Как правильно написать техническое задание. Как подготовить техническое задание на выполнение работ Техническое задание на ремонт по 44 фз

Государственные и муниципальные заказчики при определении своих поставщиков руководствуются требованиями закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг". Выбор поставщиков осуществляется не произвольно, а в рамках строгих процедур, таких как электронный аукцион, конкурс или запрос котировок. Поскольку в большинстве случае победителем становится участник, предложивший наименьшую цену, крайне важно корректно написать техническое задание к закупке. Оно описывает объект закупки и, в частности, определяет необходимые требования по качеству товаров, работ, услуг.
Сложность составления технического задания состоит в том, что его положения должны обеспечить приобретение именно того товара, в котором нуждается заказчик, но при этом не должно быть нарушено антимонопольное законодательство. Требования должны быть четкими и подробными, но количество и набор характеристик не могут быть "подогнаны" под конкретную марку или определенного производителя. В противном случае такие действия по нормам Федерального закона "О защите конкуренции" могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства в виде создания участнику торгов преимущественных условий.

Законом № 44-ФЗ не регламентировано содержание технического задания, однако оно в любом случае должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика.
Данный документ подготавливает, как правило контрактный управляющий совместно с представителем заинтересованного структурного подразделения. Нелишним будет и участие юриста. Подписывает техническое задание руководитель заказчика.

Техзадание составляется в произвольной форме, но в нем целесообразно выделить следующие разделы:
1. общая информация о заказчике и закупке;
2. информация об объекте закупки (описание, количество);
3. информация об условиях исполнения контракта;
4. информация о приложениях.
Не все описываемые подразделы обязательны. Заказчики включают их в ТЗ при необходимости. Рассмотрим их по порядку.

1. Общая информация о заказчике и закупке

1.1. Общая информация о закупке

1.1.1. Термины, определения, сокращения, используемые в техническом задании.
Указываются с целью установить однозначно понимаемую и непротиворечивую терминологию для всех видов документов, которые подготавливаются при определении поставщика или осуществлении закупки у единственного поставщика. Использование терминов с определениями позволит избежать неправильного их толкования и разночтений в техническом задании, а также упорядочит информацию, содержащуюся в нем.
Целесообразно при выборе терминов и определений использовать уже устоявшиеся и закрепленные законами, подзаконными актами и межгосударственными стандартами слова и словосочетания.
При закупке особого вида товара, понятие которого не закреплено в каталогах (классификаторах), заказчику для типизации технического задания целесообразно ввести термин, указать определение этого товара.
1.1.2. Способ определения поставщика (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставика); обоснование выбора данного способа.
1.1.3. Сведения об исходных условиях - справочную, научную, техническую, социально-экономическую, опытную информацию, дающую представление об изначальных условиях, в которых окажется участник закупки и которые должны быть им учтены при исполнении контракта.
1.1.4. Сведения о нуждах заказчика - описание задач, которые заказчик должен решить путем проведения закупки, и результата, который он желает получить.
Таким образом, описываются отправная и конечная стадии осуществления закупки.
1.1.5. Цель закупки. При составлении этого раздела необходимо учитывать положения ст. 13 Закона № 44-ФЗ, которая выделяет следующие цели:
- реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования), муниципальными программами;
- исполнение международных обязательств РФ;
- реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;
- выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов; казенных и бюджетных учреждений.
Функции учреждений описаны в их уставах.
1.1.6. Источник финансирования. Наиболее распространенными источниками являются собственные средства, гранты, межбюджетные трансферты, бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.
1.1.7. Информация о нормировании закупки в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ.

1.2. Общие сведения о заказчике

1.2.1. Наименование заказчика, его местонахождение и режим работы.
1.2.2. Информация о совместных закупках или о централизованных закупках.
1.2.3. Информация об экспертах, экспертной организации, привлекаемых при исполнении контракта.
1.2.4. Сведения об особенностях объекта заказчика, в отношении которого будут производиться работы, оказываться услуги (режим работы, конструктивные особенности, целевое назначение и т.п.).

