Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения. Место регистрации юридического лица — это … По какому адресу зарегистрировать «безофисную» организацию

Согласно ст. 54 ГК РФ любое юридическое лицо в нашей стране обязательно должно иметь наименование, указывающее на его организационную форму, а также местонахождение. Таким образом, налоговые органы могут отслеживать расположение организации и отличать ее от других с подобным названием и схожей экономической деятельностью. Эта информация позволяет ФНС и банкам отследить несоответствие официального адреса фактическому, и таким способом выяснить неблагонадёжность клиента или нежелание предпринимателя платить налоговые отчисления.

Местонахождение юридического лица

Для осуществления предпринимательской деятельности учредитель должен зарегистрироваться согласно правилам Гражданского кодекса. Вся информация о создании, реорганизации или ликвидации организации обязательно вносится в государственный реестр. Здесь же указывается и адрес юридического лица, правда, этот термин не совсем верно трактует понятие. Проблема в том, что «лицо» является субъектом гражданских прав и само по себе не может иметь конкретного места регистрации. Здесь уместнее говорить о местонахождении.

Ст. 54 ч. 2 ГК РФ определяет адрес юридического лица по месту его государственной регистрации в одном из отделений налоговой инспекции. В последние годы участились случаи, когда юр. лицо регистрируется по месту жительства или прописке самого учредителя. Против такой практики выступают налоговые органы, но суды в основном поддерживают предпринимателей.

Трактовка понятий

Юридический адрес физического лица - довольно абсурдное определение, употребляемое в деловой речи и в некоторых официальных документах. Из-за того, что в законодательстве нет четких определений для понятий «фактический» и «юридический» адрес, происходит подмена значений и возможность разной трактовки. Получается, что фирма зарегистрирована в одном месте, но вся документация, сотрудники и вся ее деятельность сосредоточены в другом, которое считается фактическим.

Многие учредители пользуются формальностью этих понятий, при регистрации организации покупают адрес юридического лица. Поэтому в определенный момент у государственных служб, банков или правоохранительных органов могут возникнуть вопросы о правомерности подобной практики. Проблемы возникают и у клиентов, желающих по той или иной причине связаться с организацией.

Схожая схема прослеживается и в случае, когда регистрируется почтовый адрес юридического лица. Всю приходящую корреспонденцию получает и доставляет специальный человек в место фактического расположения предприятия.

Проблема выбора

Принципы оформления юр. лица в каждом регионе России разные, многое зависит от компетенции сотрудников налоговых органов и индивидуальных особенностей области. Однако первое, на что обращают внимание все службы ФНС - это не фигурирует ли предоставленная вами информация в списке, где указаны адреса массовой регистрации юридических лиц. Как правило, налоговые органы осведомлены обо всех подобных местах, и подобная попытка тут же обратит на себя внимание, организацию могут принять за фирму-«однодневку».

Во избежание неприятных последствий необходимо придерживаться установленных законом правил. Регистрация юр. лица может происходить следующим образом:

  • по месту фактического проживания учредителя (работает не во всех регионах, но есть практика судебного признания подобного права);
  • в арендованном помещении;
  • в помещении, которое находится в собственности у одного из учредителей.

Практически все предложения о быстрой и недорогой прописке, которые легко найти в интернете, предлагают адреса массовой регистрации юридических лиц, где уже числятся сотни и тысячи наименований. Чем опасна подобная практика, будет сказано ниже.

Необходимость подтверждения

Правовые отношения в вопросе регистрации предпринимательской деятельности регулируются Федеральным Законом от 8 августа 2001 года. Здесь указаны все документы, необходимые для внесения данных об организации в реестр государственного учета, а также прописаны условия, при которых оформляется адрес юридического лица.

Так, распространено мнение, что для подтверждения достоверности указанной информации требуется предоставить дополнительные бумаги, свидетельствующие о правомерности использования данного помещения. Например, договор об аренде, документ, подтверждающий право собственности и т. п. Однако в ст. 12 ФЗ от 8 августа 2001 года нет никаких упоминаний о необходимости предоставления дополнительных сведений о местенахождении юр. лица.

В этом случае отказ налоговых органов в регистрации неправомерен и может быть обжалован в суде. Оформление юридического лица носит уведомительный характер, кроме того, по закону органы ФНС не могут проверять достоверность предоставляемых сведений. На практике мало какие организации могут себе позволить тяжбы с налоговой службой, потому стараются представить все необходимые документы.

