Какое количество участников комиссии подписывает коммерческий акт. Правила и случаи составления коммерческого акта

Коммерческий акт (приложение 7) составляется для удостоверения следующих обстоятельств (ст. 119 УЖТ ):

  • - несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная);
  • - повреждения (порчи) груза и возможных причин такого повреждения;
  • - обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;
  • - возвращения перевозчику похищенного груза;
  • - непередачи перевозчиком груза на железнодорожный путь не- общего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Коммерческий акт составляется :

  • - при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки груза, в необходимых случаях - в день выдачи груза грузополучателю;
  • - при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;
  • - в пути следования груза - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные выше сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов.

В случае составления коммерческого акта при перевозке продовольственных и скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата качества или удостоверения о качестве, заверенная на основании подлинного документа печатью и подписью уполномоченного представителя перевозчика.

При составлении коммерческого акта о порче продовольственных и скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее - АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала (форма ВУ-85), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью уполномоченного представителя перевозчика. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой исходя из показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э .

В случае составления коммерческого акта при перевозке животных и грузов, подконтрольных органам Госветнадзора, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата).

В случае составления коммерческого акта при перевозке подкарантинных грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.

В коммерческом акте должны быть указаны по каждой отправке: номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств (далее ЗПУ) и нанесенная на ЗПУ информация, число мест и масса груза, указанная в перевозочных документах и оказавшаяся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указывают массу брутто, массу тары вагона (с трафарета или проверенную на весах) и массу нетто. Сведения о перевеске вагонов указывают в перечне, который прилагается к коммерческому акту. В этом случае перечень и коммерческий акт подписывают лица, участвующие в выдаче груза, и уполномоченные представители перевозчика.

Коммерческий акт составляется перевозчиком в трех экземплярах на бланке формы ГУ-22 (приложение 7), который заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений на пишущей машинке или компьютере на автоматизированных рабочих местах и подлежит строгому учету.

Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции назначения, распределяются следующим образом:

  • - второй экземпляр выдается грузополучателю по его требованию;

Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком

на станции отправления или на попутной станции, распределяются следующим образом:

  • - первый экземпляр используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления;
  • - второй экземпляр прилагается к перевозочному документу и следует до станции назначения;
  • - третий экземпляр остается на хранение в делах перевозчика.

О составлении коммерческого акта на станции отправления или

на попутной станции делается отметка на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» с указанием номера коммерческого акта, даты его составления и оснований, по которым он составлен. Эта запись удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.

О составлении коммерческого акта на станции назначения отметка на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается по требованию грузополучателя .

При перевозках грузов с использованием накладной в электронном виде коммерческий акт может составляться в электронном виде. Порядок хранения и направление коммерческого акта, составленного в электронном виде, определяются перевозчиком в соответствии с договором об обмене данными и документами в электронном виде. На основании данных такого коммерческого акта в электронную накладную вносятся отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

Коммерческие акты, составленные в электронном виде на станции отправления и на попутной станции, прикладываются к электронной накладной.

В случаях, когда в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта на попутной станции, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не оказалось, перевозчик по результатам выдачи груза на станции назначения должен составить новый коммерческий акт.

Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.

Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции, и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то перевозчик обязан, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе «Ж» коммерческого акта, составленного на попутной станции, отметку следующего содержания:

«При проверке груза, выданного «_»_г., разницы против

настоящего акта не оказалось».

В случае несоответствия сведений, имеющихся в коммерческом акте, составленном на попутной станции, данным проверки груза на станции назначения составляется новый коммерческий акт. При этом на станции назначения грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции, не выдается, кроме случаев, когда в содержании этого акта усматривается ответственность грузоотправителя.

Если в пути следования был составлен коммерческий акт, удостоверяющий обстоятельства, за которые несет ответственность грузоотправитель, то перевозчик на станции назначения обязан выдать грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции, независимо от выдачи коммерческого акта, составленного перевозчиком при выдаче груза на станции назначения. В этом случае копия коммерческого акта, составленного на попутной станции, хранится в делах перевозчика.

В случае проведения экспертизы грузов в соответствии с правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте о такой экспертизе должна быть сделана отметка в разделе «Е» коммерческого акта.

В соответствии со ст. 42 УЖТ при необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными.

Акт экспертизы (приложение 8) составляется для определения причин недостачи, порчи или повреждения груза и размера причиненного ущерба в день проведения экспертизы в порядке, предусмотренном правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.

Выводы экспертизы должны указать причины повреждения (порчи) груза, его размеры, а также, на какую сумму понизилась стоимость груза. Выводы экспертизы должны быть мотивированы и не могут основываться на предположениях. Акт экспертизы оформляется и выдается перевозчику для последующего приложения его к коммерческому акту.

