Понятие и структура духовных отношений Совалёва Елена Владимировна. Духовные отношения – формы общественного сознания

Зачастую, многие преданные не могут иметь духовные отношения и приоритетом своих отношений относят к материальным ценностям. В чем это проявляется? Опишу несколько примеров для большего понимания:

Есть такая пословица - "Рыбак рыбака видит издалека". Так же обстоят дела и с алкоголиками. Об этом многие могут сказать и подтвердить, что алкоголикам не нужны мистические способности, чтобы среди толпы увидеть своего, любителя 100 граммов. Они вычисляют это на раз. Без всяких разговоров и обсуждений. Что же это? Это особая связь среди себе подобных. Музыкант видит музыканта, а мастер У-Шу в раз видит мастера У-Шу, хотя видят-то они друг друга в первый раз в жизни. Почему же такого не происходит среди многих преданных?

Секрет таится в том, что эта естественная склонность есть только у настоящих (т.е. Духовных) преданных. Преданный, это тот, кто предан Богу и одухотворяется Духовным видением и Духовной силой.

Духовный учитель или мастер видит другого духовного человека без расспросов о том, следует ли он 4-м регулирующим принципам или нет, читает он 16 кругов или нет. - Так как все эти вопросы направлены на выявление лишь внешней, физической (материальной) деятельности. Это не Духовный показатель! Поэтому, для многих преданных, тех, кто не видит духовных качеств в других, из-за отсутствия духовного роста внутри себя, задают преданным такие вопросы как: "Читаешь ли ты мантру?", "Ходишь ли ты в церковь или на программу, в храм или намахатту?", "Как у тебя с садханой?" и т.д. Все эти вопросы связаны с материальным проявлением на физическом уровне, а то, что внутри преданного, - они не видят. И только когда сам преданный расскажет о себе, что он делает, чему следует, сколько читает кругов и т.д., - только тогда, преданные принимают его за "преданного".

Отсюда получается, что восприятие преданного принимается на физическом (материальном) уровне. Все это не духовные отношения, поэтому на духовном уровне они не могут видеть преданного.

Человек может быть хорошим "актером-преданным" и одеваться в соответствующие одежды, и даже в руках носить четки с высунутым пальцем наружу, но при всем этом, еще не иметь духовных отношений, - именно Духовных.

Т.е. в сравнении, мы видим, что алкоголик и рыбак духовно находятся выше, чем преданный, который пытается являть собою лишь внешнюю форму преданного, но при этом, в других не видеть преданных. Его преданность нацелена исключительно на внешние проявления, а не на Связь с Богом.

Алкоголик не обладает ни какими мистическими способностями для того, чтобы видеть другого алкоголика, тогда почему же преданный не видит преданного? Почему лишь расспросы могут дать ему ответ? Другими словами - это не духовные отношения, а материальные, построенные только на уровне внешних факторов.

Заметьте это! Научитесь видеть преданного в преданном, не по внешним его проявлениям, а именно по его отношению к Богу. Чтобы "преданных" объединял между собою не факт чтения мантры или преемственности к кому либо, - а объединял именно Господь на уровне Господа - т.е. на Духовном уровне. Это и есть та Связь и Любовь Божественного проявления (Бхакти) в прямом смысле этого слова.
В противном случае - это материалистичные преданные, для которых, важны лишь внешние атрибуты, а не Сама Суть (Бог).

С уважением, СадааЩива.

«Так или иначе, человек живет как бы на перекрестке времени - прошлого и настоящего. Смерть памяти - смерть духа, ибо она, память, - познание накопленным опытом самого себя, истоков и направления бытия…»

Ю. Бондарев

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.

Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

Духовность - сложное понятие. Оно использовалось прежде всего в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии. Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека.

В других философских традициях оно не столь употребимо и не нашло своего места как в сфере понятий, так и в сфере социокультурного бытия человека. В исследованиях психической сознательной деятельности это понятие практически не используется в силу своей «неоперациональности».

Вместе с тем понятие духовности широко используется в концепциях «духовного возрождения», в исследованиях «духовного производства», «духовной культуры» и т.д. Однако его определение по-прежнему остается дискуссионным. В культурно-антропологическом контексте понятие духовности употребляется при характеристике внутреннего, субъективного мира человека, как «духовного мира личности». Но что входит в этот «мир»? По каким критериям определять его наличие, а тем более развитие?

Очевидно, что понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования. Разумеется, вне перечисленного духовности нет и не может быть, однако односторонний рационализм, особенно позитивистски - сциентистского толка, недостаточен для определения духовности. Сфера духовности шире по объему и богаче по содержанию того, что относится исключительно к рациональности.

Равно духовность нельзя определить как культуру переживаний и чувственно-волевого освоения мира человеком, хотя и вне этого духовность как качество человека и характеристика его культуры тоже не существует.

Понятие духовности, несомненно, необходимо для определения утилитарно-прагматических ценностей, мотивирующих поведение и внутреннюю жизнь человека. Однако еще более оно важно при идентификации тех ценностей, на основе которых решаются смысложизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» его бытия. Сложность их решения в том, что, хотя они имеют общечеловеческую основу, всякий раз в конкретном историческом времени и пространстве каждый человек открывает и решает их заново для себя и при этом по-своему. На этом пути осуществляется духовное восхождение личности, обретение духовной культуры и зрелости.

Таким образом, главное здесь - не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «внеличностным», составляющим «мир человека».

Дисбаланс в знаниях об окружающем мире и о самом себе придает противоречивость процессу формирования человека как духовного существа, обладающего возможностью творить по законам истины, добра и красоты. В этом контексте духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и «образ человеческий» в каждом индивиде.

Проблема духовности - это не только определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему - природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя «вчерашнего» в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема «жизнетворчества». Внутренней основой самоопределения личности является «совесть» - категория нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.

Таким образом, духовная жизнь - важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.

Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.

Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью.

Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире.

Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни, а для общества - его деформация под воздействием мифов, утопий, догм, социальных прожектов.

Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом схожа. Но содержание духовной жизни общества весьма сложно. Его ядром является общественное и индивидуальное сознание.

Элементами духовной жизни общества принято считать также:

  • · духовные потребности;
  • · духовная деятельность и производство;
  • · духовные ценности;
  • · духовное потребление;
  • · духовные отношения;
  • · проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение друг другу: деятельность актера - с деятельностью зрителя и т.д.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных - духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию.

Духовные потребности более высокого порядка - освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. - общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Изучение понятия “духа” начал еще Платон, а понятие «духовного производства» «было введено в социально-философскую теорию и широко использовано в анализе диалектики общественного развития К. Марксом и Ф. Энгельсом. Наиболее ценны в этом отношении работы «Немецкая идеология», «Капитал», «Экономические рукописи 1857 -1859 годов» «Духовным производством является производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:

  • - идеи, теории, образы, духовные ценности;
  • - духовные общественные связи индивидов;
  • - духовность человека».

