Перечень критериев качества медицинской помощи. Критерии оценки качества медицинской помощи

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. устанавливает возможность проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Экспертиза качества медицинской помощи может производиться в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе:

  • оценки своевременности оказания медицинской помощи;
  • оценки правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
  • оценки степени достижения запланированного результата.

Это следует из положений ч.1 ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.

Положения ч.1 ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. согласуются с определением понятия «качество медицинской помощи», которое закреплено в п.21 ст. 2 данного закона.

Так, согласно п. 21 ст. 2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

Экспертиза качества медицинской помощи, установленная законодательством РФ, является важным элементом правоотношений в сфере охраны жизни и здоровья, и обеспечивает защиту конституционного права каждого на охрану жизни, здоровья и медицинскую помощь (ст.ст.7, 41 Конституции РФ, ст.ст.18, 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

От экспертизы качества медицинской помощи следует отличать независимую оценку качества оказания услуг медицинскими организациями (ст.79.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.).

В ст.79.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. При этом, ч.1 ст. 79.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. прямо говорит о том, что независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи.

Законодательством РФ установлены критерии оценки качества медицинской помощи (далее – критерии качества).

Критерии качества, как следует из ст.64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., формируются по группам заболеваний или состояний на основе:

  • порядков оказания медицинской помощи;
  • стандартов медицинской помощи;
  • клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи.

Критерии качества утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время критерии качества утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа 2015 г., регистрационный № 38494).

Однако, с 1 июля 2017 г. этот документ утрачивает силу, поскольку с указанной даты начнут действовать новые критерии качества, утвержденные Приказом Минздрава РФ № 520н от 15.07.2016 г. «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2016 г. Регистрационный № 43170)


Согласно Приказу № 520н от 15.07.2016 г. критерии качества применяются при оказании медицинской помощи:

  • в медицинских организациях;
  • а также в иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность,
  • имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством РФ.

Соответственно, критерии качества, утвержденные Приказом № 520н от 15.07.2016 г., относятся к медицинским организациям независимо от формы собственности и условий оказания медицинской помощи (на возмездной или безвозмездной основе).

Порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи устанавливается законодательством РФ.

В настоящее время такой порядок разработан только в отношении медицинской помощи, которая оказывается в рамках программ обязательного медицинского страхования (далее – ОМС).

Так, в ч.3 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

В частности, проведение экспертизы медицинской помощи, оказанной в рамках ОМС, регулируется:

  • Федеральным законом № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (ст. 40 Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи);
  • Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (ред. от 29.12.2015) «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 № 19614).


Далее, в ч.4 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. сказано, что экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Между тем, такой порядок в настоящее время находится лишь в проекте.

Так, с целью реализации ч.4 ст. 64 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., в настоящее время, Минздравом РФ подготовлен проект (по состоянию на 14.12.2016 г.) Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.

Как указано в проекте документа экспертиза качества будет проводиться путем проверки соответствия предоставленной пациенту медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи.

Таким образом, в настоящее время, если медицинская помощь предоставлена не в рамках ОМС, а на платной основе, то экспертизу качества помощи можно провести путем обращения к другим консультантам или в Бюро судебно – медицинской экспертизы.



Любая медицинская организация работает с информацией, составляющей врачебную тайну. Информация, составляющая врачебную тайну, охраняется законом. Поэтому, независимо от организационно-правовой формы, медицинская организация и медицинские работники обязаны соблюдать определенные нормативные требования, связанные с обработкой информации, составляющей врачебную тайну. ЗАЩИТА СВЕДЕНИЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВРАЧЕБНУЮ ТАЙНУ РЕГУЛИРУЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЯМИ СЛЕДУЮЩИХ ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ: Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.); Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.); В процессе регулирования участвуют также иные законы и подзаконные акты. Соблюдение врачебной тайны является одним из основных принципов охраны здоровья граждан (п. 9 ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.). В соответствии с подп. 7 ч.5 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. правом пациента является защита сведений, составляющих врачебную тайну, а одной из обязанностей медицинского работника является сохранение врачебной тайны (подп. 2 ч. 2 ст. 73 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.). Сохранение врачебной тайны предусматривает также и клятва врача (ст. 71 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.). Аналогичные обязанности по сохранению информации, составляющей врачебную тайну, возникают и у медицинской организации. Согласно подп.4 ч.1 ст. 79 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. медицинские организации обязаны соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах. Соблюдение врачебной тайны, как врачом, так и медицинской организацией должно быть урегулировано в локальных нормативных актах медицинской организации (подп. 2 ч.1 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 г.). Перечень локальных нормативных актов, их структура и содержание определяется медицинской организаций самостоятельно. Помимо локальных актов в медицинской организации дополнительно могут быть разработаны формы документов (расписок) о неразглашении медицинскими работниками врачебной тайны. Важно! От пациентов в данном случае необходимо истребовать согласия на обработку информации, составляющей врачебную тайну. Такое согласие оформляется письменно в произвольной форме с учетом требований действующего законодательства РФ, например, в форме согласия на обработку персональных данных. УСЛОВИЯ РАЗГЛАШЕНИЯ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ. Разглашение врачебной тайны в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. допускается только с письменного согласия гражданина (его законного представителя). РАЗГЛАШЕНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ГРАЖДАНИНА ДОПУСКАЕТСЯ: - в целях медицинского обследования и лечения пациента; - в целях проведения научных исследований; - в целях опубликования в научных изданиях; - в целях использования в учебном процессе; - в иных целях. Понятие «иные цели» в Федеральном законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. не раскрыто. СЛУЧАИ РАЗГЛАШЕНИЯ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ ПРИ ОТСУТСТВИИ СОГЛАСИЯ. Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. устанавливает целый перечень случаев, когда врачебная тайна может предоставляться без согласия гражданина. ЗА НАРУШЕНИЕ ВРАЧЕБНОЙ ТАЙНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ УСТАНОВЛЕНА: - административная ответственность; - уголовная ответственность. Важно! Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14. КоАП РФ «Разглашение информации с ограниченным доступом». Ответственность наступает в виде штрафа. Для граждан штраф предусмотрен в размере от 500 (пятисот) до 1 000 (одной тысячи) рублей. Для должностных лиц – от 4 000 (четырех тысяч) до 5 000 (пяти тысяч) рублей. Более подробно, в материале подготовленным юристом компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Кириллом Богоявленским. Читайте: https://сайт/press/vrachebnaya_tayna/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Судебно-медицинская экспертиза: особенности проведения в суде

