ДТП по вине пешеходов: причины и анализ. Основные причины ДТП: нарушения пешеходов Что явилось причиной наезда на пешехода

Существует пять основных причин, приводящих к транспортному приключению.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

  1. Авария по вине водителя транспортного средства. Это самая распространенная причина ДТП. Безответственное поведения владельца автомобиля стало причиной многих трагических последствий в жизни людей. Самый распространенные факторы, которые ведут к аварии это: нетрезвый водитель транспортного средства, допустимой на данном участке дороги, неправильный обгон, несоблюдение дистанции с другими средствами передвижения, игнорирование сигналов светофора, отвлечение на другие дела, невнимательность, другие нарушения правил дорожного движения. Однако среди всех факторов особое значение приобрел фактор превышения скорости. В разных странах он стал виной смерти и инвалидности множества граждан. Нередки случаи, когда водитель транспортного средства настолько утомлен, что засыпает, и становится виновником транспортного происшествия. Также страшную роль может сыграть отсутствие опыта вождения автомобиля.
  2. Транспортное происшествие, виновником которого стал пешеход. Чаще всего попасть в аварию пешеход может, пересекая дорогу в неположенном месте, а также не беря во внимание сигнал светофора. Причины ДТП по вине пешехода могут включать состояние алкогольного опьянения, невнимательность, желание выиграть во времени, не сознание опасности, которая таит в себе дорога. Нередко в ДТП попадают дети, выбегая на дорогу в игре, а также пенсионеры, люди с ограниченными возможностями неспособными среагировать на приближение опасности.
  3. Распространенной причиной дорожного происшествия является техническая неисправность автомобиля. Существует перечень неисправностей транспортного средства, при наличии которых запрещено передвижение транспортного средства. Наличие технического осмотра и ответственность водителя могут свести к минимуму аварийность по этой причине. Как правило, водитель перед выездом в состоянии обнаружить неисправность, которая может привести к ДТП. По статистике всего лишь 3% аварий по причине неисправности произошли из-за дефекта транспортного средства, которое незаметно водителю.
  4. Дорожные условия, которые способствуют аварийности. К таким причинам относятся: скользящее дорожное покрытие, ухабы и ямы на дорогах, ограничение в видимости на дороге и другие. Открытые люки стали причиной многих аварий, опрокидывания транспортного средства, выезда его на встречную полосу движения.Большое количество ДТП приходится на темное время суток. На участках дороги с плохим освещением довольно тяжело увидеть пешехода в темной одежде. Поэтому для обеспечения безопасности человеку, который часто пересекает дорогу в темное время суток лучше приобрести одежду со светоотражателями.
  5. ДТП может произойти по причине халатности других участников дорожного движения, например, велосипедистов. Неисправный светофор, вовремя несрезанные ветви деревьев над дорогой, упавшее дерево.

Сложные метеоусловия, дожди, снегопады, гололедица также являются частой причиной ДТП.

Ответственность при ДТП с участием пешехода

Виновником ДТП могут стать: пешеход, водитель средства передвижения, иные участники дорожного движения. В зависимости от решения суда ответственность несет виновный в ДТП.

Ответственность может быть возложена на дорожную службу, в случае если авария произошла по причине не соответствующего нормам состоянию дорог. Также виновной стороной может быть служба ГИБДД, в случае неисправности светофора.

Наезд на пешехода по вине водителя

В зависимости от последствий дорожного происшествия, водитель, ставший может нести такие виды ответственности:

  1. Уголовную ответственность (лишение свободы до 8 лет).
  2. Административную ответственность (штраф, лишение водительского удостоверения).
  3. Гражданскую ответственность (возмещение ущерба пострадавшему лицу).

Если вред нанесен другому автомобилю, то виновника ждет административная ответственность в виде штрафа ГИБДД, и гражданская ответственность в виде компенсации ущерба пострадавшей стороне.

Если пострадал пешеход, то статья 1079 Гражданского Кодекса РФ обязывает виновного водителя оплатить расходы на его лечение.

ДТП по вине пешехода

Несмотря на то что пешеходы имеют меньше причин и ситуаций для создания ДТП, они могут стать его виновником.

Отсутствие прав не освобождает пешехода от необходимости соблюдения правил движения на дороге. Законодательством предусмотрена ответственность пешехода за нарушения, которые привели к аварии.

Административная ответственность пешехода определяется штрафом в пределах 500 рублей.

