Что такое активное избирательное право, и кому оно дается? Активное и пассивное избирательное право Что такое уточнить активное избирательное право.

Политика в том или ином виде - это неотъемлемая часть жизни каждого гражданина, ведь экономическая и социальная ситуация в стране влияет на состояние общества. Тем более что в большинстве существует демократия, и человек может непосредственным образом участвовать в жизни своей страны. Для обеспечения этого права введены определенные юридические нормы. Они необходимы для нейтрализации беспорядков и установления максимального равноправия.

Избирательное право - это установленные юридические нормы, которые направлены на регулирование участия граждан в такой процедуре, как выборы. Кроме того, рассматриваемые законы затрагивают правила проведения выборов, порядок отзыва должностных лиц, взаимоотношения между представительными организациями и избирателями. Юридические нормы также определяют последовательность проведения выборов и правила окончательного подведения итогов голосования.

Практически в любой стране существует активное и пассивное избирательное право, которое позволяет внести свой вклад в политическую ситуацию каждому гражданину. Разберем значение этих терминов.

Активное подразумевает возможность человека участвовать в выборах различных должностных лиц и депутатов. Также гражданин может проголосовать на референдумах, то есть каждый индивид по достижении им 18 лет располагает правом избирать каких-либо должностных лиц. Почему это право называется активным? Смысл заключается в том, что для того, чтобы избрать какое-либо человеку необходимо совершить определенные действия. В частности, заполнить полученный бюллетень и опустить его в специальный ящик.

Активное избирательное право действительно практически для всех граждан страны, вне зависимости от их религиозных убеждений, языка, расы, должности, национальности, происхождения и так далее. Однако здесь стоит отметить некоторые нюансы. Избирать не имеют права лица, которые находятся в и граждане, признанные в судебном порядке недееспособными.

Активное избирательное право может быть как прямым, так и косвенным. В первом случае предполагается, что депутаты будут избираться непосредственно гражданами. Косвенное право подразумевает, что люди выдвигают выборщиков, которые обязаны решать, кого необходимо избрать. Подобная система наиболее популярна в развитых странах.

Пассивное избирательное право - это возможность гражданина выдвинуть свою кандидатуру на выборную должность. Здесь существуют некоторые ограничения. В каждой стране они свои. К примеру, в США президентом может стать только гражданин, достигший 35 лет.

Всеобщее избирательное право подразумевает предоставление всем совершеннолетним и страны возможности избрать какое-либо должностное лицо. Кроме того, принцип всеобщности подразумевает пассивное избирательное право, данное человеку, который прошел все установленные цензы. Подобное право начало использоваться на практике лишь в двадцатом веке. Ранее существовали имущественные и половые цензы.

Подведем итоги. Пассивное и активное избирательное право позволяет каждому гражданину принять прямое участие в политической жизни страны. Подобные юридические нормы - это необходимый признак развитого государства. Несмотря на то, что избирательными правами может воспользоваться практически любой человек, за исключением некоторых случаев, существуют определенные правила, которые исключают возможность беспорядка. В частности, это цензы и ограничения. В современном мире они предельно гибки и демократичны. Однако подобные юридические нормы были введены не так давно. Ранее цензы были достаточно жестки.

Активное избирательное право - право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.

Пассивное избирательное право - право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.

Активным избирательным правом наделяются граждане по достижении ими 18 лет (т. е. с наступления гражданского совершеннолетия).

Право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) предоставляется либо в 18 лет, либо позднее 21 год - для избрания в депутаты Государственной Думы (ч. 1 ст. 97 Конституции); 35 лет и постоянное проживание в РФ неменее 10 лет - для избрания в качестве Президента Российской Федерации (ч. 2 ст. 81 Конституции).

Ограничения на граждан, не способных по своему психическому или умственному состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (в этом случае недееспособность лица должна быть признана в судебном порядке). Также не имеют право избирать и быть избранными лица, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Такое ограничение не распространяется на лиц, находящихся в местах заключения, если в отношении них еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы.

25. Избирательные системы, применяемые в рф.

Избрание Государственной Думы, как палаты прямого народного представительства, осуществляется путем общенациональных выборов , которые проходят на основе сочетания мажоритарной системы по одномандатным округам (225 депутатов) и системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу (также 225 депутатов).

Мажоритарная система. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов, а все остальные.партии, кандидаты которых оказались в меньшинстве, остаются непредставленными.

Пропорциональная система - мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий.

Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

26. Стадии избирательного процесса.

,Выборы Президента РФ - см. Конституцию (гл.4).

Кандидатов имеют право выдвигать зарегистрированные в установленном законом порядке политические партии, общественные организации, собрания избирателей, политические движения.

При этом кандидат должен получить поддержку не менее, чем 100 тысяч граждан (подписные листы , где граждане, поддерживающие данную кандидатуру, проставляют свою фамилию, место жительства, номер паспорта или документа, удостоверяющего личность, и расписываются). Листы направляются в Центральную избирательную комиссию не позднее, чем за 22 дня до выборов.

Выборы Президента признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50% голосов избирателей. Избранным считается тот кандидат, который получил более 50% голосов избирателей, принявших участие в выборах.

