Причинение вреда средней тяжести при дтп наказание. Причинение легкого вреда здоровью в результате дтп

Достаточно часто в ДТП, помимо автомобилей, повреждения получают и люди, будь то водители транспортных средств, пассажиры или даже пешеходы.

Возникает вопрос, на кого ложится материальное бремя по оплате расходов на лечение людей и восстановление автомобилей. Ответ здесь достаточно очевиден – на водителя, ставшего причиной данного дорожно-транспортного происшествия.

В случае если ущерб, причиненный здоровью гражданина в результате ДТП, оценивается как средний, виновник ДТП привлекается к ответственности по Уголовному кодексу.

Кроме того, поскольку ДТП может быть создано исключительно в случае нарушения ПДД, его виновник привлекается к ответственности еще и согласно административному законодательству, что подразумевает выплату административного штрафа.

Соответственно, в отношении водителя, официально признанного виновником дорожно-транспортного происшествия, будут применены следующие виды санкций:

  • Согласно ч. 2 ст. 12.24 КоАП РФ, причинение здоровью ущерба средней тяжести в результате ДТП влечет для виновника наказание в виде административного штрафа на сумму от 10 до 20 тысяч рублей либо лишение прав на управление ТС на срок от 18 до 24 месяцев;
  • Вместе со штрафом, пострадавший может истребовать с виновника ДТП уплату материальной компенсации на реабилитацию, а именно медицинские препараты, курсы терапии в частной клинике и др. За выплату компенсации отвечает страховая компания, в которой зарегистрирован виновник ДТП. Вместе с этим, страховой полис ОСАГО также компенсирует нанесенный имущественный ущерб автомобилю пострадавшей стороны. Но выплата не может превышать предельную сумму, установленную законом. По состоянию на 2018 год, предельный размер компенсации составляет 120 000 рублей в случае одного пострадавшего автомобиля и 160 000 рублей, если пострадали два автомобиля. Соответственно, если сумма ущерба превышает эти показатели, доплачивать остальное придется виновнику ДТП уже за свой счет;
  • Еще одна санкция за нанесение ущерба средней тяжести – это взыскание материальной компенсации за нанесения морального вреда. Моральный вред – это психологический стресс, появившийся вследствие ДТП и негативно отразившийся на обыденном жизненном режиме пострадавшего;
  • И последний вид наказания – это уплата компенсации материального ущерба. Выплачивать ее также должен либо виновник ДТП из своего кармана, но только в случаях, если полиса нет, он недействительный или превышает установленный законом лимит страховой выплаты.

Как определяется вред средней тяжести при ДТП

В Уголовном кодексе четко установлено, что вред средней тяжести можно определить по следующим признакам:

  • Пострадавший в ДТП человек страдает от последствий травм, что выражается в периодических расстройствах функциональных особенностей организма. Если продолжительность дефекта составляет 3 недели и более, – это средняя тяжесть ущерба. Устанавливает период УПК;
  • Расстройства функциональных особенностей организма непосредственно отобразились на трудоспособности человека менее чем на треть (то есть привели к тому, что он физически не может работать на 100% , как он работал до ДТП).

Еще один важный показатель именно среднего вреда здоровью – это отсутствие опасности для жизни. То есть ущерб, представляющий собой исключительно ограничение функциональных особенностей организма, типичных для него до дорожно-транспортного происшествия.

На сегодняшний день статистика явно показывает, что дорожно-транспортные происшествия лидируют среди других аналогичных ситуаций по количеству пострадавших и погибших. Что касается частоты нанесения среднего вреда здоровью, ДТП здесь занимает второе место.

Компенсация вреда здоровью средней тяжести при ДТП

Выплата за нанесение вреда здоровью средней тяжести в результате ДТП происходит в порядке, определяемом, исходя из того, есть ли у виновника полис ОСАГО.

Для получения возмещения ущерба через страховую компанию, вам понадобится собрать полный пакет необходимых бумаг (их перечень указан в п.3.10 Положения о правилах ОСАГО автомобилистов), пройти соответствующую процедуру и сообщить страховщикам, подать требование о компенсации .

Важно отметить, что вы можете потребовать не только компенсацию ущерба, но и утраченной заработной платы. Но в этом случае, вам нужно будет, помимо основных документов, дополнительно приложить бумаги, указанные в п.4.1 и п.4.2 Положений о правилах ОСАГО владельцев ТС.

Еще одна статья расходов, которую можно покрыть за счет виновника ДТП, — это траты на лечение, что указано в п. п. 4.6, 4.7, 4.7.1 — 4.7.6 тех же Правил.

Обязательно учитывайте, что максимальный размер денежной компенсации, которую может выплатить страховая компания, — это 160 000 рублей для договоров ОСАГО, действующих с 01.10.2014 г. и полмиллиона рублей для договоров, действующих с 01.04.2015 г.

Если сумма компенсации превышает данные лимиты, страховая покроет свою часть, а оставшиеся деньги уже придется платить виновнику.

Если у вас по какой-либо причине не имеется полиса ОСАГО и вы являетесь виновником ДТП, выплачивать компенсацию придется вам, и только вам. Причем, платить придется в полном объеме.

Если виновника ДТП установить не удалось, поскольку он покинул место преступления до приезда ГИБДД и не был пойман, возмещение денег в рамках компенсации будет переложено на Российский союз автостраховщиков.

Если вы являетесь пострадавшим и хотите получить компенсацию, вам следует подать в РСА и доказательства того, что вам был причинен вред по результатам данного ДТП. Если же в добровольном порядке добиться компенсации не удалось, подавайте соответствующий .

Исковое заявление может быть подано на следующих основаниях:

  • Виновник ДТП заявил о своем отказе от выплаты компенсации за нанесенный ущерб здоровью другому участнику происшествия (он имеет действительный полис ОСАГО);
  • Виновник ДТП не имел полиса ОСАГО на момент происшествия, а возмещать ущерб за свой счет категорически отказался;
  • Материальный ущерб, нанесенный виновником ДТП другим участникам происшествия, превысил предельное значение выплаты по страховому договору. В такой ситуации, пострадавший может подать либо иск о получении компенсации за счет страховой компании (если страховая компания отказалась совершать выплату), либо иск об истребовании возмещения вреда непосредственно с виновника ДТП;
  • Если виновник отказывается платить за реабилитацию пострадавшего, а также возмещать моральный ущерб и др.

На водителе всегда лежит ответственность за возникновение дорожно-транспортных происшествий, ведь машина представляет собой источник повышенной опасности. Поэтому до того, как садиться за руль, следует внимательно изучить состояние транспортного средства и убедиться в том, что все его системы (особенно тормозные) находятся в полнейшей исправности. Ведь причинив тяжкий вред здоровью при ДТП, виновнику аварии грозит уголовное наказание.

Обозначение данного термина

Чтобы понять, какие законы на сегодняшний день действуют относительно причинения тяжкого вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия нужно, прежде немного разобраться с терминологией.

Дорожно-транспортное происшествие представляет собой событие, произошедшее во время перемещения транспортного средства по проезжей части.

  • присутствуют телесные повреждения или гибель людей;
  • в результате события были повреждены транспортные средства или грузы;
  • засвидетельствовано нанесение иного материального или экономического ущерба.

Если говорить конкретно о тяжком повреждении здоровья , то оно включает в себя различные травмы и повреждения, в результате которых пострадавшее лицо:

  • утратило способность видеть или слышать;
  • утратило общую работоспособность – временную либо же постоянно;
  • на лице появились неизгладимые образования.

При этом не следует забывать также о том, что на данный момент времени предлагается ряд критериев по установлению тяжкого вреда здоровью. Почти во всех случаях на водителе лежит очень серьезная ответственность за такого рода происшествия. Чаще всего, это уголовная ответственность, но суд также обязан ознакомиться со всеми сопутствующими факторами, которые тем или иным образом оказали влияние на возникновение ДТП.

Наказание за причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП устанавливается индивидуально для каждого конкретного случая.

Критерии оценки

На данный момент времени согласно статье Уголовного Кодекса Российской Федерации за причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП полагается довольно серьезное наказание.

В ряде ситуаций виновника аварии вполне могут отправить за решетку (сроком лишения свободы до трех лет), тогда как в других случаях можно отделаться выплатой морального и/или материального ущерба.

В процессе вынесения судебного вердикта относительно нанесения тяжкого вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия судья будет ссылаться на статью 111 УК РФ. При этом на окончательное решение будут влиять в большей степени результаты медицинской оценки степени тяжести причиненного вреда.

