Ликвидация мировых судов в каком году. Депутаты отказались понимать ликвидацию мировых судей и потребовали дополнительных разъяснений

Мировой суд – это первичное (низшее звено) судебной системы (судов общей юрисдикции), рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела.

Полномочия, порядок деятельности и создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о мировых судьях, УПК и ГПК.Своеобразие статуса мировых судов (мировых судей) проявляется и том, что в соответствии с перечисленными законами они наряду с конституционными (уставными) судами субъекта Федерации отнесены к числу возглавляемых ВС судов общей (гражданской) юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются судами федеральными. Мировые суды – это суды субъектов РФ.

Мировой судья – это низшее должностное лицо судебной системы, назначаемое (избираемое) на должность законодательным (представительным) органом субъекта РФ либо избираемое на должность населением соответствующего судебного участка, единолично рассматривающее дело в мировом суде. Срок полномочий мирового судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Указанный Закон о мировых судьях определил только временные рамки этого срока.

Порядок назначения мировых судей

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В отличие от порядка назначения на должность судей федеральных судов мировые судьи могут либо назначаться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо избираться населением соответствующего судебного участка.

Закон не содержит нормы о том, кто представляет законодательному (представительному) органу к назначению кандидатов на должность мировых судей. Как показывает практика, такое назначение производится по представлению председателей верховных судов республик, краевых, областных и соответствующих им судов.

В случае отклонения кандидатуры на должность мирового судьи председателем указанного вышестоящего суда либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации квалификационная коллегия судей может при наличии повторного заявления кандидата, рассмотрев основания отклонения, повторно дать положительное заключение для назначения кандидата на должность мирового судьи. В этом случае вопрос о назначении кандидата на должность мирового судьи решается на общих основаниях.

Порядок назначения либо избрания мировых судей относится к компетенции субъекта Российской Федерации. Однако представляется, что если его законом предусматривается избрание мирового судьи населением судебного участка, то такое избрание должно производиться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Разумеется, что голосованию должно предшествовать обнародование сведений о кандидатах на должность мирового судьи.

В Законе о судебной системе РФ (ч. 5 ст. 13) и Законе о статусе судей в РФ (ст. 5) сосредоточено довольно важное положение, в соответствии с которым отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Это положение в полной мере относится и к порядку отбора на должность мирового судьи. Такой отбор начинается с момента приема от кандидатов на должность мирового судьи квалификационного экзамена и завершается в период назначения (избрания) на указанную должность.

Судья, находящийся в отставке, может также быть привлечен (с его согласия) к временному замещению вакансии судьи при временном, но значительном увеличении объема работы в суде; в случае отсутствия судьи, включая и отсутствие судьи при приостановлении им своих полномочий.

Присяга принимается судьей в торжественной обстановке, перед Государственным флагом РФ, а в соответствующих случаях - и перед государственным флагом республики, входящей в состав РФ. Указанные правила о принятии присяги свидетельствуют о высокой ответственности судьи перед государством и обществом.

Представляется, что нарушение присяги судьей необходимо рассматривать как основание для приостановления (ст. 13 Закона о статусе судей в РФ) или прекращения полномочий судьи (ст. 14), что желательно предусмотреть в законе.

Полномочия мировых судей

Компетенция мировых судей определена достаточно широко. В соответствии со ст. 23 ГПК мировые судьи уполномочены единолично рассматривать следующие гражданские дела:

1)о выдаче судебного приказа;

2) о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

Они также уполномочены пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

К компетенции мировых судей отнесено значительное количество дел об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне.

Создание «Отделения по охранению порядка и общественной безопасности» – «охранки». С. Ю. Витте министр финансов в 1892 – 1903 гг. Эпоха контрреформ. С. Иванов. Никакия взыскания не могут быть налагаемы по другим поводам. Основные идеи царствования. Предоставление крестьянам льготных кредитов на покупку земли. Однако «сведущие люди» не избирались земствами, а назначались правительством. Начало царствования.

«Контрреформы Александра 3» - Реформа в области просвещения. Начало. 1845-1894 – годы правления Александра III. Насильственная русификация. Земская контрреформа. Национальная и религиозная политика. Задачи. Циркуляр о кухаркиных детях. Александр правил вместо умершего брата. Какой характер носила политика. Воспитатели. Отставки. Замена крестьянской администрации дворянской. Деятельность Александра III называют контрреформами. Судебная контрреформа (1887-1894гг).