«Только духовные отношения «пропускаются» через сознание, то есть через идеи и духовные ценности, которые выступают в качестве первопричины, в то время как духовные отношения имеют статус следствия и, как таковое, должны соответствовать полученным в процессе духовного производства и «потребляемым» обществом (как в целом, так и отдельными группами и личностями) идеям и духовным ценностям». По мнению Крапивенского С.Э. осуществление духовной деятельности и формирование отраслей духовного производства необходимо человеку и обществу в целом для удовлетворения своих духовных потребностей (создание и освоение духовных ценностей).

«Генеральная цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности».

Функции духовного производства:

  • - духовная деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной);
  • - производство новых идей (прикладных и фундаментальных);
  • - распространение полученного знания;
  • - производство общественного мнения. На данном этапе большую роль играет идеология, то есть каждый, кто узнал о том или ином знании, новой идее, высказывает мнение и интерпретирует ее по-своему. Так получается из-за того, что у людей разные взгляды на то или иное событие;
  • - формирование духовных потребностей у общества к данным духовным ценностям, творчеству.

Можно обратиться к историческим формам духовного производства людей - религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии, отражающих последовательное становление духовной личности в человеке.

«В Средние века ведущая роль принадлежала религии, потому что в качестве главного заказчика, организатора и общественного эксперта в сфере духовной деятельности выступала церковь. В Новое время, начиная приблизительно с XVII столетия, эта роль стала постепенно переходить к государству». В 60-70-х гг. так называемый деятельностный подход «нашел свое отражение в работах Ю.К. Плегникова, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, а позже - К.X. Момджяна и других». Они, анализировав общественное производство как способ общественной деятельности, рассмотрели его как форму производства самого человека и выяснили, что составными частями общественного производства и воспроизводства являются материальное и духовное. На определенном этапе развития общества познание обособляется в духовное производство.

Сегодня духовная жизнь в обществе развивается также интенсивно, как раньше.

Таким образом, идеи людей или групп людей, специально занимающийся духовным производством, то есть тем, чего можно достичь лишь через сознание, творчество, мысли, признанные лучшими путем оценки их обществом, становятся достоянием духовной культуры социума. Человек будет являться и объектом (формируется как духовная личность, потребляющая духовные ценности), и субъектом духовного производства. Важную роль в данном формировании играет самообразование и самовоспитание.

Духовным производством может заниматься каждый человек, также как и потреблять его продукты. Это то, что, в отличие от материального, может производить человек с помощью своих только внутренних сил. Однако результат производства является индивидуальным, он имеет признаки и характеристики той личности, которая его создала.

Также продуктами труда являются и духовные блага (достижения науки, искусства, идеологии и другие важнейшие части духовной культуры общества), которые удовлетворяют духовные потребности людей. Как правило, духовное производство требует от человека интенсивного напряжения, что зависит от его таланта и индивидуальных качеств. Если у писателя дар и сюжеты сами приходят к нему в голову, ему даже не приходится особо трудиться, он просто является гением своего творческого дела. Оно не доставляет ему ни неудобств, ни большой потери сил.

«Духовное производство является производством сознания в определенной общественной форме. «Общественный характер духовного труда, производящего идеальную форму общественного отношения (или, что то же самое, общественную форму сознания), и является главным определяющим признаком духовного производства».

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность - форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам человек .

Идеальные образования как продукт духовной деятельности и производства обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и воспитания.

Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истины или лжи», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.

Ценности - форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любая ценность «приподнята» над действительностью, содержит в себе должное, а не сущее. Это, с одной стороны, задает цель, вектор развития общества, с другой - создает предпосылки отрыва этой идеальной сущности от своей «земной» основы и способно дезориентировать общество посредством мифов, утопий, иллюзий. Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой смысл, перестать соответствовать новой эпохе.

Человек становится духовным, когда у него появляются потребности, основанные на небиологических особенностях организма, то есть потребность в получении новых знаний, потребность эффективно эксплуатировать эти знания, потребность в общении с искусством, потребность в творчестве, в самоанализе, самосовершенствовании, в сопереживании и сочувствии к окружающим и многие другие.

Набор этих потребностей у разных людей различен. Вера в бога, например, может в него и не входить. (Вообще, в моем понимании «верующий» и «духовный» не являются синонимами, и уж тем более духовность нельзя привязывать к какой-то определенной религии: мусульманин и буддист, кришнаит и синтоист могут равновероятно быть или не быть «духовными» людьми.)

Способность испытывать и удовлетворять духовные потребности ведет к усложнению личности, ее совершенствованию, формированию более гибкого реагирования на сложные и меняющиеся условия окружающего мира. Существование развитого комплекса духовных потребностей накладывает отпечаток на всю структуру личности, возвышает и облагораживает простейшие биологические потребности. Превращает, например, инстинкт продолжения рода - в способность испытывать любовь, а пищевой инстинкт - в способность испытывать эстетическое удовольствие от красивой и тщательно приготовленной пищи.

Человек, наделенный способностью испытывать духовные потребности, точнее и лучше воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Такой человек легче и быстрее понимает, что поведение, совпадающее с нормами морали, кроме прочего, дает ощущение эмоционального удовлетворения и внутреннего спокойствия, делает человека более успешным, легче достигающим своих целей. Нравственным человеком быть выгодно, и осознание этого приходит тем быстрее, чем сложнее личность .

Удовлетворение потребностей происходит в процессе потребления. Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и ценностей людей.

Вместе с тем, сознательное потребление подлинных духовных ценностей - познавательных, художественных, нравственных и др. - выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано, с точки зрения долгосрочной перспективы и будущего, в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.

Духовные потребности порождают различные виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Музыкант-слушатель, писатель-читатель. Духовные потребности вызывают к жизни духовно-практическую деятельность с одной стороны, с другой - деятельность духовных потребностей.

Особенности духовного потребления следующие:

  • 1. могут использоваться многократно;
  • 2. духовные ценности в процессе потребления не исчезают, а обогащают духовный мир человека;
  • 3. процесс духовного потребления является и процессом духовного производства.

Духовное потребление - это особый вид деятельности и, следовательно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств. В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой - соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение.

Подведем итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельность может стать его профессией: он будет ученым или писателем, актером или художником, учителем или библиотекарем, экскурсоводом или журналистом. Он может приобщиться к любительскому духовному творчеству, участвуя в народном театре, литературном объединении, создании народного музея, конкурах художественной самодеятельности. А главное - каждый общается с книгой, музыкой, театром и кино. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, каков он сам.