В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон.

Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза.

Акт экспертизы подписывается экспертом, а также другими специалистами, которые были привлечены к проведению экспертизы по инициативе перевозчика или по требованию грузополучателя; перевозчиком и представителем грузополучателя, если он принимал участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза.

Экспертиза не проводится, если стоимость недостачи, повреждения (порчи) груза не превышает минимального размера оплаты труда, а также если стоимость экспертизы превышает размер убытков. В этих случаях размер или причина недостачи, повреждения (порчи) груза и размер убытков определяются совместно перевозчиком и грузополучателем и указываются в коммерческом акте [А-1].

Коммерческий акт подписывают грузополучатель или его уполномоченный представитель (по доверенности на право подписания коммерческого акта), если он участвует в проверке груза, и перевозчик.

Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов перевозчика.

По требованию грузополучателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.

Выдача коммерческого акта представителю грузополучателя производится при предъявлении доверенности, а в случае, если грузополучателем является физическое лицо, - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. При получении коммерческого акта уполномоченный представитель грузополучателя расписывается на оборотной стороне коммерческого акта на экземпляре, остающемся в делах перевозчика, с указанием даты и номера доверенности или документа, удостоверяющего личность.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов - в течение одних суток с момента выдачи грузов или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов - в течение одних суток со дня получения заявления.

Представители перевозчика и грузополучателя, участвующие в составлении коммерческого акта, обязаны подписать коммерческий акт. При несогласии с содержанием коммерческого акта представители перевозчика и грузополучателя вправе изложить в нем особое мнение.

Если коммерческий акт выдан грузополучателю на недостачу груза, не прибывшего по основной накладной, то при прибытии этого груза по досылочному документу перевозчик при предъявлении грузополучателем накладной на основную отправку и выданного ему коммерческого акта в накладной и во всех экземплярах коммерческого акта в разделе «Ж» должен сделать отметку о том, что недостающий груз по данной отправке прибыл по досылочному документу

(с указанием его номера). Кроме того, в отметке указываются номер вагона (номера вагонов), наименование станции, на которой оформлена досылка, дата оформления досылки и дата выдачи недостающего груза. По прибытии последней части груза, указанной в коммерческом акте как неприбывшая, грузополучатель должен вернуть перевозчику коммерческий акт для хранения в его делах.

В случае, если на станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

Для составления коммерческого акта заведующий грузовым районом, контейнерной площадкой, сортировочной платформой, приемосдатчик, обнаруживший несохранность груза, обязаны составить и подать начальнику станции рапорт на составление этого акта в день обнаружения несохранной перевозки или выдачи груза, приложив к нему вагонный лист, снятые с вагона элементы ЗПУ с контрольными знаками и все необходимые документы для оформления коммерческого акта. В рапорте должно быть точное описание состояния груза и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность перевозки. Никаких догадок, предположений и заключений о причинах неисправности или виновности грузоотправителя или дороги в рапорт вносить не допускается.

Коммерческим актом называется документ, удостоверяющий выявленные при перевозке утрату, порчу или повреждение груза, а также нарушение правил перевозок, которые могут служить основанием для возложения ответственности на виновного участника перевозки - перевозчика, отправителя, получателя груза.

Коммерческий акт составляется в случаях: повреждения или порчи груза; обнаружения груза без документов или документов без груза; хищения его или возвращения перевозчику похищенного груза; непризнания получателем груза своим; несоответствия груза его наимено­ванию, массе или числу мест с данными, указанными в транспортных документах; разъединения партии груза из-за невозмо­жности вместить его в вагон (кроме случаев перевалки массовых грузов, обезличен­ных при перевозке); проверки органами транспорта массы, объявленной отпра­вите­лем по замеру или условной массе; вскрытия мест груза для проверки содержимого.

Акт составляют при выдаче груза или багажа получателю, передаче их смежному виду транспорта или немедленно при обнаружении обстоятельств, требующих составления акта (обнаружении груза без документов, хищении, разъеди­нении партии груза и др.).

Обстоятельства, связанные с выполнением договора перевозки, но не требую­щие составления коммерческого акта, удосто­веряются отметкой на обороте накла­дной и дорожной ведомости. Такие отметки ставят в случаях: недостачи массы, не превышающей норму естественной убыли и норму расхождения в показаниях весов (с учетом изменения влажности, а по зерну насыпью - также и сорности); недоста­чи или излишка груза в технически исправном судне с неповрежденными пломбами отправителя (по хлебным грузам такие недостачу и излишек оформляют коммерче­скими актами); недостачи или излишка груза, при­бывшего с проводником грузовла­дельца; когда расчеты по недостаче между перевозчиком и отправителем произво­дятся по итогу за навига­цию; излишка груза при выдаче получателю. Неприбытие груза в установ­ленный срок удостоверяется отметкой на предъявленной получате­лем квитанции дорожной ведомости. Отметки делает уполномоченный для этой цели работник порта, а при выдаче груза непосредственно с судна в пункте, удален­ном от порта, - капитан судна.