«Экономическое развитие при Александре 3» - Транссибирская железнодорожная магистраль. Финансовая реформа. Крестьяне. Особенности промышленного развития. Характеристика экономической политики. Роль государства в развитии промышленности. Н.А.Вышнеградский. Н.Х.Бунге. Развитие сельского хозяйства. Сельское хозяйство. Сравните экономическую политику Александра II и Александра III. Результаты экономической политики С.Ю. Витте. Основные направления экономической политики Н.Х. Бунге.

«Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Временные правила о печати. Политика в области образования. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Смена правительства. Полицейское государство. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Внутренняя политика Александра III. Персоналии. Александр III. События. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Идеология. Документ. Выход крестьян из общины. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов.

«Александр III и его внутренняя политика» - Национальная и религиозная политика. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Александр III и его внутренняя политика. Контрреформа. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Земская контрреформа. Манифест. Из Москвы выселили всех евреев. Циркуляр о кухаркиных детях. М.Т.Лорис-Меликов. Закон о земских участковых начальниках. Александр правил вместо умершего брата. Экономика при Александре III.

«Внутренняя политика Александра 3» - Сословный состав земских собраний. Циркуляры Главного цензурного комитета. Земские начальники. Министерство Д.А. Толстого. Земская контрреформа. Губернаторы получили право приостанавливать решения земств. Я никогда не допущу ограничения самодержавной власти. Учреждение присяжных в уголовном суде оказалось для России совершенно ложным. Ликвидация мирового суда. 1884 г. – студенческие волнения. Победоносцев.

МИРОВОЙ СУД

в ряде государств низшее звено судебной системы;

разбирает дела о малозначительных уголовных преступлениях, проводит предварительное разбирательство более значительных уголовных дел и рассматривает в упрощенном порядке мелкие дела. Впервые М.с. были созданы в Англии (в XIV в.), затем в Северной Америке (в XVII в.), во Франции (в конце XVIII. в., в 1959 г. ликвидированы).

В дореволюционной России М.с. были учреждены в 1864 г. и действовали на территории судебных участков (по нескольку в уезде). В каждом из таких судов должен был работать как минимум 1 мировой судья, избиравшийся на 3 года земским собранием (органом местного самоуправления). Одновременно допускалось избрание добавочных мировых судей (заместителей или помощников) и почетных мировых судей, которые выполняли некоторые судебные функции безвозмездно. К ведению М.с. относились незначительные споры имущественного характера и дела о малозначительных преступлениях либо о проступках (например, неприставление подпор к ветхим заборам, появление "в безобразном от опьянения" виде, травля собаками. неохранение пьяного хозяином питейного заведения). Самым строгим наказанием, которое мог налагать М.с., было лишение свободы в тюрьме сроком до 1 года. Проверку законности и обоснованности приговоров и решений М.с. должны были осуществлять съезды М.с. В состав этих съездов намечалось включать всех мировых судей (участковых, добавочных и почетных), работавших на территории конкретного уезда. Им предписывалось, что время от времени они должны собираться и рассматривать жалобы. Законность решений съездов М.с. при определенных условиях могла быть проверена окружным судом.

Процесс внедрения системы М.с. натолкнулся на многочисленные препятствия. Не везде можно было найти достойных кандидатов, не всегда земские собрания достаточно серьезно относились к избранию судей, нередко местные власти саботировали формирование М.с., поскольку видели в них угрозу своим привилегиям и полномочиям и т.д. Кое-где (в Киевской. Подольской. Волынской и других губерниях. Варшавском округе, Прибалтийском крае) пришлось отказаться от выборности судей этого уровня. Их стал назначать министр юстиции. В 1889 г. М.с. вообще упразднили почти на всей территории России (кроме Московской и Санкт-Петербургской губерний). Их полномочия были переданы земским начальникам, уездным съездам под председательством уездного

предводителя дворянства. Это был существенный шаг назад, ибо функция правосудия передавалась в руки административной власти. Под давлением ряда обстоятельств в 1912 г. система мировой юстиции была восстановлена. Но было уже поздно: в 1914г. началась первая мировая война. К 1917г. М. с. были введены лишь в 20 губерниях из 97. В результате Октябрьской революции М.с. исчезают на многие десятилетия. ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вновь предусмотрено введение институтаМ.с.

