Место земельных отношений в системе общественных отношений. Правовое регулирование земельных отношений

Понятие «земельные отношения»

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис-пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее - ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения . Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков - лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута - лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений - корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан-ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ-ствии с нормами права. В настоящее время с введени-ем института частной собственности на землю и платного землеполь-зования земельные отношения приобрели новое содержа-ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

- по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

- регулятивные земельные отношения - отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

- охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

- по степени определенности сторон правоотношения : абсолютные и относительные.

- абсолютные правоотношения - это те, в которых определена только одна сторона - носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

- относительные правоотношения - правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

- по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

- материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

- процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

- по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

- Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

- Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности . Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае - земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

Санкционирующий - не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

Делегирующий - дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Земельные отношения представляют собой специфическую форму производственных отношений в области владения и пользования землей. Это общественные отношения , связанные с присвоением земельных участков, владением, пользованием и распоряжением ими. Возникают они между гражданами, предприятиями, государственными органами и другими субъектами хозяйственной и иной деятельности. Урегулированные законом, они приобретают форму земельных правоотношений, непосредственным объектом которых являются земельные участки разной площади, местоположения, качества и назначения. Важнейшими элементами земельных отношений являются: виды собственности на землю, система хозяйствования на земле, а также механизмы управления земельными ресурсами и методы регулирования земельных отношений .

Земельные отношения являются составной частью общественных отношений и по своей природе относятся к экономическому базису общества . Следовательно, они находятся под влиянием объективно действующих экономических законов и закономерностей .

Например, закон стоимости в определенной степени влияет на спрос и предложение земельных участков на рынке недвижимого имущества, уровень платежей за землю и цены на нее. Экономические взаимосвязи между собственниками земли и пользователями ею характеризуют рентные отношения .

Экономическая рента – это плата за ресурс, предложение которого строго ограничено («рента» в переводе с французского «отданная»). Земельная рента представляет собой частный случай экономической ренты. Это плата за использование земли и других природных ресурсов, использование которых строго ограничено.Различают абсолютную ренту, присваиваемую собственником земли за сам факт обладания ею, и дифференциальную , формирующуюся в результате различий в ее плодородии, местонахождении и других условий ее эксплуатации. Дифференциальная рента, в свою очередь, разделяется на два вида. Первый обусловлен различиями в объективных характеристиках земельных участков, не зависящих от производителя (прежде всего в местоположении и качестве земель). Дифференциальная рента I – это дополнительная прибыль, получаемая на лучших землях при одинаковом уровне ведения хозяйства.

Дифференциальная рента II формируется при равных объективных условиях производства за счет большей его интенсивности. Очевидно, что дифференциальная рента I, не являясь результатом усилий производителя, должна изыматься собственником земли, тогда как дифференциальная рента II – оставаться у пользователя .

Изъятие земельной ренты через механизм земельных платежей (налога, арендных платежей) включает земельный фактор в сферу распределения. Пространственные (территориальные) и производительные свойства земельных участков оказывают влияние на направление, интенсивность и скорость движения созданного продукта, что определяет участие данного фактора в сфере обращения и потребления. Таким образом, земля входит во все составляющие части воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен, потребление) и представляет всеобщий экономический интерес .

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле земельные отношения – это отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных участков .

Объекты земельных отношений земля, земельные участки, а также вещные права на земельные участки и ограничения (обременения этих прав (право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право пользования, право аренды и субаренды, земельные сервитуты, ограничения (обременения) прав на земельные участки) .

Право на землю реализуется через земельную собственность и пользование землей.

Земельный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливаемое для обеспечения прохода, проезда, прокладки и эксплуатации газопроводов, нефтепроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, связи и других подвесных сооружений, обеспечения водоснабжения и мелиорации, размещения геодезических пунктов, а также для иных целей, которые не могут быть обеспечены без предоставления такого права .

