Как закупать коммунальные услуги: подробная инструкция. Как закупать коммунальные услуги: подробная инструкция Как закупить коммунальные услуги у единственного поставщика

Коммунальные услуги — это обеспечение учреждений водоснабжением и водоотведением, тепловой и . Согласно ст. 93 44-ФЗ, заказчики могут закупать коммунальные услуги у , выступающих в роли единственного поставщика, в том случае, если:

  • приобретаются услуги по поставке водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии и газоснабжения (кроме поставок сжиженного газа), ;
  • заключается договор на поставку энергоснабжения, электрической энергии с гарантирующим поставщиком, п. 29 ст. 93 44-ФЗ.

На основании положений ФЗ 147 от 17.08.1995, передача тепловой и электрической энергии, а также обслуживание организаций по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры предполагаются как закупка ТРУ у субъектов естественных монополий.

В случае приобретения электроэнергии заказчик должен помнить, что во исполнение п. 29 ст. 93 44-ФЗ договор должен заключаться только с гарантирующим поставщиком (35-ФЗ от 26.03.2003), который:

  • непосредственно покупает электроэнергию и уровень мощности на оптовых и розничных рынках соответствующих услуг;
  • подписывает соглашение о передаче электроэнергии и мощности с локальными сетевыми компаниями;
  • производит взаиморасчеты с потребителем — выставляет счета и счета-фактуры, производит прием оплаты и взыскание образовавшейся потребительской задолженности.

Определение цены на закупку коммунальных услуг

В том случае если цена контракта на коммуналку устанавливается в пределах 100 000 руб., то заказ можно провести в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 (Письма Минэкономразвития № Д28и-3554 от 07.12.2015, № Д28и-91 от 21.01.2016).

Так как цены на «коммуналку» подлежат государственному регулированию, то при заключении контрактов по коммуналке применяется : для водоснабжения и водоотведения расчет регламентируется п. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ, для тепловой энергии — ч. 1 ст. 8 190-ФЗ, для электрической энергии — п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ.

Цена контрактов на водоснабжение, водоотведение тепло- и газоснабжение определяется на основании регулируемых тарифов, установленных действующим российским законодательством, в пределах выделенных учреждению лимитов бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Договор по энергоснабжению или поставке электрической энергии заключается согласно п. 29 ч. 1 ст. 93. Гарантирующий поставщик передает, а потребитель принимает и обязуется оплачивать электрическую энергию в количестве и по ценам, предусмотренным официальным документом. Стоимость договора также рассчитывается и обосновывается согласно тарифному методу определения цены контракта

Как закупить коммунальные услуги у единственного поставщика

Рассмотрим поэтапно:

  1. 1 этап — планирование. В план закупок и план-график вносятся сведения о планируемом контракте в течение 10 рабочих дней после доведения до учреждения лимитов на последующий финансовый период.
  2. Сведения вносятся в план-график не позднее десяти дней до формирования извещения. Если извещение размещаться не будет, то не позже 10 дней до дня заключения договора.
  3. Создание и публикация извещения производятся не позже пяти дней, предшествующих дате заключения.
  4. Составление обязательного отчета о закупке у единственного поставщика. Размещать данный отчет в ЕИС не требуется.
  5. Внесение сведений о заключенном договоре в реестр контрактов в ЕИС. Сведения вносятся в трехдневный срок (рабочие дни) при заключении договора и в аналогичный период при его исполнении либо отдельного его этапа.
  6. (п. 9 ст. 94) создается и публикуется в течение семи рабочих дней с момента его исполнения либо расторжения. Оплата вносится только при наличии подписанных актов на оказанные коммунальные услуги.

Обязательные условия

В каждом контракте на оказание коммунальных услуг в обязательном порядке должны быть указаны наименование заказчика и поставщика, полное описание объекта закупки (ст. 33 44-ФЗ), информация о количестве и о месте поставки (передачи), период поставки, источник финансирования и цена контракта.

В договоре необходимо указать, что его цена является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения договорных отношений (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ), а также, что изменение условий контракта в период его действия допускается только в случаях, предусмотренных ст. 95 44-ФЗ.

