Предрейсовые медицинские осмотры водителей. Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителя Предрейсовые осмотры водителей с 1 марта

Граждане, работа которых связана с управлением автотранспорта, обязаны проходить после возращения из рейса послерейсовое обследования. Но кого законодательство обязывает проходить настоящую процедуру? Из каких этапов она состоит? Как заполняются журналы послерейсовых медосмотров. Кроме того, обратим внимание на изменения в послерейсовом медицинском осмотре водителей 2017.

Управление любым транспортным средством требует от водителя готовности к психологическим и физическим нагрузкам, а также усиленного внимания. Именно поэтому законодательство требует от водителей прохождения не только послерейсовых, но также предрейсовые, предсменные и послесменные обследования.

Но послерейсовый медосмотр водителей обязателен лишь для специалистов, которые занимаются транспортировкой других людей или грузов.

Кроме того, п. 3 Приказа №835н гласит о том, что проходить этот вид обследования обязаны предприниматели, задействованные при управлении автотранспортом.

Кто должен организовывать осмотры?

Ответственность за организацию медицинских обследований лежит на работодателях. Выполнять свою обязанность руководители компаний могут следующими способами:

  1. принять на работу медицинского сотрудника;
  2. найти медицинское учреждение, которое получило лицензию на медосмотр, и заключить с ним договор.

Работодатель обязан не только организовать послерейсовый медосмотр, но также оплатить своим подчиненным дни, которые были потрачены на прохождение обследования в размере среднего заработка.

Как проходит послерейсовый осмотр?

Послерейсовое медицинское обследование включает в себя следующие этапы:

  1. осуществляется сбор анамнеза – проходит проверка состояния здоровья на текущий момент, собирается информация о жалобах, самочувствии, а также недомоганиях. С этой целью работнику измеряют температуру тела и осматривают кожный покров;
  2. измеряется артериальное давление – этому этапу уделяется особое внимание. Если показатели не совпадают с пределами нормы, давление измеряется повторно спустя 20 минут. В случае, когда и во второй раз показатель не соответствует норме, то водителю отказывают в выходе на работу;
  3. проверяется степень наркотического, алкогольного, а также токсикологического опьянения – во время проверки применяется инструментальная или/и лабораторная диагностика. В случае, когда были замечены признаки опьянения, а результат замера не подтвердил этого, то назначается исследование мочи.

После получения результатов осмотра медсотрудником выносится заключение об отсутствии/наличии противопоказаний, которые позволяют отстранить/допустить гражданина к выполнению его трудовых обязанностей.

Как заполняется журнал о послерейсовом медицинском обследовании?

Все результаты, полученные во время обследования, заносятся в журнал послерейсового медицинского осмотра водителей, образец 2017 которого содержит следующую информацию:

  1. ФИО гражданина, который проходил послерейсовое обследование;
  2. дата рождения;
  3. результаты, полученные в ходе медицинских исследований;
  4. итоговое врачебное заключение;
  5. личная подпись медсотрудника, отвечающего за осмотр;
  6. личная подпись пациента.

Если работник прошел обследование успешно, то в путевом листке ставится обозначение, которое свидетельствует о допуске к работе. В противном случае специалисту предъявляется справка для консультации в медицинском учреждении.

Журнал может заполняться как в бумажном, так и электронном варианте. Если его решили вести в бумажном варианте, то все страницы нумеруются, прошиваются и заверяются печатью работодателя и его личной подписью. Образец журнала послерейсового медицинского осмотра водителей вы можете также скачать в электронном варианте. В таком случае документ необходимо заверять ЭЦП.

Изменения в 2017 в проведении послерейсового обследования

Согласно Приказу №835н послерейсовое обследование должны проходить специалисты, которые управляют автотранспортом. В то же время данная процедура является обязательной для граждан, которые самостоятельно эксплуатируют автомобили, в том числе ИП.

В 2017 году алгоритм проведения обследования не изменился. Но теперь отстранить от выполнения трудовых обязанностей может только медработник, имеющий высшее образование. Если осмотр проводит специалист, имеющий низший уровень образования, и обнаруживает признаки симптоматику заболевания или опьянения, что позволяет устранить гражданина от работы, то ему необходимо направить работника в больницу, где оформляется конечное заключение.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей - процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры?

Нормы законодательства - 2019 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. .

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2019 года.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

О том, для каких работников обязательным является медосмотр при приеме на работу, читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.

По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

  • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
  • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация.

Помимо предварительных и периодических медосмотров, водители обязаны проходить предрейсовое медицинское освидетельствование каждый день.


Обратите внимание

Время медицинского осмотра перед выездом относится к рабочему времени водителя (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15) и оплачивается в рамках существующей системы оплаты труда.


