Информация об органах государственной власти субъектов российской федерации в сфере охраны здоровья. Государственное управление здравоохранением Уровни управления здравоохранения в рф таблица

16375 0

Вопросами управления здравоохранением занимаются как органы исполнительной, так и законодательной власти. В Совете Федерации действует Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, в Государственной Думе — Комитет по охране здоровья. Высшие органы законодательной власти определяют основные направления государственной политики, принимают законы, утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья населения, расходы на здравоохранение в рамках консолидированного бюджета Российской Федерации.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан, а именно:
. демографической политики;
. санитарно-эпидемиологического благополучия;
. организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа;
. медицинской помощи, медицинской реабилитации, курортного дела;
. фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
. медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда;
. социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей;
. разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной);
. организации судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, проведения медико-социальной экспертизы;
. профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических работников и др.

МЗиСР РФ возглавляет министр, назначаемый на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность Правительством Российской Федерации.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального медико-биологического агентства, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.

Управление здравоохранением осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Непосредственное руководство здравоохранением в субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в области здравоохранения.

В муниципальных образованиях функцию руководства здравоохранением исполняют органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения |городские и районные комитеты (отделы) здравоохранения.

Органы управления здравоохранением субъектов РФ имеют двойное подчинение: с одной стороны — органам исполнительной власти субъектов РФ, с другой — Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Особая роль в управлении здравоохранением на местах отводится органам местного самоуправления. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое просвещение населения, обеспечение доступности населению бесплатной медико-социальной помощи в рамках Программы госгарантий, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, создание условий для развития и доступности лекарственного обеспечения граждан.

Кроме того, муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют организацию первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, в том числе формирование муниципального задания по оказанию этой помощи в медицинских организациях.

Важную роль в демократизации управления здравоохранением страны выполняет Общественная палата, которая призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов жизни страны, в том числе и касающихся охраны здоровья населения. В составе Общественной палаты действуют Комиссия по вопросам здравоохранения и Комиссия по формированию здорового образа жизни.

О.П. Щепин, В.А. Медик

Органы управления здравоохранением в РФ, структура Минздрава, функции, особенности управления здравоохранением на современном этапе Лектор: проф. Алексеевская Татьяна Иннокентьевна

Управление здравоохранением – структуры и процессы, посредством которых определяются и эффективным образом осуществляются необходимые для всего общества преобразования в целях профилактики, лечения, реабилитации и укрепления здоровья населения.

Одним из важнейших направлений реформ здравоохранения является формирование новой системы управления. В результате реформы 2004 г. в отрасли были образованы органы исполнительной власти, которые включают в себя: На федеральном уровне: Ø Федеральное министерство – Министерство здравоохранения РФ. Ø Федеральные службы. Ø Федеральные агентства. На региональном уровне: Ø Министерства здравоохранения субъектов РФ.

Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

Государственная система здравоохранения обладает сложной структурой связей, что позволяет осуществить ее разделение на подсистемы: Ø федеральная подсистема; Ø территориальная подсистема; Ø санитарно-эпидемиологическая подсистема. В каждую из них входят: Ø соответствующий орган управления; Ø организации здравоохранения, подведомственные органу управления здравоохранением данной подсистемы. Единство государственной системы здравоохранения обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения – Министерство здравоохранения РФ.

Функции федеральной подсистемы I. Определяет общие условия деятельности: издает соответствующие федеральные нормативноправовые акты; Ø Ø устанавливает стандарты (технические регламенты); устанавливает нормативы (в том числе финансовые) и т. п. ; Ø II. Регулирует отношения, связанные с деятельностью федеральных органов и служб: создание федерального органа управления здравоохранением и установление его компетенции; Ø Ø организация санитарно-эпидемиологической службы РФ; создание федеральных научно-исследовательских институтов (НИИ) Ø III. Осуществление контроля за исполнением принятых на федеральном уровне нормативных актов.

Функции территориальной подсистемы 1. Создание юридических гарантий организационного единства и стабильности (устойчивости) здравоохранения на территории соответствующего субъекта РФ. 2. Предоставление медицинской помощи населению субъекта. 3. Обеспечение реализации федеральных нормативных правовых актов и федеральной политики в сфере охраны здоровья на данной территории. 4. Ресурсное и организационное обеспечение территориальной программы гос. гарантий. 5. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности исполнительных органов гос. власти субъекта РФ в сфере здравоохранения и гос. учреждений здравоохранения субъекта РФ, в том числе вопросов оплаты труда работников данных учреждений.

7. Организация оказания специализированной медицинской помощи. 8. Организация оказания скорой и неотложной медицинской помощи. 9. Организация ОМС неработающего населения. 10. Определение основ гос. политики субъектов РФ в области охраны здоровья граждан. 11. Формирование органов управления территориальной системы здравоохранения и установление их структуры, порядка организации и деятельности. 12. Обеспечение информационной прозрачности охраны здоровья. 13. Санитарно-гигиеническое образование населения, координация научных исследований и финансирование территориальных программ научных исследований в области охраны здоровья.

Санитарно-эпидемиологическая подсистема выделена вследствие крайней специфичности своей деятельности в системе здравоохранения и на основании Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии (52 -ФЗ). В соответствии со ст. 46 данного закона именуется Государственной санитарноэпидемиологической службой РФ. Данная подсистема имеет свой управляющий элемент - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять гос. сан. эпид. надзор. Компетенции данной службы достаточно обширны, вплоть до применения мер административной ответственности за соответствующие правонарушения.

В связи с реализацией федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 313 -ФЗ муниципальная подисистема здравоохранения, начиная с 2013 г. , на территории Иркутской области упразднена.

