Бухгалтерские услуги в конкурсном производстве. Процедура банкротства: официальное прекращение

Теоретически ход дела о банкротстве может быть прерван по ходатайству любого лица, которое является его участником. Но практически не все так просто.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Приостановление дела о банкротстве возможно только при наличии веских для арбитражного суда оснований.

Понятие

Приостановление дела о банкротстве – это прерывание срока рассмотрения по ходатайству любого участвующего в нем лица, если его целью является обжалование решений арбитражного суда, кредиторских собраний и прочих процессуальных документов

Приостановление дела о банкротстве в определенной мере ограничивает действия арбитражного суда, который не вправе принимать акты, предусмотренные .

Но нельзя сказать, что приостановление полностью замораживает весь судебный процесс.

Например , оно не является препятствием для вынесения иных предусмотренных законом определений и осуществления действий, которые не касаются вопросов обжалования.

Законодательство

Ответы на вопросы как осуществляется приостановление производства по делу о банкротстве можно найти в следующих нормативных актах:

  • АПК РФ;

    АПК РФ регламентирует саму процедуру приостановления. Именно в этом нормативном акте можно найти сведения о том, когда судья обязан приостановить процесс, а когда это является его правом.

  • НК РФ;

    НК РФ дает толкование приостановления банкротства со своей точки зрения.


  • Видео: процедура

    В каких случаях

    Обратиться к суду с ходатайством о приостановлении рассмотрения дела можно в случае:

    • оспаривания судебных актов;
    • опротестования решений кредиторских собраний, а также иных документов предусмотренных АПК РФ ().

    Имеет значение оспаривание следующих процессуальных документов:

    • решение о признании дебитора банкротом;
    • решение об отказе в признании несостоятельности должника;
    • определение о введении процедуры санации;
    • определение о введении внешнего управления;
    • определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
    • определение об оставлении заявления о признании должника экономически несостоятельным без рассмотрения;
    • определение об утверждении мирового соглашения ().

    Арбитражный судья лично обязан остановить процесс в том случае, если:

    • дело не может рассматриваться до разрешения иного дела, которое пребывает в ведении любого другого суда на территории РФ;
    • физические лица, которые являются ответчиками или истцами по делу, пребывают на службе ВС РФ;
    • гражданин, который был стороной по делу или третьим лицом умер, при условии того, что отношения допускают правонаследование;
    • лицо, которое было стороной дела, утратило дееспособность ().

    На личное усмотрение суда выносится приостановление дела о банкротстве в таких случаях:

    • при назначении экспертизы;
    • реорганизации субъекта хозяйствования, который является стороной по делу;
    • для привлечения гражданина, который во время процесса должен выполнять государственные обязанности;
    • при нахождении заинтересованного по делу лица в длительной командировке;
    • при пребывании стороны по делу или заинтересованного лица на больничном или в служебной командировке;
    • при рассмотрении иностранным судом дела, которое имеет отношение к процессу банкроства ().

    Очевидно, что обратиться к суду с ходатайством о приостановлении дела о банкротстве можно в случаях, которые предусмотрены как , так и

    Варианты делопроизводства

    Прервать производство по делу о банкротстве можно на любом его этапе. К такому умозаключению нас склоняет . В ней перечислены процессуальные документы, которые может обжаловать любой участник процедуры несостоятельности.

    Именно обжалование этих документов является одним из оснований для подачи ходатайства о приостановлении судебного процесса.

    Например , кредитор может ходатайствовать о приостановлении процедуры банкротства, если он намерен обжаловать решение арбитражного суда об отказе в признании материальной несостоятельности должника.

    Очевидно, что процедура банкротства, по сути, не начата, а приостановление уже является возможным.

    Иным примером может служить обращение должника с ходатайством о приостановлении дела о банкротстве, в связи с оспариванием решения кредиторского собрания.

    процесс признания несостоятельности еще не начался

    Для того чтобы понять как проводится приостановление судебного процесса по делу о несостоятельности, необходимо знать, что входит в понятие «процедура банкротства».

    Процедура банкротства – это все действия, которые проводятся арбитражным судом после вынесения определения о признании материальной никчемности дебитора.

    Таким образом , все действия, которые будет проведены сторонами и судом до вынесения этого определения, будут считаться реализованными вне процедуры банкротства. До начала процесса любая сторона может подать ходатайство о приостановлении процесса.

    На основании рассмотрения ходатайства суд выносит одно из двух определений:

    • об приостановлении процедуры банкротства;
    • об отказе в удовлетворении ходатайства.

    Если суд приостанавливает процесс по собственной инициативе, то он просто выносит об этом соответствующее определение ().

    Определение о приостановлении или отказе в нем может быть обжаловано.

    процедура уже начата

    Схема приостановления непосредственно процедуры банкротства ничем существенно не отличается от порядка прерывания процесса до нее.

    На аналогии суд рассматривает ходатайство стороны или заинтересованного лица и на его основании выносит определение. Оно может касаться приостановления процедуры несостоятельности или отказа в удовлетворении ходатайства.
    Но особенность в том, что если процедура уже была начата, приостановление коснется только части вынесенных судом актов.

    Иными словами, суд не может выносить определения, указанные , но это его не ограничивает в праве выносить иные решения, которые будут касаться сути дела.

    Таким образом, если процедура банкротства уже начата и дебитор был признан банкротом, то во время приостановления суд не может инициировать начало процедуры санации или внешнего управления ().

    Судебная практика

    Если сравнивать количество удовлетворенных ходатайств о приостановлении процедуры несостоятельности с теми, которые были отклонены в 2015 году, то очевидное преимущество будет на стороне отказов.

    Причин для этого несколько:

    • недостаточная мотивировка;
    • отсутствие мотивировки в ходатайстве;
    • неправильная мотивировка.

    Недостаточная мотивировка выражается в том, что стороны и заинтересованные лица в ходатайствах ограничиваются простыми ссылками на нормы закона. Например , указывают , которая дает право суду приостанавливать процедуру банкротства, но не объясняют связь с делом, рассматриваемым иностранным судом.

    Отсутствие мотивировки чаще всего обусловлено тем, что стороны и заинтересованные лица описывают в ходатайстве сложившуюся ситуацию без указания нормы закона, которую можно было бы применить в их случае.

    Неправильная мотивировка выражается в том, что у лиц, подающих ходатайство, есть право на приостановление процедуры несостоятельности, но они основывают свои требованиями нормами, которые не касаются их личного случая.

    Последствия

    Приостановление дела о банкротстве ограничивает суд в действиях. Если приостановление случилось во время одной из процедур, применяемых при несостоятельности, то это значит, что до возобновления дела нельзя будет перейти к последующему этапу.
    Но, в рамках приостановленной процедуры суд имеет право выдавать определения, так же, как и арбитражный управляющий исполнять свои обязанности.

    Вопросы

    Вопрос:
    На какой срок суд может приостановить ход дела о несостоятельности должника?

    Ответ:
    Сроки приостановления процедуры банкротства предусмотрены .

    Вопрос:
    Как сильно влияет прерывание процесса на длительность всей процедуры банкротства?

    Ответ:
    Большинство дел приостанавливаются до момента вынесения решения по оспариваемому документу. Эти сроки не могут в значительной мере повлиять на длительность процедуры признания несостоятельности должника.