Организовать медицинские осмотры водителей можно тремя способами, согласно письму Минздрава России от 21 августа 2003 года № 2510/9468-03-32.

Медработник в штате

Первый способ - это проведение медицинского освидетельствования силами штатного медицинского работника (состоящего с предприятием в трудовых отношениях).

У него должен быть действующий сертификат, выданный региональным наркологическим диспансером или больницей, подтверждающий подготовку по программе проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение 8 к приказу Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»).

Лицензия штатному медицинскому работнику, обслуживающему только работников компании, не нужна (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 марта 2009 г. № Ф04-1311/2009(1741-А45-43)).


Обратите внимание

Не следует оформлять медработника по гражданско-правовому договору, поскольку в таком случае это будет предпринимательская деятельность, которую без лицензии вести нельзя, и проводимые медосмотры будут незаконными.

Заключаем договор с медучреждением

Второй способ - это следить за здоровьем водителей при помощи медицинского персонала по договору со специализированной организацией, имеющей лицензию именно на такой вид медицинской деятельности, как проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Эта деятельность лицензируется (ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291).


Обратите внимание

Проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, работы по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством лицензируются отдельно и к предрейсовым и послерейсовым медосмотрам не относятся.


Реквизиты лицензии хорошо указать в тексте договора, а копию лицензии - приложить.

Собственная лицензия

Третий способ - иметь собственную лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Это будет ваш единственный вид медицинской деятельности, а для этого не нужно быть медицинским учреждением.

Такие лицензии, как правило, целесообразно и под силу иметь крупным автотранспортным предприятиям. Это позволяет им проводить круглосуточный контроль состояния здоровья своих водителей, и на базе хорошо оснащенного медицинского кабинета (он необходим для получения лицензии) зарабатывать деньги по договорам на оказание услуг другим организациям и предприятиям, занимающимся перевозками.

Как проходит предрейсовый медосмотр

При предрейсовом медицинском осмотре медицинский работник:

  • собирает анамнез - опрашивает водителя о самочувствии, жалобах, проверяет состояние кожных покровов (изменения цвета, следы от инъекций), при необходимости измеряет температуру тела;
  • определяет артериальное давление и пульс;
  • проверяет реакцию зрачков на свет как показатель возможного опьянения;
  • определяет наличие алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;
  • при наличии показаний проводит любые другие разрешенные медицинские исследования, необходимые для решения вопроса о допуске к работе.
  • Водители не допускаются к управлению автомобилем, если:
  • выявлены признаки временной нетрудоспособности;
  • проба на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах положительная;
  • выявлены признаки воздействия наркотических веществ;
  • выявлены признаки воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность.

Водитель приходит на осмотр с путевым листом, оформленным на текущий день. Если работник допускается к работе, то в путевом листе медработник ставит штамп, в котором указывает дату и время прохождения медицинского осмотра, свои фамилию и инициалы и ставит свою подпись. Такой штамп является обязательным реквизитом путевого листа.

Обычно медосмотры водителей проводят утром. Однако целесообразнее это делать непосредственно перед выездом.

Если у водителя общее неудовлетворительное состояние здоровья, медработник выдает ему справку, в которой указывает время отстранения от работы и описывает признаки недомогания. Водитель с этой справкой идет в поликлинику, где ему могут выдать больничный лист, и в дальнейшем он получит пособие по временной нетрудоспособности.

Если же врач в поликлинике больничный не выдал и работник вернулся на работу, время его отсутствия оформляют как простой по не зависящим от сторон причинам. Оно подлежит оплате в размере не менее 2/3 тарифной ставки (оклада) (ст. 157 ГК РФ).

При выявлении признаков алкогольного либо наркотического опьянения медицинский работник, отстраняя водителя от работы, составляет протокол контроля трезвости и:

· составляет акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии - если это состояние подтверждается проведенными исследованиями;

· направляет водителя на врачебное медицинское освидетельствование, если по результатам анализов не удалось точно определить состояние опьянения. Если это состояние не подтвердится, работник должен быть допущен к работе.

В случае отстранения водителя от работы по причине опьянения заработную плату за этот период не начисляют (ст. 76 ТК РФ). Кроме того, к работнику может быть применена дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения. Основание - подпункт «б» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса.

В условиях ежедневно увеличивающегося количества автомобилей и как следствие, повышения аварийной опасности на дорогах, особое внимание уделяется состоянию здоровья водителей. Нахождение за рулем ТС водителя в алкогольном опьянении – одна из частых причин дорожно-транспортных происшествий. Проведение медицинского осмотра водителей – одна из самых эффективных предупредительных мер по предотвращению ДТП. Как организовывается процедура проведения осмотра, кто может осуществлять проверку водителей, кому необходимо проходить такой осмотр?