Когда могут возникнуть вопросы о достоверности данных?

В России ежегодно фиксируются тысячи мошеннических действий с отмыванием «грязных» денег через фирмы-«однодневки», потому налоговой службой разработан особый алгоритм обнаружения недобросовестных предпринимателей. Основные положения о том, как проверить адрес регистрации юридических лиц на несоответствие законодательным условиям, прописаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61. Согласно этому документу, подозрение у налоговых служб могут вызвать следующие случаи:

  1. Указанного места не существует или здание, помещение было разрушено.
  2. Почтовый индекс присвоен недостроенному объекту недвижимости и имеет условный характер.
  3. Указан адрес массовой регистрации юридических лиц, проверить которые службы ФНС обязаны в первую очередь. Особенно если посланная корреспонденция возвращается с пометкой о невозможности вручения.
  4. В случае когда указанные данные совпадают с местом расположения воинских частей или государственных организаций.
  5. Есть заявление собственника помещения или здания об отказе в регистрации данного юридического лица.

При несоблюдении одного из указанных пунктов налоговые органы вправе требовать от организации предоставления реального адреса. В случае неоднократного игнорирования подобных просьб ФНС может потребовать ликвидации предприятия.

Возможные риски

Для предупреждения любых мошеннических действий с регистрацией юридического лица Федеральной налоговой службой был создан специальный список неблагонадежных мест. Ознакомиться с ним можно на официальном сайте государственной службы. Данная услуга полезна не только для сотрудников ФНС, но и для предпринимателей, регистрирующих адрес юридического лица.

Если учредитель приобретает данные об официальном местенахождении организации у сторонних людей, он идет на определенные риски, вне зависимости от того, находился ли он в курсе происходящего или нет. Покупка юридического адреса может привести к следующим нежелательным последствиям:

  1. Все документы, представленные продавцом, окажутся поддельными, а помещение, оговоренное в договоре, вообще не существующим или все права на него незаконными.
  2. Если адрес окажется в черных списках массовой регистрации, налоговые службы могут оказать в оформлении, хотя нигде в законе такие меры не прописаны. Такую проблему обычно решают через судебные инстанции.
  3. Если в случае проверок налоговыми службами или правоохранительными органами фактический и юридические адреса не совпадают, то это станет поводом для внесения организации в список фирм-«однодневок».
  4. Проблемы могут возникнуть и при оформлении расчетного счета в банке.
  5. Главная трудность заключается в сложности получения корреспонденции, особенно из ФНС. Возвращение писем и уведомлений будет расцениваться налоговыми органами как повод для дополнительных проверок. Важно помнить, что заказное письмо, посланное органами налоговой инспекции, через шесть дней будет считаться полученным, вне зависимости от того, есть такая фирма или нет.

У добросовестных предпринимателей, которые с ответственностью подходят к регистрации юридического лица, подобных проблем не возникает. Неопытным учредителям необходимо заранее ознакомиться со всей законодательной базой по этому вопросу, а также просчитать возможные риски.

Правовые проблемы

Для противодействия отмыванию средств, полученных преступным путем или же направленных на террористическую деятельность, в последние годы наметилась тенденция сотрудничества налоговых служб с государственными и частными финансовыми организациями. Банки обязали собирать дополнительную информацию о клиенте, которую потом они предоставляют в ФНС, а при необходимости и в правоохранительные органы.

При идентификации клиента банк вправе запрашивать весь пакет документов, в том числе и тех, которые подтверждают его право пользоваться указанным в заявлении правовым адресом. Несоответствия в этом вопросе могут стать поводом для отказа оформления расчетного счета. Для получения более подробной информации обо всех правилах и нюансах можно обратиться за помощью в такой банк, как Сбербанк, юридическим лицам. Адреса ближайших отделений представлены на интерактивной карте официального портала.

Со стороны налоговых служб порядок действий носит более жесткий характер:

  1. ФНС может инициировать ликвидацию организации, особенно если в течение года не представлялось никакой отчётности и не проводились банковские операции.
  2. Если же предприятие осуществляет деятельность, но связь с ним отсутствует, сотрудники ФНС вправе предпринимать следующие меры:
  • внести в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что информация о нахождении организации может считаться недостоверной;
  • согласно ст. 14.25 КоАП РФ налоговые органы вправе наложить на руководителя штраф, а при повторном нарушении дисквалифицировать предприятие на несколько лет;
  • также ФНС могут обязать банк расторгнуть договор с неблагонадёжной фирмой;
  • через суд добиться ликвидации организации.

