Парламентские выборы в демократическом обществе. Тема «Выборы в демократическом обществе

1. Функции выборов в современных демократических государствах


Выборы в органы власти практикуются в подавляющем большинстве современных государств.

Однако в условия тоталитаризма это "выборы без выборов". Их роль сводится к чисто ритуальной процедуре, придающей режиму видимость законности.

При авторитарном режиме выборы (если они проводятся на альтернативной основе) играют более важную, но все же не решающую роль, так как если их итоги не устраивают носителя власти, он может их не признать, при необходимости прибегнув к силе.

Только при демократии их роль становится центральной, обеспечивая народу право окончательного решения вопроса о том, кто (а в идеале и как) будет править государством.

Основные функции выборов

1)Обеспечение легитимности органов власти;

)Отбор политической элиты (но и в оппозиционных партиях лидеры проходят проверку на прочность);

)Формулирование в предвыборных программах интересов первичных субъектов политики;

)Легитимное разрешение социальных конфликтов в обществе;

)Активизация политической социализации личности и политического участия.

Демократичность выборов обеспечивается следующими принципами:

)Состязательность (свободная конкуренция партий и кандидатов, поставленных в более-менее равные условия предвыборной борьбой);

)Непосредственность - прямое (без посредников) избрание представителей власти избирателями. Непрямые (косвенные) выборы из практики демократических государств почти исчезли (наиболее известное исключение - порядок избрания президента США). Они < косвенные выборы> усиливают возможность искажения реального соотношения политических сил в пользу наиболее влиятельных из них;

)Равное представительство (каждый избиратель имеет один голос, а каждый депутат представляет приблизительно равное количество граждан);

)Всеобщность - право всех граждан на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве депутата) участие в выборах. Исключения обычно составляют преступники, отбывающие наказания, и лица, признанные по суду недееспособными (умалишенными).

Из других ограничений избирательного права сохранились:

)Возрастной ценз, составляющий обычно для активного избирательного права - 18 лет, для пассивного - от 20 лет и до 40, в разных странах в разное время;

)Ценз осёдлости (ограничение всеобщего избирательного права) - требование проживания избирателя или кандидата в стране или избирательном округе в течение определенного срока;

)Избирательный залог - требование к кандидату внести значительную сумму, которая возвращается ему, только если он наберет определенный процент голосов избирателей. Сейчас этот залог в основном вносит партия, от которой выдвигается кандидат.

Однако совсем недавно ограничений избирательного права было намного больше. Так, женщины впервые получили избирательное право только в некоторых штатах США в 80е годы XIX века. Последней развитой страной, предоставившей женщинам избирательное право, была Швейцария. До конца 60х годов XX века возрастной ценз в большинстве стран составлял от 21 до 25 лет. В некоторых американских штатах существовал избирательный налог для попадания в списки избирателей.

В ряде стран - участие в голосовании является не только правом граждан, но и их обязанностью, за уклонение от которой предусматривается наказание от общественного порицания до уголовной ответственности (Австрия, Греция), то есть в большинстве стран есть порог (приблизительно 50%) посещаемости (явка избирателей), не достигнув которого выборы считаются несостоявшимися.


. Избирательная система


Соответствие результатов выборов обеспечивается принятой в стране избирательной системой - совокупностью правил и приемов подведения итогов выборов, закрепленной в законе. Существуют две основных разновидности избирательных систем:

)Мажоритарная;

)Пропорциональная.

При мажоритарной системе избранными считаются кандидаты, собравшие в своих округах установленное число голосов. Она имеет две основные формы:

1) Система относительного большинства (возникла в 18м веке, раньше всех, и сегодня в большинстве англоязычных странах применяется). В этой системе выигрывает кандидат, опередивший других по числу голосов в своем избирательном округе (блоке). Она дает преимущество крупным партиям над мелкими, которые фактически не имеют шансов на победу. Ее преимуществами считаются:

а) Простота и ясность;

б) Обеспечение полной стабильности за счет сокращения числа представленных партий;

в) Тесная связь депутатов с избирателями его округа.

Главными недостатками этой системы является потеря всех голосов избирателей, поданных за неизбранных кандидатов и

а) Отсутствие в парламенте партий, представляющих интересы значительной части, а иногда и большинства, граждан, которые вынуждены бороться за свои интересы непарламентскими методами (часто выливается в эксцессы);

б) Возможность получения большинства мест в парламенте партией, набравшей меньшинство голосов в масштабе страны.

Второй главный недостаток - тенденция к защите депутатами местных интересов в ущерб общегосударственных.

2) Система абсолютного большинства (Франция). Избранным считается кандидат, собравший в своем округе более половины голосов. Если это не удается никому, то проводится второй тур выборов (голосования), к которому допускаются кандидаты, занявшие два первых места. Эта система дает возможность победы и мелким партиям при условии объединения их в коалиции перед вторым туром (система двух блоков). Она <система> смягчает главный недостаток мажоритарной системы (так как теряется меньше 50% голосов), но не устраняет его полностью (значительная часть голосов все-таки теряется) Вместе с тем, такая система является оптимальной при выборе единоличных руководителей (президента, губернатора и др.)