    что с выплатами кредиторам

    После вынесения арбитражным судом решения о прекращении процедуры внешнего управления и назначения процедуры конкурсного производства деятельность предприятия прекращается, имущество продается, а само предприятие ликвидируется.

    Целью конкурсного производства является ликвидация предприятия и погашение задолженности. Данная процедура проводится в несколько этапов.

    В первую очередь конкурсный управляющий составляет реестр кредиторов с последующим уведомлением их о ликвидации. Затем в средствах массовой информации делает публикацию о ликвидации предприятия.

    На основе действующего законодательства конкурсный управляющий принимает имущество должника, а также принимает по акту всю документацию, которая имеется на предприятии, печать, штампы, материальные и иные ценности.

    Затем проводит полную инвентаризацию имущества и обязательств и осуществляет меры по обеспечению сохранности имущества.

    Ценности, не принадлежащие организации и учитываемые на забалансовых счетах, в том числе арендованные основные средства, товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение, материалы, принятые в переработку, бланки строгой отчетности и другие включаются в отдельные сличительные ведомости.

    В процессе конкурсного производства оценка имущества должника осуществляется по ликвидационной стоимости. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет оценку имущества должника, привлекая для этого независимых оценщиков и иных специалистов. Оплата услуг по оценке имущества осуществляется за счет имущества должника или иного источника оплаты, определенного собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

    Следующим этапом является истребование дебиторской задолженности.

    Затем составляется реестр требований кредиторов и порядок погашения задолженности в порядке очередности, предусмотренной законодательством (ст. 64 Гражданского кодекса РФ).

    В процессе ведения процедуры конкурсного производства удовлетворение требований кредиторов возможно в случае продажи предприятия или его имущества по частям. Погашение задолженности может осуществляться как денежными средствами, так и неденежными. В случае погашения задолженности денежными средствами сумма списывается с расчетного счета, а неденежными - передается имущество.

    После того как сформирована конкурсная масса, составляется промежуточный ликвидационный баланс.

    Промежуточный ликвидационный баланс представляет собой баланс ликвидируемого юридического лица, сведенный после окончания срока, установленного ликвидационной комиссией для заявления требований кредиторами и утверждения реестра требований кредиторов, содержащего данные о составе имущества и кредиторской задолженности ликвидируемой организации.

    Промежуточный ликвидационный баланс предприятия - это система показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия и отражающих величину реальной конкурсной массы предприятия (активов), суммы предъявленных и непредъявленных требований кредиторов, собственного капитала предприятия (пассива).

    Промежуточный ликвидационный баланс должен отражать результаты рассмотрения требований кредиторов. А значит, его составление возможно не ранее закрытия реестра требований кредиторов, то есть истечения срока, установленного конкурсным управляющим для предъявления претензий.

    Промежуточный ликвидационный баланс дает возможность определить, достаточно ли имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, и после его утверждения арбитражным судом или учредителями и согласования с регистрирующим органом осуществляются расчеты с кредиторами в соответствии с законом о банкротстве, ст. 64 Гражданского кодекса РФ .

    Основой для составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия должен послужить бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, предшествующую открытию конкурсного производства.

    Ликвидационный баланс представляет собой баланс ликвидируемого юридического лица, составляемый после завершения расчетов с кредиторами, в котором отражаются данные о состоянии имущества должника после завершения расчетов с кредиторами.

    Цель составления ликвидационного баланса - уточнение реального финансового положения ликвидируемой организации.

    Данные промежуточного баланса являются входящими остатками ликвидационного баланса и показывают результат конкурсного производства. В активе ликвидационного баланса не должно быть каких-либо показателей, так как все имущество должно быть реализовано, либо списано и утилизировано, а дебиторская задолженности взыскана или списана. В пассиве ликвидационного баланса отражают непогашенные требования кредиторов и понесенные собственником предприятия убытки.

    Г.В. Федоровой были выделены основные особенности формирования ликвидационных балансов в сравнении с операционными бухгалтерскими балансами.

    1. Ликвидационный баланс, как любой заключительный баланс, относится к инвентарным, то есть формируется по данным инвентаризации.

    2. Учетные регистры, на основе которых формируется баланс, не должны отражать остатков по регулирующим (02, 05, 14, 16, 59, 63) и бюджетно-распределительным (96, 97, 98) счетам бухгалтерского учета ввиду ограниченности периода существования организации.

    3. Способы оценки статей актива ликвидационного баланса могут отличаться от установленных в статье 11 Федерального Закона «О бухгалтерском учете», поскольку в процессе ликвидации определяется та стоимость имущества (рыночная, ликвидационная и т. п.), которая позволит пользователям отчетности - участникам, инвесторам, кредиторам - с максимальной точностью рассчитать наиболее вероятное изменение собственных финансовых результатов вследствие ликвидации экономически связанного с ним лица.

    4. В ликвидационном балансе должна применяться иная группировка статей актива и пассива, соответствующая фактической степени ликвидности имущества и установленному законом или нормативным документом (уставом организации, договором) порядку удовлетворения требований кредиторов.

    Процесс формирования актива баланса (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса проходит в несколько этапов.

    На первом этапе определение актива промежуточного ликвидационного баланса осуществляется путем очистки имущественного потенциала предприятия от статей баланса, отражающих имущество, не принадлежащее ему на праве собственности, имущество, потерявшее стоимостную оценку вследствие открытия конкурсного производства.

    В соответствии с №127-ФЗ в конкурсную массу предприятия не включаются жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, в котором находится предприятие-должник. Такие объекты производственной и коммунальной инфраструктуры региона должны быть переданы на баланс соответствующих органов местного самоуправления или органов государственной власти.

    Особое внимание при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса следует уделить нематериальным активам, поскольку процесс их реализации и преобразования в денежную форму для целей конкурсного производства связан с рядом ограничений. Так, если предприятие имеет лицензии на осуществление каких-либо определенных видов деятельности, то в соответствии со ст.13 Федерального Закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ "О лицензировании определенных видов деятельности" они теряют свою юридическую силу, а, следовательно, и стоимостную оценку и считаются аннулированными с момента ликвидации предприятия-должника.

    Организационные расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладами участников (учредителей) в уставный, складочный капитал, а также деловая репутация организации, которые в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н, относятся к нематериальным активам, должны быть аннулированы и списаны на убытки предприятия из-за потери их стоимостного значения в связи с прекращением деятельности предприятия ввиду его банкротства и потерей деловой репутации.

    Исключением могут стать права, возникшие на основе авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства, ноу-хау при условии, что предприятие-должник является их собственником, а не обладает им на основе договора передачи прав во временное пользование. В этом случае необходимо произвести их оценку и выставить на продажу. Однако в практике арбитражного управления предприятиями-должниками такие случаи довольно редки.

    Итак, при формировании конкурсной массы предприятия-банкрота список нематериальных активов, входящих в имущественный комплекс работающего предприятия и характеризующий его актив, должен быть значительно сокращен вследствие списания части нематериальных активов на убытки предприятия. Документом, на основании которого на счетах бухгалтерского учета выполняются записи о списании нематериальных активов, является акт на списание нематериальных активов.

    Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению те виды активов предприятия-должника, которые не смогут принести доход при распродаже имущества предприятия. К ним относятся:

    § стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров;

    § имущество, являющееся вкладом в совместную деятельность (этот вид финансовых вложений следует рассмотреть с позиции возможности получения дохода или стоимости вложенного имущества от совместной деятельности; одним из способов проверки реальности существования совместной деятельности является наличие сумм по статье "Доходы от участия в других организациях" отчета о прибылях и убытках).

    Не рассматриваются в качестве источников формирования конкурсной массы предприятия-банкрота НДС по приобретенным ценностям. Данная строка бухгалтерского баланса показывает задолженность государства перед предприятием по НДС и не может стать источником реальных денежных средств. Для корректировки промежуточного ликвидационного баланса предприятия от подобной задолженности можно провести взаимозачет по задолженности предприятия-должника перед бюджетом на сумму, отражаемую по счету 19 «НДС по приобретенным ценностям». Однако подобная операция требует письменного соглашения с налоговыми органами.

    Детального рассмотрения при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника требует дебиторская задолженность. Необходимо выявить в ее составе неистребованную (безнадежную) дебиторскую задолженность, которая в дальнейшем должна быть исключена из состава актива промежуточного ликвидационного баланса.

    Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации №34-н (п.77) истребованная, но неполученная дебиторская задолженность делится на два вида:

    § задолженность, по которой срок исковой давности истек;

    § другие долги, не реальные для взыскания.

    Оценивая дебиторскую задолженность, в соответствии со ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности по дебиторской задолженности устанавливается в три года, если договором между предприятиями не предусмотрены другие сроки. При отнесении дебиторской задолженности к не реальной для взыскания, в соответствии со ст.419 ГК РФ, обязательства предприятия-дебитора прекращаются лишь при ликвидации его как юридического лица. Поэтому такие причины, как отсутствие денежных средств на счетах организации-должника, ее тяжелое финансовое положение, при котором она не исполнила своих обязательств, при отсутствии официальных сведений о записи в связи с ликвидацией в едином государственном реестре, не дают законного основания списать полученные в результате такой хозяйственной операции убытки с уменьшением налогооблагаемой базы налога на прибыль.

    В случае соблюдения перечисленных условий такая задолженность списывается на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относится соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты организации.

    Учитывая, что резерв сомнительных долгов на предприятии создается исключительно из полученной на предприятии прибыли, а предприятия, находящиеся в процедуре конкурсного производства, убыточны, истребованная дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, списывается на финансовый результат деятельности организации (убыток) по истечении срока исковой давности. Причем такие суммы включают в состав внереализационных расходов организации и соответственно уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль согласно главе 25 статьи 265 НК РФ.

    Основой для формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса служит все имущество (активы) должника, представленное в бухгалтерском балансе. Однако зачастую бухгалтерские документы отражают не все имущество должника из-за преднамеренных и непреднамеренных нарушений в учете. Поэтому следующим шагом при формировании актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника является проведение инвентаризации имущества. В ходе инвентаризации при обнаружении объектов неучтенного имущества должна быть проведена их оценка с учетом рыночных цен, а также определен износ исходя из их действительного технического состояния.

    Проведение инвентаризации, однако, не всегда позволяет выявить реальную конкурсную массу. Дополнительными источниками получения достоверной информации о реальном имуществе предприятия-должника являются сведения из комитета по управлению имуществом, государственной налоговой инспекции, регистрационной палаты, ГИБДД УВД, территориального земельного комитета. Обращение в указанные государственные органы позволяют получить исчерпывающие сведения об имуществе, владельцем которого на момент открытия конкурсного производства является предприятие-банкрот.

    Следующий этап формирования актива промежуточного ликвидационного баланса - переоценка выявленного в ходе инвентаризации имущественного комплекса (внеоборотных и оборотных средств) предприятия-должника, то есть определение их рыночной стоимости.

    Переоценка внеоборотных средств имущественного комплекса может производиться методами сравнительной единицы, индексным, сметным, поэлементным. Однако эти методы дают лишь усредненную стоимость внеоборотных активов. Рыночная же стоимость в конкретный момент времени в конкретном регионе будет существенно отличаться, поэтому полученные расчетные значения цен можно рассматривать как ориентиры для определения рыночной цены. Реальную же цену следует определять экспертным способом, с помощью специалистов, работающих на конкретном рынке.

    Особенностью оценки оборотных средств предприятия-банкрота по сравнению с внеоборотными активами выступает оценка дебиторской задолженности. Основной целью оценки дебиторской задолженности в период формирования промежуточного ликвидационного баланса являются выявление ее рыночной стоимости и определение возможности ее реализации и получение реальных денежных средств.

    Оценить возможность возмещения денежных средств должником предприятия и получение реальных денежных средств предприятия возможно, лишь оценив его финансовое состояние (сделав соответствующие запросы в налоговые органы, органы статистики) и изучив подробно договоры, на основании которых возникла задолженность.

    При изучении договоров, заключенных предприятием-банкротом, особое внимание уделяется предмету договора, сроку оплаты покупателем и заказчиком предоставленной продукции (работ, услуг), сроку действия договора.

    Для определения степени реализуемости дебиторской задолженности разбивают ее на три группы:

    § дебиторская задолженность, просроченная и непросроченная предприятий и организаций с устойчивым финансовым положением;

    § дебиторская задолженность непросроченная предприятий и организаций с неустойчивым финансовым положением;

    § дебиторская задолженность, просроченная, предприятий и организаций с неустойчивым финансовым положением.

    Деление на эти группы на оценке возможности предприятий-должников расплатиться по своим долгам перед анализируемым предприятием. Однако в период оценки дебиторской задолженности не только оценивают (с помощью анализа финансового состояния) возможности предприятий-дебиторов расплатиться с анализируемым предприятием, но и выделяют дебиторскую задолженность, по которой получить реальные денежные средства практически невозможно в силу различных обстоятельств.

    Анализируя практику антикризисного управления предприятием в период конкурсного производства стоящих перед конкурсным управляющим и бухгалтером, предприятия-дебиторы просто игнорируют высланные им письма, не отвечая на запросы конкурсных управляющих, или о том, что у анализируемого предприятия по данным бухгалтерского учета имеется дебиторская задолженность, в то время как предприятие-дебитор ранее уже оплатило дебиторскую задолженность, но деньги не поступили на расчетный счет или в кассу предприятия-банкрота. На практике предприятие-дебитор нередко игнорирует просьбу конкурсного управляющего оплатить возникшую за ним задолженность, если:

    Предприятие-дебитор фактически прекратило свою финансово-хозяйственную деятельность, а руководство предприятия найти практически невозможно, и в то же время такое предприятие-дебитор не вычеркнуто из Единого государственного реестра предприятий Российской Федерации;

    Предприятие-дебитор не отвечает на запросы конкурсного управляющего предприятия-кредитора, считая сумму долга незначительной.

    В этом случае конкурсный управляющий должен подать исковое заявление в арбитражный суд на взыскание дебиторской задолженности с данного предприятия, оплатив при этом государственную пошлину. Зачастую судебные расходы по взысканию с предприятия-дебитора задолженности перед предприятием-банкротом превышают саму задолженность. Получить же деньги от отсутствующего юридического или физического лица практически невозможно. В подобных случаях с согласия кредиторов такую задолженность можно отнести к сомнительной для взыскания и не включать в конкурсную массу предприятия-банкрота.

