Гражданин рф наделяется полномочиями губернатора. Высшее должностное лицо субъекта российской федерации

Сделать выводы о функциях губернатора можно, проанализировав основные полномочия высшего должностного лица субъекта РФ.

Как было отмечен ранее на федеральном уровне законодательное закрепление полномочий отражено в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». На региональным уровне вопрос о полномочиях главы субъекта отражен в конституциях или уставах субъекта и в иных нормативных правовых актах. Так, в Красноярском крае полномочиям губернатора края посвящена ст. 85 Устава Красноярского края.

Проанализировав ряд статей, ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обобщенно функции губернатора субъекта Федерации могут быть сведены к следующим:

  • 1. Законодательная функция - обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; обладает правом законодательной инициативы; издает акты высшего должностного лица;
  • 2. Представительская функция - представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
  • 3. Руководящая функция по формированию органов государственной власти субъекта Федерации и руководству его системой исполнительных органов (формирует и руководит высшим исполнительным органом субъекта Федерации, принимает решение о его отставке; назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы администрации (правительства), министров и руководителей иных органов исполнительной власти, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности; утверждает половину состава членов избирательной комиссии субъекта; представляет на утверждение законодательного органа кандидатуру представителя исполнительной власти в Совете Федерации Федерального Собрания РФ);
  • 4. По участию в системе «сдержек и противовесов» (вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Федерации его конституцией (уставом); вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации с правом совещательного голоса; согласует кандидатуры прокурора, мировых судей и т.д.);
  • 5. Координационная функция - обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации с иными его органами государственной власти и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Таким образом, выявив ряд основных функций губернатора как высшего должностного лица субъекта РФ, рассмотрим на основании предложенной сетки функции губернатора Красноярского края.

Законодательная функция губернатора Красноярского края заключается в том, что согласно пп. «в» п. 3 ст. 90 Устава Красноярского края, губернатор обнародует либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием края, в предусмотренном Уставом и законами края порядке. Губернатор Красноярского края вправе отменять правовые акты Правительства края, иных органов исполнительной власти края или приостанавливать их действие с указанием мотивов (обоснованием) принятого решения. А так же вправе отозвать проект закона края, внесенный в Законодательное Собрание края Правительством края. Следовательно, можно сделать однозначный вывод, что функции губернатора в законодательной жизни края велика, так как во многом от него зависит «жизнь» законопроектов, а соответственно и определяется будут ли нормы, прописанные в том или ином законе действовать в обществе.

Представительские функции выражаются в пп «а» п. 3 ст. 90 Устава Красноярского края, гласящая о том, что губернатор Красноярского края представляет край в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает при этом договоры и соглашения от имени края.

Таким образом, что губернатор Красноярского края является ключевой фигурой в системе региональных органов государственной власти, так как представляет субъект Российской Федерации в отношениях со всеми уровнями власти и федеральными и региональными и с органами местного самоуправления.

Руководящие функции по формированию органов государственной власти состоят в том, что именно губернатор

  • - определяет структуру органов исполнительной власти края.
  • - формирует Правительство края и он же принимает решение об отставке Правительства края;
  • - формирует Администрацию Губернатора края;
  • - назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей Губернатора края, заместителей Губернатора края, руководителей иных органов исполнительной власти края, а также иных должностных лиц
  • - руководит органами исполнительной власти края, подчиненными Губернатору края в соответствии со структурой органов исполнительной власти края;
  • -назначает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Правительства края
  • - назначает половину членов Избирательной комиссии края с правом решающего голоса Устав Красноярского края от 05.06. 2008 г. № 5-1777// «Краевой вестник», № 1, 11.06.2008 г. .

Таким образом, губернатор в соответствии с Уставом Красноярского края, принятым Законодательным Собранием Красноярского края 5 июня 2008 года, является высшим должностным лицом края и возглавляет исполнительную власть края.

Координационные функции состоят в том, что губернатор использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти края, органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления, партиями, движениями и иными общественными объединениями, предприятиями и иными организациями;

Из всего изложенного следует, что губернатор Красноярского края является ключевым звеном в системе как исполнительных, так и в целом государственных органов власти субъекта, что в первую очередь обусловлено федеральным законодательством. И как видно из вышепредставленного анализа функции губернатора весьма значимы и в законодательной сфере и конечно неоспоримы в области исполнительной власти.

