выходя из членов объединения, вы все равно остаетесь собственником ЗОП до тех пор, пока вы являетесь владельцем своего индивидуального участка, Пока вы не совершили условий по сделкам (например продажа, дарение, наследство), т. е. пока у вашего ЗУ не появился новый хозяин, к которому по закону перейдет ваша доля в ЗОП и личный участок, и который в последующем будет оплачивать земельный налог на часть отошедшей ему доли в ЗОП и за личный участок.

    Абзац пункта 4 статьи 14 ФЗ №66-ФЗ о закреплении земель общего пользования за юридическим лицом противоречит Конституции РФ согласно которой, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

    Нельзя заставить стать членом СНТ

    Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. (ст. ст. 30 и 35)
    Верховенство Конституции и основанных на ней федеральных законов является одним из важнейших принципов всего конституционного права, а следовательно, и всего законодательства в России. Акты, не соответствующие Конституции, подлежат отмене в установленном порядке. В случае явного противоречия между Конституцией и законом исполнению подлежит Конституция. Это - важнейшее выражение ее верховенства (Ст.4)
    Теперь рассмотрим как должны начислять земельный налог ФНС на коллективную совместную собственность и почему они так старательно продолжают истребовать оплату земельного налога с юр. лица.

    Для этого вернемся опять к Налоговому Кодексу гл. 31. ст. 392 в которой говорится об особенностях определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.

    Несмотря на то, что земельному налогу исполнилось 5 лет т. е. с тех пор как вступила в силу гл. 31 НК РФ «земельный налог», практически ничего не изменилось.

    ФНС принципиально (потому что ей так удобно) ссылаясь на то, что юридическое лицо собирает членские взносы и за счет их производит оплату. Так же истребует декларации по земельному налогу с юридического лица, хотя это и не правомерно, тем самым избавляя себя от хлопот, а граждан толкает в долговую яму.

    Ошибки председателей СНТ

    Председатели же по старинке не отказываются от противоправных действий и несут поголовно декларации от юр. лица (организации) у которого данной базы для начисления не существует, так как нет собственности, а значит и нет начисления налога. Все это налагает определенные последствия такие как незаконное начисление штрафов за своевременно не представленные декларации и начисление пеней за не уплаченный вовремя земельный налог.

    Почему продолжают начислять по старинке.

    Для этого вспомним, как начислялся налог на землю до вступления гл. 31 НК РФ.
    В соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю (ст. 6), земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

    Из закона видим, что начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка кооператива и товарищества, в т. ч. и с площадей земель общего пользования.

    Принимались так же местные законы о плате на землю в которых было прописано, что члены садоводческих, товариществ после выдачи свидетельств на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками могут уплачивать земельный налог через правления кооперативов, товариществ, для чего правления представляют решения общего собрания членов кооператива, товарищества о централизованной уплате земельного налога и расчеты земельного налога (включая земельные участки членов кооперативов, товариществ) государственным налоговым инспекциям того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ, и уплачивают налог в соответствующий местный бюджет."

    Если члены объединений, указанных выше имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и каждый член объединения уже тогда должен был уплачивать налог самостоятельно.
    Выплаты производились юридическим лицом, поэтому возмещение каких-либо расходов юридического лица их членами в виде уплаты взносов не может рассматриваться в качестве уплаты налога." Задолженность по налогу фактически остается за гражданином.

    Членские взносы по своей структуре согласно ст. 1 ФЗ №66-ФЗ являются собственностью юридического лица, поэтому любые выплаты за счет членских взносов считаются выплатами юридического лица, а значит не списывают задолженность с гражданина.

    Поэтому если принимались такие решения общим собранием, то их следует отменить в обязательном порядке. Последствия такой оплаты в будущем не заставят себя ждать.

    Если юридическое лицо ликвидируют например за долги, то земли заберут в первую очередь если даже они и находились в собственности граждан, НО земельный налог УПЛАЧИВАЛО много лет ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, а не граждане сособственники ЗОП. Соответственно суд имеет право принять это во внимание.

    Что изменилось с принятием гл. 31 Земельный налог

    Для этого обратимся к Налоговому кодексу. Кто является налогоплательщиком п. 1. ст. 388 налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

    Что является объектом налогообложения

    Согласно п. 1. Ст. 389 объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

    Определены налогоплательщики и земли, которые облагаются земельным налогом.
    Определяем базовый элемент, т. е. согласно п. 1 ст. 390, рассматриваемой главы налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со Ст. 389 настоящего Кодекса.