В процессе духовного производства и духовного потребления люди непременно вступают в отношения, так же составляющие один из необходимых элементов духовной сферы общественной жизни как системы. По своему характеру они относятся к идеологическим общественным отношениям и составляют один из видов последних. Специфика идеологических отношений состоит в том, что они в процессе формирования проходят через сознание людей.

Все отношения, связанные с научной, художественной, идеологической, религиозной, образовательной, воспитательной и другими деятельности данной сферы, выступают как духовные отношения. И нравственные, и идеологические, и эстетические, и религиозные, и многие другие отношения правомерно называть духовными, поскольку они проявляются в духовной сфере, связаны с духовной деятельностью.

Отношения, присущие духовной сфере, различаются как по содержанию, так и по форме своего существования. Одни из них могут существовать как в сознании, так и вне сознания, например нравственные отношения, другие только в сознании, как проявлении сознания, т.е. субъективно, и выражают отношения к тем или иным взглядам, представлениям, художественным образам и т.д. Субъективно-объективные и субъективные духовные отношения существуют реально, т.е. проявляются, реализуются в определенных действиях и поступках людей.

На взаимосвязи духовных отношений, духовной деятельности и духовного общения следует остановиться несколько подробнее, но прежде необходимо выяснить, что представляет собой духовное общение. Духовное общение принято рассматривать в качестве одной из форм социального общения. Социальное общение, в котором реализуются общественные отношения, является видом информационной связи.

Духовное общение выступает формой обмена идеями, представлениями, чувствами. Обмен продуктами духовной деятельности, взаимные познания, взаимное влияние составляют основное содержание духовного общения. Оно осуществляется с помощью материальных посредников: языковых и неязыковых знаков, технических средств, предназначенных для тиражирования, распространения и накопления социальной информации. В духовном общении особенно велика роль средств массовой информации (печати, радио, телевидения, информационных агентств).

Общаясь между собой, люди выражают и мысли, и чувства, и переживания, короче, живут духовно. Духовное общение и есть способ осуществления духовной жизни, ибо с ним связано и духовное производство, и духовные отношения, и духовное потребление, и проявление духовного состояния. Определение духовного общения как способа осуществления духовной жизни является весьма общим, но вместе с тем оно отражает его специфику.

Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание - целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание - феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего бытия и исторической миссии.

Общественное сознание обладает определенной структурой, в которой выделяют различные уровни (обыденное и теоретическое, идеология и общественная психология) и формы сознания (философское, религиозное, моральное, эстетическое, правовое, политическое, научное).

Сознание как отражение и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать бытие, обнаруживать в нем скрытый от повседневного взгляда смысл и осуществлять прогноз, во-вторых, через практическую деятельность влиять на него и преобразовывать его. Общественное сознание есть результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом, собственно, и состоит его социальная природа и основная особенность. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к общественному бытию. Оно не просто отражает последнее, а раскрывает его суть, внутреннюю логику. Общественное сознание может как опережать развитие социальной жизни, осуществлять довольно точные прогнозы, так и отставать от него, оказываясь не готовым к происходящим изменениям. Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и духа, общественное сознание обеспечивает преемственность в развитии духовного наследия поколений. Следовательно, оно имеет собственную логику развития, свои законы и принципы, что хорошо видно на примере философии, религии, морали, искусства, права, политики, науки.

Общественное сознание надличностно, но не внеличностно. Это означает, что общественное сознание невозможно вне индивидуального сознания. Носителями общественного сознания являются индивиды, обладающие собственным сознанием, а также социальные группы и общество в целом. Развитие общественного сознания происходит в процессе постоянного приобщения к нему вновь и вновь появляющихся на свет индивидов. Все содержание и формы общественного сознания созданы и кристаллизованы именно людьми, а не какой-либо вне человеческой силой. Авторская индивидуальность идеи и даже образа может быть элиминирована обществом, и тогда они осваиваются индивидом в надличностной форме, но само их содержание остается человеческим, а происхождение - конкретно-индивидуальным. Вместе с тем общественное сознание есть не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое состояние - внутри себя и по-особому структурированная идеально-объективная реальность, с требованиями которой индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными и социальными явлениями. Своими объемом, возможностями, преобразовательной силой общественное сознание для общества несомненно значимее субъективного конечного и ограниченного отдельным человеком личного сознания. Власть общественного сознания над личностью выражается в безусловном восприятии его исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовной жизни общества, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление индивидуальности.

Обыденное сознание - низший уровень общественного сознания, характеризующийся жизненно-практическим, несистематизированным и вместе с тем целостным миропониманием. Обыденное сознание чаще всего стихийно, вместе с тем близко к непосредственной действительности жизни, которая в нем отражена достаточно полно, с конкретными деталями и смысловыми нюансами. Поэтому обыденное сознание - тот источник, из которого черпают свое содержание и вдохновение философия, искусство, науки, и вместе с тем первичная форма понимания обществом социального и природного мира.

Обыденное сознание носит исторический характер. Так, обыденное сознание античности или Средневековья было далеко от научных представлений, современное же его содержание уже не является наивно-мифологическим отражением мира, напротив, оно насыщено научными знаниями, хотя и преобразует их в некую целостность с помощью средств, не сводимых к научным. Вместе с тем и в современном обыденном сознании немало мифов, утопий, иллюзий, предрассудков, которые, возможно, помогают жить их носителям, но в то же время имеют мало общего с окружающей реальностью.

Теоретическое сознание - уровень общественного сознания, характеризующийся рациональным осмыслением социальной жизни в ее целостности, закономерностях и существенных связях. Теоретическое сознание выступает как система логически связанных положений. Носителями его являются не все люди, а ученые, способные научно судить об исследуемых явлениях и объектах в рамках своих областей, за пределами которых они размышляют на уровне обыденного сознания - «здравого смысла», а то и просто на уровне мифов и предрассудков.

Общественная психология и идеология являются уровнями и вместе с тем структурными элементами общественного сознания, в которых выражается не только глубина понимания социальной действительности, но и отношение к ней со стороны различных социальных групп и общностей. Это отношение проявляется прежде всего в их потребностях, мотивах и побуждениях к освоению и преобразованию социальной действительности.

Общественная психология представляет собой совокупность присущих людям и социальным группам и общностям чувств, настроений, нравов, традиций, стремлений, целей, идеалов, а также потребностей, интересов, убеждений, верований, социальных установок. Она выступает как определенный настрой чувств и умов, в котором сочетается понимание происходящих в обществе процессов и духовно-эмоциональное отношение к ним. Общественная психология может проявляться как психический склад социальных и этнических общностей, т.е. социально-групповая, корпоративная или национальная психология, во многом обусловливающая их деятельность и поведение.

