Назначению главы дипломатического представительства предшествует запрос. Дипломатические представительства

Дипломатическое представительство – это государственное учреждение, возглавляет которое дипломатический агент, действующий от имени аккредитуемого государства в стране пребывания в целях установления и поддержания между обоими государствами дипломатических отношений. Эта организация призвана урегулировать возникающие конфликты, как правило, только мирными методами. Основополагающим международным документом, в соответствии с которым устанавливаются статус и функции дипломатических представительств, классы дипломатических представителей, является Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.).

Виды дипломатических представительств

Классификация дипломатических представительств довольно проста. Они могут быть созданы только в двух видах: миссия или посольство. Значительных различий между ними не существует, однако большинство стран, в том числе Российская Федерация, предпочитают обмен дипломатическими представителями – послами. В зависимости от этого выбора, устанавливаются и классы дипломатических представителей. Во главе посольства стоит полномочный или чрезвычайный посол, миссию возглавляет полномочный или чрезвычайный посланник, или же поверенный. На современном этапе государства в большинстве случаев создают свои дипломатические представительства по классу посольства.

Установление дипломатических отношений начинается с принятия общего соглашения. Например, в 1995 году Российской Федерацией и ЮАР было рассмотрено Совместное заявление об утверждении полномасштабных дипломатических отношений на уровне послов.

Отделения диппредставительств могут быть открыты и в городах. В 1995 г. в Екатеринбурге с согласия Правительства РФ было открыто отделение посольства Великобритании.

На практике государства предпочитают утверждать соглашения между собой в письменной форме, а именно: в нотах, совместных заявлениях, коммюнике.

Классы диппредставителей

К классам дипломатических представителей относятся: посол, посланник и поверенный.

Руководство дипломатических представителей подразделяется на:

  • Полномочных и чрезвычайных послов.
  • Полномочных и чрезвычайных посланников.
  • Поверенных в делах. При этом следует отличать поверенного в делах от временного поверенного. Последний является лицом, которое исполняет обязанности главы представительства только временно, ввиду его отпуска, отзыва, болезни и др.

Классы дипломатических представителей – посол, посланник, поверенный – проходят обязательную аккредитацию. Если посол и посланник аккредитуются главами государств, то поверенный – при министрах иностранных дел.

Правительство каждого государства решает, какой класс присвоить главе представительства.

Ранги диппредставителей

У большинства государств имеются ранги дипломатических представителей – это специальные звания, которые присваиваются работникам. Как и должности, они утверждаются законодательством соответствующей страны.

В России предусмотрены такие дипломатические ранги, как: чрезвычайный, полномочный посол, полномочный и чрезвычайный посланник первого и второго класса; советник первого и второго класса; первый секретарь первого или второго класса; второй секретарь первого или второго класса; третий секретарь; атташе.

Президенту принадлежит право присваивать дипломатические ранги посланникам и послам, министру иностранных дел – всем остальным. Сотрудники дипломатического персонала России поступают на службу в МИД.

Функции диппредставительств

К основным функциям дипломатических представительств в стране пребывания относятся:

  • защита граждан и интересов аккредитующего государства;
  • установление при помощи законных средств обстоятельств событий и условий пребывания;
  • представительство государства;
  • проведение переговоров с правительством.

Порядок назначения и введения в должность главы представительства

Аккредитуемое государство до назначения главы представительства запрашивает агреман (согласие) у руководства страны пребывания в отношении конкретной кандидатуры работника. В случае отказа в агремане либо отсутствия какого-либо ответа глава представительства не назначается. Государство вправе не давать комментариев и не мотивировать отказ.

То есть глава представительства утверждается только после получения агремана. Ему выдается верительная грамота, которая является документом, направляемым властям страны пребывания. Она означает, что выбранное лицо будет излагать дипломатическую волю данного государства, поэтому ему и просят «верить». Собственно, отсюда и пошла название «верительная грамота».

Главы диппредставительств в иностранных государствах в Российской Федерации назначаются Президентом, а министр иностранных дел подписывает верительные грамоты.

