Различные мнения святых отцов: что говорит церковь о порчах и сглазе. Могут ли священники снимать порчу

Можно ли сглазить человека? И как самим защититься от сглаза?
Раба Божия Л .

Представляется важным ознакомить вас с тем, как понимает Православная традиция один из важнейших аспектов колдовской практики, а именно порчу, т. е. сглаз.
Что это, суеверие неграмотных бабушек, элемент простонародного поверия сказочного характера или же определенная реальность, точнее, определенный род злого воздействия на эту реальность?
Сразу же поясним ситуацию. Предание нашей Православной Церкви издревле понимало и понимает сглаз (по-славянски "призор очес", то есть ворожба очами) как реально существующее проявление темной бесовской силы, воздействующей через своих служителей. Церковная богослужебная практика подтверждает это в своих молитвенных действиях, например, в молитве, читаемой над всяким крещаемым младенцем.
Таким образом, можно констатировать, что Православная богослужебная практика определенно рассматривает порчу очами, то есть сглаз, как возможную опасность и как действительную причину духовного и физического недуга. "От очес призора, от ревности и зависти и от невидимых духов" молится священник избавить родительницу и новорожденного. Значит, сомневаться в дурном глазе нельзя", - пишет преподобный Амвросий Оптинский к одному из своих духовных чад.
Око человеческое есть проводник света из сердца. То, что исходит из сердца, выражают и, в частности, воспроизводят к действию глаза и, в свою очередь, обращают к сердцу. В контексте тех смыслов, что дает нам Святое Писание, порча есть наведение тьмы ненависти, содержащейся в злом сердце. Или по его злобе и греховному развращению, как находящееся под влиянием диавола, или как с умыслом совершаемое воздействие служителя тьмы. Как говорит Тайнозритель, святой Апостол Иоанн Богослов, "а кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (1 Ин. 2, 11).
"Человеконенависть" есть осязаемая сила, настырно и ненасытно алчущая своего проявления через посредников; своего осуществления посредством хвори, несчастья, смертельной вражды, помрачения рассудка... Нет и не может быть "хороших" колдунов, "белых" магов или "добрых" ведьм уже по определению, поскольку колдун или ведьма, целитель или экстрасенс, астролог или гадалка, что бы они ни говорили сами о себе, все получают свой волшебный товар с одной базы, на воротах которой написано "Ад".
Одно из семантических значений слова порча есть ненависть, которая в свою очередь есть духовный символ тьмы. Отсюда сглаз - это действие ненавистью, целенаправленное наведение темной воли на кого-то, науськивание этой воли, приражение и заражение ею.
В одной из наиболее почитаемых в Православии книг - "Лавсаике", сборнике историй из жизни великих подвижников раннего христианства, есть рассказ об одном из чудес преподобного Макария Египетского. Однажды к святому привели на исцеление женщину, жестоко страдавшую от наведенной на нее порчи. Эта женщина была верна своему мужу, но один распутник захотел во что бы то ни стало соблазнить ее. Когда все его ухищрения оказались напрасны, то негодяй прибег за помощью к чародею. Колдун, получив от него хорошую плату, употребил все свои чары заклинания, но не смог возбудить любви в ее сердце. Но он сделал так, что всем, кто только смотрел на нее, она казалась лошадью. Муж, пришедший домой, увидел в постели лошадь вместо жены. Ни муж, ни кто-либо из прежде знавших, - никто не мог узнать прежнюю женщину в образе животного, и горю их не было предела. Надев на нее уздечку как на лошадь, муж повел свою заколдованную жену в пустыню, к преподобному Макарию. Ученики старца хотели было не пускать к нему человека с животным, но человек Божий, получив откровение Свыше, сказал: "Вы смотрите не своими глазами... Она не превратилась в лошадь, а только глазами обольщенных кажется такою". Затем святой исцелил ее, благословив воду и окропив ею, и все увидели в ней прежнюю женщину.
Для нас особенно ценно то изъяснение причин случившегося и то наставление, которое старец дал исцеленной им женщине: "Никогда не оставляй посещать церковь; никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин; несчастье случилось с тобою от того, что ты уже пять недель не приступала к Пречистым Тайнам Спасителя нашего".
В случае с женщиной наведение порчи оказалось возможным в силу того, что она длительное время (а пять недель без Святого Причастия - это весьма большой срок) уклонялась от принятия Святых Таин и, таким образом, была лишена благодатной защиты, хотя сердце ее оставалось, как у верной христианки, неподвластным воздействию колдовства, то есть любовного заговора. Однако чаще всего это воздействие становится возможным в силу обусловленных причин - нецерковной, далекой от благочестия жизни, аморального поведения, заигрывания с нечистой силой, распутства, злобы к ближнему. Подобное пристает к подобному, гласит античная мудрость, и те, кто склонен творить дела ненависти, сами подвергаются ее воздействию, гораздо более сильному.
Со всей определенностью можно утверждать, что никакие колдовские чары, волхования, никакие заговоры не страшны для верных чад Церкви. Божья благодать, сила Креста и прежде всего божественный огонь Святых Пречистых Тела и Крови Христовых делают христиан непроницаемыми ни для какого сглаза.
Мы живем в смутную эпоху, среди всевозможной нечистоты и нечисти, и как священнику мне приходится часто обращаться к матерям младенцев и малолетних детей: почаще приводите детишек в церковь! Не лишайте их всякой возможности приобщиться Святых Таин! И сами, матери, соблюдайте "ложе нескверно", то есть бегите распутства как тела, так и языка и глаз. Не будьте доверчивы по отношению к гадалкам, знахарям и всевозможным "бабушкам". Последние, так называемые "бабушки", охотно ставят напоказ неосвященные иконы, бормочутлживые "молитвы о трясавицах, о нежитех, о недузех", но сами под страхом смерти не переступают церковный порог, чтобы не утратить своей "целительной силы". И следует помнить, что плата за исцеление бывает страшной, поскольку внешне исцеленный от какой-нибудь хвори ребенок оказывается посвященным какому-либо бесу, и рано или поздно вдруг проявляется в его жизни необъяснимая страсть к беззаконию, злобе, распутству и практически всегда к пьянству.
В заключение хочется обратиться к тем, кто, причисляя себя к крещеному Православному люду, по каким-то причинам воздерживается от общения с Матерью-Церковью. Давать те или иные избирательные советы, как уберечь себя, своих детей и близких от сглаза или прочих воздействий нечистой силы, безсмысленно. Безсмысленно потому, что взятые вне связи с целым отдельные охранительные меры не заменят единого на потребу - жизни во Христе. Вне всей совокупности благодатных церковных Таинств, начиная с Таинства Исповеди, разрозненные молитвы, случайные обращения не принесут желаемого плода.
"Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец", - гласит старинное святоотеческое изречение. Поэтому слова тех, кто, считая себя христианином, говорит: "Я в Бога верую, а в церковь не хожу", - выдают с головой подлинную сущность их веры. И всякие попытки "самолечения", "обереги", суеверные приемы охранения от демонического начала не имеют спасительной силы и обречены на неудачу.
Но всяк, кто имеет насущную нужду защититься, уберечься, спастись от вражьего обстояния, да обратит свои стопы к Церкви. Аминь.