    Аналогичная ситуация складывается и с предприятиями-дебиторами, у которых по данным их бухгалтерской отчетности задолженности перед предприятием-банкротом нет. Если сумма долга незначительна, то кредиторы часто решаются простить такую задолженность в силу того, что судебные разбирательства по факту хищения средств предыдущим руководством предприятия-банкрота может затянуться на долгий период, что нежелательно для самих кредиторов.

    По решению собрания кредиторов можно признать такие задолженности перед предприятием-банкротом сомнительными для взыскания. Однако списать такую дебиторскую задолженность на убытки предприятия с уменьшением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль нельзя.

    Для того чтобы указанная задолженность не попала в состав актива промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника, она должна быть списана на убытки предприятия без уменьшения налогооблагаемой прибыли. При этом согласно п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации такая задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

    Процесс списания дебиторской задолженности рассматривается в период конкурсного производства, срок проведения которого значительно ниже установленных пяти лет наблюдения за сомнительной дебиторской задолженностью, эта задолженность будет аннулирована в момент закрытия конкурсного производства и составления ликвидационного баланса предприятия.

    Процесс формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника представляет собой многогранный процесс, использующий не только методику его определения (методы переоценки и анализ статей баланса предприятия). При этом необходим еще и качественный анализ, направленный на оценку возможности предприятия-должника оплатить свои долги. Такой анализ тесно связан с процессом формирования пассива промежуточного ликвидационного баланса и включает оценку кредиторской задолженности, задолженности банкам и другим кредитным учреждениям и собственного капитала предприятия.

    Бухгалтерские документы не всегда отражают всю сумму обязательств ликвидируемого предприятия, поэтому проведение инвентаризации обязательств предприятия-должника становится важной задачей бухгалтера при формировании пассива промежуточного ликвидационного баланса. Процесс проведения инвентаризации обязательств предприятия несколько отличается от процесса инвентаризации имущества. Первым шагом на пути выявления всей совокупности обязательств предприятия-должника становится опубликование в печати сообщения о его ликвидации, в котором оговаривается срок (не менее 2 месяцев со дня опубликования), в течение которого кредитор может предъявить претензии предприятию-должнику. Одновременно с этим конкурсный управляющий на основе имеющейся информации об обязательствах предприятия-должника обязан разослать уведомления каждому кредитору с указанием суммы обязательств предприятия-должника перед ним и просьбой предоставить заверенные копии документов, подтверждающие задолженность предприятия-должника перед кредитором.

    Выявленные в ходе инвентаризации неучтенные обязательства предприятия-должника перед кредиторами, подтвержденные соответствующими документами, должны быть восстановлены на счетах бухгалтерского учета.

    После того как определена вся совокупность предъявляемых претензий к предприятию-должнику, необходимо провести анализ кредиторской задолженности по срокам ее возникновения. Основная цель такого анализа - выявление кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, который в соответствии со ст.191 ГК РФ равен 3 годам. Неистребованная кредиторская задолженность со сроком возникновения более 3 лет должна быть списана на прибыль предприятия-должника, она войдет в состав его внереализационного дохода.

    Следующий шаг - проведение группировки обязательств предприятия-должника для целей конкурсного производства. Предъявленные претензии кредиторов к должнику группируются по степени очередности и составляется реестр требований кредиторов.

    Вне очереди покрываются обязательства, связанные с рассмотрением дела о несостоятельности, включая расходы по экспертизе, выплате вознаграждения конкурсному управляющему. Данные расходы относят к нулевой очереди.

    Первая очередь представляет собой требования граждан, перед которыми должник несет ответственность по причине вреда их жизни и здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей.

    Вторая очередь - обязательства по оплате труда, выплате пособий и вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам.

    Третья очередь - обязательства кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого предприятия.

    Четвертая очередь - обязательства по платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды (погашение задолженности по платежам, возникшей в течение одного года до дня открытия конкурсного производства).

    Пятая очередь - требования остальных кредиторов. Удовлетворяются требования конкурсных кредиторов (физических и юридических лиц, имеющих к должнику имущественные требования, не обеспеченные залогом).

    При составлении промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника не ограничиваются рассмотрением лишь предъявленных претензий кредиторов, которые были сгруппированы в соответствии с очередностью их удовлетворения. Отдельной строкой промежуточного ликвидационного баланса предприятия, характеризующей обязательства предприятия-должника, выделяют обязательства, по которым не были предъявлены претензии кредиторов. Необходимость выделения данной строки промежуточного ликвидационного баланса предприятия обусловливается тем, что зачастую в процессе конкурсного производства возникает еще одна очередь из лиц, подавших свои заявления-претензии после завершения установленного срока приема этих претензий. Такие заявления-претензии принимаются, однако оплачиваются они последними независимо от того, в какую очередность оплаты они могли бы попасть при условии своевременного объявления своей претензии предприятию-должнику. Исключение составляют требования первой и второй очереди (когда должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью), а также требований по выплате заработной платы и различных пособий. В таких случаях приостанавливается удовлетворение требований других очередей до момента полного удовлетворения этих требований.

    Собственный капитал промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника не претерпит значительных изменений по сравнению с бухгалтерским балансом и будет представлен уставным, добавочным и резервным капиталами, фондами специального назначения, накопления и потребления, а также нераспределенной прибылью, убытками прошлых лет и отчетного периода, то есть конкурсного производства.

    После проведенной корректировки актива и пассива бухгалтерского баланса, формирующей требования кредиторов и конкурсной массы предприятия-должника, за счет которой будут покрываться предъявленные претензии кредиторов, происходит составление промежуточного ликвидационного баланса.

    После завершения расчетов с кредиторами за счет средств, полученных от реализации конкурсной массы, составляется окончательный ликвидационный баланс. При недостаточности денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами какой-либо очереди эти средства распределяются между кредиторами пропорционально сумме требований, подлежащих удовлетворению, в соответствии с реестром. Требования кредиторов последующих очередей в таком случае вообще не будут погашены. В этом случае на основании статьи 64 Гражданского кодекса РФ требования кредиторов считаются погашенными.

    После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение: о завершении конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве.

    Конкурсный управляющий в течение пяти дней от даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, для внесения записи в единый государственный реестр регистрации юридических лиц о ликвидации должника.

    С момента внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр регистрации юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

    Конкурсное производство завершает процесс банкротства коммерческой организации - должника. Арбитражный суд выносит решение о прекращении внешнего управления и открывает процедуру конкурсного производства. Деятельность предприятия прекращается, его имущество продается, а само предприятие признается банкротом и ликвидируется.

    Примечание. Внешнее управление - процедура в деле о банкротстве. Применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Полномочия по управлению должником передаются внешнему управляющему. С этого момента руководитель должника - юридического лица отстраняется от должности. Должник обязан в трехдневный срок передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности.

    В решении суда должна содержаться информация о признании должника банкротом и о последствиях открытия конкурсного производства. Кроме того, суд назначает конкурсного управляющего, устанавливает продолжительность процедуры и сроки представления отчета назначенным управляющим. Конкурсное производство, как правило, длится 6 месяцев, но его срок может увеличиться еще на 6 месяцев. Для этого необходимо подать ходатайство в арбитражный суд.