Структура Министерства здравоохранения РФ (утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 1 июня 2012 г. № 2) Минздравсоцразвития России было преобразовано в Минздрав России и Минтруд России. В структуру Минздрава входят руководство Министерства, помощники (советники) федерального министра, 15 департаментов и 2 отдела (по защите гос. тайны, по мобилизационной подготовке и мобилизации).

Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РФ»

Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, ОМС, обращения лекарственных средств, включая вопросы организации профилактики заболеваний, медицинской помощи, реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной и военно-врачебной), фармацевтической деятельности, санитарноэпидемиологического благополучия населения, медикосанитарного обеспечения работников с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению гос. имуществом и оказанию гос. услуг в сфере здравоохранения, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования.

Структурные подразделения Министерства здравоохранения РФ Ø Руководство Министерства Ø Помощники/советники федерального министра Ø Департамент медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела Ø Департамент специализированной медицинской помощи и стандартизации в здравоохранении Ø Департамент медицинской помощи детям и службы родовспоможения Ø Департамент охраны здоровья и санитарноэпидемиологического благополучия человека Ø Департамент анализа, прогноза, развития здравоохранения и медицинской науки Ø Департамент образования и кадровых ресурсов

Ø Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Ø Департамент государственного регулирования обращения лекарственных средств Ø Департамент международного сотрудничества и связей с общественностью Ø Правовой департамент Ø Финансово-экономический департамент Ø Департамент учетной политики и контроля Ø Департамент имущественного комплекса Ø Департамент информационных технологий и связи Ø Департамент управления делами Ø Отдел по защите государственной тайны Ø Отдел по мобилизационной подготовке и мобилизации

Постановление Правительства Иркутской области от 7 октября 2008 г. № 13 -пп «О Министерстве здравоохранения Иркутской области» (в ред. постановлений Правительства Иркутской области от 31. 12. 2008 N 138 -пп, от 01. 06. 2009 N 205 -пп)

Структурные подразделения Министерства здравоохранения Иркутской области Ø Руководство Министерства Ø Заместители министра Ø Управление организации фармацевтической деятельности и обеспечения медицинской техникой Ø Отдел организации и контроля обеспечения лекарственными средствами, расходными материалами Ø Отдел льготного лекарственного обеспечения и контроля за его реализацией Ø Отдел организации и контроля обеспечения медицинской техникой, технического обеспечения Ø Отдел формирования и контроля исполнения государственных закупок

Ø Управление планирования и организации медицинской помощи Ø Отдел планирования и организации медицинской помощи взрослому населению Ø Отдел планирования и организации медицинской помощи женщинам и детям Ø Отдел лицензирования и контроля качества медицинской помощи Ø Управление развития системы здравоохранения Ø Отдел развития медицинского страхования Ø Отдел реализации ПНП «Здоровье» Ø Отдел ресурсного обеспечения и технического контроля

Ø Отдел бюджетного учета, отчетности и внутреннего финансового аудита Ø Отдел планирования, формирования бюджета, финансирования и экономики Ø Отдел мобилизационной работы и организации медицинской помощи при ЧС Ø Отдел государственной гражданской службы, кадровой работы и документационного обеспечения Ø Юридический отдел

Управление здравоохранением в связи со специфичностью объекта делает управление им чрезвычайно сложным. К основным особенностям управления здравоохранением относят: 1. Особую ответственность принимаемых решений, от которых зависит жизнь и здоровье людей. 2. Трудность, а иногда и невозможность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений. 3. Трудность, а иногда и невозможность исправления неверных решений. Использование компьютерных технологий существенно повышает эффективность управления и функционирование системы.

Управление – это целенаправленный поступательный процесс, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие системы в конкретных условиях с учетом имеющихся ресурсов. Цель управления – достижение высокого уровня эффективности производства и качества произведенной продукции (услуг) при постоянном расширении и обновлении их номенклатуры. В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая (субъект управления) и управляемая (объект управления).

Менеджмент (от анг. management– управление, руководство, правление) – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления предприятием (учреждением, организацией), ориентированная на повышение эффективности их деятельности и способствующая удовлетворению общественных потребностей.

В современных условиях менеджмент необходимо рассматривать с двух основных позиций: 1) как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности; 2) как процесс управления отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.

Развитие менеджмента как отрасли науки и практической деятельности является эволюционным процессом. Принципы управления, основные положения теории управления, разработанные представителями разных школ и направлений много лет назад, и в настоящее время находят широкое применение в практике и позволяют повысить эффективность управленческой деятельности.

Школы менеджмента 1. Школа научного управления (18851930 гг.) 2. Административная или классическая школа (1920 -1950 гг.) 3. Школа человеческих отношений (1930 -1950 гг.) 4. Математическая школа управления (с 50 -х годов XX века)

Школа научного управления Основные принципы: 1) разработка формальной структуры организации; 2) рациональная организация труда; 3) определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего и разграничение исполнительных и управленческих функций.

С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Эксперименты были направлены на решение вопроса о том, какое количество железной руды или угля человек может поднимать на лопатах различного размера, чтобы в течение длительного времени не терять работоспособности. Его идея о разделении работы на самые простые операции привела к созданию сборочного конвейера, сыгравшего значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ века. «Правильная организация труда на заводе с устаревшим оборудованием обеспечит лучшие результаты, чем работа современного предприятия с плохой организацией» Ф. Тейлор

Административная или классическая школа Основная задача – создание универсальных принципов управления. Основные принципы, сформулированные Г. Эмерсоном: 1. Точно поставленные цели и идеалы. 2. Здравый смысл. 3. Компетентная консультация (компетентный совет может быть только коллегиальным). 4. Дисциплина в коллективе. 5. Справедливое отношение к персоналу. 6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление. 8. Нормы и расписания, позволяющие измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери. 9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты. 10. Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности, при которых достигаются наилучшие результаты. 11. Письменные стандартные инструкции. 12. Вознаграждение за производительность.