Важнейший элемент земельных отношений – земельная собственность . Существуют различные ее формы. В Республике Беларусь собственность на землю, земельные участки, может быть государственной и частной. Земли могут предоставляться также в пользование для сельскохозяйственных, промышленных, транспортных и других целей. Права собственников шире, чем у пользователей, которые не имеют права распоряжения землей.

Ограничение (обременение) прав на земельный участок установленные решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательным актом, договором либо постановлением суда условие или ограничение либо запрещение в отношении осуществления отдельных видов хозяйственной или иной деятельности, других прав на земельный участок, в том числе земельный сервитут, в целях общественной пользы и безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурных ценностей, защиты прав и защищаемых законом интересов граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц .

Понятие «землепользование» имеет несколько значений.

С одной стороны, под землепользованием (использованием земельных участков) понимают хозяйственную и иную деятельность, в процессе которой используются полезные свойства земель, земельных участков и оказывается воздействие на землю .

Второе значение – правовой статус земельного участка, определяющий условия и порядок его использования.

Землепользование – это также земельный участок, предоставленный в установленном порядке в собственность, владение или пользование для конкретных целей, имеющий строго определенные местоположение, площадь, состав земель и отграниченный на местности.

Землепользование имеет следующие признаки классификации:

1) по назначению (сельскохозяйственное, промышленное, лесохозяйственное и др.);

2) по формам собственности;

3) по срокам пользования (бессрочное, срочное).

Землепользование может быть платным или бесплатным.

Аренда земельного участка – основанное на договоре аренды земельного участка срочное возмездное владение и пользование или только пользование земельным участком .

В установлении системы платы за пользование землей проявляется экономическое содержание земельных отношений. Так, граждане и юридические лица за участки, предоставленные им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное и срочное пользование, уплачивают земельный налог, а за арендуемые земельные участки – арендную плату. Земельный налог устанавливается на основе ренты с учетом плодородия почв, местоположения земельного участка, других природных и экономических условий и не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователя. Условия арендной платы определяются договором между владельцем и арендатором. Арендодателем земельного участка может быть его собственник либо государственный орган, уполномоченный законодательством сдавать в аренду земельные участки, находящиеся в государственной собственности .

Другой важный аспект земельных отношений – формы управления земельными ресурсами . Они в значительной степени определяются господствующими формами собственности на землю и характеризуются системой политических, социально-экономических, правовых и административных мер, направленных на организацию использования земли в интересах общества в целом .

Субъектами земельных отношений в Республике Беларусь являются Президент Республики Беларусь, государственные органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (далее – граждане), индивидуальные предприниматели, юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и их представительства, иностранные государства, дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, международные организации и представительства .

В любой общественно-экономической формации земельные отношения не могут существовать сами по себе. Всегда имеется соответствующий механизм их правового и экономического регулирования , образующий земельный строй общества, а также государственные организации, приводящие в действие этот механизм .

Земельным строем называют систему общественного и государственного устройства, характеризующуюся определенными земельными отношениями и соответствующей политической организацией их регулирования. Иными словами, земельный строй – это определенный государственный порядок использования земли .

Государственная земельная политика – осуществляемая и планируемая целенаправленная деятельность государственных органов в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель. Земельная политика включает этапы формирования и реализации, стратегию и тактику.

На первом этапе создается законодательная база, регулирующая земельные отношения. Затем формируются государственные органы, осуществляющие управление в области земельных отношений. Все это позволяет государству осуществлять землеустройство как систему мероприятий, вести контроль за использованием и охраной земель .

Земельная политика государства может осуществляться различными органами законодательной и исполнительной власти, судебными, финансовыми, банковскими службами. Однако в связи с наличием у данных органов множества других функций, связанных с реализацией внешней и внутренней политики, возникает объективная потребность в создании специальных землеустроительных органов , относящихся к политической надстройке общества и решающих, в первую очередь, задачи проведения в жизнь земельной политики государства. Землеустроительные органы, а также другие государственные службы осуществляют управление земельными ресурсами .

В целях реализации государственной земельной политики используются различные меры: правовые, экономические, организационные.