Пропорциональная система применяется в большинстве стран Западной Европы и в Израиле. Здесь избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за их списки, выдвинутые партиями и партийными блоками, то есть конкурируют не личности, а партии и партийные программы. Места в парламенте распределяются в многомандатных округах пропорционально набранным голосам. Такая система позволяет обеспечивать более справедливое соотношение между парламентскими мандатами и полученными голосами особенно там, где вся страна рассматривается как единый избирательный округ.

Вместе с тем, у нее есть ряд недостатков:

1)Сложность расчетов при определении числа мандатов, полученных партией на выборах;

)Слабая связь между депутатами и избирателями;

)Если порядок фамилий в списках определяется самой партией, то усиливается зависимость кандидатов от партийно-аппаратных структур. Поэтому в большинстве стран избиратели имеют право ранжировать кандидатов в пределах одного или нескольких списков или определять лидера соответствующего списка;

)Нестабильность правительства из-за большого влияния малых партий на политику правительства.

Для уменьшения этого недостатка в ряде стран мандаты получают только партии, собравшие не менее определенного процента голосов избирателей (так называемый избирательный порог). У нас при выборах в государственную думу порог - 7%. Однако голоса, поданные за остальные партии, все равно при этом пропадают.

Таким образом, обе системы имеют свои недостатки, поэтому в ряде стран существует смешанные избирательные системы. Так, в Австралии нижняя палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а верхняя - по пропорциональной.

А в Германии половина нижней палаты выбирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - пропорциональной.

В России приблизительно так же, как в Германии.


. Порядок проведения выборов и референдумов


В основе механизма демократии лежит процедура прямого волеизъявления граждан, имеющих силу закона. Различают две разновидности такой процедуры:

)Выборы, когда граждане определяют персональный состав властных структур на общегосударственном, региональном и местном уровне;

)Референдум, когда граждане принимают непосредственное решение по важным политическим вопросам.

Совокупность мероприятий по организации и проведению выборов называется избирательной кампанией .

Руководство ею обычно возлагается на специально создаваемые государственные органы - избирательные комиссии (как правило, туда входят представители всех ведущих партий для обеспечения контроля и честности выборов).

Выборы на любом уровне начинаются с выдвижения кандидатов на выборные должности. Право такого выдвижения может быть предоставлено исключительно политическим партиям, либо партиям и другим группам, а чаще отдельным гражданам и их группам. Допускается самовыдвижение кандидатов в некоторых странах.

Следующий этап - официальная регистрация. Все кандидаты должны представить решения партийных органов, а беспартийные кандидаты - подписи определенного числа избирателей.

При пропорциональной избирательной системе подписи необходимы для регистрации партийных списков. В ряде стран от кандидатов требуется также внести избирательный залог, который возвращается только при получении кандидатом определенного % голосов избирателей - от 5 % до 20 % в разных странах. Обычно залог вносит партия, в которой состоит кандидат.

Особый порядок выдвижения кандидатов существует в США. Существуют две главные партии - демократическая и республиканская. Они проводят в большинстве штатов так называемые "праймариз" (primaries) - первичные выборы, в которых участвуют чаще всего сторонники этих партий.

Наибольшее значение имею президентские "праймариз", на которых выясняется, какой их кандидатов на президентский пост наиболее предпочтителен и популярен в данном штате, а также избираются делегаты на национальные партийные съезды, которые и выдвигают официальных кандидатов в президенты. По традиции, большинство делегатов, по крайней мере в первом туре, голосуют за претендента, победившего на "праймариз" в их штатах. Для победы на съезде кандидату необходимо набрать абсолютное большинство голосов делегатов. Кроме того, съезды избирают новый состав национальных партийных комитетов и утверждают предвыборную платформу партии, которой, однако кандидат в президенты не обязан руководствоваться, то есть нет партийной дисциплины.

В отличие от выборов, референдумы организуются не во всех странах Запада, а например, в США они проводятся лишь в некоторых штатах, но не на общегосударственном уровне. Многие специалисты указывают, что большинство рядовых граждан недостаточно компетентны в решении государственных вопросов, да и не стремятся к этому. Тем не менее, в некоторых странах референдумы проводятся достаточно часто.

Так с 1945 года до 1980е в Швейцарии прошло 169 референдума, в Австралии - 18, в Новой Зеландии - 17, в Дании - 11, в остальных если и были, то менее 10.

Популярные лидеры, например, Де Голь во Франции, иногда использовал частые референдумы в качестве всенародного "вотума доверия" с целью укрепления власти.

Но референдумы чаще всего выносят вопросы принятия, пересмотра или отмены законодательных актов (кроме законов о налогах и бюджете), территориально-административное размежевание, вступление в международные организации, отстранение от должности высших должностных лиц, а также государственной принадлежности той или иной территории, так называемый плебисцит .