    Кадастровая стоимость

    п. 2. этой же ст. говорит, что Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным кодексом РФ. Определили, что базой для налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог и кадастровую стоимость ЗУ, которая определяется согласно Земельного кодекса.
    Если обратимся к п. 1 ст. 391, который определяет налоговую базу, то увидим, что она очень сильно разнится с определением, в Законе РФ "О плате за землю", где налогооблагаемой базой являлся весь землеотвод, включая личные участки граждан со ссылкой предоставленных для садоводства. Согласно пункта 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка отдельно и зависит от его кадастровой стоимости.

    А в п. 2. налоговая база определяется так же отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, которыми налогоплательщиками признаются разные лица.
    Определили, что качестве объекта налогообложения выступает земельный участок, а налоговая база определяется как кадастровая стоимость этого участка.

    Налогоплательщики юридические лица определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Это значит, что сами заполняют декларацию, и самостоятельно предъявляют ее в налоговые органы согласно срокам определенным в гл. 31 НК РФ.

    Если юридическое лицо согласно установленным срокам не предоставил декларацию, да еще и вовремя не успел уплатить налог, то налоговые органы обязаны начислять штрафы и пени.
    В отличии от юридического лица согласно ст. 397 физические лица, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления направленного налоговым органом. Только после получения на руки гражданин сможет уплатить земельный налог и никак иначе.

    Из п. 2 этой статьи следует, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

    Внимание: ст. 397 гл. 31 НК РФ дополнена нормой о том, что направление налогового уведомления по земельному налогу физическому лицу допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Ранее аналогичная норма содержалась в статье 17 Закона РФ "О плате за землю", который не применяется после вступления гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. В связи с тем, что налоговые органы за всё время действия главы 31 НК РФ не проявляли должной расторопности и по многим земельным участкам своевременно не начисляли земельный налог, возникла правовая неопределённость о предельном сроке для привлечения налогоплательщиков к уплате земельного налога за предшествующие налоговые периоды. Теперь эта неопределённость устранена. Не более 3-х лет.

    Напомню, что согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ обязанность по уплате земельного налога (а также налога на имущество физических лиц и транспортного налога) возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления. Поэтому, если налоговый орган не направляет налогоплательщику налоговые уведомления (причины такого бездействия правового значения не имеют), никакой задолженности по уплате налога, пеней и штрафов у налогоплательщика в связи с данным обстоятельством не образуется.

    Уклонение от уплаты налога на общие земли

    Если владелец участка долгое время его не регистрирует, то это считается уклонением от уплаты земельного налога. В Письме Минфина России от 24.05.2007 № 03-05-07-02/57 разъясняется, что в случае отсутствия правоустанавливающих документов надо обратиться в территориальный орган Росрегистрации для оформления права на фактически используемый участок в законном порядке. При этом факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок, не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Более того, если земельные участки долго не регистрируются, то такие факты в соответствии с действующим законодательством рассматриваются как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями – налоговой ответственностью по ст. 122 НК РФ (Письмо Минфина России от 29.12.2007 № 03-05-05-02/82).

    Президиум ВАС подтверждает позицию, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого имеет заявительный характер, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога (постановления от 12.07.2006 № 11403/05, № 11991/05). Впоследствии данная позиция находила свое отражение при рассмотрении споров на уровне федеральных арбитражных судов – постановления ФАС ЗСО от 11.03.2008 № Ф04-1521/2008 (1742-А27-26), ФАС СЗО от 21.02.2008 № А56-19016/2007, ФАС ВСО от 28.11.2007 № А19-4107/07-43-Ф02-8860/07, ФАС ПО от 07.08.2007 № А57-14463/2006.

    Пункт 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (НК РФ) предусматривает обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы.

    Для того чтобы налогоплательщик выполнял эту обязанность, законодатель должен четко определить все элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты согласно п. 6 ст. 3 и п. 1 ст. 17 НК РФ.

    Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
    Пункт 4. Ст. 391 поясняет, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Еще раз напоминаю, что если налоговый орган именно по этой причине не направляет налогоплательщику налоговые уведомления (причины такого бездействия правового значения не имеют), никакой задолженности по уплате налога, пеней и штрафов у налогоплательщика в связи с данным обстоятельством не образуется. Основание п. 4. ст. 391 и п. 4. ст. 397

    Можно ускорить это событие, тем, что граждане подают в налоговые органы заявление с приложением копий документов на земельный участок (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство право на наследование и другие правоустанавливающие документы).

    Обязанность гражданина заплатить в бюджет указанные налоги возникает только после получения уведомления из ИФНС (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).

    В письме Минфина России от 2 декабря 2008 г. № 03-05-04-02/71, которое Федеральная налоговая служба довела до сведения ИФНС письмом от 17 декабря 2008 г. № ШС-6-3/935@, также уточняется срок уплаты налога. Он должен составлять не менее одного месяца со дня получения налогоплательщиком уведомления (п. 6 и 8 ст. 58 Налогового кодекса РФ). Это правило действует и для случаев, когда инспекторы направили уведомление с опозданием .

    Исходя из толкования Налогового кодекса (п. 2 ст. 392 гл. 31 Земельный налог) следует, что за земли находящиеся в совместной собственности налог гражданами уплачиваются согласно налоговым уведомлениям, которые им направила ФНС. Граждане получают налоговые уведомления на уплату авансовых платежей в течение календарного года, а по его окончании на уплату оставшейся части годовой суммы земельного налога.

    Сроки уплаты налога

    Сроки уплаты налога устанавливаются в каждом муниципальном образовании
    При получении налогового уведомления обратите внимание на правильность указания в уведомлении площади земельного участка, соответствия доли указанной в правоустанавливающих документах и в налоговом уведомлении, ФИО собственника, землевладельца или землепользователя. Налог садовода согласно всех перечисленных правил должен выглядеть примерно так:

    • Налог на индивидуальный участок кадастровый № 001 = 180 руб.
    • Налог на ЗОП кадастровый № 002 = 9 рублей.
    • Итого следует к уплате за 2009 год по сроку = 189 рублей.
    Пример 1.

    Собственник личного участка, кадастровая стоимость которого составляет 120 000 руб., а ставка земельного налога - 0,15%. Кадастровый № 001

    Расчет суммы земельного налога следующий:
    120 000 х 0,15: 100 = 180 руб. или (120 000 х 0,15 %) = 180 руб

    Пример 2.

    По участкам, находящимся в совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в РАВНЫХ ДОЛЯХ. (НК РФ)

    Для примера предположим, что объединение состоит из 4-х человек являющимися сособственниками ЗОП (Иванов, Петров, Сидоров, Гаврилов)

    Кадастровая стоимость земельного участка составляет 24 000 руб. кадастровый № 002
    Налоговая база определяется в части доли, закрепленной за:

    • Ивановым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
    • Петровым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
    • Сидоровым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
    • Гавриловым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
    Сумму земельного налога следует уплатить из расчета применяемой налоговой ставки за земли, (для садоводческих, огород, и дачных) 0,15% в части доли земельного участка, закрепленной за:
    • Ивановым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
    • Петровым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
    • Сидоровым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
    • Гавриловым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
    Почему раздельный расчет сумм на ЗОП и личный участок

    Разные кадастровые номера на ЗОП и личные участки граждан, а иногда может быть и разная кадастровая стоимость. Если же продолжать платить «котловым методом» т. е. согласно поданной декларации от имени юридического лица, то это повлечет задолженность по уплате земельного налога у гражданина. Плательщиком, а значит и собственником этих средств, как имущества будет являться СНТ- юр. лицо..

    НО НК РФ так же указывает в частности в статье 8, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме ОТЧУЖДЕНИЯ принадлежащих им на праве СОБСТВЕННОСТИ, хозяйственного ведения или оперативного управления ДЕНЕЖНЫХ средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Таким образом, налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам. (СНТ здесь выступает в качестве третьего лица).

    Из пункта 1 ст. 45 НК следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Под налоговым законодательством подразумевается НК РФ.

    Кто же должен уплачивать земельный налог на ЗОП в совместной собственности.

