Как составить жалобу в Жилищную инспекцию на ТСЖ? Кто может инициировать аудиторскую проверку тсж и как ее провести Кто контролирует работу тсж в городе.

Инспекция Жилищного надзора по САО в ответ на обращение членов ТСЖ провела внеплановую документарную проверку Товарищества собственников жилья «Янтарный». На основании проверки было подготовлено предписание на устранение выявленных нарушений. Если в установленный срок предъявленные требования выполнены не будут, инспекция имеет право обратиться в суд с заявлением о ликвидации ТСЖ «Янтарный».

Председатель Правления ТСЖ «Янтарный» Карыхалина О.В. от встречи с представителями Жилищной инспекции, которые действовали строго в рамках своих полномочий, закрепленных в новой редакции статьи 20 Жилищного Кодекса РФ (части 5 и 6), отказалась. Многочисленные попытки инспекторов вручить ей предписание лично в руки успехом не увенчались - в ходе визитов в ТСЖ их всегда ожидали закрытые двери офиса администрации, в котором находится кабинет председателя Правления. Сама Карыхалина О.В. и поддерживающий ее ревизор Колмаков Б.И., как известно, неоднократно заявляли, что никаких предписаний Жилищной инспекции не существует вовсе, и все это выдумки Инициативной группы. Нижеприведенные документы подтверждают наличие у ТСЖ «Янтарный» серьезных проблем, дальнейшее игнорирование которых может привести к ликвидации Товарищества в судебном порядке.

Комментарий юриста к предписанию Жилищной инспекции .

Для осуществления контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг образована Государственная жилищная инспекция (Положение о ней утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.09.94. №1086).

Государственная жилищная инспекция, в числе прочего, осуществляет контроль за:

  • использованием жилищного фонда и придомовых территорий;
  • техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
  • обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
  • санитарным состоянием жилых помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
  • соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
  • наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями;
  • проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов.

В рамках исполнения своей деятельности государственная жилищная инспекция имеет право:

  • проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями;
  • давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
  • давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами, допускающими грубые нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда.

Пунктом 6 Статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что «Органы государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения».

В чем заключаются основные требования Государственной жилищной инспекции к ТСЖ «Янтарный»?

1. Привести положения глав Устава ТСЖ «Янтарный» в соответствие требованиям законодательства.

Речь идет о несоответствии Устава ТСЖ «Янтарный» действующему Жилищному кодексу РФ и игнорировании председателем Правления ТСЖ Карыхалиной О.В. требований федерального законодательства устранить это несоответствие и в срок до 1 марта 2012 года предоставить текст Устава ТСЖ в Госжилинспекцию.

Пояснение: Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в срок до 1 марта 2012 года все ТСЖ должны были предоставить в Госжилинспекцию свои уставы. При выявлении в случаях, указанных в части 3 статьи 20 Жилищного кодекса РФ несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ, направляют товариществу предписание с указанием нарушений норм законодательства Российской Федерации и с требованием об устранении выявленных нарушений в шестимесячный срок с момента направления такого предписания. В случае неисполнения такого предписания в установленный срок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества.

В предписании разъясняется, почему была проведена проверка.

Согласно п.4. ст.20 ЖК РФ «Государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль», основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан о фактах нарушения обязательных требований к уставу товарищества собственников жилья и внесенным в него изменениям, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с такой организацией договора управления многоквартирным домом, порядку утверждения условий такого договора и его заключения, а также нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса.

Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении такой проверки. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, а по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;

3) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

2. Представить по ТСЖ «Янтарный» ряд документов, в том числе, реестр членов товарищества собственников , который согласно п.4. статьи 143 ЖК РФ «Членство в товариществе собственников жилья» должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Напомним, что согласно п. 9, введенному Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, копия реестра членов товарищества ежегодно в течение первого квартала текущего года должна направляться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 ст. 20 Жилищного Кодекса, однако это требование председателем Правления Карыхалиной О.В. не исполняется.

Согласно п.4. статьи 8 Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ, до 1 марта 2013 года уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обязаны проверить правомерность принятия решений о создании товариществ собственников жилья, решений об утверждении общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и правомерность заключения таких договоров. В случае выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации указанные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском о признании недействительными решений, принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.