Ни для кого не секрет, что гражданский процесс по вопросам качества медицинской помощи невозможен без участия специалиста с профессиональными познаниями в области медицины. В связи с этим, как у участников гражданского процесса, так и у суда возникает необходимость, получить профессиональную оценку качества медицинской помощи. Заключение такого специалиста по вопросу качества медицинской помощи в свою очередь станет одним из доказательств по делу. Процессуальное законодательство различает таких участников гражданского судопроизводства как специалист и эксперт. - специалист. Специалист – лицо, обладающее специальными знаниями. Специалист привлекается к участию в деле в порядке, установленном законом. Он оказывает содействие в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда. Консультация специалиста в письменной форме, оглашается в судебном заседании и приобщается к делу. Консультации и пояснения специалиста в устной форме, заносятся в протокол судебного заседания (статья 188 Гражданского процессуального кодекса РФ). Профессиональный опыт специалиста/специалистов в различных областях медицины не должен быть ниже профессионального опыта медицинских работников, действия которых оспариваются в суде (по уровню образования, стажу работы, категории, ученой степени, количеству проведенных исследований, операций и пр.). - эксперт. Эксперт – это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном законом, для производства судебной экспертизы. Эксперт занимает штатную должность эксперта в государственном бюро судебно – медицинской экспертизы, и проводит исследование в порядке своих должностных обязанностей. Закон устанавливает квалификационные требования к эксперту. Экспертом может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование, прошедший подготовку и аттестацию по соответствующей специальности с учетом квалификационных требований (пункт 8 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации»). Существенное значение для дела имеет принцип независимости эксперта. Эксперт по закону не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела (статья 7 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). При этом, как эксперт, так и специалист не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился либо находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей (часть 1 статьи 18 Гражданского процессуального кодекса РФ). Важно! Как показывает правоприменительная практика, участие специалиста в области медицины на стороне истца, просто необходимо. Без такого специалиста практически невозможно грамотно сформулировать основание иска и тактику участия в судебном процессе, грамотно поставить вопросы, как ответчику (медицинской организации), так и эксперту государственного бюро судебно – медицинской экспертизы в случае, если такая экспертиза будет назначаться по делу. СПРАВКА: КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕРТИЗА/КОМИССИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА. Комплексная экспертиза назначается судом, если установление обстоятельств по делу требует одновременного проведения исследований с использованием различных областей знания или с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания. Комплексная экспертиза поручается нескольким экспертам (статья 82 Гражданского процессуального кодекса РФ). Комиссионная экспертиза назначается судом для установления обстоятельств двумя или более экспертами в одной области знания. Эксперты совещаются между собой и, придя к общему выводу, формулируют его и подписывают заключение (статья 83 Гражданского процессуального кодекса РФ)..... Смотрите материал подготовленный юристом компании "РосКо - Консалтинг и аудит" Кириллом Богоявленским. Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Канал на YouTube - https://www.youtube.com/c/RosCoConsultingaudit/ Facebook - https://www.facebook.com/roscoaudit/ ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/id/5b84df3fa459c800a93104a0 Twitter - https://twitter.com/RosCo_audit Instagram - https://www.instagram.com/rosco.

Критерии оценки качества медицинской помощи, которые были анонсированные ФЗ-323 обрели медикоюридическую реальность с утверждением приказа МЗ РФ от 07.07.2015 №422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

Затем, через год, 15.07.2016 были утверждены новые Критерии качества - Приказ МЗ РФ №520н. Критерии впервые были представлены по группам заболеваний (состояний). Из 21 класса МКБ-10 были представлены заболевания из 13 классов. Они перечисляют медицинские услуги с оценкой выполнения «да»/«нет», т.е. с использованием двоичной системы оценки. Предполагалось введение критериев с 1 июля 2017г.

Однако, 10 мая 2017 г. был утвержден новый Приказ МЗ РФ №203н, в котором конкретизированы критерии оценки качества медицинской помощи по 18 группам заболеваний (состояний) и условиям оказания медицинской помощи

амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).

Структура Приказов №520н и №203н - 3 раздела:

I. Общие положения.

II. Критерии качества по условиям оказания медицинской помощи.

III. Критерии качества по группам заболеваний (состояний).

В этих приказах:

    Введены общие критерии оценки своевременности мед. помощи.