Правовые меры содержат в себе моменты обязательности, властного принуждения. Они регулируют земельные отношения на основе земельного законодательства, гражданского, административного и других отраслей права.

Земельные отношения в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, а также принимаемыми в соответствии с ними иными актами законодательства.

Нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные отношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель. Также соблюдаются правила, установленные международными договорами с участием Республики Беларусь.

Экономические меры стимулируют развитие земельных отношений, используя инструменты налогообложения, кредитования, целевого финансирования и субсидирования, влияя на экономические интересы землепользователей.

Организационные меры обеспечивают развитие земельных отношений путем организации переселения в районы нового освоения, создания различного рода кооперативов и товариществ, подготовки квалифицированных кадров и т. д.

В комплексе эти меры позволяют осуществлять целенаправленное воздействие на систему использования и охраны земель в интересах развития народного хозяйства страны.

Определяя сущность и содержание земельных отношений, необходимо иметь в виду, что земля является составной частью единого природного комплекса и ее использование влечет за собой существенные изменения биогеоценоза в отдельных регионах и на планете в целом. Создавая механизм регулирования земельных отношений, необходимо предусмотреть, чтобы он обеспечивал неукоснительное соблюдение экологических требований.

1. Понятие земельного права и его место в системе права России

Конституция РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Земля является особым объектом экономического оборота и правовых отношений в силу своих природных качеств, свойств, функций и роли в жизни общества. В процессе исторического развития претерпевали изменения системы, виды и формы землепользования, соответственно изменялось и правовое регулирование земельных правоотношений.

Землепользование – самая ранняя историческая форма обладания землёй для производственных целей без обособления права на неё кого-либо из пользователей. Землевладение как форма частной собственности стало складываться в результате развития производительных сил, изменения экономических отношений и с расслоением общества на тех, кто монопольно владел землёй, и тех, у кого её не было.

Земля является важнейшим, компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо зависит и состояние других природных объектов. Эта особенность земли как природного объекта заключается её невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами: уничтоженные леса могут быть восполнены; сокращение запасов пресной воды приведёт к техническому решению проблемы опреснения вод мирового океана; ресурсы недр исчерпаемы, но есть альтернативные источники энергии и т.д.

Значение земли как природного объекта проявляется и в том, что все иные природные объекты с ней теснейшим образом связаны (леса произрастают на землях лесного фонда; водные объекты протекают по землям водного фонда). И если любые объекты недвижимости (здания, строения, сооружения) по большому счёту могут быть демонтированы и восстановлены на новом месте, то земельные ресурсы непереносимы и невозобновимы.

Земельное право - самостоятельная отрасль российского права, имеющая свой предмет и метод правового регулирования.

Земельное право – это совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Отсюда следует, что предметом земельного права являются две большие группы общественных отношений: по использованию земель и по охране земель.

Как и другие отрасли, Земельное право имеет свой особый (специфический) метод правового регулирования земельных отношений .

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный.

Императивный метод регулирования земельных отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землёй (ведение государственного земельного кадастра, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на равноправия сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землёй, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Взаимодействие данных методов прямо вытекает из главного принципа земельного законодательства, суть которого заключается в том, что регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется, исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе. Именно это триединство понимания земли предопределяет сложную нормативную регламентацию отношений по её использованию и охране императивными и диспозитивными методами. Такая специфика не может быть отражена только нормами гражданского или административного права, нацеленными на решение несколько иных задач. Для этого действует внутренне сбалансированная система земельных законодательных актов Российской Федерации и её субъектов. При этом земельное законодательство выделенное в отдельную отрасль Конституцией России как предмет совместного ведения (ст. 72), находится в динамической взаимосвязи с иными отраслями законодательства.

Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции России норм, регулирующих земельные отношения. Наряду с уже упоминавшимися ст. ст. 9и 72, большое практическое значение представляет ст. 36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются их собственникам свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме конституционного, существует весьма тесная связь и взаимовлияние земельного, гражданского, градостроительного, административного и муниципального законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (водного, лесного, горного).

