Сравнительный анализ ставок ндс и акциза в странах. В минздраве выступили против гармонизации акцизов в еаэс Текст научной работы на тему «Таможенные платежи в Евразийском экономическом союзе: проблемы унификации и гармонизации законодательства»

После того как торговый дисбаланс, вызванный резким падением рубля и наплывом дешевых российских товаров в страны ЕАЭС, а также сокращением казахстанского и белорусского экспорта в РФ, проблема гармонизации финансовой и налоговой политики Союза отошла как-то на второй план. Между тем напрасно. Ведь такая гармонизация служит ко благу всех членов ЕАЭС и Союза в целом, она способна придать их развитию существенный импульс, предотвратив возникновение торговых споров и введение временных запретов на импорт.

Гармонизации налоговой политики посвящен 18-й раздел Договора о создании ЕАЭС, который определяет её общие принципы (статья 71), а также правила взимания косвенных налогов (статья 72) и налогообложения физических лиц (статья 72). Правила взимания косвенных налогов также регулируются отдельным протоколом (приложение №18 к договору), определяющим сам порядок взимания, механизм контроля над их уплатой при экспорте/импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг. Эти нормативно-правовые акты определяют общие, рамочные принципы налоговой политики Евразийского союза, конкретное применение которых может регулироваться дополнительными межгосударственными соглашениями.

Договор о создании ЕАЭС регулирует порядок взимания только косвенных налогов, устанавливаемых в виде надбавки к цене - акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС). Определение ставок прямых налогов, взимаемых с доходов или имущества, остается в ведении национальных государств. Столь пристальное внимание к косвенным налогам связано с положенным в основу еще Таможенного союза принципом «четырех свобод» - свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При перемещении на территорию другого государства-участника Союза таможенные пошлины отсутствуют, но косвенные налоги продолжают взиматься. При этом используется принцип страны назначения. То есть при экспорте товаров в другие страны объединения применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов, а при импорте товаров эти налоги уплачиваются по месту реализации.

Необходимость урегулирования налогообложения физических лиц также связана с одной из «четырех свобод» Евразийского союза - свободным движением рабочей силы. Договор о создании ЕАЭС устанавливает, что с первого дня работы на территории другого государства-участника объединения налоги с доходов физических лиц должны взиматься в том же самом размере, что и с обычных граждан этой страны. Тем самым обеспечивается соблюдение единых принципов функционирования общего рынка труда и равенство граждан всех государств ЕАЭС в плане условий трудоустройства, что особенно важно для стран с большой трудовой эмиграцией.

Но если ситуация с налогообложением физических лиц вопросов не вызывает, то с косвенными налогами все далеко не столь радужно. Проблема заключается в том, что как косвенные налоги, так и налог на доходы физлиц (НДФЛ) в каждой из стран ЕАЭС разные. Причем разница между акцизами, например, на табак и алкоголь подчас очень существенна. В рамках единого таможенного и экономического пространства это создает дисбалансы, негативно влияющие на функционирование Союза и волей-неволей порождающие между его участниками противоречия.

Так, ставка НДФЛ в Казахстане составляет 10%, в Белоруссии - 12%, а в России - 13%. Разница между акцизами на алкогольную и табачную продукцию выражена гораздо сильнее. Осенью 2014 г., накануне вступления в силу Договора о создании ЕАЭС, акциз на 1 литр чистого спирта в России составлял 500 рублей, в Казахстане - 500 тенге (102,7 рубля), а в Белоруссии - 133 тыс. белорусских рублей (443,3 российских рубля). Акциз на 1 тыс. сигарет с фильтром в России составлял 800 рублей+8,5% от розничной цены (не менее 1040 рублей за 1 тыс. штук), в Казахстане - 3 тыс. тенге (616,2 рубля), а в Белоруссии тариф в зависимости от качества сигарет колебался в пределах от 416,6 до 833,3 российских рубля.