    Введены критерии оценки качества лекарственной терапии.

    Осуществлено введение критериев оценки качества мед. помощи, связанных с обязательностью оценки индивидуальности пациента, которое является основанием для возникновения ответственности при игнорировании или не выявлении врачом особенностей организма пациента.

    Введение критериев оценки качества лечения, в т.ч. по критерию степени достижения запланированного результата.

    Введение указанных критериев однозначно устанавливает обязанности мед. работников и МО.

    И наконец, введение критериев оценки качества мед. помощи, основанных на принципах и обязательствах надлежащего ведения мед, документации.

В общем виде список критериев оценки качества медицинской помощи включает в себя:

    Ведение медицинской документации;

    Первичный осмотр пациента и сроки оказания медицинской помощи;

    Установление предварительного диагноза лечащим врачом в ходе первичного приема пациента;

    Формирование плана обследования пациента при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;

    Формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза, клинических проявлений заболевания, тяжести заболевания и состояния пациента;

    Назначение лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом инструкций по применению лекарственных препаратом, возраста и пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;

    Установление клинического диагноза на основании данных анамнеза, осмотра, данных лабораторных, инструментальных и иных методов исследования, результатов консультаций врачей-специалистов, предусмотренных стандартами медицинской помощи, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи; Внесение соответствующей записи в амбулаторную карту при наличии заболевания (состояния), требующего оказания медицинской помощи в стационарных условиях, с указанием перечня рекомендуемых лабораторных и инструментальных методов исследований, а также оформление направления с указанием клинического диагноза при необходимости оказания медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме;

    Проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения на основе стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций

    Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с установленным порядком

    Проведение экспертизы временной нетрудоспособности в установленном порядке;

    Осуществление диспансерного наблюдения в установленном порядке с соблюдением периодичности осмотров и длительности диспансерного наблюдения;

    И проведение медицинских осмотров и диспансеризации в установленном порядке, назначение по их результатам, в случае необходимости, дополнительных медицинских мероприятий, в том числе установление диспансерного наблюдения.

Сравнение I и II разделов Приказов МЗ РФ №422ан, №520н и №203н

В Приказ №520 (сохранен в №203) введен раздел I «Общие положения», в котором указано, что:

1. Настоящие критерии оценки качества медицинской помощи (далее - критерии качества) применяются при оказании мед. помощи в мед. и иных организациях, осуществляющих мед. деятельность, имеющих лицензию на мед. деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством РФ.

2. Критерии качества применяются в целях оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

3. Критерии качества применяются по группам заболеваний (состояний) и по условиям оказания мед. помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях).

Исключено по сравнению с Приказом №422ан:

Настоящие критерии оценки качества сформированы на основе порядков оказания медпомощи и стандартов мед. помощи, утвержденных МЗ РФ, клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания мед. помощи, разработанных и утвержденных мед. профессиональными некоммерческими организациями.

1. Общие критерии оценки своевременности медицинском помощи:

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: проведение осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующих оказания мед. помощи в неотложной форме не позднее 2 час. с момента обращения в регистратуру МО (амб.);

■ установление предварительного диагноза лечащим врачом уже в ходе первичного приема пациента;

■ формирование плана обследования пациента уже при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза;

■ И установление клинического диагноза в течение 10 дней с момента обращения при оказании мед. помощи в амбулаторных условиях.

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: проведение первичного осмотра пациента в стационаре при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, требующих оказания мед. помощи в экстренной форме, безотлагательно;

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: проведение первичного осмотра пациента в стационаре при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующих оказания мед. помощи в неотложной форме, не позднее 2 час. с момента поступления пациента в приемное отделение (дневной стационар) МО;

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: проведение первичного осмотра в стационаре врачом профильного отд. МО не позднее 3 час. с момента поступления пациента в профильное отд. (дневной стационар).

Сравнение I и II разделов Приказов МЗ РФ №422ан, №520н и_№203н

■ Установление предварительного диагноза врачом приемного отд. или врачом профильного отд. (дневного стационара) или врачом отд. (центра) анестезиологии-реанимации МО не позднее 2 час. с момента поступления пациента в МО;

■ установление клинического диагноза в стационаре в течение 72 час. с момента поступления пациента в профильное отд. (дневной стационар) МО;

■ установление клинического диагноза в стационаре при поступлении пациента по экстренным показаниям не позднее 24 час. с момента поступления пациента в профильное отд.;

■ проведение в обязательном порядке осмотра заведующим профильным отд. (дневным стационаром) в течение 48 час. (рабочие дни) с момента поступления пациента в профильное отд. (дневной стационар) МО, далее по необходимости, но не реже 1 раза в неделю с внесением в стационарную карту соответствующей записи, подписанной заведующим профильным отд. (дневным стационаром)..