Основное сходство земельного и иных природоресурсовых отраслей права (водного, горного, лесного), за которыми признаётся самостоятельное значение, состоит в том, что они регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обуславливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта.

Особое взаимодействие существует между гражданским и земельным правом. Регулируя имущественные отношения, включая и недвижимость, гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидность природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности государственной регистрации и т.д.

Рассматривая проблему взаимодействия земельного и гражданского права не следует, однако, преувеличивать специфичность и самостоятельность земельных отношений. Например Б.В. Ерофеев предлагал называть сделки с земельными участками «земельно-правовыми» .

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного права наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового Градостроительного кодекса РФ. С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во много определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельных фондов. Нормы административного права применимы к отношениям по государственному управлению земельными ресурсами, привлечению виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом в ходе государственного управления земельным фондом государственные органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида государственного управления (ведение государственного земельного кадастра, проведение мониторинга земель и т.д.).


См. подробнее об этом: Чубуков Г.В. Земельное право России: Учебник. – М., 2002. С. 11-13; Сырых Е.В. Земельное право: Учебник. – М., 2004. С. 6-9.

Под земельными отношениями как предметом правового регулирования понимается определенная совокупность общественных отношений, объектом которых оказываются блага, предоставляемые обществу землей.

Общественные отношения по поводу земли многообразны, и взаимосвязь этих отношений достаточно сложна. Это оказывается одной из причин того, почему не всегда просто выделить тот или иной круг отношений по поводу земли для специального правового регулирования. Однако выявление круга этих отношений, работа по определению их особенностей и градации важна именно для выбора и установления способа правового воздействия.

Большинство авторов при определении понятия земельных отношений как предмета правового регулирования согласны с тем, что это объективно сложившиеся в обществе отношения по поводу земли. Земельные отношения предстают в этом случае в виде единой обширной группы, объединенной одним материальным объектом, на который направлена человеческая деятельность.

Так, учебником "Земельное право" под редакцией В.В. Петрова земельные отношения определены как волевые общественные отношения, имеющие своим объектом землю*(1). Н.Г. Станкевич также понимает под земельными отношениями волевые общественные отношения, которые складываются по поводу земли как особого объекта хозяйственной и иной деятельности*(2). Данное понятие отражает три основных момента, позволяющие определить круг земельных отношений, которые могут быть предметом регулирования. Это - общественные отношения, это - отношения волевые, и, наконец, объектом этих отношений является земля.

Ю.Г. Жариков к земельным отношениям как предмету земельного права относит отношения по предоставлению (приобретению) земельных участков, совершению сделок с ними, по организации управления в сфере использования и охраны земель различных форм собственности, реализации прав и использовании обязанностей участниками земельных отношений, другие вопросы обеспечения эффективного использования земель*(3). Автор в данном случае акцентирует внимание на том, что земельными отношениями могут быть любые отношения, связанные с использованием земель, которое можно считать эффективным. С.А. Боголюбов в качестве предмета правового регулирования называет землепользование как вид общественных отношений, при этом обращает внимание на проблемы, возникающие в обществе в связи с реализацией этих отношений, как одну из основных предпосылок специального обращения к этим отношениям правом*(4).

Р.К. Гусев под земельными отношениями понимает волевые осознанные общественные отношения, возникающие по поводу земли, которые характеризуются триединством цели - обеспечение наиболее рационального использования земель; охрана земель; обеспечение земельных прав и предусмотренных законом интересов граждан и юридических лиц*(5).