Так же необходимо подчеркнуть, что основные направления деятельности губернатора субъекта Российской Федерации осуществляются на основе принципов, к которым можно отнести:

  • 1) принцип законности и конституционности в организации и деятельности института губернатора;
  • 2)принцип профессионализма губернатора, включающий требование профессиональной этики;
  • 3) принцип гласности, обеспечивающий информированность населения данного субъекта Российской Федерации о работе губернатора;
  • 4) принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности губернатора, выражающийся в подчиненности и подотчетности губернатора Президенту Российской Федерации;
  • 5) принцип координации в функционировании губернатора, выражающийся во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации; 6) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

губернатор должностное лицо российский

(высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

В настоящее время высшие государственные должности в разных субъектах Российской Федерации именуются по-разному - президент Республики , председатель правительства Республики, глава Республики, губернатор края (области, города федерального значения, автономной области), глава администрации (губернатор), мэр Москвы .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Кто освобождается от Военных Сборов

    ✪ Весь смысл аферы Российской Федерации за 3 минуты!

Субтитры

История

В Царской России функции глав территорий (губерний) исполняли царские наместники и губернаторы, в советское время - формально председатели исполнительных комитетов региональных советов, а по сути первые секретари партийных комитетов [ ] . В 1991 году введены должности глав администраций краев, областей, автономных округов, мэров Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга), в некоторых республиках - должности Президента. В 1992-1996 их степень легитимности различалась: одни назначались Президентом России, другие избирались населением. В 1995 году был принят закон, согласно которому все главы субъектов Российской Федерации должны были избираться населением, а в 1996 году Конституционный суд указал, что глава субъекта Российской Федерации не может назначаться законодательным органом. В течение десяти лет (1995-2004) во всех регионах России не менее двух раз проводились выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. В 1999 году было введено требование, согласно которому одно и то же лицо не может избираться более двух раз подряд, однако оно в полной мере так и не было реализовано.

В 2004 году по инициативе Президента России В. В. Путина избрание высших должностных лиц было изменено на назначение законодательными органами по представлению Президента России . Действующие главы субъектов Российской Федерации получили возможность обратиться к президенту с просьбой о переназначении. Конституционный суд в 2005 году подтвердил конституционность назначения глав субъектов Российской Федерации, фактически пересмотрев свою правовую позицию 10-летней давности . В течение 2005-2006 большинство глав субъектов РФ были переназначены, в некоторых субъектах РФ назначены новые руководители. До сих пор не было ни одного случая отклонения законодательным собранием кандидатуры, внесенной Президентом России.

В 2009 году был принят ряд поправок к порядку наделения полномочиями глав субъектов РФ. В ноябре 2010 года Госдума приняла в первом чтении поправки, исключающие для глав субъектов РФ возможность именоваться президентами.

Согласно ст.18 ч.5 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гражданин Российской Федерации может быть наделён полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет.

Порядок наделения полномочиями

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ФЗ от 6.10.1999 № 184-ФЗ, ст. 18, п. 3), либо же депутатами законодательного (представительного) органа субъекта РФ по предложению Президента РФ (там же, ст. 18, п. 3.2). Порядок выборов (или же избрания депутатами) устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ в соответствии с федеральным законодательством
На должность могут баллотироваться граждане России старше 30 лет, обладающие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. В случае прямых выборов кандидата должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов муниципальных образований (точная цифра варьируется в зависимости от закона субъекта Федерации), поставив нотариально заверенную подпись. Каждый парламентарий может поддержать только одного кандидата. В случае избрания депутатами кандидаты выдвигаются Президентом РФ по предложениям:

  • партий, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в действующем на день внесения Президенту Российской Федерации указанных предложений законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации
  • партий, федеральные списки кандидатов которых были на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущены к распределению депутатских мандатов.

Каждая вышеуказанная партия вправе предложить не более трех кандидатур, имеющих право быть избранным на должность высшего должностного лица субъекта РФ, при этом выдвижение кандидата политической партией не связано его партийной принадлежностью (согласно п. 3.2 ст. 18 ФЗ от 6.10.1999 № 184-ФЗ: «Политическая партия вправе предложить Президенту Российской Федерации в качестве кандидатуры на указанную должность лицо, являющееся членом данной или иной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии.»)