Выборы в верхнюю и нижнюю палаты Федерального Собрания РФ осуществляются по-разному.

В список кандидатов избирательные объединения вправе включить любое лицо, в том числе и не состоящее членом входящих в него политических партий и общественных движений. Для того, чтобы общефедеральный список был зарегистрирован, необходимо, чтобы в его поддержку было собрано не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем из 100 тыс. подписей не более 15% должны приходиться на один субъект Российской Федерации. Ст.97.

Процесс выборов депутатов нижней палаты российского парламента проходит в несколько этапов.

1. Процедура назначения выборов в Государственную Думу и образования Центральной избирательной комиссии. См. ст. 84 Конституции. ЦИК входят 15 членов. Пять членов назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной Думе; пять членов - назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ; пять членов - назначаются Президентом Российской Федерации.

2. Образование одномандатных избирательных округов и формирование окружных избирательных комиссий. Определение территории избирательных округов является прерогативой ЦИК. Они образуются в соответствии с численностью населения и необходимостью существования 225 округов. Схема избирательных округов утверждается и публикуется ЦМК не позднее чем за 60 дней до выборов. Центральная избирательная комиссия образует окружные избирательные комиссии. В каждую входят Председатель и 12-18 членов из числа кандидатур, предложенных представительными и исполнительными органами соответствующих субъектов РФ.

3. Этот этап является гарантией реализации принципа всеобщности избирательного права. ИУ - это часть избирательного округа; территория, на которой проживает от 100 до 3000 избирателей. ИУ образуются не позднее, чем за 45 дней до выборов решениями глав администраций районов и городов.

4. Составление списка избирателей. Осуществляется не позднее, чем за 30 дней.

5. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Государственной Думы. Для регистрации кандидатов подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры вносятся в окружную ИК не позднее, чем за 27 дней до выборов. Проверив в течение 5 дней соответствие выдвижения кандидата требованиям закона, окружная комиссия регистрирует его и выдает удостоверение о регистрации либо отказывает.

Для регистрации кандидатов по общефедеральному избирательному округу подписные листы вместе с заявлениями кандидатов вносятся уполномоченными представителями избирательного объединения в ЦИК не позднее, чем за 35 дней. В течение 5 дней комиссия проверяет и принимает решение о регистрации либо об отказе.

6. Проведение предвыборной агитации . Законодательством предъявляются определенные требования к содержанию предвыборных программ и агитационных предвыборных материалов: они не должны содержать призывов к нарушению целостности РФ, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь.

7. Голосование и определение результатов выборов. Избранным по одномандатному избирательному округу считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов. Если же число голосов одинаковое, избранным считается депутат, зарегистрированный раньше. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25% избирателей.

Иной порядок действует в отношении определения результатов выборов по общефедеральному избирательному списку . Выборы в этом случае будут считаться несостоявшимися, если 5% действительных голосов не будут получены ни одним из общефедеральных списков кандидатов или будут получены только одним из них.

Каждое избирательное объединение, получившее более 5% действительных голосов, получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу поданных за его список кандидатов голосов. Это число определяется по специальной методике".

Общие итоги выборов не позднее чем через месяц после проведения выборов определяются и публикуется ЦИК.

Термин «избирательное право» встречается в научной литературе достаточно часто в различных контекстах. К его пониманию, как и к понятию «избирательная система», нет единого подхода.

Традиционно в теории конституционного права понятие «избирательное право» принято рассматривать в объективном и субъективном смысле . Объективное избирательное право как правовая категория – это система юридических норм, сформулированных в законодательных и иных нормативно-правовых актах, закрепляющих общественные отношения, складывающиеся при реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, регулирующих деятельность субъектов, участвующих в избирательном процессе.

Субъективное избирательное право означает принадлежащее конкретному гражданину право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, то есть это правомочия, принадлежащие конкретным субъектам правоотношений (правомочия, установленные нормами объективного избирательного права).

Объективное и субъективное избирательное право тесно взаимосвязаны. Во-первых , объективное избирательное право есть нормативная форма бытия субъективных избирательных прав. В этом качестве объективное право выступает нормативным источником избирательных прав граждан. Во-вторых , в нормах объективного права устанавливаются модели правового поведения (правомерного и неправомерного) субъектов избирательных правоотношений. В-третьих , объективное право не только указывает на объем и содержание правомочий обладателей избирательных прав, но и определяет порядок их осуществления. В-четвертых , в объективном избирательном праве фиксируются гарантии охраны и защиты избирательных прав граждан (в частности, меры юридической ответственности). В-пятых , объективное избирательное право служит официальным критерием законности поведения субъектов избирательных правоотношений.

Таким образом, избирательное право есть совокупность юридических норм, закрепляющих гарантированные государством конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

В данном контексте различают активное и пассивное избирательное право .

Активное избирательное право – это право избирать. Оно напрямую зависит от достижения лицом установленного законом возраста. Это право реализовывается путем голосования гражданина на выборах либо во время кампании по отзыву избранного лица. Важнейшей предпосылкой его реализации является включение гражданина в список избирателей.

Пассивное избирательное право – это право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права, пассивное реализуется, прежде всего, самим кандидатом на выборную должность и может заканчиваться его избранием.