К последним относится:

  • любой вред человеческому здоровью, который представляет собой опасность для жизни;
  • способствует появлению серьезных расстройств жизненно важных функций человеческого тела, которые не могут быть никоим образом исправлены либо компенсированы и приводят к смерти;
  • утрату способности видеть (частичную или полную) при этом совершенно неважно были ли травмированы оба глаза или только один из них;
  • утрату способности к выражению своих мыслей вслух (возможности говорить или издавать понятные звуковые конструкции);
  • утрату возможности слышать (также неважно на одно уха или на оба) в результате которой пострадавший неспособен слышать звуки на дистанции превышающей три-пять метров от своей ушной раковины;
  • потерю какого-то органа человеческого тела или полную утрату всех функций этим органом;
  • прерванная в результате дорожно-транспортного происшествия беременность (возникновение выкидыша, внутриутробной гибели плода, развитие преждевременных родов, вынужденное врачебное вмешательство в беременность по причине ДТП);
  • развитие таких патологий как токсикомания или наркомания в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • возникновение полного и неизгладимого обезображивания лица;
  • стойкую утрату работоспособности – менее чем на одну треть (то есть, больше чем 30 процентов);
  • полную потерю работоспособности – на все 100 процентов.

При этом степень тяжести причиненного вреда обязательно определяют на основании соответствующих статей Уголовного Кодекса России. Важным пунктом является проведение судебно-медицинской экспертизы при участии специальных медиков, имеющих профильное образование (судмедэкспертов).

В особо сложных случаях может использоваться специальное, весьма узкоспециализированное оборудование, при помощи которого устанавливается степень серьезности определенных повреждений (в особенности внутренних). Согласно результатам медицинской экспертизы составляется специальный акт.

Наказание за причинение тяжких телесных повреждений

264 статья при тяжком вреде здоровья при ДТП Уголовного Кодекса Российской Федерации предполагает несение ответственности за причинение тяжких телесных повреждений в результате дорожно-транспортного происшествия. Согласно ей в случае нанесения тяжкого вреда по неосторожности виновнику аварии придется провести за решеткой до трех лет, на аналогичный период времени запрещается использовать транспортное средство.

Если руководствоваться 115 статьей Уголовного Кодекса РФ, в случае нанесения даже легкого телесного вреда автовладельцу придется выплатить финансовую компенсацию в размере от 40 000 российских рублей, либо предлагаются варианты ареста транспортного средства или выполнение исправительных работ.

Способ определения суммы ущерба

Сумма финансовой компенсации, которую виновник аварии обязан выплатить пострадавшему участнику (или участникам) дорожно-транспортного происшествия устанавливается строго в процессе судебных разбирательств. При этом судья обязательно будет принимать во внимание такие аспекты:

  • денежные траты на лечение – должны быть компенсированы в полном объеме;
  • проезд, который связан с выяснением обстоятельств дорожно-транспортного происшествия или прохождением лечения;
  • прочие платные услуги любого плана, связанные с ДТП.

При этом, чем значительнее степень причиненных в аварии увечий, тем соответственно будет возрастать сумма финансовой компенсации.

В процессе разбирательства судья будет руководствоваться принципами справедливости и разумности. При этом учитываются всегда только суммы, действительные на период прохождения лечения.

Кроме этого, рассчитывая величину финансовой компенсации, суд ссылается также на 151 статью Гражданского кодекса России.

Обратите внимание! Также, определяя размер материального ущерба, необходимо учитывать степень вины в случившемся дорожно-транспортном происшествии конкретного гражданина, который будет производить выплату.

Тяжкий ущерб по неосторожности

Достаточно часто суд сталкивается с такой ситуацией, как причинение тяжелого вреда здоровью в дорожной аварии, которое произошло в результате неосторожности.

Тогда вина подсудимого будет признана:

  • в случае, если было зафиксировано нарушение правил дорожного движения, из-за которого и произошло причинение вреда по неосторожности пассажиру либо пешеходу (согласно 1 части 264 статьи Уголовного Кодекса РФ)
  • при нанесении вреда, если имела место техническая неисправность транспортного средства (согласно 2 части 24 статьи Уголовного Кодекса РФ).

В обоих случаях суд обязательно будет учитывать все моменты и нюансы рассматриваемой ситуации. Важнейшую роль в этом процессе будет влиять состояние алкогольного опьянения. Если медицинская экспертиза установит, что в крови виновника аварии количество алкоголя превышает допустимую норму, последний будет нести максимальную ответственность по соответствующей статье Уголовного Кодекса Российской Федерации.

В завершение статьи необходимо упомянуть о важности соблюдения всех правил дорожного движения. Именно они помогут не допустить возникновения дорожно-транспортного происшествия и уберегут автолюбителя от возможных тяжких последствий как для собственного здоровья и жизни, так и для жизни и здоровья других участников движения.

Страшно представить, как могла бы измениться наша жизнь, если бы автомобили и другой транспорт вдруг исчезли!

Единственное, что можно безболезненно представить в этой ситуации — это то, что тогда бы полностью пропало такое явление как ДТП. Нет дорожных столкновений, а значит, нет пострадавших и раненых. Конечно, вряд ли возможно повсеместное исчезновение автомашин с планеты Земля, поэтому тема уменьшения аварийности на дорогах стоит во главе угла у каждого правительства каждой страны. И российское правительство не исключение. Отечественная статистика говорит о том, что происходит небольшое снижение уровня аварийности, но при этом происходит рост количества потерпевших граждан в дорожных авариях. Причинами такого соотношения называются неудовлетворительное состояние дорожного покрытия российских дорог, пренебрежение правилами эксплуатации своего транспорта водителями и общее нервозное состояние населения.

Если в ДТП есть пострадавшие и раненые люди, необходимо сразу сделать звонок в Единую Службу Спасения по номеру 112 (этот номер набирается и с мобильных устройств и со стационарных телефонов совершенно бесплатно, даже если на счету ноль или минус). Нужно сообщить о географическом месте аварии, о количестве раненых лиц, по возможности описать характер ран. Оказывать первую медицинскую помощь рекомендуется лишь тогда, когда вы полностью уверены в том, что обладаете нужными знаниями в этом вопросе и не причините пострадавшему вреда своими действиями. Например, если вы видите, что у раненого рваная рана на ноге, то нужно быстро определить, какого рода происходит кровотечение. Если задета артерия — вы увидите алую, ярко-красную кровь, бьющую фонтаном. Это значит, что нужно воспользоваться жгутом и передавить повреждённый крупный кровеносный сосуд выше места ранения. А если кровь по виду тёмная, а значит — венозная, то нужно наложить давящую повязку. Перепутать методы первой помощи ни в коем случае нельзя, ошибка может стоить пострадавшему жизни. Поэтому если вы не уверены в своих медицинских познаниях, лучше не применять их на раненом человеке. Если медики задерживаются, а медлить нельзя, пострадавшего можно отправить на попутной машине в больницу.

Если в результате дорожного происшествия есть раненые или погибшие лица, категорически запрещается оформлять ДТП по Европротоколу! Необходимо вызвать полицию и произвести оформление ДТП с их непосредственным участием.

Что касаемо ранений, то мы все понимаем, что только синяки и ссадины лечатся сами по себе. Все остальные повреждения человеческого тела в результате ДТП требуют вмешательства специалистов, качественного лечения и, кроме того, обязательного реабилитационного периода. А все эти мероприятия стоят немалых денег несмотря на то, что в основном законе нашего государства закреплено право каждого гражданина на бесплатную медицину.

Если человек попал в аварию и физически пострадал, то причинение лёгкого вреда здоровью можно назвать «наименьшим из зол». Телесные повреждения, которые относятся к лёгким, не требуют длительного времени лечения, и при этом происходит кратковременная потеря трудоспособности пострадавшего человека. Чего нельзя сказать о травмах средней и тяжелой степени. Такие последствия ДТП оказывают серьёзное физическое и моральное действие на организм пострадавших людей в целом.

Что такое «легкий вред» здоровью?

Для определения степени полученного вреда здоровью нужно специальное заключение медицинского учреждения. Специалисты будут разбираться в причинно-следственных связях между произошедшим событием (ДТП) и состоянием здоровья пострадавшего лица, которое ухудшилось после него. Во внимание будут браться следующие факторы:

  • общее влияние понесённых травм и увечий организма на дальнейшую полноценную жизнь;
  • временные периоды болезни, лечения и реабилитации;
  • утрату каких-либо органов человеческого тела или утрату каких-либо функций органов (слуха, зрения, речи и др.);
  • влияние полученных телесных повреждений на трудоспособность человека и возможность заниматься профессиональной деятельностью в дальнейшем;
  • травмы, которые приводят к уродствам, не поддающимся коррекции;
  • психическое состояние пострадавшего.

