Правовой режим морских пространств арктики. Международно-правовой режим арктики

Арктика - часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также Северный Ледовитый океан.

Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на так называемые "полярные сектора". Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Определение границ Арктики в приарктических странах различно. При этом их законодательство о континентальном шельфе, а также экономических или рыболовных зонах распространяется на арктические районы.

СССР закрепил свои права в полярном секторе постановлением Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926, в соответствии с которым все земли, как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные между северным побережьем Советского Союза и сходящимися у Северного полюса меридианами, были объявлены территорией СССР. Исключение составляют острова архипелага Шпицберген, принадлежащие Норвегии на основании Договора о Шпицбергене (1920 г.)

После распада СССР права Российской Федерации в Арктике закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", Федеральных законах от 30.11.1995 № 187-ФЗ "О континентальном шельфе" и от 17.12.1998 № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". В настоящее время разрабатывается федеральный закон "Об Арктической зоне".

Боковые границы полярных секторов не являются государственными границами соответствующих стран. Государственная территория в полярном секторе ограничивается внешним пределом территориальных вод. Однако, учитывая особую значимость полярных секторов для экономики и безопасности прибрежных государств, затрудненность судоходства в этих районах, ряд иных обстоятельств, можно сказать, что на территории секторов действует правовой режим, маю чем отличающийся от режима территориальных вод. Приполярные государства устанавливают разрешительный порядок ведения хозяйственной деятельности в районе полярного сектора, правила охраны окружающей среды и т.н.

В последнее время активно развивается сотрудничество арктических государств. Так, по Соглашению между Правительством РФ и Правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.) сотрудничество осуществляется в следующих формах: обмены, направление или поездки должностных лиц, специалистов и жителей Севера; обмен информацией и документацией; проведение совместных исследований и разработок и обмен их результатами; услуги, предоставляемые специалистами по контрактам; совместные симпозиумы, конференции и семинары для специалистов; совместные публикации; торговые миссии; совместные коммерческие предприятия и деятельность; обмен и передача технологий; создание представительских учреждений; другие формы сотрудничества. Создана Смешанная российско-канадская комиссия по сотрудничеству в Арктике и на Севере, которая содействует развитию программ сотрудничества между Российской Федерацией и Канадой в Арктике и на Севере; составляет отчеты о реализации программ и обеспечивает надлежащее выполнение согласованных мероприятий; обеспечивает общее руководство и контроль выполнения Соглашения; рассматривает предложения по развитию дополнительных областей сотрудничества. Российская Федерация поддержала Концепцию "северного измерения канадской внешней политики", выдвинутую Правительством Канады 8 июня 2000 г. В результате 18 декабря 2000 г. было подписано "Совместное российско-канадское заявление о сотрудничестве в Арктике и на Севере".

В 1993 г. представители правительств арктических стран приняли Декларацию об окружающей среде и развитии в Арктике. Арктические государства подтвердили свое намерение защищать и сохранять окружающую среду Арктики, признана особая взаимосвязь, существующая между коренными народами и местным населением и Арктикой, и их уникальный вклад в охрану окружающей среды Арктики. В случае необходимости решено применять внутренние процедуры оценки воздействия на окружающую среду "предлагаемой деятельности, которая может нанести ощутимый ущерб окружающей среде" Арктики и решения по которой должны приниматься национальными органами.

В 1996 г. правительства семи арктических государств подписали Декларацию об учреждении Арктического Совета. Целями Совета объявлены: организация сотрудничества, координации и взаимодействия между Арктическими государствами по вопросам Арктики, представляющим общий интерес (за исключением вопросов военной безопасности), с привлечением объединений арктических коренных народов и других жителей Арктики, особенно по вопросам устойчивого развития и зашиты арктической окружающей среды; надзор и координация программ, учрежденных в рамках Стратегии охраны окружающей среды Арктики; определение круга ведения программы устойчивого развития, а также ее контроля и координации; распространение информации, поощрения образования и обеспечения интереса к вопросам, относящимся к Арктике. Совет собирается раз в два года. Решения Арктического Совета принимаются его членами на основе консенсуса. Можно отметить декларации Совета, принятые на встречах 1998 г. в Икалуите и 2000 г. в Бэрроу.