Референдум обычно может проводиться по требованию определенного числа избирателей, депутатов парламента или региональных законодательных собраний. Решение о проведении общегосударственного референдума принимает правительство или глава государства с согласия правительства. Дальнейшая подготовка и проведение референдума принципиально не отличается от подготовки и проведения выборов. Они проходят следующие этапы (вместе с вышеназванными):

)Предвыборная борьба между кандидатами или между политическими силами, выступающими за ответ "да" и "нет" на референдуме;выборы демократический избирательный референдум

)Вступление избранных лиц в должность или вступление принятых решений в законную силу.

Ключевой момент - предвыборная борьба . Это наименее законодательно регулируемый этап предвыборной кампании, поскольку проводится в основном силами негосударственных органов и политических партий, которые сами выбирают форму воздействия на избирателей. Однако два аспекта предвыборной борьбы ввиду их важности регламентируется достаточно строго. Это вопросы ее финансирования, а также использование СМИ.

Борьба за голоса избирателей требует огромных финансовых средств. Стоимость проведения выборов и референдумов непрерывно возрастает. Партии, обладающие бОльшими финансовыми средствами, оказываются в более выигрышном положении (особенно учитывая, что основной эффект дают СМИ).

Поиск дополнительных источников финансирования приводит к злоупотреблению и коррупции.

Для борьбы с этими явлениями и обеспечения равенства соперников установлены специальные правил финансирования избирательной кампаний. В ряде стран установлен финансовый предел. Нередко ограничивается и сумма пожертвований в избирательный фонд кандидата со стороны отдельных лиц или организаций. Превышение потолка расходов дает основание дл признания итогов выборов недействительными и крупного штрафа. Разоблачение подобных фактов часто приводит к политическим скандалам и даже кризисам. Тем не менее наиболее влиятельные партии с помощью различных, в том числе юридических уловок, легко обходят эти ограничения, часто превышая их в 10 и более раз. Большее равенство возможностей обеспечивается в тех странах, где предусмотрены государственные субсидии кандидатам и партиям на возмещение избирательных расходов. Однако и здесь средства распределяются пропорционально собранным мандатам, что создает преимущество для ведущих партий. Аутсайдеры отсекаются требованием собрать необходимый минимум голосов или выдвинуть кандидата в определенном числе округов. При этом партии, не прошедшие в парламент, в большинстве стран не могут рассчитывать даже на частичную государственную компенсацию предвыборных расходов.

Огромную, иногда решающую роль в предвыборной борьбе играет так называемая 4я власть - СМИ. Так, во Франции, с целью ознакомления с программами партий и кандидатов, по телевидению следят за ходом предвыборной борьбы 64%, по газетам - 15%, по радио - 11%, и лишь 7% предпочитает личное общение с кандидатом.

Особую роль СМИ играют в борьбе за колеблющихся избирателей, не являющихся постоянными приверженцами какой-либо одной партии и составляющими в странах Запада от 20% до 30%. Поддержка тех или иных партий газетами и журналами правовому регулированию почти не поддается, кроме имеющихся у некоторых партий официальных печатных органов, интересы определенной партии выражают многие печатные издания. Среди ведущих газет Британской империи "Daily Telegraph" придерживается взглядов консервативной партии, "Mirror" - лейбористкой, "Observer" - либеральной.

Порядок же использования в предвыборной гонке электронных СМИ обычно строго регламентирован, исходя из западных принципов:

)Невмешательство государства в предвыборную борьбу;

)Требование избегать оскорблений, фальсификаций и других форм некорректного поведения в отношении конкурентов;

)Предоставление всем партиям и кандидатам равного времени по радио и телевидению.

Однако на практике 3й признак остается декларацией. В США, где радио и телевидение в основном частные, эфирное время платное и фактически доступно только кандидатам от республиканской или демократической партии. В большинстве других стран основная часть электронных СМИ контролируется государством, которое выделяет бесплатное эфирное время политическим партиям для предвыборных передач. Платная реклама кандидатов в некоторых из этих стран запрещена. Но бесплатных эфир обычно распределяется пропорционально числу мандатов в предыдущем составе парламента. Не представленные в нем партии получают лишь несколько минут эфирного времени при условии выставления определенного минимума кандидатов, либо вовсе лишены такого права.

Таким образом, равенство возможностей финансового и информационного обеспечения избирательной кампании стран Запада носит в значительной мере формальных характер, фактически завися в лучшем случае от степени уже достигнутого политического влияния в той или иной партии, а в худшем от размера ее финансовой базы.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«Малоугреневская СОШ»

Исследовательская работа

Тема «Выборы в демократическом обществе»

Выполнила:

Хворова Екатерина

телефон: (8 906

Научный руководитель:

преподаватель истории и обществознания

МБОУ «Малоугреневская СОШ»

телефон (8 960

с. Малоугренево

I. Введение.......................................................................................................

2. Основная часть

2.1. Основные термины и понятия................................................…...............5

2.2.Принцип демократического избирательного права...........................