    Цель конкурсного производства - ликвидация предприятия и погашение его задолженности.

    Конкурсное производство пошагово

    Процедура проводится в несколько этапов.

    Шаг 1. Составить реестр кредиторов и отправить каждому уведомление

    Реестр кредиторов составляет конкурсный управляющий и отправляет каждому уведомление о ликвидации организации. Реестр - это единая система записей о кредиторах, которая содержит следующие сведения:

    Фамилия, имя, отчество, паспортные данные - для физического лица;

    Наименование, место нахождения - для юридического лица;

    Банковские реквизиты (при их наличии);

    Размер требований кредиторов к должнику;

    Очередность удовлетворения каждого требования кредиторов;

    Дата внесения каждого требования кредиторов в реестр;

    Основания возникновения требований кредиторов;

    Информация о погашении требований кредиторов, в том числе о сумме погашения;

    Процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди;

    Дата погашения каждого требования кредиторов;

    Основание и дата исключения каждого требования кредиторов из реестра.

    Типовая форма реестра утверждена Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233 "Об утверждении Типовой формы реестра требований кредиторов".

    Одновременно управляющий отправляет кредиторам уведомление о ликвидации организации. Сделать это необходимо в письменной форме. С момента получения уведомления в течение двух месяцев у кредитора есть право предъявить требование о невыполнении перед ним обязательства. Требование кредитор должен подкрепить документально. Если кредитор узнает о ликвидации организации уже после истечения этого срока, он может обратиться в суд с исковым заявлением и заявлением о запрете вносить запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника.

    Сведения о ликвидации должны быть опубликованы на сайте ЕФРС и в "Вестнике государственной регистрации". Обязанность публикации установлена ГК РФ, законодатель устанавливает и предельные сроки - три дня с момента принятия решения о закрытии. Объявление размещает сам ликвидатор или доверенные лица. Если объявление не разместить в срок, будут наложены штрафы.

    Шаг 3. Передача имущества должника конкурсному управляющему

    Руководитель ликвидируемой организации в течение трех дней с момента утверждения конкурсного управляющего обязан передать ему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности. Если этого не сделать в срок, руководитель и конкурсный управляющий понесут административную ответственность.

    Шаг 4. Инвентаризация имущества

    Конкурсный управляющий создает инвентаризационную комиссию и утверждает ее состав приказом. В приказе устанавливаются сроки инвентаризации. В ходе инвентаризации необходимо проверить фактическое наличие ценных бумаг, вложение в ценные бумаги, в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

    Ценности, не принадлежащие организации и учитываемые на забалансовых счетах, бланки строгой отчетности включаются в отдельные сличительные ведомости.

    Выявленные расхождения между фактическим наличием имущества и учетными данными отражаются на счетах бухгалтерского учета:

    Дебет счета

    Кредит счета

    Хозяйственная операция

    10, 41, 43, 50 и др.

    Оприходованы излишки имущества

    10, 41, 43, 50 и др.

    Отражена недостача и порча товарно-материальных ценностей

    Отражено списание суммы недостач при отсутствии конкретных виновников, а также суммы, во взыскании которой отказано судом

    Отражено списание суммы недостач и потерь от порчи ценностей, признанных виновными лицами, а также суммы, присужденные к взысканию по ней судом

    Отражена сумма недостачи объекта основных средств или нематериальных активов

    Отражена сумма амортизации по недостающим объектам основных средств или нематериальных активов

    Отражена недостача ценностей в пределах норм естественной убыли

    Восстановлен НДС по недостаче имущества, приобретенного с налогом на добавленную стоимость

    Шаг 5. Оценка имущества

    Для этого конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков. Оценщик представит отчет о стоимости ликвидационного имущества. Услуги по оценке имущества оплачиваются за счет имущества должника, если собрание кредиторов не определило другого источника.

    Шаг 6. Истребование дебиторской задолженности у должников организации

    В бухгалтерском учете погашение дебиторской задолженности отражается следующим образом:

    Дебет счета 51 "Расчетные счета"

    Кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

    Шаг 7. Составить реестр требований кредиторов и порядок погашения задолженности

    Порядок погашения задолженности законодатель определяет следующим образом.

    Вне очереди погашают:

    Судебные расходы должника;

    Вознаграждения арбитражному управляющему;

    Текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;

    Требования кредиторов, возникшие после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве и до признания должника банкротом, а также возникшие в ходе конкурсного производства;

    Задолженность по оплате труда.

    В первую очередь выплачиваются компенсации за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсации морального вреда. Затем выходные и авторские вознаграждения. В третью очередь организация рассчитывается по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В последнюю очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

    Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей. Если имущества должника недостаточно, оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.

    Нарушать очередность погашения требований кредиторов запрещено. Сделка с кредитором с нарушением очередности может быть признана недействительной (Постановление Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 года N 63).

    Допускается погашение долгов как в денежной, так и в неденежной форме. Деньги списываются с расчетного счета. Неденежный расчет предполагает продажу имущества.

    Расчеты с кредиторами отражаются следующими записями:

    Шаг 8. Составить ликвидационный баланс

    Ликвидационный баланс составляет конкурсный управляющий после расчетов с кредиторами. Баланс содержит данные об итогах конкурсного производства: удовлетворенных и оставшихся без удовлетворения. Неудовлетворенные требования отражаются на тех же счетах, на которых они были учтены в промежуточном ликвидационном балансе.

    Итог актива ликвидационного баланса равен нулю. Это свидетельствует о том, что у организации-банкрота нет каких-либо средств. В пассиве - требования кредиторов, которые подлежат погашению, и убытки, возникшие до открытия конкурсного производства и за время ликвидации.

    Цель ликвидационного баланса - показать убытки, которые были понесены собственниками и кредиторами предприятия. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица (абз. 2 п. 2 ст. 63 ГК РФ).

    Промежуточный ликвидационный баланс характеризует имущественное и финансовое положение предприятия и отражает величину активов, требований кредиторов, пассива. В нем - результаты рассмотрения требований кредиторов. Это означает, что составить баланс возможно только после закрытия реестра требований кредиторов.

    В активе баланса показателей быть не должно, поскольку все имущество либо реализовано, либо списано и утилизировано, а дебиторская задолженность взыскана. В пассиве отражают непогашенные требования кредиторов и понесенные собственником предприятия убытки.

    Актив промежуточного баланса формируется в несколько этапов. Сначала убираются статьи, которые отражают не принадлежащее организации-должнику имущество, а также отражающие потерявшую стоимость из-за открытия конкурсного производства. Затем происходит переоценка имущества должника в соответствии с рыночными ценами. Это необходимо для того, чтобы оценить, какая сумма будет выручена от продажи имущества должника. В заключение в пассиве баланса восстанавливают неучтенные обязательства должника перед кредиторами.

    Шаг 9. Подать ликвидационный баланс в арбитражный суд

    Арбитражный суд рассматривает отчет и выносит определение: о завершении конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве.

    Шаг 10. Представить определение арбитражного суда в государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц

    На этот шаг у конкурсного управляющего есть всего пять дней. Государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, вносит запись в ЕГРЮЛ о ликвидации должника. С этого момента конкурсное производство считается завершенным.