Основными функциями общественной психологии являются ценностно-ориентирующая и мотивационно-побудительная. Отсюда следует, что социальные и политические институты, государство прежде всего, должны учитывать особенности общественной психологии различных групп и слоев населения, если они хотят добиться успеха в реализации своих замыслов.

Идеология представляет собой теоретическое выражение объективных потребностей и интересов различных социальных групп и общностей, их отношение к социальной действительности, а также систему взглядов и установок, отражающих социально-политическую природу общества, его строй и социальную структуру.

Поскольку различные идеологии отражают интересы различных социальных групп и общностей, которые могут не просто не совпадать, но быть противоположными, это означает, что говорить об их теоретичности в научном смысле слова можно весьма условно. Степень теоретичности идеологии соответствует тому, насколько выражаемые ею интересы конкретной группы совпадают с объективным ходом развития общества, его основными тенденциями и интересами. Следовательно, далеко не все идеологии научны. Некоторые из них рисуют ложную картину происходящих в обществе процессов, тем самым мистифицируя действительность и способствуя появлению социальных мифов, затемняя сознание масс и замедляя развитие общества. Поэтому идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной.

Если общественная психология формируется стихийно, то идеология создается ее авторами вполне сознательно. В роли идеологов выступают мыслители, теоретики, политики. Благодаря различным системам и механизмам - образования, воспитания, средствам массовой информации - идеология целенаправленно внедряется в сознание больших масс людей. На этом пути вполне возможно манипулирование общественным сознанием.

Сила влияния той или иной идеологии определяется степенью ее научности и соответствия реальности, глубиной проработки ее основных теоретических положений, положением и влиянием тех сил, которые в ней заинтересованы, способами воздействия на людей. Учитывая особенности психологии социальных групп, идеология в лице ее носителей способна оказать влияние на смену всей системы социально-психологических установок и умонастроений составляющих эти группы людей и придать их действиям определенную целенаправленность.

Формы общественного сознания - способы самосознания общества и духовно-практического освоения окружающего мира. Их можно также определить как социально необходимые способы построения объективных мыслительных форм, вырабатываемые в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению мира. Они историчны по своему содержанию, как историчны порождающие их общественные связи и отношения.

Основными формами общественного сознания, как уже отмечалось, являются философия, религия, мораль, искусство, право, политика, наука. Каждая из них отражает определенный аспект социальной жизни и воспроизводит его духовно. Формы общественного сознания обладают относительной самостоятельностью, следовательно, собственной природой и логикой внутреннего развития. Все формы общественного сознания активно влияют на окружающую действительность и происходящие в ней процессы.

Критериями различения форм общественного сознания являются:

  • · объекты отражения (окружающий мир в его целостности; сверх природное; нравственные, эстетические, правовые, политические отношения);
  • · способы отражения действительности (понятия, образы, нормы, принципы, учения и т.д.);
  • · роль и значение в жизни общества, определяемые функциями каждой из форм общественного сознания.

Все формы общественного сознания взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, как и те области бытия, которые они отражают. Тем самым общественное сознание выступает как целостность, воспроизводящая целостность природной и социальной жизни, обеспеченную органичной связью всех ее сторон. В рамках общественного сознания как целостности взаимодействуют также обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология.

В зависимости от эпохи, характера общества, вызовов времени и стоящих задач на первый план могут выходить те или иные элементы общественного сознания - общественная психология или идеология, обыденное или теоретическое сознание, а также религия, наука, мораль, искусство, право, философия или политическое сознание.

Особенностью религиозного сознания является стремление людей освоить окружающий мир посредством обращения к высшим измерениям человеческого духа, в категориях трансцендентного, запредельного, сверхъестественного, т.е. выходящего за рамки ограниченного существования, конечного эмпирического бытия. Развитие научного знания обусловило антропологический поворот религии - обращение ее преимущественно к внутреннему миру человека, этическим проблемам. Изменяется характер связи религиозного сознания с политикой - чаще всего она опосредована идеологическим воздействием, моральной оценкой политической деятельности. Вместе с тем носители религиозного сознания нередко занимаются активной политической деятельностью (Ватикан, Иран, фундаменталисты и т.д.) Отчетливой является тенденция представить религию в качестве универсального начала, воплощающего общечеловеческий интерес, а также высшей моральной силы, призванной противостоять мирским «порокам» и «злу».

Искусство представляет собой форму общественного сознания и практически-духовного постижения мира, отличительный признак которого состоит в художественно-образном освоении действительности. Искусство воссоздает (образно моделирует) саму человеческую жизнь в ее целостности, служит ее воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой. Оно обращено не к утилитарному использованию и не к рациональному изучению, а к переживанию - в мире художественных образов человек должен жить подобно тому, как он живет реально, но сознавая иллюзорность этого «мира» и эстетически наслаждаясь тем, как он сотворен из материала мира реального.

Мораль есть гуманистическое измерение и за данность истории, поскольку реализует потребность людей в человечности, придающей самоценное значение каждой личности и объединяющей их всех благосклонным отношением друг к другу. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общества. Ее принципы имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поддерживая и санкционируя тем самым определенные общественные устои (или, напротив, требуя их изменения). Нравственная норма - не правило внешней целесообразности, а императивное требование, которому человек должен следовать в своей деятельности и поведении. Авторитет в морали не зависит от официальных полномочий, власти и общественного положения, но является авторитетом духовным, т.е. обусловленным его же моральными качествами и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования. Высшей формой моральной регуляции является саморегуляция, позволяющая предъявлять требования и к другим.

Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается в том, что нравственная санкция (одобрение или порицание) имеет идеально-духовный характер; она выступает не в форме действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а как оценка, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответственно направлять свои действия.

Правовое сознание представляет собой совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей и социальных общностей к праву, законности, правосудию, их представление о правомерном или неправомерном. Фактором, оказывающим решающее влияние на содержание этих знаний и оценок, является интерес творцов и носителей правосознания. Воздействуют на правосознание и другие формы общественного сознания, прежде всего политическое, моральное, философское, а также сложившаяся система права. В свою очередь, правосознание воздействует на существующее право, отставая или опережая его по уровню развития и, соответственно, обрекая его на неуспех или выводя на более высокий уровень. Главной функцией правосознания является регулятивная.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей, теоретических систем, отражающих коренные интересы социальных общностей, их отношение друг к другу по поводу политического устройства общества, государства, власти, политических институтов и процессов. Предметное содержание политического сознания реализуется в разветвленной системе категорий - политические «убеждения», «ориентации», «установки», «культура», «общественное мнение» и т.п.