Принципы управления Анри Файоля 1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. 2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность ее составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность. 3. Дисциплина предполагает послушание в уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. 4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. 5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба. 7. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу. 8. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты. 9. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, – вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место – для всего и все на своем месте. 11. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия. 12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. 13. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию. 14. Корпоративный дух. Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Школа человеческих отношений Эта школа рассматривает каждую организацию как социальную систему. Эффективно управлять можно только при умелом воздействии на систему социально-психологических факторов. Теория Х, У (по Дуглас Мак-Грегору) Дуглас Мак-Грегор считал, что каждый руководитель в отношениях с подчиненными опирается на теоретические предпосылки, порождающие убежденность в том, что его поведение вызывает со стороны подчиненных определенную реакцию, которую можно предвидеть. Согласно теории Х рядовой индивид имеет врожденную неприязнь к труду. Из этой теории вытекает признание необходимости очень жесткой формализации организационной структуры, централизации принятия решений. Согласно теории У труд является естественной потребностью человека. Поэтому теория У предполагает меньшую степень формализации, децентрализацию управления, значительную самостоятельность исполнителей, поощрение инициативы. В теории У основной упор делается на поощрения.

Математическая школа управления Основа – моделирование, а также использование системного и ситуационного подхода в управлении. При определении целей организации, построении ее структуры и анализа деятельности менеджер должен владеть методами системного анализа, которые условно можно разделить на две большие группы: 1. по содержанию: вербальные, графические, экспертные, математические. 2. по цели: декомпозиции, упрощения систем, оценки структурной адекватности, оценки взаимодействия элементов, оценки устойчивости системы во времени и пространстве.

Успешное управление организацией требует наличия у менеджера следующих навыков и способностей: 1. Способность управлять собой 2. Разумные личные ценности 3. Четкие личные цели 4. Упор на постоянный личный рост 5. Навык решать проблемы 6. Изобретательность и способность к инновациям 7. Высокая способность влиять на окружающих 8. Знание современных управленческих подходов 9. Способность руководить 10. Умение обучать и развивать подчиненных 11. Способность формировать и развивать эффективные рабочие группы

Уровни управления 1. Стратегический уровень – характеризуется функцией прогноза и планирования. 2. Тактический уровень – предполагает разработку программы действия для достижения поставленной цели, оптимальное распределение ресурсов. 3. Оперативный уровень – позволяет обеспечить эффективное достижение поставленных целей и включает регулирование, учет, контроль, анализ.

Разработка стратегии любой организации преследует следующие цели: Ø Расширение сферы деятельности Ø Удовлетворение потребителей Ø Превосходство над конкурентами Ø Ответ на изменение рыночных условий Ø Эффективное управление подразделениями Ø Достижение стратегических и тактических целей

Внедрение стратегии Ø Создание структуры организации, способной успешно использовать стратегию Ø Разработка финансового плана Ø Проведение поддерживающей стратегию политики Ø Создание мотивации для людей Ø Увязывание системы вознаграждения с результатами достижения поставленных целей

Принципы управления: 1. Организационные – необходимы с целью воздействия на мотивацию сотрудников. 2. Принципы развития – определяет взаимоотношения всех уровней управления (руководства и подчиненных) 3. Принципы образа организации – характеризуют имидж учреждения. Методы управления: 1. Командно-административные – авторитарное управление на основе распоряжений, приказов, уставов и т. д. 2. Экономико-математические – используют для стимулирования деятельности персонала путем воздействия на заработную плату. 3. Социально-психологические – ориентированы на изменение мотивации деятельности сотрудников и позволяют повысить у них степень удовлетворенности выполняемыми функциями.

Командно-административные методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению властного (принудительно-распорядительного) воздействия. Они основаны на праве управляющей подсистемы (органа управления или руководителя) принимать управленческие решения виде приказов, распоряжений, инструкций и обязательном их выполнении управляемой подсистемой.

Способы административного воздействия: 1. Стабилизирующие или регламентирующие методы устанавливают определенные правила, точные предписания к действию, рамки деятельности (положения, нормы нагрузки, нормативы, штатное расписание ЛПУ и др.). 2. Распорядительные методы направлены на решение конкретных задач в ситуациях, которые не предусмотрены установленными и действующими положениями и правилами. Существуют две формы распорядительного метода: устная и документальная. 3. Дисциплинарные методы воздействия включают не только строгое выполнение плановой, производственной и финансовой дисциплины, но и установление ответственности: личной и коллективной, моральной и материальной, служебной и гражданской.

Социально- психологические методы включают: Прямые методы а) внушение (целенаправленное воздействие путем влияния на психику человека) б) убеждение (аргументирование с помощью логических средств) в) подражание (воздействие на основе личного примера) г) вовлечение (воздействие путем использования гражданских чувств, социально- психологических мотивов) д) принуждение (повышение морально- общественной значимости предстоящей работы) Косвенные методы различаются формами опосредованного воздействия: а) условиями труда б) элементами системы управления: положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формами контроля и стимулирования. в) путем создания соответствующего социальнопсихологического климата в коллективе.

Стиль управления – это система сложившихся отношений между руководителем и коллективом по поводу принятия и реализации решений. 1. Авторитарный (автократический) – характеризуется минимальной контактностью руководителя с коллективом, жесткостью в выработке и реализации решений. 2. Либеральный – полная противоположность авторитарного стиля. Руководитель каждое решение согласовывает с коллективом, идет на бесконечные уступки формальным и неформальным лидерам и группам. По существу коллектив управляет руководителем. 3. Демократический тип управления или система группового участия в управлении – основан на активном привлечении подчиненных как к определению целей организации и подразделений, так и к контролю за их достижениями.