Периодичность и особенности проведения медицинских осмотров

Предрейсовый осмотр каждого водителя обязаны проводить все индивидуальные предприниматели и юридические организации, в штате у которых есть водители (или если они сами являются ими). Предрейсовые медицинские осмотры следует осуществлять до начала рабочей смены водителей в течение всего периода их работы.

Послерейсовые осмотры проводятся также на протяжении всего времени трудовой деятельности водителей, если они занимаются перевозками опасных грузов или пассажирскими перевозками. В обоих случаях время осмотра включается в рабочее время водителя .

Результаты медицинского осмотра требуется заносить в специально оформленный журнал. Рекомендуемая Миндзравом форма учета медосмотров не является обязательной, поэтому работодатель вправе на своей организации утвердить собственную форму документа.

Подтверждение прохождения водителем медосмотра служат отметки в путевом листе , содержащем данные о водителе – ф.и.о. и дата и время осмотра. Путевые листы регистрируются в журнале, и в течение пяти лет эти данные хранятся в организации.

Требования к месту проведения послерейсового и предрейсового медицинского осмотра

Для проведения медицинского осмотра организации необходимо выделить помещение, состоящее как минимум из двух комнат и оснастить их специальным оборудованием. Первая комната нужна для проведения самого осмотра, вторая для исследования биологических сред.

В помещении должны быть:

  • чемоданчик врача для оказания неотложной медицинской помощи;
  • кушетка медицинская;
  • стулья (минимум 2), письменный стол, шкаф для одежды, лампа настольная, сейф;
  • алкотестер, экспресс-тесты на наркотическое и алкогольное опьянение;
  • термометр, устройство для измерения давления;
  • шпатели медицинские;
  • стол для медицинских приборов.

Исправность систем водоснабжения, отопления, освещение – также обязательное условие.

Процедура прохождения медицинского осмотра

В процессе осмотра водителя медицинский работник выясняет его общее самочувствие.

Действия медработника:

  • оценивает реакцию зрачков на свет;
  • обращает внимание на походку;
  • осматривает состояние кожи на наличие следов от инъекций, расчесов;
  • измеряет давление и пульс;
  • обращает внимание на преобладающий фон настроения (апатия, тревога, раздражительность) и в случае значительной выраженности того или иного состояния указывает это в журнале;
  • наблюдает за характером речи водителя.

Во время осмотра имеют значение такие факторы, как возраст водителя, принадлежность к одной из групп риска, условия и характер работы, стаж.

Если в ходе осмотра у специалиста появилось подозрение на наличие алкоголя в крови водителя , он обязан провести тест на трезвость одним из разрешенных способов и в обязательном порядке составить протокол обследования.

Полученные данные служат основание для вынесения одного из следующих заключений:

  • трезв (признаков употребления не выявлено);
  • состояние одурманивания (имеются отклонения в состоянии водителя при отсутствии или сомнительности лабораторного подтверждения);
  • алкогольное опьянение (лабораторное подтверждение);
  • факт употребления алкоголя (запах перегара или алкоголя изо рта водителя, положительный результат теста).

В случае подтверждения подозрений медицинского работника и выявления признаков воздействия лекарственных веществ или иных препаратов, отрицательно сказывающихся на работоспособности, признаков временной нетрудоспособности, проба на наркотики, алкоголь или психотропные вещества дала положительный результат, то водитель не допускается управлению транспортным средством .

При отсутствии признаков заболеваний, жалоб, нарушений режима отдыха и труда, доказательств употребления алкогольных, наркотических или психотропных веществ, водитель имеет право отправляться в рейс. О прохождении медосмотра ставится отметка в путевом листе, указывается точное время и дата, данные и подпись медицинского работника.

Основания для отстранения от работы водителя

Отклонения в состоянии здоровья водителя, являющиеся причинами для отстранения от работы:

  • алкогольное или наркотическое опьянение;
  • нехарактерное для осматриваемого водителя изменение давления;
  • наличие симптомов острого заболевания;
  • уменьшение или повышение частоты сердечных сокращений;
  • обострение хронического заболевания;
  • нахождение под действием психотропных препаратов.

Кто может проводить медицинский осмотр водителей?

Контроль организации медицинского осмотра, осуществляет руководство компании на основе методического руководство территориального лечебно-профилактического учреждения.

ИП или юридические лица могут принять на работу медицинского работника. Проводить подобные осмотры может не каждый врач, а лишь тот, кто получил специальное удостоверение и прошел необходимое обучение. Кроме этого, потребуется организовать медпункт и оборудовать его согласно требованиям.