Понятия «активное» и «пассивное» избирательное право, хотя и употребляются в зарубежной и отечественной научной юридической литературе и законодательстве довольно продолжительное время, рядом российских ученых оцениваются неоднозначно. Правильнее было бы говорить просто о двух разновидностях избирательного права: о праве избирать и праве быть избранным .

Базовые условия реализации активного и пассивного избирательного права во многом совпадают. Так, согласно статье 32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления… Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Однако есть определенные критерии различия реализации активного и пассивного избирательного права.

Во-первых , как следует из смысла статьи 60 Конституции РФ, гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Следовательно, и избирательными правами граждане РФ обладают с 18-ти летнего возраста. Однако это является базовым условием только для реализации права избирать. Возрастной критерий для реализации права быть избранным зависит от уровня выборов. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший 35 лет, депутатом Государственной Думы – гражданин РФ, достигший 21 года.

Во-вторых, чтобы иметь возможность реализовать активное избирательное право, достаточно достичь возраста 18-ти лет, состоять в гражданстве Российской Федерации независимо от оснований и сроков его приобретения. Но этого может быть недостаточно для реализации пассивного избирательного права. Так, статья 81 Конституции РФ устанавливает в отношении кандидата на пост Президента РФ требования не только возраста и гражданства, но и продолжительности проживания в России - не менее 10 лет.

Из этого следует вывод, что реализация пассивного избирательного права, то есть права быть избранным, происходит в более сложном порядке, чем активного избирательного права (права избирать).

Необходимо отметить, что в Конституции РФ не нашло отражения одно важное положение, согласно которому иностранные граждане в определенных законом случаях могут наделяться избирательными правами. Так, согласно положениям федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года постоянно проживающие в России иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления наравне с российскими гражданами. Иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации.

4. Принципы избирательной системы: понятие и содержание.

Необходимо отметить, что о демократизме избирательной системы можно судить по наличию и реальности демократических принципов, заложенных в ее основу. Принципы пронизывают все поле правового регулирования и являются следствием обобщения правовых норм, возникающих по мере развития правовых обычаев и законодательной деятельности органов государственной власти.

Под принципами избирательной системы Российской Федерации следует понимать основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными, а также в основу формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления.

Количественный состав принципов избирательной системы Российской Федерации свидетельствует о том, что в отечественной юридической литературе и законодательстве сложился стереотип из четырех принципов: принцип всеобщности выборов, принцип равных выборов, принцип прямых выборов и принцип тайны голосования. Конституция РФ 1993 года закрепляет эти принципы только применительно к выборам Президента РФ (статья 81). Статья 3 федерального закона «Об основных гарантиях…» от 12 июня 2002 года расширяет эту правовую конструкцию, закрепляя следующую дефиницию: участие гражданина в выборах является свободным и добровольным… реализуется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовани.. Таким образом, к конституционной конструкции добавляется принцип свободных и добровольных выборов. Однако данный перечень принципов избирательной системы не является исчерпывающим.

Принципами современной избирательной системы России являются : 1) принцип всеобщности выборов; 2) принцип равных выборов; 3) принцип прямых выборов; 4) принцип тайны голосования; 5) принцип добровольности выборов; 6) принцип обязательности выборов; 7) принцип периодичности выборов; 8) принцип альтернативности выборов; 9) территориальный принцип выборов; 10) принцип независимости органов, осуществляющих организацию и проведение выборов; 11) принцип контроля за порядком организации и проведения выборов; 12) принцип ответственности за нарушения избирательных прав граждан и законодательства о выборах. Возникает необходимость кратко прокомментировать некоторые из них.

1. Принцип всеобщности выборов означает, что гражданин, достигший 18-ти летнего возраста, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу.

Юридическим фактом, на основании которого приостанавливается право гражданина участвовать в выборах, следует считать вступление в силу решения суда о признании лица недееспособным или обвинительного приговора суда.

Большое значение для обеспечения всеобщности избирательных прав граждан и гарантируемых законом пределов их реализации имеет вопрос об избирательных цензах. Избирательные цензы - это условия, которым должен соответствовать гражданин, чтобы реализовать право избирать и быть избранным. Наиболее распространенными являются ценз гражданства; возрастной ценз; ценз оседлости.

В статье 19 Конституции РФ содержится перечень оснований, по которым не могут ограничиваться права и свободы личности, а, следовательно, которые не могут выступать и в качестве избирательных цензов. К ним относятся признаки пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Избирательное право принадлежит к такой категории публичных прав, условием реализации которого является наличие гражданства . Для наличия избирательных прав может требоваться как состояние гражданства на день выборов, так и нахождение в этом состоянии не менее установленного срока.

Традиционно в России и во всех других государствах действует возрастной ценз. Содержание возрастного критерия составляет признание за лицом избирательной правосубъектности. Содержание возрастного ценза нами уже указывалось выше.

Ограничение принципа всеобщности временем проживания в определенной местности (ценз оседлости) является одним из наиболее распространенных правовых средств, но учитывая, что на сегодняшний день на конституционном уровне какие-либо ограничения права граждан быть избранными, за исключением президентских выборов, отсутствуют, можно сделать однозначный вывод, что ценз оседлости в отношении права граждан быть избранными в иные органы государственной власти и местного самоуправления не предусматривается ни в каких вариантах.