В настоящее время ведутся переговоры о статусе природных ресурсов Северного ледовитого океана. Конвенция по морскому праву 1982 г. позволяет Российской Федерации претендовать на расширенную шельфовую зону Арктики, вплоть до Северного полюса, в секторе от 30 меридиана до 180°, с выходом на остров Врангеля, а также на анклав континентального шельфа за пределами 200 миль в Охотском море.

Однако ст. 76 Конвенции 1982 г. предусматривает, что данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль представляются в Комиссию ООН по континентальному шельфу. 20 декабря 2001 г. Секретариат ООП зарегистрировал Представление РФ с прилагаемыми географическими координатами точек, определяющими границы континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах за пределами 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Совокупная площадь морского дна, па которое распространяются данные Представления, составляет 1,2 млн кв. км.

Кроме того, России для установления суверенных прав на анклав континентального шельфа площадью 56,4 тыс. кв. км в Охотском море необходимо согласовать с Японией использовавшиеся исходные линии отсчета морских пространств. Исходные линии отсчета шельфа должны иметь исключительно российскую принадлежность и не должны начинаться от побережья спорного района, па который претендует Япония. До окончательного урегулирования вопроса о принадлежности островов Курильской гряды Россия не может использовать их в качестве исходных линий для отсчета ширины всех морских пространств, в том числе и континентального шельфа за пределами 200 миль.

В 2007 г. МПР России была организована экспедицию в Арктику. Основная цель - исследование глубинной структуры коры в зонах сочленения хребта Ломоносова и хребта Менделеева с прилегающими шельфами. В конце 2007 г. была предоставлена необходимая информация в Комиссию ООН. В результате положительного итога проверки принадлежности расширенного континентального шельфа в Северном Ледовитом океане нормам ст. 76 Конвенции и положениям Научно-технического руководства Комиссии 1999 г. и при положительном решении вопроса Россия увеличит площадь континентального шельфа, что означает начало осуществления суверенных прав в Северном Ледовитом океане до точки Северного полюса. Благодаря быстрому развитию техники уже в скором времени будет возможна разработка ресурсов в этой зоне".

Арктика - это часть земного шара с условным центром (Северным полюсом), в состав которой входят воды Северного Ледовитого океана и его морей, а также участки суши Европы, Азии и Америки. До сих пор в географической и юридической науке нет общепризнанного определения этого понятия. Дискуссионным остается вопрос о южную границу Арктики, хотя многие ученые склонны считать, что ею является Северный полярный круг (66° 33" с. ш.).

Правовой статус Арктики формировался в течение долгого времени, процесс его развития продолжается до сих пор. В настоящее время правовой режим Арктики базируется на нормах международного права и национального законодательства арктических государств (Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии, Швеции). В Арктике действует ряд универсальных конвенций (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др.); одна региональная конвенция - Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; множество двусторонних договоров арктических государств. Однако, в отличие от Антарктики, нет международно-правового акта, определяющего статус арктического региона в целом.

Канада и Россия, обладающие наиболее значительными арктическими территориями, придерживаются секторальной системы защиты своих интересов в этом регионе. ее инициатором выступил в 1907 г. канадский сенатор П. Пуарьє. 1 июня 1925 г. Канада впервые закрепила эту инициативу на законодательном уровне путем принятия дополнения к Закону о северо-западные территории. После этого Канада приняла ряд законодательных актов относительно своих арктических территорий, которые базировались на секторальной концепции. Согласно положений канадского законодательства суверенитет Канады распространяется на земли и острова, расположенные в пределах сектора, вершиной которого является Северный полюс, а сторонами - меридианы 60° и 141° зап. д. В законодательстве ничего не говорится о претензиях Канады на морские просторы в пределах сектора. Однако некоторые канадские политики и юристы стали толковать указанные положения законодательства расширительно, то есть распространять их на морскую территорию, что натолкнулось на противодействие США и других государств. Для защиты своих интересов 17 июля 1970 г. Канада приняла закон о предотвращении загрязнения арктических вод. Действие закона распространяется на морские воды шириной 100 миль в пределах канадского сектора. Принятие закона не уменьшило трение между Канадой и США относительно статуса канадских арктических вод, которое сохраняется и до сих пор.