Если в результате ДТП был причинен вред здоровью и жизни другого участника происшествия, то предусмотрена такая ответственность:

  1. Штраф в пределах 1000-1500 рублей.
  2. Лишение свободы сроком до 2 лет, если пострадавший получил тяжелые травмы.
  3. Лишение свободы сроком до 4 лет, если авария повлекла за собой смерть участника ДТП.
  4. Лишение свободы сроком до 7 лет, если погибли двое и более человек.

Пешеход является полноправным участником движения на дороге и несет полную административную, уголовную и гражданскую ответственность за свои действия.

Как определить виновного

Определение виновного в ДТП осуществляется при трудных обстоятельствах. Затруднение вызывают ситуации без прямого нарушения правил движения на дороге.

Вина водителя или пешехода определяется исходя из возможности избежать, какой-либо стороной, происшествия. Для определения вины водителя проводится авто-техническая экспертиза транспортного средства.

Если по техническим причинам водитель не мог избежать аварии, то есть сделал всё возможное чтобы избежать её, он признается не виновным в происшествии.

Законодательно закреплено за пешеходом право подать в суд на водителя и потребовать компенсации ущерба, вне зависимости от результатов экспертизы. Для пешехода срок исковой давности не имеет конечной даты, а для водителя – это три года после происшествия.

Ответственность за наезд на пешехода

Тяжесть ответственности водителя сбившего пешехода зависит от двух факторов: вина водителя и степень тяжести ущерба пострадавшего пешехода. Это может быть лишение водительского удостоверения, штраф ГИБДД, суд и уголовная ответственность.

Так, статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации говорит о том, что водителя ждёт лишение свободы сроком от 3 до 6 месяцев или до 2-х лет с лишением права на срок до 3-х лет. Если в результате ДТП погиб человек, водителю грозит наказание до 5 лет лишения свободы.

Ответственность водителя лежит в пределах от штрафа до заключения до 8 лет. Законодательство, как правило, принимает сторону пешехода.

На жесткость мер наказания водителя могут повлиять обстоятельства:

  1. Водитель сбил пешехода в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  2. Водитель скрылся с места аварии.
  3. Водитель проявил агрессию.


Добропорядочный водитель на месте ДТП поведет себя так:

  1. Вызовет неотложную помощь и сотрудников дорожной инспекции.
  2. Окажет пострадавшему пешеходу необходимую помощь.
  3. Снимет или сфотографирует место аварии.
  4. Зафиксирует показания свидетелей.
  5. Предоставит все данные сотрудникам дорожной инспекции для создания протокола.
  6. Свяжется со страховой компанией и зафиксирует дорожное происшествие.

Права сбитого пешехода и компенсация

Кто бы ни был виновником аварии, пострадавший пешеход имеет право на компенсацию материального ущерба и затрат на восстановление здоровья. Часть компенсации выплачивается страховой компанией ().

Компенсация может быть разная в зависимости от характера ущерба:

  1. Нанесения вреда здоровью и жизни пешехода (до 160 тыс. руб.).
  2. Нанесение вреда имуществу пешехода (120 тыс-160 тыс. руб.).

Размер компенсации рассчитывается в соответствии с Уголовным кодексом РФ (глава 56). Выплата моральной компенсации пострадавшему определяется в ходе судебного разбирательства.

Если в суде доказана невиновность водителя или преднамеренное действие пострадавшего, то компенсация может быть отменена.

Ответственность за ДТП по вине пешехода наступает по правилам ГК РФ, а возмещение ущерба может происходить не только по иску пострадавшего водителя, но и страховой компании. Процедура привлечения пешеходов к ответственности существенно осложняется отсутствием у них полиса ОСАГО, а при рассмотрении дела суду предстоит устанавливать степень вины обеих сторон. В этом материале рассмотрим основания для возмещения ущерба при ДТП по вине пешехода и порядок взыскания.

Условия разграничения ответственности

Каждое транспортное средство признается источником повышенной опасности. Поэтому ответственность водителя может наступать даже при отсутствии вины. Пешеход также является полноценным участником дорожного движения, однако его ответственность за возможный ущерб может наступать только при наличии вины.

При рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда от ДТП с участием пешеходов, нужно учитывать следующие нюансы:

  • вина пешехода в нарушении ПДД может подтверждаться только в судебном порядке - возбуждается дело об административном правонарушении по одному из составов КоАП РФ;
  • если в аварии присутствует вина пешехода и водителя, в судебном порядке будет определена степень виновности каждой стороны - одновременно могут рассматриваться два встречных иска;
  • при наличии вины пешехода, возмещению подлежит ущерб автотранспорту, имуществу, жизни и здоровью граждан, а также моральный вред .