Мировые судьи субъектов РФ входят в судебную систему РФ. Они являются носителями судебной власти, обладают единым с федеральными судьями правовым статусом. При осуществлении правосудия они независимы и подчиняются только Конституции РФ, федеральным законам, Конституции (уставу) и законам соответствующего субъекта РФ, в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Требования и распоряжения мировых судей, вынесенные в пределах их компетенции, обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц. граждан, юридических лиц. На мировых судей распространяются установленные Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" гарантии независимости и неприкосновенности судей.их материального обеспечения и социальной защиты.

Должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Мировым судьей может быть гражданин РФ, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. сдавший квалификационный экзамен. Мировые судьи назначаются (избираются) представительным органом государственной власти субъекта РФ либо населением соответствующего судебного участка сроком на 5 лет.

М.с. являются судами общей юрисдикции субъектов РФ. Особенность института мировых судей состоит в том, что они действуют только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территории закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта РФ. В компетенции мировых судей находятся отнесенные к их подсудности федеральным процессуальным законодательством: уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, гражданские дела по искам и заявлениям, а также дела об административных правонарушениях и жалобы по ним в случаях, предусмотренных федеральным законодательством об административных правонарушениях, а также законодательством соответствующего субъекта РФ. Судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам осуществляется М.с. в порядке, установленном уголовно-, гражданско- и административно-процессуальным законодательством. Федеральный районный суд осуществляет апелляционный контроль за применением мировыми судьями материального и процессуального закона. Кошеное В.П.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "МИРОВОЙ СУД" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    В некоторых зарубежных государствах низшее звено судебной системы. Рассматривает в упрощенном порядке мелкие уголовные и гражданские дела. Впервые мировой суд возник в 14 в. в Англии. В России мировой суд создан судебной реформой 1864, действовал … Большой Энциклопедический словарь

    Некоторых зарубежных государствах низшее звено судебной системы. Рассматривая в упрощенном порядке мелкие уголовные и гражданские дела, мировой суд обязан стремиться к примирению сторон (отсюда название). Впервые мировой суд возник в 14 веке в… … Политология. Словарь.

    Мировой суд - МИРОВОЙ СУД, в некоторых зарубежных государствах низшее звено судебной системы. Рассматривает в упрощенном порядке мелкие уголовные и гражданские дела. Впервые мировой суд возник в 14 в. в Англии. В России мировой суд создан судебной реформой… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В ряде государств низшее звено судебной системы. М.с. как суд первой инстанции рассматривает в упрощенном порядке мелкие уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. Впервые был создан в Англии (XIV в.), затем в … Юридический словарь

    МИРОВОЙ СУД, низшее звено судебной системы, создан в результате судебной реформы 1864, действовал до середины 1889 и в 1912 17, рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    Мировой суд - (англ. court of the peace) низшее звено судебной системы в ряде государств, рассматривающее по упрощенной процедуре мелкие гражданские и уголовные дела. Родиной М.с. является Англия (с XIV в.). Мировые судьи назначаются монархом по представлен … Энциклопедия права

    Знак мирового судьи. 1864 год Мировой суд во многих государствах является низшим звеном судебной системы или судом первой инстанции. Как правило, назначается Законодательным Со … Википедия

    В некоторых государствах низшее звено судебной системы. Рассматривает в упрощённом порядке мелкие уголовные и гражданские дела. Впервые мировой суд возник в XIV в. в Англии. В дореволюционной России мировой суд создан судебной реформой 1864,… … Энциклопедический словарь

    Мировой суд - суд общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, входящий в единую судебную систему, ведающий разрешением некоторых несложных гражданских дел, действующий на основе специального федерального закона. Мировые судьи назначаются (избираются) на… … Большой юридический словарь

    Особый вид суда с упрощенным судопроизводством в России для рассмотрения незначит. гражд. исков (до 500 руб.) и мелких уголовных преступлений. Учрежден по суд. уставам 20 нояб. 1864. Мировой судья избирался уездным земским собранием (в столицах и … Советская историческая энциклопедия

История

Мировой суд появился в Англии в XIV веке, был введен в Северной Америке в XVII веке, во Франции в конце XVIII века (в 1959 г. ликвидирован).

В Российской Империи первые М.С. появились в 1864 году, в ходе буржуазных реформ Александра II , а именно реформы судебной . Однако институт не действовал в некоторых частях огромной Российской империи, а в 1889 и вовсе был упразднён. Воссоздана в царской России мировая юстиция была лишь в 1912 году.