Священник Александр Шантаев , "Слово жизни", с. Сергиевск Самарской области

На снимке: Икона священномученика Киприана. Этому святому молятся о защите от чародейства.

Что говорит учение Церкви о порче и её снятии? На меня наводит смертельную порчу очень сильный профессиональный маг (я знаю, кто этот маг и кто ему платил огромные деньги). Я ходила в церковь и причащалась. Постоянно читаю молитвы, но мне всё хуже и хуже с каждым часом.
Мне подсказали, что если я перекрещусь под другим именем, то этим спасу свою жизнь.
Ответьте, пожалуйста, можно ли это сделать и действительно ли поможет это? Ольга

Любая беда, которая приключается с нами, порча ли, проклятье, как любят называть это в народе, есть ни что иное, как следствие греха. Мало кто из нас ведёт ПРАВИЛЬНУЮ духовную жизнь. Тем самым мы наносим себе раны. Поэтому, чтобы залечить их, нужно начинать с изменения своей жизни. Что необходимо для этого?
Во-первых, изучать Евангелие и стремится к тому, чтобы жизнью своей исполнять заповеди Христовы. По мере понуждения себя к исполнению Евангельских заповедей, человеку будет открываться его истинное "я", то есть то, кто он есть на самом деле. При видении своего истинного "я", когда перед человеком будут постепенно раскрываться его немощи и пороки, к нему придёт осознание, что он сам, без помощи Божией, он не сможет победить их. Только тогда человек начинает ощущать, что ему действительно необходим Бог! Это осознание и есть начало духовной жизни человека.
Во-вторых, необходимо изучать опыт святых отцов Церкви, читать о том, что такое правильная духовная жизнь, что такое правильная молитва и т.д. В этом отношении очень полезны труды святителя Игнатия Брянчанинова.
В-третьих, необходимо участие в Таинствах Церкви - исповедоваться, причащаться, собороваться. Только делать это нужно не с целью исцеления от болезни телесной, а с целью очищения своей души путём соединения с Господом в Церковных Таинствах. А в отношении выздоровления необходимо положиться на волю Божию. Господь знает, что нам полезно, и если не даёт пока выздоровления, значит, оно может сейчас принести вред нашей душе.
Помните, что ни один волос с головы нашей не упадёт без воли Божией.
Как писал игумен Никон (Воробьёв) в своих письмах: "Твёрдо знай, что если человек от глубины души не захочет сделать греха, весь ад не повредит ему. Потому что с ним будет всегда помощь Божия…"
Нет ничего на свете сильнее силы Божией! И поэтому, если уж и пришлось заболеть или пострадать, то надо принять это со смирением - Господь попускает это для нашей же пользы, чтобы мы стали духовно лучше!
И ещё, Вы должны знать, что дважды Таинство Крещения над православным христианином не совершается.
Советую Вам прочитать житие священномученика Киприана, мученицы Иустины и мученика Феоктиста.
Ещё раз обращаю Ваше внимание на то, что единственной защитой от любой беды является искреннее обращение к Богу и правильная духовная жизнь, а не сокрытие своего имени.
Об этом говорит Церковное Предание (цит. по диакону Андрею Кураеву “Оккультизм в Православии"):
Прп. Антония Великий: "Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство" (Житие Антония, 78). "Демоны все делают, говорят, шумят, притворствуют, производят мятежи и смятения к обольщению неопытных, стучат, безумно смеются, свистят, а если кто не обращает на них внимания, плачут и проливают уже слезы, как побеждённые...
Не должно нам и бояться демонов, потому что они бессильны и не могут ничего более сделать, как только угрожать" (Там же, 26-27). "Диавол есть человекоубийца искони. Между тем мы живы ещё, и даже ведём образ жизни, противный диаволу. Итак, явно, что демоны не имеют никакой силы" (Там же). "Чтобы не бояться нам демонов, надо рассудить и следующее. Если бы было у них могущество, то не приходили бы толпою, не производили бы мечтаний, не принимали бы на себя различных образов, когда строят козни; но достаточно было бы прийти только одному и делать, что может и хочет, тем более, что всякий имеющий власть не привидениями поражает, но немедленно пользуется властью, как хочет. Демоны же, не имея никакой силы, как бы забавляются на зрелище, меняя личины и стращая детей множеством привидений и призраком. Посему то наипаче и должно их презирать как бессильных" (Там же). "Даже над свиньями не имеет власти диавол. Ибо, как написано в Евангелии, демоны просили Господа, говоря: Повели нам ити в свиней. Если же не имеют власти над свиньями, тем паче не имеют над человеком, созданным по образу Божию" (Там же, 29). "Посему нам должно бояться только Бога, а демонов презирать и нимало не страшиться их" (Там же, 30).
Свт. Иоанн Златоуст: "Бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям...
Что бесы ненавидят нас более, нежели бессловесных животных, это всякому известно. Следовательно, если они не пощадили свиней, но в одно мгновение всех их низвергли в бездну, то тем более сделали бы это с обдержимыми ими людьми".
В святоотеческих творениях есть прямые предостережения против того, чтобы истолковывать несчастья и немощи свои и своих ближних предположениями о "порчах" и "сглазах".
Свт. Иоанн Златоуст уговаривал не бояться иудействующих, вступая с ними в дискуссию: "Ближний, хотя и понегодует, не может однако же сделать тебе никакого вреда... "
И о силе языческой "эзотерики" свт. Иоанн был не более высокого мнения: "Душа их исполнена множества примет. Например, такой-то, говорят, первый встретился со мной, когда я выходил из дому - непременно случится тысяча неприятностей для меня. Сегодня ненавистный слуга, подавая мне обувь, поднёс наперёд левую - быть большим бедам и напастям. Сам я, выходя из дому, ступил за порог левой ногой - и это предвещает несчастья. Когда же я вышел из дому, у меня правый глаз мигнул - быть слезам...
Закричит ли осёл или петух, чихнёт ли кто, и, вообще, что бы ни случилось, - всё их тревожит, так что они точно скованы тысячами уз, точно находятся во мраке, во всём подозревают худое и гораздо больше порабощены, чем тысячи невольников. Но не будем мы такими, напротив, осмеявши все такие суеверия, будем считать для себя страшным один только грех и оскорбление Бога. Если все это пустяки, то и посмеёмся над этим, равно как и над первым виновником этого - диаволом. Возблагодарим Бога и будем стараться, чтобы нам самим никогда не впасть в такое рабство, а если кто из наших друзей будет пленён, разорвём его узы, освободим его от этого несносного и постыдного заключения, сделаем его способным для восхождения к небу, выпрямим его опустившиеся крылья и научим его любомудрию касательно жизни и веры".