2.3.Компоненты избирательной системы в демократическом обществе... 10

2.4.Функции выборов в условии демократии................................................ 12

2.5. Проблемы выборов в России.................................................................... 13

3. Заключение …..............................................................................................

4. Список использованной литературы………………………………………...18

5. Приложение№1.................................................................................................19

6. Приложение ………………………………………………………………20

7. Приложение ………………………………………………………………21-22

« О народ, если бы знал,

что можешь!»

Ф. Гойя

1.Введение.

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права .


Тема работы «Выборы в демократическом обществе» мной была выбрана не случайно. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Актуальность темы заключается в том, что в последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий. Выборы – важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах и они составляют новую проблемную область .

Цель работы – выяснить, какими действительно должны быть выборы в демократическом государстве и показать влияние выборов на формирование современного демократического общества.

Для достижения цели поставлены следующие задачи :

1. Познакомиться с теоретическими аспектами исследования с нормативно - правовой базой.

2. Определить значение основных понятий и терминов, необходимых для понимания заявленной темы.

3. Рассмотреть основные принципы демократического избирательного права.

4. Охарактеризовать компоненты избирательной системы в демократическом обществе.

5. Выяснить функции выборов в условиях демократии.

6. Раскрыть основные проблемы выборов в России и предложить пути их решения

7. Сделать соответствующие выводы, исходя из цели работы.

Еще на уроках обществознания в 9 классе я поняла, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше, но мы способны повлиять на действия власти, на принятие важных решений, используя право участвовать в управлении делами государства. Что представляет собой система выборов? Какие проблемы избирательной системы России существуют? Как в идеале должны проходить выборы в демократическом обществе? На эти и другие вопросы я попытаюсь узнать ответ и представить его в своей работе.

Основная часть

2.1. Основные термины и понятия.

В самом начале своей работы, хотелось бы обратиться к источникам и определить некоторые важные термины и определения, необходимые для раскрытия заявленной темы: демократия, представительная демократия, выборы, избирательное право, избирательная система

Демократия

Термин "демократия" происходит от древнегреческого слова

demokratia, означающего "народовластие" или "правление народа". С течением

времени ее первоначальный смысл расширился. Сегодня под демократией

понимается форма государственного устройства, политический режим, при

котором народ служит источником государственной, политической власти.

Ведущими демократическими признаками являются:

народовластие, равноправие граждан (независимо от пола, языка, социального

происхождения и пр.) и свобода личности, выраженная в ее естественных и

неотчуждаемых правах.

Принцип народовластия реализуется на основе равных для всех

политических прав в представительной и непосредственной демократии. (1)


Мне стало интересно, что же такое представительная демократия?

Представительная демократия - это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решении через избранных представителей, которые призваны выражать на государственном уровне интересы народа.

Выборы – это способ формирования государственных и общественных органов непосредственно населением путем выдвижения из своей среды представителей для осуществления государственных или общественных функций. В Российской Федерации с помощью выборов формируется президентская власть, органы законодательной власти федерации и ее субъектов, органы местного управления.

Юридическую форму выборов образует избирательное право . Оно представляет собой совокупность правовых норм , регулирующих условия участия граждан в голосовании, порядок организации и проведения выборов .(2) Основным источником избирательного права является Конституция РФ , обратимся к ней.

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления , а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. (3)

Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. (4)

Право гражданина избирать – активное избирательное право, а быть избранным – пассивное избирательное право.

Избирательная система является наиболее широким явлением, объединяющим в единое целое как выборы, так и избирательное право. Она представляет и конкретный способ избрания представителей в государственные органы. Избирательная система отражает тип устройства выборов в том или ином государстве, их главные особенности и черты. (5)

Исходя из юридической терминологии можно сделать вывод, что в ыборы, являются важнейшим компонентом современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан.

2.2. Принцип демократического избирательного права

Мне очень хотелось познакомиться с избирательным правом в целом и его принципами, вот, что я узнала:

Избирательное право (см. Приложение) предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям , а также других обстоятельств.(6)

Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.

Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания РФ - 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на

выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год на день голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.(7)

По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования , если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования. (8)

Теперь назовем дополнительные ограничения пассивного избирательного права. Не могут быть избранными:

ñграждане РФ. имеющие гражданство иностранного государства, либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

ñграждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;

ñосужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких

судимость за указанные преступления;

ñосужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

ñподвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях , если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

ñлица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;

ñгражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности но собственному желанию либо отрешенный от должности, - на соответствующих досрочных выборах;

ñгражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, - на следующих выборах Президента РФ.(9)

2.3. Компоненты избирательной системы в демократическом обществе.

Я считаю, важно знать из каких компонентов состоит избирательная система. (см. Приложение )

Существует множество типов избирательных систем. (см. Приложение №3 ). За организацию выборов в России отвечают избирательные комиссии .

Их систему возглавляет Центральная Избирательная комиссия в составе 15 человек, назначаемых поровну Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ. Все 83 региона РФ формируют свои избирательные комиссии. Нижние уровни избирательной системы представлены Территориальными (2,8 тыс.) и Участковыми (93-95 тыс.) комиссиями. Выборы в 225 избирательных округах организуют Окружные избирательные комиссии.