Во избежание подобных неприятных ситуаций необходимо обратиться для подробных разъяснений в ту финансовую организацию, с которой предприниматель желает заключить соглашение.

Наиболее выгодные условия оформления расчетного счета, в том числе и через портал, предоставляет Сбербанк юридическим лицам. Адреса можно найти на официальном сайте.

Как обезопасить себя?

И все же бывают ситуации, когда на приобретение собственного офиса просто нет средств, да и аренда специального помещения не входит в планы начинающего бизнесмена. В таких случаях можно прибегнуть к услугам специальных фирм, которые за определенную плату предоставляют адрес для юридического лица. В Москве такая практика особенно распространена, из-за недостатков собственной площади сотни предпринимателей вынужденно или намеренно обращаются в подобные учреждения.

Все риски, связанные с этим процессом, были оговорены выше. Для того чтобы свести их к минимуму, нужно придерживаться простых правил:

  1. Прежде чем заключать договор, необходимо проверить адрес юридического лица, оговоренный в контракте. Возможно, что фактически его не существует или же все бумаги, подтверждающие право пользования именно этим помещением, поддельные.
  2. Хорошая альтернатива - воспользоваться услугой корреспондентского обслуживания. При заключении такого договора предприниматель может быть уверен, что письма и уведомления не затеряются и будут переданы в фирму заказчика. Но эта услуга носит временный характер, редко кто предоставляет свои данные больше чем на год.
  3. Другой вариант - зарегистрировать юр. адрес по месту прописки одного из учредителей организации, для этого понадобится согласие совершеннолетних лиц, проживающих в квартире. В ФНС эту инициативу не приветствуют, но и запретить не могут.

Следует учитывать, что подобная практика может повлечь ряд проблем в будущем, особенно когда необходимо будет произвести изменение адреса юридического лица. Трудности возникнут в случае регистрации в другой налоговой инспекции, необходимости уплаты госпошлины, переоформлении всех учетных документов, а также расчетного счета в банке.

Правомерная смена юридического адреса

Закон не запрещает организации переезжать в другое место неограниченное число раз, главное - следовать всем предписанным мерам. Смена адреса юридического лица не означает образование нового субъекта правовых отношений. Действия подобного характера связаны с определенными трудностями, в первую очередь при условии новой регистрации в другой налоговой инспекции.

В органы ФНС необходимо предоставить следующий пакет документов:

  1. Заключение, подтверждающее, что смена адреса юридического лица одобрена на общем собрании большинством голосов учредителей организации.
  2. Заявление по форме 13001 и № Р14001 на регистрацию всех изменений, которые были внесены в учредительные документы.
  3. Бумаги, подтверждающие право собственности объекта недвижимости (исключение здесь составляет тот случай, когда оформление происходило по месту жительства).
  4. Два экземпляра устава организации.
  5. Квитанция об оплате госпошлины.

При предоставлении всех документов ответственному лицу будет вручено уведомление, где будет указана дата получения решения о том, что изменение адреса юридического лица подтверждено. После регистрации новых данных необходимо обновить коды статистики Госкомстата. А также обо всех изменениях нужно будет уведомить Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС, а также банк, в котором находится расчетный счет. Чаще всего для этих целей используют Сбербанк, этот учреждение уже много лет ведет качественное юридическое обслуживание юридических лиц. Адреса ближайших отделений можно узнать на официальном сайте финансовой организации.

Причины ликвидации

На практике компании сталкиваются с тем, что частая смена налоговых инспекций может привести к дополнительному вниманию со стороны ФНС, это действие органы воспринимают как попытку уйти от налогов. В идеале при переезде фирмы с одного места на другое адрес регистрации юридического лица лучше оставить прежним. При условии, что с владельцем арендуемого помещения у учредителя будет заключен официальный договор. В противном случае при первой же проверке данное место будет внесено в черный список, а ФНС вправе потребовать ликвидации организации.

Но даже в такой ситуации есть выход: через суд можно просить о дополнительном времени на исправление правовых ошибок. Однако столь радикальные меры скорее исключение, чем правило. Обычно ФНС обращаются с ходатайством об устранении фирмы в крайних случаях, когда все данные о ее деятельности не только отсутствуют в ЕГРЮЛ, но и нет никаких подтверждений фактической работы организации.