Для удостоверения других обстоятельств, относящихся к перевозкам, приме­няют акты общей формы, которые составляют в случаях: отказа в приеме груза на перевозку или несогласия порта с суммой объявленной ценности, указан­ной отправителем; проверки массы, меры или числа мест груза (кроме случаев, оформляемых коммерческими актами); утраты документов, приложенных к наклад­ной, или оставления провод­ником сопровождаемого им груза; повреждения судна или контейнера при погрузке или выгрузке средствами отправителя (получателя) или поврежде­ния судном причала необщего пользования; подачи под загрузку не­пригодного или незачищенного судна; во всех случаях, когда состав­ление акта не­обходимо по обстоятельствам дела или предусмотрено правилами перевозок.

Коммерческий акт является основным документом, обосновывающим претен­зию или иск получателя к перевозчику за причиненный при пере­возке ущерб грузу. Он служит основанием для удовлетворения или отклонения претензии перевозчиком, а также для принятия решения арбитражным судом. Правильно составленный коммерческий акт способствует свое­временному и надлежащему расследованию обстоятельств утраты, порчи или повреждения груза, помогает выявить причины и виновников нека­чест­венной перевозки, принять меры для предупреждения таких случаев и служит одним из средств борьбы за сохранность грузов. Бланк коммерческого акта является документом строгой отчетности и имеет печатный номер.

Ответственными за составление коммерческих актов являются перевозчик или организация, осуществляющая выдачу груза получателю.

Если груз сдается получателю в пункте, где нет представителей перевозчика, коммерческий акт составляют капитан судна и получатель, затем направляют его перевозчику.

Акт подписывается всеми участвовавшими в его составлении и проверке груза. В случае хищения или наличия признаков иного преступления к участию в составлении коммерческого акта привлекаются представители охраны.

Коммерческий акт составляют в трех экземплярах, четко, без помарок и подчисток. Первый экземпляр передается перевозчику, второй - полу­чателю по его требованию (или вместе с передаточной ведомостью передается другому виду транспорта), третий хранится в порту назначения груза.

Обстоятельства, вызвавшие составление акта, излагают с точным указанием всех фактических данных. Предположения, догадки, выводы или заключения составителей в акт не вносят. Обоснованное, объективное заключение может быть сделано только с учетом всех результатов расследования.

Для установления причин утраты, порчи или повреждения груза и принятия соответствующих мер по их устранению, при составлении коммерческого акта необходимо соблюдать определенные условия.

Если груз был опломбирован, в акте необходимо указать состояние пломб, а также техническое состояние грузовых помещений судна и, в частности, возможность доступа к грузу без снятия пломб; если пломба повреж­дена, указать характер повреждения.

При неисправности тары в акте следует точно и по возможности подробно указать характер этой неисправности, в частности цела ли контрольная проволока или лента, сохранилась ли машинная зашивка мешков, имелась ли возможность изъять груз из упаковки и др. Если ящики, кипы или другая тара были опломбированы, проверяют состояние пломб и соответствие оттисков на пломбах указанным в тран­спортных документах. Не разрешается в коммерческом акте повреждение тары или упаковки указывать в общих выражениях (тара неисправна, упаковка повреждена и др.). Такие записи не дают ясного представ­ления о повреждении и не способствуют выяснению причин происшедшего.

Если утрата или повреждение груза явились следствием неудовлетворительного технического состояния судна, в акте необходимо указать не только выявленные неисправности судна, но по возможности и причины их возникновения.

При утрате леса из плота в акте должны быть подробно указаны обстоятельства, вызвавшие эту утрату, состояние сплотки и крепления плота, выполнение командой плота своих обязанностей.

Во всех случаях утраты, порчи или повреждения груза необходимо проверить, точно ли соблюдались правила перевозок данного груза, а если были нарушения, то указать, в чем они заключались.

При составлении коммерческого акта на недостачу груза, подверженного усушке и имеющего сертификат или качественное удостоверение, следует указать, кем и когда они составлены и их номер, проверить влажность груза и указать процент влажности при приеме на перевозку и выдаче груза получателю.

