Сделать подставную аварию. Подставные дтп, как способ обмана страховой компании

Стремление «нажиться» за счёт других старо как мир, и страхование – подходящая сфера для мошенничества. Российские страховые компании считают, что от 10% до 25% страхователей (в зависимости от вида страхования) пытается получить незаконную выплату. Подтасованные страховые события стали привычным делом. По разным оценкам, отечественные страховщики ежегодно выплачивают мошенникам до 10% возмещений, при этом число мошеннических схем растёт из года в год.

Мошенничество страхователей в России и за рубежом

Зарубежные мошенники и борьба с мошенничеством

Справедливости ради следует отметить, что стремление легко заработать на страховании широко распространено во всем мире. 15-20% средств западные страховые компании переводят на счета мошенников. В Америке и Канаде до 80% махинаций приходится на личное страхование. Объясняется это тем, что выплаты по страхованию жизни обычно крупные, а собрать доказательную базу по таким события довольно сложно. Так фальсифицируется несчастный случай, и даже смерть застрахованного лица с целью получения выплаты.

В Европе популярны фальсификации с автомобилями. К примеру, во Франции и Германии не редки случаи поджогов авто, застрахованных по завышенной стоимости, а также инсценировки угонов и аварий. Зачастую в ходе следствия выявляются организованные группы аферистов со своими врачами, экспертами и адвокатами.

Однако в Европе и Америке борьба с мошенничеством отлажена гораздо более эффективно, чем в России. Там сформированы и активно используются базы страховых историй клиентов, отслеживаются связи с базами данных банков и других финансовых организаций. Кроме того в противостоянии с мошенниками активно сотрудничают различные правоохранительные структуры.

Автостраховое мошенничество в России

Главная особенность российских мошеннических схем – активное участие госслужащих и правоохранителей, которые подделывают различные документы. При этом отечественные аферисты предпочитают автострахование. На КАСКО и ОСАГО приходится порядка 70% случаев мошенничества в страховании. Далее следует страхование имущества физических лиц, где распространено страхование по фотографии. В условиях жёсткой конкуренции для удобства страхователей компании нередко страхуют недвижимость без предварительного осмотра объекта (по снимку). Это стало благодатной почвой для любителей легкой наживы.

Мошенничество в автостраховании

По разным оценкам, на махинации с ОСАГО приходится от 15% до 35% общего числа сфальсифицированных выплат. На КАСКО – порядка 10-30%. В целом по рынку автострахования потери от действий мошенников ежегодно составляют до 20% выплат. В денежном выражении суммы просто шокируют. Преступные схемы как и уровень организованности мошенников бывают самые разные. До 80-85% случаев мошенничества приходится на одиночек, а ещё 15-20% преступлений совершаются организованными группами. В последнем случае преступники нередко вовлекают страховых агентов и сотрудников ГИБДД. Организованных групп намного меньше, но на их долю приходится более 60% всех убытков от действий фальсификаторов.

Особенности мошенничества в автостраховании:

  • Около 30% приходится инсценированные аварии;
  • 13% составляют фальсификации обстоятельств ДТП;
  • Около 40% случае мошенничества приходится на оформление полиса после страхового события.

Схемы махинаторов, действующих в автостраховании:

  1. «Автоподстава». Инсценировка аварии для получения компенсации со страховой компании «жертвы» автоподставы. В состав группы мошенников, как правило, входит сотрудник ГИБДД, оформляющий протокол происшествия. Именно он предоставляет фиктивные документы в страховые компании «виновников» аварии.
  2. Схема завышения оценки ущерба или подложный счёт с СТОА.
  3. Завышение стоимости страхуемой машины. Например, завезённая в Россию разваливающаяся, но сохранившая товарный вид иномарка, страхуется по завышенной цене. Затем по сценарию: ДТП и обращение за выплатой. По этой же схеме один и тот же автомобиль иногда страхуется в нескольких компаниях. Такие случае выявляются, но не всегда, ведь единой базы страхователей не существует.
  4. Инсценированные угоны. Это самый тяжёлый случай для страховщика. Доказать мошенничество здесь очень сложно и компания вынуждена платить серьёзную компенсацию. В последнее время растёт число случаев инсценировок угона автомобилей, приобретённых в кредит.