2. Введены важнейшие критерии оценки качества лекарственной терапии:

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: включение в план обследования и план лечения в амб. условиях перечня лекарственных препаратов для мед. применения с учетом лекарственных препаратов, включенных в стандарты мед. помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинических рекомендаций (протоколов лечения);

■ назначение лекарственных препаратов в амб. условиях для мед. применения с учетом инструкций по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: включение в план обследования и план лечения в условиях стационара перечня лекарственных препаратов для мед. применения с учетом лекарственных препаратов, включенных в стандарты мед. помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинических рекомендаций (протоколов лечения); Также как в амб. условиях, назначение лекарственных препаратов в условиях стационара с учетом инструкции по применению лекарственных препаратов, возраста пациента, пола пациента, тяжести заболевания, наличия осложнений основного заболевания (состояния) и сопутствующих заболеваний;

■ назначать и применять лекарственные средства в строгом соответствии с требованием инструкций по их применению (показания, противопоказания, дозирование, перечни осложнений применения и т.д.) и Государственного реестра лекарственных средств (ст. 33 Закона

РФ от 12.04.2010 №61«Об обращении лекарственных средств»);

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: назначать и применять лекарственные средства, включенные в стандарты мед. помощи, имеющие частоту применения 1,0 в обязательном порядке (исключая противопоказания и отказ пациента от риска побочных эффектов и возможных осложнений)..

3. Обязательность оценки индивидуальности пациента:

■ внесение в стационарную карту в случае особенностей течения заболевания, требующих дополнительных сложных и длительно проводимых методов исследований, соответствующей записи, заверенной подписью заведующего профильным отд. (дневным стационаром);

■ А также принятие решения о необходимости проведения дополнительных исследований вне данной МО врачебной комиссией МО с оформлением протокола и внесением в стационарную карту;

При этом, в Приказе №203 сохранены 3 пункта:

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520: принятие при затруднении установления клинического диагноза и (или) выбора метода лечения решения консилиумом врачей с оформлением протокола и внесением

в стационарную карту;

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520: оформление обоснования клинического диагноза соответствующей записью в стационарной карте, подписанного лечащим врачом и заведующим профильным отд. (дневным стационаром);

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520: осуществление при наличии мед. показаний перевода пациента в др. профильное отд. внутри МО с принятием решения о переводе заведующими соответствующими структурными подразделениями (из которого переводится пациент и в которое переводится пациент) с внесением соответствующей записи в стационарную карту;

■ проведение коррекции плана обследования и плана лечения с учетом клинического диагноза, состояния пациента, особенностей течения заболевания, наличия сопутствующих заболеваний, осложнений заболевания и результатов проводимого лечения;

■ проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра леч. врача профильного отд. (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отд. (дневным стационаром) после установления клинического диагноза;

■ И проведение коррекции плана обследования и плана лечения по результатам осмотра леч. врача профильного отд. (дневного стационара), осмотра заведующим профильным отд. (дневным стационаром) при изменении степени тяжести состояния пациента..

4. Критерии оценки качества лечения, в т. ч. по критерию степени достижения запланированного результата:

■ формулирование прогнозируемых осложнении, связанных с проводимой терапией, т. е. фактически формулирование планируемого результата оказания мед. помощи;

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: отсутствие прогнозируемых осложнений, связанных с проводимой терапией;

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: отсутствие осложнений, связанных с дефектами обследования, лечения, выбора метода хирургического вмешательства или ошибок в процессе его выполнения;

■ ИСКЛЮЧЕНО в №520 и №203: отсутствие внутрибольничной инфекции;

■ отсутствие расхождения клинического и патолого-анатомического диагнозов.

Расхождение клинического и патолого-анатомического диагнозов любой категории является признаком отсутствия надлежащего качества оказанной мед. помощи, т.е. является дефектом мед. помощи.

Ранее руководствовались более мягким принципом оценки качества лечения:

1) к дефектам мед. помощи относили расхождения клинического и патологоанатомического диагнозов II и III категорий;

2) А расхождения клинического и патолого-анатомического диагнозов I категории относили к дефектам только в ряде случаев:

■ если вообще не было начато оказание мед. помощи в период кратковременного пребывания умирающего пациента в МО, хотя время на ее начало в соответствии с требованиями порядков оказания помощи имелось;

■ И если умирающий пациент в период его кратковременного пребывания в МО находился не в том подразделении, в котором порядками предписано оказание ему мед. помощи (к примеру, отказ от практически немедленного перевода из приемного отделения в отделение реанимации пациента с острым коронарным синдром).

Оценка медицинской помощи по группам конкретных заболеваний

является принципиальным отличием Приказов №520н и №203н

от Приказа №422.

1. В Приказе МЗ РФ №203н приведены критерии оценки качества медицинской помощи по 18 группам заболеваний (состояний) и условиям оказания медицинской помощи (в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и стационарных условиях), в то время как в приказе №520н - по 13 группам, с сохранением двоичной системы оценки. Двоичная система оценки удобна для экспертов, поскольку является более объективной. Оценивая тот или иной критерий, эксперт имеет лишь два варианта ответа - «да» или «нет», никаких промежуточных вариантов.

2. В Приказе №203н добавлены новые группы критериев (5):

1) это критерии качества при новообразованиях как взрослых, так и детей (данная группа включает 29 подгрупп)

Сравнение III разделов Приказов МЗ РФ №520н и №203н

2) критерии качества специализированной медицинской помощи взрослым при психических расстройствах и расстройствах поведения, куда вошли 8 подгрупп.

3) также новые критерии появились для лечения заболеваний нервной системы (7 подгрупп)

4) и костно-мышечной системы и соединительной ткани - 12 подгрупп.

5) Кроме этого Приказ содержит критерии качества при отдельных состояниях, возникающих в перинатальном периоде, где предусмотрены 13 подгрупп.