Если для выяснения причин недостачи массы или числа мест груза вскрывают тару, необходимо сравнить наличие с данными, указанными в фактуре, и устано­вить: имеются ли пустоты в ящике; мог ли недостающий груз поместиться в этих пустых местах или они являются резуль­татом несоразмерности тары помещенному грузу; имеются ли беспорядки в упаковке (если в ящике обнаружены посторонние предметы, в акте приводят их подробное описание); для проверки соответствия выяв­ленной (при вскрытии тары) недостачи части груза с недостачей массы, взве­сив отдельно количество груза, равное недостающему; если в фактуре указана масса груза нетто, после осмотра состояния тары взвесить груз без тары, имея в виду, что недостача могла быть следствием усушки тары.

При выяснении недостачи груза не следует ограничиваться проверкой только поврежденных мест. В отправке, состоящей из нескольких мест, недостающий груз может оказаться уложенным в исправные места.

Все выявленные при проверке обстоятельства фиксируют в акте. В тех случаях, когда недостача, порча или повреждение груза были обнаружены до выдачи груза получателю или передачи другому виду транспорта и на них был составлен коммерческий акт (в пункте перевалки или отправления), а в состоянии груза дополнительных изменений не произош­ло, новый коммерческий акт не составляют. На копии акта, приложенной к транспортным документам, ставят отметку, что между указанными в нем данными и фактическим наличием груза при выдаче разницы нет.

§ 1. Железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачи груза она производит проверку состояния груза, его массы или количества мест, а также наличия накладной и при этом устанавливает:
1) полную или частичную утрату груза, недостачу массы, его повреждение, порчу или снижение качества груза по другим причинам;
2) несоответствие между сведениями, указанными в накладной, и грузом в натуре о наименовании, массе, количестве мест груза, знаках (марках) и номерах мест груза, наименовании получателя и станции назначения;
3) отсутствие накладной или отдельных ее листов по данному грузу или груза по данной накладной;
4) отсутствие или недостачу отправительских перевозочных приспособлений, указанных в накладной.
Станция, установившая одну или несколько таких неисправностей, составляет коммерческий акт по форме Приложения 16.
Однако коммерческий акт составляется лишь в тех случаях, когда вышеуказанные неисправности могли произойти исключительно с момента приема груза к перевозке до момента выдачи его получателю.
О составлении коммерческого акта станция должна сделать отметку в накладной в графе "Коммерческий акт".
§ 2. Если получатель в процессе выдачи ему груза обнаруживает какую-либо неисправность, указанную в параграфе 1 данной статьи, а коммерческий акт по этой неисправности железной дорогой не составлен, то получатель должен незамедлительно обратиться к станции назначения о составлении коммерческого акта.
Станция назначения может отказаться от составления коммерческого акта в случае, если:
1) исключено, что указанная неисправность произошла в течение времени с момента приема груза в перевозке до его выдачи получателю;
2) уменьшение массы груза не превышает нормы, указанные в параграфе 5 данной статьи.
§ 3. Если внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения, допускается составление коммерческого акта после выдачи груза получателю, то получатель имеет право обратиться к станции назначения о составлении коммерческого акта и после выдачи груза по какой-либо неисправности, указанной в параграфе 1 данной статьи, которую обнаружить внешним осмотром при выдаче груза было невозможно. Такое обращение к станции назначения должно быть сделано получателем незамедлительно после установления им неисправности груза и не позднее чем через 3 суток после выдачи груза. До составления станцией назначения коммерческого акта получатель не должен изменять состояние груза, если это не является необходимым для его предохранения от увеличения неисправности. Пломбы, снятые получателем с вагона, контейнера, автомобиля, трактора и другой самоходной машины после их выдачи ему, должны быть переданы им станции назначения.
Станция назначения может отказаться от составления коммерческого акта в случаях, если:
1) внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения, не допускается составление коммерческого акта после выдачи груза;
2) обращение получателя к станции назначения не было сделано им незамедлительно после установления им неисправности и не было сделано в пределах 3 суток после выдачи груза;
3) состояние груза было изменено получателем, хотя это не являлось необходимым для предохранения груза от увеличения неисправности;
4) исключено, что указанная неисправность произошла в течение времени с момента приема груза к перевозке до его выдачи получателю;
5) при уменьшении массы груза не превышаются нормы, указанные в параграфе 5 настоящей статьи;
6) получатель не передает станции назначения пломбы, снятые с вагона, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной машины.
§ 4. Если станция назначения при проверке обращения получателя о составлении коммерческого акта, внесенного в соответствии с параграфом 2 или 3 данной статьи, установит, что это обращение необоснованное, то станция назначения имеет право требовать от получателя возмещения ее расходов, связанных с проверкой этого обращения, а также оплаты получателем штрафов, если это предусмотрено внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения.
§ 5. Если при проверке в пути следования или на станции назначения массы груза, указанного в параграфе 1 статьи 24, который вследствие своих особых естественных свойств подвержен уменьшению массы во время перевозки, будет установлено уменьшение массы груза по сравнению с массой, указанной в накладной, то коммерческий акт об уменьшении массы груза должен составляться только в том случае, если это уменьшение будет превышать норму, установленную в параграфе 1 статьи 24. Если же определенная при проверке недостающая масса груза не превышает норму, установленную в параграфе 1 статьи 24, то коммерческий акт не должен составляться; в этом случае сведения об установленной при проверке массе груза вносятся в накладную в графу "Отметки железной дороги".
Если при проверке в пути следования или на станции назначения массы груза, который вследствие своих особых естественных свойств не подвержен ее уменьшению во время перевозки, будет установлено уменьшение массы груза по сравнению с массой, указанной в накладной, то коммерческий акт о таком уменьшении массы груза составляется только в том случае, если недостающая масса груза отличается от его массы, указанной в накладной, более чем на 0,2%. Если же масса груза, определенная при проверке, отличается от массы, указанной в накладной, не более чем на 0,2%, то масса груза, указанная в накладной, считается правильной. Таким же порядком оформляется установление излишка массы груза при ее проверке.
§ 6. Коммерческий акт подписывается должностными лицами станции, указанными в форме Приложения 16. При составлении коммерческого акта на станции назначения он должен быть подписан также получателем или лицом, уполномоченным им на получение груза.
Если получатель не согласен со сведениями, помещенными в коммерческом акте, он может внести в него свои замечания по таким сведениям, если это допускается внутренними правилами, действующими на железной дороге назначения.
§ 7. Для установления причин и размера утраты, недостачи массы груза, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам, а также для определения размера ущерба может быть произведена экспертиза в соответствии с внутренними законами и правилами страны назначения груза.
§ 8. Один экземпляр коммерческого акта выдается получателю порядком, предусмотренным во внутренних правилах, действующих на железной дороге назначения.
§ 9. Положения параграфов 2 - 8 данной статьи, относящиеся к получателю груза, действуют соответственно для отправителя, если груз согласно пункту 1 параграфа 2 статьи 20 возвращается в адрес отправителя, или направляется для третьего лица, если груз выдается ему в соответствии с внутренними правилами, указанными в параграфе 3 статьи 21.