Планирование включает: 1. Первая часть управленческого цикла (сбор, хранение, обработку, анализ информации) 2. Вторая часть управленческого цикла (разработка альтернативных решений, выбор и принятие оптимального решения) Методы планирования: 1. Аналитический 2. Нормативный 3. Бюджетный 4. Метод соотношений и пропорций 5. Эксперимента и моделирования 6. Метод системного и ситуационного подхода 7. Экономический анализ

Организация выполнения направлена на создание условий для реализации принятых управленческих решений, выполнения планов и программ, обеспечение для этого финансовых, материально-технических, информационных и других ресурсов. Проверка (контроль) – позволяет осуществлять обратную связь, . Действие (руководство) – это мотивация сотрудников для реализации управленческих решений, оно завершает цикл управления.

Таким образом, в понятие менеджмент включается искусство управления интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми и материальными ресурсами в целях обеспечения наиболее эффективной производственной деятельности. Для современного управления характерны децентрализация и сосредоточение большей ответственности на низких уровнях управления, и, прежде всего, на рабочих местах.

  • 51. Основные методы и принципы планирования здравоохранения. Виды и структура плана, функция врачебной должности и больничной койки.
  • 52. Основные методы социально-гигиенического исследования. Этапы статистического исследования.
  • 53. Основные принципы оказания медицинской помощи в рф.
  • 54. Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи населению. Роль участкового врача-терапевта в системе охраны здоровья населения, основные виды его деятельности.
  • 56. Особенности оказания специализированной помощи сельскому населению.
  • 57. Относительные величины: понятие, характеристика, виды. Графическое изображение статистических показателей.
  • 58. План и программа статистического исследования. Виды статистического наблюдения.
  • 58. План и программа статистического исследования. Виды статистического наблюдения.
  • 59. Планирование здравоохранения в современных условиях. Показатели территориального плана развития здравоохранения.
  • 60. Показатели естественного движения населения в рф. Врачебная регистрация и анализ причин смерти.
  • 61. Показатели здоровья населения, их оценка.
  • 62. Поликлиника: структура, задачи, функции. Основные показатели деятельности.
  • 63. Порядок назначения и выплаты пособий по социальному страхованию (в случае производственной травмы, проф заболевания, на погребение).
  • 64. Порядок динамического наблюдения за беременными.
  • 65. Профилактическое направление здравоохранения в рф.
  • 66 Рождаемость: методы изучения и основные данные, ее уровней по рф и другим государствам, социально- гигиенические аспекты рождаемости.
  • 67. Управление здравоохранением в рф. Органы управления здравоохранением и их функции.
  • 68. Санитарное законодательство, его роль в деятельности врача.
  • 69Сердечно - сосудистые заболевания как социально- гигиеническая проблема. Организация кардиологической помощи населению.
  • 70.Система подготовки и переподготовки кадров в рф. Пути совершенствования подготовки мед кадров и условия труда работников здравоохранения в современных условиях. Аттестация мед кадров.
  • 71. Смертность населения и методика ее изучения. Динамика возрастной смертности, её причины. Средняя продолжительность предстоящей жизни населения.
  • 73. Социально-значимые болезни. Методы борьбы с ними.
  • 74. Система охраны материнства и детства в рф, основные учреждения.
  • 75. Социальное страхование, понятия, виды. Роль органов здравоохранения и врачей в социальном обеспечении населения.
  • 76. Специализированная мед.Помощь и перспективы ее развития. Диспансеры, отделения и кабинеты, нии.
  • 77. Среднеквадратическое отклонение, его вычисление. Сигмальные зоны и их оценки. Разнообразие признака как свойство статистической совокупности.
  • 79. Средняя продолжительность предстоящей жизни.(сппж)
  • 80. Статика и динамика населения, методы изучения, основные данные по рф и странам мира. Значение этих данных для здравоохранения.
  • 82. Стили и методы управления.
  • 83. Стойка утрата трудоспособности.
  • 84. Структура и управление городской больницей. Основные качественные показатели деятельности стационара городской больницы. Противоэпидемические мероприятия проводимые в данном учреждении.
  • 85. Субъекты медицинского страхования, их характеристики. Полис омс. Программа государственных гарантий.
  • 86. Теоретические основы и организационные принципы здравоохранения в рф.
  • 87. Травматизм как социально-гигиеническая проблема. Система лечебно – профилактических учреждений и мероприятия по борьбе с травматизмом.
  • 88. Участково - территориальный принцип медицинского обслуживания населения. График работы участковых врачей. Диспансерный метод работы участкового врача и основные показатели оценки деятельности.
  • Этапы диспансеризации:
  • 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
  • 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
  • 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию.
  • А) показатели объема диспансеризации
  • Учет корешков бланков листков нетрудоспособности
  • Учет испорченных, утерянных или похищенных бланков
  • Отчетность по бланкам листков временной нетрудоспособности
  • 90. Правила выдачи и оформления листков нетрудоспособности по уходу за ребенком, больным членом семьи, ребенком- инвалидом.
  • 91. Правила выдачи лн при производственной травме, протезировании не по месту жительства.
  • 3 Уровня:
  • 94. Экономика здравоохранения. Медицинская, экономическая и социальная эффективность.
  • 95. Экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности. Уровни и функции вк.
  • 96. Современные подходы к управлению системой здравоохранения.
  • 67. Управление здравоохранением в рф. Органы управления здравоохранением и их функции.