В таких случаях руководитель может пояснить, что письма по независимым от него причинам не доходили до места. Потом официально сменить все правовые данные и сообщить в надзорные органы об устранении проблемы. Обычно в ФНС такие действия признают и подтверждают статус учреждения.

Что должен знать учредитель?

Сегодня российское правительство уделяет много внимания проблемам неуплаты налогов, поэтому при создании собственной фирмы и регистрации юридического лица обязательно необходимо учитывать все риски будущих действий.

По итогам вышесказанного можно сделать следующие заключения:

  1. При невозможности регистрации юридического лица в собственном помещении и необходимости покупки адреса у сторонних лиц следует обязательно заключить договор аренды, а также проверить предоставляемую информацию на сайте ФНС.
  2. Если контролирующие органы предъявляют организации претензии по поводу несоответствия юридического и фактического адресов, или неблагонадежности уже указанных данных, можно попросить отсрочку на устранение ошибок в оформлении. Обычно налоговые службы идут навстречу, при условии что предпринимательская деятельность реально ведется, а также нет никаких признаков «отмывания» средств.
  3. Юридическое лицо можно зарегистрировать по фактическому месту проживания учредителя. Если же возникли проблемы, отстоять свои права можно через суд.

Часто у предпринимателей трудности возникают на стадии оформления расчётного счета, у банка обычно вызывают подозрения несоответствия юридического и фактического адреса. Решить проблему можно с помощью предоставления дополнительных сведений о праве использования помещения, где зарегистрировано юр. лицо. К тому же необходимо тщательно выбирать банки для совершения финансовых операций, в крупной и надежной организации весь процесс отрегулирован и проверен, поэтому многие для открытия расчетного счета выбирают именно Сбербанк (для юридических лиц). Адреса в Москве можно найти на официальном сайте или в мобильном приложении.

На титульном листе расчета по страховым взносам, сдаваемого с 2017 года в ИФНС, если поле «По месту нахождения (учета). В нем нужно указать код, который будет соответствовать месту представления отчетности. Какие коды указывать в этом поле? В данном справочном материале приведена таблица актуальных кодов и их расшифровка.

В какие ИФНС сдавать расчеты по взносам с 2017 года

С 2017 года контроль за отчетностью по страховым взносам перешел под контроль ФНС (гл. 34 НК РФ). Поэтому начиная с 2017 года расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование сдавайте в налоговую инспекцию. Отчитываться нужно по новой форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10 октября 2016 № ММВ-7-11/551. См. « ». При этом обратите внимание на некоторые особенности направления отчетности.

Общий подход

Расчеты по страховым взносам с 2017 года, по общему правилу, нужно сдавать в ИФНС по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Обособленные подразделения

Обособленное подразделение организации должно сдавать расчет на своих сотрудников, если самостоятельно начисляет им выплаты и вознаграждения. В этом случае
подразделение подает расчет в ИФНС по своему местонахождению. В самом расчете тогда указывается КПП обособленного подразделения.

Крупнейшие налогоплательщики

Крупнейшие налогоплательщики перечисляют страховые взносы и сдают в 2017 году расчеты по ним в ИФНС по местонахождению:

  • самой организации (не по месту регистрации в качестве крупнейшего плательщика);
  • ее обособленных подразделений (если они сами начисляют выплаты и вознаграждения работникам сотрудникам) – подпункт 7 пункта 3.4 статьи 23 и пункта 11 статьи 431 Налогового кодекса РФ.

С 2017 года не нужно сдавать расчеты по страховым взносам в ИФНС по месту учета крупнейшего налогоплательщика. В отношении расчетов по страховым взносам абзац 7 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса РФ не применяется. Это подтверждается письмами ФНС России от 23 января 2017 № БС-4-11/993 и от 10 января 2017 № БС-4/11-100.

Код «по месту нахождения» на титульном листе

На титульном листе расчет по страховым взносам, утвержденного Приказом ФНС России от 10 октября 2016 № ММВ-7-11/551, предусмотрено поле, которое называется «По месту нахождения (учета) (код)». В нем нужно указать код места представления отчетности. Коды берут из приложения № 4 к Порядку заполнения расчета. Приведем таблицу кодов с расшифровкой.