В представленных определениях, как представляется, нет принципиальных расхождений. Авторы акцентируют внимание на разных аспектах этого круга отношений. Так, понятие, приведенное в учебнике под редакцией В.В. Петрова, а также учебнике Н.Г. Станкевич, можно считать наиболее общим и наиболее распространенным в учебной литературе. Ю.Г. Жариков приводит понятие земельных отношений, включая в него описание отдельных видов, отличающихся по сути и характеру. С.А. Боголюбов оценивает основную сущность всего круга отношений, который, по мнению автора, дает основания для выделения их в качестве особого вида. При этом "отношения землепользования" и "отношения по поводу земли" в качестве определения земельных отношений не следует рассматривать как абсолютно разные. Отношения землепользования - это не только деятельность по физическому воздействию на землю, хотя именно эта деятельность - стержень всех отношений по поводу земли. Такое представление о данном понятии дает основания для необоснованного сужения всего круга отношений. Отношения землепользования скорее следует рассматривать как всю совокупность отношений в обществе, направленных на воздействие на земельную территорию с целью ее изменения. Р.К. Гусев приводит такое основание объединения земельных отношений в единое понятие, как единство цели их правового регулирования.

Нормативные правовые акты постоянно обращаются к категории "земельные отношения" при определении участников, объекта или круга этих отношений. При этом в основе нормативного понимания земельных отношений находится норма ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Определение отношений по поводу земли, данное в ст. 3 ЗК, связало это понятие с земельным законодательством. Исходя из положений ЗК*(6), земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом ст. 2 ЗК установлено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, согласно той же статье ЗК, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

Таким образом, согласно ЗК земельные отношения - это отношения по поводу использования и охраны земель. Регулирование этих отношений должно осуществляться Земельным кодексом Российской Федерации, иными законами и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ЗК, а также нормами земельного права, закрепленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ.

Что следует понимать под нормами земельного права и есть ли отличия между нормами земельного права и нормами земельного законодательства, ЗК не поясняет. Но законодатель, устанавливая положение, согласно которому "нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу" (п. 1 ст. 32 ЗК), стремился охватить как нормы, закрепленные нормативными правыми актами земельного законодательства, так и нормы, регулирующие земельные отношения, закрепленные в нормативных правовых актах иных отраслей российского законодательства. Это согласуется с общими представлениями о нормах законодательства и права. В этом направлении движется применение ст. 2 ЗК. Теоретические споры о наличии или отсутствии земельного права как отрасли на правоприменительную практику в данном случае не влияют*(7).

Четкому определению земельных отношений как особого вида отношений не способствует, к сожалению, отсутствие однозначного толкования категории "использование земель". Эта категория закреплена ЗК как основной критерий отграничения земельных отношений от иных. Так, при установлении требований использования земли в целях их охраны*(8) или если речь заходит об использовании земельных участков*(9), мы понимаем, что речь идет преимущественно о регулировании отношений, связанных с непосредственным воздействием на земельный участок. Но содержание ст. 3 ЗК в целом наводит на мысль о том, что использование земель как часть земельных отношений представляет собой нечто большее, чем только физическое воздействие на землю. В частности, п. 3 той же ст. 3 ЗК, указывает на то, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, иным природноресурсным законодательством. Это, а также нормы ЗК (ст. 22, 23, 24, 30 и др.), регулирующие отношения по приобретению и отчуждению земельных участков, указывают на то, что в круг земельных отношений законодательством включены и отношения по поводу перехода земель от одних лиц другим. Таким образом, под отношениями по использованию земель в смысле ст. 3 ЗК следует понимать в широком смысле деятельность, объектом которой является земля. Следует заметить, что и правовая практика в целом подтверждает эту точку зрения и относит к земельным отношениям общественные отношения в области пользования земельными участками, управления землей, охраны земель и оборота земель. В то же время с тем чтобы не было разночтений, целесообразно было бы при регулировании земельных отношений ЗК и другими нормативными актами, не применять термин "использование" в разных значениях.

Кроме определения субъектов (участников) и объектов земельных отношений (ст. 5, 6 ЗК), ЗК и иные нормативные акты уделяют внимание определению различных видов земельных отношений. Причем самая общая градация в целях определения круга отношений, регулируемых земельным законодательством, установлена той же ст. 3 ЗК.