Одно лицо может занимать эту должность в двух или более государствах, но при условии, если стороны не имеют возражений против этого. Чаще всего страны обмениваются дипломатическими представителями равных рангов.

Формирование состава дипломатического представительства

Внутренняя структура, глава и персонал дипломатического представительства утверждаются законодательными актами аккредитующей страны.

В дипломатическом представительстве персонал состоит из трех групп работников:

  • дипломатический;
  • административно-технический;
  • обслуживающий.

Классы и ранги дипломатических представителей входят в первую группу работников. К ним относятся посланники, послы, советники первого и второго класса, атташе, специальные атташе (военно-воздушный, военный и др.), торговые представители, первые, вторые, третьи секретари.

Совокупность дипломатических представителей в стране пребывания составляет дипломатический корпус, который возглавляется деканом. Эту должность, как правило, занимает дипломатический представитель, чья продолжительность пребывания в государстве больше по сравнению с остальными.

К административно-техническому персоналу относятся лица, выполняющие административно-техническое обслуживание представительства (делопроизводители, референты, бухгалтеры, переводчики и др.).

Обслуживающий персонал – это работники, осуществляющие функции по обслуживанию представительства и его работников (повара, уборщики, садовники, шоферы и др.).

Членами дипломатического персонала могут быть только граждане представляемого государства, в то время как должности в административно-техническом или обслуживающем персонале вправе занимать и граждане страны пребывания.

Привилегии службы в дипломатическом представительстве

Под привилегиями подразумеваются специальные преимущества и права, которые предоставляются представительствам и их сотрудникам. Кроме того, каждый работник наделяется иммунитетами. Иммунитет – это исключение представительства из юрисдикции и каких-либо принудительных действий в стране пребывания. Все классы дипломатических представителей на службе имеют иммунитет и привилегии.

Следует различать иммунитеты и привилегии сотрудников и самих дипломатических представительств:

  • неприкосновенность зданий, земельных участков, помещений, то есть иммунитет от ареста, обысков или др.;
  • освобождение от налогов на всех уровнях управления, кроме оплаты счетов по конкретно оказанным услугам; от местных налогов и пошлин также освобождаются все виды выполняемых работ, например выдача виз;
  • документы, архивы, официальная корреспонденция, дипломатическая почта становятся неприкосновенными;
  • сотрудники имеют право на свободное перемещение по территории государства, в котором находится представительство;
  • личность, частная резиденция дипломатических агентов имеют такую же защиту;
  • сотрудники пользуются иммунитетом от гражданской, уголовной и другой юрисдикции, за исключением отдельных случаев.

Основания для прекращения деятельности

Дипломатическое представительство завершает деятельность в стране пребывания при наступлении следующих обстоятельств:

  • прекращение существования как государства страны пребывания или аккредитующего государства;
  • разрыв одной из сторон или обеими дипломатических отношений;
  • начало между странами военных действий.

Деятельность каждого дипломатического агента в стране пребывания может быть завершена по причине его отзыва аккредитующим государством или объявлении его persona non grata, что означает «нежелательное лицо». Это может произойти по причине совершения им действий, идущих вразрез с официальным статусом (вмешательство в дела государство, шпионаж или др.). В ситуации отзыва главы представительства преемником или им самим главе страны пребывания или министру иностранных дел передаются отзывные грамоты. Все классы дипломатических представителей после прекращения деятельности организации подлежат возвращению в свое государство.

В каждом представительстве имеется его глава, то есть аккредитованный дипломатический представитель - лицо, на которого аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве, и персонал представительства - её вспомогательный аппарат. Ст. 2 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Согласно международному праву, представитель - единственное лицо, представляющее своё государство в государстве пребывания по всем вопросам. Он может передать различные функции своему персоналу, но он один несёт ответственность и за своё руководство, и за то руководство, которое осуществляется другими, уполномоченным им. Он является также высшим представителем по сравнению с другими возможными постоянными представителями этого государства в государстве пребывания. Первые два слова полного названия должности посла говорят сами за себя Чрезвычайный и Полномочный.