Президиум ЦИК СССР 15 апреля 1926 г. приняла постановление, что объявляла территорией СССР все "как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова", расположенные в Северном Ледовитом океане до Северного полюса в пределах между меридианами 32° 04" 35" вост. д. и 168° 49" 30" зап. д. Исключение составляли острова норвежского архипелага Свальбард (Шпицберген), лежащих между 32° и 35° в. д. Пределы, определенные постановлением, образуют арктический сектор. В пределах этого сектора СССР претендовал только на земли и острова, но не на морские пространства за пределами территориальных вод. Несмотря на это, некоторые советские юристы (Е.А. Коровин, С.А. Вишнепольський, Г.М. Гуслицер и др.) сделали вывод о распространении положений постановления и на морские территории, покрытые льдом. Официально советское правительство ни разу не высказывался в поддержку этой позиции. Российские ученые и политики после распада СССР короткое время пытались переоценить арктическую секторальную концепцию, но сейчас можно наблюдать четкую тенденцию к признанию арктической секторальной концепции со стороны российских официальных кругов и научной среды.

США не разделяли позицию Канады и СССР в отношении Арктики и дальше выступают против секторальной системы. Такого же мнения придерживается Норвегия. Оба государства считают, что за пределами территориальных вод в Арктике должны действовать свободы открытого моря. Дания, будучи сувереном Гренландии, молчаливо склоняется к позиции США и Норвегии.

Компромисс между двумя подходами, однако не лишен противоречий, был найден в ст. 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., что наделила прибрежные государства правами принимать законы и правила по предотвращению загрязнения и сохранению морской среды в покрытых льдами районах шириной не более 200 миль.

Важная роль в жизнедеятельности СССР, а теперь России принадлежит Северному морскому пути (ПМШ)длительное время считался национальной водной магистралью, закрытой для международного судоходства. Связано это было с проблемами холодной войны. ее окончания способствовало открытию в 1991 г. ПМШ для международного судоходства.

в Последнее время все большую поддержку получает тезис, что Арктика - это особый регион, который нуждается в международно-правовой защиты, что отражено в Соглашении о сохранении белых медведей 1973 г. (к сожалению, единственной сделке регионального уровня). Особенно хорошо это понимает международная научная общественность. У1989 г. по ее инициативе была образована неправительственная организация - Международный арктический научный комитет, целью которого является объединение усилий ученых мира в решении всего комплекса проблем региона. С учетом экономического, экологического и научного значения Арктики и очень высокого уровня милитаризации региона остро назрела необходимость совершенствования его международно-правового режима. Современная международная обстановка дает хорошие шансы для разработки и принятия рамочной конвенции относительно Арктики, в дополнительных протоколах к которой можно было бы решить конкретные проблемы этого важного региона - коренных народов, экологической безопасности морского судоходства, поэтапной демилитаризации и нейтрализации и др. Отправной точкой в этом процессе могли бы стать основные положения Договора о Шпицберген 1920 г., что закрепили суверенитет Норвегии над Шпицбергеном на условиях его мирного экономического и научного освоения всеми государствами-участниками по полной демилитаризации и нейтрализации архипелага. Норвежский стортинг 17 июля 1925 г. принял закон о Свальбард, а 7 августа 1925 г. королевской резолюцией был утвержден Горный устав для архипелага. Оба документы вместе с Договором 1920 г. вступили в силу 14 августа 1925 г. В этих документах архипелаг получил новое название Свальбард1.

до сих Пор участниками договора являются более 40 держав1: Болгария, Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Германия, Норвегия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, США, Венгрия, Фракция, Чехия, Швеция, страны бывшей Югославии, Япония и др. Норвежский стортинг в резолюции от 15 февраля 1947 г. признал, что СССР является государством, имеющим наряду с Норвегией особые экономические интересы на архипелаге Свальбард (Шпицбергене). 31991 г. эти права перешли к России. Украина в Договоре не участвует, несмотря на то, что 70 % жителей поселка Баренцбург (одного из двух на архипелаге, где постоянно проживают люди) являются гражданами Украины.