Длительное время вопрос об ответственности пешеходов носил спорный характер. Это связано с отнесением машины к источникам повышенной опасности. Судебная практика с 2012 года придерживается правила о возмещении ущерба за счет пешехода по нормам статьи 1064 ГК РФ - соответствующее постановление вынес Конституционный суд РФ.

Сложности возмещение ущерба с пешеходов заключаются в отсутствии у них полиса ОСАГО. Для автовладельцев этот вопрос решается просто - компенсация выплачивается за счет страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновнику аварии. Если виновником является пешеход, страховой случай по ОСАГО отсутствует, а повреждения машины может возмещаться только по добровольному полису КАСКО.

Исходя из указанных выше правил, алгоритм действий автовладельца для возмещения ущерба заключается в следующем:

  1. надлежащее закрепление обстоятельств столкновения с пешеходом - вызов сотрудника ГИБДД, оформление протокола, установление круга свидетелей и перечня доказательств;
  2. обращение в страховую компанию, если у автовладельца имеется полис КАСКО, либо если в столкновении участвовали более двух автомобилей;
  3. получение административного постановления о привлечении пешехода к ответственности по КоАП РФ - этот документ может быть истребован и при рассмотрении гражданского дела по иску автовладельца;
  4. оценка ущерба, причиненного автомашине и имуществу, а также определение вреда жизни и здоровью граждан;
  5. оформление искового заявления в суд;
  6. получение судебного акта и направление его для принудительного исполнения в службу ФССП.

Даже если вина пешехода будет подтверждена административным постановлением, на автовладельца возлагается обязанность доказать размер причиненного ущерба. Кроме того, в рамках гражданского дела предстоит доказать и невиновность самого водителя.

Рассмотрим, как происходит возмещение вреда при ДТП по вине пешехода.

Непосредственно на месте ДТП сложно установить однозначную вину пешехода, так как его поведение на дороге может зависеть от множества факторов - нарушение ПДД со стороны других водителей, отсутствие знаков или разметки, иные причины. Чтобы зафиксировать все обстоятельства аварии, нужно выполнить следующие действия:

  1. убедиться в отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, вызвать скорую помощь или доставить пострадавших в больницу;
  2. зафиксировать место положения автомобилей, а также иные доказательства (например, сделать фото- или видеосъемку);
  3. вызвать сотрудников ГИБДД для составления протокола о нарушении ПДД, а также для составления акта о повреждениях машины;
  4. обратиться к независимому эксперту для оценки имущественного вреда;
  5. пройти медосвидетельствование для оценки вреда здоровью.

Если в результате ДТП, по вине пешехода, наступил тяжкий вред здоровью или летальный исход, существует вероятность привлечения к уголовной ответственности. Однако для этого в действиях виновника аварии должна подтверждаться одна из форм умысла. В иных случаях наказание последует только в виде штрафа по КоАП РФ, а также в рамках гражданского дела.

Если сотрудником ГИБДД будет установлена вина не только пешехода, но и водителя, составляет два административных протокола. В этом случае, компенсация пострадавшему пешеходу будет выплачена по программе ОСАГО. Для взыскания компенсации в пользу водителя потребуется подать иск в суд.

Для обращения в суд потребуются следующий комплект документов:

  • исковое заявление, подписанное лично автовладельцем или его представителем по нотариальной доверенности;
  • копия правоустанавливающих документов на автомашину - свидетельство о регистрации ТС, ПТС;
  • полис ОСАГО и/или КАСКО;
  • материалы административного производства, подтверждающие вину пешехода в ДТП;
  • акт независимой экспертизы, подтверждающий размер имущественного ущерба;
  • акт медосвидетельствования, подтверждающий тяжесть телесных повреждений;
  • платежные документы, подтверждающие частичную выплату по страховке;
  • платежный документ, подтверждающий перечисление госпошлины.

Существует возможность взыскать ущерб с пешехода, даже если он не привлекался к административной ответственности. Например, КоАП РФ позволяет избежать наказания, если правонарушение будет признано несущественным или малозначительным. В этом случае сам факт вынесения административного постановления будет являться доказательством вины пешехода.

Основанием для возбуждения гражданского дела является исковое заявление. В его содержании нужно указать не только сведения о каждом участнике дела, но и следующие данные:

  1. все обстоятельства ДТП, подтвержденные процессуальными документами (схемами, актами, протоколами и т.д.);
  2. перечень имущественных и телесных повреждений, наступивших после ДТП;
  3. обоснование размера морального вреда, а также расчета имущественного ущерба;
  4. обстоятельства, подтверждающие вину пешехода в нарушении ПДД.

Если от пешехода поступило встречное исковое заявление о компенсации вреда от ДТП, оно будет рассматриваться в рамках единого процесса.