Если нет возможности взять в штат специалиста, необходимо заключить договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию, разрешающую заниматься такой деятельностью. В этом случае медицинский работник сам будет выезжать в определенное время к месту работы водителей либо водители должны будут проходить осмотр на территории медицинского учреждения.

Дисциплинарную ответственность за качество проведенного медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске к управлению ТС несет медицинский работник.

Правила прохождения медицинских осмотров для водителей установлены Федеральным законом N 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Кто должен проходить периодический медосмотр?

Предрейсовый осмотр обязаны проходить лица, работающими водителями также ИП, управляющие самостоятельно транспортным средством, на котором организовываются перевозки. Под данное требование не попадают водители экстренных служб, выезжающие по вызовам.

Ответственность за неисполнение требований по обязательному медосмотру водителей

Поскольку предрейсовый осмотр – не просто формальность – это важная и необходимая процедура, обеспечивающая безопасность на дороге, за уклонение от проведения предусмотрены серьезные наказания вплоть до привлечения к уголовной ответственности .

Штрафы за нарушение:

  • юридические лица обязуются заплатить до ста тысяч рублей;
  • должностные лица, ответственные за состояние ТС – от двадцати тысяч рублей.

Если в результате серьезной аварии был нанесен вред жизни или здоровью людей, а в ходе проверки выяснится, что водитель не прошел предрейсовый осмотр, тогда виновные лица будут привлечены к уголовной ответственности.

Предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей обеспечивают безопасность движения на дороге и относятся к мероприятиям по охране труда. Обязанность в проведении подобных процедур возложена на работодателя. Для медосмотра организация должна оборудовать специальный кабинет либо обратиться к помощи учреждений, имеющих лицензию, разрешающую заниматься подобной деятельностью. В случае игнорирования подобных требований, администрация организации будет привлечена к уголовной ответственности.

Российское законодательство, регулирующее правила безопасности труда, периодически претерпевает различные изменения и дополнения, направленные на улучшение ситуации в этой сфере. Не являются исключением и правила, касающиеся безопасности труда водителей. Эта категория трудящихся является особой, т.к. их должностные обязанности связаны с эксплуатацией транспортных средств - источников повышенной опасности. Для достижения целей безопасности труда для этой категории работников и в целях снижения опасности в сфере дорожного движения проводятся предрейсовые медосмотры водителей. В 2017 году нововведения в законодательстве, регулирующем правила проведения предрейсовых осмотров, отсутствуют. Однако ранее (в 2015 году) нормативная база, регулирующая соответствующий вопрос, подверглась значительным изменениям. Рассмотрим нормативную базу, регулирующую правила проведения предрейсовых осмотров.

Нормативная база, регулирующая предрейсовые медосмотры водителей

Правила проведения предрейсовых осмотров водителей регулируются:

  • Порядком, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н .

В нормы указанных НПА, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей, в 2017 году нововведения не вносились.

Медосмотр перед рейсом необходим для выявления возможных фактов наличия состояний и заболеваний, негативно влияющих на выполнение должностных обязанностей, связанных с управлением транспортным средством (в т.ч. состояний алкогольного и наркотического опьянения).

Проведение предрейсового осмотра водителей

В 2017 году, равно как и в году предыдущем, проходить предрейсовый осмотр обязаны все лица, исполняющие должностные обязанности шофера. Исключение составляют лишь экстренные службы.

Необходимость организовать проведение предрейсового осмотра является прерогативой работодателя и осуществляется за его счет.

Обязательные предрейсовые осмотры водителей проводятся:

  • либо медицинским персоналом, не находящимся в штате работодателя;
  • либо медицинским персоналом, введенным в штат.

Обязательным требованием для наличия права на проведение такого осмотра является обладание соответствующей лицензией.

В ходе осмотра осуществляются:

  • выявление наличия жалоб у водителя;
  • визуальный осмотр;
  • измерение температуры, артериального давления, пульса;
  • проверка на наличие состояния опьянения.

Предрейсовый осмотр завершается вынесением заключения:

  • о выявлении признаков, не позволяющих водителю выполнять свои должностные обязанности;
  • об отсутствии указанных признаков.

Соответствующие результаты осмотра отражаются в журнале регистрации медицинских осмотров и доводятся до сведения работодателя.

Заключение с выводом о выявлении признаков, не позволяющих водителю выполнять свои должностные обязанности, должно сопровождаться отстранением водителя от работы на основании ч. 1 ст. 76 ТК РФ .

Ответственность за нарушение обязанности проведения предрейсового осмотра

Ответственность в 2017 году по сравнению с предыдущим годом также изменений не претерпела.