Земельный кодекс РФ особо обратился к тем отношениям по поводу земли, которые возникают в связи с использованием тесно связанных с землей объектов. В ст. 3 ЗК указано, что к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются нормы соответствующего отраслевого законодательства*(10). Таким образом, ЗК подтверждает, что перечисленные отношения земельными отношениями не являются. К земельным отношениям не относит законодатель и отношения по поводу иной, кроме земельного участка, недвижимости.

Тем не менее, нельзя не обнаружить, насколько сложно и на практике, и при законодательном регулировании разграничить и соотнести между собой эти отношения (как и лежащие в их основе интересы). Многообразие отношений, объектами которых является не только земля, но и тесно связанные с ней иные предметы материального мира, оказывается причиной постоянных дискуссий о механизмах правового регулирования. Фактически российское законодательство, при определении механизма воздействия на земельные и смежные с ними отношения, признает различие в интересах, направленных на землю и на объект, на ней расположенный.

Заметим, что ранее ряд авторов считали, что в состав земельных отношений следует включать также отношения, объектами которых являются недра, леса, воды*(11), а также животный мир и атмосферный воздух, естественная (помимо лесов) растительность*(12). Действующее правовое регулирование земельных отношений отказывается от этого варианта.

В то же время лесное законодательство с принятием Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК) в 2006 году сделало шаг к тому, чтобы вывести из состава лесных отношений отношения по поводу лесных участков. Лесные участки, согласно понятию, данному ЛК, несмотря на отличия в их образовании, объявлены разновидностью участков земельных. Водный кодекс Российской Федерации (далее - ВК) также исключил из состава самостоятельных объектов водные объекты, находящиеся в границах земельного участка. Не до конца решен вопрос регулирования использования земельного участка и расположенного под ним участка недр. Тем не менее можно сказать, что со времени принятия ЗК законодатель, внеся изменения в водное и лесное законодательство, содержание земельных отношений фактически расширил. Это, по сути, должно означать и расширение действия земельного законодательства. Хотя, как мы понимаем, общий принцип разграничения земельных, лесных, водных отношений, отношений по поводу использования недр в законодательстве остается в силе.

Отсутствуют пока что основания считать, что законодательство воспринимает в полной мере и идею, согласно которой отношения по поводу земельных участков следует рассматривать только как отношения по поводу недвижимости*(13). За этим логически должно следовать исключение отношений по поводу земельных участков из состава земельных отношений как предмета регулирования земельным законодательством. Дискуссии и развитие законодательного регулирования говорят о том, что многие вопросы этого круга еще не нашли однозначных ответов.

Так, отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками законодатель выделил в особый вид отношений. Согласно п. 3 ст. 3 ЗК имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Заметим, что в этом случае определение этих отношений как особого вида вполне оправдано. Это отношения по поводу использования конкретных объектов земельных отношений - земельных участков.

ЗК именовал данный вид отношений имущественными, имея в виду признание земельного участка недвижимым имуществом. Но, как представляется, признанием очерченного круга отношений по поводу земельных участков имущественными законодатель не имел в виду отказать данному кругу отношений в статусе отношений и земельных (в противном случае объяснения содержания не только ст. 3 ЗК, но и заложенных в Кодексе принципов регулирования отношений данного круга оказываются противоречивыми). Но при этом законодательством определено, что эти отношения являются предметом регулирования как земельным, так и гражданским законодательством.

Можно сказать, что различие во мнениях заключается в том, могут ли отношения по поду владения, пользования и распоряжения земельными участками быть одновременно предметом регулирования земельным и гражданским законодательствомили же эти отношения надлежит считать предметом регулирования одной отраслью законодательства.

Возражения при этом вызывает возможность включения имущественных по своему характеру земельных отношений в состав предмета регулирования законодательством земельным, поскольку все имущественные отношения - предмет регулирования гражданского законодательства*(14).