Коммерческий акт

документ, удостоверяющий недостачу, повреждение или порчу груза либо багажа, составляемый в пункте их назначения (см. ). А.к. служит основанием для предъявления получателем груза (багажа) претензии о возмещении убытков.

(англ. commercial act /document) - 1) в торговом мореплавании установленной формы, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности участников морской перевозки груза (перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров). К.а. составляется для удостоверения: несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными; повреждения груза или багажа; обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа; возвращения перевозчику похищенного груза или багажа (ст. 402 РФ*). В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в соответствующем порту. Формы актов, порядок их составления и порядок удостоверения обстоятельств, не требующих составления актов, устанавливаются правилами, издаваемыми в соответствии с п. 2 ст. 5 КТМ РФ;

2) по законодательству РФ о железнодорожных перевозках документ установленной формы, удостоверяющий обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железной дороги, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), портов, др. организаций, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железным дорогам (ст. 134 ТУЖД*). К.а. составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа или грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе; повреждение () груза, багажа или грузобагажа; обнаружение груза, багажа или грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа или грузобагажа; возвращение железной дороге похищенного груза, багажа или грузобагажа; непередача железной дорогой груза на в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае К.а. составляется только по требованию грузополучателя.

К.а. составляется: при выгрузке грузов, багажа и грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки, в соответствующих случаях - в день выдачи грузов грузополучателю (получателю); при выгрузке грузов в местах необщего пользования - в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки или непосредственно после выгрузки грузов; в пути следования грузов, багажа и грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению К.а. При невозможности составить К.а. в указанные он должен быть составлен в течение следующих суток.

К.а. составляется в 3-х экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. В К.а. должны содержаться: точное и подробное описание состояния грузов, багажа или грузобагажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов, багажа или грузобагажа. Не допускается вносить в К.а. предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя (отправителя) или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке К.а., даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных; данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, или , а также имеется ли защитная для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в К.а. указывается, какое из таких нарушений допущено. При составлении К.а. в отношении порчи скоропортящихся грузов к К.а. прикладывается из журнала температур.

К.а. подписывают (получатель), если он участвует в проверке грузов, багажа или грузобагажа, и работники железной дороги, перечень которых устанавливается правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

По требованию получателя железнодорожная станция обязана в течение 3 дней выдать К.а. Порядок пересылки К.а. между организациями железнодорожного транспорта определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В случае отказа железнодорожной станции от составления К.а. или оформления К.а. с нарушением установленных требований грузополучатель (получатель) имеет в письменной форме об отказе или о нарушении в отделение (управление) железной дороги непосредственно или через начальника железнодорожной станции.