Очень важным показателем будет определение срока нетрудоспособности гражданина: временного или постоянного. Именно в зависимости от временных рамок утраты нетрудоспособности будет устанавливаться степень причинённого вреда здоровью: лёгкая, средняя или тяжёлая. Если у пострадавшего лица зафиксированы незначительные повреждения, которые лечатся в течение трёх недель, а прогноз полного выздоровления составляет более 95 процентов, то речь идёт о лёгкой степени вреда здоровью.

На самом деле для обычного человека, который крайне редко сталкивается с телесными травмами, те самые повреждения, которые квалифицируются как «лёгкие», будут совсем не лёгкими.

Например, мало кто из пострадавших назовет лёгкой травмой разрыв связок, повреждение менисков, ранение мягких тканей с разрывом мышц и сухожилий, сотрясение мозга, переломы носа, ушей. Вряд ли человек, потерявший менее ¼ языка согласится с тем, что это повреждение лёгкой степени тяжести. Люди, получившие ожоги кожи, век или глаз 1-2 степени, травмы наружных половых органов, а также потерявшие два и более зуба, явно будут в недоумении, когда им сообщат, что это лёгкие травмы. А что будет думать человек, у которого сломан крестец или копчик, 1-2 ребра или лопатка, когда врач ему объяснит, что это лёгкие увечья? Переломанные пальцы рук и ног, сломанные лодыжки и кости таза, которые представляют собой закрытые переломы без смещений и осколков также будут квалифицированы как лёгкие.

И это действительно так — эти и другие травмы относятся к незначительному ущербу жизни и здоровью, причинённому в результате ДТП, пострадавшим лицам. Многих людей, наверняка, покоробит такое отношение к потерпевшим, но так сухим медицинским языком называются травмы, которые вылечатся на все сто процентов или более чем на девяносто пять, а человек, получивший их, в дальнейшей своей жизни не будет испытывать влияния этих травм и ранений. Его возможность работать вернётся через короткий промежуток времени, и он сможет вернуться к своей обычной жизни примерно через месяц после дорожного происшествия.

Критерии разграничения

Определением степени тяжести вреда здоровью при ДТП занимается судебно-медицинская экспертиза. Чтобы определить какой вред здоровью получил тот или иной пострадавший в ДТП, она должна взять во внимание временной промежуток течения болезни и, как следствие, нетрудоспособности, а также установить влияние травм на общее состояние организма.

Если из-за характера ранений пациент, который стал жертвой ДТП, способен выздороветь в течение 21 дня, а общее расстройство его здоровья можно квалифицировать как недлительное и неустойчивое, то считается, что у потерпевшего наблюдается лёгкая степень тяжести вреда здоровью. Обычная трудоспособность человека с лёгкими телесными повреждениями утрачивается менее чем на десять процентов.

Поэтому такой пациент может рассчитывать на то, что его раны благополучно заживут и не будут сказываться на качестве его дальнейшей жизни. Однако на практике оказывается, что человеку нужно гораздо больше времени, чтобы полностью восстановить своё подорванное здоровье и вернуться в обычное течение своей жизни. И чем старше человек, тем больше ему нужно потратить сил и денег на восстановление. Но это уже, как говорится, совсем другая история. Если пострадавшему в дорожном происшествии гражданину закрыли больничный лист, который длился менее двадцати двух дней, то это будет основным доказательством того, что у него лёгкие травмы. А всё, что человек потратит на своё «долечивание» и реабилитацию, после того как закончатся все мероприятия по установлению выплат на возмещение ущерба, никак не войдет в страховую смету затрат.

Причинение вреда здоровью средней тяжести характеризуется более длительным лечением тех физических травм, которые получил человек, пострадавший в ДТП. И если говорить об одних и тех же телесных повреждениях, что и при лёгкой степени, то грань между лёгкой и средней степенями тяжести причинённого вреда устанавливается именно согласно срокам лечения. Например, когда при ушибе головы или сотрясении мозга пациенту понадобилось до 21 дня на лечение, то это лёгкая травма, а если понадобилось более 21 дня – это уже травма средней степени.

Тяжесть вреда здоровью будет считаться средней тогда, когда общее расстройство здоровья будет временным, средней длительности, а стойкая утрата трудоспособности будет зафиксирована в пределах десяти – тридцати процентов. В этом случае, как правило, человеку понадобится посторонний уход, серьёзные медицинские вмешательства, возможно операции, большое количество лекарственных препаратов и долгий реабилитационный период.

Тяжкий вред здоровью при ДТП диагностируется у пострадавшего тогда, когда существует серьёзная угроза для всего организма. Его состояние может ухудшаться вплоть до критических показателей, которые приведут к необратимым последствиям. Тяжкий вред для жизни и здоровья человека характеризуется стойким, ярко выраженным нарушением общего состояния человеческого организма и потерей трудоспособности более чем на тридцать три процента. А если говорить о профессиональных навыках (особые навыки и биологические способности), то, если они полностью утрачены вследствие ранений после ДТП — это тоже один из признаков тяжкого вреда. Речь идёт о профессиональных музыкантах, спортсменах, танцорах и других профессионалах своего дела.

Чтобы судебно-медицинская экспертиза установила такую степень тяжести нанесённого вреда здоровью человека как тяжкую, у пациента должны диагностировать следующие нарушения здоровья:

  • ожоги тела 2-3 степени;
  • потерю жизненно важных органов или потерю слуха, зрения, речи;
  • кому;
  • серьёзные нарушения системы кровообращение: сепсис, большая потеря крови, инфаркты, гангрены, тромбоэмболии (как следствие травм);
  • ранения (проникающие) живота, грудной клетки, позвоночника, черепа;
  • стойкие проблемы с психикой;
  • травмы, приведшие к уродствам, не поддающимся коррекции;
  • выкидыш, преждевременные роды, потерю детородных органов, вынужденное прерывание беременности (для пострадавших женщин в положении).

Ответственность виновной стороны за причиненный вред здоровью

Таким образом, можно подытожить, что травмы, ранения и увечья, полученные в ДТП, отличаются друг от друга именно их влиянием на всю оставшуюся жизнь человека. И если оно незначительное и полностью проходящее, значит, у потерпевшего были лёгкие травмы.

Виновником дорожно-транспортного происшествия обычно становятся по двум причинам: из-за нарушения или пренебрежения правилами дорожного движения; и-за нарушения правил эксплуатации транспорта. И ту и другую причину нельзя назвать умышленным преступлением, а скорее легкомыслием, безрассудством и лихачеством. Нанесённый лёгкий вред здоровью другого человека в результате управления транспортным средством попадает под административную ответственность. Причём не имеет значение, произошло ли столкновение с другими ТС, где пострадали люди или был совершен , наказание регламентируется частью 1 статьи 12.24 КоАП. Водитель будет лишён водительского удостоверения (ВУ) на срок 1,5 года и (или) заплатит штраф за нарушение ПДД от 2500 до 5000 рублей. Если будет официально установлено, что виновник ДТП на момент его совершения находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или он отказался от медицинского освидетельствования, или принял алкогольные напитки, психотропные препараты сразу после ДТП в качестве успокоительных средств, то он будет ещё оштрафован на 30000 рублей. Эта мера наказания описана в части 1 статьи 12.8 КоАП РФ.

После того как пройдёт срок лишения ВУ, для восстановления прав нужно будет сдать теоретический экзамен по ПДД и оплатить все штрафы, которые имеются. Для лишенцев по «пьянке» нужно будет представить справку с медучреждения о том, что нет противопоказаний к управлению ТС.

Понятие «компенсация» в общем смысле – это возмещение убытков или расходов, понесённых по вине другого человека (людей) или обстоятельств. Компенсация за полученный вред своему здоровью после ДТП не по своей вине подразумевает полный возврат средств, потраченных на восстановление своего здоровья путём покупки лекарств, оплаты дополнительного медицинского лечения и ухода, протезирования, реабилитационного периода. При этом чтобы пострадавшему воспользоваться юридическими возможностями и получить потраченные деньги на своё лечение после получения лёгких травм, нужно в обязательном порядке сохранять документы: чеки и квитанции об оплате лекарств, рецепты врачей, выписки из медицинских учреждений.