Пример контракта

Закрытие контракта

Контракт на коммунальные услуги заключается сроком на один финансовый год, согласно плану-графику и выделенным лимитам бюджетных обязательств. Перечисление денежных средств по договору происходит по платежным поручениям, в которых указывается номер и дата документа по перечисленной сумме.

В реестр вносятся суммы из исполненных за весь период платежных поручений, которые подкрепляются подписанными актами сдачи-приемки. В разделе № 3 отчета указываются только реквизиты самого платежного поручения. По итогам внесения всех сумм в соответствии с ценой договора на оказание коммунальных услуг в реестре контрактов производится закрытие конкретного договора.

Как проводить другие госзакупки

У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать.

Алгоритм действий при заключении договора (или контракта?) на закупку коммунальных услуг (теплоснабжение, вода, канализация) у сторонней организации сог-но ФЗ44? Включаются ли такие договора в план-график? Уместна ли в этом случае ч.1,п.1, Ст93?

  • Вопрос: №451 от: 2014-02-24.

Алгоритм действий при заключении контракта сводится к следующему:

1) Вносится в план - график информация о планируемом заключении контракта с учетом рекомендаций Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н.

По смыслу п. 6 Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, можно трактовать фразу "не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки" как менее 10 дней, т.е. на следующей, к примеру, день после внесения изменений в план график, так и не ранее 10 дней, т.е. 10 и более дней до даты опубликования извещения.

Мое мнение, что в данном пункте содержится логическая ошибка в виде взаимоисключающих понятий, поэтому на усмотрение заказчика по срокам опубликования закупки.

2) Согласно ч. 4 Закона 44-ФЗ необходимо подготовить . Мое мнение, что необходимо использовать тарифный метод на основании тарифов поставщика с которым будет заключаться контракт. При отказе поставщика представить тарифы необходимо напрямую заключать контракт, однако в контракте все равно будут указаны расценки. При проверке контролирующих органов сослаться на указанные в контракте расценки, т.к., по существу, это и будут тарифы.

3) Выбрать необходимые пункты для заключения контракта в рамках ст. 93 Закона 44-ФЗ. Например:

1. осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

8. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

29. заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

4) В силу ч. 2 ст. 93 Закона 44-ФЗ разместить на сайте извещение об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).

Исключение составляет п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, при заключении контракта отсутствует необходимость размещать на сайте извещение об осуществлении такой закупки.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Унитарные предприятия в сфере водоснабжения и водоотведения могут быть выведены из-под действия контрактной системы, что позволит им закупать, как и прежде руководствуясь Федеральным законом 223. Такое предложение было внесено на этой неделе на рассмотрение в Госдуму РФ. Т94 поговорил с экспертами и выяснил, почему ГУПы не смогли работать по 44-ФЗ.

Если новые поправки к двум законам будут приняты, то ГУПы в сфере водоснабжения смогут проводить закупки по 223-ФЗ, руководствуясь собственными положениями, а не требованиями контрактной системы. Но не всегда - закупать по 223-ФЗ ГУПы смогут только при проведении закупок без привлечения бюджетных средств. Для этого все предприятия должны до 1 декабря утвердить соответствующие положения и планы закупки.

Ни купить, ни продать

Авторы законопроекта считают, что следование номам 44-ФЗ отрицательно сказывается на качестве работы ГУПов в сфере водоснабжения. Соглашается с этим Георгий Сухадольский , гендиректор некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок".

По его словам, очевидно, что бюджетные средства в любом случае должны расходоваться по 44-ФЗ. «В качестве ключевой причины возврата к 223-ФЗ является то, что перевод ГУПов под действие закона "О контрактной системе…" не дал положительного эффекта ни в вопросе обеспечения конкуренции, ни в реальной прозрачности закупок, ни в повышении экономического эффекта", - считает эксперт.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что распространение положений 44-ФЗ на все закупки унитарных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения, повлекло возникновение ряда проблем. Из-за неприемлемых условий контрактной системы стало невозможно провести неотложные дорогостоящие работы, которые по 223-ФЗ выполнялись за счет внебюджетных средств.