положениями Договора 1920 г. Свальбард (Шпицберген) признается норвежской государственной территорией общего пользования. По юридической природе архипелаг Свальбард (Шпицберген) - это часть государственной территории Норвегии, однако на ней действует режим совместного пользования в отношении всех государств-участников, включая суверена, сформировавшийся в силу международного обычая. При этом участники Договора 1920 г. должны соблюдать норвежского законодательства, которое действует на архипелаге, что в свою очередь не должно противоречить положениям Договора. Считаем, что в будущей арктической конвенции рамочного типа было бы целесообразно использовать концепцию государственной территории общего пользования в отношении арктических территорий северных государств. Поскольку непростые политические, социально-экономические, экологические и другие проблемы Арктики нельзя решить в индивидуальном порядке, они требуют объединения усилий заинтересованных государств. На первом этапе режим совместного пользования арктическими территориями северных стран мог бы распространяться только на восемь государств Арктики, причем это бы не повредило их суверенитета, поскольку реализация этого режима будет базироваться надежды местных законов и правил. Неарктични государства смогут принять участие в решении проблем Арктики на основании двусторонних соглашений с государствами этого региона или других международно-правовых средств.

В сентябре 1996 г. восемь арктических государств (Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Швеция) подписали в

Оттаве Декларацию о создании Арктического Совета - новой региональной международной организации. Цель Арктического Совета - сотрудничество, координация и взаимодействие арктических государств, при активном участии коренных народов Севера и других жителей Арктики, с обще-арктических вопросов; контроль и координация выполнения экологических программ; разработка, координация и контроль за выполнением программ устойчивого развития; распространение информации, поощрение интереса и образовательных инициатив по вопросам, связанным с Арктикой.

В Декларации отмечается, что Арктический Совет не будет заниматься проблемами военной безопасности и демилитаризации Арктики, несмотря на то, что сначала эта отрасль планировалась как одна из приоритетных в ее деятельности. Объясняется это тем, что Арктика является одним из наиболее милитаризованных и нуклеаризованих регионов Земли. Коренные народы Севера, неправительственные организации, научные центры, общественность северных стран настаивают на принятии срочных и эффективных мер по ограничению вооружений в Арктике с перспективой полной демилитаризации и нейтрализации региона. К сожалению, арктические государства не внесли в перечень целей Арктического Совета это важное направление сотрудничества.

Новой положительной особенностью структуры Арктического Совета является включение в нее в статусе постоянных участников представителей неправительственных организаций коренных народов Севера.

Неарктични государства могут принимать участие в работе Арктического Совета в качестве наблюдателей. Украина как большая морская и научная государство имеет собственные интересы в Арктике, а значит, должна принимать активное участие в деятельности Арктического Совета и в деле создания нового правового режима для этого региона, который бы учитывал и ее законные интересы.

Арктический регион исторически разделен на «сектора владения» приарктических государств , хотя и существует предложение интернационализации Арктики , пока не нашедшее поддержки. В 1921 г. Канада декларировала, что все земли и острова к северу от континентальной канадской части находятся под ее суверенитетом. В 1926 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР было принято аналогичное решение, однако архипелаг Шпицберген остался вне юрисдикции СССР, так как согласно Парижскому договору 1920 г. он принадлежит Норвегии.

К режиму полярных секторов прибегли также Норвегия и Дания. Все территории (в том числе неоткрытые и неразведанные), которые входят в полярный сектор государства, находятся под его суверенитетом. Однако водная поверхность океанских и морских 80 пространств в пределах Арктики является открытым морем. При этом государство, имеющее полярный сектор в Арктике, может рассматривать его как зону своей безопасности. Таким образом, режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права , согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф, а далее - открытое море.

Что касается Российского сектора, то здесь есть некоторые особенности. Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии закрепляла права Советской России на Белое море, а Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. - на Баренцево море. Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское - это исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути России. Это основано на ряде причин. Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север. Во-вторых, русское государство в течение трех веков владело Карским морем (см. царские указы 1617-1620 гг.) и другие государства не возражали против этого. В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана обширными архипелагами и островами.

В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики.

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.) и др.; приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991г.).

Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов. «Система Договора об Антарктике»

Антарктика - южная полярная область, охватывающая материк Антарктиду и прилегающие к нему участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов, включая расположенные там острова, при условии, что они расположены южнее 60-й параллели южной широты.