2. Принцип равных выборов предполагает одинаковую для каждого гражданина возможность быть субъектом права, избирать и быть избранным, осуществлять необходимые избирательные действия, нести соразмерную юридическую ответственность за правонарушения, совершенные в области избирательных правоотношений.

Принцип равных выборов имеет несколько составляющих. Во-первых, каждый избиратель участвует в выборах на равных основаниях , голоса их равны и имеют одинаковый вес с точки зрения влияния на результаты выборов и не различаются по имущественному положению, уровню образования, религиозной или расовой принадлежности, полу или политическим взглядам. Равенство на выборах достигается, прежде всего, тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз.

Во-вторых, кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях . В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях…» от 12 июня 2002 года кандидат может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах не более чем одному инициатору выдвижения. Также каждый кандидат на выборах в Государственную Думу РФ и региональные парламенты должен иметь право на один депутатский мандат. К сожалению, в нашей стране принцип равных выборов идеально не выдерживается.

В-третьих, при проведении выборов в представительные органы образование избирательных округов предполагается с примерно равным числом избирателей – один из важнейших показателей принципа равенства. Благодаря этому должны достигаться равный вес голосов избирателей и равная норма представительства. Фактическое неравенство голосов связано, в первую очередь, с невозможностью нарезки абсолютно равных по числу избирателей избирательных округов, а также с различным процентом избирателей, принимающих участие в выборах в различных округах. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» от 12 июня 2002 года, федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года допускают отклонение одного избирательного округа от другого не более чем на 10 %, а в труднодоступных и отдаленных местностях – не более чем на 15 %, а в местах компактного проживания коренных малочисленных народов – на 30 %. При таком положении на федеральных выборах один округ от другого в абсолютных цифрах избирателей может отличаться на 50-75 тысяч человек, что едва ли соответствует принципу равных выборов, так как в процессе их ведется жесткая политическая борьба за каждый голос избирателя. Сложилась ситуация, когда разница численности избирателей между некоторыми округами достигла огромных размеров. В 210 избирательном округе Санкт-Петербурга около 500 тысяч избирателей, в 209 округе - более полумиллиона. Тогда как в Эвенкийском - менее 14 тысяч, в Корякском - менее 25.

3. Принцип прямых выборов означает, во-первых , что выборные лица избираются непосредственно в тот орган, в который проходят выборы, минуя промежуточные инстанции; во-вторых , непосредственное голосование избирателей «за» или «против» кандидата (списка кандидатов).

Прямые выборы считаются более демократичными, в процессе их осуществления воля избирателей не подвергается такому искажению, как на непрямых выборах.

4. Принцип тайны голосования означает, что избиратель свободно выражает свою волю, которая остается неизвестной для каких бы то ни было физических и юридических лиц; внешнее воздействие за волеизъявлением избирателей не допускается; избирательные бюллетени заполняются и опускаются в избирательный ящик лично. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» от 12 июня 2002 года вводит новую норму, ранее не содержавшуюся в российском законодательстве. Так, согласно пункту 14 статьи 64 законом субъекта может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте. Порядок такого голосования до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется ЦИК РФ. 7 августа 2003 г. ЦИК РФ приняла Постановление № 20/144-4 «О Временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления», которым определила правила голосования по почте во время проведения региональных и муниципальных выборов, но в отношении федеральных выборов данный порядок остается до настоящего времени не регламентированным.

Принцип тайны голосования обеспечивается следующими обстоятельствами: избирательный бюллетень необходимо заполнять в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц; заполненные избирательные бюллетени лично опускаются избирателями в ящики для голосования; член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются нарушить тайну голосования; территориальные и участковые избирательные комиссии при досрочном голосовании обязаны обеспечить тайну голосования, исключив возможность искажения волеизъявления избирателей.

За нарушение тайны голосования предусматривается административная (статья 5.22 КоАП РФ), уголовная (статья 141 УК РФ) ответственность, а также существуют собственные санкции избирательного законодательства, которые предусматривают возможность отмены результатов выборов по решению суда в случае нарушений избирательных прав граждан и законов о выборах, в том числе касающихся соблюдения тайны волеизъявления избирателей при всех видах голосования.

5. Принцип добровольности участия в выборах выражается в свободном участии граждан в выборах и подразумевает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости участия в выборах, исключает обязательность таких действий; за уклонение от участия в выборах для избирателей не наступает какой-либо ответственности; принуждение к участию, или, наоборот, к неучастию в выборах не допускается.

6. Принцип обязательности выборов означает, что выборы являются императивным и единственным легитимным способом формирования представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Реализация требования об обязательности проведения выборов находит выражение в закреплении вида органа, выборного должностного лица, депутата выборного органа, в отношении которых должны быть назначены и проведены выборы; перечня нормативно-правовых актов, которые устанавливают срок их полномочий и декларируют обязательность проведения выборов по его истечении; срока назначения и проведения выборов до истечения полномочий органа или депутата; системы органов, обеспечивающей обязательность проведения выборов; организационно-правовые и финансовые условия проведения выборов.