При рассмотрении дела суду предстоит оценить следующие факты и обстоятельства:

  • отсутствие или наличие вины в ДТП пешехода и/или автовладельца;
  • характер и степень вины;
  • наличие дополнительных обстоятельств, повлекших аварию или повлиявших на размер ущерба;
  • характер повреждений автомашины, физического и морального вреда;
  • обоснованность расчета ущерба и компенсации морального вреда.

Если истцом выступает страхования компания, она должна подтвердить факт выплаты компенсации по полису ОСАГО или КАСКО. Документы, связанные с подтверждением страхового случая, будут приобщены к материалам дела.

Для оценки имущественного ущерба проводится независимая экспертиза. О ее проведении должен уведомляться виновник ДТП. При проведении экспертных действий фиксируется все повреждения автомашины и иного имущества, непосредственно связанные с ДТП. Для расчета суммы ущерба принимаются во внимание рыночные цены. Также можно взыскать утрату товарной стоимости автотранспорта, поскольку страховые компании практически всегда отказывают о выплатах по этому основанию.

Если суд установит вину водителя и пешехода, удовлетворение исковых заявлений может происходить по следующим вариантам:

  1. суд может признать вину обоих участников аварии в равных размерах - в этом случае будет происходить удовлетворение обоих исков с пропорциональным взаимозачетом требований;
  2. суд может признать, что даже виновные действия пешехода и нарушение ПДД не явились причиной столкновения (например, если пешеход нарушил правила перехода велосипедной дорожки, однако попал под выехавший автомобиль);
  3. на пропорциональное определение вины может повлиять наличие дополнительных объективных факторов - например, если водителю пришлось внезапно изменить траекторию движения, чтобы избежать наезда на случайно возникшее препятствие на дороге.

Компенсация морального вреда будет взыскана, если истец подтвердит психические и нравственные страдания, наступившие не только во время ДТП, но и в качестве последствий аварии. Например, в состав таких страданий включаются переживания в момент столкновения и стрессовой ситуации, страдания от болевых ощущений и т.д. Оценка морального вреда носит индивидуальный характер, а расчет суммы компенсации определит суд с учетом всех обстоятельств дела. Если истцом выступает страховая компания, компенсация морального вреда не взыскивается.

Судебный акт о взыскании с пешехода компенсации имущественного, физического и морального вреда может быть исполнен добровольно или принудительно. Если гражданин отказывается выплатить присужденную сумму, документы нужно направить в службу ФССП. Страховая компания имеет право получить с пешехода только компенсацию, фактически выплаченную по страховому полису ОСАГО или КАСКО.

Судя по официальной статистике ГИБДД, собранной этим государственным ведомством в 2017 году, за период с января по декабрь 2017 года в России произошло около 169 тыс. официально зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий. Пешеходы за указанный срок стали участниками 53 тыс. ДТП. Чаще всего в таких авариях виноваты были водители (31 тыс. ДТП). Сами пешеходы послужили причиной дорожных происшествий лишь в 20 тыс. случаев.

В целом, в 2017 году в авариях с пешеходами на дорогах погибло на 2,6% меньше людей, чем за 2016 год. Количество аварий с пешеходами, вызванных неправильными действиями водителей, увеличилось на 4,3%, пешеходы же стали аккуратнее на 4,1%. Однако это не значит, что водители наплевательски относятся к пешеходам.

Зачастую причиной возникновения дорожных происшествий становилось плохое состояние дорожной разметки и дорожных знаков. Сохранится ли подобная тенденция в 2018 году, покажет лишь время.

Нередко ДТП с участием пешеходов происходят в темное время суток, в условиях плохой видимости. Водители зачастую попросту не успевают разглядеть на проезжей части пешеходов в темной одежде и без светоотражающих элементов. Особенно если пешеход решил перейти дорогу в неположенном месте или резко выбежал на проезжую часть по иной причине.

Основные причины попадания пешехода в ДТП — переход дороги в темное время суток в неположенном месте или переход через дорогу на красный сигнал светофора.

Пешеход попадает в автомобиль часто по мало зависящим от него причинам — плохая видимость на дороге, скользкое или неровное дорожное полотно, плохо прорисованная на дороге «зебра» или неправильно установленные дорожные знаки. Иногда наезд происходит лишь потому, что колесо автомобиля попало в яму или открытый люк.

Основные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов:

  • банальная рассеянность, невнимательность на дороге;
  • пересечение дороги в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • несоблюдение или незнание Правил дорожного движения;
  • отсутствие контроля за маленькими детьми и их незнание основных правил перехода улицы;
  • плохая реакция пешеходов пенсионного возраста и инвалидов в момент опасности;
  • пренебрежение к опасности, отсутствие чувства страха перед автомобилем.