2. Информация об объекте закупке

2.1. Наименование и обоснование объекта закупки
В настоящее время заказчики самостоятельно присваивают имена объектам закупки. Однако с 1 января 2017 г. наименование объекта закупки должно указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

2.2. Описание объекта закупки
Описание объекта закупки - это фиксация качественных и количественных характеристик, позволяющая идентифицировать объект закупки. Описание должно быть объективным.
При описании в техническом задании характеристик объекта закупки используются показатели. Они отражаются преимущественно в численной форме и позволяют определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным требованиям заказчика.
При указании показателей необходимо соблюдать следующие правила :
- использовать по возможности стандартные показатели (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
- указывать максимальные и (или) минимальные значения показателей ("от... до", "не более чем...", "не менее чем..."), а также точные значения, которые не могут меняться (ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).

Общие ограничения по описанию объекта закупки
В описание объекта закупки в форме требований к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара, работы, услуги не допускается включать требования, которые могут повлечь необоснованное ограничение конкуренции и количества участников закупки, а именно:
-требования, которые создают преимущественные условия участия для участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции);
- требование включать в состав лота продукцию (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанную с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом закупки (ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).
При решении вопроса об объединении различных групп товаров, работ, услуг в один лот, рекомендуем также учитывать наличие преимуществ, предоставляемых организациям инвалидов или предприятиям уголовно-исполнительной системы (ст. 28-29 Закона № 44-ФЗ). Преимущества таким участникам предоставляются при закупке товаров, работ, услуг, включенных в перечни, утверждаемые Правительством РФ. Нельзя включать в один лот товары, работы, услуги, содержащиеся в соответствующем перечне, и не содержащиеся.

2.2.1. Качественные характеристики объекта закупки.
Указывается совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. При описании качественных характеристик необходимо использовать стандартные показатели, условные обозначения и терминологию, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
2.2.2. Технические характеристики объекта закупки .
Указывается информация, определяющая технические свойства объекта закупки. Заказчик может дать развернутое, детализированное описание объекта закупки, привести конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, описать регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг. В описание теххарактеристик можно включить эскизы, чертежи, проекты, фотографии и пр.
2.2.3. Эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Указываются характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся в том числе прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, такие как ровность, устойчивость. Могут быть также указаны эксплуатационные расходы, которые связаны с поддержанием объекта закупки в необходимом заказчику состоянии.
2.2.4. Функциональные характеристики объекта закупки.
Совокупность сведений о свойствах объекта закупки, удовлетворяющих потребности и ожидания заказчика. Такие сведения отражают способность объекта выполнять его основную функцию. При определении функциональных характеристик необходимо установить основное назначение объекта закупки и условия его использования по назначению.
2.2.5. Гарантийный срок.
Указывается срок, в течение которого заказчик имеет право обратиться к участнику закупки с требованием о безвозмездном восстановлении свойств объекта закупки.
2.2.6. Объем предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг.
Под объемом предоставления гарантий качества товара, работ, услуг понимается совокупный объем расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, которые несет участник закупки на обслуживание объекта закупки в целях восстановления его функционального состояния. Измеряется в натуральных (физических) или денежных единицах. В этом разделе также можно перечислить обязанности участника закупки в случае обнаружения дефектов объекта закупки или несоответствия его контракту.
2.2.7. Гарантийное обслуживание товара.
При необходимости в техническое задание может быть включено требование о гарантийном обслуживании товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Оно подразумевает установление порядка обслуживания товара в течение гарантийного срока. В связи с этим целесообразно установить требование о передаче вместе с товаром гарантийного талона к каждой единице изделия.
2.2.8. Упаковка.
Указываются требования к комплексу защитных мер и материальных средств по подготовке товара к транспортированию и хранению для обеспечения его максимальной сохранности.
Заказчик может установить требования к внешней и внутренней упаковке товара, предусмотреть вид и материалы упаковки, ее конструкцию. В отношении некоторых видов товаров требования к упаковке предусматриваются стандартами.
2.2.9. Маркировка.
Требования к маркировке заключаются в том, что на упаковку должны быть нанесены идентификационные условные обозначения, содержащие данные, которые позволяют осуществить перевозку товара, определить порядок и способы обращения с грузом, информируют о его габаритных размерах и весе, месте отправления.
При закупке отдельных видов товаров требование о маркировке является обязательным.
2.2.10. Указание на новизну товара.
Если в описание объекта закупки включены товары, то по правилам п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ поставке подлежат новые товары при условии, что не указано иное.
Товар считается новым, если:
- не находился в употреблении;
- не ремонтировался;
- не восстанавливался;
- не осуществлялась замена его запасных частей;
- не восстанавливались его потребительские свойства.
2.2.11. Указание на товарный знак, фирменное наименование и т.п.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарного знака и иные требования, ограничивающие состав участников закупки. Указание них допускается лишь в случаях, предусмотренных данным Законом, однако даже в этих случаях заказчик обязан перечислить требования к качеству товара, технические и другие характеристики.