Представители сторон, участвующие в составлении К.а., не имеют права отказаться от его подписания. При несогласии с содержанием К.а. представители сторон вправе изложить свое мнение.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "коммерческий акт" в других словарях:

    КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - см. Акт коммерческий … Юридический словарь

    Коммерческий Акт - См. Акт коммерческий Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ, в Российской Федерации документ, составляемый перевозчиком и получателем при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза при железнодорожных, речных, морских и воздушных перевозках; является основанием имущественной… … Современная энциклопедия

    КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - документ, составляемый при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза при железнодорожных, речных, морских и воздушных перевозках; основание для материальной ответственности перевозчика, грузополучателя или грузоотправителя … Большой Энциклопедический словарь

    Коммерческий акт - документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности имущественной перевозчика, пассажиров, отправителей и получателей груза. Составляется в аэропорту назначения при выдаче багажа или груза; при… … Энциклопедия техники

    КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - документ, удостоверяющий утрату, недостачу, разницу в весе, повреждение, порчу груза или неисправность его упаковки. К. а. характеризуют неисправность работы ж. д. по перевозке грузов и недостаточность борьбы за их сохранность. На основании К. а … Технический железнодорожный словарь

    Коммерческий акт - (англ. commercial act /document) 1) в торговом мореплавании документ установленной формы, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности участников морской перевозки груза (перевозчиков, отправителей,… … Энциклопедия права

    КОММЕРЧЕСКИЙ АКТ - документ, составляемый в случае обнаружения в пункте назначения недостачи, повреждения или порчи, хищения груза (багажа) при перевозках; К.а. служит основанием для предъявления требований о возмещении убытков стороне, допустившей порчу груза… … Юридическая энциклопедия

    Коммерческий акт - Обстоятельства, являющиеся основанием для несения ответственности за невыполнение договора перевозки, удостоверяются составлением актов. На железнодорожном транспорте для этого используются акт общей формы и коммерческий акт. Также могут… … Википедия

    коммерческий акт - документ, составляемый при обнаружении недостачи, повреждения или порчи груза при железнодорожных, речных, морских и воздушных перевозках; основание для материальной ответственности перевозчика, грузополучателя или грузоотправителя. * * *… … Энциклопедический словарь

    коммерческий акт - коммерческий акт — документ, удостоверяющий обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности имущественной перевозчика, пассажиров, отправителей и получателей груза. Составляется в аэропорту назначения при выдаче багажа… … Энциклопедия «Авиация»

Книги

  • Расследование отдельных видов преступлений в сфере экономики и против общественной безопасности. Уч.-метод. пос.-М.:Проспект, 2015. , Попов Иван Алексеевич. В настоящем пособии отражены правовые, криминалистические и организационно-практические вопросы расследования отдельных видов преступлений в сфере экономики и против общественной…

На данный момент процесс перевозки грузов различного типа должен соответствующим образом оформляться документально.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Причем существует достаточно обширный перечень бумаг наличие которых строго обязательно в соответствии с определенными законодательными нормами. На данный момент одним из обязательных таких актов является коммерческий.

Он составляется в нескольких экземплярах, позволяет отразить большое количество и применяется для решение обширного перечня различных задач. Причем требуется использовать именно унифицированный формат такого акта.

В противном случае такой документ может быть признан недействительным на юридическом уровне. Как следствие – станет проблематично применять его по его основному назначению.

Общие аспекты

В законодательстве достаточно подробно перечислены все случаи составления коммерческого акта. Процесс при кажущейся своей простоте связан с большим количеством самых разных особенностей, нюансов.

Все они обозначены в законодательных нормах. Предварительное ознакомление с нормативными документами позволит избежать возникновения большого количества самых разных проблем.

Особенно важен такой акт в случае если в процессе транспортировке или же после получения возникли сложности.

Возмещение вреда, рассмотрение страхового случая будет невозможно при отсутствии коммерческого акта при перевозке автотранспортом, другими средства.

Основные вопросы, рассмотреть которые нужно будет заранее:

  • что это такое?
  • назначение документа;
  • законные основания.

Что это такое

Под термином «коммерческий акт» подразумевается специальный формат, являющийся юридическим основанием для несения ответственности за невыполнение условий договора.

Важно помнить, что все транспортные компании, а также частные перевозчики обязаны составлять специальный договор. Именно такое соглашение подразумевается.

Также существует достаточно обширный перечень самых разных правил, связанных с хранением такой документации. С ними нужно разобраться заранее.