    Налогообложение при конкурсном производстве

    После проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества. Недвижимое имущество подлежит продаже на торгах, проводимых в электронной форме (п. 3 ст. 111 Закона N 127-ФЗ). Торги может проводить только организация, имеющая на это право (ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Она составляет договор с собственником вещи и выступает от его или от своего имени (п. 2 ст. 447 ГК РФ). Поэтому передачу имущества специализированной организации для продажи нельзя считать отчуждением, то есть переходом права собственности на него к иному владельцу. Поэтому бухгалтерский учет арестованного имущества до момента его реализации на торгах ведет организация-должник.

    Налоговая база конфискованного или реализуемого по решению суда имущества определяется исходя из его цены. В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. Налоговые агенты дополнительно к цене реализуемых товаров обязаны предъявить к уплате покупателям соответствующую сумму НДС.

    При этом налоговые агенты исчисляют, удерживают у налогоплательщика (должника) и перечисляют в бюджет сумму НДС (п. 1 ст. 24 НК РФ). Счета-фактуры в таком случае составляются также налоговыми агентами. Таким образом, организация-должник самостоятельно исчислять и уплачивать в бюджет НДС не должна, эти обязанности за нее будет выполнять организация, продающая имущество с торгов. Уплатить НДС налоговый агент должен после удовлетворения требований всех кредиторов.

    Налог на прибыль

    Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). При этом прибылью признают полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

    К доходам относят доходы от реализации товаров работ, услуг и имущественных прав.

    При реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы на остаточную стоимость имущества, а также на расходы, связанные с реализацией (п. 1 ст. 247 НК РФ и п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Закон не признает налоговыми агентами по налогу на прибыль специализированную организацию, уполномоченную реализовать имущество российской организации-банкрота.

    Таким образом, с прибыли, которая будет получена от реализации недвижимого имущества на торгах, налог на прибыль необходимо уплатить организации-банкроту.

    Налог на имущество организаций

    Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств и в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Об этом сказано в п. 1 ст. 374 НК РФ.

    Таким образом, недвижимость, переданная специализированной организации для продажи с торгов, продолжает облагаться налогом на имущество у организации-должника вплоть до того момента, пока она не будет продана.

    Примечание. Виды финансовой несостоятельности

    Финансовую несостоятельность можно разделить на несколько видов:

    Реальное банкротство. Предприятие не способно восстановить свою кредитоспособность и выполнить обязательства по платежам.

    Техническое банкротство. Просрочки по дебиторской задолженности значительно превышают размеры задолженности кредиторской. При этом сумма активов существенно больше, чем финансовые обязательства предприятия. Грамотное антикризисное управление исправит ошибки.

    Умышленное (криминальное) банкротство. Компания искусственно создает несостоятельность. Например, руководство преднамеренно увеличивает неплатежеспособность или заведомо некомпетентно управляет хозяйством. Подобным способом происходит недружественное слияние или поглощение предприятий.

    Фиктивное банкротство. Фирма вводит в заблуждение кредиторов ложным объявлением о несостоятельности. Цель такого "трюка" - получить отсрочку по платежам и кредитным обязательствам или добиться уменьшения суммы кредиторской задолженности. Законом такие действия запрещены и уголовно наказуемы.

    Какие ошибки приведут к банкротству:

    Неэффективное распределение бюджета и непродуманное стратегическое планирование. Если нет системы планирования распределения бюджета, менеджеры фирмы не могут прогнозировать хозяйственную деятельность, не в состоянии составить грамотный баланс между расходами и доходами фирмы. В результате невозможно своевременно сверить фактические результаты с планами компании и не допустить негативных изменений.

    Ошибочное формирование стоимости реализуемых товаров и услуг, жесткая конкуренция на рынке. Подобные проблемы возникнут, если предприятие чересчур активно увеличивает собственную долю рынка или внедряет новые услуги и продукты. Как правило, при таких условиях сознательно занижается стоимость продукции. Не исключены ошибки маркетологов при изначальном расчете стоимости производства товара.

    Какие факторы учесть, чтобы избежать банкротства:

    Объем собственных средств предприятия и готовность кредитных организаций в финансировании фирмы. Если компания имеет слишком малый для нормальной финансовой деятельности уровень оборотных активов, это приведет к нарушению баланса собственного и заемного капитала.

    Уровень активов, задействованных в обороте организации, и качество денежного потока. Слишком стремительное и активное расширение предприятия резко снизит уровень задействованных в обороте активов. Чересчур большой объем средств, вложенных в долгосрочные активы, также может стать причиной банкротства.

    Рентабельность организации и финансовая устойчивость. Значительное ухудшение финансового состояния может наступить по каким-либо причинам неплатежеспособности.

    Конкурентоспособность выпускаемой продукции. Товар не сможет конкурировать на рынке, если цена его необоснованно высока, а качество низкое. Причиной может быть устаревшее оборудование или технический цикл производства.

    После того, как сформирована конкурсная масса, составляется промежуточный ликвидационный баланс, а после погашения предъявленных кредиторами требований – окончательный ликвидационный баланс.

    В промежуточном балансе отражается фактическая стоимость имущества должника , за счет которого будут погашаться требования кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс отражает величину реальной конкурсной массы организации, суммы предъявленных и не предъявленных требований кредиторов, а также собственный капитал организации. Основой для составления промежуточного ликвидационного баланса организации служит бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату , которая предшествовала открытию конкурсного производства.

    КОНКУРСНАЯ МАССА

    Имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

    Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Федеральным законодательством имущество.

    В составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

    В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

    В конкурсную массу организации не включаются:

    · жилищный фонд социального использования;

    · детские дошкольные учреждения;

    · объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона.

    Обратите внимание на нематериальные активы , процесс их реализации и преобразования в денежную форму для целей конкурсного производства связан с некоторыми ограничениями. Если организация имеет лицензии на осуществление, каких – либо видов деятельности, то они теряют свою юридическую силу и считаются аннулированными с момента ликвидации организации – должника. В связи с прекращением деятельности организации ввиду банкротства такие расходы должны быть аннулированы и списаны на убытки организации.

    Следовательно, при формировании конкурсной массы организации - банкрота список нематериальных активов, входящий в имущественный комплекс работающей организации, должен быть значительно сокращен из-за списания части нематериальных активов на убытки организации.

    Из состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений подлежат исключению :

    Активы организации-должника, которые не смогут принести доход при распродаже имущества организации;

    НДС по приобретенным ценностям.

    В составе дебиторской задолженности необходимо выявить безнадежную задолженность , которая в дальнейшем должна быть исключена из актива промежуточного ликвидационного баланса.

    При формировании промежуточного ликвидационного баланса организации-должника следует провести инвентаризацию имущества. Затем необходимо сделать переоценку имущества должника в соответствии с рыночными ценами. Следует также оценить дебиторскую задолженность с точки зрения ее рыночной стоимости и возможности ее реализации.

    Статьей 132 Закона №127-ФЗ установлен перечень имущества должника, которое не включается в конкурсную массу.*

    *1. При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества.

    2. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.

    3. В случае неисполнения собственником имущества, изъятого из оборота, обязанности, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.

    4. Дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты), продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

    Обязательным условием такого конкурса должна являться обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов. Иные условия проведения конкурса определяются собранием кредиторов (комитетом кредиторов) по предложению органа местного самоуправления.