В философском плане политическое сознание может быть рассмотрено как, во-первых, способность людей соотносить себя в мыслях и чувствах с миром политических отношений; во-вторых, процесс реализации этой способности; в-третьих, естественный продукт (результат) этого процесса. Как один из элементов политической системы, ее субъективная основа, политическое сознание оказывает на общество активное влияние, ускоряя или замедляя его развитие, стабилизируя или дестабилизируя его. Эта роль особенно велика в кризисных и транзиторных ситуациях, когда общество стоит перед выбором ценностных и политико-стратегических альтернатив.

Существует прямая корреляция между массовым распространением определенного типа политического сознания и утверждением в обществе соответствующего ему типа личности, поведения, морали, политических норм и ценностей.

Наука как форма общественного сознания существует в виде системы эмпирического и теоретического знания. Ее отличает стремление к производству нового, логичного, максимально обобщенного, объективного, закономерного, доказательного знания. Наука ориентирована на критерии разума и рациональна по своей природе и используемым механизмам и средствам. Развитие ее находит свое выражение не только в возрастании суммы накапливаемых положительных знаний, но и в изменении всей ее структуры. На каждом историческом этапе научное познание использует определенную совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий, принципов, схем объяснения, т.е. стиль мышления. Возможность использования достижений науки не только в конструктивных, но и деструктивных целях порождают противоречивые формы ее мировоззренческой оценки, от сциентизма до анти сциентизма.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Совалёва Елена Владимировна. Понятие и структура духовных отношений: ил РГБ ОД 61:85-9/569

Введение

ГЛАВА I. Понятие духовных отношений 12

I. Духовное производство как сфера производства духовных отношений 12

2. Специфика духовных отношений и их место в системе общественных отношений 52

ГЛАВА 2. Структура духовных отношений 83

I. Виды духовных отношений и их взаимодействие 86

2. Духовные отношения и духовная культура социализма 124

Заключение 142

Список литературы 149

Духовное производство как сфера производства духовных отношений

Для научного понимания социальной жизни и взаимодействия его отдельных сторон большое значение имеет углубление наших знаний о человеческом обществе, выявление различных видов общественных отношений, их классификация, выяснение социальной роли. Эта проблема важна и для углубления понимания сущности человека, который есть "совокупность общественных отношений".

В настоящее время многие исследователи затрагивают вопросы теории общественных отношений. Это работы П.Гиндева, Г.Е.Глезер-мана, А.В.Дроздова, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, О.В.Лармина, А.П. Машкова, М.Н.Перфильева, Ю.К.Плетникова, П.В.Преснякова, В.П.Ро-жина, В.П.Тугаринова, А.К.Уледова и др., в которых рассматривается целый комплекс проблем теории общественных отношений.

Вместе с тем необходимо подробнее рассмотреть отдельные стороны жизни общества. Одной из актуальных, но мало разработанных проблем является проблема духовных отношений общества.

Анализируя эту проблему, мы исходим из уровня разработанности данной проблемы в советской социологической литературе.

Прежде всего необходимо уточнить содержание ряда понятий. В историческом материализме существует ряд категорий, которые являются близкими по значению, но не тождественными и отражают всю сложность и специфичность явлений и процессов, происходящих в духовной сфере общественной жизни. Это такие понятия как духовная жизнь общества, духовное производство, духовная культура, общественное сознание. Каждая из этих категорий рассматривается обычно вместе с парной ей категорией: материальная жизнь общества - духовная жизнь общества, материальное производство - ІЗ духовное производство, материальная культура - духовная культура, общественное бытие - общественное сознание.

Если проанализировать эти парные категории с точки зрения основного вопроса философии, то на первый план выступает их сходство, так как все они отражают с различных сторон два уровня социальной действительности: первичный (материальный) и вторичный (идеальный).

Поскольку в течение длительного времени в советской социально-философской литературе исследование духовной стороны общественной жизни велось только в плане отражения в ней материальных процессов, то и все понятия, выражающие различные стороны духовной жизни общества, часто употреблялись как тождественные.

Однако, как только мы выходим за пределы основного вопроса философии и начинаем рассматривать процесс функционирования и развития различных духовных образований общества, их активное обратное воздействие на материальные процессы, их включенность в практическую деятельность людей, рассматриваем субъекты духовных образований, социальные институты, занимающиеся духовным производством и распределением его продуктов, то различия в содержании понятий "духовная жизнь общества", "духовное производство", "духовная культура", "общественное сознание" выступают на первый план и требуют теоретического осмысления.

Рассмотренное под этим углом зрения общественное сознание предстает результатом человеческой деятельности, которая направлена на выработку духовных ценностей, т.е. представлений, идей, теорий, убеждений, знаний, оценок, целей и т.д. Вместе с тем, общественное сознание является не только результатом, но и неоъ-емлемым условием целесообразной деятельности как отдельных людей, так и социальных групп, классов, общества в целом. Следова - 14 тельно, общественное сознание, исследуемое в этом аспекте, фиксирует предметную сторону человеческой духовной деятельности, которая материализуется и закрепляется в различных структурных образованиях.

Анализируя сам процесс человеческой духовной деятельности и рассматривая его с точки зрения продуктивности, мы должны говорить о понятии "духовное производство", то есть о процессе творческой духовной деятельности, в ходе которого создаются духовные ценности. Заметим, что духовное производство не сводится только к процессу духовной деятельности, оно соединяет в себе деятельность и предметность.

В советской философской литературе вопрос о соотношении ряда категорий исторического материализма еще не разработан в должной мере. Б частности это относится и к категориям "духовное производство", "духовная культура", "общественное сознание".

Понятие духовной жизни общества долгое время употреблялось по преимуществу как синоним понятия "общественное сознание" и не имело самостоятельного определения. Так, авторы учебного пособия "Исторический материализм" утверждают, что общественное сознание есть "духовная жизнь общества, его чувства и переживания, представления и понятия, идеи и верования, воззрения и убеждения, теории и учения"1. Сейчас в работах философов по историческому материализму обсуждается вопрос о содержании понятий, описывающих духовную жизнь общества, но эта работа еще не завершена. В частности, "в литературе по историческому материализму, - отмечает А.Д.Шершунов, - понятия материальной и духовной жизни общества еще не утвердились в качестве таких же фундаментальных, как понятия общественного бытия и общественного сознания".

Потребности развития исторического материализма вызывают необходимость разработки системы его категорий, что находит отражение и в исследованиях. Раскрывая систему категорий, исследователи обращаются и к категории духовной жизни, определяя ее место в ряду других категорий. Так, В.П.Тугаринов все категории исторического материализма делит на философские и социальные, а категорию "духовная жизнь" относит к социологическим категориям, соотнося ее с экономической, социальной и политической жизнью.