Даже если в ДТП целиком виноват пешеход, к водителю все равно с большой долей вероятности будет применена мера ответственности. Особенно в случае, когда авария нанесла вред здоровью пешехода или тем более привела к его гибели. Автомобиль является техническим средством повышенной опасности, поэтому и требования к управлению им всегда будут высокие.

Ответственность пешеходов

Пешеход, как и любой другой участник дорожного движения, при некоторых обстоятельствах вполне может попасть под уголовную ответственность, вплоть до заключения под стражу. Но на практике максимальное наказание пешехода за нарушение Правил дорожного движения обычно не превышает 1000 рублей (максимальный административный штраф).

Другое дело, если в результате ДТП, которое случилось по вине пешехода, пострадали люди. Тогда и мера наказания будет куда более серьезной:

  • при нанесении вреда здоровью легкой или средней тяжести придется заплатить штраф в размере от 1000 до 1500 рублей;
  • при нанесении тяжкого вреда здоровью ответственность иная, в рамках Уголовного кодекса РФ (вплоть до 2 лет лишения свободы);
  • при смертельном исходе, виной которого послужил пешеход, его может ожидать уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 4 лет;
  • если в ДТП погибло 2 и более человек, то срок лишения свободы может быть увеличен до 7 лет.

Виновник аварии — водитель

По статистике аварии с участием пешеходов чаще всего происходят по вине водителей. Это связано не только с тем, что автомобиль сам по себе является техническим средством повышенной опасности, но и с банальной невнимательностью автовладельцев или с игнорированием ими Правил дорожного движения.

Типичных случаев нарушения правил поведения на дороге, в результате которых водитель сбил пешехода, можно назвать огромное количество. Вот лишь некоторые из них:

  • управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • несоблюдение минимальной дистанции между транспортными средствами;
  • невнимательность, вызванная сильной усталостью (иногда и сон за рулем);
  • игнорирование запрещающих сигналов светофора, дорожных знаков и знаков дорожной разметки;
  • превышение допустимой скорости;
  • неправильное поведение при обгоне других автомобилей;
  • техническая неисправность машины;
  • игнорирование правила снижения скорости перед пересечением пешеходного перехода.

Если причиной ДТП с пешеходом послужила техническая неисправность автомобиля, которая не зависела от водителя, то сотрудник дорожной службы все равно может посчитать иначе и соответствующим образом оформить протокол аварии. В этом случае водителю лучше всего назначить независимую техническую экспертизу машины.

Иногда водитель задевает пешехода зеркалом или другой частью автомобиля, что приводит к травмам легкой тяжести. Что делать в этом случае? Если ущерб здоровью незначительный, то проще всего договориться с пешеходом, оказать пострадавшему медицинскую помощь, довезти до ближайшей больницы или вызвать карету скорой помощи. Посещать врача лучше всего вместе с пострадавшим.

Даже если пешеход уверяет, что у него к водителю нет претензий, то необходимо все равно взять с него расписку. Это убережет в будущем от неприятных ситуаций, в том числе от разбирательств в суде и возмещения вреда здоровью. В противном случае пешеход может передумать, а действия водителя будут квалифицированы как скрытие с места аварии.

Ответственность водителей

Водители должны крайне внимательно относиться к пешеходам, даже если последние грубо нарушают Правила дорожного движения — перебегают дорогу в неположенном месте, преодолевают перекресток на запрещающий сигнал светофора или совершают иные проступки. Связано это с тем, что любое ДТП чревато множеством неприятных последствий:

  1. Пешеход может попросту скрыться с места происшествия. И тогда водителю придется устранять повреждения автомобиля (например, сломанное зеркало) за собственный счет. Искать пешехода в этом случае вряд ли кто будет;
  2. Потеря большого количества времени. Даже если в результате ДТП пешеход получил лишь несколько синяков и ссадин, ожидание инспекторов ГИБДД и составление протокола может занять несколько часов. Еще больше времени придется потерять, если пешеходу нанесен серьезный ущерб здоровью;
  3. Штраф за нарушение ПДД. К примеру, за наезд на человека, который пересекал пешеходный переход по всем правилам, придется заплатить административный штраф в размере от 1500 до 2500 рублей;
  4. Штрафы за сопутствующие нарушения ПДД. В ходе оформления протокола сотрудник ГИБДД может найти и ряд других мелких (или серьезных) нарушений, будь то отсутствующая аптечка или огнетушитель, нечитаемые номера, отсутствие страхового полиса или даже алкогольное опьянение водителя. За все это грозит малоприятная административная ответственность;
  5. Если в результате ДТП был нанесен вред здоровью пешехода (тем более, если он погиб), то водителя ожидает дополнительное административное или уголовное наказание (вплоть до принудительных работ или тюремного заключения).