Правовой режим Антарктики можно отнести к интернациональному. Существует так называемая «система Договора об Антарктике», в котором стороны отказались от «любой основы для претензий на территориальный суверенитет». Здесь общую правовую основу составляет международное право , а на территориях судов или полярных баз действует право их флага.

Таким образом, международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике, от 1 декабря 1959 г., сфера действия которого распространяется на район южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. Согласно этому Договору Антарктика является международной территорией и открыта для научного исследования всех стран, а также полностью демилитаризована и нейтрализована, так как в пределах действия договора нельзя развязывать и вести военные операции. Здесь запрещено создавать военные базы, проводить маневры, испытывать оружие , в том числе и ядерное. Антарктика объявлена, помимо прочего, безъядерной зоной. Договор распространяет свое действие на материк, шельфовые ледники, континентальный шельф, участки открытого моря.

В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Однако подписание договора не остановило территориальных претензий некоторых государств . Претензии были заявлены Австралией, Аргентиной, Великобританией, Новой Зеландией, Норвегией, Чили и Францией. СССР и США всегда выступали противниками этих претензий и настаивали на признании Антарктики международной территорией.

В настоящий момент эти претензии заморожены, т. е. государства не отказались от территориальных претензий, но никакие действия других государств на территории Антарктики в период действия Вашингтонского договора не могут считаться основанием для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают там никаких прав на такой суверенитет.

В рамках Договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), однако в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.

Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике - Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике.

Правовой режим Арктики. Арктика - это северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах полярного круга (660 33’ с. ш.). На побережье Северного Ледовитого океана выходят пять стран: Россия, США, Канада, Дания (Гренландия), Норвегия.

Особенность правового режима Арктики состоит в том, что ее морское пространство поделено на сектора каждый из которых образует форму треугольника, вершиной которого является северный полюс, а основанием - побережье одного из арктических государств. Эта особенность режима Арктики исходит из международно-правовой доктрины - “секторальной теории”, суть которой состоит в следующем. В силу своего географического положения и исторических причин приарктические страны, внесшие наибольший вклад в исследование освоение Арктики, традиционно исходят из наличия у них особых интересов и, соответственно, преимущественных прав при использовании части арктических пространств - сектора и определения правового режима своего сектора. Особенно активно в пользу секторального деления выступила в свое время Канада, которая в ряде законодательных актов и официальных заявлениях оставила свой суверенитет на земли, острова и даже морские пространства к северу от канадского побережья.

В настоящее время сектора в Арктике имеют ряд приарктических государств. Это означает, что все острова и архипелаги, морские пространства в пределах каждого сектора принадлежат соответствующему приарктическому государству и входят в состав его государственной территории. Правовой режим морских пространств секторов определяется принципами и нормами международного морского права, которые в силу особых условий секторов могут быть несколько модернизированы. К таким особым условиям относятся постоянный ледяной покров арктических вод, отсутствие международного судоходства, большое значение своего собственного судоходства для других государств, а также большое экологическое и стратегическое значение этих районов для приарктических государств.

Положение российского сектора в Арктике определяется Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. “Об объявлении территории СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане”. В нем говорится, что в пределах между меридианами 320 04’ 35” в. д. и 1680 49’ 30” з. д. СССР объявляет свое право на все земли и острова, как открытые, так и еще не открытые, за исключением восточных островов архипелага Шпицберген.

Научные экспедиции постоянно изучают районы российского сектора. В арктических водах секторов России создан Северный морской путь, который является национальным Внутренним Водным путем России. При министерстве морского флота РФ действует Администрация Северного морского пути, в компетенцию которой входит регулирование движением судов по этому пути, осуществление координации морских ледовых операций, установление правил судоходства, районов ледокольной проводки и т. д. Принимаются меры по предотвращению загрязнений морской среды и побережья.



В Арктике пока нет механизма, аналогичного Антарктике 1959 г., позволяющего координировать деятельность государств и обсуждать на постоянной основе вопросы международного сотрудничества. Важное значение для создания такого механизма имеет образование Международного Арктического научного комитета (МАНК) - международной неправительственной организации, основной функцией которой является содействие сотрудничеству в Арктике по широкому кругу проблем. Решение об этом было принято в августе 1990 г. представителями пяти приарктических государств и еще трех северных стран (Финляндии, Швеции и Норвегии).