    Имеется 3 системы здравоохранения в РФ: муниципальная, частная, государственная. Выделяют 3 уровня управления здравоохранением:

      государственный

      региональный

    Центральный уровень

    Единой политики в области здравоохранения нет. Основная проблема - малая часть финансирования от ВНП (3-4%). Структура, компетенция и полномочия МЗРФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2002г. Согласно указу президента РФ от 9 марта 2004 года функции МЗ РФ переданы вновь созданному Министерству Здравоохранения и социального развития. Основные функции Минздрава РФ:

      разработка основных направлений государственной политик в области ОЗ

      мониторинг, анализ, оценка состояния здоровья населения РФ

      разработка и реализация целевых программ

      координационные мероприятия в подготовке медицинских кадров

      стандартизация и сертификация в области здравоохранения

    Региональный уровень

    Здравоохранением субъекта РФ руководит областной департамент здравоохранения. Функции:

      разработка и реализация совместно с заинтересованными органами областных программ в области здравоохранения

      организует медицинскую профилактику, медицинскую помощь и экспертизу

      охрана семьи, материнства и детства

      подготовка и повышение квалификации медицинских кадров

      охрана труда и обеспечение социальных гарантий работников здравоохранения

      организация медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях

    В соответствии с функциями областной департамент работает с основными документами:

      соглашение между администрацией области, МЗ и федеральным фондом о разграничении обязанностей и полномочий

      территориальная программа госгарантии бесплатной МП

      координационный совет по здравоохранению

    Местный уровень

    Горздравотделы

    Функции местных органов управления здравоохранением:

      проведение аналитической работы по изучению здоровья населения и оказанию медицинской помощи

      определение приоритетов развития отрасли, разработка и реализация программ

      организация работы и координация действий в области здравоохранения

      контроль качества услуг в подведомственных ЛПУ

      организация экстренной медицинской помощи при ЧС и проведение специальных мероприятий

      организация медицинской профилактики и медицинской экспертизы

      охрана труда работников муниципальных ЛПУ

      регуляция финансовой политики ЛПУ

      работа с обращениями граждан

    Принципы управления - это основные правила и совокупные требования законов, которые должны соблюдаться при принятии решений в процессе управления

    1. Принцип целенаправленности является главным в управлении, т.к. прежде чем приступить к управлению, необходимо поставить цель.

    Цель – это достижение идеального (желаемого, возможного и необходимого) состояния управляемой системы с помощью определенных средств.

    2. Принцип правовой защищенности : соблюдение законодательства в процессе разработки и реализации управленческого решения является проявлением правовой культуры руководителя и гарантией успеха в достижении намеченных целей. Ведь управленческая деятельность в условиях рыночной экономики всегда сопряжена с определенным риском.

    3. Принцип непрерывности в оптимизации системы управления позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и расширять его функциональные возможности, при этом устаревшие или негативные процессы нивелируются, а, следовательно, эффективность системы повышается.

    4. Принцип достаточности централизации и децентрализации управления . Централизация и децентрализация власти – два взаимно противоположных процесса, постоянно находящихся в динамическом противоборстве. Централизация преимущественна при решении стратегических задач или в случаях чрезвычайных ситуаций. Децентрализация оправдана на низших управленческих уровнях, где принимаются тактические решения, не противоречащие стратегической концепции.

    С этим принципом связано понятие норма управляемости руководителя , отражающее оптимальное количество связей между руководителем и подчиненными.

    Французский исследователь В. Грейкунас обосновал эту зависимость формулой:

    К = n ,

    где n – число подчиненных; К – количество взаимосвязей.

    Например , если у руководителя в непосредственном подчинении находится 5 исполнителей, то его количество взаимосвязей (вопросов к нему) в течение рабочего дня будет примерно 100 и так далее по возрастающей: К = 5 = 5 =5 = 100.

    4 подчиненных – 44 обращения

    5. Принцип единоначалия подразумевает предоставление руководителю широких полномочий для выполнения его функций, с установлением персональной ответственности за результаты работы.

    6. Принцип делегирования полномочий : передача руководителем части своих функций подчиненным без активного вмешательства в их действия. В результате руководитель может освободиться от ряда текущих дел, для решения более сложных задач, а подчиненные могут повысить свою квалификацию и проявить разумную инициативу. Но, по-прежнему, - контроль!

    Процесс управления – это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Выделяют несколько современных подходов к управлению.

    1. Процессный подход . Управление рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий, которые называются управленческими функциями .

    Функции процесса управления – планирование, организация, контроль, мотивация и т.д.

    Все перечисленные 4 функции требуют связующих функций : принятия решения, координацию и обмен информацией.

    2. Системный подход подразумевает, что окружающий мир представлен множеством динамических систем разной сложности, пребывающих в постоянном взаимодействии.

    Система это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого, т.е. системы.

    Здравоохранение в целом, и медицинское страхование, и любое ЛПУ, представляют собой большие социально-экономические системы с определенными классификационными признаками: материальные, искусственные, открытые, динамические, вероятностные системы.

    3. Ситуационный подход предполагает, что внутреннее построение систем есть ответ на воздействия из внешней среды. Поэтому главные предпосылки успеха организации лежат не внутри, а вне ее. Организация - это группа людей с осознанными общими целями. Выделяют внутренние и внешние переменные организации.