3. Значительно расширены критерии оценки качества при:

Сравнение III разделов Приказов МЗ РФ №520н и №203н

2) болезнях глаза и его придаточного аппарата - 6 подгрупп;

3) болезнях уха и сосцевидного отростка - 8 подгрупп;

4) болезнях системы кровообращения - 11 состояний;

5) заболеваниях органов пищеварения - 10 состояний;

6) болезнях кожи и подкожной клетчатки - 15 подгрупп;

7) болезнях мочеполовой системы;

8) беременности, родах и послеродовом периоде;

9) травмах, отравлениях и некоторых других последствиях воздействия внешних причин.

10) болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм -2 состояния.

11) и наконец, при болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ - 4 состояния.

Уважаемые коллеги!

Представляем вашему вниманию первую публикацию серии «Проблемы организации внутреннего контроля и управления качеством медицинской помощи в медицинских организациях, порождённые приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н».

Серию публикаций практического плана для облегчения перестройки систем внутреннего контроля по новым правилам мы обещали создать после подготовки и рассылки обновлений пакетов по организации внутреннего контроля всем нашим клиентам. Эта, несомненно, первоочередная и довольно трудоёмкая задача успешно завершена, и можно перейти к информационной поддержке. Время сейчас переходное, вопросов возникает множество.

При подготовке статей данной серии мы исходим из того, что предложенные нами решения проблем организации внутреннего контроля и управления качеством медицинской помощи, порождённых приказом 422н и унаследованных приказом 203н, Вам уже знакомы. Если нет - см. работы «Технология экспертизы качества медицинской помощи по федеральным критериям », «Локальные формы: Карта внутреннего контроля качества медицинской помощи » и связанные материалы по ссылкам. Повторять их здесь не будем.

В общих чертах, проблемы, возникшие у медицинских организаций с выходом приказа Минздрава от 10 мая 2017 года № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» (далее - приказ 203н), и их решения обозначены в статье «Снижение вреда употребления новых федеральных критериев оценки качества медицинской помощи ».

Настоящая работа посвящена новоявленной проблеме № 1: бессистемности установленных приказом 203н «критериев оценки качества медицинской помощи» и её практическому решению. Обоснована необходимость в этом решении, изложен способ реализации, приведены новые локальные учётные формы системы внутреннего контроля.

Проблема № 1. Бессистемность новых федеральных «критериев оценки качества медицинской помощи»

Системности в федеральных «критериях» и раньше не наблюдалось, ни в установленных приказом Минздрава от 7 июля 2015 года № 422ан, ни в отменённом до своего вступления в силу приказе Минздрава № 520н, ни в нескольких опубликованных проектах. В приказе 422ан, однако, в п.п. 3 и 4 содержались «критерии», имеющие отношение к предусмотренной Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) оценке «правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации» и «степени достижения запланированного результата» при проведении экспертизы качества медицинской помощи. В аналогичном по смыслу этим двум пунктам 2-м разделе приказа 203н таких позиций нет. В остальном, они идентичны, однако вся «клиника» «ушла» в его 3-й раздел. Совсем ушла. И потерялась.

Наборы «критериев качества по группам заболеваний (состояний)» приказа 203н никак не связаны с «критериями качества по условиям оказания медицинской помощи», никакого объединяющего уровня системы оценочных критериев нет (нельзя же считать уровнем иерархии сам устанавливающий их приказ). Результаты экспертизы качества медицинской помощи на основе новых «критериев» будут представлять собой два разрозненных перечня ответов на вопросы об оформлении медицинской документации и проведении обязательных формальных процедур при оказании медицинской помощи («критерии» 2-го раздела) и об исполнении предписаний относительно сроков и фактов применения некоторых необходимых медицинских вмешательств и о достижении отдельных целевых показателей результата оказания медицинской помощи («критерии» 3-го раздела приказа 203н).

Приказом 226н (и, судя по всему, аналогичным приказом, регламентирующим проведение экспертизы качества медицинской помощи в системе ОМС, проходящим процедуру регистрации в Минюсте) системная оценка качества не предусмотрена. Задачи «эксперта» сводятся этими документами к дихотомическим («да/нет») ответам на отдельные конкретные вопросы, имеющие отношение к качеству медицинской помощи, с получением двух не связанных между собой списков ответов, установлению фактов неисполнения предписаний и причинения связанного с ними вреда пациенту, а также лиц, виновных в его причинении.

Сочетание контроля в форме надзора с проставлением галочек в «чек-листах» и следственных действий экспертизой (профессиональным исследованием) назвать невозможно. Но такую «экспертизу» проводить будут компетентные органы при проведении государственного и ведомственного контроля, а также, в случае установления соответствующего документа, страховые медицинские организации в системе ОМС. Нам с вами, коллеги, перевирать и извращать термины нужды нет (хотя помнить о подтасовках в федеральных НПА приходится). В целях обеспечения качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности мы можем проводить именно экспертизу качества медицинской помощи, и восстановление системности оценочных критериев здесь - первый и необходимый шаг.

Решение проблемы № 1. Обеспечение системности оценочных критериев

Итак, у нас есть 2-й и 3-й разделы приказа 203н, где 2-й раздел почти повторяет п.п. 3 и 4 приказа 422ан, для которых у нас уже есть локальные учётные формы, позволяющие в системе внутреннего контроля получать объективные и достоверные сведения о качестве медицинской помощи по нашим технологиям: Карта внутреннего контроля качества медицинской помощи в амбулаторных условиях / в стационарных условиях (условиях дневного стационара) и Экспертное заключение к карте внутреннего контроля в амбулаторных условиях / в стационарных условиях (условиях дневного стационара). Тщательно убираем из них исчезнувшие позиции и получаем немного свободного пространства, которое нам ещё пригодится. Выполнив необходимые действия, откладываем в сторону.