Итак, если произошло ДТП и есть пострадавшие с лёгкой степенью травм, то они могут требовать возмещения ущерба:

  1. Со страховой компании. Согласно федеральному закону «Об ОСАГО» каждый автовладелец должен иметь обязательную страховку автогражданской ответственности. В страховой полис должны быть вписаны те лица, которые допущены до управления данным автотранспортным средством. ОСАГО призвано возмещать ущерб пострадавшей стороне ДТП из средств страховой компании. Таким образом, виновник дорожного происшествия защищает свой карман от претензий пострадавших. Однако огромное количество водителей считают, что полис можно не покупать, так как они никогда не спровоцируют аварию. Это происходит из-за преувеличения своих водительских способностей и надежды на русское «авось, сам не пострадаю». А также из-за того, что многие из них никогда не читали закон и не знают обо всех видах страхового возмещения по «автогражданке». Они не знают о том, что пострадавший имеет право получить компенсацию не только по возмещению всех затрат на своё лечение и реабилитацию, а также может требовать возмещение ущерба по потере дохода в период нетрудоспособности. Если виновник ДТП был пьян во время аварии, и этот факт отражён в официальных бумагах, страховая компания выплатит ущерб потерпевшей стороне, а после выставит требование регресса к виновнику. Это означает, что он будет обязан вернуть все деньги, потраченные страховщиком.
  2. С РСА (союз автостраховщиков России). Если у водителя, который причинил лёгкий вред здоровью пострадавшей стороне, нет страхового полиса ОСАГО или страховая компания виновника ДТП прекратила свою деятельность, или, может быть, у неё отозвана лицензия, следует обращаться именно в РСА. В случае если лицо, которое нанесло вред здоровью другому физическому лицу не установлено, нужно просить помощи в РСА. Союз автостраховщиков обязан возместить весь ущерб потерпевшим за свой счёт. Порядок получения компенсации будет аналогичен порядку возмещения ущерба со страховой компании. Срок, официально выделяемый для того, чтобы рассмотреть материалы обращения стандартный — 30 дней. В течение этого времени, РСА должно ознакомиться с делом, принять решение удовлетворить или отказать в выплатах, и в случае положительного ответа – полностью выплатить денежные средства.
  3. С виновника аварии. В данном случае можно говорить только о возмещение той части ущерба, которую не возместила страховая компания или РСА. Урегулировать вопрос компенсации можно в судебном порядке, а также без обращения в суд. Досудебное соглашение должно быть составлено в простой письменной форме с изложением обстоятельств аварии, размера денежной суммы компенсации и порядка оплаты. И если у обеих сторон возникло взаимопонимание по всем пунктам, а виновник в добровольном порядке готов осуществлять выплаты, то о таком исходе дела можно только мечтать.

Независимо от того, к кому потерпевший обращается за возмещением ущерба, ему нужно собрать определённый пакет документов. Он будет включать в себя:

  • личный паспорт пострадавшего;
  • реквизиты банковского счета.

При желании можно получить деньги через почтовое отделение по месту регистрации. Об этом нужно написать в заявлении;

  • документы, подтверждающие процесс и оплату лечения: выписки, больничные листы, рецепты, назначения врачей в амбулаторной карте, чеки, квитанции.

Однако если пострадавший предоставляет чеки об оплате из платных медицинских учреждений, он должен доказать невозможность получения таких же услуг на бесплатной основе. Таким образом страховые компании защищают себя от фальсифицированных диагнозов и неоправданных расходов на лечение лже-последствий ДТП, которые наши соотечественники любят себе приписывать;

  • заключение врачей о степени полученного вреда;
  • справка о ДТП из ГИБДД с указанием виновника;
  • документы, подтверждающие потерю источника дохода в период болезни (если пострадавший претендует на данную компенсацию).

Здесь можно говорить обо всех видах дохода и прибыли, которые человек, получивший ранения в ДТП, потерял, находясь на лечении. Это могут быть заработная плата, гонорары, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от работы по договорам и другое. Но в случае получения лёгких телесных повреждений рассчитывать на возмещение потери дохода можно только в пределах одного месяца.

Многие автолюбители считают, что им придётся обращаться в суд в том случае, если у водителя, который спровоцировал столкновение или наезд на пешехода нет страхового полиса ОСАГО или КАСКО. Это в корне неправильное мышление. Во-первых, если у виноватого в аварии водителя нет полиса обязательного страхования «автогражданки» это означает, что в дело вступает Союз Автостраховщиков России (РСА). Именно эта организация будет возмещать ущерб пострадавшей стороне, в том числе и за причинение лёгкого вреда здоровью. Во-вторых, полис добровольного страхования КАСКО не имеет никакого отношения к возмещению вреда здоровью, который может быть получен в результате дорожной аварии пострадавшей стороной. Страхование КАСКО направлено на возмещение ущерба, причинённого самому застрахованному автомобил, в случае ДТП, от третьих лиц, от непредвиденных жизненных обстоятельств, а также от угона и полного уничтожения объекта страхования. Поэтому потерпевшие в дорожном происшествии граждане могут даже не беспокоиться о наличии КАСКО у того водителя, который причинил им ущерб.

В суд целесообразно обращаться только в двух случаях:

  1. Тогда когда выплаченная страховая сумма (независимо от того, кто выплатил деньги: страховая компания или РСА) на покрытие расходов, потраченных на лечение, не удовлетворяет потерпевшее лицо. Если есть разница между теми деньгами, которые были уплачены за лечение и той суммой, которая была реально потрачена на восстановление своего здоровья, можно начинать судебные тяжбы с виновником. Однако нужно быть готовым предъявить документальные доказательства.
  2. Тогда когда потерпевший претендует на возмещение морального ущерба от причинённого вреда. Такой иск можно подать только на виновника.

Также нужно отдавать себе отчёт, что без квалифицированной помощи юриста вы вряд ли сможете выиграть суд и добиться дополнительных выплат. Это не реклама автоюристов, а факт. Только специалист сможет правильно и аргументировано составить исковое заявление, а в ходе судебного заседания грамотно изложить суть требований и отстоять возражения.

Согласно статье 29 части 5 гражданского кодекса иск подаётся по месту жительства истца или по месту, где был причинён вред здоровью. В исковом заявлении указываются подробные обстоятельства дела, с указанием времени, места ДТП, марок машин, имен сотрудников ДПС, которые участвовали в процессе дел. Необходимо правильно изложить суть претензий, делая ссылки на действующее законодательство и подтвердить свои требования доказательствами: были произведены такие-то расходы, по назначению врачей, куплено столько-то лекарств, медицинских изделий и прочие расходы. Необходимо приложить к иску копии рецептов, чеков, квитанций, выписок, назначений докторов и другие документы, которые могут создать полную картину лечения. Если юрист решил выставить требования о моральном ущербе в этом же иске, то сумма желаемой моральной компенсации, как правило, не входит в стоимость иска, а исчисляется отдельно. Для доказательства глубокого морального переживания, полученного в связи с теми травмами, которые получил истец, нужно представить другие документы: заключения психологов, психиатров, невропатологов, неврологов, а также их назначения и чеки об оплате платных услуг и препаратов.

Самое главное в иске – это чёткая нормативная аргументация требований! Только специалист может правильно и грамотно изложить суть претензий. Поскольку залогом правильного решения дела является именно правильность формулировки требований.

Причём юрист обязательно укажет краткое содержание предмета иска в его заглавии, так как это важный элемент структурирования гражданского иска. И, в то же самое время, не допустит излишне краткого или излишне длинного и витиеватого изложения обстоятельств дела, а также осуществит нормативное обоснования всего документа. В юридической среде считается, что иск, содержащий более трёх страниц, трудно воспринимаются адресатом, поэтому придерживаются именно такого объема.

Иски, которые подаются с целью взыскания денежных средств, должны содержать расчёт цены иска. Поэтому лист с расчётами нужно подготавливать письменно даже в тех случаях, когда итоговая сумма иска складывается из простого сложения двух — трёх чисел. Кстати, считается, что судьи крайне не любят читать тексты, нагроможденные выделениями, подчеркиваниями и другими инструментами текстовых редакторов. Такие элементы привлечения внимания к «нужным» местам, создают противоположный эффект. Они рассеивают внимание и отвлекают от сути.