Центризбирком России отвечает за подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ, а также за развитие избирательного законодательства. Каждый член Комиссии отвечает за конкретное направление - учет избирателей, финансирование выборов, взаимодействие с партиями, СМИ, правоохранительными органами , координация деятельности ГАС «Выборы» и др. Все решения принимаются коллегиально . Работа ЦИК поддерживается высококвалифицированным аппаратом.

С 1991 года существует Ассоциация организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, члены которой, в том числе и Россия, помогают друг другу в развитии избирательного законодательства и правовой культуры. Россия берет на себя инициативу в создании кодифицированного общеевропейского документа, призванного контролировать качество национальных избирательных систем.

Без свободных СМИ нет и свободных выборов. Но свобода агитации «за» и «против» кандидатов должна удерживаться в рамках права и морали. Проблема «черного пиара» в России тревожит сегодня и политические партии, и избирателя, и законодателя. Важнейшие правила ведения предвыборной агитации зафиксированы в новой редакции Закона «Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».(8)

Мне кажется, демократические выборы требуют повышения политической культуры всех их участников - избирателей, кандидатов, членов избиркомов, финансовых контролеров, политтехнологов, наблюдателей. В дополнение к статьям закона, избирательный процесс должен быть защищён и неписаными этическими нормами.

2.4. Функции выборов в условиях демократии.

Влияние выборов на жизнь современных обществ разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Постараемся рассмотреть некоторые из таких функций:

1. Представительство общественных интересов. Выборы представляют собой канал трансляции групповых интересов в обществе. В ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их запросы и ожидания.

2. Легитимация власти . Власть, избранная народом в ходе осуществления демократически организованных выборов, легитимна: ей больше доверяет и охотнее подчиняется большинство членов общества.

На самом деле, как мы знаем, фунций выборов в демократическом обществе много, но я, в качестве примера, привела лишь наиболее важные из них.

2.5. Проблемы выборов в России.

Проблем выборов в России, к сожалению, достаточно много. Но наиболее актуальная из них, на мой взгляд, заключается в вопросе о том, почему люди не ходят на выборы?

Меня всерьёз заинтересовал этот вопрос. Проанализировав ответы людей из Интернета (10) , побеседовав с одноклассниками и бывшей Председателем Избирательной комиссии с. Малоугренева я составила небольшой перечень ответов:

Было высказано несколько версий: потому, что

1) не верят в чесность выборов

2) люди сегодня аполитичны

3) людей не научили ходить на выборы, как это было в СССР

4) молодежь не идет, потому что родители сами не идут

5) люди безответственны перед своими близкими, городом, государством.

6) результаты выборов часто фальсифицируются.

Но, я считаю, что сегодня, интересующихся политикой довольно много и в том числе среди молодежи.

А ведь не идут на выборы даже те, кто политикой интересуется ежедневно. Постараемся найти ответ почему?

Я думаю, потому что нет доверия к самому механизму выборов.

Самое важное в процедуре выборов - это то, чего не ставят на голосование, но что автоматически признается избирателями. Участвуя в выборах, они голосуют за все политическое господство - за аппарат власти, его задачи и его работу, за "национальные интересы", а также и за то, что стране необходимы политические лидеры, которые ею управляют. То есть за все то, что широкие массы ощущают на собственной шкуре как ограничение своей материальной свободы, как невзгоды трудовой жизни - другими словами, как все те неприятности, которые им устраивают в полном соответствии с буквой закона. Со всем этим на выборах соглашаются, как ни в чем не бывало.

Более того, избирателям предлагают сделать выбор, кого из кандидатов они считают наиболее достойным власти, которая сама по себе не ставится под вопрос и которой они в любом случае должны подчиняться. Так выборы делают из подвластных мнимых правителей, а значит, безусловных приверженцев осуществляемой над ними власти. К вышесказанному хочется процитировать строки Владимира Шиукашвилли:

Все знают волки есть и овцы, объяснять не надо,

И правды – разные у тех и у других, спокон веков:

Вожак к своим рукам всегда, ведь, прибирает стадо,

А им все кажется, что стадо выбирает вожаков .

Вопрос про то, как привлечь молодежь на выборы? Один из предложенных

вариантов - это мотивировать молодежь какими-либо мероприятиями или

небольшими презентами. А разве подарки должны способствовать тому, что

Так же многих граждан волнует проблема фальсификации результатов выборов.

Действительно, одной из серьезнейших проблем избирательной системы является фальсификация итогов выборов. Расчет показывает, что общий объем фальсификации (подброс бюллетеней, приписки в протоколах, незаконное давление на избирателей, особенно эффективное в сельских районах) составил не менее 9-11 миллионов бюллетеней по каждому из голосований.