3-й раздел приказа 203н представляет собой совокупность из 231 таблички с наборами «критериев качества по группам заболеваний (состояний)», имеющих отношение к диагностике, лечению или результату оказания медицинской помощи. Некоторые «критерии» с натяжкой можно отнести к профилактике (там только профилактика осложнений) и лишь один из 2334-х «критериев» - к реабилитации. Пример:

Распределяем «критерии» на группы по отношению к характеристикам качества, обозначенным в Законе:

Создаём таблицу (в примере - для трёхуровневой модели контроля) и внедряем поля, необходимые для применения технологии экспертизы качества медицинской помощи по федеральным критериям, при этом не забываем про расшифровку аббревиатур под таблицей:

У нас получилось пять позиций результатов по каждой группе «критериев». Вносим их в Карту контроля качества. Конечно, лучше в отдельный раздел карты. Соответственно, для всех остальных будет другой раздел. Названия разделов Карты подсказывает нам приказ 203н. Вот, как это будет примерно выглядеть:

Аналогичным образом создаём поля для пояснений к оценкам, что будут производиться в Приложении к карте внутреннего контроля, в Экспертном заключении:

Осталось оформить «шапку» Приложения к карте внутреннего контроля (а то, что это должно быть именно приложение, сомнений не вызывает):

Про оба грифа и «звёздочку» в п.4 «шапки» расскажем в других статьях серии. Придётся наделать этих Приложений столько, сколько есть наборов в 3-м разделе приказа 203н. Т.е., 231. Трудность при этом будет одна - побороть приступы сонливости. Снотворный эффект этого занятия выдающийся, но мы справились. Причём, сделали в двух вариантах - для двухуровневой и трёхуровневой моделей контроля, и разослали уже всем нашим клиентам вместе с обновлением пакета «под приказ 203н». Так что, всё осуществимо.

В результате, получится настоящая интегрированная система критериев оценки качества медицинской помощи. Правда, кривая, т.к. построена она на федеральных оценочных критериях и наследует их точечный выбор управляемых параметров качества медицинской помощи. Фрагментарность экспертизы качества медицинской помощи составляет проблему № 2 из числа порождённых приказом 203н. Её решению будет посвящена следующая статья серии. Выйдет она примерно через неделю. Оставайтесь с нами!

Всегда Ваши, команда Здрав.Биз и Андрей Таевский

SM-версия. В оригинале - важное сообщение для партнёров Здрав.Биз.

Порядок оценки качества изменился. Почему приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи вызывает у специалистов затруднения? Расскажем подробно как новые критерии повлияли на методику оценки КМП специалистами? Какие критерии в первую очередь важны для поликлиники и стационара?

Порядок оценки качества изменился. Почему приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи вызывает у специалистов затруднения?

Расскажем подробно как новые критерии повлияли на методику оценки КМП специалистами. Какие критерии в первую очередь важны для поликлиники и стационара?

Больше статей в журнале

Главное в статье

Как Приказ Минздрава 203 н изменил критерии качества оказания медицинской помощи

Приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи, вступивший в силу в этом году, внес значительные изменения в деятельность сотрудников медицинской сферы.

Рассмотрим главные направления, которые актуальны для любой медицинской организации:

  1. Новый приказ по контролю качества медицинской помощи вводит новые критерии оценки медпомощи:
    • при лечении новообразований в ходе оказания медицинской помощи взрослым;
    • при оказании специализированной медицинской помощи взрослым пациентам с расстройствами поведения и психических отклонениях;
    • при лечении заболеваний и состояний пациентов в перинатальном периоде;
    • при лечении некоторых болезней нервной системы;
    • при лечении болезней соединительной ткани и костно-мышечного аппарата.
  2. Приказ 203 Минздрава критерии качества медицинской помощи по отдельным направлениям расширяет:
    • при лечении болезней систем пищеварения;
    • при лечении болезней глаза и уха;
    • при лечении болезней мочеполовой системы;
    • при лечении кожных болезней;
    • при ведении пациентов в период беременности, родов и в послеродовом периоде;
    • при оказании помощи пациентам, пострадавших в результате отравлений, травм и находящихся в других тяжелых состояниях.

Оценка качества медицинской помощи в 2018 году: методика

Предполагается, что новые критерии качества медицинской помощи 2018 года помогут любому эксперту , насколько правильно были оказаны услуги конкретному пациенту, насколько своевременными были действия врачей.

В соответствии с новыми критериями была разработана методика, позволяющая достоверно оценить все данные о качестве медицинских услуг в каждом конкретном случае.

Процесс оказания медицинской помощи при этом рассматривается по каждому существующему критерию. Эксперт проводит базовую часть оценки в 4 этапа.

На 5 этапе задача эксперта – оценить объективно существующие причины допущенных нарушений.

Мнение эксперта отражается в локальной документации медучреждения – в журнале контроля, карте контроля, а также в собственном отчете эксперта.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

1-й этап оценки КМП в рамках нового приказа

Новый приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи предусматривает использовать как эффективный инструмент контроля. На первом этапе эксперт должен выявить, имели ли место нарушения предусмотренных критериями требований.