    Внутренние переменные организации - ситуационные факторы внутри организации, созданные в результате управленческих решений и влияющих на функционирование системы: цели, структура, задачи, технологии - средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги, кадры

    Внешние переменные организации – это факторы косвенного или прямого воздействия, изменяют деятельность организации. Факторы прямого воздействия. Поставщики: поставщики материалов, энергии, оборудования, медикаментов и перевязочных средств, продуктов питания и т.д.; поставщики капитала, финансовых услуг (страховые медицинские компании, банки, органы управления здравоохранением, частные лица); поставщики трудовых ресурсов. Далее это законы и государственные органы, потребители (пациенты), конкуренты (другие ЛПУ), собственники (особенно при акционировании ЛПУ). Факторы косвенного воздействия . Экономическое окружении: уровень развития и состояния экономики страны и данного региона;политическое окружение (политическая стабильность; технологическое, социально-культурное и международное окружение.

    ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

    Охрана здоровья населения - важнейшая задача социального государства, предусмотренная Конституцией РФ. Для ее решения необходим комплекс мер различного характера: политических, экономических, правовых, социальных, медицинских, гигиенических, противоэпидемических, научных. Они направлены на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан, предупреждение и лечение заболеваний.

    Государственную политику охраны здоровья населения определяет Государственная дума (ГД) РФ, которая принимает законы об охране здоровья, закон о бюджете, включая расходы на здравоохранение, и контролирует его исполнение.

    Правительство РФ осуществляет государственную политику охраны здоровья, разрабатывает и утверждает федеральные целевые программы развития здравоохранения, координирует деятельность органов и организаций в вопросах здравоохранения независимо от формы собственности.

    Основа российского здравоохранения - принципы, разработанные Н.А. Семашко в 1918 г., развитые и дополненные в дальнейшем, - бесплатность и общедоступность медицинской помощи, профилактика заболеваний, санитарная грамотность населения, государственный характер здравоохранения, единство медицинской науки и практики. Трудно оспаривать соответствие большинства этих принципов требованиям граждан в отдельности и общества в целом в организации и оказании медицинской помощи.

    Основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством:

    Соблюдение прав человека и гражданина на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

    Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

    Приоритет охраны здоровья детей;

    Социальная защищенность граждан при утрате здоровья;

    Ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан на охрану здоровья;

    Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

    Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

    СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    В Российской Федерации система здравоохранения в соответствии с Конституцией РФ разделена на государственную, муниципальную и частную.

    Система здравоохранения РФ - совокупность органов управления здравоохранением, медицинских учреждений, в том числе частных медицинских и фармацевтических учреждений, функционирующих как единое целое, для организации охраны здоровья граждан и оказания им профилактической, диагностической, лечебной, восстановительной медицинской помощи. Система здравоохранения обладает внутренней структурой, единством внутренних связей элементов и внешней обособленностью. Таким образом, с учетом общности целей, взаимосвязи элементов государственное, муниципальное и частное здравоохранение - единая система здравоохранения РФ. При этом на государственном и муниципальном уровнях они реализуют ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, целевую программу подготовки кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

    Задачи системы охраны здоровья:

    Формирование законодательной базы об охране здоровья граждан;

    Охрана и оздоровление окружающей среды;

    Обеспечение социально-гигиенических условий на производстве и в быту, предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний, охраны труда;

    Обеспечение обоснованной системы питания;

    Развитие физической культуры;

    Гигиеническое воспитание и обучение населения начиная с образовательных учреждений;

    Поощрение материнства;

    Привлечение граждан к активному участию в оздоровительных мероприятиях;

    Научно обоснованное развитие сети медицинских учреждений;

    Обеспечение потребностей населения в доступной, качественной, бесплатной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение;

    Развитие санаторно-курортной базы;

    Подготовка и усовершенствование специалистов в области здравоохранения;

    Проведение научно-исследовательских работ в медицине;

    Внедрение современных технологий в производство и оказание медицинской помощи, в том числе путем развития материально-технической базы учреждений.

    Организация оказания медицинской помощи населению должна обеспечивать:

    Удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи;

    Выполнение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

    Доступность медицинской помощи;

    Качество и эффективность медицинской помощи;

    Преемственность в оказании медицинской помощи;

    Эффективность использования ресурсов здравоохранения;

    Современный уровень оказания помощи.

    Основные принципы и задачи организации медицинской помощи населению:

    Оказание первой и неотложной помощи пациентам с острыми заболеваниями и при внезапных состояниях, травмах, отравлениях;

    Оказание квалифицированной медицинской помощи, включая специализированную и высокоспециализированную, в медицинских учреждениях и на дому;

    Обеспечение профилактики заболеваний, травм и инвалидности населения. включая вакцинацию;

    Диспансеризация населения для раннего выявления заболеваний, динамическое наблюдение за больными и их лечение:

    Пропаганда здорового образа жизни, гигиеническое воспитание и обучение населения;

    Обеспечение восстановительного лечения и реабилитации;

    Проведение противоэпидемических мероприятий;

    Экспертиза временной и стойкой утраты трудоспособности;

    Повышение квалификации медицинских работников;

    Внедрение современных лечебно-диагностических технологий;

    Внедрение результатов научно-исследовательских работ в практику;

    Создание комфортных условий для больных в медицинских учреждениях;

    Соблюдение правил и принципов медицинской этики и деонтологии;

    Соблюдение правил использования персональной информации о больных и информирование их о предстоящих медицинских вмешательствах.

    Система здравоохранения РФ включает:

    Органы управления здравоохранением, реализующие программы охраны здоровья, участвующие в развитии медицинской науки, регулирующие и координирующие деятельность медицинских учреждений;

    Государственные организации здравоохранения (федеральные и региональные);

    Муниципальные организации здравоохранения;

    Частные организации здравоохранения.

    Медицинское учреждение - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке. установленном законодательством РФ. Фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (оптовая торговля лекарственными средствами. аптеки).

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России). Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), РАМН, органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и подчиненные им учреждения здравоохранения, научно-исследовательские и медицинские институты, фармацевтические организации, аптеки, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинской техники и лекарственных средств.