Наказание за причинение ущерба здоровью в 2018 году зависит от тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего. Так, за легкий вред здоровью придется заплатить административный штраф в размере от 2500 до 5000 рублей. В крайнем случае виновному водителю грозит лишение прав на срок от 12 до 18 месяцев. При среднем вреде здоровью указанные санкции ужесточаются — штраф возрастает до 10000-25000 рублей, а срок лишения водительских прав — до 18-24 месяцев.

Уголовная ответственность водителю грозит в случае, если по его вине пешеходу был нанесен тяжкий вред здоровью или пешеход вовсе погиб. В первом случае водителя могут лишить свободы на срок до 2 лет. При смерти одного пешехода срок лишения свободы увеличивается до 5 лет, при смерти двух и более лиц — до 7 лет лишения свободы.

Конечно, указанная ответственность наступит для водителя только в том случае, если будет доказано, что наезд на пешехода был сделан из-за нарушения Правил дорожного движения. Однако требовать возмещения морального вреда пешеход вправе даже в том случае, если он сам является виновником ДТП.

Определение виновника аварии и права пешехода

Определить истинного виновника ДТП бывает очень сложно в случаях, когда ни пешеход, ни водитель прямо не нарушали Правил дорожного движения. Важно определить, мог ли водитель или пешеход предпринять какие-либо действия, которые смогли бы предотвратить аварийную ситуацию. В этих целях нередко назначают автотехническую экспертизу (дорожно-транспортную, трасологическую, экспертизу технического состояния автомобиля и прочее).

Немного судебной практики. Если причиной аварии стала техническая неисправность автомобиля, которую водитель не имел возможности устранить, но принял все возможные действия для предотвращения ДТП, то его признают невиновным в наезде на пешехода.

Пешеход, в свою очередь, вправе потребовать от водителя компенсации полученного ущерба здоровью или имуществу вне зависимости от результатов проведенной экспертизы (гражданская ответственность водителя) и от наличия или отсутствия вины водителя. На подачу исков на компенсацию ущерба со стороны пешехода даже не установлен срок исковой давности. В то время как срок исковой давности для водителей составляет всего 3 года.

Часть ущерба пешеходу возмещает страховая компания в рамках страхового полиса ОСАГО. Но сумма страхового возмещения далеко не всегда покрывает реальный размер полученного ущерба. Размер денежной компенсации, которую вправе потребовать пешеход от водителя, обычно не превышает 160 тысяч рублей. Конечная сумма, которая будет назначена судом, рассчитывается на основании правил, установленных Уголовным кодексом РФ и другими законодательными актами.

Помимо компенсации за поврежденное имущество и за нанесенный вред здоровью пешеход вправе потребовать от водителя и компенсации морального ущерба. Но в этом случае ему необходимо привести суду доказательства того, что такой ущерб реально имел место (к примеру, предоставить справку от психиатра). Итоговый размер морального ущерба определит суда.

Любое требование пострадавшего пешехода о возмещении ущерба суд может отменить, если будет доказана полная невиновность водителя или факт преднамеренных действий со стороны пострадавшего (к примеру, пешеход намеренно бросился под колеса, чтобы в будущем получить компенсацию).

В качестве итога

Согласно официальной статистике, смертность на российских дорогах превышает смертность на дорогах Европы примерно в 3-4 раза. Так, в 2017 году в результате ДТП погибло около 19 тысяч человек. Чтобы избежать подобной участи, следует очень ответственно относиться к управлению автомобилем, а также к Правилам дорожного движения. Безопасность на дорогах в равной степени зависит и от внимательности водителя, и от здравых действий пешехода.

При рассмотрении причин автомобильных аварий в большинстве случаев разбирают ошибки и нарушения, которые допускают водители. Однако значительная часть ДТП на улицах происходит по вине пешеходов. При этом последствия таких аварий могут быть самыми серьезными для их виновников.

Когда виноват пешеход

Наезд на пешеходов представляет собой один из наиболее распространенных видов дорожно-транспортных происшествий. Причем, учитывая характер ДТП, его итогом в большинстве случаев становится серьезный ущерб для здоровья или даже гибель пешехода.

Традиционно в случае наезда принято обвинять водителя. Это в значительной степени связано с тем, что пешеход является более уязвимым и намного сильнее страдает при ДТП. Действительно, в большинстве случаев виновником оказывается водитель. Однако, как показывает практика независимой экспертизы после ДТП , немалая часть наездов совершается и по вине пешеходов.