Обязательность предполагает, что компетентные государственные и муниципальные органы не вправе уклоняться от назначения выборов и проведения их в установленные законодательством сроки, а также отменять уже назначенные выборы или переносить их на более поздние сроки.

7. Принцип периодичности выборов связан с временными рамками полномочий органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные интервалы времени. Промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных федеральным и региональным законодательством сроков полномочий соответствующих органов, которые в идеальном варианте должны, с одной стороны, обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой, - гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями.

Согласно статьям 81 и 96 Конституции РФ Президент и депутаты Государственной Думы избираются сроком на 4 года (наиболее часто применяемый срок полномочий). Сроки полномочий органов государственной власти субъектов различны и, как правило, устанавливаются в их конституционных законах. Максимально возможные сроки полномочий выборных органов на региональном и местном уровнях не может превышать пяти лет.

8. Принцип альтернативности выборов заключается в следующем: если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов останется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий. В противном случае закон предусматривает проведение голосования в одномандатном округе либо в едином избирательном округе по одной кандидатуре: 1) при повторном голосовании; 2) на выборах депутатов органов местного самоуправления (если это предусмотрено законом субъекта Федерации). При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 % избирателей, принявших участие в выборах.

9. Территориальный принцип выборов связан с принципами прямых и равных выборов и означает, что избиратели участвуют в выборах по месту жительства, то есть выборы проводятся по избирательным округам. Избирательный округ – это избирательная территориальная единица, образуемая в соответствии с нормами представительства для избрания депутатов в соответствующий выборный орган. Население каждого избирательного округа представлено одним депутатом (по одномандатным округам). Для выборов Президента РФ, например, вся страна представляет один избирательный округ.

10. Принцип независимости органов, осуществляющих организацию и проведение выборов означает , что для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан образуются специальные органы - избирательные комиссии, при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимые от органов государственной власти и местного самоуправления. В соответствии со статьями 21 и 23 федерального закона «Об основных гарантиях…» ЦИК РФ и избирательные комиссии субъектов Федерации охарактеризованы в качестве государственных органов, не входящих в систему органов законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

11. Принцип контроля за ходом организации и проведения выборов . За ходом организации и проведения выборов осуществляется государственный, общественный и международный контроль.

Государственный контроль, прежде всего, осуществляется Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, избирательными комиссиями, органами внутренних дел.

Общественный контроль может осуществляться, например, посредством наблюдателей.

Международный контроль осуществляется международными наблюдателями, которые в своей деятельности руководствуются методикой и основными принципами организации наблюдения за подготовкой и проведением выборов, рекомендованными Советом Европы.

12. Принцип ответственности за нарушения избирательных прав граждан и законов о выборах включает правовые средства, конкретизирующие содержание избирательных прав и предусмотренные нормами уголовного, административного и гражданского законодательства, а также законодательства о выборах. Так, статьей 141 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, статьей 141.1 – за нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока…, статьей 142 - за фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов, 142.2 – за фальсификацию итогов голосования, а нарушения этих положений расцениваются как посягательство на политические права граждан. Менее опасные нарушения избирательного законодательства влекут административную ответственность, которая регламентирована статьями 5.1-5.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Нарушения законодательства о выборах, за которые предусмотрена административная ответственность, довольно распространены. Большое количество споров, связанных с нарушением избирательных прав, рассматривается также посредством гражданского судопроизводства. Нельзя забывать и о санкциях собственно избирательного законодательства, например, предусмотренных статьей 76 федерального закона «Об основных гарантиях…» от 12 июня 2002 года основаниях аннулирования (отмены) регистрации кандидата.

Приведенный перечень принципов избирательной системы России не является исчерпывающим. Независимо от количества правовых принципов избирательной системы, их реализация может способствовать преодолению пробелов и коллизий в федеральном и региональном избирательном законодательстве Российской Федерации.

Активное избирательное право может быть как прямым, так и косвенным. В первом случае предполагается, что депутаты будут избираться непосредственно гражданами. Косвенное право подразумевает, что люди выдвигают выборщиков, которые обязаны решать, кого необходимо избрать. Подобная система наиболее популярна в развитых странах.

Всеобщее избирательное право подразумевает предоставление всем совершеннолетним и дееспособным гражданам страны возможности избрать какое-либо должностное лицо. Кроме того, принцип всеобщности подразумевает пассивное избирательное право, данное человеку, который прошел все установленные цензы. Подобное право начало использоваться на практике лишь в двадцатом веке. Ранее существовали имущественные и половые цензы.

Активное и пассивное избирательное право

В современном обществе выборы считаются процедурой, благодаря которой обеспечивается участие народа в формировании законодательных, представительных, исполнительных и судебных органов. С выборами тесно связана реализация всех существующих политических прав народа. Выборы - это один из способов существования демократии, передачи власти посредством волеизъявления народа.

Избирательные права народа защищены законодательно от любых проявлений дискриминации. Предполагается, что гражданин РФ вправе не только избирать, но и быть избранным вне зависимости от национальности, расы, пола, происхождения, языка, должностного и имущественного положения.