Обращаясь к этой дискуссии, хотелось бы заметить, что она является частью общего спора о способах правового воздействия на отношения по поводу земли, которые длятся уже давно и имеют свою историю. Смеем заметить, что для правоведов, специализирующихся в области земельно-правового регулирования, ценность земельного законодательства и права как самостоятельной отрасли заключалась в возможности его использования в качестве инструмента комплексного правового воздействия на избранный круг отношений*(15). В этой связи частноправовой характер взятых в отдельности норм о владении, пользовании и распоряжении земельных участков не вызывает сомнений, как и публично-правовой характер норм о государственном земельном контроле или кадастровом учете земельных участков*(16). Однако для достижения цели правового регулирования земельных отношений существенным оказывается не только характер норм, но и их взаимосвязь и совместное воздействие на конкретные отношения.

Данный подход определяет назначение закрепления в праве специальных частноправовых и публично-правовых норм об использовании земли, а также основания и степень их взаимодействия. При этом целью установления определенных правовых механизмов регулирования земельных отношений оказывается (как уже неоднократно говорилось) обеспечение при использовании земли в обществе баланса публичных и частных интересов.

В целом земельные отношения в целях определения правовых средств воздействия на них следует рассматривать как совокупность связанных между собой устоявшихся видов общественного взаимодействия, направленных на удовлетворение определенных потребностей и интересов посредством использования земли.

В то же время выбор направлений правового регулирования использования земли не в последней степени зависит от того, считает ли общество какие-то из существующих земельных отношений приоритетными или ценность всех видов использования земли считается равной. В этом смысле в основе правового регулирования земельных отношений может оказаться как признание приоритета имущественных земельных отношений, так и признание приоритета взглядов на землю как природный объект. Как мы пониманием, способы правового воздействия на земельные отношения в том и другом случае не будут одинаковыми. История нашей страны и иных государств содержит разные варианты решений. Многое при этом может зависеть от особенностей развития государства, от воли действующей государственной власти, от представлений общества о земельных отношениях.

Прежде чем обратиться к вопросу о возможных способах деления земельных отношений на виды, напомним, что за земельными отношениями признаны и собственные критерии определения их состава. Так, уже ранее замечено, что круг отношений, считающихся земельными, во многом зависит от той роли, которую играет в обществе земля. Кроме того, известно, что, выстраивая отношения по поводу земли, следует считаться с целым рядом особенностей этого материального явления, в том числе с тем, что это ограниченный в пространстве нерукотворный природный объект; что этот объект составляет основу существования всего живого на земле. Эти и другие свойства земли не могут не оказывать воздействия на формирование общественных земельных отношений.

Как считаем, все земельные отношения можно условно подразделить на две большие группы, тесно связанные между собой - отношения по поводу присвоения земли и отношения по поводу использования ее полезных свойств. Основная ценность земли для общества заключается именно в эксплуатации полезных свойств земли или предоставляемых землей благ. Но использование этих благ, распространение на землю тех или иных общественных интересов возможно преимущественно путем присвоения определенной земельной территории.

Таким образом, можно сделать несколько выводов о том, как видит современное право земельные отношения и какие сущностные свойства этих отношений оно намерено поощрять и защищать.

Земельные отношения - это отношения, обеспечивающие деятельность по удовлетворению совокупности человеческих потребностей и интересов, если для их реализации необходима земля.

Земельные отношения выстраиваются при сочетании общественных интересов и законных интересов граждан.

Осознанной общественной ценностью земли является то, что она составляет основу жизнедеятельности людей вообще и народов, проживающих на конкретной территории, в частности.

Отношения по поводу земли должны выстраиваться при сознании того, что земля как материальный объект, на который направлена человеческая деятельность,

сочетает в себе сущностные экологические качества, которые выражаются в признании земли природным объектом, а также экономические качества, выраженные в признании земли природным ресурсом и недвижимостью.

Среди экономических (производственных) отношений особую роль играют земельные отношения. Земля испокон веков считается одним из основных источников обеспечения богатства, высокого социального положения и власти. На ней строятся жилые объекты, она лежит в основе производства продуктов питания и экономической деятельности. Земля является одним из главных источников создания возможностей трудоустройства в сельской местности и становится всё более дефицитным ресурсом на городских территориях.