Таким образом, результатом фальсификации стал каждый пятый официально признанный действительным бюллетень!(11)

Я предлагаю нексколько способов, как бороться с незаконной фальсификацией итогов выборов:

1. Установить на избирательных участках веб-камеры и вывести все съемки в Интернет, чтобы снять все фальсификации и увеличить доверие к

избирательной системе среди народа.

2. Люди должны приходить на выборы и использовать их бюллетени, чтобы они не оставались пригодными для заполнения и фальсификации в пользу какой-либо партии или кандидата.

3. Ужесточить наказание за фальсификацию итогов. Увеличение штрафов за нарушение избирательного права.

4. Увеличить количество профессионалов - наблюдателей на избирательных учатках.

Я уверена, что все в наших руках, и мы можем сделать так, чтобы выборы в нашем демократическом государстве проходили честно!

3. Заключение

Конечно, на сегодняшний день, в демократических государствах существует ряд проблем, таких как система цензов, финансирование избирательных кампаний, абсентеизм , но большинство этих проблем разрешатся, если граждане будут заинтересованы в политических процессах, имеющих место в стране, и будут принимать активное участие в жизни общества.

На мой взгляд, пракические пути реализации пректа могут заключаться в использовании работы на уроках обществознания, внеклассных мероприятиях и классных часах по данной теме, а также при проведении занятий в клубах «Молодого избирателя» для повышения правовой грамотности и правовой культуры будущих избирателей.

В современном обществе выборы являются одним из ведущих институтов демократии, так как с ним связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверинетета народа.

В заключение своей работы хочется сформулировать выводы , по поводу того, какими же все-таки, на мой взгляд, должны быть выборы в демократическом обществе? Я считаю, что они должны соответствовать букве и духу закона, соответствовать принципам справедливости, периодичности, обязательности, подлинности и свободы на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

Я знаю, что совсем скоро жителям Бийского района предстоит сделать

выбор Главы района. Это произойдет 14 сентября 2014 года. И хотя я сама ещё не смогу принять участия в выборах, но я точно знаю, что от выбора каждого избирателя будет зависить будущее всех сёл района, всех нас. И каждому из нас важно из множества кандидатов выбрать достойного, который сможет повести по правильному курсу. Верю и надеюсь, что это будет именно так! Только НАМ выбирать будущее!

4. Список литературы

1. Основы права/ под ред. профессора. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист.1996 с.34

2. Там же с.35

3. Конституция Российской Федерации. М.2008 с.32

4. Там же с. 34

5. Основы права/ под ред. профессора. Учебно-методическое пособие. М.: Юрист.1996 с.35

6. Интернет – ресурс: base. garant. ru›Закон от12.06.2002 №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»

7. Баглай право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА М, 1998. с.142

8. Интернет – ресурс: base. garant. ru›Закон от12.06.2002 №67 – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»

9. . Политика и право. Москва, Просвещение, 2000 г. с.96

10. Интернет –ресурс: sakhapress. ru›archives/58326

11. «Выборы»Вестник Московскго университета.2010 №5 с.9

12. Обществознание. Полный справочник/ под ред. Баранова. М.:Астрель 2013

Приложение Основные принципы демократического избирательного права

Демократическое избирательное право предпологает обязательное соблюдение ряда принципов.

Принципы

Их сущность

Принцип равенства

Кандидаты имеют в процессе выборов равные права. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый избиратель в одинаковой степени влияет на общий результат выборов

Принцип всеобщности

Любой дееспособный гражданин имеет право быть избирающим, так и избираемым. Органичения, накладываемые на действия данного принципа, называют цензами . В российском избирательном праве действуют два основных ценза - возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качестве избираемых - лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданинами РФ). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в настоящее время почти нигде в мире не применяются

Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе.

Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него

Принцип непосредствен-

Данный принцип не реализуется при выборах президента в США, а так же не соблюдается в дореволюционной России

Принцип состязательности

Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель имеет возможность выбора. Никто не имеет права создавать препятствие к участию в выборах другим кандидатам.

Данный принцип не соблюдался в СССР, а на территории России был введен лишь в 1993 г.

Принцип гласности

Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках.

Принцип свободы выборов

Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление

(назначение даты

выборов, регистраия

и учет избирателей)

2. Выдвижение и регистрация

кандидатов

3. Предвыборная агитация и

финансирование выборов

Приложение

Типы избирательных систем

Типы избирательных систем

Его сущность

Достоинства

Недостатки

Мажоритарная система

Система определения резльтатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов

Устанавливается

прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа.

Обеспечивает партии победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство

Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах

Частная нерезультати-

вность выборов, которая приводит либо к повторному, либо к альтернативно-му голосованию.

Практически исключается возможность победы на выборах маленькой партии

Относительного большинства

Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть меньше 50%.

Применяется в Индии, Канаде, США и др.

Абсолютного большинства

Избранным считается кандидат, который набрал абсолютное большинство голосов, т. е. 50% +1 голос.

Применяется при выборах Президента в России и во Фрации

Пропорциональная система

Система представительства партии в движении, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Применяется при выборах депутатов российской Государственной думы, а так же при выборах в Израиле, Италии и др.