Так как в случае обнаружения нарушения определенными контролирующими органами велика вероятность наложения штрафа. Также не стоит терять акт. Это может попросту привести к невозможности решения каких-либо задач.

Назначение документа

В РЖД, автомобильных грузовых и других перевозках данный акт используется для:

Именно по причине широкого использования данного документа следует внимательно отнестись к его формированию.

Так как в противном случае возможность разрешить всевозможные конфликтные, спорные ситуации между грузоперевозчиком, получателем и другими сторонами будет утрачена.

Особого внимания заслуживает использования данного документа в финансовой отчетности. Нередко всевозможные акты и рассматриваемый в том числе применяются для ухода от налогов, реализации коррупционных схем.

Потому стоит избегать допущения ошибок. Так как таковые или же представление неверной информации может быть воспринято налоговой службой как попытка уклониться от налогов.

Что станет причиной наложения достаточно существенного штрафа. Также необходимо помнить, что обязательно соблюдение основных правил составления подобного документа.

В противном случае такой акт попросту будет признан недействительных, юридически ничтожным. Как следствие – будет недопустимо применять его в суде как одно из доказательств.

Аналогичным образом обстоит дело с иными органами надзорного типа. Нужно заранее разобраться с тем, каково правовое назначение.

Законные основания

На сегодняшний день существует достаточно большое количество различных законодательных актов, которые регулируют вопрос составления коммерческого акта.

Но при этом в первую очередь необходимо будет ориентироваться именно на СМГС. Данная аббревиатура расшифровывается как

Соглашение о международном грузовом сообщении. Причем документ данный разработан ещё в середине XX века, действует до сих пор под современной редакцией.

Основными разделами, в которых затрагивается вопрос составления акта рассматриваемого типа, являются следующие:

Также СМГС включает в себя достаточно обширный перечень самых разных дополнительных документов.

В приложения, с которыми также нужно будет по возможности разобраться, отражено следующее:

приложение №1 Отражены основные правила осуществления перевозки грузов
приложение №1.1 Рассмотрен образец составления
приложение №1.2 Образец ведомостей для платформы, в котором реализуется процесс транспортировки
приложение №1.3 Представлен пример составления ведомости для контейнера нестандартного типа
приложение №1.4 Как должно выглядеть удостоверение, которое выдается проводнику груза
приложение №1.5 Представлен полный перечень всех легко воспламеняющихся грузов
приложение №1.6 Как необходимо составлять акт при вскрытии груза в случае осуществления административного контроля
приложение №1.7 Как составляется акт коммерческого типа, основные характеристики документа
приложение №2 Издается отдельным документом, он включает в себя основные правила, соблюдение которых необходимо при осуществлении перевозки опасных грузов различного типа
приложение №3 Отражены все технические условия, связанные с расположением, а также креплением груза в конкретном случае
приложение №4 Основные правила транспортировки вагона в случае если таковой по какой-то причине принадлежит третьему лицу
приложение №6 Представляет собой стандартное руководство по накладной типа СМГС/ЦИМ

Обозначенный выше нормативный документ позволяет установить прямое железнодорожное сообщение фактически со всеми странами, которые граничат с Российской Федерации.

Прежде, чем приступать к составлению коммерческого акта, необходимо разобраться с правилами перевозки. Образец документа рассматриваемого типа представлен в указанном выше НПД.

Если будут иметь место отличия от перечня рекомендаций, содержания – акт попросту будет признан недействительным.

Правила составления коммерческого акта подразумевают в первую очередь соблюдение специального формата. При этом необходимо помнить о некоторых существенных нюансах.

В первую очередь нужно будет предварительно разобраться со следующими вопросами:

  • обязательные реквизиты;
  • в скольких экземплярах нужно;
  • в каких случаях составляется;
  • какое количество участников комиссии подписывает;
  • заполненный образец.

Оптимальным решением будет установить автоматизированное приложение для составления актов данного типа.

Таким образом возможно будет существенно сократить время, требуемое на составление, а также избежать различного рода типичных в таком случае ошибок.

Шаблон документа при помощи ПК возможно заполнить полностью автоматически, с минимальными затратами времени и сил.

Обязательные реквизиты

В акте рассматриваемого типа потребуется в обязательном порядке отразить специальные реквизиты. На данный момент таковыми являются следующие:

  • полное наименование организации-получателя, а также поставщика и отправителя;
  • точный юридический адрес обоих указанных выше лиц;
  • действительные контактные данные для связи.

Обозначенные выше реквизиты исполняют не только формальную функцию для обозначения участников сделки по какого-либо определенного груза.

Но также позволяют применять для проведения различных судебных заседаний. Важно отразить всю представленную информацию максимально достоверно.