Место по старшинству глав дипломатических представительств определяются в соответствии с укоренившимися традициями. Обычно они следуют за членами кабинета министров и главами законодательных собраний.

Ни одно государство мира не содержит дипломатического представительства в каждой столице мира. Большинству их них приходится выбирать и устанавливать баланс между национальными интересами и необходимыми затратами. Дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно дипломатическим представителем в другом или в нескольких других государствах, если со стороны любого из принимающих государств нет против этого возражений. Ст. 5 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Такое совмещение называется кумуляцией дипломатического представительства. Такая практика довольно распространена. Если государство назначает главу представительства в одном или нескольких других государствах, то оно может учредить дипломатические представительства, возглавляемые временными поверенными в делах, в каждом государстве, где глава представительства не имеет постоянного местопребывания. Однако государство вправе и не создавать такого представительства. Тогда в этом случае оно будет осуществляться периодическими приездами дипломатического представителя.

Возможна и такая кумуляция дипломатического представительства, при которой одно лицо представляет два или более стран в государстве пребывания, если последнее не возражает против этого.Ст. 6 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1962 года закрепила сложившуюся практику деления глав дипломатических представительств на три класса: послы и папские нунции; посланники и интернунции; поверенные в делах. Конвенция установила, что между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета. По старшинству в дипломатическом корпусе послы стоят на первом месте.

Послами обмениваются не только великие державы, но и любые государства, что соответствует принципу суверенного равенства государств.

Назначение дипломатических представительств регулируется нормами, как внутригосударственного права, так и международного права. В каждом государстве существует тот или иной порядок назначения дипломатического представителя.

Обычно кандидатура представителя посылается из министерства иностранных дел в парламент. После его одобрения глава государства (президент, монарх) должен дать уже окончательное согласие.

Для начала миссии дипломатического представителя в стране важно получение агремана, то есть предварительного согласия на принятие данного представителя. Ст. 4 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Необходимость агремана - твёрдо установившаяся норма современного дипломатического права.

§ 13. Назначение главы дипломатического представительства

При первичном установлении дипломатических отношений до приезда посла в страну его аккредитации направляется группа дипломатических и административно-технических работников, призванных подготовить посольство к нормальному функционированию. Об официальном открытии посольства сообщается циркулярной нотой, посылаемой в МИД и дипломатический корпус. В документе указываются официальный адрес посольства, телефоны его сотрудников, дни и часы работы. По согласованию со страной пребывания могут быть проведены некоторые протокольные мероприятия - торжественный подъем государственного флага над зданием посольства, коктейль и т.п., на которые приглашаются представители МИД, других органов страны, печати. Аналогичные мероприятия могут быть организованы и при переезде посольства в новое здание.

В международной практике принято до назначения главы дипломатического представительства в ту или иную страну, запросить агреман (l"agrement - французское слово, означающее согласие правительства принимающего государства) на его назначение. Эта практика отражена в Венской конвенции о дипломатических сношениях: "Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве". Если нет особых соображений о запросе агремана в центре, агреман целесообразнее запрашивать через дипломатического представителя, оставляющего пост, что дает ему возможность до своего отъезда на родину провести дополнительную полезную дипломатическую работу.

В зависимости от местной протокольной практики он наносит прощальные визиты главе государства, главе и членам правительства, своим коллегам по дипломатическому корпусу, политическим и общественным деятелям страны пребывания, посещает устраиваемые в его честь приемы. Это дает возможность подвести итог отношений между двумя странами за период деятельности, высказать пожелание относительно перспектив этих отношений и т.д. Иногда может быть предоставлена возможность выступить по радио и телевидению, чем, разумеется, следует воспользоваться.