Порядок отстранения от должности

Отзыв высшего должностного лица субъекта РФ возможен на референдуме , для созыва которого необходимо не менее 25% подписей жителей субъекта Федерации. Для осуществления импичмента необходимо набрать на референдуме не менее 50% голосов избирателей, зарегистрировавшихся в регионе.

Глава 5. ГУБЕРНАТОР ОБЛАСТИ

Статья 35. Губернатор области

Губернатор области является высшим должностным лицом области и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти области - Правительства области.
(в ред. закона Вологодской области от 27.06.2017 N 4161-ОЗ)

Статья 36. Выборы, вступление в должность Губернатора области

(в ред. закона Вологодской области от 28.06.2012 N 2793-ОЗ)

1. Губернатор области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Губернатором области может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

3. Порядок проведения выборов Губернатора области определяется законом области.

4. Губернатор области вступает в должность не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов с момента принесения им населению области присяги на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу области следующего содержания:

"Вступая в должность Губернатора Вологодской области, клянусь добросовестно исполнять обязанности Губернатора области, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы населения области, соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Вологодской области".

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного Собрания области, председателя Избирательной комиссии области. На церемонию принесения присяги приглашаются представители судов, расположенных на территории области, прокуратуры области, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области, органов местного самоуправления области, политических партий, общественных движений и организаций.

Статья 37. Срок полномочий Губернатора области

Часть 1 статьи 37 не распространяется на избранного до вступления в силу настоящего Устава Губернатора области (пункт 1 статьи 84 данного документа).

1. Срок полномочий Губернатора области составляет 5 лет.

2. Исключена. - Закон Вологодской области от 06.12.2001 N 732-ОЗ.

2 1 . Одно и то же лицо не может замещать должность Губернатора области более двух сроков подряд.
(часть 2 1 введена законом Вологодской области от 28.06.2012 N 2793-ОЗ)

3. Срок полномочий Губернатора области исчисляется со дня вступления в должность.

4. Полномочия Губернатора области прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Губернатора области, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом.
(часть 4 в ред. закона Вологодской области от 28.06.2012 N 2793-ОЗ)

Статья 38. Основные полномочия Губернатора области

1. Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель Правительства области:

а) представляет область лично или через уполномоченных им представителей в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;

в) представляет в Законодательное Собрание области проект областного бюджета, проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, публикует проект областного бюджета;
(в ред. законов Вологодской области от 29.01.2004 N 996-ОЗ, от 23.06.2005 N 1299-ОЗ, от 31.01.2018 N 4298-ОЗ)

г) представляет в Законодательное Собрание области ежегодный отчет об исполнении областного бюджета, сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ области, ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития области; представляет Законодательному Собранию области не позднее 1 июля, следующего за отчетным, ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием области;
(ред. законов Вологодской области от 29.01.2010 N 2207-ОЗ, от 27.05.2010 N 2299-ОЗ, от 05.04.2016 N 3903-ОЗ, от 31.01.2018 N 4298-ОЗ, от 08.05.2018 N 4344-ОЗ)

г 1) ежегодно не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, представляет в Законодательное Собрание области обязательный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Вологодской области и учредителем которых является Вологодская область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций;
(п. "г 1 " введен законом Вологодской области от 08.11.2018 N 4428-ОЗ)

д) ежемесячно представляет Законодательному Собранию области информацию об исполнении областного бюджета;

е) информирует Законодательное Собрание области об исполнении законов области;

ж) формирует высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство области, руководит Правительством области, принимает решение об отставке Правительства области;
(в ред. законов Вологодской области от 23.06.2005 N 1299-ОЗ, от 27.06.2017 N 4161-ОЗ)

з) осуществляет полномочия по внутриорганизационному управлению и функции руководителя Правительства области как юридического лица;

и) вправе требовать созыва внеочередной сессии Законодательного Собрания области, а также созывать Законодательное Собрание области очередного созыва на первую сессию Законодательного Собрания области ранее установленного срока;

к) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области при наличии оснований и в порядке, определенных действующим законодательством;
(в ред. закона Вологодской области от 29.01.2004 N 996-ОЗ)

л) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания области с правом совещательного голоса;

м) дает заключения по проектам нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством;