    В государственную систему здравоохранения входят учреждения здравоохранения, создаваемые министерствами и ведомствами, государственными предприятиями, организациями и учреждениями помимо Министерства здравоохранения, ФМБА и РАМН.

    Элементы государственной системы здравоохранения:

    Органы управления здравоохранением - Минздрав России, ФМБА и органы управления здравоохранением субъектов РФ;

    Надзорные органы - Росздравнадзор РФ, Роспотребнадзор РФ;

    Государственные организации здравоохранения, подведомственные Минздраву России, ФМБА и РАМН;

    Ведомственные организации здравоохранения, подчиненные различным министерствам и ведомствам в соответствии с законодательством РФ - Министерство обороны. Министерство внутренних дел. Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба исполнения наказаний;

    Медицинские организации, подведомственные органам управления здравоохранением субъектов РФ.

    Государственные организации здравоохранения:

    Государственные ЛПУ;

    Государственные научные учреждения;

    Государственные образовательные учреждения;

    Государственные фармацевтические организации;

    Государственные учреждения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

    Государственные учреждения судебно-медицинской экспертизы;

    Государственные организации специального назначения (центры медицины катастроф, центры государственных резервов и т.п.);

    Государственные организации поддержки и обеспечения здравоохранения (автохозяйства, службы материально-технического обеспечения, службы ремонта медицинской техники, организации капитального строительства, организации по производству медицинской техники и лекарственных средств и т.п.).

    Министерства и ведомства РФ, кроме Минздрава России, могут иметь в своем подчинении только ЛПУ и фармацевтические учреждения, в исключительных случаях - научные и для подготовки кадров. При этом для них обязательны к исполнению НПА Минздрава России и органов управления здравоохранением субъектов РФ.

    В системе здравоохранения особо следует выделить подсистему санитарно-эпидемиологического благополучия с органом управления - Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Ей подчинены органы и учреждения, созданные в соответствии с законодательством, на федеральном уровне. Также свою санитарно-эпидемиологическую службу имеет ряд министерств и ведомств: обороны, внутренних дел, пограничной службы, железнодорожного транспорта, Федерального медико-биологического агентства.

    МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и подчиненные им учреждения, фармацевтические организации и аптеки муниципальной формы собственности.

    Элементы муниципальной системы здравоохранения:

    Муниципальные органы управления здравоохранением;

    Муниципальные ЛПУ;

    Муниципальные фармацевтические организации;

    Муниципальные организации поддержки и обеспечения здравоохранения.

    Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения - юридические лица, что обеспечивает им определенную свободу в организации их деятельности. Для муниципальных учреждений здравоохранения обязательны к исполнению наряду с государственными (федеральными и субъекта РФ) НПА также и НПА муниципального образования по подчиненности.

    Государственные и муниципальные организации здравоохранения обеспечивают выполнение государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи в соответствии с установленными для них органом управле-

    ния здравоохранения субъекта РФ государственными и муниципальными заказами (заданиями).

    В соответствии с действующим законодательством РФ платные услуги в государственных и муниципальных учреждениях должны оказываться таким образом, чтобы это способствовало улучшению оказания бесплатной медицинской помощи.

    ЧАСТНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    К частной системе здравоохранения относятся учреждения здравоохранения и другие организации, оказывающие медицинскую помощь, производящие медицинскую технику и лекарственные средства, имущество которых принадлежит частным собственникам.

    Элементы частной системы здравоохранения:

    Частные ЛПУ:

    Частные фармацевтические учреждения;

    Частные образовательные учреждения;

    Частные научные учреждения;

    Частные организации поддержки и обеспечения деятельности здравоохранения.

    Для частных организаций здравоохранения обязательны к исполнению НПА органов государственной власти в сфере здравоохранения (федеральных и территориальных) и органов местного самоуправления.

    Основная цель частной системы здравоохранения - оказание медицинской помощи населению. Однако, в отличие от государственной и муниципальной систем, в частных учреждениях ее оказывают за плату. Частные медицинские учреждения могут оказывать помощь и бесплатно при участии в реализации ПГГ или на благотворительной основе.

    Частные медицинские организации действуют на некоммерческой и коммерческой основе.

    Медицинское учреждение считают некоммерческим, если полученная в результате его деятельности прибыль не распределяется между учредителями, а направляется полностью на развитие организации. Деятельность таких организаций регулируется законом РФ «О некоммерческих организациях».

    Если уставная цель деятельности медицинского учреждения - извлечение прибыли, то его считают коммерческим, и оно руководствуется законодательством, распространяющимся на коммерческие организации.

    Понятие органов управления здравоохранением приводится в ФЗ «О здравоохранении в Российской Федерации», согласно которому органы управления здравоохранением – это федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти в области здравоохранения субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в области здравоохранения, а также органы управления медицинскими службами, перечень которых установлен настоящим этим законом.

    Под органом управления здравоохранением следует понимать государственную организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, собственную компетенцию, закрепленную правовыми актами и призвана осуществлять повседневную управленческую деятельность по руководству отраслью здравоохранения в соответствии с установленным для него профилем и функциями.

    Система органов управления здравоохранением представлена федеральными и субъектов Федерации государственными органами исполнительной власти, а также муниципальными органами местного самоуправления в порядке разделения функций по управлению и учреждений системы здравоохранения по подчиненности. Основными элементами системы органов управления здравоохранением являются подсистема государственного управления здравоохранением, состоящая из федеральных и органов управления здравоохранением субъектов РФ, а также подсистема муниципального управления здравоохранением, которую составляют муниципальные органы местного самоуправления. Рассмотрим каждую из указанных подсистем.

    Подсистема государственного управления здравоохранением представлена федеральными органами управления здравоохранением и органами управления субъектов Федерации.