Получив указание своего министерства иностранных дел, дипломатический представитель посещает министра иностранных дел страны пребывания или другое лицо (в зависимости от местной практики), которому в устной форме сообщает об оставлении своего поста в этой стране и о поручении запросить агреман на назначение дипломатическим представителем его страны другого лица. В дополнение к устному заявлению он вручает справку о лице, на которого запрашивается агреман (печатается на чистом листе бумаги без герба, без подписи, без даты и печати). В справке указываются фамилия, имя и отчество этого лица, его год рождения, образование, семейное положение и краткие сведения о предыдущей служебной деятельности.

В некоторых случаях запрос агремана производится путем направления министерством или посольством вербальной ноты, к которой прилагается краткая биографическая справка с послужным списком посла. Ответ на запрос агремана дается в адекватной форме (устно или письменно в виде ноты). При запросе на посла, впервые выезжающего в страну после установления с ней дипломатических отношений, запрос может быть сделан через посольства в третьих странах. В очень редких случаях, когда речь идет о широко известном государственном деятеле, назначаемом на должность посла, агреман может быть запрошен по телефону. На практике это должен сделать министр иностранных дел через посла страны предполагаемой аккредитации. Как правило, положительный в таких случаях ответ дается также по телефону (или во время личного визита) в максимально короткие сроки.

Факт запроса агремана разглашать не принято с тем, чтобы избежать возможных осложнений между государствами в случае отказа в предоставлении агремана и возможных комментариев третьих сторон. Венская конвенция 1961 года не обязывает государства мотивировать свои решения об отказе в агремане, и практике известно немало случаев применения этого правила на практике. На возможные вопросы дипломатов и журналистов относительно запроса агремана принято давать ответ в том духе, что дипломатическая традиция не разрешает сообщать что-либо по этому поводу; можно сослаться и на свою неосведомленность. Разглашение сведений о факте запроса агремана, отказе в его даче может повредить дипломатической карьере лица, которому не был предоставлен агреман при его назначении в другую страну.

Хотя запрос агремана и формальная сторона дела, тем не менее она имеет определенный смысл. Без запроса и получения агремана назначить дипломатического представителя нельзя, и в настоящее время необходимость этого никем не оспаривается. Кроме того, суверенным правом любого государства является предотвратить назначение дипломатическим представителем лица, нежелательного для правительства страны пребывания. Ясно, что ни одно правительство не примет в свою страну дипломатическим представителем лицо, которое выступало с враждебными заявлениями против даннойстраны или участвовало вакциях против нее, то есть если известно, что это лицо недружелюбно относится к стране и выражало это отношение в публичной форме. Любое правительство естественно, вправе рассчитывать на то, чтобы к нему прислали человека лояльного и объективного. Каждому дипломатическому работнику, понятно, крайне важно проявлять осторожность в суждениях о той или иной стране в приватных беседах, а тем более в выступлениях в печати, в публичных докладах и лекциях.

Ответ на запрос агремана принято давать в короткий срок, если не имеется соображений о затяжке ответа по политическим мотивам: срок ответа в этом плане является своего рода показателем состояния отношений между странами. Чем более дружественный характер имеют эти отношения, тем быстрее дается положительный ответ на запрос об агремане. Затягивание ответа всегда производит отрицательное впечатление. Не принято напоминать о запрошенном агремане и просить об ускорении ответа.

Дипломатический представитель, получивший агреман, равно как и любой другой дипломат, имеющий разрешение на въезд в страну (в виде въездной визы), считаются персоной грата, то есть желательным лицом.

Случаи отказа вполучении агремана редки, но тем не менее они бывают. Один такой пример из российской истории описан академиком Е.В.Тарле и касалсяотказа в даче агремана Николаем I в 1832 году на назначение английским послом в Петербург Стрэтфорда-Каннинга. В демонстративном поступке Николая I, по мнению ученою, немалую роль сыграли обильные сведения о деятельности и умело проводимых антирусских интригах талантливого английского дипломата в Константинополе и Греции. Британский Форин офис, продолжая настаивать на агремане, навел справку в Петербурге, не согласится ли царь принять Стрэтфорда-Каннинга с тем, что после приезда в Петербург он представится царю и затем немедленно уедет из Петербурга безвозвратно. Николай I на это ответил, что он обещает дать Стрэтфорду-Каннингу один из самых высоких русских орденов, лишь бы он только вовсе не приезжал в Петербург. По некоторым сведениям, Стрэтфорд-Каннинг, будучи впоследствии английским послом в Турции, во многом содействовал развязыванию Крымской войны 1854-1856 годов.