Согласитесь, что создать полновесный, обоснованный и правильно построенный иск по возмещению убытков, понесённых вследствие причинения лёгких телесных повреждений в ДТП, не специалисту в юридических делах будет практически невозможно. А если учесть, что в данном случае будет идти речь о возмещении разницы между понесенными затратами на лечение и восстановление здоровья и фактически уже выплаченной суммой, то это ещё сложнее сделать. А доказать причинение морального ущерба вообще крайне сложная задача. Поэтому не скупитесь на хорошего адвоката! Тем более, что в результате положительного исхода судебного дела расходы на представителя вы всегда можете возложить на проигравшую сторону.

Каждый из нас может часами вести разговоры о , исходя из любой несправедливой жизненной ситуации. Но, к сожалению, до дела эти разговоры редко доходят. Отчасти это происходит от юридической безграмотности населения, отчасти от того, что слишком уж маленькие суммы морального ущерба назначаются судом. А когда дело доходит до исполнения решения суда, то здесь вообще все печально. Можно годами ждать выплат от виновника ДТП, даже если исполнительный лист находится в работе у судебных приставов. Однако право обратиться за компенсацией морального ущерба есть у каждого пострадавшего, даже если он получил лёгкие травмы. Самым первым постановлением Верховного Суда РФ в 2010 году стало именно то, в котором обозначены основные моменты возмещения морального вреда виновником ДТП пострадавшему лицу. Там написано, что если человек испытывал физические, нервные и моральные переживания, как следствие дорожного происшествия, где он был потерпевшей стороной, то виновник ДТП обязан возместить не только материальный ущерб, но и моральный. При этом в документе не обозначены суммы компенсаций (даже приблизительные), но написано, что они должны складываться исходя из «разумности, степени вины и характера, полученных моральных травм».

Ответственными за определение размера моральной компенсации назначены судебные органы. И хотя в России официально не признано прецедентное право, его принципы стабильно работают в каждом судебном заседании. Что касаемо определения сумм морального ущерба, то у судей уже сложились его определённые размеры. Они настолько мизерные и смешные, что, наверное, нет ни единого истца, который остался бы доволен их размером. Так, при получении тяжкого вреда здоровью, средняя сумма моральной компенсации составляет всего от 50 до 150 тысяч рублей, при средней тяжести — до 50 тысяч. Представляете, о каких деньгах можно говорить при травмах лёгкой тяжести?

А ведь по закону пострадавшая сторона может требовать любую сумму, которую считает целесообразной своей травме. Подать на возмещение морального ущерба имеют право как сами пострадавшие лица, так и их представители, и родители (опекуны) несовершеннолетних детей, которые являются непосредственными потерпевшими.

Так что же такое моральный вред? Как его определить? Если после ДТП человек, получивший незначительные, по мнению врачей, повреждения, испытывает мучительные боли, нервные расстройства, устойчивое стрессовое состояние — это повод для подачи иска о моральном ущербе. Временную невозможность вести обычную жизнедеятельность (например, из-за переломов костей, потерянных зубов, ожогов) и лишение трудоспособности можно считать основанием для получения моральной компенсации. Если пострадавший, который получил лёгких травмы, потерял или повредил своё транспортное средство, которое было единственным источником дохода для него и его семьи, то можно смело подавать в суд.

Как суд оценивает степень разумности требований по компенсации? Если бы суд действовал не по принципам созданного прецедента, то перед ним лежали бы непростые задачи. Нужно было бы определить факт образования и наличия страданий морального, психологического, физического характера истца; оценить степень их влияния на дальнейшую жизнь заявителя; определить способ нанесения моральных травм, а после этого определить денежную величину, подлежавшую выплате пострадавшему лицу.

Практика показывает, что моральный ущерб за причинение вреда здоровью лёгкой тяжести достаточно трудно доказать. Негласно считается, что если установлена лёгкая степень тяжести урона для здоровья пострадавшего человека, то он должен выздороветь в течение трёх недель, поэтому заработать сильный моральный ущерб он просто не успеет. Нетрудоспособным человек будет всего месяц, а прогноз полного выздоровления приближается к абсолютным ста процентам. О каком моральном ущербе вы говорите? У вас все хорошо! Только представьте, каких пострадавших причисляют к тяжелой степени, и им за все страдания выплачивают суммы максимум до 150 тысяч рублей.

Однако если придерживаться линии, что человек, пострадавший в дорожно-транспортной аварии, испытывал серьёзные моральные переживания, связанные с временной невозможностью трудиться и с потерей предполагаемого дохода за период лечения и реабилитации, и в следствие нравственных переживаний его здоровью был нанесён дополнительный ущерб, можно добиться более или менее крупной суммы компенсации. Нужно подключить к делу заключения специальных врачей, которые занимаются, моральными муками и представить документы в суд. Это могут быть заключения и назначения психологов, неврологов, невропатологов, психиатров, которые оказывали платные услуги. А самое главное, для достижения своей цели, нужно указать тот факт, что те самые, так называемые медицинским языком «лёгкие травмы», оказали куда более серьёзные последствия, которые растянулись во времени. А именно, что период выздоровления, определённый как трёхнедельный при лечении лёгких телесных повреждений, затянулся на другой (указывается конкретный) срок.

Как вы уже поняли, страховая компания, которая покрывает расходы на лечение пострадавшего в дорожном происшествии человека, не обязана возмещать моральную компенсацию. Такие требования можно выставлять только самому виновнику аварии. Иногда бывают ситуации, когда собственником автомобиля-виновника ДТП, в котором пострадали люди, является юридическое лицо. Тогда тот вред, который не покрыла страховая контора, нужно будет требовать не с организации, а с физического лица – водителя, который был за рулём.

Как обстоит дело на «бумаге» и в реальной жизни?

Лёгкий вред здоровью при ДТП на бумаге и на самом деле в реальной жизни, как показала практика — это разные вещи. Тот самый незначительный ущерб здоровью, который медицинским языком называется «лёгким», на деле оказывает куда более разрушительное влияние на организм человека и его последующую жизнь в целом. В результате небольших травм, которые пострадавшие получают в дорожно-транспортном происшествии, обостряются хронические заболевания и провоцируются новые болезни. Но об этом больной узнает позже тех двадцати одного дня, которые отведены на лечение от лёгких повреждений. Главной проблемой в этом случае всегда будет способ доказывания связей между аварией, нанесёнными травмами и новыми или обострившимися заболеваниями человека. Нередко ущерб здоровью после ДТП носит психологический характер. У человека появляются фобии связанные с вождением автомобиля, с поездками в качестве пассажира, или просто боязнь самых машин как источника опасности. Думаю, многие согласятся, что у нас в стране не принято обращаться с такими проблемами к врачам в районной поликлинике.

Выйдешь от доктора с полным ощущением ничтожности своей «надуманной» проблемы и полной уверенностью, что зря оторвал очень занятого врача от важных дел. Только врачи, работающие на коммерческой основе готовы помогать пациентам с психологическими расстройствами. А стоимость таких услуг очень сильно превышает уровень возможностей среднестатистического гражданина РФ оплатить их. И даже если гражданин в целях выздоровления пройдет подобное лечение и после этого подаст в суд на возмещение морального и материального ущерба, полностью эти деньги он никогда не получит. Пагубная судебная практика показывает, что моральная компенсация за причинённый лёгкий вред здоровью оплачивается в минимальных размерах. Так, большинству потерпевших, которые подали иски о возврате денежных средств по причине тяжёлых моральных переживаний после лёгких телесных повреждений присуждают суммы от 2000 до 10000 рублей. Конечно, есть случаи и полноценной компенсации всех потраченных средств, но эти случаи скорее исключение из общей массы судебных дел.

Следующим звеном этой непростой цепи взаимосвязей между лёгкими травмами, их последствиями, денежными затратами, судами за моральную компенсацию, будет не что иное, как работа исполнительной системы государства. Речь идёт о федеральной службе судебных приставов. Крайне редко бывает так, чтобы виновник аварии после вынесения судебного решения о взыскании с него денежной суммы добровольно и своевременно оплатил её.

Как правило, исполнительный лист попадает к приставам, и истец начинает долгий путь по «выбиванию своих денег». Самым оптимальным для взыскателя будет вариант, если ответчик официально работает и исполнительный документ попадает к работодателю. Тогда согласно его заработкам, ежемесячно будет удерживаться определённая сумма в пользу долга. А если виновник ДТП официально не работает? Не проживает по месту прописки? Не отвечает на телефонные звонки пристава? Это приводит к тому, что через три года после подачи документ о принудительном взыскании возвращается к истцу с официальной отпиской: извините, нам неизвестно местонахождение должника, нет сведений о нём и его имуществе. Конечно, на следующий день можно опять подать иск и опять ждать три года своих денег. Вот такая не радужная перспектива может ожидать пострадавшего в ДТП человека, если виновник оказался непорядочным человеком.