Современные исследователи, в особенности, 90-х годов XX века, утверждают, что Советская власть мировую юстицию ликвидировала. Это не совсем так. В Декрете о суде [№1] от 22.11(05.12).1917 Совнарком РСФСР в первых двух пунктах постановляет следующее:

1) Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: <перечисление общих судебных установлений> <...>

2) Приостановить действие существующего доныне института мировых судей, заменяя мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами , местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей , приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов , а до назначения таковых выборов временно – районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. <...>

Как видно из этого документа, М.С. всего лишь были заменены на местные суды - а те, пройдя, в свою очередь, некоторый исторический путь, оформились в конце концов в районные и городские народные суды - как и М.С. - нижнее звено судебной системы, но уже Советской России. Во многих сельских районах СССР до периода Перестройки районный народный суд состоял из одного судьи и нескольких народных заседателей - так как и уровень преступности, и количество гражданских споров в такой местности были чрезвычайно низкими. В процессуальном законодательстве не только существовал, но и часто использовался наряду с термином "судья ", термин "народный судья " - судья нижнего уровня, избираемый населением.

Мировые судьи не выдержали проверку временем дважды. Народные судьи - единожды, и при этом, просуществовали больше, чем судьи мировые (даже если сложить все сроки существования последних).

В 90-е гг., из-за значительно возросшей на суды нагрузки, нарсуды, даже в увеличенном составе, не справлялись с объёмом дел. Именно тогда было задуманно ввести (не возродить) новый суд, который бы принял на себя статус низового звена судебной системы и часть работы районных и городских судов . Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами). Путём присвоения таким судам старинного названия, скорее всего, ставилась цель повысить доверие граждан как к новому суду, так и к обновлённой судебной системе в целом (а также некоторые другие цели: например, показать историческую преемественность и т.д.). Впервые юридически институт закреплён в ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", а впоследствии (в 1999г.) был принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" - после чего началось в обязательном порядке создание судебных участков и назначение мировых судей по всей России - через несколько лет, в целом, завершённые.

Современная Россия

Фемида - символ правосудия

  1. имеющий высшее юридическое образование ;
  2. не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  3. не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
  4. не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным ;
  5. не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма , наркомании , токсикомании , хронических и затяжных психических расстройств ;
  6. не имеющий иных заболеваний , препятствующих осуществлению полномочий судьи
  7. достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет (в такой стаж засчитываются не все виды юридической деятельности),

а также не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ . От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Компетенция

Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции. Им подсудны:

II. Гражданские дела (только относящиеся к подведомственности судов общей юрисдикции, не подведомственные арбитражным судам):

III. Дела об административных правонарушениях , отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Приговор или иное решение М.С. по уголовному делу (кроме решений, не подлежащих такому обжалованию) и итоговое решение по гражданскому делу могут быть обжалованы сторонами, заинтересованными лицами и прокурором в районный суд в апелляционом порядке - путём принесения ходатайств , именуемых апелляционными жалобами (для прокурора - апелляционными представлениями).

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мировые судьи" в других словарях:

    Это название в разных странах носят мало сходные учреждения. В Англии М. судьи созданы были при Эдуарде III (1360) как единоличная власть, призванная охранять общественный мир. Постепенно расширяясь, их компетенция уже в XV в. охватила все… …

    Мировые судьи - 1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок… … Официальная терминология

    МИРОВЫЕ СУДЬИ - низовая судебная инстанция, призванная осуществлять правосудие по уголовным и гражданским делам, неподсудным федеральным судам общей юрисдикции. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. О судебной системе… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Мировые судьи - суд. инстанция 2 й пол. XIX в. Входили в состав местных судов; рассматривали незначит. угол. дела и гражд. дела, с вознаграждением за ущерб не более 500 рублей … Краткий словарь историко-правовых терминов

    Должностные лица государства, являющиеся носителями судебной власти. В РФ лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ РФ от 31 декабря 1996 г. № 1 ФКЗ О судебной системе Российской Федерации полномочиями осуществлять правосудие и… … Энциклопедия юриста

    Главным комитетом по крестьянскому делу предположено было для разбора споров между помещиками и водворенными на их землях временно обязанными крестьянами учредить М. судей и уездные расправы. Предположения эти, согласно которым в М. крестьянских… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Так как судебные дела касаются важнейших интересов общества и частных лиц, то действие установленного в видах самостоятельности суда начала несменяемости судей (см. соотв. ст.) должно прекращаться при наступлении физической или нравственной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I местные судебно администр. органы, призванные к жизни законом 12 июля 1889 г. Организация местного управления, созданного после освобождения крестьян (см. Мировые посредники) и видоизмененного в 1874 г. (см. Присутствия по крестьянским делам),… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Политика Портал:Политика Россия … Википедия

На пленуме Верховного суда РФ 13 июля был дан старт судебной реформе. Пленум постановил внести в Государственную думу проект федерального конституционного закона, согласно которому в стране создаются независимые суды апелляционной и кассационной инстанций общей юрисдикции. За постановление проголосовали 74 участника при четырех против и четырех воздержавшихся.