Специфика духовных отношений и их место в системе общественных отношений

Введение понятия духовных отношений и его использование в анализе диалектики общественных отношений позволяет более глубоко раскрыть сущность духовной деятельности. Рассмотрение духовных отношений в качестве составной и неотъемлемой части общественных отношений предостерегает от поверхностного истолкования последних, раскрывает внутреннюю взаимосвязь материального и духовного производства.

Духовное производство, как и материальное, не есть результат деятельности обособленных друг от друга одиночек, а всегда осуществляется людьми, находящимися между собой в определенных общественных взаимоотношениях.

Хотя отношения в духовном производстве складываются под непосредственным воздействием отношений материального производства, они образуют собой относительно самостоятельную систему социального взаимодействия людей. В качестве такой системы они представляют собой социальную форму существования духовного производства на каждом конкретном этапе его исторического развития.

Марксизм в свое время открыл основной закон развития человеческой истории, который состоит в том, что "производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образу - 53 ют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор"1.

Как следует из этой сжатой формулировки, марксизм исходит из признания первичности материально-производственной деятельности людей.

К.Маркс, рассматривая вопрос о формировании общественных отношений, неоднократно подчеркивал, что не только экономические, но и правовые и политические отношения не могут быть выводимы и объясняемы из одних только юридических оснований, что еще менее возможно их объяснять и выводить из так называемого общего развития человеческого духа2. Это положение позволяет, по нашему мнению, сделать следующие выводы. Во-первых, для понимания природы общественных отношений, в какой бы сфере они не возникали, какой бы относительной самостоятельностью и спецификой они не обладали, необходимо учитывать их обусловленность материальными производственными отношениями. Роль производственного порядка в развитии социальных, политических и чисто духовных процессов жизни позволяет сделать вывод о том, что материальное производство выступает как определяющий генезис общественных отношений. Общественное разделение труда приводит к тоглу, что отдельные процессы труда становятся самостоятельными по отношению друг к другу, имеют в ходе своего развития содержание, необходимое и усваиваемое данным историческим периодом, определенные условия, которые связаны с конкретной областью, но вид изменения дальнейшего развития общественных отношений определяется производственными отношениями.

Во-вторых, общественные связи между людьми в социальных, политических, духовных областях жизни обладают относительной самостоятельностью в своем развитии не только по отношению к материальному производству, но и к развитию сознания. Эту относительную самостоятельность следует учитывать при анализе духовной жизни общества.

Духовное производство, как и материальное производство, представляет собой сферу деятельности человека, "человек сам является основой своего материального, как и всякого иного осуществляемого им производства". Но он может стать этой основой, может действовать лишь вступая в систему общественных отношений. Раскрывая роль социальных отношений, К.Маркс подчеркивал, что люди не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. "Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство. Само общество К.Маркс рассматри-v вал как человека"в его общественных отношениях. Производство в любой сфере - это не только создание определенного продукта деятельности, но и общественных отношений. Духовное производство важно рассматривать и по его результату - таким результатом выступает формирование идей и представлений, и по его общественной форме. Такой общественной формой являются, по нашему мнению, духовные отношения людей. Эти отношения - необходимый процесс, возникающий в ходе общественной жизни, разделения материального и духовного труда. Для духовного производства как исторического явления, как социальной формы духовной дея-N/ тельности характерны исторические определенные средства духовного производства, наличие людей, занятых в этом производстве, а также общественные отношения между ними.

Виды духовных отношений и их взаимодействие

Виды духовных отношений и их взаимодействие духовные отношения - это общественные отношения людей, социальных групп, классов и т.д., являющиеся результатом духовного производства, в процессе которого вырабатывается и функционирует общественное сознание. Как известно, общественное сознание есть отражение общественного бытия. Этим гносеологическим моментом общественного сознания обычно и ограничиваются, когда рассматривают его форму и специфику отражения в них общественного бытия. Однако общественное сознание как совокупность общественной психологии и идеологии следует рассматривать и со стороны социальной, то есть со стороны его производства людьми.

Исторический материализм учит, что общественное сознание возникает и существует не само по себе, а вырабатывается, произ - 87 водится людьми, находящимися между собой в определенных общественных отношениях. "Люди, - отмечали К.Маркс и Ф.Энгельс, - являются производителями своих представлений, идей и т.д., но речь идет о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и соответствующих этому развитию общением, вплоть до его отдаленнейших форм" .

В.И.Ленин не употреблял понятия "духовные отношения", когда рассматривал "духовный процесс жизни" , то есть процесс выработки общественного сознания в виде общественной идеологии и психологии, хотя в своих работах дал подробный анализ этих форм духовной жизни общества.

В.И.Ленин рассматривает общественное сознание любого класса общества как единство его психологии и идеологии, которые имеют одну и ту же основу в материальных производственных отношениях. При этом он показывает, что духовное отражение противоположности классовых интересов наиболее глубоко проявляется в идеологических отношениях, так как через идеологию как теоретическую, систематизированную форму общественного сознания наиболее полно выражается развитие классовых интересов в обществе.

Кроме того, В.И.Ленин употреблял понятие "идеологические отношения" и в более широком смысле, для обозначения всех вторичных, надстроечных отношений, которые, "прежде чем сложиться, проходят через сознание людей", то есть "возникают из тех или иных идей человечества в данное время" . Если рассмотреть духовную деятельность с точки зрения ее социальной функции, то в ней заметим следующее: духовная деятельность, направленная на производство, развитие и использование в социальной жизни общественного сознания, осуществляется в фор ме духовного общения и в форме духовных отношений. Духовная дея тельность, связанная с выработкой общественной психологии высту пает в виде социально-психологических отношений или духовного /) общения. Специализированная духовная деятельность, направлен ная на выработку и применение идеологии в различных ее формах, выступает в виде духовных отношений (или "идеологических отно шений" по терминологии В.И.Ленина). -; В духовных отношениях в зависимости от направленности духовной деятельности на производство той или иной формы общественного сознания, можно выделить ряд форм: отношения по поводу политических идей и взглядов, правовые, нравственные, эстетические, философские, научные и религиозные отношения.

Духовное общение возникает и существует в повседневной не-посредственной жизни людей. Они объективно существуют как реальные связи между людьми и объективной действительностью.

Духовное общение - это целостная система сознательных свя-зей как внутри, так и между такими социальными общностями, как классы, нации, производственные, культурные, бытовые коллективы, а также их связей с объективной, прежде всего общественной, действительностью посредством социально-психологических явлений, таких, как эмоции и переживания, чувства и настроения, потребности и интересы, привычки и традиции, обычаи и вкусы и т.д.

Духовные отношения - форма осуществления производства, раз- ] вития и практического применения идеологии в ее различных формах / (политической, правовой, философской, нравственной и т.д.). По сравнению с духовным общением они в систематизированном теоретическом виде, наиболее полно и глубоко выражают интересы социальных групп, классов, наций, общества. Духовные отношения порождаются соответствующей деятельностью людей, направляющих свои усилия на разработку и применение в жизни тех или иных идеи и проводящих их в ШЇЗНЬ учреждений и организаций.