    Цена продажи социально значимых объектов определяется независимым оценщиком. Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.

    После проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий конкурса.

    В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий конкурса указанные соглашение и договор купли - продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

    В случае расторжения судом указанных соглашения и договора купли - продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли - продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

    5. Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

    6. Передача объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене, за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной. Источниками финансирования содержания указанных объектов являются соответствующие бюджеты.

    Средства, выплаченные органом местного самоуправления, включаются в конкурсную массу.

    7. Должностные лица органов местного самоуправления, не исполняющие положений пунктов 5 и 6 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

    8. В случае наличия разногласий между конкурсным управляющим и органом местного самоуправления по поводу передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность орган местного самоуправления обязан направить конкурсному управляющему протокол разногласий к проекту договора не позднее чем через четырнадцать дней с даты получения уведомления конкурсного управляющего.

    При отклонении данного протокола конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о рассмотрении возникших разногласий.

    При рассмотрении заявления арбитражный суд определяет условия передачи социально значимых объектов в муниципальную собственность, в отношении которых имелись разногласия.

    9. В случае отказа или уклонения органа местного самоуправления от принятия объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о понуждении органа местного самоуправления к принятию объектов.

    При удовлетворении такого заявления арбитражный суд устанавливает сумму средств, подлежащих уплате органом местного самоуправления за социально значимые объекты, переданные в муниципальную собственность.

    10. В случае неисполнения органом местного самоуправления обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, по истечении месяца с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание жилищного фонда социального использования и социально значимых объектов возлагаются на муниципальное образование.

    11. По результатам рассмотрения указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи заявлений арбитражный суд выносит определение.

    Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.*

    ФОРМИРОВАНИЕ ПАССИВА ПРОМЕЖУТОЧНОГО ЛИКВИДАЦИОННОГО БАЛАНСА

    Прежде всего, необходимо сделать инвентаризацию обязательств организации-должника .

    После того как определена вся совокупность требований кредиторов, необходимо провести анализ кредиторской задолженности по срокам ее возникновения. Основной целью такого анализа является выявление кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности .

    На основании статьи 191 ГК РФ срок исковой давности составляет три года .

    · расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;

    · текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника;

    · требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

    · задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

    · иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

    В случае если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди также погашаются расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.

    Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

    · в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

    · во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

    · в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

    Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

    При оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.

    РАЗМЕР И ПОРЯДОК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ

    С выплатой капитализированных повременных платежей, размер которых определяется в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 135 Закона №127-ФЗ, прекращается соответствующее обязательство должника: *

    Определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. Порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей определяются Правительством Российской Федерации.

    В случае если возраст гражданина превышает семьдесят лет, период капитализации соответствующих повременных платежей составляет десять лет.*

    С согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации .

    Указанное требование в случае перехода его к Российской Федерации также удовлетворяется в первую очередь .

    В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

    Требования о компенсации морального вреда удовлетворяются в размере , установленном судебным актом.

    РАЗМЕР И ПОРЯДОК УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ

    При определении размера требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц , работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений по авторским договорам принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

    В случае если должником в период после вынесения определения о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом и открытия конкурсного производства не в полном объеме выполнены обязательства по оплате труда лиц , работающих или работавших по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторским договорам, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежат удовлетворению в составе текущих требований .

    ТРЕБОВАНИЯ КРЕДИТОРОВ ТРЕТЬЕЙ ОЧЕРЕДИ

    При определении размера требований кредиторов третьей очереди учитываются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

    В случае если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.

    Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

    Особенности учета и удовлетворения требований кредиторов третьей очереди по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, определяются статьей 138 Закона №127-ФЗ.

    Обеспеченным залогом имущества должника, учитываются в составе требований кредиторов третьей очереди.

    Требования кредиторов по обязательствам , обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

    Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются в составе требований кредиторов третьей очереди.

    Продажа предмета залога осуществляется путем проведения открытых торгов.

    СОСТАВЛЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ЛИКВИДАЦИОННОГО БАЛАНСА

    После того как закончился процесс расчетов с кредиторами за счет средств, полученных от реализации конкурсной массы, составляется окончательный ликвидационный баланс организации-должника, который должен содержать информацию об итогах конкурсного производства и о неудовлетворенных требованиях кредиторов.

    Баланс организации утверждается общим собранием кредиторов, учредителями организации и обязательно согласовывается с налоговым органом .

    После открытия конкурсного производства и проведения инвентаризации, а также переоценки имущества формируется реестр требований кредиторов , и завершаются все хозяйственные операции, на основе полученных данных формируется промежуточный ликвидационный баланс.

    После реализации имущества и произведенных расчетов с кредиторами составляется окончательный ликвидационный баланс организации.

    ЗАВЕРШЕНИЕ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА

    После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение :

    · о завершении конкурсного производства;

    · определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

    Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению.

    В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

    Конкурсный управляющий в течение пяти дней от даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

    Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

    Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней от даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

    Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

    С момента внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

    Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц. Банкротство».

    Когда предприятие или бизнесмен не может больше исполнять свои финансовые обязательства, то есть становится несостоятельным, его признают банкротом. Когда арбитражный суд выносит постановление о банкротстве несостоятельного бизнеса, кредиторы задаются вопросом – навсегда ли потеряны их деньги? Чтобы постараться удовлетворить законные требования перед кредиторами хотя бы отчасти, перед окончательной ликвидацией должника как предпринимателя может быть открыто конкурсное производство (КП).

    Из статьи вы узнаете, для каких целей производится эта процедура, уточните, какие шаги предпримет назначенный конкурсным управляющим и что за документы предоставит по окончании своей работы. Рассмотрены будут и альтернативные возможности прекращения обязательств.

    Для чего существует конкурсное производство

    Это единственная дозволенная законом процедура, в итоге которой ликвидируются предприятие, фирма, ООО, объявленные несостоятельными.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Должник может не прекращать своего существования, если за время конкурсного производства бизнес станет управляться извне, либо удастся решить дело путем соглашения.

    Путем КП должно быть выявлено и реализовано абсолютно все имущество задолжавшего предприятия, представляющее материальную ценность, реализовано предусмотренным законом путем, а вырученные финансы направлены на погашение всех кредитных обязательств (полностью или соразмерно).

    Длительность конкурсного производства – ровно полгода со дня объявления решения Арбитражного суда об окончательном признании должника несостоятельным. В некоторых случаях, этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев (по ходатайству конкурсного управляющего).

    Цели, которые подразумевает введение КП:

    • открытие всех составляющих имущества предприятия-должника или, иными словами, аккумулирование конкурсной массы;
    • обращение конкурсной массы в деньги;
    • за счет реализации конкурсной массы выполнение обязательств перед кредиторами (при невозможности полной выплаты она должна производиться соразмерно);
    • ликвидация банкрота как юридического лица или предпринимателя.