По статистике пешеходы становятся виновниками ДТП в среднем в 16-17 % случаев. Это весьма значительная цифра аварий. Также следует учитывать, что во многих случаях точно установить причины наезда оказывается невозможно. При этом почти всегда в виновники «записывают» водителя. Поэтому число ДТП по вине пешеходов вполне может достигать 20 % и более.

Почему происходят ДТП по вине пешехода

Каждый человек, выходя на улицу, становится пешеходом, независимо от его уровня образованности, возраста, знания ПДД, навыков, состояния здоровья и других факторов. В свою очередь, каждый пешеход, как и водитель, обязан соблюдать правила дорожного движения. Однако реализовать это на практике оказывается далеко не так просто.

Чтобы стать водителем, необходимо пройти обучение в автошколе и сдать экзамен, что уже предполагает наличие достаточной подготовки и знаний. Кроме того, за действиями водителей осуществляется надзор ГИБДД. С другой стороны, чтобы стать пешеходом, как было сказано, достаточно просто выйти на улицу, да и ГИБДД за ними практически не следит. В связи с этим далеко не всегда пешеходы готовы соблюдать правила дорожного движения.

Практически каждый человек, когда-либо переходил дорогу в неположенном месте. В большинстве случаев причиной является спешка или банальная халатность. Очень часто подобные нарушения совершают дети, которым взрослые просто не объяснили, как правильно переходить дорогу, и насколько серьезными могут быть последствия. При этом дети зачастую еще не могут адекватно оценить ситуацию и пытаются перебежать дорогу прямо перед движущимся автомобилем.

Значительная часть наездов происходит в ночное время на плохо освещенных участках дороги. Пешеходы зачастую просто не понимают, что водителю намного сложнее ориентироваться в темное время суток, и времени, чтобы среагировать, у него может быть совсем мало.

В целом основными причинами дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов являются:

  • переход дороги в неустановленном месте;
  • переход дороги на запрещающий сигнал светофора;
  • движение по обочине с правой стороны;
  • несоблюдение требований безопасности при переходе или движению по обочине в темное время суток;
  • переход дороги без учета погодных условий (например, во время гололеда пешеходы могут не учитывать, что длина тормозного пути автомобиля значительно увеличивается, а водитель может потерять управление при резком торможении).

В целом можно сказать, что пешеход должен помнить, что он так же, как и водитель, несет ответственность за соблюдение ПДД. Причем отвечать ему приходится своим здоровьем и жизнью. Особое внимание должно уделяться обучению детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

Помните, что безопасность на дороге зависит от соблюдения ПДД!

Человек, управляющий автомобилем должен быть предельно внимательным, в таком случае возможность совершения аварии снижается в несколько раз. За 2017 год было совершено почти 17 тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием пешехода, и почти тысяча из них погибла. Какие действия должен предпринять пострадавший при таком ДТП? Куда обращаться за возмещением вреда здоровью? Каков алгоритм действий пешехода и водителя при аварии? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Порядок действий пешехода

Пешеходам следует принимать решение о дальнейших действиях после аварии, исходя из обстоятельств произошедшего. Если водитель оказался порядочным человеком и оказывает помощь потерпевшему, то действовать надо в соответствии с ситуацией. Бывает такое, что вред здоровью причинен незначительный и выражен в ссадине или синяке, тогда имеется возможность решить вопрос, не вызывая ДПС. Когда вред здоровью причинен в значительной степени, то потребуется вызвать и дождаться ГИБДД и скорую помощь. Сотрудники по прибытии проведут осмотр места аварии и оценят тяжесть вреда.

В ситуации, когда авария происходит за пределами пешеходного перехода, у водителя имеется возможность доказать факт, что в случившемся виновен пешеход. Тогда можно требовать с него возмещения за вред, причиненный авто и привлечения виновника к ответственности. Доказательная база может быть построена на показаниях свидетелей, записи с видеорегистратора, камер наблюдения. Авария может произойти в то время, когда человек двигается по пешеходному переходу. Бывает, что водитель скрывается с места ДТП, в таком случае пешеходу потребуется:

  1. Запомнить марку автомобиля или государственный номер.
  2. Вызвать сотрудников ГИБДД и скорой помощи. В ситуации, когда повреждения пешеходом получены незначительные, лучше всего будет дождаться полицию и сообщить детали аварии.
  3. Записать данные очевидцев случившегося. Это потребуется, чтобы иметь возможность подтвердить версию пешехода в суде.
  4. Написать заявление с просьбой привлечь виновника к ответственности.
  5. Проверить состояние здоровья с помощью медицинских исследований.