Положение осложняло то, что крупные оптовые поставки товаров при отсутствии таможенных границ отследить можно, а ввоз алкоголя и сигарет частными лицами, которые покупают их как бы для личного потребления и уплачивать НДС не должны, - почти невозможно. И дешевый алкоголь из Казахстана рекой потек в Россию. Только за одно полугодие 2013 г. бюджеты Приволжского, Сибирского, Уральского и Южного федеральных округов потеряли из-за этого 300 млн. рублей. В начале 2014 г. Росалкогольрегулирование занялось подготовкой законопроекта, направленного против поставок в РФ нелегального казахстанского алкоголя. В сопроводительных документах указывалось, что необходимость подготовки закона связана с возросшими объемами ввоза в Россию дешевого немаркированного алкоголя, произведенного в Казахстане, а также его нелегальной реализацией. Предполагалось, что закон вступит в силу в четвертом квартале 2014 г. Ранее ведомство предлагало также ввести квоту на ввоз в Россию алкоголя из стран Таможенного союза в размере 5 литров на человека.

Однако до ввода ограничений дело не дошло. После событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией началось масштабное финансово-экономическое давление Запада на нашу страну, в результате чего курс российского рубля за короткий период упал вдвое. Казахстан, тесно связанный с РФ экономически, также был вынужден девальвировать тенге, правда, лишь на 20%. В результате курсовой разницы российский алкоголь, напротив, стал дешевле казахстанского, и потек в обратном направлении. Теперь о введении ограничений на поставки российской продукции задумались уже казахстанские власти, столкнувшиеся с наплывом дешевых российских потребительских товаров и на товары собственного производства. С 1 июня 2014 г. в Казахстане был введен временный запрет на импорт алкоголя из ряда стран, включая Россию и Белоруссию, связанный, по официальной версии, с многочисленными «нарушениями требований национального законодательства и требований, установленным техническим регламентом Таможенного союза».

Проект соглашения по акцизам на алкоголь и табак был разработан Евразийской экономической комиссией еще в конце 2014 г. Он предусматривает повышение белорусских и казахстанских тарифов до российского уровня с тем, чтобы разница не превышала 15%. Документ был одобрен 10 ноября прошлого года, но до сих пор не подписан. И не последнюю роль тут сыграл тот факт, что, согласно докризисным планам, российские акцизы на табак и алкоголь должны были резко увеличиться. В результате ставка акциза на 1 литр чистого спирта для стран ЕАЭС к 2020 г. должна составить 1089 рублей, на слабый алкоголь - 946,14 рубля, а на 1 тыс. сигарет с фильтром - 2411 рублей. По расчетам аналитиков стоимость 1 бутылки водки при таких акцизах составит не менее 400-450 рублей, а пачки сигарет - 100-110 рублей. В условиях кризиса и падения покупательной способности населения такие цены выглядят для него неподъемными. Другая сторона вопроса - резкий рост рынка нелегального алкоголя. При дорогой легальной водке рентабельность производства нелегальной зашкаливает и бороться с ее производством почти невозможно. Бюджет же вследствие этого теряет большие доходы от снижения акцизных платежей.

Выход заключается в том, чтобы найти некий равновесный уровень акцизов, который не создавал бы проблем с нелегальным импортом табачной и алкогольной продукции и одновременно не служил бы раздражителем для населения, не способного приобрести легальную продукцию из-за ее чрезмерно высокой стоимости. В России и других странах бывшего СССР водка традиционно является социальным анестетиком, и проблемы с ее приобретением, как показывает печальный опыт СССР конца 1980-х гг., способны обернуться не только ростом социального недовольства, но и крайне неприятными политическими последствиями. Ту же природу имеет «ценовая» борьба с курением. Та часть населения, которая курит давно, от этой привычки уже вряд ли откажется, а рост стоимости сигарет вызывает у нее раздражение. Логика «за вредные привычки надо платить» в этих случаях, прямо скажем, не работает.

Наряду с урегулированием проблем с акцизами позитивную роль для ЕАЭС может сыграть и гармонизация правил экспортного контроля, отнесенных в настоящее время к ведению национальных государств. В условиях отсутствия таможенного контроля на границах между государствами ЕАЭС назревает необходимость унификации его правил на внешних границах Союза, через которые товары экспортируются за рубеж.

