Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Осуществление закупки у единственного поставщика Часть 1 статья 93 фз

Здравствуйте,мы государственное бюджетное учреждение. Подскажите, пожалуйста, согласно поправок по 140-ФЗ: при закупках до 100/400 тыс.руб. мы не должны обосновывать НМЦК, собирать не менее 3 ком.предложений, проводить экспертизу, размещать отчеты в ЕИС при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Правильно ли мы это понимаем? И еще вопрос: нужно ли тогда размещать в ЕИС договора на закупки до 100/400 тыс. рублей или нет? Заранее, благодарим! С уважением, ГБОУ ДПО "Самарская школа управления агропромышленным комплексом"

  • Вопрос: №745 от: 2014-07-09.

В редакции,внесенной Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ звучит, как осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

По смыслу вышеуказанной статьи заказчикам с небольшим совокупным годовым объемом законодатель упростил проведение закупок, разрешив заключать контракты на общую сумму до 2 миллионов рублей в год дроблением (заключением) до 100 тысяч рублей.

В качестве примеров для правильного понимания статьи можно привести следующие.

1) Организация ссовокупным годовым объемом 10 миллионов рублей. Ранее можно было заключать контракты в размере только 5%, что оставляло возможность заключения контрактов (до 100 000 рублей) в размере 500 000 рублей в год.

В силу изменений в рамках закона 140-ФЗ вышеуказанный заказчик имеет право заключать контракты (до 100 000 рублей) на 2 миллиона рублей в год.

2) Организация ссовокупным годовым объемом 100 миллионов рублей. Годовой объем закупок (до 100 000 рублей) не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика, т.е. заказчик имеет право заключать контракты (до 100 000 рублей) на 5 миллиона рублей в год.

В силу Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ действие положений пункта 4 части 1 статьи 93 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Следовательно, организациям с небольшим совокупным годовым объемом законодатель упростил жизнь, если у кого уже был исчерпан пятипроцентный лимит.

До изменений, внесенных Законом 140-ФЗ, при заключении контракта (до 100 000 рублей) должен бытьперечень следующих документов:

1) Обоснование о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с определением существенных условий контракта (например: срок поставки, цена, объем работ и т.д.).

2) Обоснование НМЦК.

3) Контракт.

4) Акт о приемки товара, работ, услуг, подтвержденный документами (например: товарная накладная, сертификаты и т.д.).

5) Отчет об исполнении контракта.

В силуизменений,внесенных Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, при заключении контракта до 100 000 рублей более не требуется предоставление обоснования о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, обоснование и расчет НМЦ, а исполнение договора осуществляется в общем порядке.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 73 БК РФ получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

В рамках ч. 2. ст. 73 БК РФ реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

  • краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
  • наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
  • цена и дата закупки.

Следовательно, заказчик должен вести внутренний реестр закупок по контрактам до 100 000 и 400 000 рублей.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Закупка у единственного поставщика – это один способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в установленных Законом 44-ФЗ случаях. При этом процедура выбора поставщика, как таковая, не проводится. Это означает, что заказчику достаточно выбрать конкретное юридическое лицо и заключить с ним контракт, с учетом определенных требований.

Одним из таких случаев является производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на то, что не все товары (работы, услуги), произведенные учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы можно приобрести по пункту 11 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ, а лишь те из них, которые указаны в Перечне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1292.

На сайте размещен каталог и цены на товары (работы, услуги), с указанием учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы Калужской области.

Итак, вы определились с товаром (работой, услугой) и нашли его в указанном Перечне.

ШАГ 1. Проекта контракта.

На данном этапе заказчику необходимо разработать проект будущего контракта. При этом Законом установлен ряд обязательных требований к содержанию контракта. Контракт обязательно должен содержать:

расчет и обоснование цены контракта (ч. 4 ст. 93 Закона 44-ФЗ);

указание на фиксированный характер цены контракта (ч. 2 ст. 34 Закона 44-ФЗ);

условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона 44-ФЗ), с указанием размеров пеней и штрафов (ч. 5 – ч. 9 ст. 34 Закона 44-ФЗ);

обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона 44-ФЗ).