Так как в противном случае документ опять же будет признан попросту недействительным. Причем вне зависимости от того, в каком именно случае он составляется, вне зависимости от вида транспорта.

В скольких экземплярах нужно

Перечень информации, представляемый в данном акте, регламентирован. Составление документа должно осуществляться в строгом соответствии с определенными требованиями.

При этом экземпляры данного документа в обязательном порядке должны быть распределены следующим образом:

Но важно помнить, что не обязательно будет составлять данный документ именно только лишь в трех экземплярах. Иногда случается, что доставка в одном контейнере осуществляется груза сразу нескольким различным юридическим, физическим лицам.

В таком случае потребуется составить данный документ в количестве не меньшем чем указано выше плюс акты для остальных участников .

Фактически, количество экземпляров регламентируется именно соглашением между поставщиком/получателем.

В каких случаях составляется

Главной особенностью такого коммерческого акта является то, что далеко не во всех случаях его необходимо будет составлять. Перечень ситуаций, когда он необходим, отражается в ст.№18 СМГС.

Данная статья гласит, что такой акт потребуется составить в случае, если установлено возникновение следующих обстоятельств:

Груз по какой-то причине был испорчен Его качество ухудшилось, масса снизилась – причем причины возникновения подобного явления какой-либо роли не играют (акт все равно должен быть составлен)
Сведения, указанные в накладной на конкретный груз Не соответствуют фактическим данным – опять же степень такого рода расхождений полностью не важна (данные о месте назначения, получателе являются неточными, количество грузовых мест или их нумерация неправильная, иное)
Какая-либо накладная в любой форме вообще отсутствует по данному грузу Либо нет в наличии отдельных листов такой накладной (либо имеет место обратная ситуация – сама накладная в наличии, но груз по какой-то причине вовсе отсутствует)
При отсутствии, недостаче специальных приспособлений для транспортировки какого-либо груза Полный перечень таких приспособлений обязательно должен быть указан в накладной

Также существует перечень дополнительных ситуаций, когда составление такого рода акта также обязательно требуется.

К таковым на данный момент относится следующее:

Имеется важный нюанс, связанный с составлением такого акта. Он должен быть обязательно сформирован только лишь в случае если обозначенные выше ситуации имели место с момента получения груза транспортной компании до его сдачи получателю.

Если же какая-либо обозначенная выше ситуация имело место до или же после – составлять такой акт необходимости нет.

Какое количество участников комиссии подписывает

Ещё один важный момент – количество подписантов под данным актом, оно должно соответствовать установленному на законодательном уровне. В противном случае документ попросту не будет действительным.

Например, если происшествие имело место на железнодорожной станции, то подписантами должны являться следующие :

  • начальник станции;
  • должностное лицо, осуществляющее надзор за механизированным процессом погрузочно/разгрузочных работ;
  • начальник грузового района;
  • ответственный за контейнерную площадку;
  • приемосдатчик.

Имеются определенные нюансы касательно подписантов именно в зависимости от способа, который осуществляется транспортировка конкретного груза. Стоит данный вопрос обязательно проработать заблаговременно, заранее.

Заполненный образец

Если опыт составления такого документа по какой-то причине полностью отсутствует, то стоит обязательно ознакомиться с верно составленным образцом.

На данный момент стандартной унифицированной формой является .

Она должна включать в себя следующую информацию:

Полное наименование самого документа А также дата его составления
Проставляется штемпель Отметка о регистрации акта
Обозначается номер Коммерческого акта
Раздел А Содержит полный перечень всех сведений о конкретном вагоне, ЗПУ, а также все сделанные в накладной отметки
Составляется специальная таблица В ней отражается информации по поводу проведенной проверки
Раздел Б Что значилось по документом о конкретном грузе
Раздел В Отражается информации по поводу того, что в действительности оказалось
Раздел Г Включает в себя подробное описание груза
Раздел Д Обозначается точное количество недостачи или же излишков груза
Раздел Е Какие выводы сделала экспертиза
Раздел Ж Отметка о станции назначения груза
В нижней части документа опять проставляется подпись Начальника станции, а также проставляется специальный штемпель
Указывается дата

Возникающие нюансы

Процесс составления документа данного типа имеет множество самых разных нюансов. К основным вопросам, изучить которые стоит заранее, можно отнести:

На железнодорожном транспорте

При необходимости составления такого акта на железной дороге необходимо будет приложить к нему некоторые другие дополнительные документы.

Перечень таковых опять же отражается в СМГС. Причем все документы, составление которых требуется, обозначены в этом НПД. Там же имеются примеры таких документов.

Перевозки грузовым автомобильным транспортом

Перевозка грузовым автомобильным транспортом регламентируется законодательством. Но при этом единый формат коммерческого акта не устанавливается.