К концу этого года должен быть принят новый Таможенный кодекс ЕАЭС. 12 августа в Сочи главы правительств союзных государств на заседании Евразийского межправительственного совета достигли принципиальных договоренностей по проекту кодекса и распорядились направить его на внутригосударственное согласование с тем, чтобы успеть .

Новый вариант кодекса предусматривает такие ранее отсутствовавшие новации, как приоритет электронного таможенного декларирования, возможность автоматического совершения таможенных операций с помощью информационных систем, подача таможенной декларации без предоставления подтверждающих ее заполнение документов, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, имеющего права осуществлять таможенные операции в упрощенном порядке и т.п. По словам председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, проект нового Таможенного кодекса разрабатывался вместе с бизнесом, и в нем учтены все высказанные замечания. Поэтому он заметно улучшит бизнес-среду и упростит процессы таможенного оформления товаров. Так что и здесь очевиден выигрыш для всех.

Основными темами обсуждения заседания Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), которое прошло в Минске (Республика Беларусь) 27 ноября, стали механизмы реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), проекты соглашений по гармонизации акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств-членов. Главы правительств также договорились ускорить процесс снятия барьеров.

В заседании Межправительственного совета приняли участие врио Премьер-министра Республики Армения Арарат Мирзоян, Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Румас, Премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев, Премьер-министр Кыргызской Республики Мухаммедкалый Абылгазиев, Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев и Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.

Председатель Евразийского межправительственного совета, глава правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что в ЕАЭС достигнуты неплохие экономические показатели. В тех параметрах и сферах, которые предусмотрены Договором о Союзе, формируются общие рынки. Растут объемы внутренней и внешней торговли, что создает условия для того, чтобы бизнес активнее инвестировал в новые проекты. Это, по мнению Дмитрия Медведева, повышает практическую отдачу от интеграции. «В период потрясений на международных рынках возрастает ценность нашего интеграционного объединения, – подчеркнул Председатель правительства России, – потому что мы действуем по единым правилам, стараемся достичь общих результатов, даем возможность развиваться нашим экономикам, бизнесу, привлекаем инвестиции».

Дмитрий Медведев также сделал акцент на реализации странами ЕАЭС цифровой повестки. «Мы приступили к созданию основ цифровой экономики, – заявил Дмитрий Медведев. – Это одно из центральных направлений нашей работы. В отличие от других направлений, где можно двигаться с разной скоростью, по «цифре» нужно двигаться синхронно. Иначе мы окажемся на обочине и нам придется отказаться от преимуществ цифровой повестки дня».

Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян отметил, что заседание прошло плодотворно и это позволит ЕАЭС существенно продвинуться вперед.

«Обычно на уровень премьер-министров мы выносим вопросы, которые требуют согласования позиций национальных правительств, где у нас разворачиваются острые дискуссии. Сегодняшняя повестка – не исключение. По ряду концептуальных вопросов формирования общих рынков алкогольной и табачной продукции сегодня достигнуты договоренности, которые позволят нам на уровне Коллегии ЕЭК продвигать эти вопросы», – подчеркнул Тигран Саркисян.

Он проинформировал, что о части рассмотренных вопросов будет доложено президентам стран ЕАЭС на заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое пройдет 6 декабря в Санкт-Петербурге.

Межправсовет поручил ЕЭК разработать концепцию применения «регулятивных песочниц» . В настоящее время ЕЭК совместно с правительствами государств Союза формирует нормативно-правовую базу для реализации цифровой повестки, параллельно запуская инициативы и проекты.

На проработку в Комиссию уже поступило 40 инициатив от бизнеса и органов власти государств-членов, из них 8 поддержаны и 14 находятся в работе. Так, например, запущен пилотный проект по цифровой прослеживаемости товаров, готовится проект по цифровой промышленной кооперации.