3. Представить документы, подтверждающие избрание членов Правления на Общем собрании и на заседании Правления его председателя.

Данные вопросы регламентируют следующие статьи Жилищного кодекса: ст. 145 «Общее собрание членов товарищества собственников жилья», ст. 146 «Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья», ст. 147 «Правление товарищества собственников жилья» и ст. 149 «Председатель правления товарищества собственников жилья».

Контроль за деятельностью управляющих компаний (УК) в сфере ЖКХ осуществляется как на федеральном уровне, так и силами органов местного самоуправления. Определенные меры могут принять и сами жильцы домов, обслуживаемых этими организациями.

Законодательная база

Региональный надзор в сфере ЖКХ регламентируется местными нормативными актами (региональными и муниципальными), статьей 20 ЖК , Постановлением Правительства № 493, Федеральным законом № 131-ФЗ , ФЗ № 210 .

В перечисленных законодательных актах подробно описываются полномочия каждого органа, указываются те сферы деятельности, которые обязаны контролировать государственные и муниципальные учреждения.

Так, ст. 20 ЖК регламентирует общие цели и принципы государственного, муниципального и общественного жилищного контроля, в ст. 13 ЖК описываются полномочия региональных органов государственной власти, ст. 196 ЖК определяет порядок проведения лицензионного контроля управляющих компаний.

ФЗ № 131 описывает полномочия муниципальных органов, в том числе и контролирующих органов в сфере ЖКХ.

КоАП содержит сведения о мерах пресечения, принимаемых по отношению к управляющим организациям, недобросовестно исполняющим свои обязанности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

Сюда входят:

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2019, 2018 и 2017).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Аудиторские проверки

Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
  • правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
  • эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).

По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).

В ходе проверки внимание обращается на такие документы:

  • сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
  • отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
  • отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;

Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.

Выводы

Итак, кому подчиняются управляющие компании?

УК контролируются на всех уровнях: как центральными органами, так и рядовыми собственниками жилья. Федеральные министерства отвечают за формирование теоретической и нормативной базы, регламентирующей деятельность управляющих компаний, региональные и муниципальные власти осуществляют регулярные проверки соответствия работы организаций установленным нормам, а жильцы могут проверить управляющую компанию, проведя анализ ее финансовой документации.

Товарищество собственников жилья относится к организациям некоммерческим.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Согласно положениям гражданского законодательства, это означает, что главной целью ее создания является не получение и распределение денежной прибыли, а удовлетворение нематериальных потребностей ее участников.

Применительно к ТСЖ можно говорить о такой цели, как организация содержания и обслуживания общей собственности - многоквартирного дома.

Права и обязанности организации

Любое юридическое лицо, и ТСЖ не исключение, имеет права и несет обязанности. Они возникают у организации с момента ее в налоговом органе и продолжаются до внесения В ЕГРЮЛ записи о .

  • законы, прежде всего, Жилищный кодекс;
  • договоры с подрядчиками и поставщиками услуг;
  • , не членами ТСЖ.

Закон

Основные нормы, перечисляющие права и обязанности ТСЖ является Жилищный кодекс.

К правам, согласно относятся:

  • заключать договоры на управление домом, содержание и ремонт общего имущества;
  • составлять сметы доходов и расходов;
  • устанавливать размер коммунальных платежей и членских взносов;
  • выполнять работы и услуги для жильцов;
  • распоряжаться общим имуществом;
  • заключать различные сделки, отвечающие целям создания ТСЖ, передавать по ним денежные средства;
  • требовать от собственников выполнения их обязанностей по уплате платежей и взносов, в том числе и в судебном порядке.

Обязанности ТСЖ перечислены в . Главной из них является обеспечение выполнения требований законов и иных федеральных нормативных актов, устава товарищества.

Среди других обязанностей названы:

  • управление домом;
  • выполнение обязательств по заключенным договорам;
  • поддерживать состояние общего имущества дома в надлежащем состоянии (техническом, санитаром и т. д.);
  • обеспечивать выполнение своих обязанностей собственниками квартир и нежилых помещений;
  • соблюдать права и интересы всех собственников при распоряжении общим имуществом;
  • вести реестр участников ТСЖ;
  • регистрировать все изменения в уставе в установленном порядке.

Деятельность ТСЖ

Главной целью создания ТСЖ закон называет управление многоквартирным домом.