    Конкурсное производство объявлено: что дальше

    С момента объявления в Арбитражном суде открытия КП наступают такие закономерные последствия:

    • появляется последняя возможность для предъявления обязательств ликвидируемой фирме;
    • перестают начисляться все виды санкций: неустойки, пени, проценты, штрафы и др.;
    • перестает являться коммерческой тайной любая информация о бизнесе должника;
    • имущество фирмы-должника, если его количество превышает 5%, запрещается к продаже, даче в аренду и другому отчуждению;
    • все исполнительные документы прекращают действие и возвращаются конкурсному управляющему судебными приставами;
    • убираются все ограничения на пользование имуществом банкрота – аресты, блокировка счетов и т.п.;
    • бывший руководитель снимает с себя все полномочия и передает их управляющему;
    • аннулируются патенты, разрешения и лицензии должника, теряет силу его регистрация как ИП.

    Что происходит после объявления банкротства?

    В таблице представлена пошаговая процедура конкурсного производства с уточнением конкретных сроков и законодательной базы каждого действия.

    Элемент процесса конкурсного производства Сроки Статья Закона
    1 ИП или юридическое лицо не может погашать свои обязательства, сумма задолженности выросла более 10 тыс. руб. Более 3 месяцев после истечения срока обязательств Ст.65 ГК РФ
    2 Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, принимает решение об объявлении КП и утверждении конкурсного управляющего В день объявления банкротства П.4 ст. 72 Федераль-ного закона № 127 от 26.10.2002 г.
    3 Уведомление о конкурсном производстве должника – ИП или юридическое лицо, издание приказа о передаче всех документов, печатей штампов и оставшегося имущества новоиспеченного банкрота назначенному управляющему. В тот же день П.2 ст. 126 ФЗ
    4 Передача всего вышеперечисленного, актирование этой процедуры (в составе инвентаризационной комиссии желательно членство оного из бывших сотрудников должника) В течение 3 дней П.2 ст. 126 ФЗ
    5 Извещение Федеральной налоговой службы по установленной форме о банкротстве предприятия В течение 3 дней после передачи документации П.2. ст.23 НК РФ
    6 Публикация сообщения о введении КП в СМИ («Коммерсант») с уведомлением о ней Арбитражного суда 10 дней после назначения КП Ст. 28, 126 ФЗ
    7 Передача Федеральной службой судебных приставов всех исполнительных документов конкурсному управляющему 10 дней после назначения КП Ст. 126 ФЗ
    8 Сбор сведений об имуществе должника: направление запросов в различные организации, где оно может быть зафиксировано, например, земельный комитет. ФСС, банки, регистрационная служба и т.д. В течение всего срока КП Ст. 126 ФЗ
    9 Уведомление о грядущем увольнении вручается сотрудникам банкрота (не имеет значения, ведется деятельность или уже нет) В течение месяца после начала процедуры Ст. 129 ФЗ
    10 Выбор одного банковского счета (основного), на котором будут собираться все аккумулируемые средства, закрытие остальных счетов (если они есть) В продолжение КП Ст.133 ФЗ
    11 Составление полной инвентаризационной ведомости с привлечением независимых экспертов для оценки имущества 30 дней с начала КП Ст. 129-131 ФЗ
    12 Выявление задолженностей перед предприятием-банкротом. Если таковые обнаруживаются, долги объявляются ко взысканию, действующие договора приостанавливаются, сделки признаются недействительными. Если часть имущества банкрота находится у третьих лиц, его необходимо отыскать и вернуть. Все процедуры отражать в отчетах. Постоянно в течение КП Ст. 102, 103,129 ФЗ
    13 Формирование конкурсной массы, утверждение условий ее реализации на собрании кредиторов. В случае споров всех примирит Арбитражный суд До истечения 6 месяцев Ст. 131, 132, 139 ФЗ
    14 Открытые торги по продаже имущества с предварительной публикацией в «Российской газете» и местных изданиях В соответствии с условиями, принятыми на собрании кредиторов Ст. 139 ФЗ
    15 Расчет с кредиторами: сначала судебные издержки, погашение текущих требований, затем – по реестру. Если средств недостает, с каждой очередью расчет пропорциональный После продажи конкурсной массы Ст. 142 ФЗ
    16 После всех выплат основной счет в банке подлежит закрытию, о чем уведомляется налоговая вместе с заявлением о снятии должника с учета 10 дней после заявления П.5 ст.84 НК РФ
    17 Все документы должника, подлежащие хранению, передаются в архив Лучше начать подготовку сразу после введения КП Ст. 129 ФЗ
    18 Отчет о результатах КП перед арбитражным судом После расчета с кредиторами Ст. 147 ФЗ
    19 Публикация в СМИ сообщения о прекращении дела о банкротстве («Российская газета) с уведомлением Арбитражного суда После определения Арбитражного суда Ст.28 ФЗ
    20 Исключение предприятия-должника из ЕГРЮЛ До этого момента конкурсный управляющий несет свои полномочия Ст. 149 ФЗ

    Кто он – конкурсный управляющий

    Арбитражный суд назначает специальное лицо для заведования процедурой конкурсного производства и выполнения предусмотренных законом полномочий – конкурсного управляющего . Его активность длится до конца всех процедур, заключающихся в сборе необходимой информации, ее систематизации и подаче бумаг по назначению, то есть в суд. Только на основании этих отчетов суд принимает решение о финале конкурсного производства, которое он подает в реестр для внесения записи о ликвидации фирмы.

    Кредитный управляющий имеет право на распоряжение имуществом банкрота на законных условиях, а также на решение кадровых вопросов в организации, вплоть до увольнения руководства, если сочтет это обоснованным.

    Обязанности кредитного управляющего:

    • инвентаризация имущества организации-должника;
    • оценка имущества с помощью профессионального оценщика;
    • розыск и изъятие имущества, принадлежащего должнику, находящегося в иных руках;
    • взыскивать задолженности в пользу организации;
    • сохранять имущество банкрота;
    • сообщать работникам о предстоящем расторжении контрактов не позже 30 дней с начала конкурсного производства;
    • обоснованно возражать против неадекватных, на его взгляд, требований кредиторов;
    • вести реестр кредиторских требований;
    • обеспечивать установленный порядок хранения документации должника;
    • быть представителем при заключении сделок, одобренных комитетом кредиторов;
    • предъявлять требования по субсидиарной ответственности к другим лицам в пользу должника;
    • предоставлять в арбитражный суд любые сведения по первому требованию.

    Документация конкурсного управляющего

    Управляющий принимает участие в ее составлении и подаче в соответствующие органы.

    1. Инвентаризационная ведомость (при формировании конкурсной массы), промежуточная и окончательная, а также ликвидационный баланс.
    2. Документы на продажу имущества должника.
    3. Реестр требований кредиторов.
    4. Подтверждения погашений кредиторских требований.
    5. Отчеты о финансовом состоянии должника и о своей деятельности как управляющего (подаются не реже раза в 90 дней).
    6. Справка для Арбитражного суда о сдаче документов должника на архивное хранение.
    7. Заявление о снятии должника с учета в налоговой.
    8. Справка об отсутствии претензий от ПФР.
    9. Протоколы собраний кредиторов.
    10. Заявление о заключении мирового соглашения (если это произошло).

    А если решить дело миром?

    Управляющий, уполномоченный Арбитражным судом, правомочен в любое время, пока длится КП, заключить с кредиторами мировое соглашение. Это ему разрешает ст. 154 Федерального закона «О банкротстве». Если мировое соглашение будет утверждено, временный управляющий должен направить в Арбитражный суд соответствующее заявление.