Одним из механизмов реализации цифровой повестки станут «регулятивные песочницы». Они представляют собой специальные единые правовые режимы, которые согласовываются для каждого отдельного пилотного проекта, действуют ограниченный срок и позволяют в контролируемой среде отрабатывать модель реализации проекта и регулирования ещё до принятия нормативно-правовой базы.

Предполагается, что применение специальных правовых режимов позволит повысить качество проработки инициатив по цифровым преобразованиям, сократить временной интервал от постановки задач до достижения практических результатов, а также снизить риски.

В качестве перспективных направлений для применения «песочниц» рассматривают пилотные проекты, такие как перевозка грузов по единому электронному сопроводительному документу и другие.

Также стороны обсудили необходимость координации взаимодействия центров компетенции по цифровой трансформации.

Межправсовету доложили о высокой степени готовности соглашений о принципах налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию в ЕАЭС . Работа над формированием общего рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС ведется с 2015 года. На сегодняшний день согласован уровень индикативной ставки акцизов. Для адаптации бизнеса к потенциально новым требованиям главы правительств приняли решение перенести срок применения индикативной ставки с 2022 года на 2024 год.

Кроме того, стороны договорились о едином диапазоне отклонения ставки акциза от индикативной ставки, а также о наделении Совета ЕЭК полномочиями по утверждению индикативных ставок и закреплению консультативного механизма в случае волатильности курсов национальных валют.

Проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию государств ЕАЭС будут направлены на процедуру внутригосударственного согласования.

Межправсовет поручил странам ЕАЭС принять меры по устранению барьеров на внутреннем рынке Союза. Главами правительств государств-членов рассмотрен отчет о работе Евразийской экономической комиссии по устранению препятствий на внутреннем рынке Союза в 2017–2018 годах.

Правительствам стран-участниц предложено в трехмесячный срок принять меры, направленные на устранение барьеров в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС в соответствии с ранее принятыми актами Комиссии, и рассмотреть результаты проделанной работы на очередном заседании Межправсовета.

Межправсовет утвердил план мероприятий по обеспечению стимулирования производства и использования колесных транспортных средств с электрическими двигателями на 2018–2020 годы. Комиссия и страны Союза должны проработать и по возможности обеспечить реализацию этих мероприятий.

Они разделены на два блока – производство и использование электромобилей. Стимулировать производство предлагается с помощью формирования евразийского перечня комплектующих колесных транспортных средств с электрическими двигателями, их базовых компонентов и объектов зарядной и сервисной инфраструктуры, не производимых в ЕАЭС, снижения ставок ввозных таможенных пошлин на импортные комплектующие, предназначенные для производства машин с электродвигателями, а также организации кооперационного производства электромобилей.

Среди мер по стимулированию использования электромобилей в Союзе – освобождение владельцев колесных транспортных средств с электрическими двигателями от уплаты транспортного налога, предоставление им бесплатных парковочных мест, оснащенных зарядными устройствами, и ряд других.

ЕМПС принял совместные прогнозы развития агропромышленного комплекса, балансы спроса и предложения стран Союза по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковолокну и шерсти на 2018–2019 годы. Согласно прогнозу, в 2019 году по отношению к 2016 в целом по Союзу производство сельскохозяйственной продукции в долларовом эквиваленте увеличится на 27,6%, рост взаимной торговли составит 34,5%, а экспорт в третьи страны возрастет на 30%.

Сводные прогнозные балансы сформированы по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, например по зерну, мясу, молоку и картофелю, а также по основным видам сельскохозяйственного сырья для легкой промышленности, к которым относятся шерсть, льноволокно, кожевенное сырье и хлопковолокно. Прогнозы будут опубликованы на сайте ЕЭК в ближайшее время.

Межправсовет решил усовершенствовать процедуру информирования о разработке мер промышленной политики в отношении чувствительных товаров. Решение дополняет Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС нормой о ведении и размещении на сайте Комиссии реестра принятых и разрабатываемых государствами Союза правовых актов в отношении чувствительных товаров.