В антагонистических формациях духовные отношения во всех их структурных элементах являются ареной ожесточенной классовой борьбы. Класс, господствующий в экономических, социальных и политических отношениях, господствует и в духовных отношениях. Однако, господствующая роль того или иного класса в духовных отношениях сохраняется лишь до тех пор, пока материальные производственные отношения не созреют и не вступят в конфликт с развитием производительных сил. На основе этого конфликта, как экономической основы социальной революции, передовые классы формируют новые идеи, взгляды, которые служат духовным оружием сплочения широких народных масс, заинтересованных в революционном изменении общественных отношений. В соответствии с новыми идеями и взглядами еще в недрах старого строя создаются новые учреждения, организации, союзы, закладываются основы для новых духовных отношений, которые затем закрепляются на основе победы социалистической революции, приводящей к коренному перевороту в духовной жизни общества.

Духовные отношения и духовная культура социализма

При системном анализе духовных отношений неизбежно встает вопрос о связи их с духовной культурой. Однако превде чем говорить о духовных отношениях и их взаимосвязи с духовной культурой, остановимся вкратце на понимании культуры.

3 советской литературе дан довольно обстоятельный! обзор различных точек зрения о культуре как социальном явлении, критически рассмотрены концепции буржуазной "философии культуры" и "социологии культуры" , поэтому мы не будем на этом останавливаться, а коснемся лишь вопроса специфики культуры, так как от этого зависит и понимание, и определение ее места в обществе.

Традиционно под культурой понимали все то, что сделано человеком, в отличие от того, что дано природой. В таком широком понимании "культура" выступает синонимом "общественного", совпадает с обществом и потому такое определение в современных условиях неудовлетворительно.

Поиски более удовлетворительного определения культуры привели к выделению аксиологического аспекта и определению ее как совокупности материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе общественно-исторической практики. При аксиологическом подходе культура стала рассматриваться как часть общества, как специфическое социальное явление, не совпадающее с обществом.

Однако и этот подход, связанный с определением культуры как совокупности ценностей, подвергся критическому анализу. Так, счи- j тают, что не все материальные ценности входдГв культуру (не входят целиком в культуру производительные силы общества, запасы сырья, предметы потребления). Д.ИЛесноков считает, что нужно различать материальную основу культуры и саму культуру, складывающуюся на этой основе. Материальной основой культуры является способ производства как определяющая сила общества, а к материальной культуре в этом случае будут относиться ценности, выра-жающие технический уровень производства, навыка и умения людей пользоваться техникой, научная организация труда и т.д. В духовную культуру он включил все достижения науки, произведения культуры и искусства, общественные идеи и теории, образовательный уровень народа и т.д.) .

Понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей подверглось критике за недооценку культуры как процесса. В монографии "Коммунизм и культура" отмечается, что. духовную культуру социализма нельзя свести только к совокупности ду - 126 ховных ценностей, ибо теряется из виду то обстоятельство, что духовная культура, это не только совокупность результатов духовного производства, но и процесс созидания и освоения всего духовного богатства общества. Здесь же содержится и другая плодотворная идея о функциональном аспекте анализа, о том, что культура есть творческая деятельность людей. В целом даннші подход позволил выйти за рамки аксиологического подхода к анализу культуры.

Исследование же культуры только в функциональном аспекте, как и в других, отдельно взятых, так же не позволяет всесторонне раскрыть ее специфику.

Культура связана со всеми сферами и областями общественной жизни, с деятельностью людей и их отношениями, характеризует и содержание и формы социальных явлений. Имея ввиду эту связь, Л.Н.Коган справедливо утверждает, что культуру следует анализировать во многих аспектах: социологическом, гносеологическом, нормативно-аксиологическом, семиотическом и др. Только при многоаспектном анализе можно дать ее определение и всесторонне раскрыть специфику культуры. Определение понятия культуры должно содержать не просто объединение различных аспектов анализа общественной жизни, а выражать самую суть ее как социального явления. Сделать это, безусловно, трудно. Подметить специфику культуры значительно легче, подходя к анализу общественной жизни в каком-либо одном аспекте, хотя и оказывается, что в этом случае затрагивается лишь одна ее сторона.

Как замечает А.К.Уледов, многоаспектный подход к анализу содержания культуры побуждает критически отнестись к употребле - 127 нию понятия в узком и широком значении слова, дает возможность осознать неполноту разделения культуры на материальную и духовную, и тем самым позволяет более широко посмотреть на это социальное явление. Выясняется, например, что деление культуры строго на материальную и духовную не охватывает общественных отношений людей, т.е. из содержания культуры выпала самая существенная сторона жизни людей. При анализе культуры важно рассматривать общественные отношения, в том числе и духовные отношения, их развитие, взаимную связь.

Действительно, уровень развития общественных отношений является одним из основных показателей культуры. Можно напомнить слова В.И.Ленина о том, что положение женщины в обществе характеризует уровень культуры: "И с этой точки зрения только диктатура пролетариата, только социалистическое государство могло осущест-вить и осуществило высший культурный уровень" .

Духовные отношения в обществе

Экономические отношения в обществе функционируют на уровне производственных, маркетинговых, юридических структур. Они отражают общественное разделение труда и являются базовыми по отношению к политическим и духовным отношениям.

Политика – это функционирование в равной мере и политической мысли, и волеизъявления тех или других классов и социальных групп общества. Недостаточно каким-либо идеям только промелькнуть в нескольких головах, надо, чтобы они получили социальную реализацию. Это сфера деятельности, связанная с отноше-ниями между классами, нациями, государствами и другими большими социальными группами. Поскольку объектом больших социальных групп общества является экономическая, социальная и политическая власть, то экономические интересы больше и чаще других выступают социальной причиной политических действий.

Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Она представляет собой совокупность элементов, являющихся официально признанными исполнителями политической власти. Сюда входят государственный аппарат, политические партии, профсоюзы, различные общественные организации (церковь, поскольку в нашем обществе она отделена от государства, не входит в политическую организацию). Все это механизм, с помощью которого осуществляется политическая власть в обществе.

Термин «власть» используется в самых различных ситуациях: может обозначать орган власти; человека, наделенного властью; си-лу, обеспечивающую подчинение и порядок в обществе. При этом на каждом конкретном историческом этапе развития власть обогащается новым содержанием, что приводит к изменению содержания понятия «власть».