Совсем недавно поправки к 44-ФЗ и 223-ФЗ уже были приняты в отношении аптечных ГУПов и МУПов. При подготовке законопроекта отмечалось, что работа фармацевтических ГУПов в рамках контрактной системы ведет к снижению ассортимента лекарственных средств, конкурентоспособности и несостоятельности государственных и муниципальных аптечных организаций, в том числе по причине длительного срока проведения закупочных процедур, предусмотренных 44-ФЗ.

Эксперты Т94 неоднократно отмечали, что 60 дней, отведенных на закупки лекарств непростительно много, особенно если речь идет о человеческой жизни. Их услышали и вернули к "старым" правилам закупки за 7-10 дней.

Николай Баранов , замдиректора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при президенте РФ отметил в комментарии Т94, что не стоит переводить обратно, как говорится, по частям разные ГУПы и МУПы и ссылаться на то, что "это будет лучше для одних" и позволит "улучшить" все показатели.

"Здесь скорее надо принимать управленческие решения о приватизации, перевод в частные руки такого бизнеса, где работа по 44-ФЗ не эффективна", - пояснил эксперт, добавив, что контрактная система не виноват в том, что специалисты по закупкам просто не умеют пользоваться законом. Дальше возникнет вопрос: аптеки, водоканалы, кто следующий?

"Верните назад!"

В отделе закупок ГУП Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" Т94 сообщили, что с января ресурсоснабжающие унитарные предприятия испытывают серьезные ограничения по осуществлению закупочной деятельности. Так, например, при возникновении аварийных ситуаций на объектах жизнеобеспечения возникает острая необходимость в закупке товаров и услуг для их своевременного устранения.

В связи с тем, что все закупки ГУПы и МУПы обязаны проводить в соответствии с нормами закона о контрактной системе, это ведет к увеличению сроков поставки товаров и как следствие - к затруднению выполнения аварийных работ. Такая ситуация складывается из-за отсутствия в 44-ФЗ возможности осуществления закупки у единственного поставщика с суммой более 100 тыс. руб.

Нормативным актом предусмотрены закупки у единственного поставщика определенных товаров, работ, услуг при аварии и иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, а аварии на объектах жизнеобеспечения не относятся к данному случаю.

Специалисты ГУП РО "УРСВ" предлагают пересмотреть норму закона об аварийных закупках у единственного поставщика. Необходимо, чтобы по пункту 44-ФЗ ресурсоснабжающие предприятия могли осуществлять закупки для устранения аварий на обслуживаемых объектах. Статус аварийной или чрезвычайной ситуаций при этом может быть установлен органом исполнительной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства или другими представителями власти.

Есть еще одна проблема. При установлении тарифов на будущий год региональная служба по тарифам требует от предприятий в текущем году документального подтверждения конкурсных процедур (это – планируемые затраты будущего года). Другими словами, в октябре–ноябре, ГУПы должны предоставить регулятору результаты конкурсов закупки, по которым работы пройдут в следующем году.

Чтобы это сделать конкурсные процедуры нужно провести в августе–сентябре текущего года. А фактические работы, к примеру, по капитальному ремонту объектов, должны пройти через 8-11 месяцев после завершения процедур, что противоречит основному принципу 44-ФЗ (равноправие конкуренции).

Пошло не по плану

Не маловажным фактором является планирование закупок материалов на текущий ремонт, когда предприятие должно спланировать и прописать перечень материалов, которые ему потребуются в следующем году. Допустим, крупное предприятие, а если небольшой водоканал, который планировал заменить задвижку диаметром 100 мм, а вышла из строя диаметром 200 мм? Аналогичная ситуация и с запасными частями на спецтехнику и др.

Еще сложнее обстоит дело с проведением конкурсов на приобретение горюче-смазочных материалов, так как цены на этот товар постоянно растут в течение года. Поставщики просто не выходят на такие конкурсы с фиксированным объемом и ценой, и торги объявляются не состоявшимися. В итоге, мы можем не подтвердить данные расходы перед регулятором, и он вправе будет исключить их из затрат предприятия на будущий год. При этом предприятие проводя конкурсы на затраты в августе – сентябре не знает сумму, которую ему утвердит в тарифе регулятор.