Что такое активное избирательное право, и кому оно дается

Косвенное избирательное право предполагает, что мнение избирателя формирует только коллегию, которая потом голосует за назначение на должность того или иного кандидата. Непрямые выборы могут быть двух- и трехступенчатыми, они направлены на выявление наиболее компетентных кандидатов. К примеру, такая практика используется при выборах президента США.

Из-за этого сами выборы могут потерять смысл: в них принимает участие не большинство, а только небольшая группа сознательных граждан, интересы которой могут не совпадать с надежами большинства. Однако именно те, кто пришел голосовать, решают, представители каких партий окажутся на важных должностях, и, соответственно, от этого решения зависит будущее всего общества.

Пассивное и активное избирательное право

Политика в том или ином виде – это неотъемлемая часть жизни каждого гражданина, ведь экономическая и социальная ситуация в стране влияет на состояние общества. Тем более что в большинстве развитых стран существует демократия, и человек может непосредственным образом участвовать в жизни своей страны. Для обеспечения этого права введены определенные юридические нормы. Они необходимы для нейтрализации беспорядков и установления максимального равноправия.

Активное избирательное право может быть как прямым, так и косвенным. В первом случае предполагается, что депутаты будут избираться непосредственно гражданами. Косвенное право подразумевает, что люди выдвигают выборщиков, которые обязаны решать, кого необходимо избрать. Подобная система наиболее популярна в развитых странах.

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

В отличие от пассивного избирательного права, А.и.п. граждане приобретают по достижении 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными. Осуществление А.и.п. приостанавливается на определенное время для лиц, которые по решению суда находятся в местах лишения свободы. Как исключение в некоторых странах А.и.п. ограничивается повышенным возрастным цензом, цензом оседлости, грамотности (образования). Носитель А.и.п. в конституционном праве и конституционной практике именуется избирателем (см. Избиратели). В некоторых зарубежных странах в избирательном праве для обозначения лиц, обладающих А.и.п. и имеющих право голосовать во второй ступени при непрямых выборах, используется понятие «выборщик».

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Активное избирательное право

Гражданин Российской Федерации может избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - в конституционном праве право избирать в выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а тж. участвовать в референдумах. В настоящее время в подавляющем большинстве государств мира принадлежит всем совершеннолетним гражданам… … Юридическая энциклопедия

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Активное избирательное право - право граждан участвовать в выборах главы государства, представительных и судебных органов власти (парламента, муниципалитета), а также участвовать в референдумах. В большинстве государств активным избирательным правом обладают совершеннолетние… … Политология. Словарь.

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - в конституционном праве право избирать в выборные государственные органы и органы местного самоуправления, а тж. участвовать в референдумах. В настоящее время в подавляющем большинстве государств мира принадлежит всем совершеннолетним гражданам… … Юридическая энциклопедия

Активное избирательное право: что это такое, и кто им обладает

Также имеет место ценз оседлости. Если взять, к примеру, избирательную систему США, то для принятия участия в выборах человек обязан прожить на территории не мене 30 дней. Для Канады и Финляндии этот срок составляет 1 год, а вот в Норвегии – целых 5 лет. В таких странах, как Аргентина и Бразилия не разрешено изъявлять свою волю людям, проходящим военную службу. Это объясняется тем, что армия находится вне политической системы. В Советском Союзе до 1963 года избирательным правом не обладали люди, которые относились к угнетаемым классам (рабочий промышленный класс).

В некоторых станах ограничения на право голоса остались. Например, если рассмотреть избирательную систему мусульманских стан, то изъявлять свою волю на выборах по-прежнему не имеют право женщины. А вот в таких странах, как Италия и Швейцария женщины были наделены правом выбора совершенно недавно.

Избирательное право

Принимая во внимание то, что объективное избирательное право представлено совокупностью материально-правовых и процессуально-правовых предписаний (норм), представляется оправданным различать в его структуре соответственно материальные (статусные) и процессуальные (этапные) институты. Материальные институты опосредуют правовое положение различных субъектов (избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные комиссии, наблюдатели и др.) в качестве участников избирательных отношений. Что же касается процессуальных институтов, то они регламентируют процедуру избирательного процесса, очередность его этапов, последовательность совершения образующих избирательный процесс действий (от назначения выборов до определения и официального опубликования их результатов).

Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение современного российского избирательного права. Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту нрава граждан (в установленных законом случаях — иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

Избирательное право граждан

В российской избирательной культуре очень сильны патерналистские начала, как следствие — высокая зависимость населения от региональной элиты, ведущая в свою очередь к формирование авторитарных политических режимов. Публичная политика и выборы являются зачастую ритуальным мероприятием, лишь легитимизирующим негласные договоренности. Сверхвысокая явка как на местных, так и на федеральных выборах (часто в районе 90%), причем смена отношений в элите резко меняет и результаты голосований. «Независимых» же элементов в системе практически нет и голоса за «третьих» кандидатов всегда на уровне погрешности – будь выборы президента РФ или Государственной думы РФ. На всех местных выборах решающее значение имеет личный образ кандидата, а не его партийность и отмечается высокая степень корреляции между этнической принадлежностью кандидата и числом полученных им голосов.