Власть в общем смысле понимается как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. Наиболее важным видом власти является политическая власть, то есть реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политическая власть реализуется для достижения определенных целей:

1) согласование социальных процессов, удовлетворение интересов людей, социальных групп в процессе социального производства;

2) поддержание устойчивого функционирования и развития социальной системы;

3) придание социальным отношениям определенной направленности в соответствии с целями общества или господствующих слоев;

4) осуществление принуждения в предусмотренных нормами случаях.

Виды и формы власти

Эффективность власти связана с тем, как она воспринимается и отражается в сознании граждан, то есть от того, насколько она легитимна.

Легитимность – это признание гражданами обоснованности и необходимости данной власти как законной. Легитимация власти зависит от того, на что она опирается, что является ее источником. Наиболее применяемой является классификация источников и легитимности политической власти, данная М. Вебером. Таким образом, возможны три вида власти: традиционная, харизматическая и рационально-легальная.

Традиционная власть опирается на веру в ее священный характер, вечность, незыблемость. Действия лиц, осуществляющих такую власть, считаются правомочными, если они соответствуют традициям. Если лидер нарушает традиции, массы могут отказать в легитимности. Традиции также препятствуют произволу власти.

Харизматическая власть основывается на личности вождя, которому приписываются сверхъестественные способности. Название этого типа власти происходит от греческого термина «харизма», означающего особое свойство, которое придает личности магическую силу. В своей деятельности харизматический лидер опирается не на традиции или законы, а на собственное предчувствие, энергию, ясновидение.

Легальная власть возникает на том этапе исторического развития, когда в обществе сложились определенные нормы, регулирую-щие отношения господства и подчинения. Легальный тип власти характеризуется следующими признаками: наличием права, регулирующего все сферы общественной жизни; формированием социального управления как процесса применения права; существованием бюрократии как субъекта управления; наличием элиты как субъекта власти, деятельность которой ограничена правом; подчинением масс нормам права, которые они принимают.

Все эти типы власти (традиционная, харизматическая, легальная) не существуют в чистом виде, в жизни власть представляет собой различные сочетания их элементов в зависимости от конкретной исторической обстановки.

Духовные отношения сконцентрированы на вопросах души, духа, веры, жизни после смерти, спасения души, милосердия, бескорыстного служения Богу и людям, любви. Они могут осуществляться в религиозной и светской формах. Индивидуальная душа ищет в духовности успокоение и уверенность в правильности избранного праведного пути. Она стремится к традициям народа и определенной религиозной конфессии.

Душа народа формируется тысячелетиями и включает этнофольк-лорную, патриотическую, моральную основу.

В результате, мы теряем связь с нашим истинным я, и это создает замешательство, конфликты и проблемы во взаимоотношениях. Но стоит нам восстанавливаем связь с тем, что является духовным (священным) в нас, и эта духовность (священность) распространится на все и на каждого в наших жизнях.

Отношения Любви - чудесно сложное и многомерное явление.

Мы рождены и живем в этом мире благодаря отношениям любви. Любовь придает нам силы (и сознает сложности) на всем протяжении нашей жизни.

Любовь окружает нас, и она в нас, в самой глубине нашего существа. И кажется, что проходит большая часть наших жизней, прежде чем мы понимаем то, чем действительно является любовь. В 69 лет T.С. Элиот написал: "Я только теперь получил озарение о том, что есть любовь".

Единственное препятствием для Духовных (Священных) Отношений и осознанию присутствия Любви - эго. Но эго может быть мягко отстранено, вместе с его уловками, играми и иллюзиями. Тогда мы оказываемся в Духовных (Священных) Отношениях с нашим истинным я. Поскольку мы прощаем и избавляемся от наших проекций позора, опасения, вины и гнева, мы можем начать жить радостной внутренней жизнью Бога!

Духовные (Священные) Отношения говорят нам:
нет мира; нет времени;
Вы - не тело;
нет смерти;
нет ада; нет дьявола; нет несчастных случаев;
Вы не можете быть преданы, преследоваться или быть замучены;

Нет никакого "они"; никто не особенный; гнев никогда не оправдан;

И только любовь реальна!

Священные отношения требуют абсолютной честности. Все мы лжем себе и другим. Это создает напряжение, беспокойство, депрессию, страдание, болезнь, и смерть! Наши родители и школа учили нас претворяться и носить маски. Подобно всем хорошим детям , мы пробовали делать то, что нам сказали, и вести себя так, как от нас ожидали (несмотря на то, как мы действительно себя чувствовали, или что действительно происходило в нас). Так, мы создавали свое "общественное лицо", персону или маску! Мы учились лгать, чтобы, защищать, сохранять и оправдывать себя.

Наше страдание происходит из веры в то, что мы - те, кем мы являемся в глазах других. Так, мы живем в нашем воображении, думая и волнуясь о том, как это работает, вместо того, что бы просто быть с самими собой и другими духовным (священным) и любящим образом.

Говорение правды работает. Честность ведет к большей близости. "Я не хотел задеть его/ее чувства" является наиболее популярной рационализацией для лжи. Любой может преодолеть задетые чувства в течении часа. Правда может ранить на время. Но это ломает барьеры, и затем Вы можете наконец расслабиться, и позволить жизни и любви происходить легко и свободно.

Что является истинным, сейчас может не быть таковым вскорости, потому что наши чувства изменчивы, мы изменяемся, жизнь изменяется. Таким образом, честность важнее правды! Честность базируется напрямую на нашем опыте. Когда мы имеем честную связь с самими собой и другими, жизнь приносит нам больше удовольствия и становятся намного более забавной!

Духовные (Священные) близкие отношения ставят нам лицом к лицу с наиболее глубоко обусловленными привычками, которые причиняют все наши страдания и создают конфликт. Боль, гнев, и другие болезненные чувства всегда сопровождают близкие отношения. Но это то, как мы выбираем реагировать на те отрицательные чувства которые были в нас вызваны. И это определяет насколько духовны (священны) будут наши отношения.

Чтобы наслаждаться духовными (священными) отношениями, Вы должны освободиться вашей детской обусловленности, вашей семьи, культурного, социального и религиозного программирования. Вы должны изменить свое сознание, чтобы изменить вашу жизнь. Вы должны поднять на новый уровень ваше подсознательное, и автоматические реакции, так, чтобы они служили вам.

Практикуя безусловную любовь и принятие и используя сознательное дыхание, Вы можете успокоить ваши нервы, расслабить ваше тело, и добиться тишины в своем сознании. Тогда ваше сердце может открыться и вести Вас через мощные ветры напряжения и беспокойства, в "центр циклона" в вас самих.

Этот мирный "центр циклона" будет расти, и каждое событие, каждый опыт, каждые отношениями будут открывать их священную природу Вам!

Изменение приходит с пониманием, а не через усилие.

Оно возникает через сострадание, не через суждение.

И, радость - результат!