Мы с вами рассмотрели вариант событий, когда у потерпевшего были действительно лёгкие травмы, но они имели своё продолжение в осложнениях. Теперь представьте себе другую жизненную ситуацию. Самой значительной проблемой в жизни любого пострадавшего в ДТП всегда было и будет определение степени тяжести урона жизни и здоровью. Считается, что грань между лёгкой и средней степенью одних и тех же увечий человеческого тела заключается именно в сроках, которые потребуются на полное выздоровление. Нередко на практике именно один день играет решающую роль. Как правило самый длинный больничный лист с лёгкими травмами закрывается на 21 день с момента обращения к врачу. А если врач ошибся, и человеку для полного выздоровления нужны еще несколько дней или недель? Значит — у него травмы более серьёзные и они уже средней тяжести. Но как мы все знаем, россиянин не имеет юридических и этических прав болеть дольше, чем это отведено по закону времени. И врачи борются за скорейшие сроки выздоровления из каких-то своих внутренне-медицинских установок сверху. Трудно представить, сколько людей по факту получили средней тяжести травмы в ДТП, а им диагностировали лёгкую степень. Соответственно, столько же людей не долечили, и они не дополучи свои страховые выплаты. А, как известно, страховые денежные средства выплачиваются в процентах от максимальной страховой суммы в зависимости от степени полученного вреда. Также можно говорить о недополученных компенсациях морального вреда в связи с установлением другой «весовой» категории вреда.

Заключение

Общая статистика аварийности на российских дорогах неутешительна. Последние несколько лет фиксируется некоторый перекос в данной ситуации: происходит ежегодное небольшое снижение количества аварийных случаев и одновременно с этим увеличивается количество пострадавших и умерших людей, в результате ДТП. Самое большое количество травм, которые получают пострадавшие, это травмы лёгкой степени вреда для жизни и здоровья. Прогноз выздоровления таких физических недугов составляет более 95 процентов, а период лечения определяется как трёхнедельный. При этом трудоспособность и возможность самообслуживания сокращается примерно на 10 процентов. Можно сказать, что человеку, попавшему в ДТП, крупно повезло отделаться такими незначительными травмами. А виновнику повезло, что наказание за причинение легкого вреда здоровью не наказывается нормами уголовного права. Для него наступает административная ответственность. Самый опасный исход дела для виновника – это лишение прав на полтора года, штраф и материальные издержки, на которые будет претендовать пострадавший участник ДТП.

Вряд ли для пострадавшего в дорожной аварии человека вся история закончится в момент закрытия больничного листа. У большинства людей, получивших так называемые лёгкие травмы, возникают осложнения, обостряются старые болезни, появляются устойчивые психологические расстройства и фобии. Кроме того его ожидает беготня по страховым компаниям, возможны судебные тяжбы, и еще масса процессов, связанных с получение своих денег. Отдельной строки заслуживает оценка стоимости моральной компенсации. В нашей стране существует порочная судебная практика, которая выражает собой крайне неуважительное отношение к такой категории ущерба, как моральная. Законотворческая трактовка оценки моральной компенсации основывается на неконкретном понятии «разумности», а также степени вины и характере травм. Если характер травм может быть оценен судебно-медицинской экспертизой, то степень вины и разумность – это субъективные категории, которые трудно определить. По этой причине или по ряду других обоснований лицам, получившим лёгкие травмы в ДТП, присуждают мизерные денежные суммы компенсаций. Они не могут возместить ущерб, не могут помочь человеку восстановить своё пошатнувшееся здоровье, не могут дать даже морального удовлетворения. Поэтому многие люди, раненые в ДТП, даже не начинают судебные тяжбы заранее зная, что российская судебная система не может по достоинству оценить их внутренние переживания.

Однозначно ясно одно — для отстаивания своих интересов (юридических и финансовых) нужно обращаться к юристам. Только специалист своего дела знает, как правильно выстроить линию отношений со страховыми компаниями, судебными органами и виновником дорожной аварии. Не стоит надеяться на справедливость, исходя из очевидности всей сложившейся ситуации. Нужно грамотно доказать факты получения травм и факты денежных трат на восстановление здоровья. Поэтому без квалифицированного юриста не обойтись. Только профессионализм можно считать залогом успешного завершения дел.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье? Позвоните автоюристу и получите бесплатную консультацию прямо сейчас!

8 800 555 67 55 доб. 645

В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда. Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным. Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.

7 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Последствия дорожно-транспортного происшествия могут проявлять себя не только в ухудшении физического здоровья, но и в моральных переживаниях.

Разбитый автомобиль, испорченные вещи, что в нем находились, травмы или еще хуже — летальный исход существенно отражается на психике попавшего в аварии.

Причинение вреда здоровью при ДТП влечет за собой неприятности для всех участников, как для пострадавших, так и для автомобилиста, виновного а аварии.

К сожалению, на дорогах случаются разные ситуации, и автомобилист не всегда имеет возможность избежать ДТП.

Чаще всего ДТП возникают от таких негативных факторов, как опьянение за рулем, отсутствие соответствующих навыков управление автомобилем и других нарушений.

Существуют и иные причины, которые приводят к дорожным авариям и причинению вреда здоровью при ДТП, разной степени тяжести.

Автомобиль — считается источником повышенной опасности, поэтому, перед тем, как сесть за руль, водитель должен быть уверен в исправности всех систем и деталей.

За причинение вреда здоровью, законодательство предусматривает несколько видов ответственности для автомобилиста, виновного в ДТП.

В соответствии с установленными законодательством критериями, в результате аварии на дороге может быть нанесен вред разной степени тяжести.

Выделяют три вида травм:

  • легкие;
  • средней тяжести;
  • тяжкие.

Отдельно ставят случаи с летальным исходом . Причиненные травмы по степени тяжести определяет судебно-медицинская экспертиза. Специалист проводит осмотр пострадавшего, фиксирует анатомические и физические повреждения и оценивает его психическое состояние.

Критерии, по которым устанавливают характер травм:

  1. Влияние повреждений человеческую жизнь в дальнейшем.
  2. Длительность плохого состояния здоровья.
  3. Действие нанесенных повреждений на трудоспособность.
  4. Потеря какого-либо органа, сбои в функционировании или полная потеря слуха, зрения, возможности говорить.
  5. Лишение возможности продолжать профессиональную деятельность.

На основании этих критериев формируется определенная степень тяжести вреда, нанесенного здоровью. В зависимости от того, с какой стороны произошел удар, выделяют различные виды травм при ДТП.

Например, если удар пришелся на руль или спинку переднего сидения или об элементы кузова автомобиля — это спровоцирует травму грудной клетки и внутренних органов.

Вопрос, как определить степень тяжести вреда здоровью при ДТП, возлагается на врача — судебно-медицинского эксперта медицинского учреждения.

Доверить это можно и индивидуальным предпринимателям, которые обладают соответствующими знаниями и имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы по судебно-медицинской экспертизе.

Наказать виновника и помочь пострадавшему можно после определения тяжести вреда. Виновное лицо может понести как административную, так и к уголовную ответственность.

Легкий вред

Причинение легкого вреда здоровью при ДТП — наименее безболезненный вариант для всех. Согласно КоАП РФ ст. 12.24, легкий вред — это недолгое нарушение здоровья и кратковременная потеря трудоспособности.

Основные признаки легкого вреда:

  • легкое сотрясение мозга;
  • потеря способности работать от 1 до 20 суток;
  • сбои в работе работе органов и систем организма продолжительностью до 3 недель.

Вред средней тяжести

Причинение вреда средней тяжести при ДТП регламентируется той же статьей КоАП РФ. Это более высокий уровень травм и повреждений. За эти правонарушения водитель наказывается штрафом или лишением права на вождение.

Признаками этой степени повреждения являются:

  • продолжительное, но не представляющее большой опасности для здоровья, нарушение здоровья, более 21 дня;
  • длительная потеря трудоспособности на 1/3 часть;
  • сотрясение головного мозга средней степени.

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП регулируется УК РФ ст. 264. Он характеризуется тем, что создает непосредственную угрозу для жизни, а также вред здоровью, что вызывает развитие угрожающего для жизни состояния.

Основными признаками является:

  • внутричерепная травма;
  • закрытое повреждение органов;
  • двухсторонние переломы в большом количестве;
  • повреждение крупных кровеносных сосудов;
  • ожоги 3-4 степени термические, химические, электрические.