При наличии у водителя страховки, причиненный урон возмещается за счет ОСАГО. Если выплаченной суммы не достаточно - необходимо обратиться к водителю с требованиями о возмещении недостающей части. Обращение может быть в добровольном порядке либо через суд. Пострадавший имеет возможность требовать с водителя возмещения понесенных им денежных расходов на лечение, восстановление, за утрату трудоспособности, пропуски на работе. Также возмещению подлежит моральный ущерб, причиненный жертве. Для этого требуется обратиться с исковым заявлением в судебные органы. Дело рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. Все выдвинутые требования необходимо подтвердить с помощью документации, чем являются больничные, чеки на приобретение лекарств и прочее. Сумма морального ущерба устанавливается пострадавшим, однако суд при рассмотрении дела руководствуется правилами разумности.

Если человеку в результате ДТП был причинен вред, который относится к категории тяжких, следствием чего он стал инвалидом либо на длительный период времени утратил возможность осуществлять трудовую деятельность - виновный привлекается к ответственности согласно санкциям статьи 264 УК РФ. Наказание предусматривается в виде лишения свободы на два года и лишение прав на три года. Когда вред здоровью небольшой тяжести или расценивается, как средний и не связан с риском для жизни - виновный отвечает в пределах, указанных в административном законодательстве.

Как поступить водителю?

В случае, когда произошло ДТП с участием пешехода, водителю нужно выполнить действия, прописанные в законодательстве. Изначально автолюбитель должен заглушить машину и не двигать ее с места, установить знак аварийной остановки. Пешехода нужно оградить от других машин, с целью защиты от причинения ему более серьезных повреждений. При необходимости пешеходу оказывается медицинская помощь. Если возникла экстренная ситуация, то требуется доставить потерпевшего в больницу на своем автомобиле или воспользоваться помощью проезжающих мимо. При этом нужно учитывать, что если перемещать человека, то ему могут быть причинены более серьезные травмы.

До приезда ГИБДД нужно зафиксировать на фото- и видеозапись обстановку происшествия. Если авария произошла за пределами пешеходного перехода - на фото должно быть четко видно отсутствие соответствующих дорожных знаков. Если имеются очевидцы, необходимо сохранить их данные, чтобы иметь возможность использовать их показания в суде. После прибытия сотрудников полиции, нужно принять участие в составлении документов, относительно ДТП. Изначально в устной форме излагаются обстоятельства произошедшего, при наличии подтверждения слов водителя в форме видеозаписи, свидетельских показаний - нужно сообщить инспектору. При составлении сотрудником схемы аварии требуется проследить за правильностью проведения замеров.

С конца 2017 года сотрудники ГИБДД не выдают справок о ДТП. Вместо них в страховую компанию или другое учреждение (например, суд) необходимо предоставить копию протокола, составленного на месте аварии.

Если пешеходу причинены травмы, то решается вопрос о возбуждении уголовного или административного дела, в зависимости от тяжести урона и проводится расследование. В отношении водителя в обязательном порядке проводится освидетельствование на предмет опьянения. Отказаться от данной процедуры нельзя, в противном случае на автолюбителя налагается штраф, и он лишается прав.

Далее сотрудниками ДПС назначается время для явки участников аварии в отделение для дачи показаний. В таком случае, прежде чем давать показания, требуется проконсультироваться со специалистом. В объяснении подробно перечисляются обстоятельства аварии, указываются данные очевидцев и прочие доказательства, которыми обладает водитель. При отсутствии на месте наезда пешеходного перехода данное обстоятельство обязательно должно быть отражено в документах (протоколе, акте осмотра места происшествия).

При возникновении необходимости можно подать ходатайство о вызове свидетелей на опрос. У автолюбителя есть возможность пользоваться помощью адвоката на протяжении всего рассмотрения дела. Решение о возбуждении уголовного или административного дела связано с результатами экспертизы тяжести вреда, причиненного пешеходу. Если водитель не виновен, то принимается решение об отказе в возбуждении дела.

Заключение

В случае ДТП с наездом на пешехода алгоритм действий может различаться в зависимости от степени тяжести аварии. Если водитель авто не пострадал, он должен действовать по стандартной схеме - остановить машину, вызвать службы спасения, убедиться, что с пострадавшими все хорошо или оказать первую помощь. Вопросы о возмещении ущерба и о применении мер ответственности будут рассматриваться на основании материалов дела, собранных сотрудниками ГИБДД, непосредственно виновником и пострадавшим.