Код Куда сдается расчет
112 По месту жительства физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем
120 По месту жительства индивидуального предпринимателя
121 По месту жительства адвоката, учредившего адвокатский кабинет
122 По месту жительства нотариуса, занимающегося частной практикой
124 По месту жительства члена (главы) крестьянского (фермерского) хозяйства
214 По месту нахождения российской организации
217 По месту учета правопреемника российской организации
222 По месту учета российской организации по месту нахождения обособленного подразделения
335 По месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации в Российской Федерации
350 По месту учета международной организации в Российской Федерации

Таким образом, если в 2017 году расчет сдается, например, по месту нахождения российской компании, что проставьте код «214». Соответственно, на титульном листе это будет выглядеть так:

Определимся с понятиями

В законодательстве закреплено, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а также место нахождения (). Эти данные позволяют индивидуализировать субъектов гражданского права, имеющих одинаковое наименование (но занимающиеся разной экономической деятельностью), а также определить географическую территорию правоотношений.

Иногда в российском законодательстве (например, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ " ", ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013), а также в деловой речи употребляется термин "юридический адрес" . Несмотря на семантическую близость этих двух понятий, с юридической точки зрения, они не являются идентичными . Причина этого кроется в том, что юридические лица как субъекты гражданских прав не могут иметь адреса, а имеют лишь место нахождения – адрес же могут иметь только объекты гражданских прав, то есть недвижимое имущество (). Из этого можно сделать вывод, что то имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении у юридического лица и может находиться по адресу N. Оговорим, что в текущем материале будет использоваться понятие место нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации , которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа (). В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности. Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации ( Минфина РФ от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159).

  • полное и сокращенное наименование;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;,
  • способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
  • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве;
  • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, способ прекращения юридического лица и т.д.

Так, налоговая инспекция отказала единоличному учредителю в государственной регистрации ООО "Софт-Сервис" по причине совпадения постоянно действующего исполнительного органа с местом жительства его учредителя. Суды первой и второй инстанций посчитали отказ неправомерным. Налоговая инспекция, обратившись с жалобой в Федеральный Арбитражный суд ЦО, также проиграла дело – жалоба оставлена без удовлетворения ( Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2013 г. № Ф10-5022/12).

Для осуществления деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (то есть предпринимательской деятельности), необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке ().

С формальной точки зрения процедура государственной регистрации представляет собой внесение в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.1 Федерального Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ " ").

Законодатель оговаривает и , необходимых для государственной регистрации:

  • подписанное заявителем и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № P11001;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
  • нотариально заверенные учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № Р13001;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Изменения места нахождения компании, в частности региона, повлечет за собой и изменение ее печати с указание нового места регистрации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ " ", п.7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ " ").

Сама по себе процедура смены юридического места нахождения важна, но занимает не так много времени. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота (), и может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. ().

Два адреса. Каковы последствия?

Текущая экономическая обстановка складывается таким образом, что далеко не каждая организация может позволить себе иметь офис в собственности или снимать помещение в аренду по зарегистрированному месту нахождения, а вынуждена арендовать помещение, находящееся в ином месте. По этой причине наблюдается тенденция к росту организаций, чье фактическое место нахождения не совпадает с местом нахождения, указанным в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Вместе с тем, законодательно не оговорен запрет на ведение экономической деятельности организацией по иному адресу. Об этом упоминается как в , в ст. 5 от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ " ", так и подтверждается неоднократными примерами судебной практики. Постановлениями арбитражных судов установлено, что несовпадение фактического и юридического мест нахождения не может рассматриваться в качестве нарушения действующего гражданского и налогового законодательства РФ ( Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2009 г. № А56-55582/2008, Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2004 г. № КА-А40/11522-04).

Как бы там ни было, но на практике возникает ряд сложностей, связанных с наличием у организации двух несовпадающих мест нахождения. Рассмотрим основные из них.

Получение корреспонденции от государственных органов . В первую очередь, возникает проблема с направлением корреспонденции (писем, требований и исковых заявлений) от налоговых и иных государственных органов по месту нахождения государственной регистрации организации, когда организация фактически имеет иное место нахождения. По замечаниям Пленума ВАС РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 " ").

Известны случаи отказа судов организациям о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы в связи с тем, что судебные извещения не были доставлены адресату по официальному месту расположения фирмы и вернулись с отметкой "Организация не значится" ( Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г. № 09АП-34190/13).