Опасный вред, который вызывает расстройство жизненно важных функций, тоже принадлежит к данной степени. Такое состояние не может быть компенсировано самостоятельно и часто заканчивается летальным исходом:

  • шок 3-4 степени;
  • кома 3-4 степени;
  • большая потеря крови и подобное.

К тяжелому вреду для здоровья приравнивается:

  • потеря органа, зрения, слуха, речи;
  • психическое расстройство;
  • неисправимое обезображивание лица и прочее.

За такие правонарушения, виновного водителя ожидает административная ответственность, как минимум. Ее не избежать.

Она наступает в любом случае, независимо от того, какие действия предпринял водитель. Например, оказал помощь потерпевшему в материальном плане или доставил его в больницу.

Административное производство возбуждается, даже если потерпевший не предъявляет претензий к водителю. Так как в данной ситуации рассматривается факт причинения вреда здоровью в результате случившейся аварии на дороге.

В соответствии с уголовным кодексам, за причинение тяжкого вреда здоровью или летальный исход, водителю грозит лишение прав и лишение свободы на, установленный судом, срок.

Последствия дорожно-транспортного происшествия могут проявлять себя не только в ухудшении физического состояния, но и моральных переживаниях.

Когда человек немного отходит от потрясений, полученных после аварии, он стремится все компенсировать. Чаще всего данная компенсация включает не только денежные средства на лечение, но и возмещение морального вреда, причиненного при ДТП.

Все вопросы, что возникают с необходимостью компенсировать моральный ущерб при ДТП, изначально решаются обращением к Гражданскому кодексу РФ.

По закону, вред за моральные страдания подлежит компенсации, если он получен от автомобиля, повышенного источника опасности, не зависимо от того, была в этом вина водителя или нет.

Наиболее распространенными случаями, когда люди обращаются за взысканием морального ущерба за причиненные им нравственные или физические страдания, выступают:

  1. Смерть родственника в результате ДТП.
  2. Потеря работоспособности и невозможность выполнять свои обязанности в будущем.
  3. Получение увечья, которое причиняет сильную боль.
  4. Психические расстройства по причине пережитого дорожно-транспортного происшествия.

Чтобы компенсировать моральный ущерб за причинение вреда здоровью при ДТП, нужны реальные подтверждения его наличия. Например, заключение психиатра, наблюдавшего за пострадавшим после аварии.

Кроме того, желательно иметь письменное подтверждения своих слов, выданное официальными должностными лицами, которые при потребности смогут еще раз все повторить в процессе разбирательства.

Требования следует предъявлять непосредственно виновнику ДТП.

Если виновник ДТП отказывается в добровольном порядке выплачивать компенсацию пострадавшему, тогда решение спора рассматривается в судебном порядке.

В большинстве случаев иск подается в районный суд по месту нахождения ответчика . Но если дело касается возмещения вреда здоровью при ДТП или потери кормильца, тогда можно обратиться в суд по месту нахождения истца.

Для обращения в суд нужно составить исковый документ, именно он вмещает в себя требования пострадавшего и доказательства произошедшего.

Иск должен быть составлен без ошибок, в соответствии с процессуальным законодательством. В противном случае он не будет рассмотрен.

В заявлении обязательно упоминаются:

  • название выбранного суда;
  • данные истца и ответчика, которое позволяет идентифицировать личность;
  • обоснование иска с ссылками на законы;
  • исковые требования;
  • перечень документов, которые прилагаются;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Установить сумму компенсации — это одна из наиболее сложных задач, которая ставится перед потерпевшим. Ведь моральный ущерб тяжело перевести на деньги, но в судебном иске нужно заявлять компенсацию только в денежном эквиваленте.

Пострадавший может требовать компенсацию морального вреда при ДТП в любом размере, только нужно обосновать его.

Виновник будет прилагать все усилия, чтобы снизить его или вообще ничего не платить. Решение принимает суд, опираясь на нормы закона, внутренние убеждения и социальную справедливость.

Для определения размера компенсации адвокат руководствуется законом и судебной практикой. Именно она дает возможность узнать, какие суммы суд считает приемлемыми.

Никаких формул для расчета и методик, которые позволяют выяснить среднестатистическую стоимость определенного вида страдания, не существует.

В соответствии с законодательством 2019 года, размер компенсации морального вреда не должен зависеть от нанесенного имущественного вреда.

Но, судебная практика показывает, что это правило соблюдается далеко не всегда. Суд учитывает и этот фактор. По данным статистики, в большинстве принятых решений, суммы не превышают нескольких тысяч рублей.

Только в отдельных ситуациях, если имеет место связь с серьезным преступлением, размер компенсации составляет сотни тысяч. К примеру, суд удовлетворил иск матери, у которой погиб сын в результате ДТП.

Размер предъявленных требований составлял 500 тысяч рублей. Суд присудил к выплате всю сумму.

Физические и моральные страдания, полученные участником аварии, могут быть компенсированы виновником ДТП. Если стороны не приходят к согласию о выплате и ее размере самостоятельно, тогда проблема решается в судебном порядке.

При адекватном требовании суммы компенсации и наличии обоснованных доводов, добиться возмещения не сложно

Нанесение вреда здоровью человека в результате дорожной аварии грозит серьезными неприятностями не только для пострадавшего, но и для виновного водителя.

В соответствии с законом, наказание, зависит от тяжести травм, которые получил пострадавший. Кроме того, он вправе требовать взыскание за причиненные физические и моральные страдания.

Не все водители, даже самые опытные, могут избежать столкновения на дороге. У кого-то в результате ДТП только царапины и легкий испуг, а некоторые граждане получают серьезные увечья, и жизнь их делится на «до» и «после» аварийной ситуации.

У многих владельцев автомобилей нет осознания и понимания степени тяжести вреда, который был нанесен здоровью при аварии. В этой статье мы рассмотрим в деталях и подробностях данную процедуру.

Благодаря судебно-медицинской экспертизе участников дорожной аварии, есть возможность определить, какой вред был причинен жизни и здоровью каждому из пострадавших.

Можно проводить экспертизу только в судебно-медицинских учреждениях государственной формы собственности.

Данный вид экспертизы проводят строго по выданному письменному постановлению, и занимаются этими вопросами органы дознания, суд, либо же полиция и прокуратура.

Каждый доктор может провести экспертизу, достаточно иметь соответствующую квалификацию и входить в штат сотрудников судебно-медицинского учреждения.

Проводится медицинская экспертиза в присутствии комиссии, которая формируется заранее. В нее входят врачи узкой специальности, а также судмедэксперты.

Все члены комиссии равны в своих правах, несут одинаковую ответственность и обязанности. Комиссия формируется при участии доктора акушера-гинеколога, если в ДТП пострадала беременная женщина и в результате она потеряла малыша.

Экспертное заключение комиссии включает в себя выяснение и подтверждение связи между этими событиями. Если у потерпевшего наблюдается ряд психических отклонений, тогда постановление обязывает собрать комиссию, где обязательно должен присутствовать врач-психиатр.

Пострадавший может находиться под воздействием токсических или наркотических веществ, тогда в состав комиссии обязательно входит врач-токсиколог либо нарколог.

Понятие «вред здоровью» включает в себя нарушенную целостность тканей, органов и систем организма человека. Любые функциональные изменения в работе его конечностей либо же какие-то психические расстройства и заболевания токсикоманией и наркоманией в результате произошедшей аварии.

Классификация степени тяжести вреда здоровью при аварийных ситуациях:

  • легкая;
  • средняя;
  • тяжкая.

В зависимости от того, какую степень вреда здоровью потерпевшего причинил виновник дорожно-транспортного происшествия, такую ответственность он и понесет.

Причинение тяжкого вреда жизни либо здоровью влечет за собой уголовную ответственность. Водителя могут лишить прав или лишить свободы на срок от 3 и до 9 лет. Есть также мера наказания в виде временного лишения водительского удостоверения сроком на три года.

Причиненный легкий и средний вред здоровью человека влечет за собой административную ответственность. Может быть определена средняя тяжесть вреда, в таких ситуациях, виновник должен оплатить выписанный штраф в размере от 10 000 и до 20 000 рублей, либо его лишат водительских прав сроком до двух лет.

Если был причинен легкий вред, тогда предусматривается за это штраф от 2500 и до 5000 рублей либо временное лишение водителя прав на срок от одного и до полутора лет.

Как выглядит процедура определения тяжести причиненного вреда здоровью?

Сама по себе процедура проведения судебно-медицинской экспертизы участников, которые выступают потерпевшими в аварии на дороге, регулируется «Правилами определения степени тяжести вреда, который был причинен здоровью человека», это утверждено специальным постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 г. № 522.