В случае успешного принятия и исполнения этого закона, как подчеркнул судья-докладчик, секретарь пленума Виктор Момотов, из российской судебной системы будет наконец исключено наличие нескольких судебных инстанций в рамках одного и того же суда. Новые суды будут структурно выделены в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов РФ.

Предлагается создать 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции. Уже имеются предложения по дислокации новых судов: апелляционных - соответственно, в Воронеже либо Иваново, Санкт-Петербурге, Краснодаре либо Сочи, Нижнем Новгороде и Томске. Для расположения кассационных судов намечены Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Краснодар, Пятигорск, Казань, Пермь, Кемерово и Владивосток. Предложены и конкретные здания в этих городах, согласованные с исполнительной властью.

К компетенции апелляционного суда отнесут рассмотрение жалоб и представлений на судебные акты по делам, отнесенным к подсудности областных и равных им судов в качестве судов первой инстанции, а также на их промежуточные решения. Таким образом, будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

К апелляционным судам отойдет и часть функций Верховного суда РФ. Из его ведения будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции.

Кассационные суды возьмут на себя рассмотрение всех дел, которые в настоящее время рассматриваются в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда. Они станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными и гарнизонными военными судами.

После этого в компетенции судебных коллегий областных и равных им судов останется только рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Функции президиума областного и равного ему суда будут ограничены организационными вопросами.

Каждый апелляционный и кассационный суд будет состоять из председателя, президиума и четырех коллегий - по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Председателей судов предлагается назначать указом президента РФ на 6 лет по представлению председателя ВС РФ.

Такая реорганизация, как было подчеркнуто, позволит обеспечить в судебной системе необходимый баланс между иерархичностью и структурированностью судебных инстанций, с одной стороны, и их независимостью и самостоятельностью функционирования - с другой.

Заместитель министра юстиции РФ Алу Алханов и заместитель генерального прокурора РФ Леонид Коржинек высказались на пленуме в поддержку законопроекта, отметив, что такая реформа потребует серьезных финансовых расходов и крупных организационно-штатных мероприятий. Коржинек напомнил о будущих трудностях, связанных с огромной территорией страны и транспортными издержками. Переезд апелляционных и кассационных инстанций в другие города может затруднить личное участие граждан в судебных заседаниях. Оргштатные мероприятия предстоят и в органах прокуратуры, отметил замгенпрокурора.

Отвечая после заседания на вопросы, секретарь пленума Виктор Момотов предположил, что численность судей новых судов будет "в районе тысячи", причем основное их число перейдет из областного звена. Вряд ли следует опасаться увольнений судей, учитывая, что передача части полномочий от областных и равных им судов, а также от ВС РФ, будет сопровождаться перераспределением рабочих мест. Трудности могут возникнуть лишь в некоторых случаях, когда, как предположил Момотов, кому-то из судей будет предложено переехать, например, из Москвы в Калугу, что станет проблемой личного выбора. Судьи же Верховного суда, по словам его представителя, к переезду готовы.

"Верховный суд не должен заниматься пересмотром дел по фактическим обстоятельствам, - подчеркнул Момотов. - А по сути, апелляционные инстанции как раз и предполагают пересмотр судебных постановлений по фактическим обстоятельствам. ВС должен сосредоточиться на главном: на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой".

Момотов также заметил, что проблемы территориального и транспортного характера, возможно, не будут столь тяжелыми, учитывая, что "кассационное судопроизводство - формальное", личное присутствие там не так распространено. Кассационная инстанция не занимается пересмотром фактических обстоятельств дела, она сосредоточена на проверке правильности применения правовых норм. "В каком-то смысле это научный спор, - отметил судья. - Я не думаю, что огромный поток жалоб создаст какие-то сложности". При этом, в принципе, не исключается использование видеомостов с участниками, проживающими далеко, в том числе заключенными.