Правовой режим Антарктики. Антарктика - часть земного шара, обширный регион, расположенный до 60-й параллели южной широты от Южного полюса. Она включает в себя как собственно материк Антарктика, так и прилегающие к нему острова, архипелаги и морские пространства. Открытая российскими мореплавателями М.П.Лазаревым и Ф.Ф.Беллинсгаузеном в ходе первой антарктической экспедиции 1818 - 1821 гг., Антарктика в силу своей значительной удаленности от населенных территорий и суровых климатических условий долгое время не представляла какого-либо интереса в плане ее хозяйственного использования и считалась ничейной землей.

Однако с начала ХХ в. ряд государств (Великобритания, Новая Зеландия, Франция, а позднее Австралия, Норвегия, Чили, Аргентина) стали выдвигать территориальные притязания на определенные части Антарктиды, что создавало предпосылки для возникновения споров и конфликтов и вело в конечном счете к ее разделу. Попытка сепаратного раздела, предпринятая в середине 50-х годов, натолкнулась на решительное противодействие других государств, в том числе и Советского Союза.

В поиске выхода из создавшейся ситуации заинтересованные страны собрались на Конференцию, которая состоялась в Вашингтоне. Здесь, 1 декабря 1959 г., был выработан и принят Договор об Антарктиде, заложивший основу международно-правового режима Антарктики. Данный Договор вступил в силу 23 июля 1961 г. На конец 1982 г. его участниками являлись 26 государств (первоначально - 13 государств).

Статья первая Договора устанавливает, что “Антарктика используется только в мирных целях”. Запрещается, в частности, любые мероприятия военного действия и характера такие как: создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытание любых видов оружия, в том числе ядерного, а также удаление в районе Антарктики радиоактивных материалов. Договор не устанавливает исчерпывающего перечня мероприятий военного характера, но запрещает любые действия, наносящие вред мирному использованию Антарктики.

Антарктика остается единственной территорией (сухопутной и водной), которая не принадлежит какому-либо государству ни полностью, ни частично: Договор по существу не признал территориальных претензий государств, поскольку ни одна часть Антарктики не признана находящейся под суверенитетом какого-либо государства. Однако Договор не отрицает и существования территориальных претензий. По смыслу договора, статья четвертая не должна толковаться в ущерб позиции любой страны в отношении признания или непризнания ею права или претензий, или основы для претензий любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

Одним из важных принципов, установленных Договором, является принцип свободы научных исследований и сотрудничества в этих целях. Любая страна независимо от участия ее в Договоре вправе проводить исследовательские работы в Антарктике.

Согласно ст. VIII Договора наблюдатели и научный персонал, а также сопровождающий их персонал, находится под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются. Вопрос о юрисдикции над всеми другими лицами Договор не регулирует, но содержит положение о том, что он не наносит ущерба соответствующей позиции каждой стороны относительно этого вопроса. Иначе говоря, вопрос о юрисдикции над лицами, не упомянутыми в Договоре, решается каждой стороной в соответствии с ее точки зрения.

За соблюдением положений Договора установлен широкий наземный и воздушный контроль. Положения о таком контроле содержатся в самом Договоре. Так, каждое государство - участник Договора равно является участником Консультативного совещания - международного механизма для координации деятельности стран по изучению Антарктики и имеет право назначать наблюдателей в неограниченном количестве. Любой наблюдатель имеет полную свободу доступа во все районы Антарктики, включая станции, установки и сооружения в ее пределах, а также морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки снаряжения, материалов и персонала, всегда открыта для инспекции.

В компетенции Консультативного совещания входят: обмен информацией, взаимные консультации, разработка и принятие рекомендаций правительствам стран, мер, содействующих реализации целей и принципов Договора. В компетенцию Совещания включены также меры, касающиеся Антарктиды, относительно:

1) использования ее в мирных целях;

2) содействия научным исследованиям;

3) содействия международному научному сотрудничеству;

4) содействия осуществлению прав инспекции;

5) осуществлению юрисдикции;

6) охраны и сохранению живых и минеральных ресурсов;

Принятые на Совещании решения и рекомендации вступают в силу по утверждению их всеми сторонами, подписавших Договор и присоединившимся к нему позднее. Представители государств-участников Договора имеют право участвовать в Совещании, созванном для рассмотрения принимаемых мер. Сроки и место созыва Консультативного Совещания определяют первоначальные участники настоящего Договора.