Случаи, в которых допускается устанавливать требования, ограничивающие количество участников

Требование (указание) Случай, в котором оно
может быть установлено
Основание
Указание на товарный знак, знак обслуживания Нет другого способа
более точно и четко
описать характеристики
объекта закупки
Пункт 1 ч. 1
ст. 33 Закона
№ 44-ФЗ
Указание на фирменное наименование
Указание на патент
Указание на полезную модель
Указание на промышленные образцы
Указание на наименование места
происхождения товара
Указание на наименование
производителя
Иные требования к товарам,
информации, работам, услугам,
влекущие за собой ограничение
количества участников закупки
Требования к производителю товара,
участнику закупки, в том числе к их
квалификации (включая наличие опыта
работы)
Возможность
установления таких
требований
предусмотрена Законом
№ 44-ФЗ (например,
если используется
критерий оценки
заявок, окончательных
предложений (ст. 32
указанного Закона))
Часть 3 ст. 33
Закона № 44-ФЗ
Требования к деловой репутации
участника закупки
Наличие у участника
производственных мощностей,

оказания услуг
Наличие у участника
технологического оборудования,
необходимого для производства
товара, выполнения работ или
оказания услуг
Наличие у участника трудовых,
финансовых и других ресурсов,
необходимых для производства
товара, выполнения работ или
оказания услуг

Включение товарного знака в описание объекта должно сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случая, когда нет иного способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2.2.12. Расходы на эксплуатацию товара.
Требование к расходам на эксплуатацию товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) включается в техническое задание, если необходимо обосновать документально расходы, которые будут понесены заказчиком при эксплуатации закупленного товара. Величина расходов отражается в численной форме индивидуально для каждого товара с учетом нормальных эксплуатационных и нагрузочных условий работы.
2.2.13. Монтаж и наладка товара.
Требование к монтажу и наладке товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) включается в техническое задание, если товар поставляется в разобранном виде, а его эксплуатация возможна только после сборки из поставленных частей и наладки для функционирования в заданных заказчиком условиях.
2.2.14. Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
При необходимости для обеспечения должной эксплуатации закупленного товара в техническое задание может быть включено требование об обучении лиц, осуществляющих его использование и обслуживание (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). В дальнейшем это позволит минимизировать риски производственного простоя, усовершенствовать трудовые и служебные функции, повысить профессиональную компетенцию сотрудников, поддерживать работоспособное состояние товара.
2.2.15. Соответствие образцу или макету товара.
При необходимости в техническое задание допускается включать требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
Если указанное требование содержится в техническом задании, включенном в документацию о закупке, его необходимо сопроводить информацией:
- о месте осмотра образца или макета участниками закупки;
- датах начала и окончания осмотра;
- порядке осмотра;
- графике осмотра.
2.2.16. Соответствие изображению товара.
При необходимости в техническое задание допускается включать требование о соответствии поставляемого товара изображению (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
В качестве изображения товара могут выступать: фотографии, эскизы, этикетка, рисунок, схема, бланк, инфографика (блок-схема, граф-схема, диаграмма) и пр.
2.2.17. Проведение испытаний.
Для подтверждения соответствия объекта закупки требованиям и документам в области стандартизации в техническое задание может быть включено требование о проведении испытаний в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
2.2.18. Подтверждение соответствия требованиям стандартов (например, ГОСТ), технических регламентов, технических условий.
Заказчики могут включать в техническое задание требование о подтверждении соответствия объекта закупки стандартам, техническим регламентам, техническим условиям (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Однако применение такого требования к объектам закупки, в отношении которых не установлены обязательные требования технических регламентов, не допускается.