Это иллюзия, что населению можно просто не давать реального выбора, в итоге превратив выборы в референдум может привести к недовольству населения, которое никуда не денется, а утрата доверия населения приведет к утрате властью точек опоры в обществе, которое будет вынуждено искать иные способы борьбы за свои права и интересы, что чревато самыми негативными последствиями. Если институты не выполняют свои функции, у них есть риск просто сойти с политической сцены, уступив место другим институтам.

25 Июл 2018 154

АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО:

В современных исследованиях право на участие в выборах признается исключительно политическим правом гражданина, а институт выборов рассматривается только во взаимосвязи с избирательным правом. В связи"с этим избирательное право анализируется автором в двух значениях: объективном и субъективном, что подчеркивает значимость рассмотрения данной проблемы в отечественной юридической науке.

В правовом государстве политические права и свободы граждан составляют важную и основную часть правового статуса индивидов. Данные права создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом и государством. Политические права и свободы по существу являются одной из основ личной свободы человека: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса. Отсюда следует* что политические права, как правило, признаются лишь за гражданами, то есть обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства: в отличие от прав человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).

Следует согласиться с мнением В. А. Лебедева о том, что сущность политических прав и свобод во многом зависит от специфики взаимоотношений между человеком и государством1. Особенности данных взаимоотношений проявляются, с одной стороны, в виде права на участие в формировании не только государственных органов, но и политики государства в целом, с другой стороны, право на свободу определяется возможностью для индивида воздействовать на общественные отношения. .

В систему политических прав и свобод включают право на гражданство, право на власть, право на участие в осуществлении верховной (законодательной, судебной, прокурорско-надзорной) власти, право на принятие властных решений на референдумах, право избирать и быть избранным, право на свободу мысли, слова, выражения мнений, право на информацию2, право на объединение в политические партии и общественно-политические объединения, право собраний, демонстраций, пикетов, митингов, шествий, право на обращения и т.п. Таким образом, политические права и свободы представляют собой достаточно сложную систему. .

Политические праваи свободы реализуются через систему основныхмер и способов воздействия индивида на организацию и деятельность государства, его органов, иных субъектов политической системы. Такое воздействие осуществляется главным образом через выборы и реализацию избирательных прав. Современные исследователи признают право научастие в выборах исключительно политическим

правом гражданина, а институт выборов рассматривают только во взаимосвязи с

избирательным правом.

Избирательное право рассматривается в двух значениях: объективном и субъективном.

В объективном значении под избирательным правом понимается система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и органов местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Предметом избирательного права можно считать связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане.

В субъективном смысле избирательное право - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления, которая реализуется через активное и пассивное избирательное право. ’

Активное и пассивное избирательное право рассматривалось в советской науке не только как совокупность правовых норм, закрепляющих права избирать и быть избранным (М, А. Постников), а также как воплощение и конкретизация избирательной правосубъектности (А. И. Ким)3. Считалось, что нормы, закрепляющие право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, порождают комплекс субъективных прав (право быть включенным в списки избирателей, право быть зарегистрированным кандидатом и т.д.) и организационно-правовых отношений; однако главным в этом комплексе прав и отношений являются активное и пассивное избирательное право, на основании которых возможно возникновение, изменение и прекращение сопутствующих выборам прав и отношений, т. е. избирательная правосубъектность.

Обращаясь к теме нашей статьи, необходимо подчеркнуть, что граждане, осуществляя свое конституционное право избирать, участвуют в выборах прежде всего в качестве избирателей, которые являются обязательными субъектами избирательных правоотношений, в отсутствие которых процесс выборов теряет свое предназначение.

Избиратели принимают (либо могут принимать) активное и непосредственное участие на всех этапах избирательной кампании. Избирательные права по своему содержанию являются не потенциальной возможностью прав ооб л адания, а реальным средством обеспечения определенного конкретного интереса лиц, охраняемого законом. Следовательно, право избирать - это не возможность участвовать в правоотношениях с избирательной комиссией, а возможность осуществить избрание кандидата в процессе этих отношений4.

В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 2) избирателем признается гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Данное определение в целом не вызывает возражений, вместе с тем его нельзя признать полным и логически ясным. Во-первых, термин «избиратель» дается через другое определяемое понятие «активное избирательное право», которое также содержится в

ст. 2 указанного Федерального закона. Данное обстоятельство противоречит логике. Также важно учитывать, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ, ст. 4 указанного Федерального закона активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет на день голосования, за исключением лиц, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Таким образом, признание гражданина Российской Федерации избирателем напрямую зависит от признаков, являющихся необходимыми для наделения гражданина Российской Федерации активным избирательным правом. Во-вторых, правом избирать в органы местного самоуправления на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, наделяются не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы. ,

Активное и пассивное избирательное право реализуются через ряд таких производных прав, как право на выдвижение кандидатов, право на участие в голосовании, право на получение открепительного удостоверения и др.

На обладание активным избирательным правом оказывает влияние ряд факторов. ■ .

Во-первых, это достижение определенного в законе возраста. Как известно, возраст является одним из критериев определения способности индивида быть участником каких-либо общественных отношений. С социальной точки зрения важен не возраст сам по себе, а степень физической, моральной, политической зрелости личности, которая предопределяется возрастом.