Является гарантом представитель-ства в парламенте мелких и средних партий

Избиратель выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве своем ему не известны

Появление в парламенте множества мелких фракций, которые могут препятствовать принятию нужных решений.

Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система

Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой.

Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий. Выборы в РФ проходят в соответсявии с законодательством по мажаритарной системе (выборы Президента РФ)

Формируется действительно-предствавитель-ный парламент

В большей степени благоприятна для столичных партий, чем для местных политических объединений и независимых кондидатов

Партии не отражают в полном объеме интересы своих избирателей

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Мичуринска Тамбовской области

Открытый урок по теме:

Провела Крылова Л.В.,

учитель истории и обществознания

Мичуринск – 2015 – 2016уч. год

Тема урока: «Выборы в демократическом обществе»

Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о выборах в

демократическом обществе.

Задачи:

Продолжить знакомство учащихся с механизмом проведения избирательной кампании;

Развивать умения работать с источником, делать выводы, разрабатывать собственные политические технологии избирателя;

Продолжить формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор, за судьбу страны и демократии в целом (Сл.3)

Тип урока : комбинированный

Оборудование: учебник, переносная урна для выборов, лозунг для избирательного участка, избирательные бюллетени.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Объяснение нового материала

IV. Закрепление нового материала

V. Итог урока

Мы продолжаем изучение темы: «Выборы в демократическом обществе»

(Сл.1)

Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова американского критика Д. Натана

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” (Сл. 2)

Тема нашего урока – «Выборы в демократическом обществе» очень важна и актуальна для нашей страны.

Как вы думаете, почему?

Многие граждане нашей страны считают, что раз они не являются членами какой – либо партии, не занимают государственных постов, то они не включены в политическую жизнь.

Тем, что превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника политического процесса, является право на участие в управлении государством, право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти (Сл. 4)

И нам с вами не всё равно, кому мы вручаем эту власть

Поэтому на сегодняшнем уроке мы

Продолжим знакомство с различными аспектами выборов в демократическом обществе,

Работая с источником, вы попытаетесь составить собственные политтехнологи избирателя, которые позволят вам сделать правильный и осознанный выбор.

Об этом и многом другом пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Но вначале давайте вспомним, что мы уже знаем о выборах в демократическом обществе.

Проверка знаний

    На доске письменно: «Избирательная система и её компоненты»

Международная политическая практика выработала различные типы избира –тельных систем.

    На доске письменно: «Типы избирательных систем»

Пока выполняются письменные задания, мы работаем устно

- Что отличает демократические выборы от недемократических ?

Отличия демократических выборов(Сл.5):

Неопределённость,

Необратимость,

Повторяемость

Выборы считаются демократические, если они проходят в соответствии с принципами демократического избирательного права

-Назовите основные принципы демократического избирательного права

Основные принципы демократического избирательного права

Всеобщность,

Прямые выборы,

Равенство,

Альтернативность,

Гласность,

Свобода выборов,

Периодичность выборов.

- Как вы думаете, выборы в нашей стране являются демократическими ?

Наше избирательное право реализуется в избирательном процессе .

Многие учёные отождествляют понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания»

-Что такое избирательная кампания?

-Назовите и кратко охарактеризуйте этапы избирательной кампании.

-Американский критик Д. Натан, слова которого я взяла в качестве эпиграфа, говорил:

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании”

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, уклонение от участия в выборах.

7. Причины абсентеизма.

1. Отсутствие интереса к политической жизни.

2. Отсутствие доверия к политикам.

3. Убеждённость, что выборы не изменят ситуацию.

4. Низкая политическая культура.

Последствия абсентеизма

1.Экономический ущерб при организации повторных выборов.

2.Фальсификация избирательных бюллетеней.

3.К власти придут политические деятели, отнюдь не выражающие преобладающего настроения в обществе.

4.К власти придут люди недостойные, не умеющие управлять страной.

5.Возможность захвата власти, скатывание к авторитарно-тоталитарным режимам.

- Что делать, чтобы поднять активность избирателей на выборах?

- Как решается эта проблема в других странах?

Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекать к ответственности, в том числе и к уголовной (Греция, Турция). За уклонение с них взыскивать штраф (Австрия) или поднять возрастной ценз (Швейцария - 20 лет, в Великобритании и Ирландии – 21 год, в Дании – 23 года).

Проверка задания на доске.

Мы продолжаем изучение нашей темы: «Выборы в демократическом обществе».

План изучения нового материала

1. Политические технологии избирателя

3. На избирательном участке

Быть избирателем не так просто - это сложная и ответственная задача, и к роли избирателя нужно готовиться.

Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создают имидж «своего парня». К сожалению, созданный имидж и сущность кандидата (или партии) не всегда совпадают, что в значительной мере осложняет задачу избирателей, в том числе при голосовании. Кандидат обещает много, рассчитывая, что поверят. Такие приёмы воздействия на избирателя называются популизмом.

- Что такое популизм?