Это неполный перечень схем, с течением времени он меняется. Мошенники подстраиваются под методы работы служб безопасности страховщиков и находят всё новые лазейки для лёгкой наживы.

Причины распространения мошенничества в страховании

Интересно, что к фактам обмана страховых компаний российские граждане относятся весьма лояльно. Такое отношение объясняется недоверием к страховщикам ещё со времён советского «Госстраха» и недовольством их работой. Долее того, страховые мошенники также зачастую даже не считают себя преступниками и в 99% случаев не признают свой проступок серьёзным. По данным страховых компаний:

  • 10% страхователей готовы совершить мошенничество;
  • 20% соблюдают правила и законы;
  • 70% способны подтасовать данные, если повезёт.

Немаловажная причина распространения мошенничества со стороны российских страхователей – их отношение к страхованию. Во всем мире потребители привыкли покупать страховку в надежде, что она никогда не потребуется. Российский же страхователь, потратив немалую сумму на полис КАСКО или ОСАГО, порой с нетерпением ждёт случая, когда можно будет окупить своё «вложение». Такой автолюбитель будет просто счастлив, если удастся заработать на страховке.

Судите сами. По данным Всероссийского союза страховщиков:

  • 44% россиян не считают преступлением намеренное завышение суммы ущерба или инсценировку страхового события;
  • 41% наших сограждан полагают, что это – преступление;
  • 15% затрудняются ответить.

Цифры вполне логичные, ведь 34,1% граждан убеждены, что страховщики сами мошенничают. Кроме того, 27,3% респондентов считает, что компании берут слишком большие деньги за страхование.

А между тем, оправдывать мошенников себе дороже!

Убытки от действий мошенников достигли таких масштабов, что ощутимо влияют на ценовую политику страховых компаний. Дело в том, что издержки бизнеса практически всегда перекладываются на потребителя. Таким образом, в тарифы по основным видам добровольного автострахования закладываются потери от мошенничества. По разным оценкам, до 15% страховых премий приходится на такие издержки. Именно поэтому, слушая увлечённые рассказы знакомых о том, как они обманули страховую компанию, не забывайте, что такие действия бьют и по вашему карману. Просто рассчитайте стоимость КАСКО на калькуляторе и умножьте полученную сумму на 7-15%.

Мошенничество со страховкой является довольно распространенным явлением с тех пор, как введено обязательное страхование (ОСАГО). Поскольку страхование является обязательным, а автотранспортом владеют люди самых разных моральных принципов, то появление мошенничества в ДТП стало обыденным явлением. По последним оценкам страховщиков, примерно 15-20% владельцев полисов изобретают мошеннические схемы.

Инсценируя ДТП, пытаясь иными путями повысить страховую сумму, не следует забывать, что доказанное преступление влечет за собой ответственность по ст. 159 УК РФ. Эта статься максимально предполагает тюремное заключение на 5-10 лет, выплаты ущерба и иные ограничения прав. При таком объеме преступлений компаниям приходится более придирчиво относиться к заключению договоров с законопослушными автомобилистами, повышать тарифы и проверять каждое ДТП в строгом соответствии с установленными нормами.

Распространенные виды мошенничества в ДТП

После введения было всего несколько преступных схем, которые легко изобличались. К ним относятся приписки нанесенного ущерба, сокрытие водителя с алкогольным опьянением и получение выплаты на автомобиль с уже имеющимся закамуфлированным дефектом. Раздутый ущерб и сейчас встречается в каждом пятом случае. Допустим, до ДТП у машины уже имелись царапины, сколы, трещины стекол, после аварии все это фиксируется в протоколе. Доказать мнимый ущерб возможно, если компания проведет по установлению времени нанесения ущерба.

Поскольку сделать это возможно только после судебного рассмотрения, то обычно заинтересованные стороны сходятся на средних цифрах, не доводя дело до судебных исков. Страховые смотрят на раздутые цифры ущерба как на доказательство мошеннических намерений и при желании могут это доказать, вчинив встречный иск. ДТП в пьяном виде является нередким случаем, здесь без взятки не обходится. Или в протокол заносится родственник, например, жена, или он составляется через пару дней, когда виновный проспится. Все водители в курсе, что протокол об алкогольном опьянении автоматически лишает их всех страховых покрытий.