В результате страны получат полную информацию о применяемых и планируемых к принятию мерах государственного регулирования и государственной поддержки в отношении такой продукции. Это позволит предотвратить ущемление интересов товаропроизводителей стран ЕАЭС.

Утверждены мероприятия по празднованию 25-летия евразийского проекта и пятилетия подписания Договора о ЕАЭС. В 2019 году исполняется 25 лет идеи евразийской интеграции и пять лет со дня подписания Договора о ЕАЭС. Стороны утвердили план мероприятий по празднованию этих юбилейных дат. Принятая программа праздничных мероприятий призвана повысить информированность граждан государств-членов о развитии евразийской экономической интеграции.

Очередное заседание Межправсовета состоится в начале 2019 года в Алматы (Республика Казахстан).

Акцизы уплачивают таможенным и налоговым органам в зависимости от вида подакцизных товаров

Объектом обложения акцизами признают ввоз товаров из-за пределов Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 ст. 113 Налогового кодекса Республики Беларусь ; далее - НК).

При этом разделяют уплату акцизов таможенным и налоговым органам. Так, при ввозе подакцизных товаров:

Из-за пределов ЕАЭС уплату акцизов производят только таможенным органам;

Из государств ЕАЭС - таможенным и налоговым органам в зависимости от вида подакцизных товаров: подлежащих и не подлежащих маркировке акцизными марками.

Справочно: факт уплаты акцизов (освобождения от акцизов в соответствии с законодательством) при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь подтверждают:

Налоговый орган - в отношении подакцизных товаров, ввозимых из государств - членов ЕАЭС, за исключением ввоза подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь;

Таможенный орган - в отношении подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств иных, чем государства - члены ЕАЭС, подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками Республики Беларусь (подп. 1.3 п. 1 ст. 113 НК).

Маркировке акцизными марками подлежат:

Алкогольные напитки, ввозимые на территорию Республики Беларусь и произведенные в Республике Беларусь, разлитые в потребительскую тару (упаковку) и предназначенные для оборота на ее территории (п. 1 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта»);

Табачные изделия, ввозимые на территорию Республики Беларусь, в т.ч. с территории государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 (п. 14 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28).

Справочно: при ввозе с территории государств - членов ЕАЭС подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, плательщик самостоятельно исчисляет акцизы с применением документа «Расчет акцизов, подлежащих уплате». Форма и порядок его заполнения определены постановлением ГТК Республики Беларусь от 17.04.2010 № 13.

Таким образом, из всех видов подакцизных товаров не подлежат маркировке акцизными марками:

Автомобильные бензины;

Дизельное и судовое топливо;

Газ, используемый в качестве автомобильного топлива;

Масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Следовательно, при ввозе этих подакцизных товаров из государств ЕАЭС, за исключением газа, используемого в качестве автомобильного топлива, надо уплачивать акцизы налоговым органам.

Справочно: плательщиками акцизов признают организации при реализации (передаче) газа углеводородного сжиженного и газа природного топливного компримированного для заправки транспортных средств (включая собственные транспортные средства) через автозаправочные станции, а также с использованием топливно-раздаточного оборудования (п. 5 ст. 110 НК).

При ввозе из ЕАЭС подакцизных товаров |*| , не подлежащих маркировке акцизными марками, уплата акцизов производится налоговым органам.

б) стоимость импортированных подакцизных товаров, в т.ч. товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

Налоговую базу для исчисления акцизов определяют на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров.

Суммы акцизов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, плательщик исчисляет по налоговым ставкам, установленным законодательством государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (пп. 16, 17 Протокола).

Справочно: ставки акцизов установлены в приложении 1 к НК.

Акцизы, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачивают не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола).

Важно! При уплате акцизов налоговым органам по товарам, ввозимым из ЕАЭС, плательщику нужно представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по акцизам и вместе с ней:

1) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;

2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату акцизов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС;

3) транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства - члена ЕАЭС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС (п. 20 Протокола).