Свт. Серапион Владимирский возмущался тем, что его паства приписывала знахарям и колдунам слишком большие возможности: "Подумал я, что уже утвердились вы... Но вы ещё языческих обычаев держитесь: в колдовство верите... Из книг каких или писаний вы слышали, будто от колдовства на земле наступает голод или что колдовством хлеба умножаются? Если же верите в это, зачем тогда пожигаете их (колдунов)?
Молитесь вы колдунам и чтите их, жертвы приносите им - пусть правят общиной, ниспустят дожди и тепло принесут, земле плодить повелят! Вот нынче три года хлеб не родится не только в Руси, но у католиков тоже колдуны ль так устроили? А не Бог ли правит Своим творением, как хочет, нас за грехи наказуя?..
Если Бог попустит, то бесы вершат, попускает же Бог лишь тем, кто боится их, а кто веру крепкую держит к Богу, над тем чародеи не властны!"
Прп. Анатолий Оптинский: "Что касается твоей детской боязни быть во власти диавола через какую-то колдунью, то этим ты только доказываешь, что понятия твои о христианине, о Боге, о дьяволе суть понятия деревенской бабы. Если в свиней не смели войти бесы без воли Иисуса Христа, как они войдут в людей?".
"Вся эта мглистая сила ничего не значит и ничего не сделает. Она вас только как детей пугает. Свиньи целый легион не посмел коснуться; вас ли, Божиих послушниц, тронет?"
Нельзя забывать (особенно перед лицом наших недругов) великих слов апостола Павла: "Если Бог за нас, кто против нас?" (Рим. 8, 31). И потому "страха же вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог".
На каждом молебне с водоосвящением Церковь возглашает прокимен: "Господь просвещение мое и Спаситель мой - кого убоюся?! Господь защититель живота моего - кого устрашуся?!"
Странное дело, но именно на молебнах с водоосвящением полно тех людей, которые пришли на них из чувства страха: освящённая вода им нужна как оберег от колдунов, наведших на них и страх, и "порчу". Не благодатную помощь от Бога в собственной борьбе против собственных страстей ищут люди в святой воде, и не поддержку собственного усилия на пути к святости, но какую-то чисто внешнюю защиту от тех, кого они считают своими врагами (как правило, в колдовстве подозреваются родственники или соседи).
Так что вместо приходских сплетен лучше довериться трезвым голосам современных монастырских духовников, предупреждающих: "К разряду грехов против первой заповеди принадлежит волшебство, когда люди, оставив веру в силу Божию, верят тайным и большею частью злым силам тварей, в особенности злых духов, и стараются действовать ими. Таким образом, в грехе волшебства виновен и тот, кто верит в тайные силы тварей, и тот, кто сам действует этими силами".
Все эти призывы: "Бойтесь колдунов", "Бойтесь порчи" - это ещё и забвение заповеди Псалмопевца, обличавшего тех, кои "тамо убояшася страха, идеже не бе страх" (Пс. 13, 5). Душу, которая болеет страхом перед колдунами, должно повязать советом свт. Тихона Задонского: "Сатана, дух злобы и враг мой, невидимый мне, но присутствием злых своих советов мне познаваемый, страшен; но без воли Божией, не токмо надо мной, человеком, но и над скотами и свиньями власти не имеет (Мф. 8, 31), как и всяк человек, враждующий мне...
Когда Бог попустит на мене беду уже ли я ее миную? Нападет она на мене, хотя бы я ее и боялся. Когда не хощет Он попустить, то, хотя вси диаволи и вси злые люди и весь мир восстанут, ничто мне не сделают. Понеже Он един сильнейший всех, отвратит злая врагам моим. Огнь не пожжет, меч не посечет, вода не потопит, земля не пожрет без Бога: яко все, как творение без повеления Творца своего ничего не сделает. Почто убо мне всего бояться, что есть кроме Бога? Убоимся убо, братие, единого Бога, да ничего и никого не убоимся... Бог все, и кроме Бога все ничто: и злоба всех диаволов и злых людей ничто. Окаянен и беден, кто не боится Господа и Бога, ибо тот всего боится"
Если же человек большее внимание уделяет своим "оппонентам", то, как ни странно, он становится не более защищен, а более уязвим. Вера в колдовство приносит тот вред, что "когда над человеком беда случится, он не переносит её с терпением, а на других злобствует. Кто много думает о колдовстве, тот и вправду от своей думы при попущении Божием беду может получить. Поверит человек, что на него колдун болезнь наслал, начнёт беспокоиться, грустить и заболеет. Для истинного христианина не страшны наговоры и порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям. Нужно во всём предаваться воли Божией, без повеления Коего бесы не смели и в свиней внити, а не бояться колдунов. Так учил преподобный Макарий Оптинский.
И прежде было замечено, что люди, верящие в "порчу", "утверждают, что их испортил такой-то или такая-то, не понимая того, что такою хитростию враг поддерживает свое над больными обладание, скрываясь под кровом питаемой в помыслах больных злобы и самооправдания. Страждущий от бесов человек должен внимательно рассмотреть себя, припомнить все грехи, совершенные им от семилетнего возраста, и сознать в особенности тот грех, в котором заключается причина болезни. Потом он должен все эти грехи искренне исповедать пред священником, примириться с ближниими, оставить всякую против них злобу, и положить твердое намерение и начало не обращаться вновь на старые грехи, и, наконец, с сокрушением приступить к принятию Святых Христовых Таин".
Лечиться от страха перед "порчей" прп. Илларион Оптинский советует так: "Много приводили к старцу страдающих нервными и душевными болезнями, которых обычно называют порчеными. Старец находил, что причиною подобных болезней бывают часто непримиримая вражда, раздоры семейные и тяжкие нераскаянные грехи. Старец указывал больным не мнимую, а действительно найденную им причину их болезни и приводил к сознанию, раскаянию и сокрушению о своих грехах. Если больные указывали на кого-либо как на причину своей болезни, что часто бывало с нервными больными, то о. Илларион советовал тогда испросить у того лица прощения, если оно живо, а если скончалось, то примириться с ним, отслужить на его могиле панихиду о его упокоении и дома за него молиться, принести покаяние, принять епитимию и положить начало добродетельной жизни".