Помимо всего прочего, заказчику необходимо подготовить документально оформленный отчет (ч. 3 ст. 93 Закона 44-ФЗ), в котором требуется обосновать:

невозможности и нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

цену и иные существенные условия контракта.

ШАГ 2. Извещение об осуществлении закупки.

Заказчик должен подготовить и разместить извещение в ЕИС, с учетом п.1, п. 2 и п. 4 ст. 42 Закона 44-ФЗ. Извещение размещается в ЕИС не позднее чем за 5 календарных дней до даты заключения контракта.

ШАГ 3. Заключение контракта.

Контракт подписывается в двух экземплярах. После подписания один экземпляр заказчик оставляет себе, а второй остается у лица, с которым он заключен. Порядок заключения контракта, в рассматриваемом случае, Законом не регламентирован, в связи, с чем стороны вправе определить его самостоятельно.

ВАЖНО!

Необходимо отметить, что при осуществлении закупки по пункту 11 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (ч. 4 ст. 94 Закона 44-ФЗ). Это связано с необходимостью получения экспертной оценки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов.

Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт, в соответствии с Законом. И такой контракт не может быть безвозмездным.

Заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта.

Закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – контрагент) осуществляется вследствие признания несостоявшимся запроса котировок в соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 79 Закона N .

Порядок заключения контракта на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N для данного случая определен самой этой нормой. При этом согласование заключения контракта с единственным контрагентом по результатам несостоявшегося запроса котировок не требуется (см. также разъяснения по вопросу 3 письма Минэкономразвития России от 10.12.2014 N Д28и-2796).

Следует заметить, что рассматриваемая закупка должна быть предусмотрена в плане-графике в соответствии с ч.ч. 1, 3, 11 ст. 21 Закона N , п. 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных на основании ч. 4 ст. 21 Закона N постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 (далее – Правила), п. 6 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, утвержденных на основании ч. 5 ст. 21 Закона N постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (далее – Требования). В данном случае необходимо внести изменения в план-график не позднее чем за 10 дней до даты заключения контракта (п.п. 8, 9 Правил, п.п. 10, 11 Требований). Размещения извещения о закупке, формирования отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения контрагента, включения в контракт расчета и обоснования цены не требуется (ч.ч. 2 – 4 ст. 93 Закона N ).

Контракт в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N должен быть заключен с единственным контрагентом на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Учитывая, что при проведении запроса котировок документации о закупке не составляется, можно сделать вывод о том, что в данном случае контракт должен заключаться на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, к которому прикладывается проект контракта (см. ч.ч. 1 и 2 ст. 73 Закона N ).

Цена контракта, в силу п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N , не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (далее – НМЦК), цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки. Отметим, что на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N контракт заключается только с участником, подавшим заявку на участие в запросе котировок. При этом заявка обязательно содержит предложение о цене контракта (п. 2 ч. 3 ст. 73 Закона N ). Следовательно, при признании запроса котировок несостоявшимся цена контракта, заключаемого с единственным контрагентом, во всех случаях соответствует предложению о цене контракта участника, с которым заключается контракт. Иными словами, контракт не может содержать цену, равную НМЦК.

Закон о контрактной системе создан для повышения эффективности осуществления государственных закупок. Законодательные положения обеспечивают:

  • Прозрачность и открытость операций в сфере закупок;
  • Повышение профессионализма поставщиков;
  • Внедрение инновационных технологий.

С финансовой и экономической точки зрения, закон о контрактной системе, которая описывается в статье, не требует дополнительных затрат денежных средств из федерального бюджета. Организационные мероприятия могут быть проведены за счет денежных средств, выделяемых:

  • Органами исполнительной власти;
  • Заказчиками из федерального бюджета;
  • Бюджетом Российской Федерации.

Скачать закон 44 ФЗ о закупках с последними изменениями и комментариями можно

Статья описывает ситуации, в ходе которых госзакупка осуществляется у единственного исполнителя, подрядчика или поставщика:

  • Закупка работы, товара или услуг, которые соответствуют Федеральному закону №147;
  • Госзакупка товара или услуг для государственных нужд у единственного поставщика, определяющаяся распоряжением или постановлением Президента РФ.