2.3. Описание количества (объема) закупаемых товара, работ или услуг
В данном разделе указываются количественные характеристики товаров, работ, услуг. Обычно их объем измеряется в натуральных (физических) единицах.
Объем закупки можно отразить с помощью:
- спецификаций;
- технических чертежей;
- смет;
- проектной документации;
- дефектных актов;
- результатов тестирования и работ;
- результатов инженерных изысканий;
- экспликаций.
При описании работ, услуг необходимо составить максимально подробный перечень видов работ (услуг), включая все промежуточные этапы, и по каждому отдельному виду работ указать объем.
Если общий объем закупки невозможно определить, его измерение будет происходить в денежных единицах. Для этого указывается цена единицы работы, услуги или используемого при их выполнении (оказании) товара. Согласно п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ такое определение объема закупки допускается, если ее объектом являются:
- выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;
- оказание услуг связи;
- оказание юридических, медицинских, образовательных услуг;
- оказание услуг общественного питания;
- оказание услуг переводчика;
- оказание услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
- оказание гостиничных услуг;
- оказание услуг по проведению оценки.
При этом указываются цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги.

3. Информация об условиях исполнения контракта

3.1. Периодичность, сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг
В этом разделе отражается период, в течение которого планируется поставка товара (выполнение работ, оказание услуг). В Законе № 44-ФЗ не установлены правила формирования сроков - заказчик устанавливает срок, исходя из своих потребностей.
Сроки могут быть установлены в часах, днях, неделях, месяцах или годах.
Срок поставки товара.
В техническом задании можно отразить следующие сроки поставки:
- строгий срок - четко определенные даты начала и окончания поставки;
- периодичность - несколько дат поставки. Такой срок удобно устанавливать, если поставка осуществляется партиями и в течение продолжительного срока.
Срок выполнения работ.
Определяет период, в течение которого будут выполняться работы.
По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ необходимо указывать сроки начала и окончания выполнения работ.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в техническом задании обязательно должны быть отражены сроки завершения работы. Кроме того, в нем могут быть указаны промежуточные сроки - сроки завершения отдельных этапов работы.
Срок оказания услуг.
Определяет период, в течение которого будут предоставляться услуги, в том числе моменты начала и окончания их предоставления, а также завершения отдельных его этапов.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в техническом задании обязательно должен быть приведен график оказания услуг. С помощью него можно распределить объем оказываемых услуг по рабочим дням и периодам, в которые предоставление услуг наиболее востребовано.

3.2. Порядок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг
В данном разделе указывается информация о режиме, процедуре, методах, последовательности, способах и пути достижения требуемого результата закупки.
В качестве таких сведений можно указать:
- последовательность действий поставщика при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
- перечень документов, которые должен представить поставщик при сдаче результатов закупки заказчику;
- порядок взаимодействия ответственных лиц со стороны заказчика и участника закупки, контактные данные таких лиц;
- условия, которые должен соблюдать участник закупки при исполнении контракта.

3.3. Иная информация об условиях исполнения контракта
В отдельном разделе технического задания для удобства заказчиков и поставщиков можно указать отдельные ключевые условия исполнения контракта (предмет, порядок оплаты, порядок приемки, ответственность и т.п.). Это краткое изложение содержания проекта государственного (муниципального) контракта.