В зависимости от наличия или отсутствия нарушения, эксперт отмечает в своем отчете:

  • если нарушений не было, в карте контроля ставится «0»;
  • если нарушения присутствовали, в карте указывается их количество в единицах.

Выраженные в единицах нарушения позволяют впоследствии анализировать в динамической форме частоту и причины выявления этих нарушений.

Критерии качества оказания медицинской помощи 2018 позволяют эксперту составить шкалу соответствия параметров идеальным.

Например, за основу он может взять шкалу от 0 до 1, каждый шаг в которой будет равняться 0,1.

Таким образом, если последствия процедуры действительно были серьезными для пациента, эксперт оценит ее качество на минимальном уровне.

3-й этап оценки качества оказания медпомощи

Это значит, что полученные им на 2-м этапе отклонения будут сравнены с пороговыми значениями критериев.

Например, оценивая последствия от приема тех или иных лекарственных препаратов эксперт оценил это отклонение в значении 0,9. Такое значение не может быть признано дефектом, поскольку они в принципе не могли негативным образом повлиять на состояние здоровья пациента.

Однако, эксперт трактует критерии качества оказания медицинской помощи и полученные показатели также следующим образом:

  • если один и тот же врач регулярно допускает незначительные отклонения в процессе оказания медуслуг, это может повлиять на качество процесса в целом;
  • незначительные отклонения следует фиксировать в рамках внутреннего контроля для того, чтобы своевременно и в плановом порядке их устранять.

Существенные отклонения экспертом в любом случае должны оцениваться при оказании медпомощи.

Показатели качества медицинской помощи равные 0,8 и более следует расценивать как отсутствие дефекта, менее – фиксируется наличие дефекта.

4-й этап оценки качества медицинской помощи

В частности, полученные на предыдущих этапах значения он соотносит со следующей шкалой класса тяжести дефекта:

  • если значение составляет 0-0,1 – присваивается 4 класс опасности;
  • если значение составляет 0,2-0,3 – присваивается 3 класс опасности;
  • если значение составляет 0,4-0,5 – присваивается 2 класс опасности;
  • при значениях от 0,6 и более – присваивается 1 класс опасности.

Новые критерии качества медицинской помощи для стационаров и амбулаторий

Рассмотрим их подробнее.

Основные критерии качества в амбулаторных условиях

Критерии качества медицинской помощи в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений распределяются по нескольким подгруппам.

  1. Приказ 203 (критерии оценки качества медицинской помощи) особое внимание уделяет ведению медицинских документов. Напомним, что к ним относятся: медкарта амбулаторного пациента, индивидуальная амбулаторная карта беременной или родившей женщины, или история развития ребенка.

Что оценивает эксперт:

  • все ли разделы документа заполнены в нужном объеме;
  • содержится ли в карте амбулаторного больного его согласие на медицинской вмешательство.

Качества медицинской помощи не зря делают акцент на наличии согласия пациента – медработники часто нарушают это правило и не берут согласие. Также нарушается и другое правило – согласие берется от пациента не на каждую услугу, как это должно быть, а на комплекс услуг в одном документе.

Информированное согласие может отсутствовать в медкарте только в двух случаях, что учитывается в ходе оценки качества медпомощи:

  • документ был уничтожен в результате непредвиденных обстоятельств (наводнение, пожар и т.д.);
  • случай относится к тем, когда медработники имеют право оказывать медпомощь без получения информированного согласия (например, при поступлении в медучреждение пациента, который находится без сознания).
  1. Следующие критерии качества оказания медицинской помощи 2018 года, относящиеся к амбулаторным услугам – это соблюдение сроков оказания медпомощи и проведение первичного осмотра больного.

Фиксация первичного осмотра в карте пациента в дальнейшем позволяет установить сроки оказания медпомощи. Кроме того, состояния больного на момент обращения в медучреждение позволяет оценить его здоровье в динамике.


Врач, оценивший тяжесть состояния здоровья пациента при первом посещении может незамедлительно назначить подробную диагностику.

  1. Приказ 203 критерии оценки качества медицинской помощи включает также пункт о назначении лекарственных препаратов пациентам.

Важно, чтобы врач в своих назначениях учитывал, в каком состоянии находится больной, и подобрал лекарство, соответствующее его полу, возрасту и диагнозу, учел возможные осложнения.

Этот критерий очень важен – если экспертом будет доказано, что индивидуальных особенностей пациента при назначении лекарства и наступили осложнения, это будет признано дефектом медпомощи.

  1. Определение окончательного клинического диагноза. Новые критерии качества медицинской помощи 2018 года предусматривают, что решение врача должно быть основано на медицинских стандартах, клинических рекомендациях, а также данных анамнеза и осмотра пациента.

Критерии качества оказания медицинской помощи в стационаре более сложны для применения. Это связано с тем, что на госпитализацию часто попадают пациенты в тяжелом состоянии, с многочисленными осложнениями и т.д.

Поэтому специалисты действуют всегда в ограниченном времени, принимают решения очень быстро.

Поэтому новый приказ по контролю качества медицинской помощи устанавливает жесткие сроки для установления диагноза пациенту, поступившему в стационар:

  • в течение 2-х часов должны поставить предварительный диагноз пациенту в реанимации и приемном отделении;
  • в течение 24 часов окончательный диагноз должен быть постановлен госпитализированному по экстренным показаниям;
  • в течение 72 часов клинический диагноз устанавливается всем пациентам профильного отделения.