Советской практике также были известны случаи отказов в даче агремана.

Дипломат, не получивший агремана, считается персоной нон грата, то есть нежелательным лицом. Персоной нон грата считается также любой другой дипломатический работник, которому правительством страны пребывания не дано разрешение на въезд или предъявлено требование о выезде. Хотя причин объявления дипломатическогопредставителя или другого дипломатического работ-ника персоной нон грата не сообщается, ими могут быть: публичное отрицательное отношение к правительству страны пребывания, вмешательство в ее внутренние дела, неуважение к законам иобычаям, злоупотребление дипломатическими привилегиями, нарушение общепринятых норм поведения дипломата ит.п.

Делается это в полном соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях, которая гласит: "Государство пребывания может влюбое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является персоной нон грата или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции впредставительстве. То или иное лицо может быть объявлено персоной нон грата или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания" (ст. 9, п. 1).

Дипломатической истории известно немало случаев объявления персоной нон грата глав дипломатических представительств и дипломатических работников представительств за выступления против страны своего пребывания, деятельность, несовместимую со статусом дипломата, вмешательство во внутренние дела страны, злоупотребление дипломатическими привилегиями и за другие нарушения.

Что же касается самого ответа на запрос об агремане, то здесь тоже немалосвоеобразия. В частности, не принято давать ответ в виде официального отказа. Сама длительность задержки с ответом расценивается как свидетельство нежелания принимать то или иное лицо в качестве посла, и его кандидатура, как правило, снимается. В этом случае правительство, делавшее запрос на получение агремана, может в порядке реторсии (меры воздействия, предпринимаемые одним государством против другого в ответ на "неосновательные меры, нарушающие интересы государства) оставить пост посла вакантным на длительный срок, и посольство будет соответственно возглавляться временным поверенным в делах, что, естественно, воспринимается как снижение уровня отношений между государствами. В свою очередь "пострадавшее" государство может в порядке взаимности потянуть со сроком дачи агремана новому послу страны-"обидчицы".

Как видим, запрос агремана - институт весьма деликатный и оружие, как и многое в дипломатии, обоюдоострое. Поэтому правительство, к которому обратились с запросом об агремане, обычно не затягивает с ответом, идя на отказ в крайне редких случаях, действительно вызываемых политической или иной необходимостью.

В Российской Федерации после получения агремана издается указ Президента о назначении дипломатического представителя. Одновременно издается указ об освобождении от обязанностей его предшественника.

На назначение временного поверенного в делах запрашивать агреман не требуется. При любом выезде из страны - временном или постоянном - глава дипломатического представительства направляет Министерству иностранных дел личную ноту, в которой сообщает о своем отъезде из страны и указывает, кто на время его отсутствия будет являться временным поверенным в делах. В современной дипломатической практике все большее распространение приобретает практика направления вербальных нот об отъезде главы дипломатического представительства и о назначении временного поверенного в делах. Министерство иностранных дел подтверждает получение такой ноты, и формальности с назначением временного поверенного в делах на этом заканчиваются.

В зависимости от местной протокольной практики ноты (личные или вербальные) об отъезде посла и о назначении временного поверенного в делах, а также о возвращении посла посылаются также дипломатическому корпусу (каждому посольству или миссии страны, с которой Российская Федерация имеет дипломатические отношения, а также дуайену дипкорпуса).

Дипломатическое представительство (диппредставительство) - зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений .

Обмен дипломатическими представительствами между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень - посольство , во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия , возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим виды и функции дипломатических представительств, процедуры назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях . «Конвенция о специальных миссиях» 1969 г. и «Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 г. также регулирует деятельность дипломатических представительств.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Право внешних сношений

    Право внешних сношений (интерактивная лекция).