4. Приложения

В состав технического задания при необходимости могут быть включены дополнительные документы, которые обосновывают либо дополняют необходимыми сведениями объект закупки.
Виды дополнительных документов:
- проектно-сметная документация.
- приказ, распоряжение, постановление о проведении закупки.
- экспертное заключение.
- предписания контролирующих органов.
- судебный акт.
- государственная программа РФ, субъектов РФ, муниципалитетов.

Надеюсь, что данная статья поможет заказчикам корректно составлять техническое задание. Это в свою очередь снижает риски покупки ненужного товара, а также риски жалоб участников и предписаний контролирующих органов.

Все права принадлежат Дегтеревской Анастасии Андреевне. Копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения Дегтеревской Анастасии Андреевны. Любое применение материалов сайта без прямой ссылки б удет рассматриваться как нарушение авторских прав.

Под техническим заданием понимается специализированная документация, содержащая главные требования заказчика к объектам закупки, в которой определен перечень условий, согласно которым будет осуществляться закупка, какие работы предстоит выполнить. Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено обязательное составление технического задания на выполнение работ и других услуг, эта форма документации широко распространена, так как благодаря техническому заданию осуществляется экономия трудовых и временных ресурсов на следующих этапах:

  • Этап планирования;
  • Составление итоговой документации предстоящей закупки, извещения, проектные договора;
  • Этап непосредственного исполнения условий контракта.

Посредством оформления технического задания (далее ТЗ) перед размещением извещения о планируемой закупке, достигается оптимальный расчет сроков, требуемых на выполнение работ или обеспечение товаром, подбор квалифицированных специалистов. Также надлежаще составленное ТЗ позволяет максимально конкретизировать сам объект закупки, максимально понятно и подробно описав его. На основании предварительно подготовленного ТЗ проводится итоговая оценка соответствия результата закупки изначально заявленным характеристикам.

На основании сведений, которые содержаться в данном документе, становится возможным:

  • Формирование плана, проекта закупок;
  • Определение стоимости контракта как начальной, так и максимально возможной;
  • Составление извещения о проведении закупки;
  • Формирование графика выполнения условий контракта;
  • Подготовка основополагающей документации, включая проекты контракта;
  • Оценка поступивших предложений от желающих принять участие в закупке;
  • Заключение контракта и контроль за его исполнением.

Как составить форму


Как правило, техническое задание составляется контрактным управляющим в тандеме со специалистами юридического отдела, после чего документ заверяется лицом, уполномоченным принимать решения, связанные с проведением закупок. Подписание документа желательно произвести в срок не более, чем за 10 дней до даты формирования извещения и прочих сопутствующих документов о закупке. Техническое задание включает:

  • Основную информацию о планируемой закупке;
  • Общие сведения об объекте закупки;
  • Требования к исполнителям;
  • Какие условия должны соблюдаться при исполнении договора;
  • Сведения об имеющихся приложениях.

Обратите внимание! При оформлении ТЗ следует руководствоваться объективностью, используя понятные и лаконичные формулировки, не содержащие противоречий. Требования ТЗ должны быть сформированы, согласно установившейся практике, не содержа противоречий нормам законодательства.

При составлении ТЗ следует учесть, что, согласно техническому заданию, риски и обременения снабженцев и исполнителей не должны превышать взятые на себя заказчиком, в противном случае это может привести к удорожанию стоимости контракта, либо к отказу от подачи заявок на участие.