Март 15th 2011 -

«Сглаз» и «порча» в свете Христианства

Об отношении православной церкви к колдовству сглазу, порче, заговорам рассказывает православный священник о.Георгий

Сглаз, порча, заговоры, оракул, сатанизм, колдовство... Эти термины сейчас звучат все чаще и чаще. Почему некоторые, считающие себя христианами, поддаются на уловки шарлатанов и выполняют языческие обряды?
Кто не обращал внимание на обилие газетных (и не только) объявлений, обещающих сделать заговоры на любовь, навести или снять порчу, сглаз, венец безбрачия (?) и провести прочие оккультные мероприятия, зачастую с «гарантией» наказать обидчика, вернуть мужа в семью и т.д. Интернет пестрит сайтами оккультных «специалистов». Оно и понятно, если такие запросы потребителей как «заговоры», «колдовство», «оракул», «сатанизм» весьма популярны. Вот только не понятно — откуда появились у нас и доморощенные колдуны — поклонники культа Вуду, зачастую плохо представляющие эту смесь гаитянского шаманизма и некоторых псевдо христианских обрядов. Авторы рекламы любят подписывать такие объявления магистрами белой и черной магии, волхвами, колдуньями в 10-м поколении и действительными членами Межгалактических академий. Ощущение, что половина населения наводит порчу, половина лечится от нее. Да и фольклорные традиции сильны — часто слышать приходится, мол, не сглазить бы…

Христианская Церковь категорически отрицает существование подобных явлений как реальности, относя их к проявлениям «бесовщины», «сатанизма» и крайнего язычества.
Между тем, проблема есть, и нуждается она в рассмотрении и анализе с точки зрения пастырской психологии. Давайте привычный для психологии термин «гипноз» — явление до сих пор не вполне изученное, для удобства заменим «трансом», т.е. просто измененным состоянием сознания. В трансе мы все пребываем часто, например, на монотонной лекции, в длительной поездке, глубоко задумавшись о чем-то, либо, наоборот, внезапно попадая в сильную стрессовую ситуацию… Тем не менее, состояние транса позволяет нам общаться с людьми, вести беседу, выполнять какие-то действия.
Должен предупредить, что в статье содержится некоторое количество слов и фраз, способных воздействовать на читателя негативно, но это компенсируется тем, что эффективность письменного изложения (в отсутствие невербальной и других компонент) значительно низка, да и сама форма публикации (развенчивающего характера) должна нейтрализовать воздействие. Так, что не беспокойтесь получить сглаз или порчу от статьи.
Итак, основным коммуникационным средством общения является речь, слово. Фразы, составленные определенным образом, могут быть конструктивными, созидательными, но могут иметь и обратную сторону — нести разрушение, вред. Современные психотехнологии (НЛП и его составляющая — эриксоновский гипноз, суггестивная лингвистика и фоносемантика — смысл звука) убедительно доказывают, что при помощи слова можно и исцелять, и причинять вред. Давайте образно представим, что человек имеет защитный психомеханизм. Он у кого-то прочнее, у кого-то предельно истончен. Все зависит в конкретном случае от индивидуальной карты мира человека, его внушаемости и эмоционального статуса. Ни для кого не секрет, что словами можно нанести, условно говоря, психологический удар. Выдержит ли ее наш механизм? Причем необходимо учесть, что этот удар наносится как-бы сзади, подло. Я имею в виду, что его объектом является не наше сознание, в котором сильно рациональное и логическое, а область подсознательного, неконтролируемого.
В нашумевшей в свое время книге Вита Ценева «Протоколы колдуна Стоменова» есть такой эпизод. КГБ СССР в Болгарии допрашивает сибирского мужика, принявшего болгарскую фамилию Стоменов. На допросе у следователя тот частично раскрывает секреты своего страшного «мастерства»: «Другим сильным средством письмо особое будет, в котором, если погубить человека хочешь, писать ему надобно следущее: мол, уважаемый хороший человек, пишет вам доброжелатель ваш тайный. Спешу сообщить вам, что враг ваш пытается извести вас… С вашей одежды нитка была взята от вас незаметно, и нить эта, на которой сорок узелков крепких завязано, левую ногу покойника одного, уже схороненного, оплетает. Это для того сделано, чтобы умерший этот связь с вами обрел нерушимую, и в царство мертвых не мог отправиться — и остается дух умершего между небом и землей до тех пор, пока связь эта не разрушится. А разрушиться она может очень скоро, потому как умерший этот изо всех сил будет стремиться вас за собой утянуть (чем Вам не заговор?). Только одно средство есть, чтобы от гибели неотвратимой избавиться. Нужно обмылок найти, которым любого другого покойника обмывали, только обязательно мужчину, — и в ближайшую полночь тщательно вымыться этим мылом. Тогда надежда есть, что связь ваша смертная разомкнется…» Каково? Сильнейшая программа деструкции… Только упаси Бог кого-либо из читателей действительно применить данный пример, возомнив себя колдуном! Тайники нашего подсознательного таковы, что нельзя сказать, кто жертвой окажется — получатель письма или его отправитель. И не пытайтесь рисковать! Это приведено в качестве примера сильнейшего психологического удара. Знаете ли, даже опытные боксеры, забывшись, руки себе ломают. А здесь все гораздо сложнее. Это и есть т.н. «порча». Кстати, от сглаза она отличается тем, что он (сглаз) наводится невербально, без помощи слова, как правило, взглядом .
Механизм наведения «порчи» довольно прост — психотравмирующая ситуация, падение тонуса, «запуск» патологий — неврозов, психопатий . И, самое главное, ипохондрических расстройств. Ипохондрия же в принципе может активировать множество пограничных и соматических заболеваний. Надеюсь, читатель достаточно владеет этой медицинской терминологией. Зная же механизм, исцеление — это уже дело пастыря или психотехнолога.
Так вот, и порча, и сглаз, и иные психологические удары (нападения) — это чисто духовная и психологическая проблема . И обращаться за «снятием порчи» к очередному «колдуну» — примерно то же, что по поводу сотрясения мозга — к гинекологу. Не скрою, есть среди этих «колдунов», «магистров» и «потомственных» люди, владеющие навыками практической психологии и соответствующим опытом, знающие, что такое суггестивная лингвистика. Но большинство — это просто шарлатаны, интуитивно «видящие» клиента и его кошелек. Я неоднократно беседовал с цыганками (они как правило пользуются эриксоновским гипнозом), признанными «специалистами» (вообще не известно чем пользуются) в применении «психологического оружия». Знаете, их практика доведена почти до автоматизма, но такие несложные методы, применяемые в отношении их, как «разрыв шаблона», дают результат от растерянности до транса.
Но вернемся все же к трассовому состоянию. Есть естественные трассовые состояния. Психотехнологиям известны множество методов введения, погружения в транс, в том числе и моментальных. Это состояние (выявлено, что человек в течении дня, неоднократно, самопроизвольно на короткий промежуток времени впадает в транс ) характерно тем, что всю поступающую извне информацию начинает жадно впитывать подсознание, а не сознание. Иными словами, исчезают барьеры, фильтрующие информацию. Подсознание интересно тем, что является «серым кардиналом» нашей мыслительной продукции, ненавязчиво доминируя над сознательным. В трансе оно пропускает в мозг все, по-своему интерпретирует и уже этим программирует сознание. Эффективность зависит от глубины транса, частоты, и самих компонентов манипулирования. Психологи С. Горин и А. Котлячков выделили 4 таких компонента при воздействии:
1) Паравербальные — мимика, пантомимика, жестикуляция, положение тела, взгляд и т.д.
2) Невербальные — интонация, громкость, темп речи, внятность, смысловое ударение и пр.
3) Фоносемантика — оценка звучания фразы, восприятие звуков на уровне подсознания.
4) Семантика — смысл сказанной фразы. Их действенность и эффективность находится именно в таком порядке. Отсутствие одного из компонентов дает риск, что результат воздействия будут равен нулю. Но формула может и подействовать — это зависит от индивидуальных особенностей.
Так неужели все так мрачно? Вовсе нет. Представьте себе 70-е годы. Где были эти колдуны и шаманы, в каких щелях? Да их просто не было, потомственных-то. Единичные упорные в своих сверх способностях экземпляры в основном населяли психиатрические больницы, причем там их способности как-то не проявлялись. Христианство же имеет эффективный инструментарий для попечения над душой человеческой. Правда, Таинства Святой Евхаристии, Покаяния, Елеосвящения — не гарантия, и вы понимаете, что я имею в виду духовника — наставника, желательно владеющего методиками пастырской психологии. Но это далеко не значит, что, придя в любой Храм и спросить себе духовника, вы получите то, что необходимо. Однако компетентные пастыри есть. Пример — братия Макариев — Решемского монастыря (настоятель — игумен Евмений). Много их и среди служителей протестантских деноминаций.
Можно также обратиться к психологу — христианину. Здесь осторожнее с сайентологами и прочими иеговистами. Необходим именно психолог с христианским мировоззрением. Опыт показывает, что «навести» порчу, другими словами, запустить деструктивную программу легче, чем нейтрализовать ее. Но уничтожить ее в любом случае можно. Всегда помните, что и порча, и сглаз существуют только в темных уголках вашего подсознания, активируемые маловерием в Господа нашего Иисуса Христа . Поэтому лучший вариант — смиренно попросите Его Совета.
Спаситель направит, не откажет, и избавит Вас и от порчи, и от сглаза, и от колдовства…

  1. Сглаз и порча. Православное мнение.

    Какое богохульство: "целитель" гадает на сатанинских картах,
    рядом иконостас, горит церковная свеча!
    Если вы в трудную минуту жизни обратитесь к «народному целителю», он обязательно скажет, что Вас сглазили или на вас навели порчу. Да ещё и подскажет, кто её навел (чтобы Вы потом годами мучались непреодолимой ненавистью к этому человеку). Впрочем, он тут же Вас успокоит, предложив снять её методами «народной медицины», которыми он «в совершенстве владеет»: заговоры, «выкатывание» яйцами, «сливание» воском или водой и т. п., - естественно, за немалую сумму. Только не удивляйтесь, если после подобного исцеления Вы попадете в психиатрическую больницу.
    Итак... о «порче».

    Господь наш Иисус Христос сказал: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29-32).

    Следовательно, ничто и никто (даже диавол) человеку не повредит, если сам человек себе не повредит, т. е. не отпадет от Бога через нарушение Его святых заповедей. Скорби и страдания нам попущены Богом именно за наши грехи и являются могучим воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.
    Так, значит, колдуны и ворожеи реально существуют и могут вредить?

    Да, связь с сатанинскими силами в виде колдовства, ворожбы, заговоров существует с давних времен и отрицать её - значит отрицать наличие самого князя тьмы, диавола. Но их негативное влияние возможно только попущением Божиим для укрепления человека в вере и осознания им того, что Бог и только Бог - наш единственный заступник. Да вот беда - многие этого не осознают и не хотят менять греховный образ жизни, который их вполне устраивает.