С другой стороны, суды первой и второй инстанций, сославшись на направление требования по ненадлежащему месту положения, отказали в иске ФНС к ЗАО "М..." о признании последнего банкротом. Требования, выставленные должнику, направлялись налоговым органом по его "юридическому адресу" в соответствии с учредительными документами. По итогам рассмотрения дело вновь отправлено на рассмотрение в суд первой инстанции ( ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013).

Штрафные санкции за несовпадение фактического и юридического мест нахождения . Ко второй категории проблем, с которыми может столкнуться организация при несовпадении фактического и юридического места нахождения относятся «непростые» отношения с налоговиками. Несмотря на то, что суды, как правило, отклоняют требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с наличием двух и более адресов (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-1/197, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-1/5353), они вправе обязать зарегистрировать обособленное подразделение по "фактическому адресу". Однако, если и по итогам предъявляемых требований, организация не сообщила налоговой инспекции сведения о создании обособленного подразделения в месячный срок ( , ), инспекция вправе выписать компании штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб. за ведение деятельности без постановки на учет по .

Так, например, Арбитражный суд подтвердил, что в связи с непредставлением ООО "О..." в налоговую инспекцию заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности, налоговики на законных основаниях наказали денежным взысканием организацию в размере 40 тыс. руб. ( Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 г. № 17АП-11037/13).

Отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС. Законодатель предусмотрел, что в счет-фактуре отражается адрес покупателя и продавца (), однако не уточнил, какое именно место нахождения организации должно быть прописано в документе.

Вместе с тем, позиция Минфина и ФНС России более категорична и сводится к указанию в счет-фактуре сведений, предусмотренных учредительными документами компании ( Минфина от 9 ноября 2009 г. № 03-07-09/57, Минфина от 16 октября 2009 № 03-07-14/98, УФНС от 13 декабря 2006 № 19-11/109634, УМНС России по г. Москве от 1 июля 2004 № 24-11/43467).

Достаточно часто отказ в налоговых вычетах по НДС имеет место быть, когда в счет-фактуре указано не юридическое место нахождения организации, а фактическое ( Федерального арбитражного суда ДО от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4582/2009). Впрочем, иногда случается и так, что налоговикам становится известно о ненахождении контрагента по указанному в счет-фактуре "юридическому адресу", в следствие чего также происходит отказ в вычете по НДС ( Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф06-8857/11, Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2011 г. № Ф10-5938/2010).

В целом же, нельзя сказать что судебная практика категорична. Не редки случаи, когда суды не признают нарушения законодательства, ссылаясь на отсутствие конкретизации в об месте нахождения юридического лица. К тому же, ФАС Московского округа обосновывает позицию, что указание в счетах-фактурах фактического места нахождения налогоплательщика не является препятствием для поступления в бюджет сумм НДС и осуществления налогового контроля ( ФАС от 1 февраля 2011 г. № Ф05-16094/2010).

1001 адрес

Печатные и сетевые издания, а также различные интернет-сайты пестрят объявлениями о продаже юридических адресов. Перечни услуг и их стоимость (от 20 тыс. руб. и выше), предоставленные, как правило, сомнительными организациями широк: начиная от простой покупки места нахождения организации, заканчивая формальной организацией рабочего места по купленному месту нахождения на случай проверки налоговой инспекции.

Надо отметить, что к подобным услугам прибегают многие компании мегаполисов, в результате чего возникает явление "массовой регистрации" юридических лиц. Отметим, что "массовая" регистрация является одним из признаков, так называемых, фирм-однодневок. В таких ситуациях вероятен отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица. Как правило, он основывается на "предоставлении в налоговую документов в ненадлежащей форме", что предусмотрено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ " ". Имеются в виду не столько технические детали оформления документов, а сколько недостоверные сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Гражданин С. представил в налоговую инспекцию недостоверные сведения места нахождения создаваемого юридического лица. При проведении проверки по заявленному адресу было выявлено 39 зарегистрированных компаний, то есть "массовая" регистрация юридических лиц. На основании этого налоговая инспекция отказала заявителю в государственной регистрации, а постановлением ФАС Уральского округа Решение Арбитражного суда оставлено в силе ( Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф09-6744/11).