Справочно: форма налоговой декларации (расчета) по акцизам утверждена в приложении 2 к постановлению № 42 |*| . В части I декларации приведена форма расчета по акцизам при ввозе товаров. Порядок заполнения части I изложен в п. 31 Инструкции.

На основании данных условной ситуации заполним часть I декларации (расчета) по акцизам и покажем, что отражают в строках Заявления.

Ситуация. Белорусская организация приобрела в Российской Федерации дизельное топливо у российской организации

Белорусская организация приобрела в марте 2016 г. в Российской Федерации дизельное топливо у российской организации. Стоимость дизельного топлива класса 5 прочее согласно договору купли-продажи от 23.03.2016 № 23/10 и счета-фактуры от 23.03.2016 № 23/1203 равна 700 000 рос. руб. Количество дизельного топлива составило 10 т.

Приобретенное дизельное топливо было доставлено согласно железнодорожной накладной от 23.03.2016 Z-1 № 9876549 и оприходовано в бухгалтерском учете 23 марта 2016 г. Курс российского рубля, установленный Нацбанком (условно) на 23 марта 2016 г., составил 299 бел. руб. за 1 рос. руб.

Заполним часть I налоговой декларации (расчета) по акцизам. Код группы - 14 22 «Акциз на автомобильное и иное используемое в качестве автомобильного импортированное топливо».

__________________________
* Ставка акциза установлена Указом Президента Республики Беларусь от 09.03.2016 № 92.

Форма Заявления является приложением 1 к Протоколу об обмене. Правила заполнения Заявления изложены в приложении 2 к данному документу.

Для определения сумм акцизов при импорте товаров налогоплательщик в Заявлении заполняет таблицу, в которой указывает:

В гр. 2 - наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов (дизельное топливо класса 5 прочее);

Гр. 3 - код товара (10 знаков) по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза по подакцизным товарам (2710 19 425 0);

Гр. 4 - единицу измерения количества товара, указанную в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе (тонна);

Гр. 5 - количество товара в единицах измерения, указанных в гр. 4 (10 т);

Гр. 6 и 7 - стоимость товара и код валюты на основании сведений из счетафактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов (700 000 и 643);

Гр. 8 - установленный центральным (национальным) банком государства-члена курс национальной валюты к валюте, указанной в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе, на дату принятия на учет товаров (299 руб.);

Гр. 9 - серию, номер транспортных (товаросопроводительных) документов (Z-1 № 9876549);

Гр. 10 - дату транспортных (товаросопроводительных) документов (23.03.2016);

Гр. 11 - номер счета-фактуры (№ 23/1203);

Гр. 12 - дату счета-фактуры (23.03.2016);

Гр. 13 - дату принятия налогоплательщиком товара на учет (23.03.2016);

Гр. 14 - налоговую базу по подакцизным товарам. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговая база указывается исходя из объема импортированного товара в натуральном выражении и равна показателю гр. 5 (10 т);

Гр. 16 - налоговую ставку по акцизам (1 676 700 руб.);

Гр. 19 - сумму акцизов, рассчитанную покупателем товаров исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в гр. 16 к налоговой базе, указанной в гр. 14 (16 767 000 = 10 × 1 676 700).

Заполним фрагмент Заявления в части акцизов (графы 15, 18, 20 (НДС) не приводятся):

Заявление подписывает руководитель организации или ее представитель. Полномочия представителя должны быть подтверждены в порядке, установленном законодательством государства - члена ЕАЭС.

Российские министерства не выработали согласованную позицию по вопросу гармонизации акцизов на табачную и крепкую алкогольную продукцию в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Весной 2017 года страны-участницы обсуждали предложение установить к 2022 году единые усредненные ставки с допустимыми уровнями отклонения для каждого государства. Но российский Минздрав против такой гармонизации: она ограничит возможность повышения акцизов на алкоголь и сигареты в перспективе.