На выполнение строительно-монтажных работ

Техническое задание на выполнение строительно-монтажных работ должно содержать необходимые критерии, согласно которым должны быть осуществлены требуемые работы. При составлении документа следует указать:

  • Сам объект аукциона. Какие именно работы должны быть произведены в соответствии с будущим контрактом;
  • Адрес местоположения. Точное местонахождение объектов, на которых требуется осуществить строительно-монтажные работы;
  • Условия проведения работ. В данном пункте, как правило, перечисляется характер почв, инженерно-геологические характеристики, например, уровень глубины грунтовых вод и иные характеристики, значимые при проведении будущего строительства;
  • Указывается характер строительно-монтажных работ — будет ли это новое строительство либо работы будут проводиться на уже возведенном объекте;
  • Способ осуществления, например, подряд;
  • В следующем пункте содержится информация о наличии проектно-сметной документации и о том, кем она была составлена;
  • Технико-экономические характеристики объекта строительства;
  • В следующем пункте расписываются функции, которые возлагает на себя заказчик строительно-монтажных работ, включая бухгалтерский учет, контроль за ходом строительства на всех этапах, организации работы и предоставление разрешения на проведение строительно-монтажных работ;
  • Требования к исполнителю с перечнем работ, которые подлежат выполнению стороной-подрядчиком;
  • Стадии строительства и сроки выполнения определенного объема согласно распределению на этапы;
  • Организационные требования, например, необходимость соответствия выполняемой работы требованиям ГОСТа, и действующим СНиПам;
  • В конечном пункте указываются сроки, в которые строительно-монтажные работы должны быть произведены в полном объеме.

На выполнение электромонтажных работ

При составлении ТЗ на выполнение электромонтажных работ действуют те же принципы, что и в предыдущем примере. По пунктам указываются следующие сведения:

  • Место выполнения работ;
  • Сроки выполнения;
  • Дается краткое описание требуемых работ;
  • Требования к исполнителю.

Важно! Ввиду специфики отдельных видов работ, к которым относятся, в частности, электромонтажные работы, наряду со стандартными требованиями к участникам аукциона, заказчиком в техническом задании могут быть выдвинуты специальные условия.

Так, это могут быть требования о предоставлении сведений о допуске к определенным видам работ, наличие технических ресурсов для их осуществления, предоставление подтверждений квалификационного уровня рабочих участника, подающего заявку на участие в аукционе.

На выполнение работ по 44-фз

Согласно требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, заказчику надлежит руководствоваться едиными требованиями, касающимися описания объекта закупок, при подготовке документов вне зависимости от способов фактического исполнения контракта. При оформлении ТЗ заказчик должен руководствоваться следующими директивами:

  1. При описании объектов аукциона следует ориентироваться на критерии объективности;
  2. Функционал, технико-эксплуатационные характеристики объекта закупок должны присутствовать в описании в случае необходимости;
  3. ТЗ должно носить нейтральный характер, не содержа излишнее количество чрезмерных требований с целью ограничения количества потенциальных участников.

Заказчики обязаны опираться на положения Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг», согласно требованиям которого, выбор исполнителя или поставщика осуществляется по строгим правилам проведения электронного аукциона, победителем которого, как правило, становится участник, предложивший наименьшую цену. Поэтому крайне важно подготовить корректное техническое задание, учитывающие все нюансы к проводимой закупке.

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение , установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;

8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - настоящей части.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Разбираемся, как составить техническое задание по 44-ФЗ и для чего может потребоваться этот документ. В статье можно скачать актуальный образец.

Техническое задание разрабатывается для корректного определения задач заказчика и достижения конкретных результатов, ожидаемых организацией-заказчиком от закупки. Ответственность за формирование ТЗ несет контрактная служба (контрактный управляющий). Благодаря описательному приложению к информационной карте, организация-заказчик устанавливает четкие требования к приобретаемым товарам, работам, услугам и объективные критерии для участников торгов, исключая возможность злоупотреблений со стороны участника-победителя.

Если в закупочной документации отсутствует ТЗ, но при этом в проекте контракта и извещении подробно указана вся необходимая информация, то это не является нарушением действующего законодательства.