н) подписывает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд области, договоры и соглашения от имени Правительства области, договоры от имени Правительства области о предоставлении областных государственных гарантий, договоры, заключаемые в связи с предоставлением областной государственной гарантии, а также соглашения с федеральными органами государственной власти о предоставлении межбюджетных трансфертов;
(п. "н" в ред. закона Вологодской области от 22.11.2011 N 2657-ОЗ)

н.1) определяет порядок подготовки органами исполнительной государственной власти области проекта договора о разграничении полномочий, направляет проект договора о разграничении полномочий в Законодательное Собрание области, подписывает договоры о разграничении полномочий, соглашения с федеральными органами исполнительной власти, в том числе о передаче осуществления части полномочий органов исполнительной государственной власти области, а также договоры, соглашения от имени области как субъекта Российской Федерации;
(п. "н.1" введен законом Вологодской области от 22.11.2011 N 2657-ОЗ)

н(2) вправе направлять мотивированное обращение об изъятии полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в случаях, указанных в абзацах третьем, четвертом пункта 7(2) статьи 26(3) Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
(п. "н(2)" введен законом Вологодской области от 03.05.2018 N 4331-ОЗ)

н(3) вправе инициировать совместное обращение с руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти об изъятии полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в случае, указанном в абзаце пятом пункта 7(2) статьи 26(3) Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
(п. "н(3)" введен законом Вологодской области от 03.05.2018 N 4331-ОЗ)

о) учреждает государственные награды области, почетные звания области, государственные премии области, награждение которыми (присуждение которых) осуществляется Губернатором области, награждает государственными наградами области, присуждает почетные звания области, государственные премии области;
(п. "о" в ред. закона Вологодской области от 13.12.2007 N 1711-ОЗ)

п) осуществляет руководство гражданской обороной на территории области, в том числе по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
(п. "п" в ред. закона Вологодской области от 23.06.2005 N 1299-ОЗ)

р) вправе обращаться в Законодательное Собрание области с предложениями о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания области либо об их отмене, вправе обжаловать в судебном порядке постановления Законодательного Собрания области;

с) подписывает запросы и ходатайства в Конституционный Суд Российской Федерации;
(в ред. законов Вологодской области от 29.01.2004 N 996-ОЗ, от 23.06.2005 N 1299-ОЗ)

т) вправе обращаться в суды;
(п. "т" введен законом Вологодской области от 29.01.2004 N 996-ОЗ)

у) определяет структуру исполнительных органов государственной власти области;
(п. "у" введен законом Вологодской области от 29.01.2004 N 996-ОЗ; в ред. закона Вологодской области от 23.06.2005 N 1299-ОЗ)

ф) согласовывает назначение должностных лиц территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствии с федеральным законодательством;

х) назначает половину состава избирательной комиссии области;

ц) решает вопросы о представительстве Губернатора области в Федеральном Собрании Российской Федерации, при Президенте Российской Федерации, Правительстве Российской Федерации, в Северо-Западном федеральном округе, Законодательном Собрании области;

ч) при необходимости, в пределах своей компетенции, назначает представителей в иных органах государственной власти, в других субъектах Российской Федерации, а также международных, экономических организациях;

ш) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной государственной власти области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной государственной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
(п. "ш" введен законом Вологодской области от 23.06.2005 N 1299-ОЗ)

ш 1) вправе вносить в Законодательное Собрание области предложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в Вологодской области;
(пп. ш 1 в ред. закона Вологодской области от 08.06.2015 N 3674-ОЗ)

ш 2) назначает на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с учетом мнения предпринимательского сообщества;
(п. ш 2 введен законом Вологодской области от 30.05.2013 N 3052-ОЗ)

ш 3) досрочно прекращает полномочия уполномоченного по защите прав предпринимателей в Вологодской области по представлению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо с его согласия;
(п. ш 3 введен законом Вологодской области от 30.05.2013 N 3052-ОЗ)

щ) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

2. Губернатор области как высшее должностное лицо и руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области имеет первого заместителя Губернатора области, председателя Правительства области и заместителей Губернатора области. Количество заместителей и распределение обязанностей между первым заместителем Губернатора области, председателем Правительства области и заместителями Губернатора области устанавливается решением Губернатора области.