Благодаря своевременной работе судмедэкспертов производится оформление заключения экспертизы, и осуществляется это на основании ст. 25 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ.

Специалисты должны провести специальную экспертизу, действуя поэтапно:

  • изучаются все медицинские бумаги по делу, в том числе и медицинские карты из больницы, записи врачей скорой помощи, находившихся на месте ДТП после их вызова, фотографии с непосредственного места столкновения, а также протокол об административном правонарушении;
  • проводится осмотр, а также опрос потерпевшего от ДТП;
  • обнаружение каких-либо внутренних повреждений станет причиной проведения ультразвукового исследования. Возможно проведение и ряда других исследований;
  • со своей стороны эксперт имеет полное право требовать дополнительные медицинские документы, к примеру, карту из поликлиники, чтобы выяснить, имелись ли травмы у потерпевшего до аварии;
  • результаты экспертизы оформляются в виде экспертного заключения.

Заключение специалиста включает ряд выводов судмедэксперта о степени вреда, который был причинен здоровью потерпевшего в результате ДТП.

Такой документ судмедэксперт заверяет своей подписью, а в особых случаях, процедура экспертизы может проводиться только по медицинской документации.

Чтобы сделать вывод о степени вреда здоровью, судебно-медицинский эксперт должен ответить на такие вопросы:

  • можно ли назвать повреждения, полученные в результате аварии, опасными для жизни человека, и могут ли они стать причиной летального исхода;
  • какие последствия могут вызвать эти травмы;
  • какая продолжительность временной утраты трудоспособности в результате аварии на дороге предполагается;
  • можно ли вычислить процент стойкой утраты трудоспособности, и как это сделать;
  • какая степень тяжести вреда здоровью человека была причинена в результате аварии на дороге.

Согласно правилам определения степени тяжести, причиненный вред здоровью можно смело определить на основании нескольких признаков, которые ранее были изложены в пункте 4 этих правил, а также Медицинских критериев.

Согласно приказу от 24.04.2008 г. №194н, ряд медицинских критериев утверждается согласно действующему Приказу Министерства здравоохранения и социального развития.

Приказ содержит специальную сноску с приложением, в котором есть «Таблица процентов стойкой утраты общей трудоспособности в результате различных травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин».

Эта таблица используется специалистами для определения так называемой стойкой утраты трудоспособности участника, который выступил потерпевшим. Процент всегда должен быть кратным пяти.

Что же под собой подразумевает длительность расстройства здоровья?

Обычно длительность расстройства — это особый период нетрудоспособности человека. Его следует разделить на две ключевые стадии: стойкую и временную.

У эксперта есть полномочия определить временную нетрудоспособность, и для этого он изучает тщательно медицинскую документацию.

В общем перечне указывается тяжесть и характер повреждений, которые были получены, а также продолжительность восстановления и лечения, позволяющие потерпевшему вернуться в прежнюю форму.

Судмедэксперт должен учитывать лишь объективные сведения и критически относиться к данным, записанным в медкарте, т.к. продолжительность лечения человека не всегда обосновывается характером полученных повреждений и травм.

Учитывается ряд факторов:

  • самочувствие человека и состояние его здоровья;
  • уровень иммунитета;
  • возрастная категория;
  • образ жизни.

Возможна ситуация, когда в силу личных и семейных обстоятельств, потерпевший со своей стороны в добровольном порядке может отказаться от выданного листка нетрудоспособности и выйти раньше на работу.

Состояние участника после ДТП может быть вызвано тем, что медицинская помощь была предоставлена некачественно, и этот факт устанавливает экспертная комиссия.

Обязательно должна быть прописана в заключении причина, по которой ухудшилось состояние потерпевшего либо произошли какие-либо осложнения.

Может быть также сделан срочный вывод о том, из-за чего были получены повреждения во время аварии. Судмедэксперт может выявить дефекты оказания первой медицинской помощи и в таких ситуациях должна быть установлена степень тяжести нанесенного вреда и сделан вывод о связи этой причины с характером полученного при ДТП повреждения или дефектом лечения. Если судмедэксперт выявит дефект оказания медпомощи, тогда первоначально установленная степень тяжести вреда не увеличивается.

Если до происшествия у пострадавшего были какие-либо травмы, при проведении судебно-медицинской экспертной оценки они не должны быть учтены.

Со своей стороны, специалист обязан оценить последствия, которые были получены при аварии на дороге. Для того чтобы определить, как именно полученные в процессе аварии повреждения могут повлиять на хронические заболевания, либо же на травмы, которые были получены ранее, необходимо собрать экспертную комиссию, в состав которой войдут врачи узкой специализации.

Утрата общей трудоспособности

Можно выделить несколько вариантов:

  • при тяжелом вреде обычно наблюдается стойкая утрата работоспособности человека и любое длительное расстройство здоровья, которое требует лечения, с продолжительностью не более чем 120 дней, либо же общая утрата трудоспособности потерпевшего в результате получения тяжелых травм. Стойкую утрату общей работоспособности обычно оценивают по таблице больше 30%;
  • средняя тяжесть характеризуется значительной утратой трудоспособности, то есть человек не может работать больше 21 дня. Этот критерий оценивается в диапазоне от 10% и до 30%;
  • легкая степень тяжести считается временной неспособностью работать, и продолжительность ее — не более 21 дня. Незначительная стойкая утрата общей трудоспособности оценивается по таблице менее 10%.

Синяки, царапины, ссадины, которые были получены участником в результате аварийной ситуации и не стали причиной кратковременного расстройства, то есть не мешают ему работать, должны быть оценены командой судмедэкспертов как ряд повреждений, не причинивших здоровью человека особого вреда.

Медицинские критерии определения тяжести вреда здоровью

Медицинскими критериями называют медицинскую характеристику квалифицирующих признаков нанесенного вреда здоровью человека.

То есть в число медицинских критериев входят признаки, позволяющие определить степень тяжести вреда, который был причинен здоровью участника аварийной ситуации.

В п.6 «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» указан ряд медицинских критериев, которые позволяют комиссии экспертов квалифицировать вред, причиненный участнику аварии.

В число медицинских критериев входит ряд повреждений, которые могут привести к тяжелому вреду здоровья человека, независимо от степени оперативности оказания медицинской помощи, а также скорого лечения.

В этот перечень входят:

  • переломы разных отделов хребта;
  • травмы спинного мозга;
  • переломы черепа и разнообразные внутричерепные травмы, поломанные кости;
  • потеря какого-либо органа;
  • ухудшение зрения либо полная слепота;
  • глухота на оба уха или возможность слышать разговорную речь только на очень близком расстоянии;
  • прерванная беременность независимо от срока, которая была вызвана гибелью ребенка, выкидышем или преждевременными родами;
  • психические расстройства, которые появились в результате душевных переживаний по поводу ДТП;
  • после аварии появилась токсическая или наркотическая зависимость;
  • обезображенное лицо (такие повреждения лица сами по себе исчезнуть не могут без оперативного вмешательства квалифицированных специалистов).

Согласно медицинским критериям, при обезображении лица, если нет возможности установить любые последствия повреждений, необходимо обратиться в суд, который установит степень тяжести.

В проведении судебной экспертизы могут участвовать пластические хирурги, а также врачи, которые применяют консервативное лечение повреждений лица.

Любые критерии, которые классифицирую нанесенную среднюю степень тяжести здоровью участника ДТП, прописаны в 7 и 8 пунктах Медицинских критериев, утвержденных Минздравсоцразвития.

Со своей стороны, судебно-медицинский эксперт вправе осуществить проведение экспертизы, чтобы выявить степень тяжести нанесенного вреда здоровью в результате аварии на дорожном полотне.

Для этого используют только один медицинский критерий, если можно выделить несколько медицинских критериев, тогда у специалиста есть право выбрать какой-то один из них, соответствующий максимальной характеристике степени тяжести.

Участник аварии в результате столкновения мог получить множество повреждений и травм, которые поставили под угрозу его жизнь и здоровье. Тогда судмедэксперт должен в обязательном порядке определить, вред какой степени тяжести был причинен, и вывод необходимо сделать, рассмотрев совокупность всех многочисленных повреждений.

Эксперт не принимает во внимание предотвращение летального исхода в результате оказания квалифицированной медпомощи, при установлении степени тяжести вреда, причиненного здоровью.

Он объективно рассматривает медицинские критерии полученных при ДТП повреждений и травм, потерпевшим участником столкновения.