    Слова «порча» и «сглаз» отсутствуют в Библии, Писание упоминает о чародействе лишь как об одной из разновидностей тяжких грехов. В новозаветные же времена о всех «порчах», «насланных болезнях», «наговоренных продуктах» апостол Павел ясно сказал любителям «бабьих басен»: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4).

    Все эти призывы: «Бойтесь колдунов», «Бойтесь порчи» - это ещё и забвение заповеди Псалмопевца, обличавшего тех, кои «тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13, 5).

    Тем, кто болеет страхом перед колдунами дает совет свт. Тихон Задонский: «Убоимся убо, братие, единого Бога, да ничего и никого не убоимся... Бог всё, и кроме Бога всё ничто: и злоба всех диаволов и злых людей ничто. Окаянен и беден, кто не боится Господа и Бога, ибо тот всего боится».

    Итак, мы должны решить - к чему приковано наше зрение, что мы переживаем острее: могущество нашего врага или силу нашего Господа? Вера в «порчу» и боязнь её есть именно привязанность взгляда ко злу. Но если в поле нашего зрения не Бог, - значит мы сами находимся в состоянии отпадения от Бога. И значит, тем беззащитнее мы пред стихиями падшего мира. Следовательно, чем более человек интересуется «порчей» и «сглазами», чем больше боиться их - тем и в самом деле он дальше от Бога и тем доступнее он для предметов своего страха.

  2. В этом и есть самое неприятное. Что обычный рядовой человек, далекий от веры, может понять? Он пришел к такому колдуну с проблемой. Проблему сняли. И такой "исцеленный" расскажет о чудодейственной силе колдуна еще шестерым таким же людям...
    Так вот активно и пополняются ряды бесовские. :ai:
    Только, спустя некоторое время, когда приходится платить по счетам, таким "исцеленным" и не вдомек, отчего у них беды и горести начинают сыпаться как из рога изобилия. Они же уже и не помнят о своих грехах, а значит и не связывают свои походы к колдунам с новыми печалями. :bn:
  3. Ничего колдуны не снимают, к ним идут за легким решением. Молиться долго надо, да и Бог не допустит плохого помысла в молитве. У колдунов все проще - плати и получишь иллюзию, что все изменилось.
  4. Могу добавить лишь одно - все в этом мире по Воли Божьей. Если человек грешит постоянно и меняться не хочет, тогда и получает порчи и сглазы. Я очень сомневаюсь, что наши замечательные Батюшки, свято верующие в Бога, носят на себе порчу или сглаз. Если наша душа чиста и открыта Богу, то нам ничего не страшно. И если ты узнал, что тебе сделали порчу, прежде всего надо идти в Церковь и истово молиться, чтобы понять почему это произошло и менять себя, свое отношение и мировоззрение. Также и в противоположном случае, если сам со злости пожелал кому-либо зла или осудил - сразу просить прощения и молиться. Это лично мое мнение, могу и ошибаться.
  5. Сделаем вывод на основании Священного Писания и святых отцов: Господь не дал злым духам власти творить истинные чудеса. То, что может делать дьявол, демоны и их слуги-колдуны,- не является чудом, ибо есть использование физических законов, пока что неведомых человеку. И никаких порч или сглазов нельзя навести на православного человека. Если бы такая проблема была актуальна, то в храмах не было бы отбоя от просящих отслужить, скажем, молебен от сглаза. Но у нас в Церкви нет таких чинопоследований. Нет, потому что всё это - суеверия, пришедшие из языческого прошлого. Сейчас любая гадалка или ворожея скажет вам, что на вас навели порчу и только ваши доллары могут исправить это положение. Ясно, что весь народ не может быть подвержен сглазу и шарлатаны умело манипулируют сознанием доверчивых простаков или суеверных людей. Но иногда по попущению Божию нечистый может навредить человеку, но только тому, кто не почитает Истинного Бога и не участвует в Церковных таинствах. Человек, отпадая от Бога и становясь рабом дьявола, сам обрекает себя на множество неприятностей, потому что у дьявола нет ни своих не чужих - он всех ненавидит. Кто носит на себе святой крест и живёт в мире с матерью - Церковью, того никто не одолеет!
  6. Уважаемые священослужители!
    Подскажите, пожалуйста, как можно определить настоящего целителя, исцеляющего Силой Божию, среди всех этих шарлатанов-мракобесов?
    И ещё один вопрос, не совсем относящийся к теме.
    Уважаемый иерей Олег, Вы говорите:

    Господь не дал злым духам власти творить истинные чудеса. То, что может делать дьявол, демоны и их слуги-колдуны,- не является чудом, ибо есть использование физических законов, пока что неведомых человеку.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Но как же тогда объяснить такой эпизод из Священого Писания?