Умышленное повреждение практикуется, если хозяину машины хочется за чужой счет отремонтировать свой автомобиль, то есть его калечат перед выставлением претензии к страховой. Угон собственного транспорта и объявление о пропаже через некоторое время не очень распространенный, но действенный метод. При этом техника уходит за рубеж, а затем объявляется в розыск.

Двойная выплата предусматривает получение наличных денег от виновника аварии, а затем при составлении протокола указывается об ущербе от неизвестного лица. При страховании определяется круг лиц, на которых распространяется соглашение. Если в аварию попал человек, не имеющий права управления, то есть возможность договориться с инспекторами и внести в протокол имя владельца, имеющего права на выплаты.

Представление фиктивного ДТП требует покупки разбитого автомобиля, постановки на учет, только после этого обращения за страховкой. Для выполнения такого мошеннического способа нужен работник страховой компании, который будет участвовать в преступлении. При участии нескольких человек мошенничество классифицируется по более строгой части ст. 159, о чем не следует забывать, это групповое преступление. Не так давно можно было встретить объявления об автомобиле под ОСАГО, когда гражданин предлагал поставить свое авто под удар и инсценировать аварию, затем разделить полученную выгоду по договоренности.

Махинации с бланками и полисами

В настоящее время обман чаще встречается при подлоге документации. Это выгодно преступникам, поскольку выплаты значительны, а исследование не всегда в состоянии доказать подделку, представляющую собой:

Применение украденных бланков;
списание намеренно испорченных бланков;
искаженные суммы покрытия;
фальсификация ДТП через замену протокола;
использование фальшивых бланков и печатей;
оформление страховки после происшествия.

Масштабы использования подделок велики, они всплывают случайно и больно бьют по карману честных автовладельцев. Покупая поддельный полис, гражданин должен понимать, что в случае ДТП или проверки на дороге, его могут привлечь к уголовной ответственности как соучастника. Будучи обнаруженным, такой фальшивый документ повлечет за собой цепочку расследования. Понятно, что получить списанный бланк или вписать третье лицо в полис после аварии можно, если в деле принимает участие менеджер компании. Кроме того, количество ложных ОСАГО от одной и той же фирмы ставит под сомнение добросовестность ее сотрудников.

Известны случаи, когда лишенные лицензии страховые фирмы не сдают чистые подотчетные бланки в РСА, продолжают ими торговать после закрытия. Цена подделки составляет сумму на порядок ниже, с такой фальшивкой ставят машину на учет и проходят техосмотр, но она остается незастрахованной и в случае аварии всплывает факт мошенничества.

Способы выявления подделки

По данным МВД каждый четвертый случай обращения за покрытием страховки имеет те или иные нарушения. Приобретая документ даже у проверенных фирм, следует обратить внимание на следующие моменты:

Серия и номер слабо или вообще не выбиты, а напечатаны;
отсутствие металлической нити, прошивающей бланк;
отсутствие водяного знака РСА;
некорректно отображены печати и штампы на документе.

Иногда в бланке указано “владелец” или “владельцы”, что не является признаком ложного документа. Оба варианта допустимы, но некорректно использованы менеджером. При проверке фальшивок по базе РСА будет получено сообщение, что полис действителен и выдан приобретателю. Но при попадании в ДТП возмещения по такому фальшивому полису владелец не получит. В практике есть случаи, когда угловые штампы и печати идентичны оригинальным настолько, что только после нескольких технических экспертиза устанавливалась истина.

Аферисты выдают квитанцию об оплате, номера совпадают с реальными, по которой ездит другой человек. Попадая в аварию, гражданин обращается в фирму, указанную в документах, где ему отказывают в выплатах и начинается судебное разбирательство. Хорошо, если участник спора в состоянии доказать, что его ввели в заблуждение. В противном случае он не только не получит компенсации, но и станет обвиняемым по уголовному производству.