3. Губернатор области может поручать выполнение отдельных функций, за исключением функций, относящихся к полномочиям, предусмотренным пунктами "б" - "г", "ж", "и" - "л", "н(1)" - "с", "у" - "ч", "щ" части 1, частью 2 настоящей статьи, вторым предложением части 1 статьи 67 настоящего Устава, первому заместителю Губернатора области, председателю Правительства области; заместителям Губернатора области, другим должностным лицам органов исполнительной государственной власти области.
(в ред. законов Вологодской области от 01.04.2013 N 3021-ОЗ, от 27.06.2017 N 4161-ОЗ)

4. Губернатор области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Статья 39. Досрочное прекращение полномочий Губернатора области

1. Полномочия Губернатора области прекращаются досрочно в случае:

а) его смерти;

б) исключен. - Закон Вологодской области от 23.06.2005 N 1299-ОЗ;

б) его отставки по собственному желанию;

в) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральными законами, в том числе в связи с выражением недоверия Законодательным Собранием области;

г) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

д) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

е) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

ж) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

з) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
(в ред. закона Вологодской области от 20.11.2006 N 1516-ОЗ)

и) отзыва избирателями, зарегистрированными на территории области, на основании и в порядке, установленных федеральными законами и принятым в соответствии с ними законом области.
(п. "и" введен законом Вологодской области от 28.06.2012 N 2793-ОЗ)

2. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области принимается Законодательным Собранием области по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами "а", "б", "в" части 1 настоящей статьи. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора области в случае, предусмотренном пунктом "а" части 1 настоящей статьи, принимается Законодательным Собранием области.
(в ред. законов Вологодской области от 23.06.2005 N 1299-ОЗ, от 30.03.2006 N 1433-ОЗ, от 13.12.2007 N 1711-ОЗ)

Статья 40. Ограничения, связанные с осуществлением полномочий Губернатора области

(в ред. закона Вологодской области от 27.06.2008 N 1810-ОЗ)

Губернатор области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Вологодской области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Ограничения, установленные настоящей статьей в части, касающейся замещения должностей федеральной государственной службы, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации.
(в ред. закона Вологодской области от 27.02.2009 N 1964-ОЗ)

Губернатор области не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Временное исполнение обязанностей Губернатора области

1. В случаях, предусмотренных федеральными законами, исполнение обязанностей Губернатора области осуществляется временно исполняющим обязанности Губернатора области, назначенным Президентом Российской Федерации.
(часть 1 в ред. закона Вологодской области от 28.06.2012 N 2793-ОЗ)

2. Должностное лицо, временно исполняющее обязанности Губернатора области, в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, не вправе:

а) формировать и распускать высший исполнительный орган государственной власти области - Правительство области;

б) утверждать и изменять структуру органов исполнительной государственной власти области;
(в ред. закона Вологодской области от 23.06.2005 N 1299-ОЗ)

в) вносить предложения об изменении Устава области и (или) дополнении в Устав области;
(в ред. законов Вологодской области от 23.06.2005 N 1299-ОЗ, от 22.11.2011 N 2657-ОЗ)

г) принимать решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области.

3. В случаях временного отсутствия Губернатора области, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, его обязанности исполняет первый заместитель Губернатора области, председатель Правительства области, а в случае его временного отсутствия - один из заместителей Губернатора области, уполномоченный Губернатором области.
(в ред. законов Вологодской области от 01.04.2013 N 3021-ОЗ, от 27.06.2017 N 4161-ОЗ)

4. Должностное лицо, исполняющее обязанности Губернатора области в случаях его временного отсутствия, не вправе совершать действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, частью 2 статьи 38, вторым предложением части 1 статьи 67 настоящего Устава, а также не вправе подписывать от имени области как субъекта Российской Федерации договоры государственно-правового характера, договоры о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной исполнительной власти области, подписывать и обнародовать (официально опубликовывать) законы области либо отклонять законы области.
(в ред. законов Вологодской области от 29.01.2004 N 996-ОЗ, от 22.11.2011 N 2657-ОЗ)

выписка

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
УСТАВ

Глава 6. ГУБЕРНАТОР

Статья 24

1. Губернатор является высшим должностным лицом области и Председателем Правительства.

2. Губернатор избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Нижегородской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Губернатором может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

3. Губернатор не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы области, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Губернатор не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

На Губернатора распространяются ограничения и запреты, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

4. Губернатор представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме справки, установленным Президентом Российской Федерации.