    10
    Моисей и Аарон пришли к фараону [и к рабам его] и сделали так, как повелел [им] Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.
    11
    И призвал фараон мудрецов [Египетских] и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Исход 7: 10,11
  7. Истинные чудеса может творить лишь Бог ("Ты еси Бог творяй чудеса"). Часто это совершается по молитве кого то из угодников Божиих, и этих угодников люди называют чудотворцами, хотя чудо творит Господь, а они лишь ходатаи об этом чуде. Бесы же творить чудес не могут, хотя и пробуют изображать нечто подобное ("обезьянничают"). В некоторых случая по попущению Божию у них что-то получается, как в случае с фараоновыми волхвами, но лишь до той поры пока Бог это им попускает, ведь те же волхвы мошек уже не смогли произвести(Исх.8.18.). Попускается же им что-то сделать для того что бы еще больше посрамить - жаб то они произвели, а вот избавиться от них уже не могли и вынужден был фараон позвать Моисея и услышать от него:"Нет никого как Господь Бог наш(Исх.8.10)"
    В свете выше сказанного, напрашивается вывод, что среди так называемых "целителей" от Бога нет никого. Исцеление это чудо Божие, а чудеса Бог творит по Своей Воле, а не "под заказ" целителя. Люди должны молиться, а Бог знает в чем мы имеем нужду и если это нам на пользу, то даст и исцеление и все необходимое.
  8. Протоиерей Александр , как я понимаю египетские волхвы творили чудеса от каких-то других могучих сил, но не от Господа нашего. Зачем Богу было помогать врагам израилитян?
    И вы не совсем ответили на мой вопрос. Вы говорите, что угодникам дан дар исцеления. Я и хотел узнать как отличить такого угодника от мракобеса. И почему мракобесы не могут научиться дару исцеления?
  9. К сожалению, Вы невнимательно прочитали ответ. "Обезьянничае" волхвов - это жалкое подобие чудес. И Бог не помогал им, а попускал, что далеко не одно и тоже. Причину попущения я уже объяснил: для их же посрамления.
    А зачем Вам нужно искать целителей или чудотворцев? Еще Христос предупреждал о том, что род лукавый ищет знамений (чудес) и знамения не дастся ему.
  10. Протоиерей Александр , а ежели Господь попускал им повторение чудес, то всё-таки, какими силами они были сотворены?
    А целители и чудотворцы мне нужны для того, чтобы подлечить кое-какие недуги и уладить личные дела.
  11. Ищите, прежде всего, Царствия Небесного и Правды Его, и все остальное приложится.
  12. Про сглаз.
    А как быть, когда у человека "дурной глаз". Т.е. человек может и не хочет, но не так глянул/сказал/подумал - и у другого начались проблемы?
    Собственный пример. Я, 15-летней девочкой, первый раз в деревне, и увидела петуха. Потрясающе красивого, с цветными, переливчатыми перьями в хвосте - прямо как с картинки! От души восклицаю: какой красавец! - после обеда этого петуха задавила машина.
    Мне 22 года. С подругой и нашими мужьями идем после конференции на банкет. Подруга идет потому, что у нее муж участвовал в подготовке мероприятия, сама она никакого отношения ни к организации конференции, ни к ее содержанию не имеет. Неожиданно получается, что она выглядит на банкете красивее всех: удачная юбка, подчеркивающая красивые ноги, сама подруга по характеру веселая и жизнерадостная. Вобщем, я весь вечер смотрю на ее ноги и думаю: ну почему так? Она совсем "левый" человек здесь, заслуг никаких нет для того, чтобы ее пригласили на этот банкет, как других. Даже эту самую юбку она заняла у подруги, и юбка так потрясающе подчеркивает ее фигуру, и даже скрывает отсутствие талии! - На следующий день подруга обварила ноги кипятком.
    Или. Мужу подарили литровую пивную кружку. Но ее очень трудно было мыть, т.к. она рельефная. Однажды я в сердцах подумала: как достала эта кружка, мыть трудно, и выбросить жалко, хоть бы сломалась, что ли... - Через день кружку уронил ребенок и разбил.
    Подобных случаев в моей жизни много. Совпадениями назвать их трудно, настолько их много и настолько они четкие. Я уже боюсь от души хвалить что-то... И как мне быть? Как с этим бороться? Если это не сглаз, то что это?
  13. Скажите, как развиваются Ваши взаимоотношения с Православной Церковью? Вообще Вы должны понимать, что суеверия имеют тем большую силу, чем больше человек на них надеется.
  14. Мои взаимоотношения с Церковью... Меня крестили в детстве, в советский период, что тщательно скрывалось. Лет в 15 я начала задумываться о Боге, о том, что он всё-таки есть. Чуть позже начала носить крест. Лет в 17 начала ходить в храм, но не для молитвы, а чтобы попросить за предстоящий экзамен. В 20 лет поженились и повенчались с моим нынешним мужем.
    Потом мы переехали в город, где не было церкви. Находясь в командировках, я иногда заходила в храм. Исповедовалась очень редко. Однажды за грех, который я никак не могла преодолеть и повторяла вновь и вновь, батюшка отлучил меня от причастия. Я очень расстроилась и перестла ходить в храм вообще - подумала, что теперь не имею права да и вообще нет смысла (не знала тогда, что можно и без причастия ходить).
    Потом лет через 5 всё же пошла. Да и переехали мы в город, где храм есть.
    А в 35 лет я захотела второго ребенка, достаточно позднего, очень боялась и... пришла в церковь, снова просить. И вот тут уже начала изучать и соблюдать все правила, попыталась вникать в слова молитв, многое начало проясняться, перестала грешить многими грехами - нашла в себе силы.
    Сейчас каждое воскресенье хожу в храм, соблюдаю утреннее и вечернее правило, среду и пятницу, посты, стараюсь быть миренной (что мне очень трудно удается) и т.п. Ну т.е. делаю то, что делает обычный христианин и прихожанин. Вот так развиваются мои взаимоотношения с Православной Церковью.
    Я согласна, что суеверия имеют тем большую силу, чем больше человек на них надеется. Но ведь у меня часто бывает, что я даже не думаю о сглазе, а когда действие уже произошло (т.е. плохое с другим человеком случилось), то корю себя: ведь знала же, что нельзя так делать!

    Причем наш батюшка говорит, что сглаза нет, особенно для того, кто живет по законам божиьм. Значит всё-таки есть? А для того, кто живет по законам божиьм, сглаз имеет меньшую силу или не имеет ее вообще?

    А как быть, когда не я, а другой человек сглазил? Таких случаев в моей жизни тоже много. Например, я активно общаюсь на форуме мамашек, где мы делимся опытом воспитания детей. Многие часто "вывешивают" фото (дни рожденья, то или иное развивающее занятие, просто счастливого ребенка). Так вот когда я вывешиваю фото своего ребенка, он обязательно начинает прихварывать. Фото дочки и внучки - нет, а фото сына - обязательно болячка.
    Как оградить детей/работу/дом и т.п.?

Многих православных верующих беспокоит один вопрос: как Церковь относится к порче? Принимает ли она подобное явление и если да, то как защитить себя от этого?

«Порча» - так обычно называют некоторые духовные болезни, которые были спровоцированы действием демонов по наущению колдуна или ведьмы. В духовной литературе можно найти синонимичные понятия этому - беснование, одержимость, которые можно найти и в Библии.

Существует множество источников, где рассказывают святые отцы о колдовстве и правильном отношении к этому верующих. Эти источники, а также официальная позиция Церкви позволяет православному верующему иметь правильное отношение к подобным вещам.

Четыре важных вопроса о порче

Современные СМИ сегодня пестрят приглашениями, рекламой и передачами о целителях и экстрасенсах , которые за небольшую плату готовы снять порчу с человека. Все они, как правило, используют православную символику, чтобы завоевать доверие верующих.