Требования к техническому заданию по 44-ФЗ

Формальный вид и содержательная часть ТЗ не регламентируются действующим законодательством. Однако ст. 33 44-ФЗ предъявляет строгие правила к описанию объекта заказа и устанавливает порядок его формирования. Согласно ст. 33, к описанию закупаемого объекта устанавливаются единые требования, которым заказчик обязан следовать неукоснительно в процессе разработки техдокументации торгов.

Пример технического задания по 44-ФЗ, образец которого можно скачать ниже, продемонстрирует определенные правила, действующие в отношении описания ОЗ:

  1. Описание предмета заказа должно быть составлено объективно. В ОЗ допускается включение технико-функциональных, качественных и эксплуатационных особенностей приобретаемых ТРУ.
  2. Разрабатывая описание ОЗ, работник контрактной службы заказчика имеет право использовать только ту терминологию, которая предусмотрена регламентом, закрепленным действующим законодательством.
  3. В описании ОЗ допускается использование чертежей, фотографий, эскизов, результатов тестовых испытаний и подобных сведений.
  4. Если в ТЗ определяется условие о предоставлении исполнителем образца приобретаемой продукции, то в закупочной документации необходимо обозначить время и место осмотра товарного образца.
  5. В том случае, если ОЗ - лекарственные препараты, то заказчику необходимо указывать непатентованные наименования, признанные во всем мире. Если такие наименования отсутствуют, то вносятся химические или группировочные наименования ЛП.

Техническое задание должно быть составлено максимально нейтральным образом, чтобы не ограничивать возможность потенциального участия поставщиков в торгах путем установления чрезмерных характеристик и условий заказа ТРУ.

Запрещено в описании ОЗ указывать конкретные показатели: товарные знаки, фирменные наименования, сведения о производителе и проч. Если включение подобной информации является необходимостью, то в описании предмета заказа необходимо написать «или эквивалент» для поддержания здоровой конкуренции между участниками.

Организации-заказчику запрещается предъявлять к ТРУ и информации о них такие требования, которые приводят к ограничению количества участников торгов, за исключением тех ситуаций, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

Образец технического задания по ГОСТу может быть использован не во всех случаях, то есть заказчику не обязательно при каждой закупке руководствоваться ГОСТом, стандартами или иными регламентами (п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Организации-заказчику необходимо обосновать использование в описании ОЗ других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены такие регламенты и стандарты.

При отсутствии ГОСТов и регламентов на ТРУ, для которых существует функционирующий рынок, заказчик вправе разработать описание на основании сведений производителей и иных качественных показателей, которые необходимы для конкретного предмета заказа (Письмо Минэкономразвития России № ОГ-Д28-9745 от 03.08.2016).

В том случае если ГОСТ необязательный, но он указан в техническом задании тендера, он становится обязательным для обеих сторон контракта.

Как составить техническое задание

Нормативными источниками для формирования ТЗ могут выступать:

  • отраслевые нормативы;
  • технико-технологические условия;
  • госстандарты;
  • методические разработки министерств и ведомств.

Дополнительными источниками информации могут выступать данные из ранее заключенных контрактов, из общедоступных источников, коммерческие предложения иных предприятий.

Так как техническое задание (образец) по ФЗ 44, его формальная и содержательная части на законодательном уровне не утверждены, организация-заказчик может использовать самостоятельно разработанную форму, составленную по актуальным нормам и правилам.

Техническое задание - это часть закупочной документации. В него должны быть включены следующие параметры:

  • Сведения об организации-заказчике. Его юридический и фактический адрес, координаты для связи, банковские реквизиты и коды по Общероссийскому классификатору.
  • Сведения о заказе. В техническом задании надлежит указать полное наименование предмета торгов с указанием всех используемых терминов, способ проводимой закупки (ч. 1 ст. 24 44-ФЗ), обоснование способа определения поставщика (ч. 5 ст. 24), источник финансирования.
  • Описание ОЗ.
  • Требования к упаковке товара и безопасности объекта заказа.
  • Сроки поставки ТРУ.
  • Гарантийный срок.
  • Условия по сервисному обслуживанию, монтажу, пусконаладочным работам, обучению сотрудников грамотной эксплуатации поставляемой продукции (при необходимости).