Минздрав против гармонизации акцизных ставок в странах-участницах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Она, по сути, является ограничением для страны, устанавливая потолок для роста акцизов. Об этом «Известиям» сообщил источник в ведомстве. Свою точку зрения министерство обозначит на совещании в Минэкономразвития 17 августа, на котором будет обсуждаться консолидированная позиция России. Через несколько дней, 22 августа, состоится заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по налоговой политике в ЕАЭС.

Данный проект не имеет аналогов на мировом уровне, и совершенно неясно, почему мы должны быть полигоном для апробирования новой стратегии. Евросоюз, например, практикует установление минимальных ставок, при этом никаких ограничений и запретов повышать акцизы не вводится. Каждая страна сама решает, каким образом формировать акцизную политику и защищать население от данной продукции, - пояснила «Известиям» завотделением профилактики рисков Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава Дарья Халтурина.

Замглавы Минздрава Дмитрий Костенников в 2016 году уже писал в Минэкономразвития о позиции ведомства по поводу гармонизации ставок. Он предлагал заменить понятие «общие индикативные ставки акцизов» на «общие индикативные минимальные ставки акцизов», настаивал на повышении усредненной ставки на табак в два раза. Также Минздрав подчеркивал, что замедление роста ставок акцизов недопустимо.

Согласно проектам соглашений стран - участниц ЕАЭС, к 2022 году они должны прийти к усредненному значению акцизов. В случае с табачной продукцией речь идет о €35 за тысячу сигарет, для крепкого алкоголя - €9 за 1 л безводного этилового спирта. Каждой стране определяют разрешенный диапазон отклонений фактических ставок акцизов от усредненных. Предлагается наделить Совет ЕЭК полномочиями утверждать и изменять согласованные индикативные ставки и диапазоны при наличии экономической целесообразности.

По статье 193 Налогового кодекса РФ крепкий алкоголь облагается акцизом в размере 523 рублей за литр безводного этилового спирта (€7,4 по курсу ЦБ на 16 августа). Это значение будет актуально и в 2018–2019 годах. Для табачной продукции акциз составляет не менее 2123 рублей за тысячу сигарет (€30 по курсу ЦБ на 16 августа). Такое значение установлено до середины 2018 года. При этом в Белоруссии показатель для табачной продукции в четыре раза ниже - около 500 рублей за тысячу штук, а в Казахстане примерно вдвое ниже - порядка 1,1 тыс. рублей за тысячу штук. С крепкой алкогольной продукцией аналогичная ситуация. Различие ставок приводит к существенному отличию розничных цен.

Все государства - члены ЕАЭС высказывают озабоченность тем, что ставки акцизов на алкогольную и табачную продукцию сильно разнятся внутри союза. Как сообщили в пресс-службе Евразийской экономической комиссии, при этом возникает угроза неконтролируемых поставок продукции на территорию «соседей», где ставки акцизов выше.

Один из путей минимизации наполнения рынка нелегальными подакцизными изделиями, а также создания единого рынка товаров - сближение ставок акцизов на такие товары, - добавил сотрудник пресс-службы ЕЭК.

В письме замглавы Минэкономразвития Олега Фомичёва в Минфин (датировано 2 августа) указано, что «наиболее эффективной мерой по снижению динамики роста нелегальной продукции на табачном рынке является гармонизация ставок акцизов между странами ЕАЭС».

В Минфине вчера не ответили на запрос «Известий» по существу, сообщив лишь, что позицию российской стороны формирует Минэкономразвития, хотя это ведомство направляет в ЕЭК позицию России на основании информации Минфина, ответственного за формирование налоговой политики.

В пресс-службе Минздрава воздержались от комментариев.

Сравнительный анализ ставок НДС и акциза в странах ЕАЭС Выполнили: Семенчук Эллина, Яковлева Дина Группа ТС 02/1501

29 мая 2014 г. в Астане президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), . 2 января 2015 г. Армения стала полноправным участников Союза, а 12 август 20015 г. Киргизия. Договор вступил в силу с 1 января 2015 г.