Мошенничество при инсценировке ДТП чаще всего проводится группой лиц по предварительному сговору. Если выявляются в подобном случае, то начинается поиск вовлеченных лиц. Чаще всего это бывают менеджеры фирмы страхователя, работники ГИБДД или МВД, сотрудники экспертных организаций. Предоставляя ложные сведения в страховую, гражданин вынужден заплатить группе лиц, которые проверяют и составляют документацию. Поскольку махинации в сфере ОСАГО приобрели большой масштаб, страховые фирмы начали сотрудничество и обмениваются информацией о сомнительных клиентах, а правоохранительные органы все чаще заводят уголовные дела по теме мошенничества в авто страховании.

Автоподставы. Осторожно, мошенники!

Мошенничество является уголовным преступлением, которое преследуется по закону. Этот факт редко останавливает преступников, желающих заработать обманным путём. Аферы встречаются во всех сферах жизни. Не редко можно столкнуться с мошенничеством на дорогах. Преступники в таких случаях пытаются заработать либо на доверии и страхе гражданина, либо на договоре со страховой компанией.

В нашей статье мы расскажем о мошенничестве на дорогах и о том, что такое автоподстава для страховой. По сути, в обоих случаях, действия считаются мошенническими, разница будет лишь в том, кто станет жертвой преступников.

Что такое

Автоподстава – это спланированное или инсценированное ДТП, с целью получения денег с водителя-жертвы или страховой компании. Существуют определённые различия между такими аферами.

Если автоподстава нацелена на получение средств с водителя, то повреждения будут не большими, чтобы водитель не настаивал на обращении в страховую и ГИБДД. Что бы сэкономить время и деньги жертва охотно соглашается разойтись «полюбовно» не подозревая о том, что имеет дело с мошенниками. Для таких целей выбирают обычно водителя без пассажиров, за рулём иномарки эконом или среднего класса. У таких людей обычно есть наличные деньги, но нет, ни времени, ни желания дожидаться полицию или агента страховой.

Автоподстава для страховой обычно организуется несколькими водителями. Руководствуются они или желанием возместить починку, приобретённую в результате не страхового случая, либо же стремятся заработать на договоре со страховой. Давайте более подробно рассмотрим схемы, которыми обычно пользуются махинаторы.

Виды подстав

Автоподставы распространены повсеместно, и могут случиться практически с каждым. Более того мошеннических схем несчётно количество, и каждый день они совершенствуются. Можно выделить несколько видов мошенничества на дорогах, которые наиболее распространены:

  • «Подрезание» . Здесь самая банальная схема обгона транспорта на узких дорогах может превратиться в оружие мошенников. Суть такой автоподставы заключается в том, что после осуществления обгона автомобиль, оказавшийся впереди, резко тормозит. Так подстраивают столкновение;
  • «Откат» . Обычно применяется на пригорках или дорогах с уклоном, перед светофорами. Автомобиль, стоящий впереди, начинает откатываться назад, пока не столкнётся с сзади стоящей машиной. Мошенники давят на то, что водитель не сохранял дистанцию;
  • «Коробочка» . Как и предыдущая схема, рассчитана на довольно широкие дороги, и подразумевает участие 2х и более автомобилей мошенников. Более дорогой автомобиль оказывается слева от жертвы и инсценирует потерю управления, начиная вилять и вести себя опасно. Жертва пытается избежать столкновения, перестраивается в правый ряд, где уже поджидает вторая машина, намеренно двигаясь чуть быстрее. За счёт того что второй автомобиль двигается чуть левее от центра занимаемой полосы, происходит столкновение;
  • «Уступи дорогу» . Такая схема подразумевает участие 2х автомобилей мошенников и наиболее часто встречается на дорогах где 3 и более сонаправленных полос движения. Один из них пристраивается за автомобилем жертвы и просит уступить полосу. Когда жертва осуществляет перестроение из правого крайнего ряда выезжает ещё один автомобиль злоумышленников, который невозможно заметить, поскольку он располагается в слепой зоне;
  • Сымитированное столкновение также нельзя считать редкостью. Злоумышленники заранее наносят на свой автомобиль следы удара или притирки. Во время движения в машину жертвы швыряют предмет, стреляют из рогатки или попросту кидают картофелину, чтобы в салоне был слышен звук удара. После имитированного столкновения начинается вымогательство;
  • Пешеходы также не редко пытаются вымогать деньги с автолюбителей . Обычно пешеходы оказываются на переходе совершенно внезапно и имитируют травмы. Здесь вариантов может быть бесконечное количество, поэтому стоит снижать скорость движения при проезде по пешеходному переходу даже в ночное время;
  • Автоподставы для страховой выглядят совершенно по-разному, и могут включать в себя вышеописанные схемы или просто разыгрываться участниками аферы. Если речь идёт о махинации с целью получения страховой выплаты, то задействованы обычно дорогостоящие КАСКОванные автомобили. Для получения максимально возможных выплат, махинаторы могут подкупить независимого эксперта, который выдаёт завышенную оценку ущерба. Соответственно, выплаты будут куда выше реальных затрат на устранение последствий столкновения.

