Порядок отнесения деятельности к определенной категории риска. Перечни организаций, отнесённые к категориям высокого и значительного риска

1. Настоящие Правила устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов (далее - объекты государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности (далее - классы опасности).

2. Для отдельного вида государственного контроля (надзора) применяются категории риска либо классы опасности.

3. Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности согласно приложению и устанавливается для видов федерального государственного контроля (надзора) - положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, для видов регионального государственного контроля (надзора) - нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в случае его отсутствия - нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, если такие критерии не установлены федеральным законом, устанавливаются с учетом настоящих Правил для вида федерального государственного контроля (надзора) - положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, для видов регионального государственного контроля (надзора) - нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в случае его отсутствия - нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

6. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), и вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

7. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

8. Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

9. При оценке вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (далее - органы государственного контроля (надзора), информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

10. При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска или классам опасности, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска или классам опасности.

11. Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.

12. При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

Размещение информации осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

13. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

14. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного для вида федерального государственного контроля (надзора) положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а для вида регионального государственного контроля (надзора) - приложением к настоящим Правилам периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного законодательством Российской Федерации действия или события.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Плановые проверки, периодичность проведения которых определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", осуществляются с установленной периодичностью независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

16. Положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а для видов регионального государственного контроля (надзора) - нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации устанавливаются особенности осуществления мероприятий по контролю в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенной категории риска или определенному классу опасности в части сокращения срока проведения проверок и непроведения плановых выездных проверок.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора) (далее - заявление).

18. Заявление содержит следующие сведения:

а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);

д) информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;

е) адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

19. К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель. настоящих Правил, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора), по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен ими в орган государственного контроля (надзора).

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

22. В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.

Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)

Арбитражный суд Свердловской области (АС Свердловской области)

Бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований. Кроме того для признания действия (бездействия) незаконным необходимо установить наличие самого факта действия (бездействия). Согласно статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № ...

Постановление от 14 июня 2019 г. по делу № А27-19978/2018

Седьмой арбитражный апелляционный суд (7 ААС)

ФЗ закреплено, что Правительством Российской Федерации может быть установлена иная периодичность проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 8.1 названного Закона, в зависимости от отнесения деятельности юридического лица и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (...

Впервые понятие риск-ориентированного подхода при проведении проверок появилось в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 30.10.2017; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ) в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”», который вступил в силу 14.07.2015.

По общему правилу, согласно ч. 2 ст. 2 названного Федерального закона № 246-ФЗ, риск-ориентированный подход при проведении государственного контроля (надзора) применяется с 1 января 2018 г. Однако Правительство РФ вправе определить отдельные виды государственного контроля (надзора), которые с применением риск-ориентированного подхода могут осуществляться до 1 января 2018 г.

ЧТО КОНТРОЛИРУЮТ С ПРИМЕНЕНИЕМ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в ред. от 22.07.2017) утверждены:

Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее — Правила);

Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (далее — Перечень).

В п. 4 Перечня назван федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (в ред. от 16.02.2017) утверждено Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Положение).

Федеральный государственный надзор в сфере труда с применением риск-ориентированного подхода проводится в отношении работодателей — юридических лиц (организаций) и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей .

КТО ОПРЕДЕЛЯЕТ КАТЕГОРИЮ РИСКА ИЛИ КЛАСС ОПАСНОСТИ

При применении риск-ориентированного подхода к проведению проверок соблюдения требований трудового законодательства деятельность работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей) относится к определенной категории риска в соответствии с Правилами.

В соответствии с п. 18 Положения отнесение деятельности организации или индивидуального предпринимателя к категории риска осуществляется:

Решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;

Решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности.

КАК РАССЧИТЫВАЮТ КОЭФФИЦИЕНТ УСТОЙЧИВОСТИ ДОБРОСОВЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

При расчете показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда для организаций или индивидуальных предпринимателей учитывается коэффициент устойчивости их добросовестного поведения, связанного с исполнением обязательных требований (Ку) . Этот коэффициент рассчитывается для каждого работодателя исходя из наличия:

Несчастных случаев, признанных связанными с производством;

Задолженности по заработной плате;

Назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда.

Данных ведомственной отчетности о результатах проверок, представленных территориальными органами Роструда за три года, предшествующих текущему. В ведомственной отчетности о деятельности трудовых инспекций в субъектах Российской Федерации содержатся сведения об административных правонарушениях, в том числе возбужденных органами прокуратуры;

Сведений о травматизме за три года, предшествующих текущему;

Сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.

КАК ЧАСТО ПРОВОДЯТСЯ ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Плановые проверки в отношении деятельности организации или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска проводятся со следующей периодичностью :

В отношении организации или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся .

КАКИМ СПОСОБОМ ОРГАНИЗАЦИИ УЗНАТЬ СВОЮ КАТЕГОРИЮ РИСКА

На официальном сайте Роструда до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об организациях или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков :

Полное наименование юридического лица (организации), фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН);

Индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);

Место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

В настоящее время на официальном сайте Роструда опубликованы следующие перечни работодателей:

Приказом Роструда от 14.06.2017 № 350 утвержден перечень работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отнесенных к категории высокого риска.

Указанными выше перечнями будут руководствоваться трудовые инспекции при проведении проверок работодателей.

Таким образом, узнать свою категорию риска работодатель может, обратившись:

К перечням организаций или индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков, размещенным в интернете на официальном сайте Роструда;

С письменным запросом в Федеральную службу по труду и занятости. По запросу работодателя Роструд должен предоставлять информацию о присвоенной его деятельности категории риска.

МОЖЕТ ЛИ ИЗМЕНИТЬСЯ КАТЕГОРИЯ РИСКА

Отметим, что Положение предусматривает возможность понижения либо повышения категории риска, присвоенной работодателю (организации, индивидуальному предпринимателю), по результатам проведенной в отношении него плановой проверки.

В случае отсутствия назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки принимается решение о понижении категории риска , присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска .

При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством, за три года, предшествующих текущему, категория повышается до высокого риска .

В случае пересмотра решения об отнесении деятельности организации или индивидуального предпринимателя к одной из категорий риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.

Решение об изменении категории риска на более низкую принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении работодателя к категории риска. Такое решение с приложением документов и сведений, на основании которых оно было принято, направляется должностному лицу, уполномоченному относить работодателя к соответствующей категории риска.

При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) считается отнесенной к категории низкого риска .

Кроме того, предусмотрен заявительный характер изменения присвоенной ранее категории риска: работодатель может сам подать в трудовую инспекцию соответствующее заявление.

Приветствую, уважаемые друзья! Как мы уже знаем, проверки ГИТ должны осуществляться с применением риск-ориентированного подхода, вопрос только в том, где и как узнать к какой категории риска отнесена организация. Про перечень организаций, которые были отнесены к категориям высокого и значительного риска, далее и пойдёт речь. Только сначала предыстория.

С чего начинался риск-ориентированный подход

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 г. № 197 были внесены изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждённое постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875.

Изменениями было определено, что государственная инспекций труда должна осуществлять проверки с применением риск-ориентированного подхода.

Постановлением № 197 было определенно, что деятельность работодателей должна быть отнесена к определённой категории риска в соответствии с Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806.

Кто и как определят категорию риска

  • решения главного государственного инспектора труда РФ (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
  • решения главного государственного инспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.

Какая периодичность проверок ГИТ с учётом риск-ориентированного подхода

Проведение плановых проверок ГИТ в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей зависит от присвоенной категории риска и должно осуществляться со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», для работодателей, отнесённых к категории высокого риска, плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора).

Более подробную информацию о риск-ориентированном подходе можно получить из прошлых заметок:

Перечни организаций, отнесённые к категориям высокого и значительного риска

К высокому риску были отнесены организации согласно приказу Роструда от 14.06.2017 г. № 350 «Об отнесении деятельности работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к категории высокого риска». Этот же перечень организаций можно посмотреть на официальном сайте Роструда .

Посмотреть перечень организаций, отнесённых к категории значительно риска, можно также на официальном сайте Роструда, а именно .

Отслеживать обновление перечней нужно .

Самостоятельно определить категорию риска можно с помощью онлайн калькулятора категории риска .

На этом всё. Если заметка оказалась полезной, то не проходим мимо рейтинговых звёздочек и формы комментариев, которые расположены чуть ниже;) Спасибо за участие!

Продолжение следует …

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и используемых ими при такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.

Риск-ориентированный подход применяется при проведении федерального государственного пожарного надзора; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором и ФМБА России; а также федерального государственного надзора в области связи.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о видах государственного контроля (надзора) с учетом утвержденных правил либо федеральным законом. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

  • Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности;
  • перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода;
  • изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций представить до 1 февраля 2017 г. в Правительственную комиссию по проведению административной реформы доклады о результатах реализации настоящего постановления.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок со дня принятия настоящего постановления внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о включении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный настоящим постановлением.

4. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок со дня принятия настоящего постановления представить в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения о критериях отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности при осуществлении государственного регионального контроля (надзора).

5. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и средств, предусмотренных указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства

Российской Федерации