5. Губернатор не вправе отказаться от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

6. Губернатору, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Статья 25

1. Губернатор избирается на срок пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий Губернатора исчисляется со дня его вступления в должность.

2. Выборы Губернатора проводятся в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Уставом и законом области.

3. (Часть 3 утратила силу согласно Закону области от 04.06.2012 № 59-З)

3 . (Часть 3 введена Законом области от 07.05.2010 № 69-З); (Часть 3 утратила силу согласно Закону области от 04.06.2012 № 59-З)

4. При вступлении в должность Губернатор приносит следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий высшего должностного лица - Губернатора Нижегородской области соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Нижегородской области, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности, приложить все силы и знания для обеспечения благосостояния жителей области, прав и свобод человека и гражданина.».

5. Губернатор считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

Статья 26

1. Губернатор:

1) представляет область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) представляет область при осуществлении внешнеэкономических связей;

3) подписывает от имени области договоры и соглашения;

4) обладает правом законодательной инициативы в Законодательном Собрании;

5) подписывает и обнародует законы области путем их официального опубликования либо отклоняет законы области, принятые Законодательным Собранием;

6) формирует и возглавляет Правительство в соответствии с законодательством области, принимает решение о его отставке;

6) формирует и возглавляет Региональный совет Нижегородской области;

7) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти области с Законодательным Собранием и иными государственными органами области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

8) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;

8 ) представляет в Законодательное Собрание ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием;

9) вправе участвовать в работе Законодательного Собрания с правом совещательного голоса;

10) досрочно прекращает полномочия Законодательного Собрания в случаях, предусмотренных федеральным законом;

11) определяет структуру органов исполнительной власти области в соответствии с настоящим Уставом;

12) назначает первых заместителей Губернатора, заместителей Губернатора, первых заместителей Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, министров, руководителей органов исполнительной власти области, не являющихся членами Правительства, их заместителей и освобождает указанных лиц от должности;

13) в случаях и порядке, установленных федеральным законом, принимает решение об отрешении от должности глав муниципальных образований или глав местных администраций;

14) подписывает договор о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области и направляет его Президенту Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, а также подписывает соглашение с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части полномочий;

15) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.

2. В случаях, когда Губернатор в связи с болезнью, отпуском или командировкой не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из первых заместителей Губернатора, а в случае их отсутствия - один из заместителей Губернатора, а при их отсутствии - один из первых заместителей Председателя Правительства в соответствии с указом Губернатора, за исключением случая, когда в соответствии с федеральным законом Президентом Российской Федерации назначается временно исполняющий обязанности Губернатора.

Статья 27

1. Полномочия Губернатора прекращаются досрочно в случае:

1) его смерти;

2) его отставки по собственному желанию;

3) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием в соответствии с федеральным законом;

4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей (в том числе по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации), а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

10) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории Нижегородской области, на основании и в порядке, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и принятым в соответствии с ним законом области.

2. Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора принимается Законодательным Собранием по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1−4 части 1 настоящей статьи.

3. Законодательное Собрание вправе выразить недоверие Губернатору в случае:

1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу и законам области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Губернатор не устранил указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Губернатором Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов области, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

3) ненадлежащего исполнения Губернатором своих обязанностей.

4. Решение Законодательного Собрания о недоверии Губернатору принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов и в течение пяти дней направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Губернатора от должности.

5. Решение Президента Российской Федерации об отрешении Губернатора от должности влечет за собой отставку возглавляемого им Правительства. В случае отставки Правительства оно продолжает действовать до сформирования Правительства в новом составе.

6. Назначенный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством временно исполняющий обязанности Губернатора не вправе:

1) распускать Законодательное Собрание;

2) вносить законопроекты о поправках к Уставу области;

3) требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание на первое заседание.

7. На временно исполняющего обязанности Губернатора распространяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», обязанности, ограничения и запреты, установленные указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в целях противодействия коррупции.