Это достаточно широкое понятие, включающее в себя различные виды деятельности, начиная от ведения требуемых документов, до осуществления коммерческой деятельности.

Однако, можно выделить несколько главных направлений.

Основная

В качестве основной сферы деятельности ТСЖ называет управление общим имуществом в многоквартирном доме.

Если же рассмотреть это понятие детально, то можно выделить такие функции управления, как содержание и ремонт. А также предоставление жильцам различных коммунальных услуг.

Если составить список основных задач ТСЖ, то он будет выглядеть следующим образом:

  1. Обеспечение бесперебойной поставки воды и водоотведения, газа (если дом газифицирован), отопления (в холодный сезон).
  2. Поддержание всех коммуникаций в пригодном для использования состоянии.
  3. Планирование и выполнение работ по техническому обслуживанию дома и прилегающей территории.
  4. Заключение договоров на техническое обслуживание и выполнение различных работ с подрядными организациями.
  5. Организация и проведение ремонта (текущего и капитального).
  6. Поддержание общих помещений дома в надлежащем состоянии (освещение, отопление, уборка, своевременный ремонт).
  7. Ведение технической документации.
  8. Рассмотрение обращений жильцов и устранение указанных в них недостатков.
  9. Расчет платежей и многое другое.

Хозяйственная

К разрешенной хозяйственной деятельности, предусмотренной статьей 137 и , можно отнести такие, как:

эксплуатация, обслуживание и ремонт общего недвижимого имущества;

  • строительство новых объектов, относимых к общему имуществу;
  • заключать различные сделки, в том числе и по отчуждению имущества;
  • получать и передавать поставщикам услуг и исполнителям работ денежные средства;
  • сдавать в аренду нежилые помещения.

Несмотря на то, что ТСЖ имеет некоммерческую цель, оно может получать от своей хозяйственной деятельности прибыль. Но вот использовать ее можно только для достижения основной цели - управления домом.

То есть передать полученные средства участникам товарищества закон не разрешает. А вот направить их на ремонт или благоустройство - вполне.

Приносящая доход деятельность облагается налогом.

Поэтому, если ТСЖ получает какие-либо денежные средства от использования общего имущества, это должно непременно отражаться в документах. Как, впрочем, и все остальные действия, относящиеся к денежным средствам или имуществу ТСЖ.

Управление домом

Управленческие функции ТСЖ заключается в решении большого числа организационных вопросов. Решаются они через органы управления. Главным из них является общее собрание.

Право действовать от имени ТСЖ имеет его . Он же подписывает все документы, включая финансовые.

Коллективным органом управления является правление. Контролирует расходование средств ревизионная комиссия.

Регламентирующие документы

Главным документом, регламентирующим деятельность ТСЖ является Жилищный кодекс. Он устанавливает основные правила, следовать которым обязаны все и повсеместно.

Более конкретно хозяйственная и иная деятельность изложены в - главном документе юридического лица.

В нем прописаны:

  • цели ;
  • основные виды деятельности;
  • ограничения.

Проверка

ТСЖ осуществляет управление домом. Но это не значит, что их работа никем не проверяется и не контролируется. Более того, деятельность ТСЖ более прозрачна, чем у многих управляющих компаний.

В случае недовольства работой правления и председателя, а также допущенных ими нарушениях прав жильцов, у последних есть рычаги воздействия. Рассмотрим, как проверить деятельность ТСЖ.

Кто контролирует?

Контроль за работой товариществ собственника жилья осуществляется как со стороны самих владельцев квартир, так и со стороны государства:

  • правление и председатель ТСЖ подотчетны общему собранию;
  • любой из собственников, даже не являющийся членом товарищества, вправе обратиться с претензий или на действия или, напротив, бездействие, нарушившие его права.

Заявление составляться письменно и адресуется председателю. Он обязан в установленный срок его рассмотреть и так же письменно дать ответ о принятых мерах или же обосновать свой отказ от их применения.

Такое решение можно затем обжаловать в суд.

Если же ответа не было дано, или не были устранены нарушения, описанные в заявлении, то со своей жалобой жильцы могут обратиться к государству.

В зависимости от сути допущенных нарушений, органом, куда следует обратиться будут:

  • прокуратура;
  • Государственная жилищная инспекция;
  • Роспотребнадзор.