    Дипломатические ранги и должности. Персонал дипломатического представительства.

    Субтитры

Порядок назначения и основания прекращения функций дипломатического представительства

  • «Положение о рангах дипломатических представителей» (Венский регламент) 1815 г.
  • Аахенский протокол 1818 г.

Полномочия дипломатических представителей

Функции дипломатического представительства:

  • представительство своего государства в стране пребывания;
  • защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующего государства и его граждан;
  • ведение переговоров с правительством принимающего государства;
  • поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания;
  • осуществление консульских функций;
  • выяснение всеми законными средствами событий и условий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства.

Порядок назначения и отзыва главы дипломатического представительства

Перед оформлением назначения какого-либо лица на пост дипломатического представителя в данном государстве у правительства последнего испрашивается согласие. В международном обиходе согласие обозначается словом «агреман ». Агреман запрашивается устно. Иногда этот запрос сопровождается представлением записки без подписи и на бумаге без бланка, с краткими биографическими данными будущего представителя. Ответ на запрос даётся обычно без задержки. Вопрос о том, обязано ли государство, отклоняющее кандидатуру представителя, сообщить мотивы отклонения, является спорным. Агреман для временных поверенных в делах не требуется. Эти лица вступают в исполнение своих обязанностей на основании письма дипломатического представителя, уведомляющего главу ведомства иностранных дел о своём отъезде или болезни и о возложении обязанностей временного поверенного в делах на того или иного члена представительства. В исключительных случаях (тяжёлая болезнь дипломатического представителя или его смерть) сам советник (или, при отсутствии такового, следующий за ним дипломатический чин представительства) отправляет указанное письмо за своей подписью. Агреман не требуется также для работников дипломатического представительства. Исключение составляют военные, морские и авиационные атташе, при назначении которых в международной практике принято предварительно извещать соответствующее правительство. После получения агремана назначение дипломатического представителя оформляется в виде постановления (указа, декрета), подписанного главой назначающего государства.

Дипломатическое представительство - орган государства, находящийся на территории другого государства для осуществления дипломатических сношений с этим государством.

Существует два вида дипломатических представительств : посольства и миссии. Посольство возглавляет чрезвычайный и полномочный посол, миссию - чрезвычайный и полномочный посланник, либо поверенный в делах.

Дипломатические отношения устанавливаются на основании соглашения между соответствующими государствами. Могут также открываться отделения дипломатических представительств в различных городах.

Согласно ст. 3 Венской конвенции о дипломатических отношениях 1961 г., основными функциями дипломатического представительства являются : 1) представительство аккредитирующего государства в государстве пребывания; 2) защита в государстве пребывания интересов аккредитирующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом; 3) ведение переговоров с правительством государства пребывания; 4) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству; 5} поощрение дружественных отношений между аккредитирующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры, науки.

Согласно международному праву, дипломатический представитель - единственное лицо, представляющее свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Он является также высшим представителем по сравнению со всеми другими возможными постоянными представителями этого государства в государстве пребывания (представительный характер).

Порядок назначения дипломатических представителей регулируется нормами как внутреннего, так и международного права.

Назначение главы дипломатического представительства проходит четыре стадии : а) запрос агремана; б) назначение на должность; в) прибытие в страну назначения; г) официальное вступление в должность после вручения верительной грамоты. Верительная грамота - это полномочия главы представительства.

На остальных членов дипломатического персонала агреман не запрашивается, и они после своего назначения и прибытия в страну считаются приступившими к исполнению служебных обязанностей с момента уведомления компетентных властей государства пребывания (обычно министерства иностранных). В отношении военных атташе многие государства придерживаются практики, являющейся по существу разновидностью запросов агремана.

Прекращение функций дипломатического представителя согласно ст. 43 Конвенции о дипломатических сношениях, наступает в случаях: 1) его отозвания аккредитирующим государством; 2) объявления правительством государства пребывания о том, что представитель является лицом, утратившим его доверие- персона нон грата- нежелательное лицо; 3) разрыва дипломатических отношений; 4) войны между аккредитовавшим и принявшим представителя государствами; 5) прекращение существования аккредитирующего государства или государства пребывания как субъектов международного права.



Дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно дипломатическим представителем в другом или в нескольких других государствах, если со стороны любого из принимающих государств нет против этого возражений.

Дипломатический корпус:

в узком смысле - это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве;

в широком смысле - совокупность членов дипломатического персонала иностранных дипломатических представительств в данном государстве и членов их семей.

Работники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами (изъятиями из-под юрисдикции государства пребывания) и привилегиями, т.е. льготами, преимуществами, которые обычным иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитета и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей. Именно их иммунитета и привилегии являются дипломатическими в точном значении этого слова.

Персонал дипломатического представительства делится на три группы : дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги- специальные звания. К дипломатическому персоналу относятся послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.

Административно-технический персонал - это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты, заведующие канцеляриями, бухгалтера, делопроизводители, машинистки, шифровальщики).

Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара, шоферы, швейцары, лифтеры, дворники).

Венская конвенция 1961 г. упоминает еще об одной категории – «частных домашних работниках» , под которыми понимаются лица, исполняющие обязанности домашних работников у сотрудников дипломатического представительства, и которые не являются служащими аккредитирующего государства.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами :

1) Неприкосновенность помещений представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба;

2) Помещения представительства и находящееся в нем имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий;

3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания.

4) Архивы и документы представительства неприкосновенный любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

5) Сотрудники представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания (в России - уведомительно-разрешительный характер).

Свобода отношений представительства: т.е. представительство может пользоваться при сношении со своим правительством и другими представительствами и консульствами всеми средствами, включая дипломатических курьеров и закодированные и шифрованные депеши.

Право пользоваться флагом и эмблемой . Представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитирующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средства передвижения.

Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

1. Личность дипломатического агента неприкосновенна.

2. Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.

3. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

4. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме случаев:

Вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

Исков, касающихся наследованная, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказо-получателя наследства;

Исков, относящихся те любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

Дипломаты не обязаны давать показания в качестве свидетелей. Они не могут быть подвергнуты штрафу или иным административным взысканиям. Дипломата нельзя подвергнуть штрафу при автомобильном инциденте и возбудить против него дело о взыскании убытков в суде.

Фискальный иммунитет : дипломаты освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных и муниципальных, за исключением косвенных налогов на наследство и некоторых сборов.

Таможенные привилегии : государство пребывания в соответствии. С принятыми им законами и правилами разрешает дипломатам ввозить предметы, предназначенные для нужд представительства и личного пользования, а также для пользования членами их семей, без взимания таможенных пошлин, налогов и сборов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобные услуги.

Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом.

Средства передвижения дипломата неприкосновенны . Под неприкосновенностью средств передвижения дипломатов понимается освобождение от обысков, реквизиции, ареста и исполнительных действий (п. 4 ст. 22 Венской конвенции 1961 г.).

Глава дипломатического представительства пользуется, кроме того, еще рядом привилегий , к которым относятся: право поднимать флаг своего государства на здании представительства и своей резиденции, а также на средствах передвижения, право на содержание в помещении представительства специального помещения для отправления религиозных обрядов, ряд почестей церемониального характера.

Согласно Венской конвенции 1961 г., члены административно-технического персонала дипломатического представительства и члены их семей , живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, освобождением от налогов, сборов, повинностей, а также некоторыми таможенными привилегиями .

Члены обслуживающего персонала в соответствии с Венской конвенцией пользуются иммунитетом в отношении действий, совершаемых ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин с получаемого ими заработка .

Домашние работники сотрудников представительства , если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими на своей работе .

Хотя дипломата нельзя привлечь к ответственности за нарушение законов и постановлений страны пребывания, но он может быть объявлен правительством этой страны персоной нон грата и будет вынужден покинуть ее. Согласно Конвенции дипломаты не могут заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.