Чтобы скачать последнюю редакцию статьи 93 со всеми изменениями и поправками, перейдите по следующей .

Информация по статье 34 этого же 44 Федерального закона

Какие были внесены изменения в статью 93 ФЗ-44?

При последней редакции закона изменения были внесены в 50 подпункт текущей статьи 7 июня 2017 года. Выдержка описывает методы госзакупок транспортных и дополнительных услуг при осуществлении военных перевозок, в случае угрозы военной безопасности Вооруженных Сил РФ, и при иных сферах деятельности.

7 июня 2017 года в законе был изменен пункт 2 статьи 93, который перечисляет правила осуществления закупки у единственного поставщика. Заказчик размещает в единую информационную систему уведомление за 5 дней до заключения коммерческого договора. Если извещение содержит государственную тайну, то оно не отправляется в единую информационную систему. Согласно 93 статьи закона копия коммерческого контракта, заключенного с продавцом, направляется в информационную систему вместе с документом об извещении.

Кроме описываемых выше ситуаций, в части 1 статьи 93 предусматривается осуществление закупки товара, работы или услуги, сумма которых составляет до 100 тысяч рублей. Годовой объем госзакупок не должен превышать стоимости в два миллиона рублей или пяти процентов от совокупного годового объема доходов.

Согласно закону, дополнительно можно закупить товар, работу или услугу с целью продвижения популярных культурных предметов или их реставрации. Если органы исполнительной власти обладают полномочиях для совершения госзакупки, то они ее осуществляют. В качестве товара может выступать:

  • Сырье;
  • Материалы;
  • Комплектующие для производства собственного товара;
  • Печатные и электронные издания и т.д.

В качестве услуг могут выступать:

  • Контракт на посещение публичных мероприятий, в том числе театральных учреждений:
  • Зоопарка, цирка, музея и других общественных учреждений.

Если закупить товар или услугу можно только у единственного поставщика, то согласно выдержки из статьи закона при заключении коммерческого контракта заказчик должен обосновать в письменном виде невозможность использования других способов определения поставщика. В контракте указывается стоимость и другие основные условия:

  • Подробный расчет;
  • Обоснование стоимости закупаемого товара или услуги.

Подскажите

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

Для каждой закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя работают свои правила. Например, в одних случаях заказчик должен потребовать от участника обеспечение исполнения контракта, а в других может этого и не делать. Об особенностях каждой из закупок у единственного поставщика расскажем в рекомендации.

п. 6 ч. 1 ст 93 44-ФЗ. Закупка работ, услуг, которые оказывают только органы исполнительной власти

Размещать извещение в ЕИС: нужно.

Готовить отчет-обоснование: нужно.

Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.

Привлекать экспертов, экспертные организации: не обязательно.

Включать в контракт расчет и обоснование цены: обязательно.

Уведомить контрольный орган: нужно.

Заказчики могут закупить у единственного поставщика работы и услуги, которые выполняет (оказывает) только госорган, подведомственное ему учреждение или унитарное предприятие в соответствии с возложенными на них полномочиями. Такие полномочия устанавливают федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ или Правительства РФ, законодательные акты соответствующего субъекта РФ.

Например, заказчик вправе заключить контракт:

  • на обязательную охрану объектов полицией в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 2 ноября 2009 года № 1629-р (п. 33 письма Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889);
  • госохрану объектов в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587. По этим объектам контракт можно заключить с ФГУП «Охрана», которое подведомственно МВД России, или с ФГКУ УВО ГУ МВД (письма Минэкономразвития России от 11 марта 2015 г. № Д28и-646, от 10 марта 2015 г. № Д28и-617, от 6 марта 2015 г. № Д28и-546);
  • выполнение работ по экспертизе ценности документов. Такие контракты заключают с Госархивом России (письмо Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1729);
  • присвоение регистрационных номеров в системе подвижной спутниковой связи «ИНМАРСАТ» (INMARSAT), учет используемых в России абонентских станций этой системы и сим-карт к ним. Такие контракты заключают с ФГУП «Морсвязьспутник». Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 12 октября 2015 года № Д28и-2934.