Земля - ограниченный производственный ресурс, а также особый вид богатства (материальной ценности), обладающий, способностью накапливать и увеличивать свою ценность с течением времени при условии рационального пользования и осуществлении технологических инвестиций.

Земельные отношения складываются под влиянием множества факторов, имеющих достаточно сложный состав и структуру. Важное значение при этом имеют историческая преемственность, соответствие земельных отношений социально-экономическим основам общества, необходимость обеспечить финансовую устойчивость экономики, инвестиционную активность отраслей и регионов и т. д.

Земельные отношения являются важнейшей частью сферы общественных отношений, связанных с особым объектом, - землей. В реальной практике земельные отношения выступают в виде организационных, экономических, юридически закрепленных связей людей и организаций по поводу земельных ресурсов. Как особая часть общественных отношений, земельные отношения зависимы от социально-экономических форм государственного устройства, социально-экономического курса, который реализуется в обществе, и от общих целей, которые перед собой ставит и к которым направлено его развитие.

В разные периоды времени земельный вопрос вызвал острейшие споры. Во всех случаях стоял вопрос форм землевладения, отношения к общинному землепользованию. И во все времена земельные отношения представляли собой продукт земельной политики, которая в свою очередь - производная от общеэкономической политики государства, реализующих ее установок и программ.

Под земельными отношениями понимается система связей (в данном случае физических и юридических лиц) по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками. Содержательной частью этих связей выступают земельные площади и продукт земледельческого труда в их натуральной и стоимостной формах.

Субъектом земельных отношений выступают юридические и физические лица, наделяемые в установленном порядке правами пользования, владения, распоряжения или собственника земли. Объект земельных отношений - земельный участок, как средство производства и предмет труда, являющийся одновременно частью природной среды, среды обитания и пространственного базиса размещения недвижимости производственного и непроизводственного назначения.

Механизм экономического регулирования земельных отношений представляет собой сориентированную комплексную внутренне увязанную систему рычагов и стимулов, воздействующих в нужном для страны направлении на интересы. Правовой основой механизма является Законодательство Российской Федерации и субъектов Федерации.

Основными направлениями развития земельных отношений с точки зрения концентрации земли в эффективно работающих хозяйствах всех типов являются ее аренда, расширение рыночного оборота и ипотеки с постепенным вовлечением в этот оборот земель всех типов хозяйств. Но для этого необходимы: формирование реального рыночного механизма, четкое государственное регулирование земельных отношений, в том числе рынка земли; адекватное законодательное закрепление такого регулирования. Правовой вакуум в сфере земельных отношений требует ускоренного приятия Земельного кодекса. Именно в нем должны быть заложены основные принципы регулирования отношений собственности на землю, формирования цивилизованного, регулируемого государством земельного рынка.

Решая сегодня вопрос о собственности на землю, ее купле-продаже, надо исходить в первую очередь из основной цели земельной политики - обеспечения наиболее эффективного использования земли как главного экономического ресурса сельскохозяйственного производства. Не следует вместе с тем абсолютизировать и идеализировать частную собственность на землю. Неограниченная частная собственность на землю может препятствовать ее эффективному использованию, приводить к спекуляции и росту класса рантье. Основой социально-экономических преобразований в аграрном секторе должна стать многоукладная экономика со всем многообразием форм собственности, прежде всего, собственности на землю.

Аграрный сектор последние два столетия находится в постоянной череде реформ, однако ни одна из них не была доведена до конца и не решила столь важного для развития страны вопроса, потому что все аграрные реформы осуществлялись без глубоко продуманной концепции. .

Литература:

1. Лукьянчикова М.О. Земельная собственность как основа формирования земельных отношений в сельском хозяйстве // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - №2. – 2012. С. 34-39

2. Коробейников М. Реформирование земельных отношений в России // Вопросы экономики. - №3. – 2001. С.135-139.