При разработке условно можно выделить три этапа.

На первом, подготовительном, этапе необходимо определить потребность в приобретаемых ТРУ, рассчитать и обосновать НМЦК, описать предмет заказа.

Второй этап - основной. Во время данного этапа организация-заказчик детерминирует основные качественные и количественные характеристики ТРУ, оговаривает условия и регламент поставки продукции, а также параметры заполнения первых частей заявок, проверяет заполненные параграфы ТЗ.

На заключительном этапе специалисты по закупкам организации-заказчика согласовывают, дорабатывают и утверждают ТЗ. После утверждения закупочная документация публикуется в ЕИС.

Наиболее результативным подходом к правильному составлению технического задания будет внимательная сверка с буквой Закона о том, что можно, и что нельзя включать в описание объекта закупок. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Из статьи вы узнаете:

  • О единых требованиях к техническому заданию по 44-ФЗ ;
  • Что нельзя включать в ТЗ ни в коем случае;
  • Что можно и нужно указать в техническом задании.

Единые требования к техническому заданию

Итак, какими свойствами должно обладать (и, что важнее, какими не обладать) техническое задание для закупки? Согласно ст. 33 Закона №44-ФЗ, существует единый свод требований к составлению такого ТЗ, которым заказчик обязан следовать независимо от того, какой способ определения поставщика он в итоге выбрал.

Во-первых, при составлении документации, описание объекта закупки должно носить объективный характер . Под этим подразумевается, в частности, четкое и ясное описание того, что именно нужно заказчику, не допускающее двусмысленностей и разночтений (на случай уточнения отдельных моментов в закупочном процессе существует механизм подачи запросов на разъяснение).

Во-вторых, если это необходимо (а необходимо это бывает очень часто), заказчик в описании предмета закупки описывает его функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставленного в итоге товара (либо произведенных работ).

В-третьих, при всем вышесказанном, техническое задание по 44-ФЗ должно быть нейтральным, в смысле не ставить заранее ограничений на количество потенциальных участников путем прописывания чрезмерных (выходящих за дозволенные законом рамки) требований к поставляемой продукции. Единственным исключением тут является ситуация, когда нет другого способа исчерпывающего описания свойств объекта закупки (п.1 ч. 1 ст. 33).

При составлении закупочного ТЗ заказчик должен следить за полной безликостью описываемого объекта, то есть в нем не должно быть никаких требований и даже намеков на конкретные товарные знаки, производителей или даже страну происхождения товара.

Исключением, когда закупочная документация может содержать указание товарных знаков, является ситуация, если при выполнении работ необходимо использовать товары (например, оборудование), непосредственная поставка которых не являются предметом контракта.

Необходимо обратить внимание на обязательное условие для заказчика включать в описание объекта закупки слов «или эквивалент» (кроме случаев несовместимости товаров разного производства и закупок запчастей).

При составлении технического задания на аукцион, заказчик указывает минимальные и/или максимальные значения показателей, участники же указывают конкретное.

Нельзя также включать разнородную продукцию (не связанную между собой) в один лот, устанавливать заведомо невыполнимые сроки поставки, либо умышленно прописывать требования к объекту закупки, в реальности соответствующие только одному конкретному товарному знаку.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Составление технического задания

При составлении технического задания по 44-ФЗ не будет лишним указать параметры, которые в законе не прописаны, но в реальности имеют большое значение. Например, заказчик имеет право прописать в ТЗ, что продукция, которая ему будет поставлено, должна быть новой, не бывшей в употреблении и не ремонтировавшейся. Иначе не полностью законных основаниях он может получить требуемую продукцию, однако б/у.

Обращать особое внимание при составлении формы технического задания по , проверить их корректность и соответствие этим кодам поставляемой продукции. В случае пищевых продуктов большое значение имеют также ГОСТ и СанПиН.

Вложенные файлы

  • Техническое задание.doc