Резюмируя правовое положение Антарктиды Договор подчеркивает, что в интересах всего человечества Антарктида должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий.

Вывод:

Арктика – часть земного шара, ограниченная Северным полярным кругом и включающая в себя окраины материков Евразия и Северная Америка, а также северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией на полярные сектора. Согласно концепции полярных секторов все земли и острова, находящиеся к северу от Арктического побережья соответствующего приполярного государства в пределах сектора, образованного этим побережьем и сходящимися в точке Северного полюса меридианами, считаются входящими в территорию данного государства.

Антарктика представляет собой территорию земного шара южнее 60о южной широты и включает в себя материк Антарктиду, шельфовые ледники и прилегающие моря. Правовой статус Антарктики определен Договором об Антарктике 1959 г., согласно которого все территориальные претензии государств в Антарктике «замораживаются», она может использоваться только в мирных целях и признана демилитаризованной территорией.

Заключение

Значение территории как материальной основы государства чрезвычайно велико. Не случайно на протяжении всей истории человечества велись непрерывные войны за территорию. Защита территории – одна из главных задач государства.

Особое внимание охране государственной территории уделяет и международное право. Этому в значительной мере посвящено содержание его основных принципов – неприменения силы, территориальной целостности, нерушимости границ.

Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.

Территория является также пространственной сферой действия государственного суверенитета, сферой территориальной юрисдикции государства.

В состав государственной территории входят: сухопутная территория (поверхность суши), включая острова; водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море; земные недра; воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

Согласно Конституции, территория РФ «включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними» (ч. 1 ст. 67).

Согласно международному праву, определенными суверенными правами и соответствующей юрисдикцией государство обладает на континентальном шельфе и в морской исключительной экономической зоне.

Помимо государственной территории существуют территории международные, под которыми понимаются пространства, находящиеся вне сферы государственного суверенитета. Их режим определяется исключительно международным правом. К таким пространствам относятся: открытое море, материк Антарктида, воздушное пространство над ними, морское дно вне сферы действия государственного суверенитета, космическое пространство, а также небесные тела.

Пределы государственной территории определяются границей. Взаимное уважение границ – необходимое условие мира. Государственные границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, только мирным путем и по соглашению сторон.

Лекция 10. Территория в международном праве

10.6. Правовой режим Арктики и Антарктики

Международно-правовой режим Антарктики определяется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г. Необходимость заключения договора об Антарктике была вызвана притязанием на данный материк Аргентины и Чили. В этой связи договор закрепил мораторий на притязания на земли материка и признал данную территорию как территорию с международным режимом. Статья 1 Договора провозгласила использование Антарктики только в мирных целях (демилитаризованная территория). В Антарктике провозглашается свобода всем заинтересованным государствам в осуществлении научных исследований. Статья 7 Договора допускает проведение любых инспекций со стороны Договаривающихся сторон на предмет исполнения положений договора.

Помимо самого Договора в его систему входят: Конвенция о сохранения морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.), Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.), которая вызывает много возражений со стороны государств, и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике (1991 г.), который определил Антарктику в качестве природного заповедника, установил ответственность за всеобъемлющую охрану живой среды Антарктики и зависящих от нее и связанных с ней экосистем, а также закрепил любую деятельность, связанную с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований.

По своему правовому режиму Арктика является государственной территорией. Арктика представляет собой территорию, включающую в себя окраины Евразии, Северной Америки и Северный Ледовитый океан. Территория Арктики поделена между США, Канадой, Данией, Норвегией и Россией. В основу ее деления положена «секторальная теория», предложенная США в 1924 г. В соответствии с указанной теорией сектор представляет собой морское пространство, основанием которого является сухопутная территория государства, а верхняя точка Северный полюс. Указанный сектор принадлежит пяти приарктическим государствам. Российский арктический сектор был провозглашен в 1926 г. постановлением Президиума ЦИК СССР, по которому все земли в секторе признавались территорией СССР.