    Федеральные органы управления здравоохранением призваны осуществлять управление здравоохранением на всей территории России. Общее руководство системой здравоохранения возложено на Президента РФ как гаранта защиты основных прав и свобод граждан РФ и Правительство РФ.

    Президент РФ принимает нормативные акты по вопросам здравоохранения, определяет стратегию разработки и руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан и в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ ставит задачи тактического плана по совершенствованию законодательства, форм и методов организации и деятельности Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти в этой области.

    Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть в стране осуществляет Правительство РФ. Полномочия Правительства РФ в социальной сфере закреплены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 02.03.2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации». В частности Правительство РФ осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан; разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения либо непосредственно учитывающие его важнейшие интересы; в целях координации деятельности и осуществления государственной политики в области здравоохранения уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере охраны здоровья населения; представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации ежегодные государственные доклады о состоянии здоровья населения Российской Федерации и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации.

    В соответствии с законодательством Российской Федерации органом управления здравоохранением, ответственным за организацию деятельности системы здравоохранения на федеральном уровне является Министерство здравоохранения Российской Федерации , которое функционирует в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации”.

    Общие положения

    1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

    2. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    3. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    Здравоохранение относится к социальным системам, регулирование деятельности которых и управление осуществляется на межсекторальном уровне, то есть деятельность субъектов системы зависит от решений и политики различных министерств и ведомств федерального уровня. Поэтому, осуществляя свою деятельность, Министерство здравоохранения РФ взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ (Министерство финансов, м.обороны), органами местного самоуправления, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, профессиональными медицинскими ассоциациями, общественными объединениями и иными организациями.

    В данном случае речь идет об управленческих отношениях в сфере здравоохранения, формируемых не по вертикали власти, а по горизонтали.

    В современных условиях рыночной экономики к системе органов управления здравоохранением можно отнести также Федеральные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования, так как свойственными им методами фонды активно участвуют в управлении здоровьем населения.

    Активную роль в последнее время в регулировании вопросов здравоохранения, в первую очередь защиты прав медицинских работников, играют профсоюзы . Наиболее крупной и представительной организацией является Федерация независимых профсоюзов, в которую входит также профсоюз работников здравоохранения. Профсоюзы также участвуют в формировании политики и в управлении здравоохранением.

    Для осуществления общественного контроля за деятельностью в области здравоохранения при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться попечительские (наблюдательные) советы в области здравоохранения. Порядок формирования и полномочия попечительских (наблюдательных) советов в области здравоохранения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    Управление здравоохранением субъекта РФ как отраслью осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти по здравоохранению, образованным на основании распорядительного акта высшего органа исполнительной власти субъекта РФ.

    Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по здравоохранению входит в государственную систему здравоохранения субъекта Федерации и, являясь высшим управленческим отраслевым звеном в регионе, реализует государственную политику РФ и ее субъекта, организует выполнение федеральных и региональных программ, проводит анализ состояния здоровья населения и разрабатывает мероприятия по его улучшению, обеспечивает реализацию обязательного медицинского страхования, осуществляет региональную программу оказания медицинской и лекарственной помощи населению, разрабатывает социальные нормативы здравоохранения в регионе, координирует деятельной органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан и многое другое.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления в области здравоохранения законодательства Российской Федерации в области здравоохранения, соблюдением на территории муниципальных образований государственных социальных стандартов, стандартов качества медицинской помощи, а также за достоверностью медицинской статистики и отчетности.

    Помимо Министерств здравоохранения развития субъектов Федерации, в систему государственного здравоохранения субъектов Федерации входят региональные медицинские организации, основные средства которых находятся в государственной собственности.

    Задача региональных отраслевых исполнительных структур – оказывать содействие Минздрав РФ в совершенствовании идеологии лечения, профессионализма, рыночного мировоззрения, ответственности за здоровье и др.

    В муниципальных образованиях ответственными за организацию деятельности системы здравоохранения являются органы муниципального образования (подсистема муниципального управления) в области здравоохранения в соответствии с уставами муниципальных образований. К ведению органов местного самоуправления в области здравоохранения относятся: контроль за соблюдение законодательства о здравоохранении и защита прав граждан в этой области; формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения и создание условий для развития частной системы здравоохранения, развитие сети учреждений здравоохранения на территории муниципального образования, организация первичной медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи; формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; координация контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения и некоторые другие направления.

    Функции управления выполняются также центральными муниципальными учреждениями здравоохранения такими как: центральная районная больница, центральная районная поликлиника и центральная городская больница.

    Центральной районной больницей является районная больница, на которую возложены функции органа управления здравоохранением сельского административного района или одновременно функции органа управления здравоохранением сельского района и функции органа управления здравоохранением города.

    Центральная районная поликлиника организуется в сельском административном районе при отсутствии центральной районной больницы и выполняет функции органа управления здравоохранением района.

    Центрального городской больницей является больница, на которую возложены функции органа управления здравоохранением города в городах республиканского, краевого, областного подчинения, не имеющих органов управления здравоохранением в городских районах.

    Принципы деятельности органов управления здравоохранением:

    1. Принцип законности. (деятельность не должна противоречить и подзаконным нормативным актам)

    2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (человек, его права и свободы - высшая ценность)

    3. Принцип единства системы органов управления здравоохранением

    4. Принцип федерализма (управление с учетом как общих интересов государства, так и специфики его составных частей – субъектов Федерации и муниципальных образований)

    5. Принцип сочетания централизации и децентрализации

    6. Наличиепринципа координации и взаимодействия с иными субъектами

    7. Принцип гласности (обнародование через средства массовой информации процесса и результатов работы органов исполнительной власти).