Текущие налоговые ставки стран Евразийского Экономического Союза Вид налога Ставки налогов в странах ЕАЭС Россия Беларусь Казахстан Армения Киргизия 0%, 10%, 20% Пониженные ставки: 0, 5%, 9, 09%, 16, 67% 0%, 12% 20% 0%, 12% НДС 0%, 18% акциз В зависимости от вида подакцизного товара, твердые и адвалорные ставки

Плательщики акциза Россия Организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. индивидуальные предприниматели, Беларусь Организации, физические лица. Казахстан Физические и юридические лица Киргизия Субъект, который производит, в том числе на давальческой основе, подакцизные товары на территории Кыргызской Республики и/или импортирует подакцизные товары на территорию Кыргызской Республики. Армения Юридические лица (в том числе зарегистрированные в установленном порядке в Республике Армения представители и филиалы иностранных юридических лиц) и физические лица.

Ставки акциза стран участниц ЕАЭС Страны ЕАЭС Пиво, за 1 литр Сигары, за 1 штуку Бензин, за 1 тонну валюта ставок стран ЕАЭС валюта РФ 21 рубль - 171 рублей - 13100 рублей - Беларусь 3500 белорусск их рублей 11, 80 30800 белорусск их рублей 103, 80 3515800 белорусск их рублей 11848, 46 Казахстан 26 тенге 5, 18 750 тенге 149, 56 0 тенге 0 Армения 70 драм 9, 50 1500 драм 203, 80 32500 драм 4415, 76 Киргизия 30 сомов 29, 10 100 сомов 97, 13 5000 сомов 4783, 57 Россия

Динамика ставок акцизов на дизельной топливо стран ЕАЭС Ставка акцизов на дизельное топливо за 1 тонну 2010 Страна Валюта участница ЕАЭС ставок стран ЕАЭС Россия - 2013 Валюта РФ Валюта ставок стран ЕАЭС 2016 Валюта РФ 1188 - 5860 Беларусь 751383 белорусск их рублей 2532, 21 991800 белорусск их рублей 3342, 43 Казахстан 0 тенге 0 Киргизия 800 сомов 777, 04 Армения 27000 драм 3668, 41 32500 драм 4415, 76 Валюта ставок стран ЕАЭС - Валют а РФ 13332 2270000 7650, 0 белорусск 5 их рублей 0 тенге 0 800 сомов 777, 04 35000 драм 4755, 4 3

Базисные темпы роста ставок акцизов на дизельное топливо 1200. 00 1122. 22 1000. 00 800. 00 600. 00 400. 00 302. 11 200. 00 100. 00 Россия Беларусь 129. 63 Киргизия Армения

Динамика ставок акцизов на сигареты с фильтром стран ЕАЭС Ставка акцизов на сигареты, 1000 штук 2010 Страна участница Валюта ЕАЭС ставок стран ЕАЭС Россия Беларусь - 2013 Валюта РФ Валюта ставок стран ЕАЭС 205 - 2016 Валюта РФ Валюта ставок стран ЕАЭС 550 - Валюта РФ 1200 60000 белорусски х рублей 202, 20 180600 белорусски х рублей 608, 63 390000 1314, 33 белорусски х рублей 1000 тенге 198, 80 1960 тенге 389, 66 5000 тенге 994, 04 Киргизия 80 сомов 77, 67 120 сомов 116, 50 750 сомов 728, 16 Армения 5000 драм 679, 35 5500 драм 747, 28 Казахстан

Базисные темпы роста ставок акциза на сигареты 1000 937, 5 900 800 700 650 585, 37 500 400 300 200 110 100 0 Россия Беларусь Казахстан Киргизия Армения

v. Унифицировано определения акциза, взимается данный вид платежа всеми странами участницами, выполняет одни и те же функции (фискальную и регулирующую), обладает одинаковыми особенностями и взимается по специфической налоговой ставке. v. Различия заключаются в плательщиках данного косвенного налога, различны составы подакцизных товаров и размеры ставок на них. v. Однако странами участницами ЕАЭС намечена гармонизация ставок акциза на алкогольную и табачную продукцию на период 2014 -2020 года, что уже начинает немного прослеживаться.