Как Церковь относится к порче

Очень важно знать позицию Церкви по этому поводу, чтобы не поддаться искушению. Для этого следует знать 4 ответа на важные вопросы о порче.

Что такое сглаз и порча?

Церковь имеет четкий ответ на этот вопрос: их не существует в мирском понимании - кто-то наговорил на деньги, заговоры, выкатывание яйцами и прочее. Но при этом в мире есть носители зла - создания, которые отказались от Бога, и они могут причинить зло людям (как раз это и подразумевает понятие одержимость). Но верующий человек защищен Господом от всяческого зла, и они бессильны что-либо совершить ему.

Сглаз и порча - это языческие понятия, которые стали естественной реакцией первобытного человека на жестокий мир. Церковь же осуждает подобные взгляды и борется с ними.

О злых силах:

В Ветхом Завете Господь дает четкую заповедь - не обращаться к колдунам и гадалкам, а их умерщвлять. Этот закон дан потому, что сущность язычества противоречит учению Церкви и Господа. Следует запомнить, что без воли Божьей колдун не сможет причинить вреда никому. В свою очередь, христианство подразумевает существование злых духов, чья демоническая воля стоит за всеми страшными явлениями, называющимися порчей.

Библия, Священное Писание

Какие молитвы читать от порчи?

Поскольку верующий человек защищен от всяких злых воздействий силой Господа Бога, то никаких особенных молитв от порчи ему не надо, поэтому их и не существует.

Во время принятия Крещения сам христианин либо его крестный говорит слова отречения от сатаны, тем самым передавая себя в руки Божьи. С этого времени над ним находиться и защищает Божья рука. Чистота Крещения гарантирует защиту от демонического воздействия, конечно, при этом возможность искушения остается. В случае отступления от Господа, человека ничего не сможет защитить.

Важно! Все предлагаемые колдунами и целителями способы и заговоры бессильны и к Церкви никакого отношения не имеют.

Какая существует защита от сглаза и порчи?

Единственная - не верить в них и полагаться на милость Божью!

Не следует настраивать себя на эти вещи, ведь по вере вашей да будет вам. Не надо видеть в каждом встречном колдуна или обращаться к гадалкам за помощью и ответами. Господь четко постановил - к гадалкам не обращаться, поэтому вряд ли их услуги обусловлены Божьим вдохновением, скорее наоборот, - они являются помощниками и инструментом диавола.

Лишь пребывая в лоне Церкви, являясь искренним верующим, полагаясь на Господа можно защитить себя от демонического воздействия.

Что делать, если сглазили?

Немедленно перестать об этом думать. Иногда в жизни происходят несчастья и люди думают, что это порча или сглаз. Верующему человеку следует задуматься, не отошел ли он от истинных путей и как на них вернуться. Люди не хотят брать ответственности за свои поступки и стремятся все переложить на эфемерные сглазы и порчи.

Как защититься от сглаза и порчи

Следует задуматься и предположить, не являются ли эти неприятности следствием неправильных решений и поступков? Может, следует покаяться в чем-то?

Следует помнить, что некоторые неприятности, которые случаются с верующими в жизни могут быть инструментом Божьим для научения и наставления.

Священники обычно в таких случаях говорят: «Господь посещает», что означает Божья воля свершилась в жизни человека и ему необходимо сделать соответствующие выводы.

Отношение Церкви

Церковь не отрицает наличие в нашем мире демонического проявления. Иначе не было бы в мире столько зла. Кроме того, сама Библия говорит нам о падших духах и их влиянии на человека. Люди же способны становиться проводниками для этих злых сил и пытаться воздействовать на людей.

Церковь может выразить свое отношение к порче несколькими утверждениями:

  1. Существование демонов и их влияние в нашем мире безусловно.
  2. Люди могут колдовать и выполнять различные действия для негативного влияния на чужие жизни.
  3. Верующий человек находится под защитой Господа и не подвержен никакому демоническому влиянию, кроме искушений.
  4. Неверующий человек может пострадать от демонов, поскольку на нем нет защиты Отца Небесного и зачастую они верят во все эти вещи, что и провоцирует их стяжание в их жизни.
  5. Библия четко определяет будущее демонов (будут ввержены в озеро огненное по Откровению 20:10), а также тех, кто обращается к гадалкам (будут умерщвлены по Исходу 24 гл.).
  6. Господь может допускать демонам искушать человека (Иов 1:12).

Поэтому, человеку, который считает себя искренним верующим необходимо перестать думать о возможных сглазах и прочих вещах и направить свою жизнь на поклонение и почитание Творца. А все неприятности воспринимать как искушение или испытание от Господа.

Также Библия говорит об одержимости. Особенно часто это понятие встречается в Новом Завете как примеры освобождения Иисусом Христом одержимых людей.

Христос исцеляет одержимого

Одержимость приходит в жизнь человека по какой-то причине:

  • грех;
  • зависимость от кого-либо или чего-либо;
  • отказ от Господа и хула на Него;
  • занятие колдовством;
  • гадание;
  • ворожба;
  • обращение к гадалкам и целителям;
  • гордость и отрицание Иисуса Христа.

Молитвы от злых сил:

Послание апостола Иакова в 4 главе говорит:

«Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас».

Непокорность Творцу и неправедной путь чаще всего и становится причиной того, что демоны овладевают душой человека. Христианин, который живет по заповедям Господним, любит Его и служит Ему доброй совестью не боится бесов и имеет от них защиту. Единственно кого следует бояться - это Отец Небесный, потому что Он Свят.

Такая позиция определяет жизнь человека и его путь. Это не значит, что верующие не болеют или не переживают тяжелые времена. Наоборот, у верующих их иногда бывает гораздо больше, чем у атеистов. Они даются для испытания, смирения или научения. Бог испытывает нас как в огненном горниле, чтобы мы избавились от недостатков и грехов.

Истории о сглазе, порче и прочих вещах происходят от людей, которые бывают в храме 2 раза в год на Рождество и Пасху, но при этом стремятся иметь в глазах окружающий некий вес. Поэтому и распространяют подобные сказки. Они способны поверить и убедить других в смертоносной силе зла, но при этом совершенно глухи к Божьей любви и милости.

Совет! Не следует слушать или подражать таким людям, лучше учиться в Слове Божьем и строить свою жизнь по Божьим заповедям .

Православная церковь о сглазе и порче. Суеверия