Кроме того, для стационарной медпомощи актуальны следующие медицинской помощи:

  1. Внесение в медкарту больного полной информации о его пребывании в стационаре, с указанием рекомендаций специалистов относительно его дальнейшего наблюдения в амбулаторных условиях.
  2. Соблюдение порядка назначения медикаментов пациентам. Назначения должны быть внесены в медкарту, если решение о назначении принималось комиссией врачей – оформляется протокол такого решения.
  3. Новые критерии качества медицинской помощи 2018 года дают экспертам возможность оценивать наличие плана обследования и лечения пациента.

В плане должен быть учтен диагноз пациента и его текущее состояние, наличие у него осложнений и сопутствующих болезней. План лечения всегда базируется на медицинском стандарте соответствующего профиля.

Для оценки работы больниц и поликлиник за отчетный период (ка­лендарный год) обычно используют наборы определенных показателей. Они характеризуют деятельность медицинских учреждений. Можно вы­делить несколько групп показателей.

1. Показатели, характеризующие обеспеченность населения амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью.

3. Показатели, характеризующие материально-техническую, клинико-диагностическую и медицинскую оснащенность.

4. Использование коечного и других фондов.

5. Показатели, характеризующие организацию и качество амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, ее эффективность.

Оценка медицинского труда по конечному (конкретному) резуль­тату предполагает динамику показателей здоровья и здравоохранения;

выполнение стандартов качества диагностики и лечения, а также уровня качества (У К); разработку клинико-статистических групп; организацию контроля качества медицинской помощи; расчет и оценку коэффициента достижения результатов по модели конечных результатов.

Для оценки же состояния здоровья насе­ления также используются определенные группы показателей. С соци­ально-гигиенической точки зрения принято считать, что здоровье насе­ления характеризуется следующими основными показателями:

1. Медико-демографические показатели. Здоровье населения обу­словлено состоянием и динамикой демографических процессов. Демо­графия включает данные о статике и динамике населения. Статика - чис­ленность, состав населения по полу, возрасту, месту жительства и др. Динамика - рождаемость, смертность, младенческая (детская) смерт­ность, естественный прирост и др.

2. Показатели заболеваемости. Здоровье людей обусловлено уров­нем и характером заболеваемости населения, а также инвалидностью, травматизмом.

3. Показатели физического развития. Физическое развитие населе­ния может быть определено с помощью антропометрических, физиометрических и соматикоскопических данных.

Изучение и сравнение этих данных в различных общественно-экономических условиях позволяет не только судить об уровне общест­венного здоровья населения, но и вскрыть социальные условия и причи­ны, оказывающие влияние на него.

Для системы контроля и в какой-то мере обеспечения качества ме­дицинской помощи разрабатываются стандарты качества и модели ко­нечных результатов.

Стандарты качества (ск)

Стандарты качества разрабатываются для получения эффективных конечных результатов и удовлетворения потребностей населения в ме­дицинской помощи. СК регламентируют качество диагностики и лечения (по законченным случаям) в амбулаторно-поликлинических учреждени­ях и стационарах, а также качество диспансерного наблюдения. Таким образом, они отражают адекватность выбранной врачом медицинской технологии, степень ее соблюдения, объем диагностических и лечебных мероприятий.

Стандарты качества разрабатываются для больных, состоящих на диспансерном учете; для стационарной клинико-статистической группы;

для каждого заболевания при лечении в поликлинике; для больных ост­рыми и хроническими заболеваниями. При нарушении стандартов каче­ства к исполнителю применяются штрафные экономические санкции.

Стандарты качества включают три компонента: стандарт обследо­вания, стандарт лечения и стандарт состояния больного, закончившего лечение.

Методика оценки выполнения стандартов качества в ЛПУ основа­на на вычислении уровня качества. Он определяется путем оценки от­клонений от СК. Это дает возможность непосредственно увязать УК с размером материального стимулирования. Заметим, что оценка уровня качества выполнения стандартов входит в число показателей результа­тивности (ПР) модели конечных результатов. Методика включает опре­деление показателей качества работы врачей: уровня качества лечения (УКЛ) и уровня качества диспансеризации (УКД).

Экспертным путем (на первой ступени контроля - заведующим от­делением) производится оценка набора мероприятий (OHM), т.е. объема обследования и лечения пациентов с учетом установленных требований. Отдельно дается экспертная оценка качества (ОК), в ходе которой опре­деляется состояние больного при выписке из стационара или при прове­дении (завершении этапа) диспансеризации в поликлинике.

Общая оценка уровня качества и лечения, и диспансеризации вы­числяется по формуле:

ОНМ+ОК

У К = --------

Схема организации контроля качества медицинской помощи пред­полагает определение ступени контроля, решение вопроса, при какой структуре ЛПУ или органе управления создается. Это будет один экс­перт или комиссия. Определяется периодичность работы, объем контро­ля (источник информации), объем выборки для контроля, параметры оценки.

Методика контроля качества оказания медицинской помощи пред­полагает определение уровней медицинской помощи (врач-больной, структурное подразделение учреждения (отделение), ЛПУ, территори­альное медицинское объединение (ТМО)), а также ступеней контроля (I - зав. структурным подразделением,II-ая - зам. главного врача ЛПУ по лечебным вопросам, III - экспертная комиссия ЛПУ, IV - эксперт­ная комиссия при городском eправлении здравоохранения или при ТМО, V - экспертная комиссия при управлении здравоохранения).