Популизм – стиль в политике, позволяющий добиться поддержки изби-

рателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги (Сл. 9)

Чтобы не попасться на популистские лозунги, необходим грамотный и осознанный выбор претендентов на власть. Такой выбор помогут вам сделать политические технологии избирателя.

Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических задач.

Задание: работая с текстом учебника и учитывая повседневный опыт выборов в стране, разработайте свои собственные политические техно-

    Разработать политические технологии избирателя на выборах в Государственную Думу (с.261)

2. Разработать политические технологии избирателя на выборах Президента (с.262).

Через 5 минут каждая группа представит свою работу

Вопрос второй группе:

- Какими качествами должен обладать кандидат в президенты РФ?

(решительность, ответственность, сильная воля, честность, достаточно жёсткий в проведении своей линии, хороший оратор и т.д.)

- Вы теперь представляете, что нужно, чтобы сделать осознанный выбор.

Но, наверное, у вас ещё остались вопросы, которые касаются непосредственно процедуры голосования.

Сейчас вы сможете задать их нашему гостю – Кобзевой Галине Васильевне, которая более 10 лет является Председателем участковой комиссии и любезно согласилась ответить на ваши вопросы.

Вопросы, которые были заданы учениками.

    Какие документы нужно иметь с собой каждому избирателю?

    Если я во время выборов испорчу бюллетень, что мне в таком случае делать?

    Выборы проводятся в воскресенье. Мне нужно срочно уехать. Как мне быть в таком случае?

    У меня старенькая бабушка. Она хотела бы проголосовать, но у неё больные ноги. Что нам нужно сделать7

    Брат – студент, обучается в г. Москве на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии вуза, а постоянное место его проживания г. Мичуринск. На каком из участков он будет голосовать? (голосует по месту нахождения общежития)

    Мой знакомый пришёл на выборы в Думу, а его нет в списках. Что делать,

если и моей фамилии вдруг не окажется в списках?

8. Сколько наблюдателей может быть на избирательном участке?

Если вопросов больше нет – поблагодарим гостью за ценные ответы и переходим к последней части нашего урока – «На избирательном участке»

Вы сейчас окажитесь на одном из избирательных участков в роли незримых наблюдателей. Внимательно посмотрите, как проходит процесс голосования и нет ли нарушений закона о выборах? Все нарушения вы фиксируйте в тетрадях.

В конце мы посмотрим, насколько внимательными вы были (Сл.12)

Сценка

    Избиратель пришёл с другом, который советует ему, за кого голосовать.

    Избиратель просит у члена комиссии ручку, так как он свою оставил дома.

    Лозунг на избирательном участке, призывающий голосовать за кандидата.

    Избиратель делает отметку в бюллетене, не заходя в кабинку.

    Избиратель испортил бюллетень.

Итоги (Сл.13)

1.Быть избирателем не так просто – сложная и ответственная задача, и к роли избирателя нужно готовиться.

2. Не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров.

3. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.

Я надеюсь, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам сделать этот выбор и стать активными участниками политического процесса

Домашнее задание : параграф 24, записи, эссе на тему:

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” (Д. Натан) Сл.1

Выборы - это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемые при помощи голосования.

Выборы выполняют важные функции:

  • - Во-первых, они обеспечивают возможность для разных групп общества выражать свои интересы и политические предпочтения;
  • - Во-вторых, благодаря тому, что выборы являются законным средством выражения своего отношения к политике государства, а каждый избиратель имеет право выразить свое мнение, выборы способствуют стабильности политической системы общества;
  • - В-третьих, при помощи выборов общество осуществляет контроль за деятельностью власти и в случае неудовлетворенности ею выдвигает во власть других людей. .

Не будем забывать, что помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. Выборы представляют собой мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить появление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками:

  • 1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств, в том числе в Российской Федерации, граждане получают избирательные права с 18 лет. Однако, быть избранным Президентом Российской Федерации может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы - 21 года. Все цензы для избранного президента Российской Федерации, указаны в Конституции - Глава 4 Конституции Российской Федерации. Во многих странах действует имущественный ценз - обладание имуществом или доходом определённой ценности. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) определенное время (в России не менее 10 лет). Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Во Франции в 1848 году впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 году в Новой Зеландии и в 1906 году в Финляндии избирательные праве впервые получили женщины.
  • 2. Альтернатива выбора, что предполагает наличие двух или более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража.
  • 3. Равные права избирателей, что предполагает равное количество голосов для всех избирателей и что от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. Принцип равенства избирателей соблюдается не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи формировалась по сословному признаку. От разный по количеству избирателей сословий избиралось одинаковое количество депутатов. В некоторых государствах допускается отклонение от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах. Так, в Бангладеш 30 мест в парламенте из 330 зарезервировано для женщин.
  • 4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации.
  • 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
  • 6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы - тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть ещё один негативный аспект. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах. При низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании до 2007 года составлял 25% на парламентских выборах и 50% - на выборах Президента, сегодня это правило отменено). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса.