Статья закона дети сироты жилплощадь маленькая. Жилье детям сиротам: новый закон и норма предоставления

Сиротой считается несовершеннолетнее лицо, лишенное попечения биологических и приемных родителей. Поддержка детей-сирот является приоритетным направлением общегосударственной помощи. Главной задачей государства является обеспечение детей сирот всеми необходимыми благами до достижения совершеннолетия.

Право на льготы и пособия, а также возможность получения бесплатного жилья от государства устанавливаются следующими нормативными актами:

  • , статьи 54 и 123;
  • Федеральный закон № ;
  • , статья 292;
  • , статья 57.

Главным документом, регулирующим общие принципы, содержание, способы социальной поддержки и льготы для данной категории детей, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по общественной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Российская Федерация берет на себя заботу о детях сиротах, лишенных родительского попечения. Государство предоставляет им различные преимущества. Соответствующие преференции предоставляются из областных бюджетов России.

Согласно законодательным актам, сирота имеет право:

  • на получение пенсионных выплат. Пенсия бывает двух видов: социальная и трудовая. Если родитель лишен родительских прав, то он обязан выплачивать несовершеннолетнему лицу алименты;
  • на преференцию в сфере образования. Сироты имеют преимущество при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Ребенок сирота поступает в ВУЗ на основании вступительных экзаменов. На протяжении всей учебы, им выплачивается стипендия из денежных средств бюджета региона;
  • государственную поддержку в сфере обеспечения жильем. Согласно закону о получении жилья, государство обязано обеспечить детей-сирот квартирой. Данная процедура может быть исполнена 2 способами: если родители имели собственное жилье, то оно сохраняется за ребенком; если наследство отсутствует, по достижению совершеннолетия государство обязуется обеспечить его бесплатным жильем;
  • льготы по оплате услуг. Сиротам предоставляются льготы в сфере уплаты коммунальных услуг. Законным опекунам будет компенсироваться половина суммы за: свет, газ, квартплату, воду и вывоз мусора;
  • государственную поддержку в сфере медицины. Дети-сироты, лишенные родительской заботы, получают любые медицинские услуги абсолютно бесплатно. А также подросткам предоставляются путевки на льготной основе в санатории и оздоровительные лагеря;
  • другие пособия . Дети сироты имеют право бесплатно ездить на общественном транспорте, кроме такси и частных маршрутов. Местными властями выдается материальная помощь, а также выплачивается денежное пособие: 30 000 - единовременно; 10 000 - ежемесячно.

Закон об обеспечении детей сирот жильем

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 04 декабря 1996 г., а одобрен Советом Федерации 10 декабря того же года. Настоящий документ регламентирует общие правила содержания и меры общественной поддержки детей, которые остались без родителей.

ФЗ о социальной поддержке сирот состоит из 13 статей:

  • ст 1. Основные понятия;
  • ст 2. Взаимоотношения, регулируемые действительным законом;
  • ст 3. Нормативно-правовые акты РФ о дополнительных гарантиях по общественной поддержке детей-сирот, оставшихся без родителей;
  • ст 4. Способы обеспечения дополнительных гарантий;
  • ст 5. Финансовое обеспечение;
  • ст 6. Дополнительные преференции относительно образования;
  • ст 7. Дополнительные преференции относительно медицинского обслуживания;
  • ст 8. Дополнительные преференции относительно права на имущество и жилье;
  • ст 9. Общественная защита от безработицы;
  • ст 10. Судебная защита прав детей-сирот;
  • ст 11. Ответственность за несоблюдение настоящего законопроекта;
  • ст 12. Приведение нормативно-правовых актов в соответствии с действительным Федеральным законом;
  • ст 13. Вступление в законную силу Федерального закона № 159.

До достижения совершеннолетия сироты находятся в детских домах и интернатах, которые после 18-летия, они обязаны покинуть, в следствии чего и возникают проблемы с приобретением собственного жилья. Для этого в РФ разработана программа, в соответствии с которой детям-сиротам предоставляется жилье на определенных условиях. Согласно закону, право на бесплатное жилье имеют не только несовершеннолетние дети сироты, но и лица, которые до достижения 23 лет остались одни и без собственного жилья.

Когда детям сиротам предоставляется жилье?

Законодательство РФ предоставляет право сиротам получить жилье, которое осуществляется местными властями регионов. Порядок передачи соответствующим лицам квартир и домов определяет закон о выдаче детям-сиротам жилья № 159-ФЗ. Начиная с 2013 года, обеспечение жильем осуществляется вне существующей очереди и за счет специализированного счета.

Правом на получение бесплатного жилья обладают:

  • дети-сироты, которые достигли совершеннолетия, либо ставшие дееспособными раньше положенного срока (к примеру, после вступления в брак);
  • дети-сироты, вернувшиеся из армии, либо которые закончили профессионально-техническое образование;
  • дети сироты, которые отбывали срок в местах лишения свободы в колонии для несовершеннолетних за совершенное преступление.

Согласно законодательству, если сироте исполнилось 14 лет, он должен быть включен в реестр детей-сирот. Для того чтобы получить жилье, необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя, либо администрации организации, в которой жил ребенок. Если соответствующее заявление предоставлено не было, по достижению совершеннолетия человек вправе самостоятельно это сделать.

Условия получения жилья;

  • сирота не может быть собственником другого социального жилья, которое было получено по договору найма;
  • претендующее лицо на получение жилого помещения на текущий момент должно проживать в условиях, признанных неприемлемыми;
  • использовать данное жилое помещение можно только в целях личного проживания.

Важно! Чтобы продать или обменять полученную квартиру, данному лицу необходимо будет предоставить документацию из областной администрации, которая подтверждает разрешение на проведение данной процедуры с жильем.

Скачать текст закона

При предоставлении жилья детям сиротам, полностью исключается процедура приватизации данного жилого помещения. В настоящем законе также определены ситуации, согласно которым сирота не имеет право воспользоваться данной площадью. Законодательством было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте».

Обстоятельства, которые запрещают сироте проживать на выданной ему территории:

  • проживание совместно с лицом, пораженным тяжким недугом, нуждающимся в постоянной заботе;
  • если ребенок вынужден делить жилплощадь с родителями, лишенными родительских прав;
  • данная территория официально признана непригодной для целевого использования;
  • квартира или дом не соответствует санитарным нормам Жилищного Кодекса РФ.

Важно! Каждое обстоятельство должно быть подтверждено документально.

Скачать Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ в последней редакции .

На сегодняшний день в Российской Федерации живут и работают граждане, у которых имеются статусы дети-сироты.

Многие из них имеют право на , а также возможность , так как у них отсутствует свое.

Но мало кто из них знает о том, до какого возраста необходимо подавать документы? Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Куда следует обращаться.

Рассмотрим все это подробнее.

Законодательная база вопроса

На сегодняшний день, вопрос о предоставлении жилья для категории детей-сирот регулируется такими законодательными актами :

  1. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №54;
  2. Семейным Кодексом РФ, в частности статьей №123;
  3. Федеральным законом №159, который предоставляет дополнительные льготы для детей-сирот;
  4. Гражданский Кодекс РФ, в частности статьей №292.

Если говорить о самих требованиях к предоставляемому жилью, то они заключаются в следующем:

  • жилая площадь должна быть отдельной (под этим подразумевается отсутствие части коммунальной квартиры);
  • жилая площадь в обязательном порядке должна включать в себя: водоснабжение и водоотвод, электроснабжение, отопление и другие сантехнические приборы (туалет, душ и так далее).

Помимо этого необходимо обращать внимание на тот факт, что предоставляемая жилплощадь должна в обязательном порядке быть расположена непосредственно в том регионе, где проживает претендент на ее получение.

В том случае, если по каким-либо причинам отсутствует регистрация, жилье должно быть предоставлено непосредственно в том регионе, где он находится под .

В статье 8 ФЗ №159 РФ о господдержке детей- сирот конкретной нормы выделения жилищной площади не обозначено , а указано, что в каждом муниципальном образовании установлены свои размеры предоставления жилплощади по договору .

Условия выделения жилплощади

Действующим законодательством РФ четко прописываются обязательные условия, отвечая которым можно рассчитывать на получение социального жилья.

В частности речь идет о таких условиях , как:

  • отсутствие у сироты уже выделенного социального жилья, которое было получено непосредственно по договору найма, в том числе это касается и для его родственников либо же членов семьи;
  • претендент на получение жилья в обязательном порядке не должен быть собственником социального имущества, которое раньше было получено по договору найма;
  • претенденты на получение жилого имущества должны на текущий момент проживать в таких условиях, которые признаны более чем неприемлемыми.

Как было указано в последнем пункте, одним из ключевых условий принято считать такое понятие, как “невозможность жить нынешнем месте”.

При этом необходимо учитывать, что сама по себе невозможность проживать на нынешнем месте признается в таких случаях :

  • с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  • с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  • жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  • жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам.

Еще к одному условию, по которому можно получить жилье является уже полученная ранее жилплощадь, но при этом ее квадратура существенно меньше положенной по законодательству РФ.

Порядок предоставления

В первую очередь следует помнить о том, что жилье должно быть предоставлено для ребенка сироты до того времени, когда ему выполниться 23 года либо же он станет полностью дееспособным. Если говорить простыми словами, то сирота, который выпускается с образовательного учреждения либо же демобилизуется с воинской службы уже должен быть со своей жилплощадью.

Начиная с 2013 года, жилье для детей-сирот предоставляется исключительно по договору социального найма. Сам договор имеет период действия 5 лет, не меньше.

При этом жилье для таких категорий граждан РФ предоставляется в порядке очереди , и получить его без очереди невозможно.

Важно учитывать, что после того как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.

Необходимо также брать во внимание тот факт, что новый порядок предоставления жилого помещения должен полностью исключить возможные махинации чиновников, поскольку такое жилое помещение невозможно приватизировать, продать либо же передать в право использование другим гражданам, которые не относятся к детям сиротам.

При этом допускается возможность получить вместо жилого помещения денежную компенсацию , которой должно хватить на покупку жилья.

Куда следует обращаться?

Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь.

Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года.

Необходимо помнить о том, что после того как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает.

Постановка в очередь на жилье

До недавнего времени в Жилищном Кодексе РФ четко было указано на то, что каждый ребенок сирота должен был получить жилую площадь по договору найма вне очереди. Но сейчас все немного иначе.

Каждый ребенок сирота должен в обязательном порядке стать на очередь по вопросу получения жилья в возрасте от 18 до 23 лет.

При этом, если сирота не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь. На практике были случаи, когда сироты получали жилплощадь даже в возрасте 40-50 лет.

Порядок действий

Сам алгоритм постановки в очередь регламентируется как региональными законопроектами, так и Федеральным законом №159.

В частности алгоритм постановки на учет заключается в следующем:

Перечень необходимых документов

Согласно действующему законодательству РФ, дети-сироты должны подготовить такой пакет документов :

  • оригинал и копию паспорта;
  • документ, который подтверждает наличие статуса ребенка сироты;
  • оригинал ;
  • документ, который подтверждает факт отсутствия в собственности своей недвижимости;
  • справку с места учебы либо же работы;
  • оригинал свидетельства о регистрации брака, если сирота состоит в браке;
  • свидетельства о рождении своих детей, при их наличии;
  • 2 заявления: одно в органы опеки и попечительства, второе – непосредственно в местные органы самоуправления.

Стоит отметить, что заявление пишется в свободной форме. Каких-либо четких рамок законодательством не предусмотрено.

При этом в нем обязательно должны содержаться :

  • инициалы заявителя;
  • паспортные данные;
  • информация об удостоверении ребенка сироты;
  • требование о предоставлении жилой площади;
  • дату составления;
  • подпись заявителя.

При этом недопустима подача документов доверенным лицом. Все документы подаются непосредственно самим ребенком сиротой.

Сроки предоставления жилья

Если говорить о самих сроках предоставления такого жилья, то они, откровенно говоря, неизвестны. Почему? Все достаточно просто.

Вся проблема в том, что количество жилья в каждом регионе утверждает непосредственно сами региональные органы самоуправления. Они выделяют квартиры на следующий год ровно в таком количестве, насколько это позволяет местный бюджет.

Как показывает практика, жилье можно получить и через 10 и через 20 лет.

Возможность оформления предоставленного жилья в частную собственность

Каждый гражданин РФ, который имеет статус дитя-сироты, имеет право приватизировать квартиру, предоставленную в пользование местными органами самоуправления.

Однако есть небольшие нюансы. Они заключаются в том, что если между получателем жилплощади и самим органами местного самоуправления изначально был оформлен договор о предоставлении специализированного жилья, то приватизация невозможна. При этом, по истечении 5-летнего периода, такой договор прекращается и оформляется бессрочный договор социального найма, при котором приватизация возможна.

В том случае, если договор социального найма был составлен сразу, то приватизацией можно начать заниматься, как только тот договор подписан, вне зависимости от того, прошло 5 лет или нет.

Если же местные органы самоуправления предоставили отказ в приватизации имущества, которое предоставлено по договору социального найма, то получатель имеет полное право оспорить это решение в судебной инстанции по месту своего проживания. Как правило, суд в 90% случаях принимает сторону заявителя, то есть получателя недвижимости.

Проблемы выделения жилья

В первую очередь необходимо понимать сам механизм, по которому можно получить в пользование недвижимость от государства для этих категорий граждан.

Изначально, после того, как человек остался сиротой, у его родителей наверняка была какая-либо недвижимость. Она сразу закрепляется за ребенком. Поле того, как ему исполняется 18 лет, органы опеки и попечительства предоставляют ему право распоряжаться этой недвижимостью. По сути, ООП выступает гарантом сохранности такого имущества до совершеннолетия его полноправного владельца и тем самым, решая вопрос с предоставлением жилья.

Но не редко встречаются случаи, когда сирота является не единственным владельцем такой недвижимости, и третьи лица после прихода сироты в такую квартиру, попросту не пускают его жить в нее. В этот момент, для сироты начинаются все проблемы, ведь необходимо становиться на очередь и ждать получения квартиры от государства, и органы пеки и попечительства, в том числе и суды не могут помочь сироте вернуть недвижимость от родителей в свою собственность.

Недвижимость гарантируется сиротам государством, но при этом этот вопрос возложен на региональные власти, которые должны предоставлять жилье, купленное за счет местного бюджета. Но такой бюджет, в среднем, позволяет приобрести 3-5 квартир для сирот в регионе. А что будет с остальными? Остальные должны ждать уже следующего года и возможно, очередь до них дойдет.

По статистике, период ожидания предоставления жилья варьируется в пределах от 5 до 10 лет. По этой причине можно с уверенностью говорить о том, что проблемы в предоставлении жилья для детей-сирот существуют немалые, и при этом их решение может занять минимум года 3-4, поскольку все прекрасно понимают сложившуюся экономическую ситуацию в стране.

Изменения в 2019 году

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ, согласно которым жилые помещения предоставляются детям-сиротам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.

Теперь порядок формирования списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством РФ, а органы опеки осуществляют контроль за своевременной подачей заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Если дети-сироты и лица из их числа при достижении 18 лет не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, они вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Лица исключаются из списка, при условии включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства.

О получении жилой площади от государства детьми-сиротами рассказано в следующем видеоматериале:

Все жители страны имеют право на жилье. Дети, выросшие в полной (или неполной) семье, при создании собственного отдельного домашнего очага проблему приобретения новой квартиры или строительства дома часто решают вместе с родителями. Если ребенок остался один, проблему обеспечения его достойным жильем при его вступлении во взрослую жизнь, берет на себя государство.

«Дееспособность» – так юристы на профессиональном языке называют взрослость. Дееспособный человек может и должен сам совершать юридически обоснованные поступки: покупать и продавать, работать и зарабатывать, заботиться о близких несовершеннолетних родственниках, платить налоги.

Обычно дееспособные граждане являются собственниками квартир, домов или их части. Иногда люди пользуются жильем на праве социального найма – особой формы бессрочного пользования жильем по договору с государством.

Право на получение отдельной квартиры имеет любой ребенок, который к 18 годам лишился родителей и не имеет собственного жилья либо не проживает в нем на праве .

При наступлении дееспособности органы государственной социальной защиты (опеки) обязаны ребенку-сироте предоставить квартиру или отдельный дом для проживания.

Категории сирот, имеющих право на жилье

Обычно состояние полной юридической дееспособности наступает с совершеннолетием. Фактически же возможность человека принимать полностью самостоятельные решения может быть ограничена по ряду причин. Он, например, может:

  • быть призван в ВС или ВМФ;
  • учиться на дневном отделении вуза или колледже (этом случае ребенок считается иждивенцем);
  • проходить длительное лечение в стационаре;
  • отбывать наказание в виде лишения свободы.

Во всех этих случаях право на получение жилья сохраняется за .

Изменения в законодательстве

В текущем 2015 году порядок предоставления квартир и домов детям сиротам несколько изменился. Причиной нововведений стали требования к повышению надежности сохранения права пользования помещением именно ребенком сиротой. Дополнения к закону, который регламентирует порядок обеспечения сирот жильем (Закон № 159-ФЗ), так и называются «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По новым нормам сирота становится нанимателем специализированного жилого помещения: с ним заключается соответствующий договор на пятилетний период. Таким образом, на протяжении всего срока с данным помещением невозможно провести никаких сделок. По истечении периода сирота пользуется предоставленной квартирой на праве социального найма, если заключит соответствующий договор.

Порядок действий для оформления жилого помещения для детей-сирот

Право на получение жилого помещения возникает у сироты после подачи заявления в уполномоченный государственный орган. В разных регионах России это могут быть различные учреждения – их определяет каждая область, край или автономная республика самостоятельно. Чаще всего такой организацией является орган опеки.

Заявление на получение жилья необходимо подать до 23-летнего возраста.

До наступления 18 лет оформить право сироты на внесение в список получателей жилья может опекун – лицо, на попечении которого ребенок находится в данный момент. С момента совершеннолетия сирота сам может подать заявление или уполномочить на это действие того же опекуна (попечителя) через нотариуса.

В каких случаях поселение в помещение признается невозможным

Поселению в помещение сироты может препятствовать лишь один фактор – наличие у него в собственности либо социальном найме другого помещения. Причем это помещение должно быть пригодно для проживания, а права сироты на владение или пользование им должны быть бесспорными.

Отказать ребенку сироте в праве предоставления жилого помещения не имеют права, если:

  • он вынужден проживать с лицами, лишенными родительских прав;
  • учетная площадь жилья ниже нормативной или она станет ниже нормативной при вселении сироты;
  • состояние помещения, в котором он вынужден ютиться, не отвечает нормам санитарии.

В каком возрасте детям-сиротам предоставляется жилое помещение

Право сироты на пользование жильем может быть реализовано после 18 лет. Если до 23-летнего возраста государственные учреждения не предоставили сироте жилье, они обязаны его дать после. В случае, когда ребенок сирота ведет самостоятельную трудовую жизнь – работает (о чем есть запись в трудовой) или при вступлении в брак, ему должно быть предоставлено жилье. Просьба сироты в этом случае должна быть оформлена письменно, в заявлении должны быть указаны соответствующие обстоятельства и основания.

Описание жилого помещения

Жилье, предоставляемое сироте должно быть:

  • отдельным (не являться частью коммунальной квартиры);
  • оборудовано водоснабжением и водоотведением, подключено к электросети;
  • в нем должна работать система обогрева, сантехнические приборы (туалет, душ, рукомойники);
  • площадь помещения должна соответствовать нормативам, установленным для жилья в данном регионе.
Помещение должно располагаться в том населенном пункте, где ребенок проживал до включения его в список нуждающихся.

Если у сироты отсутствовала регистрация, ему предоставляют помещение по месту пребывания под опекой.

К кому обращаться

Законодатели России не устанавливали перечень конкретных организаций, уполномоченных вести обеспечение сирот жильем. На уровне каждого субъекта федерации эти функции возложены на различные учреждения:

  • в столице за выполнение данных требований законодательства отвечает городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов;
  • в других областях эту деятельность ведут органы образования, социальной защиты населения или опеки.

Необходимые документы

Кроме заявления в органы, занимающиеся внесением детей сирот в список нуждающихся в жилом помещении требуются копии документов:

  1. свидетельства о рождении;
  2. паспорта гражданина федерации;
  3. свидетельства о смерти отца и матери или иных документов, подтверждающих статус сироты (судебных решений о признании их умершими, лишении родительских прав, нахождении в заключении и т. д.);
  4. документов, подтверждающих сведения о регистрации и проживании.

Точный перечень необходимых документов может зависеть от субъекта РФ. По месту приема заявления гражданину обязаны его предоставить. В ряде регионов действуют специальные программы помощи детям сиротам, которые позволяют местным властям вести самостоятельный учет несовершеннолетних лиц, оставшихся без родительской опеки. Например, муниципальные власти Москвы самостоятельно формируют списки таких детей.

Однако нельзя решение такого важного вопроса, как получение жилья, пускать на самотек. Написать заявление о предоставлении помещения для проживания необходимо до 23 лет.

Обязательная к прочтению для детей-сирот и лиц из их числа г. Москвы статья Центра юридической помощи детям-сиротам.

В Москве утверждено и вступило в законную силу новое Постановление Правительства Москвы от 14 июля 2015 года № 430-ПП «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве» (далее — Постановление 2015 года), заменившее аналогичное постановление от 2 октября 2007 года № 854-ПП.

По своей структуре Постановление 2015 года существенно отличается от ранее действовавшего документа, что делает сравнительно-правовой анализ не столь необходимым. При этом следует отметить основные положения Постановления 2015 года, регулирующме как порядок включения сирот в региональный список на получение жилья, так и порядок непосредственного предоставления жилых помещений и контроля порядка исполнения условий договора найма.

Приложение 1 к Постановлению 2015 года утвердило Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — сироты), подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений» (далее — Список). Формирование и ведение Списка осуществляет Департамент социальной защиты населения города Москвы (п. 2), являющийся органом государственной власти, в который следует обращаться сиротам для включения в Список. В Список включаются сироты и лица из их числа, имеющие место жительство в г. Москве (под местом жительства следует понимать постоянную регистрацию в городе или доказанное в судебном порядке постоянное проживание по месту временной регистрации в городе Москве), или находящиеся в государственных организациях соцобслуживания г. Москвы, или помещенные под надзор в организации для детей-сирот в г. Москве (п. 3).

Согласно п. 4 Приложения 1 с заявлением о включении в Список должны обращаться законные представители сирот не позднее двух месяцев с даты достижения сиротой возраста 14 лет. Обращение осуществляется в орган опеки и попечительства в г. Москве по месту нахождения личного дела сироты (п. 4.1). В случае если обстоятельства, необходимые для включения в Список возникли у сироты после достижения 14-летнего возраста, но до достижения совершеннолетия, законный представитель обязан осуществить обращение по вопросу включения в Список в течение месяца после возникновения данных обстоятельств (п. 5). Постановление 2015 года не предусматривает мер ответственности законных представителей сирот в случае пропуска ими установленного срока на обращение, а также в случае полного отсутствия обращения, а равно не содержит отсылок к региональному или федеральному законодательству. В свою очередь, данное деяние можно отнести к административному проступку в сответствии с положением ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение законными представителями несовершеннолетних обязанностей по защите прав и интересов несовершеннолетних — административный штраф от 100 до 500 рублей).

Дети-сироты, получившие полную дееспособность до достижения совершеннолетия, лица из числа сирот в возрасте до 23 лет, не включенные в Список, но имеющие на то право, а также лица старше 23 лет, включенные до 2013 года в городской Список, но не получившие жилого помещения, вправе самостоятельно обращаться с заявлением для включения в новый Список в орган опеки и попечительства по месту регистрации (п. 6 Приложения 1). К заявлению прикрепляются следующие документы: свидетельство о рождении сироты; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность сироты; документ, потверждающий полномочия законного представителя; документ, подтверждающий утрату сиротой родительского попечения; акт органа опеки и попечительства о помещении сироты под опеку, попечительство, патронат или в сиротскую организацию; документ, подтверждающий, что сирота не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; документы, подтверждающий невозможность проживания сироты в ранее занимаемом им жилом помещении, нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя по договору социального найма либо собственником которого он является (п. 8). Не предоставляются повторно документы, имеющиеся в личном деле сироты. Поименованные документы предоставляются в форме оригиналов для заверения копий (п. 9). Срок рссмотрения заявления — 30 календарных дней (п. 10). В случае полноты и достаточности для влючения в Список предоставленных сведений они направляются в Департамент социальной защиты населения города Москвы, который принимает решение о включении в Список или отказе в течение 10 календарных дней с даты поступлени документов (п. 16).

В решении об отказе во включении в Список указывается причина отказа (п. 19 Приложения 1) и в случае изменения обстоятельств сироты и устранения причины отказа в возрасте до 23 лет возникает право на повторное обращение, влекущее за собой аналогичную процедуру рассмотрения заявления (п. 20). Решение о включении в Список в течение трех дней после его принятия направляется Департаментом социальной защиты населения города Москвы в уполномоченную организацию, а той в течение трех дней после получения — заявителю (п.п. 21 и 22).

Основания для исключения из Списка определены п. 25 Приложения 1 и включают в себя случаи: предоставления жилого помещения; прекращения статуса сироты (усыновление, восстановление родителя (-ей) в родительских правах; изменения места жительства сироты при переезде в другой субъект РФ; прекращения гражданства РФ; смерти или объявления сироты умершим по решению суда; появления у сироты или членов его семьи (родители, супруги, дети) жилого помещения на праве собственности или социального найма, проживание в котором для сироты не признано невозможным. Решение об исключении из Списка принимает Департамент социальной защиты населения города Москвы и информация об этом должна быть доведена до сироты в порядке, аналогичном доведению до его сведения информации о включении в Список (п.п. 26-28).

Приложением 2 к Постановлению 2015 года утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются. Данный вопрос относится к сфере деятельности Городской межведомственной комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее — Комиссия) (п. 2).

По вопросу невозможности проживания сироты в ранее занимаемых жилых помещениях в срок не позднее 6 месяцев до достижения сиротой возраста 14 лет в орган опеки и попечительства обращается законный представитель сироты (п. 5 Приложения 2), если невозможность проживания возникает после достижения 14 лет, но до достижения 18 — законные представители в течение 30 дней с момента возникновения соответствующих обстоятельств (п. 6). Если невозможность проживания возникла в отношении сирот, приобретших полную дееспособность до 18 лет, или в отношении лиц из числа сирот в возарасте от 18 до 23 лет, а также в отношении лиц в возрасте старше 23 лет, в отношении которых законные представители ранее не обращались с соответствующими заявлениями — обращение осуществляется самостоятельно (п. 7). Обращение осуществляется в орган опеки и попечительства по месту жительства сироты. При этом окончательное решение о признании невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении принимается Департаментом социальной защиты населения города Москвы.

К заявлению прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий личность сироты; документ, удостоверяющий личность законного представителя сироты; документ, подтверждающий утрату сиротой родительского попечения; акт органа опеки и попечительства о помещении сироты под опеку, попечительство, патронат или в сиротскую организацию; документ, подтверждающий право пользования сиротой ранее занимаемым жилым помещением; жилищный документ с информацией о лицах, проживающих этом жилом помещении; документ, одтверждающий невозможность проживания в жилом помещении (вступившее в законную силу решение суда о лишении родительских прав родителя сироты, проживающего на законных основаниях в жилом помещении, или вступившее в законную силу решение суда об отмене усыновления в отношении усыновителя сироты, проживающего на законных основаниях в жилом помещении, или справка, подтверждающая, что лицо, проживающее на законных основаниях в жилом помещении, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, или справка, подтверждающая, что лицо, проживающее на законных основаниях в жилом помещении, страдает хроническим алкоголизмом или наркоманией и состоит на учете в наркологическом диспансере, или справка, подтверждающая, что сирота страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, или вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее, что лица, проживающие на законных основаниях в жилом помещении, не являются членами семьи сироты, или вступившее в законную силу решение суда о признании недееспособным или ограниченным в дееспособности лица, проживающего на законных основаниях в жилом помещении, или документ, подтверждающий, что жилое помещение непригодно для постоянного проживания или не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, или документ, подтверждающий утрату сиротой жилого помещения за время пребывания на воспитании в семье или в организации для детей-сирот вследствие сноса жилого дома, многоквартирного дома, сделок по отчуждению или обмену жилого помещения, или документ, выданный Росреестром, о наличии или отсутствии у сироты жилых помещений на праве собственности) (п. 9 Приложения 2). Поименованные документы предоставляются в форме простых копий, подлинность копий заверяется принимающими сотрудниками органа опеки и попечительства при сличении с оригиналами документов (п. 10). Срок проверки документов и подготовки проекта заключения Комиссии — 30 календарных дней (п.п. 11 и 16). Срок утверждения заключения Комиссией — 30 календарных дней (п. 17). Окончательное решение по итогам утверждения заключения Комиссией принимает Департамент социальной защиты населения города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней (п. 20) и направляет текст решения в орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней (п. 21). Орган опеки и попечительства направляет ответ заявителю в течение 2 рабочих дней (п. 23).

Порядок предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений утвержден Приложением 3 Постановления 2015 года. Вопрос о предоставлении рассматривается Комиссией (п. 1.2.). С заявлением в орган опеки и попечительства о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения обращается в календарном году, предшествующем году достижения сиротой возраста 18 лет, законный представитель (п. 2.1.).

Положение п. 2.2. Приложения 3 устанавливает, что сироты вправе самостоятельно обращаться с заявлением о предоставлении жилого помещения по достижении совершеннолетия с указанием календарного года, когда жилое помещение должно быть им предоставлено. При этом нарушается один из основных постулатов новой редакции ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, предполагающих обязанность государства предоставить жилое помещение по достижении 18 лет при наличии включения в Список. То есть лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в г. Москве в случае их включения в Список после 18-летнего возраста в обязательном порядке будут ожидать предоставления жилого помещения в течение как минимум одного года. Это облегчает городским органам власти осуществить приобретение и предоставление жилого помещения сиротам, но не соответствует интересам самих сирот.

Весьма любопытным является положение п. 2.3. Приложения 3, согласно которому «Лица из числа детей-сирот, а также лица, которые относились к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и достигли возраста 23 лет, если их законные представители в порядке, предусмотренном настоящим Порядком, не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями или указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г., самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения в уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа по своему месту жительства либо уполномоченную организацию». Буквальное толкование данного положения предполагает, что в Москве будет осуществляться свободное обеспечение жильем «возрастных сирот», даже не обращавшихся ранее по вопросу включения в Список и предоставления жилого помещения. Будет ли это реализовываться на практике, покажет время.

Согласно п. 2.6. Приложения 3 к заявлению прикрепляются: документ, удостоверяющий личность сироты; документ, удостоверяющий личность законного представителя сироты; решение Департамента социальной защиты населения города Москвы о включении сироты в Список; документ о месте фактического проживания сироты и жилищные документы о данном жилом помещении; выписка из ЕГРП о наличии или отсутствии зарегистрированных прав сироты на жилое помещение; акт обследования жилого помещения, занимаемого сиротой. Документы предоставляются в подлинниках (п. 2.8.). При подаче полного и надлежащим образом оформленного пакета документов до 30 апреля, орган опеки и попечительства до 1 июня текущего года направлят документы в уполномоченную организацию Департамента социальной защиты населения города Москвы (п. 2.10.). Поданные документы не позднее 1 сентября текущего года поступают на рассмотрение Комиссии (п. 3.1.) и рассматриваются не позднее 1 октября текущего года (п. 3.2.). Не позднее 1 декабря в Департамент городского имущества города Москвы инаправляется нформация о количестве жилых помещений, необходимых для предоставления сиротам, включенным в план обеспечения жилыми помещениями на очередной календарный год (п. 3.4.). Информация о движении документов сироты доводится в письменном порядке до органа опеки и попечительства и самого сироты (его законного представителя) после каждого последующего действия и принятого решения.

Выбор жилых помещений, перевод их в специализированный жилищный фонд и непосредственное предоставление сиротам осуществляются Департаментом городского имущества города Москвы (п. 4.1. Приложения 3). Сведения о предлагаемых жилых помещениях передаются в уполномоченную организацию Департамента социальной защиты населения города Москвы в течение 30 календарных дней со дня получения протокола заседания Комиссии (п. 4.2.). При этом в обязательном порядке должна быть проверен факт отсутствия притязания на данное жилое помещение третьих лиц, помещения должны быть «благоустроенными применительно к условиям города Москвы, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы. Жилые помещения за выездом граждан предоставляются после проведения в них ремонтных работ, замены неисправных кухонных плит, сантехнического и иного оборудования». Уполномоченная организация Департамента социальной защиты населения города Москвы в течение 30 календарных дней осуществляет осмотр предлагаемых вариантов (п. 4.3.). При положительном результате осмотра в течение 30 календарных дней осуществляется совместный осмотр с сиротой и в случае его согласия на предоставление данного жилого помещения подписывает с ними смотровой талон (п. 4.5.). В течение 40 календарных дней после подписания смотрового талона заключается договор найма специализированного жилого помещения между Департаментом городского имущества города Москвы и сиротой (п. 4.7.).

Приложением 4 к Постановлению 2015 года утвержден Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, предоставления им жилых помещений по договорам социального найма либо предоставления им жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений на новый срок. Информация о сиротах, срок действия договора найма специализированного жилого помещения с которыми заканчивается направляется в государственные организации социального обслуживания города Москвы по месту нахождения жилых помещений (п. 3). Не позднее 4 месяцев до дня окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения Управление соцзащиты населения города Москвы совместно с государственными организациями социального обслуживания города Москвы, Департаментом городского имущества города Москвы, а также иными заинтересованными организациями рассматривает вопрос о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот содействия в преодолении трудной жизненной ситуации (п. 5). К числу таких обстоятельств может относиться: неудовлетворительная адаптация к самостоятельной жизни (отсутствие дохода, отрицательная соцальная среда, многократное нарушение условий договора, антиобщественное поведение и т.д.), длительная временная нетрудоспособность сироты (п. 6). Кроме того Усправление соцзащиты населения города Москвы готовит характеристику на сироту и составляет акт обследования жилого помещения (п. 7). Решение о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок принимается Комиссией и утверждается Департаментом городского имущества города Москвы (п.п. 9 и 10). Аналогично принимается решение об отсутствии необходимости повторного заключения договора найма специализированных жилых помещений и необходимости исключения соответствующих жилых помещений из специализированного жилищного фонда с последующим заключением с лицом из числа детей-сирот договора социального найма.

Приложением 5 к Постановлению от 2015 года утвержден Порядок осуществления контроля за использованием, распоряжением и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, до достижения ими 18 лет. Контроль осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения жилого помещения (п. 3), который должен пресекать несвоевременное внесение коммунальных и иных платежей, отчуждение жилых помещений и иные неблагоприятные для интересов сирот действия. Орган опеки и попечительства по месту нахождения сироты при наличии сведений о наличии у сироты прав на жилое помещение в другом районе города Москвы или в другом субъекте РФ направляет в соответствующие органы опеки и попечительства уведомления (п. 4). Решение об установлении контроля в отношении жилого помещения, принадлежащего на каком-либо праве сироте или члену семьи сироты направляется в Департамент городского имущества города Москвы, Росреестр, Управление Федеральной миграционной службы по городу Москве, в организацию, осуществляющую деятельность по управлению многоквартирным домом, законным представителям сирот (п. 5). При отсутствии надлежащего оформления прав сирот на жилые помещения орган опеки и попечительства орган опеки и попечительства по месту нахождения жилого помещения осуществляет оформление или переоформление документов (п. 6). При обнаружении факта неправомерного отчуждения жилого помещения, на которое сирота имел какое-либо право, до фактического установления контроля за ним, орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества совместно с законными представителями сироты принимают меры для признания сделок по отчуждению или обмену жилых помещений недействительными, включая обжалование таких сделок в судебном порядке (п. 7). Законные представители при обнаружении неправомерных действий в отношении жилого помещения сироты обязаны незамедлительно сообщить в орган опеки и попечительства (п. 9). Органы опеки и попечительства за ненадлежащее выполнение контрольных полномочий в отношении жилья сирот несут ответственность (п. 11), при этом Постановление 2015 года не определяет меры ответствености и порядок их применения, фактически отсылая к региональнму и федеральному законодательству об административной ответственности.

В отдельных случаях сироты могут быть признаны малоимущими и быть освобождены от обязанности внесения платы за пользование жилым помещением. Приложение 6 к Постановлению 2015 года утвердило Порядок признания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, малоимущими в целях освобождения их от внесения платы за пользование жилыми помещениями, предоставленными из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений. Данная функця осуществляется управлениями социальной защиты населения города Москвы (п. 2). Основной признак малоимущего — наличие дохода меньшего или равного величине прожиточного минимума в городе Москве на душу населения, при этом на дату обращения у сироты должна отсутствовать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или иметься соглашение по ее погашению (п. 3). С заявлением подаются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя; договор найма специализированного жилого помещения; документ, подтверждающий доход заявителя за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления; документы об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо соглашение о погашении задолженности (п. 7). Документы предоставляются в подлинниках для заверения копий (п. 8). Срок рассмотрения заявления и принятия решения — 30 календарных дней (п. 10). Отсутствие у заявителя доходов без уважительной причины (уход за ребенком, не достигшим возраста трех лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет, уход за членом семьи, являющимся инвалидом I группы, лицом, достигшим возраста 80 лет, или престарелым членом семьи, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, поиск работы через службу занятости, отпуск без сохранения заработной платы, инвалидность, прохождение стационарного лечения) является основанием для отказа в признании малоимущим (п.п. 11.5, 12). Решение управления соцзащиты населения города Москвы о признании сироты малоимущим действует в течение 180 дней (п. 15), срок может быть продлен при повторном прохождении процедуры. При этом изменение у сироты обстоятельств, позволяющее снять статус малоимущего, доводится до сведения управления соцзащиты населения городма Москвы в течение 3 рабочих дней (п. 17).