Во-вторых, обладание активным избирательным правом зависит от наличия российского гражданства. Хотя российское законодательство допускает наделение иностранных граждан правомочиями субъекта избирательного права в установленных международными договорами случаях. Необходимо отметить, что все имеющиеся в российском законодательстве ограничения прав иностранцев в области избирательных отношений не означают какого-либо отступления от демократических начал определения правового положения иностранцев и лиц без гражданства. Они являются общепринятыми в международной практике, вытекают из самого существа государственного суверенитета и необходимости охраны интересов российского народа.

В-третьих, обладание избирательной дееспособностью зависит от отсутствия следующих обстоятельств: признание судом граждан недееспособными; содержание в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ).

Указанные ограничения относятся к охранным цензам избирательного права и носят временный характер, т. е. восстанавливаются в полном объеме после освобождения гражданина из мест лишения свободы либо признания его дееспособным лицом по решению суда. Их применение призвано вывести из числа участвующих в выборах категорию лиц, влияние которой на политику может оказаться опасным для государственного строя, противоречит существу политического режима и не связано с нарушением представлений о справедливости.

В соответствии с действующим федеральным законодательством активное избирательное право реализуется посредством участия граждан Российской Федерации в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права

Всеобщим является такое избирательное право, когда все индивиды, обладающие избирательной правосубъектностью, имеют право участвовать в выборах,

Равными считаются выборы, когда каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Следовательно, только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными.

Прямое избирательное право означает, что избиратель голосует «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

К изложенному следует добавить, что участие граждан Российской Федерации в выборах является добровольным и никто не вправе оказать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

Если основываться на определений активного избирательного права, раскрытого в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», то получается, что оно сводится к голосованию на выборах. Безусловно, наиболее ответственной стадией избирательного процесса является голосование. Не случайно, некоторые ученые говорят о голосовании как о «развязке» всей избирательной кампании5. Голосование - одна из ведущих стадий избирательного процесса, включающая комплекс действий, направленных на обеспечение гражданину России его конституционного права на свободное волеизъявление на выборах6.

Важнейшим звеном выборов является акт избрания. В чем же заключается его суть? С одной стороны, выборы -1 способ осуществления коллективного и индивидуального права избирать, с другой - способ осуществления индивидуального права быть избранным. Думается, что акт избрания заключается в регулярном осуществлении гражданами в законодательно установленном порядке права на самостоятельное и свободное определение персонального состава депутатов (выборных должностных лиц) и вытекающем отсюда праве последних занять соответствующие должности. То есть в данном случае коллективному праву избирателей корреспондирует не обязанность избранных лиц вступить в соответствующие полномочия, а именно право.

Таким образом, основная цель реализации активного избирательного права заключается в выявлении воли избирателей, посредством которой персональный состав выборных органов народного представительства наделяется соответствующими полномочиями. Получается, что сам факт выявления воли избирателей происходит посредством голосования, но для обеспечения объективности волеизъявления необходим целый комплекс организационно-правовых мероприятий, которые реализуются на разных стадиях избирательного процесса. С. Д. Князев в качестве обязательных стадий избирательного процесса выделяет следующие: назначение выборов; формирование организационно-технологической основы выбо-

ров; выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов); агитация при проведении выборов; голосование; определение итогов голосования, результатов выборов и их легитимация. Кроме того, он выделяет и факультативные стадии: приостановление или перенос выборов; дополнительное выдвижение кандидатов; повторное голосование7.

Представляется обоснованным, что на каждой стадии избирательного процесса осуществляются мероприятия, обеспечивающие реализацию активного избирательного права. Например, коллективное волеизъявление избирателей предполагает, во-первых, возможность обладания гражданами исчерпывающей избирательной информацией; во-вторых, наличие развитых организационно-правовых форм выявления, заявления, отстаивания и соотнесения между собой различных, значимых в контексте выборов, социальных интересов и позиций; в-третьих, использование при установлении итогов выборов справедливого механизма выведения результативной воли корпуса избирателей. Все это важно с учетом того, что корпус избирателей (коллективный избиратель) не обладает, в отличие от шщи-видов или организаций, единством воли. Его единую волю приходится выводить посредством состязательного механизма выборов, к тому же соединенного с иными социальными институтами волеизъявления граждан.

Таким образом, признание выборов легитимными невозможно без осуществления целого ряда организационно-правовых мероприятий, обеспечивающих реализацию активного избирательного права граждан Российской Федерации. Но зачастую сами по себе выборы могут и не отражать действительной воли населения или искажать ее, в том числе и посредством манипулирования воли избирателей, навязывания людям чуждых их интересам позиций. Именно это является одной из причин существования такого явления, как неверие в действенность выборов и отрицательное отношение к участию в выборах.

Примечания

1 Лебедев В. А, Конституционно-правовая охрана и защита драв и свобод человека и гражданина в России. М., 2005. С. 21-24.

2 Хижняк В. С. Конституционное право человека и гражданина на информацию в Россий-

3 Ким А, К Советское избирательное право. Вопросы теории, избирательного законодательства и практики его применения. М., 1965.

4 Мицкевич А. В. Субъекты советского права. М., 1962. С. 28.

* государства и права на рубеже веков. Владивосток, 1998. С. 105.

7 Князев С. Д, Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: (Проблемы теории и практики). М., 2000. С. 22-23. . "