В целях информационной поддержки налогоплательщиков и противодействия массовой регистрации на сайте ФНС размещены данные адресов массовой регистрации, а также наименование юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

В свете последней судебной практики не стоит и дальше рассчитывать на единообразное рассмотрение дел, связанных с наличием у организаций разных юридического и фактического мест нахождения, однако, если юридическое лицо с целью своей безопасности и сохранения репутации "добросовестного налогоплательщика" занесет в учредительные документы данные о фактическом и юридическом месте нахождения, о чем свидетельствует и Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15, то может рассчитывать как на поддержку налоговых органов, так и на предоставление налоговых вычетов.

Документы

Говоря о месте нахождения и адресе юридического лица, необходимо отметить, что эти понятия не идентичны. Разберемся, в чем заключается разница.

Место нахождения юридического лица

Под местом нахождения юридического лица подразумевается место его государственной регистрации на территории РФ. При этом в качестве места нахождения не требуется указывать конкретный адрес, достаточно названия населенного пункта (муниципального образования). Например, в качестве места нахождения можно указать "город Москва" или "городской округ Химки, Московская область" (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Место нахождения организации необходимо, во-первых, зафиксировать в учредительных документах, а во-вторых, указать при регистрации юридического лица для последующего внесения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

Нередко организации располагаются не в одном месте, а имеют широкую сеть филиалов и представительств в различных регионах. В подобных случаях не совсем ясно, где именно должна быть зарегистрирована организация. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 ст. 54 ГК РФ . Согласно этой норме регистрировать организацию нужно в месте нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора или президента). Если такой орган отсутствует, регистрировать организацию нужно по месту нахождения органа или лица, уполномоченного выступать от имени организации в силу закона, иного правового акта или учредительных документов.

Адрес юридического лица

Адрес юридического лица – это почтовый адрес, по которому находится постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Как и место нахождения, адрес (в пределах места нахождения) организации необходимо указывать при регистрации – эти данные включаются в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В отличие от места нахождения, адрес юридического лица содержит не только указание на населенный пункт (муниципальное образование), но и на улицу и дом, в котором находится организация.

Адрес юридического лица не нужно включать в учредительные документы. Например, как следует из от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", устав ООО должен содержать его место нахождения.

Если же в учредительных документах уже указан адрес организации, соответствующий ее месту нахождения, вычеркивать или менять его не нужно.

Несовпадение юридического и фактического адресов

Действующее законодательство не содержит определений "юридического адреса" и "фактического адреса" организации. Подобное разделение имело место по причине того, что понятия "место нахождения" и "адрес" организации были введены в ГК РФ лишь с 01.09.2014. До этой даты считалось, что адрес, указанный в учредительных документах и ЕГРЮЛ, является "юридическим", а адрес, по которому организация ведет свою деятельность, но который не указан в ЕГРЮЛ, – "фактическим".

Учитывая вышесказанное, какие-либо прямые последствия при несовпадении указанных адресов законодательством не предусмотрены. Тем не менее следует помнить о негативных последствиях, которые могут иметь место в случае отличия адреса, указанного в документах, и фактического адреса организации.

Указание действующего адреса в ЕГРЮЛ – в интересах самой организации. Организация несет все риски, связанные с несовпадением указанного в ЕГРЮЛ адреса и фактического места нахождения организации. Например, корреспонденция, доставленная по такому адресу, считается полученной организацией даже в том случае, если она находится в другом месте и ничего не получала (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Помимо риска неполучения организацией сообщений и корреспонденции можно выделить еще два:

  • отсутствие возможности ссылаться на неверный адрес в случае спора;
  • риск ликвидации организации.

Стоит иметь в виду и позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, которую он изложил в п. 6 постановления от 30.07.2013 № 61. По мнению суда, налоговая инспекция может направить такой организации уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений о ее месте нахождения. Если такие сведения не будут предоставлены, налоговики могут обратиться в суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Кроме того, за несвоевременное представление сведений о юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Когда нужно менять адрес или место нахождения

Под сменой адреса организации подразумевается любой ее переезд, даже если она переехала на другую улицу в том же населенном пункте. Смена места нахождения – это переезд организации в другой населенный пункт или другой регион.

Менять адрес в ЕГРЮЛ необходимо при каждой смене адреса организации (ее исполнительного органа). Сообщить в регистрирующий орган новый адрес необходимо в течение трех рабочих дней со дня, когда он был изменен (п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Закон № 129-ФЗ).

При смене места нахождения организации соответствующие изменения нужно внести в устав организации. Если организация использует типовой устав, то вносить в него изменения ей не потребуется (п. 2.1 , п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).