Вот пример, провели конкурс на 1 млн. руб., а регулятор утвердил по этому тарифу затраты 800 тыс. руб. Не выполнить конкурс предприятие не может, и в тоже время перед тарифной службой у предприятия будет перерасход, по данной статье который он снимет с предприятия.

"Предлагаем предусмотреть в законе проведение закупок за счет средств, полученных от ведения предпринимательской деятельности руководствуясь положениями 223-ФЗ. Эти средства мы получаем от приносящей доход деятельности, а не из платежей, которые нам поступают от населения и бюджета за оказываемые им услуги водоснабжения и водоотведения», - дополнили в отделе закупок ГУП РО "УРСВ".

Эксперты подчеркивают, что стабильная работа водоканалов – это полноценная жизнь граждан, а функционирование в рамках 44-ФЗ ведет не только к постоянным задержкам поставки товаров, но и возможности его отсутствия во время аварий. Большинство ГУПов в этой сфере предлагают пересмотреть законодательство и перевести все водоканалы, не смотря на форму собственности в правовое поле 223-ФЗ.


Что делать заказчикам в случаях, когда итоговая сумма затрат по контрактам на поставку электроэнергии зависит от фактического объема потребления. Разбираемся вместе с Петром Воронцовым, экспертом по госзакупкам.

Судебная практика предусматривает различные подходы:

Первый. Одни суды исходят из того, что требование заказчиков включить в контракт условие о том, что цена является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта основано на применении ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и является правомерным. При этом они указывают, что включение в контракт условия о твердой цене не влияет на установленный порядок оплаты (исходя из показаний приборов учета) и не освобождает заказчика от обязанности оплатить фактически потребленный объем энергии (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2014 по делу № А05-6874/2014).

Второй. Существует и другая позиция, согласно которой применение ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ к услугам по водоснабжению и водоотведению противоречит ст. 544 ГК РФ, которая имеет более высокую юридическую силу. Исходя из этого, условие о твердой цене считается ограничивающим право исполнителя на получение стоимости фактически оказанных заказчику услуг (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.02.2015 № Ф04-14403/2014). Заказчик не может установить цену контракта с субъектом естественной монополии в виде ориентировочного значения либо формулы и максимального значения — закупка у субъектов естественных монополий не относится к случаям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 . Позиция Минэкономразвития России заключается в том, что заказчику при заключении контракта с субъектом естественных монополий следует указывать цену контракта, а также цену за единицу товара, работы, услуги (Письмо от 04.02.2015 № Д28и-150). Таким образом, заказчику рекомендуется в условии о цене контракта указать цену за единицу приобретаемого ресурса и предполагаемый объём его потребления. Объём может быть определен исходя из показателей фактического использования за истекший период и планируемых изменений (например, расширение штата сотрудников повлечет увеличение объема потребления). Пример формулировки условия: «Цена контракта определяется исходя из объема подачи холодной (питьевой) воды, цены за единицу объема (тариф за 1 куб. м) и составляет _________________________ руб. Общество обязуется подать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в объеме __________________________ куб. м. Тариф на холодную (питьевую) воду составляет _______________ руб./куб. м.». В случае исчерпания (недобора) предусмотренного контрактом объема поставляемого товара (работы, услуги) такой объем может быть увеличен (уменьшен) по предложению заказчика, но не более чем на 10% (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Закупка электроэнергии у единственного поставщика

Вопрос от слушателя: Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком на поставку электроэнергии (у естественной монополии) по п. 4 ч. 1 ст. 93 или обязательно по п. 1 ч. 1 ст. 93?

Ответ: С одной стороны, Закон № 44-ФЗ не ограничивает закупки по предмету контракта при закупке по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. С другой стороны, для закупки услуг по электроснабжению предусмотрено отдельное основание (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), что предусматривает необходимость размещения извещения в ЕИС. То есть дополнительное действие, которое по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не предусмотрено. На мой взгляд, закупить услуги электроснабжения возможно и по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако, есть мнение в экспертном сообществе, что такая закупка может нарушать требования ст. 93 Закона № 44-ФЗ.