    Как уже говорилось выше, граждане выплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
    Из всего сказанного следует, что земельный налог за земли общего пользования,
    находящиеся в общей совместной собственности граждан объединения (членов объединения и не являющимися таковыми, но земли ранее были предоставлены и на их долю) подлежит уплате физическими лицами – гражданами этого объединения (как членов так и не членов такого объединения)

    Предоставление Декларации по земельному налогу и его оплата СНТ в случае ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности, неправомерно. В обязанности юридического лица НК РФ не вменяется оплата земельного налога за налогоплательщика гражданина.
    НК РФ не возлагает по земельному налогу функций налогового агента. Только агенты, признанные согласно НК РФ считаются таковыми.

    Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

    Из этого следует, что налоговыми агентами могут быть как юридические, так и физические лица. Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те, организации или физические лица, которые являются источниками выплат средств налогоплательщику, то есть от которых налогоплательщик получает доход. Причем эти обязанности могут быть возложены на источник выплаты только законодательством о налогах и сборах.(В нашем случае НК).

    В частности, обязанности налогового агента не могут возлагаться на лицо на основании каких-либо нормативных актов, писем министерств и ведомств. Удержание налога производится из выплачиваемых налогоплательщикам денежных средств, а обязанность по перечислению удержанного налога - за счет средств налогоплательщиков.

    Примеры таких наиболее распространенных выплат с участием налогового агента.
    Это выплата заработной платы физическому лицу (налоговый агент по уплате налога на доходы физических лиц - (НДФЛ).

    В платежном поручении в правом верхнем окошечке предусмотрен код налогового агента. (02)
    Выплата дивидендов организациями (налоговый агент по уплате налога на прибыль организаций)
    Выплаты связанные с арендой государственного или муниципального имущества (налоговый агент по уплате НДС).

    На практике в соответствии с НК их не так-то и много

    Садоводческие объединения могут выступать в роли агента только в части уплаты НДФЛ, так как НК дает прямое указание на это. Что касается земельного налога, то по закону у него нет прав налогового агента, и как третье лицо он тоже не имеет права участвовать в оплате налога, так как налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам, о чем я уже писала выше.

    Для любого суда незаконность оплаты земельного налога таким способом будет очевидна.

    Тем более, по обращению суды признают незаконность требований налоговых органов оплаты земельного налога и предоставления деклараций юридическим лицом, когда налогоплательщиками по зем. налогу на ЗОП являются физические лица в соответствии с НК РФ.
    Что нужно сделать, что бы налоговые органы взимали налог с ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности с каждого гражданина, а не с юридического лица.

    Нужно обратится в свою налоговую службу по месту нахождения объединения, зарегистрированного в качестве юр. лица с письмом, в котором следует сообщить, что ЗОП принадлежат гражданам на праве совместной собственности и попросить их на основании свидетельства на ЗОП и согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ производить начисление земельного налога, на каждого владельца личного участка. Приложить копию свидетельства на ЗОП, список граждан, являющихся сособственниками ЗОП. ФНС сама начисляет налог и рассылает налоговые уведомления.

    Каждый обратившийся в ФНС налогоплательщик имеет право получить консультацию и помощь в письменном виде.

    Председателю нужно прекратить подавать декларации иначе начисление налога будет происходить в соответствии с декларацией. Задолженность будет числится за юр. лицом согласно этой декларацией, а за гражданами в соответствии с ЗК РФ и НК РФ.

    Дополнять бухгалтерскую и налоговую отчетности, сопроводительным письмом, в котором обязательно сообщать, что на балансе организации отсутствуют земли, ЗОП столько то га находятся в собственности садоводов - физических лиц.

    Что следует предпринять, если в налоговых органах до сих пор нет документов, затерялись при передачи в или вообще не были переданы регистрирующими органами.
    Если вы сделали запрос в налоговые органы и получили ответ, что каких-то документов нет в наличии, то следующим этапом пишите запрос в Роснедвижимость.

    Нужно приложить ксерокопии паспорта, правоустанавливающие документы на землю, в заявлении указать причины по которым вы обратились в орган.

    Будет лучше, если председатель сам сделает все запросы начиная с налоговой и дальше.
    Это значительно ускорит сбор документов и начисление земельного налога.

    А как уплачивать земельный налог на ЗОП, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения
    Что касается ЗОП, которые находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то за них начисление земельного налога производит объединение - юридическое лицо, как и прежде из членских взносов согласно утвержденной сметы ОС в которой обязательно должна присутствовать графа Земельный налог.