Губернатор области осуществляет следующие полномочия:
1. Обеспечивает и защищает права и свободы граждан, проживающих и временно находящихся на территории области, законность и правопорядок.
2. Представляет Кировскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей.
3. Определяет порядок подготовки органами исполнительной власти области проекта договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Кировской области (далее - договор о разграничении полномочий) до его внесения в федеральные органы государственной власти, подписывает договоры о разграничении полномочий и соглашения о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Кировской области, а также подписывает договоры и соглашения от имени области, поручает иным лицам выступать от имени и в интересах области в порядке, установленном действующим законодательством.
4. Обладая правом законодательной инициативы, представляет Законодательному Собранию области на утверждение проект областного бюджета, отчет о его исполнении, проекты программ социально-экономического развития области, проекты долгосрочных областных целевых программ, законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Кировской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, либо заключения по ним, а также иные проекты нормативных правовых актов.
5. Подписывает Устав области, законы области либо мотивированно отклоняет их, обнародует подписанные законы в порядке, предусмотренном Уставом области и законом области.
51. Принимает в пределах своих полномочий правовые акты, дает поручения органам исполнительной власти области и осуществляет контроль за их исполнением.
6. Формирует Правительство области в соответствии с Уставом и законами области и принимает решение об отставке Правительства области.
7. Возглавляет Правительство области и руководит его деятельностью в порядке, установленном законом области.
8. Определяет основные направления деятельности Правительства области.
9. Подписывает акты Правительства области.
10. Определяет структуру органов исполнительной власти Кировской области в соответствии с Уставом области.
101. Обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти области с иными органами государственной власти области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовать взаимодействие органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
11. Участвует в работе Законодательного Собрания области с правом совещательного голоса либо направляет своего полномочного представителя.
12. Вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания области, а также созывать его на первое заседание ранее срока, установленного Уставом области.
13. Принимает решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания области в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.
14. Вправе обратиться в Законодательное Собрание области с предложением о внесении изменений и дополнений в постановления Законодательного Собрания либо об их отмене.
15. Обжалует постановления Законодательного Собрания в судебном порядке.
16. Назначает представителя в состав Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от исполнительного органа государственной власти Кировской области.
17. Согласовывает назначение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством.
18. Формирует консультативные и совещательные органы при Губернаторе и утверждает положения о них.
19. Отрешает от должности глав муниципальных образований в случае и порядке, предусмотренном федеральным законом.
20. Вносит представления о награждении государственными наградами Российской Федерации на рассмотрение Президенту Российской Федерации. По поручению Президента Российской Федерации и от его имени вручает государственные награды Российской Федерации, а также вручает награды Кировской области.
21. Обращается к Законодательному Собранию области с ежегодными посланиями о социально-экономическом положении области.
22. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.
Губернатор области при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Устав и законы области, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Губернатор Кировской области ВАСИЛЬЕВ Игорь Владимирович:

осуществляет общее руководство деятельностью Правительства Кировской области, администрации Губернатора и Правительства Кировской области, управления массовых коммуникаций Кировской области, контрольного управления Губернатора Кировской области, организует работу Правительства Кировской области;

ведет вопросы:

формирования структуры и организации деятельности органов исполнительной власти области, кадровой политики, управления и распоряжения средствами областного бюджета, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, общей организации международного и регионального сотрудничества, координации взаимодействия Губернатора Кировской области и органов исполнительной власти Кировской области со средствами массовой информации, представления граждан к государственным наградам Российской Федерации и применения в установленном порядке других форм поощрения граждан, обеспечения проведения политики в области государственной службы и кадров, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, противодействия терроризму, экстремизму, обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, мобилизационной подготовки и мобилизации, организации призыва граждан Российской Федерации на военную службу, защиты информации и государственной тайны, противодействия коррупции, гражданской обороны, пожарной безопасности и защиты населения и территорий Кировской области от чрезвычайных ситуаций;

организует взаимодействие с:

Кировским областным судом,
Арбитражным судом Кировской области,
Вторым арбитражным апелляционным судом,
военным комиссариатом Кировской области,
Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кировской области,
прокуратурой Кировской области,
Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Кировской области,
главным федеральным инспектором по Кировской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе,
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области,

Общественной палатой Кировской области,
правозащитными организациями,

территориальными органами:

Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
Министерства юстиции Российской Федерации,
Федеральной службы исполнения наказаний,
Федеральной службы охраны Российской Федерации,
Федеральной службы судебных приставов,
Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации,

территориальными органами федеральных органов исполнительной власти:
Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Кировской области,
Кировским отделением Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации в г. Нижнем Новгороде,
Кировским областным таможенным постом Нижегородской таможни,
федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными этим министерствам;
осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.