Стоит понимать, что опытные страховщики способны распознать аферы, и такие махинации не редко бывают раскрыты, а организаторы вместо страховых выплат получают наказание по всей строгости Уголовного Кодекса РФ. Давайте рассмотрим последствия, которые ожидают преступников за дорожные махинации.

Наказание

Если говорить об автоподставах, которые совершаются с целью получения денежных средств с водителя, то наказание здесь зависит от того на сколько далеко всё зашло. С точки зрения закона такие действия расцениваются или как самоуправство или как вымогательство. Наказания для мошенников будут такими:

  1. Статья 330 УК РФ «Самоуправство» предусматривает :
  • штраф в размере 80 000 рублей или в размере дохода виновного за 6 месяцев;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • исправительные работы на срок до 24 месяцев;
  • арест на срок до 6 месяцев.

Если при самоуправстве было применено насилие или жертве угрожали физической расправой:

    • принудительные работы на срок до 5 лет;
    • арест на срок до 6 месяцев;
    • лишение свободы на срок до 5 лет;

Условия будут зависеть от того как, кем и при каких условиях было совершено преступление, а также его последствия.

  1. Статья 163 УК РФ «Вымогательство» предусматривает:
  • До 4 лет ограничения свободы;
  • До 4 лет принудительных работ с ограничением свободы на срок до 2х лет;
  • Арест до 6 месяцев;
  • Лишение свободы на срок до 4 лет и штраф в размере 80 000 рублей, или дохода виновного за период до 6 месяцев;
  1. Однако автоподставы обычно являются делом коллективным, что подразумевает более суровые наказания:
    • Лишение свободы на срок до 7 лет, со штрафом в размере 500 000 рублей;
    • Ограничение свободы на срок до 2 лет и штрафом в размере дохода осужденного за период до 3 лет.

Что касается мошенничества в отношении страховой компании, то тут наказание также будет зависеть от того кто и как провёл подставное дтп. В любом случае статья 159 УК РФ предусматривает высокие штрафы арест имущества и лишение свободы . Не стоит прибегать к подобным действиям, ведь по большей части автоюристы, работающие в страховых компаниях, нацелены на выявление аферистов. Не часто удаётся получить деньги даже за фактическое ДТП, не говоря уж о подставном. Автоподставу легко определить исходя из личностей подозреваемых, поэтому не стоит шутить с законом.

Что делать, если вы стали жертвой

Если вы попали в автоподставу на дороге, то стоит придерживаться закона и не идти навстречу мошенникам. Для этого придерживайтесь следующих правил:

  1. Оставайтесь на месте происшествия и прекратите движение, как только случится ДТП, не важно, правы вы или виноваты;
  2. Махинаторы попытаются оказать на вас психологическое давление, поэтому разговаривать с ними не имеет смысла;
  3. По возможности оставайтесь в машине и вызовите сотрудников ГИБДД на место аварии;
  4. Запишите данные сотрудников полиции, прибывших на место происшествия, на тот случай, если они окажутся сообщниками мошенников;
  5. Хорошо работают с автоподставами независимые эксперты и аварийные комиссары, которым стоит позвонить, если факт уже очевиден;
  6. Стоит вызвать на место ДТП сотрудников полиции, если вы уверены, что имеете дело с мошенниками.

Стоит также обратиться к помощи водителей, ставшими свидетелями аварии. Запись с видеорегистратора легко раскроет автоподставу, ведь злоумышленники обычно «ведут» своих жертв.