Также заказчик вправе заключить контракт с Федеральным медико-биологическим агентством как с единственным поставщиком. Такие контракты заключают заказчики из перечня организаций, которые обслуживает ФМБА России. Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 21 августа 2006 года № 1156-р.

Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком в сфере здравоохранения в двух случаях.

Случай 1. Территориальные госорганы закупают услуги по медобслуживанию служащих и заключают контракты:

  • с подведомственными медицинскими учреждениями;
  • с другими медицинскими учреждениями, которые подведомственны федеральным органам исполнительной власти или органам госвласти субъектов РФ. Причем заключить с ними контракт можно, только если по месту службы, местожительству нет подведомственных учреждений (их отделений или необходимого медоборудования в этих учреждениях). Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 года № Д28и-2869.

Случай 2. Учреждения УИС закупают услуги по медобслуживанию осужденных, когда не могут оказать помощь самостоятельно. Важное условие: заключать контракты можно с государственными медицинскими учреждениями. На это указало Минэкономразвития России в письме от 3 августа 2015 года № Д28и-2296.

Ситуация: заказчик закупает услуги по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации. Можно ли заключить контракт с ФГУП на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, если только это учреждение оказывает подобные услуги на территории субъекта РФ

Можно, но только если заказчику нужна экстренная информация в рамках специализированной гидрометеорологической информации. Экстренную информацию выпускает только федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и его территориальные органы (ч. 2 ст. 9 Закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ).

Если экстренная информация вам не нужна, заключить контракт по пункту 6 нельзя. В данной ситуации заключите контракт с единственным исполнителем на основании пункта 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ или проведите конкурентную закупку. Это связано с тем, что любое юридическое или физическое лицо может оказывать услуги в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензии (ч. 1 ст. 9 Закона № 113-ФЗ).

Ситуация: вправе ли заказчик заключить контракт на оказание услуг охраны с ФГКУ «УВО ГУ МВД России по г. Москве» как с единственным исполнителем на сумму более 100 000 руб.

Да, если охраняемый объект входит в перечень постановления Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587. В данной ситуации заказчик вправе заключить контракт с ФГКУ «УВО ГУ МВД России по г. Москве» на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Сумма контракта при этом не ограниченна. Аналогичной позиции придерживаются специалисты Минэкономразвития России в письмах от 6 марта 2015 года № Д28и-546, от 6 апреля 2015 года № Д28и-861.

Если охраняемый объект не входит в перечень постановления № 587, проведите конкурентную закупку.

Ситуация: вправе ли заказчик закупить платные медицинские услуги для нужд уголовно-исполнительной системы в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Да, если по месту службы (жительства, нахождения) нет сотрудников медучреждений системы МВД России, а также в неотложных случаях.

Медицинскую помощь оказывают учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения. Расходы возмещают соответствующие федеральные органы исполнительной власти. Такое правило установлено в пункте 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 911. То же правило касается и сотрудников органов внутренних дел (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1232).

Ситуация: администрация городского поселения закупает работы по разработке схемы теплоснабжения. Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком по пункту 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Нет, используйте конкурентные способы закупок. Это связано с тем, что работы по разработке схемы теплоснабжения вправе выполнять любое юридическое лицо (п. 2 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154).

Анализ единой информационной системы показывает, что заказчики при подобных закупках используют конкурентные способы - открытый конкурс и электронный аукцион.

Ситуация: вправе ли заказчик заключить контракт на услуги фельдъегерской связи на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Да, если вы закупаете корреспонденцию, которую упоминают в статье 2 Закона от 17 декабря 1994 года № 67-ФЗ, и относитесь к одному из органов, которые перечислены в упомянутой статье.

Если вы хотите заключить Контракт с единственным поставщиком по п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то вам необходимо разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта, затем, после заключения контракта, включить информацию о заключенном контракте в реестр контрактов на сайте ЕИС в установленные Законом сроки. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке.